Некоторые секреты обучение «особых» детей

Многие дети, поступающие в школу, обнаруживают первоначальное отсутствие всякого интереса к обучению, равнодушие непонимание, а иногда и негативное отношение к занятиям, агрессию к окружающим детям. Многие приходят без активной речи и с ограниченным пониманием обращённой речи, так же много детей с множественными нарушениями (нарушения слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата и т.д.)

С учётом этих особенностей выделяются приоритетные направления коррекционно-развивающей работы:

- укрепление и охрана здоровья, физическое развитие ребенка;

- формирование и развитие коммуникативной и когнитивной функции речи;

- формирование и развитие продуктивных видов деятельности, социального поведения, коммуникативных умений;

- расширение социальных контактов, нравственного поведения, знаний о себе, о других людях, об окружающем мире;

- формирование на доступном уровне простейших навыков счёта, чтения, письма, знаний о природе, основ безопасной жизнедеятельности;

- развитие творческих умений средствами предметной и игровой деятельности.

Очень важно, чтобы учебные занятия способствовали формированию навыков поведения в обществе, развитию активности и уровня коммуникабельности детей с любыми трудностями, в т. ч. и выраженными. Учитель должен пробудить интерес к занятиям, от этого во многом зависит успешность обучения. Как показывает практика, развитие познавательной деятельности у детей со значительными трудностями в обучении, обеспечивается лишь тогда, когда обучение на уроке идет на основе наглядности и практической деятельности с реальными предметами. Поэтому наряду с традиционными формами обучения мы используем и нетрадиционные. Нестандартные уроки обычно завершают изучение темы, либо начинают новую. Такие уроки помогают учителю повышать интерес учащихся к занятиям.

Нестандартные уроки занимают значительное место в обучении детей со сложными нарушениями.  В основе уроков лежит игровая деятельность и разные виды деятельности обучающихся.  В ходе разных видов деятельности меняется характер, взаимоотношения между учащимися, возрастает активность  и творческая самостоятельность. Главное на таких занятиях – максимальное вовлечение учащихся в активную деятельность, выявление скрытых возможностей.

Но для достижения обучающего результата урок должен быть познавательным и занимательным, а не развлекательным. В условиях специальной (коррекционной) школы находят применение таки формы уроков, как урок-праздник, урок-викторина, урок-сказка, урок-игра, урок-путешествие и др. Познавательная активность учащихся на таких уроках значительно повышается, поскольку такие уроки нравятся детям.  

Очень важно, что все предметы связаны друг с другом по форме и по содержанию, на каждом уроке одной из задач является расширение социальных представлений и социальных навыков обучающихся, уточнение представлений об окружающем мире (природа, социум, материальные культура, далее – духовная культура).

При составлении плана урока мы учитываем возрастные и психологические особенности развития учеников, поэтому уроки проходят в атмосфере творчества, сотрудничества и показывают хорошую результативность. Ребята на занятиях более активны, общительны, чем во время проведения обычных уроков. Га уроках используются виды заданий,  игр, элементов театрализованной деятельности, ручного труда, рисования, направленные на установление положительного эмоционального контакта между всеми участниками группы, формируют положительные качества личности детей, устойчивый интерес к учению, снимают напряжения, скованность. Дети учатся сдерживать свои желания, развивается чувство ответственности перед товарищами, воспитываются волевые качества. Такие уроки эмоционально насыщенны, что делает их особенно   привлекательными для детей.

Вовлекая особого ребёнка в творческий процесс, мы способствуем коррекции мотивационной сферы, чувствования, эмоционального реагирования. Для закрепления знаний, умений, навыков обучающихся используется вариативное и частое повторение (повторение, не повторяясь). Эта необходимость обусловлена, характерными трудностями в восприятии (замедленность, узость, фрагментарность) и медленное усвоение материала (недостаточность осознания материала, слабая целеустремленность к активному запоминанию, нежелание вспоминать ранее пройденное). Кроме того, повторение пройденных понятий на новых объектах дает возможность развития логического мышления, переноса действий в новую ситуацию по аналогии.

Оречевление собственной деятельности учениками – ещё один  из часто применяемых на уроках приёмов. Например, словесный отчет о выполненной практической работе, который стимулирует детей к последовательному рассказу и формированию коммуникативной функции речи.

Тутринова А.Н., учитель группы «Особый ребёнок» (1, 2-й год обучения)