Взаимодействие логопеда и родителей, или почему необходимо обращаться к логопеду?

Бесспорно, каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог добиться большего, нежели он сам, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывался о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно и красиво. Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. К сожалению, число детей, которым необходимы специальные коррекционно-образовательные, лечебно-педагогические услуги, не имеет тенденции к сокращению, напротив, их количество увеличивается. Поэтому оказание коррекционно-педагогической помощи детям с речевой патологией требует высокой профессиональной подготовленности, где залог успешности логопедического воздействия зависит не только от квалифицированной работы логопеда, но и от всех участников коррекционного процесса: педагогов, родителей и других членов семьи.

Однако, очень часто можно констатировать тот факт, что родители не уделяют должного внимания работе с детьми по преодолению какого-либо речевого дефекта у ребёнка. На наш взгляд, это связано со следующими причинами:

 неведение и неосознанное восприятие проблем речевого развития детей;

 мало уделяют внимания развитию и воспитанию своих детей, переложив всю ответственность на плечи школы;

 низкий уровень или отсутствие педагогических знаний у родителей;

Но время, благоприятное для коррекционной работы, проходит, а дефекты речи остаются. При этом очевидно, что именно помощь родителей обязательна и чрезвычайно ценна. Потому что, во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребёнка и, во-вторых, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе живого, непосредственного общения с ребёнком.

Мы строим своё общение с родителями, на основе принципа «Родитель – не гость, а полноправный член команды», так как у нас с ними одна общая задача – воспитание высоконравственной личности.

Речь – высшая психическая функция, формирующаяся в течение всей жизни. Это исключительно человеческая функция, ее значение в жизни человека переоценить невозможно. Поэтому так важно еще в детском возрасте предупредить задержки и нарушения речи, при наличии речевых патологий как можно скорее приступить к их преодолению, поскольку нарушения речи в значительной степени отражаются на психическом здоровье ребенка, ограничивая его возможности: затрудняется общение с окружающими, неправильно формируются познавательные процессы, затрудняются усвоение чтения и письма, а вследствие этого и других школьных навыков и знаний. Как реакция на дефект изменяются черты характера – появляется замкнутость, неуверенность в себе, негативизм. Преодоление и предупреждение речевых нарушений способствуют гармоническому развитию творческих сил личности.

         Развитие речи в жизни человека проходит ряд этапов, время возникновения каждого этапа очень индивидуально, но тем не менее существуют условные нормы речевого развития. И в норме речевого развития считается, что к 5 годам ребенок должен правильно произносить все звуки, строить грамотно оформленную фразу (изъяснять свои желания, потребности, вести диалог, делать умозаключения). Но это в идеале. Мы работаем с детьми, имеющими отклонения в речевом развитии в различной степени тяжести, начиная от легкого нарушения речи, заканчивая ее полным отсутствием.

И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются? Очень многие считают, что логопеды – это те, кто «учит правильно говорить звук Р». Конечно, частично эти люди правы, но это далеко не всё, чем занимается логопед.

Да, мы учим правильно произносить звуки (и не только Р), но вместе с этим мы развиваем связную речь, мелкую и общую моторику, учим правильно обобщать предметы, различать на слух разные звуки и сравнивать их, развиваем связную речь. Начиная со второго класса, помогаем тем ученикам, кто затрудняется в усвоение навыков чтения и письма из-за специфических нарушений устной и письменной речевой деятельности, зрительно-пространственного восприятия, слухоречевого гнозиса, речедвигательных трудностей, несформированности двигательной сферы.

Возможно, вы спросите: а зачем это надо? Но ведь каждая мама и каждый папа хочет, чтобы его ребёнок был самым лучшим и, конечно же, хорошо учился в школе. А если он не умеет красиво и правильно рассказывать – трудно будет учить историю, литературу, географию, словом, все те науки, которые требуют пересказа.
Не умеет различать на слух звуки – возникнут трудности с русским языком, будет путать буквы на письме, сложно будет научиться читать. Не развиты пальчики – трудно будет вообще научиться писать.
Не умеет обобщать – возникнут проблемы с мышлением, а значит и с математикой.

Когда ребенок приходит учиться в школу, то в процессе обучения начинает активно формироваться письменная речь. Проблема нарушения письменной речи у школьников – одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из цели начального обучения превращается в средство дальнейшего получения знаний учащимися. И поскольку наши дети имеют ту или иную степень нарушения речи, то процессы овладения чтением и письмом отстают и доставляют большие затруднения. Вы наблюдали в письменных работах своих детей следующие ошибки: пропуски, замены, нарушение порядка букв, как говорит так и пишет, слитное написание слов с предлогами, неустойчивый почерк, не использует изученные правила, не разделяет предложения, очень медленный темп письма, и др.? Так вот это чисто логопедические проблемы, которые должны решаться в тесном союзе учителя, логопеда и родителей, которые в домашних условиях закрепляют приобретенные навыки.

Взаимодействие учителя-логопеда и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития школьников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие «взаимодействия с семьёй» нельзя путать с понятием «работа с родителями», хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие обязательно подразумевает контроль, или обратную связь и включает в себя:

 - повышение педагогической культуры родителей как основы совершенствования полноценного развития ребенка;

- вовлечение родителей в коррекционно-образовательный процесс,

- их заинтересованное участие в коррекционно-педагогической деятельности важно не потому, что этого хотят учителя, а потому, что это необходимо для развития их собственного ребенка.

Во «Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей» говорится: «Дети мира невинны, уязвимы и зависимы. Они также любознательны, энергичны и полны надежд. Их время должно быть временем радости и мира, игр, учебы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии и сотрудничестве...». На гармонии и сотрудничестве должны строить свои отношения школа с ее специалистами и семья.

Пешкова М.Л., учитель-логопед