Значение чтения для обучения

Опыт показывает, что плохо читающие ученики обречены на неуспеваемость в средних и старших классах, где объём учебного материала возрастает во много раз.

  Чтение, как и творчество, необходимо для полноценного гармоничного воспитания ребенка. Оно расширяет кругозор, способствует познанию окружающего мира, развивает мышление, воображение, внимание, память, любознательность.  С повышением уровня любознательности повышается и умственная работоспособность детей.

  Читая книги, ребенок открывает для себя целый мир неизведанного, учится адекватно оценивать ситуацию и свою роль в жизни. Книга учит думать и принимать решения, способствует формированию собственного взгляда на мир.

  Читает ли ребенок самостоятельно, слушает ли чтение старших, он представляет себя на месте героев, рисует в своем воображении картины происходящего, осуждает героев, совершивших злые и неблаговидные поступки, и переживает за тех героев, которые попали в трудные жизненные ситуации.  Как правило, дети хотят быть похожими на положительных героев, они сочувствуют им, переживают за них.

  Не секрет, читающий ребенок легче вступает в контакт с другими людьми, может поддержать разговор, поскольку чтение  обогащает представления детей об окружающем, развивает смысловую догадку, что является немаловажны для поддержания разговора на определённую тему. Чтение учит понимать словесную информацию, эмоционально реагировать на неё, осмысливать содержания без искажения значения сообщения другого человека (при чтении – писателя, поэта). Чтение своего рода диалог с автором.

  Известно, что у начитанных детей гораздо реже возникают проблемы с грамотностью, как в устной, так и в письменной речи. Во-первых, во время чтения ребенок незаметно для себя усваивает законы красивого, правильного литературного языка, учится не только говорить, писать, но и думать грамотно, связно и последовательно излагать свои мысли. Ошибки в словоупотреблении и в словоизменении режут слух начитанного человека. Например: ПОЗВОНИШЬ МНЕ ВЕЧЕРКОМ, ЛОЖИ ВЕЩИ НА МЕСТА. Неприятно слушать собеседника, у которого речь засорена словами-паразитами: КАК БЫ, НУ, ЭТО САМОЕ.

  Во-вторых, все знают, что каждая прочитанная книга увеличивает словарный запас даже взрослого человека, не говоря уж о детях.

  Согласитесь, что в современном мире умение грамотно, выразительно говорить может повлиять на будущую судьбу человека в целом (при устройстве на работу, при выборе партнёров по общению, построении межличностных отношений).

  Чтение помогает грамотно писать, т.к. в процессе чтения зрительная память фиксирует визуальные образы слов. При письме эти образы всплывают в голове автоматически и человек, не задумываясь, пишет грамотно и сразу замечает орфографические ошибки на бумаге. Такому человеку нет необходимости зубрить правила, достаточно только чаще читать. А вы знаете, что наши дети выученные правила применять в практической деятельности  и не умеют: они лучше пишут по памяти, чем по правилам.

  В настоящее время возрастает роль телевидения, Интернета как в жизни взрослых, так и детей. К сожалению, дети, чаще всего, отпущены в свободное плавание по просторам Интерната и телевидения. Мы, взрослые, не прививаем их вкус к возвышенному, прекрасному, вечному. Детей часто  привлекают яркие картинки,  запретные пикантные темы. Они видят совершенно других героев для подражания, которые имеют бросающиеся в глаза внешние отличительные черты, зачастую примитивную, вульгарную речь. 

  Мы в школе чтению уделяем большое внимание на всех уроках и во внеурочное время. И в начальных и старших классах имеются рекомендательные списки произведений для внеклассного чтения. В классах, особенно в старших, имеется своя библиотека, которая, во-первых, помогает в повседневном учебном и внеучебном труде: это всевозможные словари – толковые, орфографические, словообразовательные, словари синонимов и антонимов, энциклопедии; во-вторых, здесь собраны любимые книги и книги для дополнительного внеклассного чтения по предметам.

  Во внеурочное время дети могут прочитать любимую сказку, понравившийся рассказ или рассмотреть картинки в книге. Дети любят рисовать и нередко рисуют иллюстрации к прочитанным книгам, пересказывают друг другу сказки.

  Уважаемые родители, ваши дети достаточно наблюдательны, умеют анализировать и делать свои собственные выводы, подражать взрослым. Дети не должны слышать в семье скандалы, демонстрирующие нетерпимость и неуважение друг к другу, но ваши споры по поводу прочитанных книг должны слышать обязательно. Читайте сами, развивайте и поддерживайте читательский интерес своих детей.

В.Н. Лазуткина, учитель русского языка