Ежегодный доклад учредителю
ГОУ ЯО Переславль-Залесской СКШИ№3
за 2008-2009 учебный год
-
Аналитическая часть
• Общие сведения об
образовательном учреждении
ГОУ ЯО Переславль-Залесская СКШИ №3 реализует программы 1-9 классов
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и адаптированные для обучения
детей с умеренной умственной отсталостью и сложными дефектами программы
указанного вида.
В 2008-2009 году в школе работали 12 классов, в том числе два класса для
учащихся с умеренной умственной отсталостью и сложными нарушениями (4б и 9б
классы), один класс с интегративной моделью обучения (7 класс), где обучаются
дети с лёгкой и умеренной умственной отсталостью, в том числе имеющие сложные
нарушения. Общее количество обучающихся – 101, из них четверо обучаются на дому.
В школе-интернате воспитываются 26 детей из числа детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей. Круглосуточно в образовательном учреждении
проживают 65 человек. Получают образовательные услуги 26 детей-инвалидов.
В школе
работают 75 человек, из них педагогов – 42 человека.
• Основные образовательные
результаты (изменения в целевой группе)
В 2008-2009 учебном году к
итоговой аттестации за 9 класс СКОУ VIII вида допущено 16 человек, из них 6
человек учащихся со сложными
нарушениями, двое из которых обучались на дому. Выпускники сдавали
экзамены по следующим профилям трудового обучения: швейное дело, столярное дело,
озеленение и переплётно-картонажное дело. Все выпускники прошли итоговую
аттестацию с положительными отметками.
Наблюдается положительная
динамика в формировании базовых школьных навыков (чтения, счёта, письма) у 96%
обучающихся.
Мониторинг формирования
социально-бытовых навыков фиксирует позитивные изменения в контрольных группах
(1, 4, 7, 9 классы) у 98% учащихся, особенно в информационной составляющей.
Отмечается достаточно
высокая сплочённость групп учащихся, по данным социометрии, уменьшение пропусков учебных занятий без
уважительной причины, увеличение количества и качества совместных дел
классов-групп и межгрупповых коллективных дел.
Ученики принимали участие
в соревнованиях, проводимых в рамках областной Спартакиады учащихся специальных
(коррекционных) образовательных учреждений. Заняли 1-е командные места в
соревнованиях по пионерболу, «Весёлых стартах».
Участвовали в конкурсах
детского творчества, проводимых на городском и областном уровне. Заняли 3-е
командное место в областной
«Рождественской» выставке технического и прикладного творчества среди
воспитанников детских домов и школ-интернатов, которая была организована
департаментом образования Ярославской области и ГОУ ЯО Центром детско-юношеского
технического творчества.
Трое школьников приняли
участие в областном конкурсе профессионального мастерства среди учащихся
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
• Анализ целей, задач, ожидаемых и полученных
результатов деятельности за отчётные период (что из запланированного выполнено,
что не выполнено).
Одной из задач, стоящей
перед школой в 2008-2009 учебном году было повышение безопасности и
коррекционно-развивающей направленности предметной среды класса, школы. Был
проведён пересмотр инструкций по технике безопасности для учащихся и персонала.
Выполнен ремонт электропроводки в прачечной и косметический ремонт помещения
прачечной, оборудована раздевалка для воспитанников в общежитии.
Не удалось произвести
ремонт мягкой кровли над учебным корпусом, приобрести
транспорт, оборудовать один кабинет начальных классов новой школьной мебелью,
приобрести платяные шкафы в 3 спальные комнаты.
Оформлены выставочные
модули в рекреациях общежития и учебного корпуса.
В классах-кабинетах
проведена работа по систематизации дидактического материала, наглядных пособий,
пополнены игротеки и библиотечки.
С целью повышения качества
выполнения образовательных программ разработаны рабочие программы по всем
предметам, для факультативных занятий, групп дополнительного образования.
Проводится школьный мониторинг формирования навыков учебной деятельности в
контрольных группа (1, 4, 7, 9 классы) и групповой – в каждом классе. Система
мониторинга приобрела ряд новых черт: внедрение факторного анализа, что
потребовало описания факторов и методов их оценки. Ведётся работа над повышением
методического уровня учителей, воспитателей через работу школьных методических
объединений, семинаров по специальной психологии и педагогики, индивидуальной
работы заместителей директора с каждым педагогом, самообразование сотрудников
школы. Для систематизации работы по формированию навыков чтения учащихся в
течение года работала проблемная группа, которая разработала методические
рекомендации по формированию навыков чтения у учащихся СКОУ
VIII вида.
На основе концепции воспитательной работы разработаны программы
воспитательной работы для трёх возрастных категорий: для младших школьников (1-4
класс), для младших подростков (5-7 классы), для старших подростков (8-9
классы). Проводилась апробация этих
программ, в их содержание будут внесены практически целесообразные коррективы.
Разрабатывались программы обучения и воспитания для 10 класса с
углублённой профессионально-трудовой подготовкой, открытие которого планируется
в 2009-2010 учебном году. Учителя приступили к разработке дидактических
материалов для обучения десятиклассников общеобразовательным предметам.
• Анализ эффективности
запланированных для достижения результатов действий.
Достаточно эффективно была проведена работа проблемных групп,
методических объединений, реализация рабочих программ учебных курсов,
воспитательной работы. Анализ работы позволяет сделать вывод о необходимости
дальнейшего использования метода социально-педагогического моделирования в
работе школьного МППК для определения содержания коррекционно-развивающей и
воспитательной работы как наиболее системного для организации совместной
деятельности всех участников образовательного процесса.
• Анализ
эффективности использования ресурсов для достижения запланированных результатов
(материальных, финансовых, человеческих).
Режим бережного отношения к зданиям, помещениям и оборудованию
школы-интерната позволил сократить объём косметического ремонта.
В 2008-2009 учебном году образовательное учреждение испытывало трудности
в оплате коммунальных услуг, налога на землю, приобретении оборудования для
учебного процесса, транспорта. Было организовано полноценное качественное
питание обучающихся, воспитанников.
Количество персонала осталось на уровне прежних лет, хотя трое педагогов
находятся в отпуске по уходу за ребёнком или имеют больничные листы в связи с
родами. Их нагрузку без ущерба качеству образовательного процесса несут другие
педагоги.
• Нерешённые проблемы
образовательного учреждения.
-
Оборудование звуковой противопожарной сигнализации в
учебном корпусе, противопожарной сигнализации – комплексах зданий: гараж – баня,
спортзал – швейная мастерская.
-
Приобретение современного оборудования для школьных мастерских, для кабинета
естественных наук.
-
Реализация программ обучения и воспитания в 10 классе
углублённой профессионально-трудовой подготовки.
-
Проектная часть
Ожидаемые образовательные
результаты.
-
позитивные изменения в формировании базовых школьных
навыков у каждого обучающегося (чтение, письмо, счёт);
-
позитивные изменения в формировании речевой
деятельности;
-
позитивные изменения в формирования социально-бытового
функционирования;
-
позитивные изменения в освоении продуктивными видами
деятельности;
-
частные достижения в различных конкурсах, соревнованиях.
Ожидаемые изменения (улучшения):
-
в сфере учения, воспитания: повышение воспитательной
направленности образовательного процесса;
-
в сфере жизненного пространства образовательного
учреждения: приведение в соответствие с современными требованиями оборудования
мастерских, кабинетов;
-
в сфере отношений учреждения с внешней средой:
расширение возможностей для социальной адаптации обучающихся, воспитанников и
выпускников;
-
в сфере управления образовательным учреждением:
повышение ответственности каждого работника за результативность работы
учреждения;
-
в сфере профессионализма кадров: увеличение количества
педагогов, имеющих квалификационные категории.
2.1. Цели на
текущий учебный год и ожидаемые результаты.
- Выпустить 10
учащихся 9 класса и 8 учащихся 10 класса с положительными отметками.
- Определить
выпускников с 9 и 10 классов с лёгкой умственной отсталостью в ПУ для получения
начального профессионального образования.
- Достичь
позитивной динамики развития базовых школьных навыков и навыков
социально-бытового функционирования
у большинства учащихся и зафиксировать данные у
учеников 1, 4, 7 и 9 классов.
- Добиться
стабильных показателей состояния здоровья обучающихся, воспитанников (за
исключением прогредиентно текущих заболеваний).
2.2. Задачи на
очередной учебный год (по сферам)
в сфере учения,
воспитания:
1) внедрение
нового профиля трудового обучения – художественной обработки материалов;
2) организация
работы 10 класса с углублённой профессионально-трудовой подготовкой;
3)
совершенствование программ воспитательной работы;
в сфере жизненного пространства
образовательного учреждения:
1) обеспечение безопасности
образовательного процесса;
2) обогащение предметной среды
образовательного пространства;
3) создание условий для овладения
учащимися новыми видами деятельности;
в сфере отношений учреждения с
внешней средой:
1) сотрудничество в целях
улучшения профориентационной работы;
2) сотрудничество в целях
обеспечения условия для овладения учащимися новыми видами деятельностями и
совершенствования навыков, полученных в образовательном процессе;
в сфере управления образовательным
учреждением:
1) повышение эффективности
внутришкольного контроля;
в сфере профессионализма кадров:
1) повышение профессиональной
компетентности педагогов и специалистов других служб.
2.3.
Мероприятия (действия) по выполнению задач и достижений результатов
№ |
Наименование задачи, мероприятия |
Ресурсное обеспечение |
Планируемый результат на 1 января |
Планируемый результат на 1 июня |
Планируемый результат на 1 сентября |
1 |
Внедрение нового профиля трудового обучения художественной обработки материалов.
|
1.1. |
Оборудование мастерской |
имущество ОУ, приобретение расходных материалов |
Накопление дидактических
материалов. |
Оформление мастерской в соответствии с назначением. |
Приобретение недостающего оборудования и материалов. |
1.2. |
Разработка и реализация рабочей программы для 5 класса |
Кадры, программно-методические материалы |
Апробация программы за 1 полугодие |
Апробация программы за 2 полугодие |
Разработка рабочей программы для 6 класса |
2. |
Организация работы 10 класса с углубл¨нной профессионально-трудовой подготовкой. |
2.1. |
Реализация рабочих программ обучения и воспитания |
Имущество школы, кадры, оплата труда |
Апробация программ за 1 полугодие |
Апробация программ за 2 полугодие |
Внесение целесообразных изменений в программы обучения. |
2.2. |
Подготовка учащихся 10 класса к дальнейшему определению после окончания школы. |
Взаимоотношения с социальными партн¨рами. |
Предварительное планирование будущего устройства. |
Окончательное определение форм устройства. |
Устройство выпускников 10 класса в соответствии с их возможностями. |
3. |
Совершенствование программ воспитательной работы. |
3.1. |
Реализация рабочих программ воспитательной работы. |
Кадры, программа и концепция воспитательной работы |
Данные мониторинга воспитательного процесса за 1 полугодие |
Данные мониторинга воспитательного процесса за 2 полугодие |
Внесение обоснованных изменений в программы воспитательной работы |
3.2. |
Анализ эффективности программ воспитательной работы. |
Кадры |
Апробация системы мониторинга воспитательного процесса |
Внедрение системы мониторинга. |
Корректировка системы мониторинга. |
4. |
Обеспечение безопасности образовательного процесса |
4.1. |
Приведение ОУ в соответствие с требованиями правил противопожарной безопасности. |
Финансирование |
Составление проекта на установку противопожарной сигнализации в блоках спортзал - швейная мастерская, баня-гараж. |
Ликвидация перепада высот на путях эвакуации. |
Установление противопожарной сигнализации в блоках спортзал - швейная мастерская, баня-гараж. |
4.2. |
Замена мягкой кровли учебного корпуса. |
Финансирование |
|
Составление проекта на ремонт мягкой кровли. |
Исполнение ремонтных работ |
5. |
Обогащение предметной среды образовательного пространства. |
5.1. |
Оборудование кабинета естественных наук. |
Финансирование, кадры, оборудование ОУ |
Составление картотеки наглядных пособий и карт. |
Приобретение демонстрационного комплекса «Дидакт» |
Замена школьной мебели |
5.2. |
Оборудование кабинета начальных классов. |
Финансирование, кадры, оборудование ОУ |
Каталог наглядных и дидактических материалов |
Приобретение изготовление наглядных пособий, игр, дидактических материалов |
Замена школьной мебели |
6. |
Создание условий для овладения учащимися новыми видами деятельности |
6.1. |
Внесение изменений в образовательную программу учреждения. |
Кадры, программно-методическое обеспечение |
Рабочие программы факультативов, групп дополнительного образования, воспитательной работы. |
Реализация программ. |
Внесение коррективов в программы. |
6.2. |
Материальное обеспечение новых видов деятельности. |
Финансирование, оборудование ОУ, материальные запасы. |
План расходов на организацию новых видов деятельности. |
Обеспеченность необходимыми материалами. |
|
7. |
Сотрудничество с другими учреждениями в целях улучшения профориентационной работы |
7.1. |
Проведение экскурсий на предприятия, ПУ. |
Кадры |
Реализация рабочих программ в 1 полугодии. |
Реализация рабочих программ во 2 полугодии |
Внесение коррективов в рабочие программы по данному направлению |
7.2. |
Проведение консультативной работы совместно с работниками Центра занятости и центра психологической диагностики и консультирования «Доверие» |
Договоры, кадры
|
Реализация школьной программы социально-психологического тренинга в 9-10 классах. |
Итоги консультирования учащихся 9-10 классов специалистами др. учреждений. |
Данные об устройстве выпускников. |
8. |
Сотрудничество в целях обеспечения условия для овладения учащимися новыми видами деятельностями и совершенствования навыков, полученных в образовательном процессе |
8.1. |
Реализация проектов осуществления общественно значимой деятельности учащихся ОУ. |
Кадры, программы работы. |
Заключ¨нные договоры о сотрудничестве, итоги выполненных работ. |
План прохождения летней практики, работы летнего лагеря труда и отдыха. |
Результаты летней практики и работы летнего лагеря труда и отдыха. Дополнительные предложения по сотрудничеству с другими учреждениями. |
9. |
Повышение эффективности внутришкольного контроля |
9.1. |
Изменение форм внутришкольного контроля. |
Кадры, опыт ВШК. |
Обновл¨нная программа ВШК. |
Итоги ВШК. |
Внесение изменений в программу ВШК. |
9.2. |
Разработка единой экономичной системы мониторинга. |
Кадры, опробованные диагностические процедуры. |
Измен¨нная программа мониторинга. |
Данные мониторинга за 2009-20010 год. |
Предложения по изменению системы мониторинга. |
10. |
Повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов других служб |
10.1. |
Организация работы м.о. и семинара по поведенческой психологии. |
Кадры. |
Реализация плана работы за 1 полугодие. |
Реализация работы за 2 полугодие. |
Предложения по работе м.о. и семинара. |
10.2. |
Организация работы проблемных групп по темам:
- методическое обеспечение уроков устного и письменного развития речи в СКОУ VIII вида;
- содержание занятий по нравственно-этическому воспитанию в 1-9 классах СКОУ VIII вида. |
Кадры, опыт работы проблемных групп, программно-методические материалы. |
Разработка проблем и программа работы групп. |
Комплект материалов по теме. |
Издание структурированных материалов. |
-
Риски и допущения
-
что может помешать достижению запланированных
результатов:
а) отсев учащихся;
б) низкий уровень обучения и
воспитания;
в) отсутствие материальных условий
для реализации образовательной деятельности;
г) стихийные бедствия.
-
что может способствовать достижению запланированных
результатов:
1)
высокий уровень профессионализма кадров;
2)
качественное оснащение образовательного процесса и его эффективное
использование;
3)
взаимодействие с другими учреждениями и организациями.
-
Таблица показателей результатов деятельности учреждения
Наименование
показателя
|
Планируемый
показатель результата
|
Реальный
показатель результата
|
1. Полностью решённые из поставленных задач.
|
80%
|
|
2. Положительные результаты итоговой аттестации в 9
классе.
|
95%
|
|
3. Положительные результаты устройства выпускников.
|
90%
|
|
4. Наличие положительной динамики у обучающихся в
становлении базовых школьных навыков
|
90%
|
|
5. Наличие положительной динамики в становление навыков
социального функционирования.
|
90%
|
|
5. Отсутствие изменений здоровья учащихся в сторону
ухудшения (за исключением прогредиентно текущих заболеваний)
|
95%
|
|
|