Ежегодный доклад учредителю
ГОУ ЯО Переславль-Залесской СКШИ№3
за 2008-2009 учебный год

  1. Аналитическая часть

• Общие сведения об образовательном учреждении

ГОУ ЯО Переславль-Залесская СКШИ №3 реализует программы 1-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида и адаптированные для обучения детей с умеренной умственной отсталостью и сложными дефектами программы указанного вида.

В 2008-2009 году в школе работали 12 классов, в том числе два класса для учащихся с умеренной умственной отсталостью и сложными нарушениями (4б и 9б классы), один класс с интегративной моделью обучения (7 класс), где обучаются дети с лёгкой и умеренной умственной отсталостью, в том числе имеющие сложные нарушения. Общее количество обучающихся – 101, из них четверо обучаются на дому. В школе-интернате воспитываются 26 детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Круглосуточно в образовательном учреждении проживают 65 человек. Получают образовательные услуги 26 детей-инвалидов.

В школе работают 75 человек, из них педагогов – 42 человека.

• Основные образовательные результаты (изменения в целевой группе)

В 2008-2009 учебном году к итоговой аттестации за 9 класс СКОУ VIII вида допущено 16 человек, из них 6 человек учащихся со сложными  нарушениями, двое из которых обучались на дому. Выпускники сдавали экзамены по следующим профилям трудового обучения: швейное дело, столярное дело, озеленение и переплётно-картонажное дело. Все выпускники прошли итоговую аттестацию с положительными отметками.

Наблюдается положительная динамика в формировании базовых школьных навыков (чтения, счёта, письма) у 96% обучающихся.

Мониторинг формирования социально-бытовых навыков фиксирует позитивные изменения в контрольных группах (1, 4, 7, 9 классы) у 98% учащихся, особенно в информационной составляющей.

Отмечается достаточно высокая сплочённость групп учащихся, по данным социометрии,  уменьшение пропусков учебных занятий без уважительной причины, увеличение количества и качества совместных дел классов-групп и межгрупповых коллективных дел.

Ученики принимали участие в соревнованиях, проводимых в рамках областной Спартакиады учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. Заняли 1-е командные места в соревнованиях по пионерболу, «Весёлых стартах».

Участвовали в конкурсах детского творчества, проводимых на городском и областном уровне. Заняли 3-е командное место в областной  «Рождественской» выставке технического и прикладного творчества среди воспитанников детских домов и школ-интернатов, которая была организована департаментом образования Ярославской области и ГОУ ЯО Центром детско-юношеского технического творчества.

Трое школьников приняли участие в областном конкурсе профессионального мастерства среди учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

• Анализ целей, задач, ожидаемых и полученных результатов деятельности за отчётные период (что из запланированного выполнено, что не выполнено).

Одной из задач, стоящей перед школой в 2008-2009 учебном году было повышение безопасности и коррекционно-развивающей направленности предметной среды класса, школы. Был проведён пересмотр инструкций по технике безопасности для учащихся и персонала. Выполнен ремонт электропроводки в прачечной и косметический ремонт помещения прачечной, оборудована раздевалка для воспитанников в общежитии.

Не удалось произвести ремонт мягкой кровли над учебным корпусом,  приобрести транспорт, оборудовать один кабинет начальных классов новой школьной мебелью, приобрести платяные шкафы в 3 спальные комнаты.

Оформлены выставочные модули в рекреациях общежития и учебного корпуса.

В классах-кабинетах проведена работа по систематизации дидактического материала, наглядных пособий, пополнены игротеки и библиотечки.

С целью повышения качества выполнения образовательных программ разработаны рабочие программы по всем предметам, для факультативных занятий, групп дополнительного образования. Проводится школьный мониторинг формирования навыков учебной деятельности в контрольных группа (1, 4, 7, 9 классы) и групповой – в каждом классе. Система мониторинга приобрела ряд новых черт: внедрение факторного анализа, что потребовало описания факторов и методов их оценки. Ведётся работа над повышением методического уровня учителей, воспитателей через работу школьных методических объединений, семинаров по специальной психологии и педагогики, индивидуальной работы заместителей директора с каждым педагогом, самообразование сотрудников школы. Для систематизации работы по формированию навыков чтения учащихся в течение года работала проблемная группа, которая разработала методические рекомендации по формированию навыков чтения у учащихся СКОУ VIII вида.

На основе концепции воспитательной работы разработаны программы воспитательной работы для трёх возрастных категорий: для младших школьников (1-4 класс), для младших подростков (5-7 классы), для старших подростков (8-9 классы).  Проводилась апробация этих программ, в их содержание будут внесены практически целесообразные коррективы.

Разрабатывались программы обучения и воспитания для 10 класса с углублённой профессионально-трудовой подготовкой, открытие которого планируется в 2009-2010 учебном году. Учителя приступили к разработке дидактических материалов для обучения десятиклассников общеобразовательным предметам.

• Анализ эффективности запланированных для достижения результатов действий.

Достаточно эффективно была проведена работа проблемных групп, методических объединений, реализация рабочих программ учебных курсов, воспитательной работы. Анализ работы позволяет сделать вывод о необходимости дальнейшего использования метода социально-педагогического моделирования в работе школьного МППК для определения содержания коррекционно-развивающей и воспитательной работы как наиболее системного для организации совместной деятельности всех участников образовательного процесса.

• Анализ эффективности использования ресурсов для достижения запланированных результатов (материальных, финансовых, человеческих).

Режим бережного отношения к зданиям, помещениям и оборудованию школы-интерната позволил сократить объём косметического ремонта.

В 2008-2009 учебном году образовательное учреждение испытывало трудности в оплате коммунальных услуг, налога на землю, приобретении оборудования для учебного процесса, транспорта. Было организовано полноценное качественное питание обучающихся, воспитанников.

Количество персонала осталось на уровне прежних лет, хотя трое педагогов находятся в отпуске по уходу за ребёнком или имеют больничные листы в связи с родами. Их нагрузку без ущерба качеству образовательного процесса несут другие педагоги.

• Нерешённые проблемы образовательного учреждения.

-              Оборудование звуковой противопожарной сигнализации в учебном корпусе, противопожарной сигнализации – комплексах зданий: гараж – баня, спортзал – швейная мастерская.

-              Приобретение современного оборудования для  школьных мастерских, для кабинета естественных наук.

-              Реализация программ обучения и воспитания в 10 классе углублённой профессионально-трудовой подготовки.

 

  1. Проектная часть

Ожидаемые образовательные результаты.

-         позитивные изменения в формировании базовых школьных навыков у каждого обучающегося (чтение, письмо, счёт);

-         позитивные изменения в формировании речевой деятельности;

-         позитивные изменения в формирования социально-бытового функционирования;

-         позитивные изменения в освоении продуктивными видами деятельности;

-         частные достижения в различных конкурсах, соревнованиях.

Ожидаемые изменения (улучшения):

-   в сфере учения, воспитания: повышение воспитательной направленности образовательного процесса;

-   в сфере жизненного пространства образовательного учреждения: приведение в соответствие с современными требованиями оборудования мастерских, кабинетов;

-   в сфере отношений учреждения с внешней средой: расширение возможностей для социальной адаптации обучающихся, воспитанников и выпускников;

-   в сфере управления образовательным учреждением: повышение ответственности каждого работника за результативность работы учреждения;

-   в сфере профессионализма кадров: увеличение количества педагогов, имеющих квалификационные категории.

 

2.1.  Цели на текущий учебный год и ожидаемые результаты.

- Выпустить 10 учащихся 9 класса и 8 учащихся 10 класса с положительными отметками.

- Определить выпускников с 9 и 10 классов с лёгкой умственной отсталостью в ПУ для получения начального профессионального образования.

- Достичь позитивной динамики развития базовых школьных навыков и навыков социально-бытового функционирования  у большинства учащихся и зафиксировать данные у  учеников  1, 4, 7 и 9 классов.

- Добиться стабильных показателей состояния здоровья обучающихся, воспитанников (за исключением прогредиентно текущих заболеваний).

 

2.2.  Задачи на очередной учебный год (по сферам)

в сфере учения, воспитания:

1) внедрение нового профиля трудового обучения – художественной обработки материалов;

2) организация работы 10 класса с углублённой профессионально-трудовой подготовкой;

3) совершенствование программ воспитательной работы;

в сфере жизненного пространства образовательного учреждения:

1) обеспечение безопасности образовательного процесса;

2) обогащение предметной среды образовательного пространства;

3) создание условий для овладения учащимися новыми видами деятельности;

в сфере отношений учреждения с внешней средой:

1) сотрудничество в целях улучшения профориентационной работы;

2) сотрудничество в целях обеспечения условия для овладения учащимися новыми видами деятельностями и совершенствования навыков, полученных в образовательном процессе;

в сфере управления образовательным учреждением:

1) повышение эффективности внутришкольного контроля;

в сфере профессионализма кадров:

1) повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов других служб.

 

2.3.  Мероприятия (действия) по выполнению задач и достижений результатов

Наименование задачи, мероприятия

Ресурсное обеспечение

Планируемый результат на 1 января

Планируемый результат на 1 июня

Планируемый результат на 1 сентября

1

Внедрение нового профиля трудового обучения – художественной обработки материалов.

1.1.

Оборудование мастерской

имущество ОУ, приобретение расходных материалов

Накопление дидактических

материалов.

Оформление мастерской в соответствии с назначением.

Приобретение недостающего оборудования и материалов.

1.2.

Разработка и реализация рабочей программы для 5 класса

Кадры, программно-методические материалы

Апробация программы за 1 полугодие

Апробация программы за 2 полугодие

Разработка рабочей программы для 6 класса

2.

Организация работы 10 класса с углубл¨нной профессионально-трудовой подготовкой.

2.1.

Реализация рабочих программ обучения и воспитания

Имущество школы, кадры, оплата труда

Апробация программ за 1 полугодие

Апробация программ за 2 полугодие

Внесение целесообразных изменений в программы обучения.

2.2.

Подготовка учащихся 10 класса к дальнейшему определению после окончания школы.

Взаимоотношения с социальными партн¨рами.

Предварительное планирование будущего устройства.

Окончательное определение форм устройства.

Устройство выпускников 10 класса в соответствии с их возможностями.

3.

Совершенствование программ воспитательной работы.

3.1.

Реализация рабочих программ воспитательной работы.

Кадры, программа и концепция воспитательной работы

Данные мониторинга воспитательного процесса за 1 полугодие

Данные мониторинга воспитательного процесса за 2 полугодие

Внесение обоснованных изменений в программы воспитательной работы

3.2.

Анализ эффективности программ воспитательной работы.

Кадры

Апробация системы мониторинга воспитательного процесса

Внедрение системы мониторинга.

Корректировка системы мониторинга.

4.

Обеспечение безопасности образовательного процесса

4.1.

Приведение ОУ в соответствие с требованиями правил противопожарной безопасности.

Финансирование

Составление проекта на установку противопожарной сигнализации в блоках спортзал - швейная мастерская, баня-гараж.

Ликвидация перепада высот на путях эвакуации.

Установление противопожарной сигнализации в блоках спортзал - швейная мастерская, баня-гараж.

4.2.

Замена мягкой кровли учебного корпуса.

Финансирование

 

Составление проекта на ремонт мягкой кровли.

Исполнение ремонтных работ

5.

Обогащение предметной среды образовательного пространства.

5.1.

Оборудование кабинета естественных наук.

Финансирование, кадры, оборудование ОУ

Составление картотеки наглядных пособий и карт.

Приобретение демонстрационного комплекса «Дидакт»

Замена школьной мебели

5.2.

Оборудование кабинета начальных классов.

Финансирование, кадры, оборудование ОУ

Каталог наглядных и дидактических материалов

Приобретение изготовление наглядных пособий, игр, дидактических материалов

Замена школьной мебели

6.

Создание условий для овладения учащимися новыми видами деятельности

6.1.

Внесение изменений в образовательную программу учреждения.

Кадры, программно-методическое обеспечение

Рабочие программы факультативов, групп дополнительного образования, воспитательной работы.

Реализация программ.

Внесение коррективов в программы.

6.2.

Материальное обеспечение новых видов деятельности.

Финансирование, оборудование ОУ, материальные запасы.

План расходов на организацию новых видов деятельности.

Обеспеченность необходимыми материалами.

 

7.

Сотрудничество с другими учреждениями в целях улучшения профориентационной работы

7.1.

Проведение экскурсий на предприятия, ПУ.

Кадры

Реализация рабочих программ в 1 полугодии.

Реализация рабочих программ во 2 полугодии

Внесение коррективов в рабочие программы по данному направлению

7.2.

Проведение консультативной работы совместно с работниками Центра занятости и центра психологической диагностики и консультирования «Доверие»

Договоры, кадры

Реализация школьной программы социально-психологического тренинга в 9-10 классах.

Итоги консультирования учащихся 9-10 классов специалистами др. учреждений.

Данные об устройстве выпускников.

8.

Сотрудничество в целях обеспечения условия для овладения учащимися новыми видами деятельностями и совершенствования навыков, полученных в образовательном процессе

8.1.

Реализация проектов осуществления общественно значимой деятельности учащихся ОУ.

Кадры, программы работы.

Заключ¨нные договоры о сотрудничестве, итоги выполненных работ.

План прохождения летней практики, работы летнего лагеря труда и отдыха.

Результаты летней практики и работы летнего лагеря труда и отдыха. Дополнительные предложения по сотрудничеству с другими учреждениями.

9.

Повышение эффективности внутришкольного контроля

9.1.

Изменение форм внутришкольного контроля.

Кадры, опыт ВШК.

Обновл¨нная программа ВШК.

Итоги ВШК.

Внесение изменений в программу ВШК.

9.2.

Разработка единой экономичной системы мониторинга.

Кадры, опробованные диагностические процедуры.

Измен¨нная программа мониторинга.

Данные мониторинга за 2009-20010 год.

Предложения по изменению системы мониторинга.

10.

Повышение профессиональной компетентности педагогов и специалистов других служб

10.1.

Организация работы м.о. и семинара по поведенческой психологии.

Кадры.

Реализация плана работы за 1 полугодие.

Реализация работы за 2 полугодие.

Предложения по работе м.о. и семинара.

10.2.

Организация работы проблемных групп по темам:

- методическое обеспечение уроков устного и письменного развития речи в СКОУ VIII вида;

- содержание занятий по нравственно-этическому воспитанию в 1-9 классах СКОУ VIII вида.

Кадры, опыт работы проблемных групп, программно-методические материалы.

Разработка проблем и программа работы групп.

Комплект материалов по теме.

Издание структурированных материалов.

  1. Риски и допущения

-         что может помешать достижению запланированных результатов:

а) отсев учащихся;

б) низкий уровень обучения и воспитания;

в) отсутствие материальных условий для реализации образовательной деятельности;

г) стихийные бедствия.

-         что может способствовать достижению запланированных результатов:

1)      высокий уровень профессионализма кадров;

2)      качественное оснащение образовательного процесса и его эффективное использование;

3)      взаимодействие с другими учреждениями и организациями.

 

  1. Таблица показателей результатов деятельности учреждения

    Наименование показателя

    Планируемый показатель результата

    Реальный показатель результата

    1. Полностью решённые из поставленных задач.

    80%

     

    2. Положительные результаты итоговой аттестации в 9 классе.

    95%

     

    3. Положительные результаты устройства выпускников.

    90%

     

    4. Наличие положительной динамики у обучающихся в становлении базовых школьных навыков

    90%

     

    5. Наличие положительной динамики в становление навыков социального функционирования.

    90%

     

    5. Отсутствие изменений здоровья учащихся в сторону ухудшения (за исключением прогредиентно текущих заболеваний)

    95%