ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД УЧРЕДИТЕЛЮ

о результатах деятельности

ГОУ ЯО Переславль-Залесской СКШИ №3

в 2009-2010 учебном году

В 2009-2010 учебном году  ГОУ ЯО Переславль-Залесская СКШИ №3 реализовала программы 1-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 10 класса – с углублённой профессионально-трудовой подготовкой и  адаптированные для обучения детей с умеренной умственной отсталостью и сложными дефектами программы указанного вида.

В 2009-2010 учебном году в школе для 113 учеников работали 13 классов, в том числе два класса для учащихся с умеренной умственной отсталостью и сложными нарушениями (2б и 5б классы), два класса с интегративной моделью обучения (8 и 10 классы), где обучались дети с лёгкой и умеренной умственной отсталостью, в том числе имеющие сложные нарушения. По адаптированным программам специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида занимались учащиеся 2б, 5б классов. Педагоги школы составили программы обучения для 10 класса на основе рекомендованных программ

В школе-интернате воспитывались 23 детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них четверо закончили обучение в 2009-2010 учебном году (трое – 10 класс, 1 – 9 класс). Пользовались образовательными услугами нашего учреждения 28 детей-инвалидов детства, двое из которых обучались на дому. Круглосуточно в образовательном учреждении проживали 65 человек.

Часы школьного компонента были выделены на дополнительные уроки ритмики и физкультуры. В 8 классе продолжено многопрофильное профессионально-трудовое обучение (художественная обработка материалов: лозоплетение; озеленение с элементами сельскохозяйственного труда).

На стабильно хорошем уровне ведётся обучение в швейной мастерской. Ученица Опариной Л.С. – Романова О. – заняла второе место в областном конкурсе профессионального мастерства среди учащихся 8-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Творческая атмосфера в учебных мастерских, в группах дополнительного образования, на уроках труда в начальных классах, на внеклассных занятиях, которые проводят воспитатели позволяет нашим учащимся своими руками оформлять помещения школы, спальные комнаты. Результатом общего труда стало первое место нашего образовательного учреждения  в областной  «Рождественской» выставке технического и прикладного творчества среди воспитанников детских домов и школ-интернатов, которая была организована департаментом образования Ярославской области и ГОУ ЯО Центром детско-юношеского технического творчества.

Проводятся обязательные факультативные занятия в 5-9 классах – по ОБЖ (1 час в неделю), по выбору – спортивной, творческой направленности основы танца и вокала, рукоделие, изостудия).

На высоком уровне проводились общешкольные праздники. Учащиеся школы принимали участие в  городских конкурсах детского творчества «Цветущая планета».

Педагоги и ученики 8 и 9 классов активно сотрудничали с детской библиотекой №2 им. М. Пришвина. В школе реализована совместная программа библиотечных часов, посвящённых 65-летию Великой Победы.

Сотрудниками и учащимися школы был собран материал и издана брошюра «Из семейного архива: к 65-летию Великой. Сборник воспоминаний».

Логопедическую помощь получали 40 учащихся, которую оказывали два логопеда – Сафонова И.В. (II квалификационная категория) и Солдатова Т.В.   10 человек – на очереди на получение коррекционно-логопедической помощи. Группы были скомплектованы по однородности речевых нарушений, с учётом возраста.  Выпущены из логопедических групп 6 человек с удовлетворительной и хорошей речью, двое – с положительной динамикой в речевом развитии, но не достигшие удовлетворительного состояния речи – выпущены по возрасту (выпускники школы).  Наиболее заметна динамика у детей с системными нарушениями лёгкой степени и нарушениями звукопроизношения. У большинства учащихся отмечается положительная динамика в развитии речевой деятельности, в т.ч. и у учащихся с тяжёлой речевой патологией.  Логопедический кабинет пополнен дидактическими и наглядными пособиями.

Отмечались трудности в организации психологического сопровождения обучающихся в связи с отсутствием педагога-психолога, находящегося в отпуске по уходу за ребёнком до 3-х лет. Тем не менее психодиагностическая работа была проведена по установленной программе (вновь поступившие учащиеся, 1 класс, 4 класс, 7 класс, 9 класс). Замещающий педагога-психолога сотрудник (А.А. Новикова) провела цикл занятий по профориентации в 8 и 9 классах. Не реализованы в полном объёме программы коррекционно-развивающей и социально-психологической направленности.

На высоком уровне организована работа школьной библиотеки. В помещении библиотеки проведён косметический ремонт, проведена подробная сверка фонда, регулярно обновляется фонд учебников, проводятся библиотечные часы, выставки, подгрупповые занятия с учащимися. Пополняется библиотечный фонд изданиями периодической печати, предназначенных как для детей, так и для педагогов и управленцев.

Качество проведения уроков физического воспитания и внеклассной спортивно-массовой работы снизилось, что сказалось и на результатах участия в областной Спартакиаде обучающихся (воспитанников) специальных (коррекционных) образовательных учреждений Ярославской области. Хотя отмечались частные достижения – 3 место в лыжных гонках среди девушек (Позднякова М., 7а класс)

В 2009-2010 учебном году к итоговой аттестации за 9 класс СКОУ VIII вида допущено 12 учащихся, двое из которых обучались на дому. Выпускники сдавали экзамены по следующим профилям трудового обучения: швейное дело, столярное дело, художественная обработка материалов (для обучающихся на дому).

К итоговой аттестации за 10 класс допущено 9 человек, из которых трое имели сложные нарушения. Итоговая аттестация проводилась в виде защиты творческих проектов по профилям: швейное дело и художественная обработка изделий из ткани, столярное дело и художественная обработка древесины. Экзамен проводился по офисной полиграфии с элементами переплётного дела для обучающихся, которые занимались по двум профилям профессионально-трудового обучения: столярное дело и художественная обработка древесины,  офисная полиграфия с элементами переплётного дела.  Все выпускники прошли итоговую аттестацию с положительными отметками.

Выпущено из образовательного учреждения 21 человек. Из них пятеро получают меры социальной поддержки как инвалиды детства, из них четверо посещают дневное отделение для молодых инвалидов Центра социального обслуживания «Надежда». Трое выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, продолжают обучение в ПУ №6 г. Переславля-Залесского – по профессии повар (двое), в ПУ № пос. Семибратово – по профессии швея (один выпускник). Один выпускник был трудоустроен после окончания школы, а затем продолжи образование в ПУ №6 по профессии повар.

Из выпускников 9 класса шестеро продолжают обучение по профессии повар в ПУ №6, двое – в ПУ№37 по профессии слесарь. Один не учится и не работает, проживает в семье, оказывает помощь в решении бытовых вопросов (присматривает за младшим ребёнком в семье, помогает по хозяйству).

Из выпускников 10 класса двое обучаются по профессии слесарь в ПУ №37 г. Переславля-Залесского, один – по профессии повар в ПУ №6.

В 2009-2010 учебном году по решению ПДН из состава учащихся без получения девятилетнего образования отчислен 1 ученик (9 класс, Долгов Михаил), достигший восемнадцатилетнего возраста, который поступил в ПУ№37 г. Переславля-Залесского. Не приступил к учебным занятиям в 2009-2010 уч. году Фисенко И., который оставлен на повторный курс обучения в 5 классе. В отношении данного ученика проведены все мероприятия, которые в компетенции образовательного учреждения. На внутришкольном учете состоит 18 обучающихся (воспитанников) с нарушениями поведения и 26 семей, допускающих случаи ненадлежащего воспитания детей. На профилактическом учёте в подразделениях КДН и ПДН состоят трое учащихся (распитие спиртных напитков – двое, употребление токсических веществ – 1, одна семья).

С целью повышения качества выполнения образовательных программ разработаны рабочие программы по всем предметам, для факультативных занятий, групп дополнительного образования. Разработаны программы обучения и воспитания для 10 класса с углублённой профессионально-трудовой подготовкой по общеобразовательным предметам и профессионально-трудовому обучении. Накоплен материал для уроков математики и экономического практикума, литературного чтения, творческого и делового письма (Нехаева А.С., Лазуткина В.Н., Козлова В.А.). Данный материал требует работы по его обобщению и корректировке.

Проводится школьный мониторинг формирования навыков учебной деятельности, сформированности социально-психологических качеств учащихся в контрольных группа (1, 4, 7, 9 классы). В работе  школьного МППК был использован метод социально-педагогического моделирования для определения содержания коррекционно-развивающей и воспитательной работы в 1, 2а , 4, 7 классах. Необходимо продумать систему мониторинга выполнения этих рекомендации и параметры результативности.

Разработаны таблица мониторинга основных навыков по общеобразовательным предметам в 1-9 классах (математика, русский язык, навыки чтения, биология, история, обществознание). Каждую четверть проводится анализ выполнения контрольных работ по русскому языку, математике, трудовому обучению, 1 раз в год – срез состояния навыков чтения учащихся 2-9 классов.

 В классах-кабинетах проведена работа по систематизации дидактического материала, наглядных пособий, пополнены игротеки и библиотечки.

Ведётся работа над повышением методического уровня учителей, воспитателей через работу школьных методических объединений, индивидуальной работы заместителей директора с каждым педагогом, самообразование сотрудников школы.

Достаточно эффективно была проведена работа проблемных групп, методических объединений, реализация рабочих программ учебных курсов, воспитательной работы.

В 2009-2010 учебном году аттестованы 15 педагогов. На  высшую категорию прошла аттестацию Калинина Ю.Ю., учитель музыки (подтверждение). На 1 категорию -  Балашова Л.В., воспитатель (впервые); Домаева М.В., учитель-логопед (впервые); Козлова В.А., учитель трудового обучения (подтверждение); Мишенина О.А., социальный педагог (впервые); Охалова Н.А., воспитатель (впервые); Панова Л.А., воспитатель (подтверждение); Позднякова Н.А., воспитатель (впервые). На 2 категорию Гришанова Н.С., учитель начальных классов (впервые); Зливанова Н.Е., воспитатель (впервые); Зобнина А.Е., учитель-логопед (впервые); Мирошниченко Г.М., воспитатель (подтверждение); Новикова Е.В., учитель трудового обучения (подтверждение); Суходоева Е.Е., воспитатель (подтверждение); Шустрова О.Ю., воспитатель.

Большая работа была проведена по декоративному озеленению территории школы, в которой активное участие принимали не только мастерская «Озеленение» и «Лозоплетение», но и столярная мастерская, а также бригады, которые занимались общественно-полезным трудом во время летней практики.

Социальный педагог  осуществляет работу по соблюдению имущественных прав воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Всего в ОУ воспитываются 23 ребёнка из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них 22 человек имеют закрепленное жилое помещение. Один ребенок не имеет закрепленного жилого, но поставлен на учет  как нуждающийся в улучшении жилищных условий. Из 22-ти человек, имеющих закрепленное жилое помещение, на очередь для получения жилья поставлены 11 человек.  Семеро из них поставлены на очередь в связи с тем, что закрепленное жилое признано непригодным для проживания. Двое детей, имеющие статус оставшихся без попечения родителей, поставлены на  учет в качестве нуждающихся в жилом помещении в связи с тем, что в закрепленном жилом помещении зарегистрировано 10 человек, жилая площадь не соответствует санитарным и техническим нормам. У семерых несовершеннолетних  имеется задолженность по оплате  коммунальных услуг.

Все воспитанники из числа детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей имеют лицевые счета (сберегательные книжки). В отношении 14 детей взысканы алименты с родителей. 9 из них не получают, взысканные по решению суда алименты. У двоих воспитанников на лицевых счетах нулевой баланс.

В течение 2009-2010 учебного года отмечалось 5 случаев самовольных уходов из учреждения, которые  совершили 5 воспитанников. Трое подростков систематически совершают самовольные уходы. Сотрудники школы проанализировали причины и обстоятельства самовольных уходов. Среди главных причин – стремление к эмансипации и желание подтверждения родственных отношений с родителями или родственниками, с которыми когда-то эти отношения были.  Двое воспитанников проконсультированы врачом-психиатром и были направлены в стационар ЯКПНБ для уточнения диагноза и назначения адекватного лечения.

Прошли диспансеризацию все учащиеся школы.  Выявлена патология в следующих системах органов: неврология –13,4% (15  человек); офтальмология –26% (29  человек); хирургия – 13,4% (15  человек); оториноларингология –21,4% (24  человека); гинекология –2,7%  (3  человека); эндокринология –5,3% (6 ); урология –5,3 %  (6 человек);  ортопедия –32% (36 человек); стоматология – 27% (30 человек), тубинфицирование –73%  (82 человека); заболевания мочевой системы –0,9% (1 человек), заболевания органов пищеварения –2,7%  (3 человека); психиатрия –100% (112 человек), из них: лёгкая –85,7% (96  человек), умеренная –12,5 % (14  человек), тяжелая умственная отсталость –1,8% (2  человека), травмы –2,7%  (3  человека), острые респираторные инфекции –136%, (152  случая), чесотка –2,7% (3  человека).  Следует отметить низкий процент заболеваний пищеварительного тракта, что подтверждает хорошее качество организации питания учащихся. Высокий уровень заболеваний ОРВИ, лор-органов требует улучшения профилактической работы (закаливание, прогулки, одежда по погоде, проветривание помещений, профилактический приём витаминов, использование средств профилактики для предупреждения заболеваний ОРВИ). Нельзя снимать с повестки дня соблюдение динамического и зрительного режима, т.к. процент учащихся, страдающих нарушениями зрения и осанки достаточно высок.

 К 1 сентября 2010 года произведён ремонт мягкой кровли над учебным корпусом,   оборудован один кабинет начальных классов и один кабинет старших классов новой школьной мебелью, все здания школы оборудованы системой голосового оповещения о пожаре, в образовательном учреждении установлена прямая телефонная линия с подразделением МЧС.

Оформлены выставочные модули в рекреациях общежития и учебного корпуса.

Ожидаемые образовательные результаты на перспективу до 2012 года.

-         позитивные изменения в формировании базовых школьных навыков у каждого обучающегося (чтение, письмо, счёт);

-         позитивные изменения в формировании речевой деятельности;

-         позитивные изменения в формирования социально-бытового функционирования;

-         позитивные изменения в освоении продуктивными видами деятельности;

-         частные достижения в различных конкурсах, соревнованиях.

Ожидаемые изменения (улучшения):

-   в сфере учения, воспитания: повышение воспитательной направленности образовательного процесса;

-   в сфере жизненного пространства образовательного учреждения: приведение в соответствие с современными требованиями оборудования мастерских, кабинетов;

-   в сфере отношений учреждения с внешней средой: расширение возможностей для социальной адаптации обучающихся, воспитанников и выпускников;

-   в сфере управления образовательным учреждением: повышение ответственности каждого работника за результативность работы учреждения;

-   в сфере профессионализма кадров: увеличение количества педагогов, имеющих квалификационные категории.