Публичный доклад учредителю
государственного
образовательного учреждения
Ярославской области
Переславль-Залесской специальной (коррекционной) общеобразовательной
школы-интерната №3
в 2010/11 учебном году
В 2010-2011 учебном году ГОУ ЯО Переславль-Залесская СКШИ
№3 реализовала программы 1-9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида, в т.ч.
в двух классах для детей со сложными нарушениями и умеренной умственной
отсталостью (2-3 год обучения, 6-й год обучения) адаптированные к
возможностям учащихся программы. В школе для 115 (на конец учебного
года) учеников работали 12 классов. Воспитывались 25 детей из числа
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Из них четверо
закончили обучение. Пользовались образовательными услугами нашего
учреждения 26 детей-инвалидов детства. 1 ребёнок проходил индивидуальное
обучение на дому по рекомендации КЭК. Круглосуточно в образовательном
учреждении проживали 66 человек.
Обучение было организовано в соответствии с учебным базисным
планом СКОУ VIII (I
вариант). Часы школьного компонента были выделены на дополнительные
уроки ритмики (1-4 классы), физкультуры (1-7 классы), трудового обучения
(«Особый ребёнок» 2-3 год обучения), домоводства («Особый ребёнок» 6-й
год обучения). В 9 классе продолжено многопрофильное
профессионально-трудовое обучение (художественная обработка материалов:
лозоплетение; озеленение с элементами сельскохозяйственного труда).
Выпускники 9 класса прощли итоговую аттестацию по озеленению с
элементами сельскохозяйственного труда (учитель Житарёва Г.А.), по
художественной обработке материалов (учитель Козлова В.А.). 9-й класс
закончили шестеро учащихся. Один был отчислен из состава учащихся по
заявлению матери и решению КДН И ЗП Переславского муниципального района
в связи с неудовлетворительным состоянием здоровьям.
На стабильно хорошем уровне ведётся обучение в швейной
мастерской. В учебном курсе выделено время на ручную вышивку, пошив
театральных костюмов, художественную аппликацию из текстильных
материалов. Две ученицы 8 класса – Позднякова М., Яковлева А. - приняли
участие в областном конкурсе профессионального мастерства обучающихся
СКОУ VIII вида, показали хорошие практические
навыки, но в теоретических знаниях уступили другим участницам конкурса.
В 5, 6, 7 классах в курс столярного дела введены элементы художественной
обработки столярных изделий: учащиеся 7 класса усвоили элементы
геометрической резьбы, 5-6 классов – художественной росписи. Уровень
подготовки по столярному делу не позволяет подготовить участников
конкурса профессионального мастерства. Учреждение испытывает недостаток
в учителях столярного дела с высокой профессиональной подготовкой.
Достаточно высокий уровень подготовки показывают учащиеся по
математике, письму и развитию речи, географии, биологии, истории,
обществознанию. 12 учащихся в 1-7 классах занимаются по индивидуальным
программам, а не групповым. Низкий уровень учебной мотивации отмечается
у учащихся 8а и 8б классов, что обусловлено не только возрастными
особенностями учащихся, но и общей организацией учебно-воспитательного
процесса в группе воспитанников 8-х классов (неустойчивый состав групп
на уроках трудового обучения, СБО, воспитательной работы, низкий уровень
посещаемости учащимися учебных занятий, асоциальные формы поведения у
части воспитанников – пробы токсических веществ, воровство, самовольные
уходы из школы-интерната, попрошайничество, вымогательство)
Благоприятный социально-психологический климат создан во 2,
3, 6-х классах. Высокий уровень общественной активности у учащихся 6а
класса. Трудности с организацией учебной работы отмечались в 4 классе,
что обусловлено сменой учителей. Поэтому уровень навыков
четвероклассников несколько ниже их возможностей. Хорошие результаты
учебной работы во 2, 6а, 7 классах, а также в группах «Особый ребёнок».
Стабильно высокие результаты знаний, умений и навыков
учащихся обеспечивают Н.С. Долматова (учитель начальных классов), А.С.
Нехаева (учитель математики), В.Н. Лазуткина (учитель русского языка),
Е.Ю. Говорская (учитель истории), А.В. Лялин (учитель истории,
географии), Т.В. Шелемотова (учитель биологии), Т.М. Головкина
(учитель-дефектолог), Л.С. Опарина (учитель трудового обучения), В.А.
Козлова (учитель трудового обучения), Ю.Ю. Калинина (учитель музыки и
ритмики). На хорошем уровне проводят учебную и коррекционно-развивающую
работу Н.С. Гришанова (учитель начальных классов), С.В. Саакян (учитель
начальных классов), Н.В. Михайлова (учитель русского языка). Это
подтверждают результаты мониторинга учебных навыков: контрольные работы
по русскому языку, математике, трудовому обучению, тестирование по
истории Отечества, биологии, географии, чтению.
В течение 2010-2011 учебного года возникли трудности в
организации уроков физической культуры, трудового обучения (столярное
дело), причинами которых являлось отсутствие педагогов, а также в
качественном проведении уроков социально-бытовой ориентировки (причина –
недостаточная материальная и методическая оснащённость курса СБО).
Проводились обязательные факультативные занятия в 5-9 классах
– по ОБЖ (1 час в неделю), основы компьютерной грамотности по выбору –
спортивные игры (8 класс), основы компьютерной грамотности (5-9 классы),
основы танца (5,6а, 7, 8 классы). Организована работа групп
дополнительного образования: хоровое пение, основы танца и вокала,
экологический кружок. Наиболее эффективно работали группы хорового
пения, основ вокала и танцев, которыми руководила Ю.Ю. Калинина, что
позволило учащимся успешно выступать не только на школьных праздниках,
но и на городском конкурсе детского творчества «Цветущая планета» и
областном конкурсе «Хрустальный башмачок».
Творческая атмосфера в учебных мастерских, в группах
дополнительного образования, на уроках труда в начальных классах, на
внеклассных занятиях, которые проводят воспитатели, позволяет нашим
учащимся своими руками оформлять помещения школы, спальные комнаты.
Результатом общего труда стало второе место нашего образовательного
учреждения в областной «Рождественской» выставке технического и
прикладного творчества среди воспитанников детских домов и
школ-интернатов, которая была организована департаментом образования
Ярославской области и ГОУ ЯО Центром детско-юношеского технического
творчества.
Логопедическую помощь получали 40 учащихся, которую оказывали
два логопеда – Лупилова А.Е. (II
квалификационная категория) и Солдатова Т.В. 10 человек – на очереди
на получение коррекционно-логопедической помощи. Группы были
скомплектованы по однородности речевых нарушений, с учётом возраста.
Выпущены из логопедических групп 6 человек с удовлетворительной и
хорошей речью, двое – с положительной динамикой в речевом развитии, но
не достигшие удовлетворительного состояния речи – выпущены по возрасту
(выпускники школы). Наиболее заметна динамика у детей с системными
нарушениями лёгкой степени и нарушениями звукопроизношения. У
большинства учащихся отмечается положительная динамика в развитии
речевой деятельности, в т. ч. и у учащихся с тяжёлой речевой
патологией. Логопедический кабинет пополнен дидактическими и наглядными
пособиями.
Педагогом-психологом Е.Ю. Говорской были реализованы
программы как социально-педагогической и коррекционно-педагогической
направленности. В работе педагога – психолога представлены следующие
программы социально – психологической направленности: «Тропинка к своему
Я» (1 класс), «Азбука эмоций» (группа «Особый ребенок» 2,3 год
обучения), «Социальное развитие» (2а,3а классы), «В мире с собой
окружающими» (4, 5 классы), «Познаю себя и других» (6, 7 классы), «Я
среди людей» (6б класс, группа «Особый ребёнок»), «Введение в мир
профессий» (8-е классы), «Профессиональное самоопределение», «Этика и
психология семейной жизни» (9 класс)
В течение года осуществляется индивидуальная диагностика
профессиональных предпочтений учащихся 8 класса (ДДО Е. Климова),
уровня интеллектуального развития по культурно-свободному тесту Р.
Кеттела (в 4, 5, 7, 9 классах), особенностей личностного развития
подростков, выявления эмоциональных и поведенческих нарушений у учащихся
7, 9 классов с использованием 16-факторный опросника Кеттела (HSPQ),
для выявления особенностей психофизиологического состояния человека, его
стрессоустойчивости, активности и коммуникативных способностей
применялся цветовой тест Люшера для учащихся 5 класса. Групповая
диагностика включает социометрические обследования в 1-9 классах
(методика Морено), оценку временной перспективы выпускников 9 класса
(методика Нюттена), оценку уровня адаптации первоклассников (методика
«Домики»).
Перед школьной психологической службы поставлены следующие
задачи на 2011-2012 учебный год:
·
Совершенствование методов работы,
материальной и методической базы (дидактических материалов, методической
литературы).
·
Продолжение работы по преодолению
негативных проявлений личностного развития, коррекции
эмоционально-волевой сферы, поведенческих нарушений.
·
Расширение работы с педагогическим
коллективом школы с целью повышения психологической компетентности
педагогов при взаимодействии с учащимися и влиянии на их личностную
сферу.
·
Расширение работы с родителями, что
поможет решать проблемы адекватного восприятия родителями своего
ребенка, реалистичность родительских ожиданий в отношении дальнейшего
жизнеустройства их ребенка, что будет способствовать позитивным
изменениям взаимоотношений родителей и детей.
На высоком уровне организована работа школьной библиотеки. В
помещении библиотеки проведён косметический ремонт, проведена подробная
сверка фонда, регулярно обновляется фонд учебников, проводятся
библиотечные часы, выставки, подгрупповые занятия с учащимися.
Пополняется библиотечный фонд изданиями периодической печати,
предназначенных как для детей, так и для педагогов и управленцев.
Повысилось качество физкультурно-массовой работы, несмотря
на отсутствие учителя физкультуры. Проводились традиционные общешкольные
спортивные праздники, команда школы участвовала в Спартакиаде
обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений
Ярославской области и заняла общекомандное третье место. Хорошо
выступили учащиеся 5 класса в «Весёлых стартах» (2 место), в
соревнованиях по русским шашкам (1 место – Позднякова М.), в лёгкой
атлетике (3 место в метании получили Корнилов Р., Петрушов Д., в беге –
Баранников Д.), в лыжных соревнования 2-е место в своей возрастной
группе завоевал Баранников Д. В общекомандном зачёте наше
образовательное учреждение заняло 3-е место.
Ведётся работа над повышением методического уровня учителей,
воспитателей через работу школьных методических объединений,
индивидуальной работы заместителей директора с каждым педагогом,
самообразование сотрудников школы. Положительные отзывы получены от
педагогов школы о работе проблемных групп, которые не только
разрабатывают содержание отдельных направлений работы образовательного
учреждения, но и стимулирую профессиональное самообразование их
участников. В 2010-2011 учебном году проблемные группы подготовили
материалы для методического пособия по работе с родителями в условиях
СКОУ VIII вида, пособия по формированию
навыков чтения у учащихся СКОУ VIII вида.
Обобщение материалов будет проводится до февраля 2012 года зам.
директора по УВР Головкиной Т.М.
Достаточно эффективно была проведена работа проблемных
групп, методических объединений, реализация рабочих программ учебных
курсов, воспитательной работы.
В 2010-2011 учебном году прошли аттестацию 4 педагогов. На
высшую категорию прошли аттестацию Нехаева А.С., учитель
математики (подтверждение), Козлова В.А., учитель трудового обучения
(впервые). На 1 категорию - Говорская Е.Ю. по двум должностям:
педагог-психолог и учитель истории (подтверждение); Шустрова О.Ю.,
воспитатель (впервые).
25 детей из числа сирот и оставшихся без попечения родителей
имеют необходимые документы. Воспитанники зарегистрированы временно В
ГОУ ЯО СКШИ № 3, в срок поставлены на учет в ИФНС (налоговой инспекции)
и управлении пенсионного фонда. Государственный банк данных о детях
сиротах и оставшихся без попечения родителей формируется в срок,
согласно требованиям закона.
Иски, представленные в суд удовлетворены: в отношении
Бравичевой К.В. изменен порядок взыскания алиментов с отца в пользу СКШИ
№ 3 на счет ребенка; изменен порядок взыскания алиментов с отца,
Зеленкова В.В., в пользу СКШИ на лицевой счет ребенка; мать Плехановой
Н.А. была признана безвестно отсутствующей.
В отношении 20 воспитанников данной категории взысканы
алименты с родителей, 11 несовершеннолетних поступлений алиментов не
имеют. Привлечение родителей-должников к уголовной ответственности
должного результата не дают. Все воспитанники, которым оформлены пенсии
по потере кормильца и по инвалидности, задолженностей по выплатам не
имеют. Проверка состояний лицевых счетов детей осуществляется раз в
квартал. Все воспитанники данной категории имеют сберегательные книжки.
Фактов снятия денежных средств, с личных счетов воспитанников, не
имеется.
16 воспитанников имеют жилье, пригодное для проживания. 7
воспитанников имеют закрепленное жилье, непригодное для проживания, все
поставлены на очередь. Один воспитанник не имеет закрепленной жилой
площади - поставлен на очередь для получения жилья. У четверых
воспитанников жилье пришло в ветхое состояние.
7 воспитанников имеют задолженность по оплате коммунальных
платежей. В течение учебного года проводилась объемная работа по
погашению задолженности по оплате коммунальных платежей и содержанию
жилья детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Проведенная работа не привела к достижению должного результата по
объективным причинам.
В период с 01.06.2010 по 25.05.2011 г. со стороны троих
граждан, проживающих на территории РФ в отношении троих воспитанников
СКШИ № 3, имеющих статус, оставшихся без попечения родителей, были
оформлены временные передачи несовершеннолетних в семьи.
В 2010-2011 учебном году воспитанниками нашего учреждения
было совершен 21 самовольный уход. Основные причины – бродяжничество,
нежелание подчиняться правилам внутреннего распорядка, реакции оппозиции
на педагогические запреты, которые относятся к вредным привычкам (пробы
токсических веществ, алкоголя, курение), к самовольным отлучкам из
школы-интерната. Рост числа самовольных уходов обусловил организацию
тематического педсовета о причинах и особенностях профилактической
работы самовольных уходов.
В 2010-2011 учебном году на внутришкольном учете состояло 14
подростков: 8 – по поводу самовольных уходов, из них 4 – по поводу проб
токсических веществ, алкоголя и табакокурения; 5 в связи с пропуском
учебных занятий без уважительной причины, 1 – с неоднократными грубыми
нарушения правил для обучающихся. Из 14 подростков, состоящих на учёте,
9 – из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
На учете в Подразделении
по делам несовершеннолетних состояли 4 человека, которые сняты с учёта
во 2 квартале 2011 года. Вновь поставлен на учёт 1 обучающийся за
участие в краже.
На учете в КДН и ЗП города состояли двое подростков,
которые сняты с учёта, а также 1 семья.
На учете в КДН и ЗП района также состоит 1 семья.
В
отношении одной несовершеннолетней из числа детей-сирот в сентябре 2010
года было совершено преступление, предусмотренное УК РФ.
В 2010-2011 учебном году по решению КДН и ЗП района из состава учащихся
без получения девятилетнего образования отчислены 2 ученика: Ушаков Е.
(8 класс); Хелая Р. (9 класс). Ушаков Е. устроен для продолжения
обучения и получения профессии в ПУ №37; Хелая Р., являющийся инвалидом
детства, пропустил учебные занятия по состоянию здоровья и, по желанию
матери, определяется в дом-интернат Министерства труда и социальной
поддержки населения.
Оставлены на дополнительные занятия для получения аттестации ученики 8
класса – Ивойлов И., Соловьёв В., имеющие большое число пропусков
учебных занятий. Они, по решению педагогического совета, условно
переведены в 9 класс.
Создан
школьный родительский комитет. Разработано положение о школьном
родительском комитете. Родители принимали участие в работе совета по
профилактике правонарушений, посещении семей, которые состоят на
внутришкольном учёте и недобросовестно относятся к исполнению своих
родительских обязанностей, дети которых не посещают школу без
уважительной причины.
В школе регулярно работает совет по профилактике
безнадзорности, беспризорности и правонарушений среди обучающихся,
воспитанников.
В основном реализованы рабочие программы воспитательной
работы в 1-9 классах.
Круглосуточно проживали в школе-интернате 65 воспитанников.
Педагоги школы постоянно уделяют внимание улучшению условий проживания
детей, заботятся об уюте и эстетическом оформлении спальных комнат, а
также их санитарном состоянии. Лучшими спальными комнатами в 2010-2011
учебном году признаны № 6 (воспитатель - Зливанова Н.Е., № 10
(воспитатель - Суходоева Е.Е.), № 14 (воспитатель - Балашова Л.В.), №
15 (воспитатель – Рибинова И.В.). Ученицы 9 класса совместно с
воспитателями (Охаловой Н.А. и Мирошниченко Г.М.), учителем трудового
обучения (Опариной Л.С.) реализовали творческий проект оформления
спальной комнаты на тему «Морская глубина».
Проблемами, которые не решены в организации воспитательной
работы, являются
- отсутствие критериев для отслеживания результативности
воспитательной работы;
- низкая эффективность работы с родителями;
- трудности организации деятельности разновозрастных
группах;
- организация работы с детьми, имеющими поведенческие
нарушения.
Прошли диспансеризацию все учащиеся школы. Отмечается
снижение общей заболевоемости по сравнению с 2009-2010 учебным годом на
1/3, что связанов, в основном, с уменьшением заболеваемости ОРВИ,
гриппом. Выявлена патология в следующих системах органов: неврология
–14,3% (16 человек); офтальмология –27,7% (31 человек); хирургия –
8,7% (10 человек); оториноларингология –27,7% (30 человек);
гинекология –1,7% (2 человека); эндокринология – 8% (9 человек );
ортопедия –40% (45 человек); стоматология – 36,6% (43 человека),
тубинфицирование –77% (88 человек); заболевания мочевой системы –0,9%
(1 человек), заболевания органов пищеварения –2,7% (3 человека);
психиатрия –100% (115 человек), из них: лёгкая –81,3% (93 человека),
умеренная –17 % (20 человек), тяжелая умственная отсталость –1,7% (2
человека), травмы – 1 случай, острые респираторные инфекции – 31,7, (111
случаев). Следует отметить отсутствие заболеваний пищеварительного
тракта, что подтверждает хорошее качество организации питания учащихся.
Нельзя снимать с повестки дня соблюдение динамического и зрительного
режима, т.к. процент учащихся, страдающих нарушениями зрения и осанки
достаточно высок, особенно выросло количество обучающихся, нуждающихся в
ортопедической помощи. Рост количества учащихся, которым требуется
посещение стоматолога, нацеливает педагогов школы и медиков на
активизацию профилактической работы по предупреждению заболеваний
полости рта.
90
учащихся имею третью группу здоровья, 25 – четвёртую. Рекомендована
основная физкультурная группа 76 учащимся (66%), подготовительная – 21
человеку (18%), специальная -18 ученикам (16%). В школе получают
образование 2 человека с тяжёлыми нарушениями опорно-двигательного
аппарата, которые также нуждаются в лечебной физкультуре. Назрела
необходимость целенаправленной работы по организации занятий специальных
физкультурных групп.
25 воспитанников школы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, отдохнули во II смену в
оздоровительном лагере «Чайка».
Учащиеся 5-9 классов прошли общественно-полезную практику на пришкольном
участке и в учебных мастерских. Силами учащихся и педагогов оформлены
цветники, опытный участок «Русский огород», благоустроена территория
школы.
Коллектив образовательного учреждения активно сотрудничал с Центром
занятости населения, ПУ г. Переславля-Залесского, пос. Семибратова
Ростовского района в вопросах профориентации и дальнейшего устройства
выпускников девятого класса; с ЗАО
«Завод «ЛИТ», который содействует издании школьной газеты «Ростки»,
Общественная некоммерческая организация «Школа жизни» – по организации
деятельности по социальной адаптации воспитанников из числа детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей. Школа получала
безвозмездную помощь от группы компаний «Тройка Диалог», Банка
БЦК-Москва, фирмы WellHeadЮ
представительства Ассоциации «Л′АИРОНЕ Онлус» (Италия) в Российской
Федерации.
Проблемы, которые требуют решения в 2011-2012 учебном
году:
1) повышения уровня
ответственности участников образовательного процесса за выполнение своих
обязанностей;
2) активизация
деятельности общественных органов управления (попечительский совет,
родительский комитет);
3) повышение
эффективности деятельности совета профилактики безнадзорности,
беспризорности и правонарушений воспитанников, обучающихся;
4) совершенствование
системы мониторинга образовательного процесса и повышения его
информативности для организации учебной, воспитательной, коррекционной
работы;
5) включение
во все виды занятий деятельности, направленной на формирование
социальной компетентности учащихся и их бытовой умелости;
6) эффективное
использование работы проблемных групп для решения актуальных вопросов
учебно-воспитательной и организационно-педагогической деятельности;
7) повышение
уровня функциональности предметной среды ОУ для обучения и воспитания
учащихся СКОУ VIII вида.
|