Утверждаю

директор школы

________________А.И. Ивахненко

«15» сентября 2013 г.

ПУБЛИЧНЫЙ ДОКЛАД УЧРЕДИТЕЛЮ
о результатах деятельности
ГОУ ЯО Переславль-Залесской СКШИ №3
в 2012-2013 учебном году

 

В 2012-2013 учебном году ГОУ ЯО Переславль-Залесская СКШИ №3 реализовала программы 1-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, в т. ч. в классах для детей со сложными нарушениями и умеренной умственной отсталостью (2-3 год обучения, 4-5 год обучения, 9б) – адаптированные к возможностям учащихся программы. В школе для 117 (на конец учебного года) учеников работали 12 классов.

Состав обучающихся по социальному статусу неоднороден. В учреждении воспитывались 16 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, 4 опекаемых. В школе обучались 5 детей из приемных семей, 24 ребенка из многодетных семей. Пользовались образовательными услугами нашего учреждения 23 ребёнка-инвалида детства. Двое проходили индивидуальное обучение на дому по рекомендации КЭК. Круглосуточно в образовательном учреждении проживали 54 человека (в том числе дети из числа сирот и оставшихся без попечения родителей).

Все приходящие учащиеся (62 человек), по заявлению родителей, обеспечивались двухразовым (второй завтрак, обед) и трёхразовым (второй завтрак, обед, полдник) питанием. 37 человек, проживающих в школе-интернате круглосуточно, получали материальное обеспечение, согласно социальному кодексу Ярославской области. Относительно 16 человек из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, все меры по материальному обеспечению и публичным обязательствам выполнены.

Обучение было организовано в соответствии с учебным базисным планом СКОУ VIII: I вариант используется для 3-9 классов, II вариант – для 1-2 классов. Часы школьного компонента были выделены на дополнительные уроки ритмики (1-4 классы), физкультуры (3-7 классы), трудового обучения («Особый ребёнок» 2-3 год обучения), самообслуживания («Особый ребёнок» 4-5 год обучения). В 8б продолжено многопрофильное профессионально-трудовое обучение (художественная обработка материалов; картонажно-переплётное дело, офисная полиграфия с основами компьютерной грамотности). Выпускники 9 класса прошли итоговую аттестацию по профессионально-трудовому обучению: швейное дело – 5 человек (учитель – Козлова В.А.), художественная обработка материалов (ткачество) – 1 человек (Козлова В.А.), столярное дело – 5 человек (учитель – Козик М.А.). В том числе в сентябре была организована итоговая аттестация для 1 выпускницы в связи с нахождением на длительном стационарном лечении.

В 2013 году пять выпускников из числа сирот и оставшихся без попечения родителей продолжают обучение в ГОУ НПО ЯО ПУ №6, ГОУ НПО ЯО ПЛ №33 и ГОУ СПО ЯО Переславском политехническом техникуме. Выбранные профессии: слесарь – 3 человека, повар – 2 человека. Все выпускники данной категории проживают в общежитиях при образовательных учреждениях. При устройстве выпускников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникли трудности получения в получение согласия на обучение профессиональных образовательных учреждениях г. Переславля-Залесского со стороны органов опеки и попечительства администрации г. Переславля-Залесского.

Из числа остальных выпускников 2012-2013 года продолжают обучение трое выпускников (по профессии слесарь – 2 человека, повар – 1 человек). Устроен в группу для молодых инвалидов при ЦСО «Надежда» 1 человек. Трудоустроен 1 человек. Не учится и не работает 1 человек.

Достаточно высокий уровень подготовки показывают учащиеся по математике, письму и развитию речи, биологии, истории, обществознанию, профессионально-трудовому обучению (швейное дело). В конкурсе профессионального мастерства среди обучающихся СКОУ VIII вида ученик 9 класса занял 3 место в номинации «Юный столяр.

Добросовестно к учебной деятельности относились ученики начальных классов, 8а, 8б, 9 классов. Достаточно стабильно работали ученики 6, 7 классов. Трудности адаптации испытывали пятиклассники. Они показали низкий уровень учебных навыков по математике, письму, чтению, общей организации деятельности.

В течение прошедшего учебного года 7 учебных кабинетов оборудованы новой школьной мебелью, включая росто-мерные парты и ученические стулья, закуплены новые учебники для 1-2 классов, обучение в которых ведётся по программам, изданным под редакцией И.М. Бгажноковой и в соответствии с учебным планом СКОУ VIII вида (II вариант).

Проводились обязательные факультативные занятия в 5-9 классах – по ОБЖ (1 час в неделю), спортивной направленности: настольный теннис (5, 6, 7, 8 классы), основы компьютерной грамотности (5, 6, 8, 9 классы), основы вокала (7, 8 классы, девочки). Организована работа групп дополнительного образования: хоровое пение (1-2, 3-4, 5-6 классы), основы танца (4-5, 3, 8-9 классы) и основы вокала (1-3 классы), «Волшебный компьютер» (1-5 классы). Наиболее эффективно работали группы хорового пения, основ вокала и танцев, которыми руководила Ю.Ю. Калинина, что позволило учащимся успешно выступать не только на школьных праздниках, но и на городском конкурсе детского творчества «Цветущая планета». Были созданы дополнительные условия для занятий в спортивных секциях (пионербол), а также для тренировок во внеурочное время по различным видам спорта (лёгкая атлетика, мини-футбол, лыжи, русские шашки).

Творческая атмосфера в учебных мастерских, в группах дополнительного образования, на уроках труда в начальных классах, на внеклассных занятиях, которые проводят воспитатели, позволяет нашим учащимся своими руками оформлять помещения школы, спальные комнаты. Результатом общего труда стало первое место нашего образовательного учреждения в областной «Рождественской» выставке технического и прикладного творчества среди воспитанников детских домов и школ-интернатов, которая была организована департаментом образования Ярославской области и ГОУ ЯО Центром детско-юношеского технического творчества.

Неплохие результаты показали наши юные спортсмены, участвуя в спартакиаде обучающихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений Ярославской области. В общекомандном зачёте спартакиады наше образовательное учреждение заняло второе место.

Логопедическую помощь получали 59 учащихся. В образовательном учреждении работали четверо логопедов. Группы были скомплектованы по однородности речевых нарушений, с учётом возраста. Выпущены из логопедических групп с хорошей речью 8 человек из групп с нарушениями звукопроизношения, нарушениями письменной речи. 11 человек поставлены на очередь. Наиболее заметна положительная динамика у детей с системными нарушениями лёгкой степени и нарушениями звукопроизношения. У большинства учащихся отмечается положительная динамика в развитии речевой деятельности, в т. ч. и у учащихся с тяжёлой речевой патологией. Логопедический кабинет пополнен дидактическими и наглядными пособиями. Учителя-логопеды используют в своей работе тетради для домашних заданий, которые они изготавливают сами.

Педагогом-психологом были реализованы программы как социально-педагогической, так и коррекционно-педагогической направленности. В психологической работе школы преобладает социально-психологическая направленность. Повышение социально-психологической адаптированности учащихся на основе только специально организованных психологических занятий невозможно без повседневной целенаправленной совместной работы учителей, воспитателей, всего педагогического коллектива.

Работа воспитателей планировалась с опорой на воспитательную программу образовательного учреждения и расписание воспитательных занятий. Много внимания уделялось нравственно-этическому, эстетическому, физкультурному воспитанию. Необходимо совершенствование деятельности воспитателей по социально-трудовому воспитанию детей.

Образовательное учреждение сотрудничает с волонтёрами из благотворительного сообщества «Живи сейчас». Ребята не только общаются и проводят совместный досуг с приезжающими в школу волонтёрами, но и сами пытаются проявить заботу о людях, оказавшихся в сложной жизненной ситуации. Наши воспитанники готовили персональные открытки-поздравления с Днём Победы и к Международному дню пожилых людей.

В течение года проводилась работа с родителями и учащимися по предупреждению пропусков учебных занятий без уважительной причины, по профилактики вредных привычек и употребления психоактивных веществ.

Работа с неблагополучными семьями, трудными подростками, состоящими на внутришкольном учете, на учете в ПДН и КДН, проводилась постоянно в течение года. Системно работал Совет по профилактике и предупреждению правонарушений, укреплению дисциплины среди учащихся. На заседаниях Совета рассматривались персональные дела учащихся – нарушителей порядка, приглашались родители учащихся, допускающих нарушения порядка и правонарушения. Педагогами заполнялись индивидуальных профилактические карты на каждого подростка, состоящего на учете. Педагоги школы отмечают следующие трудности в поведении обучающихся: сквернословие, раздражительность, агрессивность, пропуски учебных занятий. Реже встречаются пробы никотина, токсических веществ, алкоголя обучающимися образовательного учреждения.

На учете в ПДН И КДН состоят на учёте четверо подростков и 3 семьи.

В течение 2012-2013 учебного года велась работа по защите имущественных прав воспитанников из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Провдится просветительская работа с выпускниками по правовым вопросам.

Самовольных уходов воспитанников из учреждения в 2012-2013 учебном году не было.

Поведены два тематических общешкольных родительских собрания: «Правила безопасного поведения в школе и дома», «Трудности поведения у детей и подростков: семья и школа вместе». Активно обсуждались вопросы сопровождения детей из школы и в школу, организации досуга, приучению к общепринятым правилам поведения, отношение в семьях к пробам детьми никотина, алкоголя и других психоактивных веществ. В подготовке к родительским собраниям активизировал свою деятельность родительский комитет.

В системе работает школьный родительский комитет. Родители принимали участие в работе совета по профилактике правонарушений, посещении семей, которые состоят на внутришкольном учёте и недобросовестно относятся к исполнению своих родительских обязанностей, дети которых не посещают школу без уважительной причины. Много внимания уделили члены родительского комитета декоративному озеленению школьной территории.

На высоком уровне организована работа школьной библиотеки. Проводятся библиотечные часы, выставки, подгрупповые занятия с учащимися, выпускаются бюллетени к знаменательным событиям с участием детей. Пополняется библиотечный фонд изданиями периодической печати, предназначенных как для детей, так и для педагогов.

Ведётся работа над повышением методического уровня учителей, воспитателей через работу школьных методических объединений, индивидуальной работы заместителей директора с каждым педагогом, самообразование сотрудников школы. На методических объединения активно обсуждались вопросы взаимодействия педагогов в образовательном процессе, проводились открытые занятия. Общешкольная методическая тема «Организация взаимодействия педагогов в решении коррекционно-развивающих, воспитательных и обучающих задач образовательного процесса» красной нитью прошла через деятельность всех школьных МО. Педагоги школы разрабатывают программы обучения для групп «Особый ребёнок», совершенствуют рабочие программы по всем предметам, работают над накоплением дидактических и методических материалов, оформлением и оборудованием учебных кабинетов.

В текущем учебном году учителя 1-2 класса перешли на программы обучения, изданные под редакцией И.М. Бгажноковой. Активно велось обобщение педагогического опыта: разработка содержания уроков ритмики в 1- 4 классах СКОУ VIIIвида (Калинина Ю.Ю., учитель музыки); уроки истории и обществознания в группе «Особый ребёнок», 8-й год обучения (Говорская Е.Ю., учитель истории), рабочая программа по швейному делу для 9 класса (Козлова В.А., учитель трудового обучения). Учителя участвуют в составлении учебников и учебных пособий для учащихся СКОУ VIII вида (учебник русского языка 6 класса, тетрадь по развитию устной речи для 1 класса)

В 2012-2013 учебном году прошли аттестацию на I квалификационную категорию 6 педагогов. На соответствие занимаемой должности прошли аттестацию двое учителей трудового обучения.

В аттестационный период педагоги школы успешно выполнили методические разработки: «Методические особенности организации уроков устного развития речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности для детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью в начальных классах СКОУ 8 вида» (Сафонова И.В.), «Формирование навыка пересказа у учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждения 8 вида» (Саакян С.В.), «Обучения чтению как средство развития речи у ребёнка с ДЦП, не владеющего вербальными средствами общения» (Солдатова Т.В.), «Формирование количественных представлений и понятия о числе в 1-4 классах (группах) «Особый ребёнок» специальных (коррекционных) школ VIII вида» (Солдатова Т.В.), «Особенности формирования устных вычислительных умений учащихся 5-х классов школы VIIIвида» (Тутринова А.Н.), «Система воспитательных занятий по программе «Своими руками творим красоту» в 5-6 классах специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида» (Рибинова И.В.).

По итогам диспансеризации дана следующая оценка физического развития учащихся школы: нормальная у 75% (83 учащихся), с отклонениями 25% (27 учащихся); низкий рост 25,9% (7 учащихся); масса тела недостаточная 37% (10 учащихся); избыток массы тела и высокий рост 37% (10 учащихся). Среди детей с отклонением в физическом развитии 63 % составляют дети с низкой массой тела и роста. Оценка психологического развития с отклонением у 100% учащихся. Среди хронических заболеваний на 1 месте – заболевания желудочно-кишечного тракта – 64,5% (71 уч.), из них кариес составляет 87% (62 уч.); на 2 месте – заболевания опорно-двигательного аппарата – 51% (56 уч.), из них нарушение осанки имеют 48,2% (27 уч.), плоскостопие – 51,8% (29 уч.); на 3 месте – заболевания органа зрения – 32,7% (36 уч.), из них миопии – 19,4% (7 уч.); на 4 месте – заболевания органов дыхания (хронические тонзиллиты– 30%, аденоидные – 32, бронхиальная астма – 1). Заболевания центральной нервной составляют 13,6% (энурезов 2, эпилепсии 2, ВСД – 2, ДЦП – 5, органическое поражение ЦНС – 1, б. Дауна – 2). Заболевание эндокринной системы 5,5% (ожирение – 5, нанизм – 1) Тубинфицирование составило 61% (67 человек). 75% учащихся относятся к III группе здоровья, 25 % – к IV группе. По результатам медицинского обследования 63,7% учащихся рекомендованы основная физкультурная группа, 23, 6% – подготовительная, 12,7% – специальная.

16 воспитанников школы из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, отдохнули во II и III смену в загородном оздоровительно-образовательном центре «Чайка». Отдых детей в III смену был оплачен из внебюджетных средств (добровольные пожертвования от SBERBANK CIB)

Учащиеся 5-9 классов прошли общественно-полезную практику на пришкольном участке и в учебных мастерских. Силами учащихся и педагогов оформлены цветники, опытный участок «Русский огород», благоустроена территория школы, изготовлены панно для оформления спальных комнат, пошиты театральные костюмы.

В качестве достижений в 2012-2013 учебном году педагоги (по результатам опроса) отмечали улучшение материально-технической базы школы, успехи учащихся в спортивных соревнованиях, творческих конкурсах, повышение активности педагогов в использовании материалов школьного сайта, накоплении и обобщении педагогического опыта. Актуальными для поиска педагогических решений остаются эмоционально-поведенческие нарушения у учащихся, вопросы оптимизации образовательного процесса в группах «Особый ребёнок», организации эффективной системы социально-трудового воспитания учащихся. Многие педагоги обращают внимание на отсутствие содержательного взаимодействия с другими специальными (коррекционными) образовательными учреждениями.

Проблемы, которые требуют решения в 2013-2014 учебном году:

1) систематизация деятельности педагогического коллектива по профилактике и коррекции эмоционально-поведенческих нарушений у детей и подростков;

2) систематизация опыта обучения учащихся групп «Особый ребёнок»;

3) совершенствование системы мониторинга образовательного процесса и повышения его информативности для организации учебной, воспитательной, коррекционной работы;

4) доработка и переработка рабочих программ (8 класс, швейное дело; 1 класс – занимательный труд, математика, 2 класс – математика, занимательный труд, изо, чтение и развитие речи, 3 класс – занимательный труд; 5 класс – русский язык, письмо и развитие речи – группа «Особый ребёнок» 4, 5 год обучения, СБО – 7,8, 9 классы)

5)  включение во все виды занятий деятельности, направленной на формирование социальной компетентности учащихся и их бытовой умелости;

6)  повышение уровня функциональности предметной среды ОУ для обучения и воспитания учащихся СКОУ VIII вида;

7) развитие локальной сети образовательного учреждения, обеспечение возможностей обмена дидактическими, диагностическими и методическими материалами через использование локальной сети;

8)  совершенствование методов работы, материальной и методической базы (дидактических материалов, методической литературы);

9)  повышение психологической компетентности педагогов при взаимодействии с учащимися и влиянии на их личностную сферу;

10) способствование адекватному восприятию родителями своего ребенка, реалистичности родительских ожиданий в отношении дальнейшего жизнеустройства их ребенка.

Составители:

Головкина Т.М., зам. директора по УВР

Шелемотова Т.В., зам. директора по ВР

Говорская Е.Ю., педагог-психолог

Мишенина О.А., социальный педагог