Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл., ул. Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:
________________________________________________________________________
Утверждена приказом директора школы:
№______ от «___»________20 года
Директор школы: ___________________
________________
учебного курса «Чтение и развитие речи»
во 2а классе
__________ учебный год
Учителя начальных классов
___________________________
Во 2 классе реализуется программа «Чтение и развитие речи» (автор В.В.Воронкова). Работа строится в такой последовательности: завершается IV этап обучения грамоте, послебукварный период, осуществляется переход на работу по книге для чтения 2 класса. Обучение грамоте проводится, как и в 1 классе, по букварю авторов – В.В. Воронковой, И.В. Коломыткиной. Уроки чтения планируются с учётом книги для чтения авторов – Н. Барской, С.И. Ильиной (1999 год издания)
Уроки чтения во 2 классе проводятся 5 раз в неделю, количество часов за год – 170.
Поскольку уроки чтения и письма в период обучения грамоте планируются параллельно, а во втором классе планирование по чтению и развитию речи, письму и развитию речи проводится раздельно, то и планирование уроков письма и чтения в период обучения даётся по предметам.
Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами двусложных слов. Второклассники составляют и читают слова со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, разделительным ь и ъ знаками. Учатся при чтении соблюдать интонацию в соответствии со знаками препинания.
Для формирования навыка сознательного чтения используются такие виды работ: ответы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации; нахождение в тексте предложений для ответа на вопрос; элементарная оценка прочитанного.
Учащиеся учатся пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту; заучивают по учебнику или с голоса учителя короткие стихотворения и читают их перед классом.
Во 2 классе проводятся уроки внеклассного чтения. Целью этих уроков является развитие интереса к книгам у умственно отсталых учащихся. Второклассники знакомятся с доступными детскими книгами в чтении учителя, рассматривают книги, правильно читают названия книг, фамилию авторов, отвечают на вопросы: о ком книга, о чём в ней рассказывается.
Примерная тематика текстов: о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников, о хороших и плохих поступках детей, о дружбе и товарищеской взаимопомощи, о семье, о труде взрослых, об участии в домашнем труде детей, о знаменательных событиях, об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся:
Учащиеся должны уметь:
- читать по слогам короткие тексты;
- слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
- по вопросам учителя и по иллюстрации рассказывать, о чём читали или слушали.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 3-5 коротких стихотворений, отчётливо читать их перед классом.
№№ п/п |
Наименование разделов и тем уроков |
Всего часов |
Заучивание наизусть |
Внеклассное чтение |
I |
Обучение грамоте. IV этап. |
31 ч |
|
Рассматривание и знакомство со сборником «Русские народные сказки» (сказка «Коза-дереза»). Рассматривание и знакомство с книгой Г. Юдина «Букварёнок» (слушание сказки «Мать и отец») |
II |
Послебукварный период |
8 ч |
А. Барто. Мячик. |
Рассматривание и знакомство с книгой А. Барто «Игрушки» |
III |
«Снова школьный звонок прозвенел» |
9 ч |
В. Степанов. Что мы Родиной зовём |
|
IV |
«Вот и осень пришла» |
8 ч |
|
|
V |
«Волшебница зима» |
20 ч |
Е. Трутнева. Первый снег. С. Маршак. Январь. |
Рассматривание и знакомство с книгой Н. Сладкова «Сказки леса» (слушание сказки «Сорока и Дятел») |
VI |
«Ребятам о зверятах» |
11 ч |
|
Рассматривание и знакомство с книгой Е. Чарушина «Маленькие и большие» |
VII |
«Умелые руки» |
7 ч |
|
|
VIII |
«Что такое хорошо и что такое плохо» |
12 ч |
|
Рассматривание и знакомство с книгой К. Чуковский «Стихи и сказки» (слушание сказки «Мойдодыр») |
IX |
«Весна, весна! И всё ей радо» |
21 |
С. Маршак. Апрель. |
Рассматривание и знакомство с книгой «Народные песенки и загадки» |
X |
«Что такое хорошо и что такое плохо» (продолжение) |
15 ч |
|
Рассматривание и знакомство с книгой Г. Цыферова «Сказки» (слушание сказки «Одинокий ослик») |
XI |
«Мы любим сказки» |
11 ч |
|
|
XII |
«Здравствуй, лето!» |
17 ч |
|
Рассматривание и знакомство с книгой С. Маршака «Стихи и сказки» (слушание «Сказки о глупом мышоноке») |
|
Итого |
170 ч |
5 стихотворений |
9 книг для внеклассного чтения |
№ п/п |
Всего часов |
Обучение чтению |
Развитие речи |
Контрольные и
диагностические материалы |
I |
31 ч |
Обучение грамоте. IV этап. |
|
|
1.1. |
1 ч |
Повторение изученных букв. Чтение слоговых структур и слов. |
Беседа «Снова в школу». Школьные принадлежности. |
Чтение слоговых таблиц
(правильность и слитность чтения) |
1.2. |
1 ч |
Чтение предложений «Кто у кого?» |
Называние детёнышей домашних животных. Составление предложений по
данной схеме. Слушание сказки «Коза-дереза» (задание для внеклассного чтения –
драматизация сказки) |
|
1.3. |
1 ч |
|
Стихотворение о букве я. Составление предложений по предметным
картинкам. Согласование притяжательных местоимений мой, твой с
существительными в роде и числе. |
|
1.4. |
1 ч |
Чтение текста «В саду». |
Составление предложений по сюжетной картинке. Пересказ прочитанного
текста с опорой на сюжетную картинку. Уточнение словаря по теме: «Плодовые
деревья» |
|
1.5. |
1 ч |
Чтение прямых слогов, отличающихся гласными а-я, слов с ними и
предложений «Угадай, кто где» |
Составление предложений по сюжетным картинкам и условно-графической
схеме. Сравнение слов, отличающихся одной буквой. |
Чтение прямых слогов с гласными а-я. |
1.6. |
1 ч |
Чтение текста «На поляне» |
Пересказ прочитанного текста с опорой на сюжетную картинку. Уточнение
словаря по теме: «Лесные ягоды». |
|
1.7. |
1 ч |
Буква ю. Усвоение образа ю. Чтение слов с буквой ю в начале слова, в
начале слога. |
Стихотворение о букве ю. Составление предложений по сюжетным картинкам,
со данными словами, обозначающими действия. |
|
1.8. |
1 ч |
Чтения текста «Юра и Юля играют». |
Пересказ прочитанного текста с опорой на сюжетную картинку. Уточнение
словаря по теме: «Музыкальные инструменты, игрушки». |
|
1.9. |
1 ч |
Чтение прямых слогов, отличающихся гласными у-ю, слов с ними и
предложений. |
Составление предложений по сюжетным картинкам. |
Чтение прямых слогов с гласными у-ю. |
1.10. |
1 ч |
Чтение текста «Клюква» |
Пересказ прочитанного текста с опорой на сюжетную картинку.
Практическое употребление собственных имён существительных в винительном падеже. |
|
1.11. |
1 ч |
Звук и буква ц. Выделение звука ц в начале и конце слова. Усвоение
образа буквы ц. Чтение обратных слогов с буквой ц, слов с буквой ц на конце. |
Стихотворение о букве ц. Чистоговорки. Составление предложений с
данными словами, по предметным картинкам. |
|
1.12. |
1 ч |
Чтение текста «Мой отец» |
Уточнение словаря по теме: «Профессии». Пересказ прочитанного текста с
опорой на сюжетную картинку. |
|
1.13. |
1 ч |
Чтение прямых слогов с буквой ц и слов с ними, текста «Курица и лисица» |
Пересказ прочитанного текста с опорой на сюжетную картинку. |
Чтение слов с буквой ц и соотнесение их с предметными картинками. |
1.14. |
1 ч |
Звук и буква ч. Выделение звука ч в начале и конце слова. Чтение
обратных слогов с буквой ч, слов с буквой ч на конце, текста «Игры детей». |
Стихотворение о букве ц. Чистоговорки. Составление предложений по
предметным и сюжетным картинкам. Пересказ текста по сюжетной картинке.
Уточнение слова по теме: «Спортивные снаряды». Использование предлогов у, в в
предложениях. |
|
1.15. |
1 ч |
Чтение прямых слогов с буквой ч и слов с ними. Чтение текста «Милка и
Жучка» |
Составление предложений с данными словами, по предметным картинкам.
Пересказ прочитанного текста с опорой на сюжетную картинку. Уточнение словаря
по теме: «Домашние животные». |
|
1.16. |
1 ч |
Чтение текста «Урок» |
Составление предложений с данными словами. Закрепление словаря
существительных и глаголов по теме: «Школа». Пересказ прочитанного текста с
опорой на сюжетную картинку. |
Чтение слов с буквой ч и соотнесение их с предметными картинками. |
1.17. |
1 ч |
Чтение слов со слогами чу и ча, предложений с этими словами. |
Составление предложений по предметным и сюжетным картинкам. |
|
1.18. |
1 ч |
Чтение сказки «Курочка Ряба». |
Пересказ прочитанной сказки по серии сюжетных картинок. |
|
1.19. |
1 ч |
Звук и буква щ. Выделение звука щ в начале и конце слова. Усвоение
образа буквы щ. Чтение слов с буквой щ, текста «Овощи». |
Стихотворение о букве. Чистоговорки. Составление предложений по предметным картинкам. Пересказ текста с
опорой на сюжетную картинку. Уточнение словаря по теме: «Овощи». |
|
1.20. |
1 ч |
Чтение слов со слогами ща и щу, текста «Роща». Работа над передачей
вопросительной и восклицательной интонации при чтении. |
Составление предложений по предметным картинкам. Пересказ текста с
опорой на сюжетную картинку. |
|
1.21. |
1 ч |
Составление и чтение слов со слогами ча-ща, чу-щу. |
Составление предложений с данными словами. |
Чтение слов с буквами ч, щ и соотнесение их с предметными картинками. |
1.22. |
1 ч |
Анализ и чтение слов с буквами ч, щ, ц, текста «Рыбалка». Работа над
восклицательной интонацией. |
Составление предложений по предметным картинкам. Пересказ прочитанного
текста с опорой на сюжетную картинку. |
Чтение слов с буквами ч, щ, ц и соотнесение их с предметными
картинками. |
1.23. |
1 ч |
Звук и буква ф. Выделение звука ф в начале и конце слова. Усвоение
образа буквы ф. Чтение прямых слогов с буквой
ф и слов с ними. |
Стихотворение о букве. Чистоговорки. Составление предложений с данными
словами. |
|
1.24. |
1 ч |
Чтение текста «На фабрике». |
Пересказ прочитанного текста по сюжетной картинке. Составление
предложений с опорой на условно-графическую схему с предлогом на. |
|
1.25. |
1 ч |
Чтение текста «Ферма» |
Пересказ прочитанного текста по сюжетной картинке. Уточнение словаря по теме: «Домашние
животные» |
|
1.26. |
1 ч |
Чтение слогов, слов и предложений с буквами в-ф. |
Заучивание наизусть двустишия. Составление предложений по предметным картинкам. Уточнение словаря по
теме: «Фрукты». |
Чтение слов с буквами в-ф и соотнесение их с предметными картинками. |
1.27. |
1 ч |
Звук и буква э. Выделение звука э в начале слова. Усвоение образа буквы
э. Чтение слогов, слов с буквой э, текста «Эхо». Работа над восклицательной и
вопросительной интонацией. |
Употребление указательного местоимения это в предложениях. Составление
предложений с данными словами. Пересказ прочитанного текста по сюжетной
картинке. |
|
1.28. |
1 ч |
Чтение предложений с буквой э. |
Практические упражнения в согласовании указательного местоимения это с
существительным в роде. Практическое различение существительных, отвечающих
на вопросы: что это? Кто это? |
|
1.29. |
1 ч |
Буква ъ. Сравнение чтения пар слов без твёрдого знака и с ним (се –
съел, обедает – объедает). Чтение предложений со словами с буквой ъ. |
Составление предложений с данными словами, обозначающими действия, по
сюжетным картинкам. Г. Юдин «Мать и отец» (внеклассное чтение – слушание, пересказ по
ролям). Знакомство с книгой Г. Юдина «Букварёнок» |
|
1.30. |
1 ч |
Чтение слов с разделительным мягким знаком и текста «Наша семья». |
Составление предложений по предметным картинкам. Пересказ прочитанного
текста по сюжетной картинке. |
Чтение слов с разделительным ъ и ь и соотнесение их с предметными и
сюжетными картинками. |
1.31. |
1 ч |
Обобщающий урок «Мы выучили буквы» |
|
Чтение слогов и слов. |
II. |
8 ч |
Послебукварный период |
|
|
2.1. |
1 ч |
Чтение загадок о временах года «Когда это бывает?» |
Выделение признаков каждого времени года. |
|
2.2. |
1 ч |
А. Барто. «Мячик» |
Знакомство с книгой А.Барто «Игрушки» (рассматривание, чтение названий
стихотворение, припоминание некоторых из них, известных детям). Заучивание
стихотворения «Мячик» наизусть. |
|
2.3. |
1 ч |
Стихотворение «Кошка» |
Составление предложений по сюжетной картинке. |
Чтение стихотворения А. Барто «Мячик» наизусть |
2.4. |
1 ч |
Чтение текста «Чиж» |
Пересказ прочитанного текста с опорой на сюжетную картинку. Уточнение
словаря по теме: «Птицы» |
|
2.5. |
1 ч |
Чтение текста «Котята».
Отработка восклицательной интонации при чтении звукоподражаний. |
Пересказ прочитанного текста с опорой на сюжетную картинку. Уточнение
словаря по теме: «Домашние животные и их детёныши» |
|
2.6. |
1 ч |
Чтение текста «Верный друг» |
Пересказ прочитанного текста с опорой на серию сюжетных картинок. |
|
2.7. |
1 ч |
Чтение стихотворения С. Маршака «Что мы сажаем». Работа над
выразительным чтением. Интонационное оформление предложений. |
Составление предложений по сюжетным картинкам. Уточнение словаря по
темам: «деревья», «Лесные звери». |
|
2.8. |
1 ч |
Чтение текста «Светофор». Работа над выразительным чтением предложений
с вопросительной интонацией. Интонационное оформление конца предложений. |
Беседа по правилам дорожного движения. |
|
№№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Виды работ по
развитию устной речи |
Виды работ по
формированию навыков чтения |
Контрольные и
диагностические материалы |
III |
9 ч |
«Снова школьный звонок прозвенел» |
|
|
|
3.1. |
|
В. Степанов. Что мы Родиной зовём? |
Составление предложений по сюжетной картинке на данную тему. Обогащение речи определениями. |
Заучивание стихотворения наизусть. Работа над выразительностью чтения. |
|
3.2. |
|
Л. Толстой. Была у Насти кукла. |
Уточнение словаря по темам: «Игрушки», «Одежда». Пересказ с опорой на графический план, предметные картинки. |
Подготовительные упражнения к чтению: чтение слогов со стечением согласных, слов с подготовкой, предложений. |
Чтение стихотворения В. Степанова «Что мы Родиной зовём?» наизусть |
3.3. |
|
К. Ушинский. Бишка. |
Уточнение словаря глаголов, обозначающих действия охотничьей собаки. Ответы на вопросы. Пересказ по ролям. |
Подготовительные упражнения к чтению: чтение слогов и слов. Выборочное чтение. |
|
3.4. |
|
По В.Драгунскому. Школьные слова. |
Уточнение словаря по теме: «Школа». Составление предложений по сюжетным картинкам на школьную тему. |
Составление слов по слоговым схемам. |
|
3.5. |
|
Н. Калинина. Как ребята переходили улицу. |
Составление предложений о правилах дорожного движения с опорой на сюжетные картинки. Цвета светофора, их значение. Уточнение значений слов: мостовая, улица. Пересказ прочитанного текста по вопросам. |
Предварительное чтение многосложных слов. |
|
3.6. |
|
И. Бутмин. Забыл. |
Уточнение значений «вежливых» слов. Составление диалогов «Утром заходим в класс», «Прощаемся, уходя из школы». Ответы на вопросы по прочитанному тексту. |
Предварительное чтение многосложных слов. Работа со слоговыми таблицами. |
Выяснение умений участвовать в диалоге. |
3.7. |
|
А. Барто. Первый урок. |
Повторение правил поведения на уроке. Имена одноклассников, учительницы. Ответы на вопросы. |
Чтение слогов с согласными ч, щ, слов с ними и предложений. Упражнения в передаче вопросительной и восклицательной интонации при чтении. |
Чтение слогов, слов и предложений (контроль правильности, плавности чтения). |
3.8. |
|
По А. Аксёновой. Если бы я не учился. |
Обсуждение проблемы, зачем ходят в школу. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. |
Предварительное чтение многосложных слов. Выборочное чтение. |
|
3.9. |
|
Обобщающий урок «Снова школьный звонок прозвенел» |
Участие в беседе. Пересказ прочитанных текстов с опорой на сюжетные картинки, чтение стихотворения наизусть. |
|
Чтение предложений и соотнесение их с сюжетными картинками. |
IV. |
8 ч |
«Вот и осень пришла» |
|
|
|
4.1. |
|
И. Токмакова «Осенние листья» |
Беседа по сюжетной картинке. Составления предложений на заданную тему. Признаки осени: отлёт птиц, листопад. Уточнение словаря по теме: «Птицы». |
Упражнения в выразительном чтении стихотворения (передать настроение с помощью интонации по образцу, заданному учителем). |
|
4.2. |
|
По Г. Скребицому, В. Чаплиной. Лес осенью. |
Отгадывание загадок. Ответы на вопросы по личным наблюдениям и прочитанному о сезонных изменениях (изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, созревание семян). Пересказ с опорой на картинный план. |
Подготовительные упражнения: чтение многосложных слов по слогам, чтение слов со стечением согласных с подготовкой. Выборочное чтение. |
Самостоятельное чтение загадки вполголоса (контроль понимания читаемого). Задание – найти среди предметных картинок отгадку. |
4.3. |
|
Э. Шим. Кто как одет. |
Уточнение словаря по теме: «Овощи». Называние признаков овощей, используя слова из текста. Объяснение загадки о капусте. Пересказ по картинно-графическому плану. |
Подготовительные упражнения к чтению: чтение слов сложной структуры. Выборочное чтение. |
|
4.4. |
|
Ю. Тувим. Овощи. |
Закрепление словаря по теме «Овощи». Беседа о том, что можно приготовить из овощей. Образование относительных прилагательных от существительных: картофель – картофельный и т.п. |
Передача вопросительной, восклицательной интонации при чтении и настроения стихотворения (по подражанию чтению учителя). |
Самостоятельное чтение загадок вполголоса (контроль понимания читаемого). Задание – найти среди предметных картинок отгадку. Задания носят индивидуальный характер. |
4.5. |
|
Я. Тайц. Всё здесь. |
Беседа о хлебных растениях. Называние того, что делают из пшеничной муки. Отгадывание загадок. Ответы на вопросы. Составление пересказа с опорой на сюжетную картинку. |
Подготовительные упражнения к чтению: чтение многосложных слов со стечением согласных по слогам. Чтение по ролям. Интонационное оформление вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений. |
|
4.6. |
|
По Н. Сладкову. Осень на пороге. |
Сезонные изменения в жизни животных (беседа по имеющимся у детей знаний и тексту). Уточнение словаря по теме: «Дикие животные». Составление предложений о животных «Кто как зиму проводит?» Ответы на вопросы по тексту. |
Подготовительные упражнения к чтению: чтение многосложных слов по слогам. Чтение по ролям. Интонационное оформление вопросительных, восклицательных и повествовательных предложений. |
|
4.7. |
|
По И. Соколову-Микитову. Белки. |
Сезонные изменения в жизни белок. Составление предложений по сюжетной картинке. Ответы на вопросы по тексту. Пересказ по картинно-графическому плану. |
Подготовительные упражнения: чтение многосложных слов по слогам. Отработка интонационной законченности предложений, соблюдения пауз, которые обозначают запятые. |
Самостоятельное чтение и отгадывание загадки (контроль сознательности чтения) с последующей записью отгадки. |
4.8. |
|
Обобщающий урок по теме «Вот и осень пришла». |
Участие в беседе. Пересказ текстов с опорой на картинно-графические планы. Составление предложений по сюжетным картинкам. Пересказ по ролям рассказа Н. Сладкова «Осень на пороге», Я. Тайц «Всё здесь» |
Выразительное чтение стихотворений. |
Выразительное чтение стихотворения И. Токмаковой «Осенние листья», Я. Акима «Овощи». |
V. |
20 ч |
«Волшебница зима» |
|
|
|
5.1. |
|
Г. Ладонщиков «Солнце землю греет слабо» |
Беседа по сюжетной картинке о сезонных изменениях зимой. Выставка книг о зиме. |
Выразительное чтение стихотворения. Рассматривание и знакомство с книгой Н. Сладкова «Сказки леса» (слушание сказки «Сорока и Дятел») |
|
5.2. |
|
Н. Калинина. Кто отгадает?» |
Участие в частично-поисковой беседе по прочитанному тексту. Пересказ по картинно-графическому плану. Работа с загадкой. |
Подготовительные упражнения к чтению: слоговые упражнения, чтение многосложных слов из текста по слогам, чтение однокоренных слов (лёд – ледяной, снег – снежинки). Отработка вопросительной интонации. |
|
5.3. |
|
Е. Трутнева. Первый снег. |
Словесное рисование. Составление предложений с данными словами, взятыми из стихотворения. Практический разбор средств выразительности (без называние терминов): олицетворения, метафоры. |
Подготовительные упражнения к чтение: чтение многосложных слов из текста стихотворения, слов со стечением согласных. Выборочное чтение. Выразительное чтение. |
|
5.4. |
|
И. Соколов-Микитов. Зима в лесу (1 часть). Заяц-беляк. |
Сезонные изменения в жизни зайца поздней осень и зимой. Сравнение леса поздней осенью и зимой. Озаглавливание 1 части рассказа. Пересказ по вербально-графическому плану. |
Подготовительные упражнения к чтению: чтение многосложных слов, слов со стечением согласных, словосочетаний с разными словоформами одного слова (обрадовались беляки-зайцы – плохо белякам-зайцам). Выборочное чтение. |
Чтение стихотворения наизусть. |
5.5. |
|
И. Соколов-Микитов. Зима в лесу (2 часть). Охотник читает следы. |
Уточнение словаря по теме: «Дикие животные». Рассматривание следов на снегу (по картинке). Составление предложений по предметным картинкам (звери и птицы). Ответы на вопросы. Озаглавливание 2 части рассказа. Пересказ по картинно-графическому плану. |
Подготовительные упражнения к чтению: чтение многосложных слов, однокоренных слов. Выборочное чтение. |
Пересказ по вербально-графическому плану. |
5.6. |
|
И. Соколов-Микитов. Зима в лесу (3 часть). Медведь-лежебока. |
Отгадывание загадки о медведе. Ответы на вопросы. Составление предложений с данными словами (из текста). Озаглавливание 3 части. Пересказ с использованием определений из текста (лежебока, запасливый, мягкие ветки, пахучая смолистая кора). Пересказ по цепочке с использованием общего плана рассказа и планы 1 и 2 частей. |
Подготовительные упражнения к чтению. Выборочное чтение. |
Пересказ по картинно-графическому плану. |
5.7. |
|
Г. Скребицкий, В. Чаплина. Появились синички. |
Загадка о синице. Составление предложений с сравнительными оборотами, взятыми из текста. Составление рассказа о жизни синиц зимой, описание синицы по картинно-графическому плану. |
Выборочное чтение. Чтение многосложных слов со стечением согласных. |
|
5.8. |
|
А.Чепуров. «Трудно птицам зимовать…» |
Составление рассказа по сюжетной картинке «У кормушки». |
Работа над выразительным чтением стихотворения. |
|
5.9. |
|
Е. Чарушин. Дятел. |
Отгадывание загадки о дятле. Составление предложений по сюжетной картинке. Описание дятла по картинно-графическому плану. Составление рассказа о дятле по вопросам. Работа с однокоренными словами: барабан – барабанит – барабанщик; с синонимами: барабанит – застучал – подолбил. Сравнение дятла с барабанщиком (черты сходства, переносное значение слова). |
Работа над сознательностью чтения (ответы на вопросы после текста). |
Чтение стихотворения А. Чепурова «Трудно птицам зимовать…» выразительно. |
5.10. |
|
Г. Скребицкий. На лесной полянке. |
Пересказ текста по данному плану. Выборочный пересказ. Сравнение пня с теремком. Сравнение начала и концовки текста. |
Деление текста на части по данном плану. Выборочное чтение. |
Дополнение предложений из текста словами-названиями насекомых и птиц. |
5.11. |
|
Е. Чарушин. Что за зверь? |
Отгадывание загадки из текста рассказа. Пересказ по картинному плану (использование пиктограмм). |
Ответы на вопросы после текста. |
|
5.12. |
|
По Е. Митяеву. Ёлка. |
Отгадывание загадки о ёлке. Составление рассказ по сюжетной картинке «Украшение новогодней ёлки». |
Подготовительные чтение к чтению многосложных слов и слов со стечением согласных. Ответы на вопросы после текста |
|
5.13. |
|
З. Александрова. Дед Мороз. |
Отгадывание загадки о Деде Морозе. Описание Деда Мороза по сюжетной картинке и вопросам учителя. Словесное рисование. |
Выразительное чтение стихотворения. |
|
5.13. |
|
Ю. Ермолаев. Как Прыг и Скок на ёлку ходили. |
Беседа о Новогоднем празднике. Рассуждение, почему мальчики – хорошие товарищи? |
Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. |
Выразительное чтение стихотворения З. Александровой «Дед Мороз» |
5.14. |
|
С. Маршак. Январь. |
Словесное рисование. |
Заучивание наизусть. Выразительное чтение стихотворения. |
|
5.15. |
|
В. Бундин. Хорошо, когда много снега… |
Составление рассказа о зимних развлечениях детей. Беседа о снегопаде. Составление рассказа об уборке снега по сюжетной картинке. Противопоставление, кому хорошо, когда много снега, а кому – плохо? |
Ответы на вопросы после текста. |
Чтение стихотворения С. Маршака «Январь» наизусть. |
5.16. |
|
По С. Козлову. Зимняя сказка. 1 часть «Как Медвежонок ел снежинки» |
Словесное рисование. Описание снежинок. Озаглавливание 1 части. |
Выборочное чтение. |
|
5.17. |
|
По С. Козлову. Зимняя сказка. 2 часть «Как Медвежонок болел и выздоровел» |
Пересказ сказки по ролям, слова автора с опорой на картинный план. Установление последовательности времён года. Беседа о дружбе. |
Ответы на вопросы после 2-й части. Чтение по ролям. Работа над восклицательной, вопросительной и повествовательной интонацией. |
|
5.18. |
|
По А. Граф. Наш тополь. 1 часть «Спящая веточка» |
Ответы на вопросы. Иллюстрация к первой части «Тополь и его спящая веточка» |
Чтение по ролям. Выборочное чтение. |
|
5.19. |
|
По А. Граф. Наш тополь. 2 часть «Веточка проснулась» |
Словесное рисование. Иллюстрирование 2-й части «Ветка на окне», «Листочки на ветке». |
Деление текста на части по нарисованным иллюстрациям. Выборочное чтение. |
|
5.20. |
|
Обобщающий урок по теме «Волшебница зима» |
Участие в беседы. Работа с загадками. Пересказ прочитанного, составление высказываний по сюжетным картинкам с опорой на прочитанные стихотворения и рассказы. |
Чтение наизусть, по ролям, выразительное чтение. |
|
VI. |
11 ч |
«Ребятам о
зверятах» |
|
|
|
6.1. |
|
Г. Ладонщиков. Мои друзья. |
Называние домашних животных и птиц, их детёнышей. Подбор кличек животным. |
Выразительное чтение стихотворения. Знакомство с книгой Е. Чарушина «Большие и маленькие» (слушание рассказов по выбору учащихся) |
|
6.2. |
|
Н. Калинина. Про белочку. |
Работа с загадкой о белочке. Беседа о том, как ухаживать за животными в живом уголке. Составление плана текста. Участие в беседе-рассуждении «Кто виноват?» |
Выборочное чтение. Ответы на вопросы после текста. Выразительное чтение (интонационное оформление предложений с опорой на знаки препинания). |
Выразительное чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Мои друзья» |
6.3. |
|
Г. Цыферов. Ёжик. |
Работа с загадкой о ёжике. Беседа о признаках ночи и утра по сюжетным картинкам. Составление предложений по сюжетным картинкам. Пересказ с опорой на серию из 2-х сюжетных картинок. |
Ответы на вопросы после текста. |
|
6.4. |
|
Б. Житков. Охотник и собаки. |
Работа с загадкой о собаке. Выборочный пересказ. |
Ответы на вопросы после текста. Чтение по ролям. Работа над выразительностью чтения. |
|
6.5. |
|
Л. Толстой. Пожарные собаки. 1 часть «Собаки спасают детей на пожаре» |
Беседа по прочитанному. |
Выборочное чтение. Ответы на вопросы по прочитанному. |
|
6.6. |
|
Л. Толстой. Пожарные собаки. 2 часть «Боб вытаскивает из огня девочку и куклу». |
Беседа по прочитанному тексту. Пересказ по данному плану. |
Выборочное чтение. Деление текста на части по данному плану. |
|
6.7. |
|
В. Бианки. Музыкант. 1 часть «Кто в лесу на струне играет» |
Пересказ по вопросам. Работа над сравнением «как струна пропела». |
Выразительность чтения (соблюдение восклицательной и вопросительной интонации). Выборочное чтение. |
Восстановление порядка пунктов плана 2-й части рассказа Л. Толстого «Пожарные собаки». |
6.8. |
|
В. Бианки. Музыкант. 2 часть «Медведь-музыкант» |
Словесное рисование. Ответы на вопросы. Пересказ по вопросам. |
Подготовительные упражнения в чтении слов со стечением согласных. |
|
6.9. |
|
По Е. Чарушину. Яшка. |
Словесное рисование. Беседа по прочитанному рассказу. |
Ответы на вопросы после текста. Чтение по ролям. Выразительность чтения. |
|
6.10. |
|
Почему кот моется после еды (сказка). |
Словесное рисование (серия сюжетных картинок). Пересказ сказки по ролям. |
Чтение по ролям. Выразительность чтения. |
|
6.11. |
|
Обобщающий урок по теме «Ребятам о зверятах». |
Участие в беседе по прочитанным рассказам. Пересказ по плану, по ролям, по памяти. Уточнение словаря по темам: «Домашние животные и птицы», «Лесные звери», «Зоопарк». |
Самостоятельное чтение стихотворения С. Маршака «Где обедал, воробей?». |
Дополнение предложений, составленных по стихотворению С. Маршака «Где обедал, воробей?» |
VII. |
7 ч |
Умелые руки не знают скуки |
|
|
|
7.1. |
|
Б. Заходер. «Заболела эта книжка» |
Составление предложений по сюжетной картинке. Ответы на вопросы о правилах обращения с книгами и способах их ремонта. |
Выразительное чтение стихотворения. |
|
7.2. |
|
Е. Пермяк. Про нос и про язык. |
Объяснение фразеологизма. Пересказ по ролям. |
Ответы на вопросы по тексту. Чтение по ролям. Выразительность чтения. |
Выразительное чтение стихотворения Б. Заходера «Заболела эта книжка» |
7.3. |
|
В. Голявкин. Как я помогал маме мыть пол. 1 часть «Куда же воду девать?» |
Составление предложений по сюжетной картинке «Уборка в доме». |
Ответы на вопросы. Выборочное чтение. |
|
7.4. |
|
В. Голявкин. Как я помогал маме мыть пол.2 часть «Кто кому помог?» |
Участие в беседе. Пересказ 2-й части по ролям. |
Выборочное чтение. Чтение по ролям. |
|
7.5. |
|
Дж. Родари. Чем пахнут ремёсла? |
Уточнение словаря по теме: «Профессии». Ответы на вопросы с опорой на иллюстрации и прочитанный текст. Сравнение труда и безделья с использованием лексики стихотворения. |
Выразительное чтение. |
|
7.6. |
|
По М. Сергееву. Что такое работа? |
Уточнение словаря по теме: «Профессии». Пересказ по плану. |
Деление текста на части по данному плану. Чтение по ролям. Выразительность чтения. |
Восстановление последовательности пунктов плана текста. |
7.7. |
|
Н. Павлова. На машине (сказка). |
Словесное рисование. Пересказ по ролям. |
Ответы на вопросы после текста. Чтение по ролям. Выразительность чтения. |
|
VIII. |
12 ч |
Что такое хорошо и что такое
плохо |
|
|
|
8.1. |
|
Р. Качанов. Про Машу. |
Ответы на вопросы. Пересказ по ролям. Сравнение поведения Маши в первой и второй ситуации. Оценка поведения Маши. |
Чтение по ролям. Выразительность чтения. |
|
8.2. |
|
В. Осеева. Просто старушка. |
Составление рассказа по сюжетной картинке. Пересказ рассказа по ролям. Оценка поступков девочки и мальчика. |
Чтение по ролям. Работа над выразительностью чтения. |
|
8.3. |
|
Ю. Тувим. Письмо ко всем детям по одному очень важному делу. |
Составление предложений по сюжетным картинкам на тему «Личная гигиена». |
Выразительное чтение стихотворения. Рассматривание и знакомство книги К. Чуковского «Стихи и сказки» (слушание сказки «Мойдодыр») |
|
8.4. |
|
С. Баруздин. Бревно. |
Сравнение поступков трёх путников. Составление предложений по тексту стихотворения о каждом путнике. |
Выборочное чтение. |
Выразительное чтение стихотворения Ю. Тувима. |
8.5. |
|
По Ю. Ермолаеву. Новый самокат. |
Оценка поступков и характера Андрюши. |
Чтение по ролям. |
|
8.6. |
|
Е. Серова. Нехорошая история. |
Участие в беседе по тексту стихотворения. Оценка поступков героини стихотворения. Объяснение заголовка стихотворения. |
Упражнения в выразительном чтение (интонационное оформление предложений, паузы при запятых и тире). Выборочное чтение. |
|
8.7. |
|
А. Аксёнова. Кругликова. |
Ответы на вопросы. Оценка поступков героев рассказа. Ответ на вопрос: «Чтобы ты сделал (сделала) на месте этого мальчика? |
Выборочное чтение. Деление текста на части по данному плану. |
|
8.8. |
|
А. Седугин. Про умную собаку. |
Сравнение поступков собаки и сына. Объяснение заголовка рассказа. Участие в беседе по тексту рассказа. |
Выборочное чтение. |
Восстановление последовательности пунктов плана. |
8.9. |
|
Е. Пермяк. Самое страшное. 1 часть «Никого не боялся Вова». |
Оценка поступков Вовы. Пересказ с опорой на картинный план. |
Выборочное чтение. |
|
8.10. |
|
Е. Пермяк. Самое страшное. 2 часть «Вова остался один». |
Беседа, как отнеслись к Вове герои рассказа. Объяснение заголовка рассказа. Пересказ по картинному плану. |
Выборочное чтение. |
|
8.11. |
|
В. Сухомлинский. Стыдно перед соловушкой. |
Сравнение поступков девочек. Составление предложений по сюжетной картинке. Пересказ текста. |
Выборочное чтение. Деление текста на части по данному плану. |
|
8.12. |
|
Обобщающий урок по теме «Умелые руки не знаю скуки» и «Что такое хорошо и что такое плохо». |
Участие в беседе. Пересказ по разным видам плана. Составление предложений по сюжетным картинкам. Оценка поступков героев прочитанных произведений. |
Чтение стихотворения наизусть. Чтение по ролям. |
|
IX. |
21 ч |
«Весна, весна! И всё ей радо» |
|
|
|
9.1. |
|
И. Токмакова. Весна. |
Составление предложений по сюжетной картинке. Объяснение художественных оборотов. |
Работа над выразительностью чтения (темп и громкость). Рассматривание и знакомство с книгой «Народные песенки и загадки» (слушание по выбору учащихся). |
|
9.2. |
|
А. Митяев. За что люблю маму. |
Рассуждение о том, за что дети любят своих мам. Участие в беседе. |
Выборочное чтение. Чтение по ролям. |
Выразительное чтение стихотворения И. Токмаковой «Весна» |
9.3. |
|
В. Стариков. Заболела бабушка. |
Участие в беседе. Составление предложений, как дети помогают бабушкам. |
Выразительное чтение (громкость и тон). |
|
9.4. |
|
Т. Волжина. Оладушки. |
Составление предложений, кто что делал. |
Выборочное чтение. Выразительное чтение стихотворения (интонационное оформление предложения). |
|
9.5. |
|
В. Сухомлинский. Моя мама пахнет хлебом. |
Составление предложений о занятиях мам. |
Выборочное чтение. Чтение по ролям. |
|
9.6. |
|
Г. Скребицкий. Прощай, зима! |
Составление предложений по сюжетной картинке. Уточнение словаря по теме «Сезонные изменения весной». |
Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. |
|
9.7. |
|
По М. Пришвину. Жаркий час. |
Работа с загадками. Словесное рисование. |
Ответы на вопросы после текста. Выборочное чтение. |
|
9.8. |
|
В. Данько. Листики проснулись. |
Составление предложений по предметным картинкам о сезонных изменениях весной. |
Выразительное чтение (громкость, темп, тон). |
Выразительное чтение стихотворений (В. Стариков «Заболела бабушка», Т. Волжина «Оладушки») |
9.9. |
|
Г. Цыферов. Лосёнок. |
Участие в беседе. Озаглавливание рассказа. Словесное рисование. |
Чтение по ролям (тон, громкость, интонационное оформление предложений). |
В. Данько «Листики проснулись»). |
9.10. |
|
Э. Лукьянова. Как весна пришла. 1 часть «Солнце сменило метель». |
Ответы на вопросы об изменениях погоды. Потепление как признак весны. Составление предложений о зиме, о том, какие звуки издаёт воробей. |
Выборочное чтение. |
|
9.11. |
|
Э. Лукьянова. Как весна пришла. 2 часть «Вода побежала». |
Составление предложений о том, какие звуки издают капельки и ручеёк. Выборочный пересказ о том, какие признаки весны наблюдал Николка. |
Выборочное чтение. |
|
9.12. |
|
По И. Соколову-Микитову. Весна. 1 часть «Весенние приметы». |
Составление предложений по опорным словам (предметным картинкам) с опорой на прочитанный текст. Словесное рисование. Пересказ с опорой на картинный план. |
Выборочное чтение. |
|
9.13. |
|
По И. Соколову-Микитову. Весна. 2 часть «Весна у зверей». |
Работа с загадками о весенних птицах. Составление предложений по опорным словам (предметным картинкам) с опорой на прочитанный текст. Словесное рисование. Пересказ с опорой на картинный план. |
Выборочное чтение. |
|
9.14. |
|
С. Маршак. Апрель. |
Загадки о диких животных. Составление предложений о признаках весны по опорным словам. Словесное рисование |
Выразительное чтение (громкость, тон, темп, паузы). Заучивание наизусть. |
|
9.15. |
|
По Н. Сладкову. Апрельские шутки. 1 часть «Апрельский снег и мороз» |
Работа с загадками. Участие в беседе. Составление предложений по опорным словам с опорой на текст. |
Выразительное чтение (вопросительная, восклицательная и повествовательная интонация, тон чтения). |
|
9.16. |
|
По Н. Сладкову. Апрельские шутки. 2 часть «Шутки и дела Апреля». |
Составление предложений о повадках Апреля по опорным словам с опорой на текст. Выборочный пересказ о полезных делах Апреля. |
Выборочное чтение. |
|
9.17. |
|
А. Аксёнова. В парке. |
Загадка о воробье. Оценка поступков ребят. Составление предложений о весенних птицах. Уточнение слова по темам: «Зимующие и перелётные птицы». Пересказ текста по плану. |
Выборочное чтение. Деление текста по плану. |
|
9.18. |
|
Лиса, Заяц, Петух (сказка). 1 часть «Лиса выгнала Зайца из избушки». |
Составление предложений по сюжетным картинкам. Участие в беседе. Пересказ по ролям. |
Выборочное чтение. Чтение по ролям. |
|
9.19. |
|
Лиса, Заяц, Петух (сказка). 2 часть «Медведь не помог». |
Пересказ по ролям. |
Чтение по ролям. |
|
9.20. |
|
Лиса, Заяц, Петух (сказка). 3 часть «Петух помог» |
Оценка характеров героев сказки. Составление предложений по сюжетной картинке. Пересказ по ролям. |
Чтение по ролям. |
|
9.21. |
|
Обобщающий урок по теме «Весна, весна! И всё ей радо» |
Участие в беседе Пересказ по ролям, по картинному плану. Составление предложений по сюжетным картинкам, по опорным словам. Словесное рисование. |
Выразительное чтение. Чтение наизусть. Выборочное чтение. Чтение по ролям. |
|
X. |
15 ч |
Что такое хорошо и что такое
плохо (продолжение). |
|
|
|
10.1. |
|
Е. Благинина. Обедать. |
Составление предложений о правилах поведения за столом с опорой на текст стихотворения. |
Выразительное чтение стихотворения. Рассматривание и знакомство с книгой Г. Цыферова «Сказки» (слушание сказки «Одинокий Ослик») |
|
10.2. |
|
С. Погореловский. Вежливый. |
Оценка поступка героя стихотворения. |
Чтение по ролям. Работа над выразительностью чтения. |
Выразительное чтение стихотворений: Е. Благининой «Обедать», С. Погореловского «Вежливый». |
10.3. |
|
По С. Макееву. Урок вежливости. 1 часть «Встреча со старушкой» |
Участие в беседе. Сравнение поведения мамы и мальчика. Составление правила вежливости, как здороваться. Пересказ близко к тексту. |
Выборочное чтение. |
|
10.4. |
|
По С. Макееву. Урок вежливости. 2 часть «Воспитанный мальчик?» |
Участие в беседе по содержанию. Составление правил вежливости (приветствие, благодарность). |
Выборочное чтение. Чтение по ролям. |
|
10.5. |
|
Пузырь, Соломинка и Лапоть (сказка). |
Участие в беседе по сказке. Словесное рисование. Пересказ текста близко к тексту. |
Чтение по ролям. |
|
10.6. |
|
Упрямые козы (сказка) |
Составление предложений по сюжетным картинкам. Пересказ по серии сюжетных картинок. |
Выразительное чтение по ролям. |
|
10.7. |
|
По К. Ушинскому. Умей обождать (сказка). 1 часть «Не ешь незрелую смородину» |
Словесное рисование. Пересказ близко к тексту. Оценка поступка петушка. |
Чтение по ролям. |
|
10.8. |
|
По К. Ушинскому. Умей обождать (сказка). 2 часть «Не пей холодную воду» |
Словесное рисование. Пересказ близко к тексту. Оценка поступка петушка. |
Выборочное чтение. |
|
10.9. |
|
По К. Ушинскому. Умей обождать (сказка). 3 часть «Не бегай по тонкому льду». |
Пересказ близко к тексту. Словесное рисование. |
Выборочное чтение. |
|
10.10. |
|
По В. Берестову. Аист и соловей (сказка) 1 часть «Нетерпеливый аист и мудрец». |
Участие в беседе по тексту сказки. Оценка поступков и характера аиста. |
Выборочное чтение. |
|
10.11. |
|
По В. Берестову. Аист и соловей (сказка) 2 часть «Лучший в мире певец» |
Участие в беседе по тексту. Оценка поступков и характера соловья и аиста. Пересказ сказки. |
Выборочное чтение. |
|
10.12. |
|
Г. Цыферов. Маленький тигр (сказка). 1 часть «Тигр и котёнок» |
Характеристика тигра. Составление предложений о поведении тира до встречи с котёнком, об отношении тигра к котёнку. |
Выборочное чтение. |
|
10.13. |
|
Г. Цыферов. Маленький тигр (сказка). 2часть «Тигр пожалел щенка» |
Участие в беседе по содержанию сказки. Оценка поступков героев. Пересказ сказки. |
Выборочное чтение. |
|
10.14. |
|
Л. Каминский. Чья помощь лучше? (сказка) 1 часть «Беспорядок во дворце». |
Составление предложений о том, как дети делают уборку в доме по личным предложениям и сюжетным картинкам. Словесное рисование. |
Выразительное чтение. |
|
10.15. |
|
Л. Каминский. Чья помощь лучше? (сказка) 2 часть «Кто как готов помочь» |
Участие в беседе по содержанию сказки. Составление предложений о намерениях каждой дочери короля. Пересказ по ролям. |
Чтение по ролям. |
|
XI. |
11 ч |
«Мы любим сказки» |
|
|
|
11.1. |
|
По К. Ушинскому. Лиса и кувшин. |
Составление предложений по сюжетным картинкам. Пересказ с опорой на сюжетные картинки. |
Выборочное чтение (подобрать отрывки из сказки к сюжетным картинкам). |
|
11.2. |
|
Как собака друга искала (сказка). 1 часть «Собака знакомится с зайцем и волком». |
Участие в беседе по тексту сказки. Пересказ по ролям. |
Чтение по ролям. Ответы на вопросы после текста. |
|
11.3. |
|
Как собака друга искала (сказка). 2 часть «Собака нашла друга» |
Составление предложений о том, как собака помогает человеку, как человек заботится о собаке. Пересказ по ролям. |
Чтение по ролям. |
|
11.4. |
|
Г. Цыферов. Жил на свете слонёнок (сказка). 1 часть «Слонёнок стал зонтиком» |
Участие в беседе по содержанию сказки. Составлений предложений по сюжетной картинке с опорой на прочитанный текст. |
Выборочное чтение. |
|
11.5. |
|
Г. Цыферов. Жил на свете слонёнок (сказка). 2 часть «Слонёнок стал лейкой» |
Участие в беседе по содержанию сказки. Составлений предложений по сюжетной картинке с опорой на прочитанный текст. |
Выборочное чтение. |
|
11.6. |
|
Г. Цыферов. Жил на свете слонёнок (сказка). 3 часть «Слонёнок стал пожарником». |
Участие в беседе по содержанию сказки. Составлений предложений по сюжетной картинке с опорой на прочитанный текст. |
Ответы на вопросы после текста. |
|
11.7. |
|
В. Сутеев. Кто сказал «Мяу»? (сказка) 1 часть «Спрошу у Петуха» |
Составление диалога по сюжетной картинке и опорой на прочитанный текст. |
Чтение по ролям. |
|
11.8. |
|
В. Сутеев. Кто сказал «Мяу»? (сказка). 2 часть «Спрошу у Мышонка и Пса» |
Пересказ по ролям. |
Чтение по ролям. |
|
11.9. |
|
В. Сутеев. Кто сказал «Мяу»? (сказка). 3 часть «Спрошу Пчелу и Лягушку» |
Пересказ по ролям. |
Чтение по ролям. |
|
11.10. |
|
В. Сутеев. Кто сказал «Мяу»? (сказка). 4 часть «Теперь знаю, кто сказал «мяу» |
Пересказ по ролям с опорой на предметные картинки (изображения героев сказки). |
Чтение по ролям. |
|
11.11. |
|
Обобщающий урок по теме «Мы любим сказки» |
Пересказ сказок. Участие в беседе. Составление предложений по сюжетным картинкам. Узнавание иллюстраций к прочитанным сказкам. Загадки о героях сказок. Рассуждение, чему учат сказки. |
Чтение по ролям. |
|
XII. |
17 ч |
Здравствуй, лето! |
|
|
|
12.1. |
|
Я. Тайц. Послушный дождик. |
Составление предложений о лете по сюжетной картинке и вопросам. Участие в беседе по содержанию текста. |
Чтение по ролям. Рассматривание и знакомство с книгой С. Маршака «Стихи и сказки» (чтение «Сказки об умном мышонке») |
|
12.2. |
|
По И. Соколову-Микитову. Красное лето. |
Составление предложений с опорой на предметные картинки и прочитанный текст. Выделение признаков лета. Словесное рисование. |
Выборочное чтение. |
|
12.3. |
|
Я. Тайц. По пояс. |
Упражнения в словообразовании (уменьшительная и увеличительная форма слов). Подобрать отрывки из текста к данным сюжетным картинкам. Составление предложений по сюжетным картинкам. |
Чтение по ролям. |
|
12.4. |
|
И. Атаманов. Одуванчики. 1 часть «Поручение дедушки» |
Рассматривание предметной картинки и описание одуванчика по вопросам учителя. |
Выборочное чтение. |
|
12.5. |
|
И. Атаманов. Одуванчики. 2 часть «Одуванчики распустились на солнышке». |
Загадка об одуванчике. Участие в беседе о том, почему важно выполнять свои обещания. |
Чтение по ролям. |
|
12.6. |
|
Э. Шим. Как пасут кроликов. |
Загадка о кролике. Описание кролика по предметной картинке и вопросам учителя с использованием авторской лексики. Подбор отрывка из текста к сюжетной картинке. Выборочный пересказ этого отрывка. |
Выборочное чтение. |
Дополнение предложений в соответствии с содержанием текста. |
12.7. |
|
Н. Калинина. Как Сашу обожгла крапива. |
Составление пересказа текста. |
Деление текста на части. |
|
12.8. |
|
В. Татаринов. Какого цвета лето? |
Словесное рисование. |
Выразительное чтение (темп, громкость, тон, соблюдение интонации в соответствии со знаками препинания). |
Восстановление последовательности пунктов плана рассказа. |
12.9. |
|
В. Сухомлинский. Почему плачет синичка? |
Участие в частично-поисковой беседе. Оценка поступков героев. Пересказ текста по плану. |
Чтение по ролям. |
|
12.10. |
|
А. Мястковский. Я тоже посадил дерево. 1 часть «Пустырь» |
Составление предложений по сюжетной картинке. |
Выборочное чтение. |
|
12.11. |
|
А. Мястковский. Я тоже посадил дерево. 2 часть «Бульдозер» |
Ответы на вопросы. Пересказ близко к тексту. |
Чтение по ролям. |
|
12.12. |
|
А. Мястковский. Я тоже посадил дерево. 3 часть «Пустырь изменился» |
Составление предложений по сюжетной картинке. Уточнение словаря по теме: «Деревья». Пересказ с опорой на сюжетные картинки. |
Выборочное чтение. |
|
12.13. |
|
Э. Шим. Подорожник. |
Распознание подорожника среди других трав. Составление описания подорожника по картинно-графическому плану с опорой на прочитанный текст. |
Ответы на вопросы после текст. |
Дополнение предложений в описании подорожника словами из текста. |
12.14. |
|
А. Шибаев. Загадка. |
Участие в беседе. Дополнение диалога по содержанию стихотворения репликами мальчиков. |
Выразительное чтение стихотворения (громкость, настроение). |
|
12.15. |
|
К. Киршина. Маскировщик. |
Ответы на вопросы. Составление предложений по сюжетной картинке до и после чтения текста. |
Выборочное чтение и чтение по ролям. |
Выразительное чтение стихотворений: А. Шибаева «Загадка», В. Татаринова «Какого цвета лето?» |
12.16. |
|
В. Данько. Каникулы. |
Словесное рисование. |
Выразительное чтение (настроение, темп). |
|
12.17. |
|
Обобщающий урок по теме: «Здравствуй, лето!» |
Беседа о планах на лето. Составление предложений по сюжетным картинкам. Пересказ с опорой на план и сюжетные картинки (иллюстрации) к прочитанным рассказам. Словесное рисование. |
Выразительное чтение стихотворений о лете. |
|