Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Переславль-Залесская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:

deti @ deti. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________20 ___ года

Директор школы: ___________________

Ивахненко А.И.

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Письмо и развитие речи» в 3 классе

__________ учебный год

 

 

 

 

 

Учителя начальных классов

____________________
Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи» для 3 класса СКОУ VIII вида составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой и книгой для чтения (учебник для 3 класса) авторов составителей З.Н. Смирновой и Г.М. Гусевой, 2000 г. Данный учебник допущен Министерством образования РФ. Количество уроков чтения и развития речи в 3 классе по данной программе и учебному плану – 170.

Программа по чтению и развитию речи состоит из следующих разделов: техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, внеклассное чтение, примерная тематика.

В 3 классе учащиеся должны перейти на осознанное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Допускается чтение по слогам слов трудных по смыслу и слоговой структуре.

Содержание разделов программы приведено в таблице:

№№

Наименование раздела программы

Содержание программного материала

1.

Техника чтения

Осознанное, правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре слов.

Соблюдение при чтении знаков препинания и нужной интонации.

2.

Понимание читаемого

Ответы на вопросы, о ком или о чём говорится в прочитанном тексте. Понимание и объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией.

Подведение учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с содержанием другого знакомого текста.

Деление текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к выделенным частям; составление картинного плана; словесное рисование.

3.

Развитие устной речи

Подробный пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки.

Чтение диалогов. Драматизация простейших сценок из рассказов и сказок.

Самостоятельная работа по заданиям и вопросам, помещённым в книге для чтения.

Разучивание в течение года небольших по объёму стихотворений, чтение их перед классом.

4.

Внеклассное чтение

Подготовка учеников к формированию читательской самостоятельности; стимуляция интереса к детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к пользованию школьной библиотекой.

Чтение доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и объяснение иллюстраций.

5.

Примерная тематика

Произведения о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе,друг к друг, об общественно полезных делах. Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей.

Рассказы, сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы мира и дружбы.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

-         осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;

-         трудные по смыслу и по слоговой структуре слова читать по слогам;

-         отвечать на вопросы по прочитанному;

-         высказывать своё отношение к поступку героя, событию;

-         пересказывать содержание прочитанного;

-         устно рассказывать на темы, близкие интересам учащихся.

Учащиеся должны знать:

-         наизусть 5-8 стихотворений.

Тематическое планирование (170 ч)

№№

п/п

Тема

Кол-во часов

Заучивание наизусть

Внеклассное чтение

I

Здравствуй, школа! 

14 ч

Отрывок из стихотворения «Мойдодыр» К. Чуковского

 

II

Люби всё живое

13 ч

 

Е. Чарушин. Томка

III

Славная осень

18 ч

А. Плещеев. Осень

Н. Сладков. Кто куда.

IV

Учимся трудиться

10 ч

 

В. Сутеев. Разные колёса.

V

Что такое хорошо

22 ч

 

В. Осеева «Навестила», «Девочка с куклой»; В. Голявкин «Вязальщик», «Кому что удивительно»

VI

Вот пришли морозы – и зима настала…

25 ч

И. Суриков. Зима.

А. Пушкин. Зимнее утро.

Зимние сказки: «Снегурочка», «Морозко».

VII

Смешные истории

11 ч

Отрывок из стихотворения С. Маршака «Вот какой  рассеянный…»

Народная сказка «Пых», К. Чуковский «Крокодил».

VIII

Весна в окно стучится…

28 ч

Ф. Тютчев «Зима недаром злится…»

Я. Колас «Песня о весне»

Н. Носов Приключения Незнайки и его друзей: «Как Незнайка сочинял стихи»

В. Драгунский. Денискины рассказы: «Третье место в стиле баттерфляй»

IX

Народные сказки

13 ч

 

Народные сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Козёл и Баран»

X

Лето красное идёт

13 ч

А. Толстой «Колокольчики мои…»

 

 

Итого

167ч

 8 произведений наизусть

9 уроков

Поурочное планирование уроков чтения и развития речи в 3 классе (170 часов)

№№

п/п

Дата

Тема урока

Виды работ по развитию устной речи

Виды работ по формированию навыков чтения

Контрольные и диагностические материалы

I.

14 ч

Здравствуй, школа! 

 

 

 

1.1.

 

С. Михалков. «Важный день»

Участие в беседе о 1 сентября.  Выяснение знаний учащихся о государственных праздниках. Работа с загадками. Работа по вопросам после стихотворения.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Выразительное чтение.

Чтение текста о школе с последующим программированным опросом по содержанию.

1.2.

 

Т. Чинарёва. «Здравствуйте»

1 часть «Что забыл Владик?»

Ответы на вопросы по содержанию текста. Понимание указаний автора на интонацию героев рассказа.

Слоговые упражнения. Подготовка к чтению трудных слов.

Чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость чтения.

Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова «Важный день».

1.3.

 

Т. Чинарёва. «Здравствуйте».

2 часть «Разве так здороваются?»

Ответы на вопросы по содержанию текста. Сравнение настроения и поведения мальчика накануне и в этот день. Оценка поступков героя.

Пересказ по ролям.

Чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость чтения. Выделение авторских указаний на особенности речи героев.

Чтение и пересказ по ролям.

1.4.

 

Т. Чинарёва. «Здравствуйте».

3 часть «Трудно быть вежливым».

Ответы на вопросы по содержанию текста. Сравнение настроения и поведения мальчика накануне и в этот день. Оценка поступков героя.

Пересказ по ролям. Выводы о правилах приветствия.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость чтения. Выделение авторских указаний на особенности речи героев.

Чтение и пересказ по ролям.

 

1.5.

 

В. Берестов. «Где право, где лево»

Словесное рисование. Уточнение пространственных понятий: лево – право.

Выразительное чтение. Уточнение, какое настроение у стихотворения.

Восстановление последовательности пунктов плана рассказа Т. Чинарёвой «Здравствуйте». Пересказ по плану.

1.6.

 

В. Драгунский. «Что любит Мишка». 1 часть «В кабинете музыки».

Ответы на вопросы. Работа с сравнительным оборотом: «Сидят, как два воробья на ветке». Беседа об отношении учащихся к музыке.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям.

Выразительное чтение стихотворения В. Берестова «Где право, где лево»

1.7.

 

В. Драгунский. «Что любит Мишка». 2 часть. «Что любит Дениска»

Ответы на вопросы. Беседа об увлечениях учащихся.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям.

1.8.

 

В. Драгунский. «Что любит Мишка». 3 часть «Что любит Мишка»

Ответы на вопросы. Выяснение причин поступков героя. Сравнение героев по их отношениям к музыке, к близким, к животным. Коллективное высказывание «Что любим мы?»

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям.

Ответы на вопросы (устно).

 

1.9.

 

По М. Коршунову. Петя и его жизнь. 1 часть «Почему ударил Сашу?»

Ответы на вопросы по содержанию текста. Уточнение причин поступков мальчика.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений.

Программированный опрос. Карточка «Что любит Дениска, а что – Мишка?» (распределение готовых слов, выражений).

1.10

 

По М. Коршунову. Петя и его жизнь. 2 часть «Петин рассказ о своей жизни»

Ответы на вопросы. Составление плана 2-й части. Выборочный пересказ о занятиях и поступках Пети. Подбор фактов для доказательства утверждения, что Петя честный и «неплохой человек». Оценка поступков героя.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

1.11.

 

К. Чуковский. «Мойдодыр».

1 часть «Вещи убежали от грязнули»

Составление предложений по сюжетным картинкам. Словесное рисование. Ответы на вопросы. Работа над значением глаголов движения.

Чтение однокоренных глаголов, сложных слов (трубочист, кривоногий и пр.). Выразительное чтение. Темп чтения. Интонация чтения слов умывальника.

Выборочное чтение (подписи к картинкам).

Ответы на вопросы о занятиях и поступках Пети.

1.12.

 

К. Чуковский. «Мойдодыр». 2 часть «Грязнуля убегает от Мойдодыра»

Составление предложений по сюжетным картинкам. Словесное рисование. Глаголы движения. Сравнения.

Чтение наименований улиц, глаголов.

Выразительное чтение. Темп чтения. Интонация чтения слов Крокодила и Мойдодыра.

 Выборочное чтение (подписи к картинкам).

Выразительное чтение.

1.13.

 

К. Чуковский. «Мойдодыр». 3 часть «Грязнуля исправляется».

Словесное рисование. Ответы на вопросы. Беседа о правилах гигиены. Заучивание отрывка наизусть «Надо, надо умываться..»

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Выразительное чтение. Темп чтения. Соблюдение интонации предл9ожений.

Выборочное чтение.

 

Выразительное чтение

1.14.

 

Обобщающий урок по теме «Здравствуй, школа!»

Участие в беседы. Выборочный пересказ.

Выразительное чтение.

Чтение наизусть отрывка из стихотворения «Мойдодыр» К. Чуковского

II.

13 ч

Люби всё живое

 

 

 

2.1.

 

Л. Толстой. Котёнок. 1-я часть «Котята»

Ответы на вопросы по содержанию рассказа. Словесное рисование (описание котёнка). Пересказ близко к тексту.

Задание по внеклассному чтению: Е. Чарушин «Томка» (чтение, выбор понравившейся истории, иллюстрирование) Выставка книг русских писателей о природе. Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Выборочное чтение.

 

2.2.

 

Л. Толстой. Котёнок. 2-я часть «Вася спасает котёнка»

Объяснения фразеологизма «что было духу». Составление предложений с прочитанными словами. Словесное рисование. Оценка состояния герое и происходящих событий. Деление рассказа на части по плану. Пересказ.

Чтение глаголов (подготовительные упражнения). Интонационное оформление предложений. Выборочное чтение.

Пересказ 1-ой части.

2.3.

 

В. Орлов. Учёный кот.

Словесное рисование. Ответы на вопросы. Беседа о домашних животных учащихся.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. Выразительное чтение (интонация, темп, громкость).

Пересказ рассказа Л. Толстого «Котёнок» по цепочке.

2.4.

 

Л. Толстой. Птичка. 1 часть «Серёжа поймал птичку»

Ответы на вопросы по тексту. Пересказ по опорным словам.

Чтение по ролям

Выразительное чтение стихотворения В. Орлова «Учёный кот»

2.5.

 

Л. Толстой. Птичка. 2 часть «Гибель птички в неволе»

Ответы на вопросы по тексту. Пересказ по вопросам.

Выборочное чтение.

 

2.6.

 

М. Пришвин. Ребята и утята.

Ответы на вопросы. Выборочный пересказ. Подбор предложений из текста к данной в учебнике сюжетной картинке. Оценка поступков ребят.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение.

Выборочный пересказ по рассказу Л. Толстого «Птичка»

2.7.

 

Внеклассное чтение. Е. Чарушин «Томка»

Ответы на вопросы. Выборочный пересказ. Высказывания по иллюстрациям. Устные рассказы о домашних любимцах.

Ориентировка в книге: автор, заголовок, содержание, иллюстрации

Ответы на вопросы по прочитанным рассказам.

2.8.

 

Г. Снегирёв. Берёза.

Определение настроения рассказа. Описание берёзы летом и зимой с использованием авторской лексики. Словесное рисование. Выборочный пересказ о значении берёзы в жизни тетеревов.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Деление текста на части. Составление плана.

Пересказ отрывков из рассказа М. Пришвина «Ребята и утята» близко к тексту.

2.9.

 

В. Бианки. Ёж-спаситель.

Ответы на вопросы по тексту. Объяснение заголовка рассказа. Соотнесение иллюстрации с частью текста. Выборочный пересказ. Словесное рисование.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение.

Восстановление последовательности пунктов плана рассказ Г. Снегирёва «Берёза». Пересказ по плану.

2.10.

 

Р. Фраерман. Мальчик в лесу.

Ответы на вопросы. Составление высказываний о повадках мышей, бурундука. Словесное рисование серии сюжетных картинок к рассказу. Оценка поступка героя рассказа.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Выборочные пересказ части из рассказа В. Бинки «Ёж-спаситель» с опорой на сюжетную картинку.

2.11.

 

А. Барков. Шустрик. 1 часть «Крошечный бельчонок».

Ответы на вопросы. Словесное рисование серии сюжетных картинок. Пересказ близко к тексту.

Чтение по ролям. Выборочное чтение. Деление на части, коллективное составление плана

Рассказ о бурундуке.

2.12.

 

А. Барков. Шустрик. 2 часть «Приёмыш»

Ответы на вопросы. Словесное рисование серии сюжетных картинок. Составление продолжения истории. Объяснение заголовка рассказа.

Выборочное чтение. Деление на части, коллективное составление плана

Пересказ 1 части рассказа А. Баркова «Шустрик».

2.13.

 

Обобщающий урок по теме «Люби всё живое».

Беседа по прочитанным произведениям. Рассказ о домашних животных учащихся. Составление предложений по сюжетным картинкам. Отнесение картинок к прочитанным рассказам.

Выборочное чтение. Выразительное чтение стихотворения. Ориентировка в учебнике.

Пересказ рассказа А. Баркова «Шустрик».

III.

18 ч

Славная осень

 

 

 

3.1.

 

Е. Трутнева. Осень

Работа над выразительными средствами из стихотворения. Выделение признаков осени в тексте. Словесное рисование.

Выборочное чтение (подобрать к иллюстрации строки из стихотворения). Выразительное чтение стихотворения (громкость, темп, настроение, соблюдение интонации). Заучивание стихотворения наизусть. Задание по внеклассному чтению - Н. Сладков « Кто куда» (чтение, иллюстрирование).

 

3.2.

 

И. Соколов-Микитов. Осень в лесу.

Уточнение словаря по темам: «Грибы», «Ягоды», «Птицы». Называние грибов ягод, птиц по предметным картинкам. Уточнение временных представлений: времена года, месяцы лета и осени. Работа с синонимами. Беседа по наблюдениям за сезонными изменениями (отлёт птиц). Словесное рисование. Дополнение словосочетаний (подбор к определению названия предмета с опорой на текст) «О ком так говорится?»

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. Деление текста на части. Составление плана. Выделение опорных слов.

Чтение стихотворения Е. Трутневой «Осень» наизусть.

3.3.

 

И. Соколов-Микитов. Улетают журавли.

Уточнение временных представлений: времена года (осень, весна), части суток. Выбор слов для описания леса перед рассветом и с наступление утра.  Выбор слов-действий, с помощью которых описан отлёт журавлей в рассказе.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выразительное чтение концовки текста (соблюдение знаков препинания, передача голосом настроения).

Дополнение словосочетаний «О чём и о ком так говорится» (карточки). Пересказ по плану. Словесное иллюстрирование рассказа.

3.4.

 

В. Катаев. Грибы.

Уточнение словаря по теме: «Грибы». Ответы на вопросы по содержанию. Определение особенностей характера детей. Узнавание грибов по авторскому описанию. Сравнение описания грибов в рассказе В. Катаева «Грибы» и И. Соколова-Микитова «Осень».

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям. Выразительность чтения (учёт знаков препинания, темпа, громкости речи, характера детей).

Выборочное чтение (ответы на вопросы, данные на карточках).

3.5.

 

А. Прокофьев. В лес по грибы.

Словесное рисование грибов. Дополнение предложений об опёнке, мухоморе, боровике. Ответы на вопросы по тексту стихотворений (уточнение деталей, значений слов). Беседа о личном опыте учащихся, как они собирали грибы.

Самостоятельное чтение стихотворений о грибах. Подбор картинок к каждому стихотворению. Выборочное чтение.

Чтение по ролям Рассказа В. Катаева «Грибы». Дополнение высказываний «О чём так говорится» (карточки).

3.6.

 

Н. Сладков. Эхо.

Загадка про эхо. Выяснение, о каких признаках осени говорится в тексте. Дополнение предложений. Преобразование диалога в текст.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Работа над выразительностью (учёт знаков препинания, громкости).

Самостоятельное чтение загадок о грибах (подобрать отгадку). Контроль сознательности чтения и скорости чтения про себя.

3.7.

 

Чтение осенних загадок и скороговорок.

Составление рассказа по сюжетной картинке и вопросам. Заголовок текста. Словесное рисование картинок к загадкам и скороговоркам.

Самостоятельное чтение загадок. Выразительное и чёткое чтение скороговорок.

Чтение по ролям. Пересказ с преобразованием диалога в рассказ по опорным словам.

3.8.

 

Внеклассное чтение. Н. Сладков. Кто куда.

Выборочный пересказ по нарисованным рисункам. Работа с загадками о героях рассказа.

Чтение по ролям. Ориентировка в книге Н. Сладкова «Рассказы»

Рисунки по прочитанному. Участие в беседе по содержанию рассказа.

Узнавание на картинках птиц и животных из рассказа.

3.9.

 

Н. Грибачёв. Рыжие листья (сказка). 1 часть «Приход осени в лес».

Ответы на вопросы по тексту. Составление плана 1 части. Характеристика зайца Коськи и лисы Лариски. Словесное рисование осеннего леса, Лисы, зайца.

Подготовка к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. Выразительное чтение слов лисы Лариски с учётом её характера.

 

3.10.

 

Н. Грибачёв. Рыжие листья (сказка). 2 часть «Ёж Кирюха».

Ответы на вопросы. Характеристика речи героев. Выборочный пересказ, как ежи зиму проводят. Составление предложений по сюжетной картинке.

Подготовка к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Работа над выразительностью чтения. Соотнесение картинки с текстом (выборочное чтение).

Пересказ 1 части по плану.

3.11.

 

Н. Грибачёв. Рыжие листья (сказка). 3 часть «Медведь Потап».

Ответы на вопросы. Характеристика речи героев. Выборочный пересказ, как медведь зиму проводит. Составление предложений по сюжетной картинке.

Подготовка к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Работа над выразительностью чтения. Соотнесение картинки с текстом (выборочное чтение).

Пересказ по ролям 2 части

3.12.

 

Н. Грибачёв. Рыжие листья (сказка). 4 часть «Белка Ленка»

Ответы на вопросы. Характеристика речи героев. Выборочный пересказ, как белка зиму проводит. Составление предложений по сюжетной картинке. Уточнение значений фразеологизмов.

Подготовка к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Работа над выразительностью чтения. Соотнесение картинки с текстом (выборочное чтение).

Пересказ по ролям 3 части.

3.13.

 

Н. Грибачёв. Рыжие листья (сказка). 5 часть «Лиса Лариска и заяц Коська».

Ответы на вопросы. Характеристика речи героев. Выборочный пересказ, как белка зиму проводит. Составление предложений по сюжетной картинке. Уточнение значений фразеологизмов.

Подготовка к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Работа над выразительностью чтения. Соотнесение картинки с текстом (выборочное чтение).

Пересказ по ролям 4 части.

3.14.

 

К. Бальмонт. Осень.

Словесное рисование. Выяснение признаков осени, упомянутых в стихотворении. Определение настроения стихотворения.

Выборочное чтение. Выразительное чтение (громкость, темп, настроение).

Драматизация сказки Н. Грибачёва «Рыжие листья»

3.15.

 

А. Плещеев «Осень наступила…»

Составление предложений по сюжетной картинке.  Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Определение настроения стихотворения. Словесное рисование.

Выборочное чтение. Выразительное чтение (громкость, темп, настроение).

Заучивание наизусть.

Выразительное чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень».

3.16.

 

А. Фет «Ласточки пропали…»

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Определение настроения стихотворения. Сравнение стихотворений А. Плещеева и А. Фета по вопросам.

Выборочное чтение. Выразительное чтение (громкость, темп, настроение).

Чтение наизусть стихотворения А. Плещеева «Осень».

3.17.

 

Н. Некрасов «…Славная осень!» (отрывок из поэмы «Железная дорога»)

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Работа над художественными средствами. Дополнение предложений словами из текста стихотворения. Определение настроения стихотворения. Словесное рисование.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Выразительное чтение стихотворения.

Выразительное чтение стихотворения А. Фета «Ласточки пропали…

3.18.

 

Обобщающий урок по теме «Славная осень».

Драматизация сказки Н. Грибачёва «Рыжие листья». Составление высказываний по сюжетным картинкам. Работа с загадками. Ответы на вопросы о приметах осени и подготовке животных к зиме.

Выборочное чтение. Чтение наизусть стихотворений.

 

IV.

10 ч

Учимся трудиться

 

 

 

4.1.

 

С. Михалков. Важные дела.

Составление предложений по сюжетным картинкам. Беседа о делах детей. Ответы на вопросы по тексту стихотворения. Выделение главной мысли стихотворения.

Чтение по ролям. Работа над выразительностью чтения. Хоровая декламация стихотворения. Задание по внеклассному чтению: В. Сутеев. Разные колёса (прочитать, выбрать понравившийся отрывок).

 

4.2.

 

По В. Крупину. Как Ваня грядки полол. 1 часть «Ваня с бабушкой полют огород»

Ответы на вопросы. Составление предложений по предметным картинкам (осот, хвощ, молочай, вьюнок). Пересказ по плану. Беседа о том, как дети помогают на огороде.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Деление текста на части. Составление плана. Выборочное чтение.

Выразительное чтение стихотворения С. Михалкова «Важные дела»

4.3.

 

По В. Крупину. Как Ваня грядки полол. 2 часть «Бабушкин помощник»

Ответы на вопросы. Пересказ по плану. Беседа, как дети помогают дома по хозяйству. Оценка поступков Вани, характеристика героя.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Деление текста на части. Составление плана. Выборочное чтение.

Пересказ 1 части о плану.

4.4.

 

По Е. Пермяку. Смородинка.

Работа над переносным значением слов. Характеристика героины рассказа – Танюшки. Уточнение временных представлений (продолжительность событий). Выборочный пересказ и пересказ по плану. Составление предложений по сюжетной картинке.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Деление текста на части по данному плану. Выборочное чтение.

Пересказ 2 части по плану.

4.5.

 

По О. Донченко. Телёнок. 1 часть «Кто вырастит телёнка?»

Ответы на Выборочный пересказ. Оценка поступка Мити. Составление предложений по сюжетной картинке.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Деление текста на части по данному плану. Выборочное чтение.

Пересказ по плану.

4.6.

 

По О. Донченко. Телёнок. 2 часть

Выборочный пересказ по сюжетной картинке. Характеристика главного героя – Мити.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Деление текста на части по данному плану. Выборочное чтение.

Карточка «Так или не так» (контроль понимания содержания, внимание к деталям рассказа).

4.6.

 

А. Маркуша. Важная профессия. 1 часть «Порванный ботинок»

Ответы на вопросы по тексту. Словесное рисование (серия картинок).

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям.

Выборочный пересказ отрывков из рассказа «Телёнок» (по О. Донченко)

4.7.

 

А. Маркуша. Важная профессия. Важная профессия. 2 часть «Сапожником быть не зазорно»

Ответы на вопросы. Составление высказывания о важности профессии сапожника по прочитанному диалогу и опорным словам.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Работа над вопросительной и восклицательной интонацией.

Ответы на вопросы по содержанию текста.

4.8.

 

С. Баруздин. Маляр.

Составление устного рассказа о работе маляра. Понимание сравнительных оборотов.

Выразительное чтение стихотворение (настроение, темп, паузы).

Рассказ о работе сапожника по опорным словам.

4.9.

 

Обобщающий урок по теме «Учимся трудиться»

Пересказ по плану. Устные рассказы на заданные темы. Выборочный пересказ. Составление предложений по сюжетным картинкам.

Выразительное чтение стихотворения, диалогов из прочитанных рассказов.

 

4.10.

 

Внеклассное чтение. В. Сутеев. Разные колёса.

Участие в беседе. Выяснение основной мысли. Пересказ по серии картинок.

Выборочное чтение.

Карточка «Кто что смастерил».

V.

22 ч

Что такое хорошо

 

 

 

5.1.

 

М. Басина. Удивительная верёвка.

Ответы на вопросы по тексту. Объяснение заголовка рассказа. Составление предложений по сюжетной картинке. Оценка поступка мальчика, настроения прохожих и причин его изменения.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. Задание по внеклассному чтению: В. Осеева «Навестила», «Девочка с куклой»; В. Голявкин «Вязальщик», «Кому что удивительно».

 

5.2.

 

А. Барто. Уехали.

Ответы на вопросы по тексту стихотворения. Описание щенка по данной иллюстрации. Словесное рисование (серия картинок).

Выборочное чтение. Деление стихотворения на части. Работа над выразительностью чтения (изменение настроения).

Объяснение заголовка текста.

5.3.

 

К. Киршина. Вот такая история. 1 часть «Бельчик»

Описание собаки по опорным словам.  Ответы на вопросы по содержанию. Объяснение фразеологизма «пускать в ход кулаки». Характеристика мальчика.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение.

Выразительное чтение стихотворения А. Барто «Уехали».

5.4.

 

К. Киршина. Вот такая история. 2 часть «Драка»

Словесное рисование (серия сюжетных картинок). Составление плана рассказа. Оценка поступков героев. Устные высказывания детей о случаях, когда они испытывали сильный гнев.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Выборочное чтение.

Описание собачки по опорным словам.

5.5.

 

Л. Воронкова. Что сказала бы мама? 1 часть «На лугу»

Словесное рисование луга. Ответы на вопросы по тексту.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям.

Пересказ по плану.

5.6.

 

Л. Воронкова. Что сказала бы мама? 2 часть «Ваня помогает Васятке»

Составление предложений по сюжетной картинке. Оценка поступков героев рассказа. Составление продолжения рассказа.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям.

Чтение по ролям.

5.7.

 

По Я. Пинясову. Кем быть и кем не быть?

Ответы на вопросы после текста. Ответ на вопрос, который стал заглавием рассказа. Оценка поступков героев рассказа.

Самостоятельное чтение.

Чтение по ролям. Устное продолжение рассказа.

5.8.

 

По Н. Носову. Огурцы. 1 часть «Чужие огурцы»

Ответы на вопросы. Оценка поступков героев.

Чтение по ролям. Выразительность чтения (настроение мамы и Котьки).

Объяснение заголовка рассказа.

5.9.

 

По Н. Носову. Огурцы. 2 часть «Разговор сторожа и Котьки»

Ответы на вопросы. Оценка поступков героев. Характеристика Котьки, сторожа, мамы. Словесное рисование (серия картинок).

Чтение по ролям. Выразительность чтения (настроение Котьки и сторожа).

Пересказ прочитанного по вопросам учителя.

5.10.

 

В. Осеева. Волшебное слово. 1 часть «Обиды Павлика»

Ответы на вопросы. Понимание причин отношения бабушки, сестры и брата к Павлику. Оценка настроения Павлика и старика. Устное высказывание, как надо говорить волшебное слово. Составление предложений по иллюстрации.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Карточка «Выбери правильный ответ» (проверка понимания содержания текста, внимания к деталям).

5.11.

 

В. Осеева. Волшебное слово.  2 часть «Павлик и сестрёнка»

Ответы на вопросы. Сравнение поведения сестрёнки при общении с Павликом. Соотнесение содержания иллюстрации и текста.

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Пересказ по ролям 1 части.

5.12.

 

В. Осеева. Волшебное слово. 3 часть «Бабушка и Павлик»

Ответы на вопросы. Сравнение поведения бабушки при общении с Павликом. Соотнесение содержания иллюстрации и текста.

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Пересказ по ролям 2 части.

5.13.

 

В. Осеева. Волшебное слово. 4 часть

«И брат согласился».

Ответы на вопросы. Сравнение поведения брата при общении с Павликом. Составление плана рассказа

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Пересказ по ролям 3 части.

5.14.

 

Внеклассное чтение. В. Осеева «Навестила», «Девочка с куклой»; В. Голявкин «Вязальщик», «Кому что удивительно».

Беседа по прочитанному. Составление высказываний по сюжетным картинкам и прочитанным текстам.

Выборочное чтение.

Умение строить оценочные суждения и строить связные высказывания с опорой на сюжетные картинки.

5.15.

 

Е. Пермяк. Бумажный змей.

Ответы на вопросы по тексту. Описание летнего дня. Словесное рисование (одна картинка). Устный рассказ, как надо делать змей. Оценка поступков героев.

Выборочное чтение.

Пересказ рассказа В. Осеевой «Волшебное слово»

5.16.

 

А. Котовщикова. Как же так получилось?

Ответы на вопросы. Оценка поступков детей. Объяснение заголовка. Устный рассказ, как надо относиться к заболевшим товарищам. Словесное рисование отдельных эпизодов. Подготовка к краткому пересказу текста.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Деление текста на части по данному плану.

Ответ на вопрос «Почему мальчики  не могли сделать змей?»

5.17.

 

А. Котовщикова. Как же так получилось?

Оценка поступков детей. Объяснение заголовка. Устный рассказ, как надо относиться к заболевшим товарищам. Подготовка к краткому пересказу текста.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Деление текста на части по данному плану

Ответы на вопросы по прочитанному.

5.18.

 

Л. Пантелеев. Трус.

Ответы на вопросы. Работа с иллюстрацией. Оценка поступков мальчика, черт характера.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Выборочное чтение.

Краткий пересказ по данному плану.Карточка «Восстанови последовательность событий»

5.19.

 

По Л. Пантелееву. Честное слово. 1 часть «Часовой»

Ответы на вопросы. Выборочный пересказ. Словесное рисование. Краткий пересказ по опорным словам и выражениям.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям отрывка из текста.

Карточка «Подбери доказательства» (подобрать факты, взятые из текста, к определениям «жадный», «трусливый».

5.20.

 

По Л. Пантелееву. Честное слово. 2 часть «Кто может сменить часового?»

Словесное рисование (серия картинок). Выборочный пересказ. Краткий пересказ по опорным словам и выражениям.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям отрывка из текста. Выборочное чтение.

Краткий пересказ 1 части.

5.21.

 

По Л. Пантелееву. Честное слово. 3 часть «Приказано оставить пост».

Подробный пересказ текста по вопросам учителя.. Оценка поступков и характера мальчика.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям отрывка из текста. Выборочное чтение.

Краткий пересказ 2 части.

5.22.

 

Обобщающий урок по теме «Что такое хорошо»

Участие в беседе по прочитанным рассказам. Выборочный и полный пересказ. Оценочные суждения. Словесное рисование.

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Пересказ 3 части близко к тексту.

VI.

25 ч

Вот пришли морозы – и зима настала…

 

 

 

6.1.

 

И. Суриков. Зима

Участие в беседе о признаках зимы. Составление предложений по сюжетной картинке. Работа над художественными средствами.

Словесное рисование.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. Выразительное чтение (темп, громкость, настроение). Заучивание наизусть. Задания по внеклассному чтению: зимние сказки - «Снегурочка», «Морозко».

 

6.2.

 

А. Чехов. Первый снег.

Ответы на вопросы по тексту. Выборочное чтение. Составление устного высказывания о первом снеге по вопросам и опорным словам.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение.

Чтение наизусть стихотворения И. Сурикова «Зима».

6.3.

 

В. Орлов. Никто не обижается.

Словесное рисование.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Выборочное чтение. Выразительное чтение (настроение).

Устный рассказ о первом снеге по данным вопросам.

6.4.

 

Н. Сладков. Воробьиный термометр.

Слова, противоположные по смыслу. Знакомство с приметами зимы из народного календаря. Словесное рисование. Работа с загадкой.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение.

Выразительное чтение стихотворения В. Орлова «Никто не обижается».

6.5.

 

Н. Носов. На горке. 1 часть «Ребята строят горку»

Ответы на вопросы. Составление предложений по иллюстрации. Пересказ близко к тексту. Оценка поведения Котьки.

Выборочное чтение

Ответы на вопросы.

6.6.

 

Н. Носов. На горке. 2 часть «Котька испортил горку»

Ответы на вопросы. Составление предложений по иллюстрации. Пересказ близко к тексту.

Выразительное чтение (вопросительная и восклицательная интонация).

Пересказ 1 части близко к тексту.

6.7.

 

Н. Носов. На горке. 3 часть «Котька поправляет горку»

Ответы на вопросы. Составление плана. Пересказ по плану близко к тексту.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям.

Пересказ 2 части близко к тексту.

6.8.

 

Д. Мамин-Сибиряк. Река стала. 1часть «Лёд на реке».

Озаглавливание первой части. Объяснение заголовка рассказа. Словесное рисование (серия картинок). Ответы на вопросы.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Выборочное чтение.

Пересказ по плану близко к тексту.

6.9.

 

Д. Мамин-Сибиряк. Река стала.  2 часть «К чему приводит неосторожность»

Ответы на вопросы. Составление устного рассказа о правилах безопасности на льду. Выборочный пересказ «Как удалось спасти мальчиков»

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Выборочное чтение.

Краткий пересказ 1 части по вопросам учителя.

6.10.

 

А. Пушкин. Зимнее утро.

Ответы на вопросы. Словесное рисование. Работа над выразительными средствами языка.

Выборочное чтение.

Выразительное чтение (настроение, темп чтения).

Заучивание наизусть

Выборочный пересказ.

6.11.

 

К. Ушинский. Проказы старухи зимы (сказка). 1часть «Война зимы против животных».

Практическая работа с синонимическими заменами «Скажи по-другому». Составление плана. Пересказ близко к тексту.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Выборочное чтение. Деление текста на части.

Чтение наизусть стихотворения А. Пушкина «Зимнее утро»

6.12.

 

К. Ушинский. Проказы старухи зимы (сказка). 2 часть «Война зимы против людей»

Практическая работа с синонимическими заменами «Скажи по-другому». Выборочное чтение. Составление плана. Пересказ близко к тексту.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. Деление текста на части.

Пересказ 1 части по плану.

6.13.

 

В. Лебедев-Кумач. Здравствуй, ёлка!

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Работа над художественными средствами (олицетворение, эпитеты). Составление предложений по сюжетной картинке. Устный рассказ по вопросам учителя о подготовке к Новому году.

Выразительное чтение (интонация, темп, громкость, настроение).

Пересказ по плану близко к тексту.

6.14.

 

Внеклассное чтение. Зимние сказки – «Морозко», «Снегурочка»

Пересказ отрывков из сказок. Участие в беседе.

Ориентировка в книге. Выборочное чтение. Слушание чтения учителя.

Драматизация сказки «Морозко»

6.15.

 

Е. Пермяк. Знакомые следы. «Заблудились»

Ответы на вопросы. Пересказ по данному плану. Оценка поведения Никишки, составление краткой характеристики героя (мечты, черты характера, отношения с дедушкой)

Выборочное чтение. Деление текста на части по данному плану.

Выразительное чтение стихотворения В. Лебедева-Кумача «Здравствуй, ёлка!»

6.16.

 

Два Мороза (сказка). 1 часть «Спор двух Морозов»

Ответы на вопросы. Словесное рисование. Пересказ по ролям.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям.

Пересказ по данному плану.

6.17.

 

Два Мороза (сказка). 2 часть «Кто победил в споре»

Ответы на вопросы. Составление предложений по иллюстрациям. Пересказ по ролям. Работа с пословицей, фразеологизмами.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям.

Пересказ по ролям 1 части.

6.18.

 

В. Бианки. Из «Лесной газеты».

Ответы на вопросы. Словесное рисование. Составление рассказа, как защитить озимь от мороза.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Выборочное чтение.

Пересказ по ролям сказки.

6.19.

 

По В. Одоевскому. В гостях у Дедушки Мороза.

Ответы на вопросы. Словесное рисование «Дом Мороза Ивановича». Работа с поговоркой. Сравнение сказки и рассказа В. Бианки. Выборочный пересказ.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение.

Рассказ, как защищают озимь от мороза.

6.20.

 

По Г. Скребицкому. Дружба.

Ответы на вопросы по тексту. Составление рассказа по сюжетной картинке и прочитанному тексту о дружбе грача и сороки. Краткий пересказ по вопросам.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение.

Выборочный пересказ, как Мороз Иванович оберегает озимь.

6.21.

 

А. Барков. Кот в сапогах.

Ответы на вопросы после текста (самостоятельное понимание вопросов и заданий). Словесное рисование.

Самостоятельное чтение.

Краткий пересказ рассказа по вопросам.

6.22.

 

По Я. Длуголенскому. Как Зубов однажды был врачом. 1 часть «Просьба о помощи».

Ответы на вопросы. Оценка поступков Мити и солдата Зубова.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям.

Краткий пересказ рассказа.

6.23.

 

По Я. Длуголенскому. Как Зубов однажды был врачом.

Ответы на вопросы. Соотнесение текста и сюжетной картинки. Выборочный пересказ. Оценка поступка Зубова.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям.

Чтение по ролям 1части

6.24.

 

По К. Ушинскому. Четыре желания.

Уточнение временных представлений (признаки времён года). Словесное рисование. Пересказ по плану. Устный рассказ о любимом времени года.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Выборочный пересказ по сюжетной картинке, ответы на вопросы.

6.25.

 

Обобщающий урок по теме «Вот пришли морозы – и весна настала…»

Участие в беседе. Пересказ по ролям.

Чтение наизусть. Выразительное чтение. Чтение по ролям.

 

VII.

12 ч

Смешные истории…

 

 

 

7.1.

 

У страха глаза велики (сказка)

Словесное рисование. Ответы на вопросы. Работа над глаголами речи, пословицей. Увеличительные формы слов.

Подготовительные упражнения к чтению. Чтение по ролям.

Задание по внеклассному чтению: сказка «Пых», К. Чуковский «Крокодил». Выставка книг К. Чуковского, Н. Носова, С. Маршака.

 

7.2.

 

К. Чуковский. Путаница.

Ответы на вопросы. Составление предложений по сюжетным картинкам, «Кто какой голос подаёт?». Уменьшительно-ласкательные формы слов. Смешное в стихотворении.

Выразительное чтение (настроение, интонация).

Чтение и пересказ сказки по ролям.

7.3.

 

С. Маршак. Вот какой рассеянный.

Ответы на вопросы. Словесное рисование. Понимание авторских неологизмов, собственных имён существительных. Смешное в стихотворении. Устный рассказ о проявлениях рассеянности по опыту учащихся.

Выразительное чтение по ролям. Заучивание наизусть отрывка из стихотворения.

Выразительное чтение К. Чуковского «Путаница».

7.4.

 

Н. Носов. Живая шляпа. 1 и 2 часть.

Словесное рисование. Ответы на вопросы. Пересказ по вопросам.

Подготовительные упражнения к чтению. Чтение по ролям. Выразительное чтение.

Чтение наизусть отрывка из стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный».

7.5.

 

Н. Носов. Живая шляпа. 3 и 4  часть.

Словесное рисование. Ответы на вопросы. Пересказ по вопросам. Составление предложений по сюжетной картинке.

Подготовительные упражнения к чтению. Выборочное чтение.

Чтение по ролям 1 и 2 части.

7.6.

 

Б. Заходер. Хрюк на ёлке (сказка). 1 часть  «Необыкновенный поросёнок»

Словесное рисование. Характеристика Хрюка. Ответы на вопросы примерами из текста. Пересказ по ролям.

Подготовительные упражнения к чтению. Чтение по ролям. Выразительно чтение.

Чтение по ролям 3 и 4 части.

 

 

Б. Заходер. Хрюк на ёлке (сказка). 2 часть «Хрюка готовится идти на ёлку»

Словесное рисование. Характеристика Хрюка. Ответы на вопросы примерами из текста. Пересказ по ролям.

Подготовительные упражнения к чтению. Чтение по ролям. Выразительно чтение. Выборочное чтение.

Пересказ по ролям.

7.7.

 

Б. Заходер. Хрюк на ёлке (сказка). 3 часть «На ёлке»

Словесное рисование (серия картинок). Ответы на вопросы. Оценка поступков Хрюка.

Беседа об опрятности и правилах поведения.

Подготовительные упражнения к чтению. Чтение по ролям. Выразительно чтение. Выборочное чтение.

Пересказ по ролям.

7.8.

 

По Н. Носову. Как Незнайка катался на газированном автомобиле. 1 часть «Газированный автомобиль»

Ответы на вопросы. Выборочный пересказ.

Подготовительные упражнения к чтению. Чтение по ролям отрывка. Выборочное чтение.

Пересказ по ролям.

7.9.

 

По Н. Носову. Как Незнайка катался на газированном автомобиле. 2 часть «Незнайка за рулём»

Ответы на вопросы. Выборочный пересказ. Объяснение имён коротышек.

Подготовительные упражнения к чтению. Выборочное чтение.

Задание по внеклассному чтению – книга Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей».

Выборочное чтение и ответы на вопросы.

7.10.

 

Обобщающий урок по теме «Смешные истории…»

Пересказ. Драматизация сказки «У страха глаза велики», пересказ по ролям сказки Б. Заходера «Хрюк на ёлке»

Выразительное чтение стихотворений. Чтение наизусть.

 

7.11. 

 

Внеклассное чтение. Народная сказка «Пых», К. Чуковский «Крокодил».

Ответы на вопросы. Составление связных высказываний по иллюстрациям (выборочный пересказ).

Чтение понравившихся отрывков. Задание по внеклассному чтению. Н. Носов Приключения Незнайки и его друзей: «Как Незнайка сочинял стихи»

 

Рисунки к прочитанным текстам. Умение составлять связные высказывания по сюжетной картинке. Восстановление последовательности сюжетных картинок по сказке «Пых»

VIII.

29 ч

Весна в окно стучится…

 

 

 

8.1.

 

Ф. Тютчев. Зима недаром злится…

Словесное рисование. Определение характера Зимы. Работа над художественными средствами. Сравнение  поведения Зимы из сказки К. Ушинского и стихотворения Ф. Тютчева. Составление рассказа по картинке.

Подготовительные упражнения к чтению слов со стечением согласных. Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

 

8.2.

 

К. Паустовский. …Однажды утром.

Беседа о признаках весны. Ответы на вопросы словами из текста. Озаглавливание текста.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Выразительное чтение.

Чтение наизусть стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится»

8.3.

 

А. Плещеев. Весна.

Ответы на вопросы словами из текста. Работа над художественными средствами. Словесное рисование.

Выразительно чтение.

Выразительное чтение.

8.4.

 

Э. Шим. Камень, ручей, сосулька и солнце (сказка).

Ответы на вопросы по содержанию словами из текста. Работа с глаголами звучания. Пересказ по ролям.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных и фонетически сходных слов.

Чтение по ролям.

Выразительное чтение.

 

 

 

 

 

 

8.5.

 

По Б. Емельянову. Мамины руки. 1 часть «Нехороший день»

Ответы на вопросы.

Оценка поступков девочки. Пересказ.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям.

Выразительное чтение по ролям.

8.6.

 

По Б. Емельянову. Мамины руки. 2 часть «Примирение»

Ответы на вопросы.

Оценка поступков девочки, бабушки и мамы. Усвоение значения фразеологизмами «золотые руки», «мягкое сердце». Пересказ.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям.

Пересказ 1 части.

8.7.

 

Н. Артюхова. Большая берёза. 1 часть «Ваш Алёшка на берёзе»

Ответы на вопросы. Оценка поступков мальчиков, состояния матери. Краткий пересказ.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям.

Пересказ рассказа.

8.8.

 

Н. Артюхова. Большая берёза. 2 часть «Слезай, сынок!»

Ответы на вопросы. Сравнение поведения прохожего и мамы. Подбор слов из текста к данным иллюстрациям. Краткий пересказ.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям. Выразительное чтение (интонация спокойствия, негодования, волнения).

Краткий пересказ 1 части.

8.9.

 

Н. Артюхова. Большая берёза. 3 часть «Мама плачет»

Ответы на вопросы. Оценка состояния героев рассказа. Выяснение причин их состояния.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям (снисходительный, взволнованный, просящий, смущённый, виноватый голос)

Краткий пересказ 2 части, чтение по ролям.

8.10.

 

Внеклассное чтение. Н. Носов Приключения Незнайки и его друзей: «Как Незнайка сочинял стихи»

 

Пересказ понравившихся эпизодов. Составление высказываний по иллюстрациям.

Ориентировка в книге. Выборочное чтение. Слушание чтения учителя. Задание по внеклассному чтению - В. Драгунский. Денискины рассказы: «Третье место в стиле баттерфляй»

Чтение по ролям. Выборочный пересказ. Словесное рисование.

8.11.

 

Я. Колас. Песня о весне.

Ответы на вопросы словами из текста. Словесное рисование. Работа над определениями.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выразительное чтение (темп, настроение). Заучивание наизусть.

Карточка «Кто был таким?» (понимание слов, характеризующих эмоциональное состояние героев рассказа Н. Артюховой «Большая берёза»). Чтение 3 части по ролям.

8.12.

 

По В. Бианки. Последняя льдина.

Составление плана текста. Словесное рисование (серия картинок). Составления высказывания по иллюстрации.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Выборочное чтение. Деление текста на части.

Чтение наизусть стихотворения Я. Коласа «Песня о весне».

8.13.

 

В. Орлов. Что случилось.

Ответы на вопросы после текста. Описание девочки: внешность, характер. Сравнение девочки с солнышком. Оценка отношения мамы к дочке, поступков девочки, настроения стихотворения.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Выразительное чтение стихотворения.

Пересказ по плану.

8.14.

 

М. Матусовский. Скворцы прилетели.

Ответы на вопросы после стихотворения. Составление устных высказываний о встрече скворцов по сюжетной картинке и личному опыту учащихся.

Самостоятельное чтение.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение стихотворения В. Орлова «Что случилось».

8.15.

 

А. Барков. Голубой апрель.

Приметы апреля. Описание овсянки. Примеры из текста, доказывающие, что «у апреля глаза голубые». Словесное рисование. Беседа о перелётных птицах.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Выборочное чтение.

Выразительное чтение стихотворения М. Матусовского «Скворцы прилетели».

8.16.

 

А. Барков. Берёзкины слёзы.

 

Ответы на вопросы по тексту. Выборочный пересказ, как дедушка и мальчик берёзку спасли. Беседа о бережном отношении к деревьям.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Выборочное чтение.

 

Словесное рисование «Голубой апрель»

8.17.

 

А. Барков. Солнечный огонёк.

 

Беседа о первых цветах. Составление рассказа о мать-и-мачехе по картинке, по следам прочитанного рассказа и данному вербально-графическому плану.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Выборочный пересказ «Как дедушка и внук берёзку спасли».

8.18.

 

А. Барков. Комариный бал.

 

Беседа о насекомых весной. Весенние приметы из народного календаря. Пересказ.

Выборочное чтение. Выразительное чтение (соблюдение вопросительной и восклицательной интонации).

Рассказ о мать-и-мачехе по вербально-графическому плану.

8.19.

 

Г. Ладонщиков. « Дождик, лей веселей!».

 

Работа с загадками. Работа над выразительными средствами. Сравнение со стихотворением А. Плещеева «Осень» (дождь осенний и весенний).

Выразительное чтение (звонко, весело, быстро).

Пересказ близко к тексту.

8.20.

 

В. Драгунский. И мы. 1 часть «Неудачное закаливание»

 

Ответы на вопросы по тексту. Беседа о правилах закаливания. Составление плана. Пересказ по плану.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. Деление текста на части.

Выразительное чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Дождик, лей веселей!»

8.21.

 

В. Драгунский. И мы. 2 часть «Тренировка на космонавта»

Ответы на вопросы по тексту. Составление плана. Пересказ по плану.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Деление текста на части.

Пересказ 1 части по плану.

8.22.

 

В. Драгунский. И мы. 3 часть «Телефонная связь»

Ответы на вопросы по тексту. Составление плана.  Пересказ по плану. Беседа о смешном в рассказе. Составление предложений по иллюстрациям.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Выборочное чтение. Деление текста на части.

Пересказ 2 части по плану.

8.23.

 

Н. Михалкова. Май.

 

Уточнение временных представлений (месяцы весны и их приметы).

Народные приметы и пословицы. Пересказ по вопросам.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение.

Пересказ 3 части по плану.

8.24.

 

В. Орлов. Когда на планете хозяева дети.

Ответы на вопросы по содержанию  Составление предложений по картинкам. Объяснение значений выражений: «разноцветные дети», «шар голубой». Основная мысль стихотворения.

Выразительное чтение.

Карточка «Узнай весенний месяц».

8.25.

 

Е. Олейник. « Полюшко-поле».

Беседа о значении земли. Повторение знаний учащихся об озими (В. Бианки «Из «Лесной газеты», В. Одоевский «В гостях у Дедушки Мороза»). Пересказ по плану.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Деление текста на части.

Выразительное чтение стихотворения В. Орлова «Когда на планете хозяева дети»

8.26.

 

С. Михалков. « Спать легли однажды дети…»

Беседа о Дне Победы. Объяснение военной лексики стихотворения. Рассматривание репродукций картин о войне, фотографий.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выразительное чтение (радость).

Пересказ по плану.

8.27

 

Внеклассное чтение. В. Драгунский. Денискины рассказы: «Третье место в стиле баттерфляй»

Выборочный пересказ по сюжетным картинкам. Оценка поступков героев.

Чтение по ролям. Слушание чтения учителя В. Драгунский «Кот в сапогах».

Карточка «Проверь себя» (вопросы по услышанному рассказу).

8.28.

 

Обобщающий урок по теме «Весна в окно стучится»

Беседа о приметах весны, о весенних праздниках. Пересказ текстов. Драматизация сказки Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце»

Чтение стихотворений наизусть. Выразительное чтение. Чтение по ролям.

 

IX.

14 ч

Народные сказки

 

 

 

9.1.

 

Лиса и журавль (русская сказка)

Пересказ с опорой на серию картинок.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям.

Задание по внеклассному чтению – народные сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Козёл и Баран».

 

9.2.

 

Как мужик волка спас (мордовская сказка) 1 часть «Мужик спасает волка».

Ответы на вопросы по содержанию. Сравнение поведения волка в минуту опасности и после спасения. Пересказ по ролям.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям.

Пересказ сказки «Лиса и Журавль»  с опорой на серию картинок.

9.3.

 

Как мужик волка спас (мордовская сказка). 2 часть.

Оценка поступков героев сказки. Пересказ по ролям.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям

Пересказ по ролям 1 части.

9.4.

 

Три сестры (татарская сказка)

Оценка поступков героев. Обсуждение, за что наказаны сёстры. Составление высказывания по иллюстрации. Составление планы и пересказ по плану.

Чтение по ролям. Деление сказки на части.

Драматизация сказки «Как мужик волка спас».

9.5.

 

 

Кукушка (ненецкая сказка). 1 часть «Непослушные дети».  2 часть «Отчего кукушка гнезда не вьёт»

Оценка поступков героев сказки. Составление плана и пересказ по плану.

Обсуждение, за что наказаны дети. Составление плана и пересказ по плану. Сравнение сказок «Три сестры» и «Кукушка».

Чтение по ролям. Деление текста на части.

 

Пересказ по плану.

 

9.6.

 

Каждый своё получил (эстонская сказка). 1 часть «Прохожий»

Сравнение, как отнеслись к прохожему хозяйки богатого и бедного дома. Обещание прохожего.

Чтение по ролям.

Пересказ по плану.

9.7.

 

Каждый своё получил (эстонская сказка). 2 часть «Награда бедной женщине»

Ответы на вопросы по содержанию сказки. Пересказ близко к тексту.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям 1 части.

9.8.

 

Каждый своё получил (эстонская сказка). 3 часть «Что получила боначка»

Ответы на вопросы по содержанию сказки. Пересказ по ролям.

Чтение по ролям.

Пересказ близко к тексту 2 части.

9.9.

 

Хаврошечка (русская сказка) 1 часть «Как жилось Хаврошечке в чужом доме»

Хаврошечка (русская сказка) 2 часть «Сёстры следят за Хаврошечкой»

Называние героев сказки. Волшебная помощница Хаврошечки. Ответы на вопросы по содержанию.

Ответы на вопросы по содержанию. Пересказ по серии сюжетных картинок.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Выборочное чтение.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Выборочное чтение.

Пересказ по ролям 3 части

 

9.11.

 

Хаврошечка (русская сказка). 3 часть

Составление плана. Пересказ по плану.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Выборочное чтение. Деление текста на части.

Пересказ 1  и 2 части.

9.12.

 

Внеклассное чтение. Народные сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Козёл и Баран»

Выборочный пересказ. Драматизация сказок.

Чтение по ролям.

Рисунки к сказкам, связные высказывания по этим рисункам.

9.13.

 

Обобщающий урок по теме:  « Народные сказки».

Пересказы по серии картинок, по плану. Драматизация сказки «Как мужик волка спас».

Чтение по ролям.

 

X.

13 ч

Лето красное идёт

 

 

 

10.1.

 

В. Фетисов. Что такое лето?

 

Словесное рисование. Работа над художественными средствами (сравнения, звуки, образы). Ответы на вопросы. Беседа о признаках лета.

Выразительное чтение (радость).

 

10.2.

 

А. Толстой. Колокольчики мои…

Описание колокольчиков по картинке и данному плану. Ответы на вопросы.

Выразительное чтение (вопросительная и восклицательная интонация) Заучивание наизусть.

Выразительное чтение стихотворения В. Фетисова «Что такое лето?»

10.3.

 

И. Соколов - Микитов. Лето в лесу.

Ответы на вопросы по содержанию. Работа с глаголами-синонимами.

Пересказ по картинному плану (или опорным словам).

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение.

Чтение наизусть стихотворения А. Толстого «Колокольчики мои..»

10.4

 

Л. Толстой. Гроза в лесу.

Работа с иллюстрациями. Пересказ по серии картинок. Беседа о правилах поведения во время грозы.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов Выборочное чтение.

Пересказ с опорой на предметные картинки близко к тексту.

10.5.

 

По В. Бианки. Купание медвежат.

Выборочный пересказ по иллюстрации. Юмор в рассказе.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов Выборочное чтение.

Пересказ по серии картинок.

10.6.

 

Л. Толстой. Акула. 1 часть «Купание»

Ответы на вопросы по содержанию. Описание мета действия, действующих лиц.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов Выборочное чтение. Выразительность чтения.

Ответы на вопросы по содержанию рассказа.

10.7.

 

Л. Толстой. Акула. 2 часть «Спасение от акулы»

Ответы на вопросы по содержанию. Оценка поступка отца одного из мальчиков. Работа с иллюстрацией. Краткий пересказ по плану.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов Выборочное чтение. Деление текста на части.

Выразительное чтение 1 части (настроение).

10.8.

 

По С. Полетаеву. Секретное слово. 1 часть «Дедушка и внук»

Ответы на вопросы по содержанию. Характеристика отношений внука и дедушки.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям.

Краткий пересказ по плану.

10.9.

 

По С. Полетаеву. Секретное слово. 2 часть «Норовистый конь»

Ответы на вопросы по содержанию. Выяснение причин поведения героев рассказа.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. Работа над выразительностью чтения.

Чтение по ролям.

10.10.

 

По С. Полетаеву. Секретное слово. 3 часть «Серко сердится»

Ответы на вопросы по содержанию. Наблюдение за поведением героев рассказа.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Работа над выразительностью чтения.

Выразительное чтение 2 части. Карточка «Что чувствовал Василёк?» (отобрать подходящие слова)

10.11.

 

По С. Полетаеву. Секретное слово. 4 часть «Доброе слово»

Ответы на вопросы по содержанию. Выборочный пересказ, за что дедушка ценил своего коня. Наблюдение за поведение мальчика и коня. Как помирились мальчик с конём.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Чтение по ролям 3 части

10.12.

 

М. Ивенсен. «Вот и лето прошло».

Обсуждение, почему лето называют красным. Беседа о признаках лета. Словесное рисование. Работа с иллюстрацией в учебнике.

Выразительное чтение.

Выборочный пересказ, за что дедушка ценил своего коня.

10.13.

 

Обобщающий урок по теме «Лето красное пришло».

Участие в беседе. Пересказ по плану, по предметным картинкам.

Выразительное чтение. Чтение наизусть. Чтение по ролям.