Адрес: 152025 г.
Переславль-Залесский Ярославской обл.,
ул. Магистральная, д. 43, 43а,
43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:
________________________________________________________________________
Утверждена приказом директора школы:
№______ от «___»________20 ___ года
Директор школы: ___________________
Ивахненко А.И.
учебного курса «Письмо и развитие речи»
в 3 классе
__________ учебный год
Учителя начальных классов
____________________
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Чтение и развитие речи» для 3 класса СКОУ VIII вида составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой и книгой для чтения (учебник для 3 класса) авторов составителей З.Н. Смирновой и Г.М. Гусевой, 2000 г. Данный учебник допущен Министерством образования РФ. Количество уроков чтения и развития речи в 3 классе по данной программе и учебному плану – 170.
Программа по чтению и развитию речи состоит из следующих разделов: техника чтения, понимание читаемого, развитие устной речи, внеклассное чтение, примерная тематика.
В 3 классе учащиеся должны перейти на осознанное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя. Допускается чтение по слогам слов трудных по смыслу и слоговой структуре.
Содержание разделов программы приведено в таблице:
№№ |
Наименование раздела программы |
Содержание программного материала |
1. |
Техника
чтения |
Осознанное,
правильное чтение текста вслух целыми словами после работы над ним под
руководством учителя. Слоговое чтение трудных по смыслу и слоговой структуре
слов. Соблюдение
при чтении знаков препинания и нужной интонации. |
2. |
Понимание
читаемого |
Ответы
на вопросы, о ком или о чём говорится в прочитанном тексте. Понимание и
объяснение слов и выражений, употребляемых в тексте. Установление связи
отдельных мест текста, слов и выражений с иллюстрацией. Подведение
учащихся к выводам из прочитанного, сравнение прочитанного с опытом детей и с
содержанием другого знакомого текста. Деление
текста на части с помощью учителя и коллективное придумывание заголовков к
выделенным частям; составление картинного плана; словесное рисование. |
3. |
Развитие
устной речи |
Подробный
пересказ содержания прочитанного рассказа или сказки. Чтение
диалогов. Драматизация простейших сценок из рассказов и сказок. Самостоятельная
работа по заданиям и вопросам, помещённым в книге для чтения. Разучивание
в течение года небольших по объёму стихотворений, чтение их перед классом. |
4. |
Внеклассное
чтение |
Подготовка
учеников к формированию читательской самостоятельности; стимуляция интереса к
детским книгам, навыка работы с классной библиотечкой и постепенный переход к
пользованию школьной библиотекой. Чтение
доступных детских книжек. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного и
объяснение иллюстраций. |
5. |
Примерная
тематика |
Произведения
о Родине, о Москве; о рабочих профессиях; об отношении людей к труду, природе,друг к друг, об общественно полезных делах.
Произведения о сезонных изменениях в природе, жизни животных, занятиях людей. Рассказы,
сказки, статьи, стихотворения, пословицы на морально-этические темы, на темы
мира и дружбы. |
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- осознанно и правильно читать текст вслух целыми словами после работы над ним под руководством учителя;
-
трудные по смыслу и по слоговой структуре слова
читать по слогам;
-
отвечать на вопросы по прочитанному;
-
высказывать своё отношение к поступку героя,
событию;
-
пересказывать содержание прочитанного;
-
устно рассказывать на темы, близкие интересам
учащихся.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 5-8 стихотворений.
Тематическое планирование (170 ч)
№№ п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Заучивание наизусть |
Внеклассное чтение |
I |
Здравствуй, школа! |
14
ч |
Отрывок
из стихотворения «Мойдодыр» К. Чуковского |
|
II |
Люби
всё живое |
13
ч |
|
Е.
Чарушин. Томка |
III |
Славная
осень |
18
ч |
А.
Плещеев. Осень |
Н.
Сладков. Кто куда. |
IV |
Учимся
трудиться |
10
ч |
|
В.
Сутеев. Разные колёса. |
V |
Что такое хорошо
|
22
ч |
|
В.
Осеева «Навестила», «Девочка с куклой»; В. Голявкин
«Вязальщик», «Кому что удивительно» |
VI |
Вот
пришли морозы – и зима настала… |
25
ч |
И.
Суриков. Зима. А.
Пушкин. Зимнее утро. |
Зимние
сказки: «Снегурочка», «Морозко». |
VII |
Смешные истории…
|
11 ч |
Отрывок
из стихотворения С. Маршака «Вот какой
рассеянный…» |
Народная
сказка «Пых», К. Чуковский «Крокодил». |
VIII |
Весна
в окно стучится… |
28 ч |
Ф.
Тютчев «Зима недаром злится…» Я.
Колас «Песня о весне» |
Н.
Носов Приключения Незнайки и его друзей: «Как Незнайка сочинял стихи» В.
Драгунский. Денискины рассказы: «Третье место в стиле баттерфляй» |
IX |
Народные сказки
|
13 ч |
|
Народные
сказки о животных: «Лисичка со скалочкой», «Козёл и Баран» |
X |
Лето красное идёт
|
13
ч |
А.
Толстой «Колокольчики мои…» |
|
|
Итого
|
167ч |
8 произведений наизусть |
9
уроков |
Поурочное планирование уроков чтения и развития речи в 3 классе (170
часов)
№№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Виды работ по развитию устной речи |
Виды работ по формированию навыков чтения |
Контрольные и диагностические материалы |
I. |
14 ч |
Здравствуй,
школа! |
|
|
|
1.1. |
|
С.
Михалков. «Важный день» |
Участие
в беседе о 1 сентября. Выяснение
знаний учащихся о государственных праздниках. Работа с загадками. Работа по
вопросам после стихотворения. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выразительное
чтение. |
Чтение
текста о школе с последующим программированным опросом по содержанию. |
1.2. |
|
Т.
Чинарёва. «Здравствуйте» 1
часть «Что забыл Владик?» |
Ответы
на вопросы по содержанию текста. Понимание указаний автора на интонацию
героев рассказа. |
Слоговые
упражнения. Подготовка к чтению трудных слов. Чтение
по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость
чтения. |
Выразительное
чтение стихотворения С. Михалкова «Важный день». |
1.3. |
|
Т.
Чинарёва. «Здравствуйте». 2
часть «Разве так здороваются?» |
Ответы
на вопросы по содержанию текста. Сравнение настроения и поведения мальчика
накануне и в этот день. Оценка поступков героя. Пересказ
по ролям. |
Чтение
по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость
чтения. Выделение авторских указаний на особенности речи героев. |
Чтение
и пересказ по ролям. |
1.4. |
|
Т.
Чинарёва. «Здравствуйте». 3
часть «Трудно быть вежливым». |
Ответы
на вопросы по содержанию текста. Сравнение настроения и поведения мальчика
накануне и в этот день. Оценка поступков героя. Пересказ
по ролям. Выводы о правилах приветствия. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение
по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. Тон, громкость
чтения. Выделение авторских указаний на особенности речи героев. |
Чтение
и пересказ по ролям. |
1.5. |
|
В.
Берестов. «Где право, где лево» |
Словесное
рисование. Уточнение пространственных понятий: лево – право. |
Выразительное
чтение. Уточнение, какое настроение у стихотворения. |
Восстановление
последовательности пунктов плана рассказа Т. Чинарёвой
«Здравствуйте». Пересказ по плану. |
1.6. |
|
В.
Драгунский. «Что любит Мишка». 1 часть «В кабинете музыки». |
Ответы
на вопросы. Работа с сравнительным оборотом: «Сидят, как два воробья на
ветке». Беседа об отношении учащихся к музыке. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение
по ролям. |
Выразительное
чтение стихотворения В. Берестова «Где право, где
лево» |
1.7. |
|
В.
Драгунский. «Что любит Мишка». 2 часть. «Что любит Дениска» |
Ответы
на вопросы. Беседа об увлечениях учащихся. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. |
Чтение
по ролям. |
1.8. |
|
В.
Драгунский. «Что любит Мишка». 3 часть «Что любит Мишка» |
Ответы
на вопросы. Выяснение причин поступков героя. Сравнение героев по их
отношениям к музыке, к близким, к животным. Коллективное высказывание «Что
любим мы?» |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. |
Ответы
на вопросы (устно). |
1.9. |
|
По
М. Коршунову. Петя и его жизнь. 1 часть «Почему ударил Сашу?» |
Ответы
на вопросы по содержанию текста. Уточнение причин поступков мальчика. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение
по ролям. Соблюдение интонационного оформления предложений. |
Программированный
опрос. Карточка «Что любит Дениска, а что – Мишка?» (распределение готовых
слов, выражений). |
1.10 |
|
По
М. Коршунову. Петя и его жизнь. 2 часть «Петин рассказ о своей жизни» |
Ответы
на вопросы. Составление плана 2-й части. Выборочный пересказ о занятиях и
поступках Пети. Подбор фактов для доказательства утверждения, что Петя
честный и «неплохой человек». Оценка поступков героя. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. |
Чтение
по ролям. |
1.11. |
|
К.
Чуковский. «Мойдодыр». 1
часть «Вещи убежали от грязнули» |
Составление
предложений по сюжетным картинкам. Словесное рисование. Ответы на вопросы.
Работа над значением глаголов движения. |
Чтение
однокоренных глаголов, сложных слов (трубочист, кривоногий и пр.). Выразительное
чтение. Темп чтения. Интонация чтения слов умывальника. Выборочное
чтение (подписи к картинкам). |
Ответы
на вопросы о занятиях и поступках Пети. |
1.12. |
|
К.
Чуковский. «Мойдодыр». 2 часть «Грязнуля убегает от
Мойдодыра» |
Составление
предложений по сюжетным картинкам. Словесное рисование. Глаголы движения.
Сравнения. |
Чтение
наименований улиц, глаголов. Выразительное
чтение. Темп чтения. Интонация чтения слов Крокодила и Мойдодыра. Выборочное чтение (подписи к картинкам). |
Выразительное
чтение. |
1.13. |
|
К.
Чуковский. «Мойдодыр». 3 часть «Грязнуля
исправляется». |
Словесное
рисование. Ответы на вопросы. Беседа о правилах гигиены. Заучивание отрывка
наизусть «Надо, надо умываться..» |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выразительное
чтение. Темп чтения. Соблюдение интонации предл9ожений. Выборочное
чтение. |
Выразительное
чтение |
1.14. |
|
Обобщающий
урок по теме «Здравствуй, школа!» |
Участие
в беседы. Выборочный пересказ. |
Выразительное
чтение. |
Чтение
наизусть отрывка из стихотворения «Мойдодыр» К.
Чуковского |
II. |
13
ч |
Люби
всё живое |
|
|
|
2.1. |
|
Л.
Толстой. Котёнок. 1-я часть «Котята» |
Ответы
на вопросы по содержанию рассказа. Словесное рисование (описание котёнка).
Пересказ близко к тексту. |
Задание
по внеклассному чтению: Е. Чарушин «Томка» (чтение,
выбор понравившейся истории, иллюстрирование) Выставка книг русских писателей
о природе. Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное
чтение. |
|
2.2. |
|
Л.
Толстой. Котёнок. 2-я часть «Вася спасает котёнка» |
Объяснения
фразеологизма «что было духу». Составление предложений с прочитанными
словами. Словесное рисование. Оценка состояния герое и происходящих событий.
Деление рассказа на части по плану. Пересказ. |
Чтение
глаголов (подготовительные упражнения). Интонационное оформление предложений.
Выборочное чтение. |
Пересказ
1-ой части. |
2.3. |
|
В.
Орлов. Учёный кот. |
Словесное
рисование. Ответы на вопросы. Беседа о домашних животных учащихся. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. Выразительное
чтение (интонация, темп, громкость). |
Пересказ
рассказа Л. Толстого «Котёнок» по цепочке. |
2.4. |
|
Л.
Толстой. Птичка. 1 часть «Серёжа поймал птичку» |
Ответы
на вопросы по тексту. Пересказ по опорным словам. |
Чтение
по ролям |
Выразительное
чтение стихотворения В. Орлова «Учёный кот» |
2.5. |
|
Л.
Толстой. Птичка. 2 часть «Гибель птички в неволе» |
Ответы
на вопросы по тексту. Пересказ по вопросам. |
Выборочное
чтение. |
|
2.6. |
|
М.
Пришвин. Ребята и утята. |
Ответы
на вопросы. Выборочный пересказ. Подбор предложений из текста к данной в учебнике
сюжетной картинке. Оценка поступков ребят. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. |
Выборочный
пересказ по рассказу Л. Толстого «Птичка» |
2.7. |
|
Внеклассное
чтение. Е. Чарушин «Томка» |
Ответы
на вопросы. Выборочный пересказ. Высказывания по иллюстрациям. Устные
рассказы о домашних любимцах. |
Ориентировка
в книге: автор, заголовок, содержание, иллюстрации |
Ответы
на вопросы по прочитанным рассказам. |
2.8. |
|
Г.
Снегирёв. Берёза. |
Определение
настроения рассказа. Описание берёзы летом и зимой с использованием авторской
лексики. Словесное рисование. Выборочный пересказ о значении берёзы в жизни
тетеревов. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Деление
текста на части. Составление плана. |
Пересказ
отрывков из рассказа М. Пришвина «Ребята и утята» близко к тексту. |
2.9. |
|
В.
Бианки. Ёж-спаситель. |
Ответы
на вопросы по тексту. Объяснение заголовка рассказа. Соотнесение иллюстрации
с частью текста. Выборочный пересказ. Словесное рисование. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. |
Восстановление
последовательности пунктов плана рассказ Г. Снегирёва «Берёза». Пересказ по
плану. |
2.10. |
|
Р.
Фраерман. Мальчик в лесу. |
Ответы
на вопросы. Составление высказываний о повадках мышей, бурундука. Словесное
рисование серии сюжетных картинок к рассказу. Оценка поступка героя рассказа. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение
по ролям. Выборочное чтение. |
Выборочные
пересказ части из рассказа В. Бинки «Ёж-спаситель»
с опорой на сюжетную картинку. |
2.11. |
|
А.
Барков. Шустрик. 1 часть «Крошечный бельчонок». |
Ответы
на вопросы. Словесное рисование серии сюжетных картинок. Пересказ близко к
тексту. |
Чтение
по ролям. Выборочное чтение. Деление на части, коллективное составление плана |
Рассказ
о бурундуке. |
2.12. |
|
А.
Барков. Шустрик. 2 часть «Приёмыш» |
Ответы
на вопросы. Словесное рисование серии сюжетных картинок. Составление
продолжения истории. Объяснение заголовка рассказа. |
Выборочное
чтение. Деление на части, коллективное составление плана |
Пересказ
1 части рассказа А. Баркова «Шустрик». |
2.13. |
|
Обобщающий
урок по теме «Люби всё живое». |
Беседа
по прочитанным произведениям. Рассказ о домашних животных учащихся.
Составление предложений по сюжетным картинкам. Отнесение картинок к
прочитанным рассказам. |
Выборочное
чтение. Выразительное чтение стихотворения. Ориентировка в учебнике. |
Пересказ
рассказа А. Баркова «Шустрик». |
III. |
18
ч |
Славная
осень |
|
|
|
3.1. |
|
Е.
Трутнева. Осень |
Работа
над выразительными средствами из стихотворения. Выделение признаков осени в
тексте. Словесное рисование. |
Выборочное
чтение (подобрать к иллюстрации строки из стихотворения). Выразительное
чтение стихотворения (громкость, темп, настроение, соблюдение интонации).
Заучивание стихотворения наизусть. Задание по внеклассному чтению - Н.
Сладков « Кто куда» (чтение, иллюстрирование). |
|
3.2. |
|
И.
Соколов-Микитов. Осень в лесу. |
Уточнение
словаря по темам: «Грибы», «Ягоды», «Птицы». Называние грибов ягод, птиц по
предметным картинкам. Уточнение временных представлений: времена года, месяцы
лета и осени. Работа с синонимами. Беседа по наблюдениям за сезонными
изменениями (отлёт птиц). Словесное рисование. Дополнение словосочетаний
(подбор к определению названия предмета с опорой на текст) «О ком так
говорится?» |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. Деление текста на
части. Составление плана. Выделение опорных слов. |
Чтение
стихотворения Е. Трутневой «Осень» наизусть. |
3.3. |
|
И.
Соколов-Микитов. Улетают журавли. |
Уточнение
временных представлений: времена года (осень, весна), части суток. Выбор слов
для описания леса перед рассветом и с наступление утра. Выбор слов-действий, с помощью которых
описан отлёт журавлей в рассказе. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выразительное чтение концовки текста
(соблюдение знаков препинания, передача голосом настроения). |
Дополнение
словосочетаний «О чём и о ком так говорится» (карточки). Пересказ по плану.
Словесное иллюстрирование рассказа. |
3.4. |
|
В.
Катаев. Грибы. |
Уточнение
словаря по теме: «Грибы». Ответы на вопросы по содержанию. Определение
особенностей характера детей. Узнавание грибов по авторскому описанию.
Сравнение описания грибов в рассказе В. Катаева «Грибы» и И.
Соколова-Микитова «Осень». |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение
по ролям. Выразительность чтения (учёт знаков препинания, темпа, громкости
речи, характера детей). |
Выборочное
чтение (ответы на вопросы, данные на карточках). |
3.5. |
|
А.
Прокофьев. В лес по грибы. |
Словесное
рисование грибов. Дополнение предложений об опёнке, мухоморе, боровике.
Ответы на вопросы по тексту стихотворений (уточнение деталей, значений слов).
Беседа о личном опыте учащихся, как они собирали грибы. |
Самостоятельное
чтение стихотворений о грибах. Подбор картинок к каждому стихотворению.
Выборочное чтение. |
Чтение
по ролям Рассказа В. Катаева «Грибы». Дополнение высказываний «О чём так
говорится» (карточки). |
3.6. |
|
Н.
Сладков. Эхо. |
Загадка
про эхо. Выяснение, о каких признаках осени говорится в тексте. Дополнение
предложений. Преобразование диалога в текст. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Работа над
выразительностью (учёт знаков препинания, громкости). |
Самостоятельное
чтение загадок о грибах (подобрать отгадку). Контроль сознательности чтения и
скорости чтения про себя. |
3.7. |
|
Чтение
осенних загадок и скороговорок. |
Составление
рассказа по сюжетной картинке и вопросам. Заголовок текста. Словесное
рисование картинок к загадкам и скороговоркам. |
Самостоятельное
чтение загадок. Выразительное и чёткое чтение скороговорок. |
Чтение
по ролям. Пересказ с преобразованием диалога в рассказ по опорным словам. |
3.8. |
|
Внеклассное
чтение. Н. Сладков. Кто куда. |
Выборочный
пересказ по нарисованным рисункам. Работа с загадками о героях рассказа. |
Чтение
по ролям. Ориентировка в книге Н. Сладкова «Рассказы» |
Рисунки
по прочитанному. Участие в беседе по содержанию рассказа. Узнавание
на картинках птиц и животных из рассказа. |
3.9. |
|
Н.
Грибачёв. Рыжие листья (сказка). 1 часть «Приход
осени в лес». |
Ответы
на вопросы по тексту. Составление плана 1 части. Характеристика зайца Коськи и лисы Лариски. Словесное рисование осеннего леса,
Лисы, зайца. |
Подготовка
к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. Выразительное чтение слов лисы
Лариски с учётом её характера. |
|
3.10. |
|
Н.
Грибачёв. Рыжие листья (сказка). 2 часть «Ёж Кирюха». |
Ответы
на вопросы. Характеристика речи героев. Выборочный пересказ, как ежи зиму
проводят. Составление предложений по сюжетной картинке. |
Подготовка
к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Работа над выразительностью
чтения. Соотнесение картинки с текстом (выборочное чтение). |
Пересказ
1 части по плану. |
3.11. |
|
Н.
Грибачёв. Рыжие листья (сказка). 3 часть «Медведь
Потап». |
Ответы
на вопросы. Характеристика речи героев. Выборочный пересказ, как медведь зиму
проводит. Составление предложений по сюжетной картинке. |
Подготовка
к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Работа над выразительностью
чтения. Соотнесение картинки с текстом (выборочное чтение). |
Пересказ
по ролям 2 части |
3.12. |
|
Н.
Грибачёв. Рыжие листья (сказка). 4 часть «Белка
Ленка» |
Ответы
на вопросы. Характеристика речи героев. Выборочный пересказ, как белка зиму
проводит. Составление предложений по сюжетной картинке. Уточнение значений
фразеологизмов. |
Подготовка
к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Работа над выразительностью
чтения. Соотнесение картинки с текстом (выборочное чтение). |
Пересказ
по ролям 3 части. |
3.13. |
|
Н.
Грибачёв. Рыжие листья (сказка). 5 часть «Лиса
Лариска и заяц Коська». |
Ответы
на вопросы. Характеристика речи героев. Выборочный пересказ, как белка зиму
проводит. Составление предложений по сюжетной картинке. Уточнение значений
фразеологизмов. |
Подготовка
к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Работа над выразительностью
чтения. Соотнесение картинки с текстом (выборочное чтение). |
Пересказ
по ролям 4 части. |
3.14. |
|
К.
Бальмонт. Осень. |
Словесное
рисование. Выяснение признаков осени, упомянутых в стихотворении. Определение
настроения стихотворения. |
Выборочное
чтение. Выразительное чтение (громкость, темп, настроение). |
Драматизация
сказки Н. Грибачёва «Рыжие листья» |
3.15. |
|
А.
Плещеев «Осень наступила…» |
Составление
предложений по сюжетной картинке.
Ответы на вопросы по содержанию стихотворения. Определение настроения
стихотворения. Словесное рисование. |
Выборочное
чтение. Выразительное чтение (громкость, темп, настроение). Заучивание
наизусть. |
Выразительное
чтение стихотворения К. Бальмонта «Осень». |
3.16. |
|
А.
Фет «Ласточки пропали…» |
Ответы
на вопросы по содержанию стихотворения. Определение настроения стихотворения.
Сравнение стихотворений А. Плещеева и А. Фета по вопросам. |
Выборочное
чтение. Выразительное чтение (громкость, темп, настроение). |
Чтение
наизусть стихотворения А. Плещеева «Осень». |
3.17. |
|
Н.
Некрасов «…Славная осень!» (отрывок из поэмы «Железная дорога») |
Ответы
на вопросы по содержанию стихотворения. Работа над художественными
средствами. Дополнение предложений словами из текста стихотворения.
Определение настроения стихотворения. Словесное рисование. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выразительное
чтение стихотворения. |
Выразительное
чтение стихотворения А. Фета «Ласточки пропали… |
3.18. |
|
Обобщающий
урок по теме «Славная осень». |
Драматизация
сказки Н. Грибачёва «Рыжие листья». Составление
высказываний по сюжетным картинкам. Работа с загадками. Ответы на вопросы о
приметах осени и подготовке животных к зиме. |
Выборочное
чтение. Чтение наизусть стихотворений. |
|
IV. |
10
ч |
Учимся
трудиться |
|
|
|
4.1. |
|
С.
Михалков. Важные дела. |
Составление
предложений по сюжетным картинкам. Беседа о делах детей. Ответы на вопросы по
тексту стихотворения. Выделение главной мысли стихотворения. |
Чтение
по ролям. Работа над выразительностью чтения. Хоровая декламация
стихотворения. Задание по внеклассному чтению: В. Сутеев.
Разные колёса (прочитать, выбрать понравившийся отрывок). |
|
4.2. |
|
По
В. Крупину. Как Ваня грядки полол. 1 часть «Ваня с
бабушкой полют огород» |
Ответы
на вопросы. Составление предложений по предметным картинкам (осот, хвощ,
молочай, вьюнок). Пересказ по плану. Беседа о том, как дети помогают на огороде.
|
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Деление
текста на части. Составление плана. Выборочное чтение. |
Выразительное
чтение стихотворения С. Михалкова «Важные дела» |
4.3. |
|
По
В. Крупину. Как Ваня грядки полол. 2 часть
«Бабушкин помощник» |
Ответы
на вопросы. Пересказ по плану. Беседа, как дети помогают дома по хозяйству.
Оценка поступков Вани, характеристика героя. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Деление
текста на части. Составление плана. Выборочное чтение. |
Пересказ
1 части о плану. |
4.4. |
|
По
Е. Пермяку. Смородинка. |
Работа
над переносным значением слов. Характеристика героины рассказа – Танюшки.
Уточнение временных представлений (продолжительность событий). Выборочный
пересказ и пересказ по плану. Составление предложений по сюжетной картинке. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Деление текста на части по данному
плану. Выборочное чтение. |
Пересказ
2 части по плану. |
4.5. |
|
По
О. Донченко. Телёнок. 1 часть «Кто вырастит
телёнка?» |
Ответы
на Выборочный пересказ. Оценка поступка Мити. Составление предложений по
сюжетной картинке. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Деление текста на части по данному
плану. Выборочное чтение. |
Пересказ
по плану. |
4.6. |
|
По
О. Донченко. Телёнок. 2 часть |
Выборочный
пересказ по сюжетной картинке. Характеристика главного героя – Мити. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Деление текста на части по данному
плану. Выборочное чтение. |
Карточка
«Так или не так» (контроль понимания содержания, внимание к деталям
рассказа). |
4.6. |
|
А.
Маркуша. Важная профессия. 1 часть «Порванный
ботинок» |
Ответы
на вопросы по тексту. Словесное рисование (серия картинок). |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение
по ролям. |
Выборочный
пересказ отрывков из рассказа «Телёнок» (по О. Донченко) |
4.7. |
|
А.
Маркуша. Важная профессия. Важная профессия. 2
часть «Сапожником быть не зазорно» |
Ответы
на вопросы. Составление высказывания о важности профессии сапожника по
прочитанному диалогу и опорным словам. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Работа над
вопросительной и восклицательной интонацией. |
Ответы
на вопросы по содержанию текста. |
4.8. |
|
С.
Баруздин. Маляр. |
Составление
устного рассказа о работе маляра. Понимание сравнительных оборотов. |
Выразительное
чтение стихотворение (настроение, темп, паузы). |
Рассказ
о работе сапожника по опорным словам. |
4.9. |
|
Обобщающий
урок по теме «Учимся трудиться» |
Пересказ
по плану. Устные рассказы на заданные темы. Выборочный пересказ. Составление
предложений по сюжетным картинкам. |
Выразительное
чтение стихотворения, диалогов из прочитанных рассказов. |
|
4.10. |
|
Внеклассное
чтение. В. Сутеев. Разные колёса. |
Участие
в беседе. Выяснение основной мысли. Пересказ по серии картинок. |
Выборочное
чтение. |
Карточка
«Кто что смастерил». |
V. |
22
ч |
Что
такое хорошо |
|
|
|
5.1. |
|
М.
Басина. Удивительная верёвка. |
Ответы
на вопросы по тексту. Объяснение заголовка рассказа. Составление предложений
по сюжетной картинке. Оценка поступка мальчика, настроения прохожих и причин
его изменения. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. Задание по
внеклассному чтению: В. Осеева «Навестила», «Девочка с куклой»; В. Голявкин «Вязальщик», «Кому что удивительно». |
|
5.2. |
|
А.
Барто. Уехали. |
Ответы
на вопросы по тексту стихотворения. Описание щенка по данной иллюстрации.
Словесное рисование (серия картинок). |
Выборочное
чтение. Деление стихотворения на части. Работа над выразительностью чтения
(изменение настроения). |
Объяснение
заголовка текста. |
5.3. |
|
К.
Киршина. Вот такая история. 1 часть «Бельчик» |
Описание
собаки по опорным словам. Ответы на
вопросы по содержанию. Объяснение фразеологизма «пускать в ход кулаки».
Характеристика мальчика. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. |
Выразительное
чтение стихотворения А. Барто «Уехали». |
5.4. |
|
К.
Киршина. Вот такая история. 2 часть «Драка» |
Словесное
рисование (серия сюжетных картинок). Составление плана рассказа. Оценка
поступков героев. Устные высказывания детей о случаях, когда они испытывали
сильный гнев. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное
чтение. |
Описание
собачки по опорным словам. |
5.5. |
|
Л.
Воронкова. Что сказала бы мама? 1 часть «На лугу» |
Словесное
рисование луга. Ответы на вопросы по тексту. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение
по ролям. |
Пересказ
по плану. |
5.6. |
|
Л.
Воронкова. Что сказала бы мама? 2 часть «Ваня помогает Васятке» |
Составление
предложений по сюжетной картинке. Оценка поступков героев рассказа. Составление
продолжения рассказа. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение
по ролям. |
Чтение
по ролям. |
5.7. |
|
По
Я. Пинясову. Кем быть и кем не быть? |
Ответы
на вопросы после текста. Ответ на вопрос, который стал заглавием рассказа.
Оценка поступков героев рассказа. |
Самостоятельное
чтение. |
Чтение
по ролям. Устное продолжение рассказа. |
5.8. |
|
По
Н. Носову. Огурцы. 1 часть «Чужие огурцы» |
Ответы
на вопросы. Оценка поступков героев. |
Чтение
по ролям. Выразительность чтения (настроение мамы и Котьки). |
Объяснение
заголовка рассказа. |
5.9. |
|
По
Н. Носову. Огурцы. 2 часть «Разговор сторожа и Котьки» |
Ответы
на вопросы. Оценка поступков героев. Характеристика Котьки, сторожа, мамы.
Словесное рисование (серия картинок). |
Чтение
по ролям. Выразительность чтения (настроение Котьки и сторожа). |
Пересказ
прочитанного по вопросам учителя. |
5.10. |
|
В.
Осеева. Волшебное слово. 1 часть «Обиды Павлика» |
Ответы
на вопросы. Понимание причин отношения бабушки, сестры и брата к Павлику.
Оценка настроения Павлика и старика. Устное высказывание, как надо говорить
волшебное слово. Составление предложений по иллюстрации. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Выборочное чтение. |
Карточка
«Выбери правильный ответ» (проверка понимания содержания текста, внимания к
деталям). |
5.11. |
|
В.
Осеева. Волшебное слово. 2 часть
«Павлик и сестрёнка» |
Ответы
на вопросы. Сравнение поведения сестрёнки при общении с Павликом. Соотнесение
содержания иллюстрации и текста. |
Чтение
по ролям. Выборочное чтение. |
Пересказ
по ролям 1 части. |
5.12. |
|
В.
Осеева. Волшебное слово. 3 часть «Бабушка и Павлик» |
Ответы
на вопросы. Сравнение поведения бабушки при общении с Павликом. Соотнесение
содержания иллюстрации и текста. |
Чтение
по ролям. Выборочное чтение. |
Пересказ
по ролям 2 части. |
5.13. |
|
В.
Осеева. Волшебное слово. 4 часть «И
брат согласился». |
Ответы
на вопросы. Сравнение поведения брата при общении с Павликом. Составление
плана рассказа |
Чтение
по ролям. Выборочное чтение. |
Пересказ
по ролям 3 части. |
5.14. |
|
Внеклассное
чтение. В. Осеева «Навестила», «Девочка с куклой»; В. Голявкин
«Вязальщик», «Кому что удивительно». |
Беседа
по прочитанному. Составление высказываний по сюжетным картинкам и прочитанным
текстам. |
Выборочное
чтение. |
Умение
строить оценочные суждения и строить связные высказывания с опорой на
сюжетные картинки. |
5.15. |
|
Е.
Пермяк. Бумажный змей. |
Ответы
на вопросы по тексту. Описание летнего дня. Словесное рисование (одна
картинка). Устный рассказ, как надо делать змей. Оценка поступков героев. |
Выборочное
чтение. |
Пересказ
рассказа В. Осеевой «Волшебное слово» |
5.16. |
|
А.
Котовщикова. Как же так получилось? |
Ответы
на вопросы. Оценка поступков детей. Объяснение заголовка. Устный рассказ, как
надо относиться к заболевшим товарищам. Словесное рисование отдельных
эпизодов. Подготовка к краткому пересказу текста. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Деление
текста на части по данному плану. |
Ответ
на вопрос «Почему мальчики не могли
сделать змей?» |
5.17. |
|
А.
Котовщикова. Как же так получилось? |
Оценка
поступков детей. Объяснение заголовка. Устный рассказ, как надо относиться к
заболевшим товарищам. Подготовка к краткому пересказу текста. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Деление
текста на части по данному плану |
Ответы
на вопросы по прочитанному. |
5.18. |
|
Л.
Пантелеев. Трус. |
Ответы
на вопросы. Работа с иллюстрацией. Оценка поступков мальчика, черт характера. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное
чтение. |
Краткий
пересказ по данному плану.Карточка «Восстанови
последовательность событий» |
5.19. |
|
По
Л. Пантелееву. Честное слово. 1 часть «Часовой» |
Ответы
на вопросы. Выборочный пересказ. Словесное рисование. Краткий пересказ по
опорным словам и выражениям. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение
по ролям отрывка из текста. |
Карточка
«Подбери доказательства» (подобрать факты, взятые из текста, к определениям
«жадный», «трусливый». |
5.20. |
|
По
Л. Пантелееву. Честное слово. 2 часть «Кто может сменить часового?» |
Словесное
рисование (серия картинок). Выборочный пересказ. Краткий пересказ по опорным
словам и выражениям. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение
по ролям отрывка из текста. Выборочное чтение. |
Краткий
пересказ 1 части. |
5.21. |
|
По
Л. Пантелееву. Честное слово. 3 часть «Приказано оставить пост». |
Подробный
пересказ текста по вопросам учителя.. Оценка поступков и характера мальчика. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение
по ролям отрывка из текста. Выборочное чтение. |
Краткий
пересказ 2 части. |
5.22. |
|
Обобщающий
урок по теме «Что такое хорошо» |
Участие
в беседе по прочитанным рассказам. Выборочный и полный пересказ. Оценочные
суждения. Словесное рисование. |
Чтение
по ролям. Выборочное чтение. |
Пересказ
3 части близко к тексту. |
VI. |
25
ч |
Вот
пришли морозы – и зима настала… |
|
|
|
6.1. |
|
И.
Суриков. Зима |
Участие
в беседе о признаках зимы. Составление предложений по сюжетной картинке.
Работа над художественными средствами. Словесное
рисование. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. Выразительное
чтение (темп, громкость, настроение). Заучивание наизусть. Задания по
внеклассному чтению: зимние сказки - «Снегурочка», «Морозко». |
|
6.2. |
|
А.
Чехов. Первый снег. |
Ответы
на вопросы по тексту. Выборочное чтение. Составление устного высказывания о
первом снеге по вопросам и опорным словам. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. |
Чтение
наизусть стихотворения И. Сурикова «Зима». |
6.3. |
|
В.
Орлов. Никто не обижается. |
Словесное
рисование. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное
чтение. Выразительное чтение (настроение). |
Устный
рассказ о первом снеге по данным вопросам. |
6.4. |
|
Н.
Сладков. Воробьиный термометр. |
Слова,
противоположные по смыслу. Знакомство с приметами зимы из народного
календаря. Словесное рисование. Работа с загадкой. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. |
Выразительное
чтение стихотворения В. Орлова «Никто не обижается». |
6.5. |
|
Н.
Носов. На горке. 1 часть «Ребята строят горку» |
Ответы
на вопросы. Составление предложений по иллюстрации. Пересказ близко к тексту.
Оценка поведения Котьки. |
Выборочное
чтение |
Ответы
на вопросы. |
6.6. |
|
Н.
Носов. На горке. 2 часть «Котька испортил горку» |
Ответы
на вопросы. Составление предложений по иллюстрации. Пересказ близко к тексту. |
Выразительное
чтение (вопросительная и восклицательная интонация). |
Пересказ
1 части близко к тексту. |
6.7. |
|
Н.
Носов. На горке. 3 часть «Котька поправляет горку» |
Ответы
на вопросы. Составление плана. Пересказ по плану близко к тексту. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. |
Пересказ
2 части близко к тексту. |
6.8. |
|
Д.
Мамин-Сибиряк. Река стала. 1часть «Лёд на реке». |
Озаглавливание первой части. Объяснение заголовка рассказа. Словесное рисование
(серия картинок). Ответы на вопросы. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное
чтение. |
Пересказ
по плану близко к тексту. |
6.9. |
|
Д.
Мамин-Сибиряк. Река стала. 2 часть «К чему приводит неосторожность» |
Ответы
на вопросы. Составление устного рассказа о правилах безопасности на льду.
Выборочный пересказ «Как удалось спасти мальчиков» |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное
чтение. |
Краткий
пересказ 1 части по вопросам учителя. |
6.10. |
|
А.
Пушкин. Зимнее утро. |
Ответы
на вопросы. Словесное рисование. Работа над выразительными средствами языка. |
Выборочное
чтение. Выразительное
чтение (настроение, темп чтения). Заучивание
наизусть |
Выборочный
пересказ. |
6.11. |
|
К.
Ушинский. Проказы старухи зимы (сказка). 1часть «Война зимы против животных». |
Практическая
работа с синонимическими заменами «Скажи по-другому». Составление плана.
Пересказ близко к тексту. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное
чтение. Деление текста на части. |
Чтение
наизусть стихотворения А. Пушкина «Зимнее утро» |
6.12. |
|
К.
Ушинский. Проказы старухи зимы (сказка). 2 часть «Война зимы против людей» |
Практическая
работа с синонимическими заменами «Скажи по-другому». Выборочное чтение.
Составление плана. Пересказ близко к тексту. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. Деление текста на
части. |
Пересказ
1 части по плану. |
6.13. |
|
В.
Лебедев-Кумач. Здравствуй, ёлка! |
Ответы
на вопросы. Выборочное чтение. Работа над художественными средствами
(олицетворение, эпитеты). Составление предложений по сюжетной картинке.
Устный рассказ по вопросам учителя о подготовке к Новому году. |
Выразительное
чтение (интонация, темп, громкость, настроение). |
Пересказ
по плану близко к тексту. |
6.14. |
|
Внеклассное
чтение. Зимние сказки – «Морозко», «Снегурочка» |
Пересказ
отрывков из сказок. Участие в беседе. |
Ориентировка
в книге. Выборочное чтение. Слушание чтения учителя. |
Драматизация
сказки «Морозко» |
6.15. |
|
Е.
Пермяк. Знакомые следы. «Заблудились» |
Ответы
на вопросы. Пересказ по данному плану. Оценка поведения Никишки,
составление краткой характеристики героя (мечты, черты характера, отношения с
дедушкой) |
Выборочное
чтение. Деление текста на части по данному плану. |
Выразительное
чтение стихотворения В. Лебедева-Кумача «Здравствуй, ёлка!» |
6.16. |
|
Два
Мороза (сказка). 1 часть «Спор двух Морозов» |
Ответы
на вопросы. Словесное рисование. Пересказ по ролям. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. |
Пересказ
по данному плану. |
6.17. |
|
Два
Мороза (сказка). 2 часть «Кто победил в споре» |
Ответы
на вопросы. Составление предложений по иллюстрациям. Пересказ по ролям.
Работа с пословицей, фразеологизмами. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. |
Пересказ
по ролям 1 части. |
6.18. |
|
В.
Бианки. Из «Лесной газеты». |
Ответы
на вопросы. Словесное рисование. Составление рассказа, как защитить озимь от
мороза. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное
чтение. |
Пересказ
по ролям сказки. |
6.19. |
|
По
В. Одоевскому. В гостях у Дедушки Мороза. |
Ответы
на вопросы. Словесное рисование «Дом Мороза Ивановича». Работа с поговоркой.
Сравнение сказки и рассказа В. Бианки. Выборочный пересказ. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. |
Рассказ,
как защищают озимь от мороза. |
6.20. |
|
По
Г. Скребицкому. Дружба. |
Ответы
на вопросы по тексту. Составление рассказа по сюжетной картинке и
прочитанному тексту о дружбе грача и сороки. Краткий пересказ по вопросам. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. |
Выборочный
пересказ, как Мороз Иванович оберегает озимь. |
6.21. |
|
А.
Барков. Кот в сапогах. |
Ответы
на вопросы после текста (самостоятельное понимание вопросов и заданий).
Словесное рисование. |
Самостоятельное
чтение. |
Краткий
пересказ рассказа по вопросам. |
6.22. |
|
По
Я. Длуголенскому. Как Зубов однажды был врачом. 1
часть «Просьба о помощи». |
Ответы
на вопросы. Оценка поступков Мити и солдата Зубова. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение
по ролям. |
Краткий
пересказ рассказа. |
6.23. |
|
По
Я. Длуголенскому. Как Зубов однажды был врачом. |
Ответы
на вопросы. Соотнесение текста и сюжетной картинки. Выборочный пересказ.
Оценка поступка Зубова. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение
по ролям. |
Чтение
по ролям 1части |
6.24. |
|
По
К. Ушинскому. Четыре желания. |
Уточнение
временных представлений (признаки времён года). Словесное рисование. Пересказ
по плану. Устный рассказ о любимом времени года. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. |
Выборочный
пересказ по сюжетной картинке, ответы на вопросы. |
6.25. |
|
Обобщающий
урок по теме «Вот пришли морозы – и весна настала…» |
Участие
в беседе. Пересказ по ролям. |
Чтение
наизусть. Выразительное чтение. Чтение по ролям. |
|
VII. |
12
ч |
Смешные
истории… |
|
|
|
7.1. |
|
У
страха глаза велики (сказка) |
Словесное
рисование. Ответы на вопросы. Работа над глаголами речи, пословицей.
Увеличительные формы слов. |
Подготовительные
упражнения к чтению. Чтение по ролям. Задание
по внеклассному чтению: сказка «Пых», К. Чуковский «Крокодил». Выставка книг
К. Чуковского, Н. Носова, С. Маршака. |
|
7.2. |
|
К.
Чуковский. Путаница. |
Ответы
на вопросы. Составление предложений по сюжетным картинкам, «Кто какой голос
подаёт?». Уменьшительно-ласкательные формы слов. Смешное в стихотворении. |
Выразительное
чтение (настроение, интонация). |
Чтение
и пересказ сказки по ролям. |
7.3. |
|
С.
Маршак. Вот какой рассеянный. |
Ответы
на вопросы. Словесное рисование. Понимание авторских неологизмов, собственных
имён существительных. Смешное в стихотворении. Устный рассказ о проявлениях
рассеянности по опыту учащихся. |
Выразительное
чтение по ролям. Заучивание наизусть отрывка из стихотворения. |
Выразительное
чтение К. Чуковского «Путаница». |
7.4. |
|
Н.
Носов. Живая шляпа. 1 и 2 часть. |
Словесное
рисование. Ответы на вопросы. Пересказ по вопросам. |
Подготовительные
упражнения к чтению. Чтение по ролям. Выразительное чтение. |
Чтение
наизусть отрывка из стихотворения С. Маршака «Вот какой рассеянный». |
7.5. |
|
Н.
Носов. Живая шляпа. 3 и 4 часть. |
Словесное
рисование. Ответы на вопросы. Пересказ по вопросам. Составление предложений
по сюжетной картинке. |
Подготовительные
упражнения к чтению. Выборочное чтение. |
Чтение
по ролям 1 и 2 части. |
7.6. |
|
Б.
Заходер. Хрюк на ёлке (сказка). 1 часть «Необыкновенный поросёнок» |
Словесное
рисование. Характеристика Хрюка. Ответы на вопросы примерами из текста.
Пересказ по ролям. |
Подготовительные
упражнения к чтению. Чтение по ролям. Выразительно чтение. |
Чтение
по ролям 3 и 4 части. |
|
|
Б.
Заходер. Хрюк на ёлке (сказка). 2 часть «Хрюка готовится
идти на ёлку» |
Словесное
рисование. Характеристика Хрюка. Ответы на вопросы примерами из текста.
Пересказ по ролям. |
Подготовительные
упражнения к чтению. Чтение по ролям. Выразительно чтение. Выборочное чтение. |
Пересказ
по ролям. |
7.7. |
|
Б.
Заходер. Хрюк на ёлке (сказка). 3 часть «На ёлке» |
Словесное
рисование (серия картинок). Ответы на вопросы. Оценка поступков Хрюка. Беседа
об опрятности и правилах поведения. |
Подготовительные
упражнения к чтению. Чтение по ролям. Выразительно чтение. Выборочное чтение. |
Пересказ
по ролям. |
7.8. |
|
По
Н. Носову. Как Незнайка катался на газированном автомобиле. 1 часть
«Газированный автомобиль» |
Ответы
на вопросы. Выборочный пересказ. |
Подготовительные
упражнения к чтению. Чтение по ролям отрывка. Выборочное чтение. |
Пересказ
по ролям. |
7.9. |
|
По
Н. Носову. Как Незнайка катался на газированном автомобиле. 2 часть «Незнайка
за рулём» |
Ответы
на вопросы. Выборочный пересказ. Объяснение имён коротышек. |
Подготовительные
упражнения к чтению. Выборочное чтение. Задание
по внеклассному чтению – книга Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей». |
Выборочное
чтение и ответы на вопросы. |
7.10. |
|
Обобщающий
урок по теме «Смешные истории…» |
Пересказ.
Драматизация сказки «У страха глаза велики», пересказ по ролям сказки Б. Заходера «Хрюк на ёлке» |
Выразительное
чтение стихотворений. Чтение наизусть. |
|
7.11. |
|
Внеклассное
чтение. Народная сказка «Пых», К. Чуковский «Крокодил». |
Ответы
на вопросы. Составление связных высказываний по иллюстрациям (выборочный
пересказ). |
Чтение
понравившихся отрывков. Задание по внеклассному чтению. Н. Носов Приключения
Незнайки и его друзей: «Как Незнайка сочинял стихи» |
Рисунки
к прочитанным текстам. Умение составлять связные высказывания по сюжетной
картинке. Восстановление последовательности сюжетных картинок по сказке «Пых» |
VIII. |
29
ч |
Весна
в окно стучится… |
|
|
|
8.1. |
|
Ф.
Тютчев. Зима недаром злится… |
Словесное
рисование. Определение характера Зимы. Работа над художественными средствами.
Сравнение поведения Зимы из сказки К.
Ушинского и стихотворения Ф. Тютчева. Составление рассказа по картинке. |
Подготовительные
упражнения к чтению слов со стечением согласных. Выразительное чтение.
Заучивание наизусть. |
|
8.2. |
|
К.
Паустовский. …Однажды утром. |
Беседа
о признаках весны. Ответы на вопросы словами из текста. Озаглавливание
текста. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выразительное
чтение. |
Чтение
наизусть стихотворения Ф. Тютчева «Зима недаром злится» |
8.3. |
|
А.
Плещеев. Весна. |
Ответы
на вопросы словами из текста. Работа над художественными средствами. Словесное
рисование. |
Выразительно
чтение. |
Выразительное
чтение. |
8.4. |
|
Э.
Шим. Камень, ручей, сосулька и солнце (сказка). |
Ответы
на вопросы по содержанию словами из текста. Работа с глаголами звучания.
Пересказ по ролям. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных и фонетически сходных слов. Чтение
по ролям. |
Выразительное
чтение. |
|
|
|
|
|
|
8.5. |
|
По
Б. Емельянову. Мамины руки. 1 часть «Нехороший день» |
Ответы
на вопросы. Оценка
поступков девочки. Пересказ. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. |
Выразительное
чтение по ролям. |
8.6. |
|
По
Б. Емельянову. Мамины руки. 2 часть «Примирение» |
Ответы
на вопросы. Оценка
поступков девочки, бабушки и мамы. Усвоение значения фразеологизмами «золотые
руки», «мягкое сердце». Пересказ. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. |
Пересказ
1 части. |
8.7. |
|
Н.
Артюхова. Большая берёза. 1 часть «Ваш Алёшка на берёзе» |
Ответы
на вопросы. Оценка поступков мальчиков, состояния матери. Краткий пересказ. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение
по ролям. |
Пересказ
рассказа. |
8.8. |
|
Н.
Артюхова. Большая берёза. 2 часть «Слезай, сынок!» |
Ответы
на вопросы. Сравнение поведения прохожего и мамы. Подбор слов из текста к
данным иллюстрациям. Краткий пересказ. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение
по ролям. Выразительное чтение (интонация спокойствия, негодования,
волнения). |
Краткий
пересказ 1 части. |
8.9. |
|
Н.
Артюхова. Большая берёза. 3 часть «Мама плачет» |
Ответы
на вопросы. Оценка состояния героев рассказа. Выяснение причин их состояния. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям (снисходительный,
взволнованный, просящий, смущённый, виноватый голос) |
Краткий
пересказ 2 части, чтение по ролям. |
8.10. |
|
Внеклассное
чтение. Н. Носов Приключения Незнайки и его друзей: «Как Незнайка сочинял
стихи» |
Пересказ
понравившихся эпизодов. Составление высказываний по иллюстрациям. |
Ориентировка
в книге. Выборочное чтение. Слушание чтения учителя. Задание по внеклассному
чтению - В. Драгунский. Денискины рассказы: «Третье место в стиле баттерфляй» |
Чтение
по ролям. Выборочный пересказ. Словесное рисование. |
8.11. |
|
Я.
Колас. Песня о весне. |
Ответы
на вопросы словами из текста. Словесное рисование. Работа над определениями. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выразительное чтение (темп,
настроение). Заучивание наизусть. |
Карточка
«Кто был таким?» (понимание слов, характеризующих эмоциональное состояние
героев рассказа Н. Артюховой «Большая берёза»). Чтение 3 части по ролям. |
8.12. |
|
По
В. Бианки. Последняя льдина. |
Составление
плана текста. Словесное рисование (серия картинок). Составления высказывания
по иллюстрации. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное
чтение. Деление текста на части. |
Чтение
наизусть стихотворения Я. Коласа «Песня о весне». |
8.13. |
|
В.
Орлов. Что случилось. |
Ответы
на вопросы после текста. Описание девочки: внешность, характер. Сравнение
девочки с солнышком. Оценка отношения мамы к дочке, поступков девочки,
настроения стихотворения. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выразительное
чтение стихотворения. |
Пересказ
по плану. |
8.14. |
|
М.
Матусовский. Скворцы прилетели. |
Ответы
на вопросы после стихотворения. Составление устных высказываний о встрече
скворцов по сюжетной картинке и личному опыту учащихся. |
Самостоятельное
чтение. Выразительное
чтение. |
Выразительное
чтение стихотворения В. Орлова «Что случилось». |
8.15. |
|
А.
Барков. Голубой апрель. |
Приметы
апреля. Описание овсянки. Примеры из текста, доказывающие, что «у апреля
глаза голубые». Словесное рисование. Беседа о перелётных птицах. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное
чтение. |
Выразительное
чтение стихотворения М. Матусовского «Скворцы
прилетели». |
8.16. |
|
А. Барков. Берёзкины слёзы. |
Ответы
на вопросы по тексту. Выборочный пересказ, как дедушка и мальчик берёзку
спасли. Беседа о бережном отношении к деревьям. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное
чтение. |
Словесное
рисование «Голубой апрель» |
8.17. |
|
А. Барков. Солнечный
огонёк. |
Беседа
о первых цветах. Составление рассказа о мать-и-мачехе по картинке, по следам
прочитанного рассказа и данному вербально-графическому плану. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение
по ролям. Выборочное чтение. |
Выборочный
пересказ «Как дедушка и внук берёзку спасли». |
8.18. |
|
А. Барков. Комариный бал. |
Беседа
о насекомых весной. Весенние приметы из народного календаря. Пересказ. |
Выборочное
чтение. Выразительное чтение (соблюдение вопросительной и восклицательной
интонации). |
Рассказ
о мать-и-мачехе по вербально-графическому плану. |
8.19. |
|
Г. Ладонщиков.
« Дождик, лей веселей!». |
Работа
с загадками. Работа над выразительными средствами. Сравнение со
стихотворением А. Плещеева «Осень» (дождь осенний и весенний). |
Выразительное
чтение (звонко, весело, быстро). |
Пересказ
близко к тексту. |
8.20. |
|
В. Драгунский. И мы. 1
часть «Неудачное закаливание» |
Ответы
на вопросы по тексту. Беседа о правилах закаливания. Составление плана.
Пересказ по плану. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. Деление текста на
части. |
Выразительное
чтение стихотворения Г. Ладонщикова «Дождик, лей
веселей!» |
8.21. |
|
В. Драгунский. И мы. 2
часть «Тренировка на космонавта» |
Ответы
на вопросы по тексту. Составление плана. Пересказ по плану. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Выборочное чтение.
Деление текста на части. |
Пересказ
1 части по плану. |
8.22. |
|
В. Драгунский. И мы. 3
часть «Телефонная связь» |
Ответы
на вопросы по тексту. Составление плана.
Пересказ по плану. Беседа о смешном в рассказе. Составление
предложений по иллюстрациям. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Выборочное чтение.
Деление текста на части. |
Пересказ
2 части по плану. |
8.23. |
|
Н. Михалкова. Май. |
Уточнение
временных представлений (месяцы весны и их приметы). Народные
приметы и пословицы. Пересказ по вопросам. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. |
Пересказ
3 части по плану. |
8.24. |
|
В. Орлов. Когда на планете
хозяева дети. |
Ответы
на вопросы по содержанию Составление
предложений по картинкам. Объяснение значений выражений: «разноцветные дети»,
«шар голубой». Основная мысль стихотворения. |
Выразительное
чтение. |
Карточка
«Узнай весенний месяц». |
8.25. |
|
Е. Олейник. «
Полюшко-поле». |
Беседа
о значении земли. Повторение знаний учащихся об озими (В. Бианки «Из «Лесной
газеты», В. Одоевский «В гостях у Дедушки Мороза»). Пересказ по плану. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Деление текста на
части. |
Выразительное
чтение стихотворения В. Орлова «Когда на планете хозяева дети» |
8.26. |
|
С. Михалков. « Спать легли
однажды дети…» |
Беседа
о Дне Победы. Объяснение военной лексики стихотворения. Рассматривание
репродукций картин о войне, фотографий. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выразительное чтение (радость). |
Пересказ
по плану. |
8.27 |
|
Внеклассное чтение. В.
Драгунский. Денискины рассказы: «Третье место в стиле баттерфляй» |
Выборочный
пересказ по сюжетным картинкам. Оценка поступков героев. |
Чтение
по ролям. Слушание чтения учителя В. Драгунский «Кот в сапогах». |
Карточка
«Проверь себя» (вопросы по услышанному рассказу). |
8.28. |
|
Обобщающий урок по теме
«Весна в окно стучится» |
Беседа
о приметах весны, о весенних праздниках. Пересказ текстов. Драматизация
сказки Э. Шим «Камень, Ручей, Сосулька и Солнце» |
Чтение
стихотворений наизусть. Выразительное чтение. Чтение по ролям. |
|
IX. |
14
ч |
Народные сказки
|
|
|
|
9.1. |
|
Лиса и
журавль (русская сказка)
|
Пересказ
с опорой на серию картинок. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение
по ролям. Задание
по внеклассному чтению – народные сказки о животных: «Лисичка со скалочкой»,
«Козёл и Баран». |
|
9.2. |
|
Как
мужик волка спас (мордовская сказка) 1 часть «Мужик спасает волка».
|
Ответы
на вопросы по содержанию. Сравнение поведения волка в минуту опасности и
после спасения. Пересказ по ролям. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. |
Пересказ
сказки «Лиса и Журавль» с опорой на
серию картинок. |
9.3. |
|
Как
мужик волка спас (мордовская сказка). 2 часть.
|
Оценка
поступков героев сказки. Пересказ по ролям. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям |
Пересказ
по ролям 1 части. |
9.4. |
|
Три
сестры (татарская сказка)
|
Оценка
поступков героев. Обсуждение, за что наказаны сёстры. Составление
высказывания по иллюстрации. Составление планы и пересказ по плану. |
Чтение
по ролям. Деление сказки на части. |
Драматизация
сказки «Как мужик волка спас». |
9.5. |
|
Кукушка
(ненецкая сказка). 1 часть «Непослушные дети». 2 часть «Отчего кукушка гнезда не вьёт»
|
Оценка
поступков героев сказки. Составление плана и пересказ по плану. Обсуждение,
за что наказаны дети. Составление плана и пересказ по плану. Сравнение сказок
«Три сестры» и «Кукушка». |
Чтение
по ролям. Деление текста на части. |
Пересказ
по плану. |
9.6. |
|
Каждый
своё получил (эстонская сказка). 1 часть «Прохожий»
|
Сравнение,
как отнеслись к прохожему хозяйки богатого и бедного дома. Обещание
прохожего. |
Чтение
по ролям. |
Пересказ
по плану. |
9.7. |
|
Каждый
своё получил (эстонская сказка). 2 часть «Награда бедной женщине»
|
Ответы
на вопросы по содержанию сказки. Пересказ близко к тексту. |
Выборочное
чтение. |
Чтение
по ролям 1 части. |
9.8. |
|
Каждый
своё получил (эстонская сказка). 3 часть «Что получила боначка»
|
Ответы
на вопросы по содержанию сказки. Пересказ по ролям. |
Чтение
по ролям. |
Пересказ
близко к тексту 2 части. |
9.9. |
|
Хаврошечка (русская сказка) 1 часть «Как жилось Хаврошечке в чужом доме»
Хаврошечка (русская сказка) 2 часть «Сёстры следят
за Хаврошечкой»
|
Называние
героев сказки. Волшебная помощница Хаврошечки.
Ответы на вопросы по содержанию. Ответы
на вопросы по содержанию. Пересказ по серии сюжетных картинок. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное
чтение. Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное
чтение. |
Пересказ
по ролям 3 части |
9.11. |
|
Хаврошечка (русская сказка). 3 часть
|
Составление
плана. Пересказ по плану. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное
чтение. Деление текста на части. |
Пересказ
1 и 2 части. |
9.12. |
|
Внеклассное чтение. Народные сказки о животных: «Лисичка со
скалочкой», «Козёл и Баран»
|
Выборочный
пересказ. Драматизация сказок. |
Чтение
по ролям. |
Рисунки
к сказкам, связные высказывания по этим рисункам. |
9.13. |
|
Обобщающий
урок по теме: « Народные сказки».
|
Пересказы
по серии картинок, по плану. Драматизация сказки «Как мужик волка спас». |
Чтение
по ролям. |
|
X. |
13 ч |
Лето красное идёт
|
|
|
|
10.1. |
|
В. Фетисов. Что такое лето? |
Словесное
рисование. Работа над художественными средствами (сравнения, звуки, образы).
Ответы на вопросы. Беседа о признаках лета. |
Выразительное
чтение (радость). |
|
10.2. |
|
А. Толстой. Колокольчики
мои… |
Описание
колокольчиков по картинке и данному плану. Ответы на вопросы. |
Выразительное
чтение (вопросительная и восклицательная интонация) Заучивание наизусть. |
Выразительное
чтение стихотворения В. Фетисова «Что такое лето?» |
10.3. |
|
И. Соколов - Микитов. Лето
в лесу. |
Ответы
на вопросы по содержанию. Работа с глаголами-синонимами. Пересказ
по картинному плану (или опорным словам). |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. |
Чтение
наизусть стихотворения А. Толстого «Колокольчики мои..» |
10.4 |
|
Л. Толстой. Гроза в лесу. |
Работа
с иллюстрациями. Пересказ по серии картинок. Беседа о правилах поведения во
время грозы. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов Выборочное чтение. |
Пересказ
с опорой на предметные картинки близко к тексту. |
10.5. |
|
По В. Бианки. Купание
медвежат. |
Выборочный
пересказ по иллюстрации. Юмор в рассказе. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов Выборочное чтение. |
Пересказ
по серии картинок. |
10.6. |
|
Л. Толстой. Акула. 1 часть
«Купание» |
Ответы
на вопросы по содержанию. Описание мета действия, действующих лиц. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов Выборочное чтение. Выразительность
чтения. |
Ответы
на вопросы по содержанию рассказа. |
10.7. |
|
Л. Толстой. Акула. 2 часть
«Спасение от акулы» |
Ответы
на вопросы по содержанию. Оценка поступка отца одного из мальчиков. Работа с
иллюстрацией. Краткий пересказ по плану. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов Выборочное чтение. Деление текста на
части. |
Выразительное
чтение 1 части (настроение). |
10.8. |
|
По С. Полетаеву. Секретное
слово. 1 часть «Дедушка и внук» |
Ответы
на вопросы по содержанию. Характеристика отношений внука и дедушки. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. |
Краткий
пересказ по плану. |
10.9. |
|
По С. Полетаеву. Секретное
слово. 2 часть «Норовистый конь» |
Ответы
на вопросы по содержанию. Выяснение причин поведения героев рассказа. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение. Работа над
выразительностью чтения. |
Чтение
по ролям. |
10.10. |
|
По С. Полетаеву. Секретное
слово. 3 часть «Серко сердится» |
Ответы
на вопросы по содержанию. Наблюдение за поведением героев рассказа. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Работа над
выразительностью чтения. |
Выразительное
чтение 2 части. Карточка «Что чувствовал Василёк?» (отобрать подходящие
слова) |
10.11. |
|
По С. Полетаеву. Секретное
слово. 4 часть «Доброе слово» |
Ответы
на вопросы по содержанию. Выборочный пересказ, за что дедушка ценил своего
коня. Наблюдение за поведение мальчика и коня. Как помирились мальчик с
конём. |
Подготовительные
упражнения к чтению многосложных слов. Чтение по ролям. Выборочное чтение. |
Чтение
по ролям 3 части |
10.12. |
|
М. Ивенсен.
«Вот и лето прошло». |
Обсуждение,
почему лето называют красным. Беседа о признаках лета. Словесное рисование.
Работа с иллюстрацией в учебнике. |
Выразительное
чтение. |
Выборочный
пересказ, за что дедушка ценил своего коня. |
10.13. |
|
Обобщающий урок по теме
«Лето красное пришло». |
Участие
в беседе. Пересказ по плану, по предметным картинкам. |
Выразительное
чтение. Чтение наизусть. Чтение по ролям. |
|