Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл., ул. Магистральная, д. 43.
Телефоны: (8-48535) 6-09-04, 6-09-03 Электронная почта: deti@deti.pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________2012 года

Директор школы: ___________________

Ивахненко А.И.

Рабочая программа

учебного курса «Чтение и развитие речи» во 2 классе

2012/13 учебный год 

 

Учителя начальных классов

Ледуховской Н.А.

 

 

Пояснительная записка

Во 2 классе реализуется программа «Чтение и развитие речи»  (авторы: А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, С. И. Шишкова)

Работа строится в такой последовательности: завершается IV этап обучения грамоте, послебукварный период (по букварю В.В. Воронковой, Коломыткиной), осуществляется переход на работу по книге для чтения 2 класса. Уроки чтения планируются  с учётом книги для чтения для 2 класса СКОУ VIII вида (авторы: Ильина С.Ю., Аксёнова А.К., Головкина Т.М. Шишкова С.И.) и программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы под ред И.М. Бгажноуовой (авторы – А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская).

 Уроки чтения во 2 классе проводятся 4 раза в неделю, количество часов за год – 136.

Поскольку уроки чтения и письма в период обучения грамоте планируются параллельно, а во втором классе планирование по чтению и развитию речи, письму и развитию речи проводится раздельно, то и планирование уроков письма и чтения в период обучения даётся по предметам.

Во 2 классе учащиеся читают по слогам, постепенно переходя к чтению целыми словами двусложных слов. Второклассники составляют и читают слова со сходными по звучанию и артикуляции звуками, со стечением согласных, разделительным ь и ъ знаками. Учатся при чтении соблюдать интонацию в соответствии со знаками препинания.

Для формирования навыка сознательного чтения используются такие виды работ: ответы по содержанию прочитанного с опорой на иллюстрации; нахождение в тексте предложений для ответа на вопрос; элементарная оценка прочитанного.

Учащиеся учатся пересказывать содержание прочитанного по вопросам учителя с постепенным переходом к самостоятельному пересказу, близкому к тексту; заучивают по учебнику или с голоса учителя короткие стихотворения и читают их перед классом.

Во 2 классе проводятся уроки внеклассного чтения. Целью этих уроков является развитие интереса к книгам у умственно отсталых учащихся. Второклассники знакомятся с доступными детскими книгами в чтении учителя, рассматривают книги, правильно читают названия книг,  фамилию авторов, отвечают на вопросы: о ком книга, о чём в ней рассказывается.

Примерная тематика текстов: о жизни детей в школе, об обязанностях и делах школьников, о хороших и плохих поступках детей, о дружбе и товарищеской взаимопомощи, о семье, о труде взрослых, об участии в домашнем труде детей, о знаменательных событиях, об изменениях в природе, о жизни животных и растений в разное время года.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

 1 уровень

- слушать небольшую сказку, стихотворение, рассказ;

- соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;

- читать плавно по слогам короткие тексты с переходом на чтение целым словом двусложных слов, простых по семантике и структуре;

- пересказывать по вопросам, картинно-графическому плану, серии картинок прочитанный или прослушанный текст;

- выразительно читать наизусть 3-5 коротких стихотворений перед учащимися класса;

2 уровень:

- слушать небольшие по объёму тексты и отвечать на вопросы с помощью учителя или с опорой на картинку;

- читать по слогам короткие тексты;

- соотносить прочитанный текст с иллюстрацией;

- читать наизусть 2-3 небольших стихотворения.

 

Тематический план уроков чтения и развития речи во 2 классе (170 ч)

№№

п/п

Наименование разделов и тем уроков

Всего часов

Заучивание наизусть

Внеклассное чтение

I

Обучение грамоте. IV этап.

26 ч

 

Рассматривание и знакомство со сборником «Русские народные сказки» (сказка «Коза-дереза»).

Рассматривание и знакомство с книгой Г. Юдина «Букварёнок»

(слушание сказки «Мать и отец»)

II

Послебукварный период

8 ч

А. Барто. Мячик.

Рассматривание и знакомство с книгой А. Барто «Игрушки»

III

«Осень пришла – в школу пора!»

15 ч

М. Ивенсен «Падают, падают листья…»

 

IV

«Почитаем - поиграем

7 ч

Заучивание наизусть загадки.

 

V

«Ой, ты зимушка зима!»

14 ч

Г. Галина «Зимние картинки»

И. Токмакова «Живи, елочка!»

Рассматривание и знакомство с книгой Н. Сладкова «Сказки леса» (слушание сказки «Сорока и Дятел»)

VI

«В гостях у сказки»

14 ч

 

Рассматривание и знакомство с книгой К. Чуковский «Стихи и сказки» (слушание сказки «Мойдодыр»)

VII

«Животные рядом с нами»

14 ч

 

Рассматривание и знакомство с книгой Е. Чарушина «Маленькие и большие»

VIII

«Весна идёт!»

18 ч

Я. Аким. Март.

Рассматривание и знакомство с книгой «Народные песенки и загадки»

IX

«Что такое хорошо и что такое плохо»

17 ч

Г. Ладонщиков. Самокат четверостишие)

Рассматривание и знакомство с книгой Г. Цыферова «Сказки» (слушание сказки «Одинокий ослик»)

X

«Лето красное»

3 ч

 

 

 

Итого

136 ч

8 стихотворений

5  уроков

 

Календарно-тематическое планирование уроков чтения и развития речи во 2 классе (170 ч)

№ п/п

Всего часов

Обучение чтению

Развитие речи

Контрольные и диагностические материалы

I

31 ч

Обучение грамоте. IV этап.

 

 

1.1.

1 ч

Повторение изученных букв. Чтение слоговых структур и слов.

Беседа «Снова в школу». Школьные принадлежности.

Чтение слоговых таблиц  (правильность и слитность чтения)

1.2.

1 ч

Буква ю. Усвоение образа ю. Чтение слов с буквой ю в начале слова, в начале слога.

Стихотворение о букве ю. Составление предложений по сюжетным картинкам, со данными словами, обозначающими действия.

 

1.3.

1 ч

Чтение прямых слогов, отличающихся гласными у-ю, слов с ними и предложений.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Чтение прямых слогов с гласными у-ю.

1.4.

1 ч

Чтение слов и предложений с буквой ю. Текст «Клюква»

Составление предложений по сюжетным картинкам. Пересказ текста с опорой на картинку.

Послоговое чтение слов и предложений с изученными буквами.

1.5.

Повторение изученных букв. Добавь слово.

Составление предложений по сюжетной картинке и условно-графической схеме.

Чтение слогов и слов с изученными буквами.

1.6.

1 ч

Звук и буква ц. Выделение звука ц в начале и конце слова. Чтение обратных слогов с буквой ц, слов с буквой ц на конце.

Стихотворение о букве ц. Чистоговорки. Составление предложений с данными словами. по предметным картинкам.

Различение буквы ц среди других букв. Чтение обратных слогов.

1.7

1 ч

Чтение текста «Мой отец»

Пересказ прочитанного текста с опорой на сюжетную картинку.

Чтение слов с буквой ц на конце.

1.8

1 ч

Сказка «Курица и лисица»

Пересказ сказки «Курица и Лисица»

Чтение предложений  с изученными буквами.

1.9.

Звук и буква ч. Выделение звука ч в начале и конце слова. Чтение обратных слогов с буквой ч, слов с буквой ч на конце,

Стихотворение о букве ц. Чистоговорки.

Различение буквы ч среди других букв. Чтение обратных слогов.

1.10.

Чтение прямых слогов с буквой ч и слов с ними.

Составление предложений с данными словами, по предметным картинкам. Многозначность слов. Использование уменьшительно-ласкательных форм слова.

Чтение прямых слогов с буквой ц и слов с ними.

1.11.

1 ч

Чтение текста «Милка и Жучка»

Пересказ прочитанного текста с опорой на сюжетную картинку

Чтение слов и предложений с изученными буквами.

1.12.

1 ч

Чтение слов со слогами ча, чу.

Составление предложений с прочитанными словами.

Чтение слогов с буквами ч и ц.

1.13.

1 ч

Чтение сказки «Курочка Ряба»

Пересказ прочитанного текста с опорой на сюжетную картинку

Чтение слов с буквами ч и ц.

1.14.

 1 ч

Звук и буква щ. Выделение звука щ в начале и конце слова. Усвоение образа буквы щ. Чтение прямых слогов с буквой  щ и слов  с ними.

Стихотворение о букве. Чистоговорки. Составление предложений с данными словами.

Распознавание буквы щ среди других букв. Чтение слогов с буквой щ.

1.15.

1 ч

Чтение текста «Роща»

Составление предложений с опорой на условно-графическую схему с предлогом на.

Чтение слов и предложений с буквой щ.

1.16.

1 ч

Чтение слов и предложений с изученными буквами.

Чистоговорки. Пересказ по сюжетной картинке. Составление предложений с опорой на предметные картинки.

Чтение слов и предложений с изученными буквами.

1.17.

1 ч

Чтение слогов и слов с буквами ч, ц, щ.

Составление предложений с данными словами.

Различение ч, щ, ц  в слогах и словах при чтении.

1.18.

1 ч

Звук и буква ф. Выделение звука ф в начале и конце слова. Усвоение образа буквы ф. Чтение прямых слогов с буквой  ф и слов  с ними.

Стихотворение о букве. Чистоговорки. Составление предложений с данными словами.

Распознавание буквы ф среди других букв. Чтение слогов с буквой ф.

1.19.

1 ч

Чтение текста «Ферма»

Уточнение словаря по теме «Домашние животные». Составление предложений по сюжетной картинке.

Чтение слов с буквой ф

1.20

1 ч

Чтение слогов, слов и предложений с буквами в-ф.

Заучивание наизусть двустишия.

Составление предложений по предметным картинкам.

Чтение слов с буквами в-ф и соотнесение их с предметными картинками.

1.21.

1 ч

Повторение изученных букв.

Отгадывание загадок. Составление предложений по предметным и сюжетным картинкам.

Чтение слогов, слов, предложений с изученными буквами.

1.22.

1 ч

Звук и буква э. Выделение звука э в начале и конце слова. Усвоение образа буквы э. Чтение слов с буквой э, текста «Эхо»

Стихотворение о букве. Чистоговорки.

Составление предложений по предметным картинкам. Пересказ текста с опорой на сюжетную картинку.

Распознавание буквы э среди других букв. Чтение слогов и слов с буквой э.

1.23.

1 ч

Чтение слов «Кто это? Что это?»

Практическое различение одушевлённых и неодушевлённых существительных. Составление предложений с данными словами.

Чтение слов и предложений с буквой э.

1.24.

Буква ъ. Сравнение чтения пар слов без твёрдого знака и с ним (се – съел, обедает – объедает). Чтение предложений со словами с буквой ъ.

Составление предложений с данными словами, обозначающими действия, по сюжетным картинкам.

Г. Юдин «Мать и отец» (внеклассное чтение – слушание, пересказ по ролям). Знакомство с книгой Г. Юдина «Букварёнок»

 

1.25.

1 ч

Чтение слов с разделительным мягким знаком и текста «Наша семья».

Составление предложений по предметным картинкам. Пересказ прочитанного текста по сюжетной картинке.

Чтение слов с разделительным ъ и ь и соотнесение их с предметными и сюжетными картинками.

1.26.

1 ч

Обобщающий урок «Мы выучили буквы»

 

Чтение слогов и слов.

2.

8 ч

Послебукварный период

 

 

2.1.

1 ч

Чтение загадок о временах года «Когда это бывает?»

Выделение признаков каждого времени года.

 

2.2.

1 ч

А. Барто. «Мячик»

Знакомство с книгой А.Барто «Игрушки» (рассматривание, чтение названий стихотворение, припоминание некоторых из них, известных детям). Заучивание стихотворения «Мячик» наизусть.

 

2.3.

1 ч

Стихотворение «Кошка»

Составление предложений по сюжетной картинке.

Чтение стихотворения А. Барто «Мячик» наизусть

2.4.

 1 ч

Чтение текста «Чиж»

Пересказ прочитанного текста с опорой на сюжетную картинку. Уточнение словаря по теме: «Птицы»

 

2.5.

 1 ч

 Чтение текста «Котята». Отработка восклицательной интонации при чтении звукоподражаний.

Пересказ прочитанного текста с опорой на сюжетную картинку. Уточнение словаря по теме: «Домашние животные и их детёныши»

 

2.6.

1 ч

Чтение текста «Верный друг»

Пересказ прочитанного текста с опорой на серию сюжетных картинок.

 

2.7.

1 ч

Чтение стихотворения С. Маршака «Что мы сажаем». Работа над выразительным чтением. Интонационное оформление предложений.

Составление предложений по сюжетным картинкам. Уточнение словаря по темам: «деревья», «Лесные звери».

 

2.8.

1 ч

Чтение текста «Светофор». Работа над выразительным чтением предложений с вопросительной интонацией. Интонационное оформление конца предложений.

Беседа по правилам дорожного движения.

 

 

№№

п/п

Дата

Тема урока

Виды работ по развитию устной речи

Виды работ по формированию навыков чтения

Контрольные и диагностические материалы

III

9 ч

«Осень пришла – в школу пора»

 

 

 

3.1.

 

Стихотворение «Кончилось лето»

Составление предложений по сюжетной картинке на данную тему. Обогащение речи определениями.

Работа над выразительностью чтения.

 

3.2.

 

Прочитай! Чтение диалога Юры и Ани.

Пересказ с опорой на графический план, предметные картинки.

Подготовительные упражнения к чтению: чтение слогов со стечением согласных, слов с подготовкой, предложений.

Выразительное чтение стихотворения «Кончилось лето»

3.3.

 

По В. Голявкину «Все куда-нибудь идут».

Уточнение словаря глаголов, обозначающих действия. Ответы на вопросы. Пересказ по ролям.

Подготовительные упражнения к чтению: чтение слогов и слов. Выборочное чтение.

Чтение диалога по ролям.

3.4.

 

Я. Аким «Грибной лес»

Уточнение словаря по теме: «Грибы». Упражнения в словообразовании. Работа с синонимами: лукошко – корзина. Составление предложений по сюжетным картинкам на тему осень

Предварительное чтение многосложных слов. Работа со слоговыми таблицами.

Пересказ по ролям

3.5.

 

По В. Дурову «Слон Бэби»

Обсуждение проблемы, зачем ходят в школу. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Рассказ о посещение цирка по собственным впечатлениям.

Предварительное чтение многосложных слов.

Выборочное чтение.

Выразительное чтение стихотворения

3.6.

 

Б. Заходер «Птичья школа»

Уточнение словаря по теме: «Птицы». Составление предложений по сюжетным картинкам на школьную тему. Рассказ о правилах поведения в классе

Предварительное чтение многосложных слов. Работа со слоговыми таблицами. Чтение слого со стечнением согласных и слов с ними.

Пересказ с опорой на сюжетную картинку

3.7.

 

По Н. Сладкову «Осенние подарки»

Уточнение словаря по теме: «Дикие животные». Составление предложений по сюжетным картинкам на тему «Лесные жители осенью»

Подготовительные упражнения к чтению: чтение слогов со стечением согласных, слов с подготовкой, предложений.

Чтение слогов и слов  со стечением согласных, текста  стихотворения.

3.8.

 

Чтение текста «В парке»

Составление предложений по картинке. Рассказ по собственным наблюдениям «Кого можно увидеть во время прогулки в школьном дворе»

Чтение обратных слогов с буквами ф, щ, й. Чтение с подготовкой слов со стечением согласных.

Пересказ по картинно-графическому плану. Самостоятельное чтение загадки вполголоса (контроль понимания читаемого). Задание – найти среди предметных картинок отгадку

3.9.

 

М. Ивенсен «Падают, падают листья..»

Беседа по сюжетной картинке. Составления предложений на заданную тему. Признаки осени: отлёт птиц, листопад. Уточнение словаря по теме: «Птицы».

Упражнения в выразительном чтении стихотворения (передать настроение с помощью интонации по образцу, заданному учителем).

Заучивание наизусть

 

Выборочное чтение «Как дети угощали белку»

3.10

 

По В. Корабельникову «Осенний лес»

Отгадывание загадок. Ответы на вопросы по личным наблюдениям и прочитанному о сезонных изменениях (изменение окраски листьев, листопад, увядание трав, созревание семян). Высказывания о значение листопада для деревьев.

Подготовительные упражнения: чтение многосложных слов по слогам, чтение слов со стечением согласных с подготовкой. Выборочное чтение.

Чтение стихотворения наизусть

3.11

 

По К. Ушинскому «Каждой вещи свое место»

Уточнение словаря по теме: «Одежда». Беседа о порядке. Пересказ по сюжетной картинке. Правила опрятности и аккуратности.

Подготовительные упражнения к чтению: чтение слов сложной структуры. Выборочное чтение.

Выборочное чтение предложений об облаках и деревьях.

3.12

 

Д. Летнёва «Хозяин в доме»

Ответы на вопросы. Составление пересказа с опорой на сюжетную картинку. Сравнение поступков героев рассказа К. Ушинского и данного стихотворения.

Чтение слов с оптически сходными буквами (г-п, г-т, е-ё, ж-х, ж-к, щ-с, ш-щ). Передача вопросительной, восклицательной интонации при чтении и настроения стихотворения (по подражанию чтению учителя).

Пересказ по сюжетной картинке.

3.13.

 

По В. Голявкину «Зачем дети ходят в школу?»

Обсуждение проблемы, зачем ходят в школу. Ответы на вопросы по прочитанному тексту. Оценка поступка девочки Маши.

Подготовительные упражнения к чтению: чтение многосложных слов по слогам. Чтение по ролям. Интонационное оформление вопросительных и повествовательных предложений.

Повторение букв, дифференциация п – б, д-т, г-к, ч-ц. Чтение слогов с мягкими согласными.

Чтение слов с их группировкой по месту: «В шкафу», « В портфеле», «В прихожей»

3.14.

 

По А. Тумбасову «Серый вечер»

Ответы на вопросы по личным наблюдениям и прочитанному о сезонных изменениях (листопад, увядание трав, день становится короче, похолодание). Уточнение словаря по теме «Птицы».  Обсуждение «Для кого скворечник?»

Подготовительные упражнения: чтение многосложных слов по слогам, чтение слов со стечением согласных с подготовкой. Выборочное чтение (ответы на вопросы)

Самостоятельное чтение загадки вполголоса (контроль понимания читаемого). Задание – найти среди предметных картинок отгадку.

3.15.

 

Обобщающий урок по теме «Осень пришла – в школу пора».

Участие в беседе. Пересказ текстов с опорой на картинно-графические планы. Составление предложений по сюжетным картинкам.

Выборочное чтение.

Чтение наизусть.

Ответы на вопросы по содержанию почитанных рассказов, стихотворений.

IV.

7 ч

«Почитаем - поиграем»

 

 

 

4.1.

 

По А. Шибаеву «Одна буква»

Составление слов из разрезной азбуки. Рисование картинки (ворота)

Ответы на вопросы после текста.

Составление слов из слогов.

 

4.2.

 

По С. Иванову Дразнилка

Участие в частично-поисковой беседе по прочитанному тексту. Драматизация сказки.

Чтение слогов со стечением согласных. Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям.

Самостоятельное чтение загадки (задание – понять и отгадать)

4.3.

 

К. Чуковский Черепаха

Ответы на вопросы. Составление предложения по сюжетной картинке.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение слогов со стечением согласных. Чтение по ролям. Отработка восклицательной и повествовательной интонации.

Составление слов со слогом НО (с опорой на предметные картинки)

4.4.

 

Дж. Ривз Шумный Ба-Бах

Узнавание действующих лиц по звукоподражаниям. Уточнение словаря по теме «дикие животные». Придумывание названий для домашних животных по аналогии с лексикой стихотворения. Составление предложений «Кто где прячется и от кого?»

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение слогов со стечением согласных. Отработка пауз и восклицательной интонации.

 

Выборочное чтение фраз с восклицательным знаком.

4.5.

 

Загадки

Отгадывание загадок, подбор отгадок. Выразительное чтение. Закрепление темы «Животные». Анализ загадок (называние признаков животных).

Заучивание одной из загадок. Чтение односложных слов со стечением согласных в начале слова.

Выборочное чтение.

4.6.

 

Доскажи словечко

Отгадывание загадок, подбор отгадок. Выразительное чтение.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение слогов со стечением согласных.

 

Чтение загадки наизусть

4.7.

 

Обобщающий урок по теме «Почитаем - поиграем»

Участие в беседы. Работа с загадками. Пересказ прочитанного, составление высказываний по сюжетным картинкам с опорой на прочитанные стихотворения и рассказы.

Чтение наизусть, по ролям, выразительное чтение.

 

V.

14 ч

«Ой ты, зимушка-зима»

 

 

 

5.1.

 

Я. Аким «Первый снег»

Беседа по сюжетной картинке о сезонных изменениях зимой и зимних развлечениях детей. Ответы на вопросы. Работа с синонимами (салазки – санки) и сравнениями (как платок пуховый).

Выразительное чтение стихотворения. Выставка книг о зиме. Рассматривание и знакомство с книгой Н. Сладкова «Сказки леса» (слушание сказки «Сорока и Дятел»)

 

5.2.

 

По Э. Киселевой «Большой снег»

Участие в частично-поисковой беседе по прочитанному тексту «По чему Большой Снег добрый?». Выборочное чтение.

Подготовительные упражнения к чтению: слоговые упражнения, чтение многосложных слов из текста по слогам, чтение однокоренных слов (лёд – ледяной,  снег – снежинки).

Отработка вопросительной интонации.

Выразительное чтение стихотворения.

5.3.

 

По Н. Калининой «Снежный колобок».

Ответы на вопросы. Рассказ о зимних забавах детей. Пересказ по картинно-графическому плану.

Подготовительные упражнения к чтение: чтение многосложных слов, слов со стечением согласных. Выборочное чтение.

Выборочное чтение.

5.4.

 

По С. Вангели «Снеговик- новосел»

Участие в частично-поисковой беседе по прочитанному тексту. Пересказ по серии картинок.

Словарная работа (новосёл, памятник)

Подготовительные упражнения к чтению: слоговые упражнения, чтение многосложных слов из текста по слогам, чтение однокоренных слов (снег, снежки, снежные).

Отработка вопросительной и восклицательной интонации.

Пересказ по картинно-графическому плану.

5.5.

 

По Е. Шведеру «Воробышкин домик»

Уточнение словаря по теме: «Птицы». Составление предложений по предметным картинкам (звери и птицы зимой), по сюжетной картинке «У комушки» Ответы на вопросы.

Подготовительные упражнения к чтению: чтение многосложных слов, однокоренных слов и словоформ.

Выборочное чтение.

Чтение целыми словами двусложных слов.

Пересказ по вербально-графическому плану.

5.6.

 

Г.Галина «Зимние картинки»

Признаки зимы. Словесное рисование. Составление предложений о зимних играх детей по сюжетным картинкам.

Подготовительные упражнения к чтению. Выразительное чтение.

Рассказ с опорой на сюжетную картинку о том, что хорошего сделала Лида.

5.7.

 

Е. Самойлова «Миша и Шура»

Ответы на вопросы, выборочный пересказ по сюжетной картинке. Правила дружбы.

Выборочное чтение. Чтение многосложных слов со стечением согласных. Чтение по ролям.

Чтение наизусть 1-й строфы стихотворения.

5.8.

 

И. Токмакова «Живи, елочка!»

Беседа о защите природы!

Заучивание стихотворения наизусть

Чтение по ролям.

5.9.

 

По В. Сутееву «Про елки»

Составление рассказ по сюжетной картинке «Украшение новогодней ёлки».

Подготовительные чтение к чтению многосложных слов и слов со стечением согласных.

Ответы на вопросы после текста.

Выборочное чтение  (описание ёлок).

И. Токмакова «Живи, елочка!» Заучивание стихотворения наизусть

5.10.

 

По В. Голявкину «Коньки купили не напрасно»

Правила дружбы. Составление рассказа по данной ситуации. Выборочный пересказ по ролям.

Выборочное чтение. Чтение многосложных слов со стечением согласных. Выборочное чтение.

Выборочное чтение.

Чтение двусложных и трёхсложных слов целым словом.

5.11.

 

По М. Пляцковскому «Ромашки в январе»

Пересказ по серии картинок. Драматизация сказки.

Выборочное чтение. Чтение многосложных слов со стечением согласных. Чтение целым словом.

Выборочный пересказ по ролям.

5.12.

 

Мороз и заяц (русская народная сказка)

Участие в частично-поисковой беседе по прочитанному тексту. Пересказ по ролям. Работа с фразеологизмом «выбился из сил»

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям.

Пересказ по ролям. Выставка иллюстраций «Зима и лето».

Чтение двусложных и трёхсложных слов целым словом.

5.13.

 

Внеклассное чтение Н. Сладков «Сказки леса»

Ответы на вопросы. Выборочный пересказ по сюжетным картинкам. Пересказ по ролям.

Слушание чтения. Выборочное чтение.

 

5.13.

 

Вьюга (литовская народная песенка)

Словесное рисование. Составление предложений по вопросам.

 Выразительное чтение стихотворения по ролям. Отработка вопросительной и восклицательной интонации.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

5.13.

 

По Г. Скребицкому «На лесной полянке»

Пересказ по картинкам. Ответы на вопросы по теме «Животные зимой». Пересказ сказки «Теремок» по серии картинок.

Чтение многосложных слов по слогам, коротких – целым словом. Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

5.14.

 

Обобщающий урок по теме «Ой ты, зимушка зима»

Участие в беседы. Выборочный пересказ. Пересказ по ролям.

Чтение наизусть, по ролям, выразительное чтение.

Пересказ по серии картинок.

VI.

14 ч

В гостях у сказки

 

 

 

6.1.

 

Русская народная сказка лиса и волк

Составление предложений по сюжетной картинке. Ответы на вопросы.

Ответы на вопросы по тексту. Чтение по ролям. Выразительность чтения (хитрый и доверчивый тон)

 

6.2.

 

Русская народная сказка Гуси и лиса

Составление предложений по сюжетной картинке. Ответы на вопросы.

Ответы на вопросы по тексту. Чтение по ролям. Выразительность чтения. Инсценировка.

Пересказ по ролям.

6.3.

 

Русская народная сказка Лиса и козел

Составление предложений по сюжетной картинке. Ответы на вопросы

Чтение однокоренных слов разной слоговой структуры.

Ответы на вопросы. Выборочное чтение. Чтение по ролям

Драматизация сказки.

6.4.

 

По Л. Н. Толстому Мышка вышла погулять

Беседа о правилах поведения на улице с незнакомыми. Ответы на вопросы.

Правильное чтение многосложных слов.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Пересказ по сюжетной картинке.

6.5.

 

Литовская сказка. Волк и баран

Составление предложений по сюжетной картинке. Ответы на вопросы.

Выборочное чтение. Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

 

Пересказ сказки по ролям.

Чтение слов со стечением согласных, составление словосочетаний с опорой на картинки, самостоятельное чтение загадки (рисование отгадки).

6.6.

 

По С. Прокофьевой Сказка о том, как зайцы испугали серого волка

Словесное рисование. Ответы на вопросы.

Правильное чтение словоформ многосложных слов.

Чтение по ролям. Выразительность чтения.

Выборочный пересказ.

Чтение двусложных и трёхсложных слов целыми словами.

6.7.

 

Литовская сказка Рак и ворона

Ответы на вопросы. Пересказ по ролям.

Чтение по ролям. Выразительность чтения. Вопросительная и восклицательная интонация.

Ответы на вопросы по тексту.

6.8.

 

Заяц и черепаха (казахская сказка)

Ответы на вопросы. Оценка поступков героев. Объяснение значения выражения «изо всех сил». Составлений предложений к картинкам.

Чтение многосложных слов по слогам. Выборочное чтение.

Пересказ по ролям.

6.9.

 

Внеклассное чтение К.И. Чуковский «Стихи и сказки»

Ответы на вопросы. Составление предложений, высказываний по сюжетным картинкам.

Слушание чтения. Выборочное чтение. Выразительное чтение.

 

6.10

 

Благородный медведь (мордовская сказка)

Ответы на вопросы. Объяснение значения слова «благодарный». Выборочный пересказ с опорой на сюжетную картинку.

Чтение по ролям. Работа над выразительностью чтения.

Выборочное чтение.

6.11.

 

Как белка и заяц друг друга не узнали (якутская сказка)

Ответы на вопросы. Актуализация знаний детей по теме, как звери к зиме готовятся. Пересказ по картинно-графическому плану.

Чтение слогов и слов с разделительным ь и ъ. Чтение предложений целым словом.

Выборочный пересказ по сюжетной картинке

6.12.

 

Волк и ягненок  (армянская сказка)

Ответы на вопросы. Объяснение значения выражения «еле ноги унёс».

Словесное рисование.

Чтение приставочных глаголов, многосложных слов. Выборочное чтение.

Пересказ по картинно-графическому плану.

Чтение двусложных и трёхсложных слов целым словом.

6.13.

 

Умей обождать! Русская народная сказка

Ответы на вопросы. Оценка поступков героев рассказа. Ответ на вопрос: «Чтобы ты сделал (сделала) на их месте?» Выборочный пересказ по сюжетной картинке.

Чтение приставочных глаголов.

Выборочное чтение.

Пересказ по картинно-графическому плану.

Чтение двусложных слов целым словом.

6.14.

 

Обобщающий урок по теме «В гостях у сказки»

Ответы на вопросы. Составление высказываний по сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок. Выборочный пересказ по вопросам.

Чтение по ролям, выборочное чтение. Чтение целым словом.

Выборочный пересказ по сюжетной картинке.

VII

14 ч

Животные рядом с нами

 

 

 

7.1.

 

Умная собака (Индийская сказка)

Ответы на вопросы по сюжетной картинке. Высказывания о своих любимых домашних животных по данному образцу. Высказывания на тему «Как ты относишься к бездомным животным»

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

Чтение по ролям. Повествовательная и вопросительная интонация.

 

Чтение двусложных и трёхсложных слов целым словом.

7.2.

 

Прочитай! И. Гамазкова «Петух увидел радугу», В. Лунин «Вышел слон»

Отгадывание загадок, подбор отгадок. Выразительное чтение

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

 

Чтение по ролям.

7.3.

 

По Э. Шиму «Я домой пришла»

Отгадывание загадок, подбор отгадок. Выразительное чтение. Беседа о домашних животных

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

 

Выразительное чтение

7.4.

 

Лошадка (русская народная присказка)

Ответы на вопросы. Составление высказывания по сюжетной картинке. Оценка поступков героев.

Чтение однокоренных слов разной структуры.

Выборочное чтение.

Чтение и ответы на вопросы.

7.5.

 

Е. Чарушину «Кролики»

Ответы на вопросы. Описание кроликов по картинно-графической схеме. Высказывание на тему «Чем можно угостить кроликов?»

Выборочное чтение. Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

 

Чтение по ролям.

7.6.

 

В. Лифшиц Баран

Составление предложений по сюжетной картинке. Ответы на вопросы. Высказывание на тему «Что можно сделать из шерсти барана»? Объяснение значения слова «изнывает».

Выборочное чтение. Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение слогов со стечением согласных и двусложных слов с ними. Выразительное чтение по ролям.

Выборочное чтение «Описание кроликов», описание по картинно-графической схеме.

Самостоятельное чтение загадки

7.7.

 

По Э. Шиму Все умеют делать сами.

Составление предложений по сюжетной картинке и опорным словам-действиям. Ответы на вопросы.

Выборочное чтение. Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов.

 

Выразительное чтение стихотворения.

7.8.

 

Внеклассное чтение. Е. Чарушин «Маленькие и большие»

Ответы на вопросы. Составление предложений по сюжетным картинкам.

Слушание чтения. Выборочное чтение.

 

7.9.

 

М Бородицкая.  Котенок.

Ответы на вопросы. Объяснение значения слова «усыновить».  Составление высказывания по сюжетной картинке и впечатлениям от стихотворения.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Чтение слогов со стечением согласных. Выборочное чтение.

Выразительное чтение. Вопросительная, восклицательная и повествовательная интонация.

Пересказ по опорным словам.

7.10.

 

По В. Сутееву. Три котенка

Составление предложений к сюжетным картинкам. Ответы на вопросы.

Подготовительные упражнения к чтению многосложных слов. Выборочное чтение.

 

Выразительное чтение по цепочке.

Чтение двусложных слов целым словом.

7.11.

 

По К. Ушинскому Петушок с семьей

Описание петушка по картинно-графическому плану. Составление предложений по данной картинке и вопросам. Ответы на вопросы.

Чтение многосложных слов. Выборочное чтение.

Пересказ по серии сюжетных картинок.

7.12.

 

Упрямые козлята

Ответы на вопросы. Оценка поступков героев. Объяснение значения выражения «упрямство до добра не доводит».

Чтение однокоренных слов.

Выборочное чтение.

Описание петушка по картинно-графическому плану.

7.13.

 

В. Лифшиц «Пес»

Словесное рисование. Ответы на вопросы. Рассказ о собаке по данному образцу.

Чтение слогов со стечением согласных. Выборочное чтение. Восклицательная и повествовательная интонация.

Пересказ

7.13.

 

Итоговый урок по теме «Животные рядом с нами»

Ответы на вопросы. Выборочный пересказ. Пересказ по картинно-графическому плану и серии сюжетных картинок.

Чтение целыми словами двусложных и трёхсложных слов, предложений с ними.

 

VIII

18 ч

Весна идёт!

 

 

 

8.1.

 

Я. Аким. Март.

Ответы на вопросы. Определение настроения стихотворения. Анали загадки. Составление предложений по сюжетной картинке.

Чтение слов, отличающихся одним слогом. Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Чтение двусложных и трёхсложных слов целыми словами

8.2.

 

По Ю. Ковалю. Невидимка.

Ответы на вопросы. Составление предложений по картинке. Ответы на вопросы. Объяснение значения слова «невидимка». Приметы весны (прилёт грачей, наст)

Чтение однокоренных слов разной структуры.

Выборочное чтение.

Чтение наизусть.

8.3.

 

В. Берестов. Праздник мам.

Ответы на вопросы. Составление предложений по сюжетным картинкам. Рассказ «Как я поздравил маму с 8 Марта».

Чтение многосложных слов.

Выборочное чтение. Восклицательная интонация.

Выборочное чтение.

8.4.

 

По В. Драгунскому. Подарок к празднику.

Ответы на вопросы. Рассказ о том, как дети готовились в школе к празднику 8 Марта.

Чтение по ролям.

Выразительное чтение стихотворения.

8.5.

 

Снег и заяц (бурятская сказка)

Ответы на вопросы. Составления предложения по картинке. Рассказ «Как заяц к весне готовится». Пересказ по ролям.

Слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Чтение по ролям.

Чтение по ролям.

8.6.

 

Г. Ладонщиков. Помощники весны.

Ответы на вопросы. Составление высказывания по сюжетной картинке. Объяснение значения выражения «посмотрел с укором».

Рассказ о работе во дворе весной.

Чтение приставочных глаголов.

Выборочное чтение.

Выразительное чтение.

Пересказ по ролям. Чтение двусложных и трёхсложных слов целым словом.

8.7.

 

По М. Пришвину. Лягушонок.

Ответы на вопросы. Выборочный пересказ.

Слова-действия сложной структуры.

Выборочное чтение.

Выразительное чтение.

8.8.

 

Г. Ладонщиков. Весна.

Составление предложений по сюжетной картинке. Ответы на вопросы. Объяснение переносного значения выражения «снеговая баба слёзы льёт». Приметы весны (увеличение продолжительности дня, потепление, таяние снега и льда).

Чтение многосложных слов (внимание к окончаниям).

Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Выборочный пересказ «Как спасли лягушонка»

8.9.

 

По Е. Чарушину. Барсук.

Ответы на вопросы. Пересказ по картинно-графическому плану.

Чтение многосложных слов.

Выборочное чтение.

Выразительное чтение.

8.10.

 

С. Маршак. Весенняя песенка.

Приметы весны (таяние снега и льда,  появление серёжек на вербах, почек на деревьях, солнце поднимается выше). Ответы на вопросы.

Чтение многосложных слов с подготовкой, рифмованных пар слов. Выборочное чтение. Выразительное чтение

Пересказ по картинно-графическому плану.

Чтение двусложных и трёхсложных слов целыми словами

8.11.

 

По И. Соколову-Микитову. На краю леса.

Ответы на вопросы. Составление предложений с данными словосочетаниями. Пересказ по картинно-графическому плану.

Чтение многосложных слов. Выборочное чтение.

Выразительное чтение

8.12.

 

По В. Голявкину. Подходящая вещь.

Ответы на вопросы. Объяснение значения выражения «подходящая вещь». Расширение знаний учащихся по теме «Птицы весной»

Чтение многосложных слов. Выборочное чтение.

Пересказ по картинно-графическому плану.

Чтение целым словом.

8.13.

 

Как птицы лису проучили (русская народная сказка)

Пересказ по серии сюжетных картинок. Глаголы действия и звучания.

Чтение многосложных слов.

Выборочное чтение – подписи к иллюстрациям.

8.14.

 

Рассматривание и знакомство с книгой «Народные песенки и загадки»

Анализ загадок. Составление предложений по иллюстрациям.

Чтение по слогам и целыми словами. Самостоятельное чтение загадки.

Пересказ по серии сюжетных картинок

8.15.

 

По Т. Шарыгиной. Вкусный урок.

Расширение знаний учащихся об образе жизни медведей.

Чтение однокоренных слов.

Выборочное чтение по ролям.

Чтение целыми словами.

8.16.

 

С.Косенко. Почему птенец весёлый?

Называние детёнышей животных и птиц. Расширение знаний учащихся о скворцах.

Чтение однокоренных слов. Выразительное чтение (выражение радости при чтении)

Чтение по ролям отрывка из сказки.

8.17.

 

Э. Шим. Храбрый птенец.

Называние детёнышей животных и птиц. Расширение знаний учащихся о воробьях. Выборочный пересказ. Объяснение значения слова «храбрый».

Чтение многосложных слов. Пересказ по ролям. Вопросительная и восклицательная интонация.

Выразительное чтение

8.18.

 

Обобщающий урок по теме «Весна идёт!»

Ответы на вопросы. Высказывания на тему «Весна». «8 Марта», по иллюстрациям.

Чтение целым словом слов и предложений. Чтение по слогам многосложных слов и целым словом – коротких.

Чтение по ролям.

IX.

17 ч

Что такое хорошо и что такое плохо

 

 

 

9.1.

 

По А. Митту. Коля заболел.

Ответы на вопросы. Объяснение значения слова «компресс». Беседа о дружбе. Пересказ по картинно-графическому плану.

Чтение многосложных слов. Чтение целым словом.

 

9.2.

 

Д. Летнёва. Подружки рассорились.

 Ответы на вопросы. Правила дружбы.

Чтение многосложных слов.

Выразительное чтение.

Пересказ по картинно-графическому плану.

Чтение целым словом.

9.3.

 

По В. Голявкину. Вязальщик.

Ответы на вопросы. Составление предложений по иллюстрациям. Оценка поступков героя. Пересказ по ролям.

Чтение однокоренных слов.  Выразительное чтение реплик детей. Чтение по ролям.

 

9.4.

 

Г. Ладонщиков. Самокат.

Ответы на вопросы. Беседа о бережливости и трудолюбии. Заучивание наизусть.

Чтение многосложных слов. Выборочное чтение.

Выразительное чтение (выражение гордости)

Пересказ по ролям.

Чтение целым словом.

9.6.

 

По Э. Киселёвой. Скамейка, прыгуны-гвозди и Алик.

Ответы на вопросы. Объяснение значения выражения «гвозди-прыгуны». Оценка поступка Алика. Составление предложений по иллюстрациям.

Чтение с подготовкой.

Выборочное чтение.

Чтение наизусть

9.10.

 

По Е. Пермяку. Торопливый ножик.

Объяснение заголовка. Ответы на вопросы. Оценка поведения героев.

Чтение однокоренных слов. Чтение по ролям.

Выборочное чтение (подписи к иллюстрациям)

9.11.

 

По В. Сухомлинскому. Вьюга.

Ответы на вопросы. Правила дружбы.

Чтение с подготовкой. Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

9.12.

 

По И. Бутмину. Трус.

Ответы на вопросы. Оценка поступков героев. Составление предложений к иллюстрациям.

Чтение однокоренных слов.

Пересказ по  сюжетной картинке.

Чтение целыми словами.

9.13.

 

Рассматривание и знакомство с книгой Г. Цыферова «Сказки» (слушание сказки «Одинокий ослик»)

Ответы на вопросы. Составление предложений по иллюстрациям. Оценка поступков героев. Правила дружбы. Драматизация.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение (подписи к иллюстрациям)

9.14.

 

По В. Витка. Мёд в кармане.

Ответы на вопросы. Составление высказываний по иллюстрациям. Правила дружбы и достойного поведения. Оценка поступков героев.

Чтение многосложных слов.

 

9.15.

 

По В. Донниковой. Канавка.

Ответы на вопросы. Составление предложения по иллюстрации.

Чтение многосложных слов. Выборочное чтение Вопросительная и восклицательная интонация.

Пересказ с опорой на иллюстрации.

9.16.

 

А. Барто Мостки.

Ответы на вопросы.  Оценка поступков героев. Кто такой заботливый человек. Сравнение рассказ «Канавка» и стихотворения «Мостки»

Чтение многосложных слов. Выборочное и выразительное чтение.

Выборочное чтение (подписи к иллюстрациям)

Чтение целым словом.

9.17.

 

Обобщающий урок по теме «Что такое хорошо и что такое плохо»

Ответы на вопросы. Связные высказывания по картинкам и вопросам. Рассуждение на тему. Оценка поступков героев.

Выборочное чтение. Чтение по ролям. Чтение целым словом.

Выразительное чтение.

X

3 ч

Лето красное

 

 

 

10.1

 

И. Гамазкова. Прошлым летом.

Словесное рисование. Ответы на вопросы.

Чтение многосложных слов. Выразительное чтение.

 

10.2.

 

В. Викторов. В гости к лету.

Составление предложений по иллюстрации.  Объяснение выражений «золотое солнце». «зелёные оконца». Ответы на вопросы. Летние дары леса. Лесные звери.

Чтение многосложных слов. Выразительное чтение.

Выразительное чтение. Восклицательная и вопросительная интонация, интонация перечисления.

Иллюстрирование стихотворения, высказывание по своему рисунку.

10.3.

 

По Г. Цыферову. Петушок и солнышко.

Ответы на вопросы. Выборочный пересказ с опорой на иллюстрации. Пересказ по серии картинок.

Чтение многосложных слов. Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Чтение целыи словами.