Государственное образовательное
учреждение Ярославской области
|
№№ п/п |
Тематика |
Количество часов |
Экскурсии |
Практические работы |
I |
Сезонные изменения в природе |
20 |
. |
|
1. |
Лето |
5 |
|
|
2. |
Осень |
5 |
Изменения в природе осенью. «Ранняя осень».
|
|
3. |
Зима |
5 |
Изменения в природе зимой. Изменения погоды зимой. |
|
4. |
Весна |
5 |
Изменения в природе ранней весной.
|
|
II |
Неживая природа. |
10 |
Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром. |
|
III |
Живая природа. |
36 |
|
|
1. |
Растения. |
10 |
Наблюдение за растениями. |
Практическая работа по посадке семян. |
2. |
Животные. |
10 |
|
|
3. |
Человек. |
16 |
|
Практические упражнения по уходу за кожей. |
|
Повторение. |
2 |
Экскурсия детей в школьный лес. |
|
|
Итого. |
36 |
6 |
|
|
|
|
|
|
в 1 классе (68 ч)
№№ п/п |
Раздел |
Тема урока |
Содержание |
Развитие навыков устной речи |
Оборудование |
Контрольно-диагностические материалы |
1. |
Сезонные изменения в природе. |
Прощание с летом. |
Природа летом. Занятия детей летом. |
Участие в беседе о то, как дети провели лето. Составление предложений по сюжетным картинкам. Отбор среди предметных картинок те, которые нужны в той или иной ситуации. Определение погоды сегодня и на сюжетной картинке. |
Сюжетные и предметные картинки. Занятия детей летом (во дворе, в лесу, на реке, в деревне). |
Выявление особенностей зрительного восприятия: узнавание предметов на картинках. Называние предметов. Цвета лета: зелёный, синий, красный, жёлтый. |
2. |
Сезонные изменения в природе. |
Экскурсия «Ранняя осень». |
Изменения в природе осенью: похолодание, листопад, перелёт птиц, изменение окраски листьев, увядание трав. Наблюдение за солнцем.
|
Словарь: осень, листья, трава, тучи, ветер, дождь, зонт. Отгадывание загадок. Называние деревьев в школьном саду: ели, клёны, берёза, липа, дуб. Еловые шишки и жёлуди. Рассматривание и называние цвета и формы листьев. Составление предложений по сюжетной картинке. |
Сюжетные и предметные картинки. Сбор осенних листьев. |
Выяснения умения слушать учителя, называть цвет листьев, названия деревьев, названия плодов и семян, знание признаков осени. |
3. |
Сезонные изменения в природе. |
«Золотая осень». |
Повторение признаков осени.
|
Составление описательного рассказа об осени по условно- графическому плану с помощью учителя: -небо; -солнце; -день; -деревья; -животные; -птицы; -люди. |
Сюжетные картинки (времена года). Фотографии предметные картинки деревьев, плодов, трав осенью |
Выяснения умения различать цвета (жёлтый, оранжевый, красный, зелёный), форм (овал, круг, сердечко), временных представлений (времена года и порядок их следования), использование в речи предлога от. |
4. |
Сезонные изменения в природе |
Осеннее небо. |
Наблюдение за изменениями осенью неба и солнца (называние признаков).
|
Составление предложений по образцу учителя. Понятия: ясно, облачно, пасмурно. |
Фотографии с изображением осеннего неба. |
Раскрашивание осеннего неба с учетом определенной цветовой гаммы. Названия цветов неба. |
5. |
Сезонные изменения в природе |
Занятия и одежда детей осенью. |
Труд людей в саду и в лесу. Осенняя одежда. |
Составление рассказов по сюжетным картинкам. Расскажи об осени. Называние предметов осенней одежды. Понятия Урожай, грибы. |
Сюжетные и предметные картинки. Работа с учебником. |
Игра «Одень Иру на прогулку». Выбери букет. |
6 |
Сезонные изменения в природе |
Обобщающий урок по теме «Осень» |
Дополнение предложений о признаках осени. Составление высказываний о погоде сегодня, вчера по условным обозначениям. Слушание сказки «Хомяк-молчун». Ответы на вопросы по содержанию. |
Драматизация сказки (слова героев учащиеся произносят совместно с учителем). Составление предложений по сюжетной картинке «Кто как к зиме готовится». Работа с загадками о погоде, о животных с указаниями особенностей их подготовки к зиме. |
Знаки условных обозначений погоды. Картинки – листопад, отлёт птиц, разноцветные листья. Силуэтные изображения героев сказки «Хомяк-молчун». Элементы костюмов для драматизации. Предметные картинки: ёж, белка, заяц, медведь. Сюжетная картинка «Кто как к зиме готовится». |
Выявления умения слушать рассказывание учителя, продолжать предложения, строить высказывания по условным обозначения, по сюжетной картинке, узнавание животных на предметных и сюжетных картинках, знание признаков осени (листопад, отлёт птиц, похолодание) |
7 |
Неживая природа |
Экскурсия «Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром». |
Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром, а также за объектами живой природы. |
Составление предложений по образцу учителя, состоящих из 3 слов. Работа с загадками. |
Предметные и сюжетные картинки. Фотографии. |
Игра «Живое - неживое». Словесное рисование картин природы по образцу учителя. |
8 |
Неживая природа |
Объекты живой и неживой природы. Земля: песок, камни, глина. |
Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии. |
Сравнение объектов живой и неживой природы по вопросам учителя. Отличительные признаки объектов живой природы. Описание по плану свойств песка, камня, глины. |
Картинки объектов живой и неживой природы. |
Выявление умения различать объекты живой и неживой природы. |
9 |
Неживая природа |
Значение солнца. |
Наблюдение за солнцем в различное время суток. |
Слушание стихотворения Я. Аким «Свети нам, солнышко, свети!..» Составление рассказа о солнце. |
Фотографии солнца в разное время суток. |
Рисование местоположения солнца в различное время суток. |
10 |
Неживая природа |
День и ночь. |
Смена дня и ночи. Занятия людей днем и ночью. |
Сравнение дня и ночи. Понятия солнце и луна. Составление предложений по сюжетным картинкам Занятия людей ночью и днем |
Картинки день и ночь, занятия людей в разное время суток |
Умение отличать день и ночь. Выбор занятий людей в различное время суток. |
11 |
Неживая природа |
Части суток. |
Формирование понятия «сутки» |
Восход, закат. Составление схемы «Сутки». |
Картинки различных частей суток. |
Закрепление понятий части суток и их названия. Игра «Угадай время суток». |
12 |
Неживая природа |
Занятия людей в течение суток. |
Режим дня. |
Работа со схемой «Режим дня». Составление режима дня школьника. Слушание стихотворения С. Михалкова «Мимоза». |
Схема «Режим дня школьника».
|
Игра «Что мы делаем, не скажем, а что делали, покажем». Положи картинки по порядку. |
13 |
Неживая природа |
Обобщающий урок по теме «Неживая природа». |
Составление предложений по сюжетным картинкам, описаний по картинно-графическим планам, Отгадывание загадок. |
Умения отгадывать загадки (способность к аналитической деятельности). Дополнение предложений. Связные высказывания по сериям картинок. |
Работа с учебным материалом Сюжетные картинки. |
Выявление знаний по изученной теме, умения строить предложения и связывать их в высказывания на данную тему. |
14 |
Живая природа |
Растения. Вкусные овощи. |
Рассматривание муляжей, картинок овощей; сравнение их по форме, цвету и вкусу.
|
Словарь: морковь, помидор, огурец, лук, картошка, репа, кабачок. Обобщающие слово «овощи». Составление описаний с помощью учителя. Отгадывание загадок. Чтение и беседа по сказке «Репка». Стихотворение А..Прокофьева «Огород». Понятие плоды. |
Муляжи, картинки овощей; овощи. |
Игры: «Какой овощ пропустили?», «Поварёнок», «Чудесный мешочек», «Угадай по описанию?». Имитация «Что мы делаем, не скажем, а что делали, покажем». Предметные игры «овощи - не овощи».
|
15 |
Живая природа |
Фрукты.
|
Яблоко, груша, апельсин, лимон. Выделение признаков фруктов: цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу. |
Обобщающее слово – фрукты. Составление описания по графическому плану. Использование слов: круглый, овальный, красный, Игра: «Угадай по описанию», «Угадай по вкусу», «Чудесный мешочек» (на ощупь). Образование относительных прилагательных. Упражнения в согласовании количественных числительных и существительных, прилагательных и существительных в роде и числе. Ответы на вопросы: «Что можно приготовить?», «Из чего этот сок (варенье)? и пр. Различение фруктов, которые растут в наших садах. |
Натуральные овощи и муляжи. Предметные картинки. Сюжетные картинки «Сбор урожая». Книжки-раскраски. |
Знание цвета фруктов, соотнесение их формы с известными фигурами, определение величины, использование соответствующих прилагательных, в т.ч сравнительной формы . |
16 |
Живая природа |
Фрукты и овощи. «Во саду ли, в огороде». Практическая работа «Мытьё фруктов и овощей». |
Различение овощей и фруктов. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение. Употребление в пищу. Правила гигиены (мытьё фруктов и овощей) |
Составление предложений с противительным союзом а. Описание фруктов и овощей по графическому плану. Классификация. Составление предложений по картинкам «Уборка урожая», «Делаем заготовки из овощей и фруктов» и т.п. Слушание сказки Г. Юдина «Как кот варил компот». Пересказ с опорой на картинки. |
Натуральные овощи и фрукты. Предметные картинки с изображениями овощей и фруктов. Сюжетные картинки «Уборка урожая», «Овощной магазин», «Делаем заготовки», «Варим компот (борщ)». Изображения героев сказки Г. Юдина «Как кот варил компот». |
Выявление умения различать овощи и фрукты, называть их, выделять признаки и использовать в речи соответствующие прилагательные, составлять описания по графическому плану. |
17 |
Живая природа |
Экскурсия «Растения школьного двора» |
Экскурсия в природу, наблюдение за растениями. |
Различение растений: дерево, кустарник, цветы, травы. |
Картинки растений.
|
Игра «Найди и покажи». Выявление знаний по изученной теме, умения строить предложения и связывать их в высказывания на данную тему. |
18 |
Живая природа |
Деревья, кустарники, травы. |
Строение и сходство растений. Деревья, кустарники, травы, цветковые растения. |
Сходство растений, наличие у каждого из них стебля, корня, листьев. |
Картинки растений и их частей. |
Зарисовка растений и их частей. |
19 |
Живая природа |
Части растения |
Отличительные признаки растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок. |
Сравнение корневой системы деревьев и цветов. Отгадывание растений по их листве. |
Листья различных растений. Плакат «Деревья». |
Аппликация из листьев различных растений. |
20 |
Живая природа |
Знакомимся с цветами |
Называние и сравнение садовых и полевых цветов. |
Называние полевых и садовых цветов. Сравнение цветов. Описание по плану. |
Картинки цветов. |
Рисование и раскрашивание садового и полевого цветов. Уметь описать его по заданному образцу. |
21 |
Живая природа |
Что прячется в плодах растений? |
Знакомство с различными видами семян. |
Условия для прорастания семян. Рассказывание последовательности действий при посадке семян по графическому плану. |
Семена растений: семечки, горох, астр, редис. |
Практическая работа по сортировке семян. |
22 |
Живая природа |
Как растения готовятся к зиме? |
Как изменяются растения в зависимости от времени года? |
Рассказ по сюжетным картинкам. Сравнение растений в разное время года. Условно-графические обозначения. |
Сюжетные картинки. |
Рассказ об одном растении в различное время года. |
23 |
Живая природа |
Почему у нас не растут пальмы и кактусы? |
Знакомство с условиями жизни растений в различных климатических поясах. |
Описание растений по сюжетным картинкам. Сравнение растений жарких и холодных стран. |
Сюжетные картинки. |
Составление описания растений различных климатических поясов. |
24 |
Живая природа |
Обобщающий урок по теме «Растения» |
Плодовые деревья, кустарники. Какую пользу приносят людям. |
Калина, сирень, смородина, крыжовник. Описание растений по сюжетным картинкам. |
Сюжетные картинки. Предметные картинки. |
Выявления умения слушать рассказ учителя, продолжать предложения, строить высказывания по условным обозначениям, по сюжетной картинке. Варим компот. |
25 |
Сезонные изменения в природе |
Зима. |
Узнавание времён года по перечисленным признакам на иллюстрациях. |
Название времён года (Осень – Зима). Установление их последовательности. Описание времени года по сюжетной картинке с названием определённых признаков. Разучивание стихотворений о временах года. Описание погоды осенью и зимой. Жизнь животных зимой в лесу. |
Картинки осень, зима. |
Уметь составить рассказ - описание на тему « Зима» по 4-5 картинкам объединенным общим сюжетом. |
26 |
Сезонные изменения в природе |
Экскурсия по зимнему школьному двору. |
Изменения в природе зимой: холод, снег, мороз, гололёд, птицы у жилища человека, семена на деревьях (шишки на ёлках, семена на липе, клёне, ягоды на рябине и калине). |
Уточнение временных представлений. Работа с загадками о признаках времён года, погодных явлениях. Составление предложений по материалам экскурсии, о развлечениях в зимнее время года. Знакомство с условными обозначениями признаков погоды. Наблюдение за солнцем. |
|
Умение слушать, навыки саморегуляции. Ответы на вопросы учителя по итогам экскурсии. |
27
|
Сезонные изменения в природе |
Кто как зимует? |
Закрепление признаков зимы. Ответы на вопросы о погоде вчера, сегодня, называние признаков зимы. Называние зимующих птиц. Чем можно подкармливать птиц зимой. |
Отгадывание загадок о зиме и признаках зимы (снег, лёд, мороз), о птицах (воробьи, галки, синицы). Ответы на вопросы учителя. |
Сюжетные картинки. Предметные картинки. |
Наблюдение за снегом. |
28 |
Сезонные изменения в природе |
Зимние забавы и зимние заботы. |
Зимние игры. Зимняя одежда. |
Словарь: зима, снег, сосульки, лёд, снеговик, круг, горка, санки, лыжи, лопата, дорожка, шуба, валенки, варежки. Стихотворение И.Сурикова «Зима», А. Барто «Снег», потешка «Мороз». Упр. «Сделай снеговика», «Кто в тереме живёт?». Развитие мелкой моторики «Как скрипит снежок».
|
Сюжетные картинки зимних забав, предметные картинки зимней одежды. |
Исполнение хороводных танцев и песен. Игра «Одень куклу на прогулку» |
29 |
Сезонные изменения в природе |
Обобщающий урок по теме «Зима». |
Признаки зимы, зимняя одежда, зимние забавы. |
Загадки, стихи, Описание зимних забав по заданному плану. |
Сюжетные картинки зимних забав, предметные картинки зимней одежды. |
Загадки, стихи, Описание зимних забав по заданному плану. |
30 |
Животные |
Животные бывают разные. |
Изучение знаний учащихся. Сходство и различие животных. |
Рассматривание предметных картинок с изображением различных животных. Игра «Назови меня». Введение терминов: звери, птицы, рыбы, насекомые. Рассказ о понравившимся животном: окраска, части тела, размер, повадки по образцу учителя. |
Работа с учебником. Предметные картинки с изображением животных. Детское лото «ЗООПАРК». |
Игра « Угадай кто я?» Рассказ о любом предложенном животном по образцу. |
31 |
Животные |
Рыбы, птицы, звери, насекомые. |
Сходство различных групп животных в строении тела. |
Рассматривание картинок зверей, птиц, рыб, насекомых. Введение понятий частей тела: голова, туловище, ноги, лапы, плавники, крылья, хвост. Предложить детям найти на рисунке животного части тела и назвать их. Подвести детей к выводу о сходстве животных. |
Работа с учебным материалом. Плакаты с изображением животных. |
По образцу учителя предложить сравнить двух представителей животного мира, например зверя и насекомого. Найти сходство в строении тела между ними. |
32 |
Животные |
Узнай нас и назови |
Различие животных по размерам, форме тела, окраске. Выделение групп животных. |
Понятия: звери, птицы, рыбы, насекомые. Выбрать из предложенных картинок зверей, птиц, рыб, насекомых. Введение понятий: шерсть, перья, чешуя. На примере двух представителей животного мира выделить существенные различия строения тела. |
Работа с учебным материалом. Плакаты с изображением животных. Картинки « Что перепутал художник?» |
Игра « Узнай меня по описанию». Умение распределять животных по группам и объяснять свой выбор. |
33 |
Животные |
В воздухе, на земле, в воде. |
Рассказ учителя о повадках и среде обитания некоторых животных. Питание животных. |
Рассказ учителя о среде обитания животных на суше, на земле, в воде. Распределить предложенные картинки животных на три группы по среде обитания. По условно-графическому плану рассказать о среде обитания и питании любого животного на плакате. |
Предметные картинки. «Найди мой дом». Плакаты с изображением животных. |
По графическому плану составить рассказ об одном из животных. Игра « Угадай, где я живу». |
34 |
Животные |
Детеныши животных. |
Познакомить учащихся о том, как разные животные заботятся о своем потомстве. Название детенышей животных. |
Название детенышей животных. Рассказ о том, как животные заботятся о своем потомстве. |
Предметные картинки с изображением животных и их детенышей. |
Выбери детеныша и назови его. |
35 |
Животные |
Домашние животные. |
Внешний вид, повадки, пища. Какую пользу приносит человеку, как заботится о них человек. |
Рассматривание фотографий домашних животных. Обобщающее понятие – домашние животные. Называние. Работа с загадкой. Внешний вид животных. Дети рассказывают о своём животном: кличка, окраска, части тела (размер, окраска), повадки, характер, любимые лакомства. Составление высказывания по образцу. |
Предметные картинки с изображениями домашних животных. Сюжетные картинки. Геометрические фигуры для конструирования стилизованных фигур домашних животных. |
Выявление знаний детей о домашних животных, частях тела животного, умения задавать вопросы в разговоре по данному образцу. |
36 |
Животные |
Дикие животные. |
Внешний вид. Образ жизни. Питание. |
Составление предложений по фотографиям. Рассматривание картинок с изображениями диких и домашних животных. Классификация. Называние диких животных. Называние частей тела животных. |
Предметные изображения диких и домашних животных. Сюжетные картинки . |
Выявление знаний названий диких животных, умения различать диких и домашних животных, называть части тела животного, составлять предложения по сюжетным картинкам. Выявления умения называть часть тела животного, сравнивать лису и волка по указанным признакам, составлять описание по картинно-графическому плану, пересказывать услышанный рассказ по сюжетной картинке и вопросам учителя. |
37 |
Животные |
В холодных и жарких краях |
Животные холодных и жарких стран. Приспособление животных к различным условиям жизни. |
Названия животных холодных стран: олень, тюлень, белый медведь, песец, сова. Названия животных жарких стран: слон, жираф, лев, носорог, верблюд, попугай. Работа с загадками. |
Работа с учебником. Предметные картинки животных в их привычной среде обитания. |
Запомнить названия животных. Обратить внимание на окраску животных. |
38 |
Животные |
Как животные проводят зиму и лето. |
На примере зайца и медведя формировать представления детей о приспособлении животных к разным временам года. |
Составить коллективный рассказ о зайце и медведе используя знания учащихся, уточняя и дополняя высказывания. |
Иллюстрации в учебнике. Картинки зайца и медведя.
|
Используя иллюстрации учебника, по вопросам учителя и предложенной схеме составить рассказ о зайце и медведе. |
39 |
Животные |
Обобщающий урок по теме «Животные».
|
Обобщение и закрепление знаний по теме. |
Рассмотреть и выбрать диких и домашних животных. Рассказать о том, где живут эти животные. Какую пользу приносят животные людям. |
Иллюстрации в учебнике. Предметные картинки. |
Нарисовать любимого животного и составить рассказ по наводящим вопросам учителя. |
40 |
Человек. |
Внешность человека |
Формирование представлений о внешнем облике человека. Определение сходства и различий людей (возраст, пол, цвет волос, глаз). |
Назови людей мужского пола. Назови людей женского пола. |
Иллюстрации в учебнике. Предметные картинки. |
Расскажи о себе. Кто ты: мальчик или девочка? Как тебя зовут? |
41 |
Человек. |
Части тела человека. |
Формирование представлений о строении тела человека, название частей тела. Сходство и различия в строении человеческих тел. |
Называние частей тела по рисунку, показ частей тела и лица на себе и на товарище. Выполнение инструкций, содержащих пространственные отношения, левую – правую ориентировку в частях своего тела. Рисование человека. Названия частей тела: голова, шея, туловище, руки, ноги. |
Фигура человека, разрезанная на части. Геометрические фигурки для конструирования стилизованной фигуры человека. |
Выяснение знаний основных частей тела, головы и лица, умения различать левую и правую части своего тела. |
42 |
Человек. |
Что значит быть опрятным |
Знакомство с основными гигиеническими навыками. |
Уход за телом (общие представления). Ответы на вопросы «Для чего нужны эти вещи?» (зубная щётка, расчёска, полотенце и пр.). Участие в беседе о правилах опрятности. Обсуждение ситуаций, что сделали не так, «правильно – неправильно». Понимание инструкции о выполнении практического упражнения и составление отчёта о выполненных действиях. Игра «Волшебный мешочек» (подарки Мойдодыра). Составление предложений по сюжетным картинкам. Слушание стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр». |
Сюжетные картинки о правилах опрятности «Правильно или нет?» Предметы личной гигиены. Иллюстрированная книга К. Чуковского «Мойдодыр». |
Выяснение знаний учащихся о правилах опрятности, навыков мытья и вытирания рук. |
43 |
Человек. |
Лицо человека. |
Изучение строения человеческого лица основные части лица человека (глаза, нос, рот, уши). |
Сходство и различие человеческого лица. Понятие: настроение. Определение по лицу человека его настроения. |
Иллюстрации в учебнике. |
Рассмотри рисунки и скажи, что не успел дорисовать художник на каждом лице. Нарисуй свой портрет. |
44 |
Человек. |
Зачем человеку глаза |
Формирование представлений о глазах – органе зрения, их значении для человека. |
Глаза - орган зрения. Почему я вижу? Что в зеркальце вижу? (беседа с детьми о цвете глаз).
|
Иллюстрации в учебнике. Сюжетные картинки. |
Нарисуй любой предмет, который ты видишь. Объясни, с помощью какого органа ты видишь свой рисунок? |
45 |
Человек. |
Строение глаза. Береги зрение. |
Строение глаза (брови, веки, ресницы). Назначение каждой части глаза. Изучение правил бережного отношения к глазам, забота о зрении. |
Схема строения глаза: брови, ресницы, веки, их назначение. Работа с загадками. Послушай и запомни (правила гигиены). Гимнастика для глаз. |
Схема строения уха. Иллюстрации в учебнике. |
Выявления умения слушать рассказ учителя, продолжать предложения, строить высказывания по условным обозначения, по сюжетной картинке. |
46 |
Человек. |
Зачем нам уши? |
Формирование элементарных представлений о строении работе и значении органов слуха для человека. |
Уши- орган слуха. Для чего нужны человеку уши? Игра « Хвастушка» (показывая на свои ушки, расскажи о них). Проверяем слух. |
Схема строения уха. Иллюстрации в учебнике. |
Конкурс « Угадай мелодию». |
47 |
Человек. |
Чтобы уши не болели и хорошо слышали. |
Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха. |
Стихотворение Э.Мошковской . Ухаживаем за ушами. Как сохранить слух. |
Серия картинок « Как правильно ухаживать за ушами?» |
По вопросам учителя и картинно-графическому плану составить рассказ: « Как я ухаживаю за ушами». |
48 |
Человек. |
Зачем нам нос? |
Формирование элементарных представлений об органе обоняния (и дыхания). |
Как я распознаю запахи? Эксперемент «Узнай запах». Понятия: нос, запахи ,обоняние. |
Схема строения носа. Иллюстрации в учебнике. |
Выявления умения слушать рассказ учителя, продолжать предложения, строить высказывания по условным обозначениям, по сюжетной картинке. |
49 |
Человек. |
Чтобы не было насморка |
Значение носа для жизни человека правила ухода за ним. Профилактика простудных заболеваний. |
Как мы дышим и зачем? Послушай и запомни (правила гигиены).
|
Предметные картинки. |
Эксперимент «Я выдыхаю воду». Выявления умения составлять предложения о выполненных действиях самостоятельно и по вопросам учителя. |
50 |
Человек. |
Зачем нам рот? |
Формирование элементарных представлений о строении ротовой полости. Язык. |
Язык-орган, помогающий различать вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи. Понятия: рот, язык, прилагательные: сладкий, кислый, горький ,соленый. |
Иллюстрации в учебнике. Сюжетные картинки. |
Активизировать словарь учащихся. Умение пользоваться прилагательными в рассказе о вкусе. |
51 |
Человек. |
Чтобы зубы не болели |
Правила поведения во время еды. Правила гигиены. |
Активизировать речь учащихся, давать им возможность самостоятельно думать, подводя к нужному выводу. Послушай и запомни (правила гигиены).
|
Иллюстрации в учебнике. Сюжетные картинки. |
Выявления умения слушать рассказ учителя, продолжать предложения, строить высказывания по условным обозначения, по сюжетной картинке. |
52 |
Человек. |
Зачем нам кожа? |
Осязание. |
Рассказ о возможности человека с помощью кожи определять различные свойства предметов. Понятия: кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий.
|
Иллюстрации в учебнике. Сюжетные картинки. Мягкие игрушки, школьные принадлежности.
|
Выявления умения составлять предложения о выполненных действиях самостоятельно и по вопросам учителя. |
53 |
Человек. |
Уход за кожей и первая помощь при порезах и ожогах. |
Уход за кожей. Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов порезов. |
Послушай и запомни. Правила гигиены ухода за кожей. Как защитить кожу от порезов и ожогов. Работа с загадками и ребусами.
|
Иллюстрации в учебнике. Сюжетные картинки. Предметы личной гигиены по уходу за кожей. |
Практические упражнения по уходу за кожей. |
54 |
Человек. |
Как человек двигается |
Скелет и мышцы человека. |
Скелет- опора человеческого тела. Мышцы. Осанка человека. |
Иллюстрации в учебнике. Сюжетные картинки.
|
Исследование- сгибать и разгибать руку, нащупать мышцы под кожей. |
55 |
Сезонные изменения в природе. |
Весна. |
Узнавание времени года по перечисленным признакам. Работа со схемой Зима переход к схеме Весна. Название весенних месяцев. |
Название времен года. Зима-весна. Установление их последовательности. Описание времени года по сюжетной картинке с называнием определенных признаков весны. Разучивание стихотворения о весне. Введение понятий весна, ручьи, почки. |
Картины зимы и весны. Схемы сезонных изменений весной в учебнике. |
Рассмотри рисунки (зима-весна) и найди различия. |
56 |
Сезонные изменения в природе. |
Экскурсия «Школьный двор весной» |
Изменения природы весной. Расширять представление детей о весне. Учить рассказывать о приметах наступающей весны. Работа с загадками. |
Рассказ о первых признаках весны: таяние снега(сосульки, ручьи). Появление листьев, первых цветов. Появление насекомых (жук, бабочка), возвращение перелетных птиц (грач скворец). Звери весной. |
Картины весенней природы. Сюжетные картинки (подснежник, ручеек, скворечник).
|
Уметь составить рассказ- описание на тему Весна по 4-5 картинкам, объединенным общим сюжетом. |
57 |
Сезонные изменения в природе. |
Жизнь растений, птиц, зверей весной. |
Изменения природы весной. Расширять представление детей о жизни растений, птиц, зверей весной. Понятие пробуждение природы. Работа с загадками. |
Слушание рассказа из сборника «Синичкин календарь». Жизнь животных весной на примере зайца и медведя. Первые птицы (грач). Первые цветы (подснежник). Ввести понятия: гнездо, листья. |
Картины весенней природы. Сюжетные картинки. |
Провести наблюдения за распускающимися листьями. Зарисовка в тетради. |
58 |
Сезонные изменения в природе. |
Одежда и занятия детей весной. |
Весенние игры детей. Одежда детей весной. |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок Занятия детей весной. |
Серия сюжетных картинок. |
Одень Машу и Витю на прогулку. Назови нужные вещи. |
59 |
Сезонные изменения в природе. |
Обобщающий урок по теме «Весна». |
Экскурсия по школьному двору. Наблюдение за весенней погодой. |
Сравнение погоды зимой и весной. Закрепление признаков весны. Рассматривание первых весенних цветов на школьном дворе. |
Серия сюжетных картинок |
Продолжить наблюдение за распустившимися листьями в классе. Зарисовать в тетради. |
60 |
Живая природа |
Солнце и жизнь растений. |
Посадка лука в классе. |
Активизировать речь учащихся, давать им возможность самостоятельно думать подводя к нужному выводу, что растениям нужны свет и тепло. |
Горшки с землей, луковицы для посадки. |
Практическая работа. Посадка лука. Пошаговая инструкция-сделай и расскажи сам. |
61 |
Живая природа. |
Возвращение перелетных птиц. |
Расширить знания детей о перелетных птицах, познакомить с жизнью разных птиц (гнездование, выведение птенцов). |
Игра « Повтори-не ошибись». Работа с загадками. Рассказ о перелетных птицах. Назови птенца. |
Картинки с птицами, серия сюжетных картинок. |
Разложи картинки по порядку и составь рассказ. Обобщающие вопросы по теме урока. |
62 |
Сезонные изменения в природе. |
Лето. |
Узнавание времени года по перечисленным признакам. Название летних месяцев. Работа со схемой « Лето». |
Активизировать речь учащихся, давать им возможность самостоятельно думать, подводя к нужному выводу. Установление последовательности весна-лето. Разучивание стихотворения о лете. |
Сюжетные картинки(времена года). Фотографии природы летом. |
Игра « Жуки-бабочки». Активизировать словарь учащихся. Вспомнить, что происходит с природой летом. |
63 |
Сезонные изменения в природе. |
«Лето на лугу» |
Насекомые. Цветы. |
Рассказ «Как появляется бабочка?». Рассмотри рисунки насекомых. Назови: жука, бабочку, муху. Названия цветов:василек, ромашка, мать-и-мачеха, одуванчик. |
Картинки с изображением насекомых, цветов |
По серии сюжетных картинок и опорно-графическому плану составить рассказ о появлении бабочки. Активизировать словарь учащихся.. |
64 |
Сезонные изменения в природе. |
Звери летом
|
Летние ягоды Звери летом. Изучение признаков лета.
|
Летом у зверей появляются детеныши. Назови детенышей диких животных: лисы, волка, медведя.
|
Плакат «Звери и их детеныши». Предметные картинки.
|
Собери картинку и расскажи, кто на ней нарисован.
|
65 |
Сезонные изменения в природе. |
Созревают ягоды |
Изменения растений летом. |
Ягоды: земляника, черника, малина. Назови ласково |
Предметные картинки.
|
Вспомнить летние ягоды. «Что сначала, что потом» (цветок-ягода |
66 |
Сезонные изменения в природе. |
Одежда и занятия детей летом. |
Летняя одежда, занятия и игры детей летом. |
Расскажи, в какие игры играют дети летом. Назови игрушки, которые пригодятся детям летом. |
Сюжетные картинки. Что перепутал художник? Предметные картинки с изображениями предметов одежды. |
Одень Машу и Витю на летнюю прогулку. Выбери и назови одежду. Выявить знания о предметах одежды, различение их по назначению и цвету. |
67 |
Сезонные изменения в природе. |
Обобщающий урок по теме «Лето». |
Экскурсия «Ищем лето» |
Беседа по итогам экскурсии. |
Расскажи о лете по рисунку. |
Нарисуй лето. |
68 |
Итоговое занятие. |
Чему научились за год? |
Чему научились за год? |
Составление предложений по сюжетным картинкам, описаний по картинно-графическим планам по темам, пройденным за год. Отгадывание загадок. Дополнение предложений. Связные высказывания по сериям картинок. |
Серия сюжетных и предметных картинок.
|
Составить рассказ «Как я проведу лето». |