Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.Магистральная, д.43, 43а, 43б.

Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта: deti@ deti.pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________2012 года

Директор школы: ___________________

Ивахненко А.И.

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Живой мир» в 1 классе

2012/13 учебный год

 

 

 

 

 

Учителя начальных классов

Саакян С.В.

 

 

 


 

Пояснительная записка

Содержание дисциплины «Живой мир» основывается на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира и даёт возможность постепенно углублять сведения,  раскрывающие причинные, следственные, временные и другие связи между объектами, явлениями и состояниями природы. Курс элементарного природоведения должен заложить основы для изучения естествознания и географии в старших классах.

Рабочая программа «Живой мир» рассчитана на 68 ч в год (2 ч в неделю) и составлена на основе программы «Живой мир» (автор Н.Б. Матрвевеа), опубликованной в сборнике программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 0-4 классы, СПб, 2007 (научный руководитель проекта – И.М. Бгажнокова).

Курс «Живой мир» направлен на решение следующих коррекционно-образовательных и воспитательных задач:

- уточнение и расширение представлений учащихся о живой и неживой природе;

- расширение представлений на основе наблюдений и простейших опытных действий о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;

- формирование умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять устные описания, использовать в речи итоги наблюдений и опытных работ, отмечать фенологические данные;

- формирование знаний учащихся о природе своего края;

- формирование первоначальных сведений о природоохранной деятельности человека;

- воспитание бережного отношения к природе.

 Программа построена по концентрическому принципу и обеспечивает повторение и закрепление материала в течение года и при изучении всего курса.

При изучении «Живого мира» большое значение придаётся экскурсиям для наблюдения за явлениями природы, её живыми и неживыми объектами, использованию на уроках наглядных средств обучения: натуральных объектов, муляжей, макетов, гербариев, коллекций и пр.  Ведущие методы обучения – беседа, рассказ, наблюдение, составление описаний, работа на опытном участке и разнообразная природоохранная деятельность учащихся под руководством учителя.

Уроки «Живой мир» связаны с уроками устной речи, математика, чтения, занимательного труда, рисования. Очень важно продолжать работу, начатую на уроках, во внеурочное время.

Учащиеся 1 класса должны усвоить следующие представления:

- о мире живой и неживой природы;

- о человеке, работе его органов чувств;

- о погоде и её явлениях:

- о смене времён года.

 

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень

- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

- различать объекты живой и неживой природы;

- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

- называть наиболее распространенных диких и домашних животных своей местности;

- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;

2-й уровень

- правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;

- называть свое имя, фамилию, возраст, пол;

- называть и показывать органы чувств человека.

Основные требования к умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень

- правильно и точно называть изученные объекты, явления, их признаки;

- различать объекты живой и неживой природы;

- выделять части растений; узнавать в природе и на рисунках деревья, кусты, травы;

- называть наиболее распространенных диких и домашних животных своей местности;

- называть и показывать органы чувств человека, объяснять их назначение;

2-й уровень

- правильно и точно называть изучаемые объекты и явления живой и неживой природы;

- называть свое имя, фамилию, возраст, пол;

- называть и показывать органы чувств человека

Тематическое планирование уроков  живой мир

 в 1 классе (68 ч)

№№

п/п

Тематика

Количество

часов

Экскурсии

Практические работы

I

Сезонные изменения в природе

20

 

 

 

.

 

1.

Лето

5

 

 

2.

Осень

5

Изменения в природе осенью. «Ранняя осень».

 

 

3.

Зима

5

Изменения в природе зимой.

Изменения погоды зимой.

 

4.

Весна

5

Изменения в природе ранней весной.

 

 

II

Неживая природа.

10

Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром.

 

III

Живая природа.

36

 

 

1.

Растения.

10

 Наблюдение за растениями.

Практическая работа по посадке семян.

2.

Животные.

10

 

 

3.

Человек.

16

 

Практические упражнения по уходу за кожей.

 

Повторение.

2

Экскурсия  детей в школьный  лес.

 

 

Итого.

36

6

 

 

 

 

 

 

    

Поурочное планирование уроков по курсу «Живой мир»

 в 1 классе (68 ч)

№№

п/п

Раздел

Тема урока

Содержание

Развитие навыков устной речи

Оборудование

Контрольно-диагностические материалы

1.

Сезонные изменения в природе.

Прощание с летом.

Природа летом.

Занятия детей летом.

Участие в беседе о  то, как дети  провели лето. Составление предложений по сюжетным картинкам. Отбор среди предметных картинок те, которые нужны в той или иной ситуации.

Определение погоды сегодня и на сюжетной картинке.

Сюжетные и предметные картинки.

Занятия детей летом (во дворе,  в лесу, на реке, в деревне).

Выявление особенностей зрительного восприятия: узнавание предметов на картинках. Называние предметов. Цвета лета: зелёный, синий, красный, жёлтый.

2.

Сезонные изменения в природе.

Экскурсия «Ранняя осень».

Изменения в природе осенью: похолодание, листопад, перелёт птиц, изменение окраски листьев, увядание трав. Наблюдение за солнцем.

 

Словарь: осень, листья, трава, тучи, ветер, дождь, зонт.

Отгадывание загадок. Называние деревьев в школьном саду: ели, клёны, берёза, липа, дуб. Еловые шишки и жёлуди. Рассматривание и называние цвета и формы листьев. Составление предложений по сюжетной картинке.

Сюжетные и предметные картинки. Сбор осенних листьев.

Выяснения умения слушать учителя, называть цвет листьев, названия деревьев, названия плодов и семян, знание признаков осени.

3.

Сезонные изменения в природе.

«Золотая осень».

Повторение признаков осени.

 

Составление описательного рассказа об осени по условно- графическому плану с помощью учителя:

-небо;

-солнце;

-день;

-деревья;

-животные;

-птицы;

-люди.

Сюжетные картинки (времена года). Фотографии предметные картинки деревьев, плодов, трав осенью

Выяснения умения различать цвета (жёлтый, оранжевый, красный, зелёный),

форм (овал, круг, сердечко), временных представлений (времена года и порядок их следования), использование в речи предлога от.

4.

Сезонные изменения в природе

Осеннее небо.

Наблюдение за изменениями осенью  неба и солнца (называние признаков).

 

Составление предложений по образцу учителя.

Понятия: ясно, облачно, пасмурно.

Фотографии с изображением осеннего неба.

Раскрашивание осеннего неба с учетом определенной цветовой гаммы. Названия цветов неба.

5.

Сезонные изменения в природе

Занятия и одежда детей осенью.

Труд людей в саду и в лесу. Осенняя одежда.

Составление рассказов по сюжетным картинкам. Расскажи об осени. Называние предметов осенней одежды. Понятия Урожай, грибы.

Сюжетные и предметные  картинки. Работа с учебником.

Игра «Одень Иру на прогулку».

 Выбери букет.

6

Сезонные изменения в природе

Обобщающий урок по теме «Осень»

Дополнение предложений о признаках осени. Составление высказываний о погоде сегодня, вчера по условным обозначениям. Слушание сказки «Хомяк-молчун». Ответы на вопросы по содержанию.

 Драматизация сказки (слова героев учащиеся произносят совместно с учителем). Составление предложений по сюжетной картинке «Кто как к зиме готовится». Работа с загадками о погоде, о животных с указаниями особенностей их подготовки к зиме.

Знаки условных обозначений погоды. Картинки – листопад, отлёт птиц, разноцветные листья. Силуэтные изображения героев сказки «Хомяк-молчун». Элементы костюмов для драматизации. Предметные картинки: ёж, белка, заяц, медведь. Сюжетная картинка «Кто как к зиме готовится».

Выявления умения слушать рассказывание учителя, продолжать предложения, строить высказывания по условным обозначения, по сюжетной картинке, узнавание животных на предметных и сюжетных картинках, знание признаков осени (листопад, отлёт птиц, похолодание)

7

Неживая природа

Экскурсия «Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром».

Наблюдение за солнцем, небом, облаками, ветром, а также за объектами живой природы.

Составление предложений по образцу учителя, состоящих из 3 слов. Работа с загадками.

Предметные и сюжетные картинки. Фотографии.

Игра «Живое - неживое». Словесное рисование картин природы по образцу учителя.

8

Неживая природа

Объекты живой и неживой природы. Земля: песок, камни, глина.

Обобщение наблюдений, полученных во время экскурсии.

Сравнение объектов живой и неживой природы по вопросам учителя. Отличительные признаки объектов живой природы. Описание по плану свойств песка, камня, глины.

Картинки объектов живой и неживой природы.

Выявление умения различать  объекты живой и неживой природы.

9

Неживая природа

Значение солнца.

Наблюдение за солнцем в различное время суток.

Слушание стихотворения Я. Аким «Свети нам, солнышко, свети!..» Составление рассказа о солнце.

Фотографии солнца в разное время суток.

Рисование местоположения солнца в различное время суток.

10

Неживая природа

День и ночь.

Смена дня и ночи. Занятия людей днем и ночью.

Сравнение дня и ночи. Понятия солнце и луна. Составление предложений по сюжетным картинкам Занятия людей ночью и днем

Картинки день и ночь, занятия людей в разное время суток

Умение отличать день и ночь. Выбор занятий людей в различное время суток.

11

Неживая природа

Части суток.

Формирование понятия «сутки»

Восход, закат. Составление схемы «Сутки».

Картинки различных частей суток.

Закрепление понятий части суток и их названия. Игра «Угадай время суток».

12

Неживая природа

Занятия людей в течение суток.

Режим дня.

Работа со схемой «Режим дня». Составление режима дня школьника. Слушание стихотворения С. Михалкова «Мимоза».

Схема «Режим дня школьника».

 

Игра «Что мы делаем, не скажем, а что делали, покажем». Положи картинки по порядку.

13

Неживая природа

Обобщающий урок по теме «Неживая природа».

Составление предложений по сюжетным картинкам, описаний по картинно-графическим планам, Отгадывание загадок.

Умения отгадывать загадки (способность к аналитической деятельности). Дополнение предложений. Связные высказывания по сериям картинок.

Работа с учебным материалом Сюжетные картинки.

Выявление знаний по изученной теме, умения строить предложения и связывать их в высказывания на данную тему.

14

Живая природа

Растения.

Вкусные овощи.

Рассматривание муляжей, картинок овощей; сравнение их по форме, цвету и вкусу.

 

Словарь: морковь, помидор, огурец, лук, картошка, репа, кабачок. Обобщающие слово «овощи». Составление описаний с помощью учителя. Отгадывание загадок.

Чтение и беседа по сказке «Репка». Стихотворение А..Прокофьева «Огород». Понятие плоды.

Муляжи, картинки овощей; овощи.

Игры:  «Какой овощ пропустили?», «Поварёнок», «Чудесный мешочек», «Угадай по описанию?». Имитация «Что мы делаем, не скажем, а что делали, покажем». Предметные игры «овощи - не  овощи».

 

15

Живая природа

Фрукты.

 

Яблоко, груша, апельсин, лимон. Выделение признаков фруктов: цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу.

Обобщающее слово – фрукты. Составление описания по графическому плану. Использование слов: круглый, овальный, красный,  Игра: «Угадай по описанию», «Угадай по вкусу», «Чудесный мешочек» (на ощупь). Образование относительных прилагательных. Упражнения в согласовании количественных числительных и существительных, прилагательных и существительных в роде и числе. Ответы на вопросы: «Что можно приготовить?», «Из чего этот сок (варенье)? и пр. Различение фруктов, которые растут в наших садах.

Натуральные овощи и муляжи.

Предметные картинки. Сюжетные картинки «Сбор урожая». Книжки-раскраски.

Знание цвета фруктов, соотнесение их формы с известными фигурами, определение величины, использование соответствующих прилагательных, в т.ч сравнительной формы .

16

Живая природа

Фрукты и овощи. «Во саду ли, в огороде». Практическая работа «Мытьё фруктов и овощей».

Различение овощей и фруктов. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение. Употребление в пищу. Правила гигиены (мытьё фруктов и овощей)

 Составление предложений с противительным союзом а. Описание фруктов и овощей по графическому плану. Классификация. Составление предложений по картинкам «Уборка урожая», «Делаем заготовки из овощей и фруктов» и т.п. Слушание сказки Г. Юдина «Как кот варил компот». Пересказ с опорой на картинки.

Натуральные овощи и фрукты. Предметные картинки с изображениями овощей и фруктов. Сюжетные картинки «Уборка урожая», «Овощной магазин», «Делаем заготовки», «Варим компот (борщ)». Изображения героев сказки Г. Юдина «Как кот варил компот».

Выявление умения различать овощи и фрукты, называть их, выделять признаки и использовать в речи соответствующие прилагательные, составлять описания по графическому плану.

17

Живая природа

Экскурсия «Растения школьного двора»

Экскурсия в природу, наблюдение за растениями.

Различение растений: дерево, кустарник, цветы, травы.

Картинки растений.

 

Игра «Найди и покажи». Выявление знаний по изученной теме, умения строить предложения и связывать их в высказывания на данную тему.

18

Живая природа

Деревья, кустарники, травы.

Строение и сходство растений. Деревья, кустарники, травы, цветковые растения.

Сходство растений, наличие у каждого из них стебля, корня, листьев.

Картинки растений и их частей.

Зарисовка растений и их частей.

19

Живая природа

Части растения

Отличительные признаки растений: корень, стебель (ствол), лист, цветок.

Сравнение корневой системы деревьев и цветов. Отгадывание растений по их листве.

Листья различных растений.

Плакат «Деревья».

Аппликация из листьев различных растений.

20

Живая природа

Знакомимся с цветами

Называние и сравнение садовых и полевых цветов.

Называние  полевых и садовых цветов. Сравнение цветов. Описание по плану.

Картинки цветов.

Рисование и раскрашивание садового и полевого цветов. Уметь описать его по заданному образцу.

21

Живая природа

Что прячется в плодах растений?

Знакомство с различными видами семян.

Условия для прорастания семян. Рассказывание последовательности действий при посадке семян по графическому плану.

Семена растений: семечки, горох, астр, редис.

Практическая работа по  сортировке семян.

22

Живая природа

Как растения готовятся к зиме?

Как изменяются растения в зависимости от времени года?

Рассказ по сюжетным картинкам.

Сравнение растений в разное время года. Условно-графические обозначения.

Сюжетные картинки.

Рассказ об одном  растении в различное время года.

23

Живая природа

Почему у нас не растут пальмы и кактусы?

Знакомство с условиями жизни растений в различных климатических поясах.

Описание растений по сюжетным картинкам. Сравнение растений жарких и холодных стран.

Сюжетные картинки.

Составление описания растений различных климатических поясов.

24

Живая природа

Обобщающий урок по теме «Растения»

Плодовые деревья, кустарники.

Какую  пользу  приносят  людям.

Калина, сирень, смородина, крыжовник. Описание растений по сюжетным картинкам.

Сюжетные картинки.

Предметные картинки.

Выявления умения слушать рассказ учителя, продолжать предложения, строить высказывания по условным обозначениям, по сюжетной картинке. Варим компот.

25

Сезонные изменения в природе

Зима.

Узнавание времён года по перечисленным признакам  на иллюстрациях.

Название времён года (Осень – Зима). Установление их последовательности. Описание времени года по сюжетной картинке с названием определённых признаков. Разучивание стихотворений о временах года. Описание погоды  осенью и  зимой. Жизнь животных зимой в лесу.

Картинки осень, зима.

Уметь составить рассказ - описание на тему « Зима»  по 4-5 картинкам объединенным общим сюжетом.

26

Сезонные изменения в природе

Экскурсия по зимнему школьному двору.

Изменения в природе зимой: холод, снег, мороз, гололёд, птицы у жилища человека, семена на деревьях (шишки на ёлках, семена на липе, клёне, ягоды на рябине и калине).

Уточнение временных представлений. Работа с загадками о признаках времён года, погодных явлениях. Составление предложений по материалам экскурсии, о развлечениях в зимнее  время  года. Знакомство с условными обозначениями признаков погоды. Наблюдение за солнцем.

 

Умение слушать, навыки саморегуляции. Ответы на вопросы учителя по итогам экскурсии.

27

 

 

 

 

 

 

 

Сезонные изменения в природе

Кто как зимует?

Закрепление признаков зимы. Ответы на вопросы о погоде вчера, сегодня, называние признаков зимы. Называние зимующих птиц. Чем можно подкармливать птиц зимой.

Отгадывание  загадок о зиме и признаках зимы (снег, лёд, мороз), о птицах (воробьи, галки, синицы). Ответы на вопросы учителя.

Сюжетные картинки.

Предметные картинки.

Наблюдение за снегом.

28

Сезонные изменения в природе

Зимние забавы и зимние заботы.

Зимние игры. Зимняя одежда.

Словарь: зима, снег, сосульки, лёд, снеговик, круг, горка, санки, лыжи, лопата, дорожка, шуба, валенки, варежки. Стихотворение И.Сурикова «Зима», А. Барто «Снег», потешка «Мороз».

Упр. «Сделай снеговика», «Кто в тереме живёт?». Развитие мелкой моторики «Как скрипит снежок».

 

Сюжетные картинки зимних забав, предметные картинки зимней одежды.

Исполнение хороводных танцев и песен. Игра «Одень куклу на прогулку»

29

Сезонные изменения в природе

Обобщающий урок по теме «Зима».

Признаки зимы, зимняя одежда, зимние забавы.

Загадки, стихи, Описание зимних забав по заданному плану.

Сюжетные картинки зимних забав, предметные картинки зимней одежды.

Загадки, стихи, Описание зимних забав по заданному плану.

30

Животные

Животные бывают разные.

Изучение знаний учащихся. Сходство и различие животных.

Рассматривание предметных картинок с изображением различных животных. Игра «Назови меня». Введение терминов: звери, птицы, рыбы, насекомые. Рассказ о понравившимся животном: окраска, части тела, размер, повадки по образцу учителя.

Работа с учебником. Предметные картинки с изображением животных. Детское лото «ЗООПАРК».

Игра  « Угадай кто я?»

Рассказ о любом предложенном животном по образцу.

31

Животные

Рыбы, птицы, звери, насекомые.

Сходство различных групп животных в строении тела.

Рассматривание картинок зверей, птиц, рыб, насекомых. Введение понятий частей тела: голова, туловище, ноги, лапы, плавники,  крылья, хвост. Предложить детям найти на рисунке животного части тела и назвать их. Подвести детей к выводу о сходстве  животных.

Работа с учебным материалом. Плакаты с изображением животных.

По образцу учителя предложить сравнить двух представителей животного мира, например зверя и насекомого. Найти сходство в строении тела  между ними.

32

Животные

Узнай нас и назови

Различие животных по размерам, форме тела, окраске. Выделение групп животных.

Понятия: звери, птицы, рыбы, насекомые. Выбрать из предложенных картинок зверей, птиц, рыб, насекомых. Введение понятий: шерсть, перья, чешуя. На примере двух представителей животного мира выделить существенные различия строения тела.

Работа с учебным материалом. Плакаты с изображением животных. Картинки « Что перепутал художник?»

Игра « Узнай меня по описанию». Умение распределять животных по группам и объяснять свой выбор.

33

Животные

В воздухе, на земле, в воде.

Рассказ учителя о повадках и среде обитания некоторых животных.

Питание животных.

Рассказ учителя о среде обитания животных на суше, на земле, в воде. Распределить  предложенные картинки  животных на три группы по среде обитания. По условно-графическому плану рассказать о среде обитания и питании любого животного на плакате.

Предметные картинки. «Найди мой дом». Плакаты с изображением животных.

По графическому плану составить рассказ об одном из животных. Игра  « Угадай, где я живу».

34

Животные

Детеныши животных.

Познакомить учащихся о том, как разные животные заботятся о своем потомстве.  Название детенышей животных.

Название детенышей животных.

Рассказ о том, как животные заботятся о своем потомстве.

Предметные картинки с изображением животных и их детенышей.

Выбери детеныша и назови его.

35

Животные

Домашние животные.

Внешний вид, повадки, пища. Какую пользу приносит человеку, как заботится о них человек.

Рассматривание фотографий домашних животных. Обобщающее понятие – домашние животные. Называние.  Работа с загадкой. Внешний вид животных. Дети рассказывают о своём животном: кличка, окраска, части тела (размер, окраска), повадки, характер, любимые лакомства. Составление высказывания по образцу.

Предметные картинки с изображениями домашних животных. Сюжетные картинки. Геометрические фигуры для конструирования стилизованных фигур домашних животных.

Выявление знаний детей о домашних животных, частях тела животного, умения задавать вопросы в разговоре по данному образцу.

36

Животные

Дикие животные.

 Внешний вид. Образ жизни. Питание.

 Составление предложений по фотографиям. Рассматривание картинок с изображениями диких и домашних животных. Классификация. Называние диких животных.

Называние частей тела животных.

Предметные изображения диких и домашних животных. Сюжетные картинки .

Выявление знаний названий диких животных, умения различать диких и домашних животных, называть части тела животного, составлять предложения по сюжетным картинкам. Выявления умения называть часть тела животного, сравнивать лису и волка по указанным признакам, составлять описание по картинно-графическому плану, пересказывать услышанный рассказ по сюжетной картинке и вопросам учителя.

37

Животные

В холодных и жарких краях

Животные холодных и жарких стран. Приспособление животных к различным условиям жизни.

Названия животных холодных стран: олень, тюлень, белый медведь, песец, сова. Названия животных жарких стран: слон, жираф, лев, носорог, верблюд, попугай. Работа с загадками.

Работа с учебником. Предметные картинки животных в их привычной среде обитания.

Запомнить названия животных. Обратить внимание на окраску животных.

38

Животные

Как животные проводят зиму и лето.

На примере зайца и медведя формировать представления детей о приспособлении животных к разным временам  года.

Составить коллективный рассказ о зайце и медведе используя знания учащихся, уточняя и дополняя высказывания.

Иллюстрации в учебнике.

 Картинки зайца и медведя.

 

Используя иллюстрации учебника, по вопросам учителя и предложенной схеме составить рассказ о зайце и медведе.

39

Животные

Обобщающий урок по теме «Животные».

 

Обобщение и закрепление знаний по теме.

Рассмотреть  и выбрать диких и домашних животных. Рассказать о  том, где живут эти животные. Какую пользу приносят животные людям.

Иллюстрации в учебнике.

Предметные картинки.

Нарисовать любимого животного и составить рассказ по наводящим вопросам учителя.

40

Человек.

Внешность человека

Формирование представлений о внешнем облике человека. Определение сходства и различий людей (возраст, пол, цвет волос, глаз).

Назови людей мужского пола.

Назови людей женского пола.

Иллюстрации в учебнике.

Предметные картинки.

Расскажи о себе.  Кто ты: мальчик или девочка? Как тебя зовут?

41

Человек.

Части тела человека.

Формирование представлений о строении тела человека, название частей  тела. Сходство и различия в строении человеческих тел.

Называние частей тела по рисунку, показ частей тела и лица на себе и на товарище. Выполнение инструкций, содержащих пространственные отношения, левую – правую ориентировку в частях своего тела. Рисование человека. Названия частей тела: голова, шея, туловище, руки, ноги.

Фигура человека, разрезанная на части.

Геометрические фигурки для конструирования стилизованной фигуры человека.

Выяснение знаний основных частей тела, головы и лица, умения различать левую и правую части своего тела.

42

Человек.

Что значит быть опрятным

Знакомство с основными гигиеническими навыками.

 Уход за телом (общие представления). Ответы на вопросы «Для чего нужны эти вещи?» (зубная щётка, расчёска, полотенце и пр.). Участие в беседе о правилах опрятности. Обсуждение ситуаций, что сделали не так, «правильно – неправильно». Понимание инструкции о выполнении практического упражнения и составление отчёта о выполненных действиях. Игра «Волшебный мешочек» (подарки Мойдодыра). Составление предложений по сюжетным картинкам. Слушание стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр».

Сюжетные картинки о правилах опрятности «Правильно или нет?»

Предметы личной гигиены. Иллюстрированная книга

К. Чуковского  «Мойдодыр».

Выяснение знаний учащихся о правилах опрятности, навыков мытья и вытирания рук.

43

Человек.

Лицо человека.

Изучение строения человеческого лица основные части лица человека (глаза, нос, рот, уши).

Сходство и различие человеческого лица. Понятие: настроение. Определение по лицу человека его настроения.

Иллюстрации в учебнике.

Рассмотри рисунки и скажи, что не успел дорисовать художник на каждом лице.

Нарисуй свой портрет.

44

Человек.

Зачем человеку глаза

Формирование представлений о глазах –

органе зрения, их значении для человека.

Глаза - орган зрения.

Почему я вижу?

Что в зеркальце вижу? (беседа с детьми о цвете глаз).

 

Иллюстрации в учебнике.

Сюжетные картинки.

Нарисуй любой предмет, который ты видишь. Объясни, с помощью какого органа ты видишь свой рисунок?

45

Человек.

Строение глаза. Береги зрение.

Строение глаза (брови, веки, ресницы). Назначение каждой части глаза. Изучение правил бережного отношения к глазам, забота о зрении.

Схема строения глаза: брови, ресницы, веки, их назначение. Работа с загадками.

Послушай и запомни (правила гигиены).

Гимнастика для глаз.

Схема строения уха.

Иллюстрации в учебнике.

Выявления умения слушать рассказ учителя, продолжать предложения, строить высказывания по условным обозначения, по сюжетной картинке.

46

Человек.

Зачем нам уши?

Формирование элементарных представлений о строении работе и значении органов слуха для человека.

Уши- орган слуха. Для чего нужны человеку уши?

Игра « Хвастушка» (показывая на свои ушки, расскажи о них).

Проверяем слух.

Схема строения уха.

Иллюстрации в учебнике.

Конкурс « Угадай мелодию».

47

Человек.

Чтобы уши не болели и хорошо слышали.

Правила, которые помогают сохранить слух и органы слуха.

Стихотворение Э.Мошковской .

Ухаживаем за ушами.

Как сохранить слух.

Серия картинок « Как правильно ухаживать за ушами?»

По вопросам учителя и картинно-графическому плану составить рассказ: « Как я    ухаживаю  за ушами».

48

Человек.

Зачем нам нос?

Формирование элементарных представлений  об органе обоняния (и дыхания).

Как я распознаю запахи?

Эксперемент  «Узнай запах».

Понятия: нос, запахи ,обоняние.

Схема строения носа.

Иллюстрации в учебнике.

Выявления умения слушать рассказ учителя, продолжать предложения, строить высказывания по условным обозначениям, по сюжетной картинке.

49

Человек.

Чтобы не было насморка

Значение носа для жизни человека  правила ухода за  ним.

Профилактика простудных заболеваний.

Как мы дышим и зачем?

Послушай и запомни (правила гигиены).

 

 

Предметные картинки.

Эксперимент «Я выдыхаю воду». Выявления умения составлять предложения о выполненных действиях самостоятельно и по вопросам учителя.

50

Человек.

Зачем нам рот?

Формирование элементарных представлений о строении ротовой полости. Язык.

Язык-орган, помогающий различать вкусовые ощущения, участвующий в пищеварении и образовании звуков речи. Понятия: рот, язык, прилагательные: сладкий, кислый, горький ,соленый.

Иллюстрации в учебнике.

Сюжетные картинки.

Активизировать словарь учащихся. Умение пользоваться прилагательными в рассказе о вкусе.

51

Человек.

Чтобы зубы не болели

Правила поведения во время еды. Правила  гигиены.

Активизировать речь учащихся, давать им возможность самостоятельно думать, подводя к нужному выводу.

Послушай и запомни (правила гигиены).

 

Иллюстрации в учебнике.

Сюжетные картинки.

Выявления умения слушать рассказ учителя, продолжать предложения, строить высказывания по условным обозначения, по сюжетной картинке.

52

Человек.

Зачем нам кожа?

Осязание.

Рассказ о возможности человека с помощью кожи определять различные свойства предметов.

Понятия: кожа, горячий, теплый, холодный, твердый, мягкий.

 

Иллюстрации в учебнике.

Сюжетные картинки.

Мягкие игрушки, школьные принадлежности.

 

 

Выявления умения составлять предложения о выполненных действиях самостоятельно и по вопросам учителя.

53

Человек.

Уход за кожей и первая помощь при порезах и ожогах.

Уход за кожей. Гигиенические навыки и средства защиты кожи от ожогов порезов.

Послушай и запомни. Правила гигиены ухода за кожей.

Как защитить кожу от порезов и ожогов.

Работа с загадками и ребусами.

 

 

 

Иллюстрации в учебнике.

Сюжетные картинки.

Предметы личной гигиены по уходу за кожей.

 Практические упражнения по уходу за кожей.

54

Человек.

Как человек двигается

Скелет и мышцы человека.

Скелет- опора человеческого тела.

Мышцы.

Осанка человека.

Иллюстрации в учебнике.

Сюжетные картинки.

 

Исследование- сгибать и разгибать руку, нащупать мышцы под кожей.

55

Сезонные изменения в природе.

Весна.

Узнавание времени года по перечисленным признакам. Работа со схемой Зима переход к схеме Весна. Название весенних месяцев.

Название времен года. Зима-весна. Установление их последовательности. Описание времени года по сюжетной картинке с называнием  определенных признаков весны. Разучивание стихотворения о весне.

Введение понятий весна, ручьи, почки.

Картины зимы и весны.

Схемы сезонных изменений весной в учебнике.

Рассмотри рисунки (зима-весна) и найди различия.

56

Сезонные изменения в природе.

Экскурсия «Школьный двор весной»

Изменения природы весной. Расширять представление детей о весне. Учить рассказывать о приметах наступающей весны.

 Работа с загадками.

Рассказ о первых признаках весны: таяние снега(сосульки, ручьи). Появление листьев, первых цветов. Появление насекомых (жук, бабочка), возвращение перелетных птиц (грач скворец). Звери весной.

Картины весенней природы. Сюжетные картинки (подснежник, ручеек, скворечник).

 

Уметь составить рассказ- описание на тему Весна по 4-5 картинкам, объединенным общим сюжетом.

57

Сезонные изменения в природе.

Жизнь растений, птиц, зверей весной.

Изменения природы весной. Расширять представление детей о жизни растений, птиц, зверей весной. Понятие пробуждение природы.

 Работа с загадками.

Слушание рассказа  из сборника «Синичкин календарь». Жизнь животных весной на примере зайца и медведя. Первые птицы (грач).  Первые цветы (подснежник). Ввести понятия: гнездо, листья.

Картины весенней природы. Сюжетные картинки.

Провести наблюдения за распускающимися листьями. Зарисовка в тетради.

58

Сезонные изменения в природе.

Одежда и занятия детей весной.

Весенние игры детей.

Одежда детей весной.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок  Занятия детей весной.

Серия сюжетных картинок.

Одень Машу и Витю на прогулку. Назови нужные вещи.

59

Сезонные изменения в природе.

Обобщающий урок по теме «Весна».

Экскурсия по школьному двору.

Наблюдение за весенней погодой.

Сравнение погоды зимой и весной.

Закрепление признаков весны. Рассматривание первых весенних цветов на школьном дворе.

Серия сюжетных картинок

Продолжить наблюдение за распустившимися листьями в классе. Зарисовать в тетради.

60

Живая природа

Солнце и жизнь растений.

Посадка лука в классе.

Активизировать речь учащихся, давать им возможность самостоятельно думать подводя к нужному выводу, что растениям нужны свет и тепло.

Горшки с землей, луковицы для посадки.

Практическая работа.

Посадка лука.

Пошаговая инструкция-сделай и расскажи сам.

61

Живая природа.

Возвращение перелетных птиц.

Расширить знания детей о перелетных птицах, познакомить с жизнью разных птиц (гнездование, выведение птенцов).

Игра « Повтори-не ошибись».

Работа с загадками.

Рассказ о перелетных птицах.

Назови птенца.

Картинки с птицами, серия сюжетных картинок.

Разложи картинки по порядку и составь рассказ.

Обобщающие вопросы по теме урока.

62

Сезонные изменения в природе.

Лето.

Узнавание времени года по перечисленным признакам. Название летних месяцев. Работа со схемой « Лето».

Активизировать речь учащихся, давать им возможность самостоятельно думать, подводя к нужному выводу. Установление последовательности весна-лето. Разучивание стихотворения о лете.

Сюжетные картинки(времена года). Фотографии природы летом.

Игра « Жуки-бабочки».

Активизировать словарь учащихся. Вспомнить, что происходит с природой летом.

63

Сезонные изменения в природе.

 «Лето на лугу»

Насекомые.

Цветы.

Рассказ «Как появляется бабочка?».

Рассмотри рисунки насекомых.  Назови:  жука,

бабочку, муху.

Названия цветов:василек, ромашка, мать-и-мачеха, одуванчик.

Картинки с изображением насекомых, цветов

По серии сюжетных картинок  и опорно-графическому плану составить рассказ о появлении бабочки.

Активизировать словарь учащихся..

64

Сезонные изменения в природе.

Звери летом

 

Летние ягоды Звери летом. Изучение признаков лета.

 

Летом у зверей появляются детеныши.

Назови детенышей диких животных: лисы, волка, медведя.

 

Плакат  «Звери и их детеныши». Предметные картинки.

 

Собери картинку и расскажи, кто на ней нарисован.

 

65

Сезонные изменения в природе.

Созревают ягоды

Изменения растений летом.

 Ягоды: земляника, черника, малина. Назови ласково

Предметные картинки.

 

Вспомнить летние ягоды. «Что сначала, что потом» (цветок-ягода

66

Сезонные изменения в природе.

Одежда и занятия детей летом.

Летняя одежда, занятия и игры детей летом.

Расскажи, в какие игры играют дети летом. Назови игрушки, которые  пригодятся детям  летом.

Сюжетные картинки.

Что перепутал художник? Предметные картинки с изображениями предметов одежды.

Одень Машу и Витю на летнюю прогулку. Выбери и назови одежду. Выявить знания о предметах одежды, различение их по назначению и цвету.

67

Сезонные изменения в природе.

Обобщающий урок по теме   «Лето».

Экскурсия  «Ищем лето»

Беседа по итогам экскурсии.

Расскажи о лете по рисунку.

Нарисуй лето.

68

Итоговое занятие.

Чему научились за год?

Чему научились за год?

Составление предложений по сюжетным картинкам, описаний по картинно-графическим планам по темам, пройденным за год.    Отгадывание загадок. Дополнение предложений. Связные высказывания по сериям картинок.

Серия сюжетных и предметных картинок.

 

Составить рассказ «Как я проведу лето».