Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3
(ГОУ ЯО Переславль-Залесская СКШИ № 3)

 

                                                                                       Утверждаю

Директор школы ___________________

Ивахненко А.И.

Рабочая программа

  «Живой мир» на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности  («Окружающий мир»)

 

Учителя Ледуховской Н.А.

 

 

Пояснительная записка.

Во 2 классе предусматривается  обогащение и уточнение словаря учащихся, название предметов, их характеристика по цвету, форме, размеру, запаху, вкусы, фактуре и др. признакам. Учащиеся должны научиться сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки, делать простейшие обобщения предметов. Классификация предметов вначале проводится по образцу и показу, затем по словесной инструкции. Второклассники должны научиться принимать участие в беседе, пользоваться вопросно-ответной, диалогической речью, спорить, высказываться, строить короткие связные высказывания на доступные темы.

Во 2 классе должны проводится ежедневно наблюдения за погодой, систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных, иметь представления о взаимосвязи живой и неживой природы, представление о роли и участие воды в жизни природы и человека. С этой целью организуются экскурсии в природу 2 раза в сезон. Обязательно ведение календаря природы. Предполагается проведение экскурсии по школьному двору, в парк, лес, в Дендропарк для наблюдения за природными изменениями и явлениями.

Программа предусматривает проведению практических занятий по уходу за одеждой, комнатными растениями, сбор семян для подкормки птиц, обработка почвы для посадки цветов в цветочную клумбу.

Для организации уроков живой мир  используется учебник «Живой мир 2 класс» для СКОУ VIII вида Н.Б. Матвеева, М.С. Котина, Т.О. Куртова 2012 г.

 

Основные требования к знаниям и умениям.

Учащиеся должны уметь:

- называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, фактуре);

- участвовать в беседе, отвечать на вопросы полным ответом, используя слова данного вопроса;

- составлять простые распространенные и нераспространенные предложения;

- распространять предложения по вопросам, правильно употреблять формы знакомых слов;

- размечать понятие: слово, предложение, текст;

- подбирать слова по образцу (противоположные по смыслу, близкие по смыслу, рифмы);

- образовать слова по подобию (принёс – пришел, прибежал);

- пересказать текст по плану схеме;

- составлять сказки, рассказы по сюжетным картинкам.

 

Тематическое планирование уроков «Живой мир» во 2 классе.

 

Тема

Количество

часов

Экскурсии

Практические

опыты

1.

Сезонные изменения в природе.

20 ч.

Сезонные изменения 5.

Сбор листьев.

Опыт со снегом.

Сбор семян.

2.

Неживая природа. Вода.

8 ч.

 

 

3.

Живая природа

а) растения

б) животные

 

в) человек

32 ч.

14 ч.

10 ч.

 

8 ч.

 

Уход за комнатными цветами, посадка цветов в цветник.

Покормить пернатых.

Уход за одеждой, обувью.

Уход за зубами, ушами.

4.

Повторение.

8 ч.

 

 

Календарно-тематическое планирование уроков «Живой мир» во 2 классе

 

 

Раздел

Тема урока

Содержание

Приёмы развития навыков устной речи

Оборудование

Контрольно-диагностические материалы

1.

2

Сезонные изменения в природе.

Долгота дня.

Влияние солнца на смену времени года. Изменения в природе.

Отгадывание загадок, временные представления. Основные признаки осени. Чтение стихов о золотой осени.

Сюжетные картинки (времена года).

 

2.

2

Сезонные изменения в природе.

Части суток.

 

Рассмотрение плаката.

Сюжетные картинки о занятиях людей в разное время суток.

 

3.

1

Сезонные изменения в природе.

«В гостях у золотой осени».

Экскурсия.

Любование небосводом, осенним пейзажем. Фотографирование.

Тактильно-сенсорное обследование деревьев и кустарников. Сбор листьев для поделок.

Отгадывание загадок. Ответы на вопросы. Чтение стихов о золотой осени. Составление короткого рассказа.

Зарисовки школьного двора осенью.

Фотоаппарат, альбом, карандаши.

 

4.

1

Сезонные изменения в природе.

Осенние месяцы.

Признаки осени.

Погода сегодня, вчера. Сияние солнца – влияние на природу. Похолодание, листопад, дожди.

Не слышно пение птиц. Зарисовки схем.

Схемы осенних месяцев.

Название признаков осени. Осенний окрас листьев. Описание сюжетной картинки.

Сюжетные картинки осеннего пейзажа; сюжетные, предметные картинки листьев, грибов, альбом, карандаши, мелки.

Умение слушать учителя, называть цвет листьев, распознавать деревья, знать их название. Отвечать на вопросы связанной речью.

5.

2

 

Жизнь растений осенью.

Основные признаки осени. Погода сегодня, вчера. Созревание ягод. Осенние грибы. Первые заморозки, листопад.

Новые признаки золотой осени. Ответы на вопросы. Составление рассказа по сюжетным картинам.

Картины – осенний пейзаж, осенний сад. Плакаты, картины – ягод, грибов, листьев.

Выявление умение слушать учителя. Умение строить высказывания по условным обозначениям. Знание основных признаков осени.

6.

 

 

 

1.

Животные.

Жизнь животных осенью.

Подготовка животных к зиме. Смена шубки.

Запасы на зиму. Зарисовки

Отгадывание загадок. Ответы на вопросы связной речью. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Уметь описывать животных. «Кто как готовится к зиме?»

Сюжетные картины, плакаты, пластилин.

Умение составлять словесное описание животных, знать их название, образ жизни осенью.

7.

1.

Животные.

Перелётные птицы, зимующие.

Название перелётных птиц. Не слышно пение птиц. Польза, приносимая птицами. Зарисовки.

Дидактическая игра. Чем похожи, чем отличаются? Что лишнее?

Отгадай слово по первому звуку. Составление рассказа по картинно-графическому плану, составление загадок по образцу, предложений, описание птиц.

 

Выявление знаний учащихся о птицах. Умение отвечать на вопросы, различать перелетных птиц от зимующих.

8

1

Сезонные изменения в природе.

Занятие людей осенью.

Одежда по назначению и по сезону. Занятие людей в осенний сезон. Сбор урожая в садах и огородах. Красота и дары осеннего леса.

Составление предложений по сюжетным картинкам. Умение отобрать по сюжетным картинкам необходимые вещи по осенней погоде. Умение различать овощи и фрукты.

Сюжетные картины, плакаты, муляжи овощей и фруктов. Зонт, боты…

Выявление умения различать овощи и фрукты, знать их название. Умение правильно одеваться по сезону. Пополнить словарный запас слов. Одежда.

9.

2

Неживая природа.

Вода.

Вода в природе. Вода и её свойства: цвет, вкус, запах. Для чего нужна вода.

Практическое занятие (определение цвета воды, запаха, вкуса).

Глобус, картины, стакан, вода, ложка, сок, молоко.

 

10.

2

Неживая природа.

Вода горячая и холодная. Температура воды.

Свойства воды (жидкая и твердая). Температура воды. Практические опыты. Термометр (градусник).

Умение распознавать термометры (для измерения тела человека, воды, воздуха).

Отвечать на вопросы опираясь на сюжетные картинки.

Термометры, электрочайник, лёд.

Умения различать холодную воду от горячей, различать термометры – их использовать.

11.

2

Неживая природа.

Вода в природе.

Круговорот воды в природе. Реки, озера, родники, пруды, болото. Охрана водоёмов.

Дождь, снег, лёд…

Умение представлять и различать реки от озёр, источники. Стихи, сказания о водоёмах. Составление рассказа о Плещеевском озере.

Картины с изображением: рек, озёр, моря. Глобус, карта.

Умение выделять и определять свойства воды.

12.

2

Неживая природа.

Значение воды.

«Живая вода». Значение воды в жизни человека и растений. Животные, живущие в водоёмах.

Ответы на вопросы. Составление устного описания свойства воды, жизненной необходимости для всего живого.

Сюжетные картины, вода, лейка, комнатное растение.

Умение бережно относится к воде.

13.

1

Живая природа.

Комнатные растения.

Кактус, фиалка, трандескация, герань.

Усвоение обобщающего понятия комнатные растения, различие их с уличными. Их названия. Условия необходимые для роста.

Цветы на школьном окне. Сюжетные картинки.

Различие комнатных растений.

Знание названий 3-4 растений.

14.

2

Живая природа.

Части растений.

Строение растений: корень, стебель, листья, цветы. Зарисовки.

Формирование представление о строении растений. Рассказ учащегося о домашних комнатных цветах. Описание цветов по форме и окраске.

Цветы, наглядный плакаты. Сюжетные картинки. Лейка для поливки цветов.

Умение сравнивать стебель дерева и цветка, их различия, и прочность. Различать листья деревьев и цветов. Название цветов.

15.

2

Живая природа.

Жизнь растений на окошке.

Уход за комнатными цветами (полив). Растение выросшие без света, на свету.

Загадки. Ответы на вопросы учителя. Сказка о цветах. «Зачем нужны комнатные

растения?»

Цветы. Сюжетные картинки.

Усвоение правильный уход за комнатными цветами.

16.

2

Живая природа.

Уход за растениями.

Влаголюбивые, засухоустойчивые комнатные растения, светолюбивые и тенелюбивые. Уход за комнатными растениями. Зарисовки.

Умение различать комнатные цветы от уличных. Словесный портрет герани, кактусу. Сходство и различие.

Цветы. (незабудки, герань, кактус).

Усвоение, обобщение знаний о комнатных цветах. Знать (4-5) названий цветов.

17.

1

Сезонные изменения.

Зима.

Экскурсия на школьный двор. Зима.

Любование зимним пейзажем, обследование сугроба. Опыты со снегом, лепка снежного кома. Наблюдение за поведением птиц.

Фотоаппарат, альбом, карандаши.

 

18.

1

Сезонные изменения.

Зимние месяцы.

Долгота дня. Природа зимой. Жизнь растений зимой. Мороз и солнце. Зарисовки.

Умение по схемам назвать зимние месяцы. Загадки. Стихи. Описание природы по сюжетным картинам.

Сюжетные картинки по теме: «Красавица зима».

Знание зимних месяцев их последовательность.

Понимание причины долготы дня и ночи зимой.

19.

1

Сезонные изменения.

Зима в лесу.

Жизнь животных в зимнем лесу. Где живут, чем питаются зимующие птицы.

Отгадывание загадок о зиме. Ответы на вопросы. Составление описание птиц, жизнь животных. Составление по сюжетным картинкам рассказа, сказки.

Сюжетные картинки: «У кормушки».

Выявление знаний учащихся о признаках зимы. Умение составлять и дополнять предложения.

20.

1

Сезонные изменения.

Зима.

Занятие людей, развлечения (зимние игры, отдых на свежем воздухе).

Временные представления. Признаки зимы. Высказывание по сюжетным картинкам. Зимние виды спорта.

Составление предложений: «У кого что?», «Кому нужна помощь?» (использование предложенного управления в речи).

Сюжетные картинки о зимних забавах. Предметные картинки: лыжи, коньки, снеговик, горка, санки.

Выявление словаря учащихся по теме, умение составлять и дополнять предложения.

21.

1

Животные.

Домашние животные.

Название домашних животных. Польза для человека. Необходимый уход. Внешний вид (сходства и различия).

Зарисовки

Загадки про домашних животных. «Я расскажу, а ты отгадай».

Подбор слов предметов к словам, признакам. Составление рассказа по сюжетным картинкам.

Предметные картинки с изображением домашних животных. Серия сюжетных картинок.

Выявление знаний домашних животных, частей тела животного, умение задавать вопросы по данному образцу. Пересказать и передать содержание рассказа, сказки.

22.

1

Животные.

Дикие животные.

Волк, лиса, медведь.

Внешний вид. Образ жизни, питание. Выявление (сходства и различия).

Зарисовки (лепка).

Загадки. Название части тела животных. Составление предложений по сюжетным картинкам. Пересказ содержания рассказа. В. Чаплиной «Лиса». Игра «Кто лишний?».

Предметные картинки с изображениями диких животных. Книжка рассказа (волк, лиса, медведь) «Колобок».

Выявление знаний называть части тела животного, сравнивать по признакам. Составлять описание по картинно-графическому плану.

23.

2

Животные.

Кошка рысь.

Внешний вид кошки, повадки.

Сходство и различие с  дикой животной рысью.

Жизнь животных.

Название частей тела животных. Ответы на вопросы. Чтение предложений и рассказов про кошку и рыси. Пересказ услышанного содержания. Игра «Закончи предложения»

Предметные картинки с изображением кошки и рыси.

Умение различать внешний вид животных, образ жизни. Составлять описание по картинно-графическому плану. Умение называть и различать детёнышей кошки и рыси.

24.

1

Животные.

Породы кошки.

Персидские кошки их повадки.

Внешние признаки. Зарисовки.

Составление рассказа о своем любимом питомце. Выявление породы по признакам поведения, окраса.

Сюжетные картинки, фотография «Я и моя кошка Мурка».

Мягкие игрушки.

Умение описать любимого питомца, оценить повадки, характер. Правильный уход за домашним питомцем.

25.

1

Животные.

Собака, волк.

Породы собак.

Собака – внешний вид, образ домашнего животного. Внешний вид – волка, образ жизни. Сходство и различие. Повадки.

Породы собак.

Загадки. Сравнение по картинам, отличительные черты характера, поведения. Составление рассказа по картине.  «Верный друг»,

«Я служу на границе».

Сюжетные картинки. Мягкие игрушки. Фотографии.

Умение различать собаку и волка. Умение передать краткое содержание услышанного на уроке.

26.

1

Животные.

Рыбы.

Жизнь жителей водоёмов. Схема строения рыб. Образ жизни, питание.

Зарисовки (лепка).

Сказка «Золотая рыбка». Ответы на вопросы. Беседа о жителях подводного царства.

«Что говорят рыбы?»

Предметные картинки с изображением рыб разного вида. Схема роста рыбы.

Знать название (3-4 рыб). Умение отвечать на заданные вопросы.

27.

1

Человек.

Гигиена человека.

Здоровый образ человека. Физкультура и закаливание. Охрана здоровья.

«В здоровом теле – здоровый дух». Уроки «Айболита». Правила образа жизни человека. Ответы на вопросы. Зрительная гимнастика. Моделирование ситуации. На приёме у доктора Айболита.

Картинки по теме урока. Игра «Я лечу больных детей».

Знание правил здорового образа жизни. Умение составлять устные высказывания.

28.

1

Человек.

Строение человека.

Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Рука левая, правая.

 Рисование человека.

Название частей тела по рисунку. Показ частей тела на себе и на товарище. Выполнение инструкций содержащих пространственные отношения.

Фигура человека, разрезанная на части. Геометрические фигуры для конструирования фигуры – куклы.

Выяснения знаний основных частей тела. Умения различать левую и правую части своего тела.

29.

2

Человек.

Органы пищеварения.

Продукты питания.

Строение органов пищеварения.

Продукты питания. Правильное питание.

Ознакомление с органами человека. Название продуктов питания. Рассказ учащихся «Мой завтрак», «Обед», «Ужин»,

«В нашей столовой».

Схема органов пищеварения. Наглядные картинки из серии «Продукты».

Выяснение знаний молочных продуктов, мясных, овощных, мучных.

30.

2

Человек.

Правила питания. Режим питания. (запись в тетрадях).

Соблюдения правила питания при еде.

Последовательность приёма пищи.

Участие в беседе о правилах питания в столовой. О поведение во время еды. Игровой момент «В магазине». (Выбор продуктов для приготовления обеда).

Сюжетные картинки. Продукты питания, серия картинок.

«Школьная» столовая.

Умение правильно вести себя в столовой. Распознавать продукты питания. Назвать компоненты приготовления борща.

31.

2

Человек.

Свежие и испорченные продукты. Профилактика отравлений.

Вид продуктов, запах, знакомые и незнакомые продукты.

Участие в беседе: «Я с мамой хожу в магазин».

«Мой любимый салат». Определение свежего и испорченного продукта по сюжетным картинкам. Составление предложений, рассказов.

Сюжетные предметные картинки.

Умение отличать свежие и испорченные продукты.

32.

2

Живая природа. Растения.

Сад. Фруктовый сад.

Название садов. Плоды – яблони, вишни. Сравнения фруктов  садов, различие. Зарисовки.

Обобщающее слово – сад. Использование прилагательных в предложения, в связанной речи. Ответы на вопросы.

Составление рассказа о школьном фруктовом саде. Игра «Найди своё дерево».

Фрукты. Муляжи. Предметные картинки.

«В саду».

Знание название фруктовых деревьев.

33.

2

Живая природа.

Фрукты кустарники.

Фрукты: груша, ягоды: кустарники (смородина).

Название фруктов. Название плодов кустарников. Различие, сходство, цвет. Сбор фруктов и ягод. Зарисовки.

Обобщающее слово – фрукты, ягоды. Составление описания по графическому плану. Использование слов: круглый, овальный, красный, черный. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Ответы на вопросы.

Сюжетные картинки. Раскраски. Засушенные веточки ягод.

Умение отличать фрукты от ягод. Фруктовые деревья от кустарников.

34.

2

Живая природа.

Уход за растениями.

Правила ухода за растениями. Правила работы в саду и огороде.

Зарисовки.

Составление предложений и рассказов «Мой сад, мой огород», «Для чего нужны нам фрукты».

Сюжетные картинки, плакаты.

Умение ухаживать за растениями

35.

1

Сезонные изменения.

Весна.

Экскурсия на школьный двор.  «Ранняя весна».

Сосульки, оттепель, ручьи, капель. Зарисовки.

Любование весенним пейзажем, небосводом. Вдыхание чистого свежего запаха воздуха. Тактильно- сенсорное обследование деревьев, кустарников. Наблюдение за почвой.

Фотоаппарат.

 

36.

1

Сезонные изменения.

Весенние месяцы. Долгота дня.

Основные признаки весны. Влияние солнца на природу. Составления схемы весенних месяцев.

Зарисовки.

Отгадывание загадок. Ответы на вопросы. Название признаков весны. Составление рассказа «Пришла весна».

Сюжетные картинки «Весна» по месяцам.

Умение слушать учителя. Отвечать на вопросы связанной речью. Знание основных признаков весны.

37.

1.

Сезонные изменения.

Природа пробуждается. Первоцветы.

Название весенних месяцев, их последовательность. Первые весенние цветы, набухание почек. Погода вчера и сегодня. Зарисовки.

Чтение стихов. Анализ и соотнесение к сюжетным картинкам. Загадки о признаках весны. «Почему появляются цветочки, листочки?»

Сюжетные картинки, плакаты.

Графическое изображение дерева в разное время года.

Знание и название весенних месяцев. Различение понятий: ранняя весна и поздняя, их приметы.

38.

1

Сезонные изменения.

Животные весной.

Возвращение в родные края. К нам прилетели – птицы. Мы снова меняем шубки (заяц, белка).

Составление предложений по сюжетным картинкам. Чтение рассказа. Описание весны, пробуждение всего живого на земле.

Картина «Скворцы прилетели». Сюжетные картинки.

Выявление умения составлять предложения «Пришла красавица весна».

39.

1

Сезонные изменения.

Занятия людей весной.

Весенний сев. Мастерим и вешаем скворечники.

Составление по сюжетным картинкам предложения, рассказы, употребляя в речи глаголы (действия предмета).

Отвечать на вопросительные предложения.

Серия сюжетных картин: работа в саду, в огороде, на полях.

 

40.

1

Сезонные изменения.

Экскурсия.

Весенние работы на цветочной клумбе.

Умение рассказать о предстоящей работе на клумбе.

Лопата, грабли, семена.

Умение пользоваться инструментами.

41.

1

Сезонные изменения.

Лето.

Долгота дня. Признаки лета. Долгота дня в зависимости от солнца. Зарисовка.

Загадки. Чтение стихов, отрывки из произведений русских писателей (описание природы). Составление короткого рассказа о прочитанном.

Картинки по теме лето. Графическое изображение дерева.

Знание основных примет лета.

42.

1

Сезонные изменения.

Лето.

Схема летних месяцев их последовательность.

Отгадывание загадок. Ответы на вопросы о погоде вчера, сегодня. Составление предложений по сюжетным картинкам.

Сюжетные картинки (времена года). Схематические изображения времен года, месяцев.

Выявление знаний о признаках лета.

43.

1

Живая природа.

Растения летом.

Первые ягоды, цветы (ромашка, василек, роза, астра). Рисунки.

Составление рассказа «Летний лес». Придерживаясь последовательности летних месяцев. Составь картинку.

Сюжетные картинки. Пазлы.

Яркие, красочные цвета лета – умение употреблять в предложениях.

44.

1

Живая природа.

Жизнь животных в летнем лесу.

Щебетание птиц, живая жизнь в лесу, её жители и обитатели.

Дополни предложение. Название детёнышей. Игра «Найди свою маму» употребляя в речи ласкательные существительные.

Сюжетные картинки. Настольная игра, пазлы.

Знать и умение различать животных и птиц, их детенышей.

45.

2

Живая природа.

Занятия людей летом.

Одежда в летний сезон. Игры на свежем воздухе. Уход на участке за растениями.

Составление предложений и рассказов по сюжетным картинкам.

«Я помогаю бабушке на даче».

Плакаты, картинки, фотографии.

Называть любимые фрукты, овощи, ягоды, выращенные своими руками.

46.

Повторение.

Обобщение, закрепление.

Сезонные изменения Живой мир:

Растения, животные, человек.

Неживой природа

Вода, вода в природе.

 

Об образе жизни животных, их повадки, и домашних животных: о роли питания в жизни человека;

О гигиенических правилах; о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений.

Учащиеся должны усвоить: свойство воды, её значения для жизни растения сада и огорода, их отличия. Разнообразие животного мира.