Государственное образовательное
учреждение Ярославской области
|
№ |
Тема |
Количество часов |
Экскурсии |
Практические опыты |
1. |
Сезонные изменения в природе. |
20 ч. |
Сезонные изменения 5. |
Сбор листьев. Опыт со снегом. Сбор семян. |
2. |
Неживая природа. Вода. |
8 ч. |
|
|
3. |
Живая природа а) растения б) животные
в) человек |
32 ч. 14 ч. 10 ч.
8 ч. |
|
Уход за комнатными цветами, посадка цветов в цветник. Покормить пернатых. Уход за одеждой, обувью. Уход за зубами, ушами. |
4. |
Повторение. |
8 ч. |
|
|
Календарно-тематическое планирование уроков «Живой мир» во 2 классе
|
|
Раздел |
Тема урока |
Содержание |
Приёмы развития навыков устной речи |
Оборудование |
Контрольно-диагностические материалы |
1. |
2 |
Сезонные изменения в природе. |
Долгота дня. |
Влияние солнца на смену времени года. Изменения в природе. |
Отгадывание загадок, временные представления. Основные признаки осени. Чтение стихов о золотой осени. |
Сюжетные картинки (времена года). |
|
2. |
2 |
Сезонные изменения в природе. |
Части суток. |
|
Рассмотрение плаката. |
Сюжетные картинки о занятиях людей в разное время суток. |
|
3. |
1 |
Сезонные изменения в природе. |
«В гостях у золотой осени». Экскурсия. |
Любование небосводом, осенним пейзажем. Фотографирование. Тактильно-сенсорное обследование деревьев и кустарников. Сбор листьев для поделок. |
Отгадывание загадок. Ответы на вопросы. Чтение стихов о золотой осени. Составление короткого рассказа. Зарисовки школьного двора осенью. |
Фотоаппарат, альбом, карандаши. |
|
4. |
1 |
Сезонные изменения в природе. |
Осенние месяцы. |
Признаки осени. Погода сегодня, вчера. Сияние солнца – влияние на природу. Похолодание, листопад, дожди. Не слышно пение птиц. Зарисовки схем. Схемы осенних месяцев. |
Название признаков осени. Осенний окрас листьев. Описание сюжетной картинки. |
Сюжетные картинки осеннего пейзажа; сюжетные, предметные картинки листьев, грибов, альбом, карандаши, мелки. |
Умение слушать учителя, называть цвет листьев, распознавать деревья, знать их название. Отвечать на вопросы связанной речью. |
5. |
2 |
|
Жизнь растений осенью. |
Основные признаки осени. Погода сегодня, вчера. Созревание ягод. Осенние грибы. Первые заморозки, листопад. |
Новые признаки золотой осени. Ответы на вопросы. Составление рассказа по сюжетным картинам. |
Картины – осенний пейзаж, осенний сад. Плакаты, картины – ягод, грибов, листьев. |
Выявление умение слушать учителя. Умение строить высказывания по условным обозначениям. Знание основных признаков осени. |
6.
|
1. |
Животные. |
Жизнь животных осенью. |
Подготовка животных к зиме. Смена шубки. Запасы на зиму. Зарисовки |
Отгадывание загадок. Ответы на вопросы связной речью. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Уметь описывать животных. «Кто как готовится к зиме?» |
Сюжетные картины, плакаты, пластилин. |
Умение составлять словесное описание животных, знать их название, образ жизни осенью. |
7. |
1. |
Животные. |
Перелётные птицы, зимующие. |
Название перелётных птиц. Не слышно пение птиц. Польза, приносимая птицами. Зарисовки. |
Дидактическая игра. Чем похожи, чем отличаются? Что лишнее? Отгадай слово по первому звуку. Составление рассказа по картинно-графическому плану, составление загадок по образцу, предложений, описание птиц. |
|
Выявление знаний учащихся о птицах. Умение отвечать на вопросы, различать перелетных птиц от зимующих. |
8 |
1 |
Сезонные изменения в природе. |
Занятие людей осенью. |
Одежда по назначению и по сезону. Занятие людей в осенний сезон. Сбор урожая в садах и огородах. Красота и дары осеннего леса. |
Составление предложений по сюжетным картинкам. Умение отобрать по сюжетным картинкам необходимые вещи по осенней погоде. Умение различать овощи и фрукты. |
Сюжетные картины, плакаты, муляжи овощей и фруктов. Зонт, боты… |
Выявление умения различать овощи и фрукты, знать их название. Умение правильно одеваться по сезону. Пополнить словарный запас слов. Одежда. |
9. |
2 |
Неживая природа. |
Вода. |
Вода в природе. Вода и её свойства: цвет, вкус, запах. Для чего нужна вода. |
Практическое занятие (определение цвета воды, запаха, вкуса). |
Глобус, картины, стакан, вода, ложка, сок, молоко. |
|
10. |
2 |
Неживая природа. |
Вода горячая и холодная. Температура воды. |
Свойства воды (жидкая и твердая). Температура воды. Практические опыты. Термометр (градусник). |
Умение распознавать термометры (для измерения тела человека, воды, воздуха). Отвечать на вопросы опираясь на сюжетные картинки. |
Термометры, электрочайник, лёд. |
Умения различать холодную воду от горячей, различать термометры – их использовать. |
11. |
2 |
Неживая природа. |
Вода в природе. |
Круговорот воды в природе. Реки, озера, родники, пруды, болото. Охрана водоёмов. Дождь, снег, лёд… |
Умение представлять и различать реки от озёр, источники. Стихи, сказания о водоёмах. Составление рассказа о Плещеевском озере. |
Картины с изображением: рек, озёр, моря. Глобус, карта. |
Умение выделять и определять свойства воды. |
12. |
2 |
Неживая природа. |
Значение воды. |
«Живая вода». Значение воды в жизни человека и растений. Животные, живущие в водоёмах. |
Ответы на вопросы. Составление устного описания свойства воды, жизненной необходимости для всего живого. |
Сюжетные картины, вода, лейка, комнатное растение. |
Умение бережно относится к воде. |
13. |
1 |
Живая природа. |
Комнатные растения. |
Кактус, фиалка, трандескация, герань. |
Усвоение обобщающего понятия комнатные растения, различие их с уличными. Их названия. Условия необходимые для роста. |
Цветы на школьном окне. Сюжетные картинки. |
Различие комнатных растений. Знание названий 3-4 растений. |
14. |
2 |
Живая природа. |
Части растений. |
Строение растений: корень, стебель, листья, цветы. Зарисовки. |
Формирование представление о строении растений. Рассказ учащегося о домашних комнатных цветах. Описание цветов по форме и окраске. |
Цветы, наглядный плакаты. Сюжетные картинки. Лейка для поливки цветов. |
Умение сравнивать стебель дерева и цветка, их различия, и прочность. Различать листья деревьев и цветов. Название цветов. |
15. |
2 |
Живая природа. |
Жизнь растений на окошке. |
Уход за комнатными цветами (полив). Растение выросшие без света, на свету. |
Загадки. Ответы на вопросы учителя. Сказка о цветах. «Зачем нужны комнатные растения?» |
Цветы. Сюжетные картинки. |
Усвоение правильный уход за комнатными цветами. |
16. |
2 |
Живая природа. |
Уход за растениями. |
Влаголюбивые, засухоустойчивые комнатные растения, светолюбивые и тенелюбивые. Уход за комнатными растениями. Зарисовки. |
Умение различать комнатные цветы от уличных. Словесный портрет герани, кактусу. Сходство и различие. |
Цветы. (незабудки, герань, кактус). |
Усвоение, обобщение знаний о комнатных цветах. Знать (4-5) названий цветов. |
17. |
1 |
Сезонные изменения. |
Зима. |
Экскурсия на школьный двор. Зима. |
Любование зимним пейзажем, обследование сугроба. Опыты со снегом, лепка снежного кома. Наблюдение за поведением птиц. |
Фотоаппарат, альбом, карандаши. |
|
18. |
1 |
Сезонные изменения. |
Зимние месяцы. |
Долгота дня. Природа зимой. Жизнь растений зимой. Мороз и солнце. Зарисовки. |
Умение по схемам назвать зимние месяцы. Загадки. Стихи. Описание природы по сюжетным картинам. |
Сюжетные картинки по теме: «Красавица зима». |
Знание зимних месяцев их последовательность. Понимание причины долготы дня и ночи зимой. |
19. |
1 |
Сезонные изменения. |
Зима в лесу. |
Жизнь животных в зимнем лесу. Где живут, чем питаются зимующие птицы. |
Отгадывание загадок о зиме. Ответы на вопросы. Составление описание птиц, жизнь животных. Составление по сюжетным картинкам рассказа, сказки. |
Сюжетные картинки: «У кормушки». |
Выявление знаний учащихся о признаках зимы. Умение составлять и дополнять предложения. |
20. |
1 |
Сезонные изменения. |
Зима. |
Занятие людей, развлечения (зимние игры, отдых на свежем воздухе). |
Временные представления. Признаки зимы. Высказывание по сюжетным картинкам. Зимние виды спорта. Составление предложений: «У кого что?», «Кому нужна помощь?» (использование предложенного управления в речи). |
Сюжетные картинки о зимних забавах. Предметные картинки: лыжи, коньки, снеговик, горка, санки. |
Выявление словаря учащихся по теме, умение составлять и дополнять предложения. |
21. |
1 |
Животные. |
Домашние животные. |
Название домашних животных. Польза для человека. Необходимый уход. Внешний вид (сходства и различия). Зарисовки |
Загадки про домашних животных. «Я расскажу, а ты отгадай». Подбор слов предметов к словам, признакам. Составление рассказа по сюжетным картинкам. |
Предметные картинки с изображением домашних животных. Серия сюжетных картинок. |
Выявление знаний домашних животных, частей тела животного, умение задавать вопросы по данному образцу. Пересказать и передать содержание рассказа, сказки. |
22. |
1 |
Животные. |
Дикие животные. |
Волк, лиса, медведь. Внешний вид. Образ жизни, питание. Выявление (сходства и различия). Зарисовки (лепка). |
Загадки. Название части тела животных. Составление предложений по сюжетным картинкам. Пересказ содержания рассказа. В. Чаплиной «Лиса». Игра «Кто лишний?». |
Предметные картинки с изображениями диких животных. Книжка рассказа (волк, лиса, медведь) «Колобок». |
Выявление знаний называть части тела животного, сравнивать по признакам. Составлять описание по картинно-графическому плану. |
23. |
2 |
Животные. |
Кошка рысь. |
Внешний вид кошки, повадки. Сходство и различие с дикой животной рысью. Жизнь животных. |
Название частей тела животных. Ответы на вопросы. Чтение предложений и рассказов про кошку и рыси. Пересказ услышанного содержания. Игра «Закончи предложения» |
Предметные картинки с изображением кошки и рыси. |
Умение различать внешний вид животных, образ жизни. Составлять описание по картинно-графическому плану. Умение называть и различать детёнышей кошки и рыси. |
24. |
1 |
Животные. |
Породы кошки. |
Персидские кошки их повадки. Внешние признаки. Зарисовки. |
Составление рассказа о своем любимом питомце. Выявление породы по признакам поведения, окраса. |
Сюжетные картинки, фотография «Я и моя кошка Мурка». Мягкие игрушки. |
Умение описать любимого питомца, оценить повадки, характер. Правильный уход за домашним питомцем. |
25. |
1 |
Животные. |
Собака, волк. Породы собак. |
Собака – внешний вид, образ домашнего животного. Внешний вид – волка, образ жизни. Сходство и различие. Повадки. Породы собак. |
Загадки. Сравнение по картинам, отличительные черты характера, поведения. Составление рассказа по картине. «Верный друг», «Я служу на границе». |
Сюжетные картинки. Мягкие игрушки. Фотографии. |
Умение различать собаку и волка. Умение передать краткое содержание услышанного на уроке. |
26. |
1 |
Животные. |
Рыбы. |
Жизнь жителей водоёмов. Схема строения рыб. Образ жизни, питание. Зарисовки (лепка). |
Сказка «Золотая рыбка». Ответы на вопросы. Беседа о жителях подводного царства. «Что говорят рыбы?» |
Предметные картинки с изображением рыб разного вида. Схема роста рыбы. |
Знать название (3-4 рыб). Умение отвечать на заданные вопросы. |
27. |
1 |
Человек. |
Гигиена человека. |
Здоровый образ человека. Физкультура и закаливание. Охрана здоровья. |
«В здоровом теле – здоровый дух». Уроки «Айболита». Правила образа жизни человека. Ответы на вопросы. Зрительная гимнастика. Моделирование ситуации. На приёме у доктора Айболита. |
Картинки по теме урока. Игра «Я лечу больных детей». |
Знание правил здорового образа жизни. Умение составлять устные высказывания. |
28. |
1 |
Человек. |
Строение человека. |
Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Рука левая, правая. Рисование человека. |
Название частей тела по рисунку. Показ частей тела на себе и на товарище. Выполнение инструкций содержащих пространственные отношения. |
Фигура человека, разрезанная на части. Геометрические фигуры для конструирования фигуры – куклы. |
Выяснения знаний основных частей тела. Умения различать левую и правую части своего тела. |
29. |
2 |
Человек. |
Органы пищеварения. Продукты питания. |
Строение органов пищеварения. Продукты питания. Правильное питание. |
Ознакомление с органами человека. Название продуктов питания. Рассказ учащихся «Мой завтрак», «Обед», «Ужин», «В нашей столовой». |
Схема органов пищеварения. Наглядные картинки из серии «Продукты». |
Выяснение знаний молочных продуктов, мясных, овощных, мучных. |
30. |
2 |
Человек. |
Правила питания. Режим питания. (запись в тетрадях). |
Соблюдения правила питания при еде. Последовательность приёма пищи. |
Участие в беседе о правилах питания в столовой. О поведение во время еды. Игровой момент «В магазине». (Выбор продуктов для приготовления обеда). |
Сюжетные картинки. Продукты питания, серия картинок. «Школьная» столовая. |
Умение правильно вести себя в столовой. Распознавать продукты питания. Назвать компоненты приготовления борща. |
31. |
2 |
Человек. |
Свежие и испорченные продукты. Профилактика отравлений. |
Вид продуктов, запах, знакомые и незнакомые продукты. |
Участие в беседе: «Я с мамой хожу в магазин». «Мой любимый салат». Определение свежего и испорченного продукта по сюжетным картинкам. Составление предложений, рассказов. |
Сюжетные предметные картинки. |
Умение отличать свежие и испорченные продукты. |
32. |
2 |
Живая природа. Растения. |
Сад. Фруктовый сад. |
Название садов. Плоды – яблони, вишни. Сравнения фруктов садов, различие. Зарисовки. |
Обобщающее слово – сад. Использование прилагательных в предложения, в связанной речи. Ответы на вопросы. Составление рассказа о школьном фруктовом саде. Игра «Найди своё дерево». |
Фрукты. Муляжи. Предметные картинки. «В саду». |
Знание название фруктовых деревьев. |
33. |
2 |
Живая природа. Фрукты кустарники. |
Фрукты: груша, ягоды: кустарники (смородина). |
Название фруктов. Название плодов кустарников. Различие, сходство, цвет. Сбор фруктов и ягод. Зарисовки. |
Обобщающее слово – фрукты, ягоды. Составление описания по графическому плану. Использование слов: круглый, овальный, красный, черный. Составление рассказа по сюжетным картинкам. Ответы на вопросы. |
Сюжетные картинки. Раскраски. Засушенные веточки ягод. |
Умение отличать фрукты от ягод. Фруктовые деревья от кустарников. |
34. |
2 |
Живая природа. |
Уход за растениями. |
Правила ухода за растениями. Правила работы в саду и огороде. Зарисовки. |
Составление предложений и рассказов «Мой сад, мой огород», «Для чего нужны нам фрукты». |
Сюжетные картинки, плакаты. |
Умение ухаживать за растениями |
35. |
1 |
Сезонные изменения. |
Весна. |
Экскурсия на школьный двор. «Ранняя весна». Сосульки, оттепель, ручьи, капель. Зарисовки. |
Любование весенним пейзажем, небосводом. Вдыхание чистого свежего запаха воздуха. Тактильно- сенсорное обследование деревьев, кустарников. Наблюдение за почвой. |
Фотоаппарат. |
|
36. |
1 |
Сезонные изменения. |
Весенние месяцы. Долгота дня. |
Основные признаки весны. Влияние солнца на природу. Составления схемы весенних месяцев. Зарисовки. |
Отгадывание загадок. Ответы на вопросы. Название признаков весны. Составление рассказа «Пришла весна». |
Сюжетные картинки «Весна» по месяцам. |
Умение слушать учителя. Отвечать на вопросы связанной речью. Знание основных признаков весны. |
37. |
1. |
Сезонные изменения. |
Природа пробуждается. Первоцветы. |
Название весенних месяцев, их последовательность. Первые весенние цветы, набухание почек. Погода вчера и сегодня. Зарисовки. |
Чтение стихов. Анализ и соотнесение к сюжетным картинкам. Загадки о признаках весны. «Почему появляются цветочки, листочки?» |
Сюжетные картинки, плакаты. Графическое изображение дерева в разное время года. |
Знание и название весенних месяцев. Различение понятий: ранняя весна и поздняя, их приметы. |
38. |
1 |
Сезонные изменения. |
Животные весной. |
Возвращение в родные края. К нам прилетели – птицы. Мы снова меняем шубки (заяц, белка). |
Составление предложений по сюжетным картинкам. Чтение рассказа. Описание весны, пробуждение всего живого на земле. |
Картина «Скворцы прилетели». Сюжетные картинки. |
Выявление умения составлять предложения «Пришла красавица весна». |
39. |
1 |
Сезонные изменения. |
Занятия людей весной. |
Весенний сев. Мастерим и вешаем скворечники. |
Составление по сюжетным картинкам предложения, рассказы, употребляя в речи глаголы (действия предмета). Отвечать на вопросительные предложения. |
Серия сюжетных картин: работа в саду, в огороде, на полях. |
|
40. |
1 |
Сезонные изменения. |
Экскурсия. |
Весенние работы на цветочной клумбе. |
Умение рассказать о предстоящей работе на клумбе. |
Лопата, грабли, семена. |
Умение пользоваться инструментами. |
41. |
1 |
Сезонные изменения. |
Лето. |
Долгота дня. Признаки лета. Долгота дня в зависимости от солнца. Зарисовка. |
Загадки. Чтение стихов, отрывки из произведений русских писателей (описание природы). Составление короткого рассказа о прочитанном. |
Картинки по теме лето. Графическое изображение дерева. |
Знание основных примет лета. |
42. |
1 |
Сезонные изменения. |
Лето. |
Схема летних месяцев их последовательность. |
Отгадывание загадок. Ответы на вопросы о погоде вчера, сегодня. Составление предложений по сюжетным картинкам. |
Сюжетные картинки (времена года). Схематические изображения времен года, месяцев. |
Выявление знаний о признаках лета. |
43. |
1 |
Живая природа. |
Растения летом. |
Первые ягоды, цветы (ромашка, василек, роза, астра). Рисунки. |
Составление рассказа «Летний лес». Придерживаясь последовательности летних месяцев. Составь картинку. |
Сюжетные картинки. Пазлы. |
Яркие, красочные цвета лета – умение употреблять в предложениях. |
44. |
1 |
Живая природа. |
Жизнь животных в летнем лесу. |
Щебетание птиц, живая жизнь в лесу, её жители и обитатели. |
Дополни предложение. Название детёнышей. Игра «Найди свою маму» употребляя в речи ласкательные существительные. |
Сюжетные картинки. Настольная игра, пазлы. |
Знать и умение различать животных и птиц, их детенышей. |
45. |
2 |
Живая природа. |
Занятия людей летом. |
Одежда в летний сезон. Игры на свежем воздухе. Уход на участке за растениями. |
Составление предложений и рассказов по сюжетным картинкам. «Я помогаю бабушке на даче». |
Плакаты, картинки, фотографии. |
Называть любимые фрукты, овощи, ягоды, выращенные своими руками. |
46. |
8ч |
Повторение. |
Обобщение, закрепление. |
Сезонные изменения Живой мир: Растения, животные, человек. Неживой природа Вода, вода в природе. |
|
Об образе жизни животных, их повадки, и домашних животных: о роли питания в жизни человека; О гигиенических правилах; о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений. |
Учащиеся должны усвоить: свойство воды, её значения для жизни растения сада и огорода, их отличия. Разнообразие животного мира. |