Адрес: 152025 г.
Переславль-Залесский Ярославской обл.,
ул. Магистральная, д. 43, 43а,
43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:
________________________________________________________________________
Утверждена приказом директора школы:
№______ от «___»________20__ года
Директор школы: ___________________
по учебному курсу математика в 1 классе
2009/10 учебный год
Учителя начальных классов
___________________________
Пояснительная записка
Процесс обучения математике связан с решением специфической задачи коррекционной школы – коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Обучение математике носит практическую направленность и тесно связано с другими учебными предметами, жизнью, готовит учащихся к овладению профессионально-трудовыми навыками и знаниями.
Понятия числа, величины, геометрической фигуры являются абстрактными. Действия с предметами, направленные на объединение множеств, удаление части множеств, разделение множеств на равные части и другие предметно- практические действия позволяют подготовить школьников к усвоению абстрактных математических понятий.
Практические действия с предметами учащиеся должны учиться оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план. У детей формируется способность мыслить отвлеченно, действовать не только с множеством предметов, но и с числами.
Важно пробудить у учащихся интерес к математике, для этого необходимо использовать дидактические игры, игровые приемы, занимательные упражнения и т.д.
Одним из важных приемов обучения математике является сравнение, так как большинство математических представлений и понятий носит взаимообратный характер. Их усвоение возможно только при условии овладения способами нахождения сходства и различия, выделения существенных признаков, использования приемов классификации и дифференциации, установления причинно-следственных связей между понятиями.
Не менее важный прием- материализация, т.е. умение конкретизировать любое отвлеченное понятие, использовать его в жизненных ситуациях. Используются и другие методы: демонстрация, наблюдение, беседа, работа с учебником, экскурсии и т.д.
Обучение математике невозможно без внимательного отношения к формированию и развитию речи учащихся.
Основной формой является урок. На уроке учитель проводит фронтальную работу при осуществлении дифференцированного и индивидуального подхода. Неотъемлемой частью урока является устный счет. Решение арифметических задач занимает не меньше половины учебного времени. Решение всех видов арифметических задач записываются с наименованиями. Геометрический материал включается почти в каждый урок, по возможности он должен быть связан с арифметическим. На каждом уроке надо уделять внимание закреплению и повторению ведущих знаний. Организация самостоятельных работ должна быть обязательным требованием к каждому уроку математики. Домашние задания ежедневно проверяются учителем. Наряду с текущим контролем за состоянием знаний учитель 2-3 раза в четверти проводит контрольные работы.
Рабочая программа рассчитана на 5 часов в неделю, 170 часов в год. Составлена на основе программы «Математика. 1-4 классы СКОУ VIII вида» (Первой М.Н., Эк В.В.) и с учётом учебника А.А. Хилько. Математика. Учебник для 1 класса СКОУ VIII вида, М., «Просвещение», 2000.
Внесены изменения в программу с учётом рекомендаций авторов: знакомство с числами 11-20 откладывается до следующего года (2 класс).
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- количественные, порядковые числительные в пределах 10;
- состав однозначных чисел и числа 10 из двух слагаемых;
- десятичный состав числа 10, место единиц и десятков в числе,
- линии – прямую, кривую, отрезок,
- единицы /меры/ стоимости, массы, длины, емкости,
названия дней недели, их последовательность, количество суток в неделе.
Учащиеся должны уметь:
- читать, записывать, откладывать на счетах, сравнивать числа в пределах 10, присчитывать и отсчитывать по 1, 2, 3, 4, 5:
- выполнять сложение, вычитание чисел в пределах 10,
- использовать переместительное свойство сложения: решать задачи на нахождение суммы, остатка, иллюстрировать содержание задачи с помощью предметов, рисунков, составлять задачи по образцу, готовому решению, краткой записи по предложенному сюжету: узнавать монеты, заменять одни монеты другими в пределах 10 копеек, 5 рублей.
- чертить прямую линию, отрезок заданной длины, измерять отрезок (с помощью учителя);
- сравнивать некоторое количество сантиметров с дециметром (больше, меньше, равно): и чертить прямоугольник, квадрат, треугольник по точкам.
Тематическое
планирование уроков математики в 1 классе (170 ч)
|
№ п/п |
Наименование раздела |
Всего часов |
|||||||||
|
|
1 четв. |
2 четв |
3 четв |
4 четв |
|
||||||
|
1. |
Введение |
2 |
|
|
|
||||||
|
2. |
Понятие о величине |
14 |
|
|
|
||||||
|
3. |
Понятие
о количестве |
4 |
5 |
3 |
1 |
||||||
|
4. |
Пространственные понятия |
8 |
|
|
|
||||||
|
5. |
Временные понятия |
9 |
|
|
|
||||||
|
6. |
Нумерация
в пр.10. |
2 |
9 |
7 |
5 |
||||||
|
7. |
Арифметические
действия. |
- |
5 |
16 |
11 |
||||||
|
8. |
Числа,
полученные при измерении |
- |
1 |
1 |
1 |
||||||
|
9. |
Арифметические
задачи |
- |
6 |
14 |
11 |
||||||
|
10. |
Геометрический материал |
5 |
2 |
- |
- |
||||||
|
11. |
Контрольные и проверочные работы |
- |
2 |
5 |
5 |
||||||
|
12. |
Повторение |
1 |
5 |
4 |
6 |
||||||
|
|
Всего: |
45 |
35 |
50 |
40 |
||||||
Поурочное планирование уроков математики в 1 классе (170 ч)
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Геометрический материал |
Примечание |
Контрольно-диагностический материал |
1. |
|
Здравствуй,
школа! |
Беседа
о геометрических формах, нахождение знакомых форм в предметах ближайшего
окружения. |
Беседа
о школе. |
Диагностика
деятельности детей, понимание инструкции. |
2. |
|
Берегу
учебник свой. |
Нахождение
знакомых форм в предметах ближайшего окружения. |
Знакомство
с учебником. Правила пользования (обложка, закладка). Счет предметов. |
Диагностика
деятельности детей, понимание инструкции. |
3.
|
|
Один
– много. Остальные. |
Что
бывает круглое? |
Количество
предметов. Выделение единственного предмета из множества других. (Круг –
квадраты, стол- стулья, чайник- чашки). |
Диагностика
деятельности детей, понимание инструкции. |
4. |
|
Один,
одна, одно, одни – много |
Геометрические
фигуры, узнавание, называние |
Согласование количественных числительных с названиями предметов. (Одно солнце – много звезд и т. д.). Обводка
шаблонов, раскрашивание. |
Выявление
особенностей развития мелкой моторики, знаний
об основных формах. |
5. |
|
Размеры
предметов: большой – маленький, равные. |
Обводка
большого и малого круга. |
Один
–много. Сравнение предметов наложением и приложением. |
Диагностика
зрительно-моторной координации |
6. |
|
Сравнение:
больше – меньше, равные. |
Большой
– маленький. |
Ориентировка
на листе бумаги. Обводка шаблонов. Штриховка. |
Выявление
знаний о величине предметов, особенностей развития мелкой моторики. |
7. |
|
Круг.
Размер и цвет кругов. |
Цвета
радуги: рисование по клеточкам |
Предметы
круглой формы. Расположение кругов по размеру, по образцу в определенном
порядке. Обводка и раскраска кругов. |
Диагностика
деятельности детей, понимание инструкции. |
8. |
|
Размеры
предметов: длинный – короткий. |
Что
бывает круглое? Рисование,
обведение предметов круглой формы. |
Выполнение
действий по словесной инструкции: « Покажи длинную нитку, начерти короткую
линию и т.д.» |
Выявление
знаний об основных цветах, величине и форме предметов |
9 |
|
Сравнение:
длиннее – короче, одинаковой длины. |
Больше
– меньше |
Сравнение
приложением, расположение цветных полосок по длине. Работа по картинкам
учебника |
Выявление
знаний о длине предметов, об основных цветах. |
10. |
|
Размеры
предметов: широкий – узкий. |
Расположение
полосок по ширине. Обводка и раскрашивание. |
Расположение полосок по ширине. Обводка и раскрашивание. Счет предметов. |
Раскладывание
полосок в определенной последовательности. Диагностика
зрительно-моторной координации. |
11 |
|
Сравнение:
шире – уже, одинаковой ширины. |
Длиннее
– короче. |
Работа
с учебником. Сравнение ширины с помощью третьего предмета. Обводка полосок,
раскрашивание. |
Выявление
знаний о ширине предметов, об основных цветах, развитии мелкой моторики. |
12. |
|
Размеры
предметов: высокий – низкий. |
Обводка
прямоугольников, штриховка. |
Выполнение
действий по инструкции: « Встань по росту», « Найди пару» Больше – меньше –
поровну. |
Понимание
обращенной речи. Особенности
развития мелкой
моторики. |
13. |
|
Сравнение:
выше – ниже, равные
по высоте. |
Рисование
по клеткам: домик, елочка. Раскрашивание. |
Работа
с учебником. Геометрические фигуры. |
Понимание
обращенной речи. Особенности
развития мелкой
моторики. |
14. |
|
Глубокий
– мелкий. |
Рисование
бордюра по клеточкам по заданному образцу. |
Понятие
о емкости. Практическая работа: наливание воды в глубокую и мелкую посуду.
Виды посуды. |
Графический
диктант. |
15. |
|
Сравнение: глубже – мельче. |
|
Работа
по учебнику. Картинка « На речке». Сказка
« Лиса и журавль» |
Диагностика
особенностей речевой деятельности, (понимание
обращенной речи), развития мелкой моторики. |
16. |
|
Толстый
– тонкий. |
Рисование
бордюров из тонких и толстых линий. |
Работа
по учебнику. Картинка « Лес» Выполнение действий по инструкции: « Найди
тонкую палочку, толстый карандаш, нарисуй гриб на тонкой ножке и т. д.».
Количественные и порядковые числительные. |
Диагностика
особенностей речевой деятельности, (понимание
обращенной речи), развития мелкой моторики. |
17. |
|
Сравнение:
толще – тоньше, одинаковой толщины. |
Высокий
– низкий. |
Работа
по учебнику. Обводка шаблонов грибов, деревьев, раскрашивание. |
Диагностика
особенностей речевой деятельности, (понимание
обращенной речи), развития мелкой моторики. |
18. |
|
Тяжелый
– легкий. |
Большой
– маленький. |
Понятие
о массе предметов. Что
взвешивают на весах? Экскурсия
в столовую, знакомство с разными видами весов, гирями. |
Выявление
уровня представлений о массе предметов. |
19. |
|
Сравнение: тяжелее – легче, одинаковые по
тяжести |
Большой
– маленький. Рисование бордюров. |
Работа
с учебником. Дид. игра. «В магазине». Счет
предметов. |
|
20. |
|
Треугольник. |
Геометрические
фигуры. |
Расположение
треугольников по образцу и по словесной инструкции. Предметы, похожие на
треугольник. Обводка и раскрашивание |
Узнавание
и называние предмета по основным признакам. |
21. |
|
Много
– мало, несколько, столько же. |
Выбор
геометрической фигуры по названию. |
Работа
по учебнику. Практические действия: добавь, убери, возьми, отодвинь и т.д. |
Различение
геометрических фигур. Понимание
словесной инструкции. |
22. |
|
Сравнение
групп предметов по количеству: много – немного, несколько. |
Узнавание
знакомых геометрических форм в предметах ближайшего окружения. |
Практические
действия с раздаточным материалом. Больше – меньше. |
Диагностика
особенностей речевой деятельности/ владение фразовой речью, особенностей
словарного запаса/ |
23. |
|
Порядок
следования: впереди – позади. |
Выбор
геометрической фигуры по названию. |
Беседа
« Город. Улица». Расположение учащихся в строю, местонахождение в классе.
Порядковые числительные. |
Диагностика
пространственных представлений. |
24. |
|
Положение
предметов в пространстве: справа – слева. |
Впереди
– позади. |
Упражнения
для правой и левой руки. Расположение
геометрических фигур по словесной инструкции, определение положения предметов
в классе. |
Диагностика
пространственных представлений.
|
25. |
|
Положение
предметов в пространстве: вверху – внизу. |
Различение
понятий: верхний – нижний. |
Работа
с учебником. Практические действия: положи круг в правый верхний угол и т.п. Местонахождение
предметов в классе. |
Понимание
словесной инструкции |
26. |
|
Близко
– далеко, ближе – дальше, здесь – там |
Найди
знакомые геометрические фигуры в предметах ближайшего окружения. |
Беседа
«Мой адрес. Дорога в школу». Работа
с учебником. Виды
транспорта. |
Развитие
фразовой речи, особенностей словарного запаса. |
27. |
|
Понятие
о скорости. |
Найди
знакомые геометрические фигуры в предметах ближайшего окружения. |
Экскурсия
на перекресток для наблюдения за движущимся транспортом. |
Выявление
словарного запаса, знаний о видах транспорта. |
28. |
|
Рядом,
около, в центре, между, в середине |
Выбор
геометрической фигуры по названию. |
Работа
по учебнику. Практическое
выполнение действий по словесной инструкции. |
Выявление
уровня ориентации в пространстве. |
29. |
|
Предлоги:
под, у, над, в, внутри, за, перед. |
Размеры
предметов. |
Определение
положения предметов в пространстве с применением в речи предлогов. |
Выявление
уровня ориентации в пространстве. |
30. |
|
Квадрат. |
Предметы
квадратной формы. |
Различение
квадратов по размеру и цвету. Расположение по образцу и инструкции. Обводка и
штриховка. |
Узнавание
и называние геометрической фигуры по основным признакам. |
31. |
|
Порядок
следования: первый, последний, крайний и т. д. |
Узнавание
и называние предметов знакомых геометрических форм. |
Работа
с учебником. Выполнение действий по инструкции. Сказка
« Репка». |
Понимание
словесной инструкции |
32. |
|
Времена
года. |
Рисование
бордюров по клеткам – квадраты разных размеров. |
Работа
с календарем природы. Последовательность времен года. Порядок следования. |
Выявление
уровня временных представлений: времена года и порядок их следования. |
33. |
|
Сказка
« 12 месяцев». |
Рисование
бордюров по клеткам из линий разной длины. |
Работа
с календарем природы. Выяснение уровня знаний о названиях месяцев по временам
года. Времена года. Названия месяцев. |
Развитие
уровня восприятия и понимания содержания с голоса учителя. |
34. |
|
Дни
недели. |
Различение
понятий: верхний – нижний. |
Последовательность
дней недели. Названия дней недели. |
Диагностика
временных представлений. |
35. |
|
Временные
представления: День
– ночь. |
Выбор
геометрической фигуры по названию. |
Работа
с учебником. Беседа «Кто ночью не спит?». Названия
дней недели. |
Называние
отличительных признаков геом. фигуры. |
36. |
|
Понятие
о сутках: утро, день, вечер, ночь. |
Геометрические
фигуры. |
Части
суток, их последовательность. Знакомство с часами. |
|
37. |
|
Распорядок
дня школьника |
Выбор
геометрической фигуры по названию. |
Составление
распорядка дня школьника, последовательность режимных моментов. Порядок
следования. |
Развитие
уровня временных представлений. |
38. |
|
Временные
представления: Вчера,
сегодня, завтра. |
Высокий
– низкий. |
Работа
с учебником. Составление ответов на вопросы. Сутки. |
|
39. |
|
Временные
понятия: давно – недавно. |
Длинный
– короткий. |
Работа
с учебником. Дни недели. |
|
40. |
|
Старый
– молодой. Сравнение: старше – моложе. |
Выбор
геометрической фигуры по названию. |
Понятие
о возрасте. Беседа «моя семья». Дата
рождения. |
|
41. |
|
Прямоугольник. |
Предметы
прямоугольной формы. |
Различение
по цвету, размеру. Отличительные признаки. Обводка и раскрашивание. |
Узнавание
и называние по
основным признакам. Диагностика развития мелкой моторики. |
42. |
|
Геометрические
фигуры |
Правый-
левый. |
Узнавание
и называние. Обводка шаблонов. Черчение по опорным точкам с помощью линейки. |
Диагностика
зрительно- моторной координации. |
43. |
|
Число
1 (один, одна, одно, одни) и цифра 1. |
Предметы
прямоугольной формы. |
Согласование
в речи числительного с названием предмета (
одно солнце, одна книга, одно яблоко, одни санки). Письмо
цифры. Один
– много. Несколько, столько же. |
Выявление
уровня счета предметов, умения называть цифры.. |
44. |
|
Сказка
«Теремок» |
Составление
узора по клеткам: высокие – низкие елки. |
Правильное
употребление числительных при пересказе. Порядковые числительные. |
Графический
диктант – выявление графо-моторных навыков: изображение предметов разной
высоты. Развитие
фразовой речи. |
45. |
|
Повторительно-обобщающий
урок. |
Знакомые
геометрические фигуры. |
Понятия
«много – один». Геометрический
материал. Письмо
цифры 1. |
Графический
диктант – выявление графо-моторных навыков: изображение знакомых
геометрических фигур. |
46. |
|
1.Повторение. Размеры
предметов. |
Геометрические
фигуры. |
Различение
предметов по величине. Повторение понятий: больше – меньше, выше – ниже,
длиннее – короче, шире – уже. |
Узнавание
и называние по основным признакам. Нахождение
сходства и различия. |
47. |
|
Повторение.
Понятие о количестве. |
Предметы
прямоугольной формы. |
Работа
с натуральными предметами, трафаретами. Понятия: много, мало, несколько,
поровну, столько же. Счет предметов. |
Выявление
уровня предметно – практической деятельности. |
48. |
|
Число
и цифра 1. Меры стоимости: 1 коп, 1 р. |
Справа
– слева. Вверху
– внизу. |
Работа
с учебником стр.54-55. Дифференцирование понятий «монета» и «копейка». |
Развитие
уровня пространственных представлений. Различение
понятий «число» и «цифра». |
49. |
|
Число
и цифра 2. |
Впереди
– позади, рядом,
около. |
Знакомство
с цифрой 2, упражнения в ее написании. Работа с учебником стр.57-58. |
Развитие
уровня пространственных представлений. Счет
предметов и отвлеченный счет. |
50. |
|
Числовой
ряд. Числовая лесенка. Состав числа 2. |
Геометрические
фигуры. |
Понятие
о числовом ряде. Место числа в числовом ряду. Порядковые
числительные. |
Узнавание
и называние геометрических фигур по отличительным признакам. Выявление
уровня представлений о порядковых числительных. |
51. |
|
Человек
и его тело. (Один, два, две) |
Впереди
– позади, рядом,
около. |
Беседа
по теме. Правильное использование в речи числительных. Работа по учебнику
стр. 60. Число и цифра. |
Пространственные представления. Диагностика
уровня словарного запаса. |
52. |
|
Понятие
«пара». |
Геометрические
фигуры. |
Работа
с учебником стр.
61-62. Использование слов: пара, оба, обе. |
Конкретизация
понятия, использование его в жизненных ситуациях. |
53. |
|
Понятия:
поровну, равно. |
Справа
– слева. Вверху
– внизу. |
Стр.64-65.
Использование знака = (равно). Количество предметов. |
Уровень
пространственных представлений. |
54. |
|
Понятия:
больше – меньше. |
Предметы
прямоугольной формы. |
Стр.
66. Знакомство со знаками, упражнения в их написании. Количество
предметов. |
Выявления
способности к конкретизации. Умение
соотносить количество и число. |
55. |
|
Сравнение
количества предметов |
Геометрические
фигуры. |
Стр.67-68.
Упражнения на сравнение. Поровну, равно. |
Установление
отношения больше, меньше, равно. |
56. |
|
Точка.
Линии. |
Бордюр
из точек и линий. |
Знакомство
с геометрическими понятиями: точка, линии (прямые и кривые). Назначение
линейки. Стр.69-70. |
Развитие
уровня графо-моторных навыков и пространственных
представлений. |
57. |
|
Прямые
и кривые линии. |
Длинный
– короткий. |
Распознавание
прямых и кривых линий /замкнутых и незамкнутых/ Обучение
владению линейкой. Стр.70-71. |
Диагностика
представлений о размерах предметов. |
58. |
|
Число
и цифра 3. Образование числа 3. |
Треугольник.
Построение по точкам |
Счет
предметов. Знакомство с цифрой 3, упражнения в ее написании. Практические
задания. Стр.72-73. Названия
насекомых. |
Нахождение
геометрической фигуры по отличительным признакам. |
59. |
|
Сказка
« Три медведя». |
Треугольник.
Построение по точкам. |
Употребление
слов «три, трое, третий». Соотнесение предметного множества, числа и цифры.
Стр. 74-75. |
Выявление
уровня словарного запаса. |
60. |
|
Числовой
ряд 1,2,3. Место числа 2 в числовом ряду. |
Длинный
– короткий. Бордюр
из длинных и коротких линий. |
Стр.
76-77. Счет предметов. Количество, число и цифра. Построение прямых линий.
Порядковые числительные. |
Умение
соотносить число, количество и цифру. |
61. |
|
Состав
числа 3. |
Прямая
линия. |
Заучивание
состава числа 3 из двух чисел. Практические работы стр.78-80. Числовой ряд. |
Развитие
графо-моторных навыков, Умение
использования линейки. |
62. |
|
Сравнение
чисел. |
Размеры
предметов: длина, ширина, высота. |
Выделение
большего и меньшего числа. Обучение записи неравенств. Соответствие
количества, числа и цифры. Стр. 80-81. |
Диагностика
представлений о размерах предметов. |
63. |
|
Сложение
чисел. |
Различение
предметов по цвету и форме. |
Обучение
записи примеров. Знак +. Решение и чтение примеров на сложение. Стр..82-83. |
Выявление
знаний об основных цветах. Диагностика
понимания смысла математического понятия «сложение». |
64. |
|
Вычитание
чисел. |
Прямые
линии. |
Обучение
записи примеров. Знак – (минус). Решение и чтение примеров на вычитание.
Стр.84. Большее,
меньшее число. |
Диагностика
понимания смысла математического понятия « вычитание». |
65. |
|
Решение
примеров на сложение и вычитание. |
Построение
прямых через одну точку. |
Решение
и запись примеров в «столбик». Выполнение практических заданий. Стр.85-86. |
Уровень
владения линейкой при вычерчивании прямых линий. |
66. |
|
Неравенства. Знаки
«больше – меньше» |
Построение
прямых через 2 точки в разных направлениях. |
Место
числа в числовом ряду. Запись неравенств в «столбик». Знакомство с правилами
орфографического режима. Стр.86. |
Ориентировка
на плоскости листа. Порядок
следования чисел в числовом ряду. |
67. |
|
Понятие
«Математическая задача». |
Прямые
линии. |
Знакомство
с элементами задачи: условие /числовые данные/, вопрос, решение, ответ.
Стр.87 Элементы
задачи. |
Развитие
графо-моторных навыков. |
68. |
|
Нахождение
суммы. |
Квадрат.
Построение по точкам (линейка). |
Решение
задачи на сложение. Обучение выбору действия и записи задачи. Стр.87-88. |
Нахождение
геометрической фигуры по отличительным признакам. |
69. |
|
Нахождение
остатка. |
Кривые
линии. |
Решение
задачи на вычитание. Обучение выбору действия и записи задачи. Стр.89. |
Дифференциация
прямых и кривых линий. Нахождение кривых линий в окружающем пространстве. |
70. |
|
Нахождение
суммы и остатка |
Узнавание
кривых линий на рисунке. |
Решение
задач на сложение и вычитание (устно и письменно). Стр.90-91. Элементы
задачи. |
|
71. |
|
Составление задачи по картинке и решению. |
Прямоугольник.
Построение по точкам (линейка) |
Понимание содержания задачи, выбор действия
и запись решения. Стр.88. |
Осмысление
выбора решения задачи. |
72. |
|
Составление
задач по готовому решению. |
Прямоугольник.
Построение по точкам (линейка) |
Понимание
смысла сложения или вычитания, случаи их применения. Составление условия
задачи. Стр. 90. Свойства
чисел в числовом ряду. |
Узнавание
геометрической фигуры по отличительным признакам. |
73. |
|
Число
и цифра 0. |
Прямые
и кривые линии |
Уточнение
понимания понятия «ноль». (Отсутствие остатка предметов). Выполнение
практических действий. Упражнения в записи цифры 0. Стр.92. Понятие
один – единица. Большее, меньшее число. |
Развитие
графо-моторных навыков. |
74. |
|
Нахождение
остатка, равного 0. |
Прямые
и кривые линии. |
Решение
и запись задач на вычитание. Стр.
93. |
Выполнение
орфографического режима, ориентировка на плоскости листа. |
75. |
|
Сложение
и вычитание чисел в пределах 3. |
Предметы,
имеющие геометрическую форму. |
Решение
примеров (карточки). Правильная
запись примеров. |
Умение
находить геометрические фигуры в окружающих предметах. |
76. |
|
Контрольное
задание. |
Изученные
геометрические формы. |
|
Проверка
усвоения геометрического материала. |
77. |
|
Анализ
и работа над ошибками. |
|
Коллективный
разбор допущенных ошибок и их исправление. |
|
78. |
|
Повторение.
Числовой ряд в пределах 3. |
Круг.
Обводка, штриховка. |
Свойства
чисел в числовом ряду. Знакомство со словами «последующее-предыдущее».
Сравнение чисел. |
Узнавание и называние геометрической фигуры
по отличительным признакам. |
79. |
|
Сложение
и вычитание в пределах 3. |
Конструирование
из счетных палочек. |
Решение
и запись примеров на сложение и вычитание. |
Развитие пространственных представлений. |
80. |
|
Повторение. Числовой
ряд 1, 2, 3. |
Геометрические
фигуры. Узнавание, называние. |
Свойства
чисел в числовом ряду, употребление слов: « последуюшее,
предыдущее». Состав чисел 2 и 3. |
Выявление
уровня понимания математических терминов. |
81. |
|
Сложение
и вычитание чисел в пределах 3. |
Прямая
линия. Построение с помощью линейки. |
Решение
и правильная запись примеров в столбик. Понятие «ломаная линия». |
Соблюдение
орфографического режима. Ориентировка
на плоскости листа. |
82. |
|
Основные
элементы арифметической задачи. |
Кривая
линия. Нахождение кривых линий. |
Составление
по картинке, решение и запись задачи. |
Отличительные
признаки задачи. |
83. |
|
Число
и цифра 4. |
Квадрат,
его свойства. Конструирование из 4 палочек. |
Знакомство
с цифрой 4, упражнения в ее написании. Образование числа 4. Выполнение
практических действий. Стр.99 -100. |
Развитие
пространственных представлений. |
84. |
|
Состав
числа 4. |
Прямоугольник,
его свойства. |
Место
числа 4 в числовом ряду. Соотнесение количества с цифрой. Заучивание состава
числа. Стр.101 – 103. |
Нахождение
сходства и различия в геометрических фигурах. |
85. |
|
Сравнение предметных множеств и чисел. |
Построение
прямоугольника по точкам. |
Закрепление
понятий «больше», «меньше», «поровну». Запись неравенств. Стр. 104 -108.
Числовой ряд 1, 2, 3. |
Развитие
графо-моторных навыков. |
86 |
|
Сложение
и вычитание в пределах 4. |
Конструирование
из счетных палочек. |
Практические
действия с предметами, составление и решение примеров. Стр. 109-111. |
Развитие пространственных представлений. |
87. |
|
Нахождение
суммы |
Графический
диктант. Стр. 111.№46. |
Составление
задачи на сложение по картинке. Решение и запись задачи. Решение примеров в
пределах 4. Стр. 112-114. |
Ориентировка на плоскости листа. |
88. |
|
Нахождение
остатка. |
Круг,
обводка, раскраска. |
Анализ
условия, решение и запись задачи на вычитание. Решение примеров «с окошком»
стр. 112, 115. Состав чисел 2,3,4. |
Развитие
графо-моторных навыков. |
89. |
|
Сложение
и вычитание в пр.4. |
Конструирование
из 4 палочек. |
Закрепление
умения решать и записывать решение примеров. Стр.116. Счет предметов. |
Выявление
умения комментировать предметно-практическую деятельность. |
90. |
|
Проверочная
самостоятельная работа. |
Овал,
обводка, раскраска |
Проверка
усвоения состава чисел 2,3,4, Место числа в числовом ряду. Решение примеров и
задачи. |
Выявление
уровня самостоятельности учащихся. |
91. |
|
Число
и цифра 5. Числовой ряд. |
Прямая
и кривая линии. |
Знакомство
с цифрой 5, упражнения в ее написании. Образование числа 5. Практические
действия. Стр.117-120. Порядковые числительные. Стр. 121,128. |
Развитие графо- моторных навыков. |
92. |
|
Состав
числа 5. Монеты: 5 копеек, 5 рублей. |
Прямоугольник,
его свойства. |
Соотнесение
количества, числа и цифры. Практические действия: разложение предметных
множеств на 2 группы. Стр. 121, 123,129. Число и цифра 0. |
Выделение
существенных признаков геометрической фигуры. |
93. |
|
Сравнение
предметных множеств и чисел. |
Конструирование
геометрических фигур. |
Работа
с учебником. Стр.124 -127. Запись неравенств. Стр. 127. Решение примеров в
пр.4 Стр.129-130. Состав числа. |
Развитие уровня воображения учащихся. |
94. |
|
Сложение
и вычитание в пределах 5. |
Построение
прямоугольника по точкам. |
Закрепление
понимания смысла сложения и вычитания, запись и решение примеров. Стр.
131-133. Сравнение чисел. |
Дифференциация
знаков + и – . |
95. |
|
Таблица
сложения в пределах 5. |
Графический
диктант. |
Решение
примеров и задачи. Заучивание таблицы сложения. Стр.133. |
Развитие
способности к запоминанию. |
96. |
|
Таблица
вычитания в
пределах 5 |
Прямые
линии. |
Составление
и заучивание таблицы вычитания. Стр.134. Решение задачи. Сравнение чисел. |
Развитие
графо-моторных навыков. |
97. |
|
Нахождение
суммы. |
Кривые
линии. |
Повторение
элементов арифметических задачи. Составление по картинке и запись решения.
Стр.135. Таблица сложения и вычитания. |
Понимание
условия и объяснение выбора решения задачи. |
98. |
|
Нахождение
остатка |
Треугольник,
его свойства. |
Анализ,
решение и запись задачи на вычитание. Стр.135. Решение примеров. Стр.135-136.
Порядковые числительные. Стр139. |
Понимание
условия и объяснение выбора решения
задачи. |
99. |
|
Сложение
и вычитание в пр.5. |
Построение
треугольника по точкам. |
Упражнения
в решении примеров. Стр.137. Решение задачи (нахождение суммы). Стр.138.
Состав чисел. |
Развитие
чертежных навыков, правильное использование линейки. |
100. |
|
Решение
примеров с неизвестным числом. |
Графический
диктант. |
Закрепление
знания таблицы сложения и вычитания. Стр.139. Решение задачи (нахождение
остатка) Стр. 138 |
Развитие
графо- моторных навыков. |
101. |
|
Нахождение
суммы и остатка. |
Овал,
обводка, штриховка. |
Составление
задачи по картинке, решение и запись. Стр.141,143. Сравнение количества
предметов. Стр.140. |
Объяснение
выбора решения задачи, понимание смысла математического действия. |
102. |
|
Сложение
и вычитание в пр.5. |
Геометрические
фигуры. |
Упражнения
в решении примеров и задач. Стр.142,144. Числовой ряд. |
Проверка
уровня самостоятельности при решении примеров. |
103. |
|
Контрольное
задание. |
Построение
знакомых геометрических фигур с помощью линейки. |
Проверка
умения решать примеры и задачи. Стр. 145-147. |
Соблюдение
орфографического режима .при записи примеров. Развитие
уровня чертежных навыков. |
104. |
|
Работа
над ошибками. |
|
Коллективный
разбор типичных ошибок, их исправление. Таблица сложения и вычитания. |
|
105. |
|
Число
и цифра 6. Числовой ряд. |
Конструирование
из палочек. |
Знакомство
с цифрой 6, упражнения в ее написании. Образование числа 6. Стр.148-150.
Свойства чисел в числовом ряду. |
Дифференциация
количественных и порядковых числительных. |
106. |
|
Состав
числа 6. |
Построение
прямых линий разной длины. |
Разложение
предметного множества и числа 6. Сравнение чисел. Стр.152-154. Числовой ряд
1-6. Стр.151 |
Развитие способности запоминания. |
107. |
|
Сравнение
предметных множеств и чисел. |
Кривые
линии. |
Упражнения
на сравнение. Стр.155-156. |
Выявления
уровня способности сравнивать, различать большее и меньшее количество. |
108. |
|
Сложение
и вычитание в пределах 6 |
Конструирование
из палочек знакомых геометрических фигур. |
Практические
действия и решение примеров на сложение и вычитание. Стр.157-158. Свойства
чисел в числовом ряду. |
Развитие
пространственных представлений. |
109. |
|
Переместительное
свойство сложения. |
Ломаная
линия. |
Решение
задач и примеров на сложение с опорой на наглядность. Стр.159. Заучивание
правила. Стр. 160-161. Таблица сложения. |
Выявление
уровня самостоятельности при решении задачи. |
110. |
|
Сложение
и вычитание в пределах 6. |
Моделирование
из геометрических фигур. |
Упражнения
в решении примеров. Стр. 162-163. Большее – меньшее число. |
Выявление
способности к моделированию. |
111. |
|
Решение
примеров с неизвестным числом. |
Графический
диктант. Стр.165. |
Упражнения
в решении примеров с пропуском числа. Стр. 164. Состав числа. |
Развитие
уровня внимания. |
112. |
|
Нахождение
суммы. |
Прямая
линия. |
Анализ
и решение задачи на сложение. Стр. 168. Решение примеров на сложение и
вычитание. Стр.166. Переместительное свойство сложения. |
Развитие
умения использования линейки при вычерчивании прямых линий. |
113. |
|
Нахождение
остатка. |
Конструирование
цифр из палочек. |
Анализ
и решение задачи на вычитание. Стр.167-168. Решение примеров (индивидуальные
карточки). Таблица вычитания. |
Понимание
смысла математических действий сложения и вычитания. |
114. |
|
Сложение
вида (2+1+1) |
Моделирование
из геометрических фигур. |
Знакомство
с примерами с несколькими слагаемыми, решение и запись. Стр.169-170. Состав
чисел 2-6. Повторение понятия «пара» Стр.170. |
Развитие
пространственных представлений. |
115. |
|
Вычитание
вида (6-1-2) |
Моделирование
из геометрических фигур. Стр.176. |
Знакомство
с примерами данного вида, решение и запись, Стр.171-172. Числовой ряд 1-6. |
Проверка
записи примеров в столбик, соблюдение орфографического режима. |
116. |
|
Сравнение
задач двух видов. |
Кривые
линии. |
Обучение
выбору действия при решении задач на сложение и вычитание. Решение примеров.
Стр. 174-175. Понятия «больше», «меньше» |
Проверка
овладения приемом сравнения. |
117. |
|
Число
и цифра 7. Числовой ряд 1-7. |
Конструирование
из 7 палочек. |
Знакомство
с цифрой 7, упражнения в ее написании. Соотнесение количества, числа и цифры.
Стр.177-179. |
Развитие
уровня воображения. |
118. |
|
Состав
числа 7. |
Построение
прямой линии. |
Разложение
предметного множества и чисел на 2 составляющие. Стр. 183-184. Сравнение
чисел Стр.182. Числовой ряд 1-7. |
Выявления
уровня способности к комментированию в предметно-практической деятельности. |
119. |
|
Сложение
и вычитание в пределах 7 |
Построение
прямой линии, проходящей через одну точку. Стр.194. |
Практические
действия с предметами, составление и решение примеров на + и - . Стр.184 –
185. |
Развитие
графо-моторных навыков. |
120. |
|
Нахождение
суммы. |
Построение
прямой через 2 точки. Стр.195. |
Составление
по картинке, анализ и решение задачи на сложение. Стр. 186.Упражнения в
решении примеров. Стр.187. Свойства чисел в числовом ряду. |
Выявление
способности элементарного анализа при выборе действия. |
121. |
|
Нахождение
остатка. |
Построение
прямых линий. Стр.196. |
Составление,
анализ и решение задачи на вычитание. Стр.186,190. Решение примеров.189,191.
Порядковые числительные. Стр.188. |
Проверка правильного оформления записи
математической задачи. |
122. |
|
Сложение и вычитание в пределах 7. |
Построение
прямых линий. Стр.196. |
Упражнения
в решении примеров на сложение и вычитание . Стр. 187, 190 и (инд. карточки).
Состав чисел 2-7. |
Проверка
способности запоминания |
123. |
|
Нахождение
суммы и остатка. |
Ломаная
линия. |
Сравнение
задач двух видов, выбор и объяснение решения. Стр. 191-193. Устное и
письменное решение задач. Свойства чисел в числовом ряду. |
Выделение
отличительных признаков геометрических фигур (линий). |
124. |
|
Административная
контрольная работа за 3 четверть. |
Изученный
ранее геометрический материал. |
Проверка
ЗУН учащихся по изученным темам. |
Контроль
усвоения изученного материала. |
125. |
|
Работа
над ошибками. |
Изученный
ранее геометрический материал. |
Анализ
контрольной работы, исправление типичных ошибок. |
|
126. |
|
Повторительно-обобщающий
урок. |
Изученный
ранее геометрический материал. |
Упражнения
в решении примеров и задач. Стр.192-193. |
Контроль
усвоения изученного материала. |
127. |
|
Повторение.
Числовой ряд 1 – 7. |
Прямая
и кривая линии. |
Свойства
чисел числового ряда, состав чисел 2-7. Упражнения в решении примеров.
Таблица сложения и вычитания. |
Проверка
усвоения последовательности чисел в числовом ряду. |
128. |
|
Число
и цифра. Место числа 8 в числовом ряду. |
Конструирование
знакомых геометрических фигур из 8 палочек. |
Знакомство
с цифрой 8, упражнения в ее написании. Соотнесение количества, числа и цифры.
Стр.197-199. Количественные и порядковые числительные. Стр.198 -198. |
Дифференциация
порядковых и количественных числительных. |
129. |
|
Состав
числа 8. |
Конструирование
из 8 палочек. |
Разложение
предметного множества и числа на 2 составляющие. Стр. 204. Заучивание состава
числа 8. Числовой ряд. |
Проверка
способности к запоминанию состава чисел первого десятка. |
130. |
|
Сложение
и вычитание в пределах 8 |
Моделирование
из геометрических фигур. |
Практические
действия с предметами, составление и запись примеров. Стр.205-206. Сравнение
чисел. Стр.202-203. |
Развитие
пространственных представлений. |
131. |
|
Нахождение
суммы. |
Треугольник,
его свойства. |
Анализ
и решение задачи на сложение. Стр.207. Упражнения в решении примеров.
Стр.206-207. Состав чисел. |
Выделение
существенных признаков геометрических фигур. |
132. |
|
Нахождение
остатка. |
Построение
треугольника по точкам. |
Анализ
и решение задачи на вычитание. Стр.207. Решение примеров с неизвестным
числом. Стр.208 Числовой ряд. |
Развитие
уровня графо-моторных навыков. |
133. |
|
Счет
по 2. Сложение и вычитание в пр.8. |
Виды
треугольников. |
Знакомство
со счетом по 2. Упражнения в решении примеров и задач. Стр.209 – 210. Понятие
«пара». Переместительное свойство сложения |
Проверка
уровня самостоятельности при выполнении заданий. |
134. |
|
Решение
примеров в 2 действия. |
Квадрат,
его свойства. |
Упражнения
в решении примеров и задачи. Стр. 212-213. Счет по 2. |
Выделение
существенных признаков геометрической фигуры. |
135. |
|
Решение
примеров с неизвестным числом. |
Графический
диктант. Стр. 213. |
Упражнения
в решении сложных примеров, объяснение выбора действия. Стр.212. Числовой ряд
1-8. |
Проверка
уровня внимания, пространственной ориентировки. |
136. |
|
Нахождение
суммы и остатка. |
Построение
квадрата по точкам |
Сравнение
2 видов задач (устно). Составление по картинке и готовому решению, запись.
Стр. 214-215. Состав числа 8. |
Проверка
правильности решения и записи математической задачи после коллективного
разбора. |
137. |
|
Нахождение
суммы и остатка. |
Моделирование
из геометрических фигур. |
Упражнения
в решении задач и примеров. Стр.214,216. Сравнение чисел. |
Выявление уровня способности
к моделированию. |
138. |
|
Контрольное
задание. Стр.219-221. |
Изученный
ранее геометрический материал. |
Проверка
усвоения пройденного. |
Контроль
усвоения изученного материала. |
139. |
|
Работа
над ошибками. |
|
Коллективный
разбор и исправление типичных ошибок. Инд. работа. Таблица сложения и
вычитания. |
|
140. |
|
Число
и цифра 9. Числовой ряд 1-9. |
Прямоугольник,
его свойства. |
Знакомство
с цифрой 9, упражнения в ее написании. Соотнесение количества, числа и цифры.
Стр.222-223. Количественные и порядковые числительные. |
Выделение
отличительных признаков геометрических фигур. |
141. |
|
Состав
числа 9. |
Построение
прямоугольника по точкам. |
Разложение
предметного множества и числа на 2 составляющие. Стр. 227. Заучивание состава
числа 9. Числовой ряд 1-9. Стр. 224-225. |
Развитие
графо-моторных навыков. |
142. |
|
Сложение
и вычитание в пределах 9. |
Круг,
обводка, раскраска. |
Практические
действия с предметами. Составление и решение примеров на + и – . Стр.228-229.
Сравнение чисел. Прямой и обратный счет. |
Выявление
уровня способности к комментированию в предметно-практической деятельности. |
143. |
|
Нахождение
суммы. |
Понятие:
геометрические тела. |
Составление
задачи по картинке, решение и запись. Стр. 236. Упражнения в решении
примеров. Стр.233. Элементы задачи. |
Дифференциация
плоскостных фигур и объемных геометрических тел. |
144. |
|
Нахождение
остатка. |
Сравнение:
круг, шар. |
Составление
задач по картинке и готовому решению /устно/. Запись 1 задачи. Стр.236.
Математический диктант. Стр.238. Состав чисел. |
Выявление
уровня понимания словесной инструкции. |
145. |
|
Сравнение
задач двух видов. |
Сравнение:
прямоугольник, брус. |
Упражнения
в решении задач на сложение и вычитание. Объяснение выбора решения. Стр.239
Решение примеров. Стр. 235. Состав числа 9. |
Проверка умения находить
сходство и различие. |
146. |
|
Сложение
и вычитание в пр.9. |
Сравнение:
квадрат, куб. |
Упражнения
в решении примеров и задач. Стр.233. Свойства чисел в числовом ряду. |
Проверка
умения выделять отличительные признаки. |
147. |
|
Самостоятельная
работа |
Геометрические
тела. |
Проверка
умения решать примеры и задачи. Таблица сложения и вычитания. |
Проверка
уровня самостоятельности, темпа при выполнении работы. |
148. |
|
Число
10. Числовой
ряд 1-10. |
Геометрические
тела. |
Упражнения
в написании числа 10. Соотнесение количества и числа. Понятие «десяток».
Стр.241-243. Прямой и обратный счет. Большее – меньшее число. |
Применение приема материализации – т.е
умения применять математическое понятие в жизненной ситуации. |
149. |
|
Сравнение
чисел. Запись неравенств. |
Предметы,
имеющие форму шара. |
Свойства
чисел в числовом ряду. Сравнение чисел. Стр.245-247. |
Умение
находить тела шарообразной формы в окружающем мире. |
150. |
|
Состав
числа 10. Монета 10 копеек, 10 рублей. |
Предметы,
имеющие форму бруса. |
Разложение
предметного множества и числа на 2 составляющие. Заучивание состава числа 10.
Стр.248-249. Меры стоимости. |
Дифференциация
понятий «монета» и «копейка» |
151. |
|
Сложение
и вычитание в пределах 10. |
Предметы,
имеющие форму куба. |
Упражнения
в составлении и решении примеров на + и – . Стр. 250-251. |
Проверка
уровня самостоятельности при выполнении задания. |
152. |
|
Нахождение
суммы. |
Конструирование
из счетных палочек. |
Анализ
и решение задач на сложение. (Устно и письменно). Объяснение выбора действия.
Стр.252. Решение примеров. Состав числа 10. |
Развитие мелкой моторики и пространственных
представлений. |
153. |
|
Нахождение
остатка. |
Построение
прямых через 1 точку. |
Анализ
и решение задач на вычитание. Стр. 251 – 252. Решение примеров. |
Диагностика
овладения чертежными навыками. |
154. |
|
Сложение
и вычитание в пределах 10. |
Построение
прямой через 2 точки. |
Упражнения
в составлении и решении примеров. Решение задач. Стр.253 -255. Порядковые и
количественные числительные. |
Проверка
умения правильно вести записи в тетради с соблюдением орфографического режима. |
155. |
|
Сравнение
задач двух видов. |
Конструирование
из палочек. |
Устное
и письменное решение задач, объяснение выбора решения. Стр. 256. Состав числа
10. |
Проверка
уровня долговременной памяти / состав чисел первого десятка / |
156. |
|
Примеры
в 2 действия. |
Геометрические
фигуры. |
Использование
счетов при решении примеров в 2 действия. Стр. 258. Решение задачи на
сложение. Стр.259. Свойства чисел в числовом ряду. |
Проверка
способности к комментированию в предметно-практической деятельности. |
157. |
|
Сложение
в пределах 10. |
Геометрические
тела. |
Составление
и решение примеров и задачи на сложение. Стр.260-261. Состав чисел 3.4.5. |
Контроль
усвоения понятий «геометрические тела и фигуры» |
158. |
|
Вычитание
в пределах 10 |
Кривые
линии. |
Составление
и решение примеров и задачи на вычитание. Стр. 260-261. Состав чисел 6,7,8,9.
Стр.262. |
Выполнение
орфографического режима при выполнении записи примеров и задачи. |
159. |
|
Нахождение
суммы и остатка |
Прямая
линия. |
Составление
задачи по картинке и готовому решению. Стр.263. Свойства чисел в числовом
ряду. |
Развитие
навыка использования линейки. |
160. |
|
Решение
примеров с неизвестным числом. |
Моделирование
из геометрических фигур. |
Упражнения
в решении примеров и задач. Стр.263-264. Состав чисел 5-10. |
Развитие
пространственных представлений. |
161. |
|
Контрольная
работа за год |
Построение
кривых и прямых линий. |
Проверка
ЗУН учащихся по изученным темам. |
|
162. |
|
Работа
над ошибками. |
Построение
кривых и прямых линий. |
Анализ
и исправление типичных ошибок. |
|
163. |
|
Повторение.
Числовой ряд
1-10. Сравнение чисел. |
Размеры
предметов. Стр.269 |
Свойства
чисел в числовом ряду. Запись неравенств. Стр.268 -269. Таблица сложения и
вычитания. Стр.265. |
Проверка
усвоения закономерности числового ряда, понятий «последующее» и «предыдущее»
число |
164. |
|
Состав
чисел 1-10. |
Моделирование
из геометрических фигур. |
Проверка
знания числа из 2 слагаемых (наизусть). Практические действия. Стр.272-274. |
Проверка
уровня запоминания состава чисел. |
165. |
|
Сложение и вычитание в пределах 10. |
Конструирование
из счетных палочек. |
Упражнения
в решении примеров и задач. Стр.275-277. Таблица сложения и вычитания. Состав
чисел 5-10. |
Развитие
пространственных представлений. |
166. |
|
Решение
примеров с неизвестным слагаемым. |
Построение
прямых линий через одну точку. |
Стр.278-282.
Таблица сложения и вычитания. Состав чисел 5-10. |
Понимание
смысла математических действий сложения и вычитания. |
167. |
|
Решение
примеров с неизвестным вычитаемым и уменьшаемым (без называния терминов) |
Построение
отрезков заданной длины. |
Состав
чисел 2-10. |
Взаимосвязь
действий сложения и вычитания. |
168. |
|
Сложение
и вычитание в пределах 10 |
Построение
по точкам с помощью линейки знакомых геометрических фигур. |
Таблица
сложения и вычитания. |
Развитие
уровня чертежных навыков. |
169. |
|
Увеличение
и уменьшение чисел на 1 или несколько единиц. |
Увеличение
и уменьшение отрезков на 1 см. |
Числовой
ряд 1-10, 10-1. |
Понимание
отношения чисел в ряду. |
170. |
|
Повторительно-обобщающий
урок. |
Конструирование
из палочек знакомых геометрических фигур. Построение
бордюров. «Геометрический»
диктант. |
Дидактическая игра «Числа вокруг нас».
Состав чисел 5-10. |
Понимание
смысла математических действий сложения и вычитания. Развитие
пространственных представлений. Развитие пространственных представлений. |