Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Переславль-Залесская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:

deti @ deti. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________20___ года

Директор школы: ___________________

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Математика» во 2 классе

______ учебный год

 

 

 

 

 

Учителя начальных классов

___________________________
Пояснительная записка

Математика готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.

Процесс обучения математике связан с решением таких задач как:

- развитие и коррекция познавательной деятельности, личностных качеств ребенка;

- воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность и осуществлять контроль.

Обучение материалу должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами. Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план.

В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных ситуаций.

Ведущие методы:

-   демонстрация,

-   наблюдение,

-   упражнение,

-   беседа,

-   работа с учебником,

-   экскурсия,

-   самостоятельная работа.

     Формы работы:

-   фронтальная,

-   индивидуальная,

-   дифференцированная,

-   самостоятельная.

В каждом классе есть учащиеся, которые усваивают программу не в полном объеме и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Такие ученики занимаются по индивидуальной программе, составленной учителем в соответствии с возможностями ребенка.

В соответствии с учебным планом урок математики во 2 классе проводится 5 раз в неделю, что составляет 170 часов в год. Обучение проходит по следующим разделам:

1) Устная и письменная нумерация чисел в пределах 20.

2)      Арифметические действия: сложение и вычитание чисел в пределах 20.

3)      Числа, полученные при измерении; соотношения между ними; сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

4)      Арифметические задачи:

- на увеличение и уменьшение на несколько единиц;

- на нахождение суммы;

- на нахождение остатка;

- составные арифметические задачи.

5)      Деление предметных совокупностей на две равные части.

6)   Часы, меры времени,

7)    Геометрический материал:                             

- прямая, луч, отрезок;

- меры длины (сантиметр, дециметр);

- углы (виды, сравнение, построение),

- четырехугольники.

Учебник: Хилько А.А. Математика. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2006; Эк В.В. Математика учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2001.

Учащиеся должны знать:

- счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;

- таблицу состава чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;

- названия компонента и результатов действий сложения и вычитания;

- математический смысл выражений «больше на», «меньше на», «столько же»;

- различие между прямой, лучом, отрезком;

- элементы угла, виды углов;

- элементы четырехугольника (квадрат, прямоугольник);

- элементы прямоугольника.

 Учащиеся должны уметь:

- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;

- решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задач;

- узнавать, называть, чертить отрезки, углы – прямой, тупой, острый;

- чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;

- определять время по часам с точностью до 1 часа.

Тематическое планирование уроков  математики во 2 классе (170 ч)


п/п

Наименование раздела

Всего часов

Контрольные работы

1.

Первый десяток. Повторение

14 ч

1

2.

Увеличение, уменьшение числа на несколько едини

29 ч

2

3.

Нумерация чисел 11-20. Состав чисел 11-20 из десятков и единиц.

35 ч

2

4.

Сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток

31 ч

2

5.

Счет равными числовыми группами. Деление предметных совокупностей на две равные части.

11 ч

1

6.

Сложение однозначных чисел с переходом через разряд в пределах 20.

20 ч

1

7.

Вычитание однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток.

13 ч

1

8.

Геометрический материал. Числа, полученные при измерении одной мерой стоимости, длины, массы, времени.

17 ч

1

 

 

170

11

Поурочное планирование уроков математики во 2 классе (170 ч)

 

п/п

Тема урока

Геометрический материал

Приложение

Контрольные и диагностические материалы

1.

Устная и письменная  нумерация чисел в пределах 10.

Прямая и кривая линии. Построение произвольных прямых

Названия и обозначения чисел от 1 до 9

Владение прямым и обратным счетом в пр.10.

 

2.

Свойства чисел в числовом ряду. Порядковые числительные.

Квадрат.  Предметы, имеющие форму квадрата

Отложи на счетах

4, 3, 8, 1, 6, 9, 7

Математический диктант «Обозначения чисел от 1 до 9»

3.

Образование чисел первого десятка.

Прямоугольник. Предметы, имеющие форму прямоугольника.

Прямой и обратный счет

1……………………………….10

10………………………………1

Понятия: «предыдущее», «последующее» число.

4.

Свойства числового ряда, состав чисел.

Прямоугольник. Предметы, имеющие форму прямоугольника

Работа со счетами.

Прямой и обратный счет.  Владение знаками <, >, =.

5.

Сложение и вычитание в пределах 10.

Круг. Предметы, имеющие форму круга

Счет по одному и равными группами по 2, 3

Математический диктант «Сложение и вычитание в пределах 10».

6.

Сравнение и уравнение предметных множеств.

Квадрат и прямоугольник (сходства, различия)

Счет предметов, отвлеченный счет

Владение знаками <, >, =. Решение неравенств.

7.

Административная контрольная работа  (материал контрольной  работы за 1 класс)

Знакомые геометрические фигуры, изученные в 1 классе.

 

Цель: проверка прочности усвоения учащимися программного материала по математике за 1 класс.

8.

Работа над ошибками. Решение примеров и задач на  «+» и  «-»

Выполнение упражнений с моделями геометрических фигур.

Место числа в числовом ряду

Сложение и вычитание  в пр.10  - составление и решение примеров.

9.

Число 0 как слагаемое. Знаки «+»,  «-»

Построение прямых через одну точку

Количественные и порядковые числительные.

 

10.

Сложение и вычитание в пределах 10. Решение наглядных задач по учебнику

Построение прямых линий через две точки

Соответствие количества, числительного, цифры

Владение знаками <, >, =.

11.

Сложение и вычитание в пределах 10

Построение прямых линий

Числа соседи

 

Математический диктант «Сложение и вычитание в пределах 10»

12.

Решение текстовых задач на нахождение суммы

Куб, предметы формы куба

Дополни до 10

 

Составление и решение неравенств.

13.

Решение текстовых задач на нахождение остатка

Брус, предметы, имеющие форму брус

Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно

Проверочная работа «Решение простой арифметической задачи».

14.

Переместительное свойство сложения. Число и цифра 0.

Построение геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник)

Десять единиц – один десяток

Математический диктант «Число 0 как компонент сложения»

15.

Увеличение числа на несколько единиц

Графический диктант

Состав чисел первого десятка из двух слагаемых

Математический диктант «Таблица сложения»

16.

Название компонентов и результата сложения.

Измерение длины и ширины предметов

Приемы сложения.

Самостоятельное решение примеров на увеличение числа на несколько единиц.

17.

Решение и составление текстовых задач на нахождение суммы и остатка

Измерение длины и ширины предметов

Приемы вычитания

Проверочная работа «Решение простой арифметической задачи».

18.

Название компонентов и рез-та вычитания.

Выделение геометрических фигур из рисунка

Счет от заданного числа до заданного

Знание компонентов сложения. Самостоятельное составление примеров на сложение.

21.

Счет равными числовыми группами.

Выполнение упражнений с моделями геометрических фигур.

Присчитывание, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5

Названия компонентов сложения и вычитания.

Д.и. «Назови знакомые геометрические фигруры».

22.

Переместительное свойство сложения. Решение и составление задач по краткой записи

Построение из геометрических фигур предметов

Место числа в числовом ряду

Математический диктант «Числовой ряд».

23.

Операции с предметными множествами (больше, меньше, столько же…)

Моделирование геометрических фигур в различных пространственных положениях.

Прямой и обратный счет

 

Владение знаками <, >, =. Решение неравенств.

24.

Решение и составление текстовых арифметических задач, содержащих отношения «больше на»

Измерение отрезков, сравнение длин отрезков

Числа соседи

Составление и решение примеров.

25.

Решение и составление текстовых арифметических задач, содержащих отношение «меньше на».

Построение отрезков заданной длины (короче, длиннее)

Состав чисел первого десятка из двух слагаемых

Математический диктант «Состав чисел первого десятка».

25.

Сравнение и решение задач различного вида.

Отрезок, луч, (сходство, различие)

Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно

Назвать число больше (меньше) заданного на 1.

26.

Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел в пределах 10»

 

 

Цель: проверка усвоения учащимися таблицы сложения и вычитания в пределах 10

27.

Работа над ошибками. Решение примеров и задач

Выделение отрезков из рисунков

Приемы сложения и вычитания

 

28.

Мера времени. Сутки. Режим дня школьника.

Графический диктант

Состав чисел первого десятка из двух слагаемых

Практическая работа с макетом часов.

29.

Мера времени. Части суток.

Моделирование из геометрических фигур.

Таблица состава чисел в пределах 10, её использование при выполнении вычитания

Основные меры времени.

30.

Единицы измерения длины «сантиметр»

Измерение отрезков с точностью до сантиметра

Название компонентов сложения

Практическая работа по измерению длинны предметов.

31.

Единицы измерения длины «дециметр».

Запись результата измерения отрезков.

Название компонентов вычитания

Математический диктант «Сложение и вычитание в пределах 10»

32.

Единицы измерения длины (закрепление)

Соединение точек отрезком

Десять единиц – один десяток

Названия  частей суток.

Соотношения единиц измерения -  см, дм.

33.

Свойства чисел натурального ряда (образование, состав).

Четырехугольники, квадрат

Присчитывание , отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5

Математический диктант «Таблица сложения».

34.

Структура задач (составление, решение).

Точка, линия. Построение отрезков

Работа со счетами.

 

35.

Связь сложения и вычитания

Выделение геометрической формы предметов (аппликация)

Место числа в числовом ряду.

Математический диктант «Сравнение чисел».

36.

Название компонентов и результатов действий

Круг, шар

Прямой и обратный счет

 

Составление и решение примеров.

37.

Переместительное свойство сложения. Решение примеров

 

Графический диктант

Дополни до 10

 

 

38.

Решение текстовых арифметических задач

Определение геометрической формы предметов

Приемы сложения и вычитания

Проверочная работа «Решение простой арифметической задачи».

39.

Контрольная работа за I четверть

 

 

Цель: проверка уровня знаний и умений учащихся, полученных ими на конец I четверти

40.

Работа над ошибками. Числовой ряд в пределах 10

Построение отрезков заданной длины

Таблица состава чисел в пределах 10, её использование при выполнении вычитания

 

41.

Счет равными числовыми группами

Геометрические фигуры в знаках дорожного движения

Сравнение чисел. Установление отношения больше, меньше, равно

Математический диктант «Сравнение чисел»

42.

Решение задач, содержащих отношения «больше на», «меньше на»

Моделирование (пространственное) из геометрических фигур

Название компонентов сложения Название компонентов сложения

Владение знаками <, >, =. Решение неравенств.

43.

Решение примеров в 2 действия

 

Предметы круглой формы

Название компонентов вычитания

 

44.

Решение простых и комбинированных примеров

Предметы квадратной формы

Работа со счетами

Математический диктант «Сложение и вычитание в пределах 10»

45.

Решение задач жизненно-практического содержания

Моделирование из геометрических фигур

Дополни до 10.

Проверочная работа «Решение простой арифметической задачи».

46.

Решение задач на состав числа 10. Соотношение 1 дес. = 10 ед.

Построение отрезка длиной 10 см. Соотношение 10см =1 дм.

Счётные палочки, счёты.

Д.и. «Дополни до 10».

47.

Число 11: образование, запись, порядковые числительные

Работа с монетами 10 к. и 1 к., 10 р. и 1 р. Купюра 10 р.

Пучок счётных палочек и одна палочка.

Решение примеров с пропущенными компонентами на основе разрядного строения числа 11.

48.

Образование числа 12 (10+2)

Работа с деньгами: 10 р. и 2 р.

Счётные палочки и счёты.

Составление примеров на основе разрядного строения числа.

49.

Образование числа 12 (11+1)

Построение отрезков, длиннее (короче) данного.

Счётные палочки и счёты.

Сравнение чисел 10, 11, 12. Знаки <, >, =.

50.

Числовой ряд 1-12, 12-1.

Построение отрезков 10 см, 11 см, 12 см. Отработка соотношения 10 см = 1 дм.

Числовой ряд.

Свойства числового ряда, сравнение чисел. Прямой и обратный счёт.

51.

Образование числа 13 (10+3). Решение примеров и задач.

Дополнение длины отрезка до заданной.

Счётные палочки и счёты.

Разрядная таблица.

Решение примеров с пропущенными компонентами.

52.

Образование числа 13 (12+1).

Времена года. Увеличение длины полоски до заданной.

Счётные палочки и счёты.

Разрядная таблица.

Сравнение чисел 11, 12, 13. Решение примеров 13-1, 12+1.

53.

Образование числа 14 (10+4). Числа однозначные и двузначные.

Размен монет: 10р. + 2р. + 2р. = 10р. + 1р.+ 1р. + 1р. + 1р.

Счётные палочки и счёты.

Разрядная таблица.

Решение примеров и задач, основанных на десятичном составе числа 14.

54.

Образование числа 14 (13+1).

Конструирование из геометрических фигур.

Числовой ряд, счётные палочки, разрядные таблицы.

Свойства числового ряда, сравнение чисел.

55.

Сложение и вычитание в пределах 14, основанное на свойствах числового ряда и десятичном составе чисел.

Луч, прямая, отрезок (сравнение).

 

Порядковый счёт. Решение примеров с пропущенными числами.

56.

Образование числа 15 (10+5). Решение задач на нахождение суммы и остатка, их сравнение.

Размен монет: 15 р. = 10р. + 5 р. = 10р. + 1р. + 1р. + 1р.+1р.+1р.

Числовой ряд, счётные палочки, разрядные таблицы.

Математический диктант «Числа 11-15».

57.

Образование числа 15 (14+1)

Сравнение полосок по длине.

Числовой ряд. Составление задачи по примеру и рисунку.

Числовой ряд 1 – 15, 15 – 1. равнение чисел. Свойства числового ряда.

58.

Сложение и вычитание в пределах 15, основанное на свойствах числового ряда и разрядном строении числа.

Неделя – 7 суток. Порядок дней недели.

Числовой ряд, разрядная таблица, счётные палочки.

Свойства числового ряда 1 – 15. Десятичный состав чисел 11 – 15.

59.

Контрольная работа. Сложение и вычитание в пределах 15, основанное на десятичном составе чисел 11-15 и свойствах числового ряда.

 

 

 

60.

Работа над ошибками.

Построение отрезка на несколько сантиметров больше (меньше) данного.

 

Решение примеров на сложение и вычитание. Решение задач на нахождение суммы и остатка.

61.

Образование числа 16 (10+6)

Измерение длины и ширины различных предметов.

Составление задач по рисунку.

Количественные и порядковые числительные. Решение примеров с пропущенными компонентами.

62.

Образование числа 16 (15+1). Решение простых арифметических задач, содержащих сравнения «больше на», «меньше на», их сравнение.

Построение геометрических фигур (квадрата, прямоугольника, треугольника) по точкам.

Числовой ряд, разрядная таблица, счётные палочки.

Свойства числового ряда. Сравнение чисел.

63.

Образование числа 17 (10+7)

Линии: прямая, кривая, ломаная. Построение прямых линий, различно расположенных (вертикально, наклонно, горизонтально).

Числовой ряд, разрядная таблица, счётные палочки, счёты.

Десятичный состав чисел 11-17. Математический диктант «Образование двузначных чисел из одного десятка и нескольких единиц»

64.

Образование числа 17 (16+1). Составление и решение задачи (в 2 действия) из двух простых задач.

Взаимное расположение точки и прямой. Слова, уточняющие пространственные расположения (справа, слева, выше, ниже, на, ближе, дальше, между).

Числовой ряд.

Называние компонентов сложения и вычитания. Математический диктант «Увеличение и уменьшение чисел на 1». Числовой ряд. Сравнение чисел.

65.

Сложение и вычитание в пределах 17. Решение составной арифметической задачи, включающей две простые на нахождение суммы и остатка.

Выделение отрезков в рисунках предметов.

Числовой ряд, счётные палочки.

Самостоятельное решение примеров.

66.

Образование числа 18 (10+8). Части задачи.

Работа с деньгами. Набор нужной суммы в рублях. Монеты и купюра 10 р.

Пучки и отдельные счётные палочки. Счёты, разрядные таблицы.

Решение примеров с пропущенными компонентами.

67.

Образование числа 18 (17+1).

Классификация. Выделение лишнего.

Числовой ряд. Счётный материал.

Последовательность чисел в числовом ряду. Увеличение, уменьшение чисел на 1. Сравнение чисел.

68.

Образование числа 19 (10+9).

Конструирование из геометрических фигур.

Пучки и отдельные счётные палочки. Счёты, разрядные таблицы.

Математический диктант «Образование чисел 11 – 19 из десятков и единиц».

69.

Образование числа 19 (18+1). Сравнение чисел.

Геометрические тела: куб, брус, шар. Соотношение с реальными предметами.

Числовой ряд.

Увеличение, уменьшение чисел на 1.

70.

Решение составной задачи, включающей две простые на нахождение суммы и остатка.

Геометрические тела: куб, брус, шар. Соотнесение с геометрическими фигурами. Сравнение по размеру.

Счётные палочки, счёты, разрядные таблицы.

Самостоятельное решение примеров на основе разрядного строения чисел 11-19

71.

Образование числа 20 (10+10). Понятие: два десятка. Сравнение чисел 10 и 20, 20 и 2.

Работа с деньгами. Составление суммы из купюр и монет: 20 к. = 10к.+10к.; 20 р.=10 р.+10р.

Счётные палочки, счёты, разрядные таблицы.

Место десятков и единиц в двузначном числе. Числа однозначные и двузначные.

72.

Образование числа 20 (19+1)

Размен монет. Работа с деньгами.

Числовой ряд 1-20.

Последовательность чисел в числовом ряду. Сравнение чисел.

73.

Сложение и вычитание в пределах 20, основанное на десятичном составе чисел 11-20.

Построение отрезка, длиннее (короче) данного.

Счётные палочки, счёты, разрядные таблицы.

Самостоятельное решение примеров.

74.

Сложение и вычитание в пределах 20, основанное на свойствах числового ряда.

Построение отрезка, длиннее (короче) данного.

Числовой ряд 1-20.

Самостоятельное решение примеров.

75.

Сложение и вычитание в пределах 20, основанное на десятичном составе чисел 11-20 и свойствах числового ряда.

Увеличение, уменьшение длины полоски.

Числовой ряд, счётные палочки, счёты.

Составление примеров по словесной записи. Соотнесение слов «увеличь», «уменьши» с математическим действием.

76.

Решение двуступенчатых примеров, основанных на десятичном составе чисел и свойствах числового ряда.

Измерение размеров предметов. Запись результатов измерений (см, дм)

Числовой ряд, счётные палочки, счёты.

Арифметический диктант.

77.

Меры длины: см, дм. Их соотношение. Сравнение чисел, полученных при измерении одной мерой длины.

Измерение размеров различных предметов в см, дм. Запись результатов измерений. Сравнение предметов по длине.

Меры длины: 1 см, 1 дм. Линейки.

Сравнение нескольких величин самостоятельно.

78.

Решение составной задачи. Части задачи.

Выделение геометрических фигур в рисунках предметов.

Счётные палочки. Числовой ряд.

Решение примеров на сложение с пропущенными компонентами на основе разрядного строения чисел и свойств числового ряда.

79.

Контрольная работа за четверть. Сложение и вычитание чисел на основе разрядного строения чисел 11-20 и свойств числового ряда.

 

 

 

80.

Работа над ошибками.

 

 

 

81.

Составление и решение задачи по краткой записи.

Неделя – 7 суток. Называние дней недели.  Дни учебные и выходные.

Счётные палочки. Числовой ряд.

Решение примеров на вычитание с пропущенными компонентами на основе разрядного строения чисел и свойств числового ряда.

82.

Составление задачи по картинке и примеру.

Работа с деньгами.

Счётные палочки. Числовой ряд.

Самостоятельное решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20 изученных видов.

83.

Угол. Элементы угла: вершины. Стороны. Виды углов. Прямой угол.

Выделение углов на рисунках. В окружающих предметах. Построение различных углов в тетради с помощью линейки. Построение прямого угла по клеточкам в тетради.

Чертёжные линейки, угольники. Модель раздвижного угла.

Выделение прямого угла из совокупности данных.

84.

Увеличение двузначных чисел на несколько единиц (12+3).

Вычерчивание прямых углов с помощью чертёжного угольника на нелинованной бумаге.

Счётные палочки, разрядные таблицы.

Таблица сложения. Называние компонентов сложения.

85.

Решение составных задач в два действия, включающих отношение «больше на…»

Острый угол. Сравнение с прямым углом. Моделирование из палочек. Выделение из совокупности других углов.

 

Самостоятельное решение примеров на увеличение чисел на несколько единиц.

86.

Сравнение пар примеров: 2+7, 12+7. Анализ результатов сложения.

Вычерчивание острых углов на бумаге в клетку. Сравнение с прямым углом.

Счётные палочки, разрядные таблицы.

Состав чисел 2-9.

87.

Практическое использование переместительного закона сложения при решение примеров.

Тупой угол. Сравнение с прямым. Моделирование из палочек. Выделение из совокупности.

 

Самостоятельное решение примеров вида 12+7.

88.

Вычитание однозначного числа из двузначного типа 19-5.

Вычерчивание тупых углов на бумаге в клетку.

Счётные палочки, разрядные таблицы.

Состав чисел 2-9 из двух однозначных. Называние компонентов вычитания.

89.

Сравнение пар примеров на вычитание: 6-3, 16-3. Анализ результатов вычитания.

Построение острых и тупых углов на нелинованной бумаге.

 

Самостоятельное решение примеров типа 16-3.

90.

Решение составных задач, включающих отношение «меньше на»

Построение углов на нелинованной бумаге.

Счётные палочки, счёты.

Решение простой задачи, содержащей отношение «меньше на…».

91.

Составление примеров на сложение по словесной инструкции.

Выделение углов в геометрических фигурах (треугольник, квадрат, прямоугольник).

 

Соотношение понятия «больше на…», «меньше на…» с арифметическими действиями.

92.

Составление и решение примеров на вычитание по словесной инструкции.

Размен денег. Прямоугольник (свойства, особенности, построение)

 

Самостоятельное решение простых задач.

93.

Дополнение   числовых выражениях знаками  плюс и минус.

Размен денег. Элементы прямоугольника, квадрата.

Квадраты, прямоугольники, линейки.

Самостоятельное решение примеров.

94.

Контрольная работа по теме: «Сложение и вычитание чисел  вида 16+3, 16-3»

 

 

Цель: проверка умения выполнять сложение и вычитание чисел в пределах второго десятка без перехода через разряд

95.

Работа над ошибками.

 

Работа с моделью часов

 

96.

Дополнение двузначных чисел до 20. Составление задач по данному числовому выражению.

Измерение размеров прямоугольников.

Счётные палочки, разрядные таблицы, счёты.

Состав числа 10 из двух однозначных.

97.

Практическое использование переместительного закона сложения в решении примеров.

Треугольник. Выделение элементов треугольника: вершин, сторон. Углы треугольника.

 

Самостоятельное решение примеров вида 17+3. Называние элементов треугольника.

98.

Вычитание однозначных чисел из 10, 20. Сравнение результатов.

Измерение сторон треугольников.

Счётные палочки, разрядные таблицы, счёты.

Математический диктант «Вычитание однозначных чисел из 10»

99.

Решение примеров вида 16+4, 20-4. Взаимосвязь сложения и вычитания.

Построение треугольников по заданным вершинам. Сравнение по размеру.

 

Самостоятельное решение простой арифметической задачи.

100.

Решение примеров с пропущенным компонентом. Сравнение простых и составных задач.

Выделение геометрических фигур в рисунках предметов.

 

Математический диктант «Дополнение чисел до 10, вычитание из 10»

101.

Нахождение разности двузначных чисел вида 16-12.

Практические упражнения в размене денег.

Счётные палочки, разрядные таблицы, счёты.

Разрядное  строение двухзначных чисел. Место десятков и единиц.

102.

Составление примеров по схемам. Составление задач по рисункам и примерам.

Практические упражнения в размене денег.

 

Самостоятельное решение примеров вида 16-12.

103.

Дополнение простых задач до составных.

Размен денег.

 

Математический диктант «Таблица вычитания»

104.

Вычитание двузначного числа из 20 (20-13).

Дидактическая игра «Магазин»

Счётные палочки, разрядные таблицы, счёты.

Состав числа 10.

105.

Анализ и решение примеров вида:

20-7

20-17

Геометрические тела: куб, брус, шар. Сравнение по размерам. Конструирование.

Счётные палочки, разрядные таблицы, счёты. Таблицы состава числа 10.

Самостоятельное решение примеров.

106.

Взаимосвязь сложения и вычитания.

Сравнение предметов по размеру. Измерение длины и ширины предметов.

 

 

107.

Решение примеров с пропущенными слагаемыми.

Сравнение предметов по толщине и высоте.

Таблицы состава чисел 2-10.

Математический диктант «Разрядное строение чисел 11-20».

108.

Решение примеров с пропущенным компонентом вычитания.

Закрепление пространственных ориентировок относительно себя.

Счётные палочки.

Самостоятельное решение примеров на вычитание.

109.

Решение двухступенчатых примеров.

Закрепление пространственных ориентировок на листе бумаги.

Счётные палочки, таблицы состава чисел 2-10.

Графический диктант.

110.

Решение составных задач.

Сравнение предметов по тяжести. Единица измерения массы – кг.

 

Сложение и вычитание в пределах 10 (диктант)

111.

Решение примеров и задач, содержащих 0. Число 0 как компонент сложения.

Весы. Практические упражнения в взвешивании.

 

Самостоятельное решение примеров.

112.

Составление задач. Части задачи.

Сравнение отрезков по длине.

Счётные палочки, таблица состава чисел 2-10.

Решение простой арифметической задачи, содержащей соотношение «больше на…» («меньше на..»)

113.

Контрольная работа «Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд»

 

 

 

114.

Работа над ошибками.

 

 

 

115.

Сравнение чисел, полученных при измерении длины. Решение практических задач.

Меры длины: сантиметр, дециметр. Их обозначение и соотношение: 1 дм=10 см.

Меры длины (см, дм), измерительные линейки.

Построение отрезков.

116.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой длины.

Практические упражнения в измерении величины предметов (длины, ширины, высоты).

 

 

117.

Сравнение чисел, полученных при измерении стоимости.

Меры стоимости: рубли, копейки. Дидактическая игра «Магазин». Размен денег.

Копии денежных знаков. Кошельки.

 

118.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости. Решение практической задачи.

Дидактическая игра «Магазин». Размен денег.

Копии денежных знаков. Кошельки.

Самостоятельное решение примеров.

119.

Определение времени по часам с точностью до 1 часа.

Циферблат, минутная и часовая стрелки. Направление движения стрелок. Мера времени – час.

Макет часов.

Записать, сколько часов показывают часы.

120.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

Определение времени по часам с точностью до 1 часа.

Макет часов.

Решение примеров.

121.

Решение примеров и задач с числами, полученными при измерении.

Весы. Взвешивание. Меры массы, длины, времени.

Весы, макет часов, линейки.

Самостоятельное решение примеров.

122.

Контрольная работа «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении».

 

 

 

123.

Работа над ошибками.

 

 

 

124.

Счёт равными числовыми группами по 2 до 20. Запись примеров с одинаковыми слагаемыми.

Дни недели, последовательность дней недели.

Счётный материал.

Решение примеров с одинаковыми слагаемыми.

125.

Отсчитывание по 2 от 20. Запись примеров с несколькими одинаковыми вычитаемыми.

Сутки. Части суток.

Счётный материал.

Решение примеров с несколькими одинаковыми вычитаемыми.

126.

Счёт равными числовыми группами по 5 до 20. Отсчитывание по 5 от 20. Запись примеров с одинаковыми слагаемыми, вычитаемыми.

Практические упражнения в счёте денег по 5 р., по 5 к. Набор необходимой суммы.

Счётный материал.

Решение примеров.

127.

Решение задач на нахождение суммы равных слагаемых.

 

 

 

128.

Контрольная работа за четверть «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через разряд. Действия с числами, полученными при измерении длины, стоимости, массы, времени».

 

 

 

129.

Работа над ошибками.

 

 

 

130.

Деление на 2 равные части предметных совокупностей (поровну).

Сравнение объёмов жидкостей. Мера ёмкости – литр.

Счётный материал.

Деление предметных совокупностей на 2 равные части.

131.

Решение задач на практическое деление на две равные части.

Практические упражнения в измерении длины отрезков. Запись результатов измерений. Построение отрезка заданной длины.

Счётный материал. Линейки.

Построение и измерение отрезков.

132.

Составление и решение задач на деление предметных совокупностей на две равные части.

Построение и сравнение отрезков по длине.

Счётный материал. Линейки.

Самостоятельное деление предметных совокупностей на две равные части.

133.

Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение углов с прямым углом.

Построение углов на бумаге в клетку.

Линейки, угольники.

Выделение прямого угла среди других.

134.

Дополнение чисел до 10. Решение двухступенчатых примеров на сложение с промежуточным результатом 10.

Построение прямых и острых углов на бумаге в клетку.

Таблица состава числа 10.

Математический диктант «Состав числа 10»

135.

Сложение числа 9 с числами 2, 3, 4, 5 путём разложения второго слагаемого на два числа.

Построение прямых и острых углов на нелинованной бумаге.

Счётные палочки, счёты. Таблица состава чисел 2-5

Математический диктант «Состав чисел 2-5».

136.

Сложение числа 9 с числами 6, 7, 8, 0 с переходом через разряд.

Построение тупых и прямых углов на бумаге в клетку.

Счётные палочки, счёты. Таблица состава чисел 6-9.

Состав чисел 6-9.

137.

Сложение числа 9 с числами 2-9.

Построение тупых и прямых углов на нелинованной бумаге.

Счётные палочки, счёты. Таблица состава чисел 2-9.

Самостоятельно решение примеров на сложение числа 9 с числами 2-9.

138.

Состав двузначных чисел 11-18 на основе числа 9. Таблица сложения с числом 9.

Построение острых, тупых и прямых углов на бумаге в клетку.

 

Дополнение пропущенных компонентов в примерах «Сложение числа 9 с числами 2-9»

139.

Сложение числа 8 с числами 3, 4, 5, 6.

Построение углов на нелинованной бумаге.

Счётные палочки, счёты. Таблица состава чисел 3-6.

Состав чисел 3-6.

140.

Сложение числа 8 с числами 7, 8, 9.

Выделение прямого угла среди других.

Счётные палочки, счёты. Таблица состава чисел 7-9.

Состав чисел 7-9.

141.

Сложение числа 8 с числами 3-9.

Прямоугольник и квадрат. Углы.

 

Самостоятельное решение примеров.

142.

Образование двузначных чисел (11-17) на основе числа 8. Таблица сложения числа 8.

Квадрат. Свойства сторон и углов. Построение квадрата на бумаге в клетку по заданным размерам.

 

Дополнение пропущенных компонентов в примерах  «Сложение числа 8 с числами 3-9»

143.

Сложение числа 7 с числами 4-9.

Прямоугольник. Свойства сторон и углов. Построение прямоугольника на бумаге в клетку по заданным размерам.

Счётные палочки, счёты. Таблица состава чисел 4-9.

Состав чисел 4-9, ели одно из слагаемых 3.

144.

Образование двузначных чисел (11-16) на основе числа 7. Таблица сложения числа 7.

Конструирование из счётных палочек геометрических фигур на основе свойств сторон и углов.

 

Дополнение пропущенных компонентов в примерах  «Сложение числа 7 с числами 4-9»

145.

Сравнение простых и составных задач.

Измерение длины сторон прямоугольника, квадрата.

Таблица состава чисел 2-9.

Самостоятельное решение примеров сложение чисел 9, 8, 7 с однозначными с переходом через разряд.

146.

Сложение числа 6 с числами 5,6,7.

Треугольник: вершины, углы. Конструирование из счётных палочек, выделение треугольников среди многоугольников.

Счётные палочки, счёты. Таблицы состава чисел 2-9.

Состав чисел 5, 6, 7, если одно слагаемое 4.

147.

Сложение числа 8 с числами 8, 9.

Построение треугольников по точкам. Выделение элементов треугольников.

Счётные палочки, счёты.

Состав чисел 8, 9, если одно слагаемое 4.

148.

Образование двузначных чисел (11-15) на основе числа 6. Таблица сложения числа 6.

Построение треугольников по точкам. Сравнение по цвету и по размеру.

 

Дополнение пропущенных компонентов в примерах  «Сложение числа 6 с числами 5-9»

149.

Решение примеров на сложение с переходом через разряд.

Сравнение треугольника и квадрата. Нахождение сходства и различия.

 

Самостоятельное решение примеров.

150.

Контрольная работа «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд в пределах 20 путём разложения второго слагаемого на два числа».

 

 

 

151.

Работа над ошибками.

 

 

 

152.

Взаимосвязь сложения и вычитания. Вычисление остатка с помощью таблицы состава двузначных чисел (11-18).

Нахождение сходства и различия в изображении предметов.

Таблица состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных.

Дополнение компонентов сложения и вычитания по таблице состава чисел 11-18 из двух однозначных.

153.

Решение примеров и задач с использованием состава двухзначных чисел (11-18) с переходом через разряд.

Определение времени по часам с точностью до 1 часа. Понятия: раньше, позже.

Макет часов.

Решение примеров с пропущенными компонентами.

154.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

Измерение времени по часам. Половина часа (полчаса).

Макет часов.

Определение времени по часам с точностью до 1 часа.

155.

Решение задач с числами, полученными при измерении.

Работа с деньгами. Размен денег.

Копии денежных знаков. Кошельки.

 

156.

Решение двухступенчатых примеров на вычитание с промежуточным результатом 10.

Конструирование из геометрических фигур.

Счётные палочки.

Математический диктант «Разрядное строение чисел 2-го десятка»

157.

Замена в примерах вида 17-7-2 вычитаемых единиц суммой 17-9.

Точка, прямая, луч, отрезок. Выделение из совокупности.

Счётные палочки. Таблица состава числа 10.

Решение примеров «Вычитание из 10. Уменьшение двузначных чисел до 10».

158.

Вычитание из 11 чисел 2-9 путём разложения вычитаемого на два числа.

Сравнение прямой, луча, отрезка. Построение.

Счётные палочки, счёты.

Решение примеров на вычитание числа 1 из однозначных.

159.

Решение составных задач.

Сравнение предметов и отрезков по длине.

Счётные палочки, счёты.

Решение примеров на вычитание однозначных чисел 2-9 из 11.

160.

Сложение и вычитание чисел, основанное на составе числа 11 из двух однозначных чисел. Взаимосвязь сложения и вычитания.

Дополнение длины отрезков до 1 дм.

Таблица сложения в пределах 20.

Дополнение пропущенных компонентов в примерах на сложение и вычитание в пределах 11 с переходом через разряд.

161.

Вычитание из 12 чисел 3-9 путём разложения вычитаемого на два числа.

Построение отрезков, больше, меньше, равных 1 дм.

Счётные палочки, счёты.

Математический диктант «Вычитание из 10».

162.

Решение простых и составных задач на нахождение остатка.

Геометрические тела: шар, куб, брус. Соотнесение геометрических тел с реальными предметами.

 

Самостоятельное решение простой задачи.

163.

Сложение и вычитание чисел, основанное на составе числа 12. Взаимосвязь сложения и вычитания.

Геометрические фигуры: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник. Соотнесение с изображениями предметов.

Таблица сложения в пределах 20.

Дополнение пропущенных компонентов в примерах на сложение и вычитание в пределах 12 с переходом через разряд.

164.

Вычитание чисел 4-9 из 13.

Составление рядов предметов и геометрических фигур по инструкции.

Состав однозначных чисел из двух слагаемых. Счётные палочки.

Состав чисел 4-9, если одно из слагаемых 3.

165.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении длины.

Измерение величины предметов.

 

Измерение отрезков.

166.

Сложение и вычитание чисел, основанных на составе числа 13 из двух однозначных. Взаимосвязь сложения и вычитания.

 

Таблица сложения в пределах 20.

Дополнение пропущенных компонентов в примерах на сложение и вычитание в пределах 13 с переходом через разряд.

167.

Контрольная работа за год «Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом и без перехода через разряд».

 

 

 

168.

Работа над ошибками.

 

 

 

169.

Сложение и вычитание чисел в пределах 20.

Единицы измерения времени, длины, стоимости, массы.

Таблица сложения в пределах 20. Состав чисел первого десятка.

Решение примеров.

170.

Решение задач с числами, полученными при измерении.

Построение отрезков заданной длины.