Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл., ул. Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:
________________________________________________________________________
Утверждена приказом директора школы:
№______ от «___»________20___ года
Директор школы: ___________________
учебного курса «Математика» во 2 классе
______ учебный год
Учителя начальных классов
___________________________
Пояснительная записка
Математика готовит учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-трудовыми навыками.
Процесс обучения математике связан с решением таких задач как:
- развитие и коррекция познавательной деятельности, личностных качеств ребенка;
- воспитание трудолюбия, самостоятельности, терпеливости, настойчивости, любознательности, формированием умений планировать свою деятельность и осуществлять контроль.
Обучение материалу должно носить практическую направленность и быть тесно связано с другими учебными предметами. Практические действия с предметами, их заменителями учащиеся должны оформлять в громкой речи. Постепенно внешние действия с предметами переходят во внутренний план.
В младших классах необходимо пробудить у учащихся интерес к математике. Это возможно только при использовании дидактических игр, игровых приемов, занимательных упражнений, создании увлекательных ситуаций.
Ведущие методы:
- демонстрация,
- наблюдение,
- упражнение,
- беседа,
- работа с учебником,
- экскурсия,
- самостоятельная работа.
Формы работы:
- фронтальная,
- индивидуальная,
- дифференцированная,
- самостоятельная.
В каждом классе есть учащиеся, которые усваивают программу не в полном объеме и нуждаются в дифференцированной помощи со стороны учителя. Такие ученики занимаются по индивидуальной программе, составленной учителем в соответствии с возможностями ребенка.
В соответствии
с учебным планом урок математики во 2 классе проводится 5 раз в неделю, что
составляет 170 часов в год. Обучение проходит по следующим разделам:
1) Устная и письменная нумерация чисел в пределах 20.
2) Арифметические действия: сложение и вычитание чисел в пределах 20.
3) Числа, полученные при измерении; соотношения между ними; сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.
4) Арифметические задачи:
- на увеличение и уменьшение на несколько единиц;
- на нахождение суммы;
- на нахождение остатка;
- составные арифметические задачи.
5) Деление предметных совокупностей на две равные части.
6) Часы, меры времени,
7) Геометрический материал:
- прямая, луч, отрезок;
- меры длины (сантиметр, дециметр);
- углы (виды, сравнение, построение),
- четырехугольники.
Учебник: Хилько А.А. Математика. Учебник для 2
класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида. - М.: Просвещение, 2006; Эк В.В.
Математика учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII вида. М.: Просвещение, 2001.
Учащиеся
должны знать:
- счет в пределах 20 по единице и равными числовыми группами;
- таблицу состава чисел (11-18) из двух однозначных чисел с переходом через десяток;
- названия компонента и результатов действий сложения и вычитания;
- математический смысл выражений «больше на», «меньше на», «столько же»;
- различие между прямой, лучом, отрезком;
- элементы угла, виды углов;
- элементы четырехугольника (квадрат, прямоугольник);
- элементы прямоугольника.
Учащиеся должны уметь:
- выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 20 без перехода, с переходом через десяток, с числами, полученными при счете и измерении одной мерой;
- решать простые и составные арифметические задачи и конкретизировать с помощью предметов или их заместителей и кратко записывать содержание задач;
- узнавать, называть, чертить отрезки, углы – прямой, тупой, острый;
- чертить прямоугольник, квадрат на бумаге в клетку;
- определять время по часам с точностью до 1 часа.
Тематическое планирование уроков
математики во 2 классе (170 ч)
№ |
Наименование
раздела |
Всего часов |
Контрольные
работы |
1. |
Первый
десяток. Повторение |
14 ч |
1 |
2. |
Увеличение,
уменьшение числа на несколько едини |
29 ч |
2 |
3. |
Нумерация
чисел 11-20. Состав чисел 11-20 из десятков и единиц. |
35 ч |
2 |
4. |
Сложение
и вычитание чисел в пределах 20 без перехода через десяток |
31 ч |
2 |
5. |
Счет
равными числовыми группами. Деление предметных совокупностей на две равные
части. |
11 ч |
1 |
6. |
Сложение
однозначных чисел с переходом через разряд в пределах 20. |
20 ч |
1 |
7. |
Вычитание
однозначных чисел из двузначных с переходом через десяток. |
13 ч |
1 |
8. |
Геометрический
материал. Числа, полученные при измерении одной мерой стоимости, длины,
массы, времени. |
17 ч |
1 |
|
|
170 |
11 |
Поурочное планирование уроков математики во 2 классе (170 ч)
№ п/п |
Тема урока |
Геометрический материал |
Приложение |
Контрольные и
диагностические материалы |
1. |
Устная
и письменная нумерация чисел в
пределах 10. |
Прямая
и кривая линии. Построение произвольных прямых |
Названия
и обозначения чисел от 1 до 9 |
Владение
прямым и обратным счетом в пр.10. |
2. |
Свойства
чисел в числовом ряду. Порядковые числительные. |
Квадрат. Предметы, имеющие форму квадрата |
Отложи
на счетах 4,
3, 8, 1, 6, 9, 7 |
Математический
диктант «Обозначения чисел от 1 до 9» |
3. |
Образование
чисел первого десятка. |
Прямоугольник.
Предметы, имеющие форму прямоугольника. |
Прямой
и обратный счет 1……………………………….10 10………………………………1 |
Понятия:
«предыдущее», «последующее» число. |
4. |
Свойства
числового ряда, состав чисел. |
Прямоугольник.
Предметы, имеющие форму прямоугольника |
Работа
со счетами. |
Прямой
и обратный счет. Владение знаками
<, >, =. |
5. |
Сложение
и вычитание в пределах 10. |
Круг.
Предметы, имеющие форму круга |
Счет
по одному и равными группами по 2, 3 |
Математический
диктант «Сложение и вычитание в пределах 10». |
6. |
Сравнение
и уравнение предметных множеств. |
Квадрат
и прямоугольник (сходства, различия) |
Счет
предметов, отвлеченный счет |
Владение
знаками <, >, =. Решение неравенств. |
7. |
Административная
контрольная работа (материал
контрольной работы за 1 класс) |
Знакомые
геометрические фигуры, изученные в 1 классе. |
|
Цель:
проверка прочности усвоения учащимися программного материала по математике за
1 класс. |
8. |
Работа
над ошибками. Решение примеров и задач на
«+» и «-» |
Выполнение
упражнений с моделями геометрических фигур. |
Место
числа в числовом ряду |
Сложение
и вычитание в пр.10 - составление и решение примеров. |
9. |
Число
0 как слагаемое. Знаки «+», «-» |
Построение
прямых через одну точку |
Количественные
и порядковые числительные. |
|
10. |
Сложение
и вычитание в пределах 10. Решение наглядных задач по учебнику |
Построение
прямых линий через две точки |
Соответствие
количества, числительного, цифры |
Владение
знаками <, >, =. |
11. |
Сложение
и вычитание в пределах 10 |
Построение
прямых линий |
Числа
соседи |
Математический
диктант «Сложение и вычитание в пределах 10» |
12. |
Решение
текстовых задач на нахождение суммы |
Куб,
предметы формы куба |
Дополни
до 10 |
Составление
и решение неравенств. |
13. |
Решение
текстовых задач на нахождение остатка |
Брус,
предметы, имеющие форму брус |
Сравнение
чисел. Установление отношения больше, меньше, равно |
Проверочная
работа «Решение простой арифметической задачи». |
14. |
Переместительное
свойство сложения. Число и цифра 0. |
Построение
геометрических фигур (квадрат, треугольник, прямоугольник) |
Десять
единиц – один десяток |
Математический
диктант «Число 0 как компонент сложения» |
15. |
Увеличение
числа на несколько единиц |
Графический
диктант |
Состав
чисел первого десятка из двух слагаемых |
Математический
диктант «Таблица сложения» |
16. |
Название
компонентов и результата сложения. |
Измерение
длины и ширины предметов |
Приемы
сложения. |
Самостоятельное
решение примеров на увеличение числа на несколько единиц. |
17. |
Решение
и составление текстовых задач на нахождение суммы и остатка |
Измерение
длины и ширины предметов |
Приемы
вычитания |
Проверочная
работа «Решение простой арифметической задачи». |
18. |
Название
компонентов и рез-та вычитания. |
Выделение
геометрических фигур из рисунка |
Счет
от заданного числа до заданного |
Знание
компонентов сложения. Самостоятельное составление примеров на сложение. |
21. |
Счет
равными числовыми группами. |
Выполнение
упражнений с моделями геометрических фигур. |
Присчитывание,
отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5 |
Названия
компонентов сложения и вычитания. Д.и.
«Назови знакомые геометрические фигруры». |
22. |
Переместительное
свойство сложения. Решение и составление задач по краткой записи |
Построение
из геометрических фигур предметов |
Место
числа в числовом ряду |
Математический
диктант «Числовой ряд». |
23. |
Операции
с предметными множествами (больше, меньше, столько же…) |
Моделирование
геометрических фигур в различных пространственных положениях. |
Прямой
и обратный счет |
Владение
знаками <, >, =. Решение неравенств. |
24. |
Решение
и составление текстовых арифметических задач, содержащих отношения «больше
на» |
Измерение
отрезков, сравнение длин отрезков |
Числа
соседи |
Составление
и решение примеров. |
25. |
Решение
и составление текстовых арифметических задач, содержащих отношение «меньше
на». |
Построение
отрезков заданной длины (короче, длиннее) |
Состав
чисел первого десятка из двух слагаемых |
Математический
диктант «Состав чисел первого десятка». |
25. |
Сравнение
и решение задач различного вида. |
Отрезок,
луч, (сходство, различие) |
Сравнение
чисел. Установление отношения больше, меньше, равно |
Назвать
число больше (меньше) заданного на 1. |
26. |
Контрольная
работа «Сложение и вычитание чисел в пределах 10» |
|
|
Цель:
проверка усвоения учащимися таблицы сложения и вычитания в пределах 10 |
27. |
Работа
над ошибками. Решение примеров и задач |
Выделение
отрезков из рисунков |
Приемы
сложения и вычитания |
|
28. |
Мера
времени. Сутки. Режим дня школьника. |
Графический
диктант |
Состав
чисел первого десятка из двух слагаемых |
Практическая
работа с макетом часов. |
29. |
Мера
времени. Части суток. |
Моделирование
из геометрических фигур. |
Таблица
состава чисел в пределах 10, её использование при выполнении вычитания |
Основные
меры времени. |
30. |
Единицы
измерения длины «сантиметр» |
Измерение
отрезков с точностью до сантиметра |
Название
компонентов сложения |
Практическая
работа по измерению длинны предметов. |
31. |
Единицы
измерения длины «дециметр». |
Запись
результата измерения отрезков. |
Название
компонентов вычитания |
Математический
диктант «Сложение и вычитание в пределах 10» |
32. |
Единицы
измерения длины (закрепление) |
Соединение
точек отрезком |
Десять
единиц – один десяток |
Названия частей суток. Соотношения
единиц измерения - см, дм. |
33. |
Свойства
чисел натурального ряда (образование, состав). |
Четырехугольники,
квадрат |
Присчитывание
, отсчитывание по 1, 2, 3, 4, 5 |
Математический
диктант «Таблица сложения». |
34. |
Структура
задач (составление, решение). |
Точка,
линия. Построение отрезков |
Работа
со счетами. |
|
35. |
Связь
сложения и вычитания |
Выделение
геометрической формы предметов (аппликация) |
Место
числа в числовом ряду. |
Математический
диктант «Сравнение чисел». |
36. |
Название
компонентов и результатов действий |
Круг,
шар |
Прямой
и обратный счет |
Составление
и решение примеров. |
37. |
Переместительное
свойство сложения. Решение примеров |
Графический
диктант |
Дополни
до 10 |
|
38. |
Решение
текстовых арифметических задач |
Определение
геометрической формы предметов |
Приемы
сложения и вычитания |
Проверочная
работа «Решение простой арифметической задачи». |
39. |
Контрольная
работа за I четверть |
|
|
Цель:
проверка уровня знаний и умений учащихся, полученных ими на конец I четверти |
40. |
Работа
над ошибками. Числовой ряд в пределах 10 |
Построение
отрезков заданной длины |
Таблица
состава чисел в пределах 10, её использование при выполнении вычитания |
|
41. |
Счет
равными числовыми группами |
Геометрические
фигуры в знаках дорожного движения |
Сравнение
чисел. Установление отношения больше, меньше, равно |
Математический
диктант «Сравнение чисел» |
42. |
Решение
задач, содержащих отношения «больше на», «меньше на» |
Моделирование
(пространственное) из геометрических фигур |
Название
компонентов сложения Название компонентов сложения |
Владение
знаками <, >, =. Решение неравенств. |
43. |
Решение
примеров в 2 действия |
Предметы
круглой формы |
Название
компонентов вычитания |
|
44. |
Решение
простых и комбинированных примеров |
Предметы
квадратной формы |
Работа
со счетами |
Математический
диктант «Сложение и вычитание в пределах 10» |
45. |
Решение
задач жизненно-практического содержания |
Моделирование
из геометрических фигур |
Дополни
до 10. |
Проверочная
работа «Решение простой арифметической задачи». |
46. |
Решение
задач на состав числа 10. Соотношение 1 дес. = 10 ед. |
Построение
отрезка длиной 10 см. Соотношение 10см =1 дм. |
Счётные
палочки, счёты. |
Д.и.
«Дополни до 10». |
47. |
Число
11: образование, запись, порядковые числительные |
Работа
с монетами 10 к. и 1 к., 10 р. и 1 р. Купюра 10 р. |
Пучок
счётных палочек и одна палочка. |
Решение
примеров с пропущенными компонентами на основе разрядного строения числа 11. |
48. |
Образование
числа 12 (10+2) |
Работа
с деньгами: 10 р. и 2 р. |
Счётные
палочки и счёты. |
Составление
примеров на основе разрядного строения числа. |
49. |
Образование
числа 12 (11+1) |
Построение
отрезков, длиннее (короче) данного. |
Счётные
палочки и счёты. |
Сравнение
чисел 10, 11, 12. Знаки <,
>, =. |
50. |
Числовой
ряд 1-12, 12-1. |
Построение
отрезков 10 см, 11 см, 12 см. Отработка соотношения 10 см = 1 дм. |
Числовой
ряд. |
Свойства
числового ряда, сравнение чисел. Прямой и обратный счёт. |
51. |
Образование
числа 13 (10+3). Решение примеров и задач. |
Дополнение
длины отрезка до заданной. |
Счётные
палочки и счёты. Разрядная
таблица. |
Решение
примеров с пропущенными компонентами. |
52. |
Образование
числа 13 (12+1). |
Времена
года. Увеличение длины полоски до заданной. |
Счётные
палочки и счёты. Разрядная
таблица. |
Сравнение
чисел 11, 12, 13. Решение примеров 13-1, 12+1. |
53. |
Образование
числа 14 (10+4). Числа однозначные и двузначные. |
Размен
монет: 10р. + 2р. + 2р. = 10р. + 1р.+ 1р. + 1р. + 1р. |
Счётные
палочки и счёты. Разрядная
таблица. |
Решение
примеров и задач, основанных на десятичном составе числа 14. |
54. |
Образование
числа 14 (13+1). |
Конструирование
из геометрических фигур. |
Числовой
ряд, счётные палочки, разрядные таблицы. |
Свойства
числового ряда, сравнение чисел. |
55. |
Сложение
и вычитание в пределах 14, основанное на свойствах числового ряда и
десятичном составе чисел. |
Луч,
прямая, отрезок (сравнение). |
|
Порядковый
счёт. Решение примеров с пропущенными числами. |
56. |
Образование
числа 15 (10+5). Решение задач на нахождение суммы и остатка, их сравнение. |
Размен
монет: 15 р. = 10р. + 5 р. = 10р. + 1р. + 1р. + 1р.+1р.+1р. |
Числовой
ряд, счётные палочки, разрядные таблицы. |
Математический
диктант «Числа 11-15». |
57. |
Образование
числа 15 (14+1) |
Сравнение
полосок по длине. |
Числовой
ряд. Составление задачи по примеру и рисунку. |
Числовой
ряд 1 – 15, 15 – 1. равнение чисел. Свойства числового ряда. |
58. |
Сложение
и вычитание в пределах 15, основанное на свойствах числового ряда и разрядном
строении числа. |
Неделя
– 7 суток. Порядок дней недели. |
Числовой
ряд, разрядная таблица, счётные палочки. |
Свойства
числового ряда 1 – 15. Десятичный состав чисел 11 – 15. |
59. |
Контрольная
работа. Сложение и вычитание в пределах 15, основанное на десятичном составе
чисел 11-15 и свойствах числового ряда. |
|
|
|
60. |
Работа
над ошибками. |
Построение
отрезка на несколько сантиметров больше (меньше) данного. |
|
Решение
примеров на сложение и вычитание. Решение задач на нахождение суммы и
остатка. |
61. |
Образование
числа 16 (10+6) |
Измерение
длины и ширины различных предметов. |
Составление
задач по рисунку. |
Количественные
и порядковые числительные. Решение примеров с пропущенными компонентами. |
62. |
Образование
числа 16 (15+1). Решение простых арифметических задач, содержащих сравнения
«больше на», «меньше на», их сравнение. |
Построение
геометрических фигур (квадрата, прямоугольника, треугольника) по точкам. |
Числовой
ряд, разрядная таблица, счётные палочки. |
Свойства
числового ряда. Сравнение чисел. |
63. |
Образование
числа 17 (10+7) |
Линии:
прямая, кривая, ломаная. Построение прямых линий, различно расположенных
(вертикально, наклонно, горизонтально). |
Числовой
ряд, разрядная таблица, счётные палочки, счёты. |
Десятичный
состав чисел 11-17. Математический диктант «Образование двузначных чисел из
одного десятка и нескольких единиц» |
64. |
Образование
числа 17 (16+1). Составление и решение задачи (в 2 действия) из двух простых
задач. |
Взаимное
расположение точки и прямой. Слова, уточняющие пространственные расположения
(справа, слева, выше, ниже, на, ближе, дальше, между). |
Числовой
ряд. |
Называние
компонентов сложения и вычитания. Математический диктант «Увеличение и
уменьшение чисел на 1». Числовой ряд. Сравнение чисел. |
65. |
Сложение
и вычитание в пределах 17. Решение составной арифметической задачи,
включающей две простые на нахождение суммы и остатка. |
Выделение
отрезков в рисунках предметов. |
Числовой
ряд, счётные палочки. |
Самостоятельное
решение примеров. |
66. |
Образование
числа 18 (10+8). Части задачи. |
Работа
с деньгами. Набор нужной суммы в рублях. Монеты и купюра 10 р. |
Пучки
и отдельные счётные палочки. Счёты, разрядные таблицы. |
Решение
примеров с пропущенными компонентами. |
67. |
Образование
числа 18 (17+1). |
Классификация. Выделение лишнего. |
Числовой ряд. Счётный материал. |
Последовательность чисел в числовом ряду.
Увеличение, уменьшение чисел на 1. Сравнение чисел. |
68. |
Образование
числа 19 (10+9). |
Конструирование
из геометрических фигур. |
Пучки
и отдельные счётные палочки. Счёты, разрядные таблицы. |
Математический диктант «Образование чисел 11 – 19
из десятков и единиц». |
69. |
Образование
числа 19 (18+1). Сравнение чисел. |
Геометрические
тела: куб, брус, шар. Соотношение с реальными предметами. |
Числовой
ряд. |
Увеличение,
уменьшение чисел на 1. |
70. |
Решение
составной задачи, включающей две простые на нахождение суммы и остатка. |
Геометрические
тела: куб, брус, шар. Соотнесение с геометрическими фигурами. Сравнение по
размеру. |
Счётные
палочки, счёты, разрядные таблицы. |
Самостоятельное
решение примеров на основе разрядного строения чисел 11-19 |
71. |
Образование
числа 20 (10+10). Понятие: два десятка. Сравнение чисел 10 и 20, 20 и 2. |
Работа
с деньгами. Составление суммы из купюр и монет: 20 к. = 10к.+10к.; 20 р.=10
р.+10р. |
Счётные
палочки, счёты, разрядные таблицы. |
Место
десятков и единиц в двузначном числе. Числа однозначные и двузначные. |
72. |
Образование
числа 20 (19+1) |
Размен
монет. Работа с деньгами. |
Числовой
ряд 1-20. |
Последовательность
чисел в числовом ряду. Сравнение чисел. |
73. |
Сложение
и вычитание в пределах 20, основанное на десятичном составе чисел 11-20. |
Построение
отрезка, длиннее (короче) данного. |
Счётные
палочки, счёты, разрядные таблицы. |
Самостоятельное
решение примеров. |
74. |
Сложение
и вычитание в пределах 20, основанное на свойствах числового ряда. |
Построение
отрезка, длиннее (короче) данного. |
Числовой
ряд 1-20. |
Самостоятельное
решение примеров. |
75. |
Сложение
и вычитание в пределах 20, основанное на десятичном составе чисел 11-20 и
свойствах числового ряда. |
Увеличение,
уменьшение длины полоски. |
Числовой
ряд, счётные палочки, счёты. |
Составление
примеров по словесной записи. Соотнесение слов «увеличь», «уменьши» с
математическим действием. |
76. |
Решение
двуступенчатых примеров, основанных на десятичном составе чисел и свойствах
числового ряда. |
Измерение
размеров предметов. Запись результатов измерений (см, дм) |
Числовой
ряд, счётные палочки, счёты. |
Арифметический
диктант. |
77. |
Меры длины: см, дм. Их соотношение. Сравнение
чисел, полученных при измерении одной мерой длины. |
Измерение
размеров различных предметов в см, дм. Запись результатов измерений.
Сравнение предметов по длине. |
Меры
длины: 1 см, 1 дм. Линейки. |
Сравнение
нескольких величин самостоятельно. |
78. |
Решение
составной задачи. Части задачи. |
Выделение
геометрических фигур в рисунках предметов. |
Счётные
палочки. Числовой ряд. |
Решение
примеров на сложение с пропущенными компонентами на основе разрядного
строения чисел и свойств числового ряда. |
79. |
Контрольная
работа за четверть. Сложение и вычитание чисел на основе разрядного строения
чисел 11-20 и свойств числового ряда. |
|
|
|
80. |
Работа
над ошибками. |
|
|
|
81. |
Составление
и решение задачи по краткой записи. |
Неделя
– 7 суток. Называние дней недели. Дни
учебные и выходные. |
Счётные
палочки. Числовой ряд. |
Решение
примеров на вычитание с пропущенными компонентами на основе разрядного
строения чисел и свойств числового ряда. |
82. |
Составление
задачи по картинке и примеру. |
Работа
с деньгами. |
Счётные
палочки. Числовой ряд. |
Самостоятельное
решение примеров на сложение и вычитание в пределах 20 изученных видов. |
83. |
Угол.
Элементы угла: вершины. Стороны. Виды углов. Прямой угол. |
Выделение
углов на рисунках. В окружающих предметах. Построение различных углов в
тетради с помощью линейки. Построение прямого угла по клеточкам в тетради. |
Чертёжные
линейки, угольники. Модель раздвижного угла. |
Выделение
прямого угла из совокупности данных. |
84. |
Увеличение
двузначных чисел на несколько единиц (12+3). |
Вычерчивание
прямых углов с помощью чертёжного угольника на нелинованной бумаге. |
Счётные
палочки, разрядные таблицы. |
Таблица
сложения. Называние компонентов сложения. |
85. |
Решение
составных задач в два действия, включающих отношение «больше на…» |
Острый
угол. Сравнение с прямым углом. Моделирование из палочек. Выделение из
совокупности других углов. |
|
Самостоятельное
решение примеров на увеличение чисел на несколько единиц. |
86. |
Сравнение
пар примеров: 2+7, 12+7. Анализ результатов сложения. |
Вычерчивание
острых углов на бумаге в клетку. Сравнение с прямым углом. |
Счётные
палочки, разрядные таблицы. |
Состав
чисел 2-9. |
87. |
Практическое
использование переместительного закона сложения при решение примеров. |
Тупой
угол. Сравнение с прямым. Моделирование из палочек. Выделение из
совокупности. |
|
Самостоятельное
решение примеров вида 12+7. |
88. |
Вычитание
однозначного числа из двузначного типа 19-5. |
Вычерчивание
тупых углов на бумаге в клетку. |
Счётные
палочки, разрядные таблицы. |
Состав
чисел 2-9 из двух однозначных. Называние компонентов вычитания. |
89. |
Сравнение
пар примеров на вычитание: 6-3, 16-3. Анализ результатов вычитания. |
Построение
острых и тупых углов на нелинованной бумаге. |
|
Самостоятельное
решение примеров типа 16-3. |
90. |
Решение
составных задач, включающих отношение «меньше на» |
Построение
углов на нелинованной бумаге. |
Счётные
палочки, счёты. |
Решение
простой задачи, содержащей отношение «меньше на…». |
91. |
Составление
примеров на сложение по словесной инструкции. |
Выделение
углов в геометрических фигурах (треугольник, квадрат, прямоугольник). |
|
Соотношение
понятия «больше на…», «меньше на…» с арифметическими действиями. |
92. |
Составление
и решение примеров на вычитание по словесной инструкции. |
Размен
денег. Прямоугольник (свойства, особенности, построение) |
|
Самостоятельное
решение простых задач. |
93. |
Дополнение числовых выражениях знаками плюс и минус. |
Размен
денег. Элементы прямоугольника, квадрата. |
Квадраты,
прямоугольники, линейки. |
Самостоятельное
решение примеров. |
94. |
Контрольная
работа по теме: «Сложение и вычитание чисел вида 16+3, 16-3» |
|
|
Цель:
проверка умения выполнять сложение и вычитание чисел в пределах второго
десятка без перехода через разряд |
95. |
Работа
над ошибками. |
|
Работа
с моделью часов |
|
96. |
Дополнение
двузначных чисел до 20. Составление задач по данному числовому выражению. |
Измерение
размеров прямоугольников. |
Счётные
палочки, разрядные таблицы, счёты. |
Состав
числа 10 из двух однозначных. |
97. |
Практическое
использование переместительного закона сложения в решении примеров. |
Треугольник.
Выделение элементов треугольника: вершин, сторон. Углы треугольника. |
|
Самостоятельное
решение примеров вида 17+3. Называние элементов треугольника. |
98. |
Вычитание
однозначных чисел из 10, 20. Сравнение результатов. |
Измерение
сторон треугольников. |
Счётные
палочки, разрядные таблицы, счёты. |
Математический
диктант «Вычитание однозначных чисел из 10» |
99. |
Решение
примеров вида 16+4, 20-4. Взаимосвязь сложения и вычитания. |
Построение
треугольников по заданным вершинам. Сравнение по размеру. |
|
Самостоятельное
решение простой арифметической задачи. |
100. |
Решение
примеров с пропущенным компонентом. Сравнение простых и составных задач. |
Выделение
геометрических фигур в рисунках предметов. |
|
Математический
диктант «Дополнение чисел до 10, вычитание из 10» |
101. |
Нахождение
разности двузначных чисел вида 16-12. |
Практические
упражнения в размене денег. |
Счётные
палочки, разрядные таблицы, счёты. |
Разрядное строение двухзначных чисел. Место десятков
и единиц. |
102. |
Составление
примеров по схемам. Составление задач по рисункам и примерам. |
Практические
упражнения в размене денег. |
|
Самостоятельное
решение примеров вида 16-12. |
103. |
Дополнение
простых задач до составных. |
Размен
денег. |
|
Математический
диктант «Таблица вычитания» |
104. |
Вычитание
двузначного числа из 20 (20-13). |
Дидактическая
игра «Магазин» |
Счётные
палочки, разрядные таблицы, счёты. |
Состав
числа 10. |
105. |
Анализ
и решение примеров вида: 20-7 20-17 |
Геометрические
тела: куб, брус, шар. Сравнение по размерам. Конструирование. |
Счётные
палочки, разрядные таблицы, счёты. Таблицы состава числа 10. |
Самостоятельное
решение примеров. |
106. |
Взаимосвязь
сложения и вычитания. |
Сравнение
предметов по размеру. Измерение длины и ширины предметов. |
|
|
107. |
Решение
примеров с пропущенными слагаемыми. |
Сравнение
предметов по толщине и высоте. |
Таблицы
состава чисел 2-10. |
Математический
диктант «Разрядное строение чисел 11-20». |
108. |
Решение
примеров с пропущенным компонентом вычитания. |
Закрепление
пространственных ориентировок относительно себя. |
Счётные
палочки. |
Самостоятельное
решение примеров на вычитание. |
109. |
Решение
двухступенчатых примеров. |
Закрепление
пространственных ориентировок на листе бумаги. |
Счётные
палочки, таблицы состава чисел 2-10. |
Графический
диктант. |
110. |
Решение
составных задач. |
Сравнение
предметов по тяжести. Единица измерения массы – кг. |
|
Сложение
и вычитание в пределах 10 (диктант) |
111. |
Решение
примеров и задач, содержащих 0. Число 0 как компонент сложения. |
Весы.
Практические упражнения в взвешивании. |
|
Самостоятельное
решение примеров. |
112. |
Составление
задач. Части задачи. |
Сравнение
отрезков по длине. |
Счётные
палочки, таблица состава чисел 2-10. |
Решение
простой арифметической задачи, содержащей соотношение «больше на…» («меньше
на..») |
113. |
Контрольная
работа «Решение примеров и задач на сложение и вычитание в пределах 20 без
перехода через разряд» |
|
|
|
114. |
Работа
над ошибками. |
|
|
|
115. |
Сравнение
чисел, полученных при измерении длины. Решение практических задач. |
Меры
длины: сантиметр, дециметр. Их обозначение и соотношение: 1 дм=10 см. |
Меры
длины (см, дм), измерительные линейки. |
Построение
отрезков. |
116. |
Сложение
и вычитание чисел, полученных при измерении одной мерой длины. |
Практические
упражнения в измерении величины предметов (длины, ширины, высоты). |
|
|
117. |
Сравнение
чисел, полученных при измерении стоимости. |
Меры
стоимости: рубли, копейки. Дидактическая игра «Магазин». Размен денег. |
Копии
денежных знаков. Кошельки. |
|
118. |
Сложение
и вычитание чисел, полученных при измерении стоимости. Решение практической
задачи. |
Дидактическая
игра «Магазин». Размен денег. |
Копии
денежных знаков. Кошельки. |
Самостоятельное
решение примеров. |
119. |
Определение
времени по часам с точностью до 1 часа. |
Циферблат,
минутная и часовая стрелки. Направление движения стрелок. Мера времени – час. |
Макет
часов. |
Записать,
сколько часов показывают часы. |
120. |
Сложение
и вычитание чисел, полученных при измерении. |
Определение
времени по часам с точностью до 1 часа. |
Макет
часов. |
Решение
примеров. |
121. |
Решение
примеров и задач с числами, полученными при измерении. |
Весы.
Взвешивание. Меры массы, длины, времени. |
Весы,
макет часов, линейки. |
Самостоятельное
решение примеров. |
122. |
Контрольная
работа «Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении». |
|
|
|
123. |
Работа
над ошибками. |
|
|
|
124. |
Счёт
равными числовыми группами по 2 до 20. Запись примеров с одинаковыми
слагаемыми. |
Дни
недели, последовательность дней недели. |
Счётный
материал. |
Решение
примеров с одинаковыми слагаемыми. |
125. |
Отсчитывание
по 2 от 20. Запись примеров с несколькими одинаковыми вычитаемыми. |
Сутки.
Части суток. |
Счётный
материал. |
Решение
примеров с несколькими одинаковыми вычитаемыми. |
126. |
Счёт
равными числовыми группами по 5 до 20. Отсчитывание по 5 от 20. Запись
примеров с одинаковыми слагаемыми, вычитаемыми. |
Практические
упражнения в счёте денег по 5 р., по 5 к. Набор необходимой суммы. |
Счётный
материал. |
Решение
примеров. |
127. |
Решение
задач на нахождение суммы равных слагаемых. |
|
|
|
128. |
Контрольная
работа за четверть «Сложение и вычитание в пределах 20 без перехода через
разряд. Действия с числами, полученными при измерении длины, стоимости,
массы, времени». |
|
|
|
129. |
Работа
над ошибками. |
|
|
|
130. |
Деление
на 2 равные части предметных совокупностей (поровну). |
Сравнение
объёмов жидкостей. Мера ёмкости – литр. |
Счётный
материал. |
Деление
предметных совокупностей на 2 равные части. |
131. |
Решение
задач на практическое деление на две равные части. |
Практические
упражнения в измерении длины отрезков. Запись результатов измерений.
Построение отрезка заданной длины. |
Счётный
материал. Линейки. |
Построение
и измерение отрезков. |
132. |
Составление
и решение задач на деление предметных совокупностей на две равные части. |
Построение
и сравнение отрезков по длине. |
Счётный
материал. Линейки. |
Самостоятельное
деление предметных совокупностей на две равные части. |
133. |
Угол.
Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение
углов с прямым углом. |
Построение
углов на бумаге в клетку. |
Линейки,
угольники. |
Выделение
прямого угла среди других. |
134. |
Дополнение
чисел до 10. Решение двухступенчатых примеров на сложение с промежуточным
результатом 10. |
Построение
прямых и острых углов на бумаге в клетку. |
Таблица
состава числа 10. |
Математический
диктант «Состав числа 10» |
135. |
Сложение
числа 9 с числами 2, 3, 4, 5 путём разложения второго слагаемого на два
числа. |
Построение
прямых и острых углов на нелинованной бумаге. |
Счётные
палочки, счёты. Таблица состава чисел 2-5 |
Математический
диктант «Состав чисел 2-5». |
136. |
Сложение
числа 9 с числами 6, 7, 8, 0 с переходом через разряд. |
Построение
тупых и прямых углов на бумаге в клетку. |
Счётные
палочки, счёты. Таблица состава чисел 6-9. |
Состав
чисел 6-9. |
137. |
Сложение
числа 9 с числами 2-9. |
Построение
тупых и прямых углов на нелинованной бумаге. |
Счётные
палочки, счёты. Таблица состава чисел 2-9. |
Самостоятельно
решение примеров на сложение числа 9 с числами 2-9. |
138. |
Состав
двузначных чисел 11-18 на основе числа 9. Таблица сложения с числом 9. |
Построение
острых, тупых и прямых углов на бумаге в клетку. |
|
Дополнение
пропущенных компонентов в примерах «Сложение числа 9 с числами 2-9» |
139. |
Сложение
числа 8 с числами 3, 4, 5, 6. |
Построение
углов на нелинованной бумаге. |
Счётные
палочки, счёты. Таблица состава чисел 3-6. |
Состав
чисел 3-6. |
140. |
Сложение
числа 8 с числами 7, 8, 9. |
Выделение
прямого угла среди других. |
Счётные
палочки, счёты. Таблица состава чисел 7-9. |
Состав
чисел 7-9. |
141. |
Сложение
числа 8 с числами 3-9. |
Прямоугольник
и квадрат. Углы. |
|
Самостоятельное
решение примеров. |
142. |
Образование
двузначных чисел (11-17) на основе числа 8. Таблица сложения числа 8. |
Квадрат.
Свойства сторон и углов. Построение квадрата на бумаге в клетку по заданным
размерам. |
|
Дополнение
пропущенных компонентов в примерах
«Сложение числа 8 с числами 3-9» |
143. |
Сложение
числа 7 с числами 4-9. |
Прямоугольник.
Свойства сторон и углов. Построение прямоугольника на бумаге в клетку по
заданным размерам. |
Счётные
палочки, счёты. Таблица состава чисел 4-9. |
Состав
чисел 4-9, ели одно из слагаемых 3. |
144. |
Образование
двузначных чисел (11-16) на основе числа 7. Таблица сложения числа 7. |
Конструирование
из счётных палочек геометрических фигур на основе свойств сторон и углов. |
|
Дополнение
пропущенных компонентов в примерах
«Сложение числа 7 с числами 4-9» |
145. |
Сравнение
простых и составных задач. |
Измерение
длины сторон прямоугольника, квадрата. |
Таблица
состава чисел 2-9. |
Самостоятельное
решение примеров сложение чисел 9, 8, 7 с однозначными с переходом через
разряд. |
146. |
Сложение
числа 6 с числами 5,6,7. |
Треугольник:
вершины, углы. Конструирование из счётных палочек, выделение треугольников
среди многоугольников. |
Счётные
палочки, счёты. Таблицы состава чисел 2-9. |
Состав
чисел 5, 6, 7, если одно слагаемое 4. |
147. |
Сложение
числа 8 с числами 8, 9. |
Построение
треугольников по точкам. Выделение элементов треугольников. |
Счётные
палочки, счёты. |
Состав
чисел 8, 9, если одно слагаемое 4. |
148. |
Образование
двузначных чисел (11-15) на основе числа 6. Таблица сложения числа 6. |
Построение
треугольников по точкам. Сравнение по цвету и по размеру. |
|
Дополнение
пропущенных компонентов в примерах
«Сложение числа 6 с числами 5-9» |
149. |
Решение
примеров на сложение с переходом через разряд. |
Сравнение
треугольника и квадрата. Нахождение сходства и различия. |
|
Самостоятельное
решение примеров. |
150. |
Контрольная
работа «Сложение однозначных чисел с переходом через разряд в пределах 20
путём разложения второго слагаемого на два числа». |
|
|
|
151. |
Работа
над ошибками. |
|
|
|
152. |
Взаимосвязь
сложения и вычитания. Вычисление остатка с помощью таблицы состава двузначных
чисел (11-18). |
Нахождение
сходства и различия в изображении предметов. |
Таблица
состава двузначных чисел (11-18) из двух однозначных. |
Дополнение
компонентов сложения и вычитания по таблице состава чисел 11-18 из двух
однозначных. |
153. |
Решение
примеров и задач с использованием состава двухзначных чисел (11-18) с
переходом через разряд. |
Определение
времени по часам с точностью до 1 часа. Понятия: раньше, позже. |
Макет
часов. |
Решение
примеров с пропущенными компонентами. |
154. |
Сложение
и вычитание чисел, полученных при измерении. |
Измерение
времени по часам. Половина часа (полчаса). |
Макет
часов. |
Определение
времени по часам с точностью до 1 часа. |
155. |
Решение
задач с числами, полученными при измерении. |
Работа
с деньгами. Размен денег. |
Копии
денежных знаков. Кошельки. |
|
156. |
Решение
двухступенчатых примеров на вычитание с промежуточным результатом 10. |
Конструирование
из геометрических фигур. |
Счётные
палочки. |
Математический
диктант «Разрядное строение чисел 2-го десятка» |
157. |
Замена
в примерах вида 17-7-2 вычитаемых единиц суммой 17-9. |
Точка,
прямая, луч, отрезок. Выделение из совокупности. |
Счётные
палочки. Таблица состава числа 10. |
Решение
примеров «Вычитание из 10. Уменьшение двузначных чисел до 10». |
158. |
Вычитание
из 11 чисел 2-9 путём разложения вычитаемого на два числа. |
Сравнение
прямой, луча, отрезка. Построение. |
Счётные
палочки, счёты. |
Решение
примеров на вычитание числа 1 из однозначных. |
159. |
Решение
составных задач. |
Сравнение
предметов и отрезков по длине. |
Счётные
палочки, счёты. |
Решение
примеров на вычитание однозначных чисел 2-9 из 11. |
160. |
Сложение
и вычитание чисел, основанное на составе числа 11 из двух однозначных чисел.
Взаимосвязь сложения и вычитания. |
Дополнение
длины отрезков до 1 дм. |
Таблица
сложения в пределах 20. |
Дополнение
пропущенных компонентов в примерах на сложение и вычитание в пределах 11 с
переходом через разряд. |
161. |
Вычитание
из 12 чисел 3-9 путём разложения вычитаемого на два числа. |
Построение
отрезков, больше, меньше, равных 1 дм. |
Счётные
палочки, счёты. |
Математический
диктант «Вычитание из 10». |
162. |
Решение
простых и составных задач на нахождение остатка. |
Геометрические
тела: шар, куб, брус. Соотнесение геометрических тел с реальными предметами. |
|
Самостоятельное
решение простой задачи. |
163. |
Сложение
и вычитание чисел, основанное на составе числа 12. Взаимосвязь сложения и
вычитания. |
Геометрические
фигуры: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник. Соотнесение с
изображениями предметов. |
Таблица
сложения в пределах 20. |
Дополнение
пропущенных компонентов в примерах на сложение и вычитание в пределах 12 с
переходом через разряд. |
164. |
Вычитание
чисел 4-9 из 13. |
Составление
рядов предметов и геометрических фигур по инструкции. |
Состав
однозначных чисел из двух слагаемых. Счётные палочки. |
Состав
чисел 4-9, если одно из слагаемых 3. |
165. |
Сложение
и вычитание чисел, полученных при измерении длины. |
Измерение
величины предметов. |
|
Измерение
отрезков. |
166. |
Сложение
и вычитание чисел, основанных на составе числа 13 из двух однозначных.
Взаимосвязь сложения и вычитания. |
|
Таблица
сложения в пределах 20. |
Дополнение
пропущенных компонентов в примерах на сложение и вычитание в пределах 13 с
переходом через разряд. |
167. |
Контрольная
работа за год «Сложение и вычитание в пределах 20 с переходом и без перехода
через разряд». |
|
|
|
168. |
Работа
над ошибками. |
|
|
|
169. |
Сложение
и вычитание чисел в пределах 20. |
Единицы
измерения времени, длины, стоимости, массы. |
Таблица
сложения в пределах 20. Состав чисел первого десятка. |
Решение
примеров. |
170.
|
Решение
задач с числами, полученными при измерении. |
Построение
отрезков заданной длины. |
|
|