Адрес: 152025 г.
Переславль-Залесский Ярославской обл.,
ул. Магистральная, д. 43, 43а,
43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:
________________________________________________________________________
Утверждена приказом директора школы:
№______ от «___»________20____ года
Директор школы: ___________________
Ивахненко А.И.
учебного курса «Письмо и развитие речи»
в 3 классе
_______ учебный год
Учителя начальных классов
________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа «Письмо и развитие речи» для 3 класса СКОУ VIII вида составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой для 1-4 классов и учебником А.К. Аксёновой, Э.В. Якубовской «Русский язык. Учебник для 3 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», «Просвещение», 2005 год.
По программе и учебному плану количество часов уроков письма и развития речи составляет 170 часов в год.
Программа состоит из следующих разделов: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная письменная речь», «Письмо и чистописание», «Устная речь». Содержание разделов приводится в таблице:
№№ п/п |
Раздел
программы |
Содержание |
1. |
Повторение |
Употребление
простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце.
Составление предложений по вопросу, картинке, на тему из слов, данных в
нужной форме вразбивку. Выделение предложений из речи и текста. |
2. |
Звуки
и буквы. |
Звуки
и буквы. Порядок букв в русской азбуке. Алфавит. Расположение в алфавитном
порядке нескольких слов. Составление списков учащихся по алфавиту. Нахождение
слов в словаре. Звуки
гласные и согласные. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги.
Гласные и, е, ё, ю, я, э в начале слова и после
гласных. Перенос части слова при письме. Ударение.
Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах. Гласные ударные и
безударные. Согласные
твёрдые и мягкие. Различение твёрдых и мягких согласных при обозначении
мягкости буквами и, е, ё, ю, я. Обозначение
мягкости согласных в конце и середине слова буквой ь. Разделительный
ь перед гласными е, ё, я, ю,
и. Шипящие
согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи,
ши, ча, ща, чу, щу. Парные
звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце
слова. Проверка написания путём изменения формы слова (гриб – грибы). |
3. |
Слово |
Закрепление
знаний о словах, обозначающих названия предметов, умение выделять их в
тексте, различать по вопросам кто? что? и правильно употреблять в речи в
различных формах в зависимости от связи их с другими словами в предложениях
(по вопросам кого? чего? кому? чему? и др.) Расширение
круга имён собственных: названия городов, сёл, деревень, улиц. Большая буква
в этих названиях. Знание своего домашнего адреса, адреса школы. Закрепление
знаний о словах, обозначающих действия, умения находить их в тексте,
различать по вопросам что делает? что делал? что будет делать? что сделает?,
правильно согласовывать их в речи со словами, обозначающими предметы. Подбор
к данному предмету ряда действий и определение предмета по ряду действий. Слова,
обозначающие признаки (качества) предметов: -
называние признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая?
какое? какие? -
нахождение слов, обозначающих признаки (качества), в тексте и правильное
отнесение их к словам, обозначающим предметы; -
подбор и называние ряда признаков (качеств) данного предмета и определение
предмета по ряду признаков (качеств), сравнение двух предметов по их
качествам (снег белый, а уголь чёрный; камень твёрдый, а вата мягкая); -
согласование слов, обозначающих признаки, со словами, обозначающими предметы. Предлог.
Умение находить предлоги к, от, под, над, о (об) и писать их раздельно со
словами (с помощью учителя). Разделительный
ъ. Правописание
слов с непроверяемыми написаниями в корне; умение пользоваться словарём,
данным в учебнике. |
4. |
Предложение |
Практическое
знакомство с построением простого предложения. Составление предложений с
употреблением винительного падежа (вижу кого? или что?), родительного падежа
(кого? или чего? нет у кого?), дательного падежа (кому? чему?), предложного
падежа (где? с предлогами в и на, о ком? о чём?), творительного падежа (кем?
чем?). Выделение
в тексте и составление предложений на заданную учителем тему. Умение
закончить предложение или дополнить его по одному - двум вопросам. Составление
предложений, данных в начальной форме (столяр, строгать, доска). Умение
ответить на заданный вопрос, пользуясь словами данного вопроса, и записать
ответ. |
5. |
Связная
письменная речь |
Умение
восстанавливать несложный деформированный текст по картинкам. Последовательное
расположение данных учителем предложений по смыслу ( в более лёгких случаях –
самостоятельно). Коллективное
составление текстов изложений с последующей записью предложений,
сформулированных под руководством учителя. Коллективные
ответы на вопросы по картинке, по теме, данной учителем. |
6. |
Письмо
и чистописание |
Выработка
правильного письма и списывания с постпенным
ускорением темпа письма. Чёткое
и графически правильное написание строчных букв и их соединений: 1-я
группа – й, и, ш, п, т, н, г, р, у; 2-я
группа – л, м, ц, щ, ь, ы; 3-я
группа – б, а, ю, ф, б,
в, д, з; 4-я
– с, е, ё, ч, ъ, я; 5-я
группа – э, х, ж, к; письмо
заглавных був: 1-я
группа – И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А; 2-я
группа – О, С, З, Х, Ж, Э, Я; 3-я
группа - У, Н, К, Ю, Р, В; 4-я
группа – Г, П, Т, Б, Ф, Д. Выполнение
письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание
сплошного и печатного текста целыми словами и словосочетаниями. Списывание
слов и предложений со вставкой в них пропущенных букв или слов. Выборочное
списывание по указанию учителя. Письмо
под диктовку предложений с соблюдением изученных правил правописания. |
7. |
Устная
речь |
Правильное
составление простых распространённых предложений и сложных с союзом и. Связное
высказывание по плану в виде вопросов, назывных предложений, по картинному
плану (серии картинок). |
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся:
Учащиеся должны уметь:
- составлять предложения, выделять предложения из речи и текста, восстанавливать нарушенный порядок слов в предложении;
- анализировать слова по звуковому составу;
- различать гласные и согласные, сходные согласные, гласные ударные и безударные;
- определять количество слогов в слове по количеству гласных, делить слова на слоги, переносить части слова при письме;
- списывать текст целыми словами;
писать под диктовку текст (20-25 слов), включающий изученные орфограммы.
Учащиеся должны знать:
алфавит
Тематическое планирование уроков
письма и развития речи в 3 классе (170 часов)
№№ |
Наименование разделов и тем уроков |
Всего часов |
Контрольные работы |
Практические работы по развитию письменной связной
речи, занимающие основную часть урока |
I |
Повторение. |
10 ч |
|
|
II. |
Звуки и буквы |
89 ч |
|
|
1. |
Звуки
и буквы. |
5
ч |
|
Коллективное составление
рассказа «За грибами» по серии картинок и вопросам. |
2. |
Алфавит. |
4
ч |
|
Коллективное составление
рассказа по серии картинок и вопросам «Витина неделя» |
3. |
Гласные
и согласные |
5
ч |
|
Коллективное составление
рассказа по серии картинок и данному началу «Помощники» |
|
|
2
ч |
Контрольный
диктант «Предложение. Большая буква в начале, точка в конце предложения.
Гласные и согласные звуки и буквы» |
|
4. |
Гласные
и, е, ё, ю, я, э в начале слова и после гласных. |
7
ч |
|
|
5. |
Ударение.
Постановка ударения в двусложных и трёхсложных словах. Гласные ударные и
безударные. |
6
ч |
|
Коллективное изложение по
вопросам рассказа «Яшка-разбойник» |
6. |
Слога
как часть слова. Деление слов на слоги и для переноса. Слогообразующая роль
гласных. |
9
ч |
|
|
|
|
2
ч |
Контрольный
диктант «Гласные и, е, ё, я, ю в начале слова и
после гласных. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Перенос
части слова при письме. Ударение. Гласные ударные и безударные. Постановка
ударения в двусложных и трёхсложных словах». |
|
7. |
Мягкие
и твёрдые согласные. Различение твёрдых и мягких согласных при обозначении
мягкости буквами и, е, ё, ю, я. |
6
ч |
|
Коллективное изложение по
вопросам рассказа «Шляпа», составление концовки по сюжетной картинке. |
8. |
Обозначение
мягкости согласных на конце и в середине слова буквой ь. |
7
ч |
|
Последовательное
расположение предложений в тексте «Кладовка». |
9. |
Шипящие
согласные. Сочетание гласных с шипящими. Правописание жи,
ши, ча, ща, чу, щу |
10
ч |
|
Коллективное описание кошки
по данному образцу. |
|
|
2
ч |
Контрольный
диктант «Обозначение мягкости согласных буквами и, е, ё, ю,
я. Мягкий знак на конце и в середине
слова. Гласные после шипящих». |
|
10. |
Парные
звонкие и глухие согласные. Написание звонких и глухих согласных на конце
слова. Проверка написания путём изменения формы слова (гриб – грибы). |
15
ч |
|
Коллективное составление
рассказа «Мой товарищ» по данному образцу. Коллективное составление
рассказа по опорным словосочетаниям «Ёлка в школе». |
11. |
Разделительный
ь перед гласными е, ё, я, ю,
и. |
7
ч |
|
Коллективное изложение по
вопросам рассказа «Зелёное пальто». |
|
|
2
ч |
Контрольный
диктант «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слов,
разделительного мягкого знака». |
|
III. |
Слово |
43 ч |
|
|
1. |
Слова,
обозначающие названия предметов. |
9
ч |
|
Коллективное изложение по
вопросам «Кем быть?» |
2. |
Расширение
круга собственных имён: названия городов, сёл, деревень, улиц. Большая буква
в этих названиях. |
6
ч |
|
Коллективное составление
рассказа по вопросам «Здесь мы живём и учимся». |
|
|
1 ч |
Контрольный
диктант «Слова, обозначающие названия предметов. Большая буква в именах,
отчествах, фамилиях людей, названиях городов, сёл, деревень, улиц |
|
3. |
Слова,
обозначающие действия. |
8 ч |
|
|
4. |
Слова,
обозначающие признаки (качества) предметов. |
8
ч |
|
|
5. |
Предлоги.
Слова с разделительным ъ. |
7
ч |
|
Коллективное составление
рассказа «Весна» по сюжетной картинке, данному началу и опорным словам. |
|
|
2
ч |
Контрольный
диктант «Слова, обозначающие названия предметов. Большая буква в именах,
отчествах, фамилиях людей, названиях городов, сёл, деревень, улиц |
|
IV. |
Предложение |
18 ч |
Контрольный
диктант «Предложение. Употребление падежных форм в предложении». |
Коллективное
составление рассказа «Первая гроза» из
данных слов. |
V. |
Повторение |
9 ч |
Контрольный
диктант за год |
Коллективное составление
рассказа «Дружная работа» по данному началу, серии сюжетных картинок и
вопросам. |
|
Итого |
167 ч |
8 ч |
14 ч |
Поурочное планирование уроков письма и развития речи в 3 классе (170 ч)
№/№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Развитие речи |
Письмо и чистописание |
Изучение словарных слов |
Контрольные и диагностические
материалы |
I |
10 ч |
Повторение. |
|
|
|
|
1.1. |
|
Практическое
употребление простого предложения. Большая буква в начале предложения, точка
в конце. |
Составление
предложений о школе по сюжетной картинке и
по опорным словам. Озаглавливание текста. |
Сравнение
и письмо букв Ии, Й й, п. Списывание
предложений целыми словами. |
|
Диктант
односложных слов. |
1.2. |
|
Выделение
предложений из речи и текста. Чтение предложений с интонацией конца. |
Выделение
предложений из текста о данном предмете. Изменение заголовка текста в
соответствии с изменением содержания. Называние детёнышей лесных зверей.
Определение порядка предложений в тексте. |
Сравнение
и письмо букв Зз, Ее и слов с ними. Списывание
предложений с печатного текста целыми
словами. |
|
Предметный
диктант (двусложные слова). |
1.3. |
|
Большая
буква в начале предложения. |
Выделение
из текста предложений о данном предмете. Дополнение предложений подходящими
по смыслу словами. Закрепление словаря по теме «Животные». |
Сравнение
и письмо букв Е, З и слов с ними. Списывание
предложений со вставкой пропущенных букв. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 3 слов. |
1.4. |
|
Выражение
в предложении законченной мысли. |
Дополнение
предложений с опорой на предметные картинки, по смыслу. |
Сравнение
букв Вв и Зз. Письмо слов
с этими буквами. Списывание
предложений целыми словами со вставкой слов. |
|
Словарный
диктант (двусложные и трёхсложные слова). |
1.5. |
|
Установление
порядка слов в предложении. |
Составление
предложений из слов, данных вразбивку в нужной форме. Составление предложений
с данным словом по схеме. Озаглавливание текста. |
Сравнение
букв о, а, письмо слогов и слов с этими буквами с различными вариантами соединений. |
огород |
Списывание
ряда родственных слов с самопроверкой. |
1.6. |
|
Выделение
предложений из текста и речи. Интонационная законченность предложения. |
Расчленение
текста на предложения. Подбор заголовка к тексту. Дополнение предложений |
Сравнение
и письмо букв Ии, Шш и слов с ними. Списывание
с соблюдением границ предложений. |
|
Запись
под диктовку предложения из 4 слов с предварительным анализом. |
1.7. |
|
Составление
предложений по вопросам. |
Уточнение
словаря по теме «Овощи». Составление предложений с опрой
на слова вопроса. |
Сравнение
и письмо букв Шш, Щщ и
слов с ними. Запись
составленных по вопросам предложений с соблюдением количества и порядка слов. |
|
Диктант
слов из одного двух слогов (названий овощей). |
1.8. |
|
Составление
предложений по картинкам. |
Уточнение
знаний по теме «Кто как к зиме готовится». |
Сравнение
и письмо букв Вв, Бб и
слов с ними. Коллективная
запись составленных предложений. |
|
Письмо
по памяти двустишия. |
1.9. |
|
Последовательный
порядок предложений в тексте. |
Восстановление
порядка предложений по серии сюжетных картинок «Жадный медвежонок» |
Сравнение
и письмо букв Лл, Мм. Запись слогов и слов с ними с
использованием разных вариантов соединений. Списывание с печатного текста
целыми словами. |
|
Контрольное
списывание текста из 2-3 предложений. |
1.10. |
|
Восстановление
порядка предложений в тексте, слов – в предложении. |
Восстановление
порядка предложений по серии сюжетных картинок «Кролик» с заменой
повторяющегося слова на текстовые синонимы. Составление предложений из данных
вразбивку слов. |
Сравнение
и письмо букв Нн, Кк и
слов с ними. Списывание
с печатного текста. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант. |
II. |
89 |
Звуки и буквы |
|
|
|
|
2.1. |
|
Различение звуков и букв.
Определение количества звуков и букв в слове. |
Уточнение словаря по темам
«Птицы», «Насекомые». Сравнение значений слов, отличающихся одной буквой (шар
– шарф). Составление предложений по
картинкам, с данными словами. |
Сравнение и запись букв Сс, Ээ и слов с ними.
Списывание слов с выполнением заданий по данному образцу. |
|
Диктант
слов, отличающихся количеством букв, но сходных по звуко-буквенному
составу (пар, парк). |
2.2. |
|
Сравнение слов,
различающихся одной буквой. Практическое
знакомство со смыслоразличительной функцией фонемы. |
Ответы на вопросы.
Составление предложений с парами слов, различающихся одной буквой. |
Сравнение и запись букв Ии,
Цц и слов с ними. Списывание пар слов и
подчёркивание букв, которыми они отличаются. |
|
Диктант
слов, отличающихся одной буквой. |
2.3. |
|
Образование других слов
путём замены одной буквы. |
Составление предложения по
схеме с данным словом. Восстановление порядка предложений в тексте по серии
картинок. |
Сравнение и письмо букв Гг, Рр и слов с ними. Списывание с печатного
текста со вставкой букв. |
корзина |
Списывание
родственных слов. |
2.4. |
|
Определение количества и порядка
букв в словах. |
Чтение диалога по ролям.
Дополнение предложений подходящими по смыслу словами. Замена по смыслу слов в
предложениях |
Сравнение и письмо букв д и б и слов ними. Списывание с печатного
текста со вставкой пропущенных слов. Выборочное списывание. |
|
Письмо
по памяти двустишия. |
2.5. |
|
Коллективное
составление рассказа «За грибами» по серии картинок и вопросам. |
Составление предложений с
опорой на вопросы. |
Сравнение и письмо букв Б,
Д и слов с ними. Списывание с печатного и
письменного шрифта целыми словами. |
|
Контрольное
списывание с самопроверкой «У кого где гнёздышки?» |
2.6. |
|
Порядок
букв в алфавите. Различение звуков и названий букв. Расположение слов в
алфавитном порядке. |
Уточнение
словаря по темам «Учебные вещи», «Одежда», «Дикие животные». |
Сравнение и письмо букв Пп, Тт и слов с ними.
Списывание с печатного шрифта целыми словами. |
|
Словарный
диктант. |
2.7. |
|
Упражнения
в расположении слов в алфавитном порядке. |
Уточнение
временных представлений (дни недели, месяцы). Уточнение словаря по темам
«Овощи», «Инструменты». Подбор к слову сноровка слов-синонимов. |
Письмо букв Хх, Фф и слов с ними. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 3 слов. |
2.8. |
|
Расположение
слов в алфавитном порядке в данных текстах. |
Составление
предложений по сюжетной картинке. Озаглавливание
текста. Уточнение
словаря по темам «Игрушки», «Звери». |
Письмо букв Ии, ы и слов с ними. |
|
Диктант
слов из одного и двух слогов по темам «Игрушки», «Звери» |
2.9. |
|
Коллективное
составление рассказа по серии картинок и вопросам «Витина неделя». |
Составление
предложений по серии сюжетных картинок и вопросам. Озаглавливание
текста. Использование текстовых синонимов доя предупреждения повторов: он,
мальчик. Правила вежливого разговора по телефону. |
Письмо букв Нн и слов с ними. |
|
Контрольное
списывание текста. |
2.10. |
|
Гласные
и согласные звуки и буквы. Различение
гласных и согласных звуков по артикуляции. Гласные буквы. |
Ответы
на вопросы в учебной беседе. Уточнение значений слов, отличающихся одной
гласной буквой. Составление предложений с этими словами. |
Письмо букв Аа, Яя и слов с ними. |
|
Диктант
пар слов, отличающихся гласной буквой (сон – сын) |
2.11. |
|
Согласные
буквы. |
Уточнение
значений слов, отличающихся одной согласной буквой. Составление предложений с
этими словами. |
Письмо букв Жж, Хх и слов с ними. |
|
Письмо
по памяти двустишия. |
2.12. |
|
Различение
гласных и согласных звуков и букв. |
Работа
с загадками. |
Письмо букв Рр, Гг и слов с ними. |
|
Контрольное
списывание с печатного текста словарных слов со вставкой букв. |
2.13. |
|
Выделение
гласных и согласных букв в словах. |
Восстановление
порядка предложений в тексте. Письменный ответы на вопросы. |
Письмо букв Дд и слов с ними. |
неделя |
Словарный
диктант |
2.14. |
|
Коллективное
составление рассказа по данному началу и по сюжетной картинке «Помощники» |
Упражнение
«Доскажи словечко» (подбор рифм). Составление предложений по сюжетной
картинке. Знакомство с правилами ведения беседы. |
|
|
Контрольное
списывание с печатного текста. |
2.15. 2.16. |
|
Контрольный
диктант «Предложение. Большая буква в начале, точка в конце предложения.
Гласные и согласные звуки и буквы» Работа
над ошибками. |
|
|
|
|
2.17. |
|
Гласная
буква И в начале слова. |
Дополнение
предложений текста данными словами, подбирая их по смыслу. Подбор
слов-понятий к данному определению. Образование уменьшительно-ласкательной
формы имён детей. Ответы на вопросы по тексту. |
Письмо букв Ии и слов с
ними. Списывание
предложений со вставкой слов. |
|
Диктант
слов из двух-трёх слогов. |
2.18. |
|
Гласная
буква Е в начале слова. |
Подбор
слов-понятий к данному определению. Употребление слов с
уменьшительно-ласкательными суффиксами |
Письмо букв Ее и слов с
ними. Списывание с соблюдением последовательности картинок. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 3-х слов. |
2.19. |
|
Гласная
буква ё в начале слова. Различение е и ё в начале слова. |
Восстановление
порядка предложений в тексте. Подбор заголовка. |
Письмо буквы Ёё и слов с
нею. |
|
Диктант
слов, начинающихся с букв е или ё. |
2.20. |
|
Гласная
буква ю в начале слова. Различение ю и ё в начале слова. |
Восстановление
порядка предложений по серии сюжетных картинок. |
Письмо буквы Юю и слов с нею. |
|
Диктант
слов, начинающихся с букв ю или ё. |
2.21. |
|
Гласная
буква я в начале слова. |
Упражнение
«Учимся объяснять слова». Составление предложений с данным словом по схемам.
Чтение по ролям. |
Письмо буквы Яя и слов с нею. Выборочное списывание с
печатного текста. |
яблоко |
Диктант
слов, начинающихся на букву я. |
2.22. |
|
Гласная
буква Э. |
Упражнение
«Учимся объяснять слова». Практические упражнения в согласовании
притяжательный местоимений с существительными в роде и числе. |
Письмо буквы Ээ и слов с нею. |
|
Письмо
по памяти. |
2.23. |
|
Гласные
и, е, ё, ю, я, э в начале слова. |
Составление
пар предложений, связанных по смыслу. Практическое различение личных
местоимений 3 лица по числам и родам. Знакомство с правилами игры. |
Письмо обратных слогов с
буквами е, ё, ю, я, и, э. |
|
Контрольное
списывание текста. |
2.24. |
|
Роль
ударения в слове. Ударные гласные в
двусложных и трёхсложных словах. Выделение голосом ударных гласных. Знак
ударения. |
Выразительное
чтение стихотворения. |
Сравнение и письмо букв А,
Л и слов с ними. Выборочное
списывание слов из предложений. |
|
Словарный
диктант. |
2.25. |
|
Упражнения
в постановке ударения в двусложных и трёхсложных словах |
Уточнение
словаря по темам «Домашние животные», «Учебные вещи», «Ягоды». Подбор кличек
животным. |
Сравнение и письмо букв Х,
Ж и слов с ними. Списывание с исправлением ошибок в постановке ударения в
словах. |
|
Диктант
двусложных слов с заданием поставить ударение. |
2.26. |
|
Ударные
и безударные гласные, их различение. |
Уточнение
словаря по темам «Одежда», «Инструменты», «Профессии». Употребление слов в
уменьшительно-ласкательной форме. |
Сравнение и письмо букв П,
Т и слов с ними. Выборочное выписывание слов
по заданию. |
одежда |
Зрительно-предупредительный
диктант предложений из 3-х слов. |
2.27. |
|
Сравнение
пар слов, отличающихся друг от друга ударением. Практическое знакомство со
смыслоразличительной функцией ударения. |
Чтение
по ролям. Объяснение значений слов. Дополнение предложений словами по смыслу. |
Сравнение и письмо букв С,
З и слов с ними. Списывание со вставкой слов
в предложения. |
|
Слуховой
объяснительный диктант предложения из 3-х слов. |
2.28. |
|
Практические
упражнения в различении ударных и безударных гласных в словах. |
Работа
с загадками. Дополнение предложений словами. Составление предложений по
сюжетной картинке. Восстановление порядка слов в предложениях. |
Сравнение
и письмо букв з и д и
слов с ними. Списывание
предложений с печатного текста с восстановлением порядка слов. |
|
Словарный
диктант. |
2.29. |
|
Коллективное
изложение по вопросам рассказа «Яшка-разбойник» |
Составление
высказываний о правилах обращения с книгами. Уточнение словаря по теме
«Птицы». Письменные ответы на вопросы. |
Письмо прописных букв Л, А,
Я и слов с ними. |
|
Контрольное
списывание текста. |
2.30. |
|
Слог
как часть слова. |
Уточнение
словаря по теме «Птицы». Слова с увеличительным и уменьшительным значением. |
Письмо букв Кк и слов с ними. Выборочное списывание. |
|
Выборочный
диктант слов из одного и двух слогов. |
2.31. |
|
Роль
гласных в слоге. |
Уточнение
словаря по теме «Деревья», «Насекомые». Дополнение слогов до слова.
Составление предложений с данными словами и по предметным картинкам. |
Сравнение и письмо букв Мм,
Л. И слов с ними. Запись слов по слогам. |
|
Списывание
словарных слов со вставкой гласных букв. |
2.32. |
|
Соотнесение
количества слогов и гласных букв. |
Уточнение
словаря по теме «Животные». Расположение предложений в тексте по порядку
расположения сюжетных картинок. |
Сравнение и письмо букв Г и
Р и слов с ними. Запись слов по данным схемам. |
|
Выборочный
диктант слов из двух и трёх слогов. |
2.33. |
|
Деление
слов на слоги. Различение понятий: количество букв и количество слогов. |
Уточнение
временных представлений. Ответы на вопросы по тексту «Поспели овощи». |
Сравнение букв и письмо
букв В и Б и слов с ними. Списывание предложений с
печатного текста со вставкой пропущенных букв. |
месяц |
Словарный
диктант (названия овощей) |
2.34. |
|
Упражнения
в делении слов на слоги. |
Сравнение
слов, отличающихся друг от друга одним слогом. Чтение
диалога по ролям. Ответы на вопросы по серии сюжетных картинок. Обсуждение
данных в тексте сведений, чем можно кормить птиц. |
Сравнение и запись букв Хх, Жж и слов с ними. |
|
Контрольное
списывание с печатного текста. |
2.35. |
|
Деление
слов на слоги для переноса. |
Ответы
на вопросы по тексту «Лада». Различение начала и конца рассказа.
Восстановление порядка предложений в тексте «Толя и гуси». Уточнение словаря
по теме «Животные жарких стран». |
Сравнение и письмо букв Г,
П, Т и слов с ними. Запись слов с делением на слоги. |
|
Письмо
по памяти |
2.36. |
|
Деление
слов на слоги и для переноса. Правила переноса слов по слогам. |
Высказывание
суждений по тексту. Чтение по ролям. Работа с пословицей. |
Сравнение и письмо букв Ии,
Шш и слов с ними. Запись слов с делением на слоги и
с делением на слоги для переноса. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 4 слов. |
2.37. |
|
Упражнения
в делении слов на слоги и для переноса. |
Определение
по смыслу, кому принадлежит реплика в диалоге. Работа
с загадками об инструментах. |
Сравнение и письмо букв Кк и Жж и слов с ними.
Списывание слов с делением на слоги для переноса. |
|
Списывание
слов с делением их на слоги для переноса. |
2.38. |
|
Составление
слов и слогов и деление их на слоги. |
Ответы
на вопросы с опорой на сюжетную картинку и слова, данные в нужной форме.
Оценка поступков героев сказки. Знакомство с особенностями поведения оляпки. |
Сравнение и письмо букв К и
В и слов с ними. |
|
Письмо
по памяти. Контрольное
списывание с печатного текста. |
2.39. 2.40. |
|
Контрольный
диктант «Гласные и, е, ё, я, ю в начале слова и
после гласных. Слогообразующая роль гласных. Деление слова на слоги. Перенос
части слова при письме. Ударение. Гласные ударные и безударные. Постановка
ударения в двусложных и трёхсложных словах». Работа
над ошибками. |
|
|
|
|
2.41. |
|
Различение
на слух и в произношении мягких и твёрдых согласных в слогах и словах. |
Сравнение
слов, отличающихся одним звуком. Составление предложений с данными словами. |
Письмо слогов ма – мя и слов с ними. Списывание с выделением
букв по данному образцу. |
|
Диктант
слогов. |
2.42. |
|
Обозначение
твёрдости и мягкости согласных с помощью гласных. |
Сравнение
слов, отличающихся одной буквой. Дополнение предложений словами по смыслу. |
Письмо слогов су – сю и слов с ними. Списывание со вставкой слов
в предложения. |
|
Заполнение
таблицы «Какие гласные обозначают твёрдость и мягкость согласных?» |
2.43. |
|
Различение
твёрдых и мягких согласных. |
Упражнения
в образовании относительных прилагательных по образцу. Работа с загадкой
(отгадка как заголовок) |
Письмо слогов мы – ми и
слов с ними. Списывание предложений со
вставкой пропущенных букв. |
посуда |
Выборочный
диктант слов, отличающихся парой твёрдых и мягких согласных звуков (тяпка –
тапка). |
2.44. |
|
Обозначение
мягкости согласных буквами и, е, ё, я, ю. |
Уточнение
словаря по темам «Посуда», «Головные уборы» Работа с загадками. Чтение
диалога по ролям. Узнавание по смыслу, кому принадлежат реплики. |
Письмо слогов ре, ри и слов с ними. Запись слов по следам анализа.
Списывание с печатного текста предложений. |
тарелка |
Письмо
по памяти. |
2.45. |
|
Упражнения
в выборе гласных для обозначения мягкости, твёрдости согласных звуков. |
Уточнение
последовательности уборки в классе. Выразительное чтение четверостишия. |
Письмо слогов лу – лю и слов с ними.. Списывание со вставкой
пропущенных букв. |
|
Словарный
диктант |
2.46. |
|
Коллективное
изложение «Шляпа» по вопросам, составление концовки по сюжетной картинке. |
Письменные
ответы на вопросы. Устные
ответы на вопросы по тексту о ягодах рябины. |
Письмо слогов ра – ря и слов с ними. |
|
Контрольное
списывание с печатного текста. |
2.47. |
|
Различение
на слух и в произношении мягких и твёрдых согласных на конце слова. Обозначение
мягкости согласных на конце слова с помощью мягкого знака. |
Составление
предложений с данными словами. |
Письмо сочетаний сь, нь, ть
и слов с ними. |
|
Графический
диктант «Обозначь последний звук». |
2.48. |
|
Употребление
мягкого знака для обозначения мягкости согласных на конце слова. |
Ответы
на вопросы. Чтение вопросов с вопросительной интонацией. Сравнение значений
слов, отличающихся одной буквой (брат – брать). Составление и дополнение
предложений с использованием таких пар слов. Употребление в речи слов,
обозначающих названия овощей. |
Письмо сочетаний ль, мь и слов с ними. Письмо слов по следам
анализа, списывание со вставкой слов. |
картофель |
Выборочный
диктант слов с ь на конце и без него. |
2.49. |
|
Мягкие
согласные в середине слова. Обозначение их на письме мягким знаком. |
Узнавание
слов по определению. Объяснение правописания мягкого знака по данному
образцу. Практическое использование данных синонимов в предложениях. |
Письмо сочетаний рь, ль и слов с ними. Выборочное списывание слов,
списывание предложений с заменой слов. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант из 4-х слов. |
2.50. |
|
Закрепление
правописания слов с ь по опорной таблице. |
Оценка
поступков героя, составление оценочного предложения. Составление предложений
с данными словами. |
Сравнении и письмо букв Р и
Ф и слов с ними. Запись предложений на слух после разбора. |
ранец портфель |
Выборочный
диктант (слова с мягким знаком в середине и без него). |
2.51. |
|
Обозначение
мягкости согласных буквами и, ю, е, ё, я, ь. |
Практическое
составление предложений с однородными членами. Расположение предложений в
тексте по данному плану. Уточнение временных представлений (месяцы). |
Письмо слогом мё, ме, мю и сочетания мь и слов с ними. Списывание со вставкой
пропущенных букв, выборочное списывание. |
|
Словарный
диктант (слов с мягким знаком – показателем мягкости). |
2.52. |
|
Упражнения
в обозначении мягкости согласных буквами и, ю, е,
ё, я, ь. |
Чтение
диалога по ролям. Работа с загадками. Использование обобщающих слов в предложениях.
Составление «осеннего» словарика. |
Письмо слогов усь, оль, ерь, ень и слов с ними. Списывание с печатного
текста. |
мебель |
Зрительно-предупредительный
диктант из 4-х слов. |
2.53. |
|
Последовательное
расположение предложений в тексте «Кладовка» |
Восстановление
порядка предложений в тексте. Ответы на вопросы по текстам о кладовке мышей,
о лакомствах крольчат. |
Письмо слогов аль, ень и слов с ними. Списывание предложений с
печатного текста словосочетаниями. |
|
Контрольное
списывание с печатного текста. |
2.54. |
|
Шипящие
согласные. Правописание сочетания жи-ши. |
Отработка
чёткой артикуляции шипящих звуков. Работа
с пословицами. Чтение предложений, выражающих просьбы или приказ, с
нужной интонацией. Составление предложений по предметным картинкам. |
Письмо букв Жж, Шш, Чч, Щщ.
Списывание с печатного текста. |
|
Диктант
слов, содержащих шипящие согласные. |
2.55. |
|
Правописание
жи-ши в словах. |
Работа
с загадками. Согласование подлежащего и сказуемого в предложении в числе.
Устные ответы на вопросы, кто как зиму проводит, по прочитанному тексту. |
Письмо слогов жи, ши и слов с ними. |
|
Выборочный
диктант слов с сочетаниями жи и ши. |
2.56. |
|
Восстановление
порядка частей и дополнение концовки в рассказе «Встреча». |
Составление
предложений по сюжетной картинке. Восстановление последовательности в тексте.
Составление предложения, заканчивающего рассказ. |
Письмо слов с сочетаниями жи-ши. Списывание с печатного
текста словосочетаниями со вставкой букв. |
картина |
Письмо
по памяти. |
2.57. |
|
Сочетания
ча-ща. |
Упражнения
в словообразовании (от существительного образовать глагол звучания). |
Письмо слогов ча и ща и слов с ними. |
|
Слуховой
предупредительный диктант. |
2.58. |
|
Правописание
ча-ща в словах. |
Практические
упражнения в согласовании в числе притяжательных местоимений, прилагательными
с существительными. Использование формы Винительного падежа существительных в
предложениях. Дополнение предложений словами по смыслу. |
Письмо слов с сочетаниями ча и ща. Списывание с печатного
текста с изменением формы слова. |
товарищ |
Выборочный
диктант слов с ча и ща. |
2.59. |
|
Сочетания
чу-щу. |
Изменение
формы глагола в предложениях по данному образцу. Дополнение предложений
словами по смыслу с опорой на данные слова. |
Письмо слогов чу и щу. Списывание с печатного
текста с изменением слов в предложений, со вставкой слов. |
|
Словарный
диктант |
2.60. |
|
Правописание
чу-щу в словах. |
Использование
синонимических замен в предложениях. Ответы на вопросы с использованием
дательного падежа существительных. |
Письмо слов с сочетаниями
чу и щу. Списывание с печатного
текста с заменой слов, со вставкой букв. |
|
Объяснительный
диктант предложения из 4-х слов. |
2.61. |
|
Правописание
гласных после шипящих и мягкого знака на конце слова и в середине для
обозначения мягкости согласных. |
Определение
границ предложения. Устные ответы на
вопросы по тексту о родине. Составление предложений с данными словами. |
Письмо слогов Ро, ро, Ра, ра и слов с ними. Списывание с печатного
текста со вставкой букв, оформлением предложений. |
родина |
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 4-х слов. |
2.62. |
|
Различение
слов на данное правило: обозначение
мягкости согласных мягким знаком,
гласные после шипящих. |
Заголовок
текста (на материале загадки). Устные ответы по тексту «Как медведь готовится
к зиме», о детёнышах гадюки. |
Письмо сочетаний зм, ум и слов с ними. Списывание с печатного
текста. Выборочное списывание. |
|
Контрольное
списывание с печатного текста словосочетаниями. |
2.63. |
|
Коллективное
описание кошки по данному образцу. |
Чтение
диалога по ролям. Составление предложений о кошке по данному образцу. |
Письмо слогов Ще, ще, Ше,
ше и слов с ними. |
|
Письмо
по памяти. |
2.64. 2.65. |
|
Контрольный
диктант «Обозначение мягкости согласных гласными и, е, ё, ю,
я. Мягкий знак на конце и в середине
слова. Гласные после шипящих». Работа
над ошибками. |
|
|
|
|
2.66. |
|
Различение
парных звонких и глухих согласных на слух и в произношении. |
Составление
предложений по предметным картинкам. Различение по смыслу слов, отличающихся
одной буквой. |
Письмо букв Бб, Пп и слогов с ними. Списывание с печатного
текста. |
|
Диктант
слогов. |
2.67. |
|
Выделение
парных звонких и глухих согласных. Подбор пар слов с ними. |
Дополнение
предложений словами по смыслу. |
Письмо букв Вв, ФФ и слогов с ними. Списывание с печатного текста
предложений словосочетаниями. |
|
Диктант
односложных и двусложных слов с парными звонкими и глухими согласными. |
2.68. |
|
Написание
слов с парными звонкими и глухими согласными перед гласными и в начале слова. |
Дополнение
предложений словами по смыслу. Составление рассказа «Мой класс» по вопросам. |
Письмо букв Гг, Кк и слогов с ними.
Комментированное письмо предложений. Списывание с печатного текста
словосочетаниями со вставкой слов. |
класс |
Слуховой
предупредительный диктант из 4 слов. |
2.69. |
|
Упражнения
в различение парных звонких и глухих согласных в словах. |
Ответы
на вопросы с использованием данных слов. Составление предложения по схеме. |
Письмо букв Дд, Тт и слогов с ними. Списывание со вставкой
пропущенных букв. Комментированное письмо предложений. |
дневник |
Письмо
по памяти |
2.70. |
|
Коллективное
составление рассказа «Мой товарищ» по данному образцу. |
Составление
предложений по данному образцу. Чтение по ролям диалога с оценкой
высказываний и характера героев. Ответы на вопросы по отрывку из сказки. |
Письмо букв Жж, Шш и слогов с ними. |
|
Контрольное
списывание с печатного текста словосочетаниями. |
2.71. |
|
Сравнение
произношения и написания парных звонких и глухих согласных на конце слова и
перед гласными. |
Составление
предложений с данными словами.
Построение высказывания-вывода под руководством учителя. |
Письмо букв Зз, Сс и слогов с ними. |
|
Словарный
диктант |
2.72. |
|
Правописание
звонких и глухих согласных на конце слова. |
Упражнения
в изменении формы числа существительных. |
Письмо букв б, д, в и слогов с ними. Списывание с печатного
текста со вставкой букв. |
|
Самостоятельное
выполнение упражнения «Буквы спорят» |
2.73. |
|
Объяснение
правописания звонких и глухих согласных на конце слова по таблице. |
Рассуждение
по данному алгоритму (с опорой на таблицу). Использование синонимических
замен в предложениях. |
Письмо букв п, т и слогов с
ними. Списывание с печатного текста со вставкой букв и слов. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 3-4-х слов. |
2.74. |
|
Подбор
слов для проверки парных звонких и глухих согласных на конце слова путём
изменения формы слова. |
Подбор
слов, противоположных по значению. Составление предложений по сюжетной
картинке. Ответ на вопрос в тексте. Работа с загадками. |
Письмо букв з, д и слогов с ними. Выборочное списывание.
Письмо по следам анализа. |
завод |
Диктант
слов с парными звонкими и глухими согласными на конце. |
2.75. |
|
Объяснение
правописания парных согласных на конце слов по данному образцу. |
Рассуждение
по данному алгоритму (памятка «Учись объяснять»). Ответы на вопросы.
Дополнение двустиший словами (рифма). Дополнение предложений текста словами
по смыслу. |
Письмо сочетания дв и слов с ним. Списывание со вставкой
слов. |
|
Слуховой
объяснительный диктант слов с парными звонкими и глухими согласными на конце
слова. |
2.76. |
|
Различение
слов, требующих проверки написания и не требующих её. |
Дополнение
предложений однокоренными словами. Чтение диалога по ролям. Устные ответы на
вопросы по содержанию диалога. |
Письмо сочетаний гл, ск и слов с ними. Выборочное списывание.
Списывание со вставкой пропущенных слов. |
рассказ |
Выборочный
диктант (нужна или не нужна проверка согласной буквы на конце слова). |
2.77. |
|
Упражнения
в правописании парных звонких и глухих согласных на конце слов. |
Дополнение
текста предложения, составленными по сюжетной картинке. Различение рассказа и
сказки. Упражнения в образовании однокоренных слов. Восстановление порядка
слов в предложениях. |
Письмо сочетаний вч, дн, вн
и слов с ними. Списывание с печатного
текста. Работа со словарём в конце учебника. |
город |
Комментированное
письмо составленных предложений. |
2.78. |
|
Объяснение
изученных орфограмм. |
Восстановление
порядка предложений в тексте. |
Письмо сочетаний зд, шк и слов с с ними. Списывание со вставкой
букв. |
праздник |
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 4 слов. |
2.79. |
|
Коллективное
составление рассказа по опорным словосочетаниям «Ёлка в школе» |
Составление
предложений с данными словосочетаниями. |
Письмо названий зимних
месяцев. Комментированное письмо
составленных предложений. |
|
Письмо
по памяти. |
2.80. |
|
Различение
изученных орфограмм в текстах. |
Составление
рассказа «Прилетайте, птицы!» по опорным словам. Письменные ответы на вопросы
на тему «Мой друг». Ответы на вопросы по отрывку из сказки «Волк и Лиса» |
Письмо сочетаний рм, рн и слов с ними. Комментированное письмо
составленных предложений. |
|
Контрольное
списывание с печатного текста словосочетаниями. |
2.81. |
|
Сравнение
по произношению и написанию слогов со
слитным и раздельным произношением согласных и гласных типа ля – лья. Понятие о разделительном мягком знаке. |
Составление
слов с данными слогами. |
Письмо слогов ля, лья, чи, чьи и слов с ними. |
|
Выборочный
диктант слогов. |
2.82. |
|
Правописание
слов с разделительным мягким знаком. |
Изменение
числа подлежащего и сказуемого в предложении по данному образцу. Объяснение
правописания разделительного мягкого знака по памятке «Учись объяснять» |
Письмо слогов тя, тья, ви,
вьи и с лов с ними. Списывание с печатного
текста с изменением формы слова. |
сапоги |
Выборочный
диктант слов с разделительным мягким знаком. |
2.83. |
|
Объяснение
правописания слов с разделительным мягким знаком. |
Объяснение
правописания разделительного мягкого знака по памятке «Учись объяснять».
Узнавание слов по их определению. Ответы на вопросы. |
Письмо слогов те, тье, ня, нья
и слов с ними. Списывание со вставкой
пропущенных букв и слов по данному образцу. |
погода |
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 4 слов. |
2.84. |
|
Различение
изученных орфограмм. |
Чтение
по ролям диалога. Определение, кому принадлежат выделенные слова. Устные
высказывания, как помочь птицам зимой, как беречь здоровье. |
Письмо слогов би, бьи и слов с ними. Списывание со вставкой
пропущенных букв. |
валенки |
Слуховой
предупредительный диктант предложения из 4-х слов. |
2.85. |
|
Различение
слов с разделительным мягким знаком и
мягким знаком, обозначающим мягкость согласных. |
Работа
с загадками. Восстановление порядка предложений в тексте. Выбор заголовка из
данных. |
Письмо слогов сьи, си слов с
ними. Списывание слов и
предложений, запись слов с самодиктовкой. |
|
Выборочный
диктант (слова с разделительным мягким знаком и мягким знаком, обозначающим
мягкость согласных). |
2.86. |
|
Коллективное
изложение рассказа «Зелёное пальто» по вопросам. |
Составление
предложений по вопросам. Чтение предложений радостно и грустно. |
Письмо слов Татьяна,
деревья. Комментированное письмо
составленных предложений. |
|
Словарный
диктант. |
2.87. |
|
Различение
изученных орфограмм в предложениях и текстах. |
Составление
предложений с данными словами. Составление предложений с опорой на вопросы и
сюжетную картинку.. Устные ответы на вопросы о значении воды в природе. |
Письмо слогов пью, пю и слов с ними. Комментированное письмо
составленных предложений. |
газета |
Контрольное
списывание с печатного текста словосочетаниями. |
2.88. 2.89. |
|
Контрольный
диктант «Правописание парных звонких и глухих согласных на конце слов,
разделительного мягкого знака». Работа
над ошибками. |
|
|
|
|
III. |
|
Слово |
|
|
|
|
3.1. |
|
Предмет
и его название. Различение слов по вопросам кто? что? |
Уточнение
словаря по темам «Посуда», «Одежда», «Семья», «Профессии», «Животные»,
отнесение слов к определённому классу. |
Письмо слов кто, что. Списывание слов с печатного
текста со вставкой букв. |
|
Словарный
диктант. |
3.2. |
|
Различение
слов, обозначающих названия предметов, по вопросам кто? что? |
Дополнение
предложений словами по смыслу, по сюжетной картинке. Составление пар предложений, связанных по
смыслу. |
Письмо буквы Я я, слогов и слов с нею. Комментированное письмо
составленных предложений. |
язык |
Выборочный
диктант «Кто? Что? |
3.3. |
|
Употребление
форм единственного и множественного числа (один предмет – много предметов) |
Дополнение
предложений существительными единственного и множественного числа. |
Письмо слогов Ше ше, Же же
и слов с ними. Списывание с печатного
текста со вставкой слов. Комментированное письмо. |
|
Выборочный
диктант «Один – много» |
3.4. |
|
Практические
упражнения в употреблении в предложениях слов, обозначающих названия
предметов и отвечающих на вопрос где? |
Ответы
на вопросы: «Кто где живёт (работает)?», «Что где стоит?» Употребление в
предложениях предлогов в, на. |
Письмо слов что, где. Списывание с печатного
текста с составлением предложений из данных слов. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 4-х слов. |
3.5. |
|
Практические
упражнения в употреблении в предложениях слов, обозначающих названия
предметов и отвечающих на вопросы кого? что? куда? |
Дополнение
предложений по вопросам. Ответы на вопросы. Составление предложений по
сюжетной картинке и вопросу: «Кто куда пойдёт?». Употребление предлога в. |
Письмо слов кого, куда. Комментированное письмо
составленных предложений. |
|
Слуховой
предупредительный диктант предложения из 4-х слов. |
3.6. |
|
Практические
упражнения в употреблении в предложениях слов, обозначающих названия
предметов и отвечающих на вопросы кому? чему? |
Установление
порядка слов в предложении, изменение формы существительного по смыслу.
Употребление предлога к. |
Письмо слов кому, чему. Списывание с печатного
текста с изменением формы слова. |
комната |
Работа
с карточкой «Найди ошибки» (изменение формы слов, обозначающих названия
предметов, по смыслу). |
3.7. |
|
Практические
упражнения в употреблении в предложениях слов, обозначающих названия
предметов и отвечающих на вопросы кем? чем? |
Уточнение
временных представлений (порядок следования), словаря по теме «Детёныши
животных». Составление предложений по данному образцу. Употребление предлога за. |
Письмо слов кем, чем. Запись составленных
предложений по данному образцу. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 4 слов. |
3.8. |
|
Коллективное составление по вопросам изложения «Кем
быть?» Выделение из предложений слов,
обозначающих названия предметов. |
Составление
ответов на вопросы по прочитанному тексту. |
Письмо слогов мо, ма. Слов: моряк, юнга, матрос. |
|
Контрольное
списывание с печатного текста. |
3.9. |
|
Практические
упражнения в употреблении в предложениях слов, обозначающих названия
предметов, в различных формах. |
Сравнение
предметов по указанным признакам. Дополнение предложений по вопросам.
Составление предложений по вопросу и предметным картинкам: «Чей хвост?» |
Письмо сочетаний дц, лнц и слов с ними (блюдце,
солнце). |
|
Объяснительный
диктант предложения из 4 слов. |
3.10. |
|
Большая
буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных. |
Дни
недели. Составление текста по данному образцу. Составление графика дежурств.
Выяснение знаний сказок А.С. Пушкина. |
Сравнение и письмо букв Е и
З, слов с ними. Комментирование письмо
составленных предложений. |
|
Выборочный
диктант (имена, фамилия). |
|
|
Различение
слов типа: Белка (кличка животного), белка (название животного). |
Дополнение
предложений словами по смыслу. Выяснение знаний учащихся по сказке Л.
Толстого «Три медведя». |
Письмо
слогов Ме, Му, Мо, Ма и слов с ними. Списывание
со вставкой пропущенных букв. |
медведь |
Слуховой
предупредительный диктант словосочетаний типа корова Зорька, мальчик Петя
Иванов. |
3.11. |
|
Большая
буква в названиях городов, сёл, деревень и улиц. |
Восстановление
порядка слов в предложениях. Беседа о Москве. Выяснение местожительства
учащихся. Упражнения в словообразовании (образование фамилий от
существительных). |
Письмо
слов Москва, Россия. Списывание
со вставкой пропущенных букв. |
|
Словарный
диктант. |
3.12. |
|
Различение
изученных орфограмм в словах и предложениях. |
Ответы
на вопросы. Составление концовки данного рассказа. |
Сравнение
и письмо букв З и В, слов с ними. Списывание
с печатного текста со вставкой букв. Комментированное письмо. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 5 слов. |
3.13. |
|
Коллективное
составление рассказа по вопросам «Здесь мы живём и учимся» |
Чтение
диалога по ролям. Дополнение предложений словами. Ответы на вопросы. |
Сравнение
и письмо букв Н и К, слов с ними. Выборочное
списывание. |
|
Письмо
по памяти |
3.14. 3.15. |
|
Контрольный
диктант «Слова, обозначающие названия предметов. Большая буква в именах,
отчествах, фамилиях людей, названиях городов, сёл, деревень, улиц |
|
|
|
|
3.16. |
|
Слова,
обозначающие действия предметов. Изменение формы слова в зависимости от
вопроса: что делает? что делал? что будет делать? |
Составление
предложений по вопросам. Изменение слов, обозначающих действия предметов, по
данному образцу. |
Письмо
слов: что делает, что делал, что будет делать. Комментированное
письмо. |
вчера сегодня завтра |
Выборочный
диктант (выписывание слов, обозначающих действия предметов). |
3.17. |
|
Выделение
в предложении слов, обозначающих действия предметов. |
Дополнение
предложений подходящими по смыслу словами. Узнавание животных по их действиям. Работа с
синонимами. |
Письмо
слов кто, это. Списывание
со вставкой слов. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 5 слов. |
3.18. |
|
Изменение
формы слов, обозначающих действия предметов, по вопросам: что сделал? что
делал? что сделает? что делает? |
Дополнение
предложений однокоренными приставочными глаголами. Использование синонимов
при дополнение предложений в тексте о птичьих гнёздах. Озаглавливание
текста. |
Письмо
букв К, Г и слов с ними. Списывание
со вставкой слов. |
|
Карточка
«Изменяй слово по вопросам». |
|
|
Выделение
в текстах слов, обозначающих действия. |
Озаглавливание текста. Устный пересказ прочитанного текста. Различение сказки или
рассказ |
Письмо
букв Е, З, ё,е, з и
слогов с ними. Списывание
с печатного текста словосочетаниями. Выборочное списывание. |
|
Выборочный
диктант (выделить из предложений слова, обозначающие действия предметов). |
3.19 |
|
Согласование
в речи слов, обозначающих действия предметов, со словами, обозначающими один
или много предметов. |
Составление
предложений по данному образцу. Упражнения в образовании однокоренных слов.
Подбор приставочных глаголов в словосочетания по смыслу. |
Письмо
букв ф, х и слов с ними. Комментированное
письмо. Списывание со вставкой слов. |
шёл |
Карточка
«Запиши по образцу» (изменение категории числа подлежащего и сказуемого). |
3.20. |
|
Выделение
слов, обозначающих предметы и действия. |
Составление
сравнений. Устные ответы по прочитанному тексту. Заголовок текста. |
Сравнение
и письмо бук Дд иБб и
слов с ними. Списывание
со вставкой слов и букв. |
|
Объяснительный
диктант предложения из 5 слов. |
3.21. |
|
Согласование
слов, обозначающих действия, со словами, обозначающими предметы, в
предложениях. |
Составление
рассказа по данному образцу (изменение рода глаголов прошедшего времени).
Письменные ответы на вопросы по сюжетной картинке. |
Письмо буквы Ээ и слов с
нею. Комментированное
письмо составленных предложений. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 5 слов. |
3.22. |
|
Различение
слов, обозначающих предметы и действия. |
Восстановление
последовательности предложений в тексте. |
Письмо
букв Р, Ф и слов с ними. Списывание
со вставкой букв. Комментированное письмо составленных предложений. |
рисовать |
Письмо
по памяти. |
3.23. |
|
Употребление
слов, обозначающих предметы и действия предметов, в предложениях. |
Распространение
предложения по схемам. Чтение диалога по ролям. Дополнение предложения
словами, обозначающими действия. Изменение формы глаголов. Беседа о признаках
весны по содержанию текста для контрольного списывания. |
Письмо
слов гном, волк. Комментированное
письмо. |
|
Контрольное
списывание текста. |
3.24. |
|
Слова,
которые обозначают признаки (качества) предметов. |
Слова,
которые называют цвет и величину предметов. Практическое согласование
прилагательного с существительным в роде по вопросам. Составление
словосочетаний. |
Письмо
букв Жж, Кк и слов с
ними. Списывание
со вставкой слов. |
|
Выборочный
диктант (слова, обозначающие цвет или величину). |
3.25. |
|
Называние
признака (качества) данного предмета по вопросам: какой? какая? какое? какие? |
Слова,
которые называют такие признаки предметов, как цвет, форму, вкус. Практические упражнения в
согласовании существительных и прилагательных в роде. |
Письмо
букв У Ч, слов с ними. Комментированное
письмо. Письмо со вставкой слов. |
|
Слуховой
предупредительный диктант предложения из 5 слов. |
3.26. |
|
Нахождение
слов, называющих признаки, в предложении и правильное отнесение их к словам,
обозначающим предметы. |
Дополнение
словосочетаний словами, обозначающими признак предмета (материал, из которого
сделан предмет). Составление устного рассказа «Голубой март» по опорным
словосочетаниям. |
Письмо
слогов и слов с буквой ж. Выборочное
списывание. |
чёрный жёлтый |
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 5 слов. |
3.27. |
|
Определение
предмета по ряду признаков (качеств). |
Дополнение
предложений словами по смыслу. Работа с загадками. Упражнения в
классификации. Характеристика героини рассказа «Смородинка» Е. Пермяка. |
Письмо
сочетаний св, сл и слов с ними. Списывание
по образцу. |
|
Словарный
диктант. |
3.28. |
|
Сравнение
двух предметов по их качествам (снег белый, а уголь чёрный). |
Дополнение и составление предложений с противительным
союзом а. Составление предложения по схеме. |
Письмо
слогов до, во и слов с ними. Списывание
с вставкой слов. Комментированное
письмо. |
дорога |
Объяснительный
диктант предложения из 4-5 слов. |
3.29. |
|
Согласование
слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающими предметы. |
Расширение
словаря признаков (качеств) предметов за счёт слов, обозначающих черты
характера. Классификация положительных и отрицательных черт характера.
Дополнение предложений. Оценка поступков детей. |
Сравнение
и письмо букв Чч, Щщ и
слов с ними. Списывание
со вставкой слов и букв. Комментированное письмо. |
|
Карточка
«Хорошо - плохо» (классификация черт характера). Контроль понимания значений
прилагательных. |
3.30. |
|
Обобщение
знаний о словах, которые обозначают предметы, действия и признаки. |
Восстановление
последовательности предложений в тексте.
Составление предложений по сюжетным картинкам и схемам. Устные ответы
на вопросы по тексту для контрольного списывания. |
Письмо
слогов жё, шё и слов: шёл, жёлтый. Списывание
с печатного текста словосочетаниями. Комментированное
письмо. |
|
Контрольное
списывание. |
3.31. |
|
Согласование
слов, обозначающих признаки и действия предметов, со словами, обозначающими
предметы |
Распространение
предложений текста по вопросам. Составление устного рассказа по серии
сюжетных картинок. Чтение диалога по ролям. Дополнение предложений словами по
смыслу. |
Письмо
слогов бе, де и слов с ними. Комментированное
письмо. |
|
Письмо
по памяти. |
3.32. |
|
Предлог.
Выделение предлогов над, на, о (об), к, от, под в предложениях. Раздельное
написание предлогов со словами. |
Составление
предложений по сюжетным картинкам. Составление предложений по данному
образцу. |
Письмо
букв в, у, к, о; существительных с предлогами
с, в, к, о. Выборочное
списывание. Комментированное письмо. |
|
Слуховой
предупредительный диктант предложения из 4 слов. |
3.33. |
|
Употребление
предлогов в, под в речи. |
Составление
предложений по вопросам, дополнение предложения на вопрос где? |
Письмо
слога под; существительных с предлогом под. Комментированное
письмо. |
арбуз |
Письмо
по памяти. |
3.34. |
|
Выделение
предлогов в предложениях. |
Работа
с текстом-загадкой. Озаглавливание текста.
Дополнение предложений предлогами (предложное управление). Устные ответы на
вопросы по тексту «Ночью в лесу» |
Письмо
слогов на, над; существительных с предлогами на, над. Списывание
со вставкой пропущенных букв и предлогов. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 5 слов. |
3.35. |
|
Употребление
предлогов в речи. |
Восстановление
последовательности слов в предложениях. Ответы на вопросы с опорой на данные
слова. |
Письмо
слогов от, об; существительных с предлогами от, о (об). Списывание
предложений с изменением порядка слов. |
|
Выборочный
диктант (выписать слова с предлогами). |
3.36. |
|
Слова
с разделительным ъ знаком. Употребление предлогов в
речи. |
Дополнение
словосочетаний предлогами. Ответы на вопросы по тексту. Уточнение временных
представлений (признаки поздней осени). Устные ответы по тексту о барсуке. |
Письмо
буквы ъ и слов с нею. Списывание
со вставкой предлогов. Комментированное письмо. |
|
Словарный
диктант. |
3.37. |
|
Употребление
предлогов в речи. |
Называние
сказок по сюжетным картинкам. Вставка предлогов в предложения. Устные ответы
на вопросы по тексту для контрольного списывания. |
Письмо
слогов под, над; существительных с предлогами под, над. Списывание
со вставкой предлогов. Выделение в предложениях изученных орфограмм. |
|
Контрольное
списывание текста. |
3.38. |
|
Коллективное
составление рассказа «Весна» по сюжетной картинке, данному началу и опорным
словам. |
Составление
предложений по сюжетной картинке, по опорным словам. |
Письмо
слов солнце, скворечник, птицы. Комментированное
письмо. |
|
Письмо
по памяти. |
3.39. 3.40. |
|
Контрольный
диктант «Слова, обозначающие названия предметов. Большая буква в именах,
отчествах, фамилиях людей, названиях городов, сёл, деревень, улиц Работа над
ошибками. |
|
|
|
|
IV. |
19 |
Предложение |
|
|
|
|
4.1. |
|
Смысловая
законченность предложения. Различение понятий: предложение и не предложение. |
Заголовок
текста. Различение предложения и не предложения. Составление предложений с
данными словами на тему «Рыбаки у костра». |
Письмо
букв Хх, Шш и слов с
ними. Списывание
с печатного теста словосочетаниями. Комментированное письмо составленных
предложений. |
|
Карточка
«Найди предложения». |
4.2. |
|
Роль
слов в предложении (изменение смысла предложения). |
Дополнение
предложений по картинкам, по смыслу. |
Письмо
слогов На, Во; существительных с предлогами на, во. Комментированное
письмо. |
|
Объяснительный
диктант. |
4.3. |
|
Связь
слов в предложении (изменение формы слов). |
Составление
предложений из слов с изменением формы некоторых из них. Дополнение предложений словами по
предметным картинкам. |
Письмо
слогов по, под; существительных с предлогами по, под. Списывание
с изменением формы слова. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 5 слов. |
4.4. |
|
Последовательность
слов в предложении. |
Восстановление
последовательности слов в предложении. Восстановление порядка предложений в
тексте. Заголовок текста-загадки. |
Письмо
слов: гнездо, гнёздышко. Списывание
с восстановлением порядка слов и предложений. |
|
Слуховой
предупредительный диктант предложения из 5 слов. |
4.5. |
|
Интонационная
законченность предложения. Большая буква в начале предложения, точка в конце. |
Деление
текста на части. Выбор заголовка к тексту. Выбор предложений на определённую
тему. Уточнение знаний учащихся о сказке К. Чуковского «Доктор Айболит». |
Письмо
букв Ии, Йй и слов с ними. Выборочное
списывание. Списывание со вставкой букв. |
|
Карточка
«Расставь слова по порядку». |
4.6. |
|
Определение
границ предложений в тексте. |
Озаглавливание текста. Ответы на вопросы по данному тексту. |
Письмо
букв Дд, Бб и слов с
ними. Комментированное
письмо. Списывание с определением границ предложений и соблюдением правил их
оформления. |
|
Карточка
«Найди границы предложений». |
4.7. |
|
Составление
предложений с употреблением формы винительного падежа (кого? что?) |
Дополнение
предложений по вопросам. Составление ответов на вопросы по предметным
картинкам. Уточнение словаря по темам «Профессии», «Бытовая техника». |
Письмо
слов: мясорубка, хлеборезка, пылесос (отработка соединений букв в слове). Комментированное
письмо. |
|
Письмо
по памяти |
4.8. |
|
Употребление
формы винительного падежа (кого? что?) в предложении |
Уточнение
словаря по теме «Профессии». Составление предложений с данными словами. Связь
предложений в тексте (использование личных местоимений). |
Письмо
слов: сталевар, пчеловод (отработка соединений букв). Комментированное
письмо. Письмо с изменением формы слова, со вставкой слов |
костёр |
Словарный
диктант. |
4.9. |
|
Составление
предложений с употреблением формы родительного падежа (кого? чего?). |
Составление
предложений с данными словосочетаниями. Ответы на вопросы по тексту.
Составление предложений по вопросам, по данному образцу с опорой на
предметные картинки. |
Письмо
буквы Ээ и слов с нею. Комментирование
письмо. Списывание с изменением порядка слов в предложении. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 5 слов. |
4.10. |
|
Составление
предложений с употреблением формы дательного падежа (кому? чему?) |
Составление
предложений по сюжетным картинкам и опорным словам. Составление предложений по данному вопросу
и образцу. |
Письмо
букв Жж и слов с ними. Комментированное
письмо. Списывание словосочетаниями с печатного текста. |
|
Карточка
«Дополни предложения». |
|
|
Употребление
формы дательного падежа (кому? чему?) в предложениях. |
Составление
ответов на вопросы по предметным картинкам. Уточнение словаря по теме
«Инструменты». Выяснение знаний учащихся
о сказках. Употребление в предложении предлога к. |
Письмо
слов: Винни Пух, Чебурашка,
Крокодил Гена. Комментированное
письмо. Списывание с изменением формы слова. |
|
Слуховой
предупредительный диктант из 5 слов. |
4..11. |
|
Употребление
формы творительного падежа (кем? чем?) в предложении. |
Составление
предложений по сюжетным картинкам, опорным словам и вопросам. Работа с
загадками. Употребление в предложении предлога с. Уточнение словаря по теме
«Профессии». |
Письмо
словосочетаний: тетя Валя, дядя Лёша (правильность соединений букв). Списывание
с изменением формы слова. |
|
Словарный
диктант. |
4.12 |
|
Употребление
формы родительного, винительного, дательного и творительного падежей в
предложениях. |
Дополнение
предложений по одному - двум вопросам и схеме предложения с опорой на
сюжетные картинки. Восстановление порядка слов в предложении. |
Письмо
слов пошёл, пришёл (правильность соединений). Комментированное
письмо. Списывание с изменением порядка слов. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 6 слов. |
4.13. |
|
Употребление
формы предложенного падежа (где?) в предложении. |
Дополнение
предложений по вопросам с опорой на картинки. Работа с загадкой. Ответы на
вопросы по тексту. Беседа о важности учёбы в школе. |
Письмо
слов: поле, ферма (правильность соединений). Комментированное
письмо. |
|
Карточка
«Дополни предложения». |
4.14. |
|
Употребление
формы предложного падежа (о ком? о чём?) в предложении. |
Изменение
формы слов в предложении с опорой на вопросы. Дополнение предложений словами,
подходящими по смыслу. |
Письмо
слов: кузнец, шахтёр (правильность соединений). Списывание
с изменением формы слов. |
|
Карточка
«Найди ошибки» (проверка окончаний слов для связи слов в предложении). |
4.15. |
|
Соблюдение
последовательности и связи слов в предложении. |
Восстановление
порядка слов в предложении, изменение формы слов. Установление
последовательности предложений в тексте. Подбор заголовка к тексту. Ответы на вопросы по рассказу. |
Письмо
сочетаний букв вз, шк и
слов с ними. Списывание
с изменением порядка слов и формы слов, порядка предложений. Комментированное
письмо. |
песок |
Карточка
«Разложи по порядку». |
4.16 . |
|
Коллективное
составление рассказа «Первая гроза» из
данных слов. |
Составление
предложений из данных слов. Чтение диалога по ролям. Ответы на вопросы. Восстановление
последовательности частей текста по серии сюжетных картинок. |
|
|
Контрольное
списывание. |
4.17. 4.18. |
|
Контрольная
работа «Предложение. Употребление падежных форм в предложении». Работа
над ошибками. |
|
|
|
|
V. |
9 ч |
Повторение |
|
|
|
|
5.1. |
|
Различение
изученных правил правописания. |
Продолжение
текста по сюжетным картинкам и вопросам. Беседа об охране зелёных насаждений.
Устные ответы по прочитанному тексту. Дополнение предложений словами по
смыслу. |
Письмо
слов яблоко, яблоня (соединение букв в словах). Списывание
со вставкой слов и букв. Комментированное письмо. |
|
Словарный
диктант. |
5.2. |
|
Большая
буква в именах, названиях городов, деревень, сёл, улиц. |
Ответы
на вопросы. Дополнение предложений словами по смыслу. Беседа о чести
человека. |
Письмо
поговорки: Береги честь смолоду. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант. |
5.3. |
|
Алфавит.
Правила правописания слов. |
Практическое
использование синонимов и местоимений для связи предложений в тексте. |
Письмо
сочетаний букв сс, бб и
слов с ними (класс, рассказ, суббота). Работа
со словарём в конце учебника. Списывание со вставкой букв и изменением
последовательности слов. |
|
Выборочный
диктант «Разделительный мягкий знак, мягкий знак, обозначающий мягкость
согласных». |
5.4. |
|
Слова,
обозначающие названия предметов, действий, признаков (качеств) предметов. |
Составление
предложений по картинкам. Подбор к ряду признаков названия предмета.
Изменение слов, обозначающих действия,
по данному образцу. Работа с загадкой. Озаглавливание
текста загадки. |
Сравнение
и письмо букв У и Ч и слов с ними. Списывание
со ставкой слов и букв. |
|
Карточка
«Что называет слово» (предмет, действие, признак). |
5.5. |
|
Выделение
слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков (качеств)
предмета, из предложения. |
Ответы
на вопросы по тексту. Составление рассказа «Лето» по сюжетной картинке и
вопросам. |
|
|
|
5.6. |
|
Выделение
предлогов в тексте. Раздельное написание предлогов со словами. |
Ответы
на вопросы по тексту. Восстановление порядка предложений в тексте по серии
сюжетных картинок. |
Письмо
слогов за, из, по, под; существительных с предлогами за, из, по , под. Комментированное
письмо. Списывание с изменением порядка предложений. |
|
Карточка
«Вставь пропущенные предлоги». |
5.7. |
|
Коллективное
составление рассказа «Дружная работа» по данному началу, серии сюжетных
картинок и вопросам. |
Составление
предложений по вопросам с опорой на сюжетные картинки. Уточнение временных
представлений (времена года, летние месяцы). |
Письмо
слов июнь, июль, август. |
|
Словарный
диктант. |
5.8. 5.9. |
|
Контрольный
диктант за год. Работа
над ошибками. |
|
|
|
|