Адрес: 152025 г.
Переславль-Залесский Ярославской обл.,
ул. Магистральная, д. 43, 43а,
43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:
________________________________________________________________________
Утверждена приказом директора школы:
№______ от «___»________20___ года
Директор школы: ___________________
.
учебного курса «Письмо и развитие речи»
в 4 классе
_______ учебный год
Учителя начальных классов
__________________________
Рабочая программа «Письмо и развитие речи» для 4 класса СКОУ VIII вида составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой для 1-4 классов и учебником А.К. Аксёновой, Н.Г. Галунчиковой «Русский язык» для 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, «Просвещение», 2002 год.
По программе и учебному плану количество учебных часов уроков письма и развития речи составляет 5 часов в неделю, 170 часов в год.
Программа состоит из следующих разделов: «Звуки и буквы», «Слово», «Предложение», «Связная письменная речь», «Письмо и чистописание», «Устная речь». Содержание разделов программы приводится в таблице.
№№ п/п |
Раздел
программы |
Содержание |
1. |
Повторение |
Практическое
построение простого предложения. Составление предложений с употреблением слов
в косвенных падежах по вопросам, из слов, данных в начальной форме; заканчивание
предложений; восстановление нарушенного порядка слов в предложении. |
2. |
Звуки
и буквы |
Алфавит.
Употребление ь на конце и в середине слова. Разделительный ъ перед гласными
е, ё, ю, я, и. Сочетание
гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. Правописание
парных звонких и глухих согласных в конце и середине слов. Проверка написания
путём изменения формы слова и подбора (по образцу) родственных слов. Ударение.
Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных путём
изменения формы слова (вода – воды) или подбора по образцу родственных слов
(вода – водный). |
3. |
Слово |
Различение
основных категорий слов (названия предметов, действий, качеств) в тектсе по
вопросам, правильное употребление их в связи друг с другом. Имена
собственные. Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей.
Большая буква в именах собственных. Предлоги
до, без, под, над, около, перед. Раздельное написание предлогов с другими
словами. Разделительный
ъ. Родственные
слова. Общая часть родственных слов (корень). Правописание
слов с непроверяемыми написаниями в корне: умение пользоваться словарём,
данным в учебнике. |
4. |
Предложение |
Членение
речи на предложения, выделение в предложениях слов, обозначающих, о ком или о
чём говорится, что говорится. Упражнения
в составлении предложений. Распространение предложений. Установление связи
между словами по вопросам. Знаки
препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный
знаки). Главные
члены предложения: подлежащее, сказуемое. Второстепенные члены предложения
(без деления на виды). |
5. |
Связная
письменная речь |
Составление
и запись небольшого рассказа по серии картинок под руководством учителя и
самостоятельно. Составление
и запись рассказа по сюжетной картинке и подробному вопроснику после устного
разбора содержания, языка и правописания. Изложение
под руководством учителя небольшого текста (20-30 слов) по данным учителем
вопросам. Восстановление
несложного деформированного текста по вопросам. Описание
несложных знакомых предметов и картин по коллективно составленному плану в
виде вопросов. Составление
и написание под руководством учителя небольшого письма родным, товарищам.
Адрес на конверте. |
6. |
Письмо
и чистописание |
Выработка
правильного и аккуратного письма и списывание с дальнейшим ускорением темпа
письма. Чёткое
и графически правильное письмо строчных (по необходимости) и прописных букв: 1-я
группа – И, Ц, Ш, Щ, Ч, Л, М, А; 2-я
группа – О, С, З, Х, Ж, Е, Э, Я; 3-я
группа – У, Н, К, Ю, Р, В; 4-я
группа – Г, П, Т, Б, Ф, Д. Выполнение
письменных упражнений по учебнику в соответствии с заданием. Списывание
рукописного и печатного текстов целыми словами и словосочетаниями. Списывание
предложений и связных текстов со вставкой пропущенных букв и слов. Выборочное
списывание по указанию учителя. Письмо
под диктовку предложений и связных текстов с соблюдением правил правописания. Восстановление
нарушенного порядка слов в предложении, письмо прописных и строчных букв в
алфавитном порядке. |
7. |
Устная
речь |
Правильное
составление простых распространённых предложений и сложных посредством союзов
и союзных слов и, а, но, потому что, чтобы (с помощью учителя). Связное
высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам. Составление
небольших рассказов на предложенную учителем тему. Использование
в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи. Выражение связей и
отношений между реальными объектами с помощью предлогов, союзов, некоторых
наречий. |
Основные требования к
знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
· составлять и распространять предложения, устанавливать связи между словами по вопросам; ставить знаки препинания в конце предложения;
· анализировать слова по звуковому составу (выделять и дифференцировать звуки, устанавливать последовательность звуков в слове);
· списывать рукописный и печатный текст целыми словами и словосочетаниями;
· писать под диктовку предложения и тексты (30-35 слов), включающие изученные орфограммы.
Учащиеся должны знать:
· алфавит; расположение слов в алфавитном порядке в словаре.
№№ |
Наименование разделов и тем уроков |
Всего часов |
Контрольные работы |
Практические работы по развитию письменной связной
речи, занимающие основную часть урока |
I |
Повторение. |
8 ч |
|
Коллективное составление по
вопросам письменного рассказа о летних каникулах. |
II. |
Звуки и буквы |
70 ч |
|
|
1. |
Алфавит.
Звуки и буквы. |
4
ч |
|
|
2.
|
Употребление
ь на конце и в середине слова |
5
ч |
|
Восстановление
текста по серии сюжетных картинок. |
3. |
Разделительный
мягкий знак перед гласными е, ё, ю, и, я. |
3
ч |
|
|
4. |
Различение слов с изученными орфограммами. |
4
ч |
|
Коллективное составление
рассказа «Кот-разбойник» по серии сюжетных картинок и данным вопросам. |
|
|
2
ч |
Контрольный
диктант «Предложение. Правописание слов с ь, обозначающим мягкость согласного,
разделительным ь. Словарные слова». |
|
5. |
Сочетание
гласных с шипящими. Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу. |
4
ч |
|
|
|
Правописание
звонких и глухих согласных в конце и в середине слова. |
14
ч |
|
Коллективное изложение
рассказа «Ястреб» по данному плану. Коллективное составление
рассказа «Скоро зима» по данному началу и концу и опорным словам. |
6. |
|
2
ч |
Контрольный
диктант «Сочетания гласных с шипящими (жи, ши, ча, ща, чу, щу). Правописание
звонких и глухих согласных в конце и середине слова». |
|
7. |
Ударение.
Различение ударных и безударных гласных. Правописание безударных гласных
путём изменения формы слова (вод – воды) |
17
ч |
|
Коллективное изложение
рассказа «Ромашки в январе» по данным вопросам и сюжетной картинке. |
|
|
2
ч |
Контрольный
диктант «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова,
проверяемых безударных гласных» |
|
8. |
Непроверяемые
безударные гласные. Умение пользоваться словарём, данным в учебнике. |
11
ч |
|
Коллективное составление
письма родным. Коллективное описание щенка
по данному образцу и картинке. |
|
|
2
ч |
Контрольный
диктант «Звуки и буквы. Правила правописания». |
|
III. |
Слово |
50
ч |
|
|
|
Слова,
называющие предметы, действия и признаки. Их различение в тексте по вопросам,
правильное употребление их в связи друг с другом. |
18
ч |
|
Описание грача по картинке
и данным вопросам. |
|
|
2
ч |
Контрольная
работа «Слова, называющие предметы, действия, признаки. Восстановление
последовательности предложений в тексте. Контрольное списывание». |
|
|
Имена
собственные. Расширение круга имён собственных: названия рек, гор, морей.
Большая буква в именах собственных. |
5
ч |
|
|
|
Предлоги
до, без, под, над, около, пере. Раздельное написание предлогов с другими
словами. |
7
ч |
|
Изложение текста «Музыка»
по данным вопросам. |
|
Разделительный
ъ. |
2 ч |
|
|
|
|
2
ч |
Контрольный
диктант «Имена собственные. Предлоги. Слова с разделительным ъ». |
|
|
Родственные слова. Общая часть родственных слов
(корень) |
12
ч |
|
Коллективное составление
рассказа «Грачиное гнездо» по серии
сюжетных картинок и данным словосочетаниям. Коллективное составление
рассказа «Игровая площадка» по серии сюжетных картинок и опорным
словосочетаниям. |
|
|
2
ч |
Контрольный
диктант «Родственные слова. Единообразное написание корней. Изученные правила
правописания» |
|
IV. |
Предложение |
25
ч |
|
|
|
Простое
предложение. |
10
ч |
|
|
|
Знаки
препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный
знаки). |
7
ч |
|
|
|
|
2
ч |
Контрольный
диктант «Знаки препинания в конце предложения (точка, восклицательный и
вопросительный знаки) |
|
|
Главные члены предложения: подлежащее, сказуемое.
Второстепенные члены предложения (без деления на виды) |
6 ч |
|
Составление основной части
рассказа «Мой щенок». |
V. |
Повторение |
15 ч |
|
|
|
|
2 ч |
Контрольный
диктант за год. |
|
|
Итого |
170 ч |
9 уроков |
13 часов |
№/№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Развитие речи |
Письмо и чистописание |
Изучение словарных слов |
Контрольные и диагностические
материалы |
I |
8 ч |
Повторение |
|
|
|
|
1.1. |
|
Выражение
в предложении законченной мысли. Большая буква в начале предложения, точка в
конце. |
Составление
предложений по вопросам, по сюжетной картинке. Выделение предложений из
текста. Уточнение временных представлений (лето, осень, их признаки) |
Гласные
буквы: прописные и строчные (письмо в соединении) Комментированное
письмо. Списывание с оформление предложений. |
|
Диктант
односложных и двусложных слов на тему: лето, осень. |
1.2. |
|
Смысловая
и интонационная законченность предложения. Роль слова в предложении. |
Дополнение
предложений. Изменение смысла предложений с помощью слова. Деление текста на
части. |
Парные
звонкие глухие-согласные: прописные и строчные буквы (письмо в соединении). Списывание
со вставкой слов. Комментированное письмо. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 3 слов. |
1.3. |
|
Связь
слов в предложении. Использование вопроса при употреблении различных форм
слова. |
Дополнение
предложений по вопросам. Упражнения в словоизменении. |
Непарные
звонкие и глухие согласные: прописные и строчные буквы (письмо в соединении) Списывание
со вставкой слов. Выборочное списывание. |
|
Карточка
«Изменяй слово по вопросам». |
1.4. |
|
Последовательность
и связь слов в предложении. |
Восстановление
последовательности слов в предложениях, словоизменение. Дополнение
предложений из сказки «Лиса и Журавль» по вопросам. Устный пересказ сказки.
Составление предложений со словарными словами. |
Письмо
букв, не обозначающих звуки: ь и ъ. Письмо слов с этими буквами. Списывание
со вставкой слов, восстановлением порядка слов и изменением формы слова. |
Считать решать |
Карточка
«Расположи слова по порядку». |
1.5. |
|
Восстановление
последовательности слов в предложении. |
Составление
предложений по данным схемам. Определение темы текста по данным словам.
Восстановление порядка слов в предложениях текста. Озаглавливание текстов. |
Письмо
букв Цц и слов с ними (цирк, деревце, цокот). Комментированное
письмо. Списывание с изменением порядка слов и изменение формы |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 4 слов. |
1.6. |
|
Предложение
как часть текста. |
Практическое
использование синонимов и личных
местоимений для связи предложений в тексте. Подбор предложений к картинкам.
Озаглавливание текстов. |
Письмо
букв Лл, Мм и слов с ними: Митя, медвежонок, мишка, лес, лапы, Лена. Списывание
с заменой слов, вставкой слов. |
|
Карточка
«Исправь ошибки в предложении» (связь слов в предложении, изменение формы) |
1.7. |
|
Практические
упражнения в составление простых распространённых предложений. |
Ответы
на вопросы по тексту. Восстановление последовательности частей в тексте по
данному плану (начало, главная часть, конец) |
Письмо
букв Чч и слов с ними: беречь, ёлочка, Частов. Списывание
с изменением последовательности предложений. Комментированное письмо. |
|
Слуховой
предупредительный диктант предложения из 5 слов. |
1.8. |
|
Коллективное
составление по вопросам письменного рассказа о летних каникулах. |
Объяснение
значений слов. Практическое знакомство с многозначностью слов: язык, пример.
Чтение диалога по ролям. Составление предложений с данными словами и
материалу диалога. Определение границ предложений в тексте. Оценочные
суждения. |
Письмо
букв Фф, Хх и слов с ними: футбол, Фрол, хорошо, Харитон. Комментированное
письмо. Списывание с выделением предложений в тексте. |
пример |
Письмо
по памяти. |
II. |
70 ч |
Звуки и буквы. |
|
|
|
|
2.1. |
|
Алфавит. |
Составление
алфавитных списков. Составление предложений с данными словами. |
Письмо
букв Хх, Жж и слов с ними: Жуков, Хабаров, орех, жасмин. Списывание
с изменением порядка слов, со вставкой букв. |
|
Контрольное
списывание словарных слов со вставкой пропущенных букв. |
2.2. |
|
Звуки
и буквы. Гласные и согласные. |
Беседа
о хлебных растениях. Дополнение словосочетаний по вопросам. Уточнение словаря
по теме «Растения поля» |
Письмо
бук Пп, Гг и слов с ними: гречиха, пшеница, Галя, Поля. Списывание
со вставкой слов, букв. |
Пшеница |
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 4 сслов. |
2.3. |
|
Звонкие
и глухие согласные. Ударные и безударные гласные. |
Участие
в беседе о библиотеке. Установление порядка событий в сказке «Курочка Ряба».
Узнавание текста по опорным словам. Продолжение рассуждений. |
Письмо
букв Ии, Шш и слов с ними: Иван, Шура, школа, интересно. Списывание с
восстановлением порядка. Комментированное письмо. |
|
Слуховой
предупредительный диктант предложения из 3 слов. |
2.4. |
|
Мягкие
и твёрдые согласные. |
Работа
с пословицами. Составление предложений со словами, отличающимися одной буквой.
Составление рассказа «Хлеб» по серии сюжетных картинок и данному началу.
Оценка поступка героя рассказа. Заголовок рассказа. |
Письмо
букв Сс, Хх и слов с ними: хлеб, снег. Комментированное
письмо. |
|
Письменные
ответы по сюжетным картинкам с использованием слов из справок.
Взаимопроверка. |
2.5. |
|
Мягкий
знак на конце и в середине слова. Определение количества звуков и букв в
словах с ь, обозначающим мягкость согласных. |
Составление
предложений со словами, отличающимися одной буквой. |
Письмо
сочетаний ль, нь и слов с ними: мебель, конь, угольки, коньки. Выборочное
списывание. Комментированное письмо. |
|
Словарный
диктант (лова с ь на конце и в середине слова). |
2.6. |
|
Правописание
мягкого знака на конце слов. |
Объяснение
значений родственных слов. Изменение формы числа в словосочетаниях. Слова,
противоположные по смыслу. Уточнение словаря по теме «Черты характера».
Работа с пословицами. Дополнение предложений словами по смыслу. |
Письмо
сочетаний ть, мь и слов с ними: семь, сеть. Письмо
со вставкой слов. Выборочное
списывание. |
Корабль |
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 4 слов. |
2.7. |
|
Правописание
слов с мягким знаком на конце и в середине. |
Дополнение
предложений словами по смыслу. Слова,
противоположные по значению. Сравнения одного предмета с другим. |
Письмо
слов: горка, горько, любить, любит. Списывание
со вставкой пропущенных букв. |
|
Слуховой
предупредительный диктант из 4 слов |
2.8. |
|
Различение
правил правописания в предложениях. |
Выбор
заголовка к тексту. Выделение главной мысли в тексте. Употребление в
предложении слов, противоположных по значению. Составление рассказа «Наш
класс» по вопросам. |
Письмо
слов: пальто, гулять. Списывание
со вставкой слов и букв. Комментированное
письмо. |
Человек |
Объяснительный
диктант из 4 слов. |
2.9. |
|
Восстановление
текста по серии сюжетных картинок. |
Восстановление
последовательности предложений в тексте. Выбор заголовка: «Смешная история»,
«Глупый ёж», «Ёжик». Устные ответы на вопросы по сюжетной картинке «Что можно
делать в лесу, а чего нельзя?» |
Письмо
букв Цц, Чч и слогов с ними. Комментированное
письмо. |
|
Письмо
по памяти. |
2.10. |
|
Слитное
и раздельное произношение согласного и гласного звуков. Сравнение по смыслу,
произношению и написании пар слов типа полю – полью. |
Ответы
на вопросы учебной беседы. Практическое построение рассуждений по данным
вопросам. Дополнение предложений словами по смыслу. Составление предложений
по сюжетным картинкам (изменение лица глаголов). Работа с пословицами. |
Письмо
слогов: лю, лью, мя, мья и слов: полю, полью, семя, семья. Списывание
со вставкой слов. |
|
Словарный
диктант. |
2.11. |
|
Правописание
слов с разделительным ь. |
Упражнения
в выразительном чтении. Изменение глаголов
по лицам, словосочетаний
прилагательное с существительным по числам с опорой на дынный образец.
Упражнения в словообразовании (модель
образования притяжательных прилагательных). |
Письмо
слогов: бьи, вьи – и слов с ними: муравьи, воробьи. Комментированное
письмо. Списывание со вставкой букв. |
|
Контрольное
списывание текста со вставкой букв. |
2.12. |
|
Упражнения
на правописание слов с разделительным ь. |
Объяснение
значений родственных слов. Изменение формы слов в предложении (управление).
Выбор заголовка к тексту. Дополнение предложений словами по смыслу. |
Письмо
слогов: чья, жья – и слов с ними: птичья, заячья, медвежья. Списывание
со вставкой слов. Комментированное письмо. |
Деревня |
Зрительно-предупредительный
диктант из 5 слов. |
2.13. |
|
Различение
слов с ь, обозначающим мягкость согласных, и разделительным ь. |
Ответы
на вопросы по тексту «Этажи леса». Классификация слов по указанным признакам.
Работа с загадками. |
Письмо
сочетаний: сь, сья – и слов с ними: колосья, просьба. Комментированное
письмо. Выборочное списывание. |
|
Слуховой
предупредительный диктантов из 5 слов. |
2.14. |
|
Деление
слов с ь, обозначающим мягкий знак, и разделительный ь для переноса. |
Дополнение
предложений словами по смыслу. Беседа о здоровом образе жизни. Работа со
сравнениями. |
Письмо
слогов: ве, вье – и слов: ветер, здоровье. Списывание
со вставкой букв и слов. Выборочное списывание с делением слов для переноса. |
здоровье |
Объяснительный
диктант предложения из 5 слов. |
2.15. |
|
Различение
изученных орфограмм: мягкий знак, обозначающий мягкость согласного,
разделительный ь, слова из словаря. |
Упражнения
в образовании прилагательных от существительных по данному образцу. Дополнение
предложений по вопросам. |
Письмо
слога нью и слов с ним: ночью, осенью. Выборочное
списывание. Комментированное письмо. |
аптека |
Словарный
диктант. |
2.16. |
|
Коллективное
составление рассказа «Кот-разбойник» по серии сюжетных картинок и данным
вопросам. |
Составление
предложений по вопросам с опорой на серию сюжетных картинок. Различение
понятий текст и не текст. Заголовок текста. |
Письмо
букв О,С и слов с ними: собака, Собакин, орех, Орехов. Комментированное
письмо. |
|
Письмо
по памяти. |
2.17. 2.18. |
|
Контрольный
диктант «Предложение. Правописание слов с ь, обозначающим мягкость
согласного, разделительным ь. Словарные слова». Работа
над ошибками. |
|
|
|
|
2.19. |
|
Сочетания
гласных с шипящими. Правописание сочетаний жи – ши, ча – ща, чу – щу. |
Замена
слов в предложениях на синонимы, данные в словах для справок. Составление
предложений с данными словосочетаниями. Дополнение словосочетаний и
предложений словами по смыслу. |
Письмо
букв Ж, Ш и слов с ними: Шишкин, Жильцов. Выборочное
списывание. Письмо
со вставкой слов. |
земляника |
Выборочный
диктант «Где жи, а где ши?». |
2.20. |
|
Правописание
слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу. |
Составление
предложений с данными словами. Выбор заголовка к тексту. Изменение глаголов
по образцу. Выразительное чтение стихотворения. |
Письмо
букв Ч, Щ и слов с ними: Частов, Щавелёв. Списывание
со вставкой букв. |
|
Заполнение
таблицы «Сочетания гласных с шипящими». |
2.21. |
|
Тренировочные упражнения в правописании
слов с сочетаниями жи - ши, ча - ща, чу - щу. |
Восстановление
последовательности предложений в стихотворении по вопросам. Письменные ответы
на вопросы по тексту «Лось». |
Письмо
букв Ч, Ш, Щ и слов с ними: Широков, Щукин, Чугунов. Списывание
со вставкой букв и слогов. Комментированное письмо. |
|
Выборочный
диктант «Чу ли щу? Ча или ща?» |
2.22. |
|
Различение изученных
орфограмм. |
Дополнение
текста о подготовке лесных жителей к зиме предложениями о зайце и волке; на
тему «Приметы осени» по личным наблюдениям. Восстановление последовательности
частей текста. Работа с пословицами. |
Письмо
букв Э, С и слов с ними: Эля, Слава (нижние соединения). Списывание
со вставкой слов. Списывание с восстановлением последовательности.
Комментированное письмо |
экскурсия |
Зрительно-предупредительный
диктант |
2.23. |
|
Парные
звонкие и глухие согласные на конце слова. Подбор проверочных слов с помощью
изменения формы слова. |
Упражнения
в объяснении правописания сомнительных согласных по образцу. Дополнение
предложений словами, отличающимися одной буквой (лук – луг, пруд – прут). |
Письмо
букв З, С и слов с ними: Зина, Сомов. Списывание
со вставкой букв и слов. Комментированное письмо слов по данному образцу. |
|
Выборочный
диктант «Звонкий или глухой?» |
2.24. |
|
Правописание
парных звонких глухих согласных на конце слова. |
Работа
с загадками. Устные ответы по тексту «Кто какие гнёзда вьёт7» Коллективное
составление плана к тексту «Травы». Беседа о бережном отношении к растениям.
Изменение формы числа существительных. |
Письмо
букв Г, К и слов с ними: Курск, Горки. Списывание
со вставкой букв. |
берег |
Слуховой
предупредительный диктант предложения из 5 слов. |
2.25. |
|
Парные
звонкие и глухие согласные в середине слова. Различение произношения и
написания сомнительных согласных. Способ проверки сомнительных согласных. |
Рассуждение
по опорной таблице «Как слышим, как пишем». Объяснение выбора сомнительной
согласной по данному образцу. |
Письмо
букв Б, П и слов с ними: Борисов, Петров. Списывание
со вставкой букв. |
|
Объяснительный
диктант предложения из 5 слов. |
2.26. |
|
Подбор
к данным словам с сомнительными согласными проверочных слов. |
Заголовок
текста. Составление предложений с данными словами. |
Письмо
букв В, Ф и слов с ними: Воронеж, Фролов. Списывание
со вставкой букв и проверочных слов. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 5 слов. |
2.27. |
|
Подбор
к данным словам с сомнительными согласными проверочных слов по правилу. |
Беседа
о бережном отношении к хлебу. Дополнение предложений по смыслу. |
Письмо
букв Д, Т и слов с ними: Дон, Тула. Списывание
со вставкой букв и слов. |
обед |
Словарный
диктант. |
2.28. |
|
Способы
проверки написания парных звонких и глухих согласных в словах («один –
много», «Назову ласково») |
Работа
с загадками. Устный пересказ сказки «Репка». |
Письмо
букв Г, П, Т и слов с ними: Глеб, Петербург, Тамбов. Списывание
со вставкой букв. Комментированное письмо. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 6 слов. |
2.29. |
|
Упражнения
в проверке написания сомнительных согласных на конце и в середине слова. |
Составление
предложений с данными словами. Работа с загадками. Упражнения в
словоизменении и словообразовании (уменьшительно-ласкательная форма слова) |
Письмо
букв Б, Д и слов с ними: Братск, Двина. Списывание
со вставкой пропущенных букв и слов. |
автобус билет |
Выборочный
диктант «Нужно ли проверять?» |
2.30. |
|
Объяснение
правописания сомнительных согласных на конце и в середине слова. |
Дополнение
предложений словами по предметным картинкам. Работа над сравнениями.
Составление предложений со сравнительными оборотами. |
Письмо
букв З, В и слов с ними: Волга, Заречье. Списывание
со вставкой пропущенных букв, подбор проверочных слов. |
|
Словарный
диктант. |
2.31. |
|
Упражнения
в правописании сомнительных согласных на конце и в середине слова. |
Составление
предложений с данными словами. Работа с загадками. Восстановление порядка
слов в предложениях текста. Выбор заголовка: «На заставе», «Вишнёвый сад»,
«Память о погибших» |
Письмо
букв Н, К и слов с ними: Нева, Калуга. Списывание
с восстановлением порядка слов. Комментированное письмо. |
|
Выборочный
диктант «Где сомнительный согласный – в начале или в конце?» |
2.32. |
|
Различение
звонких и глухих согласных, требующих и не требующих проверки, в конце и в
середине слова. |
Восстановление
порядка слов в предложениях текста. Части текста. Дополнение текста
предложениями с данными словами. Озаглавливание текста. |
Письмо
букв Б, В и слов с ними: Вологда, Белая. Выборочное
списывание. Комментированное
письмо. |
|
Карточка
«Вставь пропущенные сомнительные согласные» |
2.33. |
|
Коллективное
изложение рассказа «Ястреб» по данному плану. |
Составление
предложений к каждому пункту плана. Дополнение
второй части сложного предложения и предложения с однородными членами. |
Письмо
букв Л, Яя и слов с ними: Лена, Ярославль, ястреб. Комментированное
письмо составленных предложений. |
ястреб |
Карточка
«Расположи по порядку» (порядок слов в предложении). |
2.34. |
|
Различение
и применение изученных орфограмм. |
Выбор
заголовка к рассказу: «Лиса», «Кумушка-лиса». |
Письмо
букв Ш, М и слов с ними: Москва, Шарья. Списывание
со вставкой пропущенных букв. Выборочное списывание. |
|
Слуховой
предупредительный диктант из 6 слов. |
2.35. |
|
Практические
упражнения в распознавании изученных орфограмм. |
Составление
предложений по сюжетной картинке и опорным словам «В школьной мастерской».
Устное продолжение текста «Что нашёл Митя?»
Составление рассказа «Гроза» по данному началу и заголовку. |
Письмо
букв З, Е и слов с ними: Енисей, Заозёрск. Комментированное
письмо. |
вдруг |
Работа
с таблицей «Сомневаюсь, проверяю, пишу» |
2.36. |
|
Коллективное
составление рассказа «Скоро зима» по данному началу и концу и опорным словам. |
Составление
предложений по опорным словам и материалам наблюдений за признаками поздней
осени. |
Письмо
букв А, Л и слов с ними: Амур, Липецк. Комментированное
письмо. |
|
Письмо
по памяти. |
2.37. 2.38. |
|
Контрольный
диктант «Сочетания гласных с шипящими (жи, ши, ча, ща, чу, щу). Правописание
звонких и глухих согласных в конце и середине слова». Работа
над ошибками. |
|
|
|
|
2.39. |
|
Роль
ударения в слове. Ударные гласные. |
Составление
предложений с данными словами. Объяснение значений родственных слов.
Дополнение словосочетаний по вопросам. Составление предложения в однородными
членами по данной схеме. Восстановление последовательности частей текста
«Зоомагазин». |
Письмо
букв Мм и слов с ними: Мурманск, маслёнок. Списывание
слов с постановкой ударения. Списывание
со вставкой слов, восстановление порядка частей текста. |
магазин |
Карточка
«Поставь ударения в словах» |
2.40. |
|
Смыслоразличительная
роль ударения. |
Сравнение
значений слов, отличающихся ударением (замок – замок). Объяснение значений
слов (устно). Составление предложений с такими словами. |
Письмо
букв Жж и слов: Жучка, жучок. Выборочное
списывание с постановкой ударения. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант 2-х предложений из 3- слов с парами слов, отличающих ударением. |
2.41. |
|
Изменение
места ударения в слове. |
Орфоэпические
упражнения. Составление предложений со словосочетаниями: мамины руки, упало с
руки – и данными словами. |
Письмо
букв Р, Г и слов с ними: Руслан, Громов. Списывание.
Комментированное письмо. |
|
Словарный
диктант. |
2.42. |
|
Сравнение
произношения и написания ударной гласной. |
Работа
с загадками. Определение темы. Уточнение временных представлений (времена
года). |
Письмо
букв П, Т и слов с ними: Псков, Томск. Списывание
со вставкой пропущенных букв. |
|
Письмо
по памяти. |
2.43. |
|
Ударные
и безударные гласные. |
Выбор
заголовка к тексту: «Совесть», «Плохой поступок». Беседа о совести.
Упражнения в словообразовании по данному образцу. Составление предложений по
данной схеме. |
Письмо
букв Р, Ф и слов с ними: Родион, Фёдор. Списывание
со вставкой букв и слов. |
фабрика |
Слуховой
предупредительный диктант из 5 слов. |
2.44. |
|
Различение
ударных и безударных гласных в произношении и написании. Выделение
сомнительных гласных в слове. |
Составление
предложений с данными словами. Построение вывода о сомнительных гласных.
Составление рассказа «Зимние забавы» по данным словам |
Письмо
букв З, В, Б и слов с ними: Зина, Воркута, Борисов. Выборочное
списывание. Комментированное
письмо. |
|
Объяснительный
диктант предложения из 5 слов. |
2.45. |
|
Единообразное
написание ударной и безударной гласной в различных формах одного слова. И
того же слова. |
Составление
пар предложений, связанных по смыслу, с данными словами (поле - поля).
Дополнение предложений словами. Изменение существительных по числам и
падежам (практические упражнения). |
Письмо
букв И, Ц и слов с ними: Иваново, Цимлянск. Списывание
со вставкой слов и букв. |
|
Карточка
«Подчеркни проверочное слово» |
2.46. |
|
Выбор
безударной гласной по проверочному слову. |
Составлений
словосочетаний с данными словами и предложений из них. Письменные ответы на
вопросы по тексту «Иней». |
Письмо
букв У, Ч и слов с ними: Урал, Чкалов. Комментированное
письмо. |
иней |
Словарный
диктант |
2.47. |
|
Правило
проверки безударной гласной. |
Рассуждение
о проверке сомнительных гласных по данному образцу. |
Письмо
букв Ч, Ц и слов с ними: Челябинск, Царёв. Письмо
по образцу. Выборочное списывание. |
|
Письмо
по памяти |
2.48. |
|
Подбор
проверочных слов для проверки правописания сомнительных гласных (один –много) |
Работа
с загадками. Беседа о правилах поведения в лесу, об отношении к природе. |
Письмо
букв Н, В, К и слов с ними: Нерль, Владимир, Киров. Списывание
со вставкой пропущенных букв, записью проверочных слов. |
|
Слуховой
предупредительный диктант предложения из 6 слов. |
2.49. |
|
Определение
сомнительных гласных в словах и подбор проверочных слов. |
Дополнение
предложений словами по смыслу. Выбор словосочетаний на тему «Зима в лесу».
Устное составление высказывания с ними. |
Письмо
букв И, Ш, Щ и слов с ними: Ильинское, Шексна, Щукин. Списывание
со вставкой слов. |
Шофёр |
Карточка
«Сомневаюсь, проверяю, пишу». |
2.50. |
|
Упражнения
в определении слов с безударной гласной и закрепление способов проверки. |
Восстановление
последовательности частей текста «Солнце и ветер». Выделение основной мысли
текста. Дополнение предложений. Рассуждение по данному образцу. |
Письмо
букв Ю, В и слов с ними: Витя, Юлия. Списывание
с печатного текста со вставкой слов, изменением последовательности частей
текста. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 6 слов. |
2.51. |
|
Коллективное
изложение рассказа «Ромашки в январе» по данным вопросам и сюжетной картинке. |
Составление
предложений по вопросам. Выяснение скрытого смысла рассказа. |
Письмо
букв У, Щ и слов с ними: Щеглов, Уткин. Комментированное письмо. |
|
Карточка
«Сомневаюсь, проверяю, пишу» (слова из текста) |
2.52. |
|
Определение
слов с сомнительной гласной и закрепление способа проверки. |
Дополнение
предложений словами по смыслу. Ответы на вопросы. Объяснение правописания
слов с безударными гласными. |
Письмо
букв Э, Х и слов с ними: Эдуард,
Хабаровск. Выборочное
списывание. Комментированное письмо. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант из 6 слов с изученными орфограммами. |
2.53. |
|
Объяснение
правописания слов с безударной гласной, проверяемой ударением. |
Составление
словосочетаний. Составление рассказа
«Кормушка» по сюжетным картинкам и данным вопросам. Выразительное
чтение стихотворения. |
Письмо
букв Х, Ж и слов с ними: Химки, Жуковский. Выборочное
списывание. Комментированное письмо составленных по вопросам предложений. |
завтра |
Карточка
«Сомневаюсь, проверяю, пишу» |
2.54. |
|
Различение
пройденных орфограмм. |
Устные
ответы на вопросы «Кто как зиму встретил?» по стихотворению Г. Ладонщикова. Восстановление
последовательности частей в тексте. Составление высказывания по сюжетной
картинке. |
Письмо
букв Я, Л и слов с ними: Яуза, Липецк. Выборочное
списывание. Списывание
с восстановлением порядка предложений. |
|
Карточка
«Сомневаюсь, проверяю, пишу» (парные звонкие - глухие согласные, проверяемые
безударные гласные) |
2.55. |
|
Определение
в предложениях и текстах слов на пройденные правила правописания. |
Восстановление
порядка слов в предложении. Дополнение текста предложением. |
Письмо
букв О, Ю и слов с ними: Онега, Юрьев. Списывание
с восстановлением последовательности слов в предложениях. Комментированное
письмо. |
|
Письмо
по памяти. |
2.56. 2.57. |
|
Контрольный
диктант «Правописание звонких и глухих согласных в конце и середине слова,
проверяемых безударных гласных» Работа
над ошибками. |
|
|
|
|
2.58. |
|
Непроверяемые
безударные гласные. Словарь в конце учебника. |
Дополнение
предложений словами по смыслу. Объяснение написания непроверяемых безударных
гласных. |
Письмо
букв А, Л и слов с ними: Амур, Луга. Списывание
со вставкой букв. |
|
Диктант
словарных слов. |
2.59. |
|
Правописание
слов с непроверяемыми безударными гласными. |
Уточнение
словаря по темам «Транспорт», «Рабочие машины», «Местожительства». Адрес
школы. |
Письмо
букв Е, Э и слов с ними: Эмма, Енисей. Комментированное
письмо. |
автомобиль
метро
трамвай |
Карточка
«Исправь ошибки» (словарные слова) |
2.60. |
|
Различение
слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. |
Работа
с пословицами. Адрес на конверте. |
Письмо
букв О, А и слов с ними: Ока, Амур. Комментированное
письмо составленных предложений. Списывание со вставкой слов. |
|
Выборочный
диктант «Проверяю по правилу – запоминаю (смотрю в словаре)». |
2.61. |
|
Объяснение
правописания слов с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными. |
Работа
со сравнениями. Ответы на вопросы по тексту «Помогите птицам» и личным
наблюдениям учащихся. |
Письмо
букв П, Т и слов с ними: Тимур, Припять. Комментированное письмо составленных
предложений. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 5 слов (проверяемые и непроверяемые безударные
гласные) |
2.62. |
|
Коллективное
составление письма родным. |
Составление
предложений по вопросам учителя. Структура письма. |
Письмо
букв Дд, Бб и слов с ними: Добров, добро, Белкин, белка. Комментированное
письмо. |
|
|
2.63. |
|
Различение
слов с парными звонкими и глухими согласными и безударными гласными. |
Беседа
о значении слов. Сравнение признаков зимы и осени (устные высказывания). |
Письмо
букв Ее, Ии и слов с ними: Иволгин, иволга, Ежов, ежи. Выборочное
списывание. Списывание
со вставкой букв. |
спасибо |
Слуховой
объяснительный диктант из 5 слов. |
2.64. |
|
Закрепление
способов проверки парных звонких и
глухих согласных и проверяемых безударных гласных (изменение формы слова:
один – много; «назови ласково). |
Различение
зачина и концовки сказки. Работа с загадками. Объяснение правописания гласных
и согласных букв по образцу. |
Письмо
букв Кк, Нн и слов с ними: Кама, Носов. Списывание
со вставкой букв. |
|
Карточка
«Сомневаюсь, проверяю, пишу». |
2.65. |
|
Различение
правил правописания. |
Работа
с загадками. Дополнение предложений текста «Пшеница» словами из справок.
Восстановление последовательности предложений в сказке «Ёлочка».
Озаглавливание. |
Письмо
букв Ее, Ёё и слов с ними: ель, ёлочка, Ёлочкина. Списывание
со вставкой слов, с восстановлением порядка предложений в тексте. |
трактор |
Письмо
по памяти |
2.66. |
|
Упражнения
в выделении слов на изученные правила. |
Восстановление
последовательности частей текста «Заяц-беляк», последовательности предложений
в тексте. Беседа о правилах вежливости. |
Письмо
букв Ф, Р и слов с ними: Фая, Рая. Списывание
со вставкой букв, с восстановлением порядка предложений. |
|
Выборочный
диктант «Слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными |
2.67. |
|
Коллективное
описание щенка по данному образцу и картинке. |
Составление
предложений по данному образцу. |
Письмо
букв Ч, Ц, Щ и слов с ними: Чапка, Цуцик, Щепка. Комментированное
письмо |
|
Письмо
по памяти. |
2.68. |
|
Правописание
слов с изученными орфограммами. |
Восстановление
последовательности слов в предложениях текста. Озаглавливание текста. Ответы на вопросы о ёлке и сосне. |
|
|
Карточка
«На какое правило слово?» (классификация орфограмм) |
2.69. 2.70. |
|
Контрольный
диктант «Звуки и буквы. Правила правописания». Работа
над ошибками. |
|
|
|
|
III. |
50
ч |
Слово |
|
|
|
|
3.1. |
|
Названия
предметов. Различение их по вопросам кто? что? |
Уточнение
словаря по темам: «Лесные птицы и звери», «Растения леса». Составление предложений по сюжетной
картинке и данным вопросам. Согласование глаголов и существительных в числе. |
Письмо
слов: кто, что. Выборочное
списывание. Комментированное
письмо. Списывание с изменением формы слов. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 6 слов с однородными подлежащими, выраженными
существительными. |
3.2. |
|
Что
могут называть слова, обозначающие предметы. Различение
слов, обозначающих предметы, по вопросам кто? что? |
Уточнение
словаря по темам: «Животные», «Явления природы», «Профессии», «Чувства».
Беседа о правилах дорожного движения. Составление предложений по данному
образцу и картинкам |
Письмо
сочетаний тр, мв, лл и слов с ними: трамвай, троллейбус. Выборочное
списывание |
|
Выборочный
диктант словарных слов «Кто это? Что это?» |
3.3. |
|
Изменение
формы слов, называющих предметы, по вопросам. |
Составление
словосочетаний (управление). Синонимические замены для избежания повторов
слов в тексте. |
Письмо
букв П, Т и слов с ними: Пушкин, Толстой. Списывание
со вставкой слов в нужной форме. |
портрет |
Слуховой
предупредительный диктант с выделением слов, называющих предметы. |
3.4. |
|
Изменение
формы слова, называющего предмет по вопросу и в соответствии со связью с
другими словами в предложении. |
Дополнение
предложений словами по смыслу. Беседа о значении бытовой техники, о правилах
использования телефона. Работа с загадкой. Упражнения в словообразовании.
Предупреждение повторов в парах предложений, связанных по смыслу. |
Письмо
букв п, т и слов с ними: трактор, пшеница. Списывание
со вставкой слов в нужной форме. |
квартира телефон |
Объяснительный
диктант предложения из 6 слов. |
3.5. |
|
Практические
упражнения со словами, близкими и противоположными по значению, называющими
предметы. |
Работа
с пословицами. Использование синонимических замен в тексте о труде. Беседа о
значении труда в жизни человека. |
Письмо
букв Жж, Хх в соединении. Письмо слов: жалоба, холод. Выборочное
списывание. Списывание с заменой слов. |
|
Словарный
диктант. |
3.6. |
|
Слова,
называющие действия. Связь слов, называющих предметы и действия предметов. |
Дополнение
предложений глаголами по данным вопросам. Различение законченного и
совершающегося действия по вопросам.
Составление устного высказывания «Уборка класса». |
Письмо
слогов по, вы и слов с ними: построил, выстроил. Выборочное
списывание. Списывание со вставкой слов. |
|
Слуховой
предупредительный диктант предложения из 5 слов. |
3.7. |
|
Выделение
слов, называющих действия, из предложений. |
Составление
устного высказывания «Режим дня школьника». Дополнение предложения о режиме
дня. Подбор глаголов, противоположных по смыслу. |
Письмо
слогов от, по и слов с ними: откроет, покроет. Выборочное
списывание. Списывание со вставкой слов. |
|
Выборочный
диктант (выписать из предложений слова, называющие действия). |
3.8. |
|
Выделение
из предложений названий предметов и названий действий. |
Обогащение
речи учащихся глаголами звучания, передачи цвета. Определение настроения
стихотворения. |
Письмо
слогов про, за и слов с ними: пролаял, залаял. Списывание
со вставкой слов. Выборочное списывание. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 6 слов. |
3.9. |
|
Употребление
слов, обозначающих предметы и действия, в предложениях. |
Составление
предложений по сюжетным картинкам. Составление рассказа по данному образцу. |
Письмо
слогов те, ле и слов с ними: телефон, телеграф. Комментированное
письмо. Выборочное списывание. |
телевизор |
Объяснительный
диктант предложения из 5 слов. |
3.10. |
|
Слова,
называющие признаки предметов. Их значение в речи. |
Сравнение
двух описаний зверька (с прилагательными и без них). Отгадывание загадки.
Дополнение словосочетаний признаками предметов по картинкам. Классификация слов,
называющих признаки предмета. |
Письмо
слогов ка, ко и слов с ними: какой, коробка. Выборочное
списывание. Списывание с подчёркиванием слов, называющих признаки. |
|
Диктант
словосочетаний (прилагательное + существительное) |
3.11. |
|
Различение
формы слов, обозначающих признаки предметов по данным вопросам. |
Подбор
слов-признаков, характеризующих сказочных героев с опорой на картинки. |
Письмо
сочетаний ой, ая, яя и слов: какой, какая, какое. Списывание
со вставкой слов. Выборочное списывание. |
огромный |
Карточка
«Распредели по группам» (по характеру, по величине). |
3.12. |
|
Использование
слов, называющих признаки предметов, в предложениях. |
Подбор
к слову, называющему предмет, ряда признаков. Письменные ответы на вопросы. |
Письмо
букв Сс, Оо в соединении и слов: Саратов, солнечный, Омск, огромный. Комментированное
письмо. Списывание со вставкой слов. |
|
Выборочный
диктант (из предложений выписать слова, называющие признаки) |
3.13. |
|
Упражнения
в согласовании слов, обозначающих признаки предметов, со словами, обозначающие
названия предметов, по вопросам. |
Изменение
формы прилагательных по вопросам. Устное высказывание по сюжетной картинке и
прочитанному тексту. Заголовок текста, основная мысль (выделение из текста
предложения, в котором выражена основная мысль). |
Письмо
букв Нн, Кк в соединении и слов: Норильск, новый, Калуга, крепкий. Выборочное
списывание с изменением окончаний слов. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант из 6 слов. |
3.14. |
|
Практическое
употребление прилагательных в предложениях и текстах. |
Упражнения
в замене прилагательных на синонимы. Работа над практическим использованием
синонимов для межфразовых связей. |
Письмо
букв Вв, Бб в соединении и слов: Владимир, высокий, Борисов, берёзовый. Списывание
со вставкой букв и слов. |
|
Словарный
диктант. |
3.15. |
|
Сравнение
предметов по признакам. |
Использование
в предложениях сравнений. Дополнение текста словами, называющие указанные
признаки. |
Письмо
букв Вв, Фф в соединении и слов: Воркута, водный, Фокин, фарфоровый. Списывание
со вставкой слов. |
|
Слуховой
предупредительный диктант из 6 слов. |
3.16. |
|
Выделение
из предложений слов, называющих признаки. |
Работа
с пословицами. Подбор синонимов. Описание «Погода сегодня» |
Письмо
букв Пп, Тт в соединении и слов:
Палех, прекрасный, Тамбов, торопливый. Выборочное
списывание. Списывание со вставкой слов. |
|
Объяснительный
диктант предложения из 6 слов. |
3.17. |
|
Различение
слов, называющих предметы, действия, признаки предметов. |
Дополнение
предложений словами из текста. Составление предложения с однородными членами.
Составление слов |
Письмо
букв Бб, Дд в соединении и слов с ними: Быков, бойкий, Дубна, деревянный. Комментированное
письмо. Письмо со вставкой букв. |
|
Выборочный
диктант (слова, называющие предметы, действия, признаки). |
3.18. |
|
Описание
грача по картинке и данным вопросам. |
Составление
предложений по вопросам. Восстановление последовательности частей текста
(письмо другу). Устное составление письма другу с включением описания грача. |
Письмо
букв Гг, Рр в соединении и слов: Гусев, горький, Рыльск, родной. Комментированное
письмо. |
|
Письмо
по памяти. |
3.19. 3.20. |
|
Контрольная
работа «Слова, называющие предметы, действия, признаки. Восстановление
последовательности предложений в тексте. Контрольное списывание». Работа
над ошибками. |
|
|
|
|
3.21. |
|
Названия
и имена предметов. Правило написания
имён собственных. |
Беседа
о А.С. Пушкине. Образование полных имён людей и отчеств. Различение слов,
которые могут иметь название, среди других. |
Письмо
букв Аа, Лл в соединении и слов: Архангельск, активный, Ливны, ласковый. Выборочное
списывание. Списывание со вставкой слов. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 6 слов. |
3.22. |
|
Расширение
круга имён собственных. Названия морей, рек, озёр, гор. |
Беседа
о стране, в которой мы живём. Повторение школьного и домашнего адреса
учащихся. |
Письмо
букв Сс, Хх в соединение и слов: Санкт-Петербург, село, Хабаровск, холод. Списывание
с выделением имён собственных. |
Россия |
Словарный
диктант (слова с двойными согласными). |
3.23. |
|
Правописание
названий морей, рек, озёр, гор. |
Определение
границ предложений в тексте. Составление предложений с данными именами
собственными. |
Письмо
букв Оо, Аа в соединении и слов: Ока, обильный, Ангара, артист. Выборочное
списывание. Списывание
с определением границ предложения. |
|
Слуховой
предупредительный диктант предложения из 6 слов. |
3.24. |
|
Правописание
имён собственных. |
Ответы
на вопросы. Дополнение предложений текста «Где я живу». Беседа о Волге.
Изложение по вопросам текста о Волге. |
Письмо
букв Жж, Кк в соединении: Жигули, живой, Кама, короткий. Комментированное
письмо. |
фамилия |
Выборочный
диктант (выписывание имён собственных). |
3.25. |
|
Различение
слов типа мир – площадь Мира. |
Объяснение
написания слов со строчной и прописной буквы. Образование
названий площадей из данных слов. Работа с понятием «адрес». Письменные
ответы на вопросы. |
Письмо
букв Мм, Лл в соединении и слов: медвежонок Миша, лисёнок Лёнька. Списывание
со вставкой слов. Выборочное списывание. |
|
Объяснительный
диктант предложений из 6 слов. |
3.26. |
|
Предлог
как отдельное слово. Роль предлогов в речи. |
Составление
словосочетаний с предлогами. Составление предложения по схеме. |
Письмо
букв Зз, Вв в соединении и слов с ними: Залужье, задорный, Воронеж,
волнистый. Списывание
со вставкой предлогов и изменением формы слова. |
лестница |
Зрительно-предупредительный
диктант из 6 слов. |
3.27. |
|
Раздельное
написание предлогов с другими словами. |
Описание
лошади по вопросам. Восстановление порядка с лов в предложении. |
Письмо
букв Уу, Юю в соединении и слов: Урал, умный, Юрьев, юный. Комментированное
письмо. Списывание с соблюдением порядка слов в предложении. |
|
Графический
диктант (схемы предложений с предлогами). |
3.28. |
|
Предлоги
над, под, около, до, без, перед. |
Дополнение
предложений словами, называющими признаки. Упражнения в предложном управлении
(изменение падежной формы существительного). |
Письмо
букв Яя, Аа в соединении и слов: Ялта, яркий, Астрахань, алый. Выборочное
списывание. Комментированное письмо. |
|
Слуховой
предупредительный диктант. |
3.29. |
|
Употребление
предлогов в речи и их правописание. |
Дополнение
предложений по вопросам и прочитанному тексту «Заяц». Части текста.
Дополнение предложений «Мои соседи». |
Письмо
букв Ээ, Ее в соединении и слов:
Эльвира, энергичный, Егорьевск, еловый. Списывание
со вставкой букв. Комментированное письмо. |
|
Выборочный
диктант (выписать слова с предлогами). |
3.30. |
|
Упражнения
в употреблении предлогов в предложениях. |
Дополнение
предложений предлогами. Устное составление продолжения рассказа «Тим и
Мурзик» по серии сюжетных картинок и данному тексту. Восстановление порядка
слов в предложении. |
Письмо
букв Уу, Чч в соединении и слов: Угра, уютный, Череповец, частый. Списывание
со вставкой слов и восстановлением их последовательности. |
|
Письмо
по памяти. |
3.31. |
|
Изложение
текста «Музыка» по данным вопросам. |
Составление
предложений по вопросам. |
Письмо
словосочетаний: громкий барабан, звонкая труба, простая дудочка, берёзовая
роща. Комментированное
письмо. |
|
Слуховой
предупредительный диктант из 7 слов. |
3.32. |
|
Объяснение
правописания предлогов. |
Исправление
неправильного употребления предлогов в предложении. Составления предложения
по схеме. Тема (выбор словосочетаний на данную тему). |
Письмо
букв Ии, Шш в соединение и слов: Иртыш, ивовый, шерстяной, Шилов. |
минута |
Карточка
«Исправь ошибки» (употребление предлогов) |
3.33. |
|
Слова
с разделительным ъ. Различение раздельного и слитного произношения согласных
и гласных. |
Узнавание
слов по их толкованию. Дополнение предложений с опорой на картинки. |
Письмо
букв ч, ъ, ь и слов с ними: объезд, встреча, дальний. Списывание
со вставкой слов и букв. |
|
Карточка
«Вставь, где нужно, ъ». |
3.34. |
|
Употребление
слов с разделительным ъ в предложениях. |
Использование
синонимических замен в предложении.
Составление предложений с данными словами. |
Письмо
слов: подъезд, объём, объяснение. Списывание
с заменой слов. Комментированное письмо. |
|
Выборочный
диктант (выписывание слов с разделительным ъ). |
3.35. 3.36. |
|
Контрольный
диктант «Имена собственные. Предлоги. Слова с разделительным ъ». Работа
над ошибками. |
|
|
|
|
3.37. |
|
Понятие
о родственных словах (установление общности смыла и общей части). |
Объяснение
значений родственных слов. Дополнение предложений родственными словами. |
Письмо
букв Дд, Тт в соединении и слов: Дальний, далёкий, Тропкино, тропа. Выборочное
списывание. Списывание со вставкой слов. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 7 слов. |
3.38. |
|
Понятие
о корне слова как общей части родственных слов. |
Объяснение
значений родственных слов. Составление словосочетаний с родственными словами. |
Письмо
букв Гг, Кк в соединении и слов с ними: Круглов, круглый, Гусев, гусятница. Выборочное
списывание. Списывание со вставкой слов. |
|
Карточка
«Вставь пропущенные слова» (выбрать из ряда родственных слов). |
3.39. |
|
Упражнения
в образовании слов с данным корнем. |
Беседа
о значении труда. Упражнения в словообразовании. Составление предложений с
данными словами. |
Письмо
букв Зз, Сс в соединении и слов с ними: зима, зимовье, солнце, солнечный. Списывание
со вставкой корней слов. |
|
Слуховой
предупредительный диктант из 7 слов. |
3.40. |
|
Различение
родственных слов среди других по смысловому единству и общему корню. |
Выразительное
чтение диалога. Беседа о родине. |
Письмо
букв Жж, Шш в соединении и слов с ними: жадный, жадность, широкий, ширь. Выборочное
списывание. |
|
Карточка
«Какое слово лишнее» |
3.41. |
|
Коллективное
составление рассказа «Грачиное гнездо» по серии сюжетных картинок и данным
словосочетаниям. |
Составление
предложений с данными словосочетаниями. |
Письмо
слов: грач, грачата, грачиное, грачата, грачиха. Комментированное
письмо. |
|
Объяснительный
диктант предложения из 7 слов. |
3.42. |
|
Наблюдение
за единообразным написанием корней родственных слов. |
Упражнения
в словообразовании по данному образцу. |
Письмо
букв Бб, Пп в соединении и слов с ними: Бабушкино, бабушка, Подгорное, горы. Списывание
со вставкой слов по образцу. |
|
Карточка
«Вставь пропущенный корень». |
3.43. |
|
Выделение
в ряду родственных слов проверочных для правильного написания безударных
гласных. |
Упражнения
в словообразовании по данному образцу. |
Письмо
букв Ээ, Сс в соединении и слов с ними: экскурсия, спасибо. Списывание
со вставкой букв. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 7 слов. |
3.44. |
|
Подбор
родственных слов для проверки безударных гласных. |
Упражнения
в словообразовании по данному образцу. Заголовок текста. Определение темы
текста. |
Письмо
букв Зз, Ее в соединении и слов: зимний, зимовать, ель, еловый. Списывание
со вставкой букв. |
|
Карточка
«Подчеркни проверочное слово». |
3.45. |
|
Выделение
в ряду родственных слов проверочных для правильного написания парных звонких
и глухих согласных. |
Упражнения
в словообразовании по данному образцу. Составление пар предложений, связанных
по смыслу, с данными родственными словами. |
Письмо
букв д, б, в, з и слов с ними: дубки,
берёзки, морковка. Списывание
со вставкой букв и слов по данному образцу. |
|
Слуховой
предупредительный диктант предложения из 7 лов. |
3.46. |
|
Соблюдение
единообразного написания корней при проверке безударных гласных и парных
звонких и глухих согласных. |
Дополнение
предложений словами по вопросам и по смыслу. Выразительное чтение
стихотворения. Беседа, из каких овощей варят щи. |
Письмо
букв м, ш, щ и слов: овощи, картошка, морковка. Списывание
со вставкой букв и слов. |
|
Карточка
«Сомневаюсь, выбираю проверочное слово, пишу». |
3.47. |
|
Коллективное
составление рассказа «Игровая площадка» по серии сюжетных картинок и опорным
словосочетаниям. |
Составление
предложений по опорным словосочетаниям. Оценка поступков ребят. |
Комментированное
письмо. |
|
|
3.48. |
|
Выделение
и проверка слов с изученными орфограммами. |
Части
текста. Составление сказки о Весне по данному образцу. |
Письмо
букв Вв, Зз в соединении и слов: Весна, весна, Зима, зима. |
|
Письмо
по памяти. |
3.49. 3.50. |
|
Контрольный
диктант «Родственные слова. Единообразное написание корней. Изученные правила
правописания» Работа
над ошибками. |
|
|
|
|
IV. |
|
Предложение |
|
|
|
|
4.1. |
|
Предложение
как единица речи. |
Составление
предложений из слов. Ответы на вопросы по сюжетной картинке. |
Письмо
букв Ии, Цц в соединении и слов: Ирина, иней, Цаплин, цепочка. Списывание
с восстановлением порядка слов. Комментированное письмо. |
цыплёнок |
Карточка
«Расположи по порядку». |
4.2. |
|
Выделение
предложений из текста. Большая буква в начале предложения и точка в конце. |
Составление
рассказа «Волчонок и ёж» по серии картинок и вопросам. Заголовок. Определение
границ предложений в текстах. Беседа по сказке А. Толстого «Золотой ключик» |
Письмо
слов: волчата, зайчата, цыплята, гусята. Списывание
с обозначением границ предложения |
|
Карточка
«Сосчитай, сколько предложений». |
4.3. |
|
Предложение
состоит из слов, а текст из предложений. |
Составление
предложений из словосочетаний. Составление текста «Весна» по данному образцу. |
Письмо
букв Лл, Яя, Мм в соединении. Списывание
с оформлением предложений. Комментированное письмо. |
малина ягода |
Словарный
диктант |
4.4. |
|
Выделение
предложений о данном предмете из текста. |
Части
текста и план. Составление предложений о птицах. Составление конца текста.
Заголовок. |
Письмо
буквосочетаний ая, яя и слов: радостная, весенняя. Письмо
со вставкой букв. Комментированное
письмо. |
|
Выборочный
диктант «О ком говорится в предложении?» |
4.5. |
|
Смысловая
законченность предложения. Различение набора слов и предложения. |
Дополнение
предложений словами. Беседа о признаках весны. |
Письмо
слов Нн, Кк в соединении. Комментированное
письмо. |
|
Выборочный
диктант «О чём говорится в предложении?». |
4.6. |
|
Составление
предложений с данными словами. |
Узнавание
сказки по опорным словам. Заголовок текста. Дополнение текста «Погода
сегодня» |
Письмо слогов ый, ий, ой и слов с ними: тёплый,
высокий, злой. Списывание
со вставкой слов. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения из 7 слов. |
4.7. |
|
Расположение
слов в предложении в определённом порядке. |
Восстановление
последовательности слов в предложении |
Письмо
слогов жё, шё и слов с ними: шёл, шёлк, жёлуди, жёлтый. Списывание
с соблюдением последовательности слов в предложении |
|
Слуховой
предупредительный диктант предложения из 7 слов. |
4.8. |
|
Слова
в предложении связаны по смыслу. |
Восстановление
последовательности предложений в тексте. Упражнения в словоизменении для
связи слов в предложении. |
Письмо
буквосочетаний ое, ее и слов с ними: сухое, синее. Списывание
с изменением формы слова. |
вагон вокзал |
Объяснительный
диктант предложения из 7 слов. |
4.9. |
|
Установление
связи слов в предложении по вопросам. |
Составление
рассказа по серии картинок и вопросам «Медведь на пасеке». |
Письмо
букв в соединении кк, сс и слов с ними: касса, Россия, аккуратный. Комментированное
письмо. Дополнение словосочетаний, предложений словами. |
русский |
Словарный
диктант |
4.10. |
|
Дополнение
предложений по вопросам и по смыслу. |
Распространение
предложений. |
Письмо
буквосочетаний ые, ие и слов с ними: клейкие, шумные. Комментированное
письмо. |
мешок |
Письмо
по памяти. |
4.11. |
|
Знаки
препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный
знаки). Интонационное оформление вопросительного и повествовательного предложения. |
Упражнения
в выразительном чтении. Запись ответов на вопросы-загадки. Дополнение
вопросительных предложений словами по смыслу. |
Письмо
предложений из одного слова: Пришёл? Пришёл. Пришёл! Списывание со вставкой слов. Комментированное письмо. |
|
Графический
диктант (схема предложения и знак препинания на конце). |
4.12. |
|
Выделение
в тексте повествовательных и вопросительных предложений. Точка и
вопросительный знак на конце предложений. |
Членение
текста на предложения. Составление вопросов. Беседа о бережном отношении к
природе. |
Письмо
слов: облепиха, ягоды. Списывание
со вставкой букв и знаков препинания. Комментированное письмо. |
лягушка |
Зрительно-предупредительный
диктант вопросительного предложения. |
4.13. |
|
Составление
вопросительных предложений с данными вопросительными словами, к выделенному
слову в предложении. |
Составление
предложений. |
Письмо
слов: чаща, роща, живут, тишина. Списывание
с изменением количества и порядка слов в предложении. |
|
Слуховой
предупредительный диктант вопросительного предложения. |
4.14. |
|
Восклицательное
предложение. Его интонационное оформление. |
Выразительное
чтение диалогов. Дополнение восклицательных предложений. |
Письмо
слов: здравствуй, до свидания. Выборочное
списывание. Списывание со вставкой слов. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант восклицательного предложения. |
4.15 |
|
Различение
повествовательных, восклицательных и вопросительных предложений в тексте. |
Изменение
последовательности предложений в тексте. Работа с загадкой. |
Письмо
слов: сколько, почему, какой. Списывание
со вставкой букв, знаков препинания. |
ящерица |
Слуховой
предупредительный диктант восклицательного предложения. |
4.16. |
|
Составление
письма другу о летнем отдыхе. |
Составление
письма по плану и данному образцу. |
Комментированное
письмо составленных предложений. |
|
|
4.17. |
|
Знаки
препинания в конце предложения (обобщение). |
Дополнение
предложений текста словами по картинкам. Краткий письменный пересказ текста
(дополнение предложений данными словами). |
Письмо
букв Цц, Чч в соединении и слов с ними: огурец, огурчик. Списывание
со вставкой слов. Комментированное письмо. |
полотенце |
Письмо
по памяти. |
4.18. 4.19. |
|
Контрольный
диктант «Знаки препинания в конце предложения (точка, восклицательный и
вопросительный знаки) |
|
|
|
|
4.20. |
|
Выделение
в предложениях сказуемых. Различение сказуемого по вопросам. |
Дополнение
предложений сказуемыми по вопросам. Составление предложений из данных слов.
Уточнение словаря по теме «Профессии». Составление предложений по сюжетным
картинкам. |
Письмо
слов: девочка, бабочка. Списывание
с дополнением слов, оформлением предложений. Выборочное списывание. |
|
Словарный
диктант. |
4.21. |
|
Выделение
в предложениях подлежащего. Различение подлежащего по вопросам. |
Дополнение
предложений подлежащими. |
Письмо
слов: гроза, молния, дождь, гром. Списывание
со вставкой букв и слов. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант предложения. |
4.22. |
|
Выделение
в предложениях подлежащего и сказуемого. Подлежащее и сказуемое – главные
члены предложения. |
Употребление
для связи предложений в тексте личных местоимений и синонимов. Беседа о театре. |
Письмо
слов: метель, вьюга, свежесть, прохлада. Списывание
со вставкой букв и слов. |
театр |
Слуховой
предупредительный диктант. |
4.23. |
|
Понятие о второстепенных членах предложения. |
Дополнение
предложений второстепенными членами по вопросам. |
Письмо
слов: жёлтый, чёрный, шёлковый. Выборочное
списывание |
|
Выборочный
диктант (выписать главные члены предложения) |
4.24. |
|
Распространение
предложений по вопросам. Значение второстепенных членов в предложении. |
Распространение
предложений по вопросам, с помощью данных слов. Составление текста «На
границе» по вопросам. |
Письмо
слов: граница, пограничник, нарушитель, перешёл. Списывание
со вставкой слов. Комментированное письмо. |
костюм |
Графический
диктант (схемы предложений). |
4.25. |
|
Составление
основной части рассказа «Мой щенок». |
Составление
предложений в соответствии с началом и концом рассказа. Части текста. |
Письмо
слов: щенок, малыш, дружок, кроха. Комментированное
письмо. |
|
|
V. |
17 ч |
Повторение |
|
|
|
|
5.1. |
|
Звуки
и буквы. Алфавит. Словарные слова. |
Восстановление
последовательности слов в предложении. |
Письмо
гласных букв, прописных и строчных в соединении. |
|
Словарный
диктант. |
5.2. |
|
Мягкий
знак, обозначающий мягкость согласных, гласные после шипящих. |
Ответы
на вопросы по тексту |
Списывание
со вставкой букв. Комментированное письмо. |
|
Карточка
«Нужен ь или нет?» |
5.3. |
|
Разделительный
ь, слова с разделительным ъ. |
Составление
предложений с данными словами. |
Списывание
со вставкой слогов. |
|
Выборочное
списывание «Слова с разделительным ь и ъ знаками». |
5.4. |
|
Правила
правописания: парные звонкие и глухие согласные, безударные гласные. |
Составление
предложений на тему «Весна» |
Списывание
со вставкой букв. |
|
Карточка
«Сомневаюсь, проверяю, пишу правильно». |
5.5 |
|
Родственные
слова, называющие предметы, действия, признаки. |
Дополнение
предложений родственными словами, называющими предметы, действия, признаки. |
Письмо
букв, обозначающих сонорные звуки, в соединении. Списывание
со вставкой букв и слов. |
|
Выборочный
диктант (слова, называющие предметы, действия, признаки). |
5.6. |
|
Единообразное
написание корней родственных слов. |
Восстановление
порядка слов в предложениях. |
Выборочное
списывание. |
|
Списывание
со вставкой корней в родственные слова. |
5.7. |
|
Различение
слов, обозначающих предметы, действия, признаки. |
Составление
предложений из данных слов. |
Комментированное
письмо. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант. |
5.8. |
|
Проверяемые
и непроверяемые написания слов. |
Работа
с загадками. |
Письмо
букв, обозначающих непарные глухие звуки, в соединении. |
|
Выборочный
диктант «Проверяю, запоминаю». |
5.9. |
|
Упражнения
в применении изученных правил правописания. |
Восстановление
порядка предложений в тексте. |
Выборочное
списывание со вставкой букв. |
|
Словарный
диктант. |
5.10. |
|
Выделение
и употребление предлогов в предложении. |
Дополнение
предложений предлогами. |
Письмо
букв, обозначающих парные звонкие и глухие согласные, в соединении |
|
Карточка
«Вставь пропущенные предлоги» |
5.11. |
|
Раздельное
написание предлогов со словами. |
Дополнение
предложений словами с предлогами. Составление рассказа «Прятки» по сюжетной
картинке. |
Комментированное
письмо. |
|
Объяснительный
диктант. |
5.12. |
|
Упражнения
в использовании предлогов в предложениях. |
Ответы
на вопросы по тексту. Составление
предложений с данными словосочетаниями на тему «В школе» |
Списывание
с подчёркиванием предлогов в предложениях. |
|
Карточка
«Исправь ошибки» (предлоги, правила правописания). |
5.13. |
|
Знаки
препинания в конце предложений (восклицательный, вопросительный знаки,
точка). |
Составление
предложений по сюжетным картинкам (продолжение рассказа о выходном дне). |
Комментированное
письмо. |
|
Графический
диктант «Знаки препинания в конце предложения» |
5.14. |
|
Главные
и второстепенные члены предложения. |
Распространение
предложений второстепенными членами. |
Списывание
со вставкой слов. |
|
Выборочный
диктант «Главные члены предложения». |
5.15. |
|
Смысловая
законченность предложений и порядок слов в предложении. |
Дополнение
предложений. Восстановление порядка слов в предложениях. |
Списывание
с восстановлением порядка слов в предложении и со вставкой слов. |
|
Творческий
диктант «Продолжи предложение». |
5.16. 5.17. |
|
Контрольный
диктант за год. Работа
над ошибками. |
|
|
|
|