Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Переславль-Залесская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:

deti @ deti. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________20 года

Директор школы: ___________________

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Развитие устной речи

на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» в 1 классе

_______учебный год

 

 

 

 

 

Учителя начальных классов

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («Окружающий мир») для 1 класса составлена по программе В.В.Воронковой, допущенной Министерством образования РФ для СКОУ VIII вида.

В 1 классе предусматривается обогащение и уточнение словаря учащихся, называние предметов, их характеристика по цвету, форме, размеру, запаху, вкусу. Учащиеся должны научиться сравнивать два предмета, находить сходные и отличительные признаки, делать простейшие обобщения предметов. Классификация предметов вначале проводится по образцу и показу, потом по словесной инструкции. Первоклассники должны научиться участвовать в беседе, пользоваться вопросно-ответной, диалогической речью, строить короткие связные высказывания на доступные темы.

В 1 классе должны проводится ежедневные наблюдения за погодой, систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных. С этой целью организуются экскурсии в природу 2 раза в сезон. Обязательно ведение календаря природы. Предполагается проведение экскурсии по школе, во двор школы, в парк или лес для наблюдения за поведением животных.

Программа предусматривает проведение практических работ по уходу за одеждой и обувью, комнатными растениями, сбор семян для подкормки птиц.

Для организации уроков развития устной речи может использоваться учебник «Развитие речи. 1 класс» для СКОУ VIII вида Е.Д. Худенко, С.Н. Кремнёвой, М., «Аркти», 2003 год.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

-         называть предметы, характеризовать их по основным свойствам (цвету, форме, размеру, вкусу, запаху, материалу);

-         участвовать в беседе, полно отвечать на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса;

-         составлять простые нераспространённые предложения;

-         распространять предложения по вопросам, правильно употребляя формы знакомых слов.

Учащиеся должны знать:

-         названия предметов, части предметов.

Тематическое планирование уроков развития устной речи

на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности

 в 1 классе (34 ч)

№№

п/п

Тематика

Количество

часов

Экскурсии

Практические работы

I

Сезонные изменения в природе

 

 

 

 

.

 

1.

Лето

1

 

 

2.

Осень

4

Изменения в природе осенью.

Изменения погоды осенью.

 

3.

Зима

3

Изменения в природе зимой.

Изменения погоды зимой.

 

4.

Весна

 

Изменения в природе ранней весной.

Изменения в природе в конце весны

 

II

Школа

1

Экскурсия по школе.

 

III

Классная комната

1

 

 

IV

Учебные вещи

1

 

Наведём порядок в портфеле.

V

Игрушки

2

 

Уборка в игровом уголке.

VI

Семья

2

 

 

VII

Одежда

 

 

Уход за школьной формой (чистка сухой щёткой, хранение).

VIII

Обувь

 

 

Уход за обувью (чистка щёткой, протирка).

IX

Овощи

1

 

 

X

Фрукты

1

 

 

XI

Комнатные растения

1

 

Полив цветов.

XII

Домашние животные

 

 

 

XIII

Дикие животные

 

 

 

XIV

Птицы

1

 

 

XV

Охрана здоровья

2

 

Уход за руками (мытьё рук).

XVI

 

 

 

 

 

Итого

34

7 ч

6  практических работ

Поурочное планирование уроков развития устной речи

на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности

 в 1 классе (34 ч)

№№

п/п

Дата

Раздел

Тема урока

Содержание

Развитие навыков устной речи

Оборудование

Контрольно-диагностические материалы

1.

 

Классная комната

«Вы теперь ученики»

Стены, потолок, пол, дверь, окна, классная доска, парты, стол, шкаф. Правильная посадка за столом, за партой, Поддержание порядка в классе. Обязанности дежурного.

Называние и показ частей классной комнаты, школьной мебели. Участие в беседе о порядке в классной комнате.  Беседа по сюжетным картинкам «Дежурство по классу» (называние действий дежурного».

Называние одноклассников по имени, учителя – по имени и отчеству. Составление предложений по картинкам «Кто где?» (предлог у, около, за).

Сюжетные картинки «Обязанности дежурного», «Классная комната». Плакат «Правильная посадка за партой». Предметные картинки: части комнаты, школьная мебель. Дидактическая кукла Маша.

Выявление знаний своей фамилии и своего имени, названий частей комнаты и школьной мебели, узнавания предметных изображений, умения строить предложения- ответы на впросы и по сюжетной картинке, умения безошибочно повторить услышанное.

2.

 

Сезонные изменения в природе.

Прощание с летом.

Занятия детей летом. Одежда летом.

Участие в беседе о  то, как дети  провели лето. Составление предложений по сюжетным картинкам. Отбор среди предметных картинок те, которые нужны в той или иной ситуации.

Определение погоды сегодня и на сюжетной картинке.

Упражнение «Назови ласково».

Сюжетные картинки «Занятия детей летом» (на реке, в лесу, на лугу, на огороде, в саду, во дворе). Предметные картинки (предметы для игровой площадки, для прогулки на реку, в лес; одежда). Условные обозначения погоды: ясно (солнечно) – пасмурно, осадки (дождь, гроза), ветер – его отсутствие.

Выявление особенностей зрительного восприятия: узнавание предметов на картинках. Называние предметов. Цвета лета: зелёный, синий, красный, жёлтый.

3.

 

Школа

Экскурсия «Наша школа»

Школьное здание. Классы, коридоры, столовая, спортивный зал, мастерские, библиотека, медицинский кабинет, гардероб.

Называние помещений школы. Ответы на вопросы учителя, что делают в этих помещениях. Называние увиденных предметов (школьная мебель, спортивный инвентарь, книги, посуда), людей (профессии, имя, отчество) – ознакомительно.

 

Выявление умения слушать указания, объяснения и вопросы учителя, следовать инструкциям, слушать ответы одноклассников, называть помещения школы и предметы, которые находятся в этих помещениях.

4.

 

Учебные вещи.

«Заглянем в Машин портфель»

Учебные вещи. Их назначение. Обращение с ними.

Беседа по материалам экскурсии (узнавание на фотографиях, картинках помещений школы). Составление предложений, что делают школьники в каждом из помещений. Работа с условными обозначениями помещений школы. Составление предложений по предметным картинкам: «Откуда эти предметы?» (использование предлога из).  Называние учебных вещей, узнавание их среди других. Использование в речи обобщающего понятия – учебные вещи. Название частей учебника, тетради (обложка, листы), карандаша (грифель), ручки (стержень, колпачок). Составление предложений «Для чего нужна эта вещь», «Где лежат учебные вещи» (предлоги на, в), «Из чего сделали эту вещь».

Фотографии и картинки школьных помещений. Условные обозначения помещений по назначению. Предметные картинки. Учебные вещи и их изображения.

Выявление знаний названий учебных вещей, узнавания их на картинках, умения использовать в речи предлоги (в, на, из, для).

5.

 

Игрушки

«Маша приглашает поиграть»

Куклы, мишка, пирамидка, машины и др. Учебные вещи и игрушки.

Называние игрушек, использование обобщающего слова – игрушки. Называние частей игрушек, их формы и цвета. Составление предложений «Где эта игрушка» (предлоги в, на, за, под),  «У кого что», «Из чего сделали игрушку», «Какого цвета», «Какой формы».  Составление высказываний по сюжетным картинкам «Дети играют», серии картинок «Жадина». Повторение стихотворений «Игрушки» А. Барто.

Игрушки и их предметные изображения. Цветные полоски, формы.

Сюжетные картинки «Дети играют», серия сюжетных картинок «Жадина».

Выяснение умения учащихся называть игрушки, их части, определять цвет, материал и форму частей игрушки, строить предложения, использовать предлоги: на, под, в, за.

6.

 

Сезонные изменения

Экскурсия «Осень в школьном дворе»

Изменения в природе осенью: похолодание, листопад, отлёт птиц,

Отгадывание загадок (временные представления – времена года, признаки осени). Называние деревьев в школьном дворе: ели, берёзы, клёны, липа, дуб. Еловые шишки и жёлуди. Рассматривание и называние цвета и формы листьев. Травы осенью (сбор семян для птиц) – увядание.

Пакеты для природного материала.

Выяснения умения слушать учителя, называть цвет листьев, знания деревьев, названий плодов и семян, знание признаков осени.

7.

 

Сезонные изменения

«В гостях у Осени»

Изменения в природе, жизни растений в осенние месяцы: похолодание, листопад (различение листьев деревьев по цвету, величине, форме)

Времена года и их последовательность. Называние признаков осени: похолодание, отлёт птиц, изменение окраски листьев, увядание трав, листопад – по картинкам. Называние цвета листьев. Определение «От какого дерева листок?» Описание листьев по образцу (дерево, величина, форма, цвет). Составление предложения по сюжетной картинке и вопросам учителя. Работа с загадками (приметы осени).

Сюжетные картинки (времена года). Фотографии предметные картинки деревьев, плодов, трав осенью

Выяснения умения различать цвета (жёлтый, оранжевый, красный, зелёный), форм (овал, круг, сердечко), временных представлений (времена года и порядок их следования), использование в речи предлога от.

8.

 

Игрушки и учебные вещи.

«Помогаем Маше» (практические работы: уборка в игровом уголке, «Наведём порядок в портфеле»)

Сравнение игрушек и учебных вещей.

Называние игрушек и учебных вещей, классификация с использованием обобщающего слова. Составление предложений «Где что находится?», «Какие предметы не на своём месте», «Что положу в портфель», «Куда уберу игрушки». Беседа о бережном отношении к вещам. Составление высказываний по условным схемам «Куда нужно убрать вещи (игрушки и учебные принадлежности)

Сюжетные и предметные картинки. Схематические изображения предметов классной комнаты и схемы их расположения.

Выявление умений рассказывать о предстоящей и выполненной работе, проводить простую классификацию (игрушки – учебные вещи),  строить предложения по вопросам, использовать предлоги (в, на, под).

9.

 

Сезонные изменения.

Экскурсия «Как изменяется погода».

Понятия:  ясно - пасмурно, дождь, снег – осадки, ветер, холодно – тепло, заморозки. Не слышно птиц.

Участие в беседе: ответы на вопросы. Отгадывание загадок об осадках. Составление предложений о небе, о деревьях, о листьях, о траве, о птицах.

 

Выявление знаний о признаках осени, о характеристиках погоды, умения отгадывать загадки (способность к аналитической деятельности)

10.

 

Сезонные изменения.

Растения и животные осенью.

Времена года. Признаки осени. Погода сегодня, вчера. Подготовка животных к зиме на примере белки, зайца, ежа, медведя и героев сказки «Хомяк-молчун».

Дополнение предложений о признаках осени. Составление высказываний о погоде сегодня, вчера по условным обозначениям. Слушание сказки «Хомяк-молчун». Ответы на вопросы по содержанию. Драматизация сказки (слова героев учащиеся произносят совместно с учителем). Составление предложений по сюжетной картинке «Кто как к зиме готовится». Работа с загадками о погоде, о животных с указаниями особенностей их подготовки к зиме.

Знаки условных обозначений погоды. Картинки – листопад, отлёт птиц, разноцветные листья. Силуэтные изображения героев сказки «Хомяк-молчун». Элементы костюмов для драматизации. Предметные картинки: ёж, белка, заяц, медведь. Сюжетная картинка «Кто как к зиме готовится».

Выявления умения слушать рассказывание учителя, продолжать предложения, строить высказывания по условным обозначения, по сюжетной картинке, узнавание животных на предметных и сюжетных картинках, знание признаков осени (листопад, отлёт птиц, похолодание)

11.

 

Овощи

«У Маши в огороде»

Помидор, огурец, морковь. Выделение признаков овощей: цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение овощей по этим признакам. Употребление в пищу.

Обобщающее слово – овощи. Предметно-практические игры: «Угадай по описанию», «Угадай по запаху», «Угадай по вкусу», «Чудесный мешочек» (угадай на ощупь». Составление описания по графическому плану: цвет, форма, размер, вкус). Слова – овальный, треугольный, круглый; оранжевый, красный, зелёный, крупный, мелкий, большой, маленький, сладкий, солёный. Заучивание стихотворений. Категоризация и классификация. Работа с загадками (признаки для узнавания овощей). Ответы на вопрос, что можно приготовить из этих овощей (по личным наблюдениям и картинкам), «Из чего сделаем салат?», «Из чего приготовим борщ» (употребление предлога из). Согласование числительных и существительных. Подсчёт количества овощей. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Натуральные овощи, муляжи, предметные изображения, графический план для описания овощей. Набор предметных картинок «Овощи – не овощи». Книжки-раскраски (овощи).

Выявление знаний учащихся об овощах: называние, распознавание, определение признаков (цвет, форма, размер, вкус), умения составлять высказывания о данном предмете произвольно и по графическому плану.

12.

 

Фрукты

 

«У Маши в саду и на столе».

Яблоко, груша, апельсин, лимон. Выделение признаков фруктов: цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение фруктов по этим признакам. Употребление в пищу.

Обобщающее слово – фрукты. Составление описания по графическому плану. Использование слов: круглый, овальный, красный, Заучивание стихотворений. Игра: «Угадай по описанию», «Угадай по запаху», «Угадай по вкусу», «Чудесный мешочек» (на ощупь). Образование относительных прилагательных. Упражнения в согласовании количественных числительных и существительных, прилагательных и существительных в роде и числе. Ответы на вопросы: «Что можно приготовить?», «Из чего этот сок (варенье)? и пр. Различение фруктов, которые растут в наших садах.

Натуральные овощи и муляжи.

Предметные картинки. Сюжетные картинки «Сбор урожая». Книжки-раскраски.

Знание цвета фруктов, соотнесение их формы с известными фигурами, определение величины, использование соответствующих прилагательных, в т.ч сравнительной формы прилагательных.

13.

 

Фрукты и овощи.

«Во саду ли, в огороде». Практическая работы «Мытьё фруктов и овощей».

Различение овощей и фруктов. Цвет, форма, величина, вкус, запах. Сравнение. Употребление в пищу. Правила гигиены (мытьё фруктов и овощей)

Дидактические игры (уроки 11-12). Составление предложений с противительным союзом а. Описание фруктов и овощей по графическому плану. Классификация. Составление предложений по картинкам «Уборка урожая», «Делаем заготовки из овощей и фруктов» и т.п. Слушание сказки Г. Юдина «Как кот варил компот». Пересказ с опрой на картинки.

Натуральные овощи и фрукты. Предметные картинки с изображениями овощей и фруктов. Сюжетные картинки «Уборка урожая», «Овощной магазин», «Делаем заготовки», «Варим компот (борщ)». Изображения героев сказки Г. Юдина «Как кот варил компот».

Выявление умения различать овощи и фрукты, называть их, выделять признаки и использовать в речи соответствующие прилагательные, составлять описания по графическому плану.

14.

 

Сезонные изменения

Экскурсия по зимнему школьному двору.

Изменения в природе зимой: холод, снег, мороз, гололёд, птицы у жилища человека, семена на деревьях (шишки на ёлках, семена на липе, клёне, ягоды на рябине и калине).

Отгадывание загадок о зиме и признаках зимы (снег, лёд, мороз), о птицах (воробьи, галки, синицы). Ответы на вопросы учителя.

 

Умение слушать, навыки саморегуляции.

15.

 

Птицы

«Маша у кормушки».

Галка, воробей, синица. Внешний вид. Где живёт, чем питается.

Беседа по итогам экскурсии. Узнавание птиц по описанию. Составление описания птиц по вопросам учителя и графическому плану. Называние частей тела птицы. Ответы на вопросы по сюжетным картинкам «Что делают птицы?», «Чем можно угостить птиц». Составление предложений по сюжетным картинкам. Работа с загадками о птицах.

Фотографии наблюдаемых на экскурсии объектов. Изображения воробья, синицы, галки и фотографии. Книжки-раскраски. Сюжетные картинки: «У кормушки», «Жулька и воробьи»

Выявление знаний учащихся о признаках зимы, временах года, птицах, могут ли выделить и назвать части тела птицы, определить цвет, размер.

16.

 

Сезонные изменения.

«В зимнем дворе»

Зимние игры и развлечения детей. Подготовка и встреча Нового года.

Временные представления, Признаки зимы. Высказывания по сюжетным картинкам. Зимние виды спорта. Составление предложений: «У кого что?», «Кто где?» (использование предложенного управления в речи). Продолжение предложений по картинкам. Беседа о подкормке птиц. Называние частей снеговика, коньков, санок, лыж. Расширения словаря глаголов.

Сюжетные картинки о зимних забавах. Предметные картинки: лыжи, коньки, снеговик, горка, санки.

Выявление словаря учащихся по теме, умения составлять и дополнять предложения (предложное управление).

17.

 

Семья

«В гостях у Маши»

Мама, папа, бабушка, дедушка, братья, сёстры.

Понимание прямых родственных отношений: мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братье и сестёр, их занятий. «Кто старше, кто младше?». Части суток. Составление рассказов по сюжетной картинке и по вопросам учителя: «Утро в семье», «Вечер в семье», - по серии картинок «Кем работают Машины родители?» Расширение словаря глаголов: «Кто чем занят?», «Кто куда ушёл» (управление предложное и беспредложное)

Сюжетные картинки о занятиях в семье в разное время суток.

Выявление знаний учащихся о частях суток, о членах своей семьи, о понимании отношений: старше - младше, умения составлять предложения по сюжетным картинкам.

18.

 

Семья

«Новогодний праздник в Машиной семье»

Занятия в семье. Члены семьи, обязанности по дому.

Понимание прямых и косвенных родственных отношений. Составление предложений по сюжетным картинкам. Участие в диалоге с Машей (приглашение в гости, украшение ёлки, подготовка и вручение подарков). Чтение стихотворений о Новогоднем празднике. Работа с загадками о празднике.

Сюжетные картинки: «У Новогодней ёлки»

Выявление умения участвовать  в диалоге на определённую тему (подготовка и встреча Нового года), выразительности и эмоциональности речи.

 

 

19.

 

Охрана здоровья

«Маша рассказывает»

Части тела человека (голова, шея, туловище, руки, ноги). Рука правая и левая. Нога правая и левая. Уход за руками (мытьё рук»

Называние частей тела по рисунку, показ частей тела и лица на себе и на товарище. Выполнение инструкций, содержащих пространственные отношения, на лево – правую ориентировку в частях своего тела. Рисование человека. Уход за телом (общие представления). Ответы на вопросы «Для чего нужны эти вещи?» (зубная щётка, расчёска, полотенце и пр.).

Фигура человека, разрезанная на части.

Геометрические фигурки для конструирования стилизованной фигуры человека. Куклы.

Выяснение знаний основных частей тела, головы и лица, умения различать левую и правую части своего тела.

20.

 

Охрана здоровья

«Маша  и Мойдодыр

Правила опрятности. Практические упражнения в мытье рук с помощью мыла, мочалки, щётки.

Участие в беседе о правилах опрятности. Обсуждение ситуаций, что сделали не так, «правильно – неправильно». Понимание инструкции о выполнении практического упражнения и составление отчёта о выполненных действиях. Игра «Волшебный мешочек» (подарки Мойдодыра). Составление предложений по сюжетным картинкам. Слушание стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр».

Сюжетные картинки о правилах опрятности «Правильно или нет?»

Предметы личной гигиены. Иллюстрированная книга К Чуковского «Мойдодыр».

Выяснение знаний учащихся о правилах опрятности, навыков мытья и вытирания рук.

21.

 

Комнатные растения.

«У Маши на окне»

Герань. Рассматривание листьев, цветков, стебля (форма, цвет, размер). Название частей растения. Практическая работа (полив цветов).

Называние частей растения. Описание цветка по графическому плану. Различение герани среди других цветов (натуральные объекты и рисунки). Ответы на вопросы: «Где растут комнатные растения», «Зачем они человеку». Правила полива цветов (отстоять воду, потрогать земляной ком, различать влажный или сухой, полив на поверхность земли).

Герань (живой цветок) и другие цветы. Предметные картинки с изображениями комнатных цветов. Серия картинок «Полив комнатных растений». Книжка-раскраска (герань). Части герани (аппликация).

Выяснение знаний учащихся о комнатных растениях, о частях растения (стебель, листья, корень, цветки)

22.

 

Сезонные изменения.

Экскурсия. Изменения погоды зимой.

Погода пасмурная и солнечная, морозы и оттепели, снегопады, гололёд, мороз, потепление, осадки – снег, дождь.  Птицы в школьном саду. Подкормка птиц. Деревья (ель, берёза, липа).

Ответы на вопросы о погоде вчера, сегодня, называние признаков зимы.  Называние птиц. Ответы на вопросы, чем можно подкармливать птиц зимой. Рассматривание деревьев (ствол, ветви, семена, почки).

 

 

23.

 

Домашние животные.

«Маша и  её домашние любимцы. Кошка».

Кошка. Внешний вид, повадки, пища. Какую пользу приносит человеку, как заботится о ней человек.

Беседа по материалам экскурсии. Рассматривание фотографий домашних животных. Обобщающее понятие – домашние животные. Называние.  Работа с загадкой. Разговор с Машей о частях тела кошки (дети задают вопросы Маше с опорой на изображения частей тела). Маша рассказывает о своём коте: кличка, окраска, части тела (размер, окраска), повадки, характер, любимые лакомства. Составление высказывания по образцу. Называние детёнышей кошки. Слушание сказки В. Сутеева «Капризная кошка». Пересказ по серии картинок и вопросам учителя.

Предметные картинки с изображениями домашних животных. Сюжетные картинки (что делает кошка). Серия сюжетных картинок «Девочка и кошка». Серия сюжетных картинок к сказке В. Сутеева «Капризная кошка». Геометрические фигуры для конструирования стилизованной фигурки кошки.

Выявление знаний домашних животных, частей тела животного, умения задавать вопросы в разговоре по данному образцу, пересказывать услышанну сказку по серии картинок.

24.

 

Домашние животные

«Маша и  её домашние любимцы. Собака».

Собака. Внешний вид, повадки, пища. Какую пользу приносит человеку, как заботится о них человек.

Работа с загадкой. Разговор с Машей о частях тела собаки (дети задают вопросы Маше с опорой на изображения частей тела). Маша рассказывает о своей собаке: кличка, окраска, части тела (размер, окраска), повадки, характер, любимые лакомства. Составление высказывания по образцу. Называние детёнышей собаки. Слушание стихотворения С. Михалкова «Щенок». Сравнение кошки и собаки: узнавание по частям тела, сравнение по повадкам. Дополнение предложений. Составление предложений «Что любит кошка, что любит собака (питание)?» - отбор картинок. Беседа «Как человек заботится о животных» по наблюдениям и картинкам.

Предметные картинки. Мягкие игрушки. Сюжетные картинки (что делает собака). Серия сюжетных картинок к стихотворению С. Михалкова «Щенок». Геометрические фигуры для конструирования стилизованной фигурки собаки.

Выявления усвоения названия частей тела животного, умения составлять предложения по сюжетным картинкам.

25.

 

Сезонные изменения

Экскурсия «Весна в школьном дворе»

Изменения в природе весной: потепление, таяние снега, сосульки.

Отгадывание загадок о признаках весны. Ответы на вопросы об изменениях снега, образовании сосулек. «Во что превращается снег». Поведение птиц и домашних животных.

 

 

26.

 

Дикие животные.

«В гостях у Машиного дедушки. Рассказы о волке».

Волк. Внешний вид. Образ жизни. Питание.

Беседа по материалам экскурсии. Составление предложений по фотографиям. Рассматривание картинок с изображениями диких и домашних животных. Классификация. Называние диких животных.

Называние частей тела волка. Работа с загадкой о волке. Составление предложений по сюжетным картинкам (что делает волк). Слушание рассказа Е. Чарушина «Волчишко». Пересказ по серии картинок и вопросам учителя. Составление описания волка по картинно-графическому плану.

Фотографии по впечатлениям экскурсии по школьному двору.

Предметные изображения диких и домашних животных. Сюжетные картинки (что делает волк). Серия картинок к рассказу Е. Чарушина «Волчишко».

Выявление знаний названий диких животных, умения различать диких и домашних животных, называть части тела животного, составлять предложения по сюжетным картинкам

27.

 

Дикие животные.

«В гостях у Машиного дедушки. Рассказы о лисе».

Лиса. Внешний вид. Образ жизни. Питание. Сравнение волка и лисы (выявление сходства и различия).

Называние частей тела лисы. Работа с загадкой о лисе. Составление предложений по сюжетным картинкам (что делает волк). Составление описания волка по картинно-графическому плану. Слушание рассказа В. Чаплиной «Лиса». Пересказ по сюжетной картинке и вопросам учителя. Составление предложений с противительным союзом. Составление предложений по сюжетной картинке «Кто где притаился» (предложное управление)

Предметные картинки с изображениями диких животных. Книжка-раскраска (волк и лиса). Сюжетные картинки (что делает лиса, кто где притаился). Сюжетная картинка к рассказу В. Чаплиной «Лиса»ю

Выявления умен называть часть тела животного, сравнивать лису и волка по указанным признакам, составлять описание по картинно-графическому плану, пересказывать услышанный рассказ по сюжетной картинке и вопросам учителя.

28.

 

Одежда.

«Машины загадки»

Одежда мальчика и девочки. Различение одежды по назначению и по сезонам.

Классификация одежды для мальчиков и для девочек, для  прогулки и для школы, для зимы и для весны, для зимы и для лета. Называние предметов одежды. Описание одежды детей, изображённых на картинке (названия предметов одежды и их цвета). Закрепление временных представлений. Образование относительных прилагательных по данному образцу (брюки из шерсти – шерстяные брюки).

Предметные картинки с изображениями предметов одежды, детей по-разному одетых.

Выявить знания о предметах одежды, различение их по назначению и цвету.

29.

 

Одежда.

«Помогаем Маше» Практическая работа по уходу за одеждой.

Правила ухода за одеждой (чистка сухой щёткой, хранение).

Рассказ по картинкам, как нужно следить за порядком в одежде, называние предметов ухода (утюг, щётка), способов ухода (стирка, утюжка, чистка, ремонт, хранение). Определение последовательности выполнения практической работы (почистить, повесить на плечики, повесить в платяной шкаф, навести порядок на полочке с одеждой, в ящике с бельём). Знакомство с правилами опрятности (повторение уже известных). Составление правил по картинкам.

Предметы одежды для чистки сухой щёткой, платяной шкаф с ящиками и вешалкой. Сюжетные картинки «Уход за одеждой», «Правила опрятности в одежде»

Выявление умений пользоваться щёткой, делать выводы о правилах опрятности, рассказывать о проделанной работе.

30.

 

Сезонные изменения.

Экскурсия «Весна в школьном саду».

Наблюдение за распусканием почек. Трава стала зелёной, появились первые цветы на клумбах и на лужайке. Прилетели птицы. Погода вчера, сегодня

Загадки о признаках весны. Ответы на вопросы о появлении листочков, цветов, свежей травы. Цвета весны.

 

 

31.

 

Обувь.

«Почему Маша сидит дома?»

Обувь. Предметы обуви (туфли, ботинки, тапочки, сапоги). Различение обуви для мальчиков и для девочек, по сезонам, по назначению (для спорта, для прогулки, для дома), по погоде.

Уточнение временных представлений. Беседа по материалам экскурсии.

Называние предметов одежды. Классификация по указанным признакам. Различение обуви для правой и для левой ноги.

Называние цвета и материла обуви (образование относительных прилагательных по образцу). Употребление глаголов: обуваю, надеваю.

Фотографии по материалам экскурсии.

Предметные картинки с изображениями различных видов обуви.

Выявление знаний названий предметов обуви,  признаков весны, времён года.

32.

 

Обувь.

«Помогаем Маше». Практическая работа по уходу за обувью.

Чистка щёткой, протирка влажной тряпкой. Использование крема для обуви.

Рассказ о выполненных действиях. Составление предложений по сюжетным картинкам. Правила опрятности (повторение изученных, дополнение). Составление предложений о правилах опрятности по сюжетным картинкам. Поиск нелепиц «Что не так?»

Сюжетные картинки «Уход за обувью», «Правила опрятности».

Выявления умения составлять предложения о выполненных действиях самостоятельно и по вопросам учителя.

33.

 

Повторение пройденного.

«Маша едет в деревню»

Моя семья. Картинки семьи: осенью, зимой, весной, летом. Их одежда, обувь. Какие фрукты и овощи они едят. Какие растения у них есть. Игрушки. Учебные вещи. Домашние и дикие животные.

Составление предложений по сюжетным картинкам, описаний по картинно-графическим планам, Отгадывание загадок. Дополнение предложений. Связные высказывания по сериям картинок.

Предметные и сюжетные картинки по темам.

Выявление знаний по изученным темам, умения строить предложения и связывать их в высказывания на данную тему.

34.

 

Сезонные изменения в природе (обощение)

«Расскажи Маше»

Погода. Признаки времён года. Признаки лета.

Уточнение временных представлений. Работа с загадками о признаках времён года, погодных явлениях. Составление предложений по фотографиям материалов экскурсий. Составление предложений о летних развлечениях детей.

Сюжетные картинки с изображениями времён года. Фотографии. Условные обозначения признаков погоды.

Выявление знаний времён года, понимания временных отношений, умения составлять предложения по наблюдениям и фотографиям (картинкам).