Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Переславль-Залесская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:

skch @ skch. pereslavl.ru

________________________________________________________________________        

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________2008 года

Директор школы: ___________________

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Развитие устной речи

на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» в 3 классе

__________учебный год

 

 

 

 

 

Учителя начальных классов

______________________

 

 


Пояснительная записка

 

Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («Окружающий мир») для 3 класса составлена по авторской программе К.П. Евсеевой, имеющей две положительные внешние рецензии.

Программа В.В. Воронковой, рекомендованная Министерством образования для СКОУ VIII вида, предполагает изучение следующих тем: мебель, посуда, одежда, обувь, домашние и дикие животные, насекомые, птицы, рыбы, деревья, овощи, фрукты, - которые уже изучались детьми в 1-3 классе.  Эти темы хорошо усвоены четвероклассниками. Поэтому мы сочли более целесообразным введение тем, которые предлагает программа К.П. Евсеевой: наша Родина, явления живой и неживой природы, вода и водоёмы, воздух, полезные ископаемые, охрана здоровья.

Программа рассчитана на два часа в неделю, 68 ч – в год.

 

 

Тематическое планирование уроков развития устной речи

на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности

 в 3 классе (68 ч)

 

№№

п/п

Тематика

Количество

часов

Экскурсии

Практические работы

1

Признаки лета (солнце сильно греет, жарко, роса, туман, облака и тучи, летний дождь, град).

2

Экскурсия «Ищем лето».

 

 

2

Полевые растения: рожь, овес.

2

 

Составле-ние сухих букетов из колосьев.

3

Признаки осени

2

Экскурсия «признаки осени».

 

4

Комнатные растения: традесканция, бегония, герань, алоэ.

2

 

Практические работы по выращиванию цветов

5

Мебель (для столовой, кухни, школы). Уход.

2

 

Практические работы по уходу за мебелью

6

Посуда (чайная, столовая, кухонная).

Сервировка стола. Уход за посудой.

2

 

Практические работы:  Уход за посудой

7

Одежда (летняя, зимняя, демисезонная).

Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой.

2

 

Практические работы:  Уход за одеждой.

8

Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная.

2

 

Практические работы:  Уход за обувью

9

Признаки зимы: снегопады, метели, снег скрипит под ногами в морозную погоду, сверкает на солнце, замерзают пруды, реки, лед твердый, скользкий, солнце поздно заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь. Название зимних месяцев.

2

Экскурсия «признаки зимы»

 

10

Проращивание семян и выращива-ние цветковых растений из семян.

2

 

Проращивание семян и выращива-ние цветковых растений из семян.

11

Выращивание цветковых растений из семян.

1

 

Выращива-ние растений из семян.

12

Признаки весны: высота солнца, таяние снега и льда, появление зеленой травы, прилет птиц.

1

Экскурсия по окрестностях.

 

13

Признаки весны: раннецветущие растения, набухание почек.

1

Экскурсия «признаки весны»

 

14

Практическая работа по выращиванию комнатных растений из черенков.

1

 

Выращива-ние комнатных цветов.

15

Признаки весны: труд людей в садах и огородах (посев семян, посадка деревьев, кустарников, рассады).

1

 

Посев семян

16

Практическая работа по пересадке рассады цветковых растений в цветники.

1

 

Пересадка рассады цветковых растений в цветники.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поурочное планирование уроков развития устной речи

на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности

 в 4 классе (68 ч)

 

 

№№

п/п

Дата

Раздел

Тема урока

Содержание

Развитие навыков устной речи

Оборудование

Контрольно-диагностические материалы

1

2

4.09

7.09

 

 

 

 

 

Признаки лета

Признаки лета (солнце сильно греет, жарко, роса, туман, облака и тучи, летний дождь, град).

Называние времен года и летних месяцев. Заканчивание предложений. Работа с текстом Н. Абрамцева «Сказка о тумане». Сравнение летних месяцев. Составление рассказов по картинкам и данным опорным словам о летних месяцах (зелень, цветы, грибы). Экскурсия «Ищем лето».

Рисование по итогам экскурсии.

Заканчивание предложений. Работа с текстом Н. Абрамцева «Сказка о тумане».

Составление рассказов по картинкам и данным опорным словам о летних месяцах.

Н. Абрамцева «Сказка о тумане».

Картинки

Экскурсия «Ищем лето».

Рисование по итогам экскурсии.

3

11.09

Летние работы в деревне.

Летние работы в деревне.

Рассказы по личным наблюдениям, по сюжетным картинкам с использованием предложений и опорных словосочетаний. Классификация сельскохозяйственных культур: овощей, фруктов, зерновых.

Рассказы по личным наблюдениям, по сюжетным картинкам с использованием предложений и опорных словосочетаний.

Сюжетные картинки, картинки сельскохозяйственных культур: овощей, фруктов, зерновых.

Классифи-кация сельскохозяйственных культур.

4

5

14.09

18.09

Овощи, фрукты, ягоды.

Овощи, фрукты, ягоды.

Классификация. Обучение описанию по данной схеме. Сравнение овощей, фруктов между собой. Распространение текстов по вопросам. Составление рассказов по картине и вопросам. Составление рассказа по аналогии.

Обучение описанию по данной схеме. Распространение текстов по вопросам. Составление рассказов по картине и вопросам. Составление рассказа по аналогии.

Картинки овощей, ягод, фруктов.

Составление рассказов по картине и вопросам.

6

7

21.09

25.09

Распознание деревьев. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья (хвоя).

Распознание деревьев. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья (хвоя).

Называние и указывание деревьев. Выделение отличных признаков некоторых деревьев (по загадкам). Понятие о делении деревьев на хвойные и лиственные. Классификация. Составление описаний деревьев по схеме, по данному образцу.

Составление описаний деревьев по схеме, по данному образцу.

Загадки. Картинки хвойных и лиственных деревьев.

Называние и указывание деревьев. Классифика-ция.

8

28.09

Хвойные и лиственные деревья. Ель и сосна.

Хвойные и лиственные деревья. Ель и сосна.

Сравнение ели и сосны. Составление предложений с противопоставленным союзом «а». Рассказ об использовании древесины (по картинкам).

Составление предложений с противопоставленным союзом «а». Рассказ об использовании древесины (по картинкам).

Картинки хвойных и лиственных деревьев.

Сравнение ели и сосны.

9

10

2.10

5.10

Полевые растения: рожь, овес.

Полевые растения: рожь, овес.

Понятие о полевых растениях. Зерновые культуры. Выделение сходства и различия. Составление описательных рассказов по схеме.

Составление описательных рассказов по схеме.

Зерновые культуры.

Составле-ние сухих букетов из колосьев.

11

12

9.10

12.10

Признаки осени.

Признаки осени.

Название времен года, осенних месяцев. Сравнение признаков лета и осени. Составление рассказов по плану, по картине.

Составление рассказов по плану, по картине.

Картинки осени.

Экскурсия.

13

16.10

Грибы.

Грибы.

Части гриба. Понятие об ядовитых и съедобных грибах. Отгадывание загадок. Составление описательных рассказов.

Составление описательных рассказов.

Загадки, картинки грибов.

 

14

15

19.10

23.10

Комнатные растения: традесканция, бегония, герань, алоэ.

Комнатные растения: традесканция, бегония, герань, алоэ.

Практические работы по выращиванию цветов, выделению их частей, названию.

Составление описательных рассказов.

Комнатные растения: традесканция, бегония, герань, алоэ.

Практичес-кая работа.

16

26.10

Город, село.

Город, село.

Рассказ по картине и вопросам. « На деревенской улице», «Городская улица».

Рассказ по картине и вопросам. « На деревенской улице», «Городская улица».

Картинки города и села.

 

17

30.10

Транспорт.

Транспорт.

Виды транспорта (название, распознание). Правила дорожного движения. Игра «Светофор».

Составление описательных рассказов.

Правила дорожного движения. Загадки. Транспорт.

Игра «Светофор».

18

9.11

Признаки поздней осени.

Признаки поздней осени.

Анализ загадок. Название и распознавание деревьев по листьям. Описательный рассказ по картинке.

Описательный рассказ по картинке.

Загадки, листья деревьев.

 

19

13.11

Животные готовятся к зиме.

Животные готовятся к зиме.

Загадки, приспособленность к зиме. Пересказ ранее прочитанных текстов.

Пересказ ранее прочитанных текстов.

Загадки.

 

20

 

21

16.11

 

20.11

Мебель (для столовой, кухни, школы).

Уход.

Мебель (для столовой, кухни, школы).

Уход.

Подбор родственных слов. Сравнение. Выражение предлогами простого расположения между объектами. Описательный рассказ по схеме.

Подбор родственных слов. Сравнение. Выражение предлогами простого расположения между объектами. Описательный рассказ по схеме.

Картинки, предметы мебели

Практичес-кая работа.

22

 

23

23.11

 

27.11

Посуда (чайная, столовая, кухонная).

Сервировка стола. Уход за посудой.

Посуда (чайная, столовая, кухонная).

Сервировка стола. Уход за посудой.

Классификация. Подбор родственных слов. Выражение связей и отношений между реальными объектами. Рассказ о сделанном по картинке.

Классификация. Подбор родственных слов. Выражение связей и отношений между реальными объектами. Рассказ о сделанном по картинке.

Картинки, посуда

Уход за посудой. Сервировка стола

24

 

25

30.11

 

4.12

Одежда (летняя, зимняя, демисезонная).

Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой.

Одежда (летняя, зимняя, демисезонная).

Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой.

Название одежды. Классификация. Употребление глагола одеть-надеть. Рассказ о гардеробе куклы. Название тканей. Классификация по материалу. Рассказ о сделанном. Планирование действий.

Употребление глагола одеть-надеть. Рассказ о гардеробе куклы. Рассказ о сделанном.

Одежда (летняя, зимняя, демисезонная).

Ткани.

Уход за одеждой.

26

 

27

7.12

 

11.12

Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная.

Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная.

Название обуви. Классификация по материалу. Рассказ о сезонной обуви. Планирование действий. Рассказ о сделанном.

Рассказ о сезонной обуви. Планирование действий. Рассказ о сделанном.

Обувь кожаная, резиновая, валяная.

Уход за обувью.

28

14.12

Мебель, посуда, одежда. Обобщающий урок.

Мебель, посуда, одежда. Обобщающий урок.

Классификация. Отгадывание загадок. Составление рассказа с использованием знаний о мебели и посуде по картинкам.

Составление рассказа с использованием знаний о мебели и посуде по картинкам.

Мебель, посуда, одежда.

 

29

 

30

18.12

 

21.12

Признаки зимы: снегопады, метели, снег скрипит под ногами в морозную погоду, сверкает на солнце, замерзают пруды, реки, лед твердый, скользкий, солнце поздно заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь. Название зимних месяцев.

Признаки зимы: снегопады, метели, снег скрипит под ногами в морозную погоду, сверкает на солнце, замерзают пруды, реки, лед твердый, скользкий, солнце поздно заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь. Название зимних месяцев.

Слова-праздники. Подбор родственных слов. Рассказ по картинке (по опорным словам). Дополнение предложений рассказа. Названия зимних месяцев. Глаголы с приставками. Антонимы. Составление рассказа по наблюдениям.

Подбор родственных слов. Рассказ по картинке (по опорным словам). Дополнение предложений рассказа. Глаголы с приставками. Антонимы. Составление рассказа по наблюдениям.

Картинки зимних явлений природы.

Составление рассказа по наблюдениям.

31

 

32

25.12

 

11.01

Охрана здоровья. Отдых и труд дома, в школе. Режим сна и питания. Обобщающий урок.

Охрана здоровья. Отдых и труд дома, в школе. Режим сна и питания. Обобщающий урок.

Рассказ-рассуждение.

Рассказ-рассуждение

 

 

33

34

15.01

18.01

Растения зимой.

Растения зимой.

Слова-признаки. Составление пересказа, воспринятого на слух. Припоминание сказки «В гостях у Дедушки Мороза».

Слова-признаки. Составление пересказа, воспринятого на слух. Припоминание сказки «В гостях у Дедушки Мороза».

сказка «В гостях у Дедушки Мороза».

 

35

36

22.01

25.01

Животные и птицы в зимнее время.

Животные и птицы в зимнее время.

Слова-признаки. Составление рассказа по картинке, по опорным словам. Пересказ прочитанного на уроках чтения. Н. Сладков «Воробьиный термометр», М. Пришвин «Беличья память», К. Ушинский «Проказы старухи зимы».

Слова-признаки. Составление рассказа по картинке, по опорным словам. Пересказ прочитанного на уроках чтения. Н. Сладков «Воробьиный термометр», М. Пришвин «Беличья память», К. Ушинский «Проказы старухи зимы».

Картинки животных и птиц. Н. Сладков «Воробьиный термометр», М. Пришвин «Беличья память», К. Ушинский «Проказы старухи зимы».

 

37

29.01

Зимние праздники.

Зимние праздники.

Меры времени. Названия месяцев. Високосный год. Рассказы по личным впечатлениям.

Составление рассказов по картинам.

Рассказы по личным впечатлениям.

Составление рассказов по картинам.

Картинки

Составление рассказов по картинам. Рассказы по личным впечатлениям.

 

38

39

1.02

5.02

Труд людей зимой.

Труд людей зимой.

Сравнение сезонных видов труда в городе и деревне. Использование рассказов из книги для чтения

Г. Скребицкий «Зимой в колхозе», В. Бианки «Колхозный календарь», Г. Юрмин «Хрустальный дворец».

Использование рассказов из книги для чтения

 

Г. Скребицкий «Зимой в колхозе», В. Бианки «Колхозный календарь», Г. Юрмин «Хрустальный дворец».

Рассказы по личным впечатлениям.

 

40

8.02

Домашние животные. Корова: особенности внешнего строения, пища, уход и содержание. Польза, приносимая людям.

Домашние животные. Корова: особенности внешнего строения, пища, уход и содержание. Польза, приносимая людям.

Высказывание по плану. Распространение текста.

Высказывание по плану. Распространение текста.

Картинки домашних животных

Рассказы по личным впечатлениям

41

12.02

Коза (то же).

Коза (то же).

Сравнение козы и коровы.

Сравнение козы и коровы.

Картинки козы и коровы.

Составление рассказа по картинкам.

42

15.02

Овца (то же).

Овца (то же).

Сравнение козы и овцы, барана и овцы.

Сравнение козы и овцы, барана и овцы.

Картинки козы и овцы, барана и овцы.

Составление рассказа по картинкам.

43

19.02

Лошадь (то же).

Лошадь (то же).

Сравнение лошади коровы.

Сравнение лошади коровы.

Картинки лошади коровы.

Составление рассказа по картинкам.

44

22.02

Домашние животные

( то же).

Домашние животные

( то же).

Использование рассказа О. Донченко «Теленок».

Использование рассказа О. Донченко «Теленок».

Использование рассказа О. Донченко «Теленок».

Составление рассказа по картинкам.

45

26.02

Дикие животные. Еж: внешнее строение, пища, повадки, зимовка.

Дикие животные. Еж: внешнее строение, пища, повадки, зимовка.

Сравнение диких и домашних животных. Рассказ по плану из повествовательных предложений. Распространение текста. Сказки Н. Грибачев «Рыжие листья», В Бианки «Готовятся к зиме».

Сравнение диких и домашних животных. Рассказ по плану из повествовательных предложений. Распространение текста. Сказки Н. Грибачев «Рыжие листья», В Бианки «Готовятся к зиме».

Распространение текста. Сказки Н. Грибачев «Рыжие листья», В Бианки «Готовятся к зиме».

Составление рассказа по картинкам.

46

1.03

Медведь (то же).

Медведь (то же).

Рассказ по плану. Сравнение ежа и медведя. Распространение рассказа.

Сравнение ежа и медведя. Распространение рассказа.

Картинки ежа и медведя

Составление рассказа по картинкам.

47

5.03

Дикие и домашние животные (обобщающий урок).

Дикие и домашние животные (обобщающий урок).

Отгадывание загадок. Составление рассказа с использованием знаний о диких и домашних животных.

Составление рассказа с использованием знаний о диких и домашних животных.

Картинки диких животных, загадки.

Составление рассказа по картинкам.

48

8.03

Признаки весны. Солнце поднимается выше, греет все сильнее, дневная капель. Ночные заморозки, проталины, дни стали сильнее.

Признаки весны. Солнце поднимается выше, греет все сильнее, дневная капель. Ночные заморозки, проталины, дни стали сильнее.

Составление рассказа по картине и вопросам. Распространение и пересказ  текста.

Составление рассказа по картине и вопросам. Распространение и пересказ  текста.

Картинки весны

Рассказ по личным впечатлениям

49

12.03

Проращивание семян и выращивание цветковых растений из семян.

Проращивание семян и выращивание цветковых растений из семян.

Составление плана работы. Рассказ о выполненных действиях. Составление плана наблюдений за проращиванием семян.

Составление плана работы. Рассказ о выполненных действиях. Составление плана наблюдений за проращиванием семян.

Семена цветковых растений

Проращивание семян и выращивание цветковых растений из семян.

50

15.03

Домашние птицы: гусь, курица, петух. Внешнее строение птиц, повадки.

Домашние птицы: гусь, курица, петух. Внешнее строение птиц, повадки.

Рассказ по плану. Сравнение внешнего вида, повадок, особенностей питания гусей и кур.

Рассказ по плану. Сравнение внешнего вида, повадок, особенностей питания гусей и кур.

Картинки птицы: гусь, курица, петух.

Составление рассказа по картинкам.

51

19.03

Польза, приносимая людям домашними птицами.

Польза, приносимая людям домашними птицами.

Составление рассказа по вопросам и картинкам.

Составление рассказа по вопросам и картинкам.

Сюжетные картинки

Составление рассказа по картинкам.

52

29.03

Домашние птицы и животные (обобщающий урок).

Домашние птицы и животные (обобщающий урок).

Рассказ-рассуждение.

Рассказ-рассуждение

 

Рассказ-рассуждение

53

2.04

Выращивание цветковых растений из семян.

Выращивание цветковых растений из семян.

Составление плана работы и наблюдений. Рассказ о выполненных действиях.

Составление плана работы и наблюдений. Рассказ о выполненных действиях.

Семена цветов

Выращива-ние растений из семян.

54

5.04

Признаки весны: высота солнца, таяние снега и льда, появление зеленой травы, прилет птиц.

Признаки весны: высота солнца, таяние снега и льда, появление зеленой травы, прилет птиц.

Составление рассказа по вопросам. Распространение текста.

Составление рассказа по вопросам. Распространение текста.

Картинки весны

 

55

9.04

Дикие птицы.

Дикие птицы.

Название. Различие домашних и диких птиц: места обитания, пища.

Название. Различие домашних и диких птиц: места обитания, пища.

Картинки диких и домашних птиц

Составление рассказа по картинкам.

56

12.04

Гусь, лебедь, журавль: внешний вид, места обитания, пища.

Гусь, лебедь, журавль: внешний вид, места обитания, пища.

Составление рассказов по плану. Сравнение по данным признакам.

Составление рассказов по плану. Сравнение по данным признакам.

Картинки: Гусь, лебедь, журавль

Описание по плану

57

16.04

Птицы перелетные и зимующие. Время прилета и отлета птиц.

Птицы перелетные и зимующие. Время прилета и отлета птиц.

Участие в беседе. Распознавание и название птиц. Распространение текста.

Распространение текста.

Картинки птицы перелетные и зимующие

Распознавание и название птиц.

58

19.04

Грач и скворец: внешний вид, места обитания, пища.

Грач и скворец: внешний вид, места обитания, пища.

Рассказ по плану. Сравнение птиц.

Рассказ по плану. Сравнение птиц.

Картинки: Грач и скворец

Рассказ по плану

59

23.04

Рыбы пресноводные

Рыбы пресноводные

Рассмотрение внешнего вида рыб. Чем покрыто их тело. Как передвигаются, чем и как питаются. Название рыб. Сравнение их по внешнему виду.

Сравнение их по внешнему виду.

Картинки Рыб пресноводных

Сравнение их по внешнему виду.

60

26.04

Аквариумные рыбы.

Аквариумные рыбы.

То же.

то же

то же

то же

61

 

30.04

Признаки весны: раннецветущие растения, набухание почек.

Признаки весны: раннецветущие растения, набухание почек.

Название весенних месяцев. Сравнение некоторых раннецветущих растений. Их различение.

Сравнение некоторых раннецветущих растений.

Картинки раннецветущих растений.

Сравнение некоторых раннецветущих растений.

62

3.05

Практическая работа по выращиванию комнатных растений из черенков.

Практическая работа по выращиванию комнатных растений из черенков.

Различение и название комнатных растений. Составление плана работы, рассказ о выполненных действиях.

Составление плана

Черенки комнатных растений

Выращива-ние комнатных цветов.

63

7.05

Насекомые: вредные и полезные. Майский жук, бабочка, пчела, муравей.

Насекомые: вредные и полезные. Майский жук, бабочка, пчела, муравей.

Отличительные черты насекомых. Название некоторых насекомых.

 

Понятие о вредных и полезных насекомых. Понятия о вредных и полезных насекомых. Сравнение внешнего вида, питания, повадок.

Отличительные черты насекомых. Название некоторых насекомых

Картинки: майский жук, бабочка, пчела, муравей.

Сравнение внешнего вида, питания

64

10.05

Признаки весны: развитие листьев из цветов и почек, цветение фруктовых деревьев, появление насекомых.

Признаки весны: развитие листьев из цветов и почек, цветение фруктовых деревьев, появление насекомых.

Наблюдение. Распространение текста. Рассказывание о проведенных наблюдениях.

Распространение текста. Рассказывание о проведенных наблюдениях.

Картинки

рассказ по личным впечатлениям

65

14.05

Признаки весны: труд людей в садах и огородах (посев семян, посадка деревьев, кустарников, рассады).

Признаки весны: труд людей в садах и огородах (посев семян, посадка деревьев, кустарников, рассады).

Наблюдения. Рассказывание о работах в саду, в огороде.

Рассказывание о работах в саду, в огороде.

Картинки

Посев семян.

66

17.05

Практическая работа по пересадке рассады цветковых растений в цветники.

Практическая работа по пересадке рассады цветковых растений в цветники.

Рассказ о проделанном.

Рассказ о проделанном.

Рассада

Пересадка рассады цветковых растений в цветники.

67

68

21.05

24.05

Повторение.

Повторение.

Обобщение материала, изученного на уроках развития речи.