Адрес:
skch @ skch. pereslavl.ru
________________________________________________________________________
Утверждена приказом директора школы:
№______ от «___»________2008 года
Директор школы: ___________________
учебного курса «Развитие устной речи
на основе ознакомления с предметами и
явлениями окружающей действительности» в 3 классе
__________учебный год
Учителя начальных классов
______________________
Пояснительная записка
Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («Окружающий мир») для 3 класса составлена по авторской программе К.П. Евсеевой, имеющей две положительные внешние рецензии.
Программа В.В. Воронковой, рекомендованная Министерством образования для СКОУ VIII вида, предполагает изучение следующих тем: мебель, посуда, одежда, обувь, домашние и дикие животные, насекомые, птицы, рыбы, деревья, овощи, фрукты, - которые уже изучались детьми в 1-3 классе. Эти темы хорошо усвоены четвероклассниками. Поэтому мы сочли более целесообразным введение тем, которые предлагает программа К.П. Евсеевой: наша Родина, явления живой и неживой природы, вода и водоёмы, воздух, полезные ископаемые, охрана здоровья.
Программа рассчитана
на два часа в неделю, 68 ч – в год.
на
основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
в 3 классе (68 ч)
№№ п/п |
Тематика |
Количество часов |
Экскурсии |
Практические работы |
1 |
Признаки лета
(солнце сильно греет, жарко, роса, туман, облака и тучи, летний дождь, град). |
2 |
Экскурсия «Ищем лето». |
|
2 |
Полевые растения: рожь, овес. |
2 |
|
Составле-ние
сухих букетов из колосьев. |
3 |
Признаки осени |
2 |
Экскурсия «признаки
осени». |
|
4 |
Комнатные растения:
традесканция, бегония, герань, алоэ. |
2 |
|
Практические
работы по выращиванию цветов |
5 |
Мебель (для столовой, кухни, школы). Уход. |
2 |
|
Практические
работы по уходу за мебелью |
6 |
Посуда (чайная, столовая, кухонная). Сервировка стола.
Уход за посудой. |
2 |
|
Практические
работы: Уход за посудой |
7 |
Одежда (летняя, зимняя, демисезонная). Из чего сшита наша
одежда. Уход за одеждой. |
2 |
|
Практические
работы: Уход за одеждой. |
8 |
Обувь. Из чего
делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная. |
2 |
|
Практические
работы: Уход за обувью |
9 |
Признаки зимы:
снегопады, метели, снег скрипит под ногами в морозную погоду, сверкает на
солнце, замерзают пруды, реки, лед твердый, скользкий, солнце поздно заходит,
дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь. Название
зимних месяцев. |
2 |
Экскурсия «признаки зимы» |
|
10 |
Проращивание семян
и выращива-ние цветковых растений из семян. |
2 |
|
Проращивание
семян и выращива-ние цветковых растений из семян. |
11 |
Выращивание
цветковых растений из семян. |
1 |
|
Выращива-ние
растений из семян. |
12 |
Признаки весны: высота солнца, таяние снега и льда,
появление зеленой травы, прилет птиц. |
1 |
Экскурсия по
окрестностях. |
|
13 |
Признаки весны:
раннецветущие растения, набухание почек. |
1 |
Экскурсия «признаки
весны» |
|
14 |
Практическая работа
по выращиванию комнатных растений из черенков. |
1 |
|
Выращива-ние
комнатных цветов. |
15 |
Признаки весны:
труд людей в садах и огородах (посев семян, посадка деревьев, кустарников,
рассады). |
1 |
|
Посев
семян |
16 |
Практическая работа
по пересадке рассады цветковых растений в цветники. |
1 |
|
Пересадка
рассады цветковых растений в цветники. |
на
основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
в 4 классе (68 ч)
№№ п/п |
Дата |
Раздел |
Тема урока |
Содержание |
Развитие навыков устной речи |
Оборудование |
Контрольно-диагностические материалы |
1 2 |
4.09 7.09 |
Признаки лета |
Признаки лета (солнце сильно греет, жарко, роса, туман, облака и тучи, летний дождь, град). |
Называние времен года и летних месяцев. Заканчивание предложений. Работа с текстом Н. Абрамцева «Сказка о тумане». Сравнение летних месяцев. Составление рассказов по картинкам и данным опорным словам о летних месяцах (зелень, цветы, грибы). Экскурсия «Ищем лето». Рисование по итогам экскурсии. |
Заканчивание предложений. Работа с текстом Н. Абрамцева «Сказка о тумане». Составление рассказов по картинкам и данным опорным словам о летних месяцах. |
Н. Абрамцева «Сказка о тумане». Картинки |
Экскурсия «Ищем лето». Рисование по итогам экскурсии. |
3 |
11.09 |
Летние работы в деревне. |
Летние работы в деревне. |
Рассказы по личным наблюдениям, по сюжетным картинкам с использованием предложений и опорных словосочетаний. Классификация сельскохозяйственных культур: овощей, фруктов, зерновых. |
Рассказы по личным наблюдениям, по сюжетным картинкам с использованием предложений и опорных словосочетаний. |
Сюжетные картинки, картинки сельскохозяйственных культур: овощей, фруктов, зерновых. |
Классифи-кация сельскохозяйственных культур. |
4 5 |
14.09 18.09 |
Овощи, фрукты, ягоды. |
Овощи, фрукты, ягоды. |
Классификация. Обучение описанию по данной схеме. Сравнение овощей, фруктов между собой. Распространение текстов по вопросам. Составление рассказов по картине и вопросам. Составление рассказа по аналогии. |
Обучение описанию по данной схеме. Распространение текстов по вопросам. Составление рассказов по картине и вопросам. Составление рассказа по аналогии. |
Картинки овощей, ягод, фруктов. |
Составление рассказов по картине и вопросам. |
6 7 |
21.09 25.09 |
Распознание деревьев. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья (хвоя). |
Распознание деревьев. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья (хвоя). |
Называние и указывание деревьев. Выделение отличных признаков некоторых деревьев (по загадкам). Понятие о делении деревьев на хвойные и лиственные. Классификация. Составление описаний деревьев по схеме, по данному образцу. |
Составление описаний деревьев по схеме, по данному образцу. |
Загадки. Картинки хвойных и лиственных деревьев. |
Называние и указывание деревьев. Классифика-ция. |
8 |
28.09 |
Хвойные и лиственные деревья. Ель и сосна. |
Хвойные и лиственные деревья. Ель и сосна. |
Сравнение ели и сосны. Составление предложений с противопоставленным союзом «а». Рассказ об использовании древесины (по картинкам). |
Составление предложений с противопоставленным союзом «а». Рассказ об использовании древесины (по картинкам). |
Картинки хвойных и лиственных деревьев. |
Сравнение ели и сосны. |
9 10 |
2.10 5.10 |
Полевые растения: рожь, овес. |
Полевые растения: рожь, овес. |
Понятие о полевых растениях. Зерновые культуры. Выделение
сходства и различия. Составление описательных рассказов по схеме. |
Составление описательных рассказов по схеме. |
Зерновые культуры. |
Составле-ние сухих букетов из колосьев. |
11 12 |
9.10 12.10 |
Признаки осени. |
Признаки осени. |
Название времен года, осенних месяцев. Сравнение признаков
лета и осени. Составление рассказов по плану, по картине. |
Составление рассказов по плану, по картине. |
Картинки осени. |
Экскурсия. |
13 |
16.10 |
Грибы. |
Грибы. |
Части гриба. Понятие об ядовитых и съедобных грибах.
Отгадывание загадок. Составление описательных рассказов. |
Составление описательных рассказов. |
Загадки, картинки грибов. |
|
14 15 |
19.10 23.10 |
Комнатные растения: традесканция, бегония, герань, алоэ. |
Комнатные растения: традесканция, бегония, герань, алоэ. |
Практические работы по выращиванию цветов, выделению их
частей, названию. |
Составление описательных рассказов. |
Комнатные растения: традесканция, бегония, герань, алоэ. |
Практичес-кая работа. |
16 |
26.10 |
Город, село. |
Город, село. |
Рассказ по картине и вопросам. « На деревенской улице»,
«Городская улица». |
Рассказ по картине и вопросам. « На деревенской улице», «Городская улица». |
Картинки города и села. |
|
17 |
30.10 |
Транспорт. |
Транспорт. |
Виды транспорта (название, распознание). Правила дорожного движения. Игра «Светофор». |
Составление описательных рассказов. |
Правила дорожного движения. Загадки. Транспорт. |
Игра «Светофор». |
18 |
9.11 |
Признаки поздней осени. |
Признаки поздней осени. |
Анализ загадок. Название и распознавание деревьев по листьям. Описательный рассказ по картинке. |
Описательный рассказ по картинке. |
Загадки, листья деревьев. |
|
19 |
13.11 |
Животные готовятся к зиме. |
Животные готовятся к зиме. |
Загадки, приспособленность к зиме. Пересказ ранее прочитанных текстов. |
Пересказ ранее прочитанных текстов. |
Загадки. |
|
20 21 |
16.11 20.11 |
Мебель (для столовой, кухни, школы). Уход. |
Мебель (для столовой, кухни, школы). Уход. |
Подбор родственных слов. Сравнение. Выражение предлогами простого расположения между объектами. Описательный рассказ по схеме. |
Подбор родственных слов. Сравнение. Выражение предлогами простого расположения между объектами. Описательный рассказ по схеме. |
Картинки, предметы мебели |
Практичес-кая работа. |
22 23 |
23.11 27.11 |
Посуда (чайная, столовая, кухонная). Сервировка стола. Уход за посудой. |
Посуда (чайная, столовая, кухонная). Сервировка стола. Уход за посудой. |
Классификация. Подбор родственных слов. Выражение связей и отношений между реальными объектами. Рассказ о сделанном по картинке. |
Классификация. Подбор родственных слов. Выражение связей и отношений между реальными объектами. Рассказ о сделанном по картинке. |
Картинки, посуда |
Уход за посудой. Сервировка стола |
24 25 |
30.11 4.12 |
Одежда (летняя, зимняя, демисезонная). Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой. |
Одежда (летняя, зимняя, демисезонная). Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой. |
Название одежды. Классификация. Употребление глагола одеть-надеть. Рассказ о гардеробе куклы. Название тканей. Классификация по материалу. Рассказ о сделанном. Планирование действий. |
Употребление глагола одеть-надеть. Рассказ о гардеробе куклы. Рассказ о сделанном. |
Одежда (летняя, зимняя, демисезонная). Ткани. |
Уход за одеждой. |
26 27 |
7.12 11.12 |
Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная. |
Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная. |
Название обуви. Классификация по материалу. Рассказ о сезонной обуви. Планирование действий. Рассказ о сделанном. |
Рассказ о сезонной обуви. Планирование действий. Рассказ о сделанном. |
Обувь кожаная, резиновая, валяная. |
Уход за обувью. |
28 |
14.12 |
Мебель, посуда, одежда. Обобщающий урок. |
Мебель, посуда, одежда. Обобщающий урок. |
Классификация. Отгадывание загадок. Составление рассказа с использованием знаний о мебели и посуде по картинкам. |
Составление рассказа с использованием знаний о мебели и посуде по картинкам. |
Мебель, посуда, одежда. |
|
29 30 |
18.12 21.12 |
Признаки зимы: снегопады, метели, снег скрипит под ногами
в морозную погоду, сверкает на солнце, замерзают пруды, реки, лед твердый,
скользкий, солнце поздно заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий
день, самая длинная ночь. Название зимних месяцев. |
Признаки зимы: снегопады, метели, снег скрипит под ногами
в морозную погоду, сверкает на солнце, замерзают пруды, реки, лед твердый,
скользкий, солнце поздно заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий
день, самая длинная ночь. Название зимних месяцев. |
Слова-праздники. Подбор родственных слов. Рассказ по картинке (по опорным словам). Дополнение предложений рассказа. Названия зимних месяцев. Глаголы с приставками. Антонимы. Составление рассказа по наблюдениям. |
Подбор родственных слов. Рассказ по картинке (по опорным словам). Дополнение предложений рассказа. Глаголы с приставками. Антонимы. Составление рассказа по наблюдениям. |
Картинки зимних явлений природы. |
Составление рассказа по наблюдениям. |
31 32 |
25.12 11.01 |
Охрана здоровья. Отдых и труд дома, в школе. Режим сна и питания. Обобщающий урок. |
Охрана здоровья. Отдых и труд дома, в школе. Режим сна и питания. Обобщающий урок. |
Рассказ-рассуждение. |
Рассказ-рассуждение |
|
|
33 34 |
15.01 18.01 |
Растения зимой. |
Растения зимой. |
Слова-признаки. Составление пересказа, воспринятого на слух. Припоминание сказки «В гостях у Дедушки Мороза». |
Слова-признаки. Составление пересказа, воспринятого на слух. Припоминание сказки «В гостях у Дедушки Мороза». |
сказка «В гостях у Дедушки Мороза». |
|
35 36 |
22.01 25.01 |
Животные и птицы в зимнее время. |
Животные и птицы в зимнее время. |
Слова-признаки. Составление рассказа по картинке, по опорным словам. Пересказ прочитанного на уроках чтения. Н. Сладков «Воробьиный термометр», М. Пришвин «Беличья память», К. Ушинский «Проказы старухи зимы». |
Слова-признаки. Составление рассказа по картинке, по опорным словам. Пересказ прочитанного на уроках чтения. Н. Сладков «Воробьиный термометр», М. Пришвин «Беличья память», К. Ушинский «Проказы старухи зимы». |
Картинки животных и птиц. Н. Сладков «Воробьиный термометр», М. Пришвин «Беличья память», К. Ушинский «Проказы старухи зимы». |
|
37 |
29.01 |
Зимние праздники. |
Зимние праздники. |
Меры времени. Названия месяцев. Високосный год. Рассказы по личным впечатлениям. Составление рассказов по картинам. |
Рассказы по личным впечатлениям. Составление рассказов по картинам. |
Картинки |
Составление рассказов по картинам. Рассказы по личным впечатлениям. |
38 39 |
1.02 5.02 |
Труд людей зимой. |
Труд людей зимой. |
Сравнение сезонных видов труда в городе и деревне. Использование рассказов из книги для чтения Г. Скребицкий «Зимой в колхозе», В. Бианки «Колхозный календарь», Г. Юрмин «Хрустальный дворец». |
Использование рассказов из книги для чтения |
Г. Скребицкий «Зимой в колхозе», В. Бианки «Колхозный календарь», Г. Юрмин «Хрустальный дворец». |
Рассказы по личным впечатлениям. |
40 |
8.02 |
Домашние животные. Корова: особенности внешнего строения,
пища, уход и содержание. Польза, приносимая людям. |
Домашние животные. Корова: особенности внешнего строения,
пища, уход и содержание. Польза, приносимая людям. |
Высказывание по плану. Распространение текста. |
Высказывание по плану. Распространение текста. |
Картинки домашних животных |
Рассказы по личным впечатлениям |
41 |
12.02 |
Коза (то же). |
Коза (то же). |
Сравнение козы и коровы. |
Сравнение козы и коровы. |
Картинки козы и коровы. |
Составление рассказа по картинкам. |
42 |
15.02 |
Овца (то же). |
Овца (то же). |
Сравнение козы и овцы, барана и овцы. |
Сравнение козы и овцы, барана и овцы. |
Картинки козы и овцы, барана и овцы. |
Составление рассказа по картинкам. |
43 |
19.02 |
Лошадь (то же). |
Лошадь (то же). |
Сравнение лошади коровы. |
Сравнение лошади коровы. |
Картинки лошади коровы. |
Составление рассказа по картинкам. |
44 |
22.02 |
Домашние животные ( то же). |
Домашние животные ( то же). |
Использование рассказа О. Донченко «Теленок». |
Использование рассказа О. Донченко «Теленок». |
Использование рассказа О. Донченко «Теленок». |
Составление рассказа по картинкам. |
45 |
26.02 |
Дикие животные. Еж: внешнее строение, пища, повадки,
зимовка. |
Дикие животные. Еж: внешнее строение, пища, повадки,
зимовка. |
Сравнение диких и домашних животных. Рассказ по плану из повествовательных предложений. Распространение текста. Сказки Н. Грибачев «Рыжие листья», В Бианки «Готовятся к зиме». |
Сравнение диких и домашних животных. Рассказ по плану из повествовательных предложений. Распространение текста. Сказки Н. Грибачев «Рыжие листья», В Бианки «Готовятся к зиме». |
Распространение текста. Сказки Н. Грибачев «Рыжие листья», В Бианки «Готовятся к зиме». |
Составление рассказа по картинкам. |
46 |
1.03 |
Медведь (то же). |
Медведь (то же). |
Рассказ по плану. Сравнение ежа и медведя. Распространение рассказа. |
Сравнение ежа и медведя. Распространение рассказа. |
Картинки ежа и медведя |
Составление рассказа по картинкам. |
47 |
5.03 |
Дикие и домашние животные (обобщающий урок). |
Дикие и домашние животные (обобщающий урок). |
Отгадывание загадок. Составление рассказа с использованием знаний о диких и домашних животных. |
Составление рассказа с использованием знаний о диких и домашних животных. |
Картинки диких животных, загадки. |
Составление рассказа по картинкам. |
48 |
8.03 |
Признаки весны. Солнце поднимается выше, греет все сильнее, дневная капель. Ночные заморозки, проталины, дни стали сильнее. |
Признаки весны. Солнце поднимается выше, греет все сильнее, дневная капель. Ночные заморозки, проталины, дни стали сильнее. |
Составление рассказа по картине и вопросам. Распространение и пересказ текста. |
Составление рассказа по картине и вопросам. Распространение и пересказ текста. |
Картинки весны |
Рассказ по личным впечатлениям |
49 |
12.03 |
Проращивание семян и выращивание цветковых растений из семян. |
Проращивание семян и выращивание цветковых растений из семян. |
Составление плана работы. Рассказ о выполненных действиях. Составление плана наблюдений за проращиванием семян. |
Составление плана работы. Рассказ о выполненных действиях. Составление плана наблюдений за проращиванием семян. |
Семена цветковых растений |
Проращивание семян и выращивание цветковых растений из семян. |
50 |
15.03 |
Домашние птицы: гусь, курица, петух. Внешнее строение
птиц, повадки. |
Домашние птицы: гусь, курица, петух. Внешнее строение
птиц, повадки. |
Рассказ по плану. Сравнение внешнего вида, повадок, особенностей питания гусей и кур. |
Рассказ по плану. Сравнение внешнего вида, повадок, особенностей питания гусей и кур. |
Картинки птицы: гусь, курица, петух. |
Составление рассказа по картинкам. |
51 |
19.03 |
Польза, приносимая людям домашними птицами. |
Польза, приносимая людям домашними птицами. |
Составление рассказа по вопросам и картинкам. |
Составление рассказа по вопросам и картинкам. |
Сюжетные картинки |
Составление рассказа по картинкам. |
52 |
29.03 |
Домашние птицы и животные (обобщающий урок). |
Домашние птицы и животные (обобщающий урок). |
Рассказ-рассуждение. |
Рассказ-рассуждение |
|
Рассказ-рассуждение |
53 |
2.04 |
Выращивание цветковых растений из семян. |
Выращивание цветковых растений из семян. |
Составление плана работы и наблюдений. Рассказ о выполненных действиях. |
Составление плана работы и наблюдений. Рассказ о выполненных действиях. |
Семена цветов |
Выращива-ние растений из семян. |
54 |
5.04 |
Признаки весны: высота солнца, таяние снега и льда, появление
зеленой травы, прилет птиц. |
Признаки весны: высота солнца, таяние снега и льда,
появление зеленой травы, прилет птиц. |
Составление рассказа по вопросам. Распространение текста. |
Составление рассказа по вопросам. Распространение текста. |
Картинки весны |
|
55 |
9.04 |
Дикие птицы. |
Дикие птицы. |
Название. Различие домашних и диких птиц: места обитания,
пища. |
Название. Различие домашних и диких птиц: места обитания, пища. |
Картинки диких и домашних птиц |
Составление рассказа по картинкам. |
56 |
12.04 |
Гусь, лебедь, журавль: внешний вид, места обитания, пища. |
Гусь, лебедь, журавль: внешний вид, места обитания, пища. |
Составление рассказов по плану. Сравнение по данным признакам. |
Составление рассказов по плану. Сравнение по данным признакам. |
Картинки: Гусь, лебедь, журавль |
Описание по плану |
57 |
16.04 |
Птицы перелетные и зимующие. Время прилета и отлета птиц. |
Птицы перелетные и зимующие. Время прилета и отлета птиц. |
Участие в беседе. Распознавание и название птиц. Распространение текста. |
Распространение текста. |
Картинки птицы перелетные и зимующие |
Распознавание и название птиц. |
58 |
19.04 |
Грач и скворец: внешний вид, места обитания, пища. |
Грач и скворец: внешний вид, места обитания, пища. |
Рассказ по плану. Сравнение птиц. |
Рассказ по плану. Сравнение птиц. |
Картинки: Грач и скворец |
Рассказ по плану |
59 |
23.04 |
Рыбы пресноводные |
Рыбы пресноводные |
Рассмотрение внешнего вида рыб. Чем покрыто их тело. Как передвигаются, чем и как питаются. Название рыб. Сравнение их по внешнему виду. |
Сравнение их по внешнему виду. |
Картинки Рыб пресноводных |
Сравнение их по внешнему виду. |
60 |
26.04 |
Аквариумные рыбы. |
Аквариумные рыбы. |
То же. |
то же |
то же |
то же |
61 |
30.04 |
Признаки весны: раннецветущие растения, набухание почек. |
Признаки весны: раннецветущие растения, набухание почек. |
Название весенних месяцев. Сравнение некоторых раннецветущих растений. Их различение. |
Сравнение некоторых раннецветущих растений. |
Картинки раннецветущих растений. |
Сравнение некоторых раннецветущих растений. |
62 |
3.05 |
Практическая работа по выращиванию комнатных растений из черенков. |
Практическая работа по выращиванию комнатных растений из черенков. |
Различение и название комнатных растений. Составление плана работы, рассказ о выполненных действиях. |
Составление плана |
Черенки комнатных растений |
Выращива-ние комнатных цветов. |
63 |
7.05 |
Насекомые: вредные и полезные. Майский жук, бабочка,
пчела, муравей. |
Насекомые: вредные и полезные. Майский жук, бабочка,
пчела, муравей. |
Отличительные черты насекомых. Название некоторых насекомых. Понятие о вредных и полезных насекомых. Понятия о вредных и полезных насекомых. Сравнение внешнего вида, питания, повадок. |
Отличительные черты насекомых. Название некоторых насекомых |
Картинки: майский жук, бабочка, пчела, муравей. |
Сравнение внешнего вида, питания |
64 |
10.05 |
Признаки весны: развитие листьев из цветов и почек,
цветение фруктовых деревьев, появление насекомых. |
Признаки весны: развитие листьев из цветов и почек,
цветение фруктовых деревьев, появление насекомых. |
Наблюдение. Распространение текста. Рассказывание о проведенных наблюдениях. |
Распространение текста. Рассказывание о проведенных наблюдениях. |
Картинки |
рассказ по личным впечатлениям |
65 |
14.05 |
Признаки весны: труд людей в садах и огородах (посев
семян, посадка деревьев, кустарников, рассады). |
Признаки весны: труд людей в садах и огородах (посев
семян, посадка деревьев, кустарников, рассады). |
Наблюдения. Рассказывание о работах в саду, в огороде. |
Рассказывание о работах в саду, в огороде. |
Картинки |
Посев семян. |
66 |
17.05 |
Практическая работа по пересадке рассады цветковых растений в цветники. |
Практическая работа по пересадке рассады цветковых растений в цветники. |
Рассказ о проделанном. |
Рассказ о проделанном. |
Рассада |
Пересадка рассады цветковых растений в цветники. |
67 68 |
21.05 24.05 |
Повторение. |
Повторение. |
Обобщение материала, изученного на уроках развития речи. |
|
|
|