Государственное образовательное
учреждение Ярославской области
|
№№ п/п |
Тематика |
Количество часов |
Экскурсии |
Практические работы |
1. |
Наша Родина |
2 |
|
|
2. |
Семья |
2 |
|
|
3. |
Город, село, деревня. |
2 |
1 |
|
4. |
Жилище человека |
6 |
|
1 |
5. |
Транспорт |
2 |
|
|
6. |
Правила дорожного движения |
2 |
1 |
|
7. |
Сезонные изменения в природе |
14 |
6 |
|
8. |
Поверхность Земли |
2 |
1 |
|
9. |
Вода в природе |
3 |
1 |
1 |
10. |
Воздух |
2 |
|
1 |
11. |
Охрана здоровья |
4 |
|
1 |
12. |
Полезные ископаемые |
4 |
|
2 |
13. |
Почва |
3 |
|
2 |
14. |
Растения |
10 |
2 |
4 |
15. |
Животные |
7 |
1 |
|
16 |
Человек и природа |
3 |
1 |
1 |
|
Итого |
68 ч |
14 |
12 |
на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
в 4 классе (68 ч)
№№ п/п |
Дата |
Раздел |
Тема урока |
Содержание |
Развитие навыков |
Оборудование |
Контрольно-диагностические материалы |
1. |
|
Сезонные изменения в природе |
Экскурсия «Ранняя осень» |
Зависимость долготы дня от высоты солнца. Изменения в растительном мире. |
Подбор антонимов. Составление предложений. Озаглавливание текста. Народные приметы. |
|
Называние осенних месяцев, времён года |
2. |
|
Сезонные изменения в природе |
Ранняя осень |
Поведение птиц и животных ранней осенью. |
Подбор синонимов. Восстановление порядка слов в предложении. Составление рассказа по картинке. |
Картинки по теме. Отрывной календарь с долготой дня. |
Программированный опрос «Сезонные изменения: приметы лета и осени» |
3. |
|
Наша Родина. |
Россия – наша родина. |
Название страны. Столица. Города России. Богатства. Государственный язык. |
Подбор родственных слов. Составление предложений из слов, данных в начальной форме. |
Иллюстрации. |
Дополнение предложений (карточки) |
4. |
|
Наша Родина. |
Государственный флаг, герб и гимн. |
История флага, герба, гимна. |
Анализ текста гимна. Описание флага и герба по вопросам. |
Плакаты с изображением флага, герба, словами гимна. |
Изготовление аппликации российского флага. |
5. |
|
Семья. |
Твоя семья |
Родственные отношения. Фамилия, имя, отчество каждого члена семьи. |
Рассказ о составе своей семьи. Называния фамилии, имени, отчества членов семьи. Место работы родителей. |
Иллюстрации с изображением семей, разных о составу. |
Запись своего имени, отчества, фамилии и даты рождения. |
6. |
|
Семья. |
Занятия людей в семье. |
Работа родителей. Работа по дому. Семейные праздники. |
Составление предложений о работе родителей, о работе по дому. Построение связных высказываний с опорой на сюжетные картинки. |
Иллюстрации (профессии, работа по дому, праздники) |
Запись имени, отчества родителей и места их работы. |
7. |
|
Город, село, деревня. |
Где мы живём. |
Домашний адрес. Адрес школы. Различение населённых пунктов: город, село, деревня. Занятия людей в городе и деревне. |
Составление высказываний о различиях города, села, деревни, занятиях людей в городе и в деревне. |
Иллюстрации «Городские и деревенские улицы» |
Запись домашнее адреса и адреса школы. |
8. |
|
Город, село, деревня. |
Экскурсия «Улицы нашего города» |
Название города, некоторых площадей, улиц, достопримечательностей |
Называние улиц, площадей, достопримечательностей, учреждений, торговых предприятий и пр. |
Фотографии улиц, достопримечательностей города, учреждений, предприятий торговли, аптек и пр. |
|
9. |
|
Сезонные изменения в природе |
Золотая осень |
Изменение долготы дня и ночи. Изменения в жизни растений, животных птиц. Перелётные птицы. |
Составление рассказов по данному плану. Участие в диалоге по наблюдениям. |
Иллюстрации. Фотографии. |
Ответы на вопросы. Составление высказываний по сюжетным картинкам. |
10. |
|
Сезонные изменения в природе |
Экскурсия «Золотая осень». |
Приметы золотой осени в школьном дворе и в лесу. |
Ответы на вопросы по наблюдениям. |
Карта-схема последовательности экскурсии. |
|
11. |
|
Сезонные изменения в природе |
Погода, её характеристики: облачность, осадки, сила ветра. |
Виды облачности, осадков, сила ветра (умеренный, слабый, сильный). |
Подбор глаголов к существительным. Узнавание предмета по действиям. Восстановление порядка слов в предложениях. Описание школьного двора в пору золотой осени по плану и опорным словам. |
Иллюстрации. |
Рассказ об экскурсии по карте-схеме. |
12. |
|
Жилище. |
Какие бывают дома |
Материалы, из которых строят дома. Высотность домов. Внутреннее устройство дома. Название помещений дома. |
Называние разных видов домов. Описание внутреннего устройства дома опорой на картинку, на собственный опыт. |
Иллюстрации (дома из разных материалов, раной высотности, раной архитектуры, внутренние интерьеры помещений дома, квартиры. |
Узнавание на фотографиях посещённых объектов. |
13. |
|
Жилище. |
Мебель. |
Предметы и назначение мебели. Материалы, из которых делают мебель. Правила ухода за мебелью. |
Называние предметов мебели. Упражнения в образовании относительных прилагательных и согласовании их с существительными. Составление рассказа о мебели, находящейся в помещении, и правилах ухода за ней. |
Предметные картинки, иллюстрации (интерьеры помещений дома, квартиры), предметы ухода за мебелью. |
Называние помещений дома, квартиры и предметов, которые в них находятся. |
14. |
|
Жилище |
Кухня. Посуда и бытовые приборы |
Называния предметов посуды, бытовых приборов. Различение столовой и кухонной посуды. Правила электробезопасности и пожарной безопасности. |
Составление рассказов об оборудовании кухни, правилах сервировки стола к завтраку, обеду, правилах пожарной безопасности и электробезопасности при работе на кухне. |
Предметные картинки (посуда, бытовые приборы, используемые на кухне) |
Рассказ о правилах ухода за мебелью. |
15. |
|
Жилище. |
Одежда и уход за нею |
Виды одежды по сезону и назначению. Способы ухода за одеждой. |
Составление описаний одежды людей (сезонной, рабочей, спортивной, праздничной); составление предложений об уходе за одеждой. |
Предметные картинки (одежда), сюжетные (уход за одеждой) |
Рассказ о правилах безопасного поведения на кухне. |
16. |
|
Жилище. |
Обувь и уход за нею. |
Виды обуви по сезону, назначению, материалу. Правила ухода за обувью. |
Образование относительных прилагательных, упражнения в согласовании прилагательного и существительного. |
Предметные и сюжетные картинки |
Описание одежды с опорой на картинку. |
17. |
|
Жилище. |
Практическая работа «Уход за жилищем» |
Уход а мебелью, одеждой, обувью. |
Планирование и отчёт о выполненной работе |
Планы-пиктограммы |
Качество выполнения практических работ. |
18. |
|
Транспорт. |
Средства сообщения между городами. |
Виды транспорта. Правила пользования транспортом. |
Обобщающие понятия. Классификация. Дополнение предложений предлогами. Составление загадок (называние признаков предмета). |
Иллюстрации. |
Знание слов с обобщающим значением по теме «Транспорт», подбор к обобщающему слову конкретных названий предметов транспорта. |
19. |
|
Транспорт |
Игра «Путешествие» |
Составление диалогов. Придумывание сюжета игры. |
Согласование существительного с прилагательным. Исправление «неправильных» предлогов в предложении. Диалогическая речь. |
Иллюстрации и игрушки. |
Программированный опрос по теме «Транспорт» |
20. |
|
Правила дорожного движения. |
Правила дорожного движения для пешехода. |
Для чего нужны дорожные знаки. Основные правила пешехода. |
Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Составление предложений по образцу. Пересказ текста по плану. |
Изображения знаков дорожного движения, сюжетные картинки. |
Объяснение значений дорожных знаков, предназначенных для пешеходов. |
21. |
|
Правила дорожного движения. |
Экскурсия «Внимание! Дорога». |
Основные правила на дороге. |
Ответы на вопросы. Понимание инструкций учителя и следование им. |
|
|
22. |
|
Сезонные изменения в природе |
Поздняя осень. Первые признаки зимы. |
Называние признаков осени и зимы. Подготовка к зиме людей, птиц, животных. |
Ответы на вопросы. Составление предложений по сюжетным картинкам. |
Сюжетные картинки. Схема «Круглый год» |
Называние осенних и зимних месяцев. Перелётные и зимующие птицы. Животные, впадающие в зимнюю спячку. Подготовка жилища к зиме. |
23. |
|
Поверхность Земли |
Экскурсия «Поверхность нашей местности» |
Наблюдение за формами поверхности в окрестностях школы: равнина, холмы, овраг, русло реки. |
Ответы на вопросы. Понимание и следование инструкциям. |
План-схема проведения экскурсии. |
|
24. |
|
Поверхность Земли |
Формы поверхности Земли (на примере нашей местности). |
Формы поверхности земли: равнина, холм, овраг, русла рек, озёр (впадины). |
Ответы на вопросы. Словарная работа. Рассказ об экскурсии по плану-схеме. |
План-схема проведения экскурсии. Фотографии форм поверхности нашей местности, макеты. Карточки с новыми словами. |
Программированный опрос «Формы поверхности Земли». |
25. |
|
Вода в природе. |
Водоёмы: реки, озёра, болота. |
Появление озёр, рек, болот. Части реки: исток, устье, русло. Названия местного озера, реки. |
Составление предложений с данными словами. Пересказ услышанного по плану. |
Иллюстрации, фотографии (аэросъёмка). |
Карточка «Определи вид водоёма» |
26. |
|
Вода в природе. |
Три состояния воды. |
Три состояния воды. Демонстрация опытов «Превращение воды в пар (в лёд)» |
Работа с загадками. Рассказ об опыте по наблюдениям и зарисовкам. Рассказы «Что такое снег, град, иней, лёд»», «Что такое пар, туман». |
Лабораторная посуда. Иллюстрации. |
Карточка «Три состояния воды» |
27. |
|
Вода в природе. |
Значение воды в жизни человека. |
Использование воды человеком в быту, в промышленности. Загрязнение водоёмов. |
Рассказ по сюжетной картинке. Ответы на вопросы. Составление предложений с частицей не и повелительными формами глаголов. |
Иллюстрации, условные знаки. |
Дополнение предложений. |
28. |
|
Воздух. |
Воздух вокруг нас. Ветер. |
Свойства воздуха: бесцветность, упругость. Ветер как движение воздуха. Ураган. Сила ветра. |
Составление предложений из слов, данных в начальной форме. Составление рассказа по плану. |
Резиновые мячи, воздушные шарики. Иллюстрация «Воздушные шары» «Последствия урагана». Свеча (для демонстрации движения воздуха» |
Дополнение предложений. |
29. |
|
Воздух. |
Температура воздуха. |
Потепление – похолодание. Изменение температуры воздуха в различные времена года. Термометр. Его устройство. Определение температуры. Значение воздуха для растений, животных, человека. |
Ответы на вопросы. Составление предложений по опорным словам. Описание термометра по данному образцу. Составление коротких рассказов об одежде людей в зависимости от температуры воздуха. |
Термометр, модели термометров (для каждого ученика). Иллюстрации (разные времена года – обувь и одежда людей). |
Определение температуры по термометру с точностью до 1 градуса. |
30. |
|
Сезонные изменения в природе |
Экскурсия «Зимние изменения в природе» |
Температура воздуха, продолжительность дня, снежный покров, превращение воды в лёд; иней, поведение животных зимой. |
Высказывания о планировании экскурсии, ответы на вопросы по наблюдениям. |
План-схема экскурсии, фотоаппарат. |
Следование инструкциям учителя. |
30. |
|
Сезонные изменения в природе |
Зима наступила |
Похолодание, мороз, сравнение по продолжительности дня и ночи, снежный покров, лёд. Занятия людей зимой. Поведение птиц и животных. Необходимость подкормки птиц. Вода и воздух зимой. |
Ответы на вопросы. Составление рассказов по сюжетным картинкам. Стихотворения о птицах. Пересказ прочитанных рассказов и сказок о зиме по картинкам и плану. Составление рассказа по опорным словам: скрипит, сверкает, скользкий, ищут корм, кормушки. |
Сюжетные картинки, фотографии, медиа-презентация. План рассказа. |
Дополнение предложений текста нужными словами. Названия зимних месяцев. |
31. |
|
Охрана здоровья. |
Режим дня школьника. |
Части суток. Режим дня. Занятия детей и взрослых в разное время суток. Значение режима работы и отдыха для здоровья человека. Необходимость двигательной активности, прогулок на свежем воздухе. |
Рассказ о занятиях детей и взрослых в разное время суток по сюжетным картинкам. Определение времени по часам. Составление предложений о времени занятий. |
Сюжетные картинки. Циферблат. Схема «Части суток», «Режим дня школьника». |
Программированный опрос «Правильно – неправильно» |
32. |
|
Охрана здоровья. |
Режим питания. Полезные и вредные продукты. |
Части суток и называние приёмов пищи. Меню. Полезные и вредные продукты. |
Рассказ о завтраке, обеде, ужине по личному опыту и сюжетным картинкам. Классификация продуктов по указанным признакам. |
Сюжетные, предметные картинки, карточки с меню. |
Восстановление последовательности режима дня школьника. |
33. |
|
Охрана здоровья. |
Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний. |
Болезни грязных рук. Признаки желудочно-кишечных заболеваний. Режим питания. Здоровые зубы. Правила приёма пищи. |
Рассуждение о правильном питании и соблюдении гигиены (дополнение предложений). Диалог в кабинете врача. |
Сюжетные картинки. |
Карточка «Какие продукты вредны для здоровья». |
34. |
|
Охрана здоровья. |
Первая помощь при ушибах, порезах, вывихах и переломах. Практическая работа по накладыванию повязок при ушибах и кровотечениях. |
Причины травм. Правила безопасности при работе и на прогулках. Первая помощь при получении травм. Вызов скорой помощи. |
Рассказ о правилах безопасной работы с режущими и колющими инструментами (по инструкционным картам). Планирование и отчёт о выполнении практической работы по оказанию первой помощи. Диалог по телефону (вызов скорой помощи). Диалог с врачом. |
Инструкционные карты. Плакаты «Первая помощь при ушибах и порезах». Бинт (марлевый и эластичный, стерильный пакет, лейкопластырь, зелёнка, йод, пузырь для льда). |
Карточка «Найди ошибку» (правила приёма пищи). |
35. |
|
Полезные ископаемые. |
Строительные материалы: глина, песок. |
Практическая работа: водопроницаемость глины и песка (опыт). Использование песка и глины для производства строительных материалов. |
Рассказ об опыте, характеристика свойств песка и глины по данному плану. |
Коллекция полезных ископаемых. Иллюстрации. |
Карточка «Верно или нет» |
36. |
|
Полезные ископаемые. |
Строительные материалы: известняк, мрамор, гранит |
Использование гранита и мрамора в строительстве. |
Рассказ о свойствах мрамора и гранита по данному плану. Составление предложений с опорой на иллюстрацию и вопросы. |
Коллекция полезных ископаемых. Иллюстрации зданий, станций метро, построенных из известняка, гранита и мрамора. |
Карточка «Верно или нет» |
37. |
|
Полезные ископаемые. |
Горючие полезные ископаемые: торф и каменный уголь. |
Практическая работа: водонасыщаемость торфа, хрупкость каменного угля (опыты) |
Рассказ об опыте, добыче и использовании торфа и каменного угля по данному плану и иллюстрациям. |
Коллекция полезных ископаемых. Иллюстрации (торфоразработки, шахта) |
Карточка «Дополни предложения» |
38. |
|
Полезные ископаемые. |
Горючие полезные ископаемые: газ, нефть. |
Свойства нефти и газа, их использование человеком. Что получают из нефти. |
Рассказ о добыче и использовании газа и нефти человеком. Рассказ по предметным картинкам, что получают из нефти. ТБ при использовании газа в быту. |
Коллекция полезных ископаемых. Иллюстрации (добыча газа, нефти, автозаправочные станции). Предметные картинки «Что получают из нефти». |
Карточка «Узнай, что это?» |
39. |
|
Почва |
Состав почвы |
Состав почвы: песок, глина, минеральные соли, плодородный слой (перегной). Плодородие почвы. Содержание воздуха и воды в почве. |
Изготовление модели «Состав почвы». Высказывания о поддержании плодородия почвы. |
Коллекция «Виды почв», иллюстрации. Глина, песок, перегной (состав земляной смеси). |
Карточка «Дополни определение». |
40. |
|
Почва |
Песчаные и глинистые почвы. Виды обработки почв. |
Свойства песчаных и глинистых почв. Обработка почв: вспашка (перекопка), боронование (рыхление, выравнивание), рыхление, полив. Инструменты и приспособления для обработки почвы. |
Практическая работа «Изготовление земляной смеси». Рассказ о свойствах песчаной и глинистой почвы по данному плану. Рассказ об обработке почвы по сюжетным картинкам и собственным наблюдениям. |
Сюжетные картинки «Обработка почвы», предметные картинки (инструменты и приспособления для обработки почвы). Части земляной смеси. |
Карточка «Дополни предложения» (об обработке почвы, вставить сказуемые или дополнения – названия инструментов и приспособлений). |
41. |
|
Растения |
Разнообразие растений. Части растения. |
Классификация растений по стеблю: деревья, кустарники, травы; по листьям: лиственные и хвойные. Части растения: корень, стебель, листья, цветы (семена). Сообщества растений – луг, поле, лес, сад, огород. |
Описание растений по данному плану с опорой на иллюстрацию. Называние растений разных сообществ, частей растения. Упражнения в группировке и обобщении. |
Гербарий. Иллюстрации. Медиа-презентация |
Описание растения по данному образцу. |
42. |
|
Растения |
Цветы в саду и в школьном цветнике. |
Называние цветковых растений, их частей. Последовательность выращивания цветковых растений. |
Описание растений по данному плану с опорой на иллюстрацию. Рассказ о последовательности выращивания цветковых растений по плану-схеме. |
Фотографии, иллюстрации. |
Восстановление последовательности выращивания цветковых растений. |
43. |
|
Растения |
Практическая работа «Посев семян однолетних цветов для оформления цветника» |
Почвенная смесь, последовательность выращивания однолетних цветковых растений. Глубина заделки семян (зависимость от размера семян). Размножение растений с помощью семян. |
Рассказ о последовательности выполнения работ по посеву цветковых растений (однолетние георгины, астры, петуньи) |
Почвенная смесь, ящики для рассады, семена однолетних цветов. Фотографии, иллюстрации цветов. |
Качество выполнения практической работы. |
44. |
|
Растения. |
Комнатные растения и их значение для человека. |
Называние комнатных растений: фиалки (сенполии), герань, бегония, алоэ, бальзамин и др. Уход за комнатными растениями зимой и весной. Пересадка комнатных растений. Размножение растений с помощью черенков. |
Последовательность работ по выращиванию растений из черенков (составление плана, рассказ по плану). Описание комнатных растений по плану. |
Комнатные растения, их изображения, ножницы, банки, вода для выполнения практической работы. |
Рассказ о последовательности выращивания комнатных растений с помощью черенков. |
45. |
|
Животные |
Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними. |
Называние домашних животных, описание их внешнего вида, повадок, особенностей ухода за ними, пользы, которую они приносят людям. |
Упражнения в словообразовании (называние детёнышей, образование притяжательных прилагательных), в управлении. Составление предложений по опорным словам. Составление высказывания по данному плану. |
Картинки с изображениями животных, сюжетные картинки «Уход за домашними животными» |
Дополнение описания домашнего животного словами из справок. |
46. |
|
Животные |
Домашние птицы: курица, гусь, утка, индюк. Разведение человеком домашних птиц, уход за ними. |
Называние домашних птиц, описание их внешнего вида, особенности ухода за домашними птицами, польза, которую приносят человеку домашние птицы. |
Упражнения в словообразовании (называние детёнышей, образование притяжательных прилагательных), в управлении. Составление предложений по опорным словам. Составление высказывания по данному плану. |
Картинки с изображениями домашних птиц, сюжетные картинки «Уход за домашними птицами» |
Рассказ по плану. |
47. |
|
Животные |
Разнообразие животного мира леса. Лесные звери. |
Называние лесных зверей и их детёнышей, жилищ лесных зверей. Описание внешнего вида, повадок зверей. Пересказ рассказов о диких животных, прочитанных на уроках чтения. |
Упражнения в словообразовании (называние детёнышей, образование притяжательных прилагательных); составление предложений с опорными словосочетаниями; построение высказываний по данному плану; пересказ по серии картинок (прочитанного). |
Картинки с изображениями лесных зверей и их детёнышей. |
Карточка «Составь предложение по картинке». |
48. |
|
Животные |
Животные – обитатели луга, поля и водоёмов. |
Называние зверей, земноводных, змей, рыб; описание их внешнего вида, повадок. Опасные животные. Вредители поля. |
Упражнения в словообразовании (называние детёнышей, образование притяжательных прилагательных); составление предложений с опорными словосочетаниями; построение высказываний по данному плану. Составление рассказа «Рыбалка» по сюжетной картинке и опорным словам. |
Предметные картинки, иллюстрации. |
Составление высказываний по плану и по сюжетной картинке и опорным словам. |
49. |
|
Животные |
Разнообразие птиц. Птицы леса, болота и поля. |
Называние птиц, определение по внешнему виду водоплавающих птиц. Перелётные и зимующие птицы. Особенности питания и повадок отдельных птиц. |
Составление описания птиц по данному плану; составление предложений по сюжетным картинкам; составление связного высказывания о приспособленности птиц к жизни в определённых условиях по данному образцу и опорным словосочетаниям. |
Предметные и сюжетные картинки. |
Составление рассказа по данному образцу и опорным словосочетаниям. |
50 |
|
Животные |
Насекомые. Их общие признаки. Разнообразие насекомых. |
Называние насекомых, их общих признаков, упражнения в классификации и обобщении. |
Описание насекомых по данному плану, доказательство, что это представитель насекомых, по данному образцу. |
Предметные картинки с изображениями насекомых, фотографии. |
Доказательство принадлежности данного представителя к насекомым по данному образцу. |
51 |
|
Животные |
Полезные и вредные насекомые на примере пчелы, муравья, колорадского и майского жука. |
Представление о повадках пчёл, разведение пчёл человеком. Употребление в речи слов ульи, пасека, пасечник. Образ жизни муравьёв, польза, которую они приносят лесу. Особенности образа жизни колорадского и майского жука. Вред, приносимый этими жуками. |
Описание насекомых по данному плану; рассказ о коллективном образе жизни пчёл и муравьёв. Составление предложений о пользе, приносимой этими насекомыми. Рассказ о вреде, которой приносят растениям майский и колорадские жуки. Пересказ прочитанного и услышанного по данному плану. Рассказ о брьбе с колорадскими и майскими жуками по материалам собственных наблюдений и прочитанного. |
Предметные картинки, фотографии. |
Пересказ по данному плану. |
52 |
|
Сезонные изменения |
Экскурсия «Пробуждение растений и насекомых» |
Признаки весны: продолжительность дня, высота солнца, таяние снега, льда, ручьи, появление первых цветов, цветение кустарников, деревьев, опыляемых ветром; вылет первых насекомых (мухи, осы, пчёлы, бабочки), появление первых цветов на припёке. |
Рассказ о последовательности предстоящей экскурсии по плану-схеме; участие в беседе во время экскурсии. |
План-схема экскурсии, фотоаппарат. |
Ответы на вопросы учителя на основе наблюдений. |
53 |
|
Сезонные изменения |
Признаки весны. Пробуждение растений и насекомых. |
Признаки весны: солнце поднимается всё выше, пригревает, таяние льда и снега, ледоход, разлив, первые проталины; появление первых цветов и насекомых; набухание почек, цветение орешника, ольхи, ивы. Называние весенних месяцев. |
Рассказ о проведённых наблюдениях с опорой на план-схему и фотографии. |
План-схема, фотографии, презентация. |
Составление высказываний с опорой на план и фотографии. |
54 |
|
Растения |
Растения леса. |
Многообразие растений леса: деревья, кустарники (в т.ч. ягодные), травы. Ядовитые растения. |
Называние растений. Классификация и обобщение. Описание ягодных кустарников, деревьев по данному плану. Составление рассказа о пользе растений леса по опорным словосочетаниям. |
Предметные картинки, иллюстрации, репродукции картин о лесе. |
Карточка «Назови растения» |
55 |
|
Растения |
Растения парков и скверов. |
Называние растений. Значение парков и скверов для жизни человека. Создание парков и скверов человеком. |
Составление высказываний о создании человеком парков и скверов и их значении для человека. Составления рассказа «Прогулка в парке» по сюжетной картинке и опорным словосочетаниям. |
Сюжетные и предметные картинки «Парковые растения», «Прогулка в сквере» |
Составление рассказа о пользе деревьев по опорным словосочетаниям. |
56 |
|
Растения |
Экскурсия «Растения леса и луга» |
Называние деревьев, кустарников, травянистых растений. Значение травяного покрова для обогащения почвы и содержания домашних животных. |
Составление рассказа о предстоящей экскурсии по плану-схеме. |
План-схема, фотоаппарат. |
Участие в наблюдениях и беседе. |
57 |
|
Растения |
Растения поля. Злаки (пшеница, рожь, овёс, ячмень). |
Называние культурных злаков, частей злаковых растений: корень, стебель-соломина, лист, соцветие – колос, метёлка. Значение хлебных растений для человека. Продукты, которые получают из хлебных растений. |
Описание растений по данному плану, составление высказываний о продуктах, которые получают из зёрен данного растения. |
Гербарий, предметные картинки, образцы продуктов, полученных их культурных злаков. |
Карточка «Из зёрен какого растения этот продукт?» |
58 |
|
Человек и природа |
Экскурсия «На что жалуется природа?» |
Наблюдение за неправильным поведением человека в природе: мусорные свалки на лугу, в лесу, сбор берёзового сока, весенние палы. Объяснение правил поведения человека в природе, их целесообразности. |
Рассказ о последовательности предстоящей экскурсии по плану-схеме; участие в беседе во время экскурсии. |
План-схема экскурсии, фотоаппарат. |
Участие в наблюдениях и беседе. |
59 |
|
Человек и природа |
Охраняй природу |
Правила поведения человека в лесу, на лугу, у водоёма. Значение соблюдения этих правил для охраны природы и здоровья человека. Обобщение наблюдений, выполненных во время экскурсии. |
Построение предложений о правилах поведения человека в природе по схематическим знакам. Рассказ о неправильном поведении людей в природе по материалам экскурсии (с опорой на план-схему и фотографии). |
Плакаты-схемы о правилах поведения человека в природе, фотографии, план-схема экскурсии. |
Построение последовательного рассказа о впечатлениях экскурсии с опорой на план-схему и фотографии. |
60 |
|
Человек и природа |
Практическая работа «Поможем лесу» |
Очистка леса от мусора. |
Значение работы для здоровья растений и жизни птиц и животных. |
Грабли, мешки для мусора, рабочая одежда и обувь. |
Качество выполнения практической работы. |
61 |
|
Сезонные изменения |
Экскурсия «Весенние изменения в природе» |
Наблюдения за изменениями в природе: распускание листьев, цветение фруктовых деревьев, весенних цветов, луковичных цветов в цветниках; весенние работы людей в саду, огороде; гнездование птиц; перелётные птицы вернулись. |
Рассказ о последовательности предстоящей экскурсии по плану-схеме; участие в беседе во время экскурсии. |
План-схема экскурсии, фотоаппарат. |
Участие в наблюдениях и беседе. |
62 |
|
Сезонные изменения |
Весенние изменения в природе: цветение растений, распускание листьев, гнездование птиц, труд людей в садах, огородах, парках. |
Обобщение проведённых на экскурсии наблюдений. |
Рассказ о проведённых наблюдениях с опорой на план-схему и фотографии. |
План-схема, фотографии, презентация. |
Составление высказывания с опорой на план-схему и фотографии. |
63 |
|
Растения |
Практическая работа «Размножение комнатных растений с помощью черенков» |
Последовательность размножения комнатных растений с помощью черенков. Называние комнатных растений. |
Рассказ о последовательности выполнения предстоящей работы. Описание комнатного растения по данному плану. |
Почвенная смесь, цветочные горшки, черенки с корнями, вода, лейки, лопатки. |
Последовательное выполнение практической работы и отчёт о ней. |
64 |
|
Растения |
Экскурсия «Растения сада, цветников и огорода весной» |
Цветение растений сада, цветение нарциссов, тюльпанов, примул, всходы озимого чеснока, лука, зелени, ягодные кустарники. |
Рассказ о последовательности экскурсии по плану-схеме. |
План-схема, фотоаппарат. |
Участие в наблюдениях и беседе. |
65 |
|
Почва |
Практическая работа «Обработка почвы» |
Виды обработки почвы, инструменты для ручной обработки почвы. Техника безопасности при работе с лопатой, граблями, с почвой. |
Составление плана работы. Рассказ о правилах безопасности при обработке почвы по данным пиктограммам. |
Рабочая одежда, инструменты, плакаты с пиктограммами, план обработки почвы. |
Качество выполнения практической работы. |
66 |
|
Растения |
Практическая работа «Высадка однолетних цветковых растений в рассадные грядки» |
Последовательность высаживания рассады на грядки, искусственное укрытие саженцев. Правила ухода за рассадой. Техника безопасности при обработке почвы. |
Составление плана высадки однолетних растений на рассадные грядки. Составление высказываний о правилах ухода за растениями по опорным картинкам. |
Рабочая одежда, инвентарь, план работы, правила ТБ. |
Качество выполнения практической работы. |
67 |
|
Сезонные изменения |
Экскурсия «Признаки наступления лета» |
Наблюдение за сезонными изменениями: температура воздуха, продолжительность дня, прогрев почвы, воды, рост трав, изменении размеров и цвета листьев на деревьях и кустах, изменение поведения птиц; летние осадки, влажность почвы и пр. |
Рассказ о последовательности предстоящей экскурсии по плану-схеме; участие в беседе во время экскурсии. |
План-схема экскурсии, фотоаппарат. |
Участие в наблюдениях и беседе. |
68 |
|
Сезонные изменения |
Признаки наступления лета. |
Установление зависимости между изменением температуры воздуха и прогревом воды, почвы, изменением влажности почвы; появление росы; гроза; изменение поведения птиц (выводят птенцов, смолкают песни); последовательность созревания ягод летом. Называние летних месяцев. |
Составление высказываний по опорным словосочетаниям. Заканчивание предложений. Пересказ прочитанного, услышанного с опорой на план и сюжетные картинки. Рассказ об экскурсии по плану-схеме и фотографиям. |
Сюжетные картинки на тему «Лето», репродукции картин, фотографии, план-схема экскурсии. |
Умение строить высказывания по вопросам, данному плану, опорным словам, данному образцу. |