Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г.Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул. Магистральная, д. 43, 43а, 43б.
Телефоны: (48535) 3-29-03, 3-29-04. Электронная почта: skch@skch.pereslavl.ru

________________________________________________________________________        

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________20___ года

Директор школы: ___________________

Ивахненко А.И.

 

Рабочая программа

учебного курса «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»
в 4 классе

 

Учителя начальных классов

 

Пояснительная записка

Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («Окружающий мир») для 4 класса составлена с учётом программы В.В. Воронковой, допущенной Министерством образования для СКОУ VIII вида (2004), и программы «Живой мир» Н.Б. Матвеевой

Цель данного курса – повысить уровень познавательной и речевой деятельности на основе наблюдения а предметами и явлениями окружающей действительности.

При изучении данного курса используются предметные уроки, экскурсии, такие методы, как беседа, наблюдение, практические работы, демонстрация наглядных пособий, видеоматериалов. Задача уроков развития устной речи – научить учащихся участвовать в учебном диалоге, грамматически правильно оформлять свои высказывания, расширять активный лексический словарь, способствовать развитию связного устного высказывания (описание, рассказ, рассуждение и пр.).

Программа рассчитана на два часа в неделю, 68 ч – в год.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

-         приметы времён года;

-         название крупнейших городов России;

-         краткую историю родного города;

-         виды транспорта, некоторые дорожные знаки, правила пешеходов и пассажиров;

-         значение воды и воздуха в жизни человека;

-         правила здорового образа жизни;

-         название некоторых полезных ископаемых;

-         растения и животных леса;

-         виды водоёмов, растения и обитателей водоёмов;

-         растения поля;

-         растения сада.

-          

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться городским транспортом;

- правильно переходить дорогу;

- соблюдать правила здорового образа жизни;

- различать растения поля, сада, огорода;

- выращивать рассаду цветов, овощей;

- вскапывать землю, формировать грядки;

- высаживать рассаду в грунт;

-   ухаживать за растениями;

-   выполнять работы по уходу за жилищем;

- различать полезные ископаемые по внешнему виду;

- поддерживать разговор на заданную тему;

- правильно строить предложения;

- правильно использовать предлоги, падежные окончания существительных.


 

Тематическое планирование уроков развития устной речи

на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 4 классе (68 ч)

№№

п/п

Тематика

Количество

часов

Экскурсии

Практические работы

1.

Наша Родина

2

 

 

2.

Семья

2

 

 

3.

Город, село, деревня.

2

1

 

4.

Жилище человека

6

 

1

5.

Транспорт

2

 

 

6.

Правила дорожного движения

2

1

 

7.

Сезонные изменения в природе

14

6

 

8.

Поверхность Земли

2

1

 

9.

Вода в природе

3

1

1

10.

Воздух

2

 

1

11.

Охрана здоровья

4

 

1

12.

Полезные ископаемые

4

 

2

13.

Почва

3

 

2

14.

Растения

10

2

4

15.

Животные

7

1

 

16

Человек и природа

3

1

1

 

Итого

68 ч

14

12

 


 

Поурочное планирование уроков развития устной речи

на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности

 в 4 классе (68 ч)

№№

п/п

Дата

Раздел

Тема урока

Содержание

Развитие навыков
устной речи

Оборудование

Контрольно-диагностические материалы

1.

 

Сезонные изменения в природе

Экскурсия «Ранняя осень»

Зависимость долготы дня от высоты солнца. Изменения в растительном мире.

Подбор антонимов. Составление предложений. Озаглавливание текста. Народные приметы.

 

Называние осенних месяцев, времён года

2.

 

Сезонные изменения в природе

Ранняя осень

Поведение птиц и животных ранней осенью.

Подбор синонимов. Восстановление порядка слов в предложении. Составление рассказа по картинке.

Картинки по теме. Отрывной календарь с долготой дня.

Программированный опрос «Сезонные изменения: приметы лета и осени»

3.

 

Наша Родина.

Россия – наша родина.

Название страны. Столица. Города России. Богатства. Государственный язык.

Подбор родственных слов. Составление предложений из слов, данных в начальной форме.

Иллюстрации.

Дополнение предложений (карточки)

4.

 

Наша Родина.

Государственный флаг, герб и гимн.

История флага, герба, гимна.

Анализ текста гимна. Описание флага и герба по вопросам.

Плакаты с изображением флага, герба, словами гимна.

Изготовление аппликации российского флага.

5.

 

Семья.

Твоя семья

Родственные отношения. Фамилия, имя, отчество каждого члена семьи.

Рассказ о составе своей семьи. Называния фамилии, имени, отчества членов семьи. Место работы родителей.

Иллюстрации с изображением семей, разных о составу.

Запись своего имени, отчества, фамилии и даты рождения.

6.

 

Семья.

Занятия людей в семье.

Работа родителей. Работа по дому. Семейные праздники.

Составление предложений о работе родителей, о работе по дому.  Построение связных высказываний с опорой на сюжетные картинки.

Иллюстрации (профессии, работа по дому, праздники)

Запись имени, отчества родителей и места их работы.

7.

 

Город, село, деревня.

Где мы живём.

Домашний адрес. Адрес школы. Различение населённых пунктов: город, село, деревня. Занятия людей в городе и деревне.

Составление высказываний о различиях города, села, деревни, занятиях людей в городе и в деревне.

Иллюстрации «Городские и деревенские улицы»

Запись домашнее адреса и адреса школы.

8.

 

Город, село, деревня.

Экскурсия «Улицы нашего города»

Название города, некоторых площадей, улиц, достопримечательностей

Называние улиц, площадей, достопримечательностей, учреждений, торговых предприятий и пр.

Фотографии улиц, достопримечательностей города, учреждений, предприятий торговли, аптек и пр.

 

9.

 

Сезонные изменения в природе

Золотая осень

 Изменение долготы дня и ночи. Изменения в жизни растений,  животных птиц. Перелётные птицы.

Составление рассказов по данному плану. Участие в диалоге по наблюдениям.

Иллюстрации. Фотографии.

Ответы на вопросы.

Составление высказываний по сюжетным картинкам.

10.

 

Сезонные изменения в природе

Экскурсия «Золотая  осень».

Приметы золотой осени в школьном дворе и в лесу.

Ответы на вопросы по наблюдениям.

Карта-схема последовательности экскурсии.

 

11.

 

Сезонные изменения в природе

Погода, её характеристики: облачность, осадки, сила ветра.

Виды облачности, осадков, сила ветра (умеренный, слабый, сильный).

Подбор глаголов к существительным. Узнавание предмета по действиям. Восстановление порядка слов в предложениях. Описание школьного двора в пору золотой осени по плану и опорным словам.

Иллюстрации.

Рассказ об экскурсии по карте-схеме.

12.

 

Жилище.

Какие бывают дома

Материалы, из которых строят дома. Высотность домов. Внутреннее устройство дома. Название помещений дома.

Называние разных видов домов. Описание внутреннего устройства дома  опорой на картинку, на собственный опыт.

Иллюстрации (дома из разных материалов, раной высотности, раной архитектуры, внутренние интерьеры помещений дома, квартиры.

Узнавание на фотографиях посещённых объектов.

13.

 

Жилище.

Мебель.

Предметы и назначение мебели. Материалы, из которых делают мебель. Правила ухода за мебелью.

Называние предметов мебели. Упражнения в образовании относительных прилагательных и согласовании их с существительными. Составление рассказа о мебели, находящейся в помещении, и правилах ухода за ней.

Предметные картинки, иллюстрации (интерьеры помещений дома, квартиры), предметы ухода за мебелью.

Называние помещений дома, квартиры и предметов, которые в них находятся.

14.

 

Жилище

Кухня. Посуда и бытовые приборы

Называния предметов посуды, бытовых приборов. Различение столовой и кухонной посуды. Правила электробезопасности и пожарной безопасности.

Составление рассказов об оборудовании кухни, правилах сервировки стола к завтраку, обеду, правилах пожарной безопасности и электробезопасности при работе на кухне.

Предметные картинки (посуда, бытовые приборы, используемые на кухне)

Рассказ о правилах ухода за мебелью.

15.

 

Жилище.

Одежда и уход за нею

Виды одежды по сезону и назначению. Способы ухода за одеждой.

Составление описаний одежды людей (сезонной, рабочей, спортивной, праздничной); составление предложений об уходе за одеждой.

Предметные картинки (одежда), сюжетные (уход за одеждой)

Рассказ о правилах безопасного поведения на кухне.

16.

 

Жилище.

Обувь и уход за нею.

Виды обуви по сезону, назначению, материалу. Правила ухода за обувью.

Образование относительных прилагательных, упражнения в согласовании прилагательного и существительного.

Предметные и сюжетные картинки

Описание одежды с опорой на картинку.

17.

 

Жилище.

Практическая работа «Уход за жилищем»

Уход а мебелью, одеждой, обувью.

Планирование и отчёт о выполненной работе

Планы-пиктограммы

Качество выполнения практических работ.

18.

 

Транспорт.

Средства сообщения между городами.

Виды транспорта. Правила пользования транспортом.

Обобщающие понятия. Классификация. Дополнение предложений предлогами. Составление загадок (называние признаков предмета).

Иллюстрации.

Знание слов с обобщающим значением по теме «Транспорт», подбор к обобщающему слову конкретных названий предметов транспорта.

19.

 

Транспорт

Игра «Путешествие»

Составление диалогов. Придумывание сюжета игры.

Согласование существительного с прилагательным. Исправление «неправильных» предлогов в предложении. Диалогическая речь.

Иллюстрации и игрушки.

Программированный опрос по теме «Транспорт»

20.

 

Правила дорожного движения.

Правила дорожного движения для пешехода.

Для чего нужны дорожные знаки. Основные правила пешехода.

Образование прилагательных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Составление предложений по образцу. Пересказ текста по плану.

Изображения знаков дорожного движения, сюжетные картинки.

Объяснение значений дорожных знаков, предназначенных для пешеходов.

21.

 

Правила дорожного движения.

Экскурсия «Внимание! Дорога».

Основные правила на дороге.

Ответы на вопросы. Понимание инструкций учителя и следование им.

 

 

22.

 

Сезонные изменения в природе

Поздняя осень. Первые признаки зимы.

Называние признаков осени и зимы. Подготовка к зиме людей, птиц, животных.

Ответы на вопросы. Составление предложений по сюжетным картинкам.

Сюжетные картинки. Схема «Круглый год»

Называние осенних и зимних месяцев. Перелётные и зимующие птицы. Животные, впадающие в зимнюю спячку. Подготовка жилища к зиме.

23.

 

Поверхность

Земли

Экскурсия «Поверхность нашей местности»

Наблюдение за формами поверхности в окрестностях школы: равнина, холмы, овраг, русло реки.

Ответы на вопросы. Понимание и следование инструкциям.

План-схема проведения экскурсии.

 

24.

 

Поверхность

Земли

Формы поверхности Земли (на примере нашей местности).

Формы поверхности земли: равнина, холм, овраг, русла рек, озёр (впадины).

Ответы на вопросы. Словарная работа. Рассказ об экскурсии по плану-схеме.

План-схема проведения экскурсии. Фотографии форм поверхности нашей местности, макеты. Карточки с новыми словами.

Программированный опрос «Формы поверхности Земли».

25.

 

Вода в природе.

Водоёмы: реки, озёра, болота.

Появление озёр, рек, болот. Части реки: исток, устье, русло. Названия местного озера, реки.

Составление предложений с данными словами. Пересказ услышанного по плану.

Иллюстрации, фотографии (аэросъёмка).

Карточка «Определи вид водоёма»

26.

 

Вода в природе.

Три состояния воды.

Три состояния воды. Демонстрация опытов «Превращение воды в пар (в лёд)»

Работа с загадками. Рассказ об опыте по наблюдениям и зарисовкам. Рассказы «Что такое снег, град, иней, лёд»», «Что такое пар, туман».

Лабораторная посуда. Иллюстрации.

Карточка «Три состояния воды»

27.

 

Вода в природе.

Значение воды в жизни человека.

Использование воды человеком в быту, в промышленности. Загрязнение водоёмов.

Рассказ по сюжетной картинке. Ответы на вопросы.

Составление предложений с частицей не и повелительными формами глаголов.

Иллюстрации, условные знаки.

Дополнение предложений.

28.

 

Воздух.

Воздух вокруг нас. Ветер.

Свойства воздуха: бесцветность, упругость. Ветер как движение воздуха. Ураган. Сила ветра.

Составление предложений из слов, данных  в начальной форме. Составление рассказа по плану.

Резиновые мячи, воздушные шарики. Иллюстрация «Воздушные шары» «Последствия урагана». Свеча (для демонстрации движения воздуха»

Дополнение предложений.

29.

 

Воздух.

Температура воздуха.

Потепление – похолодание. Изменение температуры воздуха в различные времена года. Термометр. Его устройство. Определение температуры. Значение воздуха для растений, животных, человека.

Ответы на вопросы. Составление предложений по опорным словам. Описание термометра по данному образцу. Составление коротких рассказов об одежде людей в зависимости от температуры воздуха.

Термометр, модели термометров (для каждого ученика). Иллюстрации (разные времена года – обувь и одежда людей).

Определение температуры по термометру с точностью до 1 градуса.

30.

 

Сезонные изменения в природе

Экскурсия «Зимние изменения в природе»

Температура воздуха, продолжительность дня, снежный покров, превращение воды в лёд; иней, поведение животных зимой.

Высказывания о планировании экскурсии, ответы на вопросы по наблюдениям.

План-схема экскурсии, фотоаппарат.

Следование инструкциям учителя.

30.

 

Сезонные изменения в природе

Зима наступила

Похолодание, мороз, сравнение по продолжительности дня и ночи, снежный покров, лёд. Занятия людей зимой. Поведение птиц и животных. Необходимость подкормки птиц. Вода и воздух зимой.

Ответы на вопросы. Составление рассказов по сюжетным картинкам. Стихотворения о птицах. Пересказ прочитанных рассказов и сказок о зиме по картинкам и плану. Составление рассказа по опорным словам: скрипит, сверкает, скользкий, ищут корм, кормушки.

Сюжетные картинки, фотографии, медиа-презентация. План рассказа.

Дополнение предложений текста нужными словами.

Названия зимних месяцев.

31.

 

Охрана здоровья.

Режим дня школьника.

Части суток. Режим дня. Занятия детей и взрослых в разное время суток. Значение режима работы и отдыха для здоровья человека. Необходимость двигательной активности, прогулок на свежем воздухе.

Рассказ о занятиях детей и взрослых в разное время суток по сюжетным картинкам. Определение времени по часам. Составление предложений о времени занятий.

Сюжетные картинки. Циферблат. Схема «Части суток», «Режим дня школьника».

Программированный опрос «Правильно – неправильно»

32.

 

Охрана здоровья.

Режим питания. Полезные и вредные продукты.

Части суток и называние приёмов пищи. Меню. Полезные и вредные продукты.

Рассказ о завтраке, обеде, ужине по личному опыту и сюжетным картинкам. Классификация продуктов по указанным признакам.

Сюжетные, предметные картинки, карточки с меню.

Восстановление последовательности режима дня школьника.

33.

 

Охрана здоровья.

Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний.

Болезни грязных рук. Признаки желудочно-кишечных заболеваний. Режим питания. Здоровые зубы. Правила приёма пищи.

Рассуждение о правильном питании и соблюдении гигиены (дополнение предложений). Диалог в кабинете врача.

Сюжетные картинки.

Карточка «Какие продукты вредны для здоровья».

34.

 

Охрана здоровья.

Первая помощь при ушибах, порезах, вывихах и переломах.

Практическая работа по накладыванию повязок при ушибах и кровотечениях.

Причины травм. Правила безопасности при работе и на прогулках. Первая помощь при получении травм. Вызов скорой помощи.

Рассказ о правилах безопасной работы с режущими и колющими инструментами (по инструкционным картам). Планирование и отчёт о выполнении практической работы по оказанию первой помощи. Диалог по телефону (вызов скорой помощи). Диалог с врачом.

Инструкционные карты. Плакаты «Первая помощь при ушибах и порезах». Бинт (марлевый и эластичный, стерильный пакет, лейкопластырь, зелёнка, йод, пузырь для льда).

Карточка «Найди ошибку» (правила приёма пищи).

35.

 

Полезные ископаемые.

Строительные материалы: глина, песок.

Практическая работа: водопроницаемость глины и песка (опыт). Использование песка и глины для производства строительных материалов.

Рассказ об опыте, характеристика свойств песка и глины по данному плану.

Коллекция полезных ископаемых. Иллюстрации.

Карточка «Верно или нет»

36.

 

Полезные ископаемые.

Строительные материалы: известняк, мрамор, гранит

Использование гранита и мрамора в строительстве.

Рассказ о свойствах мрамора и гранита по данному плану. Составление предложений с опорой на иллюстрацию и вопросы.

Коллекция полезных ископаемых. Иллюстрации зданий, станций метро, построенных из известняка, гранита и мрамора.

Карточка «Верно или нет»

37.

 

Полезные ископаемые.

Горючие полезные ископаемые: торф и каменный уголь.

Практическая работа: водонасыщаемость торфа, хрупкость каменного угля (опыты)

Рассказ об опыте, добыче и использовании торфа и каменного угля по данному плану и иллюстрациям.

Коллекция полезных ископаемых. Иллюстрации (торфоразработки, шахта)

Карточка «Дополни предложения»

38.

 

Полезные ископаемые.

Горючие полезные ископаемые: газ, нефть.

Свойства нефти и газа, их использование человеком. Что получают из нефти.

Рассказ о добыче и использовании газа и нефти человеком. Рассказ по предметным картинкам, что получают из нефти. ТБ при использовании газа в быту.

Коллекция полезных ископаемых. Иллюстрации (добыча газа, нефти, автозаправочные станции). Предметные картинки «Что получают из нефти».

Карточка «Узнай, что это?»

39.

 

Почва

Состав почвы

Состав почвы: песок, глина, минеральные соли, плодородный слой (перегной). Плодородие почвы. Содержание воздуха и воды в почве.

Изготовление модели «Состав почвы». Высказывания о поддержании плодородия почвы.

Коллекция «Виды почв», иллюстрации. Глина, песок, перегной (состав земляной смеси).

Карточка «Дополни определение».

40.

 

Почва

Песчаные и глинистые почвы. Виды обработки почв.

Свойства песчаных и глинистых почв. Обработка почв: вспашка (перекопка), боронование (рыхление, выравнивание), рыхление, полив. Инструменты и приспособления для обработки почвы.

Практическая работа «Изготовление земляной смеси». Рассказ о свойствах песчаной и глинистой почвы по данному плану. Рассказ об обработке почвы по сюжетным картинкам и собственным наблюдениям.

Сюжетные картинки «Обработка почвы», предметные картинки (инструменты и приспособления для обработки почвы). Части земляной смеси.

Карточка «Дополни предложения» (об обработке почвы, вставить сказуемые или дополнения – названия инструментов и приспособлений).

41.

 

Растения

Разнообразие растений. Части растения.

Классификация растений по стеблю: деревья, кустарники, травы; по листьям: лиственные и хвойные. Части растения: корень, стебель, листья, цветы (семена). Сообщества растений – луг, поле, лес, сад, огород.

Описание растений по данному плану с опорой на иллюстрацию. Называние растений разных сообществ, частей растения. Упражнения в группировке и обобщении.

Гербарий. Иллюстрации. Медиа-презентация

Описание растения по данному образцу.

42.

 

Растения

Цветы в саду и в школьном цветнике.

Называние цветковых растений, их частей. Последовательность выращивания цветковых растений.

Описание растений по данному плану с опорой на иллюстрацию. Рассказ о последовательности выращивания цветковых растений по плану-схеме.

Фотографии, иллюстрации.

Восстановление последовательности выращивания цветковых растений.

43.

 

Растения

Практическая работа «Посев семян однолетних цветов для оформления цветника»

Почвенная смесь, последовательность выращивания однолетних цветковых растений. Глубина заделки семян (зависимость от размера семян). Размножение растений с помощью семян.

Рассказ о последовательности выполнения работ по посеву цветковых растений (однолетние георгины, астры, петуньи)

Почвенная смесь, ящики для рассады, семена однолетних цветов. Фотографии, иллюстрации цветов.

Качество выполнения практической работы.

44.

 

Растения.

Комнатные растения и их значение для человека.

Называние комнатных растений: фиалки (сенполии), герань, бегония, алоэ, бальзамин и др. Уход за комнатными растениями зимой и весной. Пересадка комнатных растений. Размножение растений с помощью черенков.

Последовательность работ по выращиванию растений из черенков (составление плана, рассказ по плану). Описание комнатных растений по плану.

Комнатные растения, их изображения, ножницы, банки, вода для выполнения практической работы.

Рассказ о последовательности выращивания комнатных растений с помощью черенков.

45.

 

Животные

Домашние животные: лошадь, овца, корова, свинья. Разведение человеком домашних животных, уход за ними.

Называние домашних животных, описание их внешнего вида, повадок, особенностей ухода за ними, пользы, которую они приносят людям.

Упражнения в словообразовании (называние детёнышей, образование притяжательных прилагательных), в управлении. Составление предложений по опорным словам. Составление высказывания по данному плану.

Картинки с изображениями животных, сюжетные картинки «Уход за домашними животными»

Дополнение описания домашнего животного словами из справок.

46.

 

Животные

Домашние птицы: курица, гусь, утка, индюк. Разведение человеком домашних птиц, уход за ними.

Называние домашних птиц, описание их внешнего вида, особенности ухода за домашними птицами, польза, которую приносят человеку домашние птицы.

Упражнения в словообразовании (называние детёнышей, образование притяжательных прилагательных), в управлении. Составление предложений по опорным словам. Составление высказывания по данному плану.

Картинки с изображениями домашних птиц, сюжетные картинки «Уход за домашними птицами»

Рассказ по плану.

47.

 

Животные

Разнообразие животного мира леса. Лесные звери.

Называние лесных зверей и их детёнышей, жилищ лесных зверей. Описание внешнего вида, повадок зверей. Пересказ рассказов о диких животных, прочитанных на уроках чтения.

Упражнения в словообразовании (называние детёнышей, образование притяжательных прилагательных); составление предложений с опорными словосочетаниями; построение высказываний по данному плану; пересказ по серии картинок (прочитанного).

Картинки с изображениями лесных зверей и их детёнышей.

Карточка «Составь предложение по картинке».

48.

 

Животные

Животные – обитатели луга, поля и водоёмов.

Называние зверей, земноводных, змей, рыб; описание их внешнего вида, повадок. Опасные животные. Вредители поля.

Упражнения в словообразовании (называние детёнышей, образование притяжательных прилагательных); составление предложений с опорными словосочетаниями; построение высказываний по данному плану. Составление рассказа «Рыбалка» по сюжетной картинке и опорным словам.

Предметные картинки, иллюстрации.

Составление высказываний по плану и по сюжетной картинке и опорным словам.

49.

 

Животные

Разнообразие птиц. Птицы леса, болота и поля.

Называние птиц, определение по внешнему виду водоплавающих птиц. Перелётные и зимующие птицы. Особенности питания и повадок отдельных птиц.

Составление описания птиц по данному плану; составление предложений по сюжетным картинкам; составление связного высказывания о приспособленности птиц к жизни в определённых условиях по данному образцу и опорным словосочетаниям.

Предметные и сюжетные картинки.

Составление рассказа по данному образцу и опорным словосочетаниям.

50

 

Животные

Насекомые. Их общие признаки. Разнообразие насекомых.

Называние насекомых, их общих признаков, упражнения в классификации и обобщении.

Описание насекомых по данному плану, доказательство, что это представитель насекомых, по данному образцу.

Предметные  картинки с изображениями насекомых, фотографии.

Доказательство принадлежности данного представителя к насекомым по данному образцу.

51

 

Животные

Полезные и вредные насекомые на примере пчелы, муравья,  колорадского и майского жука.

Представление о повадках пчёл, разведение пчёл человеком. Употребление в речи слов ульи, пасека, пасечник. Образ жизни муравьёв, польза, которую они приносят лесу. Особенности образа жизни колорадского и майского жука. Вред, приносимый этими жуками.

Описание насекомых по данному плану; рассказ о коллективном образе жизни пчёл и муравьёв. Составление предложений о пользе, приносимой этими насекомыми. Рассказ о вреде, которой приносят растениям майский и колорадские жуки. Пересказ прочитанного и услышанного по данному плану. Рассказ о брьбе с колорадскими и майскими жуками по материалам собственных наблюдений и прочитанного.

Предметные картинки, фотографии.

Пересказ по данному плану.

52

 

Сезонные изменения

Экскурсия «Пробуждение растений и насекомых»

Признаки весны: продолжительность дня, высота солнца, таяние снега, льда, ручьи, появление первых цветов, цветение кустарников, деревьев, опыляемых ветром; вылет первых насекомых (мухи, осы, пчёлы, бабочки), появление первых цветов на припёке.

Рассказ о последовательности предстоящей экскурсии по плану-схеме; участие в беседе во время экскурсии.

План-схема экскурсии, фотоаппарат.

Ответы на вопросы учителя на основе наблюдений.

53

 

Сезонные изменения

Признаки весны. Пробуждение растений и насекомых.

Признаки весны: солнце поднимается всё выше, пригревает, таяние льда и снега, ледоход, разлив, первые проталины; появление первых цветов и насекомых; набухание почек, цветение орешника, ольхи, ивы. Называние весенних месяцев.

Рассказ о проведённых наблюдениях с опорой на план-схему и фотографии.

План-схема, фотографии, презентация.

Составление высказываний с опорой на план и фотографии.

54

 

Растения

Растения леса.

Многообразие растений леса: деревья, кустарники (в т.ч. ягодные), травы. Ядовитые растения.

Называние растений. Классификация и обобщение. Описание ягодных кустарников, деревьев по данному плану. Составление рассказа о пользе растений леса по опорным словосочетаниям.

Предметные картинки, иллюстрации, репродукции картин о лесе.

Карточка «Назови растения»

55

 

Растения

Растения парков и скверов.

Называние растений. Значение парков и скверов для жизни человека. Создание парков и скверов человеком.

Составление высказываний о создании человеком парков и скверов и их значении для человека. Составления рассказа «Прогулка в парке» по сюжетной картинке и опорным словосочетаниям.

Сюжетные и предметные картинки «Парковые растения», «Прогулка в сквере»

Составление рассказа о пользе деревьев по опорным словосочетаниям.

56

 

Растения

Экскурсия «Растения леса и луга»

Называние деревьев, кустарников, травянистых растений. Значение травяного покрова для обогащения почвы и содержания домашних животных.

Составление рассказа о предстоящей экскурсии по плану-схеме.

План-схема, фотоаппарат.

Участие в наблюдениях и беседе.

57

 

Растения

Растения поля. Злаки (пшеница, рожь, овёс, ячмень).

Называние культурных злаков, частей злаковых растений: корень, стебель-соломина, лист, соцветие – колос, метёлка. Значение хлебных растений для человека. Продукты, которые получают из хлебных растений.

Описание растений по данному плану, составление высказываний о продуктах, которые получают из зёрен данного растения.

Гербарий, предметные картинки, образцы продуктов, полученных их культурных злаков.

Карточка «Из зёрен какого растения этот продукт?»

58

 

Человек и природа

Экскурсия «На что жалуется природа?»

Наблюдение за неправильным поведением человека в природе: мусорные свалки на лугу, в лесу, сбор берёзового сока, весенние палы. Объяснение правил поведения человека в природе, их целесообразности.

Рассказ о последовательности предстоящей экскурсии по плану-схеме; участие в беседе во время экскурсии.

План-схема экскурсии, фотоаппарат.

Участие в наблюдениях и беседе.

59

 

Человек и природа

Охраняй природу

Правила поведения человека в лесу, на лугу, у водоёма. Значение соблюдения этих правил для охраны природы и здоровья человека. Обобщение наблюдений, выполненных во время экскурсии.

Построение предложений о правилах поведения человека в природе по схематическим знакам. Рассказ о неправильном поведении людей в природе по материалам экскурсии (с опорой на план-схему и фотографии).

Плакаты-схемы о правилах поведения человека в природе, фотографии, план-схема экскурсии.

Построение последовательного рассказа о впечатлениях экскурсии с опорой на план-схему и фотографии.

60

 

Человек и природа

Практическая работа «Поможем лесу»

Очистка леса от мусора.

Значение работы для здоровья растений и жизни птиц и животных.

Грабли, мешки для мусора, рабочая одежда и обувь.

Качество выполнения практической работы.

61

 

Сезонные изменения

Экскурсия «Весенние изменения в природе»

Наблюдения за изменениями в природе: распускание листьев, цветение фруктовых деревьев, весенних цветов, луковичных цветов в цветниках; весенние работы людей в саду, огороде; гнездование птиц; перелётные птицы вернулись.

Рассказ о последовательности предстоящей экскурсии по плану-схеме; участие в беседе во время экскурсии.

План-схема экскурсии, фотоаппарат.

Участие в наблюдениях и беседе.

62

 

Сезонные изменения

Весенние изменения в природе: цветение растений, распускание листьев, гнездование птиц, труд людей в садах, огородах, парках.

Обобщение проведённых на экскурсии наблюдений.

Рассказ о проведённых наблюдениях с опорой на план-схему и фотографии.

План-схема, фотографии, презентация.

Составление высказывания с опорой на план-схему и фотографии.

63

 

Растения

Практическая работа «Размножение комнатных растений с помощью черенков»

Последовательность размножения комнатных растений с помощью черенков. Называние комнатных растений.

Рассказ о последовательности выполнения предстоящей работы. Описание комнатного растения по данному плану.

Почвенная смесь, цветочные горшки, черенки с корнями, вода, лейки, лопатки.

Последовательное выполнение практической работы и отчёт о ней.

64

 

Растения

Экскурсия «Растения сада, цветников и огорода весной»

Цветение растений сада, цветение нарциссов, тюльпанов, примул, всходы озимого чеснока, лука, зелени, ягодные кустарники.

Рассказ о последовательности экскурсии по плану-схеме.

План-схема, фотоаппарат.

Участие в наблюдениях и беседе.

65

 

Почва

Практическая работа «Обработка почвы»

Виды обработки почвы, инструменты для ручной обработки почвы. Техника безопасности при работе с лопатой, граблями, с почвой.

Составление плана работы. Рассказ о правилах безопасности при обработке почвы по данным пиктограммам.

Рабочая одежда, инструменты, плакаты с пиктограммами, план обработки почвы.

Качество выполнения практической работы.

66

 

Растения

Практическая работа «Высадка однолетних цветковых растений в рассадные грядки»

Последовательность высаживания рассады на грядки, искусственное укрытие саженцев. Правила ухода за рассадой. Техника безопасности при обработке почвы.

Составление плана высадки однолетних растений на рассадные грядки. Составление высказываний о правилах ухода за растениями по опорным картинкам.

Рабочая одежда, инвентарь, план работы, правила ТБ.

Качество выполнения практической работы.

67

 

Сезонные изменения

Экскурсия «Признаки наступления лета»

Наблюдение за сезонными изменениями: температура воздуха, продолжительность дня, прогрев почвы, воды, рост трав, изменении размеров и цвета листьев на деревьях и кустах, изменение поведения птиц; летние осадки, влажность почвы и пр.

Рассказ о последовательности предстоящей экскурсии по плану-схеме; участие в беседе во время экскурсии.

План-схема экскурсии, фотоаппарат.

Участие в наблюдениях и беседе.

68

 

Сезонные изменения

Признаки наступления лета.

Установление зависимости между изменением температуры воздуха и прогревом воды, почвы, изменением влажности почвы; появление росы; гроза; изменение поведения птиц (выводят птенцов, смолкают песни); последовательность созревания ягод летом. Называние летних месяцев.

Составление высказываний по опорным словосочетаниям. Заканчивание предложений. Пересказ прочитанного, услышанного с опорой на план и сюжетные картинки. Рассказ об экскурсии по плану-схеме и фотографиям.

Сюжетные картинки на тему «Лето», репродукции картин, фотографии, план-схема экскурсии.

Умение строить высказывания по вопросам, данному плану, опорным словам, данному образцу.