Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул. Магистральная, д. 43, 43а, 43б.
Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта: deti @ deti. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________2010 года

Директор школы: ___________________

Ивахненко А.И.

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Развитие устной речи

на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» в 3 классе

2010/11 учебный год

 

 

 

 

 

Учителя начальных классов

Саакян С.В.

 


 

Пояснительная записка

 

Рабочая программа «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («Окружающий мир») для 3 класса составлена по авторской программе К.П. Евсеевой, имеющей две положительные внешние рецензии.

Программа В.В. Воронковой, рекомендованная Министерством образования для СКОУ VIII вида, предполагает изучение следующих тем: мебель, посуда, одежда, обувь, домашние и дикие животные, насекомые, птицы, рыбы, деревья, овощи, фрукты, – которые уже изучались детьми в 1-3 классе.  Эти темы хорошо усвоены четвероклассниками. Поэтому мы сочли более целесообразным введение тем, которые предлагает программа К.П. Евсеевой: наша Родина, явления живой и неживой природы, вода и водоёмы, воздух, полезные ископаемые, охрана здоровья.

Программа рассчитана на два часа в неделю, 68 ч – в год.

 

Тематическое планирование уроков развития устной речи
на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности
 в 3 классе (68 ч)

 

№№

п/п

Тематика

Количество

часов

Экскурсии

Практические работы

1

Признаки лета (солнце сильно греет, жарко, роса, туман, облака и тучи, летний дождь, град).

2

Экскурсия «Ищем лето».

 

 

2

Полевые растения: рожь, овес.

2

 

Составление сухих букетов из колосьев.

3

Признаки осени: день становится короче, ночь длиннее, изменение окраски листьев, воздух холоднее, листопад, увядание  трав, отлёт птиц).

2

Экскурсия «Признаки осени».

 

4

Комнатные растения: традесканция, бегония, герань, алоэ.

2

 

Практические работы по уходу за комнатными растениями.

5

Мебель (для столовой, кухни, школы). Уход.

2

 

Практические работы по уходу за мебелью

6

Посуда (чайная, столовая, кухонная).

Сервировка стола. Уход за посудой.

2

 

Практические работы:  Уход за посудой

7

Одежда (летняя, зимняя, демисезонная).

Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой.

2

 

Практические работы:  Уход за одеждой.

8

Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная.

2

 

Практические работы:  Уход за обувью

9

Признаки зимы: снегопады, метели, снег скрипит под ногами в морозную погоду, сверкает на солнце, замерзают пруды, реки, лед твердый, скользкий, солнце поздно заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь. Название зимних месяцев.

2

Экскурсия «Признаки зимы»

 

10

Проращивание семян и выращива-ние цветковых растений из семян.

2

 

Проращивание семян и выращивание цветковых растений из семян.

11

Выращивание цветковых растений из семян.

1

 

 

12

Признаки весны: высота солнца, таяние снега и льда, появление зеленой травы, прилет птиц.

1

Экскурсия «Признаки зимы и весны»

 

13

Признаки весны: раннецветущие растения, набухание почек.

1

Экскурсия «Признаки весны»

 

14

Практическая работа по выращиванию комнатных растений из черенков.

1

 

Укоренение черенков комнатных цветов.

15

Признаки весны: труд людей в садах и огородах (посев семян, посадка деревьев, кустарников, рассады).

1

 

Посадка черенков ягодных кустарников.

16

Практическая работа по пересадке рассады цветковых растений в цветники.

1

 

Пересадка рассады цветковых растений в цветники.

 

 

 

 

 

 

Поурочное планирование уроков развития устной речи

на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности

 в 3 классе (68 ч)

 

№№

п/п

Дата

Раздел

Тема урока

Содержание

Развитие навыков устной речи

Оборудование

Контрольно-диагностические материалы

1

 

 

 

 

 

 

Признаки лета

Лето красное

Называние времен года и летних месяцев. Заканчивание предложений. Работа с текстом Н. Абрамцева «Сказка о тумане». Сравнение летних месяцев. Составление рассказов по картинкам и данным опорным словам о летних месяцах (зелень, цветы, грибы).

Заканчивание предложений. Работа с текстом Н. Абрамцева «Сказка о тумане». Летние месяцы.

Составление рассказов по картинкам и данным опорным словам о летних месяцах.

Н. Абрамцева «Сказка о тумане».

Картинки

Составление предложений по опорным словам.

2

 

 

Экскурсия «Ищем лето».

 

Называние признаков лета (солнце сильно греет, жарко, роса, туман, облака и тучи, летний дождь, град, день длинный, ночь короткая).

Экскурсия «Ищем лето».

Рисование по итогам экскурсии.

Составление предложений – ответов на вопросы. Уточнения словаря.

План экскурсии (схема)

Рисование по итогам экскурсии.

3

 

 

Летние работы в деревне.

Рассматривание сюжетных картинок «Летние работы в деревне», составление предложений, связных высказываний из 2-3 предложений

Составление предложений, коротких высказываний по личным наблюдениям, по сюжетным картинкам.

Сюжетные картинки.

Рассказ о признаках лета по схематическому плану.

4

 

Овощи, фрукты, ягоды.

В нашем огороде

Картофель, лук, чеснок, капуста, свёкла, репа, редис, морковь, огурцы, помидоры.

Игра «Вершки-корешки».

Классификация. Обучение описанию по данной схеме.

Отгадывание загадок

Картинки овощей, ягод, фруктов. Муляжи. Натуральные овощи.

Составление предложений о летних работах в деревне по сюжетным картинкам.

5

 

 

В нашем саду

Яблоко, груша, слива, вишня. Малина, смородина, крыжовник.

Клюква, брусника, черника.

Игра «Что когда созревает».

Описание по плану-схеме.

Отгадывание загадок.

Составление предложений по сюжетной картинке «Сбор урожая в саду», «На болоте»

Картинки овощей, ягод, фруктов. Муляжи. Натуральные фрукты, ягоды.

Описание овощей по схематическому плану.

6

 

Деревья

Деревья школьного двора

Лиственные деревья: берёза, дуб, липа, рябина, груша, яблоня, слива, вишня. Распознавание деревьев по внешнему виду (ствол, листья, плоды, семена). Части дерева: корень, ствол, ветви, листья (хвоя).

Игра «От какого дерева?»

Называние деревьев. Описание по плану-схеме. Отгадывание загадок.

Польза плодовых деревьев, липы, берёза, дуба.

Картинки деревьев. Листья, ветки, плоды деревьев.

Описание фруктов, овощей по плану.

7

 

 

Хвойные деревья: ель и сосна.

Распознавание деревьев по внешнему виду. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья (хвоя).

Игра «От какого дерева?»

Называние деревьев. Описание по плану-схеме. Отгадывание загадок.

Польза сосны и ели.

Диалог с маленькой ёлочкой.

Картинки деревьев.

Шишки и ветки сосны и ели.

 

Описание лиственных деревьев по плану.

8

 

 

Сравнение лиственных и хвойных деревьев.

Общее и разное в строении лиственных и хвойных деревьев. Сезонные изменения хвойных и лиственных деревьев.

Сравнительное описание по плану-схеме.  Составление предложений с союзом а.

Классификация. Обобщение.

Высказывания об использовании деревьев человеком.

Картинки с изображением деревьев, их листьев, веток, плодов (семян).

Диалог ёлочки и детей (пересказ по ролям)

9

 

Полевые растения.

В поле мы пойдём…

Понятие о хлебных (зерновых) растениях. Работы по выращиванию хлеба. Уборка зерновых в конце лета, осенью.

Пересказ рассказа Э. Шима «Всё тут».

Составление предложений по сюжетным картинкам. Рассматривание коллекции зерновых (овёс и рожь)

Сюжетные картинки.

Коллекция злаков.

Картинки с изображением овса и ржи.

Сравнительное описание по плану-схеме и опорным картинкам.

10

 

 

Знакомимся с рожью и овсом.

Сравнение по внешнему виду ржи и овса. Использование хлебных растений человеком. Части злакового растения: корень, соломина, колос (метёлка), зёрна.

 

Описание ржи и овса по плану-схеме.

Называние частей злакового растения.

Коллекция злаков.

Картинки с изображением овса и ржи.

Пересказ рассказа по опорным картинкам.

11

 

Признаки осени

Осень к нам пришла

День становится короче, ночь длиннее, изменение окраски листьев, воздух холоднее, листопад, увядание  трав, отлёт птиц.

Составление предложений по картинкам. Заканчивание фраз.  Загадки о признаках осени.

Сравнение осеннего и летнего дерева по картинкам. Ранняя осень – золотая осень – поздняя осень (сравнение, составление предложений). Осенние месяцы.

Сюжетные и предметные картинки.

Описание ржи и овса по плану-схеме.

12

 

 

Экскурсия «Осенние изменения в школьном дворе»

Изменение окраски листьев, воздух холоднее, листопад, увядание  трав, отлёт птиц, отцветают цветы.

Ответы на вопросы. Работа с загадками. Заканчивание фраз.

Выделение признаков рассматриваемых предметов.

План-схема маршрута экскурсии и задач. Фотографии.

Называние признаков осени и осенних месяцев.

13

 

Грибы.

«По грибы…»

 

Распознавание и называние грибов: подосиновик, подберёзовик, боровик (белый гриб), опята, волнушки, лисички.

Упражнения в словообразовании. Составлений описаний по плану-схеме.

Рассказ по сюжетной картинке.

Коллекция муляжей грибов. Картинки с изображением грибов. План-схема. Сюжетная картинка.

Составление предложений по фотографиям и вопросам учителя по материалам экскурсии.

14

 

 

Тайны грибного леса.

Грибы съедобные и несъедобные.

Понятие об ядовитых и съедобных грибах (ложные опята, мухоморы, ложные лисички).

Составление описательных рассказов.

Загадки, картинки грибов.

 Описание грибов по плану-схеме.

15

 

Комнатные растения.

На нашем окне…

Комнатные растения: традесканция, бегония, герань, алоэ, фиалка. Части растений. Рассматривание и называние растений. Дидактическая игра «Собери меня», «От какого я растения?»

Описание комнатных растений по плану-схеме (форма, размер, цвет, фактура, запах). Польза комнатных растений.

Комнатные цветы, их изображения, рисунки частей комнатных растений.

Различение съедобных и несъедобных грибов по муляжам и картинкам. Называние частей гриба.

16

 

 

Практическая работа «Уход за комнатными цветами»

Правила ухода за комнатными растениями.  Дидактическая игра «Узнай меня» (по описанию). Практическая работа: удаление пыли с растений, полив, рыхление почвы, удаление увядших цветов и листьев, подготовка воды к поливу растений.

Составление рассказа об уходе за фиалкой,  алоэ, бегонией по плану-схеме.

Комнатные растения: традесканция, бегония, фиалка, алоэ. План-схема. Кисточки, тряпочки, ёмкости с водой, поддоны, подносы, клеёнка.

Описание комнатных растений по плану-схеме.

 

17

 

Город, село, деревня.

Прогулка по городу.

Главная улица города. Домашний и школьный адрес. Дома. Учреждения: почта, аптека, магазины, поликлиника, больница, рынок. Места работы родителей: заводы и пр.

Называние домашнего и школьного адреса, учреждений и их назначения, места работы родителей. Составление предложений по сюжетным картинкам, небольших высказываний (2-4 предложения).

Сюжетные картинки, карточки с адресами, фотографии городских учреждений.

Рассказ по плану «Как мы ухаживали за комнатными растениями».

18

 

 

Прогулка по селу.

Улицы, дома, их нумерация. Особенности сельских дворов. Учреждения: почта, амбулатория, аптека, магазин. Сельхозпредприятия: фермы,  хранилища.

Место работы родителей (у детей из села). Называние домашнего адреса. Рассказ по сюжетной картинке о занятиях людей в селе. Составление предложений о происходящем на деревенской и городской улице.

Сюжетные картинки.

Домашний адрес. Адрес школы. Место работы родителей.

19

 

Транспорт.

Осторожно: дорога!

Что такое дорога. Части дороги: проезжая часть, обочины, тротуары. Места для движения пешеходов: тротуары, пешеходные переходы. Виды транспорта: грузовой, пассажирский, специализированная техника.

Называние частей дороги. Упражнения в обобщении (по вида транспорта). Описание  машин по плану-схеме, назначение транспорта. Сказка о машинах.

Предметные картинки. Сюжетная картинка «Дорога», «Улица города». Сказка о машинах (книжка-раскладушка или презентация)

Рассказ по сюжетной картинке.

20

 

 

Мы – пассажиры и пешеходы

Правила дорожного движения  для пешеходов: светофор, пешеходный переход, движение по дороге без тротуара, без пешеходного перехода. Правила поведения в общественном транспорте. Переход улицы при выходе из транспорта. Игра «Светофор»

Составление предложений о правилах дорожного движения по сюжетным картинкам.

Игра «Подскажи словечко».

Составление предложений по сюжетным картинкам о правилах поведения в  общественном транспорте. Называние ролей людей: водитель, пассажиры, пешеходы.

Сюжетные картинки. Знаки пешеходного перехода, перекрёстка со светофором, предупреждение о пешеходном переходе.

Пересказ сказки о машинах с опорой на картинки.

21

 

Сезонные изменения осенью.

Поздняя осень.

Признаки поздней осени: окончания листопада, исчезновение перелётных птиц, заморозки, осадки в виде дождя и снега.  Подготовка людей к зиме в городе и в деревне. Различение ранней, золотой и поздней осени на картинках.

Называние признаков поздней осени по материалам наблюдений, по сюжетным картинкам.

Называние осенних месяцев.

Рассказ о подготовке к зиме людей по картинкам и вопросам.

Сюжетные картинки. Карточки с названиями осенних месяцев.

Составление предложений о правилах поведения в транспорте и переходе проезжей части.

22

 

 

Как животные готовятся к зиме.

Подготовка животных к зимовке (медведь, ёж, белка).

Составление предложений о подготовке к зиме животных (по сюжетной картинке). Пересказ ранее прочитанных текстов по плану, по серии картинок. Загадки о животных.

Сюжетные картинки. Серии картинок к художественным текстам.

Составление предложений «Признаки поздней осени».

23

 

Мебель

Мебель для дома и для школы.

Предметы мебели, обобщение. Назначение предметов мебели. Соотнесение помещений и предметов мебели.

Называние предметов мебели. Классификация и обобщение. Называние частей предметов мебели. Описание предметов мебели по плану-схеме. Описание комнаты по сюжетной картинке и вопросам.

Предметные и сюжетные картинки.

Пересказ рассказов по серии сюжетных картинок.

24

 

 

Уход за мебелью.

Материалы, из которых изготавливают мебель. Способы ухода за мебелью.

Ориентировка в плане-схеме при выполнении практической работы.

Упражнения в словообразовании (относительные прилагательные по материалу и принадлежности к помещению). Составление предложений об уходе за мебелью по плану-схеме. Диалог об уходе за мебелью.

 

 

20

 

21

16.11

 

20.11

(для столовой, кухни, школы).

Уход.

Мебель (для столовой, кухни, школы).

Уход.

Подбор родственных слов. Сравнение. Выражение предлогами простого расположения между объектами. Описательный рассказ по схеме.

Подбор родственных слов. Сравнение. Выражение предлогами простого расположения между объектами. Описательный рассказ по схеме.

Картинки, предметы мебели

Практическая работа.

22

 

23

23.11

 

27.11

Посуда (чайная, столовая, кухонная).

Сервировка стола. Уход за посудой.

Посуда (чайная, столовая, кухонная).

Сервировка стола. Уход за посудой.

Классификация. Подбор родственных слов. Выражение связей и отношений между реальными объектами. Рассказ о сделанном по картинке.

Классификация. Подбор родственных слов. Выражение связей и отношений между реальными объектами. Рассказ о сделанном по картинке.

Картинки, посуда

Уход за посудой. Сервировка стола

24

 

25

30.11

 

4.12

Одежда (летняя, зимняя, демисезонная).

Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой.

Одежда (летняя, зимняя, демисезонная).

Из чего сшита наша одежда. Уход за одеждой.

Название одежды. Классификация. Употребление глагола одеть-надеть. Рассказ о гардеробе куклы. Название тканей. Классификация по материалу. Рассказ о сделанном. Планирование действий.

Употребление глагола одеть-надеть. Рассказ о гардеробе куклы. Рассказ о сделанном.

Одежда (летняя, зимняя, демисезонная).

Ткани.

Уход за одеждой.

26

 

27

7.12

 

11.12

Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная.

Обувь. Из чего делают обувь. Обувь кожаная, резиновая, валяная.

Название обуви. Классификация по материалу. Рассказ о сезонной обуви. Планирование действий. Рассказ о сделанном.

Рассказ о сезонной обуви. Планирование действий. Рассказ о сделанном.

Обувь кожаная, резиновая, валяная.

Уход за обувью.

28

14.12

Мебель, посуда, одежда. Обобщаю­щий урок.

Мебель, посуда, одежда. Обобщающий урок.

Классификация. Отгадывание загадок. Составление рассказа с использованием знаний о мебели и посуде по картинкам.

Составление рассказа с использованием знаний о мебели и посуде по картинкам.

Мебель, посуда, одежда.

 

29

 

30

18.12

 

21.12

Признаки зимы: снегопады, метели, снег скрипит под ногами в морозную погоду, сверкает на солнце, замерзают пруды, реки, лед твердый, скользкий, солнце поздно заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь. Название зимних месяцев.

Признаки зимы: снегопады, метели, снег скрипит под ногами в морозную погоду, сверкает на солнце, замерзают пруды, реки, лед твердый, скользкий, солнце поздно заходит, дни короче, ночи длиннее, самый короткий день, самая длинная ночь. Название зимних месяцев.

Слова-праздники. Подбор родственных слов. Рассказ по картинке (по опорным словам). Дополнение предложений рассказа. Названия зимних месяцев. Глаголы с приставками. Антонимы. Составление рассказа по наблюдениям.

Подбор родственных слов. Рассказ по картинке (по опорным словам). Дополнение предложений рассказа. Глаголы с приставками. Антонимы. Составление рассказа по наблюдениям.

Картинки зимних явлений природы.

Составление рассказа по наблюдениям.

31

 

32

25.12

 

11.01

Охрана здоровья. Отдых и труд дома, в школе. Режим сна и питания. Обобщающий урок.

Охрана здоровья. Отдых и труд дома, в школе. Режим сна и питания. Обобщающий урок.

Рассказ-рассуждение.

Рассказ-рассуждение

 

 

33

34

15.01

18.01

Растения зимой.

Растения зимой.

Слова-признаки. Составление пересказа, воспринятого на слух. Припоминание сказки «В гостях у Дедушки Мороза».

Слова-признаки. Составление пересказа, воспринятого на слух. Припоминание сказки «В гостях у Дедушки Мороза».

сказка «В гостях у Дедушки Мороза».

 

35

36

22.01

25.01

Животные и птицы в зимнее время.

Животные и птицы в зимнее время.

Слова-признаки. Составление рассказа по картинке, по опорным словам. Пересказ прочитанного на уроках чтения. Н. Сладков «Воробьиный термометр», М. Пришвин «Беличья память», К. Ушинский «Проказы старухи зимы».

Слова-признаки. Составление рассказа по картинке, по опорным словам. Пересказ прочитанного на уроках чтения. Н. Сладков «Воробьиный термометр», М. Пришвин «Беличья память», К. Ушинский «Проказы старухи зимы».

Картинки животных и птиц. Н. Сладков «Воробьиный термометр», М. Пришвин «Беличья память», К. Ушинский «Проказы старухи зимы».

 

37

29.01

Зимние праздники.

Зимние праздники.

Меры времени. Названия месяцев. Високосный год. Рассказы по личным впечатлениям.

Составление рассказов по картинам.

Рассказы по личным впечатлениям.

Составление рассказов по картинам.

Картинки

Составление рассказов по картинам. Рассказы по личным впечатлениям.

 

38

39

1.02

5.02

Труды людей зимой.

Труды людей зимой.

Сравнение сезонных видов труда в городе и деревне. Использование рассказов из книги для чтения

Г. Скребицкий «Зимой в колхозе», В. Бианки «Колхозный календарь», Г. Юрмин «Хрустальный дворец».

Использование рассказов из книги для чтения

 

Г. Скребицкий «Зимой в колхозе», В.Бианки «Колхозный календарь», Г.Юрмин «Хрустальный дворец».

Рассказы по личным впечатлениям.

 

40

8.02

Домашние животные. Корова: особенности внешнего строения, пища, уход и содержание. Польза, приносимая людям.

Домашние животные. Корова: особенности внешнего строения, пища, уход и содержание. Польза, приносимая людям.

Высказывание по плану. Распространение текста.

Высказывание по плану. Распространение текста.

Картинки домашних животных

Рассказы по личным впечатлениям

41

12.02

Коза (то же).

Коза (то же).

Сравнение козы и коровы.

Сравнение козы и коровы.

Картинки козы и коровы.

Составление рассказа по картинкам.

42

15.02

Овца (то же).

Овца (то же).

Сравнение козы и овцы, барана и овцы.

Сравнение козы и овцы, барана и овцы.

Картинки козы и овцы, барана и овцы.

Составление рассказа по картинкам.

43

19.02

Лошадь (то же).

Лошадь (то же).

Сравнение лошади коровы.

Сравнение лошади коровы.

Картинки лошади коровы.

Составление рассказа по картинкам.

44

22.02

Домашние животные

( то же).

Домашние животные

( то же).

Использование рассказа О. Донченко «Теленок».

Использование рассказа О. Донченко «Теленок».

Использование рассказа О.Донченко «Теленок».

Составление рассказа по картинкам.

45

26.02

Дикие животные. Еж: внешнее строение, пища, повадки, зимовка.

Дикие животные. Еж: внешнее строение, пища, повадки, зимовка.

Сравнение диких и домашних животных. Рассказ по плану из повествовательных предложений. Распространение текста. Сказки Н. Грибачев «Рыжие листья», В Бианки «Готовятся к зиме».

Сравнение диких и домашних животных. Рассказ по плану из повествовательных предложений. Распространение текста. Сказки Н. Грибачев «Рыжие листья», В Бианки «Готовятся к зиме».

Распространение текста. Сказки Н.Грибачев «Рыжие листья», В Бианки «Готовятся к зиме».

Составление рассказа по картинкам.

46

1.03

Медведь (то же).

Медведь (то же).

Рассказ по плану. Сравнение ежа и медведя. Распространение рассказа.

Сравнение ежа и медведя. Распространение рассказа.

Картинки ежа и медведя

Составление рассказа по картинкам.

47

5.03

Дикие и домашние животные (обобщающий урок).

Дикие и домашние животные (обобщающий урок).

Отгадывание загадок. Составление рассказа с использованием знаний о диких и домашних животных.

Составление рассказа с использованием знаний о диких и домашних животных.

Картинки диких животных, загадки.

Составление рассказа по картинкам.

48

8.03

Признаки весны. Солнце поднимается выше, греет все сильнее, дневная капель. Ночные заморозки, проталины, дни стали сильнее.

Признаки весны. Солнце поднимается выше, греет все сильнее, дневная капель. Ночные заморозки, проталины, дни стали сильнее.

Составление рассказа по картине и вопросам. Распространение и пересказ  текста.

Составление рассказа по картине и вопросам. Распространение и пересказ  текста.

Картинки весны

Рассказ по личным впечатлениям

49

12.03

Проращивание семян и выращивание цветковых растений из семян.

Проращивание семян и выращивание цветковых растений из семян.

Составление плана работы. Рассказ о выполненных действиях. Составление плана наблюдений за проращиванием семян.

Составление плана работы. Рассказ о выполненных действиях. Составление плана наблюдений за проращиванием семян.

Семена цветковых растений

Проращивание семян и выращивание цветковых растений из семян.

50

15.03

Домашние птицы: гусь, курица, петух. Внешнее строение птиц, повадки.

Домашние птицы: гусь, курица, петух. Внешнее строение птиц, повадки.

Рассказ по плану. Сравнение внешнего вида, повадок, особенностей питания гусей и кур.

Рассказ по плану. Сравнение внешнего вида, повадок, особенностей питания гусей и кур.

Картинки птицы: гусь, курица, петух.

Составление рассказа по картинкам.

51

19.03

Польза, приносимая людям домашними птицами.

Польза, приносимая людям домашними птицами.

Составление рассказа по вопросам и картинкам.

Составление рассказа по вопросам и картинкам.

Сюжетные картинки

Составление рассказа по картинкам.

52

29.03

Домашние птицы и животные (обобщающий урок).

Домашние птицы и животные (обобщающий урок).

Рассказ-рассуждение.

Рассказ-рассуждение

 

Рассказ-рассуждение

53

2.04

Выращивание цветковых растений из семян.

Выращивание цветковых растений из семян.

Составление плана работы и наблюдений. Рассказ о выполненных действиях.

Составление плана работы и наблюдений. Рассказ о выполненных действиях.

Семена цветов

Выращива-ние растений из семян.

54

5.04

Признаки весны: высота солнца, таяние снега и льда, появление зеленой травы, прилет птиц.

Признаки весны: высота солнца, таяние снега и льда, появление зеленой травы, прилет птиц.

Составление рассказа по вопросам. Распространение текста.

Составление рассказа по вопросам. Распространение текста.

Картинки весны

 

55

9.04

Дикие птицы.

Дикие птицы.

Название. Различие домашних и диких птиц: места обитания, пища.

Название. Различие домашних и диких птиц: места обитания, пища.

Картинки диких и домашних птиц

Составление рассказа по картинкам.

56

12.04

Гусь, лебедь, журавль: внешний вид, места обитания, пища.

Гусь, лебедь, журавль: внешний вид, места обитания, пища.

Составление рассказов по плану. Сравнение по данным признакам.

Составление рассказов по плану. Сравнение по данным признакам.

Картинки: Гусь, лебедь, журавль

Описание по плану

57

16.04

Птицы перелетные и зимующие. Время прилета и отлета птиц.

Птицы перелетные и зимующие. Время прилета и отлета птиц.

Участие в беседе. Распознавание и название птиц. Распространение текста.

Распространение текста.

Картинки птицы перелетные и зимующие

Распознавание и название птиц.

58

19.04

Грач и скворец: внешний вид, места обитания, пища.

Грач и скворец: внешний вид, места обитания, пища.

Рассказ по плану. Сравнение птиц.

Рассказ по плану. Сравнение птиц.

Картинки: Грач и скворец

Рассказ по плану

59

23.04

Рыбы пресновод­ные

Рыбы пресноводные

Рассмотрение внешнего вида рыб. Чем покрыто их тело. Как передвигаются, чем и как питаются. Название рыб. Сравнение их по внешнему виду.

Сравнение их по внешнему виду.

Картинки Рыб пресноводных

Сравнение их по внешнему виду.

60

26.04

Аквариумные рыбы.

Аквариумные рыбы.

То же.

то же

то же

то же

61

 

30.04

Признаки весны: раннецветущие растения, набухание почек.

Признаки весны: раннецветущие растения, набухание почек.

Название весенних месяцев. Сравнение некоторых раннецветущих растений. Их различение.

Сравнение некоторых раннецветущих растений.

Картинки раннецветущих растений.

Сравнение некоторых раннецветущих растений.

62

3.05

Практическая работа по выращиванию комнатных растений из черенков.

Практическая работа по выращиванию комнатных растений из черенков.

Различение и название комнатных растений. Составление плана работы, рассказ о выполненных действиях.

Составление плана

Черенки комнатных растений

Выращива-ние комнатных цветов.

63

7.05

Насекомые: вредные и полезные. Майский жук, бабочка, пчела, муравей.

Насекомые: вредные и полезные. Майский жук, бабочка, пчела, муравей.

Отличительные черты насекомых. Название некоторых насекомых.

 

Понятие о вредных и полезных насекомых. Понятия о вредных и полезных насекомых. Сравнение внешнего вида, питания, повадок.

Отличительные черты насекомых. Название некоторых насекомых

Картинки: майский жук, бабочка, пчела, муравей.

Сравнение внешнего вида, питания

64

10.05

Признаки весны: развитие листьев из цветов и почек, цветение фруктовых деревьев, появление насекомых.

Признаки весны: развитие листьев из цветов и почек, цветение фруктовых деревьев, появление насекомых.

Наблюдение. Распространение текста. Рассказывание о проведенных наблюдениях.

Распространение текста. Рассказывание о проведенных наблюдениях.

Картинки

рассказ по личным впечатлениям

65

14.05

Признаки весны: труд людей в садах и огородах (посев семян, посадка деревьев, кустарников, рассады).

Признаки весны: труд людей в садах и огородах (посев семян, посадка деревьев, кустарников, рассады).

Наблюдения. Рассказывание о работах в саду, в огороде.

Рассказывание о работах в саду, в огороде.

Картинки

Посев семян.

66

17.05

Практическая работа по пересадке рассады цветковых растений в цветники.

Практическая работа по пересадке рассады цветковых растений в цветники.

Рассказ о проделанном.

Рассказ о проделанном.

Рассада

Пересадка рассады цветковых растений в цветники.

67

68

21.05

24.05

Повторение.

Повторение.

Обобщение материала, изученного на уроках развития речи.