Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б.
Телефоны: (8-48535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта: deti@deti.pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________2012 года

Директор школы: ___________________

Ивахненко А.И.

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Устная речь» в 1 классе

2012/13 учебный год

 

Учителя начальных классов Саакян С.В.

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по учебному курсу «Устная речь» составлена в соответствии с программой «Русский язык» (А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская), опубликованной в сборнике  «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений  VIII вида. 0-4 классы» (научный руководитель проекта – И.А. Бгажнокова), СПб: филиал изд-ва «просвещение», 2007 и учебником «Устная речь. 1 класс» С.В. Комаровой.

Введение в программу «Русский язык» раздела «Устная речь» (0-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.

 Задачи раздела «Устная речь»:

- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.

- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей

- Формировать выразительную сторону речи

- Учить строить устные связные высказывания;

- Воспитывать культуру речевого общения.

Раздел устная речь включает в себя несколько подразделов:

1.                      Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь.

2.                      Дикция и выразительность речь. Ориентирует учителя на отработку у школьников четкости  произношения, эмоциональной выразительности речи.

3.                      Подготовка речевой ситуации  и организация высказывания. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими.

4.                      Культура общения. Его содержание нацеливает учителя на проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.

Учащиеся должны уметь:

1-й уровень

1.                      Выполнять задания по словесной инструкции.

2.                      Называть предметы и действия, соотносить их с картинками.

3.                      Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые» слова.

4.                      Соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании.

5.                      Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей.

6.                      Рассказывать, как можно дойти или доехать до школы.

7.                      Слушать небольшую сказку или рассказ, отвечать на вопросы, опираясь на наглядные средства.

2-й уровень

1.                      Выполнять элементарные задания по словесной инструкции учителя.

2.                      Называть предметы и соотносить их с картинками.

3.                      Употреблять «вежливые» слова при обращении к другим людям;

4.                      Правильно здороваться при встрече и прощаться при расставании.

5.                      Сообщать своё имя и фамилию, имена и отчества учителей, воспитателей, имена одноклассников и ближайших родственников.

6.                      Слушать небольшую сказку или рассказ, соотносить картинки с их содержанием.

 

Тематическое планирование:

Тема

Количество часов

экскурсий

1.

Школьная жизнь

8

2

2.

Игры и игрушки

5

 

3.

Играем в сказку

7

 

4.

Я дома

6

 

5.

Я и мои товарищи

4

 

6

Мы встречаем Новый год

3

 

7

Зимняя прогулка

4

 

8

Мойдодыр

4

 

9.

У нас праздник

7

 

10

Мамины помощники

10

1

11

Мир природы

9

2

12

Наши любимые животные

3

 

 

Итоговое занятие

1

 

 

Всего

68ч

5 ч

 

 

Тематическое планирование уроков устной речи в 1 классе (68 ч)

 

Лексическая тема

Тема урока

Аудирование и дикция

Речевая ситуация

Формирование навыков связного высказывания

Культура общения

Контрольно-диагностические материалы

 

Школьная жизнь

1.Давайте познакомимся.

 

Слушание вопросов  учителя, речевых высказываний одноклассников.

Игра «Наши имена»

Знакомство. Употребление фраз «меня зовут…»

Употреблено слов: здравствуйте, до свидания.

Предложение «Меня зовут…»

Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, до свидания.

Называние своего имени и имён одноклассников.

2

 

2. Где мы учимся

Инструктаж (подготовка к экскурсии). Слушание рассказа учителя. Прослушивание песни «Улыбка» В. Шаинского.

Экскурсия по школе: посещение спортзала, кабинетов музыки и логопедии. Знакомство с  учителями.

Диалог «Как войти в класс»

Предложения «В первом классе урок …»

Употребление выражений: здравствуйте, доброе утром, пожалуйста, извините. Использование фразы «Извините, можно войти?»

Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица).

 

Называние помещений школы по картинкам. Использование в речи этикетных выражений.

Называние уроков.

3

 

3. Кто нас лечит и кормит

Прослушивание песни «Улыбка» В. Шаинского.

Следование инструкциям учителя во время экскурсии.

Экскурсия по школе: посещение  медицинского кабинета, столовой. Знакомство с  персоналом.

Диалог с врачом «Маша заболела»

Закрепление конструкций фраз, отработанных на предыдущих уроках.

Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве, при обращении за помощью. Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица).

Называние помещений школы по картинкам. Использование в речи

Этикетных выражений.

4

 

4. Правила для школьника.

Слушание стихотворения о правилах поведения в школе.

Игра «Это я, это не я»

Игра «Правильно – неправильно» (кто поступает правильно?)

Диалог-приветствие.

Обращение  с просьбой (за помощью) к учителю, к товарищу.

Составление предложений по картинкам. Оценка поступков героев (хорошо –плохо, правильно - неправильно)

Обращение на Вы к взрослым людям. Использование слов: пожалуйста, спасибо.

Составление предложений по картинкам

5

 

5.Это школьный двор.

Повторение чистоговорок (Ра-ра-ра – нам гулять пора.

Ру-ру-ру -  начинаем мы игру)

Беседа во время экскурсии по школьному двору.

Ситуация «Знакомство во дворе»

Дополнение предложений с опорой на сюжетные картинки.

Расширение представления детей о правилах поведения при знакомстве.

Использование в диалоге вопросительных предложений «Как тебя зовут?» «Хочешь с нами играть?»

6

 

6. «Отгадай, что в моем ранце»

Слушание загадок о школьных принадлежностях.

Чистоговорки («аш-аш-аш – вот зелёный (синий и пр.) карандаш)

Речевая ситуация «Попроси у товарища …»

Игра «Еще какой(ая)?» (упражнения в согласовании сущ. и прилаг. в числе и роде). Школьные принадлежности и их назначение (составление предложений по образцу).

Использование слов: пожалуйста, спасибо.

Называние школьных принадлежностей и их признаков (цвет, величина  и пр.)

7

 

7. «Покупка школьных принадлежностей»

Разучивание чистоговорки «Расскажи мне про покупку». Отгадывание загадок.

Учить первоклассников строить инициирующие и ответные реплики в диалоге с продавцом магазина. Ролевая игра «Магазин «Школьник»

Описание предметов по картинно-графической схеме (размер, цвет, форма. Согласование сущ. и краткого прилагательного в числе и роде.

Познакомить школьников с основными правилами поведения в магазине Использование слов: пожалуйста, спасибо.

Использование фраз «Дайте мне, пожалуйста, …»

«Мне нужен (нужна, нужны)…»

8

 

8. «Ура! Перемена!»

Чтение учителем стихотворения «Перемена»

Обсуждение ситуации по вопросам учителя.

Построение диалога «Разговор на перемене», «Давай поиграем», «Давай познакомимся».

Составление предложений по сюжетным картинкам (договаривание предложений).

Познакомить школьников с основными правилами поведения на перемене.

 

9

2. Игры и игрушки

1. «Игрушки»

Разучивание чистоговорки (То-то-то – у Антона лото).

Узнавание игрушек по описанию.

А. Барто. Самолёт.

Ответы на вопросы учителя.

Диалог «Давай поиграем»

Обогащать лексический запас учащихся словами, называющими игрушки, их основные признаки и действия с ними.

Предложения с противительным союзом а.

Использование слов: здравствуй, пожалуйста, спасибо, до свидания, пока.

Называние игрушек. Сравнение игрушек по заданному учителем признаку.

10

 

2. «Моя любимая игрушка»

Чтение учителем стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку»

Диалог «Давай приберём игрушки». Ответы на вопросы учителя «Игрушки ночью» (сказочная история)

Описание игрушки по картинно-графическому плану. Составление предложений, как можно играть с этой игрушкой.

Игра «Назови ласково»

Составление предложений, как можно играть с игрушкой.

11

 

3. «Магазин игрушек»

Повторение чистоговорок.

Слушание стихотворения А. Барто «Зайка»

Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине «Игрушки» с опорой на содержание картинки. Ролевая игра «Магазин игрушек»

Ответы на вопросы учителя по впечатлениям.

Повторить основные правила поведения в магазине.

Составление предложений - ответов на вопросы

12

 

4. «Уложим куклу спать».

Слушание стихотворения Ю. Горея «Колыбельная».

Выполнение игровых действий в соответствии с текстом.

Ролевая игра «Уложи куклу спать»

Разговор с куклой.

Устные отчеты о выполняемых действиях.

Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом с ласковой интонацией: спокойной ночи, добрых снов

 

13

 

5. «Мы уже не малыши»

Чтение стихотворения А. Барто «Я выросла»

 Диалог «Наведём порядок в доме», «помоги, пожауйста».

Называние игрушек и учебных вещей, классификация с использованием обобщающего слова. Составление предложений «Где что находится?», «Какие предметы не на своём месте», «Что положу в портфель», «Куда уберу игрушки». Беседа о бережном отношении к вещам Составление высказываний по условным схемам «Куда нужно убрать вещи (игрушки и учебные принадлежности).

Использование слов: пожалуйста, спасибо. Выражение одобрения, похвалы: молодец, хорошо, красиво, приятно посмотреть.

Выявление умений рассказывать о предстоящей и выполненной работе, проводить простую классификацию (игрушки – учебные вещи),  строить предложения по вопросам.

14

3. Играем в сказку.

1.Кто в  теремочке живёт? (по сказке «Теремок»)

Разучивание чистоговорки «В чистом поле теремок, всем найдется уголок»

Слушание сказки «Теремок»

Хоровод «Кто-кто в теремочке живёт?»

Называние героев сказки.

Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве.

Установление последовательности появления в теремке животных с называнием их.

15

 

2. Мы играем в «Теремок»

Просмотр мультфильма «Теремок»

Драматизация сказки с использованием элементов костюмов.

Коллективное рассказывание сказки.

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки

Повторение фраз за учителем (самостоятельное говорение).

16

 

3. Ай-да репка!
(по сказке «Репка»)

Слушание сказки «Репка».

Игра «Репка»

Хоровод «А кто репку тащил?»

Называние героев сказки. Описание репки. Составление предложений с предлогом за по сюжетным картинкам.

Формирование представлений о взаимопомощи. Благодарность за помощь. Попросить о помощи.

Установление последовательности появления действующих лиц сказки по вопросу учителя «Кто помогал тащить репку?»

17

 

4. Мы покажем сказку «Репка»

Прослушивание аудиозаписи сказки «Репка»

Драматизация сказки «Репка» с использованием элементов костюмов

Коллективное рассказывание сказки.

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки

Повторение фраз за учителем (самостоятельное говорение).

18

 

5.      Познакомимся с Колобком (по сказке «Колобок»)

Разучивание чистоговорок ( Ок-ок-ок – покатился Колобок,

Скок-скок-скок – прыг к лисичке на носок.)

Слушание сказки «Колобок»

Диалог-знакомство с Колобком (перчаточная кукла).

Хоровод «Покатился  колобок»

Называние героев сказки. Заучивание песенки колобка.

Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве.

Выкладывание изображений животных на парте после ответа на вопрос учителя «Кого встретил Колобок?»

Накладывание учащимися цветных картинок, изображающих животных, на их силуэтные изображения.

19

 

6. Мы играем в «Колобок»

Просмотр мультфильма «Колобок»

Драматизация сказки «Колобок» с использованием элементов костюмов

Коллективное рассказывание сказки.

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки

Рассказывание сказки учащимися с опорой на предметные картинки.

20

 

7. Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок»

Заучивание четверостишья из стихотворения.

Познакомить учащихся с творчеством С. Михалкова

Ответы на вопросы учителя по впечатлениям.

Воспитывать у детей любовь к животным.

Воспроизведение содержания стихотворения по сюжетным картинкам.

21

4. Я дома

1. Моя семья

Слушание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»

Понимание прямых родственных отношений: мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братье и сестёр, их занятий. «Кто старше, кто младше?».

Обогащать лексический запас учащихся словами, называющими членов семьи.

Диалог между детьми:

«Играем в семью».

Формировать уважительное отношение к старшим.

Выявление знаний учащихся о членах своей семьи, о понимании отношений: старше - младше, умения составлять предложения по сюжетным картинкам.

22

 

2. Расскажи о себе

Повторение чистоговорок.

В регистратуре поликлиники, в школе.

Назови  имя и фамилию своего соседа.

Рассказ о себе по образцу.

Знание своего имени, отчества, фамилии, адреса.

23

 

3. Спокойной ночи!

Разучивание чистоговорки «Та-та-та – наступила темнота. Ты-ты-ты – ты боишься темноты?» Учить первоклассников выбирать интонацию и силу голоса для пожелания перед сном. Слушание и пение колыбельных песенок.

Составление диалога по картинкам, по данному образцу (подготовка ко сну)

Устные отчеты о выполняемых действиях. Составление предложений по картинкам.

Активизировать в словарном запасе школьников выражения, традиционные в ситуации перед сном.

Игра «Дополни предложение».

Формировать у учащихся умение давать словесные отчеты о выполняемом действии.

24

 

4. Спокойной ночи!

Слушание «Сказки о глупом мышонке» С. Маршака

Составление диалогов по прочитанной сказке.

Составление предложений по серии сюжетных картинок.

Короткий рассказ по образцу «Как я ложусь спать».

Вежливые обращения с просьбой, с пожеланиями перед сном.

Умение поддерживать диалог.

25

 

5. Доброе утро!

Слушание и воспроизведение чистоговорок:

Вот проснулся петушок,

Встала курочка,

Поднимайся, мой сынок,

Встань, дочурка!

Составление диалогов по заданной ситуации «С добрым утром!» Игра «Живые загадки».

Составление предложений по сюжетным картинкам (договаривание предложений). Закреплять у школьников умение составлять короткий рассказ из личного опыта.

Актуализировать в словаре учащихся выражения, традиционно используемые как утренние приветствия.

Умение составлять предложения по сюжетным картинкам, использовать слова-приветствия.

26.

 

6.                  Занятия людей утром.

Слушание интонации (весело, бодро – вяло, грустно; приветливо – неприветливо, хмуро)

Составление диалогов на основе сюжетных картинок

Участие в беседе «Как начинается твоё утро»

Использование слов приветствий, выражение радости при встрече.

Составление 2-3 предложений по серии картинок.

 

27

5. Я и мои товарищи.

1. Играем вместе.

Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Умей играть самостоятельно».

Формировать умение школьников разворачивать диалог в игровых ситуациях. Игра «Кто быстрее?».

Умение объяснять правила игры своим товарищам.

Умение выбирать интонацию для того, чтобы договориться с товарищем.

Умение игры по правилам.

 

28

 

2. Не будем ссориться.

Слушание стихотворения Э. Мошковская «Не надо больше ссориться».

Моделирование спорных ситуации и способы их решения.

Дополнение предложений с опорой на сюжетные картинки.

Составление коротких высказываний по сюжетным картинкам «Как мы поссорились», «Как мы договорились»

Использование интонации и вежливых слов при построении диалога.

 

Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов.

Игра «Что такое хорошо?»

29

 

3. Дежурим с другом (подругой).

Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни.

Разговор дежурных. Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов.

Уточнение

Умение четко формулировать обязанности  дежурного. Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал.

Закреплять умение строить высказывание-просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом.

Использование мимики, голоса, жестов при выражении согласия или отказа.

Составление нескольких предложений об обязанностях дежурных.

30

 

4. Если друг попал в беду, помоги ему

Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Если друг попал в беду, помоги ему»

Составление диалогов по картинке.

Дополнение предложений с опорой на сюжетные картинки. Выявление представлений детей по теме «Опасные ситуации» с помощью вопросов учителя. и с опорой на иллюстративный материал.

Закреплять умение строить высказывание-просьбу, обращенную к учителю, к взрослому, к товарищу.

Рассказ по сюжетным картинкам

31

6. Мы встречаем Новый год

1. Готовимся к празднику

Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя.

Учить первоклассников отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение. Составление диалогов по сюжетным картинкам.

Составление письма Деду Морозу с опорой на условно-графические схемы предложений.

Составление высказываний из 2-3 предложений по сюжетным картинкам  и условно-графическим схемам предложений.

Использование в письме слов: здравствуйте, поздравляю вас, желаю вам, до встречи.

Составление устного поздравления с Новым годом.

32

 

2. Новогодние чудеса

Слушание песенки Р. Кудашевой «В лесу родилась елочка»

Моделирование ситуации знакомства на карнавале. Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем. Игра «Узнай меня».

Составление предложений по схеме и картинкам. Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа о новогоднем празднике с опорой на сюжетные картинки.

Развивать у школьников жестово-мимическую и интонационную выразительность.

Умение участвовать в беседе, составлять предложения с опорой на картинку и графическую схему.

33.

 

 

 

3. Новогодние поздравления.

Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем

Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков.

Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией (на основе подражания речи учителя).

Учить первоклассников строить реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков. Выражение благодарности.

Построение диалогов-поздравлений

34.

7. Зимняя прогулка

1. Зимняя одежда

Заучивание чистоговорки «В шапке да шубке хорошо Мишутке».

Проигрывание ситуации «Кукла одевается на прогулку»

Рассматривание картинок и называние предметов зимней одежды и обуви.

Описание зимней одежды детей по данному символическому плану.

Использование в диалоге  просьбы : «помоги мне, пожалуйста, найти...» Закреплять умение строить высказывание-просьбу, подать тот или иной предмет одежды

Построение предложения, выражающего просьбу подать тот или иной предмет одежды.

35.

 

2. Зимние забавы

Выбор предложения, наиболее подходящего к картинке из двух, произнесенных учителем (У Миши санки. – У Маши санки.)

Моделирование возможных диалогов между героями, изображёнными на  картинке.

Составление предложений по схеме. Составление рассказа с опорой на картинный план.

Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией. Использование слов: спасибо, пожалуйста

Составление короткого высказывания из 4 предложений по условно-графическим схемам и сюжетной картинке.

36.

 

3. Мы катаемся с горы.

Слушание стихотворения А. Сурикова «Детство» (отрывок).

Закреплять умение составлять рассказы из личного опыта.

Моделирование диалога между мальчиком и девочкой.

Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией Использование слов: спасибо, пожалуйста

Составление рассказа из 3-4 предложений с опорой на картинку

37.

 

4. Мы лепим снеговика.

Давай, дружок,

Смелей, дружок.

Кати по снегу

Свой снежок.

Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией

 Закреплять умение составлять рассказы из личного опыта. Составление рассказа из 3-4 предложений по серии сюжетных картинок.

Использование слов вежливости при лепке снеговика.

Составление рассказа из 3-4 предложений с опорой на картинный план.

38.

7. Мойдодыр.

1. Я умываюсь.

Слушание отрывка из стихотворения К. Чуковского «Мойдодыр».

Составление диалога по картинке (утренний и вечерний туалет), по собственному бытовому опыту.

Заучивание отрывка из стихотворения

«Мойдодыр». Активизировать в словарном запасе школьников слова, обозначающие предметы гигиены. Составление короткого рассказа на тему «Я умываюсь» и закрепление  его действиями

Закреплять умение строить высказывание-просьбу, задавать вопросы о предметах гигиены (их расположении в жилище)

Составление 3-4 предложений на тему «Я умываюсь» по серии картинок.

39.

 

2. Я чищу зубы.

Отгадывание загадок.

Диалог с игровым персонажем доктором Чистюлькиным.

Дополнение предложений с опорой на сюжетные картинки. Активизировать в словарном запасе школьников слова, обозначающие предметы гигиены. Составление короткого рассказа на тему «Я чищу зубы» и закрепление  его действиями.

Закреплять умение строить высказывание-просьбу, отвечать на вопросы.

Составление предложений по условно-графическим схемам.

40.

 

3. Режим дня школьника.

Слушание стихотворения  С. Михалкова «Про Мимозу»

Составление диалогов с опорой на картинки, по заданной ситуации.

Познакомить детей с режимом дня школьника, с последовательностью событий дня. Правильное расположение картинок по порядку, составление рассказа. по картинкам.

Умение строить вопросительные предложения, давать утвердительные и отрицательные ответы, разговаривать спокойным тоном.

Составление предложений по серии сюжетных картинок на тему «Режим дня школьника»

41.

 

4. Я правильно одеваюсь.

Слушание стихотворения С. Я. Маршака «Рассеянный».

Игра «Одень Машу».

Диалог на тему «Собираемся на прогулку» с опорой на сюжетную картинку.

Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы одежды.

Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста.

Высказывание из 3-4 предложений «Как мы одели Машу» с опорой на символический план высказывания.

42.

8.У нас праздник

1 Приглашаем гостей.

Слушание детской песни «К нам гости пришли»

Ролевая игра «Кукла встречает гостей».

Диалоги с гостями.

Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта.

Тренировочные упражнения в изображении приглашающего жеста в сопровождении слов «Добро пожаловать!»

Слова-приветствия. Слова-приглашения.

Слова благодарности.

Составление рассказа из 3-4 предложений по сюжетной картинке и схемам предложений.

43.

 

2. Мы в гостях.

Чистоговорки.

Расширять представления учащихся о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими

Поздравление. Коллективное составление рассказа «Как мы ходили в гости» по опорным картинкам

Интонирование поздравительной речи. Обращение к человеку при поздравлении.

Устное поздравление с опорой на символический план.

44.

 

3. Поздравляем папу и дедушку

Слушание песни на слова Э. Успенского «Папа может..»

Составление поздравления папе и дедушке с опорой на условно-графические схемы предложений.

Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией (на основе подражания речи учителя).

Учить первоклассников строить реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков.

Использование слов: спасибо, пожалуйста.

Проигрывание диалогов между учащимися при преподнесении подарков.

45.

 

4. Знакомимся с гостями.

Драматизация песни «К нам гости пришли».

Умение строить диалог между хозяином и гостями по предложенной схеме. Диалог-знакомство.

Коллективное составление рассказа «Как я гостей встречал» по вопросам учителя.

Учить школьников правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту, с ровесниками.

Составление высказывания из 4 предложений на заданную тему по символическому плану.

46.

 

5. Провожаем гостей.

Отрывок из сказки А. Милна «Вини-Пух и все, все, все…»

Диалоги при расставании. Ролевая игра «Кукла провожает гостей»

Расширять представления учащихся о правилах поведения при прощании с ровесниками и старшими.

Учить школьников правильно вести себя при прощании со старшим по возрасту, с ровесниками.

Составление диалога при прощании с гостями.

47.

 

6. Поздравляем маму.

Заучивание стихотворения к 8 Марта по выбору учащихся.

Тренировочные упражнения в произнесении поздравлений с торжественной интонацией(на основе подражания речи учителя).

Составление поздравления маме с опорой на условно-графические схемы предложений

Учить строить реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков.

Проигрывание диалогов между учащимися при преподнесении подарков.

48.

 

7. Накрываем праздничный стол.

Отгадывание загадок. Чистоговорки.

Составление диалогов с игровым персонажем Хозяюшкой Варварушкой. Ролевая игра «Кукла накрывает стол».

Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы посуды. Правила этикета за столом.

Использование в речи слов «передайте, пожалуйста», «подайте, пожалуйста».

Составление высказывания по серии сюжетных картинок «Маша ждёт гостей».

49.

9. Мамины помощники

1. Я помогаю маме прибираться.

Слушание стихотворения А. Барто «Помощница».

Составление диалогов «Делаем уборку вместе» с опорой на сюжетные картинки и личный опыт детей.

Рисование «живой» картины по стихотворению. Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы быта.

Составление предложений по сюжетной картинке и схемам предложения.

Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста.

Составление рассказа по сюжетной картинке и символическому плану.

50.

 

2. Я помогаю маме прибираться в доме.

Разучивание стихотворения А. Барто «Помощница».

Обратить внимание учащихся на значение интонационного выделения слов.

Анализ ситуации по вопросам учителя. Рассматривание картинок. Составление рассказа по картинке.

Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста.

Составление рассказа по сюжетной картинке и символическому плану.

51.

 

3. Я помогаю маме прибирать на кухне .

Отгадывание загадок.

Составление диалога (договориться о распределении обязанностей)

Составление рассказ из личного опыта Называние предметов мебели, посуды, бытовой техники по сюжетным и предметным картинкам.

Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста.

Составление диалога (договориться о распределении обязанностей при проведении уборки кухни).

52.

 

4. Посуда

Слушание отрывка из стихотворения К. И. Чуковского «Федорино горе».

Инсценирование разговора Федоры с посудой с показом игровых действий.

 

 

Игра с мячом «Один-много». Расширить словарный запас школьников словами, обозначающие предметы посуды

Выражение просьбы, согласия, отказа в разговоре.

Составление предложений о мытье посуды по сюжетным картинкам «Кто что делает»

53.

 

7. Содержу одежду в чистоте.

Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?»

Составление диалога с опорой на сюжетную картинку. Игра «Кто знает, пусть продолжает»

Ответы на вопросы учителя. Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы, используемые при уходе за одеждой.

Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста.

Составление предложений о домашних обязанностях по сюжетным картинкам и вопросам учителя.

54.

 

8. Опрятному человеку нужны помощники.

Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции).

Участие в диалоге с работником школьной прачечной.

Экскурсия в прачечную. Знакомство с  персоналом.

Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы бытовой техники.

Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при встрече и прощании..

Умение задавать вопросы, отвечать на них.

55.

 

9. Я одеваюсь и обуваюсь.

Слушание стихотворения «Научу обуваться и братца» Е. Благининой.

Составление диалогов по заданной ситуации «Где мои вещи», «Положи вещи на своё место».

Игра «Назови, какая у тебя обувь».

Расширить словарный запас школьников, обозначающие  предметы обуви. Составление предложений о процессах обувания, одевания, хранения одежды и обуви.

Умение договариваться, в вежливой форме выражать замечания и просьбы.

Составление предложений – правил о хранении одежды и обуви.

56.

 

10. Я ухаживаю за обувью.

Отгадывание загадок.

Составление диалога «Давай почистим обувь» по сюжетной картинке и заданной ситуации.

Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы для ухода за обувью. Составление предложений по наблюдением за практическими действиями.

Формирование навыков взаимопомощи, умения договориться. Употребление слов спасибо, пожалуйста.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

57.

10. Мир природы

1. «К нам весна шагает…»

Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна».

Участие в учебном диалоге.

Составление диалога по сюжетной картинке «Весенняя экскурсия»

Игра «Сложи картинку и назови, что получилось». Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки весны.

Умение задавать вопросы, слушать вопросы.

Составление вопросов к учителю. Ответы на вопросы с использованием слов вопроса.

58.

 

2. Первоцветы

Слушание стихотворения «Подснежник» Е. Серовой.

Составление диалога по сюжетной картинке и картинно-графической схеме «Первые цветы»

Расширить словарный запас школьников. Название первых весенних цветов

Умение привлекать внимание собеседника к интересующему предмету, развитие темы в диалоге.

Составление описания первоцветов по картинно-графическому плану.

59

 

3. Весенняя прогулка.

Отгадывание загадок.

Экскурсия на школьный двор.

Признаки весны. Ответы на вопросы.

Умение слушать учителя, задавать вопросы, отвечать на них.

Ответы на вопросы учителя.

60

 

4. По погоде одевайся.

Чистоговорки.

Диалог «В чём пойти на улицу», «Как одеться, если дождик» с опорой на сюжетные картинки и заданные ситуации.

Называние предметов одежды и обуви. Составление предложений по сюжетным картинкам. Использование в предложениях

Умение договориваться, поддерживать разговор.

Составление рассказа о весне по впечатлениям  от прогулке по картинно-графическому плану.

61.

 

5. Я по лужам прогулялся.

Слушание детской песни «Ангина».

Разговор с врачом, с заболевшим членом семьи по сюжетной картинке и заданной ситуации.

Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта. Составление предложений по серии сюжетных картинок. Игра «Кто знает, тот продолжает»

Выражение слов сочувствия заболевшему.

Составление высказывания по серии сюжетных картинок.

62.

 

6. Мишка заболел.

Слушание отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Айболит»

Составление диалога о помощи заболевшим домашним животным, игрушкам .

Сюжетно – ролевая игра «Я - доктор»

Формирование доброжелательного отношения к больному.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

63.

11.Наши любимые животные

1. «А у нас в квартире кот! А у вас?»

Слушание стихотворения Б. Заходер «Кискино горе».

Составление диалога о домашних любимцах по сюжетным картинкам и собственному опыту учащихся.

Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта.

Ответы на вопросы по содержанию стихотворения.

Составление предложений по предметной картинке и вопросам.

Использование в диалоге ласковых обращений.

Составление описания кота по картинно-графическому плану.

64.

 

2. Учу попугая говорить.

Отгадывание загадки.

Составление диалогов по  заданной ситуации и сюжетной картинке.

Повтори словечко.

Использование в диалоге ласковых обращений.

Умение привлекать внимание собеседника к интересующему предмету, развитие темы в диалоге.

Составление описания попугая по картинно-графическому плану.

65.

 

3. Мой щенок.

Проигрывание стихотворения А. Прокофьева «Тузик».

Составление диалогов  по предметной картинке и картинно-графическому плану.

Игра «Кто как голос подает?»

Использование подходящих глаголов для обозначения голоса домашних животных. Игра с мячом «Кто у кого».

Использование в диалоге ласковых обращений.

Умение договариваться, кто пойдёт гулять со щенком, кто его покормит.

Составление описания собаки по картинно-графическому плану.

 

66.

11. Мир природы

1. Здравствуй лето!

Слушание стихотворения И. Гуриной  «Здравствуй, лето!»

Экскурсия на школьный двор.

Использование прилагательных в речи учащихся для обозначения признаков лета (кто больше назовет). Расширить словарный запас школьников, обозначающий признаки лета.

Ответы на вопросы, умеет задавать вопросы, привлекать внимание собеседника к интересующему предмету, развитие темы в диалоге.

Правила поведения на воде.

 

67.

 

2.Летняя одежда

Отгадывание загадок, игра «Доскажи словечко»

Диалог «В чём пойти на улицу», «Как одеться, если дождик» с опорой на сюжетные картинки и заданные ситуации.

Называние предметов одежды и обуви. Составление предложений по сюжетным картинкам. Использование в предложениях

Умение договориваться, поддерживать разговор.

Составление рассказа о лете по впечатлениям от прогулки по картинно-графическому плану.

68.

 

Летние развлечения

Слушание стихотворения о летних занятиях детей.

Диалог «Давай поиграем», «Мы едем купаться», «Как вести себя в лесу»

Игра «Морские фигуры». Составление предложений по сюжетным картинкам.

Правила безопасного поведения на водоёмах, в лесах

Ответы на вопросы, умеет задавать вопросы, привлекать внимание собеседника к интересующему предмету, развитие темы в диалоге.

Составление диалогов по заданной ситуации.