Государственное образовательное
учреждение Ярославской области
|
№ |
Тема |
Количество часов |
экскурсий |
1. |
Школьная жизнь |
8 |
2 |
2. |
Игры и игрушки |
5 |
|
3. |
Играем в сказку |
7 |
|
4. |
Я дома |
4 |
|
5. |
Я и мои товарищи |
4 |
|
6 |
Мы встречаем Новый год |
4 |
|
7 |
Зимняя прогулка |
4 |
|
8 |
Мойдодыр |
12 |
|
9 |
Мамины помощники |
11 |
|
10 |
Мир природы |
8 |
2 |
|
Итоговое занятие |
1 |
|
|
Всего |
68ч |
4 |
Лексическая тема |
Тема урока |
Аудирование |
Речевая ситуация |
Культура общения |
Контрольно-диагностические материалы |
1. Школьная жизнь |
1. Добро пожаловать! |
|
Поздравление с началом учебного года. |
Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. |
Ответные реплики в типовом диалоге. |
|
2. У нас новая ученица |
Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). |
Знакомство с новой ученицей. |
Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. |
Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). Прослушивание песни «Улыбка» В. Шаинского. Игра «Наши имена» |
|
3. Кто нас лечит и кормит |
Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). |
Экскурсия по школе: посещение медицинского кабинета, столовой. Знакомство с персоналом. |
Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. |
Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). Прослушивание песни «Улыбка» В. Шаинского. Беседа по итогам экскурсии. |
|
4. Правила для школьника. |
Конструирование реплик по теме. |
Введение детей в ситуацию знакомства Развитие умения участвовать в вопросно-ответном диалоге. |
Расширение представления детей о правилах поведения при знакомстве. |
Игра «Дополни предложение» по условно-графическим схемам. Проигрывание диалогов знакомства игрушек. |
|
5. Дежурим с другом (подругой) |
Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни |
Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал |
Закреплять умение строить высказывание-просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом |
Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Уточнение обязанностей дежурных. |
|
6. «Ура! Перемена!» |
Чтение учителем стихотворения «Перемена» |
Обсуждение ситуации по вопросам учителя. |
Познакомить школьников с основными правилами поведения на перемене. |
|
|
7. Истории о лете |
отгадывание загадки о лете |
Моделирование диалогов на основе изображенной на картинке ситуации |
Познакомить с правилами участия в полилоге |
Игра «Рассказ по кругу» |
|
8. Я расскажу вам, где отдыхал |
Разучивание считалок |
Моделирование диалогов на основе изображенной на картинке ситуации и по собственному опыту |
Познакомить с правилами участия в полилоге |
Составление рассказа о лете с опорой на вопросительно – символический план |
2. Игры и игрушки |
1. «Игрушки» |
Разучивание чистоговорки То-то-то – у Антона лото. |
Обогащать лексический запас учащихся словами, называющими игрушки, их основные признаки и действия с ними |
|
Составление предложений об игрушках, изображенных на картинке, по образцу, данному учителем |
|
2. «Моя любимая игрушка» |
Чтение учителем стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку» |
Описание игрушки по картинно-графическому плану. |
Игра «Назови ласково» |
Игра «Отгадай мою игрушку» |
|
3. «Магазин игрушек» |
Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине «Игрушки» с опорой на содержание картинки |
Помочь первоклассникам перенести полученные знания о ситуации «Покупка в магазине» в новые условия |
Повторить основные правила поведения в магазине. |
Ролевая игра «Магазин игрушек» |
|
4. «Уложим куклу спать» |
Слушание стихотворения Ю. Горея «Колыбельная». Выполнение игровых действий в соответствии с текстом. Устные отчеты о выполняемых действиях. |
Активизировать в словарном запасе школьников выражения, традиционные в ситуации перед сном. |
Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом с ласковой интонацией |
Формировать у учащихся умение давать отчеты о выполняемых действиях. Ролевая игра «Уложи куклу спать» |
|
5. «Мы уже не малыши» |
Чтение стихотворения А. Барто «Я выросла» |
Называние игрушек и учебных вещей, классификация с использованием обобщающего слова. Составление предложений «Где что находится?», «Какие предметы не на своём месте», «Что положу в портфель», «Куда уберу игрушки». Беседа о бережном отношении к вещам. Составление высказываний по условным схемам «Куда нужно убрать вещи (игрушки и учебные принадлежности) |
|
Выявление умений рассказывать о предстоящей и выполненной работе, проводить простую классификацию (игрушки – учебные вещи), строить предложения по вопросам, использовать предлоги (в, на, под). |
3. Играем в сказку. |
1.Знакомство со сказкой «Три медведя» |
Разучивание чистоговорки |
Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Три медведя» |
Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве. |
Выкладывание картинок в правильной сюжетной последовательности |
|
2. Инсценировка сказки «Три медведя» |
Коллективное рассказывание сказки. |
Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов |
Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки |
Беседа «Самая интересная сказка» с привлечением личного опыта учащихся |
|
3.Знакомство со сказкой «Три поросенка» |
Выбор из нескольких, близких по содержанию картинок, той, которая соответствует услышанной сказке. |
Познакомить учащихся со сказкой «Три поросенка» |
Формирование навыков взаимопомощи на примере героев сказки. |
Выкладывание изображений персонажей сказки на парте после ответа на вопрос учителя «Кто из чего построил домик?» |
|
4. Инсценировка сказки «Три поросенка» |
Прослушивание аудиозаписи сказки «Три поросенка» |
Инсценирование сказки и использование элементов костюмов |
Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки |
Беседа «Самая интересная сказка» с привлечением личного опыта учащихся |
|
5.Знакомство со сказкой «Красная Шапочка» |
Прослушивание загадки в форме «звукового письма» |
Познакомить учащихся со сказкой «Красная Шапочка» |
Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве. |
Игра «Расскажи по кругу» с опорой на картинки |
|
6. Инсценировка сказки «Красная Шапочка» |
Коллективное рассказывание сказки. |
Инсценирование сказки и использование элементов костюмов |
Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки |
Рассказывание сказки учащимися с опорой на предметные картинки. |
|
7. Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок» |
Заучивание четверостишья из стихотворения. |
Познакомить учащихся с творчеством С. Михалкова |
Воспитывать у детей любовь к животным. |
Воспроизведение содержания стихотворения по сюжетным картинкам. |
4. Я дома |
1. В воскресенье все дома |
Слушание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине» |
Понимание прямых родственных отношений: мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братье и сестёр, их занятий. «Кто старше, кто младше?». |
Формировать уважительное отношение к старшим |
Выявление знаний учащихся о членах своей семьи, о понимании отношений: старше - младше, умения составлять предложения по сюжетным картинкам. |
|
2. Расскажи о себе |
|
Знание своего имени, отчества, фамилии, адреса. |
|
Рассказ о себе по образцу |
|
3. Я звоню себе домой |
Разучивание чистоговорки |
Моделирование телефонных разговоров с мамой. |
Познакомить с правилами общения по телефону |
Чтение номеров телефонов, запись и заучивание домашнего номера телефона |
|
4. Я звоню в экстренные службы |
Слушание и воспроизведение чистоговорки:
|
Конструирование диалога с диспетчером «Скорой помощи» |
Познакомить с правилами общения по телефону |
Составление рассказа с опорой на картинки |
5. Мои товарищи в школе. |
1. Играем во дворе |
Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Умей играть самостоятельно» |
Формировать умение школьников разворачивать диалог в игровых ситуациях. |
|
Умение игры по правилам. Игра «Кто быстрее?» |
|
2. Не надо больше ссориться |
Слушание стихотворения Э. Мошковская «Не надо больше ссориться» |
Моделирование спорных ситуации и способы их решения |
Формировать доброжелательное отношение друг к другу |
Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Игра «Что такое хорошо?» |
|
3. Дружат в нашем классе девочки и мальчики |
Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни |
Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал |
Закреплять умение строить высказывание-просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом |
Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов. Уточнение обязанностей дежурных. |
|
4. Наш товарищ заболел |
Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Если друг попал в беду, помоги ему» |
Выявление представлений детей по теме «Опасные ситуации» с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал |
Закреплять умение строить высказывание-просьбу, обращенную к учителю. |
Рассказ по сюжетным картинкам порядка действий в опасной ситуации |
6. Готовим новогодний праздник |
1. Готовимся к празднику |
Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя. |
Составление письма Деду Морозу с опорой на условно-графические схемы предложений |
Учить первоклассников отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение |
Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа о новогоднем празднике с опорой на сюжетные картинки. |
|
2. Новогодние чудеса |
Слушание песенки «В лесу родилась елочка» |
Моделирование ситуации знакомства на карнавале |
Развивать у школьников жестово-мимическую и интонационную выразительность |
Игра «Узнай меня» |
|
3. Новогодние поздравления |
Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем |
Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков. |
Учить первоклассников строить реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков |
Проигрывание диалогов между учащимися при преподнесении подарков. |
7. Зимняя прогулка |
1. Зимняя одежда |
Заучивание чистоговорки «в шапке да шубке хорошо Мишутке» |
Рассматривание картинок и называние предметов зимней одежды и обуви |
Закреплять умение строить высказывание-просьбу, подать тот или иной предмет одежды |
Проигрывание ситуации «Кукла одевается на прогулку» |
|
2. Зимние забавы |
Выбор предложения, наиболее подходящего к картинке из двух, произнесенных учителем (У Миши санки. – У Маши санки.) |
Моделирование возможных диалогов между героями картинки |
Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией |
Составление рассказа с опорой на картинный план |
|
3. Мы катаемся с горы |
Н. Некрасов «Детство» (отрывок) |
Закреплять умение составлять рассказы из личного опыта |
Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией |
Составление рассказа с опорой на картинку |
|
4. Мы лепим снеговика |
Давай, дружок, Смелей, дружок. Кати по снегу Свой снежок. |
Закреплять умение составлять рассказы из личного опыта |
Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией |
Составление рассказа с опорой на картинный план. Практическое занятие. |
7. Мойдодыр |
1. Я умываюсь |
Слушание отрывка из стихотворения «Мойдодыр» |
Активизировать в словарном запасе школьников слова, обозначающие предметы гигиены |
Закреплять умение строить высказывание-просьбу |
Составление короткого рассказа на тему «Я умываюсь» и закрепление его действиями |
|
2. Я чищу зубы |
Отгадывание загадок. |
Активизировать в словарном запасе школьников слова, обозначающие предметы гигиены |
Закреплять умение строить высказывание-просьбу |
Составление короткого рассказа на тему «Я чищу зубы» и закрепление его действиями |
|
3. Режим дня школьника |
Слушание стихотворения С. Михалкова «Про Мимозу» |
Познакомить детей с режимом дня школьника, с последовательностью их действий. |
|
Правильное расположение картинок по порядку, составление рассказа по картинкам. |
|
4. Я правильно одеваюсь |
Слушание стихотворения С. Я. Маршака «Рассеяный» |
Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы одежды |
Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста. |
Игра «Одень Машу» |
|
5. Вещи в моем шкафу |
Отгадывание загадок |
Употребление в речи предлогов в, на, под. |
Употребление слов спасибо, пожалуйста |
Практические упражнения по складыванию одежды. |
|
6. Я собираюсь на прогулку |
Отгадывание загадок |
Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы одежды и распределение их по сезонам и по принадлежности. |
|
Усвоить последовательность действий при одевании. Игра «Оденься правильно» |
|
7. Содержу одежду в чистоте |
Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?» |
Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы, используемые при уходе за одеждой. |
Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста. |
Составление рассказа о том, как проходит день школьника, после возвращения из школы. Игра «Кто знает, пусть продолжает» |
|
8. Опрятному человеку нужны помощники |
Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции). |
Экскурсия в прачечную. Знакомство с персоналом. Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы бытовой техники. |
Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве. |
Правильное расположение картинок по порядку, составление рассказа по картинкам. |
|
9. Я обуваюсь |
Слушание стихотворения «Научу обуваться и братца» Е. Благининой |
Расширить словарный запас школьников, обозначающие разновидность обуви |
|
Практические упражнения в обувании, в шнуровании. |
|
10. Я ухаживаю за обувью. |
Отгадывание загадок. |
Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы для ухода за обувью |
Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста. |
Практические упражнения в уходе за обувью. |
|
11. Я по лужам прогулялся |
Слушание детской песни «Ангина» |
Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта |
|
Игра «Кто знает, тот продолжает» |
|
12. Мишка заболел |
Слушание отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Айболит» |
Расширить словарный запас школьников, обозначающие медицинские предметы |
Формирование доброжелательного отношения к больному |
Сюжетно – ролевая игра «Я - доктор» |
8. Я за порогом дома |
1. Садитесь, пожалуйста! (Поведение в автобусе) |
Слушание песенки «Мы едем, едем, едем» |
Расширить словарный запас школьников, обозначающие общественный транспорт |
Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста. |
Моделирование ситуации «Я в автобусе» |
|
2. Мы не знаем, как пройти, Как быть? |
Отгадывание загадок. |
Моделирование ситуации «Я забыл дорогу». Обратить внимание учащихся на значение интонационного выделения слов |
Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста. |
Анализ ситуации по вопросам учителя. Рассматривание картинок. |
|
3. Где я живу |
Отгадывание загадок |
Запоминание своего адреса |
|
Проигрывание диалога «Где ты живешь?» |
|
4. Моя дорога в школу |
Отгадывание загадок |
Моделирование ситуации «В школу я иду таким путем» |
|
Зарисовка маршрута от дома до школа |
|
5. За покупками в магазин |
Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине с опорой на содержание картинки |
Помочь первоклассникам перенести полученные знания о ситуации «Покупка в магазине» в новые условия |
Повторить основные правила поведения в магазине. |
Ролевая игра «Магазин игрушек» |
|
6. я иду в кружок. Кто со мной? |
Конструирование реплик-обращений в ситуации записи в кружок |
Ролевая ситуация «Я записываюсь в кружок» |
Познакомить с основными моделями поведения в ситуации записи в кружок |
Беседа с опорой на личный опыт |
|
7. Мы в гостях на день рождении |
|
Расширять представления учащихся о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими |
Учить школьников правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту гостем |
Коллективное составление рассказа «Как мы ходили в гости» по опорным картинкам |
|
!Знакомимся с гостями |
Драматизация песни «К нам гости пришли» |
Познакомить первоклассников с понятием «познакомить кого-то с кем-то» |
Учить школьников правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту |
Коллективное составление рассказа «Как я гостей встречал» по вопросам учителя |
|
Провожаем гостей |
Отрывок из сказки А. Милна «Вини-Пух и все, все, все…» |
Расширять представления учащихся о правилах поведения при прощании с ровесниками и старшими |
Учить школьников правильно вести себя при прощании со старшим по возрасту |
Ролевая игра «Кукла провожает гостей» |
|
10. Накрываем на стол |
Отгадывание загадок |
Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы посуды. Правила этикета за столом. |
Использование в речи слов «передайте, пожалуйста», «подайте, пожалуйста» |
Ролевая игра «Кукла накрывает на стол» |
|
11. Поздравляем маму |
Заучивание стихотворения к 8 Марта по выбору учащихся |
Составление поздравления маме с опорой на условно-графические схемы предложений |
Учить первоклассников строить реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков |
Проигрывание диалогов между учащимися при преподнесении подарков. |
9. Мир природы |
1. «К нам весна шагает…» |
Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна» |
Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки весны |
|
Составление рассказа с опорой на картинный план |
|
2. Первоцветы |
Слушание стихотворения «Подснежник» |
Расширить словарный запас школьников, названий первые весенние цветы |
Называние первоцветов ласково. |
Составление описания первоцветов по картинно-графическому плану |
|
3. Весенняя прогулка. |
Отгадывание загадок |
Экскурсия на школьный двор. |
|
Составление рассказа о весне по впечатлениям о прогулке. |
|
4. «А у нас в квартире кот! А у вас?» |
Слушание стихотворения Б. Заходер «Кискино горе» |
Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта |
Называние ласково |
Составление описания кота по картинно-графическому плану |
|
5. Учу попугая говорить |
Отгадывание загадки. |
Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта |
Называние ласково |
Составление описания попугая по картинно-графическому плану |
|
6. У меня есть щенок! |
Проигрывание стихотворения А. Прокофьева «Тузик» |
Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта |
Называние ласково |
Составление описания собаки по картинно-графическому плану |
|
7. Здравствуй лето! |
Слушание стихотворения И. Гуриной « Здравствуй лето!» |
Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки лета |
|
Правила поведения на воде Игра «Морские фигуры» |
|
8. Здравствуй, лето! |
Отгадывание загадок, доскажи словечко |
Экскурсия на школьный двор. |
|
Составление рассказа о лете по впечатлениям о прогулке. Правила поведения в лесу |
10. Итоговое занятие |
|
|
|
|
|