Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл., ул.Магистральная, д. 43.

Телефоны: (8-48535) 6-09-03, 6-09-04. Электронная почта: deti@deti.pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________2012 года

Директор школы: ___________________

Ивахненко А.И.

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Устная речь» во 2 классе

2012/13 учебный год

 

 

 

 

 

Учителя начальных классов

Ледуховской Н. А.


 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Устная речь» составлена на основе программы «Русский язык» (авторы – А.К. Аксёнова, С.В. Комарова, Э.В. Якубовская), опубликованной  в сборнике «Программы СКОУ VIII вида. 0-4 классы» под ред. И.М. Бгажноковой. СПб, Просвещение, 2007 и учебником С.В. Комаровой «Устная речь. 2 класс» М., Просвещение, 2012.

Введение в программу Русский язык раздела «Устная речь» (0-4-е классы) обусловлено несовершенством речевой практики умственно отсталых дошкольников, что задерживает развитие их речи как средства общения, затрудняет включение детей в разнообразные формы коммуникации.

Задачи раздела «Устная речь»:

- Способствовать совершенствованию речевого опыта учащихся.

- Корригировать и обогащать языковую базу устных высказываний детей

- Формировать выразительную сторону речи

- Учить строить устные связные высказывания;

            - Воспитывать культуру речевого общения.

Раздел «Устная речь» включает в себя несколько подразделов:

  1. Аудирование. Его содержание нацелено на развитие у детей у детей способности воспринимать и понимать обращенную к ним речь.
  2. Дикция и выразительность речь. Ориентирует учителя на отработку у школьников четкости  произношения, его эмоциональной выразительности.
  3. Подготовка речевой ситуации  и организация высказывания. В содержание раздела входит перечень лексических тем и речевых ситуаций по названным темам, связанных со школьной жизнью и бытом детей, их играми, взаимоотношениями с окружающими.
  4. Культура общения. Его содержание нацеливает учителя на проведение специальной работы по обогащению речи учащихся словами, оборотами, служащими для выражения благодарности, просьбы, приветствия.

Учащиеся должны уметь:

  1. Выполнять задания словесной инструкции,
  2. Называть предметы и действия, соотносить их с картинками,
  3. Внятно выражать просьбы, употреблять «вежливые слова»,
  4. соблюдать правила речевого этикета при встрече и прощании,
  5. Сообщать свое имя, фамилию, имена родственников, имена и отчества учителей и воспитателей,
  6. Называть свою улицу
  7. Участвовать в ролевых играх
  8. Слушать сказку или рассказ и уметь отвечать на вопросы с опорой на иллюстрационный материал.

 

 

Тематическое планирование:

 

Тема

Количество часов

экскурсий

1.

Школьная жизнь

8

2

2.

Игры и игрушки

5

 

3.

Играем в сказку

7

 

4.

Я дома

4

 

5.

Я и мои товарищи

4

 

6

Мы встречаем Новый год

4

 

7

Зимняя прогулка

4

 

8

Мойдодыр

12

 

9

Мамины помощники

11

 

10

Мир природы

8

2

 

Итоговое занятие

1

 

 

Всего

68ч

4

 

 

Лексическая тема

Тема урока

Аудирование

Речевая ситуация

Культура общения

Контрольно-диагностические материалы

1. Школьная жизнь

1. Добро пожаловать!

 

Поздравление с началом учебного года.

Приветствие и прощание в школе и дома. Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания.

Ответные реплики в типовом диалоге.

 

2. У нас новая ученица

Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции).

 Знакомство с  новой ученицей.

Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве.

Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). Прослушивание песни «Улыбка» В. Шаинского. Игра «Наши имена»

 

3. Кто нас лечит и кормит

Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции).

Экскурсия по школе: посещение  медицинского кабинета, столовой. Знакомство с  персоналом.

Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве.

Игра «Подари улыбку» (тренировочные упражнения в изображении доброжелательного выражения лица). Прослушивание песни «Улыбка» В. Шаинского. Беседа по итогам экскурсии.

 

4. Правила для школьника.

Конструирование реплик по теме.

Введение детей в ситуацию знакомства Развитие умения участвовать в вопросно-ответном диалоге.

Расширение представления детей о правилах поведения при знакомстве.

Игра «Дополни предложение» по условно-графическим схемам. Проигрывание  диалогов знакомства игрушек.

 

5. Дежурим с другом (подругой)

Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни

Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал

Закреплять умение строить высказывание-просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом

Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов.

Уточнение обязанностей дежурных.

 

6. «Ура! Перемена!»

Чтение учителем стихотворения «Перемена»

Обсуждение ситуации по вопросам учителя.

Познакомить школьников с основными правилами поведения на перемене.

 

 

7. Истории о лете

отгадывание загадки о лете

Моделирование диалогов на основе изображенной на картинке ситуации

Познакомить с правилами участия в полилоге

Игра «Рассказ по кругу»

 

8. Я расскажу вам, где отдыхал

Разучивание считалок

Моделирование диалогов на основе изображенной на картинке ситуации и по собственному опыту

Познакомить с правилами участия в полилоге

Составление рассказа о лете с опорой на вопросительно – символический план

2. Игры и игрушки

1. «Игрушки»

Разучивание чистоговорки То-то-то – у Антона лото.

Обогащать лексический запас учащихся словами, называющими игрушки, их основные признаки и действия с ними

 

Составление предложений об игрушках, изображенных на картинке, по образцу, данному учителем

 

2. «Моя любимая игрушка»

Чтение учителем стихотворения А. Барто «Я люблю свою лошадку»

Описание игрушки по картинно-графическому плану.

Игра «Назови ласково»

Игра «Отгадай мою игрушку»

 

3. «Магазин игрушек»

Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине «Игрушки» с опорой на содержание картинки

Помочь первоклассникам перенести полученные знания о ситуации «Покупка в магазине» в новые условия

Повторить основные правила поведения в магазине.

Ролевая игра «Магазин игрушек»

 

4. «Уложим куклу спать»

Слушание стихотворения Ю. Горея «Колыбельная».

Выполнение игровых действий в соответствии с текстом. Устные отчеты о выполняемых действиях.

Активизировать в словарном запасе школьников выражения, традиционные в ситуации перед сном.

Тренировочные упражнения в произнесении пожеланий перед сном спокойным голосом с ласковой интонацией

Формировать у учащихся умение давать отчеты о выполняемых действиях. Ролевая игра «Уложи куклу спать»

 

5. «Мы уже не малыши»

Чтение стихотворения А. Барто «Я выросла»

Называние игрушек и учебных вещей, классификация с использованием обобщающего слова. Составление предложений «Где что находится?», «Какие предметы не на своём месте», «Что положу в портфель», «Куда уберу игрушки». Беседа о бережном отношении к вещам. Составление высказываний по условным схемам «Куда нужно убрать вещи (игрушки и учебные принадлежности)

 

Выявление умений рассказывать о предстоящей и выполненной работе, проводить простую классификацию (игрушки – учебные вещи),  строить предложения по вопросам, использовать предлоги (в, на, под).

3. Играем в сказку.

1.Знакомство со сказкой  «Три медведя»

Разучивание чистоговорки

Познакомить учащихся с русской народной сказкой «Три медведя»

Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве.

Выкладывание картинок в правильной сюжетной последовательности

 

2. Инсценировка сказки «Три медведя»

Коллективное рассказывание сказки.

Инсценирование сказки с использованием элементов костюмов

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки

Беседа «Самая интересная сказка» с привлечением личного опыта учащихся

 

3.Знакомство со сказкой  «Три поросенка»

Выбор из нескольких, близких по содержанию картинок, той, которая соответствует услышанной сказке.

Познакомить учащихся со сказкой «Три поросенка»

Формирование навыков взаимопомощи на примере героев сказки.

Выкладывание изображений персонажей сказки на парте после ответа на вопрос учителя «Кто из чего построил домик?»

 

4. Инсценировка сказки «Три поросенка»

Прослушивание аудиозаписи сказки «Три поросенка»

Инсценирование сказки и использование элементов костюмов

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки

Беседа «Самая интересная сказка» с привлечением личного опыта учащихся

 

5.Знакомство со сказкой  «Красная Шапочка»

Прослушивание загадки в форме «звукового письма»

Познакомить учащихся со сказкой «Красная Шапочка»

Продолжать формировать представления детей о правилах поведения при знакомстве.

Игра «Расскажи по кругу» с опорой на картинки

 

6. Инсценировка сказки «Красная Шапочка»

Коллективное рассказывание сказки.

Инсценирование сказки и использование элементов костюмов

Развивать интонационные и жестово-мимические умения школьников в процессе инсценировки сказки

Рассказывание сказки учащимися с опорой на предметные картинки.

 

7. Знакомство со стихотворением С. Михалкова «Мой щенок»

Заучивание четверостишья из стихотворения.

Познакомить учащихся с творчеством С. Михалкова

Воспитывать у детей любовь к животным.

Воспроизведение содержания стихотворения по сюжетным картинкам.

4. Я дома

1. В воскресенье все дома

Слушание стихотворения Е. Благининой «Посидим в тишине»

Понимание прямых родственных отношений: мама, папа, дедушка, бабушка, братья, сестры. Знание имени, отчества и фамилии своих родителей, места их работы, имён братье и сестёр, их занятий. «Кто старше, кто младше?».

Формировать уважительное отношение к старшим

Выявление знаний учащихся о членах своей семьи, о понимании отношений: старше - младше, умения составлять предложения по сюжетным картинкам.

 

2. Расскажи о себе

 

Знание своего имени, отчества, фамилии, адреса.

 

Рассказ о себе по образцу

 

3. Я звоню себе домой

Разучивание чистоговорки

Моделирование телефонных разговоров с мамой.

Познакомить с правилами общения по телефону

Чтение номеров телефонов, запись и заучивание домашнего номера телефона

 

4. Я звоню в экстренные службы

Слушание и воспроизведение чистоговорки:

 

Конструирование диалога с диспетчером «Скорой помощи»

Познакомить с правилами общения по телефону

Составление рассказа с опорой на картинки

5. Мои товарищи в школе.

1. Играем во дворе

Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Умей играть самостоятельно»

Формировать умение школьников разворачивать диалог в игровых ситуациях.

 

Умение игры по правилам.

Игра «Кто быстрее?»

 

2.  Не надо больше ссориться

Слушание стихотворения Э. Мошковская «Не надо больше ссориться»

Моделирование спорных ситуации и способы их решения

Формировать доброжелательное отношение друг к другу

Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов.

Игра «Что такое хорошо?»

 

3. Дружат в нашем классе девочки и мальчики

Слушание песни «Мы дежурные», хоровые ответы учащихся на вопросы из песни

Выявление представлений детей по теме ситуации с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал

Закреплять умение строить высказывание-просьбу и отвечать на просьбу согласием или отказом

Проигрывание диалогов между детьми с использованием соответствующей мимики, силы голоса, жестов.

Уточнение обязанностей дежурных.

 

4.  Наш товарищ заболел

Слушание стихотворения Г.П. Шалаевой «Если друг попал в беду, помоги ему»

Выявление представлений детей по теме «Опасные ситуации» с помощью вопросов учителя и с опорой на иллюстративный материал

Закреплять умение строить высказывание-просьбу, обращенную к учителю.

Рассказ по сюжетным картинкам порядка действий в опасной ситуации

6. Готовим новогодний праздник

1. Готовимся к празднику

Разучивание новогоднего стихотворения по выбору учителя.

Составление письма Деду Морозу с опорой на условно-графические схемы предложений

Учить первоклассников отвечать на вопросы в беседе и инициировать общение

Рассказ по кругу: коллективное составление рассказа о новогоднем празднике с опорой на сюжетные картинки.

 

2. Новогодние чудеса

Слушание песенки «В лесу родилась елочка»

Моделирование ситуации знакомства на карнавале

Развивать у школьников жестово-мимическую и интонационную выразительность

Игра «Узнай меня»

 

 

 

3. Новогодние поздравления

Выбор на рисунке ситуации, соответствующей реплике, произнесенной учителем

Моделирование возможных диалогов между героями картинки при преподнесении подарков.

Учить первоклассников строить реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков

Проигрывание диалогов между учащимися при преподнесении подарков.

7. Зимняя прогулка

1. Зимняя одежда

Заучивание чистоговорки «в шапке да шубке хорошо Мишутке»

Рассматривание картинок и называние предметов зимней одежды и обуви

Закреплять умение строить высказывание-просьбу, подать тот или иной предмет одежды

Проигрывание ситуации «Кукла одевается на прогулку»

 

2. Зимние забавы

Выбор предложения, наиболее подходящего к картинке из двух, произнесенных учителем (У Миши санки. – У Маши санки.)

Моделирование возможных диалогов между героями картинки

Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией

Составление рассказа с опорой на картинный план

 

3. Мы катаемся с горы

Н. Некрасов «Детство» (отрывок)

Закреплять умение составлять рассказы из личного опыта

Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией

Составление рассказа с опорой на картинку

 

4. Мы лепим снеговика

Давай, дружок,

Смелей, дружок.

Кати по снегу

Свой снежок.

Закреплять умение составлять рассказы из личного опыта

Закреплять умение строить высказывание-просьбу, в связи с ситуацией

Составление рассказа с опорой на картинный план. Практическое занятие.

7. Мойдодыр

1. Я умываюсь

Слушание отрывка из стихотворения «Мойдодыр»

Активизировать в словарном запасе школьников слова, обозначающие предметы гигиены

Закреплять умение строить высказывание-просьбу

Составление короткого рассказа на тему «Я умываюсь» и закрепление  его действиями

 

2. Я чищу зубы

Отгадывание загадок.

Активизировать в словарном запасе школьников слова, обозначающие предметы гигиены

Закреплять умение строить высказывание-просьбу

Составление короткого рассказа на тему «Я чищу зубы» и закрепление  его действиями

 

3. Режим дня школьника

Слушание стихотворения С. Михалкова «Про Мимозу»

Познакомить детей с режимом дня школьника, с последовательностью их действий.

 

Правильное расположение картинок по порядку, составление рассказа по картинкам.

 

4. Я правильно одеваюсь

Слушание стихотворения С. Я. Маршака «Рассеяный»

Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы одежды

Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста.

Игра «Одень Машу»

 

5. Вещи в моем шкафу

Отгадывание загадок

Употребление в речи предлогов в, на, под.

Употребление слов спасибо, пожалуйста

Практические упражнения по складыванию одежды.

 

6. Я собираюсь на прогулку

Отгадывание загадок

Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы одежды и распределение их по сезонам и по принадлежности.

 

Усвоить последовательность действий при одевании. Игра «Оденься правильно»

 

7. Содержу одежду в чистоте

Отрывок из стихотворения В. Маяковского «Что такое хорошо, что такое плохо?»

Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы, используемые при уходе за одеждой.

Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста.

Составление рассказа о том, как проходит день школьника, после возвращения из школы. Игра «Кто знает, пусть продолжает»

 

8. Опрятному человеку нужны помощники

Выполнение инструкций по заданию учителя (организационные инструкции).

Экскурсия в прачечную. Знакомство с  персоналом.

Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы бытовой техники.

Употребление слов здравствуйте, доброе утро, до свидания. Правила поведения при знакомстве.

Правильное расположение картинок по порядку, составление рассказа по картинкам.

 

9. Я обуваюсь

Слушание стихотворения «Научу обуваться и братца» Е. Благининой

Расширить словарный запас школьников, обозначающие разновидность обуви

 

Практические упражнения в обувании, в шнуровании.

 

10. Я ухаживаю за обувью.

Отгадывание загадок.

Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы для ухода за обувью

Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста.

Практические упражнения в уходе за обувью.

 

11. Я по лужам прогулялся

Слушание детской песни «Ангина»

Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта

 

Игра «Кто знает, тот продолжает»

 

12. Мишка заболел

Слушание отрывка из стихотворения К.И. Чуковского «Айболит»

Расширить словарный запас школьников, обозначающие медицинские предметы

Формирование доброжелательного отношения к больному

Сюжетно – ролевая игра «Я - доктор»

8. Я за порогом дома

1. Садитесь, пожалуйста! (Поведение в автобусе)

Слушание песенки «Мы едем, едем, едем»

Расширить словарный запас школьников, обозначающие общественный транспорт

Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста.

Моделирование ситуации «Я в автобусе»

 

2. Мы не знаем, как пройти, Как быть?

Отгадывание загадок.

Моделирование ситуации «Я забыл дорогу». Обратить внимание учащихся на значение интонационного выделения слов

Формирование навыков взаимопомощи. Употребление слов спасибо, пожалуйста.

Анализ ситуации по вопросам учителя. Рассматривание картинок.

 

3. Где я живу

Отгадывание загадок

Запоминание своего адреса

 

Проигрывание диалога «Где ты живешь?»

 

4. Моя дорога в школу

Отгадывание загадок

Моделирование ситуации «В школу я иду таким путем»

 

Зарисовка маршрута от дома до школа

 

5. За покупками в магазин

Конструирование возможных диалогов между продавцом и покупателями в магазине  с опорой на содержание картинки

Помочь первоклассникам перенести полученные знания о ситуации «Покупка в магазине» в новые условия

Повторить основные правила поведения в магазине.

Ролевая игра «Магазин игрушек»

 

6. я иду в кружок. Кто со мной?

Конструирование реплик-обращений в ситуации записи в кружок

Ролевая ситуация «Я записываюсь в кружок»

Познакомить с основными моделями поведения в ситуации записи в кружок

Беседа с опорой на личный опыт

 

 

7. Мы в гостях на день рождении

 

Расширять представления учащихся о правилах поведения при знакомстве с ровесниками и старшими

Учить школьников правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту гостем

Коллективное составление рассказа «Как мы ходили в гости» по опорным картинкам

 

  1. день рождения

!Знакомимся с гостями

Драматизация песни «К нам гости пришли»

Познакомить первоклассников с понятием «познакомить кого-то с кем-то»

Учить школьников правильно вести себя при знакомстве со старшим по возрасту

Коллективное составление рассказа «Как я гостей встречал» по вопросам учителя

 

  1. День рождения!

Провожаем гостей

Отрывок из сказки А. Милна «Вини-Пух и все, все, все…»

Расширять представления учащихся о правилах поведения при прощании с ровесниками и старшими

Учить школьников правильно вести себя при прощании со старшим по возрасту

Ролевая игра «Кукла провожает гостей»

 

10. Накрываем на стол

Отгадывание загадок

Расширить словарный запас школьников, обозначающие предметы посуды. Правила этикета за столом.

Использование в речи слов «передайте, пожалуйста», «подайте, пожалуйста»

Ролевая игра «Кукла накрывает на стол»

 

11. Поздравляем маму

Заучивание стихотворения к 8 Марта по выбору учащихся

Составление поздравления маме с опорой на условно-графические схемы предложений

Учить первоклассников строить реплики-поздравления, сопровождающие вручение подарков

Проигрывание диалогов между учащимися при преподнесении подарков.

9. Мир природы

1. «К нам весна шагает…»

Слушание стихотворения А. Плещеева «Весна»

Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки весны

 

Составление рассказа с опорой на картинный план

 

2. Первоцветы

Слушание стихотворения «Подснежник»

Расширить словарный запас школьников, названий первые весенние цветы

Называние первоцветов ласково.

Составление описания первоцветов по картинно-графическому плану

 

3. Весенняя прогулка.

Отгадывание загадок

Экскурсия на школьный двор.

 

Составление рассказа о весне по впечатлениям о прогулке.

 

4. «А у нас в квартире кот! А у вас?»

Слушание стихотворения Б. Заходер «Кискино горе»

Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта

Называние ласково

Составление описания кота по картинно-графическому плану

 

5. Учу попугая говорить

Отгадывание загадки.

Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта

Называние ласково

Составление описания попугая по картинно-графическому плану

 

6. У меня есть щенок!

Проигрывание стихотворения А. Прокофьева «Тузик»

Закреплять умение составлять рассказ из личного опыта

Называние ласково

Составление описания собаки по картинно-графическому плану

 

7. Здравствуй лето!

Слушание стихотворения И. Гуриной « Здравствуй лето!»

Расширить словарный запас школьников, обозначающие признаки лета

 

Правила поведения на воде

Игра «Морские фигуры»

 

8. Здравствуй, лето!

Отгадывание загадок, доскажи словечко

Экскурсия на школьный двор.

 

Составление рассказа о лете по впечатлениям о прогулке. Правила поведения в лесу

10. Итоговое занятие