Адрес: 152025 г.
Переславль-Залесский Ярославской обл.,
ул. Магистральная, д. 43, 43а,
43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:
________________________________________________________________________
Утверждена приказом директора школы:
№______ от «___»________20____ года
Директор школы: ___________________
учебного курса «Чтение и развитие речи»
в 5 классе
____________ учебный год
Учителя русского языка
_____________________
Рабочая программа
учебного курса чтение и развитие речи в 5 классе
Пояснительная
записка
Рабочая программа курса чтение и развитие
речи в 5 классе СКОУ VIII
вида составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы
специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. Сборник
1. М., «Владос», 2001) и учебником чтения для 5 класса СКОУ VIII вида автора-составителя З.Ф. Малышевой (М., «Просвещение», 2005). Программа
рассчитана на 136 часов в год, 4 часа – в неделю.
Основные
требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, выразительно,
целыми словами вслух;
- читать «про себя», выполняя задания
учителя»;
- отвечать на вопросы учителя;
- пересказывать текст по плану с помощью
учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 6-8 стихотворений.
Тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 5 классе (136
ч)
№№ п/п |
Тематика |
Количество часов |
Заучивание наизусть |
Внеклассное чтение |
I. |
Устное народное творчество. |
3 ч |
|
|
|
Считалки,
заклички, потешки, загадки, пословицы |
3
ч |
|
|
II. |
Сказки |
17 ч |
|
|
1.
|
Народные
сказки |
6
ч |
|
Русские
волшебные сказки «Иван Царевич и Змей». |
2. |
Авторские
сказки |
11
ч |
А.С.Пушкин
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (отрывок) |
|
III. |
Картины родной природы |
17 ч |
|
|
1. |
Лето |
9
ч |
И.Суриков
«Ярко солнце светит». А.Прокофьев
«Берёзка» |
П.П.Бажов
«Серебряное копытце». |
2. |
Осень |
8 ч |
И.Бунин
«Первый снег». |
|
IV. |
О друзьях товарищах |
13 ч |
|
Н.Носов
«Фантазёры», «Огурцы». |
V. |
Басни И.А. Крылова |
3 ч |
|
|
VI. |
Спешите делать добро. |
15 ч |
|
В.А.Осеева
«Волшебное слово», «Синие
листья», «Плохо». |
VII. |
Картины родной природы |
25 ч |
|
|
1. |
Зима |
10
ч |
Ф.Тютчев
«Зима». К.Бальмонт
«К зиме». С.Есенин
«Берёза». |
В.Бианки
«Снегурушка-милушка», «Храбрый
Ваня». |
2. |
Весна |
15
ч |
А.Толстой
«Вот уж снег…» |
М.М.Пришвин
«Золотой луг», «В
краю дедушки Мазая». |
VIII. |
О животных |
14ч |
|
Д.Н,
М.-Сибиряк «Сказка про храброго зайца…», «Сказка
о том, как жила-была последняя муха». |
IХ. |
Из прошлого нашего народа |
13 ч |
|
В.Катаев
«Сын полка» (отдельные главы) |
Х. |
Из произведений зарубежных писателей |
18 ч |
|
Г.Скребицкий
«Заботливая мамаша», «Воришка». |
|
Итого |
136 ч |
8 стихотворений |
9
уроков |
Поурочное планирование уроков чтения и
развития речи в 5 классе (136 ч)
№№ п/п |
Дата |
Тема |
Развитие связной устной речи |
Формирование навыков чтения |
Контрольно-диагностические материалы |
I. |
3 ч |
Устное народное творчество |
|
|
|
1.1. |
|
Считалки.
Заклички – приговорки (тематика). Потешки
(язык потешек). |
Составление
считалки. Инсценировка потешек. Дидактическая игра «Подружись со словом». |
Чтение
по ролям. Выразительное чтение. |
Выразительное
чтение (по выбору – считалку, закличку или потешку). |
1.2. |
|
Пословицы
и поговорки (тематика пословиц и поговорок). |
Прямой
и переносный смысл пословиц и поговорок. Дидактическая игра «Продолжи
пословицу» |
Самостоятельное
чтение пословиц и поговорок. |
Выписать
3 пословицы об учебе. |
1.3. |
|
Загадки. «История»
загадки. |
Составление
загадок. Игра
между командами «Знаешь ли загадки». |
Самостоятельное
чтение загадок. |
Найти загадки(2-3) на школьную тему. |
II. |
17 ч |
Сказки |
|
|
|
2.1 |
|
Сказки.
«Никита Кожемяка» (Борьба добра и зла). |
Беседа
по вопросам. Составление
характеристики Никиты. |
Подписать
иллюстрацию словами из текста. Чтение по ролям. |
Пересказ
сказки с использованием авторской лексики. |
2.2. |
|
Как
наказали медведя (тофаларская сказка) |
(Правда и вымысел в сказке). Ответы на
вопросы. |
Чтение
по ролям. Выборочное
чтение. |
Пересказ
сказки. |
2.3. |
|
«Золотые
руки (башкирская сказка) (секреты жанра). |
Пересказ
по плану. Сравнения
в сказке. Пословицы
и содержание сказки. Составление
плана пересказа. Словесное
рисование. |
Чтение
по ролям . Подписать
иллюстрацию словами текста. |
Пересказ
сказки по плану. |
2.4. |
|
«Морозко». (Русская сказка). Построение
сказки. |
Беседа
по содержанию. Составление
сравнительной характеристики. Роль
синонимов в сказке. Озаглавливание
частей Краткий
пересказ по иллюстрациям. |
Чтение
по ролям. Подписать
иллюстрации словами из сказки. Деление
сказки на части. |
Чтение
по ролям. Пересказ
с использованием лексики народных сказок. |
2.5. |
|
«Два
мороза» (Русская сказка). |
Игра:
«Восстанови события». Ответы
на вопросы. |
Чтение
по ролям. Подписать иллюстрации словами из сказки. |
Пересказ
сказки своими словами. |
2.6. |
|
«Три
дочери» (татарская сказка). |
Игра:
«Подружись со словом». Составить
характеристики сестёр. |
Чтение
по ролям. |
Пересказ близко к тексту. |
2.7. |
|
А.С.
Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Красота
и характер царицы и царевны. |
Беседа
по содержанию. Найти
слова, характеризующую царицу и красоту царевны (составление характеристики). Противопоставление
образов |
Самостоятельное
чтение. Выборочное чтение. |
Чтение отрывка, пересказ. Наизусть
отрывок к обобщающему уроку. |
2.8. |
|
А.С.
Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Царевна
у семи богатырей. |
Беседа
по содержанию. Словесное рисование портрета царевны. Описание поведения
собаки. |
Самостоятельное
чтение. Выразительное
чтение. |
Выразительное
чтение, пересказ своими словами. |
2.9. |
|
А.С.
Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Верность
Елисея. Природа – участница событий жизни человека. |
Беседа
по содержанию. Игра:
«Восстанови события». |
Выразительное
чтение по ролям разговора Елисея с природой. |
Чтение. Рассказ
о Елисее, разговор с солнцем, месяцем, ветром. |
2.10. |
|
Обобщающий урок по сказке А.С. Пушкин
«Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Что общего и в чем различие народной и авторской сказки. |
Беседа
по вопросам «Секреты» сказки Пересказ
по иллюстрациям. |
Подписать
иллюстрации словами из сказки. Выборочное
чтение. |
Наизусть
отрывок (по желанию) з.11. |
2.11. |
|
Урок
внеклассного чтения. Русские народные (волшебные) сказки «Иван царевич и
змей». |
Пересказ.
Словесное
рисование. Викторина
по прочитанным сказкам. |
Самостоятельное чтение. |
Нарисовать
иллюстрации к понравившимся эпизодам сказки. Пересказ
понравившегося эпизода. Составить
один вопрос по содержанию сказки. |
2.12 |
|
По
Д. Мамину-Сибиряку. «Серая Шейка». Птицы готовятся в далекий путь
(одиночество серой шейки). |
Беседа
по содержанию. Составление плана о поздней осени. Ответы,
с использованием авторской лексики. |
Самостоятельное
чтение, подбор словаря к отрывку о поздней осени. |
Чтение. Пересказ
отрывка по плану о поздней осени. |
2.13. |
|
По
Д. Мамину-Сибиряку. «Серая Шейка». Знакомство Серой Шейки с Зайцем.
(Беззащитность Зайца и Уточки). |
Словарь,
который создает грустное, тоскливое настроение. Озаглавливание
части. Рассказ по иллюстрации. |
Чтение
по ролям. |
Пересказ
отрывка, с использованием словаря. |
2.14 |
|
По
Д. Мамину-Сибиряку. «Серая Шейка». Разговор Лисы с Серой Шейкой. |
Подписать
иллюстрации к отрывку словами из текста Пересказ по ролям. Беседа
по содержанию. |
Чтение по ролям |
Пересказ. Нарисовать
иллюстрацию к отрывку. |
2.15. |
|
По
Д. Мамину-Сибиряку. «Серая Шейка». Страх Серой Шейки (Смена картин природы). |
Беседа
по содержанию. Сравнения в отрывке в описании картины природы Озаглавливание.
Слова, передающие настроение Серой Шейки |
Чтение
по ролям. Выборочное
чтение. |
Подробный
пересказ отрывка описания зимы. |
2.16. |
|
По
Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка». Встреча старика с Серой Шейкой. |
Беседа
по вопросам. Озаглавливание части. Определить настроение сказки. |
Чтение
по ролям. Деление
на части. |
Рассказ
о Серой Шейке по данному плану. |
2.17. |
|
Обобщающий
урок по теме: «Устное народное творчество. Сказки» |
Рассказ,
почему любят сказки. Беседа
по содержанию. Игра:
« Подскажи словечко». |
Выборочное
чтение. |
Составление
рассказа «Почему я люблю сказки» (4-5 предложенй) |
III. |
17
ч |
Картины родной природы |
|
|
|
|
9
ч |
Лето |
|
|
|
3.1. |
|
Г.
Скребицкий «Июнь» Главные
приметы лета. |
Составление
словесной картины о лете. Обсуждение
вопросов. Старинный народный календарь (как называли в народе июнь). Игра
: «Подружись» со словом. |
Самостоятельное
чтение. |
Чтение.
Ответы на вопросы. |
3.2. |
|
И.
Суриков «Ярко солнце светит» Картины
родной природы. |
Обсуждаем
вопросы. Определение настроения. Переносное значение слов. Озаглавливание
стихотворения. |
Выразительное
чтение. |
Наизусть. |
3.3. |
|
А.
Платонов. «Июльская гроза». Единство
человека и природы. Перед грозой Стремление Антошки все понять. |
Работа
с картиной К. Маковского «Дети, бегущие от грозы». «Подружись»
со словом. (Слова, описывающие природу как живое существо). Обсуждение
вопросов. Определяем настроение. Озаглавливание. |
Деление
на части. |
Пересказ
содержания по плану. |
3.4. |
|
А.
Платонов. «Июльская гроза». Начало
грозы. Действия природы как живого человека. |
Беседа
по содержанию. Озаглавливание части. Работа со словами, передающие действия
природы. |
Выборочное
чтение. |
Пересказ,
используя иллюстрации к части. |
3.5. |
|
А.
Платонов. «Июльская гроза». Страдание
детей и хлебного поля. |
.
Обсуждаем вопросы. Определение настроения (слова, характеризующие настроение
детей). Озаглавливание. Составление плана. |
Самостоятельное
чтение. Деление
на части. |
Пересказ
по плану. |
3.6. |
|
А.
Платонов. «Июльская гроза». Состояние
детей. Авторская точка зрения. (Что задумал автор?) |
Беседа
по содержанию. Приметы народной речи. Оценить поступок старика.
Озаглавливание части. |
Деление
на части. Выборочное
чтение. |
Рассказать
о Наташе. Пересказ IV ч. по
плану. |
3.7. |
|
А
Прокофьев «Березка». Береза - символ
России. |
Работа
с картинкой. Беседа по вопросам. Слова, передающие настроение стихотворения. |
Разметка
текста. Выразительное
чтение. |
Наизусть. |
3.8. |
|
Ю.
Гордиенко «Вот и клонится…» |
Беседа
по содержанию. Определение настроения стихотворения. Народный календарь. |
Разметка
текста. Выразительное
чтение. |
Выразительное чтение. |
3.9. |
|
Урок
внеклассного чтения. П.П. Бажов «Серебряное копытце». |
Игра
«Дополни строчку». Викторина по прочитанным произведениям. Словесное
рисование. Ответы на вопросы. |
Самостоятельное
чтение. |
Нарисовать
рисунки к сказке. Пересказ понравившегося эпизода. Составить
один вопрос по содержанию сказки. |
|
8 ч |
Осень |
|
|
|
3.10. |
|
По
Г. Скребицкому «Сентябрь». Народный календарь. |
Составление рассказа о начале осени (по
личным наблюдениям). Обсуждение вопросов. Составление плана. |
Деление
текста на части. |
Пересказ
по плану. |
3.11. |
|
По
И. Соколову-Микитову «Золотая Осень». Картины золотой осени». |
Работа
с картиной. Работа с планом. (з.5) Игра: восстанови определения (листья… ) |
Выборочное
чтение. |
Чтение. Пересказ
по плану. |
3.12. |
|
К.
Бальмонт «Осень» Природа красива в любое время года. |
«Подружись»
со словом. Определяем настроение. Ответы на вопросы. |
Разметка
текста. Выразительное
чтение. |
Выразительное
чтение. |
3.13. |
|
По
Г. Скребицкому «Добро пожаловать». Лес ранним утром.. |
Обсуждение
вопросов. Составление
плана. |
Деление
текста на части. |
Пересказ
по плану. |
3.14. |
|
По
Г. Скребицкому «Добро пожаловать». Думы лесничего. |
Взаимоотношения
людей и природы. Характеристика
настроения героя. |
Подписать
иллюстрации словами из текста. Выборочное
чтение. |
Пересказ
близко к тексту отрывка. |
3.15. |
|
По
В. Астафьеву «Осенние грусти». Осенняя
радость и осенняя грусть. |
Обсуждение
вопросов. Составление плана. «Подружись»со словом Словесное рисование картины. |
Деление
текста на части. |
Чтение,
пересказ по плану. |
3.16. |
|
И.
Бунин «Первый снег». |
Обсуждение
вопросов. Рисование словесное картины. |
Разметка
текста. Выразительное
чтение. |
Наизусть. |
3.17. |
|
Обобщающий
урок по теме «Лето. Осень». |
Работа
по иллюстрации К.А. Коровина «Осень. Аллея в Жуковке». Вопросы к теме.
Загадки. Викторина. |
Самостоятельное
чтение. |
Составление
рассказа «Наступает осень»по плану. |
IV. |
13 ч |
О друзьях-товарищах |
|
|
|
4.1. |
|
Ю.
Яковлев. «Колючка». Соотнесение характера героя и названия рассказа. |
Обсуждаем
вопросы. Определяем настроение, характеры героев. Составление плана. |
Деление
текста на части. Выборочное
чтение. |
Пересказ
по плану. |
4.2. |
|
Ю.
Яковлев. «Колючка». Урок,
преподнесенный Верой Колючке. (Совесть – это стыд, обращенный внутрь
себя). |
Обсуждение
вопросов. Определение настроения героев. Рассказ
по иллюстрации. Составление
плана пересказа. |
Деление
на части по плану. Выборочное
чтение. |
Пересказ
по плану. |
4.3. |
|
Ю.
Яковлев «Рыцарь Вася» |
Беседа
по содержанию. Игра:
«Восстанови события» |
Выборочное
чтение. |
Чтение. Составить два вопроса по содержанию. |
4.4. |
|
Ю.
Яковлев «Рыцарь Вася» Благородное сердце маленького рыцаря. |
Дать
оценку поступкам мальчиков. Составление
характеристики главного героя. Составление
плана пересказа. |
Деление
текста на части. |
Пересказ
по плану. |
4.5. |
|
Н.
Носов. «Витя Малеев в школе и дома». |
Беседа
по содержанию. Слова,
передающие настроение героев. |
Подписать
иллюстрацию словами текста. Выборочное
чтение. |
Чтение,
ответы на вопросы 1, 2, 3. |
4.
6. |
|
Н.
Носов. «Витя Малеев в школе и дома».
Дружба – начало всему. |
Обсуждение
вопроса «Как понимал Витя дружбу». Ответы
на вопросы. |
Выразительное
чтение по ролям. |
Чтение
по ролям. |
4.7. |
|
В.
Медведев «Фосфорический мальчик». Первое впечатление о героях. |
Ответы
на вопросы. Игра
«Подружись» со словом. |
Деление
текста на части. |
Чтение
рассказа. Составить
два вопроса по содержанию. |
4.8. |
|
В.
Медведев «Фосфорический мальчик». Характеристика героев. |
Слова,
характеризующие действия и поступки героев. Рассказ
о героях с опорой на текст. Составление
плана пересказа. |
Выборочное
чтение. |
Пересказ
по плану. |
4.9. |
|
Урок
внеклассного чтения. Н. Носов. «Фантазеры», «Огурцы». |
Пересказ
понравившегося отрывка. Игра:
«Подскажи» словечко. Викторина
по содержанию рассказов. |
Самостоятельное
чтение. |
Рисование
иллюстраций к эпизодам рассказа. Составить
вопрос по содержанию рассказа. |
4.10. |
|
Л.
Воронкова. «Дорогой подарок». Картины школьной жизни. |
Обсуждаем
вопросы. Озаглавливание части. |
Чтение по ролям. |
Чтение. Составить
три вопроса к содержанию 1 ч. |
4.11. |
|
Л.
Воронкова. «Дорогой подарок». Чувства и настроение героев. |
Обсуждаем
вопросы. Озаглавливание части. Игра:
«Подскажи» словечко. Определение
настроения тёти Нюры и ребят. |
Чтение
по ролям. Выборочное
чтение. |
Пересказ
2 части своими словами. |
4.12. |
|
Л.
Воронкова. «Дорогой подарок». Большое сердце маленького человека. |
Обсуждение
вопросов. Слова,
передающие настроение тёти Нюры. Дать
характеристику поступку Серёжи. Составление
плана для пересказа. Озаглавливание
3 части. |
Самостоятельное
чтение. Деление
на части. |
Подробный
пересказ 3 части, используя слова Серёжи и тёти Нюры. |
4.13. |
|
Я.
Аким «Твой друг». Учитель в твоей жизни. |
Обсуждение
вопросов. Игра: Восстанови по памяти действия учителя. Обсуждение
пословиц. |
Разметка
текста. Выразительное
чтение. |
Выразительное
чтение стихотворения. |
V. |
3 ч |
Басни И.А. Крылова |
|
|
|
5.1. |
|
И.А.Крылов «Ворона и лисица». Задача жанра. Мораль
басни (понятие). |
Обсуждение
вопросов. Определение характеров героев. Что
смешное в басне. «Подружись»
со словом. |
Чтение
по ролям. |
Выразительное
чтение по ролям. |
5.2. |
|
И.А.
Крылов. «Щука
и кот». |
Беседа
по содержанию. Рисование картины к басне. «Подружись»
со словом. Крылатые выражения в басне. |
Чтение
по ролям. |
Выразительное
чтение по ролям. |
5.3. |
|
И.А.
Крылов. Квартет. |
Беседа
по содержанию. «Подружись» со словом. Драматизация
басни. |
«Подружись»
со словом. Чтение по ролям. |
Выразительное
чтение. |
VI. |
15 ч |
Спешите делать добро |
|
|
|
6.1. |
|
Н.
Хмелик. «Будущий олимпиец». Обзор
раздела. |
Обсуждение
вопросов. «Подружись» со словом. |
Чтение
по ролям. |
Чтение
по ролям. |
6.2. |
|
Н.
Хмелик. «Будущий олимпиец». Урок
нравственности, данный Сашей Журавлевым. |
Обсуждение
вопросов. «Подружись» со словом Составление
сравнительной характеристики мальчиков и Саши. |
Деление
на части по данному плану. Выборочное
чтение. |
Чтение,
пересказ по плану. Задание
1. |
6.3. |
|
О.
Бондарчук. «Слепой домик». Вокруг нас
люди, нуждающиеся в нашей помощи. |
Пересказ
своими словами. Беседа по содержанию рассказа. «Подружись» со словом |
Чтение
по ролям. Выборочное
чтение. |
Чтение.
Пересказ своими словами. |
6.4. |
|
В.
Осеева «Бабка». «Старость
– не радость». |
Обсуждение
вопросов. Определение характера героев. Отношение к бабке – слова, передающие
отношения к старому человеку. Озаглавливание 1 ч. |
Чтение
по ролям. Деление
на части по данному плану. |
Пересказ
с опорой на авторский текст. |
6.5. |
|
В.
Осеева «Бабка» «Ростки добра в душе Борьки». |
Что
задумал автор? Бабушкины поговорки, их содержание. Анализ текста по вопросам.
Составление плана. |
Чтение
по ролям. Деление
на части. |
Чтение,
пересказ по плану. |
6.6. |
|
В.
Осеева «Бабка». Что нужно человеку в
жизни. |
Обсуждение
вопросов. «Подружись» со словом. |
Чтение
по ролям. Выборочное
чтение. |
Пересказ
близко к тексту с опорой на данные слова. |
6.7. |
|
В.
Осеева «Бабка». Большая, щедрая, светлая душа бабушки. |
Обсуждение
вопросов. Подписать иллюстрацию. Рассказать
как выглядит Борька на иллюстрациях. Составление
плана пересказа. |
Подписать иллюстрацию словами из текста. Деление
текста на части. |
Пересказ
по плану. Рассказ
о своих бабушках, дедушках.. |
6.8. |
|
Урок
внеклассного чтения. В.А. Осеева.
«Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо». |
Беседа
по содержанию. Обсуждение поступков героев. Игра: «Восстанови события».
Викторина по содержанию рассказов. |
Самостоятельное
чтение. |
Рисование
иллюстрации к понравившимся эпизодам. Пересказ
рассказа (по выбору). |
6.9. |
|
А.
Платонов. «Сухой хлеб». Детская
душа перед вечными вопросами. |
Обсуждение
вопросов. Определение настроения героев с опорой на текст. «Подружись»
со словом. |
Выборочное
чтение. Чтение
по ролям. |
Чтение
1 ч. Пересказ
по вопросам. з.8 |
6.10. |
|
А.
Платонов «Сухой хлеб». Умение
маленького героя видеть и понимать чужую боль. |
«Восстанови
по памяти» (воспоминания Мити о
дедушке, засухе, о работе матери в поле). Обсуждение вопросов. |
Выборочное
чтение. Чтение
по ролям. |
Чтение
2 ч, задание 2. |
6.11. |
|
А.
Платонов «Сухой хлеб». Отношение
автора к своему герою. |
Что
думал автор? Что нравится автору в своем герое? |
Выборочное
чтение текста. Чтение по ролям. |
Пересказ понравившегося эпизода. |
6.12. |
|
В.
Распутин. «Люся». Способность
искусства приблизить к нам далекие события. |
Обсуждение
вопросов. Вспомните произведения искусства, рассказывающие о жизни в прошлом
(рассказ учащихся). «Подружись»
со словом. |
Выборочное
чтение. Подписать иллюстрацию словами из текста. |
Чтение
1 ч., пересказ содержания иллюстраций с опорой на текст. |
6.13. |
|
В.
Распутин «Люся». Конь в жизни русского крестьянина. Тяжелые воспоминания
Люси. |
Обсуждение
вопросов. Составление плана. Подготовка
к пересказу. Определения настроения (по тексту). «Подружись» со словом
(народные слова в речи матери). |
Деление на части. Выборочное
чтение. |
Чтение,
пересказ по плану. |
6.14. |
|
В.
Брюсов «Труд». |
Беседа
по содержанию. Пословицы и содержание стихотворения |
Разметка
текста . Выразительное
чтение. |
Выразительное
чтение. |
6.15. |
|
Р.
Рождественский «Огромное небо». |
Беседа
по вопросам. Определение настроения стихотворения. Характеристика героев. |
Выразительное
чтение. |
Выразительное
чтение. Задание
5. |
VII. |
25 ч |
Картины родной природы |
|
|
|
|
10
ч |
Зима |
|
|
|
7.1. |
|
Ю.
Тютчев «Зима». |
Работа
по картине. Общее в стихотворении и картине. «Подружись» со словом. Беседа по
содержанию. |
Разметка
текста. Выразительное
чтение. |
Чтение
наизусть. |
7.2. |
|
Г.
Скребицкий «Декабрь». «Декабрь
год кончает, зиму начинает». |
Ответы
на вопросы. Подбор
словаря к пунктам плана. Игра:
«Восстанови по памяти». |
Самостоятельное
чтение. Деление
на части по данному плану. |
Чтение.
Пересказ по плану с опорой на авторский текст. |
7.3. |
|
К.
Бальмонт «К зиме». |
«Подружись»
со словом. Беседа по содержанию. Определение настроения стихотворения. Словесное
рисование. |
Разметка
текста. Выразительное
чтение. |
Наизусть. |
7.4. |
|
Г.
Скребицкий «Всяк по – своему». |
Что
задумал автор? Определение настроения 1 части. Игра:
«Восстанови по памяти». |
Самостоятельное
чтение и деление на части. |
Чтение,
ответы на вопросы. |
7.5. |
|
«Всяк
по – своему». Картины природы. |
Ответы
на вопросы. Составление рассказа по плану «Зайцы зимой». |
Самостоятельное
чтение. Выборочное
чтение. |
Поставить
2 вопроса к II ч. рассказа. Пересказ
2 ч.от лица зайца. |
7.6. |
|
С.
Есенин «Береза» |
Беседа
по содержанию. «Подружись» со словом. Определение
настроения. Словесное
рисование. |
Разметка
текста. Выразительное
чтение. |
Чтение
наизусть. |
7.8. |
|
С.
Есенин «Поет зима – аукает…». Способность
поэзии сделать человека добрее и красивее. |
Обсуждение
вопросов. «Подружись» со словом. Определение настроения. |
Разметка
текста. Выразительное
чтение. |
Выразительное
чтение. |
7.9. |
|
А.
Пушкин «Зимняя дорога». |
Беседа
по вопросам. Определение настроения. «Подружись»
со словом. |
Разметка
текста. Выразительное
чтение. |
Выразительное
чтение. |
7.10. |
|
Урок
внеклассного чтения. В.
Бианки «Снегурушка – милушка», «Храбрый Ваня». |
Ответы
на вопросы. «Продолжи строчку». «Восстанови в памяти». |
Самостоятельное
чтение. Выборочное
чтение. |
Рисование
иллюстраций к рассказам. Пересказ
рассказа по выбору. Составить
вопрос по содержанию рассказа. |
|
15
ч |
Весна |
|
|
|
7.11. |
|
Г.
Скребицкий «Март» Утро весны и утро года. |
Беседа
по вопросам. Составление плана.
«Продолжи строчку». |
Самостоятельное
чтение. Деление
на части. Выборочное
чтение. |
Чтение. Пересказ
по плану. |
7.12. |
|
А.
Толстой «Вот уж снег…». |
Беседа
по содержанию. Настроение стихотворения. «Подружись»
со словом. |
Разметка
текста. Выразительное
чтение. |
Выучить
наизусть. |
7.13. |
|
Г.Скребицкий
«От первых проталин до первой грозы. |
Обсуждение вопросов. Восстанови
события, которые происходили в природе. Составление
плана пересказа. |
Выборочное
чтение. Деление
текста на части. |
Чтение, пересказ по плану. |
7.14. |
|
Г.
Скребицкий «Весна – красна». |
Обсуждение
вопросов. Сравнения в тексте, их роль. Составление
плана. |
Выборочное
чтение. Деление
сказки на части. |
Чтение,
пересказать мамину сказку. |
7.15. |
|
Г.
Скребицкий «Грачи прилетели». «Заветный
кораблик». |
Составление
описания грача. Работа
по картине. А.К. Саврасова «Грачи прилетели». Сравнение
содержания картины и рассказа. Игра
«Подскажи словечко». |
Самостоятельное
чтение. Выборочное
чтение. |
Подробный
пересказ отрывка (2) от первого лица. |
7.16. |
|
Г.
Скребицкий «В весеннем лесу». |
Беседа
по содержанию. Словесное рисование. Составление плана. |
Деление
на части. Выборочное
чтение. |
Нарисовать
картину. Пересказ по плану. |
7.17. |
|
А.
Толстой «Весенние ручьи». |
Обсуждаем
вопросы. Игра: «Восстанови события». Подготовка к пересказу. |
Деление
текста по плану. Выборочное
чтение. |
Пересказ по плану с опорой на авторский текст. |
7.18. |
|
А.
Пушкин «Гонимы вешними лучами…» (сведения о поэте). |
Обсуждение
вопросов. «Секреты» поэзии. Как
говорим мы. Как сказал поэт. «Подружись»
со словом. Словесное
рисование. Настроение
стихотворения. |
Разметка
текста. Выразительное
чтение. |
Выразительное
чтение. |
7.19. |
|
А.
Блок «Ворона» шутливая зарисовка. |
Обсуждение
вопросов. Словесное рисование картин. Настроение
стихотворения. |
Разметка
текста. Выразительное
чтение. |
Выразительное
чтение. Нарисовать картинки к стихотворению. |
7.20. |
|
Е.
Серова «Подснежник». |
Беседа
по содержанию. Определение настроения.
«Подружись» со словом. |
Разметка
текста. Выразительное
чтение. |
Наизусть. |
7.21. |
|
Урок
внеклассного чтения М.М. Пришвин «Золотой луг», «В краю дедушки Мазая». |
Викторина
по прочитанным рассказам. Игра: «Восстанови по памяти». Пересказ
понравившегося рассказа. |
Самостоятельное
чтение. Выборочное
чтение. |
Пересказ
(по выбору) рассказа, рисованиеиллюстраций к рассказам. Составить
вопрос по содержанию рассказа. |
7.22. |
|
И.
Соколов – Микитов «Весна». Лесные
картинки. |
Обсуждаем
вопросы. «Подружись» со словом
(прилаг. для характеристики живой и неживой природы). Устное рисование. Сравнение
рассказов «Март» Г.Скребицкого и «Весна» И.Соколова-Микитова. Составление
плана пересказа. |
Самостоятельное
чтение. Выборочное
чтение. |
Чтение.
Пересказ
по плану. |
7.23. |
|
И.
Бунин «Крупный дождь…» Конец весны. |
Обсуждение
вопросов. «Подружись» со словом.
Определение настроения стихотворения.. |
Разметка
текста. Выразительное
чтение. |
Выразительное
чтение. |
7.24. |
|
С.Есенин
«Черёмуха» |
Ответы
на вопросы. Словесное
рисование картины. «Подружись»
со словом. «Восстанови
действия черёмухи». Определение настроения стихотворения. |
Выборочное
чтение. Разметка
текста. Выразительное
чтение. |
Выразительное
чтение. |
7.25. |
|
Я.
Аким «Весна, весною, о весне». |
«Секрет»
смеха. «Подружись» со словом. Беседа по вопросам. |
Разметка
текста. Выразительное
чтение. |
Выразительное
чтение. Составление устного рассказа (з.5.с.162) |
VIII. |
14 ч |
О животных |
|
|
|
8.1. |
|
М.
Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка». 1
часть. |
Обсуждение
вопросов. Учимся рассказывать. Составление плана. |
Выборочное
чтение. Деление
текста на части. |
Пересказ
с опорой на авторский текст. |
8.2. |
|
Н.
Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка». 2 часть. |
Беседа
по содержанию. Рассказать
содержание иллюстраций. Составление
плана. |
.
Деление на части, составление плана. Подписать иллюстрацию словами из текста. Деление
главы на части. |
Пересказ
по плану. |
8.3. |
|
А.
Толстой «Желтухин». Состояние
Желтухина |
Озаглавливание
части.Что задумал автор? Беседа по содержанию. Составление
плана. |
Выборочное
чтение. Деление
на части. Подписать
иллюстрацию словами из текста. |
Чтение,
пересказ по плану. |
8.4. |
|
А.
Толстой «Желтухин». Картины
наступления утра. |
Озаглавливание
части. Беседа
по содержанию. Юмор
рассказа. Словесное
рисование картин. «Подружись»
со словом. |
Выборочное
чтение. Самостоятельное
чтение. |
Пересказ
по плану. |
8.5. |
|
А.
Толстой «Желтухин». Трогательная дружба человека и птицы. |
Беседа
по содержанию. Придумать подписи к иллюстрации. Составление отзыва.». «Подружись»
со словом. Сравнительное
описание птицы. |
Деление
текста на части.. Выборочное
чтение. |
Рассказать
о жизни Желтухина. |
8.6. |
|
К.
Паустовский «Кот Ворюга». Веселая история, рассказанная серьёзным тоном. |
Обсуждение
вопросов. Игра:
«Восстанови по памяти» (глаголы движения). Пересказ,используя
иллюстрации к рассказу. |
Деление
текста на части. Выборочное
чтение. |
Чтение.
Рассказать о своих домашних животных. |
8.7. |
|
К.
Паустовский «Кот Ворюга». Скрытая улыбка автора. |
«Секрет»
смеха. Беседа по содержанию. Составление
плана для пересказа. |
Самостоятельное
чтение. Выборочное
чтение. |
Пересказ
по плану. |
8.8. |
|
Б.
Житков «Про обезьяну». 1 часть. |
Беседа
по вопросам. Озаглавливание части. «Подскажи
словечко». |
Чтение
по ролям. |
Чтение,
пересказ своими словами. |
8.
9. |
|
Б.
Житков «Про обезьяну». 2 часть |
Обсуждение
вопросов. Определение характеров и настроения героев. Озаглавливание части. Составление
плана. |
Деление
на части. Выборочное
чтение. Самостоятельное
чтение. |
Пересказ по плану. |
8.10. |
|
Б.
Житков «Про обезьяну». 3 часть |
Беседа
по содержанию. Составление отзыва о рассказе по плану. |
Самостоятельное чтение. Выборочное
чтение. Деление
текста на части. |
Пересказ
3 ч. с опорой на текст и отзыв. |
8.11. |
|
Э.
Асадов «Дачники» Отношение к природе. |
Беседа
по содержанию. Определение настроения. Описание природы, сравнение описаний в
1 и во 2 частях. |
Самостоятельное
чтение. Разметка
текста. Выразительное
чтение. |
Выразительное
чтение. |
8.12. |
|
Урок
внеклассного чтения. Д.Н.
М.- Сибиряк «Сказка про храброго зайца…», «Сказка о том, как жила – была
последняя муха». |
Игра: «Восстанови по памяти». Викторина. Ответы
на вопросы. |
Самостоятельное
чтение. Выборочное
чтение. |
Пересказ сказки (по выбору). Рисование иллюстраций. |
8.13. |
|
Ф.
Абрамов. Из рассказов Олены Даниловны. Урок любви к живой природе. |
«Подружись»
со словом. Игра:
«Восстанови по памяти». Обсуждение
вопросов. |
Выборочное
чтение. Чтение
по ролям. |
Рассказать
о своём отношении к диким животным, о помощи им. |
8.14. |
|
С.
Михалков «Будь человеком». Природа
- наш дом. |
Обсуждение
вопросов. Дать характеристику поступкам человека. Игра: «Восстанови действия»
(муравьев, человека). Определить
насроение стихотворения. |
Самостоятельное
чтение. Выборочное
чтение. Выразительное
чтение. |
Выразительное
чтение.. |
IХ. |
13 ч |
Из прошлого нашего народа. |
|
|
|
9.1. |
|
По
О. Тихомирову «Москва собирает войско». |
Беседа
по содержанию. Составление плана. «Подружись»
со словом. |
Деление
рассказа на части. Выборочное
чтение. |
Краткий
пересказ. |
9.2. |
|
По
О. Тихомирову. Куликовская битва. |
Обсуждение
вопросов. Составление плана для пересказа. |
Деление
на части. Выборочное
чтение. Подписать
иллюстрацию словами текста. |
Рассказ
о Куликовской битве по плану. |
9.3. |
|
По
О. Тихомирову. Слава героям. |
Ответы
на вопросы. «Восстанови
события в памяти». Озаглавливание
частей рассказа. |
Самостоятельное
чтение. Выборочное
чтение. |
Пересказ
по плану. |
9.4. |
|
Рассказы
о войне 1812 года. По
С. Алексееву «Бородино». «Ключи». «Конец похода». |
Обсуждение
вопросов. Игра: «Восстанови по памяти». Подготовка к краткому пересказу по
плану. Работа
с пословицами. |
Самостоятельное
чтение частей текста. Выборочное
чтение. |
Краткий
пересказ по данному плану. |
9.5. |
|
Н.
Некрасов «Мороз, Красный нос»
(отрывок). |
Беседа
по содержанию. Определение настроения стихотворения. «Подружись»
со словом. |
Разметка
текста. Выразительное
чтение. |
Выразительное
чтение. |
9.6. |
|
А.
Куприн «Белый Пудель». Впечатление о героях. |
Беседа
по содержанию. Определение настроения героев. Озаглавливание
части. Составление
плана пересказа. |
Деление
текста на части. Выборочное
чтение. |
Пересказ
по плану. |
9.7. |
|
А.
Куприн «Белый Пудель». Точка зрения
автора. |
Обсуждение
вопросов. «Подружись»
со словом.. Составление
плана пересказа. |
Деление
текста на части. Выборочное чтение. Чтение по ролям. |
Пересказ
по плану. |
9.8. |
|
А.
Куприн «Белый Пудель». Смена чувств и настроений героев. |
Беседа
по содержанию. Определение настроения героев. Озаглавливание
части. Составление
характеристики мальчика и Сергея. Отношение
автора к героям. |
Подписать иллюстрацию словами текста. Выборочное
чтение. |
Пересказ содержания с опорой на иллюстрацию. |
9.9. |
|
А.
Куприн «Белый Пудель». Приём
противопоставления. |
Ответы
на вопросы. Озаглавливание
отрывка. Составление
сравнения жизни двух мальчиков. |
Деление текста по данному плану. Выборочное
чтение. |
Пересказ
по плану. |
9.10. |
|
По
Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью». |
Беседа
по содержанию. «Подружись»
со словом. |
Деление
рассказа на части. Чтение
по ролям. |
Чтение
по ролям. Пересказ
отрывка близко к тексту. «Когда опустилась ночь» до слов «спасённая смертью
своих сыновей». |
9.11. |
|
По
Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью». Подвиг
защитников Москвы. |
Ответы
на вопросы. Составление
плана пересказа. Подобрать
слова, характеризующие действия героев-панфиловцев. |
Чтение
по ролям. Выборочное
чтение. |
Пересказ
по плану. |
9.12. |
|
Ю.
Коринец «У могилы неизвестного солдата». |
Беседа
по содержанию. Определение
настроения стихотворения. «Подружись»
со словом. |
Выразительное
чтение стихотворения. |
Выразительное
чтение. |
9.13. |
|
Урок
внеклассного чтения. В. Катаев «Сын полка» (отдельные главы). |
Игра
«Восстанови события». Викторина по прочитанным словам. Пересказ
понравившегося эпизода. |
Самостоятельное
чтение. Выборочное
чтение. |
Подготовить
пересказ понравившегося эпизода. Составить
вопрос. Нарисовать
иллюстрацию. |
Х. |
18
ч |
Из произведений зарубежных писателей. |
|
|
|
10.1 |
|
В.
Гюго «Гаврош». Знакомство с героем (краткий рассказ о событиях в романе). |
Беседа
по содержанию. «Подружись»
со словом. Составление
плана. |
Чтение
самостоятельное. Деление текста на части. Выборочное
чтение. |
Пересказ
1 ч. |
10.2. |
|
В.
Гюго «Гаврош». |
Беседа
по содержанию. «Восстанови»
действия героя. Определение
характера героя. |
Выборочное
чтение. Чтение по ролям. |
Рассказать
о Гавроше по данному плану. |
10.3. |
|
М.
Твен «Приключения Тома Сойера».
Пикник. |
Картина
жизни в рассказе. Определение настроения героев. Составление
плана. |
Выборочное
чтение. Деление
текста на части. |
Пересказ
по плану. |
10.4. |
|
М.
Твен «Приключения Тома Сойера».
«Заблудились». |
«Подружись»
со словом. Определение настроения героев. Подобрать
ключевые слова к пунктам плана. |
Выборочное
чтение. Деление
текста на части по данному плану. |
Пересказ
с использованием авторской лексики. |
10.5. |
|
М.
Твен «Приключения Тома Сойера».
Мужество и благородство героя. |
Беседа
по содержанию. «Восстанови»
действия героя. Определение
настроения героев. «Восстанови»
действия главного героя. Рассуждение
«В чём проявляется мужество и благородство Тома?» |
Выборочное
чтение. |
Рассказ
о Томе. |
10.6. |
|
М.
Твен «Приключения Тома Сойера». Cпасение. |
Беседа
по содержанию. Определение
настроения героев. «Подружись»
со словом. Составление
плана пересказа. |
Деление
текста на части. Выборочное
чтение. |
Пересказ
по плану. |
10.8. |
|
М.
Твен «Приключения Тома Сойера».
Деятельная натура героя. |
Беседа
по содержанию. Определение
настроения героев. «Подружись»
со словом. Составление
плана пересказа. |
Деление
текста на части. Выборочное
чтение. |
Пересказ
по плану. |
10.9. |
|
С.
Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Лесной гном. Знакомство с героем. |
Обсуждение
вопросов. «Подружись»
со словом. Озаглавливание части. Рисование словесной картины. Подготовка
к пересказу отрывка описания весны. |
Выборочное
чтение. |
Чтение I ч. Подробный
пересказ отрывка описания весны. |
10.10. |
|
С.
Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Начало чудес. |
Обсуждение
вопросов. Определение
настроения героя. Составление
плана для пересказа. |
Чтение
самостоятельное, деление на части. Выборочное
чтение. |
Пересказ
по плану. |
10.11. |
|
С.
Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Расплата. |
Беседа
по содержанию. Определение
настроения героя. Подготовка к пересказу от имени Нильса. |
Выборочное
чтение. |
Пересказ
от имени Нильса. |
10.
12 |
|
С.
Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями». Ужас положения Нильса. |
«Секреты
сказки». Беседа по содержанию. Озаглавливание
части. Составление
плана пересказа. |
Подписать
иллюстрации словами из текста. Выборочное
чтение. |
Пересказ,
используя иллюстрации к части. |
10.13. |
|
Г.Х.
Андерсен «Русалочка». |
Беседа
по содержанию. Словесное рисование картин. Составление
плана пересказа. |
Самостоятельное
чтение. Деление
на части. Выборочное
чтение. |
Пересказ
по плану. |
10.14. |
|
Г.Х.
Андерсен «Русалочка» Сердечная
боль Русалочки. |
Беседа
по содержанию. Подобрать ключевые слова к пунктам плана. |
Чтение
по ролям. Выборочное
чтение. |
Пересказ
с опорой на авторский текст. |
10.15. |
|
Г.Х.
Андерсен «Русалочка» Возвращение
принца на родину. |
Обсуждение
вопросов. Определение настроения. Подготовка
к пересказу по данному плану. |
Выборочное
чтение. Подписать
иллюстрацию словами из текста. |
Пересказ
по плану. |
10.16. |
|
Обобщающий
урок «Из произведений зарубежных писателей» |
Викторина
по прочитанным произведениям зарубежных писателей. «Восстанови»
в памяти события. «Подскажи
словечко». Пересказ
понравившегося эпизода. |
Самостоятельное
чтение. Выборочное
чтение. |
Нарисовать
иллюстрации к прочитанным произведениям. Подготовить
пересказ понравившегося эпизода. |
10.17. |
|
Урок
внеклассного чтения. С.Лагерлеф
«Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» ( отдельные главы) |
Словесное
рисование. Пересказ
понравившегося эпизода. Викторина
по прочитанным главам. Игра:
«Восстанови» действия. «Подскажи»
словечко. |
Самостоятельное
чтение. Выборочное
чтение. |
Рисование
иллюстраций. Составить
вопрос по прочитанным главам. Подготовить
пересказ понравившегося эпизода |
10.18. |
|
Урок
– викторина по пройденным произведениям за учебный год. |
Викторина
по разделам. Игра:
« Восстанови» события (по иллюстрациям, рисункам). |
Выборочное
чтение. |
Чтение
наизусть. Пересказ
отрывков. Словесное
рисование. |