Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Переславль-Залесская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:

deti @ deti. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________20____ года

Директор школы: ___________________

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Чтение и развитие речи» в 5 классе

____________ учебный год

 

 

 

 

 

Учителя русского языка

_____________________

 

 

 


Рабочая программа учебного курса  чтение и  развитие речи в 5 классе

Пояснительная записка

Рабочая программа курса чтение и развитие речи в 5 классе СКОУ VIII вида составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. Сборник 1. М., «Владос», 2001) и учебником чтения для 5 класса СКОУ VIII вида автора-составителя З.Ф. Малышевой  (М., «Просвещение», 2005). Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа – в неделю.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

- читать осознанно, правильно, выразительно, целыми словами вслух;

- читать «про себя», выполняя задания учителя»;

- отвечать на вопросы учителя;

- пересказывать текст по плану с помощью учителя, несложные по содержанию тексты – самостоятельно.

Учащиеся должны знать:

- наизусть 6-8 стихотворений.

Тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 5 классе (136 ч)

№№

п/п

Тематика

Количество часов

Заучивание наизусть

Внеклассное чтение

I.

Устное народное творчество.

3 ч

 

 

 

Считалки, заклички, потешки, загадки, пословицы

3 ч

 

 

II.

Сказки

17 ч

 

 

1.

Народные сказки

6 ч

 

Русские волшебные сказки «Иван Царевич и Змей».

2.

Авторские сказки

11 ч

А.С.Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» (отрывок)

 

III.

Картины родной природы

17 ч

 

 

1.

Лето

9 ч

И.Суриков «Ярко солнце светит».

А.Прокофьев «Берёзка»

П.П.Бажов «Серебряное копытце».

2.

Осень

8  ч

И.Бунин «Первый снег».

 

IV.

О друзьях товарищах

13 ч

 

Н.Носов «Фантазёры»,

«Огурцы».

V.

Басни И.А. Крылова

3 ч

 

 

VI.

Спешите делать добро.

15 ч

 

В.А.Осеева «Волшебное слово»,

«Синие листья»,

«Плохо».

VII.

Картины родной природы

25 ч

 

 

1.

Зима

10 ч

Ф.Тютчев «Зима».

К.Бальмонт «К зиме».

С.Есенин «Берёза».

 

В.Бианки «Снегурушка-милушка»,

«Храбрый Ваня».

2.

Весна

15 ч

А.Толстой «Вот уж снег…»

М.М.Пришвин «Золотой луг»,

«В краю дедушки Мазая».

VIII.

О животных

14ч

 

Д.Н, М.-Сибиряк «Сказка про храброго зайца…»,

«Сказка о том, как жила-была последняя муха».

IХ.

Из прошлого нашего народа

13 ч

 

В.Катаев «Сын полка» (отдельные главы)

Х.

Из произведений зарубежных писателей

18 ч

 

Г.Скребицкий «Заботливая мамаша»,

«Воришка».

 

Итого

136 ч

 8 стихотворений

9 уроков

 

Поурочное планирование уроков чтения и развития речи в 5 классе (136 ч)

№№

п/п

Дата

Тема

Развитие связной устной речи

Формирование навыков чтения

Контрольно-диагностические материалы

I.

3 ч

Устное народное творчество

 

 

 

1.1.

 

Считалки. Заклички – приговорки (тематика).

Потешки (язык потешек).

Составление считалки. Инсценировка потешек. Дидактическая игра «Подружись со словом».

Чтение по ролям. Выразительное чтение.

 

Выразительное чтение (по выбору – считалку, закличку или потешку).

1.2.

 

Пословицы и поговорки (тематика пословиц и поговорок).

Прямой и переносный смысл пословиц и поговорок. Дидактическая игра «Продолжи пословицу»

Самостоятельное чтение пословиц и поговорок.

Выписать 3 пословицы об учебе.

1.3.

 

Загадки.

«История» загадки.

Составление загадок.

Игра между командами «Знаешь ли загадки».

Самостоятельное чтение загадок.

 Найти загадки(2-3) на школьную тему.

II.

17 ч

Сказки

 

 

 

2.1

 

Сказки. «Никита Кожемяка» (Борьба добра и зла).

Беседа по вопросам.

Составление характеристики Никиты.

Подписать иллюстрацию словами из текста. Чтение по ролям.

Пересказ сказки с использованием авторской лексики.

2.2.

 

Как наказали медведя (тофаларская сказка)

 (Правда и вымысел в сказке). Ответы на вопросы.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Пересказ сказки.

 

2.3.

 

«Золотые руки (башкирская сказка) (секреты жанра).

Пересказ по плану.

Сравнения в сказке.

Пословицы и содержание сказки.

Составление плана пересказа.

Словесное рисование.

Чтение по ролям .

Подписать иллюстрацию словами текста.

 

Пересказ сказки по плану.

2.4.

 

«Морозко».  (Русская сказка).

Построение сказки.

Беседа по содержанию.

Составление сравнительной характеристики.

Роль синонимов в сказке.

Озаглавливание частей 

Краткий пересказ по иллюстрациям.

Чтение по ролям.

Подписать иллюстрации словами из сказки.

Деление сказки на части.

Чтение по ролям.

Пересказ с использованием лексики народных сказок.

2.5.

 

«Два мороза» (Русская сказка).

Игра: «Восстанови события».

Ответы на вопросы.

Чтение по ролям. Подписать иллюстрации словами из сказки.

Пересказ сказки своими словами.

2.6.

 

«Три дочери» (татарская сказка).

Игра: «Подружись со словом».

Составить характеристики сестёр.

Чтение по ролям.

 Пересказ близко к тексту.

2.7.

 

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Красота и характер царицы и царевны.

 

Беседа по содержанию.

Найти слова, характеризующую царицу и красоту царевны (составление характеристики).

Противопоставление образов

Самостоятельное чтение. Выборочное чтение.

 Чтение отрывка, пересказ.

Наизусть отрывок к обобщающему уроку.

 

2.8.

 

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Царевна у семи богатырей.

Беседа по содержанию. Словесное рисование портрета царевны. Описание поведения собаки.

Самостоятельное чтение.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение, пересказ своими словами.

2.9.

 

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

Верность Елисея. Природа – участница событий жизни человека.

Беседа по содержанию.

Игра: «Восстанови события».

Выразительное чтение по ролям разговора Елисея с природой.

Чтение.

Рассказ о Елисее, разговор с солнцем, месяцем, ветром.

2.10.

 

 Обобщающий урок по сказке А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Что общего и  в чем различие народной и авторской сказки.

Беседа по вопросам «Секреты» сказки

Пересказ по иллюстрациям.

Подписать иллюстрации словами из сказки.

Выборочное чтение.

Наизусть отрывок (по желанию) з.11.

2.11.

 

Урок внеклассного чтения. Русские народные (волшебные) сказки «Иван царевич и змей».

Пересказ.

Словесное рисование.

Викторина по прочитанным сказкам.

 Самостоятельное чтение.

Нарисовать иллюстрации к понравившимся эпизодам сказки.

Пересказ понравившегося эпизода.

Составить один вопрос по содержанию сказки.

2.12

 

По Д. Мамину-Сибиряку. «Серая Шейка». Птицы готовятся в далекий путь (одиночество серой шейки).

Беседа по содержанию. Составление плана о поздней осени.

Ответы, с использованием авторской лексики.

Самостоятельное чтение, подбор словаря к отрывку о поздней осени.

Чтение.

Пересказ отрывка по плану о поздней осени.

2.13.

 

По Д. Мамину-Сибиряку. «Серая Шейка». Знакомство Серой Шейки с Зайцем. (Беззащитность Зайца и Уточки).

Словарь, который создает грустное, тоскливое настроение.

Озаглавливание части. Рассказ по иллюстрации.

Чтение по ролям.

Пересказ отрывка, с использованием словаря.

2.14

 

По Д. Мамину-Сибиряку. «Серая Шейка». Разговор Лисы с Серой Шейкой.

Подписать иллюстрации к отрывку словами из текста Пересказ по ролям.

Беседа по содержанию.

 Чтение по ролям

Пересказ.

Нарисовать иллюстрацию к отрывку.

2.15.

 

По Д. Мамину-Сибиряку. «Серая Шейка». Страх Серой Шейки (Смена картин природы).

Беседа по содержанию. Сравнения в отрывке в описании картины природы Озаглавливание. Слова, передающие настроение Серой Шейки

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Подробный пересказ отрывка описания зимы.

2.16.

 

По Д. Мамину-Сибиряку «Серая Шейка». Встреча старика с Серой Шейкой.

Беседа по вопросам. Озаглавливание части. Определить настроение сказки.

Чтение по ролям.

Деление на части.

Рассказ о Серой Шейке по данному плану.

2.17.

 

Обобщающий урок по теме: «Устное народное творчество. Сказки»

Рассказ, почему любят сказки.

Беседа по содержанию.

Игра: « Подскажи словечко».

Выборочное чтение.

Составление рассказа «Почему я люблю сказки» (4-5 предложенй)

III.

17 ч

Картины родной природы

 

 

 

 

9 ч

Лето

 

 

 

3.1.

 

Г. Скребицкий «Июнь»

Главные приметы лета.

Составление словесной картины о лете.

Обсуждение вопросов. Старинный народный календарь (как называли в народе июнь).

Игра : «Подружись» со словом.

Самостоятельное чтение.

Чтение. Ответы на вопросы.

3.2.

 

И. Суриков «Ярко солнце светит»

Картины родной природы.

Обсуждаем вопросы. Определение настроения. Переносное значение слов. Озаглавливание стихотворения.

Выразительное чтение.

Наизусть.

3.3.

 

А. Платонов. «Июльская гроза».

Единство человека и природы. Перед грозой Стремление Антошки все понять.

Работа с картиной К. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

«Подружись» со словом. (Слова, описывающие природу как живое существо).

Обсуждение вопросов. Определяем настроение. Озаглавливание.

Деление на части.

Пересказ содержания  по плану.

3.4.

 

А. Платонов. «Июльская гроза».

Начало грозы. Действия природы как живого человека.

Беседа по содержанию. Озаглавливание части. Работа со словами, передающие действия природы.

Выборочное чтение.

Пересказ, используя иллюстрации к части.

3.5.

 

А. Платонов. «Июльская гроза».

Страдание детей и хлебного поля.

. Обсуждаем вопросы. Определение настроения (слова, характеризующие настроение детей). Озаглавливание. Составление плана.

Самостоятельное чтение.

Деление на части.

Пересказ по плану.

3.6.

 

А. Платонов. «Июльская гроза».

Состояние детей. Авторская точка зрения. (Что задумал автор?)

Беседа по содержанию. Приметы народной речи. Оценить поступок старика. Озаглавливание части.

Деление на части.

Выборочное чтение.

Рассказать о Наташе. Пересказ IV ч. по плану.

3.7.

 

А Прокофьев «Березка». Береза  - символ России.

Работа с картинкой. Беседа по вопросам. Слова, передающие настроение стихотворения.

Разметка текста.

Выразительное чтение.

Наизусть.

3.8.

 

Ю. Гордиенко «Вот и клонится…»

Беседа по содержанию. Определение настроения стихотворения. Народный календарь.

Разметка текста.

Выразительное чтение.

 Выразительное чтение.

3.9.

 

Урок внеклассного чтения. П.П. Бажов «Серебряное копытце».

Игра «Дополни строчку». Викторина по прочитанным произведениям. Словесное рисование. Ответы на вопросы.

Самостоятельное чтение.

Нарисовать рисунки к сказке. Пересказ понравившегося эпизода.

Составить один вопрос по содержанию сказки.

 

8 ч

Осень

 

 

 

3.10.

 

По Г. Скребицкому «Сентябрь». Народный календарь.

 Составление рассказа о начале осени (по личным наблюдениям). Обсуждение вопросов. Составление плана.

Деление текста на части.

Пересказ по плану.

3.11.

 

По И. Соколову-Микитову «Золотая Осень». Картины золотой осени».

Работа с картиной. Работа с планом. (з.5) Игра: восстанови определения (листья… )

Выборочное чтение.

Чтение.

Пересказ по плану.

3.12.

 

К. Бальмонт «Осень» Природа красива в любое время года.

«Подружись» со словом. Определяем настроение. Ответы на вопросы.

Разметка текста.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение.

3.13.

 

По Г. Скребицкому «Добро пожаловать». Лес ранним утром..

Обсуждение вопросов.

Составление плана.

Деление текста на части.

 

Пересказ по плану.

3.14.

 

По Г. Скребицкому «Добро пожаловать». Думы лесничего.

Взаимоотношения людей и природы.

Характеристика настроения героя.

Подписать иллюстрации словами из текста.

Выборочное чтение.

Пересказ близко к тексту отрывка.

3.15.

 

По В. Астафьеву «Осенние грусти».

Осенняя радость и осенняя грусть.

Обсуждение вопросов. Составление плана. «Подружись»со словом  Словесное рисование картины.

Деление текста на части.

Чтение, пересказ по плану.

3.16.

 

И. Бунин «Первый снег».

Обсуждение вопросов. Рисование словесное картины.

Разметка текста.

Выразительное чтение.

Наизусть.

3.17.

 

Обобщающий урок по теме «Лето. Осень».

Работа по иллюстрации К.А. Коровина «Осень. Аллея в Жуковке». Вопросы к теме. Загадки. Викторина.

Самостоятельное чтение.

Составление рассказа «Наступает осень»по плану.

IV.

13 ч

О друзьях-товарищах

 

 

 

4.1.

 

Ю. Яковлев. «Колючка». Соотнесение характера героя и названия рассказа.

Обсуждаем вопросы. Определяем настроение, характеры героев. Составление плана.

Деление текста на части.

Выборочное чтение.

Пересказ по плану.

4.2.

 

Ю. Яковлев. «Колючка». Урок,  преподнесенный Верой Колючке. (Совесть – это стыд, обращенный внутрь себя).

Обсуждение вопросов. Определение настроения героев.

Рассказ по иллюстрации.

Составление плана пересказа.

Деление на части по плану.

Выборочное чтение.

Пересказ по плану.

4.3.

 

 

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася»

Беседа по содержанию.

Игра: «Восстанови события»

Выборочное чтение.

 Чтение. Составить два вопроса по содержанию.

4.4.

 

Ю. Яковлев «Рыцарь Вася» Благородное сердце маленького рыцаря.

Дать оценку поступкам мальчиков.

Составление характеристики главного героя.

Составление плана пересказа.

Деление текста  на части.

 

Пересказ по плану.

4.5.

 

Н. Носов.  «Витя Малеев в школе и дома».

 

Беседа по содержанию.

Слова, передающие настроение героев.

Подписать иллюстрацию словами текста.

Выборочное чтение.

 

Чтение, ответы на вопросы 1, 2, 3.

 

4. 6.

 

Н. Носов.  «Витя Малеев в школе и дома». Дружба – начало всему.

Обсуждение вопроса «Как понимал Витя дружбу».

Ответы на вопросы.

Выразительное чтение по ролям.

Чтение по ролям.

4.7.

 

 

В. Медведев «Фосфорический мальчик». Первое впечатление о героях.

Ответы на вопросы.

Игра «Подружись» со словом.

Деление текста на части.

Чтение рассказа.

Составить два вопроса по содержанию.

4.8.

 

В. Медведев «Фосфорический мальчик». Характеристика героев.

Слова, характеризующие действия и поступки героев.

Рассказ о героях с опорой на текст.

Составление плана пересказа.

Выборочное чтение.

Пересказ по плану.

4.9.

 

Урок внеклассного чтения. Н. Носов. «Фантазеры», «Огурцы».

Пересказ понравившегося отрывка.

Игра: «Подскажи» словечко.

Викторина по содержанию рассказов.

Самостоятельное чтение.

Рисование иллюстраций к эпизодам рассказа.

Составить вопрос по содержанию рассказа.

4.10.

 

Л. Воронкова. «Дорогой подарок». Картины школьной жизни.

Обсуждаем вопросы. Озаглавливание части.

 Чтение по ролям.

Чтение.

Составить три вопроса к содержанию 1 ч.

4.11.

 

 

 

 

 

Л. Воронкова. «Дорогой подарок». Чувства и настроение героев.

 

 

 

Обсуждаем вопросы. Озаглавливание части.

Игра: «Подскажи» словечко.

Определение настроения тёти Нюры и ребят.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

 

 

Пересказ 2 части своими словами.

 

4.12.

 

Л. Воронкова. «Дорогой подарок». Большое сердце маленького человека.

Обсуждение вопросов.

Слова, передающие настроение тёти Нюры.

Дать характеристику поступку Серёжи.

Составление плана для пересказа.

Озаглавливание 3 части.

Самостоятельное чтение.

Деление на части.

Подробный пересказ 3 части, используя слова Серёжи и тёти Нюры.

4.13.

 

Я. Аким «Твой друг». Учитель в твоей жизни.

Обсуждение вопросов. Игра: Восстанови по памяти действия учителя.

Обсуждение пословиц.

Разметка текста.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение стихотворения.

V.

3 ч

Басни И.А. Крылова

 

 

 

5.1.

 

 И.А.Крылов «Ворона и лисица». Задача жанра.

Мораль басни (понятие).

Обсуждение вопросов. Определение характеров героев.

Что смешное в басне.

«Подружись» со словом.

Чтение по ролям.

Выразительное чтение по ролям.

5.2.

 

И.А. Крылов.

«Щука и кот».

Беседа по содержанию. Рисование картины к басне.

«Подружись» со словом. Крылатые выражения в басне.

Чтение по ролям.

Выразительное чтение по ролям.

5.3.

 

И.А. Крылов.  Квартет.

Беседа по содержанию.  «Подружись» со словом.

Драматизация басни.

«Подружись» со словом. Чтение по ролям.

Выразительное чтение.

VI.

15 ч

Спешите делать добро

 

 

 

6.1.

 

Н. Хмелик.  «Будущий олимпиец». Обзор раздела.

Обсуждение вопросов.   «Подружись» со словом.

Чтение по ролям.

Чтение по ролям.

6.2.

 

Н. Хмелик.  «Будущий олимпиец».

Урок нравственности, данный Сашей Журавлевым.

Обсуждение вопросов.   «Подружись» со словом

Составление сравнительной характеристики мальчиков и Саши.

Деление на части по данному плану.

Выборочное чтение.

 

Чтение, пересказ по плану.

Задание 1.

6.3.

 

О. Бондарчук.   «Слепой домик». Вокруг нас люди, нуждающиеся в нашей помощи.

Пересказ своими словами. Беседа по содержанию рассказа. «Подружись» со словом

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Чтение. Пересказ своими словами.

6.4.

 

В. Осеева «Бабка».

«Старость – не радость».

Обсуждение вопросов. Определение характера героев. Отношение к бабке – слова, передающие отношения к старому человеку. Озаглавливание 1 ч.

Чтение по ролям.

Деление на части по данному плану.

Пересказ с опорой на авторский текст.

6.5.

 

В. Осеева «Бабка» «Ростки добра в душе Борьки».

Что задумал автор? Бабушкины поговорки, их содержание. Анализ текста по вопросам. Составление плана.

Чтение по ролям.

Деление на части.

Чтение, пересказ по плану.

6.6.

 

В. Осеева «Бабка».  Что нужно человеку в жизни.

Обсуждение вопросов. «Подружись» со словом.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Пересказ близко к тексту с опорой на данные слова.

6.7.

 

В. Осеева «Бабка». Большая, щедрая, светлая душа бабушки.

Обсуждение вопросов. Подписать иллюстрацию.

Рассказать как выглядит Борька на иллюстрациях.

Составление плана пересказа.

 Подписать иллюстрацию словами из текста.

Деление текста на части.

Пересказ по плану.

Рассказ о своих бабушках, дедушках..

6.8.

 

Урок внеклассного чтения.  В.А. Осеева. «Волшебное слово», «Синие листья», «Плохо».

Беседа по содержанию. Обсуждение поступков героев. Игра: «Восстанови события». Викторина по содержанию рассказов.

Самостоятельное чтение.

Рисование иллюстрации к понравившимся эпизодам.

Пересказ рассказа (по выбору).

6.9.

 

А. Платонов.  «Сухой хлеб».

Детская душа перед вечными вопросами.

Обсуждение вопросов. Определение настроения героев с опорой на текст.

«Подружись» со словом.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Чтение 1 ч.

Пересказ по вопросам. з.8

6.10.

 

А. Платонов  «Сухой хлеб». Умение маленького героя видеть и понимать чужую боль.

«Восстанови по памяти»  (воспоминания Мити о дедушке, засухе, о работе матери в поле). Обсуждение вопросов.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Чтение 2 ч, задание 2.

 

6.11.

 

А. Платонов  «Сухой хлеб». Отношение автора к своему герою.

Что думал автор? Что нравится автору в своем герое?

Выборочное чтение текста. Чтение по ролям.

 Пересказ понравившегося эпизода.

6.12.

 

В. Распутин.   «Люся». Способность искусства приблизить к нам далекие события.

Обсуждение вопросов. Вспомните произведения искусства, рассказывающие о жизни в прошлом (рассказ учащихся).

«Подружись» со словом.

Выборочное чтение. Подписать иллюстрацию словами из текста.

Чтение 1 ч., пересказ содержания иллюстраций с опорой на текст.

 

6.13.

 

В. Распутин «Люся». Конь в жизни русского крестьянина. Тяжелые воспоминания Люси.

Обсуждение вопросов.  Составление плана.

Подготовка к пересказу. Определения настроения (по тексту). «Подружись» со словом (народные слова в речи матери).

 Деление на части.

Выборочное чтение.

Чтение, пересказ по плану.

6.14.

 

В. Брюсов  «Труд».

Беседа по содержанию. Пословицы и содержание стихотворения

Разметка текста .

Выразительное чтение.

Выразительное чтение.

6.15.

 

Р. Рождественский «Огромное небо».

Беседа по вопросам. Определение настроения стихотворения. Характеристика героев.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение.

Задание 5.

VII.

25 ч

Картины родной природы

 

 

 

 

10 ч

Зима

 

 

 

7.1.

 

Ю. Тютчев  «Зима».

Работа по картине. Общее в стихотворении и картине. «Подружись» со словом. Беседа по содержанию.

Разметка текста.

Выразительное чтение.

Чтение наизусть.

7.2.

 

Г. Скребицкий «Декабрь».

«Декабрь год кончает, зиму начинает».

Ответы на вопросы.

Подбор словаря к пунктам плана.

Игра: «Восстанови по памяти».

Самостоятельное чтение.

Деление на части по данному плану.

Чтение. Пересказ по плану с опорой на авторский текст.

7.3.

 

К. Бальмонт  «К зиме».

«Подружись» со словом. Беседа по содержанию. Определение настроения стихотворения.

Словесное рисование.

Разметка текста.

Выразительное чтение.

Наизусть.

7.4.

 

Г. Скребицкий «Всяк по – своему».

Что задумал автор? Определение настроения 1 части.

Игра: «Восстанови по памяти».

Самостоятельное чтение и деление на части.

Чтение, ответы на вопросы.

7.5.

 

«Всяк по – своему». Картины природы.

Ответы на вопросы. Составление рассказа по плану «Зайцы зимой».

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

Поставить 2 вопроса к II ч. рассказа.

Пересказ 2 ч.от лица зайца.

7.6.

 

С. Есенин «Береза»

 

Беседа по содержанию. «Подружись» со словом.

Определение настроения.

Словесное рисование.

Разметка текста.

Выразительное чтение.

Чтение наизусть.

7.8.

 

С. Есенин «Поет зима – аукает…».

Способность поэзии сделать человека добрее и красивее.

Обсуждение вопросов. «Подружись» со словом. Определение настроения.

Разметка текста.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение.

7.9.

 

А. Пушкин  «Зимняя дорога».

Беседа по вопросам. Определение настроения.

«Подружись» со словом.

Разметка текста.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение.

7.10.

 

Урок внеклассного чтения.

В. Бианки «Снегурушка – милушка», «Храбрый Ваня».

Ответы на вопросы. «Продолжи строчку». «Восстанови в памяти».

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

Рисование иллюстраций к рассказам.

Пересказ рассказа по выбору.

Составить вопрос по содержанию рассказа.

 

15 ч

Весна

 

 

 

7.11.

 

Г. Скребицкий «Март» Утро весны и утро года.

Беседа по вопросам. Составление плана.  «Продолжи строчку».

Самостоятельное чтение.

Деление на части.

Выборочное чтение.

Чтение.

Пересказ по плану.

7.12.

 

А. Толстой «Вот уж снег…».

Беседа по содержанию. Настроение стихотворения.

«Подружись» со словом.

Разметка текста.

Выразительное чтение.

Выучить наизусть.

7.13.

 

Г.Скребицкий «От первых проталин до первой грозы.

 Обсуждение вопросов.

Восстанови события, которые происходили в природе.

Составление плана пересказа.

Выборочное чтение.

Деление текста на части.

 Чтение, пересказ по плану.

7.14.

 

Г. Скребицкий «Весна – красна».

Обсуждение вопросов. Сравнения в тексте, их роль.

Составление плана.

Выборочное чтение.

Деление сказки на части.

Чтение, пересказать мамину сказку.

7.15.

 

Г. Скребицкий «Грачи прилетели».

«Заветный кораблик».

Составление описания грача.

Работа по картине. А.К. Саврасова «Грачи прилетели».

Сравнение содержания картины  и рассказа.

Игра «Подскажи словечко».

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

Подробный пересказ отрывка (2) от первого лица.

7.16.

 

Г. Скребицкий «В весеннем лесу».

Беседа по содержанию. Словесное рисование. Составление плана.

Деление на части.

Выборочное чтение.

Нарисовать картину. Пересказ по плану.

7.17.

 

А. Толстой «Весенние ручьи».

Обсуждаем вопросы. Игра: «Восстанови события». Подготовка к пересказу.

Деление текста по плану.

Выборочное чтение.

 Пересказ по плану  с опорой на авторский текст.

7.18.

 

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами…» (сведения о поэте).

Обсуждение вопросов.  «Секреты» поэзии. Как говорим мы. Как сказал поэт.

«Подружись» со словом.

Словесное рисование.

Настроение стихотворения.

Разметка текста.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение.

7.19.

 

А. Блок «Ворона» шутливая зарисовка.

Обсуждение вопросов. Словесное рисование картин.

Настроение стихотворения.

Разметка текста.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение. Нарисовать картинки к стихотворению.

7.20.

 

Е. Серова «Подснежник».

Беседа по содержанию. Определение настроения.  «Подружись» со словом.

Разметка текста.

Выразительное чтение.

 Наизусть.

7.21.

 

Урок внеклассного чтения М.М. Пришвин «Золотой луг», «В краю дедушки Мазая».

Викторина по прочитанным рассказам. Игра: «Восстанови по памяти».

Пересказ понравившегося рассказа.

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

Пересказ (по выбору) рассказа, рисованиеиллюстраций к рассказам.

Составить вопрос по содержанию рассказа.

7.22.

 

И. Соколов – Микитов «Весна».

Лесные картинки.

Обсуждаем вопросы.  «Подружись» со словом (прилаг. для характеристики живой и неживой природы). Устное рисование.

Сравнение рассказов «Март» Г.Скребицкого и «Весна» И.Соколова-Микитова.

Составление плана пересказа.

Самостоятельное чтение.
Деление на части.

Выборочное чтение.

Чтение.

Пересказ по плану.

7.23.

 

И. Бунин «Крупный дождь…» Конец весны.

Обсуждение вопросов.  «Подружись» со словом. Определение настроения стихотворения..

Разметка текста.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение.

7.24.

 

С.Есенин «Черёмуха»

Ответы на вопросы.

Словесное рисование картины.

«Подружись» со словом.

«Восстанови действия черёмухи». Определение настроения стихотворения.

Выборочное чтение.

Разметка текста.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение.

7.25.

 

Я. Аким «Весна, весною, о весне».

«Секрет» смеха. «Подружись» со словом. Беседа по вопросам.

Разметка текста.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение. Составление устного рассказа (з.5.с.162)

VIII.

14 ч

О животных

 

 

 

8.1.

 

М. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка».  1 часть.

Обсуждение вопросов. Учимся рассказывать. Составление плана.

Выборочное чтение.

Деление текста на части.

Пересказ с опорой на авторский текст.

8.2.

 

Н. Гарин – Михайловский «Тёма и Жучка». 2 часть.

Беседа по содержанию.

Рассказать содержание иллюстраций.

Составление плана.

. Деление на части, составление плана. Подписать иллюстрацию словами из текста.

Деление главы на части.

Пересказ по плану.

8.3.

 

А. Толстой «Желтухин».  Состояние Желтухина

Озаглавливание части.Что задумал автор? Беседа по содержанию.

Составление плана.

Выборочное чтение.

Деление на части.

Подписать иллюстрацию словами из текста.

Чтение, пересказ по плану.

8.4.

 

А. Толстой «Желтухин».  Картины наступления утра.

Озаглавливание части.

Беседа по содержанию.

Юмор рассказа.

Словесное рисование картин.

«Подружись» со словом.

Выборочное чтение.

Самостоятельное чтение.

Пересказ по плану.

8.5.

 

А. Толстой «Желтухин». Трогательная дружба человека и птицы.

Беседа по содержанию. Придумать подписи к иллюстрации. Составление отзыва.».

«Подружись» со словом.

Сравнительное описание птицы.

Деление текста на части..

Выборочное чтение.

Рассказать о жизни Желтухина.

8.6.

 

К. Паустовский «Кот Ворюга». Веселая история, рассказанная  серьёзным тоном.

Обсуждение вопросов.

Игра: «Восстанови по памяти» (глаголы движения).

Пересказ,используя иллюстрации к рассказу.

Деление текста на части.

Выборочное чтение.

Чтение. Рассказать о своих домашних животных.

8.7.

 

К. Паустовский «Кот Ворюга». Скрытая улыбка автора.

«Секрет» смеха. Беседа по содержанию.

Составление плана для пересказа.

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

Пересказ по плану.

8.8.

 

Б. Житков «Про обезьяну». 1 часть.

Беседа по вопросам. Озаглавливание части.

«Подскажи словечко».

Чтение по ролям.

Чтение, пересказ своими словами.

8. 9.

 

Б. Житков «Про обезьяну». 2 часть

Обсуждение вопросов. Определение характеров и настроения героев. Озаглавливание части.

Составление плана.

Деление на части.

Выборочное чтение.

Самостоятельное чтение.

 Пересказ по плану.

8.10.

 

Б. Житков «Про обезьяну». 3 часть

Беседа по содержанию. Составление отзыва о рассказе по плану.

 Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

Деление текста на части.

Пересказ 3 ч. с опорой на текст и отзыв.

8.11.

 

Э. Асадов  «Дачники» Отношение к природе.

Беседа по содержанию. Определение настроения. Описание природы, сравнение описаний в 1 и во 2 частях.

Самостоятельное чтение.

Разметка текста.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение.

8.12.

 

Урок внеклассного чтения.

Д.Н. М.- Сибиряк «Сказка про храброго зайца…», «Сказка о том, как жила – была последняя муха».

Игра:  «Восстанови по памяти».

Викторина.

Ответы на вопросы.

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

 Пересказ сказки (по  выбору). Рисование иллюстраций.

 

8.13.

 

Ф. Абрамов. Из рассказов Олены Даниловны. Урок любви к живой природе.

«Подружись» со словом.

Игра: «Восстанови по памяти».

Обсуждение вопросов.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

Рассказать о своём отношении к диким животным, о помощи им.

 

8.14.

 

С. Михалков «Будь человеком».

Природа - наш дом.

Обсуждение вопросов. Дать характеристику поступкам человека. Игра: «Восстанови действия» (муравьев, человека).

Определить насроение стихотворения.

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение..

IХ.

13 ч

Из прошлого нашего народа.

 

 

 

9.1.

 

По О. Тихомирову «Москва собирает войско».

Беседа по содержанию. Составление плана.

«Подружись» со словом.

Деление рассказа на части.

Выборочное чтение.

Краткий пересказ.

9.2.

 

По О. Тихомирову. Куликовская битва.

 

Обсуждение вопросов. Составление плана для пересказа.

Деление на части.

Выборочное чтение.

Подписать иллюстрацию словами текста.

 

Рассказ о Куликовской битве по плану.

9.3.

 

По О. Тихомирову. Слава героям.

Ответы на вопросы.

«Восстанови события в памяти».

Озаглавливание частей рассказа.

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

Пересказ по плану.

9.4.

 

Рассказы о войне 1812 года.

По С. Алексееву «Бородино».

«Ключи».  «Конец похода».

Обсуждение вопросов. Игра: «Восстанови по памяти». Подготовка к краткому пересказу по плану.

Работа с пословицами.

Самостоятельное чтение частей текста.

Выборочное чтение.

Краткий пересказ по данному плану.

9.5.

 

Н. Некрасов  «Мороз, Красный нос» (отрывок).

Беседа по содержанию. Определение настроения стихотворения.

«Подружись» со словом.

Разметка текста.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение.

9.6.

 

А. Куприн «Белый Пудель». Впечатление о героях.

Беседа по содержанию. Определение настроения героев.

Озаглавливание части.

Составление плана пересказа.

Деление текста на части.

Выборочное чтение.

                                               

Пересказ по плану.

9.7.

 

А. Куприн  «Белый Пудель». Точка зрения автора.

Обсуждение вопросов.

«Подружись» со словом..

Составление плана пересказа.

Деление текста на части.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям.               

Пересказ по плану.

9.8.

 

А. Куприн «Белый Пудель». Смена чувств и настроений героев.

Беседа по содержанию. Определение настроения героев.

Озаглавливание части.

Составление характеристики мальчика и Сергея.

Отношение автора к героям.

 Подписать иллюстрацию словами текста.

Выборочное чтение.

 Пересказ содержания с опорой на иллюстрацию.

9.9.

 

 

А. Куприн «Белый Пудель».

Приём противопоставления.

Ответы на вопросы.

Озаглавливание отрывка.

Составление сравнения жизни двух мальчиков.

 Деление текста по данному плану.

Выборочное чтение.

Пересказ по плану.

9.10.

 

По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью».

Беседа по содержанию.

«Подружись» со словом.

Деление рассказа на части.

Чтение по ролям.              

Чтение по ролям.

Пересказ отрывка близко к тексту. «Когда опустилась ночь» до слов «спасённая смертью своих сыновей».

9.11.

 

По Л. Жарикову «Снега, поднимитесь метелью».

Подвиг защитников Москвы.

Ответы на вопросы.

Составление плана пересказа.

Подобрать слова, характеризующие действия героев-панфиловцев.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Пересказ по плану.

9.12.

 

Ю. Коринец «У могилы неизвестного солдата».

Беседа по содержанию.

Определение настроения стихотворения.

«Подружись» со словом.

Выразительное чтение стихотворения.

Выразительное чтение.

9.13.

 

Урок внеклассного чтения. В. Катаев «Сын полка» (отдельные главы).

Игра «Восстанови события». Викторина по прочитанным словам.

Пересказ понравившегося эпизода.

 

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

Подготовить пересказ понравившегося эпизода.

Составить вопрос.

Нарисовать иллюстрацию.

Х.

18 ч

Из произведений зарубежных писателей.

 

 

 

10.1

 

В. Гюго «Гаврош». Знакомство с героем (краткий рассказ о событиях в романе).

Беседа по содержанию.

«Подружись» со словом.

Составление плана.

Чтение самостоятельное. Деление текста на части.

Выборочное чтение.

Пересказ 1 ч.

 

10.2.

 

В. Гюго «Гаврош».

Беседа по содержанию.

«Восстанови» действия героя.

Определение характера героя.

Выборочное чтение.

 Чтение по ролям.

Рассказать о Гавроше по данному плану.

10.3.

 

М. Твен «Приключения Тома Сойера».  Пикник.

Картина жизни в рассказе. Определение настроения героев.

Составление плана.

Выборочное чтение.

Деление текста на части.

 

Пересказ по плану.

10.4.

 

М. Твен «Приключения Тома Сойера».  «Заблудились».

«Подружись» со словом. Определение настроения героев.

Подобрать ключевые слова к пунктам плана.

Выборочное чтение.

Деление текста на части по данному плану.

 

Пересказ с использованием авторской лексики.

10.5.

 

М. Твен «Приключения Тома Сойера».  Мужество и благородство героя.

Беседа по содержанию.

«Восстанови» действия героя.

Определение настроения героев.

«Восстанови» действия главного героя.

Рассуждение «В чём проявляется мужество и благородство Тома?»

Выборочное чтение.

Рассказ о Томе.

10.6.

 

М. Твен «Приключения Тома Сойера».  Cпасение.

 

Беседа по содержанию.

Определение настроения героев.

«Подружись» со словом.

Составление плана пересказа.

Деление текста на части.

Выборочное чтение.

 

Пересказ по плану.

10.8.

 

М. Твен «Приключения Тома Сойера».    Деятельная натура героя.

Беседа по содержанию.

Определение настроения героев.

«Подружись» со словом.

Составление плана пересказа.

Деление текста на части.

Выборочное чтение.

 

Пересказ по плану.

10.9.

 

С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».  Лесной гном. Знакомство с героем.

Обсуждение вопросов.

«Подружись» со словом. Озаглавливание части. Рисование словесной картины.

Подготовка к пересказу отрывка описания весны.

Выборочное чтение.

 

Чтение  I ч.

Подробный пересказ отрывка описания весны.

10.10.

 

С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».  Начало чудес.

Обсуждение вопросов.

Определение настроения героя.

Составление плана для пересказа.

Чтение самостоятельное, деление на части.

Выборочное чтение.

 

Пересказ по плану.

10.11.

 

С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».  Расплата.

Беседа по содержанию.

Определение настроения героя. Подготовка к пересказу от имени Нильса.

Выборочное чтение.

Пересказ от имени Нильса.

10. 12

 

С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями».  Ужас положения Нильса.

«Секреты сказки». Беседа по содержанию.

Озаглавливание части.

Составление плана пересказа.

Подписать иллюстрации словами из текста.

Выборочное чтение.

Пересказ, используя иллюстрации к части.

10.13.

 

Г.Х. Андерсен  «Русалочка».

Беседа по содержанию. Словесное рисование картин.

Составление плана пересказа.

Самостоятельное чтение.

Деление на части.

Выборочное чтение.

Пересказ по плану.

10.14.

 

Г.Х. Андерсен  «Русалочка»

Сердечная боль Русалочки.

Беседа по содержанию. Подобрать ключевые слова к пунктам плана.

Чтение по ролям.

Выборочное чтение.

Пересказ с опорой на авторский текст.

10.15.

 

Г.Х. Андерсен  «Русалочка»

Возвращение принца на родину.

Обсуждение вопросов. Определение настроения.

Подготовка к пересказу по данному плану.

Выборочное чтение.

Подписать иллюстрацию словами из текста.

Пересказ по плану.

10.16.

 

Обобщающий урок «Из произведений зарубежных писателей»

Викторина по прочитанным произведениям зарубежных писателей.

«Восстанови» в памяти события.

«Подскажи словечко».

Пересказ понравившегося эпизода.

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

Нарисовать иллюстрации к прочитанным произведениям.

Подготовить пересказ понравившегося эпизода.

10.17.

 

Урок внеклассного чтения.

С.Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» ( отдельные главы)

Словесное рисование.

Пересказ понравившегося эпизода.

Викторина по прочитанным главам.

Игра: «Восстанови» действия.

«Подскажи» словечко.

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

Рисование иллюстраций.

Составить вопрос по прочитанным главам.

Подготовить пересказ понравившегося эпизода

10.18.

 

Урок – викторина по пройденным произведениям за учебный год.

Викторина по разделам.

Игра: « Восстанови» события (по иллюстрациям, рисункам).

Выборочное чтение.

Чтение наизусть.

Пересказ отрывков.

Словесное рисование.