Адрес: 152025 г.
Переславль-Залесский Ярославской обл.,
ул. Магистральная, д. 43, 43а,
43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:
________________________________________________________________________
Утверждена приказом директора школы:
№______ от «___»________20____ года
Директор школы: ___________________
учебного курса «Чтение и развитие речи»
в 6 классе
__________ учебный год
Учителя русского языка
_______________________
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса чтения и развития речи в 6 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов (Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов. Сб.1./ под ред. В.В. Воронковой.- М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2000г.) и учебнику чтение для 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида авторов: И.М. Бгажнокова, Е.С. Погостина, М.: «Просвещение», 2005г.
Количество часов в неделю – 4 ч, в год – 136 ч
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- читать вслух осознанно, правильно, выразительно; читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- определять основные черты характера действующих лиц;
- пересказывать текст по плану полно и выборочно.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 8 стихотворений.
Тематическое планирование по чтению и развитию речи в 6 классе (136 ч)
№ п/п |
Наименование
разделов и тем |
Количество часов |
Заучивание
наизусть |
Внеклассное
чтение |
1. |
Моя Родина. |
3 |
М. Ножкин «Россия» |
|
2. |
Золотая осень. |
17 |
И. Бунин «Лес, точно терем
расписной» |
Тема: «Охранять природу –
значит охранять Родину» Рассказы В. Бианки «Дробинка», «Голубые лягушки» |
3. |
Великая радость - работа. |
9 |
Б. Заходер «Петя мечтает» |
Дж. Родари «Путешествие
голубой стрелы» |
4. |
Страницы истории. |
13 |
|
Н. Носов «Приключения
Незнайки и его друзей», «Фантазёры» |
5. |
Что такое хорошо, что такое
плохо. |
5 |
|
|
6. |
Здравствуй, гостья – Зима. |
36 |
А. Пушкин «Вот север тучи
нагоняя…» И. Суриков «Белый снег пушистый…» |
Сказки А. Пушкина В. Астафьев «Белогрудка» А. Н. Толстой «Приключения
Буратино» |
7. |
Весна – красна. |
18 |
С. Смирнов «Первые приметы» В. Жуковский «Жаворонок» А. Твардовский «После
мартовских метелей» |
А. Н. Мамин – Сибиряк
«Приёмыш» |
8. |
Рассказы о животных. |
18 |
|
Е. Пермяк «Волшебные
истории» |
9. |
Рассказы, сказки, стихи для
детей. |
17 |
В. Набоков «Дождь
пролетел…» Н. Рыленков «Нынче ветер…» |
В. Астафьев «Васюткино
озеро» |
|
Итого |
136 ч |
10 - наизусть |
9 уроков – внеклассное
чтение |
Поурочное планирование по чтению
и развитию речи в 6 классе (136 ч)
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Словарь |
Развитие
устной речи |
Оборудование |
Контрольно -
диагностический материал |
|
1. Моя Родина (3 ч) |
|
||||||
1.1. |
|
В. Песков «Отечество» |
Эпиграф, до донца, целебен |
Объяснение эпиграфа к разделу и главной мысли
текста, объяснение выражения корни родины |
Картинки г. Ярославля, родной природы |
Контроль умений отвечать на вопросы, используя
авторский текст, работать с эпиграфом. |
|
1.2. |
|
М. Ножкин «Россия» |
Необъятна, мудрец, вольная (дорога) |
Работа над образными выражения, передающими образ
Родины. Определение главной мысли стихотворения. Объяснение пословиц. |
|
Заучивание наизусть, сформированность навыков
запоминания. |
|
1.3. |
|
М. Пришвин «Моя Родина» |
Находка, сокровища, кладовая солнца |
Определение темы рассказа, ответы на вопросы.
Деление текста на части по предложенному плану. Словесное рисование |
План |
Чтение стихотворения наизусть. Контроль умений выделять главную мысль рассказа,
давать полные ответы на вопросы, читать отрывка, соблюдая интонационные
нормы, пересказывать от первого лица с опорой на план. |
|
2. Золотая осень (17 ч) |
|
||||||
2.1. |
|
В. Бианки «Сентябрь» |
Хмурень, ревун, вёдро, листопаднички, амбар |
Работа над выражениями, передающими признаки ранней
осени. Объяснение пословиц. Словесное рисование. Выборочный пересказ
понравившегося эпизода |
Картинки об осени, пословицы на карточках |
Контроль умений пересказывать, объяснять смысл
пословиц, выделять признаки ранней осени с опорой на выражения из текста. |
|
2.2. |
|
И. Бунин «Лес, точно терем расписной» |
Резьба, лазурь, просветы, терем |
Тематический заголовок стихотворения. Определение
настроения стихотворения. Работа над сравнениями, передающими образ осени.
Составление рассказа об осени в родном крае, используя слова и выражения из
стихотворения и рассказа В. Бианки |
Картинки об осени. |
Контроль умений определять тему стихотворения,
отразив её в озаглавливании стихотворения, составлять рассказ об осени,
используя слова и выражения из стихотворения и рассказа В. Бианки. |
|
2.3. |
|
Ю. Качаев «Грабитель» |
Пучка, сопки |
Объяснение трудных слов. Ответы на вопросы. Рассказ
своими словами. Как медведь ограбил бурундука. Подпись иллюстрации из
учебника. |
|
Чтение
наизусть стихотворения. Контроль
умений давать полные ответы на вопросы, пересказывать содержание рассказа
своими словами с опорой на иллюстрации, выполнять деление текста на части,
выделять главную мысль каждой части, озаглавливать части рассказа. |
|
2.4. |
|
Б. Житков «Белый домик». Поведение детей. |
Шлюпка, корма, мель |
Ответы на вопросы с использованием примеры из текста. Озаглавливание частей с
отражением в заглавии главной мысли. Составление плана для пересказа.
Словесное рисование. |
|
Контроль умений пересказывать содержание рассказа,
используя слова из текста, с опорой на иллюстрации. Определение умений давать
оценку трудной ситуации, в которую попали дети с опорой на план. |
|
2.5. |
|
Б. Житков «Белый домик». Преодоление детьми
трудностей. |
|
||||
2.6. |
|
А. Белорусец «Звонкие ключи». Жизнь мальчика в
деревне. |
Перебранка, снежная тундра, северное сияние,
станция, терраса |
Беседа по содержанию. Составление плана пересказа.
Озаглавливание главной мысли рассказа. Составление рассказа по иллюстрации.
Анализ поведения мальчика в трудной ситуации. |
|
Контроль умений составлять план к рассказу,
пересказывать с опорой на план, выполнять деление рассказа на смысловые
части, озаглавливать их. Сравнивать действия мальчиков из рассказов «Белый
домик» и «Звонкие ключи». |
|
2.7. |
|
А. Белорусец «Звонкие ключи». Решение мальчика. |
|
||||
2.8. |
|
А. Белорусец «Звонкие ключи». Испытание мальчика в ночном лесу. |
|
||||
2.9. |
|
К. Паустовский «Заячьи лапы». Ваня у ветеринара. |
Сени, гарь, зенит, ветеринар, аптекарь, исподтишка,
пелена. |
Озаглавливание частей рассказа. Чтение по ролям.
Составление рассказа по иллюстрациям в учебнике. Сравнение порядка изложения событий в
рассказе и реальной последовательности происходящего. Пересказ с изменением
последовательности частей текста. |
|
Контроль умений пересказывать с опорой на план, на
иллюстрации. Выделять главную мысль рассказа, выполнять деление рассказа на
смысловые части. |
|
2.10. |
|
К. Паустовский «Заячьи лапы». Помощь Карла
Петровича. |
|
||||
2.11. |
|
К. Паустовский «Заячьи лапы». Рассказ деда. |
|
||||
2.12. |
|
К. Паустовский «Заячьи лапы». Доброта и отзывчивость людей. |
|
||||
2.13. |
|
И. Тургенев «Осенний день в берёзовой роще» |
Лазурь, дремота, украдкой, лукаво |
Работа над поэтическими зарисовками, передающими
очарование осенней природы. Составление рассказа описания осеннего дня с
использованием опорные выражения. |
Картинки осеннего дня. |
Контроль умений отвечать на вопросы в процессе
беседы, пересказывать близко к тексту. Выборочное списывание (нахождение в
тексте выражений характерных для описания осеннего дня). |
|
2.14. |
|
Е. Носов «Хитрюга».
Просьба сына. |
Переполох, кладовая |
Озаглавливание частей. Сравнить описание дня в
рассказах И.Тургенева и Е.Носова. Составление плана для пересказа. Чтение по
ролям. Рассказ о животных нашего края.
Устное высказывание на тему:
«Почему необходимо охранять и беречь природу» |
Картинки с животными леса, загадки о животных на
карточках |
Контроль умений составлять план, пересказывать по
плану 1 часть рассказа и своими словами
(2 часть), сравнивать описание дня в рассказах Тургенева и Носова,
читать по ролям, соблюдая интонацию. |
|
2.15. |
|
Е. Носов «Хитрюга».
Таинственное появление ежа. |
|
||||
16. |
|
В. Бианки «Октябрь» |
Грязник, зазимник, листопад |
Объяснение пословиц. Дать характеристику октября
примерами из текста. |
Зарисовки осенней природы. |
Индивидуальный опрос. Цель: определить сформированность
умений давать связные ответы на вопросы. Выделение главной
мысли произведения. |
|
17. |
|
Урок внеклассного чтения. «Охранять природу –
значит охранять Родину» В. Бианки «Голубые лягушки», «Дробинка» |
|
Беседа по содержанию. Словесное рисование картин об
осени. |
Картинки об осени. Выставка книг русских писателей и
поэтов, написавших рассказы и стихи о природе. |
Определение
уровня сформированности оценочных суждений на тему «Охранять значит….».
Контроль умений пересказывать понравившийся отрывок. |
|
3. Великая
радость работа (9 ч) |
9 |
||||||
3.1. |
|
С. Михалков «Будь человеком» |
Тлеть, эгоист, муравейник |
Ответы на вопросы. Дать оценку поступкам человека,
разорившего муравейник, опираясь на текст. |
Картинки о лесе, муравейник. |
Контроль умения соблюдать
интонацию, передавать настроение при
чтении стихотворения, умения рассказывать на тему «Мои друзья в природе» де». |
|
3.2. |
|
Б. Заходер «Петя мечтает» |
Неопрятный, неаккуратный |
Беседа по вопросам. Рассказ о Пете, о его мечтах,
чертах характера, используя примеры из текста. Определение качеств людей,
заслуживших уважение других людей. Заучивание наизусть. |
Картинки к стихотворению (зарисовки в тетрадь) |
Контроль умения соблюдать интонацию, передавать настроение при чтении стихотворения,
умение давать характеристику человеку, используя примеры из текста. |
|
3.3. |
|
По Д. Биссету «Слон и муравей» |
Закадычные друзья, птица – чакалка. |
Беседа по вопросам. Чтение по ролям. Объяснение
выражения, определяющего главную мысль сказки. |
|
Чтение наизусть. Контроль за сформированностью навыков чтения
по ролям, контроль умения пересказывать по ролям (инсценировка) |
|
3.4. |
|
По Д. Биссету «Кузнечик Денди» |
Прекрасный прыгун |
Ответы на вопросы. Чтение по ролям. Определение
главной мысли сказки. |
Картинки с изображением кузнечика и улитки. |
Индивидуальный опрос. Цель: определить сформированность умений давать
связные ответы на вопросы. Контроль умений пересказывать, соблюдая интонацию
героев, контроль за сформированностью навыков
чтения по ролям. |
|
3.5. |
|
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой». Знакомство Клавдио состариком. |
Галоп, величественный, безлюдная (даль), оазис |
Беседа по содержанию. Чтение по ролям. Обсуждение на
тему: «Что значит быть добрым человеком» |
|
Контроль
умений выполнять деление рассказа на смысловые части. Отслеживание уровня
сформированности практических навыков при составлении плана. |
|
3.6. |
|
Дж. Родари «Как один мальчик играл с палкой» Игры
мальчика с палкой. Добрый человек – это….. |
|
||||
3.7. |
|
Дж. Родари «Пуговкин домик». Мечта Пуговки. |
Плотник, рубанок, оглобли Мажордом, цилиндр |
Беседа по вопросам. Чтение по ролям. Определение
плана пересказа. Определение мысли сказки. Обсуждение на тему «Красота в
желаниях и мечтах человека». Составление характеристики Пуговки. |
|
Контроль
умений отвечать на вопросы в процессе беседы, пересказывать с опорой на план,
выделять главную мысль сказки, озаглавливать смысловые части, данные в учебнике. |
|
3.8. |
|
Дж. Родари «Пуговкин домик». Доброта Пуговки. |
|
||||
3.9. |
|
Урок внеклассного чтения. Дж. Родари «Путешествие
голубой стрелы» (отдельные главы) |
Обходчик, машинист, станция |
Беседа по вопросам. Словесное рисование |
Распечатка отдельных глав. Обложка книги. |
Контроль знаний определять сформированность умений
давать связные ответы на вопросы, пересказывать, выделять главную мысль
сказки. |
|
4. Страницы истории (13 ч) |
|
||||||
4.1. |
|
Былина «Илья Муромец и Соловей Разбойник» |
Былина, благословение, ратный (подвиг), радельник |
Беседа по вопросам. Работа над образными
выражениями. Чтение по ролям. |
Книга «Былины. Карточки со смысловым значением
трудных слов. |
Контроль умения работать над выразительными
средствами, пересказывать, характеризовать главных действующих лиц, давать оценку ситуаций. Контроль за умением различать оттенки
значений слов в тексте. |
|
4.2. |
|
Ф. Глинка «Москва» |
Посад, срединный |
Беседа по вопросам. Определение главной мысли
стихотворения. |
Картинки о Москве. |
Контроль
умения передавать чувства поэта, выделять главную мысль с помощью
учителя, соблюдать интонацию,
передавать настроение при чтении
стихотворения. |
|
4.3. |
|
В. Бианки «Ноябрь» |
Зябь, полузимник |
Работа над образными выражениями, передающими
картину описания поздней осени. Народные приметы и содержание текста.
Установление причинно – следственных связей
в природе. Рассказ о третьем деле осени. |
Зарисовки поздней осени. |
Контроль умений работать над образными выражениями,
передающими картину описания поздней осени, устанавливать причинно –
следственные связи в природе. |
|
4.4. |
|
По А. Алексееву «Без Нарвы не видать моря» |
Возок, обозы, фокус, величают, потешное (войско),
гвардия |
Ответы на вопросы, используя авторский текст. Работа
над выражением «Крепость воевать» |
Иллюстрации из учебника истории. |
Контроль
умений отвечать на вопросы в процессе беседы, используя авторский текст,
пересказывать. |
|
4.5. |
|
По А. Алексееву «На берегу Невы». Поездка с Меньшиковым. |
Ботфорты, Санкт - Петербург |
Ответы на вопросы. Чтение по ролям. Обсуждение на
тему «чему были посвящены военные походы, дела и жизнь Петра I. |
Иллюстрации из учебника истории. |
Контроль умений пересказывать с опорой на
предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно. |
|
4.6. |
|
По А. Алексееву «На берегу Нарвы». Решение Петра I |
|
||||
4.7. |
|
По А. Алексееву «Медаль». Орден Суворова. |
Гренадёр, турки. |
Чтение по ролям. Ответы по ролям. Подписать
иллюстрации словами из текста. Охарактеризовать поведение бойца. |
|
Контроль умений пересказывать с опорой на
предложенный план, выделять главную мысль рассказа, читать выразительно,
давать характеристику бойцу, отвечать полными ответами на вопросы. |
|
4.8. |
|
По А. Алексееву «Гришенька». Орден Кутузова. |
Адъютант |
Чтение по ролям. Ответы по ролям. Подписать
иллюстрации словами из текста. Дать характеристику М.Кутузову. |
|
Контроль умений читать по ролям, соблюдая интонацию,
давать иллюстрациям название, давать характеристику М. Кутузову. |
|
4.9. |
|
Е. Холмогорова. «Серебряный лебедь» |
Кафтан, прапорщик, щит, герб, камин |
Беседа по вопросам. Чтение отрывка по ролям.
Рассказать о ком рассказывали портреты в доме Раевских. |
Зарисовки различных гербов. |
Определение
уровня сформированности оценочных суждений на тему «Осуществится ли мечта
Раевского» |
|
4.10. |
|
Е. Холмогорова.
«Боевое крещение» |
Манёвр, штурм |
Чтение отрывка. Ответы на вопросы. Поведение
Раевского и его солдат в бою. |
|
Контроль умений пересказывать отрывок по наводящим
вопросам в учебнике, давать оценку поведению Раевского и его солдат в бою. |
|
4.11. |
|
«День
рождения Наполеона» |
Атака, захватчики, генерал, гонцы |
Ответы на вопросы. Рассказ на тему «Защита
Смоленска» Деление на части, составление плана пересказа. |
|
Отслеживание уровня сформированности практических
навыков при составлении плана. Определение уровня знаний на тему «Занятия
Раевских после ухода из армии» |
|
4.12. |
|
Е. Холмогорова.
«В дни спокойные». |
Отставка, имение, галерея |
Беседа по содержанию. Сравнение рассказа
составленного учащимися и авторского текста на тему «Сбылась ли мечта» |
|
Определение уровня знаний на тему «Занятия Раевских
после ухода из армии», сравнивать рассказы учеников и авторский текст на тему
«Сбылась ли мечта Раевского». |
|
4.13. |
|
Урок внеклассного чтения. Н. Носов «Приключения
Незнайки и его друзей», «Фантазёры» |
|
Беседа по содержанию. |
|
Контроль техники чтения, умения составления отзыва о
книге. |
|
5. Что такое хорошо, что такое плохо (5 ч) |
|
||||||
5.1. |
|
По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи».
Особенности героев. |
Поэт, рифма |
Беседа по содержанию. Описание сказочных героев, их
характеристика, их поведение. Чтение по ролям. |
|
Контроль умений давать полные ответы на вопросы,
читать выразительно, с соблюдением интонационных норм, давать характеристику
главным героям, исходя из их внешнего вида и поведения. |
|
5.2. |
|
По Е. Носову «Как Незнайка сочинял стихи». Неудачные
сочинения Незнайки. |
|
Беседа по содержанию. Чтение по ролям. Главная мысль
сказки. |
DVD – мультфильм «Приключения Незнайки» |
Контроль
умений отвечать на вопросы в процессе беседы, пересказывать с опорой на план,
выделять главную мысль сказки, читать по ролям. |
|
5.3. |
|
Е. Пермяк «Тайна цены». Сказка или быль. |
Дотошный (паренёк), обутки, портки, картуз, дюжина,
расчёт, кумачовой (рубахой) |
Беседа по прочитанному. Ответы на вопросы. Составление плана. |
|
Отслеживание уровня сформированности практических
навыков при составлении плана. |
|
5.4. |
|
Е. Пермяк «Тайна цены». Корень ценностей. |
Гончар – кувшинник, каменотёс |
Ответы на вопросы. Составление плана. Выборочный пересказ. Мудрая мысль сказки. |
|
Контроль умений пересказывать с опорой на план.
Выделять главную мысль сказки, выполнять деление сказки на смысловые части. |
|
5.5. |
|
По переводу Д. Гальпериной «Здравствуйте» |
Здравствуйте |
Ответы на вопросы. Деление на части плану.
Обсуждение на тему «Кого можно назвать вежливым» |
Правила поведения на плакате. |
Контроль умений пересказывать с опорой на план. |
|
6. Здравствуй, гостья – Зима (36 ч) |
|
||||||
6.1. |
|
В. Бианки «Декабрь» |
Студень, возродиться |
Ответы на вопросы. Рассказать о своих наблюдения за
изменением природы в декабре. Работа над выражением «Декабрь год кончает, а
зиму начинает» |
Картинки о зиме. Загадки на карточках о зиме.
Зарисовки учащихся. |
Контроль за умением рассказывать о приметах декабря,
опираясь на текст. |
|
6.2. |
|
Е. Благинина «Новогодние загадки» |
Пышно убрана. |
Ответы на вопросы. Словесное рисование. |
Рисунки учащихся о зиме. |
Контроль за
умением давать ответы на вопросы, составлять загадки. |
|
6.3. |
|
А. Никитин «Встреча зимы» |
Веял, угрюмые (небеса), угрюмый (лес) |
Ответы на вопросы. Определение настроения природы,
опираясь на образные выражения в стихотворении. Образные слова и выражения,
передающие настроение стихотворения. |
Рисунки о зимних забавах детей. |
Контроль за умением читать осознанно, выразительно,
передавая чувства автора. Контроль умений
работать над образными выражениями в стихотворении, передающими настроение
стихотворения. |
|
6.4. |
|
А. Дорохов «Тёплый снег» |
Бескрайний |
Ответы по содержанию. Работа над образными
выражениями, используемые для описания зимнего леса, солнца. |
Зарисовки зимнего леса. |
Контроль за умением давать ответы на вопросы,
пересказывать своими словами, работать
над образными выражениями, используемыми для описания зимнего леса, солнца. |
|
6.5. |
|
А. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя…» |
Клоками, волшебница зима, блеснул (мороз), дохнул,
завыл |
Определение настроения стихотворения. Образные
выражения, передающие картину природы. Словесное рисование. Заучивание
наизусть. |
Картинки о зиме. |
Умение передавать чувства поэта, выделять главную
мысль с помощью учителя. Умение читать осознанно, выразительно,
передавая чувства и переживания
автора. |
|
6.6. |
|
Д. Хармс «Пушкин». Детские годы Пушкина. |
Поэт, лицей, от досады, экзамен, рукописи |
Беседа по содержанию. Чтение по ролям. Составление
плана по рассказу. |
Портрет Пушкина, Державина. |
Чтение наизусть. Отслеживание уровня сформированности практических
навыков при составлении плана, пересказывать с опорой на план. |
|
6.7. |
|
Д. Хармс «Пушкин».
Знакомство с Державиным. |
|
||||
6.8. |
|
Урок внеклассного чтения. Сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотом петушке», «Сказка о
мёртвой царевне» |
|
Ответы на вопросы. Составление словесных картин.
Работа с иллюстрациями (подписать словами произведения иллюстрации) Зарисовки
понравившихся эпизодов из сказок. |
|
Пересказ понравившихся эпизодов. Контроль знаний по
прочитанным произведениям. |
|
6.9. |
|
В. Бианки «Январь» |
Серёдка, скок, мёртвый (сон), таят, убежище |
Работа с эпиграфом. Сравнение народных примет и
собственных наблюдений. Беседа по содержанию. Составление плана. |
Зарисовки о зиме |
Отслеживание уровня сформированности практических
навыков при составлении плана, пересказывать с опорой на план, сравнивать
народные приметы с собственными наблюдениями за природой. |
|
6.10. |
|
Х.-К. Андерсен «Ель». Мечты Ёлочки. |
Нанизав (ягоды), коленце, мачта, дровни, приволье,
изнываю, Рождество, изгородь, Сочельник, растопки, канул |
Беседа по содержанию. Деление текста на смысловые
части. Озаглавливание частей сказки. Чтение сказки по ролям. Составление
плана. Определение главной мысли сказки. Аппликации на тему «Жизнь Ёлочки до
и после…» |
Аппликации учащихся. |
Отслеживание уровня сформированности практических
навыков при составлении плана, пересказывать с опорой на план. Выполнять
деление сказки на смысловые части, озаглавливать части. |
|
6.11. |
|
Х.-К. Андерсен «Ель». Рождество Ёлочки. |
|
||||
6.12. |
|
Х.-К. Андерсен «Ель» в) Жизнь на чердаке. |
|
||||
6.13. |
|
Х.-К. Андерсен «Ель» г) Несбыточные мечты Ёлочки. |
|
||||
6.14. |
|
А. Чехов «Ванька» а) Жизнь Ваньки у сапожника. |
Заутреня, тёмный образ, колодка, шпандырь, сидельцы,
балагурит, дворня |
Ответы на вопросы. Деление на части. Работа с
иллюстрацией (подписать словами из текста) |
Иллюстрация (стр. 102, 104). Конверт. |
Контроль умений пересказывать с опорой на план, на
иллюстрации. Выделять главную мысль рассказа, выполнять деление рассказа на
смысловые части, озаглавливать части рассказа. |
|
6.15. |
|
А. Чехов «Ванька» б) Воспоминания Ваньки. |
|
||||
6.16. |
|
И. Никитин «Весело сияет» (отрывок) |
Храм Пелена |
Выразительные средства, передающие картину тихой
зимней ночи в селе. Словесное рисование. Озаглавливание стихотворений.
Сравнение стихотворений Никитина и Сурикова. Нахождение в них сходств и
различий. Заучивание наизусть |
Зимние зарисовки (зимняя ночь) Зимние зарисовки (зимнее утро) |
Умение передавать чувства поэтов, выделять главную
мысль с помощью учителя. Умение читать осознанно, выразительно,
передавая чувства и переживания
авторов, сравнивать стихотворения авторов. |
|
6.17. |
|
И. Суриков «Белый снег пушистый» |
|
||||
6.18. |
|
М. Зощенко «Лёля и Минька» Ёлка. Подготовка к празднику. |
Пастилка, церемониться |
Беседа по содержанию. Чтение по ролям. Определение
главной мысли. Обсуждение на тему «Какой урок преподнёс отец детям?» |
|
Чтение наизусть. Контроль за умением пересказывать с опорой на план,
на иллюстрации, выделять главную мысль сказки. |
|
6.19. |
|
М. Зощенко «Лёля и Минька» Ёлка. Поведение
детей на празднике. |
|
||||
6.20. |
|
Урок внеклассного чтения. В. Астафьев «Белогрудка» |
|
Ответы на вопросы. |
|
Контроль умения давать полные ответы по содержанию
рассказа. |
|
6.21. |
|
Ю. Рытхэу «Пурга».
Предостережения мамы. |
Малахай, вельбот, яранга, Чукотка. |
Беседа по вопросам. Чтение по ролям. Деление на
части и Озаглавливание частей. |
|
Контроль за умением пересказывать с опорой на план. |
|
6.22. |
|
Ю. Рытхэу «Пурга». Счастливое возвращение Йоо домой. |
|
||||
6.23. |
|
Ю. Дмитриев «Таинственный ночной гость» |
Полумрак, пригоршни, ветлы, притолока, озноб
(знобить) |
Ответы на вопросы. Рассказ о переживаниях автора.
Определение главной мысли рассказа (нахождение в тексте строчки, выражающие
главную мысль) |
|
Контроль за умением пересказывать с опорой на план, |
|
6.24. |
|
В. Бианки «Февраль» |
Перезимок, позёмка |
Ответы на вопросы. Объяснение народных примет в
феврале. Сравнение собственных наблюдений и народных примет. |
Картинки о зиме. |
Контроль за умением давать полные ответы на вопросы,
рассказывать о своих наблюдениях за погодой в феврале. |
|
6.25. |
|
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Отношение Мачехи и дочери к Падчерице. |
Пьеса, действие |
Беседа по вопросам. Чтение по ролям. Характеристики
Дочки и Падчерицы с приведением примеров из текста. Обозначение изменений в
природе в связи со сменой месяцев. Работа с иллюстрациями (подписать рисунки
строчками из текста). Определение главной мысли сказки. |
DVD - фильм «Двенадцать месяцев». |
Контроль умений давать полные ответы на вопросы,
читать выразительно, с соблюдением интонации, давать характеристику главным
героям, пересказывать с опорой на иллюстрации, выделять главную мысль сказки. |
|
6.26. |
|
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Отношение Месяцев
к Падчерице. |
|
||||
6.27. |
|
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Нравственные ценности, утверждаемые
народной мудростью в сказке. |
|
||||
6.28. |
|
С. Я. Маршак «Двенадцать месяцев». Красота русской
природы в сказке. |
|
||||
6.29. |
|
Урок внеклассного чтения. А. Н. Толстой
«Приключения Буратино» |
|
Беседа по содержанию. Деление на части,
озаглавливание частей. |
Обложка книги. Иллюстрации. |
Контроль за умением отвечать на вопросы, используя
текст, пересказывать содержание, выполнять деление на части, озаглавливание
частей в соответствии плана. |
|
6.30. |
|
По Х.-К. Андерсену «Снежная королева» |
Тролль, дьявол, клюка, принц, принцесса, Лапландия,
северное сияние, чертоги |
Беседа по содержанию каждой части. Чтение по ролям
отрывков. Озаглавливание частей сказки. Работа над выражениями,
характеризующие Снежную королеву. Рассказ о дружбе Кая и Герды. |
DVD – фильм «Снежная королева» |
Контроль умений давать полные ответы на вопросы,
читать выразительно с соблюдением интонационных норм, давать характеристику
главным героям, пересказывать с опорой на иллюстрации, выделять главную мысль
сказки. Определение умений давать оценку ситуации на тему «Испытания Герды». |
|
6.31. |
|
По Х.-К. Андерсену «Снежная королева» |
|
||||
6.32. |
|
По Х.-К. Андерсену «Снежная королева» |
|
||||
6.33. |
|
По Х.-К. Андерсену «Снежная королева» |
|
||||
6.34. |
|
По Х.-К. Андерсену «Снежная королева» |
|
||||
6.35. |
|
По Х.-К. Андерсену «Снежная королева» |
|
||||
6.36. |
|
По Х.-К. Андерсену «Снежная королева» |
|
||||
7. Весна – красна (18 ч) |
|
||||||
7.1. |
|
С. Смирнов «Первые приметы» |
Краснотал, голубеют (следы), припёк |
Ответы на вопросы. Рассказ о собственных наблюдениях
за изменениями в природе. Работа над выразительными средствами, говорящие о
наступлении весны. Заучивание
наизусть. |
Картинки о весне. |
Умение передавать чувства поэта, выделять главную
мысль с помощью учителя. Умение читать осознанно, выразительно,
передавая чувства автора. |
|
7.2. |
|
В. Бианки «Март» |
Парник, капельник, копоть, проталинки, равноденствие |
Ответы на вопросы. Главная мысль рассказа. Работа над образными выражениями. Сравнение
народных примет и авторских наблюдений. |
Картинки о весне, с птицами. |
Контроль за умением пересказывать рассказ с опорой
на образные выражения, приметы за погодой, выделять главную мысль рассказа. |
|
7.3. |
|
По В. Песков. «Весна идёт» |
Ратуша, Аляска, Антарктида |
Ответы на вопросы по содержанию. Рассказ о своих
наблюдениях за птицами весной. Работа по картине К. Юона «Мартовское солнце» |
Картинки с птицами. Репродукция картины К. Юона
«Мартовское солнце» |
Чтение наизусть. Контроль за умением пересказывать с опорой на
иллюстрацию к картине. |
|
7.4. |
|
М. Пришвин «Жаркий час» |
Жаркий час |
Работа с эпиграфом. Беседа по содержанию. Работа над
образными выражениями, передающими описание леса. |
Картинки с лесными животными и птицами. |
Контроль за умением пересказывать рассказ с опорой
на образные выражения, описывающие леса. |
|
7.5. |
|
Г. Скребицкий «Весенняя песня». Желание птиц помочь
Весне. |
Трескотня |
Ответы на вопросы. Чтение по ролям. Определение
правды и вымысла в сказке. Работа над образными словами и выражениями,
служащими для описания весенних лесов и лугов. Озаглавливание частей. |
Выставка картинок с птицами. |
Контроль за умением давать полные ответы на вопросы,
читать по ролям, соблюдая интонационные нормы, озаглавливать части рассказа,
работать над образными словами и выражениями, служащими для описания весенних
лесов и лугов. |
|
7.6. |
|
Г. Скребицкий «Весенняя песня». Помощь жаворонка. |
|
||||
7.7. |
|
Г. Скребицкий «Весенняя песня». Красота весенних
лугов лесов. |
|
||||
7.8. |
|
В. Жуковский «Жаворонок» |
Зардел, долина, лазурь |
Ответы на вопросы. Словесное рисование. Работа над
эпитетами, их роль в описании природы. Определение настроения и главной мысли
стихотворения. Заучивание наизусть |
Звукозапись романса М. Глинки «Жаворонок» |
Сформированность навыков запоминания при заучивании
стихотворения. |
|
7.9. |
|
А. Толстой «Детство» |
Кочетки, подёрнулся, выгон, табун, мерин, ощеряясь |
Беседа по содержанию. Определение главной мысли
отрывка. Работа над образными выражениями, передающими радость в природе. |
|
Чтение стихотворения наизусть. Контроль умений пересказывать отрывок, выделять
главную мысль отрывка, работать над образными выражениями, передающими
радость в природе. |
|
7.10. |
|
А. Твардовский «Как после мартовских метелей» |
Березняк (по – вербному), взбодрён |
Выразительные средства в стихотворении. Определение
главной мысли стихотворения. Заучивание наизусть. |
|
Сформированность навыков запоминания при заучивании
наизусть стихотворения. |
|
7.11. |
|
А. Плещеев «И вот шатёр свой голубой» |
Шатёр, окроплены, взор, гнёт, трель |
Ответы на вопросы. Устное рисование картины. Работа
над образными словами и выражение, говорящими о природе. |
Картинки о весне. |
Чтение стихотворения наизусть. Контроль за умением читать
осознанно. Находить
ответы на вопросы в тексте. |
|
7.12. |
|
В. Бианки «Апрель» |
Вешние потоки, гнёт |
Ответы на вопросы. Народные приметы содержание
текста. |
|
Контроль за умением пересказывать, выделять главную
мысль прочитанного. Коллективное задание на карточках (разложить в
определённой последовательности изменения в природе весной). |
|
7.13. |
|
Урок внеклассного чтения. А. Н. Мамин – Сибиряк
«Приёмыш» |
|
Беседа по содержанию. |
|
Коллективное составление отзыва о книге. |
|
7.14. |
|
К. Паустовский «Стальное колечко». Подарок Варюше от бойцов. |
Махорка, лязг, шинель, цигарка, сапёр, шест, стреха,
темечко, околица, колун, завалинка, лещина. |
Беседа по содержанию каждой части. Деление 3 части
на две. Озаглавливание частей. Чтение по ролям. Составление плана для
пересказа. Составление устного рассказа на данную тему. |
|
Составление рассказа на тему»Наступление весны в
нашем крае» Контроль за умением давать полные ответы на вопросы, читать по
ролям, соблюдая интонационные нормы, озаглавливать части сказки,
пересказывать с опорой на план. На иллюстрации. |
|
7.15. |
|
К. Паустовский «Стальное колечко». Варина беда. |
|
||||
7.16. |
|
К. Паустовский «Стальное колечко». Ожидание весны. |
|
||||
7.17. |
|
К. Паустовский «Стальное колечко». Радости Варюши. |
|
||||
7.18. |
|
Обобщающий урок по пройденным произведениям о весне. |
|
Народные приметы и свои наблюдения за изменениями в
природе. Сравнение картины И. Левитана,
романса М. Глинки и стихотворения В. Жуковского. |
Звукозапись романса М. Глинки «Жаворонок».
Иллюстрация к картине И. Левитана «Весна» |
Контроль за техникой чтения, умение составлять отзыв
о прочитанных произведениях,
составлять рассказ по картине,
сравнивать картину И. Левитана, романс
М. Глинки и стихотворение В. Жуковского, находить общее и различия. |
|
8. Рассказы о животных (18 ч) |
|
||||||
8.1. |
|
По В. Астафьеву «Злодейка». Поведение Фишки в лесу. |
Таймень, удилище, натаскать, умильными (глазами),
спиннинг, вымоины |
Ответы на вопросы. Деление на части. Озаглавливание
частей. |
|
Контроль умений пересказывать с опорой на план, на
иллюстрации, выделять главную мысль рассказа, выполнять деление на смысловые
части. |
|
8.2. |
|
По В. Астафьеву «Злодейка». Случай возле Красной глинки. |
|
||||
8.3. |
|
По Е. Барониной «Рассказы про зверей». Обитатели
зоосада. |
Ветеринар |
Ответы на вопросы после частей. Озаглавливание
частей. Подписать иллюстрации. Чтение по ролям. Составление плана пересказа.
Характеристика ветеринара. |
Картинки с животными. |
Контроль умений пересказывать с опорой на план, на
иллюстрации, выделять главную мысль рассказа, выполнять деление на смысловые
части, озаглавливать части, читать, с соблюдением интонационных норм. |
|
8.4. |
|
По Е. Барониной «Рассказы про зверей» Приёмы
ветеринара при лечении больных животных. |
|
||||
8.5. |
|
По Е. Барониной «Рассказы про зверей». Качества тех,
кто рядом с животными. |
|
||||
8.6. |
|
В. Драгунский «Кот в сапогах». Создание костюма
«Кота в сапогах» |
Карнавал |
Ответы на вопросы по содержанию. Чтение по ролям.
Словесное рисование. Составление плана. |
|
Контроль умений пересказывать с опорой на план, на
иллюстрации, выделять главную мысль рассказа, выполнять деление на смысловые
части, озаглавливать части, читать, с соблюдением интонационных норм, давать
полные ответы на вопросы. |
|
8.7. |
|
В. Драгунский «Кот в сапогах». Настоящая дружба ребят. |
|
||||
8.8. |
|
Д. Хармс «Заяц и Ёж». Встреча Зайца и Ежа. |
Невдалеке |
Беседа по содержанию. Чтение по ролям. Словесное
рисование. |
|
Уметь выражать главную мысль прочитанного,
характеризовать поступки героев, пересказывать с опорой на авторский текст. |
|
8.9. |
|
Д. Хармс «Заяц и Ёж». Обучение храбрости. |
|
||||
8.10. |
|
И. Крылов «Зеркало и Обезьяна» |
Образ, кум, ужимки |
Ответы на вопросы. Чтение по ролям. Словесное
рисование. |
Книга басен И. Крылова. |
Контроль за формированием
умений делить басню на логические части, осознанно читать
по ролям, выделяя голосом, интонацией слова зверей. Контроль запоминания
стихотворного текста. Определение
морали, объяснение смысла слов и выражений. |
|
8.11. |
|
Урок внеклассного чтения. Е. Пермяк «Волшебные истории» |
|
Выборочный пересказ, Беседа по содержанию. |
|
Контроль за техникой чтения, уметь составлять
отзыв произведения, пересказывать с опорой на иллюстрации. |
|
8.12. |
|
Дружба мангуста. |
Мангуст, кобра, прародители, суматоха,
благовоспитанный, вездесущий, негодование, ярость, дюжина, егозить, искусно,
бесстрашие |
Беседа по содержанию каждой части. Озаглавливание
частей. Выборочный пересказ. Чтение по ролям. Описание характера Рикки.
Сопоставление планов Нага и мангуста (таблица). Пересказ по предложенному в
учебнике плану. |
DVD – мультфильм «Рикки – Тикки – Тави» |
Самостоятельные работы (письменные ответы на вопросы
1 гл., 6гл.). Контроль за умением давать полные ответы на вопросы, читать по
ролям, соблюдая интонационные нормы, озаглавливать части сказки, давать
характеристику главному герою, исходя из поступков совершенных им,
пересказывать с опорой на иллюстрации. |
|
8.13. |
|
По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави». Знакомство
Рикки с садом и его обитателями. |
|
||||
8.14. |
|
По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави». Избавление
мангуста от Карайт. |
|
||||
8.15. |
|
По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави». Битва с
Нагом. |
|
||||
8.16. |
|
По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави». Битва с
Нагайной. |
|
||||
8.17. |
|
По Р. Киплингу «Рикки – Тикки – Тави». Победа мангуста. |
|
||||
8.18. |
|
Обобщающий урок по сказке Р. Киплинга «Рикки – Тикки
– Тави». |
|
||||
9. Рассказы, сказки, стихи для детей (17ч) |
|
||||||
9.1. |
|
В. Набоков «Дождь пролетел…» |
Воздух живителен, жимолость благоухает, жемчуг |
Ответы на
вопросы. Работа над образными выражениями. Заучивание наизусть. |
Картинки о лете. |
Умение читать стихотворение
спокойно, внятно, соблюдая знаки препинания. Находить сравнения, слова,
образы. |
|
9.2. |
|
В. Бианки «Май» |
Зорька, легкокрылые насекомые |
Работа над народными приметами. Народные приметы и
содержание авторского текста. Работа над образными выражениями. Словесное
рисование. Установление причинно – следственных связей в природе. Определение
третьего заключительного дела весны. |
Картинки о мае, о природе. |
Чтение наизусть. Рисование иллюстраций. Контроль за
умением пересказывать по цепочке, выделять главную мысль рассказа, работать
над образными выражениями. |
|
9.3. |
|
М. Дудин «Наши песни спеты о войне» |
Непогода, кровавая роса, недотёпа |
Ответы на вопросы. Работа над образными словами,
выражениями. Подготовка к выразительному чтению. |
Иллюстрации о войне. |
Контроль за умением определять главную мысль
стихотворения, выразительно читать, отвечать на вопросы. |
|
9.4. |
|
В. Медведев «Звездолёт «Брунька». Аня по прозвищу Брунька. |
Прозвище, космодром, космонавт, лукавство |
Ответы на вопросы. Деление сказки на части и
озаглавливание частей. Составление плана к каждой части сказки. |
|
Контроль за
умением пересказывать с опорой на план, на иллюстрации, выделять главную
мысль сказки. |
|
9.5. |
|
В. Медведев «Звездолёт «Брунька». Совет Ани от лени. |
|
||||
9.6. |
|
В. Медведев «Звездолёт «Брунька». Совет Ани от трусости. |
|
||||
9.7. |
|
В. Медведев «Звездолёт «Брунька». Заветная мечта Бруньки. |
|
||||
9.8. |
|
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками».
Знакомство композитора с Дагни. Обещание Э. Грига. |
Композитор, прибой, кряхтит, насупившись, смола,
симфоническая музыка. |
Беседа по содержанию. Озаглавливание частей текста.
Чтение по ролям. |
Портрет композитора. Звукозапись музыки Э. Грига. |
Контроль умений пересказывать с опорой на план,
выделять главную мысль рассказа, озаглавливать части рассказа, читать
выразительно, передавая настроение каждого из героев. |
|
9.9. |
|
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками». Ожидание долгожданной встречи. |
|
||||
9.10. |
|
По К. Паустовскому «Корзина с еловыми шишками». Получение удивительного подарка. |
|
||||
9.11. |
|
По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». Разочарование Маленького принца. |
Приручить |
Беседа по содержанию. Чтение по ролям. Словесное
рисование плана пересказа. |
Книга А. де Сент – Экзюпери. |
Рисунки к прочитанным отрывкам. Контроль за умением
характеризовать главных лиц, оценить
их поступки, обосновать своё
отношения к ним. |
|
9.12. |
|
По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». Встреча
с Лисом. |
|
||||
9.13. |
|
По А. де Сент – Экзюпери «Маленький принц». «Мы в ответе за тех, кого приручили» |
|
||||
9.14. |
|
В. Астафьев «Зорькина песня» |
Увал, прясло, распадок |
Ответы на вопросы. Работа над сравнениями. Работа с
иллюстрацией (подписать иллюстрацию словами из текста) |
Иллюстрация (стр.224) |
Умение осознанно правильно читать, отвечать на
вопросы по содержанию. |
|
9.15. |
|
Н. Рыленков «Нынче ветер…» |
Нынче, вторить |
Ответы на вопросы. Работа над выразительными
средствами. Выразительное чтение.
Заучивание наизусть. |
Картинки к стихотворению. |
Умение определять главную мысль стихотворения. |
|
9.16. |
|
Урок внеклассного чтения. В. П. Астафьев «Васюткино
озеро» |
|
Беседа по содержанию. Выборочный пересказ. Защита
собственных иллюстраций. |
|
Чтение наизусть. Контроль за техникой чтения, уметь составлять
отзыв произведения. |
|
9.17. |
|
Обобщающий урок по прочитанным произведениям.
Рекомендации на лето по внеклассному чтению. |
|
|
|
|
|