Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Переславль-Залесская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:

deti @ deti. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________20____ года

Директор школы: ___________________

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Чтение и развитие речи» в 7 классе

_________ учебный год

 

 

 

 

Учителя  русского языка

_______________________


 

Пояснительная  записка

Рабочая программа учебного курса чтение и развитие речи в 7 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под ред. Воронковой В.В. (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./М.: «Владос», 2000/ и учебником чтения для 7 класса СКОУ VIII вида автора-составителя А.К.Аксёновой (М., «Просвещение», 2005).

Программа направлена на совершенствование техники чтения учащихся и всех ее составляющих: правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Большое внимание уделяется развитию речи и мышления учащихся. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать причинно-следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения, в том числе эмоционального плана.

Программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа в неделю.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

·        Читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя»;

·        Выделять главную мысль произведения;

·        Характеризовать главных действующих лиц;

·       Пересказывать содержание прочитанного.

Учащиеся должны знать:

·        Наизусть 10 стихотворений.

Тематическое    планирование уроков чтения и развития речи в 7 классе (102 ч)

№ п./п.

Наименование разделов и тем уроков

Всего часов

Из них

Внеклассное чтение

Заучивание наизусть

1.

Устное народное творчество

12 ч.

Русские народные сказки

 

2.

А. С. Пушкин

7 ч.

В.П. Астафьев «Гуси в полынье»

№1. Отрывок из «Сказки о царе Салтане»;

№2. Стихотворение «Зимний вечер»;

№3. Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» «У Лукоморья дуб зелёный…».

3.

М.Ю.Лермонтов

3 ч.

 

№4. Отрывок из стихотворения «Бородино».

4.

И.А.Крылов

5 ч.

В.В.Бианки. Рассказы «Мышарик», «Вести из леса»

№5. Отрывок из басни «Волк и журавль»

5.

Н.А.Некрасов

4 ч.

 

 

6.

Л.Н.Толстой

8 ч.

Л.Н. Лагин «Старик Хоттабыч»

 

7.

А.П.Чехов

4 ч.

А.П. Чехов «Спать хочется»

 

8.

В.Г.Короленко

10ч.

В.Г. Короленко «Купленные мальчики»

 

9.

А.М.Горький

8 ч.

 

 

10.

М.В. Исаковский

3 ч.

 

№6 Стихотворение «Ветер»

11.

К.Г.Паустовский

3 ч.

К.Г. Паустовский «Жильцы старого дома»

 

12.

М.М. Зощенко

2 ч.

 

 

13.

К.М.Симонов

2 ч.

 

№7. Отрывок из стихотворения «Сын артиллериста» (2 часть)

14.

В.П. Катаев

2 ч.

 

 

15.

Н.И. Рыленков

3 ч.

Внеклассное чтение. А.А. Фадеев «Метелица».

№8. Стихотворение «Всё в тающей дымке»

16.

Ю.И. Коваль

5 ч

 

 

17.

Ю.Я. Яковлев

4 ч.

 

 

18.

Р.П.Погодин

3ч.

В.П.Катаев «Хуторок в степи»

 

19.

А.Г.Алексин

2 ч.

 

№9.

20.

К.Я. Ваншенкин

2 ч.

 

 

21.

Обобщающий урок

1 ч

 

 

 

Итого:

93 ч+9 ч=102 ч

9 ч

10 произведений

Поурочное    планирование уроков чтения и развития речи в 7 классе (102 часа)

 

№ п/п

дата

 

Тема урока

 

Развитие  устной речи

Навыки чтения

Контрольно-диагностические материалы

I.

12 ч

Устное народное творчество

 

 

 

1

 

Устное народное творчество. Жанры. Пословицы и поговорки. Загадки.

Толкование пословиц и поговорок. Анализ загадок. Составление плана пересказа статьи. Пересказ по плану.

Чтение с делением на части.

 

2.

 

Сказка как жанр устного народного творчества.

Называние сказок, которые читали, определение, к какой группе они относятся. Пересказ по плану.

Чтение с делением на части.

Пересказ статьи об устном народном творчестве..

3.

 

Особенности волшебной сказки. Сказка «Сивка-Бурка» (русская народная  сказка)

Высказывание по иллюстрациям. Составление плана.

Чтение с делением текста на части. Чтение по ролям.

Пересказ статьи о сказках.

4.

 

Сказка «Сивка-Бурка» (русская народная  сказка)

Составление плана. Пересказ сказки по плану. Восстановление последовательности событий по плану, по сюжетным картинкам.

Чтение с делением текста на части. Выразительное чтение.

Рассказывание об особенностях волшебной сказки.

5.

 

Особенности сказок о животных. «Журавль и Цапля»  (русская народная сказка)

Пересказ по ролям.

Чтение по ролям.

Пересказ сказки «Сивка-Бурка» по плану.

6.

 

«Умный мужик» (русская народная сказка). Особенности бытовых сказок.

Определение и доказательство, кто из героев сказки поступает справедливо. Характеристика действующих лиц. Описание иллюстраций. Пересказ по коллективно составленному плану.

Выборочное чтение. Чтение с делением на части.

Пересказ по ролям сказки «Журавль и Цапля».

7.

 

Былина как жанр устного народного творчества. Былина «Три поездки Ильи Муромца»

Сравнение особенностей былины и сказки. Разбор устаревшей лексики. Цитирование с опорой на иллюстрации.

Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Пересказ по коллективно составленному плану сказки «Умный мужик»

8.

 

Былина «Три поездки Ильи Муромца»

Характеры героев былины. Язык былины.

Составление плана. Пересказ по плану. Цитирование с опорой на иллюстрации.

Чтение с делением на части. Выборочное чтение.

Сравнение былины и сказки.

9.

 

Народные песни.  «Ах  кабы на цветы не морозы»

Приём параллелизма и олицетворения в народной песне (без введения терминов).

Выразительное чтение.

Пересказ былины «Три поездки Ильи Муромца»

10.

 

Народная песня «По улице мостовой»

Работа с образными словами и выражениями. Настроение песни. Особенности народных песен.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение народной песни «Ах  кабы на цветы не морозы»

10.

 

Пословицы, загадки

Подбор пословиц о чтении книг,   о временах года,  о животных.

Правильное чтение.

Выразительное чтение народной песни «По улице мостовой»

11.

 

Внеклассное чтение.  Русские народные сказки.

Пересказ эпизодов. Словесное рисование.

Чтение по ролям.

Подбор пословиц к главной мысли каждой сказки.

II.

 

Из произведений русской литературы 19 века (45 ч)

1.

 

Биография А.С.Пушкина

Рассказ биографии поэта по плану.

Чтение с делением  текста на части.

 

2.

 

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Решение царя. Заговор сестёр.

Цитирование с опорой на иллюстрации. Составление плана.

Чтение с делением на части. Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Пересказ биографической статьи по плану.

3.

 

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Чудеса на острове.

Словесное рисование. Составление высказываний по иллюстрациям с опорой на авторский текст. Составление плана. Работа с репродукцией картины Врубеля  «Царевна Лебедь»

Выборочное чтение. Выразительное чтение. Чтение с делением на части.

Пересказ по плану. Выборочное чтение по ролям.

4.

 

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Чудеса на острове.

Словесное рисование. Составление высказываний по иллюстрациям с опорой на авторский текст. Составление плана.

Выборочное чтение. Выразительное чтение. Чтение с делением на части.

Пересказ по плану. Выразительное чтение отрывков.

5.

 

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Сёстры матери чинят препятствия.

Характеристика действующих героев по вопросам. Выборочный пересказ. Составление плана.

Чтение с делением на части.

Пересказ по плану.

6.

 

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане». Поведение сестер и бабы Бабарихи. Обещания царя Салтана.

Характеристика действующих героев по вопросам. Выборочный пересказ. Составление плана.

Чтение с делением на части. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выразительное чтение.

Выборочный пересказ.

7.

 

А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» Встреча царя Салтана с сыном.

Составление плана. Краткий пересказ сказки по данному плану. Сходство и различие авторской сказки и народной.

Чтение с делением на части. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Заучивание отрывка наизусть.

Чтение отрывков по ролям.

8.

 

Внеклассное чтение. В.П. Астафьев «Гуси в полынье»

Пересказ эпизодов. Ответы на вопросы.

Выборочное чтение.

Чтение отрывка наизусть. Краткий пересказ сказки по плану.

9.

 

А.С.Пушкин

«Зимний вечер»

Приём параллелизма и олицетворения (без введения терминологии). Работа с эпитетами и сравнениями. Словесное рисование.

Выразительное чтение. Заучивание наизусть (отрывка).

Сходство авторской сказки и народной (ответы на вопросы). Выборочный пересказ.

10.

 

А.С.Пушкин

«У Лукоморья дуб зелёный…»

Работа с устаревшей лексикой. Словесное рисование.

Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

Чтение наизусть отрывка из стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер».

11.

 

М.Ю. Лермонтов Биография поэта, его творчество

Составление  плана.

Рассказ биографии по плану

Чтение с делением текста на части.

Чтение наизусть А.С.Пушкин

«У Лукоморья дуб зелёный…».

 

12.

 

 

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Работа с устаревшей лексикой. Составление плана.

Чтение с делением на части. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выразительное чтение отрывка «Перед боем»

Пересказ биографической статьи по плану.

13.

 

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Словесное рисование. Цитирование с опорой на иллюстрации.

Выборочное чтение. Выразительное чтение отрывка «Бой».  Заучивание наизусть.

Выразительное чтение отрывка «Перед боем»

14.

 

И.А.Крылов. Биография баснописца.

Рассказ биографии по плану. Работа с пословицами и поговорками.

Чтение с делением текста на части.

Чтение наизусть отрывка из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Бородино»

15.

 

И.А.Крылов.  «Кукушка и Петух»

Словесное рисование. Выявление морали басни. Работа с пословицами.

Чтение по ролям.

Пересказ по плану биографической статьи И.А. Крылова.

16.

 

И.А.Крылов.  «Волк и Журавль»

Словесное рисование. Выявление морали басни. Работа с пословицами.

Чтение по ролям. Заучивание наизусть.

Выразительное чтение стихотворения.

17.

 

И.А. Крылов «Слон и Моська»

Словесное рисование. Выявление морали басни. Работа с пословицами.

Выразительное чтение.

Чтение басни «Волк и Журавль» наизусть

18.

 

Внеклассное чтение.

В.В.Бианки. Рассказы

Выборочный пересказ. Словесное рисование.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Выразительное чтение басни «Слон и Моська»

 

19.

 

Н.А.Некрасов. Биография писателя, его творчество

Рассказ о жизни Некрасова в Петербурге. Главная тема его поэзии. Объяснение  строчек о смысле творчества поэта.

Чтение с делением на части.

Определение уровня знаний по теме в процессе индивидуального опроса  при пересказе

20.

 

Н.А.Некрасов. «Несжатая полоса»

Словесное рисование. Олицетворение,  эпитеты.

Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Выборочный пересказ биографической статьи (А.Н. Некрасов в Петербурге).

21.

 

Н.А.Некрасов. «Генерал Топтыгин»

 

Составление плана. Пересказ по плану с цитированием. Словесное рисование.

Чтение с делением на части. Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Выразительное чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Несжатая полоса»

22.

 

Н.А.Некрасов. «Генерал Топтыгин» Комичность и драматизм в стихотворении

 

 

Объяснение названия стихотворения. Что смешного, комичного в ситуации, описанной поэтом? В чем драматизм, тяжесть случившегося? Характеристика смотрителя по плану и опорным словам.

Выборочное чтение.

Выразительное чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Генерал Топтыгин»

 

23.

 

Л.Н.Толстой. Биография писателя, его творчество

Пересказ по плану биографической статьи.

Чтение с делением на части.

Характеристика смотрителя по плану и данным словам.

24.

 

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». I часть. Пленение Жилина.

Составление плана. Краткий пересказ по плану.

Чтение с делением на части.

Пересказ по плану биографии писателя.

25.

 

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». II часть. В госком поселении.

Составление рассказа по иллюстрации «Как жили горцы». Сравнение поведения Жилина и Костылина по вопросам. Краткий пересказ по плану.

Чтением по ролям. Чтение с делением текста на части.

Краткий пересказ I части повести «Кавказский пленник»

26.

 

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». II часть. Поведение Жилина и Костылина в плену

Сравнение поведения Жилина и Костылина по вопросам.

Чтением по ролям. Выборочное чтение.

Сравнение поведения Жилина и Костылина в плену.

27.

 

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник».  III  часть. Отношение окружающих к Жилину.

Выборочный пересказ по данному плану.

Выборочное чтение. Подбор отрывков к данному плану.

Сравнение поведения Жилина и Костылина по вопросам.

28.

 

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник».   IV часть. Жилин планирует побег.

Сравнение описания природы и переживаний Жилина. Составление плана. Выборочный пересказ по плану.

Чтение с делением на части. Выборочное чтение.

Выборочный пересказ по данному плану «Отношение окружающих к Жилину»

29.

 

Л.Н.Толстой. «Кавказский пленник». V часть. Неудачный побег.

Составление плана. Пересказ по плану. Сравнение поведения Жилина и Костылина.

Чтение по ролям. Чтение с делением на части.

Выборочный пересказ IV части.

30.

 

Л.Н.Толстой.  «Кавказский пленник». VI часть. Дружба Жилина и Дины.

Рассказ о дружбе Жилина и Дины по данному плану и опорным словам.

Чтение  по ролям. Выборочное чтение.

Пересказ по плану V части повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

31.

 

Обобщающий урок по повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина по данному плану и опорным словам. Краткий пересказ по плану.

Выборочное чтение.

Рассказ о дружбе Жилина и Дины по данному плану и опорным словам.

32.

 

Внеклассное чтение Л.Н. Лагин «Старик Хоттабыч»

Ответы на вопросы. Пересказ с опорой на иллюстрации. Восстановление последовательности событий.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Краткий пересказ повести Л.Н. Толстого «Кавказский пленник» по плану и опорным словам. Сравнительная характеристика Жилина и Костылина по плану.

33.

 

А.П.Чехов. Биография писателя, его творчество

Составление плана. Пересказ по плану. Беседа о самовоспитании.

Чтение с делением на части.

Определение уровня знаний по теме  в процессе фронтального опроса

34.

 

А.П.Чехов. «Хамелеон».

Описание базарной площади, действующих лиц.

 

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Пересказ биографической статьи.

35.

 

А.П.Чехов. «Хамелеон».

Характеристика действующих лиц по данному плану и опорным словам.

Выборочное чтение.

Выборочное чтение по ролям рассказа А.П. Чехова «Хамелеон»

36.

 

Внеклассное чтение. А.П. Чехов «Спать хочется»

 

Выборочный пересказ. Характеристика действующего лица.

Выборочное чтение.

Характеристика действующих лиц «Хамелеона» по плану и опорным словам.

37.

 

В.Г.Короленко. Биография писателя, его творчество

Пересказ биографии по плану.

 

Чтение с делением текста на части.

 

38.

 

В.Г.Короленко. «Дети подземелья». Я и мой отец

Рассказ об отношениях

Васи с сестрой, Васи с отцом.

Самостоятельное чтение. Выборочное чтение.

Рассказ биографии по плану.

 

39.

 

В.Г.Короленко. «Дети подземелья». Я приобретаю новое знакомство. 1 часть.

Описание часовни и её обитателей по опорным словам.

Выборочное чтение.

Рассказ об отношениях

Васи с сестрой и отцом.

40.

 

В.Г.Короленко. «Дети подземелья». Я приобретаю новое знакомство. 2 часть.

Деление главы на части по плану. Пересказ по плану

Чтение с делением текста на части.

Описание часовни и её обитателей по опорным словам.

41.

 

В.Г.Короленко. «Дети подземелья». Знакомство продолжается.

Сравнение по плану двух девочек.

 

Выборочное чтение.

Пересказ по плану.

42.

 

В.Г.Короленко. «Дети подземелья». Осенью.

Характеристика Валека и Васи, их отношения с сёстрами. Характеристика судьи по плану и опорным словам.

Выборочное чтение.

Сравнительное описание по данному плану двух девочек.

43.

 

В.Г.Короленко. «Дети подземелья». Кукла.

 

Устное сочинение на тему «Минуты радости и тревоги». Пересказ главы по плану.

Чтение по ролям. Чтение с делением на чсти.

Характеристика судьи по плану и опорным словам.

44.

 

В.Г.Короленко. «Дети подземелья». Обобщающий урок.

Объяснение названия повести.

Характеристика Васи и Валека по опорным словам. План повести. Краткий пересказ по плану.

Выборочное чтение.

Пересказ отрывка «Кукла» из повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»

45

 

Внеклассное чтение. В.Г. Короленко. «Купленные мальчики»

Беседа по содержанию.

Выборочное чтение.

Краткий пересказ по плану повести В.Г. Короленко «Дети подземелья»

III.

 

Из произведений русской литературы XX  века (45 ч)

1.

 

А.М.Горький.

Биография писателя, его творчество

Составление плана. Пересказ по плану.

Чтение с делением текста на части.

 

2.

 

 

А.М.Горький. «Детство». Жизнь в доме деда глазами Алеши

 

Характеристика обитателей дома деда, их взаимоотношений по вопросам и опорным словам.  Пересказ от имени героя.

Чтение по ролям.

Пересказ биографической статьи по плану.

3.

 

А.М.Горький. «Детство». История с напёрстком.

Составление плана. Пересказ по плану.

Чтение с делением текста на части. Чтение по ролям.

Пересказ от первого лица «Жизнь в доме деда глазами Алёши»

4.

 

А.М.Горький. «Детство». Наказание Алёши.

Составление плана. Пересказ по плану.

Характеристика матери Алёши по вопросам.

Чтение с делением текста на части. Чтение по ролям.

Пересказ по плану «История с напёрстком»

5.

 

А.М.Горький. «Детство». Бабушка и Цыганок.

Характеристика Бабушки и Цыганка по вопросам и опорным словам.

Выборочное чтение.

Пересказ отрывка «Наказание Алёши» по данному плану.

6.

 

А.М. Горький «В людях». В доме чертёжника. 1часть.

Художественные определения для описания дома и его хозяев. Пересказ по плану.

Чтение с делением текста на части. Выборочное чтение.

Характеристика Бабушки и Цыганка по вопросам и опорным словам.

7.

 

А.М. Горький «В людях». В доме чертёжника. 2 часть.

Пересказ по плану.

Чтение с делением текста на части. Выборочное чтение.

Пересказ по плану.

8.

 

А.М. Горький «В людях». Страсть к чтению.

Характеристика Алёши по плану и опорным словам.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Пересказ по плану.

9.

 

Обобщающий урок по произведениям А.М. Горького.

Ответы на вопросы. Выборочный пересказ с опорой на иллюстрации и авторский текст. Автобиографические повести.

Выборочное чтение. Чтение по ролям. Слушание отдельных глав из повести Детство» А. М. Горького

Характеристика Алёши по плану и опорным словам.

10.

 

М.В. Исаковский – поэт-песенник. «Детство»

Пересказ биографии М.В. Исаковского по плану. Ответы на вопросы по тексту стихотворения. Образные слова и выражения. Словесное рисование.

Чтение с делением на части. Выразительное чтение.

 

11.

 

М.В. Исаковский «Ветер»

Словесное рисование.

Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

Выразительное чтение стихотворения М.В. Исаковского «Детство»

12.

 

М.В. Исаковский «Весна»

Олицетворение. Словесное рисование.

Выразительное чтение.

Чтение стихотворения М.В. Исаковского «Ветер» наизусть.

13.

 

К.Г. Паустовский. Биографические сведения.

Ответы на вопросы.

Выборочное чтение.

Выразительное чтение стихотворения М.В. Исаковского «Весна»

14.

 

К.Г. Паустовский «Последний чёрт».

Словесное рисование. Составление плана. Пересказ по плану.

Деление текста на части. Выборочное чтение.

Ответы на вопросы по биографии писателя.

15.

 

К.Г. Паустовский «На глухом озере»

Последовательность событий. Составление плана.

Деление текста на части. Чтение по ролям.

Пересказ по плану.

16.

 

Внеклассное чтение. К.Г. Паустовский «Жильцы старого дома»

Викторина. Ответы на вопросы. Выборочный пересказ.

Выборочное чтение.

Пересказ по плану.

 

17.

 

К.М.Симонов. Жизнь и творчество поэта

Составление плана. Пересказ биографии по плану. Рассказ о войне.

Чтение с делением текста на части.

 

18.

 

К.М.Симонов. «Сын артиллериста», I часть.

Ответы на вопросы. Описание внешности лейтенанта Петрова по плану.

Чтение по ролям.  Выборочное чтение.

Пересказ биографической статьи по плану.

19.

 

К.М.Симонов. «Сын артиллериста», II часть.

Ответы на вопросы. Слова, характеризующее состояние майора Деева, поступок Лёньки.

Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

Выразительное чтение. Описание внешности лейтенанта Петрова по плану.

20.

 

Внеклассное чтение. А.А. Фадеев «Метелица».

Выборочный пересказ. Ответы на вопросы. Беседа о событиях войны.

Выборочное чтение.

Чтение наизусть отрывка из стихотворения К.М. Симонова «Сын артиллериста»

21.

 

В.П. Катаев. Флаг. 1 часть.

Беседа о событиях войны. Цитирование с опорой на иллюстрации. Пересказ плану и по опорным словам 1 части.

Чтение с делением текста на части. Выборочное чтение.

 

22.

 

В.П. Катаев. Флаг. 2 часть.

Составление плана. Пересказ по плану.

Оценка подвига русских моряков.

Чтение с делением текста на части. Выборочное чтение.

Пересказ по плану и опорным словам 1 части.

23.

 

Н.И. Рыленков. Биографическая справка. Стихотворение «Деревья»

Сравнение стихотворения М.В. Исаковского «Детство», Н.И. Рыленкова «Деревья».

Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Пересказ по плану 2 части.

24.

 

Н.И. Рыленков «Весна без вещуньи-кукушки…»

Работа с образными словами и выражениями. Изменение настроения стихотворения.

Выразительное чтение. Словесное рисование.

Выразительное чтение стихотворения Н. Рыленкова «Деревья»

25.

 

Н.И. Рыленков «Всё в тающей дымке…»

Словесное рисование. Работа с образными словами и выражениями.

Выразительное чтение. Словесное рисование. Заучивание наизусть.

Выразительное чтение стихотворения Н.Рыленкова «Весна без вещуньи-кукушки»

26.

 

Внеклассное чтение. Поэты о русской природе.

Участие в беседе. Цитирование. Словесное рисование.

Выразительное чтение.

Чтение наизусть Н. Рыленкова «Всё в тающей дымке…»

27.

 

Ю.И. Коваль. Биографическая справка.

«Капитан Клюквин».

Ответы на вопросы по биографической статье.

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

 

28.

 

Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин»

Описание клеста по плану и опорным словам. Определение основной мысли и художественных особенностей рассказа.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы по содержанию статьи и рассказа.

29.

 

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». 1 часть.

Озаглавливание частей. Пересказ по плану.

Чтение с делением на части. Чтение по ролям.

Описание клеста по плану и опорным словам (Ю.И. Коваль «Капитан Клюквин»)

30.

 

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». 2 часть.

Пересказ по данному плану. Словесное рисование.

Выборочное чтение. Деление текста на части по данному плану.

Пересказ 1 части по плану.

31.

 

Ю.И. Коваль «Картофельная собака». 3 часть.

Описание собаки по данному плану и опорным словам..

Выборочное чтение. Чтение с делением текста на части.

Пересказ по данному плану 2 части.

32.

 

А.А. Сурков Стихотворения из цикла «Победители»

Ответы на вопросы. Цитирование.

Выразительное чтение.

Описание собаки по данному плану и опорным словам (Ю.И. Коваль «Картофельная собака»)

33.

 

Ю.Я. Яковлев. Биография.

Пересказ по коллективно составленному плану биографической статьи.

 

Чтение с делением текста на части.

Выразительное чтение стихотворения

34.

 

Ю.Я. Яковлев «Багульник». Герои рассказа.

Составление рассказа о героях по опорным словам.

Выборочное чтение.

Пересказ по коллективно составленному плану биографической статьи.

 

35.

 

Ю.Я. Яковлев «Багульник». Секрет Кости.

Составление плана. Пересказ по плану.

Рассказ о собаках от лица Кости.

Чтение с делением текста на части.

Составление рассказа о героях по опорным словам.

36.

 

Ю.Я. Яковлев «Багульник». Верность собак и отношение к ним людей.

Описание собак по опорным словам. Рассказ о Косте по плану и опорным словам.

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Пересказ по плану «Секрет Кости»

37.

 

Р.П. Погодин. Биографическая справка. «Время говорит – пора» 1 часть.

Пересказ по коллективно  плану.

Чтение с делением текста на части.

Рассказ о Косте по плану и опорным словам.

38.

 

Р.П. Погодин «Время говорит – пора» 2 часть.

Оценка поступков отца и мальчика.

Чтение по ролям.

Пересказ по плану 1 части.

39.

 

Р.П. Погодин «Время говорит – пора» 3 часть.

Сравнительная характеристика Володи и его отца по плану и опорным словам.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям 2 части.

40.

 

А.Г. Алексин. Биографические сведения.

«Двадцать девятое февраля»

Ответы на вопросы по биографической статье. Составление плана. Краткий пересказ по плану.

Самостоятельное чтение. Чтение текста с делением на части.

Сравнительная характеристика Володи и его отца по плану и опорным словам.

41.

 

А.Г. Алексин. «Двадцать девятое февраля»

Составление характеристики Лили по плану и опорным словам.

Чтение по ролям.

Краткий пересказ по плану рассказа А.Г. Алексина «Двадцать девятое февраля»

42.

 

К. Я. Ваншенкин. Биографические сведения. Стихотворение «Мальчишка»

Ответы на вопросы по биографии поэта. Деление текста стихотворения на части. Характеристика героя, описание его настроения, чувств.

Самостоятельное чтение биографической статьи. Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Составление характеристики Лили по плану и опорным словам.

43.

 

К.Я. Ваншенкин. Снежки.

Словесное рисование.

Самостоятельное чтение.

Выразительное чтение стихотворения К.Я. Ваншенкина «Мальчишка»

44.

 

Внеклассное чтение. В.П. .Катаев «Хуторок в степи»

Выборочный пересказ. Словесное рисование.

Выборочное чтение.

Выразительное чтение стихотворения К.Я. Ваншенкина «Снежки»

45.

 

Итогово-обобщающий урок за курс 7 класса.

Викторина. Выборочный пересказ. Работа с иллюстрациями.

Выборочное чтение. Выразительное чтение.