Адрес: 152025 г.
Переславль-Залесский Ярославской обл., ул.
Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04.
Электронная почта:
________________________________________________________________________
Утверждена приказом директора школы:
№______ от «___»________20_____ года
Директор школы: ___________________
Ивахненко А.И.
учебного курса «Чтение и развитие речи»
в 8 классе
________ учебный год
Учителя русского языка
_______________________
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса
чтение и развитие речи в 8 классе составлена в соответствии с программой для
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов (Программы
для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под
ред. Воронковой В.В./ - М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2000) и учебником для
8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида./под ред. Малышевой З.Ф./ 3-е изд. – М.: «Просвещение», 2005.
Программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа – в неделю.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны знать:
- читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать про себя;
- выделять главную мысль произведения;
- давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая
свое отношение к ним;
- пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.
Тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 8 классе (102
ч)
№ п/п |
Наименование
разделов и тем |
Кол – во часов |
Внеклассное
чтение |
Заучивание
наизусть |
1. |
Устное
народное творчество |
10 ч |
|
|
1.1 |
Сказки |
3 ч |
|
|
1.2 |
Пословицы и поговорки. |
1 ч |
|
|
1.3 |
Баллады. |
3 ч |
|
|
1.4. |
Былины. |
2 ч |
|
|
1.5. |
|
|
Сказки народов мира. |
|
2. |
Произведения русской литературы XIX века. |
50 ч |
|
|
2.1 |
А.С.Пушкин. Биография:
М.Я.Басина «Публичное испытание», И.И. Пущин
«Записки о Пушкине». Стихотворения: «Памятник», «Во
глубине сибирских руд, «Зимнее утро», «Признание», «Сожженное письмо»,
«Няне», «На холмах Грузии». «Сказка о попе и о работнике его Балде». |
15 ч |
А.С. Пушкин «Капитанская
дочка» |
Заучивание наизусть: «Края
Москвы, края родные», «Зимнее утро», «На холмах Грузии…» |
2.2. |
М.Ю.Лермонтов. Биография.
Стихотворения: «Смерть поэта», «Родина», «Парус», «Сосна». Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и
удалого купца Калашникова». |
9 ч |
|
Заучивание наизусть: «Родина», «Парус». Отрывок из «Песни про царя…»
(описание утра, 3 часть, 1 строфа) |
2.3. |
И.А.Крылов. Биография.
Басни: «Волк на псарне», «Осел и соловей», «Муха и пчела». |
5 ч |
Жизненность басен И.
Крылова. «Синица», «Волк и Лисица», «Ворона и Курица». |
Заучивание наизусть басни
«Осел и соловей». |
2.4. |
Н.А.Некрасов. Биография.
Стихотворения: «Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда
деревенская», «Мороз красный нос». Отрывок из поэмы «Русские женщины». |
5 ч |
|
|
2.5. |
И.С. Никитин. Биография
поэта, его творчество. Стихотворения:
«Звёзды меркнут и гаснут», «Русь», «Утро на берегу реки». |
4 ч |
Н. Некрасов «Арина, мать
солдатская» |
|
2.6. |
И.С. Тургенев. Биография
писателя. Повесть «Муму» |
8 ч |
|
Прозаический отрывок
наизусть. |
2.7. |
Л.Н.Толстой. Биография.
Рассказ «После бала». |
4 ч |
В.М. Шукшин «Сильные идут
дальше» |
|
3. |
Произведения русских писателей 1- ой половины 20
века. |
22 ч |
|
|
3.1 |
А.П.Чехов. Биография.
Рассказ «Лошадиная фамилия». |
3 ч |
Внеклассное
чтение. А.П.Чехов «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Радость» |
|
3.2. |
А.М.Горький. Биография.
Рассказ «Макар Чудра». |
3 ч |
|
|
3.3. |
С.А.Есенин. Биография.
Стихотворения: «Спит ковыль», «Пороша», «Отговорила роща золотая». |
5 ч |
С.
Есенин «Я люблю тебя, Родина кроткая» |
Заучивание наизусть:
«Пороша», «Отговорила роща золотая» |
3.4. |
А. Платонов. Биографическая
справка. Рассказ «Разноцветная бабочка» |
1 ч |
|
|
3.5. |
А.Н. Толстой. «Русский
характер» |
2 ч |
|
|
3.6. |
Н.А. Заболоцкий «Некрасивая
девочка» |
1 ч |
|
|
4. |
Произведения русских писателей 2-ой половины 20
века. |
20 ч |
|
|
4.1 |
К. Паустовский «Телеграмма» |
2 ч |
|
|
4.2. |
Р.И. Фраерман «Дикая собака
Динго, или повесть о первой любви» |
6
ч |
В.П. Астафьев «Фотография,
на которой меня нет» |
|
4.3. |
Л.А. Кассиль. Пекины бутсы. |
2 ч |
|
|
4.4. |
А. Т. Твардовский «Василий
Тёркин» 1) «Гармонь» 2) «Кто стрелял», «В
наступлении» |
2 ч |
|
Отрывок из поэмы А.Т.
Твардовского «Василий Тёркин» |
4.5. |
В.М. Шукшин «Гринька
Малюгин» |
2 ч |
|
|
4.6. |
В.П. Астафьев «Далёкая и
близкая песня» |
1 ч |
|
|
4.7. |
Р.П. Погодин «Алфред» |
3 ч |
|
|
4.8. |
А.А. Сурков «Родина» |
1 ч |
Б.
Полевой «Повесть о настоящем человеке» |
|
|
Всего за год –, внеклассное чтение –, |
102 ч |
9 ч |
стихотворений наизусть – 10, прозаический отрывок – 1. |
Поурочное планирование по чтению и развитию речи в 8 классе (102 ч)
№ п/п |
дата |
Тема урока |
Развитие
речи |
Формирование
навыков чтения |
Контрольно
– диагностические материалы |
I. |
10 ч |
Устное народное творчество |
|
|
|
1.1. |
|
Сказка
– один из распространённых видов устного творчества. |
Полные ответы на вопросы,
характеристика видов сказок. |
Выборочное чтение. |
Техника чтение, понимание
прочитанного. |
1.2. |
|
Сказка «Волшебное кольцо». |
Признаки сказки. Ответы на
вопросы. |
Деление текста на части |
Ответы на вопросы по статье |
1.3. |
|
Сказка «Волшебное кольцо».
Добрые поступки Мартынки. |
Подбор эпитетов к словам:
молодец, девица, лес, земля. |
Выборочное чтение. Чтение
по ролям |
Краткий пересказ |
1.4. |
|
Пословицы и поговорки. |
Выбирать пословицы по темам
«Труд», «Родина», «Учение» и т.д., объяснять смысл пословиц. |
Самостоятельное чтение. |
Выборочное чтение по ролям. |
1.5. |
|
Баллада (общее понятие) |
Выбор опорных слов для
пересказа статьи. |
Выборочное чтение. |
Ответы на вопросы с помощью
пословиц. |
1.6. |
|
В.А. Жуковский. «Перчатка». |
Отвечать на вопросы. Оценивать поступок дамы. Работать по иллюстрации. Оценить поведение главного
героя. |
Выразительное чтение.
Чтение по ролям. |
Пересказ статьи о балладе. |
1.7. |
|
И.З. Суриков «Нашла коса на
камень». |
Работа по иллюстрации. Объяснить смысл пословицы. |
Чтение по ролям. |
Чтение по ролям баллады
В.А. Жуковского «Перчатка». |
1.8. |
|
Былины. |
Участие в беседе «Былинные
темы в произведениях писателей, композиторов, художников» |
Деление на части текста
статьи. |
Чтение по ролям баллады
И.З. Сурикова «Нашла коса на камень» |
1.9. |
|
«Добрыня и Змей» |
Ответы на вопросы.
Выделение устаревшей лексики. Работа с иллюстрацией. Ответы на вопросы. |
Выборочное чтение. Чтение
по ролям. Деление текста на части. |
Пересказ статьи о былинах
по плану. |
1.10. |
|
Внеклассное чтение «Сказки
народов мира» |
Выборочный пересказ. Ответы
на вопросы. |
Выборочное чтение. |
Чтение по ролям отрывка из
былины «Добрыня и Змей» |
II. |
50 ч |
Произведения русской литературы XIX века |
|
|
|
2.1. |
|
А.С.Пушкин. Биография. |
Составление
плана. Краткий пересказ биографии поэта. |
Деление
текста на части. Самостоятельное чтение. Заучивание наизусть «Края
Москвы, края родные…» |
|
2.2. |
|
М.Я.Басина «Публичное испытание». |
Отвечать на вопросы. Подписать
иллюстрацию словами из текста. |
Деление
текста на части. Самостоятельное чтение. |
Чтение наизусть «Края
Москвы, края родные…» |
2.3. |
|
И.И.Пущин «Записки о
Пушкине». |
Отвечать на вопросы по
содержанию. Словесное рисование комнаты
Пушкина. Выборочный
пересказ. Работа по репродукции картины Н. Ге «Встреча Пушкина и Пущина» |
Выборочное чтение |
Выборочное чтение отрывков
из статьи М.Я. Басиной «Публичное выступление». |
2.4. |
|
А.С.Пушкин «Памятник» |
Художественные определения.
Беседа по содержанию. Главная мысль. |
Выразительное чтение. |
Выборочный пересказ (И.И.
Пущин «Записки о Пушкине») |
2.5. |
|
А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд..» |
Роль художественных
определений в тексте. |
Выразительное чтение. Заучивание наизусть. |
Выразительное чтение
стихотворения А.С. Пушкина «Памятник» |
2.6. |
|
А.С.Пушкин «Зимнее утро» |
Словесное
рисование картин природы. Образные слова и выражения. Сравнение стихотворения
и иллюстрации. |
Выразительное чтение. |
Чтение наизусть
стихотворения А.С. Пушкина «Во глубине сибирских
руд…» |
2.7. |
|
А.С.Пушкин «И. И. Пущину» |
Рассказ
о встрече друзей в Михайловском по репродукции картины Н.Ге и «Запискам о Пушкине» И.И. Пущина. |
Выразительное чтение. |
Выразительное чтение
стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро» |
2.8. |
|
А.С. Пушкин «19 октября
1827» |
Рассказ
о лицейских годах А.С. Пушкина. |
Выразительное чтение. |
Выразительное чтение
стихотворения А.С. Пушкина «И. И. Пущину» |
2.9. |
|
А.С.Пушкин «Няне» |
Слова
и выражения, передающие отношение поэта к няне. Рассказ о няне А.С. Пушкина. |
Выразительное чтение. |
Выразительное чтение
стихотворения А.С. Пушкина «19 октября 1827» |
2.10. |
|
А.С.Пушкин «На холмах
Грузии» |
Настроение
стихотворения, образность. Ответы на вопросы с использованием лексики
стихотворения. |
Выразительное чтение.
Заучивание наизусть. |
Выразительное чтение
стихотворения А.С. Пушкина «Няне» |
2.11. |
|
А.С.Пушкин «Сожженное
письмо» |
Ответы
на вопросы. Упражнения «Дополни строчку», «Восстанови по памяти». Беседа о
лирике Пушкина. |
Выразительное чтение. |
Чтение наизусть
стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии» |
2.12. |
|
А.С.Пушкин «Я вас любил…» |
Упражнения
«Дополни строчку», «Восстанови по памяти». Беседа о лирике Пушкина. |
Выразительное чтение. |
Выразительное чтение
стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо» |
2.13. |
|
А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде» |
Беседа по содержанию.
Устаревшая лексика в сказке. |
Самостоятельное чтение.
Чтение по ролям. Выборочное чтение. |
Выразительное чтение
стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил…» |
2.14. |
|
А.С.Пушкин «Сказка о попе и
о работнике его Балде». Образы героев в сказке. |
Слова и выражения,
передающие характер героев. Выделение главного в каждой части. Составление
плана. |
Деление текста на части.
Чтение по ролям. |
Выборочное чтение отрывков
из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина
к иллюстрациям учебника. |
2.15. |
|
Внеклассное чтение. А.С.
Пушкин «Капитанская дочка» |
Выборочный пересказ. Ответы
на вопросы. |
Выборочное чтение. |
|
2.16. |
|
М.Ю. Лермонтов. Биографический поэта. |
Пересказ по плану. |
Самостоятельное чтение.
Деление текста на части. |
|
2.17. |
|
М.Ю. Лермонтов «Смерть
поэта». |
Слова, характеризующие
поэта и убийцу. Беседа о биографических фактах из жизни А.С. Пушкина. |
Выразительное чтение.
Выборочное чтение. |
Пересказ биографической
статьи по плану. |
2.18. |
|
М.Ю. Лермонтов «Родина». |
Словесное рисование. Звуки,
образы родины. Настроение стихотворения. |
Выразительное чтение.
Выборочное чтение. Заучивание наизусть. |
Выразительное чтение
стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта» |
2.19. |
|
М.Ю.Лермонтов «Парус». |
Понимание приёма олицетворения
(без определения понятия). Словесное рисование. Характер лирического героя стихотворения
«Парус» (без определения понятия). |
Выразительное чтение.
Выборочное чтение. Заучивание наизусть. |
Чтение наизусть
стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина» |
2.20. |
|
М.Ю.Лермонтов «Сосна». |
Работа с репродукцией
картина И. Шишкина «На севере». Образность стихотворения. Человеческие
отношения и стихотворные образы. Подписать иллюстрации словами из
стихотворения (цитирование). |
Выразительное чтение.
Выборочное чтение. |
Чтение наизусть
стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» |
2.21. |
|
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Опричник Кирибеевич на пиру
у царя. |
Словесное рисование картин
пира царя Ивана Грозного. Словесное рисование портрета Алёны Дмитриевны.
Озаглавливание строф. |
Самостоятельное чтение.
Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение. |
Выразительное чтение
стихотворения М.Ю. Лермонтова «Сосна» |
2.22. |
|
М.Ю.Лермонтов «Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Рассказ Алены Дмитриевны мужу. |
Дать оценку поступкам Алёны
Дмитриевны и опричника. Беседа о переживаниях героев. |
Выборочное чтение.
Выразительное чтение. |
Чтение по ролям отрывка из
«Песни про царя Ивана Васильевича ….» М.Ю.
Лермонтова. |
2.23. |
|
М.Ю.Лермонтов
«Песня про царя
Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».
Кулачный бой на Москве-реке. |
Словесное описание утра над
Москвой-рекой. Словесное описание портретов Калашникова, Кирибеевича. |
Выборочное
чтение. Выразительное чтение. Заучивание отрывка «Утро над Москвой-рекой» |
Выразительное чтение
отрывка из «Песни про царя Ивана Васильевича ….»
М.Ю. Лермонтова. |
2.24. |
|
М.Ю.Лермонтов «Песня
царя Ивана Васильевича, молодого
опричника и удалого купца Калашникова» (обобщающий урок) |
Беседа по содержанию,
определение авторского отношения к героям песни. Сравнение зачина о концовки. |
Выборочное чтение.
Выразительное чтение. |
Чтение
наизусть отрывка из «Песни про царя Ивана
Васильевича….» М.Ю. Лермонтова. |
2.25. |
|
И.А.Крылов. Биография
баснописца. |
Викторина «Из какой басни?» Объяснять, что такое басня,
мораль. Пересказ биографической статьи. Инсценирование басен
«Ворона и Лиса», «Кукушка и Петух» |
Самостоятельное чтение.
Деление текста на части. |
|
2.26. |
|
И.А.Крылов «Волк на
псарне». |
Рассказать, в связи с какими
событиями написана басня. Работать по иллюстрации. Словесное рисование.
Образные выражения. Мораль басни. |
Чтение по ролям.
Выразительное чтение. |
Пересказ биографической
статьи о И.А. Крылове. |
2.27. |
|
И.А.Крылов «Осел и
соловей». |
Беседа по содержанию. Объяснять слова и
выражения. Характер героев басни. |
Выразительное чтение.
Заучивание наизусть. |
Выразительное чтение по
ролям басни И.А. Крылова «Волк на псарне» |
2.28. |
|
И.А.Крылов «Муха и пчела». |
Дать характеристику пчеле,
мухе. Замените слова и выражения
другими, близкими по смыслу. |
Выразительное чтение.
Чтение по ролям. |
Чтение наизусть басни И.А.
Крылова «Осёл и соловей» |
2.29. |
|
Внеклассное чтение.
Жизненность басен. И.А. Крылова. «Синица», «Волк и Лисица», «Ворона и
Курица». |
Беседа по содержанию басен.
Составление высказываний по иллюстрациям. Оценка поступков и характеров
героев басен. Определение основной мысли. Работа с пословицами. Словесное
рисование. |
Чтение по ролям.
Выразительное чтение. |
Иллюстрации к прочитанным
басням с цитатами. |
2.30. |
|
Н.А.Некрасов. Биография. |
Составить план биографии
поэта. Пересказ. |
Самостоятельное чтение,
деление текста на части. |
|
2.31. |
|
Н.А.Некрасов «Размышления у
парадного подъезда». |
Работа с репродукцией картины И. Репина «Бурлаки на Волге».
Беседа по содержанию. |
Выразительное чтение. |
Пересказ биографической
статьи о Н.А. Некрасове. |
2.32. |
|
Н.А.Некрасов «В полном
разгаре страда деревенская». |
Словесное рисование.
Художественные определения. Беседа о жизни крестьян в 19 веке, доле русской крестьянки. Рассказ
о тяжёлой доле русской женщины по опорным словам. |
Выразительное чтение. |
Выразительное чтение
стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда». |
2.33. |
|
Н.А.Некрасов «Мороз,
Красный нос». |
Смешное в стихотворении. Характеристика героев
стихотворения. Последовательность
событий. |
Выборочное чтение.
Выразительное чтение. |
Выразительное чтение
стихотворения Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская». |
2.34. |
|
Н.А.Некрасов «Русские
женщины». |
Рассказ о декабристах, их
жизни в сибирской каторге. Составление плана. Словесное рисование. |
Деление текста
стихотворения на части. Выборочное чтение. |
Выразительное чтение
стихотворения Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» |
2.35. |
|
И.С.Никитин. Биография
поэта. Стихотворение «Звёзды меркнут и гаснут…» |
Беседа по содержанию статьи
и стихотворения. Образные слова и выражения. |
Самостоятельное чтение.
Деление текста на части. Выборочное чтение. Выразительное чтение. |
Выборочное выразительное
чтение отрывков из поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины» |
2.36. |
|
И.С.Никитин «Русь». |
Роль сравнений в
стихотворении. |
Выборочное чтение.
Выразительное чтение. |
Пересказ
биографической статьи. Выразительное чтение стихотворения И.С. Никитина «Звёзды меркнут и гаснут…» |
2.37. |
|
И.С.Никитин «Утро на берегу
реки». |
Словесное рисование.
Образные слова и выражения. |
Выразительное чтение. |
Выразительное чтение
стихотворения И.С. Никитина «Русь» |
2.38. |
|
Урок внеклассного чтения.
Н. Некрасов «Орина, мать солдатская» |
Беседа по содержанию.
Упражнение «Восстанови события…» |
Выразительное чтение.
Выборочное чтение. |
Выразительное чтение
стихотворения И.С. Никитина «Утро на
берегу реки» |
2.39. |
|
И.С. Тургенев. Биография
писателя. |
Характеристика писателя (по
опорным словам). Составление плана. Пересказ по плану. |
Самостоятельное чтение.
Деление на части. Выборочное чтение. |
|
2.40. |
|
И.С. Тургенев «Муму». 1
глава: Приезд Герасима в город. |
Рассказ о Герасиме по плану
и опорным словам. Характеристика состояния Герасима. |
Деление на части по данному
плану. Выборочное чтение. |
Пересказ по плану
биографической статьи. |
2.41. |
|
И.С. Тургенев «Муму». 2
глава: Необыкновенное происшествие. |
Выборочный пересказ
«Спасение щенка», «Как Муму помогала в работе Герасиму». |
Выборочное чтение.
Заучивание наизусть отрывка «Спасение Муму». |
Рассказа о Герасиме по
плану и опорным словам. |
2.42. |
|
И.С. Тургенев «Муму». 3
глава: Муму в барских покоях. |
Характеристика барыни и её
приживалок. Рассказ о поведении Муму. |
Чтение по ролям. Выборочное
чтение. |
Чтение наизусть отрывка
«Спасение Муму» |
2.43. |
|
И.С. Тургенев «Муму». 4
глава: Переживания Герасима. |
Участие в беседе. Описание
переживаний Герасима по опорным словам. |
Выборочное чтение.
Самостоятельное чтение. |
Выборочный пересказ главы
«Муму в барских покоях» |
2.44. |
|
И.С. Тургенев «Муму». 5
глава: Переполох в доме. |
Сравнения переживаний
барыни и Герасима. Характеристика лекаря, Гаврилы. Характеристика барыни по
опорным словам. |
Выборочное чтение. Чтение
по ролям. |
Описание переживаний
Герасима по опорным словам. |
2.45. |
|
И.С. Тургенев «Муму». 6
глава: Решение Герасима. |
Составление плана
пересказа. Пересказ по плану. |
Чтение с делением на части. |
Характеристика барыни по
опорным словам. |
2.46. |
|
И.С. Тургенев «Муму». 7
глава: Твёрдость слова и сила воли Герасима. |
Составление характеристики
Герасима по плану. Краткий пересказ
рассказа «Муму» по плану. |
Выборочное чтение.
Выразительное чтение. |
Пересказ по плану «Решение
Герасима». |
2.47. |
|
Л.Н.Толстой. Биография. |
Составление плана, пересказ
по плану. |
Самостоятельное чтение.
Деление на части. |
Краткий пересказ рассказа
И.С. Тургенева «Муму» |
2.48. |
|
Л.Н.Толстой «После бала». 1
часть. |
Найти
слова, раскрывающие настроение героя. Описание внешности Вареньки, полковника
по опорным словам. Цитирование (иллюстрация). Выборочный пересказ. |
Выборочное чтение.
Выразительное чтение. |
Уметь
осознанно читать, определять положительных и отрицательных героев. |
2.49. |
|
Л.Н.Толстой «После бала». 2
часть. |
Найти слова, раскрывающие
настроение героя. Выборочны пересказ «На плацу» |
Выборочное чтение.
Выразительное чтение. |
Выборочный пересказ «На
балу» по опорным словам. |
2.50. |
|
В.М. Шукшин «Сильные идут дальше» |
Пересказ понравившегося
эпизода. Обсуждение заголовка рассказа. |
Выборочное чтение. |
Выборочные пересказ «На плацу» по опорным словам. |
III. |
|
Произведения русских писателей 2-й половины XX века |
|
|
|
3.1. |
|
А.П.Чехов. Биография. |
Составление пересказа.
Пересказ по плану. |
Деление на части. |
|
3.2. |
|
А.П.Чехов «Лошадиная
фамилия». |
Ответы на вопросы. Работа с иллюстрацией. |
Выборочное чтение. Чтение
по ролям. |
Пересказ биографической
статьи по плану. |
3.3. |
|
А.П.Чехов «Лошадиная
фамилия». |
Выборочные
пересказ по иллюстрации.
Характеристика отношения автор а к героям. |
Выборочное чтение. |
Чтение по ролям отрывка из
«Лошадиной фамилии» А.П. Чехова» |
3.4. |
|
В.Г. Короленко.
Биографическая справка. «Слепой музыкант», 1 глава |
Ответы на вопросы. Описание Петрика по опорным
словам. |
Самостоятельное чтение.
Выборочное чтение. |
Выборочный пересказ и
выборочное чтение эпизодов из рассказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия». |
3.5. |
|
В.Г. Короленко «Слепой
музыкант». 2-3 главы: Знакомство детей. |
Описание детей по опорным
словам. Ответы на вопросы. План пересказа 2-й главы.
Краткий пересказ. |
Выборочное чтение. Чтение
по ролям. Деление 2-й главы на части. |
Пересказ биографической
статьи. |
3.6. |
|
В.Г. Короленко «Слепой
музыкант». 4-6 главы: Жизнь в усадьбе. |
Составление плана. Рассказ о дружбе Петрика и
Эвелины. |
Выборочное чтение. Чтение
по ролям. |
Краткий пересказ 2-й главы. |
3.7. |
|
В.Г. Короленко «Слепой
музыкант». 7-9 главы: В обществе молодёжи. |
Описание Петра и Эвелины.
Составление плана пересказа. Краткий пересказ по плану. Ответы на вопросы. |
Деление текста на части. |
Рассказ о дружбе Петрика и
Эвелины по плану. |
3.8. |
|
В.Г. Короленко «Слепой
музыкант». 10 глава: Объяснение Эвелины и Петра. |
Выборочный пересказ. |
Чтение по ролям. |
Пересказ по плану 7-9 глав |
3.9. |
|
В.Г. Короленко «Слепой
музыкант». 11 глава: Гордое сознание своей силы. |
Работа с иллюстрацией.
Выявление авторского отношения к героям повести. Краткий пересказ повести по
плану. |
Выборочное чтение. |
Выборочный пересказ по
ролям «Объяснение Эвелины и Петра» |
3.10. |
|
Урок внеклассного чтения.
А.П. Чехов «Толстый и тонкий», «Радость», «Хирургия». |
Пересказ эпизодов.
Цитирование. |
Выборочное чтение. |
Краткий пересказ повести
В.Г. Короленко «Слепой музыкант» по плану. |
3.11. |
|
А.М.Горький. Биография. |
Составление плана
пересказа. Пересказ по плану. |
Чтение с делением текста на
части. |
|
3.12. |
|
А.М.Горький «Макар Чудра».
Главные герои. |
Словесный портрет Радды и
Лойко по опорным словам. |
Выборочное чтение |
Пересказ биографической
статьи по плану. |
3.13. |
|
А.М.Горький «Макар Чудра». |
Работа с иллюстрациями.
Составление плана пересказа. Опорные слова. Пересказ по плану. |
Чтение с делением на части.
Выборочное чтение. |
Словесный портрет Лойко и
Радды по опорным словам. |
3.14. |
|
С. Есенин. Биография поэта. |
Пересказ по плану. |
Выборочное чтение. Чтение с
делением на части. |
Пересказ по плану и опорным
словам. |
3.15. |
|
С. Есенин «Спит ковыль» |
Работа над образными
словами и выражениями. Словесное рисование. |
Выразительное чтение
(настроение). Заучивание наизусть. |
Пересказ биографической
статьи по плану. |
3.16. |
|
С. Есенин «Пороша» |
Работа над образными
словами и выражениями. Словесное рисование. |
Выразительное чтение
(настроение). |
Чтение наизусть
стихотворения С. Есенина «Спит колвыль» |
3.17. |
|
С. Есенин «Отговорила роща
золотая…» |
Работа над образными
словами и выражениями. Словесное рисование. |
Выразительное чтение.
Заучивание наизусть. |
Выразительное чтение
стихотворения С. Есенина «Пороша» |
3.18. |
|
Внеклассное чтение. С.
Есенин - о родине «Я люблю тебя,
Родина кроткая…» |
Беседа по творчеству С.
Есенина. Викторина. |
Выразительное чтение
стихотворений. |
Чтение наизусть
стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая…» |
3.19. |
|
А. Платонов. Биографическая справка. Сказка
«Разноцветная бабочка». |
Беседа по творчеству
писателя, содержанию сказки. Признаки сказки. Составление плана. Пересказ по
плану. |
Самостоятельное чтение.
Деление текста на части. Чтение по ролям. |
|
3.20. |
|
А.Н.Толстой. Биографическая
справка. А.Н.Толстой «Русский
характер». Егор Дрёмов на войне. |
Ответы на вопросы по
содержанию биографической статьи. Составление плана пересказа. Опорные слова. |
Самостоятельное чтение. Чтение с делением текста на
части. Выборочное чтение. |
Пересказ сказки А.
Платонова «Разноцветная бабочка» по плану. |
3.21. |
|
А.Н.Толстой. «Русский
характер». Егор Дремов в родительском доме. |
Составление плана
пересказа. Опорные слова. Цитирование. Работа с иллюстрацией. |
Чтение с делением текста на
части. Выборочное чтение. |
Описание Егора Дрёмова по
плану и опорным словам. |
3.22. |
|
Н.А. Заболоцкий. Некрасивая
девочка. |
Беседа-рассуждение о
красоте внешней и внутренней. Цитирование. |
Выразительное чтение. |
Пересказ рассказа А.Н.
Толстого «Русский характер» по плану и опорным словам. |
IV. |
34 ч |
Произведения русских писателей 2-й половины XX века |
|
|
|
4.1. |
|
К. Паустовский
«Телеграмма». Одиночество Екатерины Петровны. |
Выборочный пересказ по
иллюстрации и опорным словам |
Выборочное чтение. |
Выразительное чтение
стихотворения Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка» |
4.2. |
|
К. Паустовский
«Телеграмма». Раскаяние Насти. |
Ответы на вопросы.
Составление плана пересказа второй части. Опорные слова. |
Выборочное чтение. |
Выборочный пересказ по
иллюстрации и опорным словам (К. Паустовский «Телеграмма») |
4.3. |
|
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой
любви». Печаль и радость. |
Составление плана. Пересказ
по плану. |
Чтение с делением на части. |
Пересказ по данному плану и
опорным словам 2 части рассказа К. Паустовского «Телеграмма» |
4.4. |
|
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой
любви». В школе. |
Пересказ, близко к тексту. |
Выборочное чтение. Чтение
по ролям. |
Пересказ по плану «Печаль и
радость». |
4.5. |
|
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой
любви». Новогодний праздник. |
Ответы на вопросы. Краткий
пересказ по опорным словам. |
Выборочное чтение.
Выразительное чтение. |
Пересказ, близко к тексту,
«В школе». |
4.6. |
|
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой
любви». Пурга. |
Оценка поступков ребят.
Составление характеристик Тани по опорным словам. Выборочный пересказ. |
Выборочное чтение. |
Краткий пересказ по опорным
словам «Новогодний праздник» |
4.7. |
|
Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой
любви». Прощание. |
Пересказ по ролям. |
Чтение по ролям. |
Выборочные пересказ из
части «Пурга» |
4.8. |
|
Урок внеклассного чтения.
В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет». |
Пересказ эпизода.
Составление вопросов по содержанию. |
Выборочное чтение. Чтение
по ролям. |
Пересказ по ролям
«Прощание» |
4.9. |
|
Л. А. Кассиль «Пекины
бутсы». 1 часть. |
Пересказ, близко к тексту,
по плану. |
Чтение с делением на части. |
|
4.10. |
|
Л. А. Кассиль «Пекины
бутсы». 2-3 части. |
Ответы на вопросы с
использованием предложений с прямой речью. Составление описания Пеки по
данному плану и опорным словам.
Цитирование с опорой на иллюстрацию. |
Чтение по ролям. Выборочное
чтение. |
Пересказ по плану, близко к тексту. |
4.11. |
|
А.Т. Твардовский «Василий
Тёркин». Гармонь. |
Ответы на вопросы. Пересказ
содержания. Работа с репродукцией картины Непринцева «На привале» |
Выразительное чтение.
Заучивание отрывка наизусть. |
Описание Пеки по данному
плану и опорным словам. |
4.12. |
|
А.Т. Твардовский «Василий
Тёркин». «Кто стрелял?», «В наступлении» |
Описание В. Тёркина по
данному плану и опорным словам. Словесное рисование. |
Чтение по ролям. Выборочное
чтение. Выразительное чтение. |
Чтение наизусть отрывка из
главы «Гармонь» |
4.13. |
|
В.М. Шукшин «Гринька
Малюгин». Пожар в бензохранилище. |
Краткий пересказ по плану. |
Чтение с делением на части. |
Описание В. Тёркина по
данному плану и опорным словам. |
4.14. |
|
В.М. Шукшин «Гринька
Малюгин». 2-3 главы. |
Характеристика Гриньки
Малюгина по данному плану и опорным словам и выражениям. |
Чтение по ролям. Выборочное
чтение. |
Краткий пересказ по плану.
1 главы рассказа «Гринька Малюгин» В. Шукшина |
4.15. |
|
В.П. Астафьев «Далёкая и
близкая сказка» |
Беседа по содержанию
Цитирование с опорой на иллюстрации. Краткий пересказ по коллективно
составленному плану. |
Чтение с делением на части.
Выборочное чтение. |
Характеристика Гриньки
Малюгина по данному плану и опорным словам и выражениям. |
4.16. |
|
Р.П. Погодин «Алфред». Дед
Улан. Занятия ребят. |
Пересказ по данному плану. |
Чтение с делением текста на
части по данному плану. |
Краткий
пересказ по коллективно составленному плану (В.П. Астафьев «Далёкая и близкая
сказка») |
4.17. |
|
Р.П. Погодин «Алфред».
Появление Алфреда в деревне. |
Оценка поступков Алфреда.
Составление плана пересказа. Пересказ по плану. Цитирование с опорой на
иллюстрацию. |
Выборочное чтение. Чтение с
делением текста на части. |
Пересказ
по данному плану |
4.18. |
|
Р.П. Погодин «Алфред».
Помощь ребят колхозу. Случай в саду у деда Улана. |
Сравнительная
характеристика Стёпки и Алфреда по плану. |
Выборочное чтение. Чтение
по ролям. |
Пересказ
по плану. |
4.21. |
|
А.А.Сурков «Родина». |
Словесное рисование. Цитирование с опорой на иллюстрацию. |
Выборочное чтение.
Выразительное чтение. Заучивание наизусть. |
Сравнительная
характеристика Стёпки и Алфреда (по плану). |
4.22. |
|
Внеклассное чтение. Б.
Полевой «Повесть о настоящем человеке» |
Пересказ эпизодов. Участие
в беседе. Выборочный пересказ по иллюстрациям. Восстановление
последовательности событий. |
Выборочное чтение. |
Чтение наизусть
стихотворения А.А. Суркова «Родина» |