Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Переславль-Залесская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:

deti @ deti. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________20_____ года

Директор школы: ___________________

Ивахненко А.И.

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Чтение и развитие речи» в 8 классе

________ учебный год

 

 

 

 

 

Учителя русского языка

_______________________

 

 


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса  чтение и развитие речи в 8 классе составлена      в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5 – 9 классов (Программы для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./ - М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2000) и учебником для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида./под ред. Малышевой З.Ф./ 3-е изд. – М.: «Просвещение», 2005.

Программа рассчитана на 102 часа в год, 3 часа – в неделю.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

         - читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать про себя;

         - выделять главную мысль произведения;

         - давать характеристику главным действующим лицам, оценивать их поступки, обосновывая     

           свое отношение к ним;

         - пересказывать содержание прочитанного, используя слова и выражения, взятые из текста.

Учащиеся должны знать:

         - наизусть 10 стихотворений, 1 прозаический отрывок.

Тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 8 классе (102 ч)

п/п

Наименование разделов и тем

Кол – во

часов

Внеклассное чтение

Заучивание наизусть

1.

 Устное народное творчество

10 ч

 

 

1.1

Сказки

3 ч

 

 

1.2

Пословицы и поговорки.

1 ч

 

 

1.3

Баллады.

3 ч

 

 

1.4.

Былины.

2 ч

 

 

1.5.

 

 

 

Сказки народов мира.

 

2.

Произведения русской литературы XIX века.

50 ч

 

 

2.1

А.С.Пушкин. Биография: М.Я.Басина «Публичное испытание», И.И. Пущин  «Записки о Пушкине». Стихотворения: «Памятник», «Во глубине сибирских руд, «Зимнее утро», «Признание», «Сожженное письмо», «Няне», «На холмах Грузии». «Сказка о попе и о работнике его Балде».

15 ч

А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Заучивание наизусть: «Края Москвы, края родные», «Зимнее утро», «На холмах Грузии…»

2.2.

М.Ю.Лермонтов. Биография. Стихотворения: «Смерть поэта», «Родина», «Парус», «Сосна». Поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

9 ч

 

Заучивание наизусть: «Родина», «Парус».

Отрывок из «Песни про царя…» (описание утра, 3 часть, 1 строфа)

2.3.

И.А.Крылов. Биография. Басни: «Волк на псарне», «Осел и соловей», «Муха и пчела».

5 ч

Жизненность басен И. Крылова. «Синица», «Волк и Лисица», «Ворона и Курица».

Заучивание наизусть басни «Осел и соловей».

2.4.

Н.А.Некрасов. Биография. Стихотворения: «Размышления у парадного подъезда», «В полном разгаре страда деревенская», «Мороз красный нос». Отрывок из поэмы «Русские женщины».

5 ч

 

 

2.5.

И.С. Никитин. Биография поэта, его творчество.  Стихотворения: «Звёзды меркнут и гаснут», «Русь», «Утро на берегу реки».

4 ч

Н. Некрасов «Арина, мать солдатская»

 

2.6.

И.С. Тургенев. Биография писателя.

Повесть «Муму»

8 ч

 

Прозаический отрывок наизусть.

2.7.

Л.Н.Толстой. Биография. Рассказ «После бала».

4 ч

В.М. Шукшин «Сильные идут дальше»

 

3.

Произведения русских писателей 1- ой половины 20 века.

22 ч

 

 

3.1

А.П.Чехов. Биография. Рассказ «Лошадиная фамилия».

3  ч

Внеклассное чтение. А.П.Чехов «Толстый и тонкий», «Хирургия», «Радость»

 

3.2.

А.М.Горький. Биография. Рассказ «Макар Чудра».

3 ч

 

 

3.3.

С.А.Есенин. Биография. Стихотворения: «Спит ковыль», «Пороша», «Отговорила роща золотая».

5 ч

С. Есенин «Я люблю тебя, Родина кроткая»

Заучивание наизусть: «Пороша», «Отговорила роща золотая»

3.4.

А. Платонов. Биографическая справка. Рассказ «Разноцветная бабочка»

1 ч

 

 

3.5.

А.Н. Толстой. «Русский характер»

2 ч

 

 

3.6.

Н.А. Заболоцкий «Некрасивая девочка»

1 ч

 

 

4.

Произведения русских писателей 2-ой половины 20 века.

     20 ч

 

 

4.1

К. Паустовский «Телеграмма»

2 ч

 

 

4.2.

Р.И. Фраерман «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви»

      6  ч

В.П. Астафьев «Фотография, на которой меня нет»

 

4.3.

Л.А. Кассиль. Пекины бутсы.

2 ч

 

 

4.4.

А. Т. Твардовский «Василий Тёркин»

1) «Гармонь»

2) «Кто стрелял», «В наступлении»

2 ч

 

 

Отрывок из поэмы А.Т. Твардовского «Василий Тёркин»

4.5.

 

В.М. Шукшин «Гринька Малюгин»

2 ч

 

 

4.6.

 

В.П. Астафьев «Далёкая и близкая песня»

1 ч

 

 

4.7.

Р.П. Погодин «Алфред»

3 ч

 

 

4.8.

А.А. Сурков «Родина»

1 ч

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

 

 

Всего за год –, внеклассное чтение –,

102 ч

9 ч

стихотворений наизусть – 10, прозаический отрывок – 1.

 

Поурочное планирование по чтению и развитию речи в 8 классе (102 ч)

п/п

дата

Тема урока

Развитие речи

Формирование навыков чтения

Контрольно – диагностические материалы

I.

10 ч

Устное народное творчество

 

 

 

1.1.

 

Сказка – один из распространённых видов устного творчества.

Полные ответы на вопросы, характеристика видов сказок.

Выборочное чтение.

Техника чтение, понимание прочитанного.

1.2.

 

Сказка «Волшебное кольцо».

Признаки сказки. Ответы на вопросы.

Деление текста на части

Ответы на вопросы по статье

1.3.

 

Сказка «Волшебное кольцо». Добрые поступки Мартынки.

Подбор эпитетов к словам: молодец, девица, лес, земля.

Выборочное чтение. Чтение по ролям

 Краткий пересказ

1.4.

 

Пословицы и поговорки.

Выбирать пословицы по темам «Труд», «Родина», «Учение» и т.д., объяснять смысл пословиц.

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение по ролям.

1.5.

 

Баллада (общее понятие)

Выбор опорных слов для пересказа статьи.

Выборочное чтение.

Ответы на вопросы с помощью пословиц.

1.6.

 

В.А. Жуковский. «Перчатка».

Отвечать на вопросы.

Оценивать поступок дамы.

Работать по иллюстрации.

Оценить поведение главного героя.

Выразительное чтение. Чтение по ролям.

Пересказ статьи о балладе.

 

1.7.

 

И.З. Суриков «Нашла коса на камень».

Работа по иллюстрации.

Объяснить смысл пословицы.

 

Чтение по ролям.

Чтение по ролям баллады В.А. Жуковского «Перчатка».

1.8.

 

Былины.

Участие в беседе «Былинные темы в произведениях писателей, композиторов, художников»

Деление на части текста статьи.

Чтение по ролям баллады И.З. Сурикова «Нашла коса на камень»

1.9.

 

«Добрыня и Змей»

Ответы на вопросы. Выделение устаревшей лексики. Работа с иллюстрацией. Ответы на вопросы.

Выборочное чтение. Чтение по ролям. Деление текста на части.

Пересказ статьи о былинах по плану.

1.10.

 

Внеклассное чтение «Сказки народов мира»

Выборочный пересказ. Ответы на вопросы.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям отрывка из былины «Добрыня и Змей»

II.

50 ч

Произведения русской литературы XIX века

 

 

 

2.1.

 

А.С.Пушкин. Биография.

Составление плана. Краткий пересказ биографии поэта.

Деление текста на части. Самостоятельное чтение.

Заучивание наизусть «Края Москвы, края родные…»

 

2.2.

 

М.Я.Басина «Публичное испытание».

Отвечать на вопросы.

Подписать иллюстрацию словами из текста.

Деление текста на части. Самостоятельное чтение.

 

Чтение наизусть «Края Москвы, края родные…»

2.3.

 

И.И.Пущин «Записки о Пушкине».

Отвечать на вопросы по содержанию.

Словесное рисование комнаты Пушкина.

Выборочный пересказ. Работа по репродукции картины Н. Ге «Встреча Пушкина и Пущина»

Выборочное чтение

Выборочное чтение отрывков из статьи М.Я. Басиной «Публичное выступление».

2.4.

 

А.С.Пушкин «Памятник»

Художественные определения. Беседа по содержанию. Главная мысль.

Выразительное чтение.

Выборочный пересказ (И.И. Пущин «Записки о Пушкине»)

2.5.

 

А.С.Пушкин «Во глубине сибирских руд..»

Роль художественных определений в тексте.

Выразительное чтение.

Заучивание наизусть.

Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Памятник»

2.6.

 

А.С.Пушкин «Зимнее утро»

Словесное рисование картин природы. Образные слова и выражения. Сравнение стихотворения и иллюстрации.

Выразительное чтение.

Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «Во глубине сибирских руд…»

2.7.

 

А.С.Пушкин «И. И. Пущину»

Рассказ о встрече друзей в Михайловском по репродукции картины Н.Ге и  «Запискам о Пушкине» И.И. Пущина.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро»

2.8.

 

А.С. Пушкин «19 октября 1827»

Рассказ о лицейских годах А.С. Пушкина.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «И. И. Пущину»

2.9.

 

А.С.Пушкин «Няне»

Слова и выражения, передающие отношение поэта к няне. Рассказ о няне А.С. Пушкина.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «19 октября 1827»

2.10.

 

А.С.Пушкин «На холмах Грузии»

Настроение стихотворения, образность. Ответы на вопросы с использованием лексики стихотворения.

Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Няне»

2.11.

 

А.С.Пушкин «Сожженное письмо»

Ответы на вопросы. Упражнения «Дополни строчку», «Восстанови по памяти». Беседа о лирике Пушкина.

Выразительное чтение.

Чтение наизусть стихотворения А.С. Пушкина «На холмах Грузии»

2.12.

 

А.С.Пушкин «Я вас любил…»

Упражнения «Дополни строчку», «Восстанови по памяти». Беседа о лирике Пушкина.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Сожженное письмо»

2.13.

 

 А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Беседа по содержанию. Устаревшая лексика в сказке.

Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Выразительное чтение стихотворения А.С. Пушкина «Я вас любил…»

2.14.

 

А.С.Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде». Образы героев в сказке. 

Слова и выражения, передающие характер героев. Выделение главного в каждой части. Составление плана.

Деление текста на части. Чтение по ролям.

Выборочное чтение отрывков из «Сказки о попе и о работнике его Балде» А.С. Пушкина к иллюстрациям учебника.

2.15.

 

Внеклассное чтение. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Выборочный пересказ. Ответы на вопросы.

Выборочное чтение.

 

2.16.

 

М.Ю. Лермонтов. Биографический поэта.

Пересказ по плану.

Самостоятельное чтение. Деление текста на части.

 

2.17.

 

М.Ю. Лермонтов «Смерть поэта».

Слова, характеризующие поэта и убийцу. Беседа о биографических фактах из жизни А.С. Пушкина.

Выразительное чтение. Выборочное чтение.

Пересказ биографической статьи по плану.

2.18.

 

М.Ю. Лермонтов «Родина».

Словесное рисование. Звуки, образы родины. Настроение стихотворения.

Выразительное чтение. Выборочное чтение. Заучивание наизусть.

Выразительное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»

2.19.

 

М.Ю.Лермонтов «Парус».

 

Понимание приёма олицетворения (без определения понятия). Словесное рисование.  Характер лирического героя стихотворения «Парус» (без определения понятия).

Выразительное чтение. Выборочное чтение. Заучивание наизусть.

Чтение наизусть стихотворения М.Ю. Лермонтова «Родина»

2.20.

 

М.Ю.Лермонтов «Сосна».

 

 

Работа с репродукцией картина И. Шишкина «На севере». Образность стихотворения. Человеческие отношения и стихотворные образы. Подписать иллюстрации словами из стихотворения (цитирование).

Выразительное чтение. Выборочное чтение.

Чтение наизусть стихотворения  М.Ю. Лермонтова «Парус»

2.21.

 

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя  Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Опричник Кирибеевич на пиру у царя.

Словесное рисование картин пира царя Ивана Грозного. Словесное рисование портрета Алёны Дмитриевны. Озаглавливание строф.

 

Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Выразительное чтение стихотворения М.Ю. Лермонтова «Сосна»

2.22.

 

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя  Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Рассказ Алены Дмитриевны мужу.

Дать оценку поступкам Алёны Дмитриевны и опричника. Беседа о переживаниях героев.

Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Чтение по ролям отрывка из «Песни про царя Ивана Васильевича ….» М.Ю. Лермонтова.

2.23.

 

М.Ю.Лермонтов «Песня про царя  Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Кулачный бой на Москве-реке.

Словесное описание утра над Москвой-рекой. Словесное описание портретов Калашникова, Кирибеевича.

Выборочное чтение. Выразительное чтение. Заучивание отрывка «Утро над Москвой-рекой»

Выразительное чтение отрывка из «Песни про царя Ивана Васильевича ….» М.Ю. Лермонтова.

2.24.

 

М.Ю.Лермонтов «Песня царя  Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (обобщающий урок)

Беседа по содержанию, определение авторского отношения к героям песни. Сравнение зачина о концовки.

Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Чтение наизусть отрывка из «Песни про царя Ивана Васильевича….» М.Ю. Лермонтова.

2.25.

 

И.А.Крылов. Биография баснописца.

Викторина «Из какой басни?»

Объяснять, что такое басня, мораль. Пересказ биографической статьи.

Инсценирование басен «Ворона и Лиса», «Кукушка и Петух»

Самостоятельное чтение. Деление текста на части.

 

2.26.

 

И.А.Крылов «Волк на псарне».

Рассказать, в связи  с какими событиями написана басня. Работать по иллюстрации.

Словесное рисование. Образные выражения. Мораль басни.

Чтение по ролям. Выразительное чтение.

Пересказ биографической статьи  о И.А. Крылове.

 

2.27.

 

И.А.Крылов «Осел и соловей».

Беседа по содержанию.

Объяснять слова и выражения. Характер героев басни.

 

Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

Выразительное чтение по ролям басни И.А. Крылова «Волк на псарне»

2.28.

 

И.А.Крылов «Муха и пчела».

Дать характеристику пчеле, мухе.

Замените слова и выражения другими, близкими по смыслу.

Выразительное чтение. Чтение по ролям.

Чтение наизусть басни И.А. Крылова «Осёл и соловей»

2.29.

 

Внеклассное чтение. Жизненность басен. И.А. Крылова. «Синица», «Волк и Лисица», «Ворона и Курица».

Беседа по содержанию басен. Составление высказываний по иллюстрациям. Оценка поступков и характеров героев басен. Определение основной мысли. Работа с пословицами. Словесное рисование.

Чтение по ролям. Выразительное чтение.

Иллюстрации к прочитанным басням с цитатами.

2.30.

 

Н.А.Некрасов. Биография.

Составить план биографии поэта. Пересказ.

Самостоятельное чтение, деление текста на части.

 

2.31.

 

Н.А.Некрасов «Размышления у парадного подъезда».

Работа с репродукцией  картины И. Репина «Бурлаки на Волге». Беседа по содержанию.

Выразительное чтение.

Пересказ биографической статьи  о Н.А. Некрасове.

2.32.

 

Н.А.Некрасов «В полном разгаре страда деревенская».

Словесное рисование. Художественные определения. Беседа о жизни крестьян  в 19 веке, доле русской крестьянки. Рассказ о тяжёлой доле русской женщины по опорным словам.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Размышления у парадного подъезда».

2.33.

 

Н.А.Некрасов «Мороз, Красный нос».

Смешное в стихотворении. Характеристика героев стихотворения.  Последовательность событий.

Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Выразительное чтение стихотворения Н.А. Некрасова «В полном разгаре страда деревенская».

2.34.

 

Н.А.Некрасов «Русские женщины».

Рассказ о декабристах, их жизни в сибирской каторге. Составление плана. Словесное рисование.

Деление текста стихотворения на части. Выборочное чтение.

Выразительное чтение стихотворения Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

2.35.

 

И.С.Никитин. Биография поэта. Стихотворение «Звёзды меркнут и гаснут…»

Беседа по содержанию статьи и стихотворения. Образные слова и выражения.

Самостоятельное чтение. Деление текста на части. Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Выборочное выразительное чтение отрывков из поэмы Н.А. Некрасова «Русские женщины»

2.36.

 

И.С.Никитин «Русь».

Роль сравнений в стихотворении.

Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Пересказ биографической статьи. Выразительное чтение стихотворения  И.С. Никитина «Звёзды меркнут и гаснут…»

2.37.

 

И.С.Никитин «Утро на берегу реки».

Словесное рисование. Образные слова и выражения.

Выразительное чтение.

Выразительное чтение стихотворения  И.С. Никитина «Русь»

2.38.

 

Урок внеклассного чтения. Н. Некрасов «Орина, мать солдатская»

Беседа по содержанию. Упражнение «Восстанови события…»

Выразительное чтение. Выборочное чтение.

Выразительное чтение стихотворения  И.С. Никитина «Утро на берегу реки»

2.39.

 

И.С. Тургенев. Биография писателя.

Характеристика писателя (по опорным словам). Составление плана. Пересказ по плану.

Самостоятельное чтение. Деление на части. Выборочное чтение.

 

2.40.

 

И.С. Тургенев «Муму». 1 глава: Приезд Герасима в город.

Рассказ о Герасиме по плану и опорным словам. Характеристика состояния Герасима.

Деление на части по данному плану. Выборочное чтение.

Пересказ по плану биографической статьи.

2.41.

 

И.С. Тургенев «Муму». 2 глава: Необыкновенное происшествие.

Выборочный пересказ «Спасение щенка», «Как Муму помогала в работе Герасиму».

Выборочное чтение. Заучивание наизусть отрывка «Спасение Муму».

Рассказа о Герасиме по плану и опорным словам.

2.42.

 

И.С. Тургенев «Муму». 3 глава: Муму в барских покоях.

Характеристика барыни и её приживалок. Рассказ о поведении Муму.

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Чтение наизусть отрывка «Спасение Муму»

2.43.

 

И.С. Тургенев «Муму». 4 глава: Переживания Герасима.

Участие в беседе. Описание переживаний Герасима по опорным словам.

Выборочное чтение. Самостоятельное чтение.

Выборочный пересказ главы «Муму в барских покоях»

2.44.

 

И.С. Тургенев «Муму». 5 глава: Переполох в доме.

Сравнения переживаний барыни и Герасима. Характеристика лекаря, Гаврилы. Характеристика барыни по опорным словам.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Описание переживаний Герасима по опорным словам.

2.45.

 

И.С. Тургенев «Муму». 6 глава: Решение Герасима.

Составление плана пересказа. Пересказ по плану.

Чтение с делением на части.

Характеристика барыни по опорным словам.

2.46.

 

И.С. Тургенев «Муму». 7 глава: Твёрдость слова и сила воли Герасима.

Составление характеристики Герасима по  плану. Краткий пересказ рассказа «Муму» по плану.

Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Пересказ по плану «Решение Герасима».

2.47.

 

Л.Н.Толстой. Биография.

Составление плана, пересказ по плану.

 

Самостоятельное чтение. Деление на части.

Краткий пересказ рассказа И.С. Тургенева «Муму»

2.48.

 

Л.Н.Толстой «После бала». 1 часть.

Найти слова, раскрывающие настроение героя. Описание внешности Вареньки, полковника по опорным словам. Цитирование (иллюстрация). Выборочный пересказ.

Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Уметь осознанно читать, определять положительных и отрицательных героев.

2.49.

 

Л.Н.Толстой «После бала». 2 часть.

Найти слова, раскрывающие настроение героя. Выборочны пересказ «На плацу»

Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Выборочный пересказ «На балу» по опорным словам.

2.50.

 

В.М. Шукшин «Сильные идут дальше»

Пересказ понравившегося эпизода. Обсуждение заголовка рассказа.

Выборочное чтение.

Выборочные пересказ «На плацу» по опорным словам.

III.

 

Произведения русских писателей 2-й половины XX века

 

 

 

3.1.

 

А.П.Чехов. Биография.

Составление пересказа. Пересказ по плану.

 

Деление на части.

 

3.2.

 

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия».

Ответы на вопросы.

Работа с иллюстрацией.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Пересказ биографической статьи по плану.

3.3.

 

А.П.Чехов «Лошадиная фамилия».

Выборочные пересказ по иллюстрации. Характеристика отношения автор а к героям.

Выборочное чтение.

Чтение по ролям отрывка из «Лошадиной фамилии» А.П. Чехова»

3.4.

 

В.Г. Короленко. Биографическая справка.

«Слепой музыкант», 1 глава

Ответы на вопросы.

Описание Петрика по опорным словам.

Самостоятельное чтение. Выборочное чтение.

Выборочный пересказ и выборочное чтение эпизодов из рассказа А.П. Чехова «Лошадиная фамилия».

3.5.

 

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». 2-3 главы: Знакомство детей.

Описание детей по опорным словам. Ответы на вопросы.

План пересказа 2-й главы. Краткий пересказ.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Деление 2-й главы на части.

Пересказ биографической статьи.

3.6.

 

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». 4-6 главы: Жизнь в усадьбе.

Составление плана.

Рассказ о дружбе Петрика и Эвелины.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Краткий пересказ 2-й главы.

3.7.

 

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». 7-9 главы: В обществе молодёжи.

Описание Петра и Эвелины. Составление плана пересказа. Краткий пересказ по плану. Ответы на вопросы.

Деление текста на части.

Рассказ о дружбе Петрика и Эвелины по плану.

3.8.

 

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». 10 глава: Объяснение Эвелины и Петра.

Выборочный пересказ.

Чтение по ролям.

Пересказ по плану 7-9  глав

3.9.

 

В.Г. Короленко «Слепой музыкант». 11 глава: Гордое сознание своей силы.

Работа с иллюстрацией. Выявление авторского отношения к героям повести.

Краткий пересказ повести по плану.

Выборочное чтение.

Выборочный пересказ по ролям «Объяснение Эвелины и Петра»

3.10.

 

Урок внеклассного чтения. А.П. Чехов «Толстый и тонкий», «Радость», «Хирургия».

Пересказ эпизодов. Цитирование.

Выборочное чтение.

Краткий пересказ повести В.Г. Короленко «Слепой музыкант» по плану.

3.11.

 

А.М.Горький. Биография.

Составление плана пересказа. Пересказ по плану.

Чтение с делением текста на части.

 

3.12.

 

А.М.Горький «Макар Чудра». Главные герои.

Словесный портрет Радды и Лойко по опорным словам.

Выборочное чтение

Пересказ биографической статьи по плану.

3.13.

 

А.М.Горький «Макар Чудра».

Работа с иллюстрациями. Составление плана пересказа. Опорные слова. Пересказ по плану.

Чтение с делением на части. Выборочное чтение.

Словесный портрет Лойко и Радды по опорным словам.

3.14.

 

С. Есенин. Биография поэта.

Пересказ по плану.

Выборочное чтение. Чтение с делением на части.

Пересказ по плану и опорным словам.

3.15.

 

С. Есенин «Спит ковыль»

Работа над образными словами и выражениями. Словесное рисование.

Выразительное чтение (настроение). Заучивание наизусть.

Пересказ биографической статьи по плану.

3.16.

 

С. Есенин «Пороша»

Работа над образными словами и выражениями. Словесное рисование.

Выразительное чтение (настроение).

Чтение наизусть стихотворения С. Есенина «Спит колвыль»

3.17.

 

С. Есенин «Отговорила роща золотая…»

Работа над образными словами и выражениями. Словесное рисование.

Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

Выразительное чтение стихотворения С. Есенина «Пороша»

3.18.

 

Внеклассное чтение. С. Есенин  - о родине «Я люблю тебя, Родина кроткая…»

Беседа по творчеству С. Есенина. Викторина.

Выразительное чтение стихотворений.

Чтение наизусть стихотворения С. Есенина «Отговорила роща золотая…»

3.19.

 

А. Платонов.  Биографическая справка. Сказка «Разноцветная бабочка».

Беседа по творчеству писателя, содержанию сказки. Признаки сказки. Составление плана. Пересказ по плану.

Самостоятельное чтение. Деление текста на части. Чтение по ролям.

 

3.20.

 

А.Н.Толстой. Биографическая справка. А.Н.Толстой  «Русский характер». Егор Дрёмов на войне.

Ответы на вопросы по содержанию биографической статьи. Составление плана пересказа. Опорные слова.

Самостоятельное чтение.

Чтение с делением текста на части.

Выборочное чтение.

Пересказ сказки А. Платонова «Разноцветная бабочка» по плану.

3.21.

 

А.Н.Толстой. «Русский характер». Егор Дремов в родительском доме.

Составление плана пересказа. Опорные слова. Цитирование. Работа с иллюстрацией.

Чтение с делением текста на части.

Выборочное чтение.

Описание Егора Дрёмова по плану и опорным словам.

3.22.

 

Н.А. Заболоцкий. Некрасивая девочка.

Беседа-рассуждение о красоте внешней и внутренней. Цитирование.

Выразительное чтение.

Пересказ рассказа А.Н. Толстого «Русский характер» по плану и опорным словам.

IV.

34 ч

Произведения русских писателей 2-й половины XX века

 

 

 

4.1.

 

К. Паустовский «Телеграмма». Одиночество Екатерины Петровны.

Выборочный пересказ по иллюстрации и опорным словам

Выборочное чтение.

Выразительное чтение стихотворения Н.А. Заболоцкого «Некрасивая девочка»

4.2.

 

К. Паустовский «Телеграмма». Раскаяние Насти.

Ответы на вопросы. Составление плана пересказа второй части. Опорные слова.

Выборочное чтение.

Выборочный пересказ по иллюстрации и опорным словам (К. Паустовский «Телеграмма»)

4.3.

 

Р.И. Фраерман  «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». Печаль и радость.

Составление плана. Пересказ по плану.

Чтение с делением на части.

Пересказ по данному плану и опорным словам 2 части рассказа К. Паустовского «Телеграмма»

4.4.

 

Р.И. Фраерман  «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». В школе.

Пересказ, близко к тексту.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Пересказ по плану «Печаль и радость».

4.5.

 

Р.И. Фраерман  «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви». Новогодний праздник.

Ответы на вопросы. Краткий пересказ по опорным словам.

Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Пересказ, близко к тексту, «В школе».

4.6.

 

Р.И. Фраерман  «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви».  Пурга.

Оценка поступков ребят. Составление характеристик Тани по опорным словам. Выборочный пересказ.

Выборочное чтение.

Краткий пересказ по опорным словам «Новогодний праздник»

4.7.

 

Р.И. Фраерман  «Дикая собака Динго, или повесть о первой любви».  Прощание.

Пересказ по ролям.

Чтение по ролям.

Выборочные пересказ из части «Пурга»

4.8.

 

Урок внеклассного чтения. В. Астафьев «Фотография, на которой меня нет».

Пересказ эпизода. Составление вопросов по содержанию.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Пересказ по ролям «Прощание»

4.9.

 

Л. А. Кассиль «Пекины бутсы». 1 часть.

Пересказ, близко к тексту, по плану.

Чтение с делением на части.

 

4.10.

 

Л. А. Кассиль «Пекины бутсы». 2-3 части.

Ответы на вопросы с использованием предложений с прямой речью. Составление описания Пеки по данному плану и опорным словам.  Цитирование с опорой на иллюстрацию.

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Пересказ по плану,  близко к тексту.

4.11.

 

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин». Гармонь.

Ответы на вопросы. Пересказ содержания. Работа с репродукцией картины Непринцева «На привале»

Выразительное чтение. Заучивание отрывка наизусть.

Описание Пеки по данному плану и опорным словам.

4.12.

 

А.Т. Твардовский «Василий Тёркин». «Кто стрелял?», «В наступлении»

Описание В. Тёркина по данному плану и опорным словам. Словесное рисование.

Чтение по ролям. Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Чтение наизусть отрывка из главы «Гармонь»

4.13.

 

В.М. Шукшин «Гринька Малюгин». Пожар в бензохранилище.

Краткий пересказ по плану.

Чтение с делением на части.

Описание В. Тёркина по данному плану и опорным словам.

4.14.

 

В.М. Шукшин «Гринька Малюгин». 2-3 главы.

Характеристика Гриньки Малюгина по данному плану и опорным словам и выражениям.

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Краткий пересказ по плану. 1 главы рассказа «Гринька Малюгин» В. Шукшина

4.15.

 

В.П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка»

Беседа по содержанию Цитирование с опорой на иллюстрации. Краткий пересказ по коллективно составленному плану.

Чтение с делением на части. Выборочное чтение.

Характеристика Гриньки Малюгина по данному плану и опорным словам и выражениям.

4.16.

 

Р.П. Погодин «Алфред». Дед Улан. Занятия ребят.

Пересказ по данному плану.

Чтение с делением текста на части по данному плану.

Краткий пересказ по коллективно составленному плану (В.П. Астафьев «Далёкая и близкая сказка»)

4.17.

 

Р.П. Погодин «Алфред». Появление Алфреда в деревне.

Оценка поступков Алфреда. Составление плана пересказа. Пересказ по плану. Цитирование с опорой на иллюстрацию.

Выборочное чтение. Чтение с делением текста на части.

Пересказ по данному плану

4.18.

 

Р.П. Погодин «Алфред». Помощь ребят колхозу. Случай в саду у деда Улана.

Сравнительная характеристика Стёпки и Алфреда по плану.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Пересказ по плану.

4.21.

 

А.А.Сурков «Родина».

Словесное рисование.  Цитирование с опорой на иллюстрацию.

Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Заучивание наизусть.

Сравнительная характеристика Стёпки и Алфреда (по плану).

4.22.

 

Внеклассное чтение. Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

Пересказ эпизодов. Участие в беседе. Выборочный пересказ по иллюстрациям. Восстановление последовательности событий.

Выборочное чтение.

Чтение наизусть стихотворения А.А. Суркова «Родина»