Адрес: 152025 г.
Переславль-Залесский Ярославской обл.,
ул. Магистральная, д. 43, 43а,
43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:
________________________________________________________________________
Утверждена приказом директора школы:
№______ от «___»________20_____ года
Директор школы: ___________________
учебного курса «Чтение и развитие речи»
в 9 классе
_________ учебный год
Учителя русского языка
________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа курса чтение и развитие
речи в 9 классе СКОУ VIII
вида составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы
специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. Сборник
1. М., «Владос», 2001) и учебником чтения для 9 класса СКОУ VIII вида авторов-составителей А.К. Аксёновой,
М.И. Шишковой (М., «Просвещение», 2006).
Программа рассчитана на 102 часа в год, 3
часа – в неделю.
Основные требования к знаниям и у мениям
учащихся:
Учащиеся должны уметь:
- читать осознанно, правильно, бегло,
выразительно вслух;
- читать «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- давать характеристику главным героям;
- высказывать своё отношение к героям и их
поступкам;
- пересказывать содержание произведения,
рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.
Учащиеся должны знать:
- наизусть 10 стихотворений, 2 прозаических
отрывка.
Тематическое планирование уроков чтения и развития речи в 9 классе (102
часа)
№№ п/п |
Раздел,
тема |
Количество
часов |
Внеклассное
чтение |
Заучивание
наизусть |
I. |
Устное
народное творчество |
9 ч |
|
|
II. |
Из произведений русской литературы XIX века. |
48 ч |
|
|
1. |
В.А. Жуковский. Биография.
Баллады: «Перчатка», «Три пояса» |
4 ч |
|
|
|
|
1 ч |
Народные
и авторские сказки. Русская народная сказка «Чудесные сыновья». М.Е. Салтыков-Щедрин «Богатырь». |
|
2. |
И.А. Крылов. Биография.
Басни: «Кот и повар». |
3 ч |
|
|
3. |
А.С.
Пушкин. Биографии. Поэма «Руслан и Людмила». Повесть «Барышня-крестьянка». |
14 ч |
|
|
4. |
М.Ю. Лермонтов. Биография.
Стихотворения: «Тучи», «Баллада», «Морская царевна». |
4 ч |
|
М.Ю. Лермонтов «Тучи» |
|
|
|
А.С.Пушкин «Дубровский». |
|
5. |
Н.В. Гоголь. Биография.
Повесть «Майская ночь, или Утопленница» |
8 ч |
Н.В. Гоголь «Ночь перед
Рождеством» (отдельные главы). |
|
6. |
Н.А. Некрасов. Биографии.
Стихотворение «Рыцарь на час». Поэма «Сашка». |
4 ч |
Н. Некрасов. Поэма «Мать». |
Отрывок из поэмы «Сашка»
наизусть. |
7. |
А. Фет. Биография.
Стихотворения: «На заре ты её не буди…», «Помню я: старушка няня…», «Это
утро, радость эта…». |
4 ч |
|
Одно из стихотворений по
выбору |
8. |
А.П. Чехов. Биография.
Рассказы: «Пересолил», «Злоумышленник». |
6 ч |
А.П. Чехов «Переполох». |
|
III. |
Из произведений русской литературы ХХ века. |
32 ч |
|
|
1. |
А.М. Горький.
Биография. «Песня о Соколе» |
3 ч |
|
Отрывок из «Песни о Соколе»
М. Горького. |
2. |
В.В. Маяковский. Биография.
Стихотворение «Необычайное приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче» |
3 ч |
|
|
3. |
М.И. Цветаева. Биография.
Стихотворения: «Красною кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…» |
4 ч |
М.И. Цветаева «Две песни»,
«Другие – с очами и с личиком светлым», «Любовь! Любовь!…» |
|
4. |
К. Паустовский. Биография.
Рассказ «Стекольный мастер». |
3 ч |
|
Отрывок из рассказа К.
Паустовского «Стекольный мастер». |
5. |
С.АВ. Есенини.
Стихотворения: «Нивы сжаты…», «Собаке Качалова». |
3 ч |
|
Стихотворение «Нивы сжаты…» |
6. |
М.А. Шолохов. Биография.
Рассказ «Судьба человека». |
3 x |
|
|
|
|
1 ч |
В. Быков «Альпийская
баллада» (в сокращении). |
|
7. |
Е.И.Носов. Биография.
Рассказ «Трудный хлеб». |
3 ч |
|
|
8. |
Н.А. Рубцов. Биография.
Стихотворения: «Тихая моя Родина», «Русский огонёк», «Зимняя песня». |
3 ч |
|
Стихотворение «Зимняя
песня» |
9. |
Ю.И. Коваль. «Приключения Васи
Куролесова». |
4 ч |
|
|
|
|
1 ч |
Урок внеклассного чтения
В.М. Шукшин «Кляуза». |
|
10. |
Обобщающий урок по теме:
«Русская литература XX века» |
1 ч |
|
|
IV. |
Из произведений зарубежной литературы |
12 ч |
|
|
1. |
Роберт Луис Стивенсон. «Вересковый мёд».
Определение баллады как литературного жанра. |
3 ч |
|
|
2. |
Эрнест Сетон-Томпсон Биография. Рассказ «Снап». |
4 ч |
|
|
3. |
Д. Даррелл. Биография.
Рассказ «Жираф» (в сокращении) |
3 ч |
|
|
|
|
1 ч |
Жюль Верн «Таинственный
остров» (в сокращении). |
|
4. |
Обобщающий урок за курс 9
класса |
1 ч |
|
|
|
Итого |
102 ч |
9 ч |
7 произведений (5 стихотворений и 2 отрывка
из прозы) |
Поурочное планирование уроков чтения и развития речи в 9 классе (102
часов)
№ п/п |
Дата |
Тема |
Развитие связной устной речи. |
Формирование навыков чтения |
Контрольно-диагностические материалы |
I. |
9 ч |
Устное народное творчество |
|
|
|
1.1. |
|
Виды устного народного
творчества. |
Беседа по вопросам. Составление плана
пересказа. Краткий пересказ. |
Чтение, деление на части. Выборочное чтение. |
Пересказ по плану. |
1.2. |
|
Русские народные песни. «Колыбельная». |
Ответы на вопросы. Слова,
передающие отношение матери к ребенку. |
Выразительное чтение. Самостоятельное чтение. |
Выразительное чтение
наизусть. |
1.3. |
|
Народная песня. «За морем
синичка не пышно жила…» |
Определения в песне, их
роль. Характеристика героя. |
Выборочное чтение. Выразительное чтение. |
Выразительное чтение. |
1.4. |
|
Былины. «На заставе
богатырской». |
Ответы на вопросы. Описания
в тексте. Работа с преувеличениями, их роль. |
Выборочное чтение. Самостоятельное чтение. |
Чтение былины. Выделить пословицы в
былине. |
1.5. |
|
Былина «На заставе
богатырской». Образы героев в былине. |
Пословицы, многозначность
пословиц. Картина В. Васнецова
«Богатыри» и содержание былины. Беседа по картине. |
Самостоятельное чтение. Деление былины на части. |
Рассказ по картине. Пересказ по плану |
1.6. |
|
Сказки. «Сказке про
Василису Премудрую» (русская народная сказка). |
Беседа по содержанию. Объяснить смысл зачина
сказки. Пословицы и их значение в
сказке. Признаки сказки. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Чтение по ролям. |
Чтение сказки, выделить
пословицы. |
1.7. |
|
«Сказке про Василису
Премудрую». Образы и характеры героев в волшебных сказках. |
Работа над содержанием. Образные слова и выражения
в волшебных сказках. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Чтение по ролям. |
Чтение по ролям. Выделить
образные выражения в сказке. |
1.8. |
|
Обобщающий урок по «Сказке
про Василису Премудрую». Язык волшебных сказок. |
Обсуждение вопросов. Озаглавливание частей. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Чтение по ролям. |
Краткий пересказ по плану. |
1.9. |
|
«Лиса и Тетерев» (русская народная сказка). |
Беседа по вопросам.
Характеристика героев. Признаки жанра сказки. |
Чтение по ролям. Выборочное чтение. |
Чтение по ролям. Пересказ своими словами. |
II. |
|
Из произведений русской литературы XIX века. |
|
|
|
2.1. |
|
В.А. Жуковский Биография.
Баллада «Перчатка» |
Ответы на вопросы.
Составление плана. Выбрать слова,
характеризующие героев. |
Самостоятельное чтение. Деление текста на части. |
Пересказ по плану. Пересказ баллады
«Перчатка». |
2.2. |
|
В. Жуковский «Три пояса». Знакомство с героями. |
Ответы на вопросы. Работа
над образами и выражениями. Составление описания старой женщины. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Деление на части. |
Чтение. Выделить образные слова и
выражения. |
2.3. |
|
В. Жуковский «Три пояса». Благодарность старушки. |
Беседа по содержанию. Составление характеристики
девушкам. Работа над образными словами и выражениями
их роль. |
Выборочное чтение. Деление на части. Чтение по ролям. |
Чтение по ролям. |
2.4. |
|
В. Жуковский «Три пояса». Точка зрения автора и народа
на проявление добра и зла. |
Пересказ по иллюстрации. Составление плана
пересказа. |
Чтение по ролям. Подписать иллюстрации
словами текста. |
Пересказ. Отзыв по плану. Устно. |
2.5. |
|
Урок внеклассного чтения. Народные и авторские
сказки. Русская народная сказка
«Чудесные сыновья». М.Е. Салтыков-Щедрин «Богатырь» |
Беседа по содержанию
сказок. Сходство и различие сказки
народной и авторской. Викторина. |
Самостоятельное чтение. Выбрать к иллюстрациям
отрывки из сказок. |
Пересказ понравившихся эпизодов. Нарисовать иллюстрации к
сказкам. Подготовить вопрос. |
2.6. |
|
И.А. Крылов. Биография
баснописца. |
Ответы на вопросы.
Составление плана. В чем мораль басен И. Крылова. |
Деление текста на части. Выборочное чтение. |
Рассказ о жизни И. Крылова по плану. Выбрать пословицы из
басен. |
2.7. |
|
И.А. Крылов. «Кот и Повар». |
Ответы на вопросы. Слова и
образные выражения в басне. |
Выборочное чтение. Чтение по ролям. |
Выразительное чтение |
2.8. |
|
Жизненность басен И.
Крылова. Урок – викторина
(обобщающий). |
Беседа по содержанию.
Обсуждение темы урока. Кроссворд. Ответы на
вопросы. |
Подписать иллюстрации
словами из басен И.Крылова. Чтение по ролям. |
Чтение наизусть басни (по
выбору учащихся). |
2.9. |
|
А.С. Пушкин. Биография
поэта. |
Ответы на вопросы. Составление плана пересказа. |
Самостоятельное чтение. Деление текста на части. |
Пересказ по плану. . |
2.10. |
|
Воспоминания друзей о
поэте. |
Пересказ эпизода по картине
Н.Н. Ге «И.И. Пущин в гостях у А.С. Пушкина в селе Михайловском». Составление
плана пересказа. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Деление текста на части. |
Воспоминания друзей об А.
Пушкине. Пересказ с использованием картины Н.Н. Гё.. |
2.11. |
|
А. Пушкин. «Руслан и Людмила». Предсказание старца. |
Ответы на вопросы.
Авторское отношение к героям. Работа над образными выражениями. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. |
Выразительное чтение. |
2.12 |
|
А. Пушкин. «Руслан и Людмила». Жизнь Людмилы в замке
Черномора. |
Обсуждение вопросов.
Рассказ о первых днях жизни Людмилы в замке Черномора. Предсказания старухи и
старца, сравнить. |
Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. |
Рассказ о первых днях жизни
Людмилы в замке. |
2.13 |
|
А. Пушкин. «Руслан и Людмила». Отношение автора к Людмиле. |
Озаглавливание частей. Работа со
словами-архаизмами. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Деление
текста на части. |
Пересказ последовательный
по плану. |
2.14. |
|
А. Пушкин. «Руслан и Людмила». Встреча Руслана с головой. |
Устное описание встречи. Обсуждение вопросов. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. |
Чтение, выделить образные
слова и выражения. |
2.15. |
|
А. Пушкин. «Руслан и Людмила». История жизни головы. |
Обсуждение вопросов. Определение настроения
героев Подобрать словарь к данным
пунктам плана. |
Самостоятельное чтение. Деление на части. Чтение по ролям. |
Рассказать о Руслане и Людмиле,
опираясь на авторский текст. Чтение по ролям. |
2.16. |
|
Поэма А. Пушкина «Руслан и Людмила» в произведениях художников и композиторов. |
Обсуждение вопросов. Восстановить стихотворный
текст. Работа по картине В. Васнецова и содержанию оперы М.Глинки «Руслан и
Людмила». Сравнение произведений. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. |
Составить рассказ по
картине, используя содержание поэмы. |
2.17. |
|
Урок внеклассного чтения. Викторина по пройденным
произведениям А. Пушкина. |
Обсуждение вопросов. «Дополнить строчку». Ответы на вопросы.
Пересказ по иллюстрациям. |
Самостоятельное чтение. Подобрать подписи к
иллюстрациям. |
Пересказ понравившегося отрывка. Чтение
стихотворения наизусть (по выбору). Составить 2 вопроса по содержанию
прочитанных произведений А.Пушкина. |
2.18. |
|
А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Знакомство с
героями. I глава. |
Обсуждение вопросов.
«Подружись» со словом. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. |
Чтение, деление на части. |
2.19. |
|
А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Встреча Лизы-Акулины. Размышления героев. |
Беседа по содержанию.
Составление плана пересказа. |
Деление главы на части. Чтение по ролям. |
Чтение по ролям. Пересказ по плану. |
2.20. |
|
А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Примирение соседей – II глава. |
Ответы на вопросы. Составление
плана. |
Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение. |
Рассказ о событиях,
примиривших соседей. |
2.21. |
|
А.С. Пушкин «Барышня – крестьянка». Отношение автора к героине повести. |
Обсуждение вопросов:
отражение традиций крепостного права в повести. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. |
Пересказ II главы: «В гостях у Муромских». Поведение
Лизы-Акулины, дать оценку. Выбрать слова, характеризующие поведение
Лизы-Акулины. |
2.22. |
|
Итоговый урок по повести
А.С. Пушкина «Барышня – крестьянка».
Авторское отношение к героям. |
Обсуждение темы и названия
повести, эпиграф. Обсуждение вопросов. |
Подписать иллюстрации
словами из повести. Выборочное чтение. |
Составить концовку повести. |
2.23. |
|
М.Ю. Лермонтов. Биография
поэта. |
Беседа по содержанию.
Составление плана пересказа. |
Самостоятельное чтение. Деление на части. |
|
2.24. |
|
М. Лермонтов. «Тучи».
Раздумье поэта о своей судьбе. |
Обсуждение вопросов.
Сравнения определения в стихотворении. |
Разметка текста
стихотворения. Выразительное чтение. |
Пересказ статьи по плану. |
2.25. |
|
М. Лермонтов «Баллада». |
Ответы на вопросы. Пересказ описания моря,
используя авторские слова и выражения. Настроение моря и трагедия
влюбленного. |
Выборочное чтение. Выразительное чтение. |
Чтение наизусть. |
2.26. |
|
М. Лермонтов. «Морская
царевна». |
Беседа по содержанию.
Работа над словами и выражениями, передающие состояние героев. |
Самостоятельное чтение. Деление на смысловые части. |
Выразительное чтение. |
2.27. |
|
Урок внеклассного чтения. А.С.Пушкин «Дубровский» |
Беседа по содержанию. «Восстанови события…» Сравнения произведений
«Барышня-крестьянка», «Дубровский». Тема любви в произведениях.
|
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. |
Выразительное чтение.
Пересказ понравившегося отрывка. Составить 2-3 вопроса по
содержанию произведения «Дубровский» |
2.28. |
|
Н.В. Гоголь. Биография
писателя. |
Ответы на вопросы.
Составление плана. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Деление на части. |
Пересказ по плану. Составить вопрос по
содержанию статьи. |
2.29. |
|
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Знакомство
с героями повести. |
Беседа по вопросам. |
Самостоятельное чтение. |
Чтение I главы, выделение сравнений. |
2.30. |
|
Н.В. Гоголь «Майская ночь,
или Утопленница». Ганна. |
Осуждение вопросов. Сравнения, их роль. |
Самостоятельное чтение.
Выборочное чтение. |
Чтение. Пересказ описания вечера. |
2.31. |
|
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Любовь главных героев повести. |
Рассказ по иллюстрациям
эпизода. Составление плана. |
Чтение по ролям. Подписать
иллюстрации словами из повести. Деление отрывка на части. |
Рассказ Левко о Ведьме. |
2.32. |
|
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Красота и романтичность вечера.
Утопленница. |
Беседа по содержанию. Слова и выражения,
передающие настроения героев. |
Выборочное чтение. Чтение по ролям. |
Чтение по ролям. |
2.33. |
|
Н.В. Гоголь «Майская ночь, или Утопленница». Сон Левко. Русалочки. Пробуждение. |
Беседа по содержанию. Дополнить пункты плана
словами из текста. |
Выборочное чтение. Чтение по ролям. |
Рассказать про сон Левко. Пересказ своими словами. |
2.34. |
|
Обобщающий урок по повести
Н.В. Гоголя «Майская ночь, или
Утопленница». Описание ночи автором и картины художников; Русалки в повести и
на картине И. Крамского «Русалки». |
Сходство и различие
ситуаций на картине и в повести. Беседа по содержанию картины
и произведения. Подготовка к пересказу. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. |
Пересказ легенды от лица
панночки. |
2.35. |
|
Урок внеклассного чтения. Н.В. Гоголь «Ночь
перед Рождеством» (отдельные главы). |
Беседа по содержанию
повести. «Восстанови события…» |
Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. |
Пересказ интересных
эпизодов. Составление вопросов (2-3)
по содержанию. |
2.36. |
|
Н.А. Некрасов. Биография. |
Беседа по статье учебника. Пересказ эпизодов из ранее
изученных произведений поэта. Беседа по статье учебника. |
Самостоятельное
выполнение заданий из учебника. |
. Наизусть запомнившееся
стихотворение. |
2.37. |
|
Н. Некрасов «Рыцарь на
час». |
Определения, рассказывающие
о судьбе матери. Определение настроения лирического героя. Обсуждение: «За что Некрасов
просит прощение у матери?» |
Самостоятельное чтение. |
Сообщения учащихся по плану
о детских годах поэта. |
2.38. |
|
Н. Некрасов «Саша». |
Работа над образными
выражениями, передающие гибель и страдания деревьев (сравнения, звуки).
Озаглавливание частей. Заучивание наизусть. |
Самостоятельное чтение. Деление на части. |
Выразительное чтение. |
2.39. |
|
Урок внеклассного чтения. Н. Некрасов. Поэма «Мать». |
Тема и главная мысль поэмы. Ответы на вопросы. «Дополни строчки…». |
Тема и главная мысль поэмы. Ответы на вопросы. «Дополни строчки…». |
Чтение наизусть отрывка
из стихотворения. Чтение эпизодов (по
выбору) выразительно. Составить 2 вопроса по прочитанному. |
2.40. |
|
А.А. Фет. Биография автора. |
Беседа по содержанию
сообщения. Составление плана
пересказа. |
Самостоятельное чтение. Деление на части. |
|
2.41. |
|
А. Фет. «На заре ты её не буди». |
Словесное рисование. Образные слова и выражения,
их роль. Определение темы и идеи. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Выразительное чтение. |
Пересказ по плану. Выразительное чтение. |
2.42. |
|
А. Фет. «Помню я: старушка няня…». |
Слова и выражения,
передающие настроение поэта. Беседа по содержанию.
Обсуждение темы/ |
Самостоятельное чтение. Выразительное чтение. |
Выразительное чтение. |
2.43. |
|
А. Фет «Это утро, радость
эта». |
Словесное рисование.
Обсуждение темы стихотворения. Существительные в тексте, их роль. |
Самостоятельное чтение. Разметка текста. Выразительное чтение. |
Выразительное чтение. Стихотворение наизусть по
выбору. |
2.44. |
|
А.П. Чехов. Биография писателя. |
Пересказ отрывков из ранее
прочитанных. Составление плана. |
Самостоятельное чтение. Деление текста на части. |
Пересказ по плану. |
2.45. |
|
А. Чехов. «Злоумышленник». |
Беседа по содержанию. Сравнение речи мужика и
следователя. |
Выборочное чтение. Чтение по ролям. |
Чтение по ролям, продолжить
рассказ. |
2.46. |
|
А. Чехов. «Злоумышленник». Авторская позиция в
рассказе. |
Беседа по содержанию. Определение авторской
позиции. Обсуждение з.8. |
Самостоятельное чтение. Деление на части. |
Пересказ своими словами по
плану. |
2.47. |
|
А. Чехов «Пересолил». |
Ответы на вопросы по
содержанию. |
Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. |
Чтение по ролям. |
2.48. |
|
А. Чехов «Пересолил». Авторское отношение к героям. |
Слова и выражения,
характеризующие героев рассказа. Составление плана. |
Самостоятельное чтение. Деление на части. |
Пересказ по плану. |
2.49. |
|
Урок внеклассного чтения.
А.П. Чехов «Переполох». |
Определение главной мысли
рассказа. Дать характеристику
хозяйке, хозяину, служанкам, опираясь на авторский текст. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. |
Рассказать эпизоды особенно
запомнившиеся. Составить 2 вопроса по
содержанию. |
III. |
32 ч |
Из произведений русской литературы ХХ века. |
|
|
33 часа |
3.1. |
|
А.М. Горький. Биография писателя. |
Ответы на вопросы. Пересказ
эпизодов из повести «Детство» по плану. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Деление текста на части. |
Рассказ о жизни Алексея в
доме деда по плану. |
3.2. |
|
М. Горький «Песня о Соколе». |
Беседа по содержанию.
Определения, характеризующие Сокола, Ужа. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Заучивание наизусть |
Пересказ биографической
статьи по плану. |
3.3. |
|
Образы героев в «Песне о
Соколе» М. Горького. |
Составление сравнительной
характеристики Сокола, Ужа. Образные слова и выражения в «Песне». Пословицы и
их значение. |
Выборочное чтение. Выразительное чтение. |
Рассказать о Соколе, Уже,
опираясь на авторский текст. Чтение наизусть отрывка. |
3.4. |
|
В.В. Маяковский. Биография
поэта. Произведения для детей. |
Беседа по сообщению и
статье учебника. Составление плана. |
Самостоятельное чтение. Деление текста на части. |
Сравнительная
характеристика Сокола и Ужа. |
3.5. |
|
В. Маяковский «Необычайное
приключение, бывшее с В. Маяковским летом на даче» |
Жанр произведения. Определение главной темы и
идеи. Беседа по содержанию. |
Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. |
Пересказ по плану. |
3.6. |
|
«Необычайное приключение,
бывшее с В. Маяковским летом на даче». Определение жанра стихотворения. |
Слова и выражения для
характеристики описываемых предметов. Беседа по содержанию. |
Самостоятельное чтение. Выразительное чтение. |
Чтение по ролям.
Выразительное чтение. |
3.7. |
|
М. Цветаева. Биография. Вера в добро и бескорыстие
человека. |
Сообщение о жизни и
творчестве. Беседа по содержанию биографии. |
Самостоятельное чтение. Задание для внеклассного
чтения: стихотворения М.И. Цветаевой. |
Пересказ с опорой на
авторский текст. |
3.8. |
|
М. Цветаева «Красною
кистью…» |
Беседа по содержанию. Определение главной идеи
стихотворения, образные слова и выражения в стихотворении, их роль. |
Выборочное чтение. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. |
Пересказ биографической
статьи |
3.9. |
|
М. Цветаева. «Вчера ещё в глаза глядел…». |
Определение темы и главной
мысли стихотворения. Противопоставления, их роль
в стихотворении. |
Самостоятельное чтение. Выразительное чтение. |
Чтение наизусть.
Выразительное чтение. |
3.10. |
|
Урок внеклассного чтения.
М. Цветаева «Две песни», «Другие-с очами и с личиком светлым», «Любовь!
Любовь!…» |
Ответы на вопросы. «Дополни строчку…» «Восстанови события…» Работа с образными словами
и выражениями. |
Самостоятельное чтение. Выразительное чтение. Выборочное
чтение. |
Выразительное чтение
стихотворений. Составить 2 вопроса по
содержанию стихотворений. |
3.11. |
|
К.Г. Паустовский. Биография. |
Беседа по творчеству
писателя. Игра «Вспомни героев
произведений…» |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Выразительное чтение
описания природы. |
Краткий пересказ отрывка из
ранее прочитанных произведений. |
3.12. |
|
К. Паустовский «Стекольный
мастер». Письмо бабки Гаши. |
Беседа по содержанию.
Образные выражения в описании природы, их роль. |
Самостоятельное чтение. Деление текста на части. Заучивание наизусть. |
Пересказ биографической
статьи. |
3.13. |
|
К. Паустовский «Стекольный
мастер». Образ автора в рассказе. Главная идея произведения. |
Составление плана. Определение главной идеи
рассказа. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. |
Пересказ содержания письма.
Чтение наизусть отрывка |
3.14. |
|
С.А. Есенин. Биография
поэта. |
Ответы на вопросы.
Сообщения учащихся о детских и юношеских годах поэта. |
Самостоятельное чтение. Выразительное чтение
стихов. |
Пересказ по плану. |
3.15 |
|
С.А. Есенин «Нивы сжаты». |
Определение настроения
стихотворения. Образные слова
выражения в стихотворении. Беседа по содержанию стихотворения и картин
В. Поленова «Ранний снег», Н. Ромадина «Село
Хмелевке». |
Самостоятельное чтение. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. |
Рассказ по плану о жизни и
творчестве поэта. |
3.16. |
|
С.А.Есенин «Собаке
Качалова». |
Слова и выражения,
передающее настроение стихотворения. Беседа по содержанию. |
Самостоятельное чтение. Выразительное чтение. |
Чтение наизусть. |
3.17. |
|
М.А. Шолохов. Биография
писателя. |
Беседа о жизни и творчестве
писателя. Ответы на вопросы. |
Самостоятельное чтение. |
Выразительное чтение. |
3.18. |
|
М.А. Шолохов «Судьба человека». Жизнь в фашистском плену. |
Беседа по содержанию. Работа над составлением характеристики
главного героя. |
Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение. |
Пересказ по данному плану. |
3.19. |
|
М.А. Шолохов «Судьба человека». Побег из плена. |
Составление плана
пересказа. Составление характеристики
главного героя. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Деление отрывка на части по
данному плану. |
Чтение по ролям. Пересказ
по плану от имени главного героя. |
3.20. |
|
Урок внеклассного чтения.
В. Быков «Альпийская баллада» (в сокращении). |
Ответы на вопросы. «Дополни
строчку…». «Восстанови события…» |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. |
Пересказ по плану от имени
главного героя. Пересказ эпизодов.
Составление 2-3 вопроса по содержанию. |
3.21. |
|
Е.И. Носов. Биография писателя. |
Беседа по содержанию
статьи, о жизни и творчестве писателя. Рассказать о детских годах
писателя. |
Самостоятельное чтение. |
|
3.22. |
|
Е.И.Носов «Трудный хлеб». |
Ответы на вопросы по
содержанию рассказа. Определения в рассказе, их роль в описании осени. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Чтение по ролям. |
Сообщения учащихся о жизни
и творчестве писателя. |
3.23. |
|
Е.И.Носов «Трудный хлеб».
Образ Чанга в рассказе. |
Составление характеристики
Чанга. Составление плана
пересказа. Тема и главная мысль
произведения. |
Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. Деление
текста на части. |
Чтение по ролям. |
3.24. |
|
Н.М. Рубцов. «Тихая моя
Родина». |
Работа над образными
выражениями, передающие настроение произведений. Тема и главная мысль
стихотворения. Сравнить стихотворение и
сюжет картины И. Левитана «Озеро (Русь)». |
Самостоятельное чтение. Выразительное чтение. |
Пересказ по плану. Сообщения учащихся о
творчестве поэта. |
3.25. |
|
Н. М.Рубцов «Русский
огонёк». |
Беседа по содержанию.
Словесное рисование. Определения, характеризующие русскую
женщину. Определения, передающие картину природы. Основная мысль
стихотворения. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Выразительное чтение. |
Выразительное чтение. |
3.26. |
|
Н.М. Рубцов «Зимняя песня». |
Определения, предающие
настроение стихотворения. Беседа по содержанию. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Выразительное чтение. Заучивание наизусть. |
Выразительное чтение. |
3.27. |
|
Ю.И. Коваль «Приключения
Васи Куролесова». Главы: «В деревне Сычи», «Тертый калач». |
Беседа по содержанию. Роль просторечных слов в
тексте. |
Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. |
Чтение наизусть. |
3.28. |
|
Ю.И. Коваль «Приключения
Васи Куролесова». Главы: «Парочка поросят», «Темная ночь». |
Беседа по содержанию.
Образные слова и выражения, их роль. Юмор автора в описании
ночи. В чём он проявился. |
Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. Выборочное чтение. |
Пересказ по плану. |
3.29. |
|
Ю.И. Коваль «Приключения
Васи Куролесова». Главы: «Рыжий», «Обыкновенный мешок», «Вася бьет
черноусого». |
Беседа по содержанию. Составление описания пса. |
Чтение по ролям. Характеристика Васи. |
Рассказ о переживаниях Васи
своими словами. |
3.30. |
|
Обобщающий урок по повести
Ю.И. Коваля «Приключения Васи Куролесова». |
Составление характеристики
Васи, опираясь на авторский текст. |
Выборочное чтение. Чтение по ролям. |
Пересказ смешной ситуации.
Краткий пересказ о приключениях Васи. |
3.31. |
|
Урок внеклассного чтения
В.М. Шукшин «Кляуза». |
Характеристика действующих
лиц рассказа. Обсуждение вопросов. «Дополни строчку…». «Восстанови события…». |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. |
Пересказ понравившихся
эпизодов. Составить 2 вопроса по содержанию. |
3.32. |
|
Обобщающий урок по разделу
(литература ХХ века). |
Ответы на вопросы.
Викторина по разделу. Сообщения учащихся по разделу. |
Самостоятельное чтение. |
Пересказ. Чтение наизусть. |
IV. |
12 ч |
Из произведений зарубежной литературы. |
|
|
|
4.1. |
|
Роберт Луис Стивенсон. «Вересковый мёд». |
Беседа по творчеству поэта. Ответы на вопросы. |
Самостоятельное чтение. Деление на части. |
Чтение определения
«Баллада» (самостоятельное понимание определения). |
4.2. |
|
Р. Стивенсон «Вересковый мёд». Образ пиктов и
короля в балладе. |
Определение главной мысли
стихотворения. Слова и выражения, передающие характеры пиктов. Составление
характеристики короля. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. |
Выразительное чтение. |
4.3. |
|
Эрнест Сетон-Томпсон.
Биография. |
Беседа по творчеству. Составление плана. |
Самостоятельное чтение. Деление на части. |
Характеристика пиктов и
короля. |
4.4. |
|
Эрнест Сетон-Томпсон. «Снап. История бультерьера». |
Беседа по содержанию. Соответствие клички и
характера щенка. Составление плана. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Деление отрывка на части. |
Пересказ по плану. |
4.5. |
|
Эрнест Сетон-Томпсон
«Снап». Знакомство
с братьями Пенруф. |
Беседа по содержанию. Рассказ о породе собак по
иллюстрации. |
Самостоятельное чтение. Чтение по ролям. |
Пересказ по плану. |
4.6. |
|
Эрнест Сетон-Томпсон
«Снап». Снап
на ферме (3 глава). |
Беседа по содержанию. Составление плана рассказа. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. |
Пересказ своими словами. |
4.7. |
|
Джеральд Даррелл. Биография
писателя. |
Беседа по содержанию
текста. |
Самостоятельное чтение. Деление на части. |
Краткий пересказ по плану
всего рассказа. Рассказ по плану. |
4.8. |
|
Д. Даррелл. «Живописный
жираф» (в сокращении) |
Беседа по содержанию. Объяснение новых слов и
выражений. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. |
Чтение рассказа, пересказ
описания дома. |
4.9. |
|
Загон жирафа и дом Питера и
Билли. |
Беседа по содержанию. Словарная работа. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Чтение по ролям. |
Чтение по ролям. |
4.10. |
|
Взаимоотношения Питера и
Билли. |
Беседа по содержанию. Составление характеристики
Питера, билли по плану. Составление плана
пересказа. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. Чтение по ролям. |
Пересказ с опорой на
авторский текст. |
4.11. |
|
Урок внеклассного чтения. Жюль Верн «Таинственный
остров» (в сокращении). |
Обсуждение содержания. «Дополнить строчку…». «Восстановить события…». |
Выборочное чтение. |
Пересказ эпизодов. Составить 2-3 вопроса по
содержанию. |
4.12. |
|
Обобщающий урок за курс 9
класса. |
«Назовите писателя или
поэта…» Викторина по пройденным
произведениям. |
Самостоятельное чтение. Выборочное чтение. |
Контрольные вопросы и
задания. |