Адрес: 152025 г.
Переславль-Залесский Ярославской обл.,
ул. Магистральная, д. 43, 43а,
43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:
________________________________________________________________________
Утверждена приказом директора школы:
№______ от «___»________20____ года
Директор школы: ___________________
учебного курса «История России» в 7
классе
________учебный год
Учителя истории
________________
Рабочая программа по курсу истории в
соответствии с программой «История» О.И. Бородиной, В.М. Мозгового, опубликованной
в сборнике «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. М., Владос,
2000), изданном по редакцией В.В. Воронковой, базисным учебным планом СКОУ VIII вида (I вариант), учебником «История России» для 7
класса СКОУ VIII
вида авторов – Б.П. Пузанова, О.И. Бородиной, Л.С. Сековец, Н.М. Редькиной (М.,
Владос, 2005).
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа – в неделю.
В 7 классе учащиеся знакомятся с
историческими событиями с древнейшего периода до начала объединения русских
земель вокруг Московского княжества.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
-
какие
исторические даты называются точными, приблизительными;
-
когда
произошли события (конкретные, по выбору учителя);
-
кто
руководил основными сражениями.
Учащиеся должны уметь:
-
пользоваться
учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;
-
пересказывать
исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;
-
соотносить
содержание иллюстративного материала с текстом учебником;
-
пользоваться
«лентой времени», соотносить год с веком;
-
устанавливать
последовательность исторических событий на основе знания дат;
-
правильно
и точно употреблять исторические термины, понятия;
-
пересказывать
содержание изучаемого материала близко к тексту.
Тематическое планирование уроков истории в 7
классе (68 ч)
№/№ п./п. |
Наименование
разделов и тем уроков |
Всего
часов |
Из них |
||
Лабораторные
и практические |
Контрольные и диагностические
материалы |
экскурсии |
|||
1. |
Раздел 1. Введение в историю |
7
ч |
Работа
с контурной картой «Наша родина Россия» |
Программированный
опрос. |
|
Заполнение
таблицы родословного дерева |
|||||
2. |
Раздел 2.
История нашей страны древнейшего периода. |
11
ч |
Работа с контурной картой «Расселение
восточных славян» |
Программированный
опрос. |
|
Аппликация
«Славянский поселок |
|||||
Работа с
текстом исторического документа: отрывок из «Повести временных лет» |
|||||
Работа с контурной картой «Соседи
восточных славян: печенеги, половцы, хазары» |
|||||
Дорисовать
рисунок «Славянские воины» |
|||||
3. |
Раздел 3.
Киевская Русь |
15
ч |
Работа с контурной картой «Древнерусское государство
в IХ – Х в. в.» |
Программированный
опрос. |
|
Работа с
текстом исторического документа «Восстание древлян» |
|||||
Работа с фрагментами из историко-художественной литературы (отрывок
из былины «Садко») |
|||||
Заполнение
таблицы по тексту учебника «Быт в Киевской Руси» |
|||||
Работа с
текстом исторического документа: фрагмент «Русской Правды» |
|||||
Работа с
текстом исторического документа: отрывок из «Повести
временных лет» |
|||||
4. |
Распад Киевской
Руси |
10
ч |
Работа с фрагментами из
историко-художественной литературы: отрывок из
стихотворения Н. Кончаловской |
Фронтальный
и программированный опрос. |
|
Работа с контурной картой «Образование
самостоятельных княжеств» |
|||||
Работа с контурной картой «Киевское княжество в XII веке» |
|||||
Работа с контурной
картой «Владимиро-Суздальское
княжество». |
|||||
Работа с контурной картой «Великий Новгород» |
|||||
Работа
с контурной картой (путь из варяг в греки) |
|||||
5. |
Борьба Руси
с иноземными завоевателями |
9 ч |
Заполнение
сравнительной таблицы, опираясь на текст учебника («Монголо-татары и
русские») |
Программированный
опрос. |
|
Работа с
текстом исторического документа
(характеристика монголо-татар). |
|||||
Заполнение таблицы «Причины поражения русских
войск на Калке», опираясь на текст учебника. |
|||||
Работа с контурной картой (карта захвата монголо-татарами русских городов). |
|||||
Заполнение таблицы «Характеристика Невской битвы» |
|||||
Заполнение таблицы «Характеристика Ледового
побоища» |
|||||
Работа с фрагментами из историко-художественной литературы (отрывок из стихотворения К. Симонова) |
|||||
6. |
Начало объединения
русских земель |
14
ч |
Работа
с поговорками. |
Программированный
опрос. |
|
Работа
с фрагментами из историко-художественной литературы (отрывок из стихотворения
Н. Кончаловской) |
|||||
7. |
Повторение
за год. События и даты. |
2
ч |
|
Контрольная
работа за год |
Экскурсия
«Культурные памятники периода Владимиро-Суздальского княжества». |
|
Итого |
68
ч |
28 работ |
7
ч |
1
ч |
Поурочное
планирование уроков истории в 7 классе (68 ч)
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Словарь |
Практические работы/ Экскурсии |
Оборудование, ТСО, наглядность |
Контрольно-диагностические материалы |
1. |
7 ч |
История
нашей страны древнейшего периода |
|
|
|
|
1.1. |
|
История
наука о прошлом |
История. Предки. |
|
Портрет Соловьева С. М |
Задание: соотнеси термин и его объяснение |
1.2. |
|
Исторические
памятники |
Памятник.
Летопись. Археологи. |
|
Изображения исторических памятников. |
Задание: закончи фразу, используя опорные слова Задание:
соотнеси термин и его объяснение |
1.3. |
|
Наша родина Россия |
Герб, гимн. Столица. |
Работа с контурной картой |
Символика России. Физическая карта
России. |
|
1.4.
|
|
Моя
родословная |
Генеалогическое древо. Личные имена. Фамилия. |
Заполнение таблицы родословного дерева. |
|
|
1.5.
|
|
Счет
лет в истории |
Дата,
век, лента времени. |
|
Лента времени |
Работа с лентой времени, определить по году век, расставь даты по порядку. |
1.6.
|
|
Историческая
карта |
Историческая
карта |
|
Карта «Русь в IX - X» |
Работа с картой (опираясь на карту в учебнике,
запиши названия русских городов, рек в таблицу). |
1.7. |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «История нашей страны древнейшего периода» |
|
|
Лента времени, карта РФ. Индивидуальные карточки. |
Программированный опрос. Работа с лентой времени,
определи по году век, расставь даты по
порядку. Работа с поговорками (соедини
стрелками начало и конец поговорки). Кроссворд (словарная работа). |
2. |
11 ч |
История нашей страны древнейшего периода |
|
|
|
|
2.1 |
|
Восточные
славяне |
Восточные
славяне, украинцы, белорусы, русские. |
Работа с контурной картой «Расселение
восточных славян» |
Иллюстрация
«Восточные славяне» |
Задание:
закончить предложение |
2.2. |
|
Роды
и племена восточных славян и их старейшины |
Род,
племя, старейшина. |
|
Схема
«Роды и племена» |
Задание:
закончить фразу, используя опорные слова. |
2.3 |
|
Славянский
поселок |
Поселение,
мазанка, изба, землянка, амбар, хлев. |
Аппликация
«Славянский поселок» |
Иллюстрация
«Славянский поселок» |
Задание: найди ошибку в тексте и исправить её. |
2.4. |
|
Основные занятия восточных славян |
Земледелие,
скотоводство, бортничество, собирательство, плуг, соха, невод, борона, жито,
гумно, ток, цеп, ладья. |
|
Иллюстрации
«Первые земледельцы» |
Задание: восстанови последовательность событий
(земледельческие работы) |
2.5. |
|
Ремесла восточных славян |
Кузнец,
гончар, бондарь, гор, наковальня, туесок, лукошко, гончарный круг, керамика. |
|
Иллюстрации
«Ремесло в Древней Руси» |
Задание: найди ошибку в тексте и исправить её. |
2.6. |
|
Обычаи
восточных славян. |
Курган,
тризна, хоровод, оберег. |
|
Иллюстрации
«Хоровод, тризна» |
Работа с иллюстрациями: сделай подписи к
иллюстрациям. |
2.7. |
|
Верования восточных славян |
Волхвы,
кудесники, святилище, жертва, обряд, идол, духи. |
Работа с
текстом исторического документа: отрывок из «Повести временных лет» |
Иллюстрация
«Святилище» |
Задание:
выписать цитаты из текста. |
2.8. |
|
Соседи восточных славян |
Финны,
половцы, варяги, литовцы, болгары, кочевники, юрта, базар, гости. |
Работа с контурной картой «Соседи
восточных славян: печенеги, половцы, хазары» |
Карта
«Древнерусское государство в IХ – Х
в. в.» |
Задание:
найди лишнее слово |
2.9. |
|
Славянские воины и богатыри |
Секира,
палица, колчан, булава, кольчуга. |
Дорисовать
рисунок |
Репродукция картины В. Васнецова «Три богатыря» |
Составление рассказа по плану. |
2.10. |
|
Объединение
восточных славян под властью Рюрика |
Послы,
княжество, пленники |
|
Карта
«Древнерусское государство в IХ – Х
в. в.» |
Задание:
установи соответствие имен и событий |
2.11. |
|
Повторительно-обобщающий урок «История нашей страны
древнейшего периода» |
|
|
Карта
«Древнерусское государство в IХ – Х
в. в.», |
Индивидуальные
задания по теме «История
нашей страны древнейшего периода» |
3. |
15 ч |
Киевская
Русь |
|
|
|
|
3.1 |
|
Образование государства восточных славян - Киевской
Руси |
Полюдье. |
Работа с контурной картой. |
Карта
«Древнерусское государство в IХ – Х
в. в.» |
Задание:
определи по году век, работа с лентой времени |
3.2. |
|
Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга. |
Династия.
|
Работа с текстом исторического документа. |
Иллюстрации: Восстание древлян, полюдье. |
Задание:
найди лишнее слово. |
3.3. |
|
Укрепление
власти князя |
Боярин,
ополчение, раб, оборона, братина, пир. |
|
Иллюстрация
«Городская крепость» |
Задание:
закончи предложение. |
3.4. |
|
Оборона Руси от врагов |
Дозорные,
дозорная служба. |
|
Карта
«Древнерусское государство в IХ – Х
в. в.» |
Задание:
найди ошибку в тексте и исправь её. |
3.5. |
|
Крещение Руси при князе Владимире |
Христиане, крещение, религия, крест, священник,
молитва, патриарх, митрополит, проповедники. |
|
Символ христианства, репродукция картины
Лебедева К. «Крещение киевлян». |
Задание:
сделай подписи к иллюстрациям; работа с лентой времени: определи по году век, запиши век римскими цифрами. |
3.6. |
|
Былины
- источник знаний о Киевской Руси. |
Былины,
побратим. |
Работа с фрагментами из историко-художественной литературы (отрывок
из былины «Садко») |
Репродукция
картины А. Васнецова «Три богатыря» |
Задание:
установи соответствие имен и событий |
3.7. |
|
Культура
и искусство Киевской Руси |
Храм, икона, мозаика, фреска, церковная
утварь. |
|
Иллюстрации
из серии «Культура Киевской Руси» |
Задание:
выписывание цитат из текста. |
3.8. |
|
Княжеское
и боярское подворье |
Горница,
терем, челядь, воевода. |
|
Иллюстрации
из серии «Культура Киевской Руси» |
Задание:
найди ошибку в тексте и исправь её. |
3.9. |
|
Жизнь
и быт в Киевской Руси. |
Натуральное
хозяйство, усадьба, вотчина, смерды. |
Заполнение
таблицы по тексту учебника «Быт в Киевской Руси» |
|
Задание:
закончи фразу, используя опорные слова |
3.10. |
|
Правление
Я. Мудрого |
Законы,
удел. |
Работа с
текстом исторического документа: фрагмент «Русской Правды» |
Репродукция
картины И. Билибина «Суд во времена Русской Правды», иллюстрация «Софийский
собор» |
Задание:
найди лишнее слово |
3.11. |
|
Образование
и грамотность на Руси |
Переписчики,
устав, Библия, библиотека. |
|
|
Задание:
закончи предложение |
3.12. |
|
Летописи
и летописцы |
Летопись,
летописцы, свиток. |
Работа с
текстом исторического документа: отрывок из «Повести
временных лет» |
Иллюстрация
«Памятник монаху - летописцу» |
Задание:
подчеркни правильное определение |
3.13. |
|
Киевский
князь Владимир Мономах |
Удельный
князь, царский венец, бармы. |
|
|
Работа
с лентой времени: определи по году век,
запиши век римскими цифрами. Программированный опрос. |
3.14. |
|
Рост
и укрепление древнерусских городов. |
Вече,
корчма, посад, торг. |
|
Иллюстрация:
городская крепость |
Программированный
опрос. |
3.15. |
|
Повторительно
-обобщающий урок «Киевская Русь» |
|
|
Карта
«Древнерусское государство в IХ – Х
в. в.», индивидуальные карточки, лента времени |
Программированный
опрос по теме «Киевская Русь» |
4. |
10 ч |
Распад Киевской Руси |
|
|
|
|
4.1. |
|
Причины
распада Киевской Руси |
Раздробленность,
вотчина. |
Работа с фрагментами из историко-художественной литературы: отрывок из стихотворения Н. Кончаловской |
Карта
«Древнерусское государство в IХ – ХII в.
в.» |
Задание:
закончи фразу, используя опорные слова |
4.2. |
|
Образование
самостоятельных княжеств |
Распри, усобицы |
Работа с контурной картой «Образование
самостоятельных княжеств» |
Карта
«Древнерусское государство в IХ – ХII в.
в.» |
Составление
пересказа по плану. |
4.3. |
|
Киевское
княжество в XII веке |
Титул. |
Работа с контурной картой |
Карта
«Древнерусское государство в IХ – ХII в.
в.» |
Рассказ
с опорой на карту и план. |
4.4. |
|
Владимиро-Суздальское
княжество. |
Наследники. |
Работа с контурной картой |
Карта
«Древнерусское государство в IХ – ХII в.
в.» |
Ответы
на вопросы (устно, программированный опрос) |
4.5 |
|
Основание
Москвы. |
Кремль. |
|
Карта
«Древнерусское государство в IХ – ХII в.
в.» |
Пересказ
по опорным словам. |
4.6. |
|
Господин
Великий Новгород |
Торговый
путь, пристань, торг. |
Работа с контурной картой |
Карта
«Древнерусское государство в IХ – ХII в.
в.» |
Пересказ
по плану и опорным словам. |
4.7. |
|
Торговля и ремесла Новгородской земли |
Пошлина,
купцы, торговцы. |
Работа
с контурной картой (путь из варяг в греки) |
Карта
«Древнерусское государство в IХ – ХII в.
в.», репродукция картины А. Васнецова «Новгородский торг» |
Задание:
закончи предложение |
4.8. |
|
Новгородское
вече |
Вече,
посадник, тысяцкий, республика, архиепископ. |
|
Репродукция
картины А. Васнецова «Новгородское вече |
Задание:
соотнеси термин и его объяснение» |
4.9. |
|
Русская
культура в XII – XIII в. в. |
Ремесла,
прикладное искусство, архитектурные памятники, иконопись, фрески. |
|
Иллюстрации
Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, церковь Покрова на
Нерли во Владимире |
Задание:
выписывание цитат из текста |
4.10. |
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Киевская
Русь в XII – XIII в. в.» |
|
|
Карта
«Древнерусское государство в IХ – ХII в.
в.», лента времени |
Программированный
и фронтальный опрос. |
5. |
9 ч |
Борьба Руси
с иноземными завоевателями |
|
|
|
|
5.1. |
|
Монголо-татары |
Пастбища,
орда, караул. |
Заполнение сравнительной таблицы, опираясь на текст
учебника («Монголо – татары и русские») |
Карта
«Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII
в.» |
Задание:
Выписывание цитат из текста |
5.2. |
|
Нашествие монголо-татар на Русь |
Таран,
нашествие. |
Работа
с текстом исторического документа (характеристика монголо-татар), заполнение таблицы «Причины
поражения русских войск на Калке», опираясь на текст учебника |
Карта
«Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII
в.», лента времени |
|
5.3. |
|
Героическая борьба русских людей против монголо-татар |
Раздробленность,
героизм, оборона. |
Работа
с контурной картой (карта захвата
монголо-татарами русских городов) |
Карта
«Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII
в.» |
Задание:
впиши названия городов, завоеванных монголо-татарами |
5.4. |
|
Русь под монголо-татарским игом. |
Иго,
ярлык, баскаки, Золотая Орда. |
|
Карта
«Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII
в.» |
Задание:
закончи фразу, используя опорные слова. |
5.5. |
|
Рыцари-крестоносцы |
Ливония,
рыцарь, Ливонский орден, Великий магистр. |
|
Карта
«Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII
в.», иллюстрации: вооружение русских воинов, рыцарей - крестоносцев |
Задание:
закончи фразу, используя опорные слова. |
5.6. |
|
Александр Невский |
Дружина, дружинник. |
|
Репродукция
портрета А. Невского (художник П. Д. Корин) |
Задание:
найди лишнее слово. |
5.7. |
|
Невская битва |
Иноземные
захватчики, герцог. |
Заполнение
таблицы «Характеристика Невской битвы» |
Карта
«Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII
в.», лента времени, схема Невской битвы |
Задание:
восстанови последовательность событий. |
5.8. |
|
Ледовое побоище |
Побоище,
фланг. |
Заполнение
таблицы «Характеристика Ледового побоища» |
Репродукция
картины «Ледовое побоище» А. К. Горбунова, карта «Борьба народов нашей страны
против иноземных захватчиков в XIII в.», лента времени |
Задание:
восстанови последовательность событий |
5.9. |
|
Повторительно-обобщающий урок «Борьба
Руси с иностранными завоевателями» |
|
Работа с фрагментами из историко-художественной литературы (отрывок из стихотворения К. Симонова) |
|
Программированный опрос по теме «Борьба Руси с
иностранными завоевателями» |
6. |
14 ч |
Начало объединения
русских земель |
|
|
|
|
6.1. |
|
Возвышение Москвы |
Возвышение,
династия. |
|
Карта
«Древнерусское государство в IХ – ХII в.
в.» |
Задание: найди ошибку в тексте и исправь её. |
6.2. |
|
Московский князь Иван Калита |
Калита,
свита. |
|
Картина
А. Васнецова «Москва при Иване Калите» |
Задание: найди лишнее слово |
6.3. |
|
Возрождение сельского и городского хозяйства.
Тяжёлое положение русского и других народов. |
Возрождение,
объединение, десятина, крестьяне, дворяне, оброк. |
|
|
Задание: закончи предложение |
6.4. |
|
Рост городов на Руси и успехи торговли. Основные
слои городского населения, их быт и традиции. |
Ремесленники,
торжок, купцы. |
|
|
|
6.5. |
|
Московско-Владимирская Русь при Д. Донском |
Митрополит. |
|
Картина
А. Васнецова «Московский Кремль при Д. Донском» |
Задание: программированный опрос |
6.6. |
|
Сергий Радонежский |
Отшельник,
игумен, пустынь, послушник, жертвовать. |
|
Иконописный
портрет С. Радонежского, иллюстрация: С. Радонежский встречает Д. Донского |
Задание: Выписывание цитат из текста. |
6.7. |
|
Противостояние
Орде при Д. Донском. |
|
|
|
Пересказ с опорой на план и опорные
словосочетания. |
6.8. |
|
Куликовская
битва. |
Полк,
пехота, воевода, конники. |
|
Карта
«Древнерусское государство в IХ – ХII в.
в.», схема Куликовской битвы,
репродукции картин А. Бубнова «Утро на Куликовом поле», М. Авилова
«Поединок Пересвета с Челубеем», лента времени. |
Работа с лентой времени: определи по году век, запиши век римскими цифрами. |
6.9. |
|
Отражение героизма сражающихся в сказаниях. |
Памятник. |
Работа
с поговорками. |
Репродукции
картин А. Бубнова «Утро на Куликовом поле», М. Авилова «Поединок Пересвета с
Челубеем», лента времени. |
Пересказ по плану. |
6.10. |
|
Значение Куликовской битвы |
|
|
Иллюстрация:
памятник на Куликовом поле |
Задание: найди лишнее слово. |
6.11. |
|
Разорение Москвы ханом Тохтамышем |
Разорение. |
|
|
Задание: восстанови последовательность событий. |
6.12. |
|
Иван III. Освобождение от иноземного
ига |
Пищаль,
стояние. |
|
Лента
времени, репродукция картины Н. Шустова «Иван III топчет ханскую басму»,
картины А. Васнецова «Московский Кремль при Иване III» |
Работа с лентой времени: определи по году век, запиши век римскими цифрами. |
6.13. |
|
Укрепление Московского государства |
Монарх,
скипетр, держава, бойницы. |
|
Лента
времени |
Задание: найди ошибку в тексте и исправь её. |
6.14. |
|
Повторительно-обобщающий
урок «Начало объединения русских земель» |
|
Работа
с фрагментами из историко-художественной литературы (отрывок из стихотворения
Н. Кончаловской) |
|
Программированный опрос по теме |
7. |
|
Повторение
за год. События и даты. |
|
|
|
|
7.1. |
|
Экскурсия «Культурные памятники периода Владимиро-Суздальского
княжества». |
|
|
Фотографии
памятников. |
Участие в беседе. |
7.2. |
|
Контрольно-обобщающий урок. |
|
|
Исторические карты, репродукции картин,
иллюстрации, лента времени. |
Устные и письменные ответы на вопросы, выполнение
заданий. |