Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Переславль-Залесская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:

deti @ deti. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________20____ года

Директор школы: ___________________

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса «История России» в 7 классе

________учебный год

 

 

 

 

 

Учителя истории

________________

 

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу истории в соответствии с программой «История» О.И. Бородиной, В.М. Мозгового, опубликованной в сборнике «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. М., Владос, 2000), изданном по редакцией В.В. Воронковой, базисным учебным планом СКОУ VIII вида (I вариант), учебником «История России» для 7 класса СКОУ VIII вида авторов – Б.П. Пузанова, О.И. Бородиной, Л.С. Сековец, Н.М. Редькиной (М., Владос, 2005).

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа – в неделю.

В 7 классе учащиеся знакомятся с историческими событиями с древнейшего периода до начала объединения русских земель вокруг Московского княжества.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны знать:

-         какие исторические даты называются точными, приблизительными;

-         когда произошли события (конкретные, по выбору учителя);

-         кто руководил основными сражениями.

Учащиеся должны уметь:

-         пользоваться учебником, ориентироваться в тексте, иллюстрациях учебника;

-         пересказывать исторический материал с опорой на наглядность, по заранее составленному плану;

-         соотносить содержание иллюстративного материала с текстом учебником;

-         пользоваться «лентой времени», соотносить год с веком;

-         устанавливать последовательность исторических событий на основе знания дат;

-         правильно и точно употреблять исторические термины, понятия;

-         пересказывать содержание изучаемого материала близко к тексту.

Тематическое планирование уроков истории в 7 классе (68 ч)

№/№

п./п.

Наименование разделов и тем уроков

Всего часов

Из них

Лабораторные и практические

Контрольные и диагностические материалы

экскурсии

1.

Раздел 1. Введение

в историю

7 ч

Работа с контурной картой «Наша родина Россия»

Программированный опрос.

 

Заполнение таблицы родословного дерева

2.

Раздел 2. История нашей страны древнейшего периода.

11 ч

Работа с контурной картой «Расселение восточных славян»

Программированный опрос.

 

Аппликация «Славянский поселок

Работа с  текстом исторического документа: отрывок из «Повести временных лет»

Работа с контурной картой «Соседи восточных славян: печенеги, половцы, хазары»

Дорисовать рисунок «Славянские воины»

3.

Раздел 3. Киевская Русь

15 ч

Работа с контурной картой «Древнерусское государство в  IХ – Х в. в.»

Программированный опрос.

 

Работа с  текстом исторического документа «Восстание древлян»

Работа с фрагментами из историко-художественной литературы (отрывок из былины «Садко»)

Заполнение таблицы по тексту учебника «Быт в Киевской Руси»

Работа с  текстом исторического документа: фрагмент «Русской Правды»

Работа с  текстом исторического документа: отрывок из «Повести временных лет»

4.

Распад Киевской Руси

10 ч

Работа с фрагментами из историко-художественной литературы:  отрывок из стихотворения Н. Кончаловской

Фронтальный и программированный опрос.

 

Работа с контурной картой «Образование самостоятельных княжеств»

Работа с контурной картой «Киевское княжество в XII веке»

Работа с контурной картой «Владимиро-Суздальское княжество».

Работа с контурной картой «Великий Новгород»

Работа с контурной картой (путь из варяг в греки)

5.

Борьба Руси с иноземными завоевателями

9  ч

Заполнение  сравнительной таблицы, опираясь на текст учебника («Монголо-татары и русские»)

Программированный опрос.

 

Работа с  текстом исторического документа (характеристика монголо-татар).

Заполнение таблицы «Причины поражения русских войск на Калке», опираясь на текст учебника.

 Работа с контурной картой (карта захвата монголо-татарами русских городов).

Заполнение таблицы «Характеристика Невской битвы»

Заполнение таблицы «Характеристика Ледового побоища»

Работа с фрагментами из историко-художественной литературы (отрывок из стихотворения К. Симонова)

6.

Начало объединения русских земель

14 ч

Работа с поговорками.

Программированный опрос.

 

Работа с фрагментами из историко-художественной литературы (отрывок из стихотворения Н. Кончаловской)

7.

Повторение за год. События и даты.

2 ч

 

Контрольная работа за год

Экскурсия «Культурные памятники периода Владимиро-Суздальского княжества».

 

Итого

68 ч

28 работ

7 ч

1 ч

Поурочное планирование уроков истории в 7 классе (68 ч)

№ п/п

Дата

Тема урока

Словарь

Практические работы/

Экскурсии

Оборудование, ТСО, наглядность

Контрольно-диагностические материалы

1.

7 ч

История нашей страны древнейшего периода

 

 

 

 

 

1.1.

 

 

 

 

История наука о прошлом

История.

Предки.

 

 

 

Портрет Соловьева С. М

Задание: соотнеси термин и его  объяснение

1.2.

 

 

 

 

Исторические памятники

Памятник. Летопись.

Археологи.

 

 

Изображения исторических памятников.

Задание: закончи фразу, используя опорные слова Задание: соотнеси термин и его  объяснение

1.3.

 

 

 

  Наша родина Россия

Герб, гимн. Столица.

Работа с контурной картой

Символика России. Физическая карта России.

 

1.4.

 

 

Моя родословная

 

 

 

Генеалогическое древо. Личные имена. Фамилия.

Заполнение таблицы родословного дерева.

 

 

1.5.

 

 

Счет лет в истории

Дата, век, лента времени.

 

Лента времени

Работа с лентой времени,  определить по году век, расставь даты  по порядку.

1.6.

 

Историческая карта

Историческая карта

 

 

 

Карта «Русь в IX - X»

Работа с картой (опираясь на карту в учебнике, запиши названия русских городов, рек в таблицу).

1.7.

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «История нашей страны древнейшего периода»

 

 

 

 

 

 

 

 

Лента времени,

карта РФ. Индивидуальные карточки.

Программированный опрос. Работа с лентой времени, определи по году век, расставь даты  по порядку. Работа с поговорками (соедини стрелками начало и конец поговорки). Кроссворд (словарная работа).

2.

11 ч

История нашей страны древнейшего периода

 

 

 

 

2.1

 

 

Восточные славяне

Восточные славяне, украинцы, белорусы, русские.

Работа с контурной картой «Расселение восточных славян»

Иллюстрация «Восточные славяне»

Задание: закончить предложение

2.2.

 

 

 

Роды и племена восточных славян и их старейшины

Род, племя, старейшина.

 

Схема «Роды и племена»

Задание: закончить фразу, используя опорные слова.

2.3

 

Славянский поселок

Поселение, мазанка, изба, землянка, амбар, хлев.

Аппликация «Славянский поселок»

Иллюстрация «Славянский поселок»

Задание: найди ошибку в тексте и исправить её.

2.4.

 

Основные занятия восточных славян

Земледелие, скотоводство, бортничество, собирательство, плуг, соха, невод, борона, жито, гумно, ток, цеп, ладья.

 

Иллюстрации «Первые земледельцы»

Задание: восстанови последовательность событий (земледельческие работы)

2.5.

 

Ремесла восточных славян

Кузнец, гончар, бондарь, гор, наковальня, туесок, лукошко, гончарный круг, керамика.

 

Иллюстрации «Ремесло в Древней Руси»

Задание: найди ошибку в тексте и исправить её.

2.6.

 

Обычаи  восточных славян.

Курган, тризна, хоровод, оберег.

 

Иллюстрации «Хоровод, тризна»

Работа с иллюстрациями: сделай подписи к иллюстрациям.

2.7.

 

Верования  восточных славян

Волхвы, кудесники, святилище, жертва, обряд, идол, духи.

Работа с  текстом исторического документа: отрывок из «Повести временных лет»

Иллюстрация «Святилище»

Задание: выписать цитаты из текста.

 

2.8.

 

Соседи восточных славян

Финны, половцы, варяги, литовцы, болгары, кочевники, юрта, базар, гости.

Работа с контурной картой «Соседи восточных славян: печенеги, половцы, хазары»

Карта «Древнерусское государство в  IХ – Х в. в.»

Задание: найди лишнее слово

2.9.

 

Славянские воины и богатыри

Секира, палица, колчан, булава, кольчуга.

Дорисовать рисунок

Репродукция картины В. Васнецова «Три богатыря»

 Составление рассказа по плану.

2.10.

 

Объединение  восточных славян под властью Рюрика

Послы, княжество, пленники

 

Карта «Древнерусское государство в  IХ – Х в. в.»

Задание: установи соответствие имен и событий

2.11.

 

Повторительно-обобщающий урок «История нашей страны древнейшего периода»

 

 

 

 

Карта «Древнерусское государство в  IХ – Х в. в.»,

Индивидуальные задания по теме «История нашей страны древнейшего периода»

3.

15 ч

Киевская Русь

 

 

 

 

3.1

 

Образование государства восточных славян - Киевской Руси

Полюдье.

Работа с контурной картой.

Карта «Древнерусское государство в  IХ – Х в. в.»

Задание: определи по году век, работа с лентой времени

3.2.

 

Русские князья Игорь и Святослав. Княгиня Ольга.

Династия.

Работа с  текстом исторического документа.

 Иллюстрации: Восстание древлян, полюдье.

Задание: найди лишнее слово.

3.3.

 

Укрепление власти князя

Боярин, ополчение, раб, оборона, братина, пир.

 

Иллюстрация «Городская крепость»

Задание: закончи предложение.

3.4.

 

Оборона Руси от врагов

Дозорные, дозорная служба.

 

Карта «Древнерусское государство в  IХ – Х в. в.»

Задание: найди ошибку в тексте и исправь её.

3.5.

 

Крещение Руси при князе Владимире

Христиане, крещение, религия, крест, священник, молитва, патриарх, митрополит, проповедники.

 

 Символ христианства, репродукция картины Лебедева К. «Крещение киевлян».

Задание: сделай подписи к иллюстрациям; работа с лентой времени: определи по году век, запиши век римскими цифрами.

3.6.

 

Былины - источник знаний о Киевской Руси.

Былины, побратим.

Работа с фрагментами из историко-художественной литературы (отрывок из былины «Садко»)

Репродукция картины А. Васнецова «Три богатыря»

 

Задание: установи соответствие имен и событий

3.7.

 

Культура и искусство Киевской Руси

Храм, икона, мозаика, фреска, церковная утварь.

 

Иллюстрации из серии «Культура Киевской Руси»

Задание: выписывание цитат из текста.

3.8.

 

Княжеское и боярское подворье

Горница, терем, челядь, воевода.

 

Иллюстрации из серии «Культура Киевской Руси»

Задание: найди ошибку в тексте и исправь её.

3.9.

 

Жизнь и быт в Киевской Руси.

Натуральное хозяйство, усадьба, вотчина, смерды.

Заполнение таблицы по тексту учебника «Быт в Киевской Руси»

 

Задание: закончи фразу, используя опорные слова

3.10.

 

Правление Я. Мудрого

Законы, удел.

Работа с  текстом исторического документа: фрагмент «Русской Правды»

Репродукция картины И. Билибина «Суд во времена Русской Правды», иллюстрация «Софийский собор»

Задание: найди лишнее слово

3.11.

 

Образование и грамотность на Руси

Переписчики, устав, Библия, библиотека.

 

 

Задание: закончи предложение

3.12.

 

Летописи и летописцы

Летопись, летописцы, свиток.

Работа с  текстом исторического документа: отрывок из «Повести временных лет»

Иллюстрация «Памятник монаху - летописцу»

Задание: подчеркни правильное определение

3.13.

 

Киевский князь Владимир Мономах

 

 

Удельный князь, царский венец, бармы.

 

 

Работа с лентой времени: определи по году век, запиши век римскими цифрами. Программированный опрос.

3.14.

 

Рост и укрепление древнерусских городов.

Вече, корчма, посад, торг.

 

 

Иллюстрация: городская крепость

Программированный опрос.

3.15.

 

Повторительно -обобщающий урок

«Киевская Русь»

 

 

 

Карта «Древнерусское государство в  IХ – Х в. в.», индивидуальные карточки, лента времени

Программированный опрос по теме «Киевская Русь»

4.

10 ч

Распад Киевской Руси

 

 

 

 

4.1.

 

Причины распада Киевской Руси

Раздробленность, вотчина.

Работа с фрагментами из историко-художественной литературы:  отрывок из стихотворения Н.

Кончаловской

Карта «Древнерусское государство в  IХ – ХII в. в.»

Задание: закончи фразу, используя опорные слова

4.2.

 

Образование самостоятельных княжеств

Распри, усобицы

Работа с контурной картой «Образование самостоятельных княжеств»

Карта «Древнерусское государство в  IХ – ХII в. в.»

Составление пересказа по плану.

4.3.

 

Киевское княжество в XII веке

Титул.

Работа с контурной картой

Карта «Древнерусское государство в  IХ – ХII в. в.»

Рассказ с опорой на карту и план.

4.4.

 

Владимиро-Суздальское княжество.

Наследники.       

Работа с контурной картой

Карта «Древнерусское государство в  IХ – ХII в. в.»

Ответы на вопросы (устно, программированный опрос)

4.5

 

Основание Москвы.

Кремль.

 

Карта «Древнерусское государство в  IХ – ХII в. в.»

Пересказ по опорным словам.

4.6.

 

Господин Великий Новгород

Торговый путь, пристань, торг.

Работа с контурной картой

Карта «Древнерусское государство в  IХ – ХII в. в.»

Пересказ по плану и опорным словам.

4.7.

 

Торговля и ремесла Новгородской земли

Пошлина, купцы, торговцы.

Работа с контурной картой (путь из варяг в греки)

Карта «Древнерусское государство в  IХ – ХII в. в.», репродукция картины А. Васнецова «Новгородский торг»

Задание: закончи предложение

4.8.

 

Новгородское вече

Вече, посадник, тысяцкий, республика, архиепископ.

 

Репродукция картины А. Васнецова «Новгородское вече

Задание: соотнеси термин и его  объяснение»

4.9.

 

Русская культура в XIIXIII в. в.

Ремесла, прикладное искусство, архитектурные памятники, иконопись, фрески.

 

Иллюстрации Софийский собор в Киеве, Софийский собор в Новгороде, церковь Покрова на Нерли во Владимире

Задание: выписывание цитат из текста

4.10.

 

Повторительно-обобщающий урок по теме «Киевская Русь в XIIXIII в. в.»

 

 

Карта «Древнерусское государство в  IХ – ХII в. в.», лента времени

Программированный и фронтальный опрос.

5.

9 ч

Борьба Руси с иноземными завоевателями

 

 

 

 

5.1.

 

Монголо-татары

Пастбища, орда, караул.

Заполнение  сравнительной таблицы, опираясь на текст учебника («Монголо – татары и русские»)

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.»

Задание: Выписывание цитат из текста

5.2.

 

Нашествие монголо-татар на Русь

Таран, нашествие.

Работа с  текстом исторического документа (характеристика монголо-татар), заполнение таблицы «Причины поражения русских войск на Калке», опираясь на текст учебника

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», лента времени

 

5.3.

 

Героическая борьба русских людей против монголо-татар

Раздробленность, героизм, оборона.

Работа с контурной картой (карта захвата монголо-татарами русских городов)

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.»

Задание: впиши названия городов, завоеванных монголо-татарами

5.4.

 

Русь под монголо-татарским игом.

 

Иго, ярлык, баскаки, Золотая Орда.

 

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.»

Задание: закончи фразу, используя опорные слова.

5.5.

 

Рыцари-крестоносцы

Ливония, рыцарь, Ливонский орден, Великий магистр.

 

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», иллюстрации: вооружение русских воинов, рыцарей - крестоносцев

Задание: закончи фразу, используя опорные слова.

5.6.

 

Александр Невский

Дружина,  дружинник.

 

Репродукция портрета А. Невского (художник П. Д. Корин)

Задание: найди лишнее слово.

5.7.

 

Невская битва

Иноземные захватчики, герцог.

Заполнение таблицы «Характеристика Невской битвы»

Карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», лента времени, схема Невской битвы

Задание: восстанови последовательность событий.

5.8.

 

Ледовое побоище

Побоище, фланг.

Заполнение таблицы «Характеристика Ледового побоища»

Репродукция картины «Ледовое побоище» А. К. Горбунова, карта «Борьба народов нашей страны против иноземных захватчиков в XIII в.», лента времени

Задание: восстанови последовательность событий

5.9.

 

Повторительно-обобщающий урок

«Борьба Руси с иностранными завоевателями»

 

Работа с фрагментами из историко-художественной литературы (отрывок из стихотворения К. Симонова)

 

Программированный опрос по теме «Борьба Руси с иностранными завоевателями»

6.

14 ч

Начало объединения русских земель

 

 

 

 

6.1.

 

Возвышение Москвы

Возвышение, династия.

 

Карта «Древнерусское государство в  IХ – ХII в. в.»

Задание: найди ошибку в тексте и исправь её.

6.2.

 

Московский князь Иван Калита

Калита, свита.

 

Картина А. Васнецова «Москва при Иване Калите»

Задание: найди лишнее слово

6.3.

 

Возрождение сельского и городского хозяйства. Тяжёлое положение русского и других народов.

Возрождение, объединение, десятина, крестьяне, дворяне, оброк.

 

 

Задание: закончи предложение

6.4.

 

Рост городов на Руси и успехи торговли. Основные слои городского населения, их быт и традиции.

Ремесленники, торжок, купцы.

 

 

 

6.5.

 

Московско-Владимирская Русь при  Д. Донском

Митрополит.

 

Картина А. Васнецова «Московский Кремль при Д. Донском»

 

Задание: программированный опрос

6.6.

 

Сергий Радонежский

Отшельник, игумен, пустынь, послушник, жертвовать.

 

Иконописный портрет С. Радонежского, иллюстрация: С. Радонежский встречает Д. Донского

Задание: Выписывание цитат из текста.

6.7.

 

Противостояние Орде при Д. Донском.

 

 

 

Пересказ с опорой на план и опорные словосочетания.

6.8.

 

Куликовская битва.

Полк, пехота, воевода, конники.

 

Карта «Древнерусское государство в  IХ – ХII в. в.», схема Куликовской битвы,  репродукции картин А. Бубнова «Утро на Куликовом поле», М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», лента времени.

Работа с лентой времени: определи по году век, запиши век римскими цифрами.

6.9.

 

Отражение героизма сражающихся в сказаниях.

Памятник.

Работа с поговорками.

Репродукции картин А. Бубнова «Утро на Куликовом поле», М. Авилова «Поединок Пересвета с Челубеем», лента времени.

Пересказ по плану.

6.10.

 

Значение Куликовской битвы

 

 

Иллюстрация: памятник на Куликовом поле

Задание: найди лишнее слово.

6.11.

 

Разорение Москвы ханом Тохтамышем

Разорение.

 

 

Задание: восстанови последовательность событий.

6.12.

 

Иван III. Освобождение от иноземного ига

Пищаль, стояние.

 

Лента времени, репродукция картины Н. Шустова «Иван III топчет ханскую басму», картины А. Васнецова «Московский Кремль при Иване III»

Работа с лентой времени: определи по году век, запиши век римскими цифрами.

6.13.

 

Укрепление Московского государства

Монарх, скипетр, держава, бойницы.

 

Лента времени

Задание: найди ошибку в тексте и исправь её.

6.14.

 

Повторительно-обобщающий урок

«Начало объединения русских земель»

 

Работа с фрагментами из историко-художественной литературы (отрывок из стихотворения Н. Кончаловской)

 

Программированный опрос по теме

7.

 

Повторение за год. События и даты.

 

 

 

 

7.1.

 

Экскурсия «Культурные памятники периода Владимиро-Суздальского княжества».

 

 

Фотографии памятников.

Участие в беседе.

7.2.

 

Контрольно-обобщающий урок.

 

 

Исторические карты, репродукции картин, иллюстрации, лента времени.

Устные и письменные ответы на вопросы, выполнение заданий.