Адрес: 152025 г.
Переславль-Залесский Ярославской обл.,
ул. Магистральная, д. 43, 43а,
43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:
skch @ skch. pereslavl.ru
________________________________________________________________________
Утверждена приказом директора школы:
№______ от «___»________20___ года
Директор школы: ___________________
учебного курса «История России» в 8
классе
__________учебный год
Учителя истории
___________________
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу истории в соответствии с программой
«История» О.И. Бородиной, В.М. Мозгового, опубликованной в сборнике «Программы
специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. М., Владос,
2000), изданном по редакцией В.В. Воронковой, базисным учебным планом СКОУ VIII вида (I вариант), учебником «История России» для 7
класса СКОУ VIII
вида авторов: Б.П. Пузанова, О.И. Бородиной Л.С. Сековец, Н.М. Редькиной (М.,
Владос, 2005).
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа – в неделю.
В 8 классе изучается история Отечества с конца XV века до конца XIX века.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- когда началось и закончилось событие (по выбору);
- как протекало конкретное событие;
- великих русских поэтов, писателей, учёных.
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться лентой времени;
- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;
- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;
- оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.
Тематическое планирование уроков истории в 8
классе (68 ч)
№/№ п/п |
Наименование
разделов и тем уроков |
Всего
часов |
Из них |
||
Лабораторные
и практические |
Контрольные и диагностические
материалы |
экскурсии |
|||
1. |
Единая Россия (конец XV века -
XVII век) |
22
ч |
Составление
схемы «Управление государством при Иване
III». |
Программированный
опрос. |
Заочное путешествие в
Кремль XVвека. |
Работа с контурной картой «Расширение
государства российского при Василии III» |
|||||
Работа с контурной картой «Расширение
государства российского при Василии III» |
|||||
Составление схемы церковного
управления. |
|||||
Составление схемы государст
венного управления при Иване IV. |
|||||
Работа с отрывком из
художественного произведения (поэма М.Лермонтова «Песня о купце
Калашникове…») |
|||||
Работа с контурной картой
«Ливонская война». |
|||||
Работа с картой-схемой «Русское
государство в 16 в.». |
|||||
Работа с текстом исторического
документа («Домострой»). |
|||||
Работа с контурной картой
«Путешествие А. Никитина в Индию». |
|||||
Работа с фрагментами из историко-художественной
литературы: отрывок из стихотворения
К. Бальмонта «Глухие дни». |
|||||
Заполнение сравнительной таблицы,
опираясь на текст учебника «Крепостные крестьяне и помещики». |
|||||
Работа с фрагментами из историко-художественной
литературы: отрывок из стихотворения
Н. Кончаловской «Наша древняя столица» |
|||||
Заполнение таблицы,
опираясь на текст учебника «Раскол в русской православной церкви» |
|||||
Заполнение таблицы,
опираясь на текст учебника «Народы Сибири и их занятия» |
|||||
2. |
Великие преобразования России в XVIII веке |
21
ч |
Составление опорного
конспекта «Строительство Санкт-Петербурга» |
Программированный опрос. |
Видеоэкскурсия по Санкт-Петербургу. |
Работа с контурной картой
«Северная война» |
|||||
Работа
с фрагментом художественного произведения (А.С. Пушкин «Медный всадник»). |
|||||
Схемы
«Государственное управление при Петре I», «Территориальное управление при Петре I» |
|||||
Схема
«Дворцовые перевороты» |
|||||
Выписать
в тетрадь научные открытия М. Ломоносова, упомянутые в тексте учебника. |
|||||
Схема
«Территориальное управление при Екатерине II» |
|||||
Работа
с контурной картой (обозначение
территории, охваченной крестьянской войной Е. Пугачёва) |
|||||
Работа
с контурной картой «Русско-турецкая война 1768-1774 годов». |
|||||
Работа
с контурной картой «Русско-турецкая война 1787-1791 годов» |
|||||
Работа
с художественной литературой (О. Алексеев «Рассказы о Суворове») |
|||||
Заполнение
таблицы с опорой на текст учебника «Русские изобретатели и умельцы». |
|||||
Заполнение
таблицы с опорой на текст учебника «Культура XVIII века» |
|||||
Работа
с историко-художественной прозой (А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в
Москву») |
|||||
3. |
История нашей страны в XIX веке |
23
ч |
Схема государственного управления
Российской империи в начале XIX
века. |
Программированный опрос. |
Заочная экскурсия по
иллюстрациям «Золотой век русской
культуры». |
Работа с контурной картой «Нашествие армии Наполеона на Россию» |
|||||
Работа с фрагментами из историко-художественной
литературы: отрывок из стихотворения
М. Ю. Лермонтова «Бородино» |
|||||
Заполнение таблицы с опорой на текст учебника «Тайные общества» |
|||||
Работа
с текстом художественного произведения (А. С. Пушкин «Во глубине сибирских
руд…») |
|||||
Заполнение
таблицы с опорой на текст учебника «Культура первой половины XIX
века» |
|||||
Работа
с художественным текстом (М. Лермонтов «Смерть поэта») |
|||||
Таблица
«Реформы Александра II» |
|||||
Составление
схемы «Реформы в период правления Александра III». |
|||||
Заполнение
таблицы с опорой на текст учебника «Культура второй половины XIX
века |
|||||
Заполнение
таблицы «Благотворительность купцов». |
|||||
Таблица
«Основные события XIX века» |
|||||
4. |
Повторение |
2
ч |
|
Программированный
опрос «События XIX века». |
|
|
Итого |
68
ч |
41 работа |
4 урока |
3 экскурсии |
Поурочное
планирование уроков истории в 8 классе (68 ч)
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Словарь |
Практические работы/ Экскурсии |
Оборудование, ТСО, наглядность |
Контрольно-диагностические материалы |
1. |
22 ч |
Единая Россия (конец XV века -
XVII век) |
|
|
|
|
1.1. |
|
Иван
III – глава государства российского. Противостояние бояр усилению власти
Московского князя и их борьба за свои привилегии. |
Боярская
дума, казна, приказы, дьяки, наместники, уделы. |
Составление
схемы «Управление государством при Иване
III». |
Репродукция
картины Н. Шустова «Иван III топчет
ханскую басму», карта «Образование русского централизованного государства (14
– 16 в. в.)» |
Задание: программированный опрос |
1.2. |
|
Расширение
государства российского при Василии III. Присоединение новых земель: Псков,
Смоленск, Рязань и т.д.. |
Борярин-наместник |
Работа
с контурной картой «Расширение государства российского при Василии III» |
Карта «Образование русского
централизованного государства (14 – 16 в. в.)» |
|
1.3. |
|
Русская
православная церковь в Российском государстве. Борьба монастырей с
«еретиками-нестяжателями». |
Духовенство,
десятина. Игумены, епископы, митрополит, приход. |
Составление
схемы церковного управления. |
Схема «Церковная система
управления» |
|
1.4. |
|
Первый
русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Стрельцы, их быт и
назначение стрелецкого войска. |
Земский
собор, Церковный собор, сословие, стрельцы, земское управление, Судебник
Ивана IV. |
Составление
схемы государственного управления при Иване
IV. |
Репродукция картины А.
Васнецова «Иван IV», схема государственного управления
при Иване IV |
Задание:
закончи предложение. Составление плана пересказа (работа с текстом учебника) |
1.5. |
|
Царский
двор и его дворянское окружение. Опричнина Ивана Грозного. |
Опричнина,
земщина, опричники, помещики, самодержец. |
Работа
с картой-схемой. Работа с отрывком из художественного произведения (поэма
М.Лермонтова «Песня о купце Калашникове…») |
Карта «Образование русского
централизованного государства (14 – 16 в. в.)», иллюстрация с изображением опричника |
Задание:
выписывание цитат из текста. |
1.6. |
|
Борьба
Ивана Грозного с боярами. Малюта Скуратов – гроза бояр и правая рука царя.
Ливонская война. |
магистр |
Работа
с контурной картой «Ливонская война». |
Карта «Ливонская война» |
Задания:исключение
лишнего, восстановление последовательности событий. |
1.7. |
|
Присоединение
к Российскому государству Поволжья |
Порох,
ясак, караул, толмач. |
Работа
с картой-схемой. |
Карта «Русское государство
в 16 в.», иллюстрация «Собор Василия Блаженного |
Пересказ
по плану. |
1.8. |
|
Вольные
казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Покорение Ермаком
Сибири. |
Казак,
круг, атаман. |
Работа
с картой-схемой. |
Карта «Русское государство
в 16 в.», репродукция картины В. И. Сурикова «Покорение Сибири
Ермаком» |
Программированный
опрос. Составление
плана пересказа (работа с текстом учебника) |
1.9. |
|
Быт
простых и знатных людей. |
Тулуп,
тягло, слобода, посад, ремесленники, купцы, служилые люди: стрельцы, пушкари,
казаки, знать: бояре, дворяне. |
Работа
с текстом исторического документа («Домострой»). |
Иллюстрация «Крестьянская
изба» |
Пересказ
по плану. Задание: найди ошибку в тексте и исправь её. Составление плана
пересказа (работа с текстом учебника). |
1.10. |
|
Москва
- столица Российского государства. Строительство нового Московского Кремля.
Заочное путешествие в Кремль XV века. |
Лобное
место, усыпальница, архитектор, изразцы. |
|
Репродукции картин А. Васнецова
«Москва при Иване Калите», «Московский Кремль при Д. Донском», «Московский
Кремль при Иване III», лента времени, карта
«Русское государство в 16 в.», схема Кремля. |
Работа
с лентой времени: запиши век
римскими цифрами. Задание: продолжите предложение. Программированный опрос. |
1.11. |
|
Путешествие
А. Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря». |
Путешественник,
раджа. |
Работа
с контурной картой «Путешествие А. Никитина в Индию». |
Карта «Русское государство
в 16 в.» |
Задание:
закончи фразу, используя опорные слова. Составление плана пересказа (работа с
текстом учебника) |
1.12. |
|
Великий
иконописец А. Рублев. |
Иконостас,
путник, олифа, темпера. |
|
Репродукция иконы А. Рублев
«Троица», карта «Русское государство в
16 в.» |
Задание:
закончи предложение. |
1.13. |
|
Первопечатник
Иван Федоров и первое издание книг в России. |
Типография,
предисловие, переписчик. |
|
Иллюстрации Кремля, храма
Василия Блаженного, памятника Ивану Федорову. |
Задание:
найди ошибку в тексте и исправить её. |
1.14. |
|
Правление
Бориса Годунова и тайна гибели царевича Дмитрия - наследника царского
престола. |
Патриарх,
Рюриковичи. |
|
Портрет Бориса Годунова. |
Задание:
найди ошибку в тексте и исправить её. Письменные ответы на вопросы. |
1.15. |
|
Смутное
время. Самозванцы. |
Самозванцы,
смута, Смутное время. |
Работа
с фрагментами из историко-художественной литературы: отрывок из стихотворения К. Бальмонта
«Глухие дни». |
Репродукция картины С. В.
Иванова «Смутное время» |
Задание:
соотнеси термин и его объяснение. Работа
с лентой времени: запиши век
римскими цифрами. |
1.16. |
|
Семибоярщина.
Освобождение страны от иноземных захватчиков. Народные герои: Козьма Минин и
Дмитрий Пожарский. |
Семибоярщина,
народное ополчение, патриотизм. |
|
Карта «Русское государство
в 16 в.», репродукция картины К. Е. Маковского «Призыв
Минина», иллюстрация «Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому» |
Задание:
соотнеси термин и его объяснение,
закончи фразу, используя опорные слова. Письменные ответы на вопросы. |
1.17. |
|
Начало
правления династии Романовых. |
Династия,
Соляной бунт, Медный бунт. |
|
Лента времени. |
Задание:
восстанови последовательность событий. Пересказ
по данному плану. |
1.18. |
|
Крепостные
крестьяне. Крестьянская война под предводительством С. Разина |
Крепостные
крестьяне, барщина, оброк, Соборное уложение. |
Заполнение
сравнительной таблицы, опираясь на текст учебника «Крепостные крестьяне и
помещики». |
Иллюстрация «В крепостной
избе», репродукция картины А. Неврева «Торг», карта «Русское государство в 16
в.» |
Задание:
письменно объясни значение слов (выписывание из учебника) |
1.19. |
|
Крестьянская
война под предводительством С. Разина |
Казаки,
атаман, станица. |
Работа
с фрагментами из историко-художественной литературы: отрывок из стихотворения Н. Кончаловской
«Наша древняя столица |
Карта «Русское государство
в 16 в.» |
Составление
плана рассказа о крестьянской войне. |
1.20. |
|
Назначение
патриарха Никона и раскол в русской православной церкви. Защита православной
веры от влияния католичества. Запорожская сечь. |
Протопоп,
старообрядцы, скиты. |
Заполнение
таблицы, опираясь на текст учебника «Раскол в русской православной церкви» |
Репродукция
картины В. Сурикова «Боярыня Морозова» |
Пересказ
по плану. Задание: соотнеси термин и его
объяснение |
1.21. |
|
Освоение
Сибири и Дальнего Востока и быт вошедших в состав России народов в XVII веке. |
Первопроходцы,
чум, ненцы, чукчи, эскимосы, якуты, оленеводство, эспедиция. |
Заполнение
таблицы, опираясь на текст учебника «Народы Сибири и их занятия» |
Карта «Русское государство
в 17 в.» |
Задание:
Выписывание цитат из текста |
1.22. |
|
Повторительно–обобщающий
урок «Единая Россия (конец XV – XVII век)» |
|
|
Карта «Русское государство
в 16 в.», карта «Русское государство в 17 в.», лента времени. |
Программированный
опрос. |
2. |
21 ч |
Великие преобразования России в XVIII веке |
|
|
|
|
2.1. |
|
Начало
правления Петра I. Стрелецкий бунт. |
Верфь,
струг, бомбардир, корабельщик, султан, потешные войска, гвардия. |
|
Карта
«Россия к. 17 – н. 18 в. в.», лента времени. Портрет Петра I, его сестры Софьи. |
Работа
с лентой времени: определи по году век,
запиши век римскими цифрами |
2.2. |
|
Начало
Северной войны и строительство Санкт-Петербурга. Видеоэкскурсия по Санкт-Петербургу |
Рекруты,
лоцман, галера, Андреевский флаг. |
Составление
опорного конспекта «Строительство Санкт-Петербурга» |
Карта
«Россия к. 17 – н. 18 в. в.», репродукции картин «Петр I на строительстве Петербурга», «Основание Петербурга»,
лента времени |
Задание:
закончи фразу, используя опорные слова. Работа с лентой времени: определи по году
век, запиши век римскими цифрами, |
2.3. |
|
Полтавская
битва. |
Окоп,
редут, драгун, гетман Мазепа, король Карл XII. |
|
Карта
«Россия к. 17 – н. 18 в. в.», схема Полтавской битвы |
Пересказ
по опорному конспекту. Дополнение предложений текста нужными словами. |
2.4. |
|
Победа
русского флота. Окончание Северной войны |
Эскадра,
флагман, штиль, абордаж |
Работа
с контурной картой «Северная война» |
Репродукция
картины Л. Л. Каменева «Гангутское сражение», карта «Россия к. 17 – н. 18 в.
в.» |
Работа
с лентой времени: даты и события (соотнести). |
2.5. |
|
Петр
I – первый Российский император. Личность Петра I Великого. |
Император,
империя, цесаревич, престолонаследование,
единонаследование, Табель о рангах |
Работа
с фрагментом художественного произведения (А.С. Пушкин «Медный всадник»). |
Репродукция
картины В. А. Серова «Петр I» |
Задание:
найди ошибку в тексте и исправить её. Письменные ответы на вопросы. |
2.6. |
|
Преобразования
Петра I. |
Сенат,
коллегия, Тайная канцелярия, Синод, обер-прокурор, магистрат, губернатор,
воевода, мануфактура, подушная подать, ярмарка, абсолютизм. |
Схемы
«Государственное управление при Петре I», «Территориальное управление при Петре I» |
Схема
«Государственное управление при Петре I», карта «Россия к. 17 – н. 18 в. в.» |
Задание:
работа со схемой. |
2.7. |
|
Эпоха
дворцовых переворотов. Екатерина I, Пётр
II. Анна Ионановна. Царствование Елизаветы Петровны. |
Дворцовые перевороты, фаворит. |
Схема
«Дворцовые перевороты» |
Схема
«Дворцовые перевороты», портреты Екатерины I, Петра II, Анны
Иоанновны, Елизаветы Петровны, Пётр III, Екатерины
II. |
Задание:
Выписывание цитат из текста, восстанови последовательность событий |
2.8. |
|
Российская
академия наук и деятельность великого Ломоносова |
Академия,
лаборатория, обсерватория, мозаика. |
Выписать
в тетрадь научные открытия М. Ломоносова, упомянутые в тексте учебника. |
Портреты
М. В Ломоносова, И. И. Шувалова, В. Беринга. |
Задание:
закончи предложения. |
2.9. |
|
Основание
Московского университета и Академии художеств. |
Разночинцы,
мещане, факультет. |
|
Портреты
М. В Ломоносова, И. И. Шувалова, иллюстрации
«Московский университет», «Дом Пашкова» |
Задание:
программированный опрос. Пересказ
по плану (биография Ломоносова). |
2.10. |
|
Правление
Екатерины II. Преобразования Екатерины II в области науки и просвещения. Установление
губернского управления в стране. |
Просвещенный
абсолютизм, губернское правление, казённая палата, приказ Общественного призрения,
городничий, городская дума, наместник. |
Схема
«Территориальное управление при Екатерине II» |
Портрет Екатерины II |
Задание:
программированный опрос |
2.11. |
|
Золотой
век русского дворянства |
Привилегия,
дворянское собрание, капитан-исправник, меценаты, именитые граждане, цензура. |
|
Иллюстрации
дворянского быта в XVIII веке. |
Задание:
соотнеси термин и его объяснение |
2.12. |
|
Положение
крепостных крестьян. |
Наказы,
вольная, Уложенная комиссия. |
|
Репродукция
картины А. Неврева «Торг» |
Задание:
Выписывание цитат из текста. Разделить факты на две группы: крепостные
крестьяне-помещики. |
2.13. |
|
Восстание
под предводительством Е. Пугачева |
Манифест,
дезертир, самозванец, работные люди. |
Работа
с контурной картой (обозначение
территории, охваченной крестьянской войной) |
Карта
«Россия конца 17 – начале 18 в. в.», портрет Е. И. Пугачева |
Ответы
на вопросы плана. |
2.14. |
|
Русско-турецкие
войны второй половины XVIII века.
Победы черноморского флота во главе с
графом Орловым. |
Ультиматум,
султан, атака, крепость. |
Работа
с контурной картой «Русско-турецкая война 1768-1774 годов». |
Портреты
П. А Румянцева, А.Г. Орлова, карта «Россия к. 17 – н. 18 в. в.» План пересказа. |
Рассказ
по плану. |
2.15. |
|
Русско-турецкие
войны второй половины XVIII века.
Взятие Измаила и разгром польских повстанцев. |
Союзная
армия, окопы, штурм, внешняя политика. |
Работа
с контурной картой «Русско-турецкая война 1787-1791 годов» |
Портреты
А. В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова. |
Программированный
опрос. |
2.16. |
|
Знаменитый
полководец А. Суворов |
Генералиссимус. |
Работа
с художественной литературой (О. Алексеев «Рассказы о Суворове») |
Репродукция
картины В. Сурикова «Переход Суворова через Альпы», портрет А. В. Суворова |
Работа
с иллюстрациями: сделай подписи к
иллюстрациям. Толкование афоризмов А. Суворова. |
2.17. |
|
Русские
изобретатели и умельцы: И.П. Кулибин, И.И. Ползунов |
Паровая
машина, семафор. |
Заполнение
таблицы с опорой на текст учебника «Русские изобретатели и умельцы». |
Иллюстрации
«Паровая машина И. И. Ползунова», изобретения И. П. Кулибина |
Задание:
закончи фразу, используя опорные слова. |
2.18. |
|
Развитие
литературы и искусства в XVIII веке.
Заочная экскурсия по иллюстрациям. |
Живопись,
скульптура, архитектура, драматургия. |
Заполнение
таблицы с опорой на текст учебника «Культура XVIII века» |
Портреты
Д. И. Фонвизина, иллюстрации Екатерининского дворца в Царском Селе, Зимнего
дворца, иллюстрации «Императрица Екатерина II» (скульптор Ф. И.), «Памятник Петру I» (скульптор Фальконе) |
Задание:
найди лишнее слово. |
2.19. |
|
Памятники
культуры XVIII века в родном городе. |
Усадьба,
мануфактура, имение. |
|
Фотографии
Горицкого монастыря, Покровской церкви, Сорокосвятской церкви, городской
усадьбы и мануфактуры XVIII века,
портрет адмирала Г.А. Спиридова. |
Задание:
подпиши фотографии |
2.20. |
|
Быт
русских людей в XVIII веке |
Аристократ. |
Работа
с историко-художественной прозой (А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в
Москву») |
Иллюстрации
с изображением аристократа в ботфортах с тростью, извозчика, дамы |
Составление
плана пересказа (работа с текстом учебника) Задание: найди ошибку в тексте и
исправь её. |
2.21. |
|
Повторительно-обобщающий
урок (Россия во II половине XVIII века) |
|
|
Карта
«Россия к. 17 – н. 18 в. в.» |
Программированный
опрос. |
3. |
23 ч |
История нашей страны в XIX веке |
|
|
|
|
3.1. |
|
Россия
в начале XIX веке. |
Министерство,
Комитет министров, Государственный совет, выкуп. |
Схема
государственного управления Российской империи в начале XIX века. |
Портрет
Александра I. |
Задание:
дополнить предложения текста. |
3.2. |
|
Начало
Отечественной войны 1812 года. |
Нашествие,
народное ополчение, гарнизон. |
Работа
с контурной картой «Нашествие
армии Наполеона на Россию» |
Карта
«Отечественная война 1812 года». Карта-схема «Нашествие армии Наполеона на Россию» Порытрет П.И Багратиона, М.Б. Барклай-де-толли, А.П. Тормасова. |
Составление
сравнительной характеристики русской и французской армии по данному плану. |
3.3 |
|
М.И.
Кутузов - главнокомандующий русской армией. Бородинская битва. |
Генеральное
сражение, флеши, редут, ставка. |
Работа
с фрагментами из историко-художественной литературы: отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова
«Бородино» |
Карта
«Отечественная война 1812 года» Портрет М.И. Кутузова. Схема Бородинского
сражения. Видеофрагмент фильма «Война и мир». |
Задание:
закончи фразу, используя опорные слова. |
3.4. |
|
Оставление
Москвы. Московский пожар. |
Военный
совет, фураж. |
|
Карта
«Отечественная война 1812 года», репродукция
картины А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях», иллюстрация «Оставление Москвы» |
Задание: установи соответствие
имен и событий. |
3.5. |
|
Народная
война против армии Наполеона. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис
Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов. |
Партизанский
отряд, рейд, народная война. |
|
Карта
«Отечественная война 1812 года», портрет Д. Давыдова |
Задание: программированный
опрос. |
3.6. |
|
Отступление
и гибель французской армии. |
|
|
Карта «Отечественная война
1812 года», репродукция картины
«Разгром армии Наполеона у реки Березины» (П. Гесс) |
Задание: восстанови
последовательность событий. |
3.7 |
|
Правление
Александра I. Полный свод законов
Сперанского и военные поселения Аракчеева. |
Военные
поселения, аракчеевщина, реакция, произвол, старец. |
|
Портрет Александра I |
Задание: найди лишнее
слово, закончи предложение. |
3.8. |
|
Создание
тайных обществ |
Республика,
переворот. |
Заполнение
таблицы с опорой на текст учебника
«Тайные общества» |
Иллюстрации с портретами
декабристов: К.Ф. Рылеев, Н.М. Муравьёв, П.И. Пестель. |
Задание: Выписывание цитат
из текста. |
3.9. |
|
Восстание
декабристов. Расправа Николая I с декабристами.
Ссылка в Сибирь. Жены декабристов. |
Декабристы,
присяга, каторга. |
Работа
с текстом художественного произведения (А. С. Пушкин «Во глубине сибирских
руд…») |
Репродукция картины «Восстание
на Сенатской площади» (К. И. Кольман) |
Задание: установи соответствие
имен и событий. |
3.10. |
|
Император
Николай I. |
Казармы,
жандармы, цензура. |
|
Портрет Николая I. |
Задание: найди ошибку в тексте
и исправь её. |
3.11. |
|
Золотой
век русской культуры. Заочная экскурсия по иллюстрациям. |
Портрет,
пейзаж, опера. |
Заполнение
таблицы с опорой на текст учебника «Культура первой половины XIX
века» |
Репродукция картин В. А.
Тропинина, А. Г. Венецианова, иллюстрации с архитектурными памятниками |
Задание: закончи предложения. |
3.12. |
|
Великий
русский поэт А. С. Пушкин. |
Лицей,
дуэль. |
Работа
с художественным текстом (М. Лермонтов «Смерть поэта») |
Репродукция картины О. А
Кипренского «Портрет А. С. Пушкина» |
Составление плана пересказа
(работа с текстом учебника). Задание: Выписывание цитат из текста |
3.13. |
|
Развитие
науки и географические открытия в I половине XIX века |
Телеграф,
телефон, паровоз, экспедиция. |
|
Карта «Территория России в
начале XIX века», иллюстрации
«Строительство железной дороги», «Первая железная дорога». Портреты И.Ф.
Крузенштерна, Ф.Ф. Беллинсгаузена. |
Задание: установи соответствие
имен и событий |
3.14. |
|
Крымская
война 1853 – 1856 г. г. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым.
Героическая оборона Севастополя. |
Бухта,
эскадра, флотилия, сёстры милосердия. |
|
Карта «Крымская война».
Портреты П.С. Нахимова, В.А. Корнилова, Н.И. Пирогова. |
Задание: установи соответствие
имен и событий, закончи фразу, используя опорные слова |
3.15. |
|
Отмена крепостного права. |
Манифест,
сельское общество, сельский сход, староста, надел, временнообязанный крестьянин,
выкупной платёж, круговая порука. |
|
Портрет Александра II |
Задание: Выписывание цитат
из текста. |
3.16. |
|
Реформы Александра II. |
Волость,
волостной старшина, мировой посредник, земские собрания, суд присяжных, присяжный
поверенный, террор, народники. |
Таблица
«Реформы Александра II» |
Портрет Александра II |
Задание: найди лишнее слово |
3.17. |
|
Правление Александра III – миротворца. |
Кредит,
экспорт, импорт, миротворец. |
|
Портрет Александра III |
Задание: найди лишнее слово |
3.18. |
|
Развитие российской промышленности.
Знаменитые деятели эпохи Александра III:
министр финансов С.Ю. Витте и фабрикант Т.С. Морозов. |
Частное
предпринимательство, монополия, ассигнации, буржуазия, рабочие, штрафы. |
Составление
схемы «Реформы в период правления Александра III». |
Схема «Реформы в период
правления Александра III». Портрет
Александра III. |
Задание: программированный
опрос |
3.19. |
|
Появление революционных кружков.
Рабочий вопрос. |
Забастовка,
интеллигенция, революционер. |
|
|
Задание: найди ошибку в тексте
и исправь её. Составление плана пересказа (работа с текстом учебника). |
3.20. |
|
Наука и культура во II половине XIX века. |
Авиация,
художники-передвижники,клнсерватория. |
Заполнение
таблицы с опорой на текст учебника «Культура второй половины XIX
века |
Репродукция картин И. И.
Шишкина, И. И. Левитана, В. М. Сурикова, И. Е. Репина. Портрет Л.Н. Толстого,
А.Ф. Можайского, А.С. Попова, П.Н.
Яблочкова, П.И. Чайковского |
Задание: закончи фразу, используя
опорные слова |
3.21. |
|
Жизнь и быт русских купцов |
Меценаты,
галерея, благотворительность |
Заполнение
таблицы «Благотворительность купцов». |
Репродукция картины В.
Перова «В купеческом доме». Портреты
П.М Третьякова, С.И. Мамонтова, С.Т. Морозова. |
Задание: найди ошибку в тексте
и исправь её. |
3.22. |
|
Быт простых россиян в XIX веке. |
Конка,
студент, интеллигенция. |
|
План пересказа. Кроссворд. |
Задание: найди ошибку в тексте
и исправь её. |
3.23. |
|
Повторительно-обобщающий
урок (История нашей страны в XIX веке) |
|
Таблица
«Основные события XIX века» |
|
Программированный опрос. |
4. |
2 ч |
Повторение. |
|
|
|
|
4.1. |
|
События и даты. Повторение
за год. |
|
|
Исторические карты. Портреты
исторических деятелей. Кроссворд. |
Работа с лентой времени:
соотнесение дат и событий. |
4.2. |
|
Программированный опрос
«События XIX века». |
|
|
Исторические карты. Портреты
исторических деятелей. |
Вопросы и задания по курсу. |