Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Переславль-Залесская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:

skch @ skch. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________20___ года

Директор школы: ___________________

 

 

Рабочая программа

учебного курса «История России» в 8 классе

 __________учебный год

 

 

 

 

 

Учителя истории

___________________


Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу истории в соответствии с программой «История» О.И. Бородиной, В.М. Мозгового, опубликованной в сборнике «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. М., Владос, 2000), изданном по редакцией В.В. Воронковой, базисным учебным планом СКОУ VIII вида (I вариант), учебником «История России» для 7 класса СКОУ VIII вида авторов: Б.П. Пузанова, О.И. Бородиной Л.С. Сековец, Н.М. Редькиной (М., Владос, 2005).

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа – в неделю.

В 8 классе изучается история Отечества с конца XV века до конца XIX века.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- когда началось и закончилось событие (по выбору);

- как протекало конкретное событие;

- великих русских поэтов, писателей, учёных.

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться лентой времени;

- устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, связь исторических событий;

- выделять главную мысль в отрывке исторической статьи;

- оценивать ответ ученика, дополнить его, пользуясь учебником и картой.

Тематическое планирование уроков истории в 8 классе (68 ч)

№/№

п/п

Наименование разделов и тем уроков

Всего часов

Из них

Лабораторные и практические

Контрольные и диагностические материалы

экскурсии

1.

Единая Россия (конец XV века -  XVII век)

22 ч

Составление схемы «Управление государством при Иване III».

Программированный опрос.

Заочное путешествие в Кремль XVвека.

Работа с контурной картой «Расширение государства российского при Василии III»

Работа с контурной картой «Расширение государства российского при Василии III»

Составление схемы церковного управления.

Составление схемы государст венного управления при Иване  IV.

Работа с отрывком из художественного произведения (поэма М.Лермонтова «Песня о купце Калашникове…»)

Работа с контурной картой «Ливонская война».

Работа с картой-схемой «Русское государство в 16 в.».

Работа с текстом исторического документа («Домострой»).

Работа с контурной картой «Путешествие А. Никитина в Индию».

Работа с фрагментами из историко-художественной литературы:  отрывок из стихотворения К. Бальмонта «Глухие дни».

Заполнение сравнительной таблицы, опираясь на текст учебника «Крепостные крестьяне и помещики».  

Работа с фрагментами из историко-художественной литературы:  отрывок из стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица»

Заполнение таблицы, опираясь на текст учебника «Раскол в русской православной церкви»

Заполнение таблицы, опираясь на текст учебника «Народы Сибири и их занятия»

2.

Великие преобразования  России в XVIII веке

21 ч

Составление опорного конспекта «Строительство Санкт-Петербурга»

Программированный опрос.

Видеоэкскурсия по Санкт-Петербургу.

Работа с контурной картой «Северная война»

Работа с фрагментом художественного произведения (А.С. Пушкин «Медный всадник»).

Схемы «Государственное управление при  Петре I», «Территориальное управление при Петре I»

Схема «Дворцовые перевороты»

Выписать в тетрадь научные открытия М. Ломоносова, упомянутые в тексте учебника.

Схема «Территориальное управление при Екатерине II»

Работа с контурной картой (обозначение территории, охваченной крестьянской войной Е. Пугачёва)

Работа с контурной картой «Русско-турецкая война 1768-1774 годов».

Работа с контурной картой «Русско-турецкая война 1787-1791 годов»

Работа с художественной литературой (О. Алексеев «Рассказы о Суворове»)

Заполнение таблицы с опорой на текст учебника «Русские изобретатели и умельцы».

Заполнение таблицы с опорой на текст учебника «Культура XVIII века»

Работа с историко-художественной прозой (А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)

3.

История нашей страны в XIX веке

23 ч

Схема государственного управления Российской империи в начале XIX века.

Программированный опрос.

Заочная экскурсия по иллюстрациям «Золотой век русской  культуры».

Работа с контурной картой «Нашествие армии Наполеона на Россию»

Работа с фрагментами из историко-художественной литературы:  отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Заполнение таблицы с  опорой на текст учебника «Тайные общества»

Работа с текстом художественного произведения (А. С. Пушкин «Во глубине сибирских руд…»)

Заполнение таблицы с опорой на текст учебника «Культура первой половины  XIX века»

Работа с художественным текстом (М. Лермонтов «Смерть поэта»)

Таблица «Реформы Александра II»

Составление схемы «Реформы в период правления Александра III».

Заполнение таблицы с опорой на текст учебника «Культура второй половины  XIX века

Заполнение таблицы «Благотворительность купцов».

Таблица «Основные события XIX века»

4.

Повторение

2 ч

 

Программированный опрос «События XIX века».

 

 

Итого

68 ч

41 работа

 4 урока

 3 экскурсии

Поурочное планирование уроков истории в 8 классе (68 ч)

№ п/п

Дата

Тема урока

Словарь

Практические работы/

Экскурсии

Оборудование, ТСО, наглядность

Контрольно-диагностические материалы

1.

22 ч

Единая Россия (конец XV века -  XVII век)

 

 

 

 

1.1.

 

Иван III – глава государства российского. Противостояние бояр усилению власти Московского князя и их борьба за свои привилегии.

Боярская дума, казна, приказы, дьяки, наместники, уделы.

Составление схемы «Управление государством при Иване III».

Репродукция картины Н. Шустова «Иван III топчет ханскую басму», карта «Образование русского централизованного государства (14 – 16 в. в.)»

Задание: программированный опрос

1.2.

 

 

Расширение государства российского при Василии III. Присоединение новых земель: Псков, Смоленск, Рязань и т.д..

Борярин-наместник

Работа с контурной картой «Расширение государства российского при Василии III»

Карта «Образование русского централизованного государства (14 – 16 в. в.)»

 

 

1.3.

 

Русская православная церковь в Российском государстве. Борьба монастырей с «еретиками-нестяжателями».

Духовенство, десятина. Игумены, епископы, митрополит, приход.

Составление схемы церковного управления.

Схема «Церковная система управления»

 

1.4.

 

Первый русский царь Иван IV Грозный. Венчание его на царство. Стрельцы, их быт и назначение стрелецкого войска.

Земский собор, Церковный собор, сословие, стрельцы, земское управление, Судебник Ивана IV.

Составление схемы государственного управления при Иване  IV.

Репродукция картины А. Васнецова «Иван IV», схема государственного управления при Иване  IV

Задание: закончи предложение. Составление плана пересказа (работа с текстом учебника)

1.5.

 

Царский двор и его дворянское окружение. Опричнина Ивана Грозного.

Опричнина, земщина, опричники, помещики, самодержец.

Работа с картой-схемой. Работа с отрывком из художественного произведения (поэма М.Лермонтова «Песня о купце Калашникове…»)

Карта «Образование русского централизованного государства (14 – 16 в. в.)», иллюстрация  с изображением опричника

Задание: выписывание цитат из текста.

1.6.

 

Борьба Ивана Грозного с боярами. Малюта Скуратов – гроза бояр и правая рука царя. Ливонская война.

магистр

Работа с контурной картой «Ливонская война».

Карта «Ливонская война»

Задания:исключение лишнего, восстановление последовательности событий.

1.7.

 

Присоединение к Российскому государству Поволжья

Порох, ясак, караул, толмач.

Работа с картой-схемой.

Карта «Русское государство в 16 в.», иллюстрация «Собор Василия Блаженного

Пересказ по плану.

1.8.

 

Вольные казаки на Дону и в низовьях Днепра: их быт, нравы и традиции. Покорение Ермаком Сибири.

Казак, круг, атаман.

Работа с картой-схемой.

Карта «Русское государство в 16 в.», репродукция картины В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком»

Программированный опрос.

Составление плана пересказа (работа с текстом учебника)

1.9.

 

Быт простых и знатных людей.

Тулуп, тягло, слобода, посад, ремесленники, купцы, служилые люди: стрельцы, пушкари, казаки, знать: бояре, дворяне.

Работа с текстом исторического документа («Домострой»).

Иллюстрация «Крестьянская изба»

Пересказ по плану. Задание: найди ошибку в тексте и исправь её. Составление плана пересказа (работа с текстом учебника).

1.10.

 

Москва - столица Российского государства. Строительство нового Московского Кремля. Заочное путешествие в Кремль XV века.

Лобное место, усыпальница, архитектор, изразцы.

 

Репродукции картин А. Васнецова «Москва при Иване Калите», «Московский Кремль при Д. Донском», «Московский Кремль при Иване III», лента времени, карта «Русское государство в 16 в.», схема Кремля.

Работа с лентой времени: запиши век римскими цифрами. Задание: продолжите предложение. Программированный опрос.

1.11.

 

Путешествие А. Никитина в Индию и его книга «Хождение за три моря».

Путешественник, раджа.

Работа с контурной картой «Путешествие А. Никитина в Индию».

Карта «Русское государство в 16 в

 

Задание: закончи фразу, используя опорные слова. Составление плана пересказа (работа с текстом учебника)

1.12.

 

Великий иконописец А. Рублев.

Иконостас, путник, олифа, темпера.

 

Репродукция иконы А. Рублев «Троица»,  карта «Русское государство в 16 в

Задание: закончи предложение.

1.13.

 

Первопечатник Иван Федоров и первое издание книг в России.

Типография, предисловие, переписчик.

 

Иллюстрации Кремля, храма Василия Блаженного, памятника Ивану Федорову.

Задание: найди ошибку в тексте и исправить её.

1.14.

 

Правление Бориса Годунова и тайна гибели царевича Дмитрия - наследника царского престола.

Патриарх, Рюриковичи.

 

Портрет Бориса Годунова.

Задание: найди ошибку в тексте и исправить её. Письменные ответы на вопросы.

1.15.

 

Смутное время. Самозванцы.

Самозванцы, смута, Смутное время.

Работа с фрагментами из историко-художественной литературы:  отрывок из стихотворения К. Бальмонта «Глухие дни».

Репродукция картины С. В. Иванова «Смутное время»

Задание: соотнеси термин и его  объяснение. Работа с лентой времени: запиши век римскими цифрами.

1.16.

 

Семибоярщина. Освобождение страны от иноземных захватчиков. Народные герои: Козьма Минин и Дмитрий Пожарский.

Семибоярщина, народное ополчение, патриотизм.

 

Карта «Русское государство в 16 в.», репродукция картины К. Е. Маковского «Призыв Минина», иллюстрация «Памятник гражданину Минину и князю Пожарскому»

Задание: соотнеси термин и его  объяснение, закончи фразу, используя опорные слова. Письменные ответы на вопросы.

1.17.

 

Начало правления династии Романовых.

Династия, Соляной бунт, Медный бунт.

 

Лента времени.

Задание: восстанови последовательность событий.

Пересказ по данному плану.

1.18.

 

Крепостные крестьяне. Крестьянская война под предводительством С. Разина

Крепостные крестьяне, барщина, оброк, Соборное уложение.

Заполнение сравнительной таблицы, опираясь на текст учебника «Крепостные крестьяне и помещики».  

Иллюстрация «В крепостной избе», репродукция картины А. Неврева «Торг», карта «Русское государство в 16 в

Задание: письменно объясни значение слов (выписывание из учебника)

1.19.

 

Крестьянская война под предводительством С. Разина

Казаки, атаман, станица.

Работа с фрагментами из историко-художественной литературы:  отрывок из стихотворения Н. Кончаловской «Наша древняя столица

Карта «Русское государство в 16 в

Составление плана рассказа о крестьянской войне.

1.20.

 

Назначение патриарха Никона и раскол в русской православной церкви. Защита православной веры от влияния католичества. Запорожская сечь.

Протопоп, старообрядцы, скиты.

Заполнение таблицы, опираясь на текст учебника «Раскол в русской православной церкви»

Репродукция картины В. Сурикова «Боярыня Морозова»

Пересказ по плану. Задание: соотнеси термин и его  объяснение

1.21.

 

Освоение Сибири и Дальнего Востока и быт вошедших в состав России народов в XVII веке.

Первопроходцы, чум, ненцы, чукчи, эскимосы, якуты, оленеводство, эспедиция.

Заполнение таблицы, опираясь на текст учебника «Народы Сибири и их занятия»

Карта «Русское государство в 17 в

 

Задание: Выписывание цитат из текста

1.22.

 

Повторительно–обобщающий урок «Единая Россия (конец XVXVII век)»

 

 

Карта «Русское государство в 16 в.», карта «Русское государство в 17 в.», лента времени.

 

Программированный опрос.

2.

21 ч

Великие преобразования  России в XVIII веке

 

 

 

 

2.1.

 

Начало правления Петра I. Стрелецкий бунт.

Верфь, струг, бомбардир, корабельщик, султан, потешные войска, гвардия.

 

Карта «Россия к. 17 – н. 18 в. в.», лента времени. Портрет Петра I, его сестры Софьи.

 

Работа с лентой времени: определи по году век, запиши век римскими цифрами

2.2.

 

Начало Северной войны и строительство Санкт-Петербурга. Видеоэкскурсия по Санкт-Петербургу

Рекруты, лоцман, галера, Андреевский флаг.

Составление опорного конспекта «Строительство Санкт-Петербурга»

Карта «Россия к. 17 – н. 18 в. в.», репродукции картин «Петр I на строительстве Петербурга», «Основание Петербурга», лента времени

Задание: закончи фразу, используя опорные слова.  Работа с лентой времени: определи по году век, запиши век римскими цифрами,

2.3.

 

Полтавская битва.

Окоп, редут, драгун, гетман Мазепа, король Карл XII.

 

Карта «Россия к. 17 – н. 18 в. в.», схема Полтавской битвы

Пересказ по опорному конспекту. Дополнение предложений текста нужными словами.

2.4.

 

Победа русского флота. Окончание Северной войны

Эскадра, флагман, штиль, абордаж

Работа с контурной картой «Северная война»

Репродукция картины Л. Л. Каменева «Гангутское сражение», карта «Россия к. 17 – н. 18 в. в.»

Работа с лентой времени: даты и события (соотнести).

2.5.

 

Петр I – первый Российский император. Личность Петра I Великого.

Император, империя, цесаревич, престолонаследование,  единонаследование, Табель о рангах

Работа с фрагментом художественного произведения (А.С. Пушкин «Медный всадник»).

Репродукция картины В. А. Серова «Петр I»

Задание: найди ошибку в тексте и исправить её. Письменные ответы на вопросы.

2.6.

 

Преобразования Петра I.

Сенат, коллегия, Тайная канцелярия, Синод, обер-прокурор, магистрат, губернатор, воевода, мануфактура, подушная подать, ярмарка, абсолютизм.

Схемы «Государственное управление при  Петре I», «Территориальное управление при Петре I»

Схема «Государственное управление при  Петре I», карта «Россия к. 17 – н. 18 в. в.»

Задание: работа со схемой.

2.7.

 

Эпоха дворцовых переворотов. Екатерина I, Пётр II. Анна Ионановна. Царствование Елизаветы Петровны.

Дворцовые перевороты, фаворит.

Схема «Дворцовые перевороты»

Схема «Дворцовые перевороты», портреты Екатерины I, Петра II, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Пётр III, Екатерины II.

Задание: Выписывание цитат из текста, восстанови последовательность событий

2.8.

 

Российская академия наук и деятельность великого Ломоносова

Академия, лаборатория, обсерватория, мозаика.

Выписать в тетрадь научные открытия М. Ломоносова, упомянутые в тексте учебника.

Портреты М. В  Ломоносова, И. И. Шувалова, В. Беринга.

Задание: закончи предложения.

2.9.

 

Основание Московского университета и Академии художеств.

Разночинцы, мещане, факультет.

 

Портреты М. В  Ломоносова, И. И. Шувалова,  иллюстрации  «Московский университет», «Дом Пашкова»

Задание: программированный опрос.

Пересказ по плану (биография Ломоносова).

2.10.

 

Правление Екатерины II. Преобразования Екатерины II в области науки и просвещения. Установление губернского управления в стране.

Просвещенный абсолютизм, губернское правление, казённая палата, приказ Общественного призрения, городничий, городская дума, наместник.

Схема «Территориальное управление при Екатерине II»

Портрет  Екатерины II

Задание: программированный опрос

2.11.

 

Золотой век русского дворянства

Привилегия, дворянское собрание, капитан-исправник, меценаты, именитые граждане, цензура.

 

Иллюстрации дворянского быта  в XVIII веке.

Задание: соотнеси термин и его  объяснение

2.12.

 

Положение крепостных крестьян.

Наказы, вольная, Уложенная комиссия.

 

Репродукция картины А. Неврева «Торг»

Задание: Выписывание цитат из текста. Разделить факты на две группы: крепостные крестьяне-помещики.

2.13.

 

Восстание под предводительством Е. Пугачева

Манифест, дезертир, самозванец, работные люди.

Работа с контурной картой (обозначение территории, охваченной крестьянской войной)

Карта «Россия конца 17 – начале 18 в. в.»,  портрет Е. И. Пугачева

 

Ответы на вопросы плана.

2.14.

 

Русско-турецкие войны второй половины XVIII века. Победы черноморского флота  во главе с графом Орловым.

Ультиматум, султан, атака, крепость.

Работа с контурной картой «Русско-турецкая война 1768-1774 годов».

Портреты П. А Румянцева, А.Г. Орлова, карта «Россия к. 17 – н. 18 в. в.» План пересказа.

Рассказ по плану.

2.15.

 

Русско-турецкие войны второй половины XVIII века. Взятие Измаила и разгром польских повстанцев.

Союзная армия, окопы,  штурм, внешняя политика.

Работа с контурной картой «Русско-турецкая война 1787-1791 годов»

Портреты А. В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова.

Программированный опрос.

2.16.

 

Знаменитый полководец А. Суворов

Генералиссимус.

Работа с художественной литературой (О. Алексеев «Рассказы о Суворове»)

Репродукция картины В. Сурикова «Переход Суворова через Альпы», портрет А. В. Суворова

Работа с иллюстрациями: сделай подписи к иллюстрациям. Толкование афоризмов А. Суворова.

2.17.

 

Русские изобретатели и умельцы: И.П. Кулибин, И.И. Ползунов

Паровая машина, семафор.

Заполнение таблицы с опорой на текст учебника «Русские изобретатели и умельцы».

Иллюстрации «Паровая машина И. И. Ползунова», изобретения И. П. Кулибина

Задание: закончи фразу, используя опорные слова.

2.18.

 

Развитие литературы и искусства в XVIII веке. Заочная экскурсия по иллюстрациям.

Живопись, скульптура, архитектура, драматургия.

Заполнение таблицы с опорой на текст учебника «Культура XVIII века»

Портреты Д. И. Фонвизина, иллюстрации Екатерининского дворца в Царском Селе, Зимнего дворца,  иллюстрации «Императрица  Екатерина II» (скульптор Ф. И.), «Памятник Петру I» (скульптор Фальконе)

Задание: найди лишнее слово.

2.19.

 

Памятники культуры XVIII века в родном городе.

Усадьба, мануфактура, имение.

 

Фотографии Горицкого монастыря, Покровской церкви, Сорокосвятской церкви, городской усадьбы и мануфактуры XVIII века, портрет адмирала Г.А. Спиридова.

Задание: подпиши фотографии

2.20.

 

Быт русских людей в XVIII веке

Аристократ.

Работа с историко-художественной прозой (А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»)

Иллюстрации с изображением аристократа в ботфортах с тростью, извозчика, дамы

Составление плана пересказа (работа с текстом учебника) Задание: найди ошибку в тексте и исправь её.

2.21.

 

Повторительно-обобщающий урок (Россия во II половине XVIII века)

 

 

Карта «Россия к. 17 – н. 18 в. в.»

 

Программированный опрос.

3.

23 ч

История нашей страны в XIX веке

 

 

 

 

3.1.

 

Россия в начале XIX веке.

Министерство, Комитет министров, Государственный совет, выкуп.

Схема государственного управления Российской империи в начале XIX века.

Портрет Александра I.

Задание: дополнить предложения текста.

3.2.

 

Начало Отечественной войны 1812 года.

Нашествие, народное ополчение, гарнизон.

Работа с контурной картой «Нашествие армии Наполеона на Россию»

Карта «Отечественная война 1812 года». Карта-схема «Нашествие армии Наполеона на Россию» Порытрет П.И Багратиона, М.Б. Барклай-де-толли,  А.П. Тормасова.

Составление сравнительной характеристики русской и французской армии по данному плану.

3.3

 

М.И. Кутузов - главнокомандующий русской армией. Бородинская битва.

Генеральное сражение, флеши, редут, ставка.

Работа с фрагментами из историко-художественной литературы:  отрывок из стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»

Карта «Отечественная война 1812 года» Портрет М.И. Кутузова. Схема Бородинского сражения. Видеофрагмент фильма «Война и мир».

Задание: закончи фразу, используя опорные слова.

3.4.

 

Оставление Москвы. Московский пожар.

Военный совет, фураж.

 

Карта «Отечественная война 1812 года»,  репродукция картины А. Д. Кившенко «Военный совет в Филях»,  иллюстрация «Оставление Москвы»

Задание: установи соответствие имен и событий.

 

3.5.

 

Народная война против армии Наполеона. Герои партизанской войны: Герасим Курин, Денис Давыдов, Василиса Кожина, Архип Семенов.

Партизанский отряд, рейд, народная война.

 

Карта «Отечественная война 1812 года», портрет Д. Давыдова

Задание: программированный опрос.

3.6.

 

Отступление и гибель французской армии.

 

 

Карта «Отечественная война 1812 года»,  репродукция картины «Разгром армии Наполеона у реки Березины» (П. Гесс)

Задание: восстанови последовательность событий.

3.7

 

Правление Александра I. Полный свод законов Сперанского и военные поселения Аракчеева.

Военные поселения, аракчеевщина, реакция, произвол, старец.

 

Портрет Александра I

Задание: найди лишнее слово, закончи предложение.

3.8.

 

Создание тайных обществ

Республика, переворот.

Заполнение таблицы с  опорой на текст учебника «Тайные общества»

Иллюстрации с портретами декабристов: К.Ф. Рылеев, Н.М. Муравьёв, П.И. Пестель.

Задание: Выписывание цитат из текста.

3.9.

 

Восстание декабристов. Расправа Николая I с декабристами. Ссылка в Сибирь. Жены декабристов.

Декабристы, присяга, каторга.

Работа с текстом художественного произведения (А. С. Пушкин «Во глубине сибирских руд…»)

Репродукция картины «Восстание на Сенатской площади» (К. И. Кольман)

Задание: установи соответствие имен и событий.

 

3.10.

 

Император Николай I.

Казармы, жандармы, цензура.

 

Портрет Николая I.

Задание: найди ошибку в тексте и исправь её.

3.11.

 

Золотой век русской культуры. Заочная экскурсия по иллюстрациям.

Портрет, пейзаж, опера.

Заполнение таблицы с опорой на текст учебника «Культура первой половины  XIX века»

Репродукция картин В. А. Тропинина, А. Г. Венецианова, иллюстрации с архитектурными памятниками

Задание: закончи предложения.

3.12.

 

Великий русский поэт А. С. Пушкин.

Лицей, дуэль.

Работа с художественным текстом (М. Лермонтов «Смерть поэта»)

Репродукция картины О. А Кипренского «Портрет А. С. Пушкина»

Составление плана пересказа (работа с текстом учебника). Задание: Выписывание цитат из текста

3.13.

 

Развитие науки и географические открытия в I  половине XIX века

Телеграф, телефон, паровоз, экспедиция.

 

Карта «Территория России в начале XIX века», иллюстрации «Строительство железной дороги», «Первая железная дорога». Портреты И.Ф. Крузенштерна, Ф.Ф.  Беллинсгаузена.

Задание: установи соответствие имен и событий

 

3.14.

 

Крымская война 1853 – 1856 г. г. Разгром турецкого флота адмиралом Нахимовым. Героическая оборона Севастополя.

Бухта, эскадра, флотилия, сёстры милосердия.

 

Карта «Крымская война». Портреты П.С. Нахимова, В.А. Корнилова, Н.И. Пирогова.

Задание: установи соответствие имен и событий, закончи фразу, используя опорные слова

 

3.15.

 

Отмена крепостного права.

 

Манифест, сельское общество, сельский сход, староста, надел, временнообязанный крестьянин, выкупной платёж, круговая порука.

 

Портрет Александра II

Задание: Выписывание цитат из текста.

3.16.

 

Реформы Александра II.

Волость, волостной старшина, мировой посредник, земские собрания, суд присяжных, присяжный поверенный, террор, народники.

Таблица «Реформы Александра II»

Портрет Александра II

Задание: найди лишнее слово

3.17.

 

Правление Александра III – миротворца.

Кредит, экспорт, импорт, миротворец.

 

Портрет Александра III

Задание: найди лишнее слово

3.18.

 

Развитие российской промышленности. Знаменитые деятели эпохи Александра III: министр финансов С.Ю. Витте и фабрикант Т.С. Морозов.

Частное предпринимательство, монополия, ассигнации, буржуазия, рабочие, штрафы.

Составление схемы «Реформы в период правления Александра III».

Схема «Реформы в период правления Александра III». Портрет Александра III.

Задание: программированный опрос

3.19.

 

Появление революционных кружков. Рабочий вопрос.

Забастовка, интеллигенция, революционер.

 

 

Задание: найди ошибку в тексте и исправь её. Составление плана пересказа (работа с текстом учебника).

3.20.

 

Наука и культура во II  половине XIX века.

Авиация, художники-передвижники,клнсерватория.

Заполнение таблицы с опорой на текст учебника «Культура второй половины  XIX века

Репродукция картин И. И. Шишкина, И. И. Левитана, В. М. Сурикова, И. Е. Репина. Портрет Л.Н. Толстого, А.Ф. Можайского, А.С.  Попова, П.Н. Яблочкова, П.И. Чайковского

Задание: закончи фразу, используя опорные слова

3.21.

 

Жизнь и быт русских купцов

Меценаты, галерея, благотворительность

Заполнение таблицы «Благотворительность купцов».

Репродукция картины В. Перова  «В купеческом доме». Портреты П.М Третьякова, С.И. Мамонтова, С.Т. Морозова.

Задание: найди ошибку в тексте и исправь её.

3.22.

 

Быт простых россиян в XIX веке.

Конка, студент, интеллигенция.

 

План пересказа. Кроссворд.

Задание: найди ошибку в тексте и исправь её.

3.23.

 

Повторительно-обобщающий урок (История нашей страны в XIX веке)

 

Таблица «Основные события XIX века»

 

Программированный опрос.

4.

2 ч

Повторение.

 

 

 

 

4.1.

 

События и даты. Повторение за год.

 

 

Исторические карты. Портреты исторических деятелей. Кроссворд.

Работа с лентой времени: соотнесение дат и событий.

4.2.

 

Программированный опрос «События XIX века».

 

 

Исторические карты. Портреты исторических деятелей.

Вопросы и задания по курсу.