Адрес: 152025 г.
Переславль-Залесский Ярославской обл.,
ул. Магистральная, д. 43, 43а,
43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:
________________________________________________________________________
Утверждена приказом директора школы:
№______ от «___»________20_____ года
Директор школы: ___________________
учебного курса «История России» в 9
классе
_______________учебный год
Учителя истории
_______________
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу истории в соответствии с программой
«История» О.И. Бородиной, В.М. Мозгового, опубликованной в сборнике «Программы
специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. М., Владос,
2000), изданном по редакцией В.В. Воронковой, базисным учебным планом СКОУ VIII вида (I вариант), учебником «История России» для 9
класса СКОУ VIII
вида авторов: Б.П. Пузанова, О.И. Бородиной Л.С. Сековец, Н.М. Редькиной (М.,
Владос, 2005).
Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа – в неделю.
В 9 классе изучается история Отечества XX века.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
- основные исторические события: революционные движения, гражданская война; становление Советской власти; стройки первых пятилеток; вторая Мировая война; Великая Отечественная война;
- основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;
- исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.
Тематическое планирование уроков истории в 9 классе (68 часов)
№/№ п/п |
Наименование
разделов и тем уроков |
Всего
часов |
Из них |
||
Лабораторные
и практические |
Контрольные и
диагностические материалы |
экскурсии |
|||
1. |
Россия в начале XX века. |
10 ч |
Работа
с фрагментами историко-художественного текста «Император Николая II» |
Программированный опрос. |
Заочная экскурсия по
иллюстрациям «Серебряный век» русской культуры. |
Работа с контурной картой,
заполнение таблицы-плана «Русско-японская война в 1904 – 1905 г. г.», опираясь
на текст учебника. |
|||||
Заполнение таблицы-плана
«Первые политические партии». |
|||||
Схема государственного управления. |
|||||
Составление опорного конспекта «Реформы П.
А. Столыпина». |
|||||
Заполнение таблицы «Серебряный
век» русской культуры», опираясь на текст учебника. |
|||||
2. |
Россия в 1917 – 1920 годах |
10 ч |
Составление опорного конспекта
«Экономический и политический кризис осенью 1917 года». |
Программированный опрос. |
|
Составление опорного конспекта
«Захват власти большевиками в Петрограде. Низложение Временного правительства
и захват Зимнего дворца. Провозглашение советской власти». |
|||||
Схема «Система государственного
управления в РСФСР по Конституции 1918 года». |
|||||
Заполнение таблицы «Красные
и белые». |
|||||
Таблица «Экономическая поли
тика советской власти». |
|||||
3. |
Советская Россия – СССР в 20 – 30 – е годы |
9 ч |
Сравнительная таблица «Военный
коммунизм и нэп». |
Программированный опрос. |
|
Схема государственного управления
по Конституции 1924 года. |
|||||
Работа с контурной картой
«Союзные республики» |
|||||
Работа с контурной картой
«Стройки первых пятилеток» (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб,
Комсомольск-на-Амуре). |
|||||
Работа с фрагментом художественного
текста (М. Шолохов «Поднятая целина») |
|||||
Схема государственного управления
по Конституции 1936 года. |
|||||
Отрывок из повести А. Рыбакова
«Дети Арбата». |
|||||
Заполнение таблицы-плана «
Развитие науки и культуры в СССР» |
|||||
4. |
СССР во Второй Мировой войне 1941 – 1945 годов |
14 ч |
Работа с контурной картой
«Договоры СССР с сопредельными государствами о военной помощи». |
Программированный опрос. |
|
Составление
опорного конспекта «Начало Великой
Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Первые неудачи
советской армии». |
|||||
Заполнение таблицы-плана
«Главные битвы войны» |
|||||
Работа с контурной картой
«Битва за Москву». |
|||||
Работа с контурной картой
«Блокада Ленинграда». |
|||||
Работа с контурной картой
«Сталинградская битва». |
|||||
Заполнение таблицы «Борьба
советских людей на оккупированной территории». |
|||||
Работа с контурной картой
«Битва на Курской дуге». |
|||||
Составление опорного
конспекта «Героизм тружеников тыла». |
|||||
Работа с контурной картой
«Освобождение Европейских государств». |
|||||
Работа с контурной картой
«Территории и порты, переданные СССР Японией». |
|||||
5. |
Советский Союз в 1945 – 1991 годах. |
18 ч |
Заполнение таблицы «Холодная война». |
Программированный опрос. |
|
Заполнение таблицы «Реформы Н. С. Хрущева». |
|||||
Таблица «Научные изобретения
в СССР в 50-60-е г.г.» |
|||||
Таблица «Признаки «застоя»
в народном хозяйстве». |
|||||
Работа с фрагментами публицистической
прозы (статьи об участниках Афганской войны). |
|||||
Заполнение таблицы «Развитие культуры в СССР в 70-80-е годы». |
|||||
Таблица «Советские праздники». |
|||||
Таблица «Экономические ре
формы периода перестройки». |
|||||
Схема «Политическая система
в СССР при М.С. Горбачёве». |
|||||
Таблица «События 1990-1991
годов». |
|||||
6. |
Новая Россия в 1991 -2003 годах |
6 ч |
Таблица «Экономические реформы
при Б.Н. Ельцине» |
Программированный опрос. |
|
Заполнение схемы «Политическое устройство страны». |
|||||
Работа с публицистическими
статьями «Война в Чечне». |
|||||
Таблица «Реформы при В.В. Путине» |
|||||
7. |
События и даты XX века. Повторение
за год. |
1 ч |
|
|
|
|
Итого |
68 ч |
44 работы |
6 ч |
1 ч |
Поурочное
планирование уроков истории в 8 классе (68 ч)
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Словарь |
Практические работы/ Экскурсии |
Оборудование, ТСО, наглядность |
Контрольно-диагностические материалы |
1. |
10 ч |
Россия в начале XX века. |
|
|
|
|
1.1. |
|
Начало
правления Николая II. Экономический кризис в начале XX века. Формирование промышленной буржуазии. |
Гвардия, забастовка, стачка. |
Работа
с фрагментами историко-художественного текста «Император Николая II» |
Портрет
Николая II, С.Ю. Витте, карта «Россия конца
19 - начала 20 в. в.». Репродукция
картины К.Г. Савицкого «Всеобщая железнодорожная забастовка». |
Составление
плана пересказа (работа с текстом учебника). Задание: закончи фразу, используя
опорные слова. |
1.2. |
|
Русско-японская
война 1904 – |
Эскадра, крейсер, прицельный огонь. |
Работа
с контурной картой, заполнение таблицы-плана «Русско-японская война в 1904 –
1905 г. г.», опираясь на текст учебника. |
Карта
«Русско-японская война в 1904 – 1905 г. г.», иллюстрации «Крейсер «Варяг» во
время боя», «Цусимское сражение». |
Пересказ
по данному плану. Восстановление последовательности событий. |
1.3. |
|
Первая
русская революция. Революционные события 1905-07 годов. «Кровавое
воскресенье» и восстание на броненосце «Потёмкин». |
Демократия, социализм, петиция, холостой залп,
баррикада, агитировать, броненосец. |
|
Карта
«Революция 1905 – |
Работа
с лентой времени: определи по году век,
запиши век римскими цифрами. Восстановление последовательности событий. |
1.4. |
|
Появление
первых политических партий. |
Митинг, партия, съезд, лидер, демонстрация, либеральные
партии. |
Заполнение
таблицы-плана «Первые политические партии». |
Портрет
В.И. Ленин, фотографии семьи Ульяновых. |
Задание:
программированный опрос |
1.5. |
|
Реформы
государственного управления. |
Манифест,
Конституция, депутат, курия. |
Схема
государственного управления. |
|
Задание:
закончи предложение |
1.6. |
|
Реформы П. А. Столыпина. Новые законы для крестьян. |
Переселение,
община, налоги. |
Составление
опорного конспекта |
Портрет
П. А. Столыпина |
Задание:
найди ошибку в тексте и исправь её, найди лишнее слово, восстанови
последовательность событий |
1.7. |
|
Реформы П. А. Столыпина. Новые законы для рабочих.
Борьба с революционерами. |
Кризис,
конфликтные комиссии. |
Составление
опорного конспекта |
Портрет
П. А. Столыпина |
Письменные
ответы на вопросы. |
1.8. |
|
«Серебряный век» русской
культуры. Заочная экскурсия по иллюстрациям. |
Живопись,
кинорежиссер. |
Заполнение таблицы «Серебряный
век» русской культуры», опираясь на текст учебника. |
Портрет
И. И. Левитана, А. М. Горького, Ф.И. Шаляпина, репродукция картины В. А. Серова
«Анна Павлова» |
Задание:
закончи фразу, используя опорные слова |
1.9. |
|
Россия в Первой мировой
войне. Отношение народа к войне. Знаменитый прорыв генерала А.А. Брусилова. |
Военный союз, фронт, дезертиры, претензии, таран. |
|
Карта
«Первая мировая война». Портрет А.А. Брусилова, П.Н. Нестерова. |
Задание:
восстанови последовательность событий. Работа с лентой времени, определи по
году век, запиши век римскими
цифрами. |
1.10. |
|
Повторительно-обобщающий
урок «Россия в начале XX века» |
|
|
|
Программированный
опрос |
2. |
10 ч |
Россия в 1917 – 1920 годах |
|
|
|
|
2.1. |
|
Февральская
революция и отречение царя от престола. Временное правительство и Советы
народных депутатов. |
Отречение,
карточная система, монархическое управление. |
|
Карта
«Первая мировая война», иллюстрация
«Дни Февральской революции в Москве», портрет А. Ф Керенский |
Задание:
восстанови последовательность событий, найди ошибку в тексте и исправь её. |
2.2. |
|
Борьба
между левыми партиями (меньшевики, эсеры и большевики) за власть.
Экономический и политический кризис осенью 1917 года. |
Двоевластие, депутаты, кризис. |
Составление опорного
конспекта. |
|
Программированный
опрос. |
2.3. |
|
Захват
власти большевиками в Петрограде. Низложение Временного правительства и захват
Зимнего дворца. Провозглашение советской власти. |
Штаб,
Красная гвардия, декрет. |
Составление опорного
конспекта. |
Карта
– схема «Вооруженное восстание в Петрограде»,
иллюстрация «Штурм Зимнего дворца», фотография крейсера «Аврора». |
Работа
с иллюстрациями: сделай подписи к
иллюстрациям, классификация фактов. |
2.4. |
|
Установление
советской власти. Первый руководитель советского государства – В.И. Ленин.
Первые декреты советской власти. Создание нового государства – РСФСР. |
Рабочие
комитеты, комитеты бедноты. |
Схема «Система государственного
управления в РСФСР по Конституции 1918 года». |
Карта
«Великая октябрьская революция и Гражданская война». Портрет В.И. Ленина.
Символы государственной власти РСФСР (флаг, герб). |
Задание: установи соответствие
имен и событий. |
2.5. |
|
Начало
гражданской войны и интервенции. Создание Белой и Красной армии. Командиры
Красной армии: М.Н. Тухачевский, М.В. Фрунзе, С.М. Будённый, В.И. Чапаев. |
Красноармеец,
гражданская война, комиссар, интервенция, белогвардеец. |
|
Карта
« Гражданская война. Интервенция», иллюстрация
«Военная форма красноармейцев». Портреты командиров Красной армии: М.Н. Тухачевского, М.В. Фрунзе, С.М.
Будённого, В.И. Чапаева. |
Задание: восстанови
последовательность событий, закончи предложение. |
2.6. |
|
Борьба
между красными и белыми. «Белое» движение и его лидеры: А.И. Деникин, П.Н.
Врангель, А.В. Колчак, Л.Г. Корнилов, Н.Н. Юденич. |
Эмиграция,
эмигрант. |
Заполнение таблицы «Красные
и белые». |
Карта
« Гражданская война. Интервенция». Портреты лидеров
«белого» движения: А.И. Деникина, П.Н. Врангеля, А.В. Колчака, Л.Г. Корнилова. |
Задание: найди лишнее
слово, программированный опрос |
2.7. |
|
Крестьянская
война против белых и красных. «Зелёные» и повстанческая крестьянская армия
батьки Махно. |
Тачанка. |
|
Карта
« Гражданская война. Интервенция». Портрет Махно. |
Задание: найди ошибку в тексте
и исправь её. |
2.8. |
|
Экономическая
политика Советской власти. Упадок промышленного производства, продразвёрстка.
|
Продразвёрстка,
совхозы, коммуны. |
Таблица «Экономическая
политика советской власти» |
Иллюстрации
и фотографии. |
Задание: закончи предложение. |
2.9. |
|
Жизнь
и быт людей в годы революций и Гражданской войны. Ликвидация неграмотности.
Образование первых общественных организаций: пионерской, комсомольской,
профсоюзов. |
Коммунальные
квартиры, беспризорники, безработные, ликбезы, комсомольцы, пионеры. |
|
Иллюстрации
с изображениями безработных, беспризорников, «черного рынка». |
Задание: письменные ответы
на вопросы. |
2.10. |
|
Повторительно-обобщающий
урок «Россия в 1917 – 1920-х г.г.» |
|
|
|
Программированный опрос. |
3. |
9 ч |
Советская Россия – СССР в 20 – 30 – е
годы |
|
|
|
|
3.1. |
|
Новая
экономическая политика, её сущность и основное отличие от предшествующей
экономической политики Советской власти. План ГОЭЛРО и его реализация. |
Нэп,
нэпман, «золотой червонец», концессия, продовольственный налог, батрак. |
Сравнительная таблица
«Военный коммунизм и нэп». |
|
Задание: закончи фразу, используя
опорные слова. |
3.2. |
|
Образование
СССР. Первая Конституция СССР. Положение народов Советской страны. |
Союз,
наркомат, делегат. |
Схема государственного
управления по Конституции 1924 года. Работа с контурной картой «Союзные
республики» |
Карта
«Союз Советских Социалистических республик». Символы
государственной власти СССР (флаг, герб). |
Задание: закончи
предложение. Рассказ по таблице: сравнительная характеристика военного
коммунизма и нэпа. |
3.3. |
|
Смерть
В.И. Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей
полноты партийной и государственной власти в руках И.В. Сталин. Культ личности И.Сталина. |
ВКП(б),
Генеральный секретарь. |
|
Иллюстрации
изображениями И. В. Сталина. |
Задание: Выписывание цитат
из текста. |
3.4. |
|
Индустриализация
в СССР. Первые пятилетние планы. Стахановское движение. Ударничество. |
Индустриализация,
займ, облигации, пятилетка, комсомольские стройки, социалистическое соревнование,
стахановцы. |
Составление опорного
конспекта. Работа с контурной картой «Стройки первых пятилеток» (Днепрогэс,
Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре). |
Карта
«Союз Советских Социалистических республик». Портреты руководителей индустриализации:
С.М. Кирова, В.В. Куйбышева, Г.К. Орджоникидзе). Иллюстрации «Комсомольские
стройки». |
Задание: закончи предложение.
|
3.5. |
|
Коллективизация
в СССР. Насильственное осуществление коллективизации. Гибель крепких крестьянских
хозяйств. Голод на селе. |
Колхоз,
кулак, раскулачивание, трудодни, МТС. |
Составление опорного конспекта.
Работа с фрагментом художественного текста (М. Шолохов «Поднятая целина») |
Иллюстрации
«Строительство колхозов на селе». |
Задание: найди лишнее слово. |
3.6. |
|
Конституция
1936 года. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. ГУЛАГ. |
Репрессии,
сессия, социалистическое общество. |
Схема государственного
управления по Конституции 1936 года. Отрывок из повести А. Рыбакова «Дети
Арбата». |
Схема
государственного управления по Конституции 1936 года. Иллюстрации
«Репрессии». |
Задание: закончи фразу, используя
опорные слова. |
3.7. |
|
Развитие
науки и культуры в СССР. Великие научные открытия. |
Синтетический
каучук, Государственная премия, Нобелевская премия. |
Заполнение таблицы-плана «
Развитие науки и культуры в СССР» |
Иллюстрации.
Портреты учёных: И.П. Павлова, К.А. Тимирязева, Н.Е. Жуковского, К.Э.
Циолковского, Н.И. Вавилова, С.В. Лебедева, М.А. Шолохова, Л.П. Орловой. |
Задание: найди лишнее слово. |
3.8. |
|
Жизнь
и быт советских людей в 20 – 30-е годы. |
Коммунальные
квартиры, дефицит, продуктовые карточки. |
|
Иллюстрации
быта советских людей в 20-30-е годы. |
Задание: найди ошибку в тексте
и исправь её. |
3.9. |
|
Повторительно-обобщающий
урок (Советская Россия в 20 – 30-е годы). |
|
|
|
Программированный опрос. |
4. |
14 ч |
СССР во Второй Мировой войне 1941 – 1945 годов. |
|
|
|
|
4.1. |
|
СССР накануне Второй
мировой войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие
военной промышленности. Приход фашистов
к власти в Германии. Адольф Гитлер и его планы мирового господства. |
Фашисты,
нацисты. |
|
Иллюстрации
«Военная техника СССР накануне войны». Карта «Вторая мировая война». Портрет
А. Гитлера. |
Задание: закончи фразу, используя
опорные слова. |
4.2. |
|
СССР накануне Второй мировой
войны. Жестокие репрессии против военных кадров. Столкновение с Японией (о.
Хасан, р. Халхин-Гол). |
Договор,
дипломатические отношения, конфликт. |
Работа с контурной картой
«Договоры СССР о военной помощи с сопредельными государствами». |
Карта
«Вторая мировая война». |
Задание: соотнеси термин и
его объяснение. |
4.3. |
|
Советский Союз в начале Второй
мировой войны. Советско-финская военная кампания. Подвиг советских
разведчиков. |
Снайперы,
огневая позиция. |
|
Карта
«Вторая мировая война». |
Задание: программированный
опрос. Работа с лентой времени. |
4.4. |
|
Начало Великой Отечественной
войны. Героическая оборона Брестской крепости. Первые неудачи советской
армии. |
Оккупировать,
дивизия, план «Барбаросса». |
Составление опорного конспекта. |
Карта
«Великая Отечественная война (1941 – 1945)». Иллюстрация
«Оборона Брестской крепости». |
Задание: программированный
опрос. |
4.5. |
|
Битва за Москву. Панфиловцы.
Роль Г.К. Жукова в войне. |
Генеральное
наступление, эвакуировать, контрнаступление, оборонительные сооружения, генштаб. |
Заполнение таблицы-плана
«Главные битвы войны», работа с контурной картой «Битва за Москву». |
Карта
«Великая Отечественная война (1941 – 1945)». Иллюстрация
«Герои-панфиловцы». Портрет Г.К. Жукова. Иллюстрация «Парад 1941 года на
Красной площади». |
Задание: восстанови
последовательность событий. |
4.6. |
|
«Всё
для фронта! Все для победы!» |
Тыл,
эвакуация, броня, конструкторское бюро, автоматы. |
|
Карта
«Великая Отечественная война (1941 – 1945)». Портреты С.Ю. Ильюшина, Кошкина,
Калашникова. Иллюстрации «Боевая техника. Военные заводы». |
Задание: найди ошибку в тексте
и исправь её. |
4.7. |
|
Блокада
Ленинграда и мужество ленинградцев. |
Блокада,
Дорога жизни. |
Работа с контурной картой
«Блокада Ленинграда», заполнение таблицы-плана
«Главные битвы войны». |
Карта
«Великая Отечественная война (1941 – 1945)». Портреты
О. Берггольц, Д. Шостаковича. Иллюстрации «В блокадном Ленинграде». |
Задание: найди лишнее
слово, закончи предложение. Работа с лентой времени. |
4.8. |
|
Сталинградская
битва – коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны. |
Эскадрилья,
Мамаев курган, дом Павлова. |
Работа с контурной картой
«Сталинградская битва», заполнение
таблицы-плана «Главные битвы войны» |
Карта
«Великая Отечественная война (1941 – 1945)». Схема Сталинградской битвы. План
пересказа. Иллюстрации «Сталинградская битва». |
Задание: найди ошибку в тексте
и исправь её. Работа с лентой времени. |
4.9. |
|
Борьба
советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение.
Подполье. |
Оккупированные
территории, концлагеря, подпольщики,
партизаны, партизанский рейд. |
Заполнение таблицы «Борьба
советских людей на оккупированной территории» |
Карта
«Великая Отечественная война (1941 – 1945)». Портреты
героев-молодогвардейцев, З. Космодемьянской, Д. Карбышева. |
Задание: программированный
опрос. Пересказ по данному плану. |
4.10. |
|
Битва
на Курской дуге. Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта. |
Курская
дуга, коалиция. |
Работа с контурной картой
«Битва на Курской дуге», заполнение
таблицы-плана «Главные битвы войны». |
Карта
«Великая Отечественная война (1941 – 1945)». Схема «Курской битвы». Иллюстрация
«Танковое сражение под Прохоровкой». |
Задание: найди ошибку в тексте
и исправь её. Работа с лентой времени. |
4.11. |
|
Героизм
тружеников тыла. |
Совинформбюро,
патруль, комендантский час, патруль, пенициллин. |
Составление опорного конспекта. |
Иллюстрация
«Труженики тыла». Фотография К.И. Шульженко. |
Опрос
по таблице-плану «Главные битвы войны». Задание: найди ошибку в тексте и
исправь её. |
4.12. |
|
Окончание
Великой Отечественной войны. Освобождение Европейских государств советской армией.
Битва за Берлин. Капитуляция Германии. |
Капитуляция,
рейхстаг, Нюонбергский процесс. |
Работа с контурной картой
«Освобождение Европейских государств». |
Карта
«Вторая мировая война». Иллюстрации «Советские войска в Берлине». |
Задание:
восстанови последовательность событий. Индивидуальные сообщения о вкладе тружеников тыла в военные победы. Работа с
лентой времени. |
4.13. |
|
Окончание
II мировой войны. Военные действия США против Японии в
1945. Вступление СССР в войну против Японии. Атомная бомбардировка Хиросимы и
Нагасаки. Конец второй Мировой войны. |
Союзники,
десант. |
Работа с контурной картой
«Территории и порты, переданные СССР Японией». |
Карта
«Вторая мировая война». Иллюстрации «Атомные бомбы над Хиросимой и Нагасаки». |
Задание:
закончи предложение. |
4.14. |
|
Повторительно-обобщающий
урок (СССР во II мировой и Великой Отечественной
войне) |
|
|
Карта
«Вторая мировая война». |
Программированный
опрос. Рассказ по таблице «Главные битвы войны». |
5. |
18 ч |
Советский Союз в 1945 – 1991 годах |
|
|
|
|
5.1. |
|
Возрождение
страны после войны. Трудности послевоенной жизни страны. Образ жизни, судьбы
солдат. Новая волна репрессий. |
Возрождение,
трудодни, репрессии, «чёрный» рынок. |
|
Иллюстрации
«Восстановление народного хозяйства после войны». |
Задание:
найди лишнее слово. |
5.2. |
|
Внешняя
политика СССР. Смерть И.В. Сталина и борьба за власть в стране. |
КПСС,
«холодная» война, НАТО, ОВД, СЭВ. |
Заполнение таблицы «Холодная война». |
Карта
«Политическая карта мира» |
Задание:
выписать цитаты из текста; найти ошибку в тексте и исправить её. |
5.3. |
|
Приход
к власти Н.С. Хрущёва. Осуждение культа личности и первые реабилитации
репрессированных. |
Реабилитация,
репрессированные. |
|
Портрет
Н.С. Хрущёва. |
Письменные
ответы на вопросы. |
5.4. |
|
Реформы
Н. С. Хрущева. Освоение целины. |
Совнархоз,
целина. |
Заполнение таблицы «Реформы Н. С. Хрущева». |
Карта
«Союз советских Социалистических Республик», иллюстрации. |
Задание:
закончи предложение. |
5.5. |
|
Реформы
Н. С. Хрущева. Жизнь советских людей в
начале 60-х годов. |
Кредит,
пенсия, «хрущёвки». |
|
Иллюстрация
«Быт советских людей в начале 6о годов» |
Рассказ
по таблице. Задание: закончить предложения. |
5.6. |
|
Достижения
в науке и технике. |
Атомный
реактор, атомная энергетика, ледокол, лайнер, ЭВМ, Академгородок. |
Таблица «Научные изобретения
в СССР в 50-60-е г.г.» |
Портрет
И.В. Курчатова. Иллюстрации «Научные изобретения в СССР в 50-60-е г.г.» |
Задание:
закончи фразу, используя опорные слова. |
5.7. |
|
Освоение
космоса. Полёт первого человека. Юрий Гагарин. |
Космодром,
спутник, ракета. |
|
Иллюстрации
с изображением космодрома,
портреты Ю.А. Гагарина, С.П. Королева, В.В. Терешковой. |
Задание:
закончи предложение, установи последовательность событий (освоение космоса). |
5.8. |
|
Хрущевская
оттепель. Международный фестиваль молодёжи в Москве. |
КГБ |
|
Иллюстрации «Всемирный фестиваль молодёжи и студентов». |
Задание:
выписывание цитат из текста; установи соответствие имен и событий. |
5.9. |
|
Хрущевская
оттепель. Литература и журналистика. |
Нобелевская премия. |
|
Портреты
А. Т. Твардовского, А. И. Солженицына. |
Задание:
дополнить предложения текста. |
5.10. |
|
Экономика
и политика в эпоху «застоя». Ухудшение материального положения населения и морального
климата в стране. |
Период
«застоя», дефицит. |
Таблица «Признаки «застоя»
в народном хозяйстве». |
Портреты
Л.И. Брежнева, А.Н. Косыгина. |
Задание:
восстанови последовательность событий, найди ошибку в тексте и исправь её. |
5.11. |
|
Внешняя
политика в 70 – е годы. XVII
Олимпийские Игры в Москве. |
ОВД, НАТО, ядерное оружие,
гонка вооружений. |
|
Иллюстрации
«Советская военная техника». |
Задание:
закончи фразу, используя опорные слова. |
5.12. |
|
Война
в Афганистане. Гибель российских солдат на чужой земле. |
|
Работа с фрагментами
публицистической прозы (статьи об участниках Афганской войны). |
Карта
«Союз советских Социалистических Республик», |
Задание:
письменные ответы на вопросы; прочитай и исправь ошибки. |
5.13. |
|
Советская
культура и интеллигенция в годы «застоя». Правозащитники. |
Инакомыслящие,
диссиденты, барды, «самиздат». |
Заполнение таблицы «Развитие культуры». |
Портреты
А.Д. Сахарова, А.И. Солженицына, С. Ковалева, В. Высоцкого, М. Ростроповича. |
Задание:
программированный опрос. |
5.14. |
|
Жизнь
и быт советских людей в 70 – 80 –е годы. |
|
Таблица «Советские
праздники». |
План
пересказа. Иллюстрации «Жизнь и быт советских людей в 70 – 80 –е годы». |
Задание:
закончи предложение. |
5.15. |
|
Реформы
М. С. Горбачева в экономике. Вывод войск из Афганистана и Германии. |
Перестройка, кооперативы, государственный заказ,
частные предприятия, фермеры, карточная система. |
Таблица «Экономические
реформы периода перестройки». |
Портрет
М.С. Горбачёва. Иллюстрации «промышленность и сельское хозяйство в 80-е
годы». |
Задание:
установи соответствие имен и событий, выписывание цитат из текста. |
5.16. |
|
Реформы
М. С. Горбачева. Гласность, демократизация страны. Перестройка государственного
управления. |
Гласность,
альтернативные выборы, многопартийность, президент. |
Схема «Политическая система
в СССР при М.С. Горбачёве». |
|
Письменные
ответы на вопросы. Задние: исправь ошибки. |
5.17. |
|
Обострение
межнациональных отношений в стране. Распад СССР. Суверенная Россия. Первый
президент России – Б.Н. Ельцин. |
Союзный
договор, ГКЧП, СНГ. |
Таблица «События 1990-1991
годов». |
Портрет
Б.Н. Ельцина. Иллюстрации «Попытки военного переворота 1991 года», «Подписание
беловежского соглашения». Карта «Союз Советских Социалистических Республик». |
Задание:
программированный опрос. |
5.18. |
|
Повторительно-обобщающий
урок «Развитие СССР в 1945 – 1991 г. г.» |
|
|
|
Программированный
опрос. |
6. |
|
Новая Россия в 1991 -2003 годах |
|
|
|
|
6.1. |
|
Экономические
реформы. Б.Н. Ельцина. |
Приватизация, безработица, частные фирмы,
расслоение. |
Таблица «Экономические
реформы при Б.Н. Ельцине» |
Портреты
А. Чубайса, Е. Гайдара. |
Задание:
закончи предложение. |
6.2. |
|
Реформы
государственного управления. Принятие новой Конституции России и избрание Государственной
Думы. |
Кризис, Федеральное собрание, Совет Федерации,
Государственная дума, Конституционный, Верховный, Арбитражный суды РФ. |
Заполнение схемы «Политическое устройство страны». |
Иллюстрации
«События 1993 года». Символы государственной власти (герб, флаг). Схема «Система государственного
управления РФ по Конституции 1993 года». |
Задание:
закончи фразу, используя опорные слова. |
6.3. |
|
Жизнь
и быт людей в новых экономических и политических
условиях. Война в Чечне. |
Предприниматели,
бизнесмены, бандиты, смертники, теракты. |
Работа с публицистическими
статьями «Война в Чечне». |
Фотографии «Жизнь и быт россиян в 90-е годы», «Военные
события в Чечне» |
Задание:
найди и исправь ошибки. |
6.4. |
|
Развитие
науки и культуры в 90-е годы. |
Интернет,
ток-шоу, реклама. |
|
Портрет
Ж. Алфёрова Иллюстрации:
МКС, современные памятники, культовые сооружения. |
Задание:
соотнеси термин и его объяснение. |
6.5. |
|
Продолжение
реформ в России. |
Кризис
финансов, Государственный совет, округ. |
Таблица «Реформы при В.В.
Путине» |
Портрет
В.В. Путина. |
Задание:
найди ошибку в тексте и исправь её. |
6.6. |
|
Повторительно-обобщающий
урок «Новая Россия в 2001 – 2005 г. г.» |
|
|
|
Программированный
опрос. |
7. |
1 ч |
События и даты XX века. Повторение за год. |
|
|
|
Работа
с лентой времени: соотнести события и даты. |