Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Переславль-Залесская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:

deti @deti. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________20_____ года

Директор школы: ___________________

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса «История России» в 9 классе

_______________учебный год

 

 

 

 

 

Учителя истории

_______________


Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу истории в соответствии с программой «История» О.И. Бородиной, В.М. Мозгового, опубликованной в сборнике «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. М., Владос, 2000), изданном по редакцией В.В. Воронковой, базисным учебным планом СКОУ VIII вида (I вариант), учебником «История России» для 9 класса СКОУ VIII вида авторов: Б.П. Пузанова, О.И. Бородиной Л.С. Сековец, Н.М. Редькиной (М., Владос, 2005).

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа – в неделю.

В 9 классе изучается история Отечества XX века.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать:

- основные исторические события: революционные движения, гражданская война; становление Советской власти; стройки первых пятилеток; вторая Мировая война; Великая Отечественная война;

- основные периоды развития хозяйственной и политической жизни страны в предвоенные и послевоенные годы;

- исторических деятелей, полководцев, руководителей страны, национальных героев.

Тематическое планирование  уроков истории в 9 классе (68 часов)

№/№

п/п

Наименование разделов и тем уроков

Всего часов

Из них

Лабораторные и практические

Контрольные и диагностические материалы

экскурсии

1.

Россия в начале XX века.

10 ч

Работа с фрагментами историко-художественного текста «Император Николая II»

Программированный опрос.

Заочная экскурсия по иллюстрациям «Серебряный век» русской культуры.

Работа с контурной картой, заполнение таблицы-плана «Русско-японская война в 1904 – 1905 г. г.», опираясь на текст учебника.

Заполнение таблицы-плана «Первые политические партии».

Схема государственного управления.

 Составление опорного конспекта  «Реформы П.  А. Столыпина».

Заполнение таблицы «Серебряный век» русской культуры», опираясь на текст учебника.

2.

Россия в 1917 – 1920 годах

10 ч

Составление опорного конспекта «Экономический и политический кризис осенью 1917 года».

Программированный опрос.

 

Составление опорного конспекта «Захват власти большевиками в Петрограде. Низложение Временного правительства и захват Зимнего дворца. Провозглашение советской власти».

Схема «Система государственного управления в РСФСР по Конституции 1918 года».

Заполнение таблицы «Красные и белые».

Таблица «Экономическая поли тика советской власти».

3.

Советская Россия – СССР в 20 – 30 – е годы

9 ч

Сравнительная таблица «Военный коммунизм и нэп».

Программированный опрос.

 

Схема государственного управления по Конституции 1924 года.

Работа с контурной картой «Союзные республики»

Работа с контурной картой «Стройки первых пятилеток» (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре).

Работа с фрагментом художественного текста (М. Шолохов «Поднятая целина»)

Схема государственного управления по Конституции 1936 года.

Отрывок из повести А. Рыбакова «Дети Арбата».

Заполнение таблицы-плана « Развитие науки и культуры в СССР»

4.

СССР во Второй Мировой войне 1941 – 1945 годов

14 ч

Работа с контурной картой «Договоры СССР с сопредельными государствами о военной помощи».

Программированный опрос.

 

Составление опорного конспекта «Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Первые неудачи советской армии».

Заполнение таблицы-плана «Главные битвы войны»

Работа с контурной картой «Битва за Москву».

Работа с контурной картой «Блокада Ленинграда».

Работа с контурной картой «Сталинградская битва».

Заполнение таблицы «Борьба советских людей на оккупированной территории».

Работа с контурной картой «Битва на Курской дуге».

Составление опорного конспекта «Героизм тружеников тыла».

Работа с контурной картой «Освобождение Европейских государств».

Работа с контурной картой «Территории и порты, переданные СССР Японией».

5.

Советский Союз в 1945 – 1991 годах.

18 ч

Заполнение таблицы «Холодная война».

Программированный опрос.

 

Заполнение таблицы «Реформы Н. С. Хрущева».

Таблица «Научные изобретения в СССР в 50-60-е г.г.»

Таблица «Признаки «застоя» в народном хозяйстве».

Работа с фрагментами публицистической прозы (статьи об участниках Афганской войны).

Заполнение таблицы «Развитие культуры в СССР в 70-80-е годы».

Таблица «Советские праздники».

Таблица «Экономические ре формы периода перестройки».

Схема «Политическая система в СССР при М.С. Горбачёве».

Таблица «События 1990-1991 годов».

6.

Новая Россия в 1991 -2003 годах

6 ч

Таблица «Экономические реформы при Б.Н. Ельцине»

Программированный опрос.

 

Заполнение схемы «Политическое устройство страны».

Работа с публицистическими статьями «Война в Чечне».

Таблица «Реформы при В.В. Путине»

7.

События и даты XX века. Повторение за год.

1 ч

 

 

 

 

Итого

68 ч

44 работы

6 ч

1 ч

Поурочное планирование уроков истории в 8 классе (68 ч)

№ п/п

Дата

Тема урока

Словарь

Практические работы/

Экскурсии

Оборудование, ТСО, наглядность

Контрольно-диагностические материалы

1.

10 ч

Россия в начале XX века.

 

 

 

 

1.1.

 

Начало правления Николая II. Экономический кризис в начале XX века. Формирование промышленной буржуазии.

Гвардия, забастовка, стачка.

Работа с фрагментами историко-художественного текста «Император Николая II»

Портрет Николая II, С.Ю. Витте, карта «Россия конца 19 -  начала 20 в. в.». Репродукция картины К.Г. Савицкого «Всеобщая железнодорожная забастовка».

Составление плана пересказа (работа с текстом учебника). Задание: закончи фразу, используя опорные слова.

1.2.

 

Русско-японская война 1904 – 1905 г. г. Падение Порт-Артура, гибель крейсера «Варяг».

Эскадра, крейсер, прицельный огонь.

Работа с контурной картой, заполнение таблицы-плана «Русско-японская война в 1904 – 1905 г. г.», опираясь на текст учебника.

Карта «Русско-японская война в 1904 – 1905 г. г.», иллюстрации «Крейсер «Варяг» во время боя», «Цусимское сражение».

Пересказ по данному плану. Восстановление последовательности событий.

1.3.

 

Первая русская революция. Революционные события 1905-07 годов. «Кровавое воскресенье» и восстание на броненосце «Потёмкин».

Демократия, социализм, петиция, холостой залп, баррикада, агитировать, броненосец.

 

Карта «Революция 1905 – 1907 г. г.», репродукция картины И. А. Владимирова «Баррикада на Пресне в 1905 году», репродукция картины В.Е. Маковского «9 января 1905 года».

Работа с лентой времени: определи по году век, запиши век римскими цифрами. Восстановление последовательности событий.

1.4.

 

Появление первых политических партий.

Митинг, партия, съезд, лидер, демонстрация, либеральные партии.

Заполнение таблицы-плана «Первые политические партии».

Портрет В.И. Ленин, фотографии семьи Ульяновых.

Задание: программированный опрос

1.5.

 

Реформы государственного управления.

Манифест, Конституция, депутат, курия.

Схема государственного управления.

 

Задание: закончи предложение

1.6.

 

Реформы

П.  А. Столыпина. Новые законы для крестьян.

Переселение, община, налоги.

Составление опорного конспекта

Портрет П. А. Столыпина

Задание: найди ошибку в тексте и исправь её, найди лишнее слово, восстанови последовательность событий

1.7.

 

Реформы

П.  А. Столыпина. Новые законы для рабочих. Борьба с революционерами.

Кризис, конфликтные комиссии.

Составление опорного конспекта

Портрет П. А. Столыпина

Письменные ответы на вопросы.

1.8.

 

«Серебряный век» русской культуры.

Заочная экскурсия по иллюстрациям.

Живопись, кинорежиссер.

Заполнение таблицы «Серебряный век» русской культуры», опираясь на текст учебника.

 

Портрет И. И. Левитана, А. М. Горького, Ф.И. Шаляпина, репродукция картины В. А. Серова «Анна Павлова»

Задание: закончи фразу, используя опорные слова

1.9.

 

Россия в Первой мировой войне. Отношение народа к войне. Знаменитый прорыв генерала А.А. Брусилова.

Военный союз, фронт, дезертиры, претензии, таран.

 

Карта «Первая мировая война». Портрет А.А. Брусилова, П.Н. Нестерова.

Задание: восстанови последовательность событий. Работа с лентой времени, определи по году век, запиши век римскими цифрами.

1.10.

 

Повторительно-обобщающий урок

«Россия в начале XX века»

 

 

 

Программированный опрос

2.

10 ч

Россия в 1917 – 1920 годах

 

 

 

 

2.1.

 

Февральская революция и отречение царя от престола. Временное правительство и Советы народных депутатов.

Отречение, карточная система, монархическое управление.

 

Карта «Первая мировая война»,  иллюстрация «Дни Февральской революции в Москве», портрет А. Ф Керенский

Задание: восстанови последовательность событий, найди ошибку в тексте и исправь её.

2.2.

 

Борьба между левыми партиями (меньшевики, эсеры и большевики) за власть. Экономический и политический кризис осенью 1917 года.

Двоевластие, депутаты, кризис.

Составление опорного конспекта.

 

Программированный опрос.

2.3.

 

Захват власти большевиками в Петрограде. Низложение Временного правительства и захват Зимнего дворца. Провозглашение советской власти.

Штаб, Красная гвардия, декрет.

Составление опорного конспекта.

Карта – схема «Вооруженное восстание в Петрограде»,  иллюстрация «Штурм Зимнего дворца», фотография крейсера «Аврора».

Работа с иллюстрациями: сделай подписи к иллюстрациям, классификация фактов.

2.4.

 

Установление советской власти. Первый руководитель советского государства – В.И. Ленин. Первые декреты советской власти. Создание нового государства – РСФСР.

Рабочие комитеты, комитеты бедноты.

Схема «Система государственного управления в РСФСР по Конституции 1918 года».

Карта «Великая октябрьская революция и Гражданская война». Портрет В.И. Ленина. Символы государственной власти РСФСР (флаг, герб).

 

Задание: установи соответствие имен и событий.

 

2.5.

 

Начало гражданской войны и интервенции. Создание Белой и Красной армии. Командиры Красной армии: М.Н. Тухачевский, М.В. Фрунзе, С.М. Будённый, В.И. Чапаев.

Красноармеец, гражданская война, комиссар, интервенция, белогвардеец.

 

Карта « Гражданская война. Интервенция», иллюстрация «Военная форма красноармейцев». Портреты командиров Красной  армии: М.Н. Тухачевского, М.В. Фрунзе, С.М. Будённого, В.И. Чапаева.

Задание: восстанови последовательность событий, закончи предложение.

2.6.

 

Борьба между красными и белыми. «Белое» движение и его лидеры: А.И. Деникин, П.Н. Врангель, А.В. Колчак, Л.Г. Корнилов, Н.Н. Юденич.

Эмиграция, эмигрант.

Заполнение таблицы «Красные и белые».

Карта « Гражданская война. Интервенция». Портреты лидеров «белого» движения: А.И. Деникина, П.Н. Врангеля, А.В. Колчака, Л.Г. Корнилова.

Задание: найди лишнее слово, программированный опрос

2.7.

 

Крестьянская война против белых и красных. «Зелёные» и повстанческая крестьянская армия батьки Махно.

Тачанка.

 

Карта « Гражданская война. Интервенция». Портрет Махно.

Задание: найди ошибку в тексте и исправь её.

2.8.

 

Экономическая политика Советской власти. Упадок промышленного производства, продразвёрстка.

Продразвёрстка, совхозы, коммуны.

Таблица «Экономическая политика советской власти»

Иллюстрации и фотографии.

Задание: закончи предложение.

2.9.

 

Жизнь и быт людей в годы революций и Гражданской войны. Ликвидация неграмотности. Образование первых общественных организаций: пионерской, комсомольской, профсоюзов.

Коммунальные квартиры, беспризорники, безработные, ликбезы, комсомольцы, пионеры.

 

Иллюстрации с изображениями безработных, беспризорников, «черного рынка».

Задание: письменные ответы на вопросы.

2.10.

 

Повторительно-обобщающий урок «Россия в 1917 – 1920-х г.г.»

 

 

 

Программированный опрос.

3.

9 ч

Советская Россия – СССР в 20 – 30 – е годы

 

 

 

 

3.1.

 

Новая экономическая политика, её сущность и основное отличие от предшествующей экономической политики Советской власти.  План ГОЭЛРО и его реализация.

Нэп, нэпман, «золотой червонец», концессия, продовольственный налог, батрак.

Сравнительная таблица «Военный коммунизм и нэп».

 

Задание: закончи фразу, используя опорные слова.

3.2.

 

Образование СССР. Первая Конституция СССР. Положение народов Советской страны.

Союз, наркомат, делегат.

Схема государственного управления по Конституции 1924 года. Работа с контурной картой «Союзные республики»

Карта «Союз Советских Социалистических республик».

Символы государственной власти СССР (флаг, герб).

Задание: закончи предложение. Рассказ по таблице: сравнительная характеристика военного коммунизма и нэпа.

3.3.

 

Смерть В.И. Ленина. Создание однопартийной системы власти. Сосредоточение всей полноты партийной и государственной власти в руках И.В. Сталин.  Культ личности И.Сталина.

ВКП(б), Генеральный секретарь.

 

Иллюстрации изображениями И. В. Сталина.

Задание: Выписывание цитат из текста.

3.4.

 

Индустриализация в СССР. Первые пятилетние планы. Стахановское движение. Ударничество.

Индустриализация, займ, облигации, пятилетка, комсомольские стройки, социалистическое соревнование, стахановцы.

Составление опорного конспекта. Работа с контурной картой «Стройки первых пятилеток» (Днепрогэс, Магнитка, Турксиб, Комсомольск-на-Амуре).

Карта «Союз Советских Социалистических республик». Портреты руководителей индустриализации: С.М. Кирова, В.В. Куйбышева, Г.К. Орджоникидзе). Иллюстрации «Комсомольские стройки».

Задание: закончи предложение.

 

3.5.

 

Коллективизация в СССР. Насильственное осуществление коллективизации. Гибель крепких крестьянских хозяйств. Голод на селе.

Колхоз, кулак, раскулачивание, трудодни, МТС.

Составление опорного конспекта. Работа с фрагментом художественного текста (М. Шолохов «Поднятая целина»)

Иллюстрации «Строительство колхозов на селе».

Задание: найди лишнее слово.

3.6.

 

Конституция 1936 года. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. ГУЛАГ.

Репрессии, сессия, социалистическое общество.

Схема государственного управления по Конституции 1936 года. Отрывок из повести А. Рыбакова «Дети Арбата».

Схема государственного управления по Конституции 1936 года. Иллюстрации «Репрессии».

Задание: закончи фразу, используя опорные слова.

3.7.

 

Развитие науки и культуры в СССР. Великие научные открытия.

Синтетический каучук, Государственная премия, Нобелевская премия.

Заполнение таблицы-плана « Развитие науки и культуры в СССР»

Иллюстрации. Портреты учёных: И.П. Павлова, К.А. Тимирязева, Н.Е. Жуковского, К.Э. Циолковского, Н.И. Вавилова, С.В. Лебедева, М.А. Шолохова, Л.П. Орловой.

Задание: найди лишнее слово.

3.8.

 

Жизнь и быт советских людей в 20 – 30-е годы.

Коммунальные квартиры, дефицит, продуктовые карточки.

 

Иллюстрации быта советских людей в 20-30-е годы.

Задание: найди ошибку в тексте и исправь её.

3.9.

 

Повторительно-обобщающий урок (Советская Россия в 20 – 30-е годы).

 

 

 

 

Программированный опрос.

4.

14 ч

СССР во Второй Мировой войне 1941 – 1945 годов.

 

 

 

 

4.1.

 

СССР накануне Второй мировой войны. Мероприятия по укреплению обороноспособности страны. Развитие военной промышленности. Приход фашистов  к власти в Германии. Адольф Гитлер и его планы мирового господства.

Фашисты, нацисты.

 

 

Иллюстрации «Военная техника СССР накануне войны». Карта «Вторая мировая война». Портрет А. Гитлера.

Задание: закончи фразу, используя опорные слова.

4.2.

 

СССР накануне Второй мировой войны. Жестокие репрессии против военных кадров. Столкновение с Японией (о. Хасан, р. Халхин-Гол).

Договор, дипломатические отношения, конфликт.

Работа с контурной картой «Договоры СССР о военной помощи с сопредельными государствами».

Карта «Вторая мировая война».

Задание: соотнеси термин и его  объяснение.

4.3.

 

Советский Союз в начале Второй мировой войны. Советско-финская военная кампания. Подвиг советских разведчиков.

Снайперы, огневая позиция.

 

Карта «Вторая мировая война».

Задание: программированный опрос.

Работа с лентой времени.

4.4.

 

Начало Великой Отечественной войны. Героическая оборона Брестской крепости. Первые неудачи советской армии.

Оккупировать, дивизия, план «Барбаросса».

Составление опорного конспекта.

Карта «Великая Отечественная война (1941 – 1945)».

Иллюстрация «Оборона Брестской крепости».

Задание: программированный опрос.

4.5.

 

Битва за Москву. Панфиловцы. Роль Г.К. Жукова в войне.

Генеральное наступление, эвакуировать, контрнаступление, оборонительные сооружения, генштаб.

Заполнение таблицы-плана «Главные битвы войны», работа с контурной картой «Битва за Москву».

Карта «Великая Отечественная война (1941 – 1945)».

Иллюстрация «Герои-панфиловцы». Портрет Г.К. Жукова. Иллюстрация «Парад 1941 года на Красной площади».

Задание: восстанови последовательность событий.

4.6.

 

«Всё для фронта! Все для победы!»

Тыл,  эвакуация, броня, конструкторское бюро, автоматы.

 

Карта «Великая Отечественная война (1941 – 1945)». Портреты С.Ю. Ильюшина, Кошкина, Калашникова. Иллюстрации «Боевая техника. Военные заводы».

Задание: найди ошибку в тексте и исправь её.

4.7.

 

Блокада Ленинграда и мужество ленинградцев.

Блокада, Дорога жизни.

Работа с контурной картой «Блокада Ленинграда», заполнение таблицы-плана «Главные битвы войны».

Карта «Великая Отечественная война (1941 – 1945)».

Портреты О. Берггольц, Д. Шостаковича. Иллюстрации «В блокадном Ленинграде».

Задание: найди лишнее слово, закончи предложение. Работа с лентой времени.

4.8.

 

Сталинградская битва – коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

Эскадрилья, Мамаев курган, дом Павлова.

Работа с контурной картой «Сталинградская битва», заполнение таблицы-плана «Главные битвы войны»

Карта «Великая Отечественная война (1941 – 1945)». Схема Сталинградской битвы. План пересказа. Иллюстрации «Сталинградская битва».

Задание: найди ошибку в тексте и исправь её. Работа с лентой времени.

4.9.

 

Борьба советских людей на оккупированной территории. Партизанское движение. Подполье.

Оккупированные территории, концлагеря,  подпольщики, партизаны,  партизанский рейд.

Заполнение таблицы «Борьба советских людей на оккупированной территории»

Карта «Великая Отечественная война (1941 – 1945)». Портреты героев-молодогвардейцев, З. Космодемьянской, Д. Карбышева.

Задание: программированный опрос.

Пересказ по данному плану.

4.10.

 

Битва на Курской дуге. Создание антигитлеровской коалиции. Открытие второго фронта.

Курская дуга, коалиция.

Работа с контурной картой «Битва на Курской дуге», заполнение таблицы-плана «Главные битвы войны».

Карта «Великая Отечественная война (1941 – 1945)». Схема «Курской битвы».

Иллюстрация «Танковое сражение под Прохоровкой».

Задание: найди ошибку в тексте и исправь её. Работа с лентой времени.

4.11.

 

Героизм тружеников тыла.

Совинформбюро, патруль, комендантский час, патруль, пенициллин.

Составление опорного конспекта.

Иллюстрация «Труженики тыла». Фотография К.И. Шульженко.

Опрос по таблице-плану «Главные битвы войны». Задание: найди ошибку в тексте и исправь её.

4.12.

 

Окончание Великой Отечественной войны. Освобождение Европейских государств советской армией. Битва за Берлин. Капитуляция Германии.

Капитуляция, рейхстаг, Нюонбергский процесс.

Работа с контурной картой «Освобождение Европейских государств».

Карта «Вторая мировая война». Иллюстрации «Советские войска в Берлине». 

Задание: восстанови последовательность событий. Индивидуальные сообщения о вкладе   тружеников тыла в военные победы. Работа с лентой времени.

4.13.

 

Окончание II мировой войны. Военные действия США против Японии в 1945. Вступление СССР в войну против Японии. Атомная бомбардировка Хиросимы и Нагасаки. Конец второй  Мировой войны.

Союзники, десант.

Работа с контурной картой «Территории и порты, переданные СССР Японией».

Карта «Вторая мировая война». Иллюстрации «Атомные бомбы над Хиросимой и Нагасаки».

Задание: закончи предложение.

4.14.

 

Повторительно-обобщающий урок (СССР во II мировой и Великой Отечественной войне)

 

 

Карта «Вторая мировая война».

Программированный опрос. Рассказ по таблице «Главные битвы войны».

5.

18 ч

Советский Союз в 1945 – 1991 годах

 

 

 

 

5.1.

 

Возрождение страны после войны. Трудности послевоенной жизни страны. Образ жизни, судьбы солдат. Новая волна репрессий.

Возрождение, трудодни, репрессии, «чёрный» рынок.

 

Иллюстрации «Восстановление народного хозяйства после войны».

Задание: найди лишнее слово.

5.2.

 

Внешняя политика СССР. Смерть И.В. Сталина и борьба за власть в стране.

КПСС, «холодная» война, НАТО, ОВД, СЭВ.

Заполнение таблицы «Холодная война».

Карта «Политическая карта мира»

Задание: выписать цитаты из текста; найти ошибку в тексте и исправить её.

5.3.

 

Приход к власти Н.С. Хрущёва. Осуждение культа личности и первые реабилитации репрессированных.

Реабилитация, репрессированные.

 

Портрет Н.С. Хрущёва.

Письменные ответы на вопросы.

5.4.

 

Реформы Н. С. Хрущева. Освоение целины.

Совнархоз, целина.

Заполнение таблицы «Реформы Н. С. Хрущева».

Карта «Союз советских Социалистических Республик», иллюстрации.

Задание: закончи предложение.

5.5.

 

Реформы Н. С. Хрущева.  Жизнь советских людей в начале 60-х годов.

Кредит, пенсия, «хрущёвки».

 

Иллюстрация «Быт советских людей в начале 6о годов»

Рассказ по таблице. Задание: закончить предложения.

5.6.

 

Достижения в науке и технике.

Атомный реактор, атомная энергетика,  ледокол,  лайнер, ЭВМ, Академгородок.

Таблица «Научные изобретения в СССР в 50-60-е г.г.»

Портрет И.В. Курчатова. Иллюстрации «Научные изобретения в СССР в 50-60-е г.г.»

Задание: закончи фразу, используя опорные слова.

5.7.

 

Освоение космоса. Полёт первого человека. Юрий Гагарин.

Космодром, спутник, ракета.

 

Иллюстрации с изображением  космодрома, портреты Ю.А. Гагарина, С.П. Королева, В.В. Терешковой.

Задание: закончи предложение, установи последовательность событий (освоение космоса).

5.8.

 

Хрущевская оттепель. Международный фестиваль молодёжи в Москве.

КГБ

 

Иллюстрации  «Всемирный фестиваль молодёжи и студентов».

Задание: выписывание цитат из текста; установи соответствие имен и событий.

5.9.

 

Хрущевская оттепель. Литература и журналистика.

 Нобелевская премия.

 

Портреты А. Т. Твардовского, А. И. Солженицына.

Задание: дополнить предложения текста.

5.10.

 

Экономика и политика в эпоху «застоя». Ухудшение материального положения населения и морального климата в стране.

Период «застоя», дефицит.

Таблица «Признаки «застоя» в народном хозяйстве».

Портреты Л.И. Брежнева, А.Н. Косыгина.

Задание: восстанови последовательность событий, найди ошибку в тексте и исправь её.

5.11.

 

Внешняя политика в 70 – е годы. XVII Олимпийские Игры в Москве.

ОВД, НАТО, ядерное оружие, гонка вооружений.

 

Иллюстрации «Советская военная техника».

Задание: закончи фразу, используя опорные слова.

5.12.

 

Война в Афганистане. Гибель российских солдат на чужой земле.

 

Работа с фрагментами публицистической прозы (статьи об участниках Афганской войны).

Карта «Союз советских Социалистических Республик»,

Задание: письменные ответы на вопросы; прочитай и исправь ошибки.

5.13.

 

Советская культура и интеллигенция в годы «застоя». Правозащитники.

Инакомыслящие, диссиденты, барды, «самиздат».

Заполнение таблицы «Развитие культуры».

Портреты А.Д. Сахарова, А.И. Солженицына, С. Ковалева, В. Высоцкого, М. Ростроповича.

Задание: программированный опрос.

5.14.

 

Жизнь и быт советских людей в 70 – 80 –е годы.

 

Таблица «Советские праздники».

План пересказа. Иллюстрации «Жизнь и быт советских людей в 70 – 80 –е годы».

Задание: закончи предложение.

5.15.

 

Реформы М. С. Горбачева в экономике. Вывод войск из Афганистана и Германии.

Перестройка, кооперативы, государственный заказ, частные предприятия, фермеры, карточная система.

Таблица «Экономические реформы периода перестройки».

Портрет М.С. Горбачёва. Иллюстрации «промышленность и сельское хозяйство в 80-е годы».

Задание: установи соответствие имен и событий, выписывание цитат из текста.

5.16.

 

Реформы М. С. Горбачева. Гласность, демократизация страны. Перестройка государственного управления.

Гласность, альтернативные выборы, многопартийность, президент.

Схема «Политическая система в СССР при М.С. Горбачёве».

 

Письменные ответы на вопросы. Задние: исправь ошибки.

5.17.

 

Обострение межнациональных отношений в стране. Распад СССР. Суверенная Россия. Первый президент России – Б.Н. Ельцин.

Союзный договор, ГКЧП, СНГ.

Таблица «События 1990-1991 годов».

Портрет Б.Н. Ельцина. Иллюстрации «Попытки военного переворота 1991 года», «Подписание беловежского соглашения». Карта «Союз Советских Социалистических Республик».

Задание: программированный опрос.

5.18.

 

Повторительно-обобщающий урок «Развитие СССР в 1945 – 1991 г. г.»

 

 

 

Программированный опрос.

6.

 

Новая Россия в 1991 -2003 годах

 

 

 

 

6.1.

 

Экономические реформы. Б.Н. Ельцина.

Приватизация, безработица, частные фирмы, расслоение.

Таблица «Экономические реформы при Б.Н. Ельцине»

Портреты А. Чубайса, Е. Гайдара.

Задание: закончи предложение.

6.2.

 

Реформы государственного управления. Принятие новой Конституции России и избрание Государственной Думы.

Кризис,  Федеральное собрание, Совет Федерации, Государственная дума, Конституционный, Верховный, Арбитражный суды РФ.

Заполнение схемы «Политическое устройство страны».

Иллюстрации «События 1993 года». Символы государственной власти (герб,  флаг). Схема «Система государственного управления РФ по Конституции 1993 года».

Задание: закончи фразу, используя опорные слова.

6.3.

 

Жизнь и быт людей  в новых экономических и политических условиях. Война в Чечне.

Предприниматели, бизнесмены, бандиты, смертники, теракты.

Работа с публицистическими статьями «Война в Чечне».

Фотографии  «Жизнь и быт россиян в 90-е годы», «Военные события в Чечне»

Задание: найди и исправь ошибки.

6.4.

 

Развитие науки и культуры в 90-е годы.

Интернет, ток-шоу, реклама.

 

Портрет Ж. Алфёрова

Иллюстрации: МКС, современные памятники, культовые сооружения.

Задание: соотнеси термин и его  объяснение.

6.5.

 

Продолжение реформ в России.

Кризис финансов, Государственный совет, округ.

Таблица «Реформы при В.В. Путине»

Портрет В.В. Путина.

Задание: найди ошибку в тексте и исправь её.

6.6.

 

Повторительно-обобщающий урок «Новая Россия в 2001 – 2005 г. г.»

 

 

 

Программированный опрос.

7.

1 ч

События и даты XX века. Повторение за год.

 

 

 

Работа с лентой времени: соотнести события и даты.