Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Переславль-Залесская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:

deti @ deti. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________20___ года

Директор школы: ___________________

 

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Русский язык и развитие речи» в 5 классе

_______учебный год

 

 

 

 

 

Учителя русского языка

______________________

 

 

 

 


Пояснительная записка

Рабочая программа курса чтение и развитие речи в 5 классе СКОУ VIII вида составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. В 2-х сборниках. Сборник 1. М., «Владос», 2001) и учебником русского языка 5 класса СКОУ VIII вида (авторы – Н.Г. Галунчикова, В.В. Воронкова).

Программа рассчитана на 170 часов в год, 5 часов в неделю.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащийся должен уметь:

- различать звуки и буквы, звуки гласные и согласные, обозначить их на письме;

- подбирать группы родственных слов;

- проверять написание безударных гласных, звонких и глухих согласных путем изменения формы слова;

- обозначать мягкость согласных буквой «Ь»;

- разбирать слово по составу;

- выделять имя существительное как часть речи;

- строить простое распространенное предложение;

- связно высказываться устно, письменно (с помощью учителя);

- пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учащиеся должны знать:

- алфавит;

- способ проверки написания гласных и согласных (путем изменения форм слова).


Тематическое планирование уроков по русскому языку в 5 классе (170 ч)

Разделы (темы)

Кол-во часов

Контрольные работы

Работы по развитию письменной связной речи

I.

Предложение (повторение)

8

 

 

II.

Звуки и буквы

7

Проверочный диктант по теме «Звуки и буквы»

Работа с деформированным текстом

III.

Слово. Состав слова

31

 

 

IV.

Части речи. Общие понятия о частях речи

6

 

 

V.

Имя существительное

88

Контрольное списывание с грамматическим заданием: поставить, где нужно знак «Ь» после шипящих у существ.

Адрес на конверте.

 

 

 

Контрольный диктант за II четверть. Части речи. Имя существительное (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные).

Род, изменение по падежам. Непроизносимые и двойные согласные.

Поздравительная открытка

 

 

 

Приставка и предлог.

Разделительный «Ь». Собственные имена существительные.

Составления рассказа по серии картинок и по вопросам «Друзья леса»

 

 

 

Контрольный диктант. Правописание падежных окончаний существительных.

 I склонение.

Рассказ по наблюдениям «Вот и весна пришла!»

 

 

 

Контрольный диктант за III четверть. Правописание окончаний существительных 1, 2, 3 склонения

 

 

 

 

Самостоятельная работа с грамматическим заданием: вставить окончание существительных 1,2,3 склонения определить падеж.

 

VI.

Предложения

21

Проверочный диктант на тему: «Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами».

Восстановить деформированный текст «Настоящие друзья» по плану, озаглавить текст

VII.

Повторение пройденного

9

Контрольный диктант за IV четверть. Предложение. Имя существительное. Изучение орфограммы корня слова, правописание безударных окончаний существительных единственного числа.

Составления рассказа по опорным словам и данному плану «В школьной мастерской»

 

 

170

 

 

 


 

I

1.09

Предложение (повторение)

Что такое предложение. Отличие предложения от набора слов. Составление предложения на тему «1 сентября»

Умение составлять предложение на заданную тему

1

3.09

Упражнения в составлении и распространении предложений

 

Определение границ предложений. Работа по восстановлению и распространению текста

Умение устанавливать связь (слов) между словами в предложении

2

4.09

Связь слов в предложении

 

Тема текста. Заглавие. Составление предложений на тему «Ранняя осень»

Умение используя опорные слова, составлять текст на тему.

3

5.09

Главные и второстепенные члены предложения.

Сказуемое

 

Вставить в текст пропущенные сказуемые.

Составление предложений на тему «Неожиданная история»

Умение ставить вопрос к сказуемому. Зрительно-орфографический диктант

4

7.09

Подлежащее

 

Текст. Отличие текста от набора предложений. Постановка вопроса к подлежащему. Дополнения предложений подлежащими.

Уметь ставить вопрос к подлежащему (находить его в предложении)

5

8.09

Второстепенные члены предложение

 

Определение темы текста. Выборочное списывание

Умение устанавливать связь между словами в предложении с помощью вопросов. Зрительно-орфографический диктант

6

10.09

Повествовательные, вопросительные, и восклицательные предложения

Здравствуй,

до свидания,

благодарю,

болото

Текст, заглавие текста. Работа с деформированным текстом. Подбор подписи к рисункам. Составление предложений из данных в разбивку слов.

Умение различать предложение по интонации, ставить соответствующий знак в конце предложения. Контрольное списывание

7

11.09

Обобщающие упражнения по теме «Предложение»

 

Составление рассказа по серии картинок, по вопросам. Составление устного связного высказывания

Умение определять главные и второстепенные члены предложения

8

12.09

Звуки и буквы

Пассажир

Расстояние

 

Текст. Заглавие текста. Составление предложение на тему «На пришкольном участке»

Умнее различать звуки и буквы .Зрительно-орфографический диктант.

9.

14.09

Звуки гласные и согласные

 

Работа с деформированным текстом. Сравнение понятий текст и не текст

Умение различать гласные и согласные

10

15.09

Согласные твёрдые и мягкие

Область

Ответы на вопросы, озаглавливание текста.

Различие согласных

на твердые и мягкие, соотношение звук-буква

Орфографический диктант.

11

17.09

Разделительный мягкий знак

 

Обозначение мягких согласных буквами: ь, е, ё, ю, ы.

Сравнение текста с набором предложений

Соотношение количества звуков и букв.

Дифференциация «Ь»:

Ь – показатель мягкости

Ь – разделительный.

12

18.09

Согласные звонкие и глухие. Правописание звонких и глухих согласных конце слова.

 

Заглавие текста. Тема текста. Составление предложений из данных в разбивку слов.

Умение подбирать проверочные слова путём изменение формы слова, подбора однокоренных слов.

13

19.09

Правописание безударных гласные в корне слов.

 

Составление предложений на тему «Поздняя осень» закончить предложения словами по смыслу.

Умения проверять безударную гласную затем изменения формы слова.

14

21.09

Упражнения на закрепления.

каникулы

Работа с деформированным текстом «Март»

- Диалог. Составление устного диалога на тему «Осень» (разговор осени с детьми).

Зрительно предупредительный диктант.

15

22.09

Состав слова. Слово. Корень и однокоренные слова.

Границы

окраина

Текст. Мысль текста. Заглавие и основная мысль. Составление предложений из данных в разбивку слов.

Умения выделять общую часть всех однокоренных слов.

16

24.09

Практические упражнения в определение корня в родственных словах.

 

Составление рассказа по рисунку, вопросам, данным словам. Озаглавливание текста. Составление предложение по плану.

Объяснительный диктант.

17

25.09

Окончание. Окончание – изменяемая часть слова.

Инструмент.

Составление предложений по рисунку. Составление предложений из данных в разбивку слов по сказке «Золотые руки»

Умение выделять окончание слова в ряду словоформ. Зрительно-орфографический диктант.

18

26.09

Приставка. Приставка т – словообразовательная часть слова.

 

Составления рассказа по серии картинок. Озаглавливание.

Умение выделять приставку, образовывать новое слово с помощью приставок, значение приставок. Зрительно-орфографический диктант.

19

28.09

Суффикс  – словообразовательная часть слова.

Железо

Металл.

Вставить пропущенные слова в текст. Игра «Собери слово». Разбор слова по составу.

Умения выделять суффикс в словах. Образовать новые слова с помощью суффиксов

20

29.09

Образование слов помощью приставок и суффиксов

 

Текст. Части текста. Заглавие текста и тема

Умения выделять части слова, значение приставок и суффиксов.

21

1.10

Правописание безударных гласных в корне. Способы проверки безударных гласных в корне

 

Вставить слова в предложение. Подбор проверочных слов.

Комментированное письмо.

22

2.10

Правописание проверяемых двух безударных гласных в корне слова. Способы проверки.

Север

Составление расскза из деформированных предложений.

Подбор заглавия к тексту. Ответить на вопросы к сказке, использую иллюстрацию

Объяснитьельный диктант

23

3.10

Непроверяемые безударные гласные в корне слова.

 

Составление предложений. Ответы на вопросы. Составления рассказа по вопросам.

Словарный диктант.

24

5.10

Правописание звонких и глухих согласных.

 

Выборочное списывание

Карточка

«Сомневаюсь, проверяю, пишу».

Зрительно-орфографический диктант

 

25

6.10

Упражнение в подборе слов для проверки сомнительных согласных

 

Работе с текстом. Вставить пропущенные слова из текста сказки. Допиши пословицу.

 

26

8.10

Проверочный диктант по теме «Состав слова»

 

 

 

27

9.10

Работа над ошибками.

 

Восстановление деформированного текста.

Умения разбирать слово по составу. Подбирать однокоренные слова.

28

10.10

12.10

13.10

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. Различие проверяемых и непроверяемых гласных в корне слова.

Беседа

верблюд

библиотека

В пословицы вставить пропущенные слова.

Подбор однокоренных слов.

Составление словосочетаний

 

29

15.10

Р/Р

Изложение по вопросам. «Лось»

 

       

Формирование умения устанавливать связь слов в предложении.

Умение устанавливать связь заголовка с темой текста

30

16.10

Приставка и предлог

 

Распространение

текста данными словами. Составление предложений

Умение различать приставку и предлог.

 Контрольное списывание

31

17.10

Дифференциация приставок и предлогов

 

Продолжить сказку по данному началу

Формирование умения писать на заданную тему

32

19.10 2010

Разделительный твердый знак после приставки.

 

Образование слов с помощью приставок. Составление предложений на тему  «Правила дорожного движения».

Письмо по памяти

33

22.10

Упражнение на закрепление Правописание безударных гласных в корне слова.

 

Составление предложений с данными словами.

Подбор однокоренных слов с целью проверки безударных гласных в корне слов.

34

23.10

Р/Р.

Записка

 

 

 

35

24.10

Правописание сомнительных согласных в корне.

 

Составление предложений на тему «Поздняя осень»

Способы проверки сомнительных согласных. Корень. Однокоренные слова.

36

26.10

Правописание слов с непроизносимыми согласными

 

Составление предложений с данными словами.

Карточка: «Вставь пропущенные буквы»

37

27.10

Правописание разделительного твердого знака после приставок.

 

Составление словосочетаний на тему «В швейной мастерской».

Образование слов с данными приставками и корнем.

Зрительно-предупредительный диктант.

38

29.10

Правописание приставок

 

Составление предложений по данной теме, используя данные слова.

Зрительно-орфографический диктант

39

30.10

Приставка и предлог.

 

Составление предложений на тему «Мои обязанности по дому»

Умение различать приставку и предлог. Контрольное списывание.

40

31.10

Тренировочные упражнения по разбору слова по составу

 

Составление предложений на тему «Как нужно переходить дорогу?»

Умения выделять в слове корень, подбирать однокоренные слова. Умение разбирать слово по составу.

41

 

2.11

 

Контрольный диктант за I четверть.

 

 

 

42

3.11

 

Работа над ошибками.

 

 

 

1

6 ч

12.11

Общие понятия о частях речи.

Слово как название предмета, его признака или действия.

 

Закончить предложение данными словами

Умение ставить вопросы к разным частям речи. Словарный диктант.

2

13.11

Дополнение по данным вопросам словосочетаний и предложений, относящимся к разным частям речи.

долото

Ответить на вопросы, используя рисунки.

Объяснительный диктант.

3

14.11

Упражнения в постановке вопроса к словам, относящимся к различным частям речи.

 

Распространить текст прилагательными

Зрительно-орфографический диктант

4

16.11

Упражнения в различии слов, относящимся к различным частям речи по значению и вопросам.

забота

Пересказать текст, опираясь на запись.

Комментированное письмо

5

17.11

Различие однокоренных слов, относящимся и разным частям речи

 

Составление предложений

Зрительно-орфографический диктант

6

19.11

Практические упражнения в различии частей речи по значению и вопросам

 

Составление предложений на тему «Зима стучится»

Объяснительный диктант.

7

88 ч

20.11

Имя существительное. Понятия об имени существительном.

 

Составление предложений с данными словами

Умение ставить вопросы к именам существительным и определять значение.

8

21.11

Роль имен существительных в речи.

 

Замена глаголов и прилагательных существительными.

Замена существительных синонимами, антонимами.

Составление предложений

Контрольное списывание.

9

23.11

Одушевленные и неодушевленные имена существительные

 

Работа с иллюстрацией. Составление небольшого рассказа по ней. Опираясь на иллюстрацию, закончить предложения одушевленными и неодушевленными существительными.

Умение поставить вопрос к существительному

10

24.11

Собственные и нарицательные имена существительные. Правописание имен собственных.

Столица

Космос

Работа с иллюстрацией. Составление небольшого текста, используя собственные и нарицательные имена  существительные.

Ответить на вопросы.

Развитие внимания, самоконтроль.

11

26.11

Собственные имена существительные, обозначающие названия газет, журналов, книг, кинофильмов, фабрик, их правописание

 

Озаглавливание текста, определение главной мысли. Составление предложений на тему «Мой город»

Умения различать собственные и нарицательные существительные.

12

27.11

Изменение имен существительных по числам (единственное и множественное числа).

Ботинки

Составление предложений с данными словами. Изменение числа слов, данных в предложении.

Зрительно-орфографический диктант.

13

28.11

Понятие о единственном и

множественном числе имен существительных.

 

Тема. Основная мысль. Вставить в текст существительные.

Словарный диктант.

14

30.11

Р/Р. Адрес на конверте.

 

 

 

15

1.12

Практические упражнения в определении имен существительных по вопросам и значению

 

Тема и заглавие текста. Ответы на вопросы.

Комментированное письмо

16

3.12

Имена существительные мужского и женского рода, их различие

Герои

Составление предложений на тему «Моя деревня».

Работа с деформированным текстом.

Умение различать существительные мужского и женского рода, ставить вопрос.

17

4.12

Различие мужского и женского рода, их различие

 

Подобрать к существительным прилагательные. Составление предложений  со словарными словами

Выборочный диктант (существительные мужского и женского рода)

18

5.12

Существительные среднего рода.

 

Составление предложений на данную тему «Птицы».

Тема текста.

Выборочный диктант (существительные среднего рода)

19

7.12

Правописание имен существительных мужского и женского рода с шипящей (Ж, Ш, Ч, Щ) на конце

 

 

Подбор к существительным прилагательных.

Восстановление текста по опорным словам

Выборочный диктант (существительные мужского и женского рода).

20

8.12

Мягкий знак после шипящих в конце слов у существительных женского рода и его отсутствие у существительных мужского рода

 

Распространение предложений подходящими по смыслу существительными мужского и  женского рода.

 

21

10.12

Правописание имён существительных ж.р. и м.р. с шипящей на конце

 

Составление предложений на данную тему «Рыбная ловля»

Объяснительный диктант.

22

11.12

Контрольное списывание с грамматическим заданием «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»

Адрес

 

Умение различать существительные мужского и женского рода

23

12.12

Практические упражнения в изменении существительных по вопросам. Наблюдение за окончанием существительных.

Конверт

Распространение предложения существительными. 

Умение ставить вопросы и по вопросам различать падежи.

Объяснительный диктант.

24

14.12

Понятие об изменении существительных  по падежам (склонение существительных)

Овраг

Канал

Опираясь на рисунок,  вставить пропущенные слова

Зрительно-предупредительный диктант

25

15.12

Упражнения в определении падежей существительных по вопросам.

 

Упражнения в определении

Зрительно-предупредительный диктант

26

17.12

Именительный падеж существительного.

 

Текст, главная мысль, заглавие. Составление предложений с данными словами.  

Вопросы именительного падежа. Словарный диктант. 

27

18.12

Родительный падеж существительного.  

Вопросы родительного падежа.

 

Составление рассказа с образованными словосочетаниями.

Умение определять падеж по вопросам.

28

19.12

Дательный  падеж существительного.

 

Составлений предложений.

Зрительно-предупредительный диктант.

29

21.12

Р/Р. Поздравительная открытка.

 

Составление открытки по данному образцу.

 

30

22.12

Винительный падеж.

Вопросы винительного падежа.

Верёвка

Составление предложений.

 

31

24.12

Творительный падеж.

Вопросы творительного падежа.

 

Пересказать текст, опираясь на выписанные словосочетания.

Диалог

Комментированное письмо

32

25.12

Предложный падеж.

Вопросы предложного падежа.

Природа

Текст. Заглавие и основная мысль

 

33

26.12

Обобщающий урок по теме «Склонение имён существительных (изменение по падежам)»

охота

Распространение предложения существительными

 

34

28.12

Контрольный диктант за II четверть

 

 

 

35

29.12

Работа над ошибками.

 

 

 

 

 

III четверть

 

 

 

1

 

Наблюдение за склонением имен существительных, относящихся к 1, 2, 3 склонению. Начальная форма имен существительных

?????

Составление предложений на тему «Зимние каникулы»

Умение различать род существительных путем подстановки другого слова («он мой», «она моя», «оно моё»)

2

 

 

 

Текст. Заглавие и основная мысль текста

Умение определять склонение по роду существительных начальной формы. Комментированное письмо

3

 

Имена существительные второго склонения

 

Используя данные слова составьте предложение на одну из заданных тем

Умение определять склонение по роду имен существительных, ставить сущ-ое в начальную форму. Картинный словарный диктант

4

 

Третье склонение имен существительных

 

Подобрать существительные к прилагательным. Составление предложений с данными словосочетаниями

Объяснительный диктант

5

 

Практические упражнения в определении склонения существительных по данному алгоритму

 

Составление предложений на данную тему

Умение ставить существительное в начальную форму и определять склонение. Выборочный диктант

6

 

Дифференциация существительных 1, 2, 3 склонения

 

Составление предложений. Тема текста

Комментированное письмо

7

 

Обобщающий урок по теме «Три склонения имен существительных»

 

Составление словосочетаний, предложений. Объяснение смысла пословиц

Словарный диктант

8

 

Р/р. Составление рассказа по  серии картин «Друзья леса»

 

 

Умение составлять предложения с опорой на вопрос, соблюдать последовательность изложения в соответствии с серией сюжетных картинок, использовать межфразовые связи

9

 

Первое склонение имен существительных в единственном числе

 

Составление предложений с данными словосочетаниями. Дополнение предложений по вопросам

Умение различать падежи по вопросам. Комментированное письмо

10

 

Именительный падеж имен существительных 1 склонения

 

Составление предложений из данных слов

Словарный диктант

11

 

Родительный падеж имен существительных 1-ого склонения

Творог

Устный рассказ о значении леса в жизни человека. Ответы на вопросы по данному тексту

Определение падежа по вопросам. Контрольное списывание

12

 

Единообразное написание ударного и безударного окончания «-е» в дательном падеже 1-ого склонения

 

Ответить на вопросы по тексту

Умение ставить вопрос от главного к зависимому слову. Определение падежа по вопросам

13

 

Дифференциация родительного и дательного падежей существительных 1 склонения. Наблюдение за окончанием

 

Восстановление деформированных предложений с изменением падежной формы существительного

Умение определять падежи по вопросам. Зрительно-орфографический диктант

14

 

Единообразное написание ударных и безударных окончаний «-у», «-ю» в винительном падеже 1-ого склонения

 

Составление словосочетаний. Дополнение предложений до текста (устно)

Комментированное письмо

15

 

Дифференциация родительного, дательного и винительного падежей существительных 1 склонения.

 

Определение темы текста. Заголовок. Устные ответы на вопросы и описание вишни весной и летом по образцу.

Контрольное списывание.

Вставь пропущенное окончание

16

 

Единообразное написание ударных и безударных окончаний в предложном падеже 1-ого склонения

Грамота

Объяснение смысла пословиц.

Устное составление диалога

Комментированное письмо

17

 

Дифференциация дательного  и творительного падежей 1-ого склонения. Наблюдение за окончанием

 

Тема. Выбрать заголовок, выражающий основную мысль рассказа

Зрительно-предупредительный диктант

18

 

Дифференциация родительного, дательного и предложного падежей 1 склонения. Наблюдение за окончанием

 

Составление рассказа «Как обращаться с книгой»

Объяснительный диктант

19

 

Упражнения в склонении существительных  1-ого склонения с  безударным окончанием

Свобода

Ответы на вопросы с использованием имен собственных в косвенных падежах

Карточка

«Вставь пропущенные окончания существительных

20

 

Обобщение по теме «Падежные окончания существительных 1-ого склонения»

Стамеска

Ракета

 

Умение соблюдать правила правописания безударных окончаний существительных 1-ого склонения»

21

 

Контрольный диктант. Правописание падежных окончаний существительных 1-ого склонения

 

 

 

22

 

Работа над ошибками

 

Объяснение орфограмм. Составление предложений

Зрительно-предупредительный диктант

23

 

Существительные 2-ого склонения

 

Составление предложений со словарными словами

Словарный диктант

24

 

Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных ед.числа 2-ого склонения

 

Составление предложений с данными словосочетаниями. Определение темы текста

Словарный диктант

25

 

Наблюдения за окончаниями неодуш. существительных ед.числа 2-ого склонения

 

Составление предложений с данными словами

 

26

 

Р/Р. Письмо другу (подруге)

 

Части письма

Умение применять изученные правила на письме.

27

 

Единообразное написание ударных и безударных окончаний в Род.пад. 2-ого склонения

 

Продолжить ряд существительных. Составить рассказ по рисунку, используя данные словосочетания

Зрительно-предупредительный диктант

28

 

Единообразное написание ударного и безударного окончания существительных в Дат.пад. 2-ого склонения

 

Списать, раскрывая скобки

 

29

 

Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных 2-ого склонения в творительном падеже

Салат

Письменно ответить на вопросы к тексту

Объяснительный диктант

30

 

Единообразное написание ударного и безударного окончания существительных 2-ого склонения в предложном падеже

Отряд

Компас

Составление предложений из данных в разбивку слов

Зрительно-предупредительный диктант

31

 

Практические упражнения в правописании безударных окончаний существительных 2 склонения

 

Использую данные слова и словосочетания описать куст шиповника

Словарный диктант

32

 

Обобщение по теме «Падежные окончания

 

Составление рассказа по сюжетной картинке, данным словам «Первые приметы весны». Текст. Части текста

 

33

 

Практические упражнения в правописании безударных окончаний существительных 1 и 2 склонения

Победа

Заглавие и тема текста. Письменные ответы на вопросы.

 

34

 

Проверочный диктант «Правописание падежных окончаний существительных 2 склонения»

 

 

Умение применять правила единообразного написания ударных и безударных окончаний существительных 2 склонения

35

 

Работа над ошибками

 

Составление предложений с данными словами

 

36

 

Существительные третьего склонения

 

Подбор к прилагательным существительных по смыслу

Выборочный диктант

37

 

Наблюдения за окончаниями  существительных ед.числа 3-го склонения

 

Определение темы текста. Письменные ответы на вопросы

Зрительно-предупредительный диктант

38

 

Склонение существительных «мать», «дочь». Наблюдение за словоизменением

 

Составление предложений с данными словоформами

Объяснительный диктант

39

 

Окончания существительных 3-го склонения ед.числа в родительном, дательном, предложном падежах

 

Ответы на вопросы по тексту

Комментированное письмо

40

 

Единообразие написания  существительных 3-го склонения в родительном, дательном, предложном падежах

Картон

Распространение предложения существительными

Зрительно-предупредительный диктант

41

 

Сравнение окончаний существительных 3-го склонения в родительном, дательном, предложном падежах

 

Списать, раскрывая скобки. Поставить существительные в 3 склонении

Комментированное письмо

42

 

Окончание существительных 3-го склонения ед.числа в винительном падеже

Запад

Горизонт

Расположить части текста в нужной последовательности

Комментированное письмо

43

 

Единообразие написания  существительных 3-го склонения в творительном падеже

Орден

Пересказать текст по опорным словам

 

44    

 

Составление рассказа по наблюдениям

«Вот и весна пришла» 

 

 

 

Коллективное составление плана и отбор опорных слов

и словосочетаний.

Составление предложений

Объяснительный диктант 

45

 

Обобщение по теме «Правописание окончаний существительных 3 склонения ед. числа»

Коллекция, колоннв

салют

Дописать текст по данному началу

Зрительно-предупредительный диктант

46

 

Контрольный диктант за 3 ч.

 

 

 

47               

 

Работа над ошибками

 

 

 

48

 

Упражнения в определении склонения имён существительных. Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

 

Слово для связки частей текста, предложений.

Восстановление текста по опорным словосочетаниям.   

Карточка «Определение склонений имён существительных».

49

 

Обобщающий урок «Склонение существительных единственного числа и правописание безударных окончаний существительных единственного в косвенных падежах»

 

Восстановление деформированного текста. Последовательность частей текста. Слова для связи частей текста.

Карточка «Вставь пропущенное окончание»

50

 

Контрольное списывание «Правописание падежных окончаний существительных ед.числа»

 

 

Умение применять правила написания безударных окончаний существительных ед.числа и определять падеж существительных по вопросам

51

 

Работа над ошибками

 

 

 

V

 

Предложение

 

 

 

1

 

Главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

Бензин

Распостранение предложений текста о весне и использованием данных слов. Текст, заглавие и тема

Объяснительный диктант

2

 

Упражнения в согласовании подлежащего и сказуемого в предложении

 

Дополнение предложений подлежащим и сказуемым

Карточка «Исправь ошибку»

3

 

Второстепенные члены предложение, их роль  в предложении.

 

Распространение  предложений  второстепенными  членами.

Текст, последовательность предложений в тексте.

Слова для связи  предложений  в тексте.  

Словарный диктант.

 

4

 

Практические упражнения в установлении связи слов в предложении 

 

Распространение предложений  по вопросам. Составление предложений с данными словосочетаниями на тему «Цвета»

Зрительно-предупредительный диктант

 

5

 

Р/р. Восстановить деформированный текст. «Настоящие друзья» по данному плану.

 

Текст. Основная мысль. План  и части текста.

 

 

6

 

Нераспространенные и  распространенные предложения

 

Составление текста из нераспространенных предложений по опорным словам. Распространение предложений текста. Определение темы текста. Заголовок

Выборочный диктант (выписать подлежащее и сказуемое из предложений).

 

7

 

Практические упражнения в распространение предложений по вопросам.

 

Восстановление текста опираясь на сделанную запись.

 

 

8

 

Практические упражнения в (составлении) распространении предложений по смыслу.

 

Распространение предложений текста «Гроза» второстепенными членами.

Комментированное письмо.

 

9

 

Практические упражнения в составлении распространенных предложений.

 

Восстановление порядка слов в предложении. Ответы на вопросы распространенными предложениями.

Зрительно-предупредительный диктант

 

10

 

Обобщающий урок по теме «Главные и второстепенные члены предложения. Распространенные и нераспространенные предложения»

 

Составление рассказа по серии картинок.

Словарный диктант.

 

11

 

Наблюдение за однородными  членами предложения, интонацией перечисления.

Верстак

станок

Распространение предложений однородными  членами: подлежащими, сказуемыми, второстепенными членами предложения.

Комментированное письмо.

 

12

 

Практические упражнения в распространении предложений рядами однородных членов, связанных интонацией перечисления, без союзов.

 

Восстановление предложения по рядам однородных членов.

Объяснительный диктант.

 

13

 

Предложения с  однородными подлежащими.  Перечисление без союзов

.

 

Распространение  предложений  однородными подлежащими

 

 

14

 

Предложения  с однородными сказуемыми. Перечисление  без союзов. 

 

Составление предложений  с данными рядами однородных сказуемых.

Контрольное списывание.

 

15

 

Предложение с однородными  второстепенными  членами.

Перечисление  без союзов.

 

Распространение предложения однородными членами.

Творческий диктант (дополнить предложения рядами однородных  членов, выбрать из данных  учителем)

 

16

 

Знаки препинания при перечислении без союзов (закрепление)

 

Текст и  главная  мысль. Составление предложений с однородными членами  по вопросам  на тему  «Школьные мастерские»

Зрительно-предупредительный диктант

 

17

 

Однородные члены предложения, связанные интонацией перечислении и одиночным союзом «И». Знаки препинания при одиночном союзе «И»

 

Составление предложений  с данными рядами  однородных членов на тему «Мой школьный день»

Комментированное письмо.

 

18

 

Знаки препинания при однородных членах предложения

 

Полные ответы на вопросы

Объяснительный диктант.

 

19

 

Обобщающий урок  по теме «Предложение»

 

Составление предложений  с данными словами

Карточка «Вставь пропущенные члены предложения»

 

20

 

Проверочный диктант на тему «Предложение. Главные и второстепенные члены предложения. Предложения с однородными членами»

 

 

Умение писать под диктовку с соблюдением изученных орфограмм

 

21

 

Работа над ошибками

 

 

 

 

VI

 

Повторение

 

 

 

 

1

 

Однокоренные слова

 

Составление предложений на тему «Летние каникулы» по опорным словам и словосочетаниям

Зрительно-предупредительный диктант

 

2

 

Правописание согласных в корне слова

 

Работа с пословицами и поговорками о труде

Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу»

 

3

 

Практические упражнения в правописании гласных и согласных в корне слова

 

Восстановление деформированного текста. Слова для связи предложений в тексте

Выборочный диктант

 

4

 

Р\р Сочинение по коллективно составленному плану «В школьной мастерской»

 

Составление предложений «В школьной мастерской»

 

 

5

 

Части речи. Имя существительное как часть речи. Собственные имена существительные

 

Восстановление порядка предложений в тексте. Текст. Основная мысль

Комментированное письмо

 

6

 

Правописание ударных и безударных окончаний существительных  1, 2, 3 склонений в родительном, дательном, предложных падежах

 

 

 

 

7

 

Контрольный диктант

 

 

 

 

8

 

Работа над ошибками