Государственное образовательное учреждение Ярославской области 

Переславль-Залесская  специальная (коррекционная) общеобразовательная  школа-интернат №3

 

 

 

                                  Утверждена приказом

                                                                            руководителя образовательного учреждения

 

                                             № _________ от ___________

 

                                                                            Директор школы:                

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса  «Письмо и  развитие речи» в 6 классе

__________учебный год

 

 

 

 

                                                                 Учителя  русского языка

_____________________

 

 


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса письма и развития речи в 6 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./- М.: «Владос», 2000) и учебником русского языка для для 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида авторов Н.Г.Галунчиковой, Э.В. Якубовской (М.: Просвещение, 2004).

Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа – в неделю.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны уметь:

- правильно обозначать звуки буквами на письме;

 - подбирать группы родственных слов;

- проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путём подбора родственных слов;

- разбирать слово по составу;

- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;

- строить простое распространённое предложение с однородными членами;

- связно высказываться устно и письменно (по плану);

- пользоваться словарём.

Учащиеся должны знать:

 - способы проверки написания гласных и согласных в корне слова.

Тематическое планирование по письму и развитию речи в 6 классе (136 ч)

№ п/п

Наименование разделов

Кол – во часов

Контрольные уроки

Уроки развития письменной связной речи

1.

Повторение. Предложение.

6

Контрольный диктант. Тема: «Повторение изученных в 5 классе орфограмм и правил пунктуации».

 

 

2.

Звуки и буквы.

6

Контрольная работа по теме «Звуки и буквы»

Сочинение по коллективно составленному плану на материале наблюдений «Ранняя осень».

 

3.

Состав слова.

33

Проверочный диктант по теме «Состав слова».

Деловое письмо. Письмо товарищу на тему «Школьная жизнь»

Самостоятельная работа «Орфограммы в корнях слов». 

Деловое письмо. Учимся писать объявления, приглашение

Контрольный диктант за 1 четверть.

Контрольно списывание с грамматическим заданием.

4.

Имя существительное.

30

Проверочный диктант по теме «Правописание безударных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения в единственном числе»

Краткое изложение «Лесной пожар» (отрывок из рассказа Г. Паустовского «Заячьи лапы»)

Контрольный диктант «правописание безударных окончаний существительных множественного числа. Мягкий знак после шипящих на конце существительных»

 

Контрольный диктант по итогам 2 четверти.

5.

Имя прилагательное.

47

Контрольное списывание с грамматическим заданием «правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода единственного числа»

Деловое письмо. Заметка в стенгазету «Интересное мероприятие в классе».

Составление рассказа на тему «В ожидании праздника»

Составление рассказа по наблюдениям и коллективно составленному плану «Приметы весны»

Контрольный диктант по итогам 3 четверти.

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

Рассказ описательного характера с использованием сравнений и прилагательных «Погода сегодня»

6.

Предложение.

8 ч

 

Составление рассказа по плану «Моя жизнь в школе»

 

7.

Повторение.

5 ч

Контрольный диктант по итогам года.

 

 

Итого

 

135 ч

13 ч

9 ч

 

Поурочное планирование по письму и развитию речи

№ п/п

Дата

Содержание программного материала.

Связная устная, письменная речь.

Словарные слова.

Контрольно-диагностические материалы.

 

 

I четверть 38 часов.

 

 

 

I

 

Предложение

 

 

 

1.

 

Подлежащее и сказуемое – главные члены предложения.

Составление предложений по данным схемам.

Работа с деформированными предложениями. Выразительное чтение стихотворения.

 

Индивидуальные карточки.

2.

 

Распространенные предложения.

 

 

Распространение предложений второстепенными членами.

Вместо вопросов поставить нужное слово (выбрать предложения к схемам).

Составление словосочетаний, предложений.

 

хозяин

Карточка «Распространить предложения второстепенными членами».

3.

 

Нераспространенные предложения.

Использование антонимов в письменной речи.

Составление рассказов, межфразовые связи. Слова, передающие чувства, настроение.

 

Зрительно-орфографический диктант.

4.

 

Предложения с однородными членами.

 

Распространение предложений однородными членами.

Составление предложения со словарным словом.

 

фанера

Словарный диктант.

5.

 

Знаки препинания при бессоюзном перечислении.

Составление рассказа на данную тему, по вопросам.

 

 

Письмо по памяти.

6.

 

Однородный союз и в предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородном союзе.

Составление сжатого пересказа, используя однородные члены. Составление рассказа из деформированного текста. Текст, главная мысль (самопроверка по учебнику).

 

Самостоятельное списывание.

II

 

Звуки и буквы.

 

 

 

7.

 

Алфавит.

Ь – показатель мягкости.

Ь – разделительный.

Составление рассказа, используя данные слова.

Устно ответить на вопросы, используя наблюдения

«Деревья ранней осенью».

 

Карточка «Выбери ь – показатель мягкости, ь – разделительный». (Взаимопроверка).

8.

 

Правописание безударных гласных в корне слова.

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Составление рассуждения.

Составление рассказа. Текст, тема текста. Составление предложений на тему «Осень» по картине.

 

Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу».

9.

 

Двойные и непроизносимые согласные в корне слова.

Составление словосочетаний, используя предлоги.

Составление предложений, используя слова: осенью, солнце, грустные, ненастные, радостный, праздник, золотой. (Взаимопроверка).

Телеграмма Антенна, коммунист, перрон.

Словарный диктант.

10.

 

Закрепительные упражнения по теме «Звуки и буквы» и «Предложение». Правописание гласных и согласных в корне слова.

Текст и заглавие, отражающее главную мысль текста.

Составление рассказа, используя синонимы.

 

 

Письмо по памяти.

11.

 

Главные и второстепенные члены предложения. Однородные члены предложения, запятая при однородном перечислении.

Составление сказки, используя слова, словосочетание, рисунки по данному началу. Ответы на вопросы. Пересказ текста по вопросам.

 

Комментированное письмо.

12.

 

Урок развития речи. Сочинение по итогам наблюдения  по коллективно составленному плану. «Ранняя осень».

Части текста. Составление плана письменного рассказа на тему.

 

Умение использовать материал наблюдений в собственном высказывании

III

 

Состав слова.

 

 

 

13.

 

Однокоренные или родственные слова. Корень слова.

 

Составление рассказа по рисунку, данным словам.

 

Зрительно-орфографический диктант.

14.

 

Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи.

Описание  предметов по плану. Составление диалога.

Текст, главная мысль текста.

 

Выборочный диктант.

15.

 

Образование слов с помощью приставки.

Признаки сказки. Объяснение пословиц. Главная мысль текста.

 

Карточка «Выбери по смыслу приставку в словах».

16.

 

Образование слов с помощью суффиксов.

 

Составление предложений. Подобрать слова по смыслу и составить словосочетания.

 

Мужчина, женщина.

Словарный диктант.

17.

 

Суффиксы со значением «огромный», уменьшительно – ласкательные суффиксы.

Редактирование текста и его озаглавливание. Составление словосочетаний, предложений. Составление предложений с обращением, используя уменьшительно- ласкательные суффиксы (подружка, бабулечка, мамочка…)

 

Объяснительный диктант.

18.

 

Суффиксы, передающие отношение к предметам.

Составление предложений, используя в словах суффиксы, передающие разные отношения к предметам.

 

Карточки «Вставить в предложения слова по смыслу».

19.

 

Окончание слова. Грамматическая роль окончания.

Текст, главная мысль текста. Связать слова по смыслу в словосочетаниях с помощью окончаний.

Тематический словарь.

Восстановление предложений из деформированных слов.

 

Самостоятельное списывание исправленного текста.

20.

 

Закрепительные упражнения по теме. «Состав слова».

Однокоренные, родственные слова. Части слова.

Пословицы и поговорки в устной и письменной речи. Составление предложений, используя родственные слова – (хор – хоровой, швея – швейная, столяр – столярная …) на школьную тему.

семена

Самостоятельное заполнение таблицы.

21.

 

Приставка, суффикс; окончание – формообразующая часть слова.

Восстановление предложений из деформированных слов.

Составить основную часть рассказа по данному началу, концу, используя слова с приставками.

Исправление речевых ошибок.

 

Карточки «Подбери слова к данным схемам».

22.

 

Контрольный диктант по теме «Состав слова».

Умение использовать полученные знания на письме.

 

 

23.

 

Правописание безударных гласных в корне слова.

Объяснение правил беседы. Закончи рассказ. Озаглавливание текста.

 

Карточки «Подбери проверочные слова».

24.

 

Способы проверки безударных гласных в корне слова.

Составление диалога. Чтение по ролям. Прямое и переносное значение слов.

 

Карточки «Сомневаюсь, проверяю, пишу».

25.

 

Правописание звонких и глухих согласных в корне слова.

Антонимы. Составление текста из деформированных частей. Части текста.

 

Сейчас. Теперь.

Словарный диктант.

26.

 

Способы проверки звонких и глухих согласных. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

Составление текста – письма, добавить начало и конец.

Тема текста. Главная мысль и заглавие текста.

 

Зрительно-орфографический диктант.

27.

 

Непроизносимые согласные в корне слова.

Использование синонимов, антонимов в письменной речи.

Составление приветствия, используя слово – здравствуй, здравствуйте. (Самопроверка).

 

Письмо по памяти.

28.

 

Урок развития речи. Письмо (родным, подруге…) на тему школьной жизни.

Письмо по плану. Расположить части текста-письма по плану.

 

 

29.

 

Закрепительные упражнения по теме: «Гласные и согласные в корне». Правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных в корне.

Объяснение орфограмм по таблице «Учись работать над ошибками».

 «Допиши словечко»

 

 

Карточки «Сомневаюсь, проверяю, пишу».

30.

 

Правописание слов с двойными, непроизносимыми и непроверяемыми гласными в корне слова.

Составление пересказа (письменно) из нераспространенных предложений. Вставить противоположные по значению выделенным. Объяснение правописаний по таблице «Учись работать над ошибками».

 

Комментированное письмо.

31.

 

Проверочный диктант по теме: «Состав слова».

 

 

Умение применять изученные правила.

32.

 

Приставка и предлог. (Роль приставки и предлога).

Составление рассуждения (устно). Заглавие и главная мысль текста. Составление предложений, используя данные словосочетания. Диалог. Рассказ о поведении в природе (устно).

 

 

Самостоятельное списывание исправленного рассказа.

33.

 

Дифференциация приставки и предлога.

Составление предложений. Составление краткого пересказа по вопросам.

Середина

Письмо по памяти.

34.

 

Контрольная работа за I четверть.

 

 

Умение применять изученные правила.

35.

 

Работа над ошибками.

 

 

Самостоятельная работа по карточкам.

36.

 

Разделительный Ъ после приставок.

Образование новых слов с помощью приставок. Составление предложений с данными выражениями.

 

Зрительно-орфографический диктант.

37.

 

Дифференциация Ь и Ъ (разделительные).

Работа над фразеологическими оборотами (объяснение устно). Текст, тема и заголовки.

 

Выборочный диктант.

 

 

II четверть 28 часов.

 

 

 

 

 

Содержание программного материала.

Развитие письменной и устной связной речи.

Новые слова.

 

 

 

Состав слова.

 

 

 

38.

 

Правописание приставок.

Гласная в приставках.

Текст, признаки текста. Заглавие и тема текста. Чтение по ролям. Составление диалога из деформированных частей.

Составление предложения.

Договор

Объяснительный диктант.

39.

 

Единообразное написание гласных в приставках.

Слова, передающие черты характера. Деление текста по плану на части. Рассуждение. Красная строка (Абзац).

 

Письмо по памяти.

40.

 

Согласные в приставках.

Составление предложений с словарным словом. Заменить слова однокоренными словами с приставкой.

Составление основной части текста по рисунку, данным словам, словосочетаниям. Красная строка (Абзац). Заглавие и главная мысль текста. Составление предложений из деформированных слов.

Выкройка.

Объяснительный диктант.

41.

 

Единообразное написание согласных в приставках (кроме приставок на – з,  - с).

 

 

Комментированное письмо.

42.

 

Урок развития речи. Объявление. Приглашение.

Деление на части по плану. Составление текста из деформированных предложений. Составление текста Объявления по плану, образцу.

 

Умение самостоятельно писать по образцу.

43.

 

Гласная и согласная в приставках (закрепление темы). Состав слова.

Повторение темы. Приставка и предлог.

Составление словосочетаний. Письменные ответы на вопросы.

 

Карточка «Приставка или предлог».

44.

 

Правописание гласных и согласных в приставках, ъ после приставок.

«Допиши словечко». Заполнить таблицу. Исправь речевую ошибку. Продолжи мысль данными примерами.

 

Выборочное списывание (самостоятельно).

45.

 

Контрольное списывание с грамматическим заданием (по пройденной теме индивидуально).

 

 

Умение применять полученные знания при самостоятельной работе.

IV

 

Части речи.

 

 

 

 

 

I.  Признаки частей речи.

 

 

 

46.

 

Родственные слова, относящиеся к разным частям речи.

 

Составление текстов с помощью разных частей речи.

Составление предложений.

 

Богатство.

Добыча.

Выборочный диктант.

47.

 

Дифференциация частей речи в предложении.

Восстановить последовательность событий, составить план событий. Пересказ по плану.

 

Карточка «Дополнить предложения частями речи».

 

 

II. Имя существительное.

 

 

 

48.

 

Многозначность существительного.

Роль существительных в речи.

Составление рассказа по иллюстрации (устно).

«Рисование» картины с помощью существительных.

Озаглавливание получившегося текста. Пересказ с опорой на существительные. Составление предложений.

 

Зрительно-предупредительный диктант.

49.

 

Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.

«Рисование» (с помощью существительных) словесной картины по данной теме. Роль пословиц и поговорок в речи.

 

Карточка с заданием «Определить род, число, падеж существительных.

50.

 

Имена собственные. Правописание имен собственных.

Ответы на вопросы, используя собственные имена существительные.

Озаглавливание текста: заголовок выражает главную мысль.

«Продолжи игру»:  заменить нарицательные существительные однокоренными собственными и наоборот.

 

Самостоятельная работа: написать имена членов своей семьи (класса), название своей улицы.

51.

 

Мужской и женский род существительных с шипящей на конце.

Составление сказки по рисунку, данным словосочетаниям, словам.

 

Карточка «замени выражения одним словом – глухое место…..»

52.

 

Склонение имен существительных в единственном числе.

Составление предложений на тему «Первый снег» (земля, береза, сад, поле…)  с опорой на картину.

 

Карточка «Поставь слово в нужной форме».

53.

 

Три типа склонения имен существительных.

Составление слово сочетаний, предложений на тему «Первый снег».

Смородина.

Выборочный диктант.

54.

 

Наблюдения за единообразным написанием ударных и безударных окончаний существительных I склонения. Способы проверки.

Окончания существительных I склонения в Р.,Д.,П. падежах.

Текст. Заглавие и тема текста. Составление рассказа по вопросам.

 

Письмо по памяти.

55.

 

Безударные окончания имен существительных 2 склонения. Способы проверки.

Окончания существительных 2 склонения в Т., П. падежах.

Составить предложения с данными словами2 склонения на тему «Зима»..

 

Выборочный диктант.

56.

 

Безударные окончания существительных 3 склонения. Окончания существительных 3 склонения в Р., Д., П. падежах. Способы проверки.

Составление предложений с данными словами. Текст, озаглавливание. Сравнения в тексте, их роль в описании предмета, действия .Творческое списывание с заменой существительных одного склонения другим склонением.

Медаль.

Солдат.

Комментированное письмо.

57.

 

Развитие речи. Краткое изложение «Лесной пожар» (отрывок из рассказа Г. Паустовского «Заячьи лапы»)

 

 

Умение использовать материалы наблюдения в собственном высказывании.

58.

 

Закрепление темы: «Склонение существительных единственного числа». Единообразное написание окончаний существительных единственного числа 1,2,3 склонений.

Заголовок и главную мысль текста. Расположить части текста в нужной последовательности.  Составление предложений из данных слов.

План письма. Ответы на вопросы.

 

Самостоятельное запоминание таблицы «Подумай, проверь, запиши».

59.

 

Грамматические признаки существительного (одушевленное  - неодушевленное, собственное – нарицательное, род, число, падеж, склонение).

Письменный пересказ текста. Чтение по ролям. Найди речевую ошибку.

 

Разбор данных существительных по таблице (самостоятельно) стр.96 учебника.

60.

 

Правописание безударных гласных в корнях слов и окончаниях существительных единственного числа.

Составление сложносочинённых предложений с данными словами.

 

Карточка «Вставь пропущенную гласную»

61.

 

Контрольный диктант за II четверть.

 

 

 

Умение использовать пройденные правила.

62.

 

Работа над ошибками.

 

 

Объяснительный диктант. Индивидуальные карточки.

63.

 

Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных множественного числа в начальной форме (И.п.).

Текст. Заглавие и главная мысль текста. Составление словосочетаний, предложений.

Директор.

Инженер.

Словарный диктант.

64.

 

Склонение имен существительных множественного числа. Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных множественного числа.

Замена существительных одного числа другим. Распространение предложений однородными членами.

 

Карточка с заданием «Поставь выделенные существительные в нужной форме»

65.

 

Окончание существительных множественного числа в дательном падеже.

Текст, главная мысль. Составление предложений с данными словосочетаниями на школьную тему.

 

Письмо по памяти.

 

 

III четверть

 

 

 

66.

 

Окончания существительных множественного числа в творительном падеже.

Дифференциация Д. и Т. падежей множественного числа.

Выразительное чтение стихотворения. Настроение содержания. Приметы месяцев года.

 

 

Зрительно-предупредительный диктант.

67.

 

Предложный падеж существительных множественного числа. Падежные окончания существительных предложного падежа.

Текст, тема и главная мысль.

Признаки поздней осени – устный рассказ.

Замена одного числа существительного другим.

 

Карточка с заданием «Поставь  выделенные существительные единственного числа во множественном».

68.

 

Правописание падежных окончаний существительных множественного числа в родительном падеже –ов, -ев, -ей.

 

Чтение по ролям, найди слова говорящего.

Составление диалога.

Озаглавливание текста (выразить тему).

 

 

Зрительно-предупредительный диктант (подготовка к уроку развитие речи).

69.

 

Шипящие на конце существительных множественного числа в Родительном падеже.

Восстановление деформированных предложений.

Межфразовые связи.

 

Карточка с заданием «Поставить существительные в скобках в Р. падеже множественного числа».

70.

 

Существительные единственного числа мужского и женского рода, множественного числа, родительного падежа на шипящие.

Синонимы, как выразительные средства языка.

Текст, главная мысль.

Рассказ (устно): «Забота о птицах зимой».

Определить тему текста по заглавию.

Составление плана стенгазеты.

Заметка о хорошем поведении ребят (домашнее задание).

 

Комментированное письмо.

 

71.

 

Существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа.

Составление предложений. Составление рассказа «Работа в мастерской», используя существительные единственного или только множественного числа.

Ответить устно «Что и в каком отделе магазина продается».

Кефир, печенье, сметана, шоколад.

Словарный диктант.

72.

 

Закрепление темы «Существительные множественного числа».

Существительные, имеющие форму только единственного или множественного числа.

«Найди пару предложения. Угадай, из каких сказок предложения»

Депутат, председатель

Выборочный диктант.

73.

 

Единообразное написание ударных и безударных окончаний существительных множественного числа. Родительный падеж множественного числа.

Закончить рассказ (устно).

Межфразовые связи (слова, указывающие на последовательность событий).

Письменные ответы (пересказ по вопросам). Составление предложений.

 

Карточка «Допиши пропущенное слово», (подготовка к уроку развития речи).

74.

 

Контрольный диктант: «Правописание безударных окончаний существительных множественного числа. Шипящие у существительных родительного падежа множественного числа».

 

 

Умение использовать изученные правила.

75.

 

Работа над ошибками.

 

 

Объяснительный диктант. Самостоятельная работа с карточками.

II

 

Имя прилагательное.

 

 

 

76.

 

Признаки имен прилагательных. Роль прилагательных в устной и письменной речи.

Описание признаков предмета (по заданию).

Составление предложений.

Составление своего рассказа (устно) по картине, используя прилагательные.

Командир.

Рапорт.

Словарный диктант (проверка сложных слов по орфографическому словарю самостоятельно).

78.

 

Согласование имен прилагательных с существительными в роде.

Распространение предложений прилагательными. Составь характеристику друга (подруги), используя прилагательные характеристики людей.

Текст, тема и заглавие.

 

Зрительно-предупредительный диктант. (Примеры на школьную тему).

79.

 

Изменение имен прилагательных по родам. Окончания имен прилагательных единственного числа мужского, женского, среднего рода.

Прямое и переносное значение слов. Составление предложений.

Океан.

Зрительно-предупредительный диктант. (Примеры на школьную тему).

80.

 

Развитие речи статья в газету.

Рассказ на школьную тему.

 

 

Умение использовать материалы наблюдений в собственном высказывании.

81.

 

Окончания прилагательных единственного числа мужского рода. Ударное окончание прилагательных мужского рода.

Текст – описание. Прилагательные для описания внешности, повадок.

Тематическая группа словосочетаний. Составление рассказа на тему: «Природа зимой» (заметка).

 

Карточка «Поставь прилагательное в нужной форме».

82.

 

Окончания имен прилагательных женского рода.

Текст, тема и заглавие. Рассказать о правилах пешехода.

Выборочное списывание.

 

Объяснительный диктант.

83.

 

Окончания имен прилагательных единственного числа среднего рода.

-ее в окончаниях прилагательных среднего рода.

Текст. Описание зимнего утра (3-4 предложения). Текст и заглавие. Составление предложений с словарным словом.

Шоссе.

Самостоятельное списывание «Вставь по смыслу подходящие существительные прилагательным.

84.

 

Дифференциация родовых окончаний прилагательных единственного числа.

Текст и план текста. Составление краткого пересказа, используя словосочетания текста.

 

Письмо по памяти.

85.

 

Изменение имен прилагательных по числам. Окончания прилагательных множественного числа.

Распространение текста прилагательными. Сравнение текстов. Заменить выражения прилагательными. 

 

Выборочный диктант.

86.

 

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

Признаки текста. Составление предложений на тему «Скоро праздник», используя данные словосочетания. Текст, заглавие текста.

Сосед.

Карточка.  «Вставь прилагательные, определи число, род».

87.

 

Окончания прилагательных среднего рода, единственного числа – ее,

множественного числа – ие.

Пословицы, их роль в устной и письменной речи.

Антонимы в тексте, сравнения.

 

 

Зрительно-предупредительный диктант.

88.

 

Дифференциация единственного и множественного числа прилагательных.

Деление текста по плану. Части текста, абзац. Заглавие и главная мысль текста.

Используя тематическую группу слов, составить предложения «В ожидании праздника».

 

Комментированное письмо.

 

89.

 

Закрепительные упражнения по теме: «Изменение прилагательных по родам, числам».

Составление диалога. Антонимы в тексте для характеристики героя. Дополнить схему разбора имени прилагательного.

 

Самостоятельное списывание с заданием.

90.

 

Склонение имен прилагательных в единственном числе.

Склонение имен прилагательных мужского и среднего рода.

Согласование имен прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Окончания прилагательных мужского, среднего рода в именительном и косвенных падежах (сравнение).

Текст, его главная идея. Заглавие и главная мысль текста. Выборочное списывание словосочетаний из предложений. Устный рассказ о преданности животных к людям.

 

Карточка с заданием: «Дополни строчку прилагательным».

91.

 

Именительный и винительный падежи прилагательных мужского и среднего рода.

Распространение текста прилагательными.

Составление предложений.

Мавзолей. Трибуна.

Зрительно-предупредительный диктант (подготовка к уроку Развитие речи).

92.

 

Урок развития речи. Составление рассказа на тему: «В ожидании праздника».

По опорным словам и данному плану.

Признаки текста (закрепление).

 

Умение использовать накопленный материал в собственном высказывании.

93.

 

Родительный падеж прилагательных мужского и среднего рода. Окончания прилагательных Родительного падежа.

 

Пословицы, их значение в речи.

Составление предложений

Текст, тема и главная мысль текста. Выборочное списывание.

Прекрасный.

Зрительно-предупредительный диктант.

94.

 

Окончание - его в прилагательных мужского и среднего рода  после шипящих в безударном положении.

Прямой и переносный смысл слов. Письменные ответы на вопросы. Деление текста по плану. Составление краткого пересказа.

 

Комментированное письмо.

95.

 

Дательный падеж имен прилагательных мужского, среднего рода. Окончания прилагательных Дательного падежа.

 

Текст и заглавие. Описание предмета: характер, повадки, внешность. Выборочное списывание.

 

Календарь.

Списывание с заданием: «Вставить прилагательное, выбирая более точное, для обозначения признака существительного, согласовать с существительным».

96.

 

Правописание окончания - ему в прилагательных среднего рода после шипящих в безударном положении.

Составление предложений на данную тему. Поздравительная открытка. (Домашнее задание).

Составление предложений из деформированных слов.

 

Объяснительный диктант.

97.

 

Творительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода. Окончания прилагательных в творительном падеже

Прилагательные для описания природы. (Сравнивание текстов). Составление словосочетаний. Составление предложений по наблюдениям «Погода сегодня».

 

 

Словарный диктант (самостоятельная  проверка по орфографическому словарю).

98.

 

Закрепительные упражнения на правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже.

Распространение текста прилагательными. Составление описания предмета с опорой на данный текст.

 

Зрительно-предупредительный диктант.

99.

 

Дифференциация окончаний прилагательных в Р.,Д.,Т. падежах мужского и среднего рода единственного числа. Способ проверки безударных окончаний прилагательных.

Составление предложений. Выборочное списывание.

Интересный.

Письмо по памяти.

 

100.

 

Предложный падеж прилагательных мужского, среднего рода. Окончания предложного падежа.

 

Прилагательные в пословицах.

Подписать рисунки предложениями из текста.

 

Объяснительный диктант.

101.

 

Окончание - ем в прилагательных  мужского и среднего рода после шипящих в безударном положении.

Выборочное списывание. Составление предложений из данных слов.

Апельсин.

Мандарин.

Самостоятельное списывание.

102.

 

Дифференциация творительного и предложного падежей прилагательных мужского и среднего рода.

Правописание ударных и безударных окончаний прилагательных в творительном и предложном падежах.

Восстановление деформированных предложений с предложным управлением.

Распространение текста прилагательными. Составление памятки для работы в мастерской (устно).

 

Письмо по памяти (правила безопасности).

103.

 

Закрепление «Склонение прилагательных единственного числа мужского, среднего рода». Правописание падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода единственного числа.

Текст и заглавие. Составление предложений на тему природы.

Дополни предложения. Письменные ответы на вопросы.

План и распространение словосочетаний. Озаглавливание заметки, определяя тему текста (изменения в природе). Устные ответы на вопросы.

Агроном

Письмо по памяти.

104.

 

Контрольное списывание «пра

 

 

Умение применять изученные правила в практической деятельности.

105.

 

Урок развития речи. «Приметы весны». Составление рассказа по коллективному плану, наблюдениям.

Признаки текста. Межфразовые связи, связь частей текста. Абзац. Текст и главная мысль текста.

 

Использование наблюдений в собственном высказывании.

106.

 

Контрольный диктант за III четверть. Работа над ошибками.

 

 

Умение применять правила на практике.

107.

 

Работа над ошибками.

Составление предложений.

 

Карточки «Подумай, докажи, напиши».

108.

 

Склонение прилагательных женского рода.

Заглавие текста и тема. Сравнения, как выразительные средства языка. Выборочное списывание.

 

Карточка «Согласуй прилагательные с существительными».

 

 

IV четверть

 

 

 

109.

 

Родительный, дательный, творительный, предложный падежи имен прилагательных женского рода. Окончания прилагательных.

 

Составление предложений. Ответить на вопрос заголовка (устно). Выборочное списывание.

Оборона.

Зрительно-предупредительный диктант.

110.

 

Окончание -ей после шипящих в прилагательных женского рода.

 

Прямое и переносное значение слов. Ответы на вопросы.

Синонимы – выразительные средства языка.

 

Карточка «Поставь прилагательное в нужном падеже, согласуя с существительными».

111.

 

Дифференциация родительного, дательного, творительного, предложного падежей прилагательных.

Правописание ударных и безударных окончаний прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном, предложном падежах.

Описание, используя рисунок, данные словосочетания. Составление плана к тексту. Составление предложений из деформированных слов. Пересказ по плану. Замена прилагательных противоположными по смыслу.

гербарий

Самостоятельное списывание.

112.

 

Винительный падеж прилагательных женского рода. Окончания прилагательных женского рода в винительном падеже.

Замена выражений прилагательными. Текст и тема.

Тематическое единство слов. Составление предложений.

 

Зрительно-предупредительный диктант.

113.

 

Правописание ударных и безударных окончаний прилагательных женского рода в винительном падеже.

Составление предложений. Восстановление частей текста по плану.

Конфета.

Письмо по памяти.

114.

 

Закрепление темы «Прилагательные единственного числа.

Род имён прилагательных «единственного числа».

Распространение предложений прилагательными. Диалог. Составление предложений. Соответствие пунктов плана и последовательности событий в рассказе. Синонимы.

 

Сервиз.

Словарный диктант.

115.

 

Правописание ударных и безударных окончаний прилагательных единственного числа».

Краткий пересказ текста. Закончи предложения прилагательными.

 

Самостоятельное списывание. (Использование таблицы «Учись работать над ошибками»).

116.

 

Урок развития речи. «Погода сегодня». Рассказ описательного характера, с элементами сравнения, с включением в рассказ прилагательных.

Сравнения в тексте.

 

Использование материалов наблюдения.

117.

 

Склонение имен прилагательных во множественном числе. Согласование прилагательных множественного числа с существительными в падеже.

Фразеологические обороты как выразительные средства языка.

Выборочное списывание.

 

Комментированное письмо.

118.

 

Родительный и предложный падежи прилагательных множественного числа. Ударные и безударные окончания прилагательных множественного числа в Р., П. падежах.

Текст и заглавие. Выборочное списывание.

 

Зрительно-предупредительный диктант.

119.

 

Дательный и творительный падежи прилагательных множественного числа.

Окончания прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах.

Распространение текста прилагательными. Составление предложений с данными выражениями.

Замена одного числа прилагательного другим.

 

Космонавт.

Объяснительный диктант.

120.

 

Правописание ударных и безударных окончаний прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах.

Ответы на вопросы (письменно).

Описание (словесное) портрета человека. Составление предложений из данных слов. Продолжить диалог, используя прилагательные.

 

Письмо по памяти.

 

121.

 

Закрепительные упражнения «Прилагательные множественного числа». Правописание безударных окончаний прилагательных.

Заглавие и тема текста. Составление рассказа из деформированных частей. Составление словосочетаний с использованием сравнений. Составление диалога. Составление краткого пересказа текста по вопросам.

 

Комментированное письмо.

122.

 

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».

 

 

Умение использовать правила в практической деятельности.

V

 

Предложение (8 часов)

 

 

 

123.

 

Предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисления без союзов, знаки препинания при бессоюзном перечислении.

 

Составление рассказа по рисунку и данным словам.  Озаглавливание текста. Распространение предложения однородными членами. Составление предложений.

Балкон.

Карточки «Дополнить предложения однородными членами».

124.

 

Перечисления с союзами а, но. Знаки препинания перед союзами а, но.

Составление предложений по данным схемам. Ответы на вопросы. Дополнить предложения однородными членами.

Экватор.

Материя.

 

Самостоятельное списывание. Словарный диктант.

125.

 

Одиночный союз и в предложениях с однородными членами.

Составление предложений из деформированных слов. Восстановить содержание текста, используя картинки. Составление пересказа. Текст и основная мысль

Вытачка.

Письмо по памяти.

126.

 

Сложное предложение.  Главные члены предложения в сложном предложении. Запятая в сложном предложении.

Составление словосочетаний. Распространение предложений и части сложных предложений второстепенными членами. Составление текста из нераспространенных предложений. Пересказ.

Фонтан.

Зрительно-предупредительный диктант.

127.

 

Союзы и, а, но в сложном предложении. Знаки препинания перед союзами и, а, но в сложном предложении.

Придумать конец рассказа. Дополнить предложения, определить тему.

Составление рассказа по картинкам.

 

Объяснительный диктант

128.

 

Урок развития речи. Составление рассказа по плану «Моя жизнь в школе»

 

 

Умение использовать материалы наблюдений в собственном высказывании.

129.

 

Обращение. Место обращения в предложении. Знаки препинания при обращении.

Дополнить текст обращением. Составление предложений.

Чтение диалога по ролям.

Составление диалога на данную тему.

Пожалуйста.

 

130.

 

Практическое употребление обращения.

Определи героев сказки по их речи. Допиши предложения.

 

Карточка «Выбери обращение» (правила этикета).

VI

 

Повторение за год (5ч)

 

 

 

131.

 

Повторение темы «Состав слова», «Части речи».

Правописание безударных гласных в приставках, корнях слов.

Текст. Главная мысль текста. Рассуждение (устно) по данному алгоритму.

 

Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу»

132.

 

Имя существительное. Правописание безударных окончаний существительных в единственном и множественном числе. Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных.

Заголовок и основная мысль текста. Замена повторяющихся существительных синонимами. Сравнение текстов,  исходного и исправленного.

 

Зрительно-предупредительный диктант.

133.

 

Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний прилагательных единственного и множественного числа.

Дополнение предложений. Письменные ответы на вопросы. Распространение текста прилагательными.

 

Карточка «Вставь нужное окончание»

134.

 

Контрольный диктант за год.

 

 

 

135.

 

Работа над ошибками.

Составление предложений.

 

Работа с карточками