Утверждена
приказом
руководителя
образовательного учреждения
№
_________ от ___________
Директор школы:
Рабочая программа
учебного курса «Письмо и
развитие речи» в 6 классе
__________учебный год
Учителя русского языка
_____________________
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса письма и развития речи в 6 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./- М.: «Владос», 2000) и учебником русского языка для для 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида авторов Н.Г.Галунчиковой, Э.В. Якубовской (М.: Просвещение, 2004).
Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа – в неделю.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны уметь:
- правильно
обозначать звуки буквами на письме;
- подбирать группы родственных слов;
- проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путём подбора родственных слов;
- разбирать слово по составу;
- выделять имя существительное и имя прилагательное как часть речи;
- строить простое распространённое предложение с однородными членами;
- связно высказываться устно и письменно (по плану);
- пользоваться словарём.
Учащиеся должны знать:
- способы проверки написания
гласных и согласных в корне слова.
Тематическое планирование по письму и развитию речи в 6 классе (136 ч)
№ п/п |
Наименование
разделов |
Кол – во
часов |
Контрольные
уроки |
Уроки развития письменной связной речи |
|
1. |
Повторение. Предложение. |
6 |
Контрольный диктант. Тема:
«Повторение изученных в 5 классе орфограмм и правил пунктуации». |
|
|
2. |
Звуки и буквы. |
6 |
Контрольная работа по теме
«Звуки и буквы» |
Сочинение по коллективно
составленному плану на материале наблюдений «Ранняя осень». |
|
3. |
Состав слова. |
33 |
Проверочный диктант по теме
«Состав слова». |
Деловое письмо. Письмо товарищу на тему «Школьная
жизнь» |
|
Самостоятельная работа
«Орфограммы в корнях слов». |
Деловое письмо. Учимся писать объявления,
приглашение |
||||
Контрольный диктант за 1
четверть. |
|||||
Контрольно списывание с
грамматическим заданием. |
|||||
4. |
Имя существительное. |
30 |
Проверочный диктант по теме
«Правописание безударных окончаний существительных 1, 2, 3 склонения в
единственном числе» |
Краткое изложение «Лесной
пожар» (отрывок из рассказа Г. Паустовского «Заячьи лапы») |
|
Контрольный диктант
«правописание безударных окончаний существительных множественного числа.
Мягкий знак после шипящих на конце существительных» |
|
||||
Контрольный диктант по
итогам 2 четверти. |
|||||
5. |
Имя прилагательное. |
47 |
Контрольное списывание с
грамматическим заданием «правописание падежных окончаний прилагательных
мужского и среднего рода единственного числа» |
Деловое письмо. Заметка в стенгазету «Интересное
мероприятие в классе». |
|
Составление рассказа на
тему «В ожидании праздника» |
|||||
Составление рассказа по
наблюдениям и коллективно составленному плану «Приметы весны» |
|||||
Контрольный диктант по
итогам 3 четверти. |
|||||
Контрольный диктант по теме
«Имя прилагательное». |
Рассказ описательного
характера с использованием сравнений и прилагательных «Погода сегодня» |
||||
6. |
Предложение. |
8 ч |
|
Составление рассказа по
плану «Моя жизнь в школе» |
|
7. |
Повторение. |
5 ч |
Контрольный диктант по
итогам года. |
|
|
Итого |
|
135 ч |
13 ч |
9 ч |
|
Поурочное планирование по письму и развитию речи
№ п/п |
Дата |
Содержание программного материала. |
Связная устная, письменная речь. |
Словарные слова. |
Контрольно-диагностические материалы. |
|
|
I четверть 38 часов. |
|
|
|
I |
|
Предложение |
|
|
|
1. |
|
Подлежащее и сказуемое –
главные члены предложения. |
Составление предложений по
данным схемам. Работа с деформированными
предложениями. Выразительное чтение стихотворения. |
|
Индивидуальные карточки. |
2. |
|
Распространенные
предложения. |
Распространение предложений
второстепенными членами. Вместо вопросов поставить
нужное слово (выбрать предложения к схемам). Составление словосочетаний,
предложений. |
хозяин |
Карточка «Распространить
предложения второстепенными членами». |
3. |
|
Нераспространенные предложения. |
Использование антонимов в
письменной речи. Составление рассказов,
межфразовые связи. Слова, передающие чувства, настроение. |
|
Зрительно-орфографический
диктант. |
4. |
|
Предложения с однородными
членами. |
Распространение предложений
однородными членами. Составление предложения со
словарным словом. |
фанера |
Словарный диктант. |
5. |
|
Знаки препинания при
бессоюзном перечислении. |
Составление рассказа на
данную тему, по вопросам. |
|
Письмо по памяти. |
6. |
|
Однородный союз и в
предложениях с однородными членами. Знаки препинания при однородном союзе. |
Составление сжатого
пересказа, используя однородные члены. Составление рассказа из
деформированного текста. Текст, главная мысль (самопроверка по учебнику). |
|
Самостоятельное списывание. |
II |
|
Звуки и буквы. |
|
|
|
7. |
|
Алфавит. Ь – показатель мягкости. Ь – разделительный. |
Составление рассказа,
используя данные слова. Устно ответить на вопросы,
используя наблюдения «Деревья ранней осенью». |
|
Карточка «Выбери ь –
показатель мягкости, ь – разделительный». (Взаимопроверка). |
8. |
|
Правописание безударных
гласных в корне слова. Правописание звонких и
глухих согласных в корне слова. |
Составление рассуждения. Составление рассказа.
Текст, тема текста. Составление предложений на тему «Осень» по картине. |
|
Карточка «Сомневаюсь,
проверяю, пишу». |
9. |
|
Двойные и непроизносимые
согласные в корне слова. |
Составление словосочетаний,
используя предлоги. Составление предложений,
используя слова: осенью, солнце, грустные, ненастные, радостный, праздник,
золотой. (Взаимопроверка). |
Телеграмма Антенна,
коммунист, перрон. |
Словарный диктант. |
10. |
|
Закрепительные упражнения
по теме «Звуки и буквы» и «Предложение». Правописание гласных и согласных в
корне слова. |
Текст и заглавие,
отражающее главную мысль текста. Составление рассказа,
используя синонимы. |
|
Письмо по памяти. |
11. |
|
Главные и второстепенные
члены предложения. Однородные члены предложения, запятая при однородном
перечислении. |
Составление сказки,
используя слова, словосочетание, рисунки по данному началу. Ответы на
вопросы. Пересказ текста по вопросам. |
|
Комментированное письмо. |
12. |
|
Урок развития речи.
Сочинение по итогам наблюдения по
коллективно составленному плану. «Ранняя осень». |
Части текста. Составление
плана письменного рассказа на тему. |
|
Умение использовать
материал наблюдений в собственном высказывании |
III |
|
Состав слова. |
|
|
|
13. |
|
Однокоренные или
родственные слова. Корень слова. |
Составление рассказа по
рисунку, данным словам. |
|
Зрительно-орфографический
диктант. |
14. |
|
Однокоренные слова,
относящиеся к разным частям речи. |
Описание предметов по плану. Составление диалога. Текст, главная мысль
текста. |
|
Выборочный диктант. |
15. |
|
Образование слов с помощью
приставки. |
Признаки сказки. Объяснение
пословиц. Главная мысль текста. |
|
Карточка «Выбери по смыслу
приставку в словах». |
16. |
|
Образование слов с помощью
суффиксов. |
Составление предложений.
Подобрать слова по смыслу и составить словосочетания. |
Мужчина, женщина. |
Словарный диктант. |
17. |
|
Суффиксы со значением
«огромный», уменьшительно – ласкательные суффиксы. |
Редактирование текста и его
озаглавливание. Составление словосочетаний, предложений. Составление
предложений с обращением, используя уменьшительно- ласкательные суффиксы
(подружка, бабулечка, мамочка…) |
|
Объяснительный диктант. |
18. |
|
Суффиксы, передающие
отношение к предметам. |
Составление предложений,
используя в словах суффиксы, передающие разные отношения к предметам. |
|
Карточки «Вставить в
предложения слова по смыслу». |
19. |
|
Окончание слова.
Грамматическая роль окончания. |
Текст, главная мысль
текста. Связать слова по смыслу в словосочетаниях с помощью окончаний. Тематический словарь. Восстановление предложений
из деформированных слов. |
|
Самостоятельное списывание
исправленного текста. |
20. |
|
Закрепительные упражнения
по теме. «Состав слова». Однокоренные, родственные
слова. Части слова. |
Пословицы и поговорки в
устной и письменной речи. Составление предложений, используя родственные
слова – (хор – хоровой, швея – швейная, столяр – столярная …) на школьную
тему. |
семена |
Самостоятельное заполнение
таблицы. |
21. |
|
Приставка, суффикс;
окончание – формообразующая часть слова. |
Восстановление предложений
из деформированных слов. Составить основную часть
рассказа по данному началу, концу, используя слова с приставками. Исправление речевых ошибок. |
|
Карточки «Подбери слова к
данным схемам». |
22. |
|
Контрольный диктант по теме
«Состав слова». |
Умение использовать
полученные знания на письме. |
|
|
23. |
|
Правописание безударных
гласных в корне слова. |
Объяснение правил беседы.
Закончи рассказ. Озаглавливание текста. |
|
Карточки «Подбери
проверочные слова». |
24. |
|
Способы проверки безударных
гласных в корне слова. |
Составление диалога. Чтение
по ролям. Прямое и переносное значение слов. |
|
Карточки «Сомневаюсь,
проверяю, пишу». |
25. |
|
Правописание звонких и
глухих согласных в корне слова. |
Антонимы. Составление
текста из деформированных частей. Части текста. |
Сейчас. Теперь. |
Словарный диктант. |
26. |
|
Способы проверки звонких и
глухих согласных. Непроверяемые гласные и согласные в корне слова. |
Составление текста –
письма, добавить начало и конец. Тема текста. Главная мысль
и заглавие текста. |
|
Зрительно-орфографический
диктант. |
27. |
|
Непроизносимые согласные в
корне слова. |
Использование синонимов,
антонимов в письменной речи. Составление приветствия,
используя слово – здравствуй, здравствуйте. (Самопроверка). |
|
Письмо по памяти. |
28. |
|
Урок развития речи. Письмо
(родным, подруге…) на тему школьной жизни. |
Письмо по плану.
Расположить части текста-письма по плану. |
|
|
29. |
|
Закрепительные упражнения
по теме: «Гласные и согласные в корне». Правописание безударных гласных,
парных звонких и глухих согласных в корне. |
Объяснение орфограмм по
таблице «Учись работать над ошибками». «Допиши словечко» |
|
Карточки «Сомневаюсь,
проверяю, пишу». |
30. |
|
Правописание слов с
двойными, непроизносимыми и непроверяемыми гласными в корне слова. |
Составление пересказа
(письменно) из нераспространенных предложений. Вставить противоположные по
значению выделенным. Объяснение правописаний по таблице «Учись работать над
ошибками». |
|
Комментированное письмо. |
31. |
|
Проверочный диктант по
теме: «Состав слова». |
|
|
Умение применять изученные
правила. |
32. |
|
Приставка и предлог. (Роль
приставки и предлога). |
Составление рассуждения
(устно). Заглавие и главная мысль текста. Составление предложений, используя
данные словосочетания. Диалог. Рассказ о поведении в природе (устно). |
|
Самостоятельное списывание
исправленного рассказа. |
33. |
|
Дифференциация приставки и
предлога. |
Составление предложений.
Составление краткого пересказа по вопросам. |
Середина |
Письмо по памяти. |
34. |
|
Контрольная работа за I четверть. |
|
|
Умение применять изученные
правила. |
35. |
|
Работа над ошибками. |
|
|
Самостоятельная работа по
карточкам. |
36. |
|
Разделительный Ъ после
приставок. |
Образование новых слов с
помощью приставок. Составление предложений с данными выражениями. |
|
Зрительно-орфографический
диктант. |
37. |
|
Дифференциация Ь и Ъ
(разделительные). |
Работа над
фразеологическими оборотами (объяснение устно). Текст, тема и заголовки. |
|
Выборочный диктант. |
|
|
II четверть 28 часов. |
|
|
|
|
|
Содержание программного материала. |
Развитие письменной и устной связной речи. |
Новые слова. |
|
|
|
Состав слова. |
|
|
|
38. |
|
Правописание приставок. Гласная в приставках. |
Текст, признаки текста.
Заглавие и тема текста. Чтение по ролям. Составление диалога из
деформированных частей. Составление предложения. |
Договор |
Объяснительный диктант. |
39. |
|
Единообразное написание
гласных в приставках. |
Слова, передающие черты
характера. Деление текста по плану на части. Рассуждение. Красная строка
(Абзац). |
|
Письмо по памяти. |
40. |
|
Согласные в приставках. |
Составление предложений с
словарным словом. Заменить слова однокоренными словами с приставкой. Составление основной части
текста по рисунку, данным словам, словосочетаниям. Красная строка (Абзац).
Заглавие и главная мысль текста. Составление предложений из деформированных
слов. |
Выкройка. |
Объяснительный диктант. |
41. |
|
Единообразное написание
согласных в приставках (кроме приставок на – з, - с). |
|
|
Комментированное письмо. |
42. |
|
Урок развития речи.
Объявление. Приглашение. |
Деление на части по плану.
Составление текста из деформированных предложений. Составление текста
Объявления по плану, образцу. |
|
Умение самостоятельно
писать по образцу. |
43. |
|
Гласная и согласная в
приставках (закрепление темы). Состав слова. Повторение темы. Приставка
и предлог. |
Составление словосочетаний.
Письменные ответы на вопросы. |
|
Карточка «Приставка или
предлог». |
44. |
|
Правописание гласных и
согласных в приставках, ъ после приставок. |
«Допиши словечко».
Заполнить таблицу. Исправь речевую ошибку. Продолжи мысль данными примерами. |
|
Выборочное списывание
(самостоятельно). |
45. |
|
Контрольное списывание с
грамматическим заданием (по пройденной теме индивидуально). |
|
|
Умение применять полученные
знания при самостоятельной работе. |
IV |
|
Части речи. |
|
|
|
|
|
I. Признаки частей речи. |
|
|
|
46. |
|
Родственные слова,
относящиеся к разным частям речи. |
Составление текстов с
помощью разных частей речи. Составление предложений. |
Богатство. Добыча. |
Выборочный диктант. |
47. |
|
Дифференциация частей речи
в предложении. |
Восстановить
последовательность событий, составить план событий. Пересказ по плану. |
|
Карточка «Дополнить
предложения частями речи». |
|
|
II. Имя существительное. |
|
|
|
48. |
|
Многозначность
существительного. Роль существительных в
речи. |
Составление рассказа по
иллюстрации (устно). «Рисование» картины с
помощью существительных. Озаглавливание получившегося
текста. Пересказ с опорой на существительные. Составление предложений. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант. |
49. |
|
Значение имени
существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж. |
«Рисование» (с помощью
существительных) словесной картины по данной теме. Роль пословиц и поговорок
в речи. |
|
Карточка с заданием
«Определить род, число, падеж существительных. |
50. |
|
Имена собственные.
Правописание имен собственных. |
Ответы на вопросы,
используя собственные имена существительные. Озаглавливание текста:
заголовок выражает главную мысль. «Продолжи игру»: заменить нарицательные существительные однокоренными собственными
и наоборот. |
|
Самостоятельная работа:
написать имена членов своей семьи (класса), название своей улицы. |
51. |
|
Мужской и женский род
существительных с шипящей на конце. |
Составление сказки по
рисунку, данным словосочетаниям, словам. |
|
Карточка «замени выражения
одним словом – глухое место…..» |
52. |
|
Склонение имен
существительных в единственном числе. |
Составление предложений на
тему «Первый снег» (земля, береза, сад, поле…) с опорой на картину. |
|
Карточка «Поставь слово в
нужной форме». |
53. |
|
Три типа склонения имен
существительных. |
Составление слово
сочетаний, предложений на тему «Первый снег». |
Смородина. |
Выборочный диктант. |
54. |
|
Наблюдения за единообразным
написанием ударных и безударных окончаний существительных I склонения. Способы проверки. Окончания существительных I склонения в Р.,Д.,П. падежах. |
Текст. Заглавие и тема
текста. Составление рассказа по вопросам. |
|
Письмо по памяти. |
55. |
|
Безударные окончания имен
существительных 2 склонения. Способы проверки. Окончания существительных 2
склонения в Т., П. падежах. |
Составить предложения с
данными словами2 склонения на тему «Зима».. |
|
Выборочный диктант. |
56. |
|
Безударные окончания
существительных 3 склонения. Окончания существительных 3 склонения в Р., Д.,
П. падежах. Способы проверки. |
Составление предложений с
данными словами. Текст, озаглавливание. Сравнения в тексте, их роль в
описании предмета, действия .Творческое списывание с заменой существительных
одного склонения другим склонением. |
Медаль. Солдат. |
Комментированное письмо. |
57. |
|
Развитие речи. Краткое
изложение «Лесной пожар» (отрывок из рассказа Г. Паустовского «Заячьи лапы») |
|
|
Умение использовать
материалы наблюдения в собственном высказывании. |
58. |
|
Закрепление темы:
«Склонение существительных единственного числа». Единообразное написание
окончаний существительных единственного числа 1,2,3 склонений. |
Заголовок и главную мысль
текста. Расположить части текста в нужной последовательности. Составление предложений из данных слов. План письма. Ответы на
вопросы. |
|
Самостоятельное запоминание
таблицы «Подумай, проверь, запиши». |
59. |
|
Грамматические признаки
существительного (одушевленное -
неодушевленное, собственное – нарицательное, род, число, падеж, склонение). |
Письменный пересказ текста.
Чтение по ролям. Найди речевую ошибку. |
|
Разбор данных
существительных по таблице (самостоятельно) стр.96 учебника. |
60. |
|
Правописание безударных
гласных в корнях слов и окончаниях существительных единственного числа. |
Составление
сложносочинённых предложений с данными словами. |
|
Карточка «Вставь
пропущенную гласную» |
61. |
|
Контрольный диктант за II четверть. |
|
|
Умение использовать
пройденные правила. |
62. |
|
Работа над ошибками. |
|
|
Объяснительный диктант.
Индивидуальные карточки. |
63. |
|
Множественное число имен
существительных. Окончания имен существительных множественного числа в
начальной форме (И.п.). |
Текст. Заглавие и главная
мысль текста. Составление словосочетаний, предложений. |
Директор. Инженер. |
Словарный диктант. |
64. |
|
Склонение имен
существительных множественного числа. Единообразное написание ударных и
безударных окончаний существительных множественного числа. |
Замена существительных
одного числа другим. Распространение предложений однородными членами. |
|
Карточка с заданием
«Поставь выделенные существительные в нужной форме» |
65. |
|
Окончание существительных
множественного числа в дательном падеже. |
Текст, главная мысль.
Составление предложений с данными словосочетаниями на школьную тему. |
|
Письмо по памяти. |
|
|
III четверть |
|
|
|
66. |
|
Окончания существительных
множественного числа в творительном падеже. Дифференциация Д. и Т.
падежей множественного числа. |
Выразительное чтение
стихотворения. Настроение содержания. Приметы месяцев года. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант. |
67. |
|
Предложный падеж
существительных множественного числа. Падежные окончания существительных
предложного падежа. |
Текст, тема и главная
мысль. Признаки поздней осени –
устный рассказ. Замена одного числа
существительного другим. |
|
Карточка с заданием
«Поставь выделенные существительные
единственного числа во множественном». |
68. |
|
Правописание падежных
окончаний существительных множественного числа в родительном падеже –ов, -ев,
-ей. |
Чтение по ролям, найди
слова говорящего. Составление диалога. Озаглавливание текста
(выразить тему). |
|
Зрительно-предупредительный
диктант (подготовка к уроку развитие речи). |
69. |
|
Шипящие на конце
существительных множественного числа в Родительном падеже. |
Восстановление
деформированных предложений. Межфразовые связи. |
|
Карточка с заданием
«Поставить существительные в скобках в Р. падеже множественного числа». |
70. |
|
Существительные
единственного числа мужского и женского рода, множественного числа,
родительного падежа на шипящие. |
Синонимы, как выразительные
средства языка. Текст, главная мысль. Рассказ (устно): «Забота о
птицах зимой». Определить тему текста по
заглавию. Составление плана
стенгазеты. Заметка о хорошем поведении
ребят (домашнее задание). |
|
Комментированное письмо. |
71. |
|
Существительные, имеющие
форму только единственного или множественного числа. |
Составление предложений.
Составление рассказа «Работа в мастерской», используя существительные
единственного или только множественного числа. Ответить устно «Что и в
каком отделе магазина продается». |
Кефир, печенье, сметана,
шоколад. |
Словарный диктант. |
72. |
|
Закрепление темы
«Существительные множественного числа». Существительные, имеющие
форму только единственного или множественного числа. |
«Найди пару предложения.
Угадай, из каких сказок предложения» |
Депутат, председатель |
Выборочный диктант. |
73. |
|
Единообразное написание
ударных и безударных окончаний существительных множественного числа.
Родительный падеж множественного числа. |
Закончить рассказ (устно). Межфразовые связи (слова,
указывающие на последовательность событий). Письменные ответы (пересказ
по вопросам). Составление предложений. |
|
Карточка «Допиши
пропущенное слово», (подготовка к уроку развития речи). |
74. |
|
Контрольный диктант:
«Правописание безударных окончаний существительных множественного числа.
Шипящие у существительных родительного падежа множественного числа». |
|
|
Умение использовать
изученные правила. |
75. |
|
Работа над ошибками. |
|
|
Объяснительный диктант. Самостоятельная
работа с карточками. |
II |
|
Имя прилагательное. |
|
|
|
76. |
|
Признаки имен
прилагательных. Роль прилагательных в устной и письменной речи. |
Описание признаков предмета
(по заданию). Составление предложений. Составление своего рассказа
(устно) по картине, используя прилагательные. |
Командир. Рапорт. |
Словарный диктант (проверка
сложных слов по орфографическому словарю самостоятельно). |
78. |
|
Согласование имен
прилагательных с существительными в роде. |
Распространение предложений
прилагательными. Составь характеристику друга (подруги), используя
прилагательные характеристики людей. Текст, тема и заглавие. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант. (Примеры на школьную тему). |
79. |
|
Изменение имен
прилагательных по родам. Окончания имен прилагательных единственного числа
мужского, женского, среднего рода. |
Прямое и переносное
значение слов. Составление предложений. |
Океан. |
Зрительно-предупредительный
диктант. (Примеры на школьную тему). |
80. |
|
Развитие речи статья в
газету. Рассказ на школьную тему. |
|
|
Умение использовать
материалы наблюдений в собственном высказывании. |
81. |
|
Окончания прилагательных
единственного числа мужского рода. Ударное окончание прилагательных мужского
рода. |
Текст – описание.
Прилагательные для описания внешности, повадок. Тематическая группа словосочетаний.
Составление рассказа на тему: «Природа зимой» (заметка). |
|
Карточка «Поставь
прилагательное в нужной форме». |
82. |
|
Окончания имен
прилагательных женского рода. |
Текст, тема и заглавие.
Рассказать о правилах пешехода. Выборочное списывание. |
|
Объяснительный диктант. |
83. |
|
Окончания имен
прилагательных единственного числа среднего рода. -ее в окончаниях
прилагательных среднего рода. |
Текст. Описание зимнего
утра (3-4 предложения). Текст и заглавие. Составление предложений с словарным
словом. |
Шоссе. |
Самостоятельное списывание
«Вставь по смыслу подходящие существительные прилагательным. |
84. |
|
Дифференциация родовых
окончаний прилагательных единственного числа. |
Текст и план текста.
Составление краткого пересказа, используя словосочетания текста. |
|
Письмо по памяти. |
85. |
|
Изменение имен
прилагательных по числам. Окончания прилагательных множественного числа. |
Распространение текста
прилагательными. Сравнение текстов. Заменить выражения прилагательными. |
|
Выборочный диктант. |
86. |
|
Согласование прилагательных
с существительными в роде, числе. |
Признаки текста.
Составление предложений на тему «Скоро праздник», используя данные
словосочетания. Текст, заглавие текста. |
Сосед. |
Карточка. «Вставь прилагательные, определи число,
род». |
87. |
|
Окончания прилагательных среднего
рода, единственного числа – ее, множественного числа – ие. |
Пословицы, их роль в устной
и письменной речи. Антонимы в тексте,
сравнения. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант. |
88. |
|
Дифференциация
единственного и множественного числа прилагательных. |
Деление текста по плану.
Части текста, абзац. Заглавие и главная мысль текста. Используя тематическую
группу слов, составить предложения «В ожидании праздника». |
|
Комментированное письмо. |
89. |
|
Закрепительные упражнения
по теме: «Изменение прилагательных по родам, числам». |
Составление диалога.
Антонимы в тексте для характеристики героя. Дополнить схему разбора имени
прилагательного. |
|
Самостоятельное списывание
с заданием. |
90. |
|
Склонение имен
прилагательных в единственном числе. Склонение имен прилагательных
мужского и среднего рода. Согласование имен
прилагательных с существительными в роде, числе, падеже. Окончания
прилагательных мужского, среднего рода в именительном и косвенных падежах
(сравнение). |
Текст, его главная идея.
Заглавие и главная мысль текста. Выборочное списывание словосочетаний из
предложений. Устный рассказ о преданности животных к людям. |
|
Карточка с заданием:
«Дополни строчку прилагательным». |
91. |
|
Именительный и винительный
падежи прилагательных мужского и среднего рода. |
Распространение текста
прилагательными. Составление предложений. |
Мавзолей. Трибуна. |
Зрительно-предупредительный
диктант (подготовка к уроку Развитие речи). |
92. |
|
Урок развития речи.
Составление рассказа на тему: «В ожидании праздника». По опорным словам и данному
плану. |
Признаки текста
(закрепление). |
|
Умение использовать
накопленный материал в собственном высказывании. |
93. |
|
Родительный падеж
прилагательных мужского и среднего рода. Окончания прилагательных
Родительного падежа. |
Пословицы, их значение в
речи. Составление предложений Текст, тема и главная мысль
текста. Выборочное списывание. |
Прекрасный. |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
94. |
|
Окончание - его в прилагательных
мужского и среднего рода после шипящих
в безударном положении. |
Прямой и переносный смысл
слов. Письменные ответы на вопросы. Деление текста по плану. Составление
краткого пересказа. |
|
Комментированное письмо. |
95. |
|
Дательный падеж имен
прилагательных мужского, среднего рода. Окончания прилагательных Дательного
падежа. |
Текст и заглавие. Описание предмета:
характер, повадки, внешность. Выборочное списывание. |
Календарь. |
Списывание с заданием:
«Вставить прилагательное, выбирая более точное, для обозначения признака
существительного, согласовать с существительным». |
96. |
|
Правописание окончания -
ему в прилагательных среднего рода после шипящих в безударном положении. |
Составление предложений на
данную тему. Поздравительная открытка. (Домашнее задание). Составление предложений из
деформированных слов. |
|
Объяснительный диктант. |
97. |
|
Творительный падеж имен
прилагательных мужского и среднего рода. Окончания прилагательных в
творительном падеже |
Прилагательные для описания
природы. (Сравнивание текстов). Составление словосочетаний. Составление
предложений по наблюдениям «Погода сегодня». |
|
Словарный диктант (самостоятельная проверка по орфографическому словарю). |
98. |
|
Закрепительные упражнения
на правописание окончаний прилагательных мужского и среднего рода в
творительном падеже. |
Распространение текста
прилагательными. Составление описания предмета с опорой на данный текст. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант. |
99. |
|
Дифференциация окончаний
прилагательных в Р.,Д.,Т. падежах мужского и среднего рода единственного
числа. Способ проверки безударных окончаний прилагательных. |
Составление предложений.
Выборочное списывание. |
Интересный. |
Письмо по памяти. |
100. |
|
Предложный падеж
прилагательных мужского, среднего рода. Окончания предложного падежа. |
Прилагательные в
пословицах. Подписать рисунки
предложениями из текста. |
|
Объяснительный диктант. |
101. |
|
Окончание - ем в
прилагательных мужского и среднего рода после
шипящих в безударном положении. |
Выборочное списывание.
Составление предложений из данных слов. |
Апельсин. Мандарин. |
Самостоятельное списывание. |
102. |
|
Дифференциация
творительного и предложного падежей прилагательных мужского и среднего рода. Правописание ударных и
безударных окончаний прилагательных в творительном и предложном падежах. |
Восстановление
деформированных предложений с предложным управлением. Распространение текста
прилагательными. Составление памятки для работы в мастерской (устно). |
|
Письмо по памяти (правила
безопасности). |
103. |
|
Закрепление «Склонение
прилагательных единственного числа мужского, среднего рода». Правописание
падежных окончаний прилагательных мужского и среднего рода единственного
числа. |
Текст и заглавие.
Составление предложений на тему природы. Дополни предложения.
Письменные ответы на вопросы. План и распространение
словосочетаний. Озаглавливание заметки, определяя тему текста (изменения в
природе). Устные ответы на вопросы. |
Агроном |
Письмо по памяти. |
104. |
|
Контрольное списывание «пра |
|
|
Умение применять изученные
правила в практической деятельности. |
105. |
|
Урок развития речи.
«Приметы весны». Составление рассказа по коллективному плану, наблюдениям. |
Признаки текста.
Межфразовые связи, связь частей текста. Абзац. Текст и главная мысль текста. |
|
Использование наблюдений в
собственном высказывании. |
106. |
|
Контрольный диктант за III четверть. Работа над ошибками. |
|
|
Умение применять правила на
практике. |
107. |
|
Работа над ошибками. |
Составление предложений. |
|
Карточки «Подумай, докажи,
напиши». |
108. |
|
Склонение прилагательных
женского рода. |
Заглавие текста и тема.
Сравнения, как выразительные средства языка. Выборочное списывание. |
|
Карточка «Согласуй
прилагательные с существительными». |
|
|
IV четверть |
|
|
|
109. |
|
Родительный, дательный,
творительный, предложный падежи имен прилагательных женского рода. Окончания
прилагательных. |
Составление предложений.
Ответить на вопрос заголовка (устно). Выборочное списывание. |
Оборона. |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
110. |
|
Окончание -ей после шипящих
в прилагательных женского рода. |
Прямое и переносное
значение слов. Ответы на вопросы. Синонимы – выразительные
средства языка. |
|
Карточка «Поставь
прилагательное в нужном падеже, согласуя с существительными». |
111. |
|
Дифференциация
родительного, дательного, творительного, предложного падежей прилагательных. Правописание ударных и
безударных окончаний прилагательных женского рода в родительном, дательном,
творительном, предложном падежах. |
Описание, используя рисунок,
данные словосочетания. Составление плана к тексту. Составление предложений из
деформированных слов. Пересказ по плану. Замена прилагательных
противоположными по смыслу. |
гербарий |
Самостоятельное списывание. |
112. |
|
Винительный падеж
прилагательных женского рода. Окончания прилагательных женского рода в
винительном падеже. |
Замена выражений
прилагательными. Текст и тема. Тематическое единство слов.
Составление предложений. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант. |
113. |
|
Правописание ударных и
безударных окончаний прилагательных женского рода в винительном падеже. |
Составление предложений.
Восстановление частей текста по плану. |
Конфета. |
Письмо по памяти. |
114. |
|
Закрепление темы
«Прилагательные единственного числа. Род имён прилагательных
«единственного числа». |
Распространение предложений
прилагательными. Диалог. Составление предложений. Соответствие пунктов плана
и последовательности событий в рассказе. Синонимы. |
Сервиз. |
Словарный диктант. |
115. |
|
Правописание ударных и
безударных окончаний прилагательных единственного числа». |
Краткий пересказ текста.
Закончи предложения прилагательными. |
|
Самостоятельное списывание.
(Использование таблицы «Учись работать над ошибками»). |
116. |
|
Урок развития речи. «Погода
сегодня». Рассказ описательного характера, с элементами сравнения, с
включением в рассказ прилагательных. |
Сравнения в тексте. |
|
Использование материалов
наблюдения. |
117. |
|
Склонение имен
прилагательных во множественном числе. Согласование прилагательных
множественного числа с существительными в падеже. |
Фразеологические обороты
как выразительные средства языка. Выборочное списывание. |
|
Комментированное письмо. |
118. |
|
Родительный и предложный
падежи прилагательных множественного числа. Ударные и безударные окончания
прилагательных множественного числа в Р., П. падежах. |
Текст и заглавие.
Выборочное списывание. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант. |
119. |
|
Дательный и творительный
падежи прилагательных множественного числа. Окончания прилагательных
множественного числа в дательном и творительном падежах. |
Распространение текста
прилагательными. Составление предложений с данными выражениями. Замена одного числа
прилагательного другим. |
Космонавт. |
Объяснительный диктант. |
120. |
|
Правописание ударных и
безударных окончаний прилагательных множественного числа в дательном и творительном
падежах. |
Ответы на вопросы
(письменно). Описание (словесное)
портрета человека. Составление предложений из данных слов. Продолжить диалог,
используя прилагательные. |
|
Письмо по памяти. |
121. |
|
Закрепительные упражнения
«Прилагательные множественного числа». Правописание безударных окончаний
прилагательных. |
Заглавие и тема текста.
Составление рассказа из деформированных частей. Составление словосочетаний с
использованием сравнений. Составление диалога. Составление краткого
пересказа текста по вопросам. |
|
Комментированное письмо. |
122. |
|
Контрольный диктант по теме
«Имя прилагательное». |
|
|
Умение использовать правила
в практической деятельности. |
V |
|
Предложение (8 часов) |
|
|
|
123. |
|
Предложение с однородными
членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных.
Перечисления без союзов, знаки препинания при бессоюзном перечислении. |
Составление рассказа по
рисунку и данным словам.
Озаглавливание текста. Распространение предложения однородными
членами. Составление предложений. |
Балкон. |
Карточки «Дополнить
предложения однородными членами». |
124. |
|
Перечисления с союзами а,
но. Знаки препинания перед союзами а, но. |
Составление предложений по
данным схемам. Ответы на вопросы. Дополнить предложения однородными членами. |
Экватор. Материя. |
Самостоятельное списывание.
Словарный диктант. |
125. |
|
Одиночный союз и в
предложениях с однородными членами. |
Составление
предложений из деформированных слов. Восстановить содержание текста,
используя картинки. Составление пересказа. Текст и основная мысль |
Вытачка. |
Письмо по памяти. |
126. |
|
Сложное
предложение. Главные члены предложения
в сложном предложении. Запятая в сложном предложении. |
Составление словосочетаний.
Распространение предложений и части сложных предложений второстепенными
членами. Составление текста из нераспространенных предложений. Пересказ. |
Фонтан. |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
127. |
|
Союзы и, а, но в сложном
предложении. Знаки препинания перед союзами и, а, но в сложном предложении. |
Придумать конец рассказа.
Дополнить предложения, определить тему. Составление рассказа по
картинкам. |
|
Объяснительный диктант |
128. |
|
Урок развития речи.
Составление рассказа по плану «Моя жизнь в школе» |
|
|
Умение использовать
материалы наблюдений в собственном высказывании. |
129. |
|
Обращение. Место обращения в
предложении. Знаки препинания при обращении. |
Дополнить текст обращением.
Составление предложений. Чтение диалога по ролям. Составление диалога на
данную тему. |
Пожалуйста. |
|
130. |
|
Практическое употребление
обращения. |
Определи героев сказки по
их речи. Допиши предложения. |
|
Карточка «Выбери обращение»
(правила этикета). |
VI |
|
Повторение за год (5ч) |
|
|
|
131. |
|
Повторение темы «Состав
слова», «Части речи». Правописание безударных
гласных в приставках, корнях слов. |
Текст. Главная мысль
текста. Рассуждение (устно) по данному алгоритму. |
|
Карточка «Сомневаюсь,
проверяю, пишу» |
132. |
|
Имя существительное.
Правописание безударных окончаний существительных в единственном и
множественном числе. Правописание мягкого знака после шипящих на конце
существительных. |
Заголовок и основная мысль
текста. Замена повторяющихся существительных синонимами. Сравнение
текстов, исходного и исправленного. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант. |
133. |
|
Имя прилагательное.
Правописание безударных окончаний прилагательных единственного и множественного
числа. |
Дополнение предложений.
Письменные ответы на вопросы. Распространение текста прилагательными. |
|
Карточка «Вставь нужное
окончание» |
134. |
|
Контрольный диктант за год. |
|
|
|
135. |
|
Работа над ошибками. |
Составление предложений. |
|
Работа с карточками |