Адрес: 152025 г.
Переславль-Залесский Ярославской обл.,
ул. Магистральная, д. 43, 43а,
43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:
________________________________________________________________________
Утверждена приказом директора школы:
№______ от «___»________20____ года
Директор школы: ___________________
Ивахненко А.И.
учебного курса «Письмо и развитие речи»
в 7 классе
______ учебный год
Учителя русского языка
_____________________
Пояснительная записка
Рабочая
программа учебного курса письмо и развитие речи в 7 классе составлена в
соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных
учреждений VIII
вида для 5-9 классов под редакцией В.В Воронковой (Программы для 5-9
классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1./под ред. Воронковой В.В./М.:
«Владос», 2000) и учебником русского языка для 7 класса
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида авторов Н.Г.Галунчиковой,
Э.В.Якубовской (М.: «Просвещение», 2006). Этот курс направлен на развитие
устной и письменной речи учащихся, формирование практически значимых
орфографических и пунктуационных навыков, воспитание интереса к родному языку.
В процессе изучения предмета происходит коррекция высших психических функций
учащихся с целью более успешного умственного и речевого развития. Учащиеся
овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. В
процессе практических упражнений формируются навыки правописания,
словообразования в объеме, необходимом для выработки навыков устной и письменной
речи, построения простого предложения разной степени распространенности и
сложного предложения. Продолжается обучение навыкам делового письма, учащиеся
получают образцы и упражняются в оформлении документов. Эти навыки необходимы
умственно отсталым учащимся для организации общения в повседневной жизни, при
устройстве на работу.
Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа в неделю.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся:
Учащиеся должны уметь:
·
Писать текст под диктовку, применять правила проверки
написания слов;
·
Разбирать слова по составу, образовывать слова с
помощью приставок и суффиксов;
·
Различать части речи;
·
Строить простое распространенное предложение,
простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
·
Писать изложение и сочинение;
·
Оформлять деловые бумаги;
·
Пользоваться словарем.
Учащиеся должны знать:
·
Главные и второстепенные (без конкретизации)
члены предложения;
·
Название частей речи, их значение;
·
Наиболее распространенные правила написания
слов.
Тематическое планирование уроков
письма и развития речи (136 ч)
№ п./п. |
Наименование
разделов и тем уроков |
Всего
часов |
Из них |
|
|
Уроки
развития письменной связной речи |
Контрольные
уроки |
|
|||
I. |
Повторение. |
8 ч |
Деловое письмо. Телеграмма. |
|
|
II. |
Состав слова. |
19 ч |
Урок развития письменной
связной речи. Сочинение по картине
В.Г. Перова «Охотники на привале» по данному плану и опорным словосочетаниям. |
Контрольный диктант по теме
«Состав слова. Правописание гласных и согласных в корнях слов и приставках.
Сложные слова»» |
|
III. |
Имя существительное. |
15 ч |
Деловое письмо.
Объяснительная записка. |
Контрольный диктант за 1
четверть |
|
IV. |
Имя прилагательное. |
14 ч. |
Деловое письмо. Заметка в стенгазету на тему школьной
жизни. |
Проверочный диктант по теме
«Правописание безударных окончаний существительных и прилагательных» |
|
V. |
Местоимение. |
16 ч |
Сочинение по личным
наблюдениям «Чему меня научила школа» |
Контрольный диктант за 2
четверть Контрольная работа
«Местоимение. Правописание предлогов с местоимениями» |
|
VI. |
Глагол. |
36
ч |
Деловое письмо. Заявление. |
Проверочный диктант по теме
«Изменение глаголов по временам и числам.
Правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени, не с
глаголами» |
|
Изложение по коллективно
составленному плану с элементами сочинения |
|||||
Деловое письмо. Письмо-поздравление. |
|||||
Контрольный диктант за 3
четверть «Глагол. Окончания глаголов прошедшего времени. Не с глаголами.
Правописание окончаний глаголов 2-го лица –шь, шься, личных окончаний
глаголов; предлогов с местоимениями» с грамматическим заданием. |
|||||
VII. |
Предложение. |
19 ч |
Изложение текста-описания картины М.А. Врубеля
«Царевна Лебедь» |
Проверочный
диктант по теме «Предложение» с грамматическим заданием. |
|
VIII. |
Повторение. |
9 ч |
Урок развития письменной
связной речи. Деловое письмо. Объявление. |
Контрольный диктант за
учебный год. |
|
|
итого |
136 ч. |
10 ч |
8 ч |
|
Поурочное
планирование уроков письма и развития речи в 7 классе (136 часов)
№ п/п |
Тема урока |
дата |
Повторение
|
Словарь |
Развитие
связной речи |
Оборудование |
Контрольно-диагностические материалы |
||||
I.
Повторение – 98 часов |
|
||||||||||
1. |
Простое и сложное
предложение. Интонационное оформление простого и сложного предложения.
Главные члены предложения |
|
Знаки препинания в конце
предложения. |
|
Составление предложений по
картинке и схеме |
Схемы простых и сложных
предложений |
Орфографический диктант |
||||
2. |
Распространенные и
нераспространённые предложения. |
|
Главные и второстепенные
члены предложения |
|
Распространение предложений
с помощью вопросов. Определение темы текста. |
Схема «Распространённые и
нераспространённые предложения. |
Распространение предложений
по картине. |
||||
3. |
Однородные члены
предложения. Знаки препинания при бессоюзном перечислении |
|
Главные и второстепенные
члены предложения. |
сантиметр километр |
Составление предложений и
словосочетаний со словарными словами. |
Таблица «Однородные
члены предложения» |
Карточка «Дополни
предложения однородными членами» |
||||
4. |
Союзы и, а,но в
предложениях с однородными членами предложения. |
|
Знаки препинания в конце
предложения. |
|
Текст и его главная мысль.
Устный пересказ. |
Таблица «Однородные
члены предложения. Союзы и, а, но при
однородных членах предложения» |
Карточка «Ставь, где нужно,
запятую» |
||||
5. |
Бессоюзные сложные
предложения. |
|
Простые и сложные
предложения. |
мотор |
Главная мысль текста.
Распространение частей сложного предложения однородными членами. |
Схема «Сложное предложение» |
Карточка «Дополни
предложения» |
||||
6. |
Сложные предложения с
союзами и, а, но |
|
Знаки препинания при
однородных членах предложения. |
|
Составление сложных
предложений из частей. Заголовок текста, который выражает тему. Пересказ
текста с опорой на главные члены предложения. |
Схема «Сложное предложение» |
Зрительно-предупредительный
диктант |
||||
7. |
Сравнение простых
предложений с однородными членами и сложных предложений без союзов и с союзами и, а, но. |
|
Простые и сложные
предложения. Члены предложения. |
|
Ответы на вопросы по
репродукции картины Бельского «Новые хозяева». |
Схемы «Сложное
предложение», «Однородные члены
предложения» |
Карточка «Ставь, где надо,
запятую» |
||||
8. |
Урок развития письменной
связной речи. Деловое письмо. Телеграмма. |
|
|
Телеграмма |
Составление текста
телеграммы |
Образец бланка телеграммы. Телеграмма. |
Самостоятельная работа по составлению текста телеграммы на
определенную тему |
||||
II.
Состав слова
–19 часов |
|
||||||||||
1. |
Однокоренные слова. Части
слова: корень, приставка, суффикс, окончание. |
|
Единообразнообразное
написание корня в однокоренных словах |
|
Составление предложений по
картинке. |
Раскладушка «Состав слова» Таблица «Корень слова» |
Словарный диктант |
||||
2. |
Приставка. Словообразовательная роль приставок |
|
Место приставки в слове. |
Делегат документ |
Составление словосочетаний,
предложений со словарными
словами. Рассуждения о комичности
текста. |
Таблица «Приставка» |
Карточка «Приставка или
предлог?» |
||||
3. |
Правописание приставок |
|
Приставка |
|
Подбор концовки текста,
распространение мысли каждой части текста примерами. Составление диалога по
картинке. |
Таблица «Приставка» |
|
||||
4. |
Суффикс.
Словообразовательная роль суффикса |
|
Правописание приставок. |
|
Дополнение определения
суффикса. .Работа по картинке, употребление уменьшительно-ласкательных
суффиксов. Восстановление
последовательности частей сказки. |
Таблица «Суффикс» |
Дополни текст
уменьшительно-ласкательными формами слов. |
||||
5. |
Окончание – изменяемая
часть слова. |
|
Словообразовательная роль
суффикса |
|
Дополнение определения. Выделение словосочетаний из
предложения. Составление словосочетаний и предложений. |
Таблица «Окончание» |
Зрительно-предупредительный
диктант |
||||
6. |
Закрепление знаний о
составе слова. |
|
Корень, окончание,
приставка, суффикс |
|
Подбор разных частей речи,
озаглавливание текста. |
|
Самостоятельная работа: разбор слов по
составу |
||||
7. |
Единообразное написание
гласных и согласных в корне слова |
|
Словарные слова. Правило проверки безударных
гласных в корне слова |
береза осина ольха горох морковь огурец |
Дополнение объяснения
орфограммы. |
Таблица «Правописание
безударной гласной в корне» |
Карточка «Подбери
проверочные слова» |
||||
8. |
Единообразное написание
согласных в корне слова. Непроверяемые написания. |
|
Однокоренные слова |
насекомое |
Дополнение объяснения орфограмм. Составление предложений и словосочетаний со
словарным словом. Восстановление
деформированного текста. |
Таблица «Правописание
парных звонких и глухих согласных» |
Контрольное списывание. |
||||
9. |
Непроизносимые согласные в
корне. |
|
Однокоренные слова |
государство население |
Дополнение объяснения
орфограмм. Составление и запись
краткой статьи о буром медведе. Составление предложений и словосочетаний со
словарными словами. |
Таблица «Непроизносимые
согласные в корне» |
Словарный диктант |
||||
10. |
Гласные и согласные в
приставках |
|
Правописание гласных и
согласных в приставках |
|
Краткий пересказ текста. |
Таблица «Правописание
безударной гласной в корне» |
Комментированное письмо. |
||||
11. |
Разделительный твердый знак
(ъ) после приставок |
|
Приставка |
|
Дополнение правила.
Составление словосочетаний. Правда и вымысел в тексте. |
Таблица «Разделительный
твердый знак» |
Умение составлять
словосочетания. |
||||
12. |
Приставка и предлог |
|
Разделительный твердый знак
(Ъ ) после приставок. |
|
Составление словосочетаний
и предложений. Составление рассказов двух приятелей по данному диалогу.
Правила диалога. |
Таблица «Правописание
предлогов» |
Карточка «приставка или
предлог» |
||||
13. |
Правописание приставок и
предлогов |
|
Приставка и предлог |
лекарство рецепт |
Деление текста на части
по данному плану. Дополнение диалога
репликами (выбрать из данных). |
Таблица «Правописание
предлогов» |
Зрительно-предупредительный
диктант |
||||
14. |
Сложные слова с соединительными гласными о и е. |
|
Корень слова |
|
Составление словосочетаний
со сложными словами. |
Таблица «Сложные слова» |
Комментированное письмо. |
||||
15. |
Правописание сложных слов с
соединительными гласными о и е. |
|
Простейшие написания
сложных слов с соединительн. гласными о
и е |
беречь стеречь |
Составление предложений и
словосочетаний со словарными словами. Заголовок текста. |
Таблица «Сложные слова» |
Выборочное списывание
«Вспомни правила правописания» (заполнение таблицы) |
||||
16. |
Урок развития письменной
связной речи. Сочинение по картине
В.Г. Перова «Охотники на привале» по данному плану и опорным словосочетаниям. |
|
|
|
Ответы на вопросы.
Составление предложений с данными словосочетаниями. |
Репродукция картины В.Г.
Перова «Охотники на привале». |
Определение уровня умения
самостоятельно писать сочинение по
данному началу и картине |
||||
17. |
Обобщение
по теме «Состав слова» |
|
Разбор слов по составу |
|
|
|
Карточка «Поставь е или о в
сложных словах» |
||||
18. |
Контрольный диктант по теме
«Состав слова. Правописание гласных и согласных в корне и приставке. Сложные
слова» |
|
Грамматическое задание:
разбор по составу |
|
|
|
Определение уровня знаний
по теме при письме под диктовку и выполнении грамматического задания |
||||
19. |
Работа над ошибками |
|
|
|
|
|
Разбор ошибок, допущенных в
диктанте, объяснение правописания |
||||
III.
Имя существительное – 15 часов |
|||||||||||
1. |
Имя существительное.
Основные грамматические категории имени существительного. |
|
Род, число, падеж
существительного. |
|
Краткий пересказ сказки по
опорным существительным, составление предложений с данными существительными
на тему сказки. |
Таблица «Имя
существительное» |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
||||
2. |
Имена существительные
собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные |
|
Правописание собственных
имен существительных. |
|
Дополнение определения. Объяснение смысла пословиц
и поговорок. |
Таблица «Правописание
собственных имен существительных» |
Карточка «Имена собственные
и нарицательные» |
||||
3. |
Контрольный диктант за 1
четверть «Состав слова. Орфограммы корня слова. Приставки и предлоги. Сложные
слова» |
|
|
|
|
|
|
||||
4. |
Работа над ошибками. |
|
|
|
|
|
|
||||
5. |
Существительные мужского и
женского рода на шипящие |
|
Имена сущ. собственные и
нарицательные, одушевлённые и
неодушевлённые. |
|
Дополнение предложений
существительными. Изменение числа
существительных. |
Таблица «Правописание Ь
после шипящих» |
Карточка «Нужен ь или нет?»
(на конце существительных после шипящих). |
||||
6. |
Склонение имен
существительных. |
|
Существительные мужского и
женского рода на шипящие |
|
Дополнение объяснений, как
определить падеж существительного. Дополнение предложений фразеологизмами. |
Таблица «Падежи имён
существительных» |
Письмо по памяти. |
||||
7. |
Три типа склонения имён
существительных. |
|
Склонение имен
существительных. |
гастроном универмаг продавец |
Составление
предложений и словосочетаний. |
Таблица «Три склонения имен
существительных» |
Выборочное списывание. |
||||
8. |
Правописание падежных
окончаний имен существительных в
единственном числе |
|
Правописание
существительных с шипящей на конце. |
|
Дополнение объяснения правописания
безударных окончаний существительных. Значения однокоренных слов. |
Таблица «Склонение имён
существительных» |
Словарный диктант. |
||||
9. |
Ударные и безударные
окончания существительных 1-го склонения |
|
Определение склонения имен
сущ. по роду и окончанию |
|
Дополнение объяснения
правописания безударных гласных в окончании существительных. Ответы на
вопросы с опорой на данные существительные. |
Таблица «Падежи имен
существительных» |
Контрольное списывание
«Вставить пропущенные окончания существительных». |
||||
10. |
Ударные и безударные
окончания существительных 2-го склонения |
|
Ударные и безударные
окончания существительных 1-го склонения |
стадион тренер бассейн тренировать |
Составление продолжения
сказки по данному началу. Составление предложений и словосочетаний со
словарными словами. Выразительное чтение стихотворения. |
Таблица «Падежи имен
существительных» |
Контрольное списывание
«Вставить пропущенные окончания существительных». |
||||
11. |
Ударные и безударные
окончания существительных 3-го склонения |
|
Ударные и безударные
окончания существительных 2-го склонения |
независимость |
Устные высказывания по
прочитанному тексту. Составление предложений и
словосочетаний со словарными словами |
Таблица «Падежи имен
существительных» |
Склонение существительного
3-го склонения. Карточка «Вставь безударные окончания существительных». |
||||
12. |
Урок развития письменной
связной речи. Деловое письмо. Объяснительная записка. |
|
Деловые бумаги |
|
Составление текста
объяснительной записки. |
Образец объяснительной
записки |
Самостоятельная работа: составление объяснительной записки
по заданной теме |
||||
13. |
Правописание падежных
окончаний существительных во множественном
числе |
|
Правописание падежных
окончаний имен существительных в
единственном числе |
токарь слесарь аппарат тротуар монтаж масштаб |
Дополнение вывода. Составление словосочетаний
с существительными множественного числа. |
Таблица «Падежи имен
существительных» |
Словарный диктант |
||||
14. |
Существительные
множественного числа родительного падежа с шипящими на конце. |
|
Правописание падежных
окончаний имен сущ. в ед. и мн. числе |
|
Ответы на вопросы по
содержанию текста |
|
Выборочный диктант «Нужен
мягкий знак или нет» |
||||
15. |
Обобщающий урок по теме
«Существительное» |
|
Правописание падежных
окончаний имен сущ. в ед. и мн. числе |
|
|
|
Карточка «Вставь безударные
окончания существительных» |
||||
IV.
Имя прилагательное – 14 часов |
|||||||||||
1. |
Имя прилагательное как
часть речи. Значение прилагательных в речи |
|
Признаки предмета |
|
Определение темы рисункам.
Подбор прилагательных, обозначающих признаки данных предметов, по вопросам, с
опорой на картинку. .Дополнение определения имени прилагательного. |
Таблица «Имя
прилагательное» |
Распространение текста
прилагательными |
||||
2. |
Согласование имен
прилагательных с именами существительными в роде, числе, падеже |
|
Род и число прилагательных |
электричество |
Составление предложений и
словосочетаний со словарным словом. Подбор прилагательных к существительным. |
Таблица падежных окончаний
прилагательных. |
Постановка прилагательного
в нужной форме. |
||||
3. |
Склонение имен
прилагательных мужского и среднего рода |
|
Согласование имен
прилагательных с именами существительными
в роде, числе, падеже |
почерк |
Дополнение вывода.
Определение темы предложений. |
Таблица падежных окончаний
прилагательных мужского и среднего рода |
Контрольное списывание с
изменением формы прилагательных. |
||||
4. |
Правописание окончаний
прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. |
|
Склонение имен
прилагательных мужского и среднего рода |
процент |
Устный рассказ о В.Мономахе. Упражнения в согласовании
прилагательных с существительным.
Ответы на вопросы по диалогу. |
Таблица падежных окончаний
прилагательных мужского и среднего рода |
Письмо по памяти |
||||
5. |
Склонение имен
прилагательных женского рода. |
|
Согласование имен
прилагательных с именами существительными
в роде, числе, падеже |
платформа республика |
Составление предложений и
словосочетаний со словарными словами Распространение текста данными
прилагательными. Дополнение объяснения. |
Таблица падежных окончаний
прилагательных женского рода |
Карточка «Вставь окончания
прилагательных» |
||||
6. |
Правописание окончаний
прилагательных женского рода в
единственном числе. |
|
Склонение имен
прилагательных женского рода |
милиция |
Составление предложений и
словосочетаний со словарными словами. .Составление вопросов к данной статье. |
Таблица падежных окончаний
прилагательных женского рода |
Распространение текста
прилагателоьными. |
||||
7. |
Закрепление знаний о
правописании родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном
числе |
|
Склонение имен
прилагательных мужского, среднего и женского рода |
|
Определение главной мысли текста, озаглавливание. Восстановление
деформированного текста. |
Таблица падежных окончаний
прилагательных. |
Комментированное письмо. |
||||
8. |
Склонение имен
прилагательных во множественном числе |
|
Родовые окончания
прилагательных |
|
Работа с синонимами.
Дополнение объяснения написания безударных окончаний прилагательных. |
Таблица падежных окончаний
прилагательных во множественном числе. |
Контрольное
списывание «Вставить безударные гласные в окончания прилагательных
множественного числа». |
||||
9. |
Правописание окончаний
прилагательных во множественном числе |
|
Склонение имен
прилагательных во множественном числе. |
спектакль антракт гардероб |
Составление словосочетаний
с данными предлогами. Дополнение диалога вопросами одного из собеседников. Определение
отношения автора к описываемым событиям, озаглавливание текста. |
Таблица падежных окончаний
прилагательных во множественном числе |
Письмо по памяти. |
||||
10. |
Упражнения в правописании
безударных окончаний имён прилагательных. |
|
Состав слова |
|
Рассуждение по данному
алгоритму. Определение отношения автора к описываемым фактам. Составление высказывания
«Каков мастер, такова и работа» по данному образцу, сюжетным картинкам и
вопросам. |
Таблицы родовых окончаний
прилагательных. |
Объяснительный диктант. |
||||
11. |
Урок развития письменной
связной речи. Деловое письмо. Заметка
в стенгазету |
|
Родовые окончания
прилагательных. |
Родина |
Составление заметки о своем
любимом дне |
Газеты для детей |
|
||||
12. |
Обобщающий урок по теме
«Имя прилагательное» |
|
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных |
|
|
|
Карточка «Вставить
пропущенные окончания прилагательных» |
||||
13. |
Проверочный диктант по теме
«Имя прилагательное. Имя существительное. Правописание безударных окончаний
существительных и придагательных» |
|
Правописание родовых и
падежных окончаний имен прилагательных, существительных |
|
Ответы на вопросы по
содержанию текста |
|
Определение уровня знаний
по теме при письме под диктовку и выполнении грамматического задания |
||||
14. |
Работа над ошибками. |
|
Родовые окончания прилагательных |
Родина |
|
|
Комментированное письмо |
||||
V.
Местоимение – 16 часов |
|
||||||||||
1. |
Понятие о местоимении.
Значение в речи |
|
Части речи |
|
Определение темы рисунка,
составление предложений на данную тему. Составление пар предложений
с использованием личных местоимения для связи предложений. |
Таблица «Местоимение» |
Карточка «Найди и подчеркни
местоимения» |
||||
2. |
Роль местоимения в
предложении |
|
Главные и второстепенные
члены предложения |
|
Распространение предложений
второстепенными членами. Пересказ текста по опорным
выражениям. |
Таблица «Местоимение» |
Карточка «Замени выделенные
существительные местоимениями». |
||||
3. |
Контрольный диктант за 2
четверть «Правописание безударных окончаний существительных и прилагательных» |
|
|
|
|
|
|
||||
4. |
Работа над ошибками |
|
|
|
|
|
|
||||
5. |
Личные местоимения 1, 2, 3
лица единственного и множественного числа |
|
Понятие о местоимении |
мороженое |
Выразительное чтение
стихотворения. Изменение диалога.
Выбор предложений для рекламы по данным иллюстрациям. Обсуждение, для
чего служит реклама. |
Таблица «1, 2, 3 лицо
местоимений» |
Выборочный диктант. |
||||
6. |
Склонение местоимений я и мы(1-го лица единственного и
множественного числа) |
|
Падежные вопросы. |
|
Запись текста с изменением
лица. |
Таблица «1, 2, 3 лицо
местоимений» |
Письмо по памяти. |
||||
7. |
Личные местоимения 2-го
лица. Склонение местоимения ты и вы (2-го лица единственного и множественного числа числа). |
|
Падежные вопросы. |
шахматы |
Устный рассказ, как мама
заботится о детях. Знакомство с газетой «Пионерская правда». Дополнение
предложений и текста местоимением вы в разных падежных формах. |
Таблица «1, 2, 3 лицо
местоимений» |
Списывание с изменением
формы местоимения ты. |
||||
8 |
Род личных местоимений 3-го
лица единственного числа |
|
Род имён существительных. |
стадион спектакль |
Выразительное чтение
стихотворения, рассказ о том, что нужно для приготовления плова. Замена
повторяющихся существительных в тексте местоимениями. |
Таблица «1, 2, 3 лицо
местоимений» |
Выборочный диктант. |
||||
9. |
Склонение местоимений 3
лица единственного числа. |
|
Падежные вопросы. |
|
Замена местоимений 3 лица
существительными в тексте. |
Таблица «Склонение личных
местоимений 3 лица». |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
||||
10. |
Склонение личного
местоимения 3-го лица множественного числа (они). |
|
Единственное и
множественное число существительных. |
|
Главная мысль текста и
заголовок. |
Таблица «1, 2, 3 лицо
местоимений» |
Письмо по памяти. |
||||
11. |
Раздельное написание
предлогов с местоимениями |
|
Личные местоимения 3-го
лица мн. числа |
кабинет бригада |
Дополнение предложений
местоимениями третьего лица в разных падежных формах. Оценка авторского
отношения к героям. |
Таблица «1, 2, 3 лицо
местоимений» |
Выборочный диктант. |
||||
12. |
Упражнение в употреблении
местоимений в речи. |
|
Раздельное написание
предлогов с местоимениями. |
|
Замена повторяющихся
существительных в тексте местоимениями. |
Таблица «1, 2, 3 лицо
местоимений» |
Контрольное списывание. |
||||
13. |
Обобщающий урок по теме
«Местоимение». |
|
Правописание местоимений |
температура |
Рассуждение по алгоритму. Определение темы
предложений. Восстановление деформированного текста письма. |
Таблица «1, 2, 3 лицо
местоимений» |
Индивидуальная письменная
работа по теме с целью выяснения уровня сформированности знаний и умений
учащихся. |
||||
14. |
Проверочный диктант по теме
«Правописание местоимений» с выполнением грамматического задания. |
|
Правописание местоимений |
|
Обсуждение содержания
текста, ответы на вопросы |
|
Определение уровня знаний
по теме при письме под диктовку и выполнении грамматического задания |
||||
15. |
Работа над ошибками. |
|
|
|
Объяснение правописания
слов с допущенными в диктанте ошибками |
Таблица «1, 2, 3 лицо
местоимений» |
Контроль навыков работы над
ошибками. |
||||
16. |
Урок развития письменной
связной речи. Сочинение творческого
характера «Чему научила меня школа» |
|
|
|
Рассуждение на предложенную
тему. Составление плана сочинения. |
|
Определение уровня сформированности
умения рассуждать по теме, самостоятельно записывать рассуж-дения |
||||
VI.
Глагол – 36 часов |
|||||||||||
1 |
Понятие о глаголе как части
речи. |
|
Части речи |
портфель конфета минута |
Ответы на вопросы по
иллюстрации, подбор глаголов с переносным значением. Размышления о пользе школы. |
Таблица «Глагол» |
Карточка «Вставьте глаголы
в текст по смыслу» |
||||
2 |
Роль глаголов в речи. |
|
Понятие о глаголе |
|
Глаголы разных
семантических групп. Дополнение диалога
глаголами речи. Глаголы-антонимы. |
Таблица «Глагол» |
Выборочный диктант. |
||||
3 |
Изменение глаголов по временам. Настоящее время |
|
Роль глагола в предложении |
|
Дополнение описания картины
И.И. Левитана «Вечерний звон» по опорным глаголам. |
Таблица «Время глагола» |
Карточка «Определи время
глагола» |
||||
4. |
Изменение глаголов по
временам. Прошедшее время |
|
Время глагола |
патриот |
Изменение времени
изложения. |
Таблица «Время глагола» |
Творческое списывание. |
||||
5. |
Изменение глаголов по
временам. Будущее время |
|
Время глагола |
литература |
Заголовок текста.
Восстановление последовательности частей текста. |
Таблица «Время глагола» |
Контрольное списывание. |
||||
6. |
Упражнения в изменении
глаголов по временам. |
|
Изменение глагола по
временам (настоящее, прошедшее, будущее) |
|
Исправление речевых ошибок
в сложных предложениях (единообразии временных форм глаголов частей сложного
предложения). |
Таблица «Время глагола» |
Карточка «Поставь глаголы в
прошедшем времени» |
||||
7. |
Изменение глаголов по
числам |
|
Изменение глагола по
временам (настоящее, прошедшее, будущее) |
родник |
Дополнение вывода. Подбор существительным к глаголам (согласование в числе).
Дополнение предложений глаголами с опорой на иллюстрацию. Сравнение текста и
иллюстрации (полнота описания жилища) |
Таблица «Изменение глаголов
по числам» |
Редактирование текста с
изменением числа глаголов. |
||||
8. |
Упражнения в изменении
глаголов по числам. |
|
Изменение глаголов по числам |
осина |
Изменение
числа глаголов в тексте, внесение нужных исправлений в предложения. Устное
описание осинки одними глаголами и
одними прилагательными. Исправление речевых ошибок (единообразное число
однородных сказуемых в предложении). |
Таблица «Изменение глаголов
по числам» |
Карточка «Поставь глаголы в
нужном числе» (согласование подлежащего и сказуемого в числе) |
||||
9. |
Изменение глаголов
прошедшего времени по родам и числам |
|
Прошедшее время глаголов |
экзамен |
Устные ответы на вопросы по
тексту. |
Таблица «Правописание
окончаний глаголов прошедшего времени» |
Редактирование текста
(изменение рода глаголов прошедшего времени). |
||||
10. |
Родовые окончания глаголов
прошедшего времени в единственном числе |
|
Прошедшее время глаголов |
велосипед |
Составление
нераспространённых предложений по предметным картинкам. Синонимические замены
существительных в предложениях. |
Таблица «Правописание окончаний глаголов прошедшего времени» |
Карточка «О или а?»
(различение глаголов прошедшего времени женского и среднего рода) |
||||
11. |
Правописание окончаний глаголов прошедшего времени в
единственном и множественном числе |
|
Изменение глаголов
прошедшего времени по родам и числам |
хирург |
Определение темы текста.
Согласование глаголов прошедшего времени и существительных в числе и роде. |
Таблица «Правописание окончаний глаголов прошедшего времени» |
Карточка «Определить число
и род глаголов прошедшего времени». |
||||
12. |
Упражнения в правописании
окончаний глаголов прошедшего времени. |
|
Родовые окончания глаголов
прошедшего времени в единственном числе |
мастер |
Изменение числа глаголов
прошедшего времени в данном тексте. |
Таблица «Правописание окончаний глаголов прошедшего времени» |
Комментированное письмо. |
||||
13. |
Урок развития письменной
речи. Деловое письмо. Заявление. |
|
|
|
|
Образец заявления. |
Употребление изученных
правил на письме. |
||||
14. |
НЕ с
глаголами. |
|
|
Рождество Христос |
Сравнение значений глаголов
с частицей не и без неё в предложениях. Основная мысль текста и заголовок. |
Таблица «Правописание НЕ с
глаголами» |
Карточка «Подчеркнуть
глаголы с отрицательным значением». |
||||
15. |
Правописание НЕ
с глаголами |
|
Неопределенная частица НЕ с глаголами |
последствия операция |
Подбор к именам
существительным однокоренных глаголов. Употребление в тексте, где
нужно, частицы не перед глаголами. |
Таблица «Правописание НЕ с
глаголами» |
Письмо по памяти. |
||||
16. |
Употребление глаголов с
частицей не в речи. |
|
Правописание НЕ
с глаголами |
|
Работа с пословицами и
поговорками. Исправление недочётов в тексте (использование не с глаголами). |
Таблица «Глаголы-исключения» |
Объяснительный диктант. |
||||
17. |
Проверочный диктант по теме
«Изменение глаголов по временам и числам. Не с глаголами. Родовые окончания
глаголов прошедшего времени» с грамматическим заданием |
|
|
|
Ответы на вопросы по
содержанию текста |
|
Определение уровня знаний
по теме при письме под диктовку и выполнении грамматического задания |
||||
18. |
Работа над ошибками |
|
|
|
Объяснение правописания
слов с допущенными в диктанте ошибками |
|
Словарный диктант |
||||
19. |
Изменение глаголов
настоящего и будущего времени по лицам |
|
Лицо и число местоимений. |
рельсы соловей |
Согласование местоимения и
глагола в лице и числе. |
Таблица «Личные
местоимения» |
Зрительно-предупредительный
диктант |
||||
20. |
Глаголы 1-го лица
единственного и множественного числа. |
|
Лицо и число местоимений |
флюгер соседний балалайка |
Работа с прибауткой
(основная мысль). Озаглавливание текста. Замена местоимения мы на местоимения
я в тексте, изменение формы глаголов |
Таблица «Вопросы глаголов
1-го лица» |
Объяснительный диктант |
||||
21. |
Глаголы 2-го лица
единственного и множественного числа. |
|
Правописание собственных
имен существительных. Обращения в предложениях. |
герб олень Ярославль Ростов Великий Суджа Свияжск |
Беседа о гербах русских
городов. |
Таблица «Вопросы глаголов
2-го лица» |
Карточка «Допиши окончания
глаголов 2 лица». |
||||
22. |
Глаголы 3-го лица
единственного и множественного числа |
|
Лицо и число местоимений |
материк планета |
Дополнение текста примерами
на данную тему. Пересказ текста по опорным выражениям. |
Таблица «Вопросы глаголов
3-го лица» |
Карточка «Поставь глаголы в
нужном лице и числе» |
||||
23. |
Глаголы
на –ся или -сь |
|
Глаголы 1, 2, 3 лица |
невидимка материя |
Составление предложений с
возвратными глаголами. Заголовок текста. |
|
Зрительно-предупредительный
диктант. |
||||
24. |
Употребление глаголов на –ся, -сь в речи. |
|
Глаголы 1, 2, 3 лица |
торбочка милостыня многогрешный |
Употребление возвратных
глаголов в тексте и предложениях. |
|
Карточка «Исправь ошибки»
(использование возвратных и невозвратных глаголов в предложениях). |
||||
25. |
Урок развития письменной
речи. Изложение по коллективно составленному плану с элементами сочинения. |
|
|
|
Составление плана. |
|
Употребление изученных
правил в собственной письменной речи. |
||||
26. |
Правописание личных
окончаний глаголов во 2-м лице единственного числа. |
|
|
удочка червяк поплавок бидон милосердие сочувствие |
Выразительное чтение
стихотворения. Дополнение текста глаголами, подходящими по смылу. |
Таблица «Правописание
личных окончаний глаголов 2-го лица единственного числа» |
Распространение текста
глаголами 2 лица единственного числа. |
||||
27. |
Работа над ошибками. |
|
|
|
Составление предложений,
распространений предложений. |
Таблица «Изменение глаголов
по лицам» |
Умение определять число и
лицо глаголов. |
||||
28. |
Упражнение в правописании
окончаний глаголов 2-го лица единственного числа |
|
|
|
Замена местоимения я местоимением ты в тексте, внесение нужных изменений в предложения. Составление
вопросов к тексту. |
Таблица «Правописание
личных окончаний глаголов 2-го лица единственного числа» |
Комментированное письмо. |
||||
29. |
Правописание глаголов в 3-м
лице с –ся на конце. |
|
3-е лицо глаголов |
ураган |
Тема текста. Различение возвратных и невозвратных
глаголов в речи. Выразительное чтение стихотворения. |
Таблица «Вопросы глаголов
3-го лица» |
Составление памятки «Будь
здоров!» |
||||
30. |
Дифференциация глаголов на
–тся и существительных на –ца. |
|
Существительные на –ца. |
|
Упражнения в
словообразовании. Дополнение предложений глаголами на –тся и существительными
на –ца. |
Таблица «Части речи» |
Письмо по памяти. |
||||
31. |
Упражнение в правописании
глаголов 3-го лица с –ся на конце. |
|
Правописание глаголов в 3-м
лице |
почтальон |
Соотнесение рисунка и
текста. Беседа о перелётных птицах. |
Таблица «Вопросы глаголов
3-го лица» |
Комментированное письмо |
||||
32. |
Закрепление знаний учащихся
по теме «Глагол как часть речи». |
|
Части речи. Грамматические
признаки глаголов. |
|
Рассуждение по данному
алгоритму. Составление диалога из
данных реплик. Семантические группы глаголов. Исправление речевых ошибок в
предложениях (видо-временные формы глаголов в роли однородных сказуемых). |
Таблица «Вопросы глаголов
3-го лица» |
Объяснительный диктант. |
||||
33. |
Упражнения в правописании и
использовании глаголов в речи. |
|
Окончания глаголов
прошедшего времени. Мягкий знак после шипящих на конце существительных и
глаголов. Не с глаголами. |
|
Составление описания
картины В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» по
данному началу, заключению и вопросам к основной части. |
Таблицы «Окончания глаголов
прошедшего времени», «Правописание окончаний глаголов 2-го лица единственного
числа» Репродукция картины В.М. Васнецова «После побоища Игоря Святославича с
половцами» |
Комментированное письмо.
Определение уровня сформированности навыков правописания при оформлении
письменного связного высказывания. |
||||
34. |
Урок развития письменной
связной речи. Изложение «Гибель «Титаника» по данному плану и опорным словам. |
|
|
пассажирский пароход айсберг шлюпка мужчина женщина |
Анализ текста. Составление
плана, выбор опорных глаголов из текста. Устный и письменный пересказ по
плану и опорным глаголам. |
|
Определение уровня
сформированности навыков пересказа и оформления письменных высказываний. |
||||
35. |
Обобщающий урок по теме
«Глагол». |
|
Правописание глаголов. |
процессы |
Исправление речевых ошибок
в предложениях. |
|
Карточки «Вставьте –тсся,
-ться, -ца» |
||||
36. |
Урок
развития письменной связной речи. Деловое письмо. Письмо-поздравление.
Письмо. |
|
Обращение |
|
|
Поздравительные открытки |
Определение уровня
сформированности практических навыков
составления текста поздравительного письма с соблюдением изученных
правил. |
||||
VII . Предложение – 19 часов |
|||||||||||
1. |
Простое предложение. Интонационная и смысловая
законченность предложения. Главные и второстепенные члены предложения. |
|
Границы предложения |
|
Составление предложения по
сюжетной картинке. Выразительное чтение. Определение границ предложений. |
Таблица «Члены предложения» |
Словарный диктант |
||||
2. |
Простое и сложное
предложение |
|
Разбор по членам
предложения |
акробат шарманка |
Составление сложных
предложений из данных частей с опорой на сюжетные картинки. Составление пар
предложений, связанных по смыслу. |
Схемы простого и сложного
предложения |
Карточка «Поставь, где
надо, запятые» |
||||
3. |
Различение простых и
сложных предложений. Распространённые и нераспространённые предложения. |
|
Простое и сложное
предложения |
|
Выражение одной и той же
мысли с помощью простого и сложного предложения. Распространение текста с
опорой на иллюстрацию. |
Схемы простого и сложного
предложения |
Распространение предложений
с опорой на картину. |
||||
4. |
Простое предложение с
однородными членами |
|
Однородные члены
предложения |
калитка пассажир багаж саквояж |
Дополнение объяснения. Беседа о развитии
строительных технологий. |
Схема «Однородные члены
предложения» |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
||||
5. |
Главные и второстепенные
члены предложения в качестве однородных. |
|
Главные и второстепенные
члены предложения. |
чемодан |
Беседа о творчестве М.
Горького. Дополнение предложений однородными членами. |
Таблица «Члены предложения» |
Карточка «Распространение
предложений однородными членами». |
||||
6. |
Однородные члены
предложения с союзами и, а, но и без союзов |
|
Знаки препинания при
однородных членах |
|
Пересказ текста по опорным
словам (ряды однородных членов). |
Таблица «Знаки препинания
при однородных членах» |
Дополнение предложений
однородными членами. |
||||
7. |
Однородные члены
предложения с повторяющимся союзом и |
|
Правописание имен
собственных |
Москва Суздаль Тверь Владимир сметана майонез консервируют |
Дополнение диалога
репликами из ряда данных. Определение темы предложений. |
Таблица «Знаки препинания
при однородных членах» |
Словарный диктант. |
||||
8. |
Правописание однородных
членов предложения с повторяющимся союзом и |
|
Знаки препинания при
однородных членах |
поэзия лукоморье |
Дополнение предложений
однородными членами. Беседа о творчестве А.С. Пушкина. |
Таблица «Знаки препинания
при однородных членах» |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
||||
9. |
Обобщение по теме «Однородные члены предложения» |
|
Знаки препинания при
однородных членах |
песец лемминг лишайник |
Составление предложений со
словами-отгадками с использованием текста загадки. Беседа о животных Севера. |
Таблица «Знаки препинания
при однородных членах» |
Карточка «Вставь, где надо,
запятые» |
||||
10. |
Урок развития письменной
связной речи. Изложение
текста-описания картины М.А. Врубеля «Царевна Лебедь» |
|
|
картина кокошник |
Обсуждение репродукции картины. .Пересказ текста по опорным
однородным членам. Озаглавливание и запись
текста. |
Таблица «Знаки препинания
при однородных членах» |
Определение уровня
сформированности умений оформлять составленный текст изложения с соблюдением
изученных правил. |
||||
11. |
Сложное предложение |
|
Простое предложение |
солнце |
Дополнение вывода.
Составление сложных предложений. |
Схемы сложных предложений с
союзами и без союзов |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
||||
12. |
Сложные предложения с
союзами и, а, но |
|
Сложное предложение |
пшеница Хоттабыч халат чалма портрет костюм |
Дополнение вывода.
Составление сложных предложений Дополнение сложных
предложений союзами. |
Схемы сложных предложений с
союзами и, а, но |
Письмо по памяти. |
||||
13. |
Правописание сложных
предложений с союзами и, а, но |
|
Сложные предложения с
союзами и, а, но |
лягушки |
Пересказ текста с опорой на
нераспространённые предложения. |
Схемы сложных предложений с
союзами и, а, но |
Объяснительный диктант. |
||||
14. |
Обращение |
|
|
березка |
Дополнение диалога
обращениями. |
Таблица «Обращение» |
Карточка «Поставь, где
надо, запятые». |
||||
15. |
Знаки препинания при
обращении. |
|
Обращение |
центнер бутерброд программа |
Определение отношения к
человеку по используемым в его адрес обращениям. Дополнение предложений
обращениями. |
Таблица «Знаки препинания
при обращении» |
Дополнение текста
обращениями. |
||||
16. |
Знаки препинания в простых
и сложных предложениях. |
|
Знаки препинания при
обращении, однородных членах предложения, между частями сложного предложения. |
пингвин лестница молоток объявление электромонтер |
Определение настроения
текста. Дополнение диалога репликами. |
Таблица «Знаки препинания
при обращении» |
Комментированное письмо. |
||||
17. |
Обобщение по теме
«Предложение» |
|
|
|
Составление предложений по
опорным выражениям, схемам, данному началу. Исправление речевых ошибок в
предложении. |
|
Объяснительный диктант. |
||||
18. |
Проверочный диктант по теме
«Предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Предложения с
однородными членами. Обращение» |
|
|
|
Ответы на вопросы по
содержанию текста |
|
Определение уровня знаний
по теме при письме под диктовку и выполнении грамматического задания |
||||
20. |
Работа над ошибками |
|
|
|
1.Анализ допущенных в
диктанте ошибок, объяснение орфограмм 2.Работа с тетр.
«Предложение» |
|
Самоконтроль: подбор слов
для проверки допущенных ошибок при фронтальной и индивидуальной работе |
||||
VIII. Повторение – 9 часов |
|||||||||||
1. |
Повторение тем: «Состав
слова», «Части речи», «Предложение». Правописание гласных и согласных в
приставках. Разделительный ъ. |
|
Состав слова Части речи Предложение |
|
Составление предложений по
иллюстрации. Дополнение диалога репликой. |
Схема «Разбор слова по
составу», таблица «Знаки препинания при обращении» |
Карточка «Вставь ъ или ь» |
||||
2. |
Правописание безударных
гласных в корне слова и окончаниях различных частей речи. |
|
Правописание гласных и
согласных в корне |
|
Ответы на вопросы по
тексту-описанию картины И.А.
Айвазовского «Девятый вал» |
Таблица «Орфограммы корня
слова». Репродукция картины И.А.Айвазовского «Девятый вал» |
Карточка «Вставь безударные
гласные». |
||||
3. |
Урок развития письменной
связной речи. Деловое письмо. Объявление. |
|
|
инструмент |
Составление текста
объявления по опорным словам, в соответствии с целью сообщения. |
Образцы объявлений. |
Применение навыков при
оформлении деловой бумаги. |
||||
4. |
Правописание приставок и
предлогов на примере личных местоимений и глаголов. |
|
Правописание приставок и
предлогов. |
|
Составление
словосочетаний. Использование синонимических замен в тексте. Замена повторяющихся существительных в
тексте личными местоимениями. |
Таблица
«Правописание безударных гласных имён существительных» |
Карточка «Где приставка,
где предлог?» |
||||
5. |
Правописание не с
глаголами, сочетаний –тся, ться. |
|
Окончания глаголов
прошедшего времени. Сочетание -тся в глаголах
3-го лица. |
|
Объяснение правописания
окончаний прилагательных по данному алгоритму. Распространение
текста-описания картины И.И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» прилагательными. |
Таблица «Правописание
окончаний имен прилагательных» Репродукция картины И.И.
Шишкина «Утро в сосновом лесу». |
Объяснительный диктант.
Выборочный диктант. |
||||
6. |
Правописание мягкого знака
после шипящих в существительных и глаголах |
|
Окончания глаголов 2-го
лица единственного числа. |
|
Ответы на вопросы по
тексту. |
|
Словарный диктант. |
||||
7. |
Простое и сложное
предложение |
|
Знаки препинания в простом
предложении с однородными членами, при обращении и сложном
предложении. |
|
Восстановление
последовательности частей текста. Краткое изложение биографии И.А. Крылова по
данному плану с изменением времени глаголов. |
Таблица «Лицо и число
местоимений» |
Письмо по памяти. |
||||
8. |
Контрольный диктант за год |
|
|
|
Ответы на вопросы по
содержанию текста |
|
Определение уровня знаний по теме при письме под
диктовку и выполнении грамматического задания. |
||||
9. |
Работа над ошибками |
|
|
|
Составление текста
телеграммы родственникам. |
|
Подбор слов для проверки
допущенных ошибок. |
||||