Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл., ул. Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:
________________________________________________________________________
Утверждена приказом директора школы:
№______ от «___»________20___ года
Директор школы: ___________________
учебного курса «Письмо и развитие речи»
в 8 классе
________учебный год
Учителя русского языка
______________________
Пояснительная записка
Рабочая программа учебного курса письма и развития речи в 8 классе составлена в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (Программа для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1 Под ред. В.В.Воронковой, М., «Владос», 2000) и учебником русского языка для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида авторов - Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской (М., «Просвещение», 2006).
Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа – неделю.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся:
Учащиеся должны знать:
- писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, различать части речи;
- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;
- писать изложение и сочинение;
- оформлять деловые бумаги;
- пользоваться школьным орфографическим словарем.
Учащиеся должны знать:
- части речи;
- наиболее распространенные правила правописания слов.
Тематическое планирование уроков письма и развития речи в 8 классе СКОУ
VIII вида (136 ч)
№ п/п |
Наименование разделов |
Всего часов |
Уроки развития письменной связной речи |
Контрольные уроки |
|
I |
Повторение |
4 ч |
|
Контрольный диктант. |
|
II |
Состав слова |
15 ч |
Деловое письмо.
Объяснительная записка. |
Проверочный диктант по теме «Состав слова» с грамматическим заданием. |
|
|
|||||
III |
Части речи. Имя существительное |
14 ч |
Деловое письмо.
Автобиография. Анкета. |
Контрольный диктант по теме
«Имя существительное» с грамматическим заданием. |
|
IV |
Имя прилагательное |
16 ч |
Сочинение по картине И.
Шевандроновой «В сельской библиотеке»
по данным вопросам с дополнением
предшествующих событий. |
Проверочный диктант по теме
«Имя прилагательное» с грамматическим заданием. |
|
V |
Личные местоимения. |
11 ч |
Деловое письмо.
Заявление о приеме на работу. |
Проверочный диктант за 2 четверть «Имя прилагательное. Личное
местоимение. Глагол» |
|
VI |
Глагол |
44 ч |
Деловое
письмо. Доверенность. Расписка. |
Проверочны диктант «Личные
местоимения», «Неопределённая форма глагола» |
|
Самостоятельная работа по
теме «Глагол. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по временам и
лицам. Правописание глаголов 2 лица единственного числа, окончаний глаголов
прошедшего времени, глаголов на –тся и –ться» |
|||||
Сочинение-описание «Летнее
утро» по иллюстрации, данному началу и опорным словосочетаниям. |
|||||
Сочинение по личным
наблюдениям, на основе имеющихся знаний «Моя малая Родина» |
Контрольный диктант по теме
«Глагол». |
||||
VII |
Предложение |
26 ч |
Сочинение по личным
наблюдениям на тему школьной жизни «Мой год в школе» Изложение «Вечный свет
подвига» по вопросам. |
Проверочный диктант
«Предложение. Простое и сложное предложение. Обращение. Однородные члены
предложения. Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы,
потому что». |
|
VIII |
Повторение. |
6 ч |
|
Контрольный диктант за год. |
|
Итого За год. |
|
136 часов. |
Уроки развития письменной
связной речи – 9 ч |
Диктанты – 9 Самостоятельная работа - 1 |
|
Поурочное планирование уроков письма и развития речи в 8 классе (136 часов)
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Словарные
слова |
Развитие речи |
Оборудование |
Контрольно
– диагностические материалы. |
I. |
5 ч |
Повторение |
|
|
|
|
1. |
|
Предложение. Простые и
сложные предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. |
Отечество. |
Составить распространенное предложение со словарным
словом. Распространение
предложения. Составление предложений по
картине. |
Таблица «Предложение». |
Контроль умения правильно
составлять предложения, дифференцировать простое и сложное предложение по
грамматической основе. |
2. |
|
Сложные предложения с союзами И, А, НО и без
них. |
Гражданин. Конституция. |
Составить сложные
предложения по рисункам на тему басен
И.А. Крылова |
Таблица «Схемы сложных
предложений». |
Контроль умения составлять
схемы сложных предложений с союзами и без них. |
3. |
|
Предложение с однородными
членами. |
Собеседник. |
Дополнение предложений
однородными членами. Части предложения. Определение границ предложений.
Дополнение предложений текста однородными членами. |
Таблица «Схемы предложений
с однородными членами», Карточки с заданиями. |
Письмо по памяти. Карточка «Дополни
предложения однородными членами». |
4. |
|
Контрольный диктант. |
|
|
|
Контроль умения писать под
диктовку, выполнять грамматическое задание |
II |
15 ч |
Состав слова |
|
|
|
|
1. |
|
Однокоренные слова. Части
слова. |
Присказка. |
Упражнения в
словообразовании. Дополнение предложений однокоренными словами. Составление текста по
данному заголовку, началу и опорным словам. |
Таблица «Состав слова». |
Контроль умения подбирать
однокоренные слова, выделять в них корень. |
2. |
|
Единообразное написание
корней однокоренных слов. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям
речи. |
Демократия. |
Составление рассказа по
рисунку и опорным словам по данному
началу. |
Таблица «Орфограммы корня
слова», индивидуальные карточки с заданиями. |
Комментированное письмо
(контроль формирования навыков орфографической зоркости). |
3. |
|
Правописание гласных и
согласных в корне слова. |
Демонстрация. |
Дополнение основной части
текста по опорным словам. Озаглавливание текста. Части текста. Главная мысль,
выраженная в предложении текста. |
Алгоритм проверки
сомнительны гласных и согласных в корне. |
Контроль умения подбирать
проверочные слова. |
4. |
|
Способ проверки гласных и
согласных в корне слова. |
|
Раскрыть главную мысль
текста несколькими предложениями. Деление текста на части. Красная строка. |
|
Комментированное письмо |
5. |
|
Единообразное написание
гласных и согласных в корнях слов. |
|
Составление предложений,
диалога |
Алгоритм проверки
сомнительных гласных и согласных в корне слова. |
Карточка «Сомневаюсь,
проверяю, пишу» |
6. |
|
Гласные и согласные в
приставках. Образование слов с помощью приставок. |
Ненастье |
Продолжение сказки по
данному началу и опорным словосочетаниям. Дополнение текста приставочными
глаголами. |
Таблица «Гласные и
согласные в приставках». Индивидуальные карточки с
заданиями. |
Карточка «Вставь
пропущенные приставки». |
7. |
|
Различение приставок и
предлогов. |
Алмаз. |
Сравнение
научно-популярного и художественного описания одуванчика. Составление «дорожного»
рассказа о веселом человечке по серии сюжетных картинок. |
Таблица «Приставка и
предлог» (отличительные признаки). Карточки с заданиями. |
Письмо по памяти. Работа по карточкам «Слитно
или раздельно?» |
8. |
|
Правописание гласных и
согласных в приставке и в корне. |
|
Распространение предложений
данными прилагательными. |
Таблицы «Орфограммы корня
слова», «Правописание гласных и согласных в приставках», «приставка и
предлог» Карточки-опоры. |
Словарный диктант. Комментированное письмо. |
9. |
|
Деловое письмо. Объяснительная
записка. |
|
Составление
объяснительной записки по данному
образцу. |
Образец объяснительной
записки. |
Правильность оформления
объяснительной записки. |
10. |
|
Образование сложных слов с
соединительными гласными. |
Типография. Электростанция. |
Объяснение значений слов. Упражнения в
словообразовании. Озаглавливание текста. Составление плана текста. |
Таблица «Образование
сложных слов с соединительными гласными –о, -е». |
Контрольное списывание
«Вставить пропущенные орфограммы». |
11. |
|
Образование сложных слов
без соединительных гласных. |
Аэродром, телеграф. |
Составление предложений по
предметным картинкам. Узнавание слов по объяснению их значений. |
|
Контроль умения
образовывать сложные слова с иностранными корнями. |
12. |
|
Упражнения на закрепление
по теме «Состав слова» |
Аквалангист, фотоаппарат. |
Восстановление
последовательности частей текста. Средства межфразовых связей и частей теста. |
Карточки- опоры. |
Комментированное письмо |
13. |
|
Обобщающий урок по теме
«Состав слова» |
Всерьез. |
Упражнения в
словообразовании. Объяснение значений слов. |
Карточки – опоры. |
Карточки «Вставить
пропущенные орфограммы». |
14. |
|
Проверочный диктант по теме «Состав слова. Орфограммы корня слова» с
грамматическим заданием. |
|
|
|
Контроль умений соблюдать
изученные правила при письме под диктовку, производить разбор слов по
составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов. |
13. |
|
Работа над ошибками. |
Медь. |
Письменные ответы на
вопросы. |
Индивидуальные карточки с
заданиями. |
Контроль умения давать
связные полные ответы на вопросы по тексту, записывать их с соблюдением
изученных правил. |
III |
14 ч |
Имя существительное |
|
|
|
|
1. |
|
Имя
существительное как часть речи. Основные грамматические категории имени существительного. |
Образование, квалификация. |
Составление словесных
картин с помощью существительных. Составление текстов с группой близких по
значению существительных. |
Таблица «Имя
существительное» Рабочая тетрадь
Н.Г.Галунчиковой Э.Я. Якубовской «Имя существительное» |
Контроль умения находить в предложениях существительные. |
2. |
|
Правописание
собственных имен существительных. |
Гармонь. |
Письменные ответы на
вопросы с использованием имён собственных. |
Таблица «Имя собственное». |
Контроль умения
дифференцировать собственные и нарицательные существительные. |
3. |
|
Существительные
единственного числа с шипящей на конце слова. |
Брошь, дрожь. |
Закончить сказку по опорным
существительным. |
Таблица «Мягкий знак после
шипящих на конце слов». |
Карточка «Вставить, где
нужно, мягкий знак» |
4. |
|
Три склонения имён
существительных. |
Национальность, территория. |
Составление предложений с
данными словами. Беседа о подвиге крейсера «Варяг». |
Таблица «Три склонения имён
существительных» |
Письмо по памяти. Выборочный диктант. |
5. |
|
Единообразное написание
ударных и безударных падежных
окончаний имен существительных единственного числа. |
Масленица, церковь. |
Описание картины Б.
Кустодиева «Масленица» по вопросам. |
Репродукция с картины Б.
Кустодиева «Масленица». |
Контроль умения проверять
безударные окончания, отвечать на вопросы. |
6. |
|
Правописание безударных
падежных окончаний имен существительных единственного числа |
|
Составление словосочетаний
по картине Ф. Решетникова «Опять двойка!». Дополнение предложений однородными
членами. Деление текста на части. |
Репродукция картины Ф.
Решетникова «Опять двойка!» |
Контрольное списывание «вставить
безударные окончания существительных» |
7. |
|
Правописание падежных
окончаний имен существительных во множественном числе |
Экскаватор, эскалатор,
элеватор. |
Работа с пословицами.
Составление словосочетаний. Восстановление последовательности частей текста. |
Таблица «Склонение
существительных во множественном числе» |
Словарный диктант. |
8. |
|
Правописание
существительных множественного числа в
родительном падеже с шипящей на конце. |
|
Восстановление
последовательности частей текста. |
Таблица «Мягкий знак после
шипящих на конце существительных» |
Самостоятельное чтение. |
9. |
|
Правописание падежных
окончаний существительных в единственном и множественном числе. |
|
Составление плана
текста. Устный пересказ по плану и
опорным словам. |
|
Комментированное письмо. |
10 |
|
Несклоняемые именами существительные. |
Фойе, кафе, пианино. |
Составление словосочетаний
с несклоняемыми существительными. Дополнение диалога репликами. Оформить конверт для письма
другу. |
Таблица «Несклоняемые имена
существительные». |
Дополнение словосочетаний несклоняемыми
существительными (согласование в роде). |
11. |
|
Обобщающий урок по теме «Имя
существительное» |
|
Краткий пересказ текста по
вопросам. |
Карточки с заданиями. |
Умение определять
грамматические признаки существительного, находить изученные орфограммы. |
12. |
|
Деловое письмо.
Автобиография. Анкета. |
|
Составление автобиографии
по данному образцу. Заполнение анкеты. |
Формы анкеты. План
автобиографии. |
Правильность заполнения
анкеты, написания автобиографии по данному образцу и плану. |
13. |
|
Контрольный диктант по теме
«Имя существительное. Правописание безударных окончаний имён существительных
единственного и множественного числа» с грамматическим заданием. |
|
Устные ответы на вопросы по
тексту диктанта. |
|
Контроль умения применять
изученные правила при письме под диктовку. |
14. |
|
Работа над ошибками. |
|
Исправление речевых ошибок в предложениях. |
|
|
III |
16 ч |
Имя прилагательное |
|
|
|
|
1. |
|
Согласование имени
прилагательного с именем
существительными в роде, числе, падеже. |
Галантерея. |
Составление предложений по
иллюстрации. Дополнение предложений существительными. Согласование
прилагательных с существительными. |
Таблица «Имя
прилагательное». |
Контроль умения согласовывать прилагательные с существительными. |
2. |
|
Роль прилагательных в речи. |
Кулинария. |
Работа с загадками. Распространение текста
прилагательными. |
Таблица «Согласование имени
прилагательного с именем существительным» |
Карточка «Исправь ошибки»
(согласование прилагательного с существительным) |
3. |
|
Родовые окончания
прилагательных. |
Скворец, бабочка. |
Описание предмета по
различным признакам. Дополнение прилагательных в сравнения предметов. |
Таблица «Родовые окончания
прилагательных». |
Контроль умения изменять
прилагательные по родам. Словарный диктант. |
4. |
|
Способы проверки безударных
окончаний имён прилагательных. |
Экспедиция, континент. |
Замена в тексте
словосочетаний прилагательными, которые характеризуют человека.
Озаглавливание текста. Дополнение текста однородными членами. Составление
предложений с данными словами. Восстановление деформированных предложений
текста. |
Таблица «Проверка
безударных окончаний прилагательных» |
Контроль умения проверять
безударные окончания прилагательных. |
5. |
|
Согласование
прилагательных с существительными в падеже. |
Трясогузка, Ласточка. |
Распространение текста
прилагательными для описания птиц. Составление словосочетаний прилагательных
с существительными. |
Картинки с изображениями
птица, таблица «Окончание падежных
окончаний прилагательных» |
Комментированное письмо. |
6. |
|
Упражнения в правописании
безударных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе |
|
Восстановление порядка
предложений в тексте. Главная мысль текста. Беседа о Бородинском сражении. |
Таблица «Окончание падежных окончаний прилагательных» |
Письмо по памяти |
7. |
|
Имена прилагательные на
–ий, -ья. -ье |
|
Составление
словосочетаний. Образование притяжательных прилагательных. |
|
Контрольное списывание
(образование притяжательных прилагательных) |
8. |
|
Склонение прилагательных
мужского и среднего рода на – ий, ье. Наблюдение за окончаниями
прилагательных. |
Логово, вымя, блеянье. |
Составление словосочетаний. |
Картинки с изображениями
животными. Таблица «Склонение прилагательных мужского и среднего рода на –
ий, ье». |
Комментированное письмо. |
9. |
|
Склонение прилагательных
женского рода на –ья. Наблюдение за окончаниями прилагательных. |
Искусство. |
Составление предложений с данными словосочетаниями. |
Таблица «Склонение
прилагательных женского рода на -ья» |
Карточка «Выбери правильное
окончание прилагательного» |
10. |
|
Склонение прилагательных во
множественном числе на –ьи. Наблюдение за окончаниями прилагательных. |
Фестиваль. |
Восстановление последовательности частей
сказки. |
Таблица «Склонение
прилагательных во множественном числе на – ьи». |
Карточка «Допиши окончания
прилагательных» |
11. |
|
Правописание падежных
окончаний имён прилагательных на ий, -ья, -ье, -ьи. |
Абонемент. |
Пересказ текста по опорным
словосочетаниям. Исключение лишнего по смыслу прилагательного при составлении
словосочетаний. |
Карточки- опоры, схемы,
алгоритмы по теме «Склонение имен прилагательных». |
Контрольное списывание
(дописать окончания прилагательных в тексте). |
12. |
|
Сочинение по картине И.
Шевандроновой «В сельской библиотеке»
по данным вопросам с дополнением
предшествующих событий. |
Библиотека, увлечение. |
Составление рассказа по
картине И. Шевандроновой «В сельской библиотеке» по вопросам. |
Репродукция картины И. Шевандроновой «В сельской библиотеке». |
Контроль за умением писать
сочинение по картине по вопросам. |
13. |
|
Упражнения в правописании
безударных гласных в разных частях слова. |
|
Изменение числа
словосочетаний существительных с прилагательными, внесение изменений в
предложения текста. Дополнение диалога репликами. |
Карточки с заданиями. |
Контроль умения определять грамматические
признаки прилагательного по данному алгоритму. Карточка «Вставь пропущенные
орфограммы». |
14. |
|
Обобщение по теме «Имя
прилагательное». |
|
Дополнение текста
описаниями костюмов. Исправление ошибок в
согласовании прилагательных с существительными. |
Сюжетная картинка
«Новогодний карнавал». |
Отслеживание уровня
сформированности навыков по теме «Имя прилагательное». |
15. |
|
Проверочный диктант по теме
«Имя прилагательное» с грамматическим заданием. |
|
|
|
Контроль умении соблюдать
изученные правила при письме под
диктовку. |
16. |
|
Работа над ошибками. |
Бурундук, тайга. |
Восстановление
последовательности частей текста по данному плану. Составление словосочетаний прилагательных с
существительными. |
Картинка с изображением
бурундука. |
Контроль умения исправлять
допущенные ошибки. |
V |
11 ч |
Личные местоимения |
|
|
|
|
1. |
|
Местоимение
как часть речи. Лицо и число местоимений. Значение в речи. |
Спозаранку. |
Работа с загадками.. Составление предложений по
иллюстрации к повети В. Короленко «Дети подземелья». |
Таблица «Лицо и число местоимений». |
Контроль умения находить
местоимения в предложениях. |
2. |
|
Род местоимений 3 лица
единственного числа. |
Планета, болото. |
Заменить словосочетаний,
существительных местоимениями 3 лица для избежания повторов. |
Таблица « Лицо и число
местоимений». |
Контроль умения
использовать местоимения 3-го лица в текстах для избежания повторов. |
3. |
|
Склонение местоимений 1
лица. |
Регистратура. Пациент. Бюллетень. |
Составление предложений со
словарными словами. Составление плана текста. Изложение «На воде» (по М.
Пришвину) по плану и опорным словосочетаниям. |
Таблица «Склонение
местоимений 1 лица». |
Контроль умения |
4. |
|
Склонение местоимений 2
лица. |
Сердечно. |
Заменить число местоимений
2 лица в предложениях. Составление письма другу по данному плану и опорным
словосочетаниям. |
Таблица «Склонение
местоимений 2 лица». |
Контроль умения
употреблять падежные формы местоимений 2 лица в предложениях. |
5. |
|
Склонение местоимений 3
лица. |
Кафтан. |
Исключение повторов слов в
текстах. Сокращение текста. |
Таблица «Склонение
местоимений 3 лица». |
Контроль умения
употреблять падежные формы местоимений 3 лица в предложениях. |
6. |
|
Правописание личных
местоимений с предлогами. |
Космонавт. Восхищение. |
Составление предложений с
данными словосочетаниями. |
Таблица «Правописание
предлогов с местоимениями». |
Контроль умения различать предлоги и приставки. Словарный диктант. |
7. |
|
Правописание личных
местоимений 3-го лица с предлогами. |
Хоккей. Футбол. |
Работа с загадками. Беседа
о Ю. Гагарине. |
Таблица «Правописание
предлогов с местоимениями 3 лица». |
Письмо по памяти. |
8. |
|
Урок развития письменной
связной речи. Деловое письмо. Заявление о приеме на работу. |
Заявление. |
Написать заявления: - о приеме в ПТУ, - об увольнении с работы. |
Образец заявления. |
Навыки оформления заявление
по данному образцу. |
9. |
|
Обобщающий урок по теме «Личные местоимения» |
|
Восстановление
деформированных предложений текста. Дополнение диалога репликами. |
Карточки с заданиями. |
Комментированное письмо. |
10. |
|
Проверочный диктант за 2
четверть «Правописание безударных окончаний существительных и прилагательных.
Личные местоимения». |
|
Анализ текста. Ответы на вопросы. |
На карточках индивидуальные
грамматические задания. |
Контроль умения писать
текст под диктовку. |
11. |
|
Работа над ошибками. |
|
Исправление речевых ошибок
в предложениях. Составление словосочетаний. |
|
Умения объяснять допущенные
ошибки и исправлять их. |
VI. |
44 ч |
Глагол |
|
|
|
|
1. |
|
Глагол как часть речи. Роль
глагола в речи. |
Настроение, чувства. |
Составление предложений по
иллюстрации учебника. Дополнение текста предложениями. Различение глаголов по
их значению. |
Таблица «Глагол». |
Контроль за умением
находить глаголы в предложениях. |
2. |
|
Группы глаголов по их
значению (глаголы речи, чувства, движения, звучания, труда) и их
использование в речи. |
Бородино. |
Письменные ответы на
вопросы с опорой на иллюстрацию и содержание стихотворения М. Лермонтова
«Бородино». Дополнение предложений глаголами, однородными сказуемыми.
Дополнение диалога словами автора. |
Таблица «Глагол». |
Контроль за умением
подбирать глаголы по смыслу. |
3. |
|
Неопределенная форма
глагола на –ть, -ти, -чь |
Рентген, операция,
санаторий. |
Беседа об обычаях русских
крестьян. Составление предложений со словарными словами. Дополнение текста
глаголами неопределённой формы. |
Таблица «Неопределенная
форма глагола». |
Контроль умения ставить
вопросы к глаголам. |
4. |
|
Мягкий знак после шипящих
на конце глаголов неопределённой формы. |
|
Составление предложений по
иллстрации к сказке «Царевна-лягушка» и опорным словосочетаниям. Составление
текста по данному образцу. |
Таблица «Мягкий знак на
конце слов после шипящих» |
Карточка «Вставьте, где
надо, ь». Словарный диктант. |
5. |
|
Изменение глаголов по
временам. |
|
Восстановление
последовательности частей текста. Изменение времени повествования. Единство
видо-временных форм глагола в тексте. Исправление речевых ошибок в
предложениях. |
Таблица «Изменение глаголов
по временам» |
Письмо по памяти. Выборочный диктант
(различение временных форм глаголов). |
6. |
|
Проверочный диктант «Личные местоимения. Неопределённая форма
глагола». |
|
|
|
Контроль сформированности
навыков письма под диктовку с соблюдением изученных правил. |
7. |
|
Работа над ошибками. |
|
|
|
|
8. |
|
Изменение глаголов в
прошедшем времени по родам и числам. |
|
Согласование глаголов
прошедшего времени с существительными в числе и роде. Деление основной части
на абзацы. Использование наречий для связи частей текста. |
Таблица
«Правописание окончаний глаголов прошедшего времени» |
Карточка «Вставьте
окончания глаголов прошедшего времени». |
9. |
|
Урок развития письменной
связной речи. Деловое письмо. Доверенность, расписка. |
|
Составление доверенности,
расписки по данному образцу. |
Алгоритмы доверенности и
расписки. |
Правильное оформление
доверенности и расписки. |
10. |
|
Правописание не с глаголами. |
Беречь. |
Работа с пословицами.
Составление предложений по запрещающим знакам. Составление диалога по данному
стихотворению и вопросам. |
Таблица «Правописание не с
глаголами». |
Комментированное письмо. |
11. |
|
Изменение глаголов
настоящего и будущего времени по лицам и числам. |
Вулкан, драгоценности. |
Изложение текста от первого
лица. Дополнение предложений глаголами. |
Таблица «Изменение глаголов
по лицам и числам». |
Контроль умения определять
лицо глагола по местоимению. |
12. |
|
Правописание глаголов 2
лица единственного числа. |
Жужжишь. |
Беседа по тексту «Мохнатое
дерево» Н. Сладкова. Образование возвратных глаголов, составление
словосочетаний с ними. |
Таблица «Окончания глаголов
2 лица единственного числа». |
Карточка «Вставьте, где
нужно, ь». |
13. |
|
Использование глаголов 2
лица единственного числа в письменных высказываниях. |
|
Запись текста от 2-го лица.
Краткий пересказ статьи «Газета и журнал» по данному плану. |
|
Комментированное письмо. |
14. |
|
Глаголы 3 лица
единственного и множественного числа. |
|
Запись
текстов с изменением числа глаголов. Составление отрывка сказки о
разбойничках по опорным выражениям. |
Таблица «Вопросы глаголов 3 лица». |
Контроль умения ставить
вопросы к глаголам 3 лица |
15. |
|
Различение глаголов на на -ТСЯ, -ТЬСЯ. |
|
Дополнение загадок
глаголами с переносным значением. |
Таблица-опора «Правописание
– тся, - ться в глаголах». |
Контроль умения ставить
вопросы к глаголам 3 лица и неопределённой формы. Словарный диктант. |
16. |
|
Правописание глаголов с –тся, -ться. |
|
Дополнение стихотворных
строчек возвратными глаголами. |
Таблица-опора «Правописание
– тся, - ться в глаголах». |
Карточка «Вставьте т, ть в
глаголы». |
17. |
|
Упражнения в правописании
глаголов с –тся, -ться |
|
Восстановление
деформированных предложений текста «Окский заповедник». Обсуждение текста Н.
Сладкова «Пыльные зайцы» |
Таблица-опора «Правописание
– тся, - ться в глаголах». |
Карточка «Допиши –тся или
-ться» |
18. |
|
Закрепление правил
правописания ь после шипящих на конце глаголов и перед –ся, -тся и –ться |
Парашют. |
Краткое изложение текста от
3 лица по вопросам. |
Таблицы-опоры «Окончания
глаголов 2 лица единственного числа», «Правописание –тся, -ться в глаголах» |
Контрольное списывание со
вставкой орфограмм. |
19. |
|
Самостоятельная работа по
теме «Глагол. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по временам.
Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа, окончаний
глаголов прошедшего времени, глаголов на –тся и –ться» |
|
Краткий пересказ текста
«Рыба-прилипала» по вопросам. |
Карточки с заданиями. |
Отслеживание уровня
сформированностинавыков правописания глаголов. |
20. |
|
Работа над ошибками. |
|
Дополнение диалога
репликами. Составление предложений с
данными словосочетаниями. |
Таблица «Правописание ь на
конце слов после шипящих» |
Комментированное письмо. |
21. |
|
Изменение глаголов в
настоящем и будущем времени по лицам и числам. Понятие о спряжении.
Наблюдение за окончаниями глаголов при спряжении. |
Спряжение. |
Составление предложений с
данными глаголами. |
Таблица « Изменение глаголов по
лицам и числам». |
Контроль умения спрягать
глаголы с ударными окончаниями. |
22. |
|
Понятие о глаголах I и II спряжения. |
. |
Глаголы, близкие и
противоположные по значению. Дополнение текста глаголами. Составление
словосочетаний. |
Таблица « Окончания
глаголов 1 и 2 спряжения». |
Карточка «Определи
склонение данных глаголов и выдели окончания». |
23. |
|
Различие окончаний глаголов
I и II спряжения. |
|
Беседа о значении книг в
жизни человека. |
Таблица «Окончания глаголов 1 и 2
спряжения». |
Контроль умения
дифференцировать глаголы 1 и 2 спряжения. |
24. |
|
Урок развития письменной
связной речи. Сочинение-описание «Летнее утро» по иллюстрации, данному началу
и опорным словосочетаниям. |
|
Описание раннего утра от
первого лица по иллюстрации А.А. Митрофанова «Утро на берегу озера» по
данному началу и опорным словосочетаниям. |
|
Контроль умения применять
изученные правила при оформлении письменного связного высказывания. |
25. |
|
Ударные
и безударные личные окончания глаголов. |
|
Составление словосочетаний
с данными глаголами. |
Таблица |
Контроль умения различать
ударные и безударные окончания глаголов. |
26. |
|
Правило
проверки безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения |
Промышленность. |
Объяснить значение
пословиц. |
Алгоритм
«Как проверить безударные личные окончания глаголов». |
Контроль умения определять
спряжение глагола по неопределённой форме. |
27. |
|
Проверка
правильности написания личных окончаний глаголов по правилу. |
|
Составление предложений с
данными сравнениями. |
Алгоритм
«Как проверить безударные личные окончания глаголов». |
Контроль умения проверять
безударное окончание глагола по неопределённой форме. |
28. |
|
Упражнения
в правописании личных окончаний глаголов
II спряжения. |
|
Ответы на вопросы по
записанным текстам. |
Таблица «Окончания глаголов
1 и 2 спряжения». |
Словарный диктант. Карточка
«Вставить пропущенные окончания глаголов II спряжения». |
29. |
|
Правописание глаголов I спряжения. |
|
Краткий пересказ текста
«Расписная деревянная ложка» |
Таблица «Окончания 1 и 2
спряжения». |
Письмо по памяти. Заучивание отрывка. Письмо по памяти. Самопроверка. |
30. |
|
Различие безударных личных
окончаний глаголов I и II спряжений. |
Коловорот |
Подбор глаголов и
словосочетаний с глаголом на данную тему. |
Карточки с заданиями. |
Контроль умения правильно
писать окончания глаголов I и II спряжения. |
31. |
|
Правописание
безударных окончаний глаголов 1-го лица множественного числа I и II спряжения. |
|
Письменные ответы на
вопросы по трудовому обучению. |
Алгоритм «Как проверить
безударные личные окончания глаголов» |
Контрольное списывание
«Вставить пропущенные окончания глаголов». |
32. |
|
Правописание безударных
окончаний глаголов 2-го лица единственного числа I и II спряжения. |
|
Составление письменных
вопросов по данной теме и опорным словосочетаниям (использование материала
уроков трудового обучения) |
Алгоритм «Как проверить
безударные личные окончания глаголов».Таблица «Мягкий знак после шипящих на
конце слов» |
Письмо по памяти |
33. |
|
Правописание безударных
окончаний глаголов 2-го лица множественного числа I и II спряжения. |
|
Дополнение 2-й части сложных
предложений. |
Алгоритм «Как проверить
безударные личные окончания глаголов». |
Карточка «Вставьте гласные
е или и в окончания глаголов» |
34. |
|
Правописание безударных
окончаний глаголов 3-го лица единственного числа I и II спряжения. |
|
Дополнение текста глаголами
звучания. Выбор глаголов для выразительности описания картины К. Маковского
«Дети, бегущие от грозы» |
Алгоритм «Как проверить
безударные личные окончания глаголов». Репродукция картины К. Маковского
«Дети, бегущие от грозы» |
Выборочный диктант (глаголы
I и II спряжения). |
35. |
|
Правописание безударных
окончаний глаголов 3-го лица единственного и множественного числа I и II спряжения. |
|
Запись текста от 3-го лица.
Дополнение текста глаголами движения. Беседа о зимующих птицах. |
Картинки с изображениями
зимующих птиц. |
Письмо по памяти |
36. |
|
Правописание безударных
личных окончаний глаголов I и II спряжения. |
Капитализм. |
Беседа о воспитании
характера, о взаимоотношениях сверстников. |
Карточки с заданиями. |
Контрольное списывание с
заданием вставить пропущенные личные окончания глаголов. |
37. |
|
Урок развития письменной
связной речи. Сочинение по личным наблюдениям, на основе имеющихся знаний
«Моя малая Родина» |
|
Ответ на открытое письмо в
стенгазету по данному лану и опорным словам. |
|
Контроль умения применять
изученные правила при оформлении письменного высказывания. |
38. |
|
Правописание безударных
окончаний существительных, прилагательных, личных окончаний глаголов. |
|
Восстановление
деформированных предложений в тексте. Озаглавливание текста. |
Таблицы-опоры «Правописание
безударных гласных в окончаниях разных частей речи». |
Комментированное письмо
(объяснение правописания безударных окончаний) |
39. |
|
Упражнения в правописании
безударных гласных в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов. |
|
Подтверждение основной
мысли каждой части текста примерами. Пересказ с изменением последовательности
изложения. |
Таблицы-опоры «Правописание
безударных гласных в окончаниях разных частей речи». |
Контрольное списывание (вставить пропущенные гласные в окончаниях) |
40. |
|
Упражнения в применении
правил правописания в разных частях слова. |
|
Составление диалога по
описанной ситуации. |
Таблица «Список орфограмм». |
Комментированное письмо. |
41. |
|
Упражнение в правописании
глаголов: безударные гласные в личных окончаниях, окончания глаголов прошедшего
времени, ь после шипящих, не с глаголами, -тся и –ться. |
|
Составление предложений с
данными словосочетаниями. |
Таблицы-опоры «Правила
правописания окончаний глаголов, ь после шипящих, - тся, -ться, не с
глголами» |
Словарный диктант. |
42. |
|
Обобщающий урок по теме
«Глагол» |
|
Исправление речевых ошибок
в предложениях Составление рассказа
«Случай на рыбалке» по сюжетной картинке, данному плану и опорным
словосочетаниям. |
Таблица «Грамматические
признаки глагола». |
Контроль умения определять
грамматические признаки глаголов по данному алгоритму. |
43. |
|
Контрольный диктант за 3
четверть «Глагол. Не с глаголами. Правописания тся, ться в глаголах. Мягкий
после шипящих в глаголах единственного числа 2 лица». |
|
Анализ текста: ответы на
вопросы (устно). |
Карточки с грамматическим
заданием. |
Контроль умения при письме под диктовку применять изученные
правила правописания и пунктуации. |
44. |
|
Работа над ошибками. |
|
|
|
|
VII |
26 ч |
Предложение |
|
|
|
|
1. |
|
Простое предложение
нераспространенное и распространенное. |
|
Распространение
предложений. Составление предложений из словосочетаний. |
Схемы распространенного и
нераспространенного простого предложения. |
Контроль умения различать
распространенные и нераспространенные предложения. |
2. |
|
Главные и второстепенные
члены предложения. Связь слов в предложении. |
|
Распространение предложений
текста описания картины И. Шишкина «Рожь». |
Репродукция картины И.
Шишкина «Рожь». |
Контроль умения находить
грамматическую основу в предложении. |
3. |
|
Упражнения в составления
простых распространенных предложений. |
|
Восстановление текста по
опорным словосочетаниям. |
|
Контроль умения строить
простые распространенные предложения. |
4. |
|
Простое предложение с
однородными членами и запятая при однородных членах. |
|
Составление предложений с
данной группой однородных членов. |
Схемы предложений с
однородными членами. |
Умение находить однородные
члены в предложении и ставить запятые при них. |
5. |
|
Главные и второстепенные
члены предложения в качестве однородных. |
Гарнитур |
Дополнение предложений
однородными членами. Работа с пословицами. |
Схемы предложений. |
Комментированное письмо. |
6. |
|
Нераспространенные и
распространенные однородные члены предложения. |
|
Текст и набор предложений.
Озаглавливание текста. Определение темы и основной мысли текста. |
Схемы предложений с
однородными членами. |
Умение находить в
предложении распространенные однородные члены. |
7. |
|
Распространение однородных
членов предложения. |
|
Распространение однородных
членов предложения. Составление предложений с данными группами однородных
членов. |
|
Умение распространять
однородные члены, ставить запятые при однородных членах. |
8. |
|
Знаки препинания при
однородных членах без союзов, с союзами а, но, одиночным и повторяющимся
союзом и. |
|
Восстановление текста по
группам однородных членов. Озаглавливание текста. |
Схемы предложений с
однородными членами. |
Умение ставить знаки
препинания при однородных членах. |
9. |
|
Обращение в предложении и
знаки препинания при обращении. |
|
Дополнение предложений
обращениями. |
Схемы предложений с
обращениями. |
Контроль умения находить
обращения в предложении. |
10. |
|
Составление предложений с
обращениями. |
. |
Дополнение предложений
обращениями. Употребление обращений в разных речевых ситуациях (деловых
бумагах). Составление диалога по описанной ситуации. Дополнение текста письма
обращениями. |
Схемы предложений с
обращением (в начале, в середине, в конце). |
Контроль умения объяснять и
расставлять знаки препинания при
обращении. |
11. |
|
Урок развития письменной
связной речи. Сочинение по личным наблюдениям «Мой год в школе» |
|
Использование накопленного
материала в собственных высказываниях. |
План сочинения. |
Правильность оформления
письменного высказывания. |
12. |
|
Знаки препинания в конце
предложения. Восклицательные предложения. |
|
Составление предложений,
разных по интонации. |
Таблица «Знаки препинания в
конце предложения». |
Контроль умения ставить
знаки препинания в конце предложения |
13. |
|
Вопросительные предложения. |
Бандероль, квитанция. |
Составление вопросительных
предложений. Деление текста на части. |
Таблица «Знаки препинания в
конце предложения». |
Контроль умения составлять
вопросительные предложения, ставить знаки препинания в конце предложения. |
14. |
|
Сложные предложения с
союзами И, А, НО и без союзов. |
|
Составление сложных
предложений. |
Схемы сложных предложений, соединенных союзами И,
А, НО, и без союзов. |
Контроль умения
дифференцировать сложные и простые предложения. |
15. |
|
Распространение сложных
предложений. |
|
Распространение сложных
предложений. |
Таблица «Знаки препинания в
сложных предложениях». |
Письмо по памяти. |
16. |
|
Сравнение простых
предложений с однородными членами, соединенными союзом и, со сложными
предложениями с союзом и. |
|
Составление сложных
предложений и предложений с однородными членами. |
Таблицы «Знаки препинания в
сложных предложениях», «Знаки
препинания при однородных членах предложения» |
Контроль умения различать
сложные предложений и простые с однородными членами. |
17. |
|
Сравнение простых
предложений с однородными членами со сложными предложениями. |
|
Дополнение предложений
распространенными однородными членами и второй частью сложного предложения. |
Таблицы «Знаки препинания в
сложных предложениях», «Знаки
препинания при однородных членах предложения» |
Комментированное письмо. |
18. |
|
Сложные предложения со
словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков
препинания перед этими словами. |
|
Выбор союзов и союзных слов
для связи частей сложного предложения, Составление сложных предложений по
данным «отрезкам» |
Таблица «Союзы и слова для
связи частей сложного предложения |
Контроль умения ставить
знаки препинания перед словами который, когда, где, что, чтобы, потому что в
сложных предложениях. |
19. |
|
Составление сложных предложений со словами который, когда, где,
что, чтобы, потому что. |
Клиент, почтамт. |
Дополнение второй части
сложного предложения. |
|
Карточка «Поставьте знаки
препинания в сложных предложениях» |
20. |
|
Упражнения в постановке
знаков препинания в сложных предложениях. |
|
Дополнение второй части
сложного предложения. |
|
Письмо по памяти |
21. |
|
Восстановление
деформированных сложных предложений. |
|
Восстановление
деформированных предложений текста. |
|
Комментированное письмо. |
22. |
|
Упражнения
в составление сложных предложений. |
|
Дополнение
второй части сложных предложений по вопросам. Составление диалога по
прочитанному тексту |
|
Контрольное списывание
(постановка знаков препинания в сложных предложениях). |
23. |
|
Урок
развития письменной связной речи. Изложение «Вечный свет подвига» по данному
плану и опорным словам. |
|
Ответы
на вопросы сложными предложениями. |
|
Контроль умения оформлять
письменного высказывание с опорой на план и данные слова. |
24. |
|
Обобщение
по теме «Предложение» |
|
Письменные
ответы на вопросы простыми и сложными предложениями. Составление предложений
с данными «отрезками». |
|
Контроль умеия ставить
знаки препинания в конце предложения, при однородных членах, в сложных
предложениях, при обращении. |
25. |
|
Проверочный
диктант «Предложение. Простое и сложное предложение. Обращение. Однородные
члены предложения. Сложные предложения со словами который, когда, где, что,
чтобы, потому что». |
|
Составление
предложений изученных видов. |
|
Контроль
умения применять изученные правила правописания и пунктуации при письме под
диктовку. |
26. |
|
Работа
над ошибками. |
|
Восстановление
частей сложных предложений в описании картины В. Маковского «Свидание».
Исправление речевых ошибок. |
Репродукция картины В. Маковского
«Свидание». |
|
VIII. |
6 ч |
Повторение |
|
|
|
|
1. |
|
Орфограммы разных частей
слова. |
|
Рассуждения по данным
алгоритмам |
Таблица «Орфограммы разных
частей слова» |
Контроль умения объяснять изученные
орфограммы. |
2. |
|
Упражнения в применении
правил правописания. |
|
Дополнение предложений
словами. Работа с пословицами (подобрать вторую часть). |
Таблица «Орфограммы разных
частей слова» |
Карточка «Вставить
пропущенные орфограммы» |
3. |
|
Простые и сложные
предложения. Знаки препинания при однородных членах, обращениях, в сложном
предложении. |
|
Восстановление текста по
главным членам. Озаглавливание текста. |
Таблица «Простые и сложные
предложения» |
Контроль умения ставить
знаки препинания (изученные случаи). |
4. |
|
Правила правописания и
пунктуации. |
|
Восстановление текста по
главным членам предложения. |
Таблица «Орфограммы разных
частей слова». Таблица «Простые и сложные предложения» |
Контроль умения применять
изученные орфограммы и правила пунктуации. |
5. |
|
Контрольный диктант за год. |
|
|
|
Контроль умения писать под диктовку. |
6. |
|
Работа над ошибками. |
|
Заканчивание сложных
предложений. Восстановление текста по опорным словам и «отрезкам»
предложений. |
|
Контроль умения объяснять
орфограммы и правила пунктуации. |