Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Переславль-Залесская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:

deti @ deti. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________20___ года

Директор школы: ___________________

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Письмо и развитие речи» в 8 классе

________учебный год

 

 

 

 

 

Учителя русского языка

______________________

 

 

 


Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса письма и развития речи в 8 классе составлена в           соответствии  с  программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных   учреждений VIII вида (Программа для 5 – 9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Сб.1 Под ред. В.В.Воронковой, М., «Владос», 2000) и учебником русского языка для 8 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида авторов - Н.Г.Галунчиковой, Э.В.Якубовской (М., «Просвещение», 2006).

Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа – неделю.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

- писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;

- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов, различать части речи;

- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

- писать изложение и сочинение;

- оформлять деловые бумаги;

- пользоваться школьным орфографическим словарем.

Учащиеся должны знать:

- части речи;

- наиболее распространенные правила правописания слов.

Тематическое планирование уроков письма и развития речи в 8 классе СКОУ VIII вида (136 ч)

 

п/п

Наименование разделов

Всего часов

Уроки развития письменной связной речи

Контрольные уроки

 

I

Повторение

4 ч

 

 

Контрольный диктант.

 

II

Состав слова

15 ч

Деловое письмо. Объяснительная записка.

Проверочный диктант

по теме  «Состав слова» с грамматическим заданием.

 

III

Части речи.  Имя существительное

14 ч

Деловое письмо. Автобиография. Анкета.

Контрольный диктант по теме «Имя существительное» с грамматическим заданием.

 

IV

Имя прилагательное

   16 ч

Сочинение по картине И. Шевандроновой  «В сельской библиотеке» по данным вопросам  с дополнением предшествующих событий.

Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное» с грамматическим заданием.

 

V

Личные местоимения.

11 ч

Деловое письмо. Заявление  о приеме на работу.

Проверочный диктант  за 2 четверть «Имя прилагательное. Личное местоимение. Глагол»

 

VI

Глагол

 

 

 

 

44 ч

 

Деловое письмо. Доверенность. Расписка.

Проверочны диктант «Личные местоимения», «Неопределённая форма глагола»

Самостоятельная работа по теме «Глагол. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по временам и лицам. Правописание глаголов 2 лица единственного числа, окончаний глаголов прошедшего времени, глаголов на –тся и –ться»

Сочинение-описание «Летнее утро» по иллюстрации, данному началу и опорным словосочетаниям.

Сочинение по личным наблюдениям, на основе имеющихся знаний «Моя малая Родина»

Контрольный диктант по теме «Глагол».

VII

Предложение

26 ч

Сочинение по личным наблюдениям на тему школьной жизни «Мой год в школе»

Изложение «Вечный свет подвига» по вопросам.

Проверочный диктант «Предложение. Простое и сложное предложение. Обращение. Однородные члены предложения. Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что».

 

VIII

Повторение.

6 ч

 

Контрольный диктант за год.

 

 

Итого

За год.

 

136 часов.

Уроки развития письменной связной речи – 9 ч

Диктанты – 9

Самостоятельная работа - 1

 

 

Поурочное планирование уроков письма и развития речи в 8 классе (136 часов)

п/п

Дата

Тема урока

 

Словарные слова

Развитие  речи

Оборудование

 

Контрольно – диагностические материалы.

I.

 

5 ч

Повторение

 

 

 

 

1.

 

Предложение. Простые и сложные предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.

Отечество.

Составить  распространенное предложение со словарным словом. 

Распространение предложения.

Составление предложений по картине.

Таблица  «Предложение».

Контроль умения правильно составлять предложения, дифференцировать простое и сложное предложение по грамматической основе.

2.

 

 Сложные предложения с союзами И, А, НО и без них.

Гражданин.

Конституция.

Составить сложные предложения по рисункам на тему басен  И.А. Крылова

 

Таблица

«Схемы сложных предложений».

Контроль умения составлять схемы сложных предложений с союзами и без них.

3.

 

Предложение с однородными членами.

Собеседник.

Дополнение предложений однородными членами. Части предложения. Определение границ предложений. Дополнение предложений текста однородными членами.

Таблица «Схемы предложений с однородными членами»,

Карточки с заданиями.

Письмо по памяти.

Карточка «Дополни предложения однородными членами».

4.

 

Контрольный диктант.

 

 

 

Контроль умения писать под диктовку, выполнять грамматическое задание

II

15 ч

Состав слова

 

 

 

 

1.

 

Однокоренные слова. Части слова.

Присказка.

Упражнения в словообразовании. Дополнение предложений однокоренными словами.

Составление текста по данному заголовку, началу и опорным словам.

Таблица «Состав слова».

Контроль умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.

2.

 

Единообразное написание корней однокоренных слов. Однокоренные слова, относящиеся к разным частям речи.

Демократия.

Составление рассказа по рисунку  и опорным словам по данному началу.

Таблица «Орфограммы корня слова», индивидуальные карточки с заданиями.

Комментированное письмо (контроль формирования навыков орфографической зоркости).

3.

 

Правописание гласных и согласных в корне слова.

Демонстрация.

Дополнение основной части текста по опорным словам. Озаглавливание текста. Части текста. Главная мысль, выраженная в предложении текста.

Алгоритм проверки сомнительны гласных и согласных в корне.

Контроль умения подбирать проверочные слова.

4.

 

Способ проверки гласных и согласных в корне слова.

 

Раскрыть главную мысль текста несколькими предложениями. Деление текста на части. Красная строка.

 

Комментированное письмо

5.

 

Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов.

 

Составление предложений, диалога

Алгоритм проверки сомнительных гласных и согласных в корне слова.

Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу»

6.

 

 

Гласные и согласные в приставках. Образование слов с помощью приставок.

Ненастье

Продолжение сказки по данному началу и опорным словосочетаниям. Дополнение текста приставочными глаголами.

 

Таблица «Гласные и согласные в приставках».

Индивидуальные карточки с заданиями.

Карточка «Вставь пропущенные приставки».

7.

 

Различение приставок и предлогов.

Алмаз.

Сравнение научно-популярного и художественного описания одуванчика. Составление «дорожного» рассказа о веселом человечке по серии сюжетных картинок.

Таблица «Приставка и предлог» (отличительные признаки). Карточки с заданиями.

Письмо по памяти.

Работа по карточкам «Слитно или раздельно?»

8.

 

Правописание гласных и согласных в приставке и в корне.

 

Распространение предложений данными прилагательными.

Таблицы «Орфограммы корня слова», «Правописание гласных и согласных в приставках», «приставка и предлог»

Карточки-опоры.

Словарный диктант.

Комментированное письмо.

9.

 

Деловое письмо. Объяснительная записка.

 

Составление объяснительной  записки по данному образцу.

Образец объяснительной записки.

Правильность оформления объяснительной записки.

10.

 

Образование сложных слов с соединительными гласными.

Типография.

Электростанция.

Объяснение значений слов.

Упражнения в словообразовании. Озаглавливание текста. Составление плана текста.

Таблица «Образование сложных слов с соединительными гласными –о, -е».

Контрольное списывание «Вставить пропущенные орфограммы».

11.

 

Образование сложных слов без соединительных гласных.

Аэродром, телеграф.

Составление предложений по предметным картинкам. Узнавание слов по объяснению их значений.

 

Контроль умения образовывать сложные слова с иностранными корнями.

12.

 

Упражнения на закрепление по теме «Состав слова»

 

Аквалангист, фотоаппарат.

Восстановление последовательности частей текста. Средства межфразовых связей и частей теста.

Карточки- опоры.

 Комментированное письмо

13.

 

Обобщающий урок по теме «Состав слова»

Всерьез.

Упражнения в словообразовании. Объяснение значений слов.

Карточки – опоры.

Карточки «Вставить пропущенные орфограммы».

14.

 

Проверочный диктант

по теме  «Состав слова. Орфограммы корня слова» с грамматическим заданием.

 

 

 

Контроль умений соблюдать изученные правила при письме под диктовку, производить разбор слов по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов.

13.

 

Работа над ошибками.

 

Медь.

Письменные ответы на вопросы.

Индивидуальные карточки с заданиями.

Контроль умения давать связные полные ответы на вопросы по тексту, записывать их с соблюдением изученных правил.

III

 

14 ч

Имя существительное

 

 

 

 

 

1.

 

Имя существительное как часть речи. Основные грамматические категории имени  существительного.

Образование, квалификация.

Составление словесных картин с помощью существительных. Составление текстов с группой близких по значению существительных.

Таблица «Имя существительное»

Рабочая тетрадь Н.Г.Галунчиковой Э.Я. Якубовской «Имя существительное»

 Контроль умения находить  в предложениях существительные.

2.

 

Правописание собственных  имен существительных.

Гармонь.

Письменные ответы на вопросы с использованием имён собственных.

Таблица «Имя собственное».

Контроль умения дифференцировать собственные и нарицательные существительные.

3.

 

Существительные единственного числа с шипящей на конце слова.

Брошь, дрожь.

Закончить сказку по опорным существительным.

 

Таблица «Мягкий знак после шипящих на конце слов».

Карточка «Вставить, где нужно, мягкий знак»

4.

 

Три склонения имён существительных.

Национальность, территория.

Составление предложений с данными словами. Беседа о подвиге крейсера «Варяг».

Таблица «Три склонения имён существительных»

Письмо по памяти.

Выборочный диктант.

5.

 

Единообразное написание ударных и  безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.

Масленица, церковь.

Описание картины Б. Кустодиева «Масленица» по вопросам.

Репродукция с картины Б. Кустодиева

«Масленица».

Контроль умения проверять безударные окончания, отвечать на вопросы.

6.

 

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа

 

Составление словосочетаний по картине Ф. Решетникова «Опять двойка!». Дополнение предложений однородными членами. Деление текста на части.

Репродукция картины Ф. Решетникова «Опять двойка!»

Контрольное списывание «вставить безударные окончания существительных»

7.

 

Правописание падежных окончаний имен существительных во множественном числе

Экскаватор, эскалатор, элеватор.

Работа с пословицами. Составление словосочетаний. Восстановление последовательности частей текста.

Таблица «Склонение существительных во множественном числе»

Словарный диктант.

8.

 

Правописание существительных  множественного числа в родительном падеже с шипящей на конце.

 

Восстановление последовательности частей текста.

Таблица «Мягкий знак после шипящих на конце существительных»

Самостоятельное чтение.

9.

 

Правописание падежных окончаний существительных в единственном и множественном числе.

 

Составление плана текста.  Устный пересказ по плану и опорным словам.

 

Комментированное письмо.

10

 

Несклоняемые  именами существительные.

 

Фойе, кафе, пианино.

Составление словосочетаний с несклоняемыми существительными. Дополнение диалога репликами.

Оформить конверт для письма другу.

Таблица «Несклоняемые имена существительные».

Дополнение словосочетаний несклоняемыми существительными (согласование в роде).

11.

 

 Обобщающий урок по теме «Имя существительное»

 

Краткий пересказ текста по вопросам.

Карточки с заданиями.

Умение определять грамматические признаки существительного, находить изученные орфограммы.

12.

 

Деловое письмо. Автобиография. Анкета.

 

Составление автобиографии по данному образцу. Заполнение анкеты.

Формы анкеты. План автобиографии.

Правильность заполнения анкеты, написания автобиографии по данному образцу и плану.

13.

 

Контрольный диктант по теме «Имя существительное. Правописание безударных окончаний имён существительных единственного и множественного числа» с грамматическим заданием.

 

Устные ответы на вопросы по тексту диктанта.

 

Контроль умения применять изученные правила при письме под диктовку.

14.

 

Работа над ошибками.

 

Исправление  речевых ошибок в предложениях.

 

 

III

16 ч

Имя прилагательное

 

 

 

 

 

1.

 

Согласование имени прилагательного  с именем существительными в роде, числе, падеже.

Галантерея.

Составление предложений по иллюстрации. Дополнение предложений существительными. Согласование прилагательных с существительными.

Таблица «Имя прилагательное».

Контроль  умения согласовывать  прилагательные с существительными.

2.

 

Роль прилагательных в речи.

Кулинария.

Работа с  загадками. Распространение текста прилагательными.

Таблица «Согласование имени прилагательного с именем существительным»

Карточка «Исправь ошибки» (согласование прилагательного с существительным)

3.

 

Родовые окончания прилагательных.

Скворец, бабочка.

Описание предмета по различным признакам. Дополнение прилагательных в сравнения предметов.

Таблица «Родовые окончания прилагательных».

Контроль умения изменять прилагательные по родам. Словарный диктант.

4.

 

Способы проверки безударных окончаний имён прилагательных.

Экспедиция, континент.

Замена в тексте словосочетаний прилагательными, которые характеризуют человека. Озаглавливание текста. Дополнение текста однородными членами. Составление предложений с данными словами. Восстановление деформированных предложений текста.

Таблица «Проверка безударных окончаний прилагательных»

Контроль умения проверять безударные окончания прилагательных.

5.

 

Согласование прилагательных с существительными в падеже.

Трясогузка,

Ласточка.

Распространение текста прилагательными для описания птиц. Составление словосочетаний прилагательных с существительными.

Картинки с изображениями птица, таблица «Окончание  падежных окончаний прилагательных»

Комментированное письмо.

6.

 

Упражнения в правописании безударных окончаний прилагательных в единственном и множественном числе

 

Восстановление порядка предложений в тексте. Главная мысль текста. Беседа о Бородинском сражении.

Таблица «Окончание  падежных окончаний прилагательных»

Письмо по памяти

7.

 

Имена прилагательные на –ий, -ья. -ье

 

Составление словосочетаний. Образование притяжательных прилагательных.

 

Контрольное списывание (образование притяжательных прилагательных)

8.

 

Склонение прилагательных мужского и среднего рода на – ий, ье. Наблюдение за окончаниями прилагательных.

Логово, вымя, блеянье.

Составление словосочетаний.

Картинки с изображениями животными. Таблица «Склонение прилагательных мужского и среднего рода на – ий, ье».

Комментированное письмо.

9.

 

Склонение прилагательных женского рода на –ья. Наблюдение за окончаниями прилагательных.

Искусство.

Составление  предложений с данными словосочетаниями.

Таблица «Склонение прилагательных женского рода на -ья»

Карточка «Выбери правильное окончание прилагательного»

10.

 

Склонение прилагательных во множественном числе на –ьи. Наблюдение за окончаниями прилагательных.

Фестиваль.

 Восстановление последовательности частей сказки.

Таблица «Склонение прилагательных во множественном числе на – ьи».

Карточка «Допиши окончания прилагательных»

11.

 

Правописание падежных окончаний имён прилагательных на ий, -ья, -ье, -ьи.

Абонемент.

Пересказ текста по опорным словосочетаниям. Исключение лишнего по смыслу прилагательного при составлении словосочетаний.

Карточки- опоры, схемы, алгоритмы по теме «Склонение имен прилагательных».

Контрольное списывание (дописать окончания прилагательных в тексте).

12.

 

Сочинение по картине И. Шевандроновой  «В сельской библиотеке» по данным вопросам  с дополнением предшествующих событий.

Библиотека, увлечение.

Составление рассказа по картине И. Шевандроновой «В сельской библиотеке» по вопросам.

Репродукция картины  И. Шевандроновой «В сельской библиотеке».

Контроль за умением писать сочинение по картине по вопросам.

13.

 

Упражнения в правописании безударных гласных в разных частях слова.

 

Изменение числа словосочетаний существительных с прилагательными, внесение изменений в предложения текста. Дополнение диалога репликами.

Карточки с заданиями.

 Контроль умения определять грамматические признаки прилагательного по данному алгоритму. Карточка «Вставь пропущенные орфограммы».

14.

 

Обобщение по теме «Имя прилагательное».

 

Дополнение текста описаниями костюмов.

Исправление ошибок в согласовании прилагательных с существительными.

Сюжетная картинка «Новогодний карнавал».

Отслеживание уровня сформированности навыков по теме «Имя прилагательное».

15.

 

Проверочный диктант по теме «Имя прилагательное» с грамматическим заданием.

 

 

 

Контроль умении соблюдать изученные правила при  письме под диктовку.

 

16.

 

Работа над ошибками.

Бурундук, тайга.

Восстановление последовательности частей текста по данному плану.  Составление словосочетаний прилагательных с существительными.

Картинка с изображением бурундука.

Контроль умения исправлять допущенные ошибки.

V

11 ч

Личные местоимения

 

 

 

 

1.

 

Местоимение как часть речи. Лицо и число местоимений. Значение в речи.

Спозаранку.

Работа с  загадками..

Составление предложений по иллюстрации к повети В. Короленко «Дети подземелья».

Таблица

«Лицо и число местоимений».

Контроль умения находить местоимения в предложениях.

2.

 

Род местоимений 3 лица единственного числа.

Планета,

болото.

Заменить словосочетаний, существительных местоимениями 3 лица для избежания повторов.

Таблица « Лицо и число местоимений».

Контроль умения использовать местоимения 3-го лица в текстах для избежания повторов.

3.

 

Склонение местоимений 1 лица.

Регистратура.

Пациент.

Бюллетень.

Составление предложений со словарными словами. Составление плана текста. Изложение «На воде» (по М. Пришвину) по плану и опорным словосочетаниям.

Таблица «Склонение местоимений 1 лица».

Контроль умения

4.

 

Склонение местоимений 2 лица.

Сердечно.

Заменить число местоимений 2 лица в предложениях. Составление письма другу по данному плану и опорным словосочетаниям.

Таблица «Склонение местоимений 2 лица».

Контроль  умения   употреблять падежные формы местоимений 2 лица в предложениях.

5.

 

Склонение местоимений 3 лица.

Кафтан.

Исключение повторов слов в текстах. Сокращение текста.

Таблица «Склонение местоимений 3 лица».

Контроль  умения   употреблять падежные формы местоимений 3 лица в предложениях.

6.

 

Правописание личных местоимений с предлогами.

Космонавт.

Восхищение.

Составление предложений с данными словосочетаниями.

Таблица «Правописание предлогов с местоимениями».

Контроль  умения различать предлоги и приставки.

Словарный диктант.

7.

 

Правописание личных местоимений  3-го лица с предлогами.

Хоккей.

Футбол.

Работа с загадками. Беседа о Ю. Гагарине.

 

Таблица «Правописание предлогов с местоимениями 3 лица».

Письмо по памяти.

8.

 

Урок развития письменной связной речи. Деловое письмо. Заявление  о приеме на работу.

Заявление.

Написать заявления:

- о приеме в ПТУ,

- об увольнении с работы.

Образец заявления.

Навыки оформления заявление по данному образцу.

9.

 

 Обобщающий урок по теме «Личные местоимения»

 

Восстановление деформированных предложений текста. Дополнение диалога репликами.

Карточки с заданиями.

Комментированное письмо.

10.

 

Проверочный диктант за 2 четверть «Правописание безударных окончаний существительных и прилагательных. Личные местоимения».

 

Анализ текста.

Ответы на вопросы.

На карточках индивидуальные грамматические задания.

Контроль умения писать текст под диктовку.

 

11.

 

Работа над ошибками.

 

Исправление речевых ошибок в предложениях. Составление словосочетаний.

 

Умения объяснять допущенные ошибки и исправлять их.

VI.

44 ч

Глагол

 

 

 

 

 

1.

 

Глагол как часть речи. Роль глагола в речи.

Настроение, чувства.

Составление предложений по иллюстрации учебника. Дополнение текста предложениями. Различение глаголов по их значению.

Таблица «Глагол».

Контроль за умением находить глаголы  в предложениях.

 

2.

 

Группы глаголов по их значению (глаголы речи, чувства, движения, звучания, труда) и их использование в речи.

Бородино.

Письменные ответы на вопросы с опорой на иллюстрацию и содержание стихотворения М. Лермонтова «Бородино». Дополнение предложений глаголами, однородными сказуемыми. Дополнение диалога словами автора.

Таблица «Глагол».

Контроль за умением подбирать глаголы  по смыслу.

3.

 

Неопределенная форма глагола на –ть, -ти, -чь

Рентген, операция, санаторий.

Беседа об обычаях русских крестьян. Составление предложений со словарными словами. Дополнение текста глаголами неопределённой формы.

Таблица «Неопределенная форма глагола».

Контроль умения ставить вопросы к глаголам.

4.

 

Мягкий знак после шипящих на конце глаголов неопределённой формы.

 

Составление предложений по иллстрации к сказке «Царевна-лягушка» и опорным словосочетаниям. Составление текста по данному образцу.

Таблица «Мягкий знак на конце слов после шипящих»

Карточка «Вставьте, где надо, ь».

Словарный диктант.

5.

 

Изменение глаголов по временам.

 

Восстановление последовательности частей текста. Изменение времени повествования. Единство видо-временных форм глагола в тексте. Исправление речевых ошибок в предложениях.

Таблица «Изменение глаголов по временам»

Письмо по памяти.

Выборочный диктант (различение временных форм глаголов).

6.

 

Проверочный диктант  «Личные местоимения. Неопределённая форма глагола».

 

 

 

Контроль сформированности навыков письма под диктовку с соблюдением изученных правил.

7.

 

Работа над ошибками.

 

 

 

 

8.

 

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

 

Согласование глаголов прошедшего времени с существительными в числе и роде. Деление основной части на абзацы. Использование наречий для связи частей текста.

Таблица «Правописание окончаний глаголов прошедшего времени»

Карточка «Вставьте окончания глаголов прошедшего времени».

9.

 

Урок развития письменной связной речи. Деловое письмо. Доверенность, расписка.

 

Составление доверенности, расписки по данному образцу.

Алгоритмы доверенности и расписки.

Правильное оформление доверенности и расписки.

10.

 

 Правописание не с глаголами.

Беречь.

Работа с пословицами. Составление предложений по запрещающим знакам. Составление диалога по данному стихотворению и вопросам.

Таблица «Правописание не с глаголами».

 

Комментированное письмо.

11.

 

Изменение глаголов настоящего и будущего времени по лицам и числам.

Вулкан, драгоценности.

Изложение текста от первого лица. Дополнение предложений глаголами.

Таблица «Изменение глаголов по лицам и числам».

Контроль умения определять лицо глагола по местоимению.

12.

 

Правописание глаголов 2 лица единственного числа.

Жужжишь.

Беседа по тексту «Мохнатое дерево» Н. Сладкова. Образование возвратных глаголов, составление словосочетаний с ними.

Таблица «Окончания глаголов 2 лица единственного числа».

Карточка «Вставьте, где нужно, ь».

13.

 

Использование глаголов 2 лица единственного числа в письменных высказываниях.

 

Запись текста от 2-го лица. Краткий пересказ статьи «Газета и журнал» по данному плану.

 

Комментированное письмо.

14.

 

Глаголы 3 лица единственного и множественного числа.

 

Запись текстов с изменением числа глаголов. Составление отрывка сказки о разбойничках по опорным выражениям.

Таблица «Вопросы   глаголов 3 лица».

Контроль умения ставить вопросы к глаголам 3 лица

15.

 

 Различение глаголов на  на -ТСЯ, -ТЬСЯ.

 

Дополнение загадок глаголами с переносным значением.

Таблица-опора «Правописание – тся, - ться в глаголах».

Контроль умения ставить вопросы к глаголам 3 лица и неопределённой формы. Словарный диктант.

16.

 

Правописание  глаголов с –тся, -ться.

 

Дополнение стихотворных строчек возвратными глаголами.

Таблица-опора «Правописание – тся, - ться в глаголах».

Карточка «Вставьте т, ть в глаголы».

17.

 

Упражнения в правописании глаголов с –тся, -ться

 

Восстановление деформированных предложений текста «Окский заповедник». Обсуждение текста Н. Сладкова «Пыльные зайцы»

Таблица-опора «Правописание – тся, - ться в глаголах».

Карточка «Допиши –тся или -ться»

18.

 

Закрепление правил правописания ь после шипящих на конце глаголов и перед –ся, -тся и –ться

Парашют.

Краткое изложение текста от 3 лица по вопросам.

 

Таблицы-опоры «Окончания глаголов 2 лица единственного числа», «Правописание –тся, -ться в глаголах»

Контрольное списывание со вставкой орфограмм.

19.

 

Самостоятельная работа по теме «Глагол. Неопределенная форма глагола. Изменение глаголов по временам. Правописание окончаний глаголов 2 лица единственного числа, окончаний глаголов прошедшего времени, глаголов на –тся и –ться»

 

Краткий пересказ текста «Рыба-прилипала» по вопросам.

Карточки с заданиями.

Отслеживание уровня сформированностинавыков правописания глаголов.

20.

 

Работа над ошибками.

 

Дополнение диалога репликами.  Составление предложений с данными словосочетаниями.

Таблица «Правописание ь на конце слов после шипящих»

Комментированное письмо.

21.

 

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам. Понятие о спряжении. Наблюдение за окончаниями глаголов при спряжении.

Спряжение.

Составление предложений с данными глаголами.

 

Таблица

« Изменение глаголов по лицам и числам».

Контроль умения спрягать глаголы с ударными окончаниями.

22.

 

Понятие о глаголах I и II спряжения.

.

Глаголы, близкие и противоположные по значению. Дополнение текста глаголами. Составление словосочетаний.

Таблица « Окончания глаголов 1 и 2 спряжения».

Карточка «Определи склонение данных глаголов и выдели окончания».

23.

 

Различие окончаний глаголов I и II спряжения.

 

Беседа о значении книг в жизни человека.

Таблица

«Окончания глаголов 1 и 2 спряжения».

Контроль умения дифференцировать

глаголы 1 и 2 спряжения.

24.

 

Урок развития письменной связной речи. Сочинение-описание «Летнее утро» по иллюстрации, данному началу и опорным словосочетаниям.

 

Описание раннего утра от первого лица по иллюстрации А.А. Митрофанова «Утро на берегу озера» по данному началу и опорным словосочетаниям.

 

Контроль умения применять изученные правила при оформлении письменного связного высказывания.

25.

 

Ударные и безударные личные окончания глаголов.

 

Составление словосочетаний с данными глаголами.

 

Таблица

 

Контроль умения различать ударные и безударные окончания глаголов.

26.

 

Правило проверки безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения

Промышленность.

Объяснить значение пословиц.

Алгоритм «Как проверить безударные личные окончания глаголов».

Контроль умения определять спряжение глагола по неопределённой форме.

27.

 

Проверка правильности написания личных окончаний глаголов по правилу.

 

Составление предложений с данными сравнениями.

Алгоритм «Как проверить безударные личные окончания глаголов».

Контроль умения проверять безударное окончание глагола по неопределённой форме.

28.

 

Упражнения в правописании личных окончаний глаголов  II спряжения.

 

Ответы на вопросы по записанным текстам.

Таблица «Окончания глаголов 1 и 2 спряжения».

Словарный диктант. Карточка «Вставить пропущенные окончания глаголов II спряжения».

29.

 

Правописание глаголов I спряжения.

 

Краткий пересказ текста «Расписная деревянная ложка»

Таблица «Окончания 1 и 2 спряжения».

Письмо по памяти.

Заучивание отрывка.

Письмо по памяти.

Самопроверка.

30.

 

Различие безударных личных окончаний  глаголов I и II спряжений.

Коловорот

Подбор глаголов и словосочетаний с глаголом на данную тему.

Карточки с заданиями.

Контроль умения правильно писать окончания глаголов I и II спряжения.

31.

 

Правописание безударных окончаний глаголов 1-го лица множественного числа I и II спряжения.

 

Письменные ответы на вопросы по трудовому обучению.

Алгоритм «Как проверить безударные личные окончания глаголов»

Контрольное списывание «Вставить пропущенные окончания глаголов».

32.

 

Правописание безударных окончаний глаголов 2-го лица единственного числа I и II спряжения.

 

Составление письменных вопросов по данной теме и опорным словосочетаниям (использование материала уроков трудового обучения)

Алгоритм «Как проверить безударные личные окончания глаголов».Таблица «Мягкий знак после шипящих на конце слов»

Письмо по памяти

 

33.

 

Правописание безударных окончаний глаголов 2-го лица множественного числа I и II спряжения.

 

Дополнение 2-й части сложных предложений.

Алгоритм «Как проверить безударные личные окончания глаголов».

Карточка «Вставьте гласные е или и в окончания глаголов»

34.

 

Правописание безударных окончаний глаголов 3-го лица единственного числа I и II спряжения.

 

Дополнение текста глаголами звучания. Выбор глаголов для выразительности описания картины К. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Алгоритм «Как проверить безударные личные окончания глаголов». Репродукция картины К. Маковского «Дети, бегущие от грозы»

Выборочный диктант (глаголы I и II спряжения).

35.

 

Правописание безударных окончаний глаголов 3-го лица единственного и множественного числа I и II спряжения.

 

Запись текста от 3-го лица. Дополнение текста глаголами движения. Беседа о зимующих птицах.

Картинки с изображениями зимующих птиц.

Письмо по памяти

36.

 

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

Капитализм.

Беседа о воспитании характера, о взаимоотношениях сверстников.

Карточки с заданиями.

Контрольное списывание с заданием вставить пропущенные личные окончания глаголов.

37.

 

Урок развития письменной связной речи. Сочинение по личным наблюдениям, на основе имеющихся знаний «Моя малая Родина»

 

Ответ на открытое письмо в стенгазету по данному лану и опорным словам.

 

Контроль умения применять изученные правила при оформлении письменного высказывания.

38.

 

Правописание безударных окончаний существительных, прилагательных, личных окончаний глаголов.

 

Восстановление деформированных предложений в тексте. Озаглавливание текста.

Таблицы-опоры «Правописание безударных гласных в окончаниях разных частей речи».

Комментированное письмо (объяснение правописания безударных окончаний)

39.

 

Упражнения в правописании безударных гласных в окончаниях существительных, прилагательных, глаголов.

 

Подтверждение основной мысли каждой части текста примерами. Пересказ с изменением последовательности изложения.

Таблицы-опоры «Правописание безударных гласных в окончаниях разных частей речи».

Контрольное списывание  (вставить пропущенные  гласные в окончаниях)

40.

 

Упражнения в применении правил правописания в разных частях слова.

 

Составление диалога по описанной ситуации.

Таблица «Список орфограмм».

Комментированное письмо.

41.

 

Упражнение в правописании глаголов: безударные гласные в личных окончаниях, окончания глаголов прошедшего времени, ь после шипящих, не с глаголами, -тся и –ться.

 

Составление предложений с данными словосочетаниями.

Таблицы-опоры «Правила правописания окончаний глаголов, ь после шипящих, - тся, -ться, не с глголами»

Словарный диктант.

42.

 

Обобщающий урок по теме «Глагол»

 

Исправление речевых ошибок в предложениях

Составление рассказа «Случай на рыбалке» по сюжетной картинке, данному плану и опорным словосочетаниям.

Таблица «Грамматические признаки глагола».

Контроль умения определять грамматические признаки глаголов по данному алгоритму.

43.

 

Контрольный диктант за 3 четверть «Глагол. Не с глаголами. Правописания тся, ться в глаголах. Мягкий после шипящих в глаголах единственного числа 2 лица».

 

Анализ текста: ответы на вопросы (устно).

Карточки с грамматическим заданием.

Контроль умения при  письме под диктовку применять изученные правила правописания и пунктуации.

44.

 

Работа над ошибками.

 

 

 

 

VII

26 ч

Предложение

 

 

 

 

1.

 

Простое предложение нераспространенное и распространенное.

 

Распространение предложений. Составление предложений из словосочетаний.

Схемы распространенного и нераспространенного простого предложения.

Контроль умения различать распространенные и нераспространенные предложения.

2.

 

Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении.

 

Распространение предложений текста описания картины И. Шишкина «Рожь».

Репродукция картины И. Шишкина «Рожь».

Контроль умения находить грамматическую основу в предложении.

3.

 

Упражнения в составления простых распространенных предложений.

 

Восстановление текста по опорным словосочетаниям.

 

Контроль умения строить простые распространенные предложения.

4.

 

Простое предложение с однородными членами и запятая при однородных членах.

 

Составление предложений с данной группой однородных членов.

Схемы предложений с однородными членами.

Умение находить однородные члены в предложении и ставить запятые при них.

5.

 

Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных.

Гарнитур

Дополнение предложений однородными членами. Работа с пословицами.

Схемы предложений.

Комментированное письмо.

6.

 

Нераспространенные и распространенные однородные члены предложения.

 

Текст и набор предложений. Озаглавливание текста. Определение темы и основной мысли текста.

Схемы предложений с однородными членами.

Умение находить в предложении распространенные однородные члены.

7.

 

Распространение однородных членов предложения.

 

Распространение однородных членов предложения. Составление предложений с данными группами однородных членов.

 

Умение распространять однородные члены, ставить запятые при однородных членах.

8.

 

Знаки препинания при однородных членах без союзов, с союзами а, но, одиночным и повторяющимся союзом и.

 

Восстановление текста по группам однородных членов. Озаглавливание текста.

Схемы предложений с однородными членами.

Умение ставить знаки препинания при однородных членах.

9.

 

Обращение в предложении и знаки препинания при обращении.

 

Дополнение предложений обращениями.

Схемы предложений с обращениями.

Контроль умения находить обращения в предложении.

10.

 

Составление предложений с обращениями.

.

Дополнение предложений обращениями. Употребление обращений в разных речевых ситуациях (деловых бумагах). Составление диалога по описанной ситуации. Дополнение текста письма обращениями.

Схемы предложений с обращением (в начале, в середине, в конце).

Контроль умения объяснять и расставлять  знаки препинания при обращении.

11.

 

Урок развития письменной связной речи. Сочинение по личным наблюдениям «Мой год в школе»

 

Использование накопленного материала в собственных высказываниях.

План сочинения.

Правильность оформления письменного высказывания.

12.

 

Знаки препинания в конце предложения. Восклицательные предложения.

 

Составление предложений, разных по интонации.

Таблица «Знаки препинания в конце предложения».

Контроль умения ставить знаки препинания в конце предложения

13.

 

Вопросительные предложения.

Бандероль, квитанция.

Составление вопросительных предложений. Деление текста на части.

Таблица «Знаки препинания в конце предложения».

Контроль умения составлять вопросительные предложения, ставить знаки препинания в конце предложения.

14.

 

Сложные предложения с союзами И, А, НО и без союзов.

 

Составление сложных предложений.

Схемы  сложных предложений, соединенных союзами И, А, НО, и без союзов.

Контроль умения дифференцировать сложные и простые предложения.

15.

 

Распространение сложных предложений.

 

Распространение сложных предложений.

Таблица «Знаки препинания в сложных предложениях».

Письмо по памяти.

 

16.

 

Сравнение простых предложений с однородными членами, соединенными союзом и, со сложными предложениями с союзом и.

 

Составление сложных предложений и предложений с однородными членами.

Таблицы «Знаки препинания в сложных предложениях»,  «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Контроль умения различать сложные предложений и простые с однородными членами.

17.

 

Сравнение простых предложений с однородными членами со сложными предложениями.

 

Дополнение предложений распространенными однородными членами и второй частью сложного предложения.

Таблицы «Знаки препинания в сложных предложениях»,  «Знаки препинания при однородных членах предложения»

Комментированное письмо.

18.

 

Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.

 

Выбор союзов и союзных слов для связи частей сложного предложения, Составление сложных предложений по данным «отрезкам»

Таблица «Союзы и слова для связи частей сложного предложения

Контроль умения ставить знаки препинания перед словами который, когда, где, что, чтобы, потому что в сложных предложениях.

19.

 

Составление сложных  предложений со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Клиент,

почтамт.

Дополнение второй части сложного предложения.

 

Карточка «Поставьте знаки препинания в сложных предложениях»

20.

 

Упражнения в постановке знаков препинания в сложных предложениях.

 

Дополнение второй части сложного предложения.

 

Письмо по памяти

21.

 

Восстановление деформированных сложных предложений.

 

Восстановление деформированных предложений текста.

 

Комментированное письмо.

22.

 

Упражнения в составление сложных предложений.

 

Дополнение второй части сложных предложений по вопросам. Составление диалога по прочитанному тексту

 

Контрольное списывание (постановка знаков препинания в сложных предложениях).

23.

 

Урок развития письменной связной речи. Изложение «Вечный свет подвига» по данному плану и опорным словам.

 

Ответы на вопросы сложными предложениями.

 

Контроль умения оформлять письменного высказывание с опорой на план и данные слова.

24.

 

Обобщение по теме «Предложение»

 

Письменные ответы на вопросы простыми и сложными предложениями. Составление предложений с данными «отрезками».

 

Контроль умеия ставить знаки препинания в конце предложения, при однородных членах, в сложных предложениях, при обращении.

25.

 

Проверочный диктант «Предложение. Простое и сложное предложение. Обращение. Однородные члены предложения. Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что».

 

Составление предложений изученных видов.

 

Контроль умения применять изученные правила правописания и пунктуации при письме под диктовку.

26.

 

Работа над ошибками.

 

Восстановление частей сложных предложений в описании картины В. Маковского «Свидание». Исправление речевых ошибок.

Репродукция картины В. Маковского «Свидание».

 

VIII.

6 ч

Повторение

 

 

 

 

1.

 

Орфограммы разных частей слова.

 

Рассуждения по данным алгоритмам

Таблица «Орфограммы разных частей слова»

 Контроль умения объяснять изученные орфограммы.

2.

 

Упражнения в применении правил правописания.

 

Дополнение предложений словами. Работа с пословицами (подобрать вторую часть).

Таблица «Орфограммы разных частей слова»

Карточка «Вставить пропущенные орфограммы»

3.

 

Простые и сложные предложения. Знаки препинания при однородных членах, обращениях, в сложном предложении.

 

Восстановление текста по главным членам. Озаглавливание текста.

Таблица «Простые и сложные предложения»

Контроль умения ставить знаки препинания (изученные случаи).

4.

 

Правила правописания и пунктуации.

 

Восстановление текста по главным членам предложения.

Таблица «Орфограммы разных частей слова». Таблица «Простые и сложные предложения»

Контроль умения применять изученные орфограммы и правила пунктуации.

5.

 

Контрольный диктант за год.

 

 

 

Контроль  умения писать под диктовку.

6.

 

Работа над ошибками.

 

Заканчивание сложных предложений. Восстановление текста по опорным словам и «отрезкам» предложений.

 

Контроль умения объяснять орфограммы и правила пунктуации.