Адрес: 152025 г.
Переславль-Залесский Ярославской обл.,
ул. Магистральная, д. 43, 43а,
43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:
________________________________________________________________________
Утверждена приказом директора школы:
№______ от «___»________20_____ года
Директор школы: ___________________
_________________________
учебного курса «Письмо и развитие речи»
в 9 классе
____________ учебный год
Учителя
русского языка
________________________
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Письмо и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида» составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой «Русский (родной) язык» (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. М., «Владос», 2001) и учебником «Русский язык» Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской для 9 класса СКОУ VIII вида (М., «Просвещение», 2006 год).
Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа – в неделю.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся:
Учащиеся должны уметь:
- писать небольшие по объёму изложение и сочинения творческого характера;
- оформлять все виды деловых бумаг;
- пользоваться школьным орфографическим словарём.
Учащиеся должны знать:
- части речи, использование их в речи;
- наиболее
распространённые правила правописания слов.
Тематическое планирование
уроков письма и развитие речи в 9 классе (136 ч)
№№ п/п |
Раздел (темы) |
Кол-во часов |
Контрольные
работы |
Работы по
развитию письменной связной речи. |
I |
Предложения
(повторение) |
7 ч |
|
|
II |
Звуки и буквы |
8 ч |
Контрольный диктант
«Предложение: простое предложение с однородными членами, сложные предложения
с союзами и союзными словами. Звуки и буквы. Сомнительные гласные и
согласные. Мягкий знак – показатель мягкости. Разделительный ь и ъ». |
|
III |
Слово. Состав слова. |
10 ч |
|
Деловое письмо. Расписка.
Объявление. |
IV |
Имя существительные |
13 ч |
Контрольный
диктант за I четверть по теме «Предложение. Состав слова. Имя
существительное, его грамматические признаки». |
Сочинение
по собственным наблюдениям и репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» |
V |
Имя прилагательное |
10 ч |
Проверочный
диктант «Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний имён
существительных и прилагательных». |
Деловое
письмо. Объяснительная записка. |
VI |
Личные местоимения |
10 ч |
Контрольный
диктант за II четверть «Правописание личных
местоимений. Правописание безударных окончаний имён существительных и
прилагательных. Знаки препинания при обращениях, однородных членах, в сложных
предложениях». |
Заметка в школьную газету
«О наших делах». |
VII |
Глагол |
20 ч |
Контрольный
диктант «Глагол. Правила правописания глаголов: не с глаголами, мягкий знак
после шипящих, перед –ся, -те, безударные личные окончания глаголов,
окончания глаголов прошедшего времени». |
Урок развития письменной
связной речи. Изложение по вопросам «Две подруги». |
VIII |
Наречие |
11 ч |
|
Урок развития письменной
связной речи. Деловое письмо. Автобиография. Анкета. Заявление о поступлении
на работу. |
IX |
Имя числительное |
12 ч |
Контрольный
диктант за III четверть. Тема «Правописание
глаголов, -а и –о на конце наречий, количественных числительных». |
Сочинение на тему «Пушкин в
Михайловском» с опорой на план, данные выражения, репродукцию картины Ню Ге
«И.И. Пущин в гостях у А.С. Пушкина в селе Михайловском». |
X |
Части речи |
7 ч |
|
Деловое письмо.
Доверенность. Расписка. |
XI |
Предложение |
23 ч |
«Предложение.
Простое предложение с однородными членами и обращением. Сложное предложение.
Прямая речь (после слов автора). Изученные правила правописания» |
Сочинение с привлечением
личных наблюдений «Чему я научился в школе». |
V |
IIовторение
пройденного. |
5 ч |
|
|
|
Итого |
136 ч |
7 ч |
9 ч |
Поурочное планирование
уроков письма и развития речи в 9 классе (136 ч)
№/№ п/п |
Дата |
Содержание программного материала. |
Словарные слова. |
Развитие связной
устной и письменной речи. |
Контрольно-диагностические материалы |
I |
7 ч |
Предложение (повторение) |
|
|
|
1.1. |
|
Простое
предложение с однородными членами. Союзы и, а, но в предложениях с
однородными членами. Интонация перечисления. |
|
Восстановление
текста по главным членам предложения. Тема и основная мысль текста.
Дополнение предложений однородными членами. |
Комментированное
письмо. |
1.2. |
|
Знаки
препинания при однородных членах предложения. |
|
Дополнение
текста предложениями с опорой на сюжетную картинку. Последовательность
предложений в тексте. |
Карточка
«Ставь, где надо, запятые» |
1.3. |
|
Обращение.
Звательная интонация. Знаки препинания при обращении. |
|
Дополнение
диалога репликами и обращениями. |
Карточка
«Ставь, где надо, запятые» |
1.4. |
|
Сложные
предложения с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы,
потому что. |
|
Преобразование
простых предложений в сложные с опорой на данные слова. Составление текста
«Гроза». |
Письмо
по памяти. |
1.5. |
|
Знаки
препинания в сложных предложениях. |
|
Составление
сложных предложений из данных частей. Составление рассказа «Русские города» |
Карточка
«Ставь, где надо, запятые» |
1.6. |
|
Союзы
и союзные слова в сложных предложениях. |
население |
Дополнение
предложений союзными словами. Заканчивание сложных предложений. |
Контрольное
списывание. |
1.7. |
|
Обобщающий
урок по теме «Предложение». |
былина |
Сокращение
текста (краткий пересказ). |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
II
|
8 ч |
Звуки и буквы |
|
|
|
2.1. |
|
Звуки
и буквы. Звуки гласные и согласные. Алфавит. Словарные слова из словаря
учебника. |
гражданин |
Устные
ответы на вопросы. Составление предложений с данными словами. |
Карточка
«Вставь пропущенные буквы». |
2.2. |
|
Согласные
твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных е, ё, и,
ю, я и ь. Количество звуков и букв в слове. |
благодарность благодаря
(чему?) |
Составление
сложных предложений с данными словосочетаниями. |
Объяснительный
диктант. |
2.3. |
|
Буквы
е, ё, ю, я в начале слова. Слова с разделительным мягким и твёрдым знаком. |
объединённый |
Составление
пословиц из частей. |
Выборочный
диктант. |
2.4. |
|
Гласные
ударные и безударные. Способы проверки безударных гласных. Непроверяемые
безударные гласные. |
легенда |
Составление
объявления по данному стихотворению и алгоритму. |
Карточка
«Сомневаюсь, проверяю, пишу» |
2.5. |
|
Согласные
звонкие и глухие. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. |
окружение |
Опорные
слова. Устный пересказ текста по опорным словам. |
Карточка
«Сомневаюсь, проверяю, пишу» |
2.6. |
|
Сомнительные
гласные и согласные, способы их проверки. |
окрестность |
Составление
словосочетаний из данных слов. |
Комментированное
письмо. |
2.7. |
|
Контрольный
диктант «Предложение: простое предложение с однородными членами, сложные
предложения с союзами и союзными словами. Звуки и буквы. Сомнительные гласные
и согласные. Мягкий знак – показатель мягкости. Разделительный ь и ъ». |
|
|
Умения
применять изученные правила орфографии и пунктуации на письме. |
2.8. |
|
Работа
над ошибками. |
|
Дополнение
второй части сложных предложений. |
Объяснительный
диктант. |
III. |
10 ч |
Слово.
Состав слова. |
|
|
|
3.1. |
|
Разбор
слов по составу. |
извержение |
Упражнения
в словообразовании. Восстановление деформированных предложений текста.
Главная мысль текста и заголовок, который её выражает. |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
3.2. |
|
Единообразное
написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Способы проверки
сомнительных гласных и согласных в корне слова. |
отчизна |
Письменные
ответы на вопросы. |
Карточка
«Сомневаюсь, проверяю, пишу». |
3.3. |
|
Единообразное
написание ряда приставок вне зависимости от произношения. |
за
счёт |
Составление
словосочетаний. |
Карточка
«Слитно или раздельно?» (различение приставок и предлогов). |
3.4. |
|
Правописание
приставок без-(бес-), воз-(вос-), из-(ис-), раз-(рас-). |
излишество |
Составление
словосочетаний с данными словами. Тема и заголовок текста. |
Письмо
по памяти. |
3.5. |
|
Правописание
приставок. |
воззвание |
Дополнение
диалога словами автора (выбор глаголов, характеризующих речь героев).
Основная мысль текста. |
Карточка
«Вставь пропущенные буквы» (правописание приставок на –з(-с)). |
3.6. |
|
Урок
развития письменной связной речи. Деловое письмо. Расписка. Объявление |
|
Повторение
алгоритма объявления. Знакомство с алгоритмом расписки. |
Соблюдение
изученных правил при оформлении расписки и объявления. |
3.7. |
|
Сложные
слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных. |
малодушный |
Использование
сложных слов в предложениях. Толкование значений слов. |
Контрольное
списывание (вставить соединительные гласные). |
3.8. |
|
Сложносокращённые
слова. |
сберкасса |
Объяснение
значений сложносокращённых слов. Образование сложносокращённых слов из
начальной части первого слова и целого слова. |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
3.9. |
|
Сложносокращённые
слова, образованные из названий первых букв или звуков каждого слова. |
организация |
Объяснение
значений сложносокращённых слов. Замена словосочетаний сложносокращёнными
словами. Составление предложений со сложносокращёнными словами. |
Объяснительный
диктант. |
3.10. |
|
Обобщающий
урок по теме «Состав слова» |
планета |
Составление
правил, как надо беречь лес. |
Комментированное
письмо |
IV |
13 ч |
Имя существительное |
|
|
|
4.1. |
|
Имя существительное как часть речи. Роль существительного в речи. |
агрегат |
Работа
с пословицами. Составление словесной картины по данной сюжетной картинке.
Письменные ответы на вопросы. |
Словарный
диктант. |
4.2. |
|
Основные грамматические категории имени
существительного. |
избиратель |
Ответы
на вопросы по прочитанному диалогу. |
Выборочный
диктант. |
4.3. |
|
Правописание собственных имён существительных. |
биография |
Ответы
на вопросы «Биография М. Горького» |
Карточка
«Большая или маленькая буква?» |
4.4. |
|
Три склонения имени существительного. Мягкий знак
после шипящих на конце существительных единственного числа. |
ландшафт |
Составление
предложений по данным схемам. |
Карточка
«Нужен ли мягкий знак?» |
4.5. |
|
Контрольный диктант за I четверть по теме
«Предложение. Состав слова. Имя существительное, его грамматические
признаки». |
|
Составление
предложений по данной схеме с использованием опорных словосочетаний. |
Умение
применять изученные орфограммы корня слова, приставок, ь после шипящих на конце существительных
единственного числа, ставить знаки препинания в предложениях с однородными
членами, в сложных предложения, при обращениях, различать собственные и
нарицательные имена существительные. |
4.6. |
|
Работа над ошибками. |
|
Ответы
на вопросы по тексту с опорой на репродукцию картины М. Фёдорова «Предательский поцелуй Иуды». |
Объяснительный
диктант. |
4.7. |
|
Правописание безударных окончаний имён
существительных единственного числа. |
свидетельство |
Составление
словосочетаний, дополнение предложений однородными членами. Ответы на вопросы
словами из текста. Деление текста на части. Красная строка. |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
4.8. |
|
Упражнения в правописании безударных окончаний
имён существительных единственного числа. |
обычай |
Дополнение
предложений данными выражениями. Составление
словосочетаний и предложений по репродукции картины И. Левитана «Золотая
осень» |
Карточка
«Допиши окончания». |
4.9. |
|
Урок развития письменно связной речи. Сочинение по
собственным наблюдениям и репродукции картины И. Левитана «Золотая осень» |
|
Составление
предложений по опорным словосочетаниям.. Соблюдение плана высказывания. |
Умение
применять правила правописания и пунктуации при записи частей текста после
предварительного разбора. |
4.10. |
|
Правописание безударных окончаний имён
существительных множественного числа. |
расправа |
Дополнение
словосочетаний. Беседа о сезонных изменениях осенью. |
Словарный
диктант. |
4.11. |
|
Правописание ь после шипящих на конце
существительных. |
|
Определение
темы предложений. Заголовок текста. Составление плана текста, выбор опорных
существительных. Письменный пересказ по плану и опорным словам. |
Письмо
по памяти. |
4.12. |
|
Несклоняемые имена существительные. |
жюри |
Составление
предложений с несклоняемыми именами существительными. |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
4.13. |
|
Обобщение по теме «Имя существительное». |
издательство |
Ответы
на вопросы о прочитанному диалогу. Знакомство с особенностями построения
заметки. Дополнение предложений заметки словами. Определение темы заметки. |
Комментированное
письмо. |
V. |
10 ч |
Имя прилагательное |
|
|
|
5.1. |
|
Имя прилагательное как часть речи. Роль
прилагательного в речи. |
изящный |
Главная
мысль текста. Распространение текста прилагательными. Сравнения. |
Словарный
диктант. |
5.2. |
|
Согласование имени прилагательного с именем
существительным. |
иногородний |
Составление
словосочетаний. Распространение предложений прилагательными. |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
5.3. |
|
Правописание падежных окончаний имён
прилагательных. |
оригинальный |
Составление
предложений с данными словосочетаниями на темы русских сказок. Практическое
использование существительных-синонимов. |
Карточка
«Вставь пропущенные окончания». |
5.4. |
|
Упражнения в правописании падежных окончаний имён
прилагательных. |
прогрессивный |
Деление
текста на части. Заголовок текста. Выразительное чтение. |
Объяснительный
диктант. |
5.5. |
|
Правописание прилагательных на –й, -ья, -ье, -ьи. |
совершеннолетний |
Дополнение
текста фактами для развития главной мысли. Преобразование текста в диалог. |
Письмо
по памяти. |
5.6. |
|
Упражнения в правописании безударных окончаний
прилагательных. |
ежемесячный |
Распространение
текста прилагательными с опорой на
репродукцию картины П. Корина «Александр Невский». Изменение темы
текста с помощью замены прилагательных («Золотая осень» - «Поздняя осень»). |
Творческий
диктант (распространение предложений прилагательными). |
5.7. |
|
Обобщение по теме «Имя прилагательное. Орфограммы
корня слова, правописание приставок, безударных окончаний существительных и
прилагательных». |
|
Дополнение
текста описанием зимнего города по опорным словосочетаниям. Толкование
пословиц. |
Комментированное
письмо. |
5.8. |
|
Проверочный диктант «Имя прилагательное.
Правописание безударных окончаний имён существительных и прилагательных». |
|
Составление
словосочетаний (управление и согласование). |
Умения
применять правила правописания и пунктуации при письме под диктовку. |
5.9. |
|
Работа над ошибками. |
|
Письменные
ответы на вопросы по тексту «Основание Москвы». |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
5.10. |
|
Урок
развития письменной связной речи.
Деловое письмо. Объяснительная записка. |
|
Восстановление
порядка частей текста. Алгоритм оформления объяснительной записки. |
Умение
применять правила правописания и пунктуации при оформлении письменного
высказывания. |
VI |
10 ч |
Личные местоимения |
|
|
|
6.1. |
|
Личные
местоимения. Назначение местоимений в
речи (указывают на предмет, не называя его). |
агрессия агрессор |
Дополнение
предложений обращениями. Составление предложений со словарными словами. |
Словарный
диктант. |
6.2. |
|
Роль
личных местоимений в речи. |
бухгалтер бухгалтерия |
Ответы
на вопросы по прочитанному диалогу. Составление пар предложений с использованием
личных местоимений 3 лица для избегания повторов. |
Творческий
диктант (замена повторяющихся слов местоимениями и синонимами). |
6.3. |
|
Лицо
и число местоимений. Употребление личных местоимений в речи. |
единомышленник |
Работа
с загадками. Заголовок текста. Исправление речевых недочётов в текстах
(замена местоимений существительными). |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
6.4. |
|
Склонение
личных местоимений. |
исцелять |
Замена
повторяющихся существительных личными местоимениями в косвенных падежах.
Дополнение предложений текста личными местоимениями. |
Объяснительный диктант |
6.5. |
|
Правописание
личных местоимений с предлогами. |
оборона |
Дополнение
словосочетаний предлогами, изменение формы личного местоимения в предложении.
Характеристика автора письма. |
Карточка «Исправь ошибки» |
6.6. |
|
Правописание
личных местоимений 3 лица. |
обучение |
Дополнение
словосочетаний местоимениями 3-го лица. Заголовок, выражающий тему или
основную мысль текста. Составление диалога по данному тексту. |
Письмо по памяти |
6.7. |
|
Обобщающий
урок «Личные местоимения» |
катастрофа |
Восстановление
деформированных предложений. Составление плана текста и выписывание опорных
слов (словосочетаний с местоимениями). |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
6.8. |
|
Урок
развития письменной связной речи. Заметка в школьную газету «О наших делах». |
|
Составление
плана заметки, отбор опорных словосочетаний, составление предложений. |
Умение
применять изученные правила при письме после коллективного разбора
составленного текста. |
6.9. |
|
Контрольный
диктант за II четверть «Правописание личных
местоимений. Правописание безударных окончаний имён существительных и
прилагательных. Знаки препинания при обращениях, однородных членах, в сложных
предложениях». |
|
|
Умение
применять изученные правила при письме под диктовку. |
6.10. |
|
Работа
над ошибками. |
|
Составление
письма по данному образцу и опорным словосочетаниям. |
Карточка
«Исправь ошибки». |
VII |
20 ч |
Глагол |
|
|
|
7.1. |
|
Глагол
как часть речи. Различение глаголов по значению. |
ликование |
Сравнения.
Дополнение описания картины В. Поленова «Московский дворик» глаголами. Составление устного высказывания
по репродукции картины В. Поленова «Московский дворик». |
Выборочный диктант. |
7.2. |
|
Роль
глагола в речи. |
ликвидация |
Дополнение
предложений однородными сказуемыми. Дополнение диалога словами автора с
выбором подходящих глаголов речи. |
Творческий диктант (замена
глагола на ряд однородных глаголов). |
7.3. |
|
Грамматические
признаки глагола. Правописание окончаний глаголов прошедшего времени. |
коллега |
Подбор
глаголов к данному существительному. |
Карточка «Вставь окончания
глаголов прошедшего времени». |
7.4. |
|
Неопределённая
форма глагола. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов неопределённой
формы и перед –ся. |
истязать |
Дополнение
2-й части сложных предложений. |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
7.5. |
|
Частица
не с глаголами. |
гарнизон |
Работа
с пословицами. Составление предложений
на тему «Правила поведения в транспорте». |
Словарный
диктант. |
7.6. |
|
Изменение
глаголов по лицам и числам. |
сознательность |
Беседа
на тему «К чему приводит пьянство».
Составление предложений с данными словосочетаниями. |
Объяснительный
диктант. |
7.7. |
|
Правописание
глаголов 2 лица единственного числа. |
авторитет |
Запись
текста от 2-го лица единственного
числа. |
Карточка
«Мягкий знак после шипящих на конце слов (глаголы, существительные)» |
7.8. |
|
Правописание
–тся, -ться в глаголах. |
Извержение |
Составление
предложений с данными глаголами. Определение темы предложений. |
Комментированное
письмо. |
7.9. |
|
Безударных
личные окончания глаголов I и II спряжения. |
агитация |
Составление
вопросительных предложений с данными словосочетаниями. Составление
словосочетаний с данными глаголами. |
Объяснительный
диктант. |
7.10. |
|
Правописание
безударных окончаний глаголов II спряжения.
Глаголы-исключения. |
обязанность |
Работа
с пословицами и поговорками. Составление предложений с данными выражениями. |
Карточка
«Вставь пропущенные окончания». |
7.11. |
|
Правописание
безударных окончаний глаголов I спряжения. |
правонарушение |
Рассуждение
на тему «Настоящий друг» по данному тексту и опорным выражениям. |
Письмо
по памяти. |
7.12. |
|
Правописание
безударных окончаний глаголов I и II спряжения. |
|
Распределение
предложений на два текста: «Ты возвращаешься домой» и «Дом встречает тебя».
Списывание текста с изменением времени глаголов. |
Выборочный
диктант |
7.13. |
|
Урок
развития письменной связной речи. Изложение по вопросам «Две подруги». |
|
Составление
плана текста, выписывание опорных словосочетаний. Составление
предложений по вопросам. |
Умение
соблюдать правила правописания и пунктуации при записи текста изложения. |
7.14. |
|
Повелительная
форма глагола. Выражение просьб, советов, приказов. |
администратор |
Замена
выделенных выражений глаголами повелительной формы в предложениях текста.
Беседа о правилах поведения в лесу. |
Карточка
«Исправь ошибки». |
7.15. |
|
Глаголы
повелительной формы в единственном и множественном числе. |
аэрофлот |
Изменение
числа глаголов повелительного наклонения в тексте. Составление памятки «Как принимать гостей» по данному
тексту. |
Выборочный
диктант. |
7.16. |
|
Правописание
мягкого знака в глаголах повелительной формы перед –те и –ся. |
профессия |
Составление
памятки о правилах поведения на производственной практике по вопросам и
опорным глаголам. |
Словарный
диктант. |
7.17. |
|
Правописание
мягкого знака в глаголах. |
Досуг |
Письменные
ответы на вопросы «Как организовать свой досуг?». |
Объяснительный
диктант. |
7.18. |
|
Обобщающий
урок по теме «Глагол». |
равенство |
Составление
диалога по данному тексту. |
Письмо
по памяти. |
7.19. |
|
Контрольный
диктант «Глагол. Правила правописания глаголов: не с глаголами, мягкий знак
после шипящих, перед –ся, -те, безударные личные окончания глаголов,
окончания глаголов прошедшего времени». |
|
Составление
предложений с данными глаголами. |
Умение
применять изученные правила при письме под диктовку. |
7.20. |
|
Работа
над ошибками. |
|
Заполнение
анкеты. |
Комментированное
письмо. |
VIII. |
11 ч |
Наречие |
|
|
|
8.1. |
|
Понятие
о наречии как части речи. Связь наречий
с глаголами. |
заимообразно |
Дополнение
предложений данными наречиями. Сравнение предложений с наречиями и без
наречий. |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
8.2. |
|
Наречие
– неизменяемая часть речи. |
автономия |
Наречия,
противоположные по значению. Замена фразеологизмов наречиями. |
Объяснительный
диктант. |
8.3. |
|
Роль
наречий в речи. |
коллективизация |
Преобразование
описаний погоды (использование одних наречий). Составление предложений-выводов
по прочитанному тексту. Дополнение диалога словами автора (использование
наречий, характеризующих речь героев). |
Словарный
диктант. |
8.4. |
|
Наречия,
обозначающие время, место и способ действия. |
квалификация |
Дополнение
предложений наречиями, противоположными по значению данным. Рассуждение по
данному алгоритму. |
Выборочный
диктант (выписать из диктуемых предложений наречия). |
8.5. |
|
Урок
развития письменной связной речи. Деловое письмо. Автобиография. Анкета.
Заявление о поступлении на работу. |
|
Составление
ответов на вопросы анкеты. Следование указаниям, данным в анкете (заявлении).
Работа по плану при написании автобиографии и заявления. |
Умение
применять изученные правила правописания и пунктуации при оформлении деловых
бумаг. |
8.6. |
|
Использование
наречия времени для связи частей и предложений текста. |
комиссия |
Восстановление
последовательности описания операций при изготовлении изделии, дополнение
текста наречиями времени: сначала, затем, потом, наконец. |
Карточка
«Поставь вопросы к наречиям». |
8.7. |
|
Наречия
места, их использование в речи. |
|
Дополнение
текста наречиями места. Дописывание
продолжения рассказа по опорным наречиям. |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
8.8. |
|
Наречия
способа действия, их использование в речи. |
правительство |
Дополнение
текста наречиями способа действия. Характеристика звучания голоса с помощью
наречий (выписывание из текста рассказа А. Тургенева «Певцы») |
Объяснительный
диктант. |
8.9. |
|
Правописание
наречий с а и о на конце. |
|
Построение
выводов по материалам наблюдений и данному алгоритму (устно). |
Карточка
«Допиши последнюю букву в наречиях: о или а?» |
8.10. |
|
Упражнения
в правописании наречий с о и а на конце. |
|
Упражнения
в словообразовании. Составление текста упражнений для утренней гимнастики по
опорным наречиям. |
Письмо
по памяти. |
8.11. |
|
Обобщение
по теме «Наречие» |
|
Восстановление
текста по выписанным словосочетаниям (глаголы с наречиями) «Сказание о
Китеже». |
|
IX |
12 ч |
Имя числительное |
|
|
|
9.1. |
|
Понятие
об имени числительном. Роль числительных в речи. |
|
Ответы
на вопросы с использованием числительных. |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
9.2. |
|
Различение
порядковых и количественных числительных. |
|
Работа с фразеологизмами (толкование) и
пословицами. Составление словосочетаний. |
Выборочный
диктант. |
9.3. |
|
Связи
числительного с именем существительным в речи. |
|
Составление
словосочетаний и предложений с числительными. |
Карточка
«Допиши окончания существительных» |
9.4. |
|
Наблюдение
за правописанием числительных от 5 до 20 и 30; от 50 до 80; от 500 до 900. |
восстание каторга |
Ответы
на вопросы с использованием числительных. Дополнение текста числительными. |
Словарный
диктант |
9.5. |
|
Урок
развития письменной связной речи. Сочинение на тему «Пушкин в Михайловском» с
опорой на план, данные выражения, репродукцию картины Ню Ге «И.И. Пущин в гостях
у А.С. Пушкина в селе Михайловском». |
|
Составление
предложений по опорным словосочетаниям. Определение последовательности
предложений по данному плану. |
Умение
соблюдать изученные правила при записи связного высказывания. |
9.6. |
|
Правописание
мягкого знака в числительных от 5 до 20 и 30; от 50 до 80; от 500 до 900. |
митинг монархия |
Ответы
на вопросы с использованием числительных. Употребление существительных при
числительных. |
Карточка
«Вставь, где нужно, мягкий знак». |
9.7. |
|
Правописание
числительных 90, 200, 300, 400. |
архив |
Дополнение
текста числительными. |
Письмо
по памяти. |
9.8. |
|
Упражнения
в употреблении числительных при определении времени по часам. |
забастовка |
|
Объяснительный
диктант |
9.9. |
|
Обобщающий
урок по теме «Имя числительное» |
библиография |
Ответы
на вопросы по тексту. Сравнение научно-популярного текста и легенды. |
Контрольное
списывание. |
9.10. |
|
Контрольный
диктант за III четверть. Тема «Правописание
глаголов, -а и –о на конце наречий, количественных числительных». |
|
Письменные
ответы на вопросы с использованием наречий и числительных. |
Умение
применять изученные правила правописания при письме под диктовку. |
9.11. |
|
Работа
над ошибками. |
бетон |
Исправление
речевых ошибок в предложениях. |
Карточка
«Исправь ошибки». |
9.12. |
|
Числа
в деловых бумагах. |
компенсация |
Сокращение
текста телеграммы. Заполнение
доверенности по данному алгоритму. |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
Х |
7 ч |
Части речи |
|
|
|
10.1. |
|
Различение
слов, относящихся к разным частям речи. Значение разных частей речи для
выражения мыслей и чувств. |
вентиляция |
Сравнение
текстов. Составление предложений с данными словами. |
Словарный
диктант. |
10.2. |
|
Различение
частей речи по значению и вопросам. Различение порядковых числительных и
прилагательных. |
дубликат |
Составление
словосочетаний по данным схемам. |
Выборочный
диктант. |
10.3. |
|
Употребление
частей речи в предложениях. |
планета планетарий |
Ответы
на вопросы одним словом. Распространение предложений по вопросам. |
Объяснительный
диктант. |
10.4. |
|
Различение
прилагательных и наречий по значению и вопросам, их использование в речи. |
|
Упражнения
в словообразовании. Дополнение предложений данными словосочетаниями. |
Карточка
«Вставь пропущенные буквы» (окончания прилагательных, суффиксы о и а в
наречиях). |
10.5. |
|
Различение
существительных и личных местоимений, их использование в речи. |
заведующий |
Дополнение
2-й части сложных предложений. Восстановление деформированных предложений в
тексте. |
Письмо
по памяти |
10.6. |
|
Обобщение
по теме «Части речи». |
|
Составление
словосочетаний. Краткий пересказ содержания «Песни о вещем Олеге» А.С.
Пушкина. |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
10.7. |
|
Урок
развития письменной связной речи. Деловое письмо. Доверенность. Расписка. |
|
|
Умение
применять изученные правила правописания и оформления деловых бумаг. |
XI |
23 ч |
Предложение |
|
|
|
11.1. |
|
Простое
предложение. Знаки препинания в конце предложения и при однородных членах
предложения. |
общежитие |
Членение
текста на предложения. Составление простых предложений по данным схемам. |
Карточка
«Расставь знаки препинания». |
11.2. |
|
Главные
и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые
предложения. |
иждивенец |
Распространение
предложений второстепенными членами. Письменный пересказ текста по опорным
словосочетаниям «Северная война». Заголовок текста. |
Выборочный
диктант (выписать главные члены предложения) |
11.3. |
|
Упражнения
в распространении предложений второстепенными членами. |
колония |
Распространение
описания картины А. Саврасова «Грачи прилетели». |
Творческий
диктант (дополнить нераспространённое предложение второстепенными членами). |
11.4. |
|
Однородные
члены предложения. Знаки препинания при однородных членах. |
|
Дополнение
предложений текста однородными членами. |
Карточка
«Расставь знаки препинания». |
11.5. |
|
Упражнения
в оформлении предложений с однородными членами. |
|
Главная
мысль текста. Восстановление текста по выписанным рядам однородных членов
предложения. |
Объяснительный
диктант. |
11.6. |
|
Наблюдение
за распространёнными и нераспространёнными однородные членами предложения. |
адвокат |
Распространение
однородных членов в предложениях. |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
11.7. |
|
Упражнения
в употреблении распространённых однородных членов предложения в речи. |
|
Составление
предложений с распространёнными однородными членами. |
Карточка
«Вставь пропущенные буквы и знаки препинания». |
11.8. |
|
Употребление
в речи нераспространённых и распространённых однородных членов предложения,
знаки препинания при них. |
парламент |
Доказательство
каждой мысли, высказанной в диалоге, примерами. Распространение однородных членов
предложения. |
Письмо
по памяти. |
11.9. |
|
Обращение,
его место в предложении, выделение обращения в устной речи и при письме. |
буржуазия |
Дополнение
предложений обращениями. Практическое различение стилей речи. |
Словарный
диктант. |
11.10. |
|
Знаки
препинания при обращении. |
пролетариат |
Дополнение
текста письма к литературному герою обращениями. Дополнение диалога репликами
(выбрать из данных). |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
11.11. |
|
Упражнения
в выделении однородных членов и обращения в простом предложении. |
кооператив |
Восстановление
деформированных предложений. Составление предложений на школьную тему с
данными «отрезками» предложений. |
Объяснительный
диктант. |
11.12. |
|
Использование
в письменных связных высказываниях простых предложений с однородными членами
и обращениями. |
агент |
Письменные
ответы на вопросы по прочитанному тексту. Составление смешного рассказа по
данной сюжетной картинке и «отрезкам» предложений. |
Графический
диктант (схемы предложений). |
11.13. |
|
Сложное
предложение. |
|
Дополнение
второй части сложного предложения. |
Зрительно-предупредительный
диктант. |
11.14. |
|
Сложные
предложения без союзов. |
|
Распространение
частей сложного предложения второстепенными членами. Дополнение сложных
предложений. Подкрепление мысли
сложными предложениями на тему «Летнее утро в деревне» |
Карточка
«Поставь знаки препинания». |
11.15. |
|
Сложные
предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. |
|
Дополнение
сложных предложений союзными словами. Составление сложных предложений из
данных в разбивку частей. |
Карточка
«Вставь пропущенные союзные слова». |
11.16. |
|
Сложные
предложения с союзами и, а. |
авиация |
Письменные
ответы на вопросы по тексту сложными предложениями. |
Письмо
по памяти |
11.17. |
|
Употребление
в письменных связных высказываниях сложных предложений. |
|
Восстановление
деформированного текста «Учитель из
Ясной Поляны». Составление сложных предложений для продолжения мысли,
высказанной в простом предложении, и по вопросам. |
Графический
диктант (схемы сложных предложений). |
11.18. |
|
Урок
развития письменной связной речи. Сочинение с привлечением личных наблюдений
«Чему я научился в школе». |
|
Составление
плана высказывания, предложений по «отрезкам» предложений. |
Умение
применять изученные правила правописания и пунктуации при оформлении
письменного связного высказывания. |
11.19. |
|
Предложения
с прямой речью. Слова автора и прямая речь. Интонационное оформление
предложений с прямой речью. |
диагноз инфекция |
Дополнение
предложений диалога словами автора или прямой речью. |
Творческий
диктант (дополнить предложения обращениями). |
11.20. |
|
Кавычки
при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи. |
|
Выделение
из текста предложений с прямой речью. Составление предложений с прямой речью
по заданной ситуации с опорой на сюжетную картинку. |
Контрольное
списывание. |
11.21. |
|
Упражнения
в составлении предложений с прямой речью. |
|
Дополнение
предложений словами автора, прямой речью. Ответы на вопросы
предложениями с прямой речью. |
Словарный
диктант. |
11.22. |
|
Обобщающий
урок по теме «Предложение» |
|
Ответы
на вопросы по тексту «Бегство в Египет». |
Письмо
по памяти. |
11.23. |
|
Контрольный
диктант за год «Предложение. Простое предложение с однородными членами и
обращением. Сложное предложение. Прямая речь (после слов автора). Изученные
правила правописания» |
|
Составление
предложений по вопросам и данным выражениям. |
Умение
соблюдать изученные правила правописания и пунктуации при письме под
диктовку. |
11.24. |
|
Работа
над ошибками |
|
Составление
высказывания на тему «Вежливый ли я человек?» по данному началу и опорным
глаголам. |
Карточка
«Исправь ошибки» |
XII |
4 ч |
Повторение пройденного за год |
|
|
|
12.1. |
|
Повторение
правил правописания безударных гласных в разных частях слова. Части речи.
Части слова. |
|
Краткий
пересказ текста по данным «отрезка» предложений. |
Карточка
«Сомневаюсь, проверяю, пишу правильно». |
12.2. |
|
Различение
слов, относящихся к различным частям речи.
Не с глаголами. Мягкий знак на конце глаголов и перед –ся, -те. Мягкий
знак на конце слов после шипящих. |
|
Составление
диалога по данному тексту с опорой на данный план. |
Карточка
«Где нужен мягкий знак?» |
12.3. |
|
Орфограммы
корня слова. |
|
Составление
рассказа «Хоттабыч с Волькой на футбольном матче» по серии сюжетных картинок
и опорным словам. |
Словарный
диктант. |
12.4. |
|
Простое
и сложное предложение. Знаки препинания в предложениях с однородными членами,
обращением и в сложном предложении. |
|
Составление
высказывания на тем «Как победить отчаяние» по данному образцу и опорным
предложениям. |
Зрительно-предупредительный
диктант. |