Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Переславль-Залесская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:

deti @ deti. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________20_____ года

Директор школы: ___________________

_________________________

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Письмо и развитие речи» в 9 классе

____________ учебный год

 

 

 

 

 

Учителя  русского языка

________________________

 

 


Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Письмо и развитие речи в 9 классе СКОУ VIII вида» составлена в соответствии с программой В.В. Воронковой «Русский (родной) язык» (Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. Сборник 1. М., «Владос», 2001) и учебником «Русский язык» Н.Г. Галунчиковой, Э.В. Якубовской для 9 класса  СКОУ VIII вида (М., «Просвещение», 2006 год).

Программа рассчитана на 136 часов в год, 4 часа – в неделю.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны уметь:

-          писать небольшие по объёму изложение и сочинения творческого характера;

-          оформлять все виды деловых бумаг;

-          пользоваться школьным орфографическим словарём.

Учащиеся должны знать:

- части речи, использование их  в речи;

- наиболее распространённые правила правописания слов.

 

Тематическое планирование уроков письма и развитие речи в 9 классе (136 ч)

№№

п/п

Раздел

(темы)

Кол-во

часов

Контрольные работы

Работы по развитию письменной связной речи.

I

Предложения  (повторение)

7 ч

 

 

II

Звуки и буквы

8 ч

Контрольный диктант «Предложение: простое предложение с однородными членами, сложные предложения с союзами и союзными словами. Звуки и буквы. Сомнительные гласные и согласные. Мягкий знак – показатель мягкости. Разделительный ь и ъ».

 

III

Слово. Состав слова.

10 ч

 

 

Деловое письмо. Расписка. Объявление.

IV

Имя существительные

13 ч

Контрольный диктант за I четверть по теме «Предложение. Состав слова. Имя существительное, его грамматические признаки».

Сочинение по собственным наблюдениям и репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»

V

Имя прилагательное

10 ч

Проверочный диктант «Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний имён существительных и прилагательных».

Деловое письмо. Объяснительная записка.

VI

Личные местоимения

10 ч

Контрольный диктант за II четверть «Правописание личных местоимений. Правописание безударных окончаний имён существительных и прилагательных. Знаки препинания при обращениях, однородных членах, в сложных предложениях».

Заметка в школьную газету «О наших делах».

VII

Глагол

20 ч

Контрольный диктант «Глагол. Правила правописания глаголов: не с глаголами, мягкий знак после шипящих, перед –ся, -те, безударные личные окончания глаголов, окончания глаголов прошедшего времени».

Урок развития письменной связной речи. Изложение по вопросам «Две подруги».

VIII

Наречие

11 ч

 

Урок развития письменной связной речи. Деловое письмо. Автобиография. Анкета. Заявление о поступлении на работу.

IX

Имя числительное

12 ч

Контрольный диктант за III четверть. Тема «Правописание глаголов, -а и –о на конце наречий, количественных числительных».

Сочинение на тему «Пушкин в Михайловском» с опорой на план, данные выражения, репродукцию картины Ню Ге «И.И. Пущин в гостях у А.С. Пушкина в селе Михайловском».

X

Части речи

7 ч

 

Деловое письмо. Доверенность. Расписка.

XI

Предложение

23 ч

«Предложение. Простое предложение с однородными членами и обращением. Сложное предложение. Прямая речь (после слов автора). Изученные правила правописания»

Сочинение с привлечением личных наблюдений «Чему я научился в школе».

V

IIовторение пройденного.

5 ч

 

 

 

Итого

136 ч

7 ч

9 ч

 

 

Поурочное планирование уроков письма и развития речи в 9 классе (136 ч)

 

№/№

п/п

Дата

Содержание программного материала.

Словарные слова.

Развитие связной  устной и письменной речи.

Контрольно-диагностические материалы

I

7 ч

Предложение (повторение)

 

 

 

1.1.

 

Простое предложение с однородными членами. Союзы и, а, но в предложениях с однородными членами. Интонация перечисления.

 

Восстановление текста по главным членам предложения. Тема и основная мысль текста. Дополнение предложений однородными членами.

Комментированное письмо.

1.2.

 

Знаки препинания при однородных членах предложения.

 

Дополнение текста предложениями с опорой на сюжетную картинку. Последовательность предложений в тексте.

Карточка «Ставь, где надо, запятые»

1.3.

 

Обращение. Звательная интонация. Знаки препинания при обращении.

 

Дополнение диалога репликами и обращениями.

Карточка «Ставь, где надо, запятые»

1.4.

 

Сложные предложения с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

 

Преобразование простых предложений в сложные с опорой на данные слова. Составление текста «Гроза».

Письмо по памяти.

1.5.

 

Знаки препинания в сложных предложениях.

 

Составление сложных предложений из данных частей. Составление рассказа «Русские города»

Карточка «Ставь, где надо, запятые»

1.6.

 

Союзы и союзные слова в сложных предложениях.

население

Дополнение предложений союзными словами. Заканчивание сложных предложений.

Контрольное списывание.

1.7.

 

Обобщающий урок по теме «Предложение».

былина

Сокращение текста (краткий пересказ).

Зрительно-предупредительный диктант.

II

 8 ч

Звуки и буквы

 

 

 

2.1.

 

Звуки и буквы. Звуки гласные и согласные. Алфавит. Словарные слова из словаря учебника.

гражданин

Устные ответы на вопросы. Составление предложений с данными словами.

Карточка «Вставь пропущенные буквы».

2.2.

 

Согласные твёрдые и мягкие. Обозначение мягкости согласных с помощью гласных е, ё, и, ю, я и ь. Количество звуков и букв в слове.

благодарность

благодаря (чему?)

Составление сложных предложений с данными словосочетаниями.

Объяснительный диктант.

2.3.

 

Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Слова с разделительным мягким и твёрдым знаком.

объединённый

Составление пословиц из частей.

Выборочный диктант.

2.4.

 

Гласные ударные и безударные. Способы проверки безударных гласных. Непроверяемые безударные гласные.

легенда

Составление объявления по данному стихотворению и алгоритму.

Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу»

2.5.

 

Согласные звонкие и глухие. Обозначение звонких и глухих согласных на письме.

окружение

Опорные слова. Устный пересказ текста по опорным словам.

Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу»

2.6.

 

Сомнительные гласные и согласные, способы их проверки.

окрестность

Составление словосочетаний из данных слов.

Комментированное письмо.

2.7.

 

Контрольный диктант «Предложение: простое предложение с однородными членами, сложные предложения с союзами и союзными словами. Звуки и буквы. Сомнительные гласные и согласные. Мягкий знак – показатель мягкости. Разделительный ь и ъ».

 

 

Умения применять изученные правила орфографии и пунктуации на письме.

2.8.

 

Работа над ошибками.

 

Дополнение второй части сложных предложений.

Объяснительный диктант.

III.

10 ч

Слово. Состав слова.

 

 

 

3.1.

 

Разбор слов по составу.

извержение

Упражнения в словообразовании. Восстановление деформированных предложений текста. Главная мысль текста и заголовок, который её выражает.

Зрительно-предупредительный диктант.

3.2.

 

Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных  в корнях слов. Способы проверки сомнительных гласных и согласных в корне слова.

отчизна

Письменные ответы на вопросы.

Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу».

3.3.

 

Единообразное написание ряда приставок вне зависимости от произношения.

за счёт

Составление словосочетаний.

Карточка «Слитно или раздельно?» (различение приставок и предлогов).

3.4.

 

Правописание приставок без-(бес-), воз-(вос-), из-(ис-), раз-(рас-).

излишество

Составление словосочетаний с данными словами. Тема и заголовок текста.

Письмо по памяти.

3.5.

 

Правописание приставок.

воззвание

Дополнение диалога словами автора (выбор глаголов, характеризующих речь героев). Основная мысль текста.

Карточка «Вставь пропущенные буквы» (правописание приставок на –з(-с)).

3.6.

 

Урок развития письменной связной речи. Деловое письмо. Расписка. Объявление

 

Повторение алгоритма объявления. Знакомство с алгоритмом расписки.

Соблюдение изученных правил при оформлении расписки и объявления.

3.7.

 

Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных.

малодушный

 

Использование сложных слов в предложениях. Толкование значений слов.

Контрольное списывание (вставить соединительные гласные).

3.8.

 

Сложносокращённые слова.

сберкасса

Объяснение значений сложносокращённых слов. Образование сложносокращённых слов из начальной части первого слова и целого слова.

Зрительно-предупредительный диктант.

3.9.

 

Сложносокращённые слова, образованные из названий первых букв или звуков каждого слова.

организация

Объяснение значений сложносокращённых слов. Замена словосочетаний сложносокращёнными словами. Составление предложений со сложносокращёнными словами.

Объяснительный диктант.

3.10.

 

Обобщающий урок по теме «Состав слова»

планета

Составление правил, как надо беречь лес.

Комментированное письмо

IV

13 ч

Имя существительное

 

 

 

4.1.

 

Имя существительное как часть речи.  Роль существительного в речи.

агрегат

Работа с пословицами. Составление словесной картины по данной сюжетной картинке. Письменные ответы на вопросы.

Словарный диктант.

4.2.

 

Основные грамматические категории имени существительного.

избиратель

Ответы на вопросы по прочитанному диалогу.

Выборочный диктант.

4.3.

 

Правописание собственных имён существительных.

биография

Ответы на вопросы «Биография М. Горького»

Карточка «Большая или маленькая буква?»

4.4.

 

Три склонения имени существительного. Мягкий знак после шипящих на конце существительных единственного числа.

ландшафт

Составление предложений по данным схемам.

Карточка «Нужен ли мягкий знак?»

4.5.

 

Контрольный диктант за I четверть по теме «Предложение. Состав слова. Имя существительное, его грамматические признаки».

 

Составление предложений по данной схеме с использованием опорных словосочетаний.

Умение применять изученные орфограммы корня слова, приставок,  ь после шипящих на конце существительных единственного числа, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами, в сложных предложения, при обращениях, различать собственные и нарицательные имена существительные.

4.6.

 

Работа над ошибками.

 

Ответы на вопросы по тексту с опорой на репродукцию картины  М. Фёдорова «Предательский поцелуй Иуды».

Объяснительный диктант.

4.7.

 

Правописание безударных окончаний имён существительных единственного числа.

свидетельство

Составление словосочетаний, дополнение предложений однородными членами. Ответы на вопросы словами из текста. Деление текста на части. Красная строка.

Зрительно-предупредительный диктант.

4.8.

 

Упражнения в правописании безударных окончаний имён существительных единственного числа.

обычай

Дополнение предложений данными выражениями.

Составление словосочетаний и предложений по репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»

Карточка «Допиши окончания».

4.9.

 

Урок развития письменно связной речи. Сочинение по собственным наблюдениям и репродукции картины И. Левитана «Золотая осень»

 

Составление предложений по опорным словосочетаниям.. Соблюдение плана высказывания.

Умение применять правила правописания и пунктуации при записи частей текста после предварительного разбора.

4.10.

 

 Правописание безударных окончаний имён существительных множественного числа.

расправа

Дополнение словосочетаний. Беседа о сезонных изменениях осенью.

Словарный диктант.

4.11.

 

Правописание ь после шипящих на конце существительных.

 

Определение темы предложений. Заголовок текста. Составление плана текста, выбор опорных существительных. Письменный пересказ по плану и опорным словам.

Письмо по памяти.

4.12.

 

Несклоняемые имена существительные.

жюри

Составление предложений с несклоняемыми именами существительными.

Зрительно-предупредительный диктант.

4.13.

 

Обобщение по теме «Имя существительное».

издательство

Ответы на вопросы о прочитанному диалогу. Знакомство с особенностями построения заметки. Дополнение предложений заметки словами. Определение темы заметки.

Комментированное письмо.

V.

10 ч

Имя прилагательное

 

 

 

5.1.

 

Имя прилагательное как часть речи. Роль прилагательного в речи.

изящный

Главная мысль текста. Распространение текста прилагательными. Сравнения.

Словарный диктант.

5.2.

 

Согласование имени прилагательного с именем существительным.

иногородний

Составление словосочетаний. Распространение предложений прилагательными.

Зрительно-предупредительный диктант.

5.3.

 

Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

оригинальный

Составление предложений с данными словосочетаниями на темы русских сказок. Практическое использование существительных-синонимов.

Карточка «Вставь пропущенные окончания».

5.4.

 

Упражнения в правописании падежных окончаний имён прилагательных.

прогрессивный

Деление текста на части. Заголовок текста. Выразительное чтение.

Объяснительный диктант.

5.5.

 

Правописание прилагательных на –й, -ья, -ье, -ьи.

совершеннолетний

Дополнение текста фактами для развития главной мысли. Преобразование текста в диалог.

Письмо по памяти.

5.6.

 

Упражнения в правописании безударных окончаний прилагательных.

ежемесячный

Распространение текста прилагательными с опорой на  репродукцию картины П. Корина «Александр Невский». Изменение темы текста с помощью замены прилагательных («Золотая осень» - «Поздняя осень»).

Творческий диктант (распространение предложений прилагательными).

5.7.

 

Обобщение по теме «Имя прилагательное. Орфограммы корня слова, правописание приставок, безударных окончаний существительных и прилагательных».

 

Дополнение текста описанием зимнего города по опорным словосочетаниям. Толкование пословиц.

Комментированное письмо.

5.8.

 

Проверочный диктант «Имя прилагательное. Правописание безударных окончаний имён существительных и прилагательных».

 

Составление словосочетаний (управление и согласование).

Умения применять правила правописания и пунктуации при письме под диктовку.

5.9.

 

Работа над ошибками.

 

Письменные ответы на вопросы по тексту «Основание Москвы».

Зрительно-предупредительный диктант.

5.10.

 

Урок  развития письменной связной речи.  Деловое письмо. Объяснительная записка.

 

Восстановление порядка частей текста. Алгоритм оформления объяснительной записки.

Умение применять правила правописания и пунктуации при оформлении письменного высказывания.

VI

10 ч

Личные местоимения

 

 

 

6.1.

 

Личные местоимения.  Назначение местоимений в речи (указывают на предмет, не называя его).

агрессия

агрессор

Дополнение предложений обращениями. Составление предложений со словарными словами.

Словарный диктант.

6.2.

 

Роль личных местоимений в речи.

бухгалтер

бухгалтерия

Ответы на вопросы по прочитанному диалогу. Составление пар предложений с использованием личных местоимений 3 лица для избегания повторов.

Творческий диктант (замена повторяющихся слов местоимениями и синонимами).

6.3.

 

Лицо и число местоимений. Употребление личных местоимений в речи.

единомышленник

Работа с загадками. Заголовок текста. Исправление речевых недочётов в текстах (замена местоимений существительными).

Зрительно-предупредительный диктант.

6.4.

 

Склонение личных местоимений.

исцелять

Замена повторяющихся существительных личными местоимениями в косвенных падежах. Дополнение предложений текста личными местоимениями.

Объяснительный диктант

6.5.

 

Правописание личных местоимений с предлогами.

оборона

Дополнение словосочетаний предлогами, изменение формы личного местоимения в предложении. Характеристика автора письма.

Карточка «Исправь ошибки»

6.6.

 

Правописание личных местоимений 3 лица.

обучение

Дополнение словосочетаний местоимениями 3-го лица. Заголовок, выражающий тему или основную мысль текста. Составление диалога по данному тексту.

Письмо по памяти

6.7.

 

Обобщающий урок «Личные местоимения»

катастрофа

Восстановление деформированных предложений. Составление плана текста и выписывание опорных слов (словосочетаний с местоимениями).

Зрительно-предупредительный диктант.

6.8.

 

Урок развития письменной связной речи. Заметка в школьную газету «О наших делах».

 

Составление плана заметки, отбор опорных словосочетаний, составление предложений.

Умение применять изученные правила при письме после коллективного разбора составленного текста.

6.9.

 

Контрольный диктант за II четверть «Правописание личных местоимений. Правописание безударных окончаний имён существительных и прилагательных. Знаки препинания при обращениях, однородных членах, в сложных предложениях».

 

 

Умение применять изученные правила при письме под диктовку.

6.10.

 

Работа над ошибками.

 

Составление письма по данному образцу и опорным словосочетаниям.

Карточка «Исправь ошибки».

VII

20 ч

Глагол

 

 

 

7.1.

 

Глагол как часть речи. Различение глаголов по значению.

ликование

Сравнения. Дополнение описания картины В. Поленова «Московский дворик»  глаголами. Составление устного высказывания по репродукции картины В. Поленова «Московский дворик».

Выборочный диктант.

7.2.

 

Роль глагола в речи.

ликвидация

Дополнение предложений однородными сказуемыми. Дополнение диалога словами автора с выбором подходящих глаголов речи.

Творческий диктант (замена глагола на ряд однородных глаголов).

7.3.

 

Грамматические признаки глагола. Правописание окончаний глаголов прошедшего времени.

коллега

Подбор глаголов к данному существительному.

Карточка «Вставь окончания глаголов прошедшего времени».

7.4.

 

Неопределённая форма глагола. Мягкий знак после шипящих на конце глаголов неопределённой формы и перед –ся.

истязать

Дополнение 2-й части сложных предложений.

Зрительно-предупредительный диктант.

7.5.

 

Частица не с глаголами.

гарнизон

Работа с пословицами. Составление предложений  на тему «Правила поведения в транспорте».

Словарный диктант.

7.6.

 

Изменение глаголов по лицам и числам.

сознательность

Беседа на тему «К чему приводит пьянство».  Составление предложений с данными словосочетаниями.

Объяснительный диктант.

7.7.

 

Правописание глаголов 2 лица единственного числа.

авторитет

Запись текста  от 2-го лица единственного числа.

Карточка «Мягкий знак после шипящих на конце слов (глаголы, существительные)»

7.8.

 

Правописание –тся, -ться в глаголах.

Извержение

Составление предложений с данными глаголами. Определение темы предложений.

Комментированное письмо.

7.9.

 

Безударных личные окончания глаголов I и II спряжения.

агитация

Составление вопросительных предложений с данными словосочетаниями. Составление словосочетаний с данными глаголами.

Объяснительный диктант.

7.10.

 

Правописание безударных окончаний глаголов II спряжения. Глаголы-исключения.

обязанность

Работа с пословицами и поговорками. Составление предложений с данными выражениями.

Карточка «Вставь пропущенные окончания».

7.11.

 

Правописание безударных окончаний глаголов I спряжения.

правонарушение

Рассуждение на тему «Настоящий друг» по данному тексту и опорным выражениям.

Письмо по памяти.

7.12.

 

Правописание безударных окончаний глаголов I и II спряжения.

 

Распределение предложений на два текста: «Ты возвращаешься домой» и «Дом встречает тебя». Списывание текста с изменением времени глаголов.

Выборочный диктант

7.13.

 

Урок развития письменной связной речи. Изложение по вопросам «Две подруги».

 

Составление плана текста, выписывание опорных словосочетаний.

Составление предложений по вопросам.

Умение соблюдать правила правописания и пунктуации при записи текста изложения.

7.14.

 

Повелительная форма глагола. Выражение просьб, советов, приказов.

администратор

Замена выделенных выражений глаголами повелительной формы в предложениях текста. Беседа о правилах поведения в лесу.

Карточка «Исправь ошибки».

7.15.

 

Глаголы повелительной формы в единственном и множественном числе.

аэрофлот

Изменение числа глаголов повелительного наклонения в тексте. Составление  памятки «Как принимать гостей» по данному тексту.

Выборочный диктант.

7.16.

 

Правописание мягкого знака в глаголах повелительной формы перед –те и –ся.

профессия

Составление памятки о правилах поведения на производственной практике по вопросам и опорным глаголам.

Словарный диктант.

7.17.

 

Правописание мягкого знака в глаголах.

Досуг

Письменные ответы на вопросы «Как организовать свой досуг?».

Объяснительный диктант.

7.18.

 

Обобщающий урок по теме «Глагол».

равенство

Составление диалога по данному тексту.

Письмо по памяти.

7.19.

 

Контрольный диктант «Глагол. Правила правописания глаголов: не с глаголами, мягкий знак после шипящих, перед –ся, -те, безударные личные окончания глаголов, окончания глаголов прошедшего времени».

 

Составление предложений с данными глаголами.

Умение применять изученные правила при письме под диктовку.

7.20.

 

Работа над ошибками.

 

Заполнение анкеты.

Комментированное письмо.

VIII.

11 ч

Наречие

 

 

 

8.1.

 

Понятие о наречии как части речи. Связь наречий  с глаголами.

заимообразно

Дополнение предложений данными наречиями. Сравнение предложений с наречиями и без наречий.

Зрительно-предупредительный диктант.

8.2.

 

Наречие – неизменяемая часть речи.

автономия

Наречия, противоположные по значению. Замена фразеологизмов наречиями.

Объяснительный диктант.

8.3.

 

Роль наречий в речи.

коллективизация

Преобразование описаний погоды (использование одних наречий). Составление предложений-выводов по прочитанному тексту. Дополнение диалога словами автора (использование наречий, характеризующих речь героев).

Словарный диктант.

8.4.

 

Наречия, обозначающие время, место и способ действия.

квалификация

Дополнение предложений наречиями, противоположными по значению данным. Рассуждение по данному алгоритму.

Выборочный диктант (выписать из диктуемых предложений наречия).

8.5.

 

Урок развития письменной связной речи. Деловое письмо. Автобиография. Анкета. Заявление о поступлении на работу.

 

Составление ответов на вопросы анкеты. Следование указаниям, данным в анкете (заявлении). Работа по плану при написании автобиографии и заявления.

Умение применять изученные правила правописания и пунктуации при оформлении деловых бумаг.

8.6.

 

Использование наречия времени для связи частей и предложений текста.

комиссия

Восстановление последовательности описания операций при изготовлении изделии, дополнение текста наречиями времени: сначала, затем, потом, наконец.

Карточка «Поставь вопросы к наречиям».

8.7.

 

Наречия места, их использование в речи.

 

Дополнение текста наречиями места.  Дописывание продолжения рассказа по опорным наречиям.

Зрительно-предупредительный диктант.

8.8.

 

Наречия способа действия, их использование в речи.

правительство

Дополнение текста наречиями способа действия. Характеристика звучания голоса с помощью наречий (выписывание из текста рассказа А. Тургенева «Певцы»)

Объяснительный диктант.

8.9.

 

Правописание наречий с а и о на конце.

 

Построение выводов по материалам наблюдений и данному алгоритму (устно).

Карточка «Допиши последнюю букву в наречиях: о или а?»

8.10.

 

Упражнения в правописании наречий с о и а на конце.

 

Упражнения в словообразовании. Составление текста упражнений для утренней гимнастики по опорным наречиям.

Письмо по памяти.

8.11.

 

Обобщение по теме «Наречие»

 

Восстановление текста по выписанным словосочетаниям (глаголы с наречиями) «Сказание о Китеже».

 

IX

12 ч

Имя числительное

 

 

 

9.1.

 

Понятие об имени числительном. Роль числительных в речи.

 

Ответы на вопросы с использованием числительных.

Зрительно-предупредительный диктант.

9.2.

 

Различение порядковых и количественных числительных.

 

Работа  с фразеологизмами (толкование) и пословицами. Составление словосочетаний.

Выборочный диктант.

9.3.

 

Связи числительного с именем существительным в речи.

 

Составление словосочетаний и предложений с числительными.

Карточка «Допиши окончания существительных»

9.4.

 

Наблюдение за правописанием числительных от 5 до 20 и 30; от 50 до 80; от 500 до 900.

восстание

каторга

Ответы на вопросы с использованием числительных. Дополнение текста числительными.

Словарный диктант

9.5.

 

Урок развития письменной связной речи. Сочинение на тему «Пушкин в Михайловском» с опорой на план, данные выражения, репродукцию картины Ню Ге «И.И. Пущин в гостях у А.С. Пушкина в селе Михайловском».

 

Составление предложений по опорным словосочетаниям. Определение последовательности предложений по данному плану.

Умение соблюдать изученные правила при записи связного высказывания.

9.6.

 

Правописание мягкого знака в числительных от 5 до 20 и 30; от 50 до 80; от 500 до 900.

митинг

монархия

Ответы на вопросы с использованием числительных. Употребление существительных при числительных.

Карточка «Вставь, где нужно, мягкий знак».

9.7.

 

Правописание числительных 90, 200, 300, 400.

архив

Дополнение текста числительными.

Письмо по памяти.

9.8.

 

Упражнения в употреблении числительных при определении времени по часам.

забастовка

 

Объяснительный диктант

9.9.

 

Обобщающий урок по теме «Имя числительное»

библиография

Ответы на вопросы по тексту. Сравнение научно-популярного текста и легенды.

Контрольное списывание.

9.10.

 

Контрольный диктант за III четверть. Тема «Правописание глаголов, -а и –о на конце наречий, количественных числительных».

 

Письменные ответы на вопросы с использованием наречий и числительных.

Умение применять изученные правила правописания при письме под диктовку.

9.11.

 

Работа над ошибками.

бетон

Исправление речевых ошибок в предложениях.

Карточка «Исправь ошибки».

9.12.

 

Числа в деловых бумагах.

компенсация

Сокращение текста телеграммы.  Заполнение доверенности по данному алгоритму.

Зрительно-предупредительный диктант.

Х

 7 ч

Части речи

 

 

 

10.1.

 

Различение слов, относящихся к разным частям речи. Значение разных частей речи для выражения мыслей и чувств.

вентиляция

Сравнение текстов. Составление предложений с данными словами.

Словарный диктант.

10.2.

 

Различение частей речи по значению и вопросам. Различение порядковых числительных и прилагательных.

дубликат

Составление словосочетаний по данным схемам.

Выборочный диктант.

10.3.

 

Употребление частей речи в предложениях.

планета

планетарий

 

Ответы на вопросы одним словом. Распространение предложений по вопросам.

Объяснительный диктант.

10.4.

 

Различение прилагательных и наречий по значению и вопросам, их использование в речи.

 

Упражнения в словообразовании. Дополнение предложений данными словосочетаниями.

Карточка «Вставь пропущенные буквы» (окончания прилагательных, суффиксы о и а в наречиях).

10.5.

 

Различение существительных и личных местоимений, их использование в речи.

заведующий

Дополнение 2-й части сложных предложений. Восстановление деформированных предложений в тексте.

Письмо по памяти

10.6.

 

Обобщение по теме «Части речи».

 

Составление словосочетаний. Краткий пересказ содержания «Песни о вещем Олеге» А.С. Пушкина.

Зрительно-предупредительный диктант.

10.7.

 

Урок развития письменной связной речи. Деловое письмо. Доверенность. Расписка.

 

 

Умение применять изученные правила правописания и оформления деловых бумаг.

XI

23 ч

Предложение

 

 

 

11.1.

 

Простое предложение. Знаки препинания в конце предложения и при однородных членах предложения.

общежитие

Членение текста на предложения. Составление простых предложений по данным схемам.

Карточка «Расставь знаки препинания».

11.2.

 

Главные и второстепенные члены предложения. Распространённые и нераспространённые предложения.

иждивенец

Распространение предложений второстепенными членами. Письменный пересказ текста по опорным словосочетаниям «Северная война». Заголовок текста.

Выборочный диктант (выписать главные члены предложения)

11.3.

 

Упражнения в распространении предложений второстепенными членами.

колония

Распространение описания картины А. Саврасова «Грачи прилетели».

Творческий диктант (дополнить нераспространённое предложение второстепенными членами).

11.4.

 

Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах.

 

Дополнение предложений текста однородными членами.

Карточка «Расставь знаки препинания».

11.5.

 

Упражнения в оформлении предложений с однородными членами.

 

Главная мысль текста. Восстановление текста по выписанным рядам однородных членов предложения.

Объяснительный диктант.

11.6.

 

Наблюдение за распространёнными и нераспространёнными однородные членами предложения.

адвокат

Распространение однородных членов в предложениях.

Зрительно-предупредительный диктант.

11.7.

 

Упражнения в употреблении распространённых однородных членов предложения в речи.

 

Составление предложений с распространёнными однородными членами.

Карточка «Вставь пропущенные буквы и знаки препинания».

11.8.

 

Употребление в речи нераспространённых и распространённых однородных членов предложения, знаки препинания при них.

парламент

Доказательство каждой мысли, высказанной в диалоге, примерами.  Распространение однородных членов предложения.

Письмо по памяти.

11.9.

 

Обращение, его место в предложении, выделение обращения в устной речи и при письме.

буржуазия

Дополнение предложений обращениями. Практическое различение стилей речи.

Словарный диктант.

11.10.

 

Знаки препинания при обращении.

пролетариат

Дополнение текста письма к литературному герою обращениями. Дополнение диалога репликами (выбрать из данных).

Зрительно-предупредительный диктант.

11.11.

 

Упражнения в выделении однородных членов и обращения в простом предложении.

кооператив

Восстановление деформированных предложений. Составление предложений на школьную тему с данными «отрезками» предложений.

Объяснительный диктант.

11.12.

 

Использование в письменных связных высказываниях простых предложений с однородными членами и обращениями.

агент

Письменные ответы на вопросы по прочитанному тексту. Составление смешного рассказа по данной сюжетной картинке и «отрезкам» предложений.

Графический диктант (схемы предложений).

11.13.

 

Сложное предложение.

 

Дополнение второй части сложного предложения.

Зрительно-предупредительный диктант.

11.14.

 

Сложные предложения без союзов.

 

Распространение частей сложного предложения второстепенными членами. Дополнение сложных предложений.  Подкрепление мысли сложными предложениями на тему «Летнее утро в деревне»

Карточка «Поставь знаки препинания».

11.15.

 

Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

 

Дополнение сложных предложений союзными словами. Составление сложных предложений из данных в разбивку частей.

Карточка «Вставь пропущенные союзные слова».

11.16.

 

Сложные предложения с союзами и, а.

авиация

Письменные ответы на вопросы по тексту сложными предложениями.

Письмо по памяти

11.17.

 

Употребление в письменных связных высказываниях сложных предложений.

 

Восстановление деформированного текста  «Учитель из Ясной Поляны». Составление сложных предложений для продолжения мысли, высказанной в простом предложении, и по вопросам.

Графический диктант (схемы сложных предложений).

11.18.

 

Урок развития письменной связной речи. Сочинение с привлечением личных наблюдений «Чему я научился в школе».

 

Составление плана высказывания, предложений по «отрезкам» предложений.

Умение применять изученные правила правописания и пунктуации при оформлении письменного связного высказывания.

11.19.

 

Предложения с прямой речью. Слова автора и прямая речь. Интонационное оформление предложений с прямой речью.

диагноз

инфекция

Дополнение предложений диалога словами автора или прямой речью.

Творческий диктант (дополнить предложения обращениями).

11.20.

 

Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.

 

Выделение из текста предложений с прямой речью. Составление предложений с прямой речью по заданной ситуации с опорой на сюжетную картинку.

Контрольное списывание.

11.21.

 

Упражнения в составлении предложений с прямой речью.

 

Дополнение предложений словами автора, прямой речью. Ответы на вопросы предложениями  с прямой речью.

Словарный диктант.

11.22.

 

Обобщающий урок по теме «Предложение»

 

Ответы на вопросы по тексту «Бегство в Египет».

Письмо по памяти.

11.23.

 

Контрольный диктант за год «Предложение. Простое предложение с однородными членами и обращением. Сложное предложение. Прямая речь (после слов автора). Изученные правила правописания»

 

Составление предложений по вопросам и данным выражениям.

Умение соблюдать изученные правила правописания и пунктуации при письме под диктовку.

11.24.

 

Работа над ошибками

 

Составление высказывания на тему «Вежливый ли я человек?» по данному началу и опорным глаголам.

Карточка «Исправь ошибки»

XII

4 ч

Повторение пройденного за год

 

 

 

12.1.

 

Повторение правил правописания безударных гласных в разных частях слова. Части речи. Части слова.

 

Краткий пересказ текста по данным «отрезка» предложений.

Карточка «Сомневаюсь, проверяю, пишу правильно».

12.2.

 

Различение слов, относящихся к различным частям речи.  Не с глаголами. Мягкий знак на конце глаголов и перед –ся, -те. Мягкий знак на конце слов после шипящих.

 

Составление диалога по данному тексту с опорой на данный план.

Карточка «Где нужен мягкий знак?»

12.3.

 

Орфограммы корня слова.

 

Составление рассказа «Хоттабыч с Волькой на футбольном матче» по серии сюжетных картинок и опорным словам.

Словарный диктант.

12.4.

 

Простое и сложное предложение. Знаки препинания в предложениях с однородными членами, обращением и в сложном предложении.

 

Составление высказывания на тем «Как победить отчаяние» по данному образцу и опорным предложениям.

Зрительно-предупредительный диктант.