Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43. Телефоны: (8-48535) 6-09-04

 Электронная почта:deti@deti pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________20_ года

Директор школы: ___________________

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Социально-бытовая ориентировка» в 5 классе

___________учебный год

 

 

 

 

Учителя социально-бытовой ориентировки

 

 

 


 

Пояснительная записка

Тематическое и поурочное планирование составлено на основании Программ 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных  учреждений VIII вида (Сб. 1 М. Владос 2000г.) с учетом рекомендаций, содержащихся в пояснительной записке к курсу: « Социально-бытовая ориентировка».

В тематическом планировании помещены наименования тем с указанием необходимого для их изучения часов, практические работы, экскурсии, ролевые игры.  Распределение времени на прохождение программного материала определено учителем с учетом возможностей детей. Курс расчитан на 34 часа (1 час в неделю).

Занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Программа  учитывает возрастные и психофизические особенности развития учащихся, уровень их знаний и умений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с проблемами в здоровье необходимые  им навыки самообслуживания, ведения домашнего хозяйства, ориентировки в окружающем.

Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы, используются наглядные средства обучения: демонстрация учебных кинофильмов, компьютерных презентаций. Особое внимание уделяется обогащению словарного запаса, необходимо следить за полнотой устных ответов, умением правильно написать текст, обосновать вывод. При проведении практических работ, в зависимости от целей и задач урока и оснащенности кабинета, учащиеся  делятся на бригады, работают коллективно, или выполняют всю работу индивидуально, под руководством учителя. На занятиях следует отводить время для изучений правил техники безопасности. Необходимо  постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения практических работ, доводя их до навыка.

В курсе 5 класса запланированы 2 экскурсии, которые являются текущими, проводятся в ходе изучения тем: «Транспорт» и «Торговля» и служат для конкретизации и закрепления учебного материала. В ходе экскурсий проводятся практические работы, делаются краткие записи. До экскурсий  повторяются правила дорожного движения, правила поведения на транспорте и в общественных местах.

Занятия по СБО проходят в специальном кабинете, в котором отведены места для учащихся и оборудования, обеспечивающего  выполнение всех видов практических работ. Учащиеся ведут тетрадь для кратких записей основных сведений и зарисовок. Домашние задания не задаются.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса

 Учащиеся должны знать:

·        последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета;

·        периодичность и правила чистки ушей;

·        правила охраны зрения при чтении, просмотра телепередач;

·        о вреде курения и алкоголизма;

·        виды одежды, обуви и их назначение;

·        значение питания;

·        правила безопасной работы режущими инструментами;

·        правила сервировки стола;

·        правила мытья посуды;

·        знать свои ФИО, членов семьи;

·        выполнять правила поведения в семье;

·        требования к осанке при ходьбе, при посадке;

·        правила поведения при встрече и расставании;

·        формы обращения с просьбой, вопросом;

·        правила поведения за столом;

·        как правильно написать адрес на почтовых открытках, конвертах, переводах

·        основные транспортные средства;

·        наиболее рациональный маршрут проезда до школы-интерната;

·        правила передвижения на велосипеде;

·        виды магазинов;

·        назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции;

·        стоимость хлеба, молочных продуктов, 2-3 видов круп, десятка яиц, некоторых овощей и фруктов;

·        правила покупки товаров;

·        правила поведения в магазине.

 

Учащиеся должны уметь:

·        совершать вечерний туалет в определенной последовательности;

·        стричь ногти на руках и ногах;

·        стирать и содержать вещи в чистоте;

·        беречь зрение;

·        корректно отказаться от первых предлагаемых сигарет;

·        различать одежду и обувь в зависимости от их назначения;

·        подбирать одежду и обувь, головной убор по сезону;

·        ухаживать за одеждой;

·        прочитать рецепт блюда, подобрать продукты для его приготовления;

·        порезать хлеб, сырые и вареные продукты;

·        строго соблюдать правила техники безопасности;

·        записать ФИО;

·        выполнять правила поведения в семье;

·        правильно сидеть за столом;

·        правильно себя вести при встрече с родственниками;

·         писать адрес на почтовых открытках, конвертах, переводах;

·        соблюдать порядок на рабочем месте,  в жилом помещении;

·        соблюдать правила поведения в общественном транспорте;

·        соблюдать правила дорожного движения;

·        выбирать необходимые продукты питания с учетом срока годности;

·        оплатить покупку, проверить чек и сдачу;

·        вежливо вести себя с работниками торговли;

·        округленно подсчитать сумму за приобретенный товар.

Тематическое планирование уроков социально-бытовой ориентировки в 5 классе (34 часа)

N/№

п/п

Наименование

разделов

Всего часов

Из них

Экскурсии

 

 

 

практические

работы

контрольный и

диагностический

материал

 

1

Личная гигиена

4

№ 1,2,3

 

 

2

Одежда и обувь

2

№ 4,5

 

 

3

Питание

6

№: 6.7,8,9,10

 

 

4

Семья

3

№ 11

 

 

5

Культура поведения

4

№12

Ролевая игра -2

 

 

6

Жилище

4

№13

 

 

7

Транспорт

4

№ 14,15

 

Коллективная поездка в транспорте.

8

Торговля

6

№ 16

 

Выход в продовольственный магазин.

9

Обобщающее повторение

1

 

Устный и  письменный опрос по курсу 5 кл.

 

Итого:

 

34

16

1

2

 

Поурочное планирование уроков социально-бытовой ориентировки в 5 классе

№/№ п/п

Дата

Тема урока

Повторение

Словарь

Практические работы и экскурсии

Оборудование

Контрольно-диагностический материал

«Личная гигиена» - 4 часа

1.

 

Личная гигиена. Её значение для здоровья и жизни человека.

 

 

Правила и приемы выполнения утреннего и вечернего туалета.

Расчёска, щётка, причёска.

Практическая работа № 1. Стрижка ногтей и уход за кожей рук, используя детский крем.

Ножницы, туалетное мыло, крем,

Индивидуальный контроль за знанием последовательности выполнения утреннего и вечернего туалета  и умением стричь ногти на руках в ходе выполнения практической работы

2.

 

Содержание в чистоте и порядке личных вещей.

 

Последовательность ручной стирки.

Стиральный порошок, таз.

Практическая работа № 2. Стирка носовых платков, носков, трусов.

Стиральный порошок, таз, носовые платки, носки, трусики.

Отслеживание уровня сформирован-

ности практических навыков: стирка индивидуальных личных  вещей.

3.

 

Гигиена зрения. Значение зрения в жизни и деятельности человека.

Правила бережного отношения к зрению при чтении, письме, просмотре телепередач

Освещённость, бра.

Практическая работа № 3. Установка настольной лампы на рабочем месте

Настольная лампа.

Кинофильм «Берегите ваши глаза».

Контроль за знанием правил охраны зрения, в ходе беседы по просмотренному кинофильму

4.

 

Пагубное влияние курения, алкоголя на здоровье человека.

Вредные привычки

Алкоголь, табак,

 

Плакаты о вреде курения и алкоголя. Презентация. Анкета

 Определение уровня знаний в ходе беседы по заполненным анкетам, по презентации.

.

«Одежда и обувь» - 2 часа

1.

 

Значение одежды, головных уборов и обуви для сохранения здоровья человека.

Виды одежды и обуви, их назначение.

Сезонная одежда, обувь.

 

Журналы и иллюстрации с моделями одежды, обуви и головных уборов. Папка «Одежда, обувь»

Индивидуальный опрос. Цель: определить сформирован-

ность умений различать одежду и обувь в зависимости от их назначения,

подбирать их по сезону, используя иллюстрации.

2.

 

Правила и приёмы повседневного ухода за одеждой и обувью

Одежда и обувь: (повседневная, праздничная, спортивная, рабочая).

Чистка, пятновыводитель

Практическая работа №4 Чистка и сушка домашней и школьной формы

№5 Подготовка сезонной обуви к

хранению.

Костюм, щётка, плечики, обувь, крем, щетка для обуви.

 

Определение умений чистить одежду, подготавливать одежду и обувь к хранению, подбирать крем и чистить кожаную обувь, в ходе выполнения практических работ.

«Питание» - 6 часов

1.

 

Значение питания в жизни и деятельности человека. Разнообразие продуктов, составляющих рацион питания.

Разнообразие продуктов

Белки, жиры, углеводы. Витамины.

Практическая работа № 6. Чтение рецепта, приготовления блюда и подбор продуктов.

 Таблица: «Витамины».

Контроль за сформирован-

ностью умений

подбирать продукты для приготовления блюда по рецепту.

2.

 

Влияние правильного режима и рационального питания на здоровье детей

Рациональное питание, режим питания.

Рациональность

 

Таблица «Режим питания».

Индивидуальный опрос. Контроль за умением отвечать на вопросы учителя, используя таблицу.

3.

 

Место приготовления пищи и оборудование его.

 

Повторить правила безопасности работы с режущими инструментами, строгое соблюдение правил безопасной работы.

Разделочная доска.

Практическая работа № 7. Приготовление бутербродов

Таблицы по ТБ,  ножи, разделочные доски, хлеб, масло, сыр.

Инструкционные карты.

Контрольза знанием                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           правил по ТБ  и использованием их при работе с режущими инструментами в ходе выполнения практической работы.

4.

 

Приготовление пищи, не требующей тепловой обработки.

 

Блюда, не требующие тепловой обработки.

Винегрет

Практическая работа № 8. Приготовление винегрета.

Разделочные доски, ножи, инструкцион-ные  карты. Продукты,

для приготовления винегрета.

.Контроль за умением нарезать сырые и вареные овощи, строго соблюдая правила по Т.Б, в ходе выполнения практической работы.

5.

 

Правила и приёмы ухода за помещением, где готовят пищу.

 

Правила мытья посуды и уборки помещения.

Кастрюля, сковорода.

Практическая работа №  9.

Мытье посуды, кухонных принад-

лежностей,  убор-

ка помещения, где готовят пищу.

 

Кухонная посуда, губка, мочалка, ёрш, горчица, мыло.

Индивидуальный опрос. Цель:определить знание правил и приемов ухода за посудой и помещением

где готовят пищу. Отслеживание

умения мыть посуду и убирать помещение в ходе выполнения практической работы.

6.

 

Сервировка стола с учётом различных меню.

Правила сервировки стола.

Кофейник, маслёнка, сервиз.

Практическая работа № 10.

Сервировка стола.

 

Скатерть, чайный, кофейный сервиз.

Контроль за знанием правил и умением сервировать стол в ходе выполнения практической работы.

«Семья» - 3 часа

1.

 

Семья, родственные отношения в семье.

Родственные отношения в семье.

Родственники.

 

Иллюстрации с изображением различных семей.

План рассказа

.Индивидуальный опрос. Цель: определение

 умения ставлять рассказ о своей семье, используя план

2.

 

Состав семьи.

 

 Имена, отчества и возраст членов семьи.

Фамилия, отчество.

Практическая работа №11.

Составление родового дерева

Семейные фотографии членов семьи учащихся.

Выполнение практической работы. Записывание имени, фамилии, отчества членов своей семьи при составлении родового дерева.

3.

 

Взаимоотношения между членами семьи. Взаимопомощь.

Правила поведения в семье.

Взаимопомощь.

 

План монологического высказывания.

Определение умения рассказывать о своей семье, характеризуя семейные взаимоотношения.

«Культура поведения» - 4 часа

1.

 

Значение осанки при ходьбе, в положении сидя и стоя для общего здоровья.

Требования к осанке при ходьбе, в положении сидя и стоя.

 

Осанка, походка.

 

Таблицы «Формы исправления осанки»,   «Правильная поза в положении сидя и стоя»

Определение уровня знаний в ходе беседы по таблице.

2.

 

Комплекс физических упражнений для исправления осанки.

Правильная поза в положении сидя, стоя. Как необходимо следить за своей походкой.

Позвоночник, сутулость.

Практическая работа № 12.

Выполнение физических упражнений для укрепления правильной осанки.

Комплекс физических упражнений. Таблицы с изображением физических упражнений.

Контроль за усвоением темы в ходе выполнения физических упражнений.

3.

 

Формы обращения к старшим и сверстникам при встрече и расставании.

Правила поведения при встрече и расставании со взрослыми и сверстниками.

Здравствуйте,  пожалуйста.

Ролевая игра,  ситуативные диалоги при встрече, расставании, за столом

Подборка  различных ситуаций.

Ролевая игра.

Определение сформированности умений правильно вести себя при встрече, расставании со взрослыми, сверстниками в ходе ролевой игры.

4.

 

Правила поведения за столом.

Правила поведения в общественных местах.

Столовый прибор.

Ролевая игра: «Меня пригласили в гости»

Иллюстрации с изображением сервировки стола. Буквенное задание: «Правила поведения за столом»

Ролевая игра.

Определение умения

правильно вести себя за столом, пользоваться столовыми приборами, красиво и аккуратно принимать пищу.

«Жилище» - 4 часа

1.

 

Виды жилых помещений в городе и селе.

Различие жилых помещений в городе и селе

Коттедж,  квартира.

 

Иллюстрации жилых и подсобных помещений.

Индивидуальный опрос с использованием иллюстраций.

2.

 

Виды жилья.

Виды жилых помещений в городе и селе.

Собственное, государственное жилье

 

Таблица «Виды жилых помещений»

Контроль знаний по теме в ходе заполнения таблицы

3.

 

Варианты квартир и подсобных помещений.

Виды жилья. Правила организации рабочего места школьника.

Гостиная, ванная.

 

Иллюстрации из папки «Жилье». Таблица «Варианты жилых и подсобных помещений»

.Индивидуальный опрос целью контроля за умением сравнивать жилые и подсобные помещения, используя таблицу.

4.

 

Почтовый адрес дома, школы-интерната.

Почтовый адрес своего дома, школы-интерната.

Индекс, конверт, телеграмма

Практическая работа № 13.

Заполнение почтового адреса на открытке, почтовом конверте, на бланке телеграммы.

Почтовые конверты, открытки, бланки телеграмм.

Определение умения писать адрес на почтовом конверте, открытке, на бланке телеграммы в ходе выполнения практической работы.

«Транспорт»  - 4 часа

1.

 

Виды транспортных средств.

Основные транспортные средства.

Транспорт, трамвай, троллейбус

 

Иллюстрации с изображением разных видов транспорта. Папка «Транспорт»

Индивидуальный опрос с использованием иллюстраций.

 

2.

 

Поведение в транспорте и на улице.

Правила поведения в общественных местах и транспорте.

 

Маршрут.

Пассажир.

Экскурсия: «Коллективная поездка в транспорте».

.

Определение умения оплатить свой проезд в транспорте, умения соблюдать

правила поведения в ходе экскурсии.

 

3.

 

Правила дорожного движения. Знаки дорожного движения.

 

Повторить  знаки дорожного движения.

Дорожные знаки.

Практическая работа № 14

Изготовление знаков дорожного движения, встречающихся по дороге в школу.

Цветная бумага, ножницы, клей.

Определение знаний правил и знаков дорожного движения (умения их различать) в ходе выполнения практической работы.

 

4.

 

Проезд в школу-интернат (маршрут, виды транспорта)

Повторить правила  и знаки дорожного движения.

Автобус, троллейбус, трамвай.

Практическая работа №15

Расчет стоимости проезда от дома до школы и обратно. Определение суммы денег необходимой на проезд в течение недели, месяца

 

Определение знаний и умений

по результатам выполненной пр. работы.

 

«Торговля» - 6 часов

1.

 

Виды торговых  предприятий. Их значения для обеспечения жизни и деятельности людей, животных.

Повторить виды магазинов.

Универмаг, универсам.

 

Иллюстрации с отделами магазинов, из папки по теме: «Торговля».

Фронтальный опрос.

2.

 

Продуктовые магазины и их отделы.

 

 

Назначение продуктовых магазинов, их отделы и содержание продукции.

Супермаркет

 

Папка: «Торговля»

Индивидуальный опрос. Контроль за умением отвечать на вопросы учителя, используя наглядность.

3-4

2 часа.

 

Знакомство с отделами, видами продуктов, их стоимостью за определённое количество массы.

Правила поведения в магазине.

.

Экскурсия в продовольственный магазин. Цель: знакомство с отделами, видами продуктов. Приобретение продукта. Проверка чека и сдачи.

 

Контроль знаний и умений по теме, в ходе экскурсии.

5.

 

Виды товаров. Порядок приобретения товаров в продовольственном магазине.

Правила покупки товаров, подсчет суммы за приобретённые продукты.

Сдача, фасовка, развес, разлив.

 

С/р игра «Магазин». Оборудование для игры.

Определение знаний и умений в ходе в сюжетно-ролевой игры.

6.

 

Срок годности, стоимость, хранение продуктов фасованных, в развес и разлив.

 

Стоимость хлебных, молочных продуктов, 2-3 круп,  некоторых овощей и фруктов.

 

Срок годности.

Практическая работа  №16.

Определение срока годности (на примере молочных продуктов)

Муляжи молочных продуктов с указанием срока годности .

Определение знаний и умений в ходе выполнения практической работы.

7.

 

 Обобщающее повторение за курс 5 класса.

 

 

 

 

Устно-письменный опрос по пройденным темам.