Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.Магистральная, д 43. Телефоны: (8-08535) 6-09-04

Электронная почта: deti@deti.pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________20____ года

Директор школы: ___________________

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Социально-бытовая ориентировка» в 9 классе

_______ учебный год

 

 

 

 

 

Учителя социально-бытовой ориентировки

 

 

 

 


 

Пояснительная записка.

 

            Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни и труду, на формирование у них знаний и умений, способствующих социальной адаптации, на повышение уровня общего развития учащихся. Настоящая программа составлена с учетом возрастных и психофизических особенностей развития учащихся, уровня их знаний и умений. Последовательное изучение тем обеспечивает возможность систематизировано формировать и совершенствовать у детей с нарушением интеллекта необходимые  им навыки самообслуживания, ведение домашнего хозяйства, ориентации в окружающем, а также  практически знакомятся с предприятиями, организациями, в которые им придется обращаться по различным вопросам, начав самостоятельную жизнь. Большое значение имеют разделы, направленные на формирование умений пользоваться услугами предприятий службы быта, торговли, связи, транспорта, медицинской помощи. 

            Планирование составлено на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов под редакцией В.В. Воронковой, изд-во «ВЛАДОС», М., 2000г., базисного учебного плана специальных общеобразовательных (коррекционных) учреждений VIII вида (первый вариант)

 

Основные задачи преподавания СБО

            Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. Широко используются наглядные средства обучения, демонстрация учебных кинофильмов, диафильмов.

            Темы «Питание», «Одежда и обувь», «Жилище» помогают овладеть основными способами ухода за одеждой, обувью, помогают овладеть навыками приготовления пищи, составления деловых бумаг, заполнения различного рода бланков. Темы «Личная гигиена», «Бюджет семьи» способствуют подготовке детей к самостоятельной жизни. Тема «Средства связи» расширяет и закрепляет знания о различных видах почтовых отправлений. Темы «Квартплата» «Оформление на работу» закрепляют навыки составления деловых бумаг с учетом различных жизненных ситуаций.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 9 класса

Учащиеся должны знать:

·        размеры своих одежды и обуви;

·        гарантийные сроки носки;

·        способы обновления одежды с помощью мелких деталей;

·        значение диетического питания;

·        названия и рецепты 1-2 национальных блюд;

·        основные виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха в семье;

·        о морально-этических нормах взаимоотношений в семье;

·        правила поведения в обществе;

·        правила приема гостей (правила хозяев при встрече, расставании, во время визита);

·        правила расстановки мебели в квартире (с учетом размера);

·        требования к подбору занавесей, светильников и других предметов интерьера;

·        основные маршруты самолетов;

·        службы аэровокзала;

·        виды ярмарок;

·        отличия ярмарки от рынка, магазина;

·        цены ярмарочных товаров и их отличия;

·        виды денежных переводов, их стоимость;

·        виды связи (сотовая, факс, компьютерная);

·        пути расспространения инфекционных заболеваний;

·        местонахождение предприятий бытового обслуживания населения;

·        учреждения и отделы по трудоустройству.

 

Учащиеся должны уметь:

·        пользоваться журналами мод;

·        подбирать одежду и обувь в соответствии с индивидуальными особенностями;

·        составлять меню диетического питания на день;

·        приготовить 1-2 диетических блюда;

·        выполнить сервировку праздничного стола;

·        анализировать различные ситуации и давать им правильную оценку;

·        оказать внимание, поддержку, посильную помощь нуждающемуся члену семьи;

·        активно включаться в организацию досуга и отдыха в семье;

·        встречать гостей, вежливо вести себя во время приема;

·        анализировать поступки людей и давать им правильную оценку;

·        расставлять мебель в квартире (на макете);

·        подбирать детали интерьера;

·        ориентироваться в расписании;

·        выполнять правила безопасности во время полета и правила поведения в аэропорту;

·        использовать приобретенные умения при покупке товаров в магазине;

·        заполнить почтовый и телеграфный перевод;

·        строго соблюдать личную гигиену, предупреждать инфекционные заболевания;

·        обращаться с вопросами и просьбами к работникам предприятий бытового обслуживания;

·        обращаться в отделы кадров учреждений для устройства на работу;

·        написать заявления о приеме на работу, о переходе с одной работы на другую, о предоставлении очередного отпуска и другого содержания, автобиографию;

·        заполнить анкету;

·        написать расписку, докладную записку.


 

Тематическое планирование  уроков СБО в 9 классе

N

п/п

Наименование

разделов

Всего часов

Из них

Экскурсии

Примечание

 

 

 

практические и

экскурсии

контрольный и

диагностический

материал

 

 

1

Одежда и обувь

8

3

-

1

 

2

Питание

10

4

1

-

 

3

Семья

4

1

-

-

 

4

Культура поведения

6

1

 

1

-

 

5

Жилище

4

1

-

-

 

6

Транспорт

4

1

1

1

 

7

Торговля

6

2

-

1

 

8

Средства связи

8

1

1

-

 

9

Медицинская помощь

8

2

-

1

 

10

Учреждения

4

-

-

1

 

11

Трудоустройство

6

-

-

1

 

Итого:

 

68

16

4

6

 

 

Поурочное планирование уроков СБО в 9 классе

п/п

Дата.

Тема урока.

Повторение.

Словарь.

Практические работы, экскурсии.

Оборудование, средства ТСО.

Контрольно-дидактический материал.

I четверть (18 ч)

Одежда и обувь (8 ч)

1.

 

Стиль одежды. Направление моды.

Повторить, как подбирать одежду в зависимости от сезона и места назначения.

Стиль, романтический, спортивный, фольклорный, классический.

 

Журналы мод.

Ответы на вопросы.

2.

 

Замена мелких деталей, штопка заплат.

Повторить технологическую обработку замены деталей, как выполнять штопку.

Штопка. Заплата.

 

Нитки, иглы, изделия, образцы работы.

 

3.

 

Выбор одежды при покупке в соответствии с назначением.

Повторить, как правильно определить размер, снимать мерки Сб, Ст, Сг.

Ярлык, размер, маркировка.

 

Сантиметр, образцы размеров.

 

4.

 

Определение собственного размера одежды и обуви.

Повторить  технологию снятия мерок.

Размер, мерка.

Практическая работа № 1.

Таблицы размеров одежды и обуви.

Работа с таблицами.

5.

 

Правила выведения мелких пятен с одежды из разных видов тканей. Средства по выведению пятен.

Повторить  общие правила выведения пятен (чернильных, от жирной пищи, ягодных, крови, кофейных).

Пятно, выведение.

 

Средства для выведения пятен.

 

6.

 

Применение химических и природных средств защиты от моли и других насекомых.

Повторить правила предупреждения появления моли, правила борьбы с молью.

Моль, жук-кожеед.

 

Средство «Антимолия».

Ответы на вопросы.

7.

 

Выведение пятен в домашних условиях.

Повторить название химических препаратов для выведения пятен.

Бензин, щёлочь, сода, лимонная кислота, мыло.

Практическая работа № 2.

Пятновыводя-щие препараты,  изделия.

 

8.

 

Соблюдение правил по технике безопасности при пользовании средствами для выведения пятен. Экскурсия в магазин. Инструктаж по ПДД.

Повторить правила  соблюдения санитарно-гигиенических требований.

Порошок, кислоты.

Практическая работа № 3.

Экскурсия в магазин.

Изделия из трикотажа, пятновыводи-тель.

 

«Питание» - 10 часов

9.

 

Диетическое питание. Работа с литературой, подбор рецептов диетического питания.

Повторить, что такое диетическое питание.

 

Диета, рецепт.

Практическая работа № 4.

Учебник «Кулинария».

Работа с рецептами.

10.

 

Составление диетического меню на день, неделю.

Повторить правила составления диетического меню.

Диета, диетическое питание.

 

Таблицы, рецепты блюд.

Работа с таблицами, рецептами.

11.

 

Питание детей ясельного возраста.

Повторить  значение диетического питания.

 

Ясельный возраст.

 

Продукты, рецепты.

Работа с рецептами.

12.

 

Составление меню для детей ясельного возраста на день, неделю.

Повторить  особенности питания детей ясельного возраста.

Ясельный возраст.

Практическая работа № 5.

Блюдо, посуда, рецепты.

Работа с рецептами.

13.

 

Роль витаминов в жизнедеятельности человека. Роль овощей.

Повторить, как правильно составлять меню для детей ясельного возраста.

Минеральные соли, витамины.

 

Таблица и схема «Витамины».

Работа с таблицей и схемой.

14.

 

Санитарно-гигиенические требования при приготовлении пищи.

Повторить функции витаминов и признаки витоминоза.

Спецодежда, косынка.

 

Таблица «Санитарно-гигиенические требования».

Работа с таблицей.

15.

 

Приготовление национальных блюд. Запись рецептов наиболее распространённых национальных блюд.

Соблюдение санитарно-гигиенических требований при приготовлении пищи.

Рецепт, национальное.

Практическая работа № 6.

Иллюстрации и рецепты национальных блюд.

Работа с рецептами.

16.

 

Составление меню праздничного стола.

Вспомнить 2-3 рецепта приготовления национальных блюд.

 

Закуски, десерт.

Практическая работа № 7.

Технологические карты.

Работа с технологическими картами.

17.

 

Сервировка праздничного стола.

Повторить, как правильно сервировать праздничный стол.

Сервировка, салфетка.

 

Образцы меню, иллюстрации с сервировками праздничных столов.

Работа с меню.

18.

 

Сервировка стола к юбилею.

Повторить, как правильно сервировать праздничный стол.

Сервировка, салфетка, сервиз.

 

Набор посуды, иллюстрации.

 

II четверть – 14 часов

«Семья» - 4 часа

19.

 

Российская семья. Условия создания семьи. Семейные отношения.

Повторить виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха.

Семейные отношения.

 

Папка «Семья»

Ответы на вопросы.

20.

 

Распределение обязанностей по ведению домашнего хозяйства, бюджета. Формы организации отдыха в семье.

Повторить виды семейных отношений, формы организации досуга и отдыха.

Досуг, морально-этические нормы.

 

Папка «Семья»

Ответы на вопросы.

21.

 

Упражнение в планировании бюджета семьи и распределение обязанностей в семье.

Повторить морально-этические нормы взаимоотношений в семье.

 

Семья, досуг, отношения.

Практическая работа № 8.

Таблица

 «Семейный бюджет».

Работа с таблицей.

22.

 

Семейные традиции.

Повторить  семейные традиции.

Обязанности. Традиции.

 

Папка «Семья»

Ответы на вопросы.

«Культура поведения» - 6 часов

23.

 

Адекватность поведения в обществе.

Повторить  правила поведения в обществе.

Адекватность, поведение.

 

Карточки-задания.

Работа с карточками.

24.

 

Приём гостей и правила хорошего тона в обращении с друзьями.

Повторить  правила приёма гостей.

Визит.

 

Иллюстрации.

Разыгрывание игровых ситуаций по приёму гостей.

25.

 

Культура поведения за столом.

Повторить правила поведения за столом.

Этикет.

 

С/р игра « Приём гостей». Атрибуты к игре.

Разыгрывание игровых ситуаций.

26.

 

Культура поведения за столом, пользование столовыми приборами.

Повторить правила поведения за столом.

Этикет, сервиз.

Практическая работа № 9.

Столовый сервиз.

 

27.

 

Правила поведения ухода из гостей.

Повторить, как правильно уходить из гостей, благодарить и т.д.

Этикет.

 

Иллюстрации, фотографии.

Разыгрывание игровых ситуаций.

28.

 

Правила поведения, разговора, хороший тон.

Повторить правила поведения, хороший тон.

Обязанности, привычка.

 

Анкета.

Ответы на вопросы анкеты.

«Жилище» - 4 часа

29.

 

Рациональная расстановка мебели  в квартире. Интерьер.

Повторить правила расстановки мебели в квартире, требование к подбору.

Рациональный, интерьер.

 

Интерьер кабинета СБО.

 

30.

 

Упражнение в расстановке мебели, подбор детского интерьера.

Повторить, как правильно расставлять мебель в квартире, подбирать интерьер.

Уголок труда, живой уголок.

Практическая работа № 10.

Образцы мебели.

Работа с образцами мебели.

31.

 

Расстановка жилой комнаты, гостиной.

Повторить, как правильно, с учётом размера  и особенностей комнаты расставлять мебель.

Диван, кресло, освещение.

 

Интерьер квартиры.

 

32.

 

Сохранение жилищного фонда.

Повторить правила сохранения жилищного фонда.

Косметический, капитальный ремонт.

 

Рисунки, иллюстрации.

Ответы на вопросы.

III четверть – 20 часов

«Транспорт» - 5 часов

33.

 

Назначение авиатранспорта. Маршруты.

Повторить, что такое авиатранспорт.

Авиарейс.

 

Иллюстрации.

Ответы на вопросы.

34.

 

Порядок приобретения билетов. Стоимость.

Повторить  основные маршруты воздушных перевозок.

Аэрофлот, аэровокзал.

 

Иллюстрации.

Ответы на вопросы.

35.

 

Аэровокзал. Маршруты.

Повторить  основные маршруты воздушных перевозок.

Маршрут.

 

Иллюстрации.

 

36.

 

Кассы аэрофлота. Инструктаж по ПДД.

Повторить порядок приобретения и возврата билетов.

Маршрут.

Экскурсия в кассы аэрофлота

 

 

37.

 

Уметь выбирать пункт назначения.

Повторить, как правильно определять маршрут.

Тарифы, стоимость.

Практическая работа № 11.

Географическая карта.

Работа с картой.

«Торговля» - 6 часов

38.

 

Значение ярмарок.

Повторить, что такое ярмарка.

Рынок.

 

Рисунки, иллюстрации.

 

39.

 

Семейные, междугородние, межрегиональные, международные ярмарки.

Повторить виды ярмарок.

Рынок.

 

Рисунки, иллюстрации.

Ответы на вопросы.

40.

 

Виды ярмарок. Ярмарки-приводы, выставки. Участие в школьной ярмарке.

повторить отличие ярмарок от магазина и рынка.

Привозные, выставки, образцы.

 

Рисунки, иллюстрации.

 

41.

 

Составление цен на продукты питания.

Повторить, как составлять и различать цены на продукты.

Цена.

Практическая работа № 12.

Продукты, ценники.

 

42.

 

Время и место проведения ярмарок.

Повторить  время и места проведения ярмарок.

Товар.

 

 

 

43.

 

Посещение отделов магазина распродажи товаров по сниженным ценам.

Повторить название отделов магазина.

Уценённые товары, комиссионный сбор.

Практическая работа № 13.

 

 

«Средства связи» - 7 часов

44.

 

Виды денежных переводов (почтовый, телеграфный).

Повторить знакомые учащимся виды связи.

Почта, телеграф.

 

Образцы бланков.

Работа с бланками.

45.

 

Стоимость отправления денежных переводов.

Повторить виды денежных переводов,

их различие.

Перевод.

 

Тарифы, бланки.

Работа с бланками.

46.

 

Виды связи.

Повторить виды связи,

как ими пользоваться.

Пейджер, мобильный телефон, таксофон.

 

Иллюстрации, рисунки.

 

47.

 

Особенности каждого вида связи и их назначения.

Повторить виды связи,

как ими пользоваться.

Факс.

 

Иллюстрации, рисунки.

 

48.

 

Система индексации почтовых отправлений.

Повторить  стоимость услуг по каждому виду связи.

Индекс.

 

Образцы, конверты.

Работа с образцами.

49.

 

Различие конвертов. Принятие конвертов на почте.

Система индексации почтовых отправлений.

Письмо, деловая бумага.

 

Конверты.

Работа с конвертами.

50.

 

Заполнение бланков. Инструктаж по ПДД.

Повторить, как правильно заполнять адрес на конвертах.

Бланки.

Экскурсия на почту.

Бланки, образцы заполнения.

Работа с бланками.

«Медицинская помощь» - 2 часа

51.

 

Инфекционные заболевания.

Меры по их предупреждению.

Повторить ранее  изученные меры по предупреждению инфекционных заболеваний.

Кишечная инфекция.

 

Плакат инфекционных заболеваний.

Работа с плакатом.

52.

 

Уход за больным. Измерение температуры.

Повторить способы распространения инфекционных заболеваний.

Градусник, горчичник.

 

Образцы больничного листа.

 

IV четверть – 16 часов

«Медицинская помощь» - 6 часов

53.

 

Больной в доме. Уход за больным.

Повторить,  как ухаживать за больным человеком.

Постель, горчичник, градусник.

Практическая работа № 14.

С/р игра «Больной в доме». Атрибуты к игре.

Разыгрывание ситуаций.

54.

 

Документы, подтверждающие нетрудоспособность.

Повторить, как правильно, согласно аннотации и рекомендациям врача принимать лекарства.

Справка, больничный лист.

 

Документы, подтверждаю-щие нетрудоспособ-ность.

Работа с документами.

55.

 

Справки и листок нетрудоспособности.

Повторить, что такое инфекционные заболевания.

Листок нетрудоспособ-ности.

 

Образцы, таблица.

 

56.

 

Справки и больничный лист.

Повторить условия освобождения от работы по болезни.

Больничный лист.

 

Образцы, справки.

 

57.

 

Изучение литературы о лекарственных травах.

Повторить некоторые наиболее часто встречающиеся болезни.

Энциклопедия, травник.

Практическая работа № 15.

 Литература, иллюстрации.

Работа с литературой.

58.

 

Регистратура. Расписание  работы врачей.

Повторить правила вызова врача на дом

Поликлиника.

Экскурсия в поликлинику.

 

 

«Учреждения» - 4 часа

59.

 

Предприятия бытового обслуживания (прокат, ремонт квартир, электротехники).

Повторить типы предприятий бытового обслуживания.

Прокат, ремонт.

 

Иллюстрации, фотографии.

 

60.

 

Остекленение балконов, утепление балконов.

Повторить  названия  предприятий бытового обслуживания.

Утепление, остекленение.

 

Иллюстрации,

фотографии.

 

61.

 

Замена замков, утепление дверей. Инструктаж по ПДД.

Знать профессии работников учреждений по оказанию услуг.

Замок, утепление.

Экскурсия в РЭУ.

 

 

62.

 

Учреждения и отделы по трудоустройству. Составление деловых бумаг.

Знать профессии работников учреждений по оказанию услуг.

Отдел кадров.

Экскурсия в учреждения по трудоустройст-ву.

 

 

«Трудоустройство» - 6 часов

63.

 

Учреждения и отделы по трудоустройству.

Повторить, как называются учреждения и отделы по трудоустройству.

Трудоустройст-во.

Экскурсия в учреждения по трудоустройст-ву.

 

 

64.

 

Учреждения и отделы по трудоустройству. Составление деловых бумаг.

Повторить, как называются учреждения и отделы по трудоустройству.

Отдел кадров.

Экскурсия в учреждения по трудоустройст-ву.

 

 

65.

 

Оформление на постоянную работу, документы, необходимые для оформления.

Повторить местонахождение предприятий по трудоустройству.

Требования, докладная записка.

 

Образцы документов, схемы написания.

Работа с образцами.

66.

 

Деловые бумаги, заявления, анкеты, расписки.

Повторить  виды документов, необходимых для оформления на работу.

вспомнить правила  заполнения анкет.

Докладная записка.

 

Образцы документов.

Работа с образцами.

67.

 

Докладная записка, заявка, заявление.

Повторить основные виды деловых бумаг

Заявка, заявление.

 

Знание основных деловых бумаг.

Работа с образцами.

68.

 

Работа по заполнению деловых бумаг.

Повторить основные виды деловых бумаг.

Расписка.

Практическая работа № 16.

Знание основных деловых бумаг.