Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б.
Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта: deti @deti.pereslavl.ru

________________________________________________________________________        

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________2010 года

Директор школы: ___________________

Ивахненко А.И.

 

 

 

Рабочая программа

коррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознавания

2010/11 учебный год

 

 

 

 

 


 

Программа логопедической работы с учащимися 3 класса с дисграфией, обусловленной  нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознавания

Состав группы: Куделин Егор

Чадова Елена

Пылаева Татьяна

Сафонов Павел

Режим работы: 2 часа

Всего: 56 часов

Дети данной группы имеют недостаточную сформированность языкового анализа и синтеза, а также сниженное фонематическое восприятие, что проявляется в следующих нарушениях.

I.                    Нарушение фонематического компонента речевой системы.

Нечеткое произношение некоторых звуков (л, р, ж, ш, ч, ц, щ).

  1. Недостаточная сформированность фонематических процессов. Вследствие этого дети на письме допускают следующие ошибки:

а) смешение согласных по звонкости-глухости (з-с, д-т);

б) обозначение мягкости согласных буквой «ь», гласными  II ряда;

в) замены букв, сходных акустическим и артикуляционным признакам (о-а, у-о, а-я, у-ю, о-е, т-к, ц-ч, ш-щ);

II.      Нарушение языкового анализа и синтеза. Вследствие этого выявляются следующие ошибки:

  1. Нарушение границ предложений.
  2. нарушение границ слов (слитное написание предлогов со словами, раздельное написание слов).
  3. Пропуск букв.
  4. Неправильное деление слов на слоги.

     III.   Недостаточная сформированность лексико-грамматического компонента речи.

1.      Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Дети испытывают трудности в подборе слов, построении предложений, оформлении их.

2.      Грамматический строй недостаточно сформирован. Как в устной, так и письменной речи присутствуют аграмматизмы в согласованиях, управлениях. Дети не знают значений многих предлогов.

      IV. Психологические особенности детей данной группы.

1.      Неустойчивое внимание.

2.      Недостаточная наблюдательность к языковым явлениям.

3.      Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.

4.      Недостаточное развитие самоконтроля.

5.      Затруднено слуховое и зрительное восприятие речевого материала.

 


 

 

Перспективное планирование с группой учащихся с дисграфией на фоне нарушения языкового анализа и синтеза и фонемного распознавания

 

Количество часов

 

Тема занятия

Лексическая тема

Грамматический строй речи

Языковой анализ и синтез

2 ч.

Уточнение артикуляции гласных звуков первого ряда: а, о, у, ы, э.

Осень. Признаки осени.

Подбор прилагательных к существительным (осенний лист, солнечное утро, пасмурный день, голые деревья, жёлтые листья, грязные дорожки, большие лужи); по цвету (красный лист, зелёная ель, белая берёза);величине (большое дерево, невысокий куст). Противопоставление по признакам «длинный - короткий», «большой - маленький», «тонкий - толстый».

Подбор слов-действий (шагаю под дождём, прыгаю по лужам, бегаю по грязным дорожкам, поднимаю и собираю опавшие листья). Образование глаголов с приставками (шёл – пошёл - перешёл- ушёл - дошёл).

Подбор родственных слов с слову «дождь»- дождевик, дождичек.

Предлоги: по, под, за, на, с, за.

Составление предложений по сюжетным и предметным картинкам. Составление схемы предложений.

Определение гласного звука в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога.

Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений по сюжетной картинке «Осень». Количество предложений в тексте.

2 ч.

Уточнение артикуляции гласных звуков второго ряда: е, ё, и, ю.

Части тела и лица (спина, плечо, виски, брови, кисть, ресницы, веки).

Образование мн числа существительных (бровь - брови).

Употребление имён сущ. в форме винительного падежа и согласование прилагательного с существительныи в роде, числе и падеже (костлявая кисть).

Образование формы родительного падежа существительных (не стало ресниц).

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (плечико).

Подбор прилагательных к существительным по вкусу (широкая спина). Составление предложений по сюжетным и предметным картинкам. Составление схемы предложений.

Предлоги: за, под, на, в, из, с.

Множественное число существительных (брови). Родительный, творительный и предложный падежи. Многозначность слова «кисть». Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя, мои.

 

Определение гласного звука в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога.

Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений по сюжетной картинке «Как выглядит моя мама».

2 ч.

Е-О.

Хлеб.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (хлеб - хлебушек, булка - булочка). Образование относительных прилагательных (продукты из муки - мучные). Образование существительных в разных падежах:

-Р.п. мн.ч. (если много зерна - будет много хлеба).

-Т.п. мн.ч. (Я буду есть с хлебом. Иду из магазина с булкой).

-П.п ед.ч.и мн.ч. (Рассказать сказку о каравае, булочке и сухариках). Образование однокоренных слов (хлеб - хлебный, хлебница, хлебороб, хлебопекарня). Образование глаголов с помощью приставок (печь - испечь, -за, -на, -вы; месить- за, -вы, -на. Образование срав. степени прилагательных (булочка мягче сухарика. Печенье слаще хлеба).

Выделение гласных звуков «О-Е» на фоне слов. Определение места звука в слове, количества звуков и последовательности. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с гласными «О-Е». Количество слов в предложении. Составить предложение из слов, данных в беспорядке: красна, пирогами, изба. Придумать предложение со словом «булочка» и определить место этого слова в предложении. Составление текста из 3-5 предложений по сюжетной картинке «Как к нам хлеб пришёл». Количество предложений в тексте.

 

 

2 ч.

А-Я.

Ягоды.

Образование мн числа существительных «один- много»: (земляника - земляники). Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах:

-Р.п. мн.ч. (Много рябины, но нет ни одной сливы).

-Т.п. мн.ч. (Можно наесться малиной, земляникой).

-Д.п ед.ч.и мн.ч. (Подойди к ягодам в магазине).

Согласование числ- х с существительными в роде, числе и падеже (одна слива - пять слив). Образование глаголов с помощью приставок (копать- вы, -за, -от. Образование сложных слов путём соединения двух корней (кисло-сладкий вкус, красно-жёлтый бочок).

Подбор прилагательных к существительным по цвету: красная- малина, клубника, земляника; чёрная- смородина, черника, жёлтая- костяника, смородина. Подбор прилагательных по вкусовым качествам: ягода- сладкая, кислая, вкусная. Образование относительных прилагательных: рябиновое варенье, сливовое варенье.

Подбор родственных слов к слову «ягода».

Образование названий людей от рода их занятий(ягоды- ягодник).

Предлоги: из, под, в, около, за, с, на.

Составление предложений с однородными членамипо сюжетным и предметным картинкам. Составление схемы предложений.

Наречия: ягоды близко.

Уточнение формы винительного падежа- упр. «что ты возьмёшь с собой в лес?»- корзинку, нож, ведро.

Образование уменьшительно- ласкательной формы существительного (ягода- ягодка).

Выделение гласных звуков «А- Я» на фоне слов: черника, земляника, костяника, рябина. Определение места звука в слове, количества звуков и последовательности. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с гласными «А- Я». Количество слов в предложении. Составить предложение из слов, данных в беспорядке: клубника, гряде, на, растёт.. Придумать предложение со словами «корзинка», «ведро» и определить место этих слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений по сюжетной картинке «В лес за ягодами». Количество предложений в тексте.

 

 

2 ч.

Ы-И.

Деревья (лиственница, ивы, берёзы, осины, древесина, лист, шишка, серёжки).

Образование прил- х от существительных (осина- осиновый). Образование прил- х от словосочетаний (день с солнцем- солнечный). Подбор родственных слов (лист, лес). Многозначность слова «лист», «игла». Согласование существительных с прилагательными (ива- невысокая). Образ-е мн. числа существительных (рябина- рябины). Согласование существительных, числит, наречий. и местоимений (одно, много, моя).

Р.п (предлог «в»);

В.п (предлог «с»).

Т.п. (предлог «под», «на», «между», «к», «от», «за», «из-за»). Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (рябина- рябинка).

 

Определение гласных «Ы-И» в словах: шишки, осины; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с гласными «Ы-И».

Придумать предложение со словом «ивы» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений по предметным картинкам«Деревья в разные времена года». Количество предложений в тексте.

2 ч.

Э-Ю.

Мой город (бассейн- душ, плавательные дорожки); (музей- выставки, репродукции, экспонаты); (стадион- футбольное поле, кассы, трибуны).

Образование имён существительных во множественном числе: игра с мячом «один- много» (бассейны, музеи). Согласование числ- х с сущ- ми в роде, числе и падеже (один экспонат, два экспоната, пять экспонатов). Образование сложных слов (много людей- многолюдно, много этажей- многоэтажный).

Составление предложений по сюжетным картинкам. Образование относительных прилагательных: город в Заполярье- заполярный. Образование срав. степени прил- х (У Даши трёхэтажный дом, а у Вани ещё выше).

Определение гласных «Э-Ю» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с гласными «Э-Ю».

Придумать предложение со словом «многолюдно» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «День рождения города». Количество предложений в тексте.

2 ч.

У-Ю.

Северный край (тюлень, якуты).

Активизация словаря признаков: край- вьюжный, холодный, снежный, северный, переменчивый. Активизация словаря наречий: (на севере- холодно, бело).

Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах:

-Р.п. (В нашем краю много тюленей).

-П.п (Я рассказываю об якутах).

Согласование числ- х с сущ- ми в роде, числе и падеже (один тюлень, пять тюленей).Образование однокоренных слов (полюс- полярник, полярный). Образование срав. степени прил- х (Чем севернее, тем холоднее).

Определение гласных «У-Ю» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с гласными «У-Ю».

Придумать предложение со словом «ТЮЛЕНЬ» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Край, в котором я живу». Количество предложений в тексте.

2 ч.

Ё-Ю(различение по акустико-артикуляционному признаку).

Транспорт.

Предлоги: на, в, у, около, под, из- под. Согласование числ- х с сущ- ми в роде, числе и падеже (один катер, два катера, пять катеров). Образование однокоренных слов (летать- полёт, лётчик, взлётная полоса). Образование глаголов с помощью приставок (плыть- переплыть, заплыть, выплыть, уплыть, отплыть, подплыть). Образование срав. степени прил- х (путешествовать поездом медленнее, чем самолётом). Образование относительных прилагательных: (автомобильные шины из резины- резиновые; кабина из металла- металлическая; фара из стекла- стеклянная).

Определение гласных «Ё-Ю» в словах: стюардесса, механик, водитель; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с гласными «ё-ю».

Придумать предложение со словом «стюардесса» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Как я путешествовал». Количество предложений в тексте.

2 ч.

Буква «ь». Обозначение мягкости согласных с помощью «ь» знака (в конце и середине слова).

Дикие животные (зверь, медведь, олень, тюлень, лось, хорь, рысь, льдина, рычать, прыгать, питаться, грызть, нападать, защищать и т.д).

Подбор прилагательных к существительным (бурый медведь, рыжая рысь, пятнистый олень). Образование существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят: игра «найди маму» (белка-бельчонок, волчица-волчонок, лиса-лисенок). Составление предложений c опорой на картинки. Согласование сущ-го с числительным: (у меня пять лисят, десять медвежат, семь ежат). Употребление существительных в форме творительного падежа: (Я угощу медведя мёдом, малиной. Я угощу белку орешками, грибами). Составление сложноподчинённых предложений (Дети спрятались за кустами, потому что на поляну вышел лось). Подбор антонимов:(Медведь большой, а хорь маленький).

Предлоги: на, под, в, около, из, к, из-за, с, у, от. Подбор родственных слов «хорь». Дид. игра «один-много»: (зверь-зверьки). Подбор слов-действий (медведь рычит, спит;рысь прыгает, нападает).

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Местоположение звука в словах. Придумать предложение со словом «рысь» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Расскажи о животном». Количество предложений в тексте.

2 ч.

Разделительный «ь» знак.

Дикие животные (зверь, медведь, олень, тюлень, лось, хорь, рысь, льдина, рычать, прыгать, питаться, грызть, нападать, защищать и т.д).

Образование притяжательных прилагательных (лисья нора, волчья лапа, медвежья шкура).

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Местоположение звука в словах. Придумать предложение со словом «олень» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Опиши животного». Количество предложений в тексте.

1 ч

Уточнение артикуляции согласных звуков (с)-(с). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

 

1 ч

Уточнение артикуляции согласных звуков (з)-(з). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

 

2 ч.

С-З.

Предметы быта.

Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах:

-Р.п. (Дома много электроприборов. У нас нет телевизора, пылесоса, подставки).

-П.п (Мама рассказала о новом пылесосе).

-Т.п. (Мама пользуется мясорубкой, миксерами).

Согласование числ- х с сущ- ми в роде, числе и падеже (один миксер, два миксера). Образование сложных слов (пылесос, кофеварка). Предлоги: из, из- под, из- за, на, в, у, к, около. Образование глаголов с помощью приставок (стирать- вы, -про, -за; тереть- вы, -про,- за). Образование срав. степени прил- х (Из печки каша вкуснее, чем из микроволновой печи. Пылесос собирает пыль быстрее, чем веник).

 

Определение согласных«С-З» в словах: пылесос, мясорубка, телевизор; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги: телевизор, миксер. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «с-з».

Придумать предложение со словом «миксер» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Как нам помогают бытовые приборы». Количество предложений в тексте.

 

1 ч

Уточнение артикуляции согласных звуков (Ш)-(Ш). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

 

1 ч

Уточнение артикуляции согласных звуков (Ж)-(Ж). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

 

2 ч.

Ш-Ж.

Зима. Признаки зимы(снежинка, стужа, шуба, мешок, лыжи, шапка, шарф).

Согласование прил-х с сущ-ми в форме единственного числа И.п.дид.игра «снеговик»-рисуем снеговика (красный нос, чёрные глазки, зелёное ведро). Согласование существительных с прилагательным «снежный» (снежное утро, снежный день). Различение и употребление простых предлогов (сюжетная картинка): сядет тот, у кого дети стоят на горке, едут с горки, под горкой, поднимаются на гору. Составление предложений по картинкам (различение признаков осени и зимы). Подбор прилагательных к существительным (снежок- белый, искристый, пушистый и т.д.). Сложные слова (снегопад, гололёд). Звонкие и глухие согласные в начале и на конце слова: пурга, сугроб, покрывать, поземка, снегопад, снежная баба. Подбор родственных слов к словам «шуба, лыжи». Подбор слов-действий к сущ «снежки»-лепим, кидаем и т.д.

Определение согласных «Ш-Ж» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги: снежинка, шапка. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «Ш-Ж».

Придумать предложение со словом «СНЕЖКИ» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Зима». Количество предложений в тексте.

 

1 ч.

Уточнение артикуляции согласных звуков (Д) -(Д). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

 

1 ч

Уточнение артикуляции согласных звуков (Т) -(Т). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

 

2 ч.

Д-Т.

Зимующие птицы (птица, хвост, дрозд, летать, клевать, прыгать, тетерев, дятел).

Образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа: «Кого не стало» (дятла, дрозда, тетерева). Образование и использование существительных в форме единственного и множественного числа И.п.: игра «Один-два» (дятел летит- дятлы летят). Составление предложений по сюжетным картинкам (Дрозд сидит на дереве, Дятел летит к кормушке, Тетерев клюёт рябину.). Согласование сущ с числительными (два дятла, пять тетеревов). Подбор прил к сущ. (дрозд красивый, дятел белогрудый). Образование глаголов с приставками (клевать, заклевать; лететь, перелететь, залететь, недолететь, улететь). Подбор родственных слов к словам «птицы, хвост». Изменение глагола по временам: дрозд летит, летел, улетел. Образование глаголов третьего лица (дятел трещит- дятлы трещат). Предлоги: в (в гнезде), у (у гнезда), около (около людей), о (о дрозде), под, за (деревом), между (листьев). Сложные слова (белогрудый, красногрудый). Звонкие и глухие согласные в начале и на конце слова: хвост, дрозд, тетерев.

Игра «телефон» -деление слов на слоги (произношу и хлопаю по слогам слова «те-те-рев, дя-тел, дрозд»-дети по очереди произносят слова и хлопают на каждый слог). Местоположение звуков в словах. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «д-т».

Придумать предложение со словом «дрозд» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Зимующие птицы». Количество предложений в тексте.

 

1 ч

Уточнение артикуляции согласных звуков (В)-(В). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

 

1 ч.

Уточнение артикуляции согласных звуков (Ф)-(Ф). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

 

2 ч.

В-Ф.

Одежда (футболка, сарафан, гольфы, свитер, рукав, воротник).

Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах:

-Р.п. (Много у девочек платьев).

-П.п (Девочки в сарафанах, мальчики в футболках).

-Т.п. (Мы с мамой поедем в магазин за гольфами).

Образование существительных в уменьшительно- ласкательными суффиксами (сарафан- сарафанчик). Согласование числ- х с сущ- ми в роде, числе и падеже (пять футболок). Предлоги: на, под, к, в. Образование однокоренных слов (рукав). Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного (мама шьёт сарафан, а Аня уже сшила). Образование срав. степени прил- х (кофта короче платья).

Определение согласных«В-Ф» в словах: футболка, сарафан; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «в-ф».

Придумать предложение со словом «воротник» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Моя любимая одежда». Количество предложений в тексте.

 

1 ч.

Уточнение артикуляции согласных звуков (Г)-(Г). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

 

1 ч.

Уточнение артикуляции согласных звуков (К)-(К). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

 

2 ч.

Г-К.

Грибы (сыроежка, подберёзовик, подосиновик, желчный гриб).

Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах:

-Р.п. (не видно подберезовиков).

-П.п (Рассказать о сыроежках).

-Т.п.

Согласование числ- х с сущ- ми в роде, числе и падеже (три подосиновика). Образование срав. степени прил- х (У Даши много сыроежек, а у меня ещё больше). Подбор прилагательных к сущ-м (гнилой гриб). Игра «один- много». Предлоги: на, под, к, в. Родственные слова «гриб». Образование относительных прилагательных (грибной суп).

Определение согласных«Г-К» в словах,кичества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «г-к».

Придумать предложение со словом «сыроежка». Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «В ЛЕС ЗА ГРИБАМИ».

 

1 ч.

Уточнение артикуляции согласных звуков (П)-(П). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

 

1 ч.

Уточнение артикуляции согласных звуков (Б)-(Б). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

 

2 ч.

П-Б

Головные уборы (панама, шляпа, берет, платок, бейсболка).

Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах:

-Р.п. (В магазине много платков, шляпок, косынок).

-П.п (Я буду гулять в берете, косынке, панаме).

-Т.п. (Мы пойдём в магазин за шляпой, кепкой). Согласование числ- х с сущ- ми в роде, числе и падеже (один берет- два берета). Образование однокоренных слов (шляпа- шляпка, шляпница, шляпный магазин). Образование глаголов с приставками (кроить- скроить, выкроить, перекроить; носить- переносить, доносить, заносить, уносить). Образование относительных прилагательных (панама из ситца- ситцевая, платок из шёлка- шёлковый, кепка из джинсовой ткани- джинсовая, зимняя шапка из меха- меховая).

 

Определение согласных«П-Б» в словах: КЕПКА, БЕЙСБОЛКА; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «П-Б».

Придумать предложение со словом «ШЛЯПА» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Какие головные уборы я ношу». Количество предложений в тексте.

 

 

 

 

 

 

 

2 ч.

Б-Д.

Фрукты (банан, дыня, яблоко, мандарин).

Образование существительных ед. и мн. числа (яблоко- яблоки). Образование существительных в уменьшительно- ласкательными суффиксами (яблоко- яблочко). Дифференциация глаголов ед. и мн. числа (мама- варит, готовит, режет, чистит; дети- собирают, едят, помогают). Согласование прил- х с сущ- ми в роде, числе и падеже (спелое яблоко, сладкий мандарин, жёлтая дыня). Предлоги: на, в, за, с, около, у. Образование однокоренных слов «яблоко». Образование срав. степени прил- х (У Оли яблоко сладкое, а у меня ещё слаще). Активизация словаря наречий (вкусно, много). Активизация глагольного словаря (созревать, убирать, расти, мыть). Обогащение словаря признаков (спелый, сладкий, круглый, большой и т.д.).

Определение согласных «Б-Д» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «Б-Д».

Придумать предложение со словом «дыня» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Мой любимый фрукт». Количество предложений в тексте.

 

2 ч.

К-Г-Х.

Овощи (лук, хрен, горох, огурец, картофель, капуста).

Образование существительных ед. и мн. числа (огурец- огурцы). Образование существительных в уменьшительно- ласкательными суффиксами (лук- лучок). Дифференциация глаголов ед. и мн. числа (мама- режет, чистит, моет, стряпает; дети- едят, помогают, говорят «спасибо»). Согласование прил- х с сущ- ми в роде, числе и падеже (спелый помидор, большая капуста, жареный кабачок, маленькие огурчики). Предлоги: на, в, за, с, под. Образование однокоренных слов «яблоко». Образование срав. степени прил- х (У Оли яблоко сладкое, а у меня ещё слаще). Активизация словаря наречий (вкусно, много). Активизация глагольного словаря (созревать, убирать, расти, мыть). Обогащение словаря признаков (спелый, сладкий, круглый, большой и т.д.).

Определение согласных «К-Г-Х» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «К-Г-Х».

Придумать предложение со словом «КАРТОФЕЛЬ» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Любимый овощ». Количество предложений в тексте.

 

2 ч.

С-Ш.

Домашние животные.

Образование формы множественного числа имён существительных: игра «Один- много». Согласование прил-х. с сущ-ми. в роде (собака- маленькая, белая, ушастая, ; лошадь- большая, коричневая, пятнистая). Образование существительных с суффиксами: - енок, - ок, игра «У кого кто?» (у кошки котёнок, у собаки щенок). Образование существительных. в косвенных падежах: игра «Кого не стало?»: (не стало лошади). Предлоги: на, за, у, перед, под, около, в. Сравнительная степень имён прилагательных: игра «У кого лучше»: (моя кошка пушистая, а у меня самая пушистая). Родственные слова: «лошадь». Образование глаголов с различными приставками: «лает» (залает), бежит (убежит, добежит). Дательный падеж единственное число: игра «Кому чего?»: (собаке- кость, кошке- рыбку, лошади- овёс). Родительный падеж ед.число имён существительных. : игра «Чей хвост?». Образование притяжательных прилагательных: (кошачий хвост). Составление предложений по сюжетной картинке. Сложные слова: длинноногое, парнокопытное).

Определение согласных «с-ш» в словах; количества звуков в словах. Игра «Кто как подаёт голос». Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «с-ш». Игра «Кто лишний?»: (кошка, собака, лиса, корова).

Придумать предложение со словом «свинья» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Котёнок». Количество предложений в тексте.

 

2 ч.

З-Ж.

Профессии (железнодорожник, зубной врач, художник, газовщик).

Образование формы множественного числа имён существительных: игра «Один- много». Согласование прил-х. с сущ-ми. в роде (высокий художник). Образование существительных. в косвенных падежах: игра «Кого не стало?»: (газовщика). Предлоги:

на, за, у, перед, около, в. Дательный падеж единственное число: игра «Кому чего?»: (врачу- шприц). Составление предложений по сюжетной картинке. Согласование числ. с

прил (три художника). Образование притяжательных прил- х (врачебные). Родительный, творительный и предложный падежи.

Определение согласных «з-ж» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «з-ж». Придумать предложение со словом «газовщик».Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Кем я хочу стать».

 

2 ч.

С-Щ.

Рыбы (лещ, судак, селедка, щука, сайра).

Образование существительных в уменьшительно- ласкательными суффиксами (селёдочка). Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах:

-Р.п. (Много зубов у щуки).

-П.п (Дети рассказывают о соме).

-Т.п. (Чищу рыбу ножиком).

Образование относительных прил- х (суп из рыбы- рыбный суп). Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида (поймал щуку, поймаю щуку). Предлоги: в, из, на, у, с.

Определение согласных «С-Щ» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать предложение со словом «щука» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «На рыбалке». Количество предложений в тексте.

 

1 ч.

Ч-Щ

Весна. Перелётные птицы. (Скворец, ласточка, согревать, клёст, работящий, стая, туловище, носить, строить, согревать).

Образование формы множественного числа имён существительных: игра «Один- много»: (скворцы, ласточки). Образование существительных. с суффиксом –ат, - ят: игра с мячом «У кого кто» (скворец- скворчата, ласточка- ласточата). Составление предложений по сюжетной картинке. Предлоги: на, у, над, в, под, с, из. Упр. «Кто, где поселится» (ласточка поселится под крышей). Подбор прил-х. к сущ-м: (ласточка проворная, легкокрылая). Образование сложных слов: длинношеий, коротконогий и т.д. Родственные слова «скворец». Подбор слов- действий «ласточки»: (летели, глядели, садились, клевали, пели). Определение рода и числа прилагательного: (важный скворец- м.р, ед.ч; отчаянная ласточка- ж.р, ед.ч.). Правописание суффиксов чк, чн, щн: (хищный клёст, красивая ласточка, дачные скворцы). Дифференциация глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени: (ласточки прилетели, ласточки улетели, улетят).

Определение согласных «Ч-Щ» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «Ч-Щ».

Придумать предложение со словом «ЛАСТОЧКА» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Скворечник». Количество предложений в тексте.

 

1 ч.

Ц-Ч.

Первые весенние цветы (мать- и – мачеха, цветок, ветреница, колокольчик, цвести, первоцвет).

Согласование числительных с сущ-ми: (пять цветов, три колокольчика). Предлоги: на, у, под, около, над, в. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (листик- листочек, бутон- бутончик, стебель- стебелечек). Образование формы множественного числа имён существительных: игра «Один- много» (цветочки, листочки, колокольчики, первоцветы). Подбор слов- действий «цветы» (растут, цветут, пахнут, раскрываются, вянут). Образование глаголов с различными приставками: (вянут- завянут, повянут; цвести- зацвести, расцвести). Подбор родственных слов: «цветок». Дифференциация глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени: (мать- и мачеха растёт, росла, выросла).Согласование наречия «много» и сущ-го: (много первоцвета). Составление предложений по сюжетной картинке. Подбор прил-х. к сущ-м:(колокольчик фиолетовый, первоцвет зелёный).

Определение согласных «ц-ч» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «ц-ч».

Придумать предложение со словом «первоцвет» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Любимые весенние цветы». Количество предложений в тексте.

 

2 ч.

С-Ц.

Весна. Приметы весны (солнце, капель, ручьи, лужи, ласточки, деревце, лужица и т.д).

Подбор прил-х. к сущ-м: (какое солнце?- яркое, ласточки?- красивые, листочек- клейкий, почка- липкая). Составление предложений по сюжетной картинке. Предлоги: на, под, над, по, с. Подбор слов- действий- упр. «Кто, что делает»: солнышко(светит, греет, блестит, сверкает); ласточка (летает, строит гнездо, выводит птенцов), ручеёк (течёт, блестит, журчит). Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лужа-лужица, дерево-деревце). Подбор родственных слов: «дерево».

Определение согласных «с-ц» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «с-ц».

Придумать предложение со словом «ласточка» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Весна». Количество предложений в тексте.

 

2 ч.

Р-Л

Обитатели океана (кальмар, коралл, краб, креветка, морской слон, морская черепаха).

Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах:

-Р.п. (В воде много крабов).

-П.п (Дети рассказывают о кораллах).

-Т.п. (морской слон питается рыбёшкой).

Д.п. (Обитателям океана нужна чистая вода).

Согласование числ- х с сущ- ми в роде, числе и падеже (три черепахи). Предлоги:

 в, за, с, под, из-под. Образование однокоренных слов «краб». Образование притяжательных прил- х (салат из крабов- крабовый салат). Согласование существительных с прил- м (маленькая медуза). Расширение глагольного словаря «Кто как передвигается?». Составление предложений по сюжетной картинке.

Определение согласных «Р-Л» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «Р-Л».

Придумать предложение со словом «коралл». Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Как я видел медузу?»