Государственное образовательное
учреждение Ярославской области
|
Количество часов
|
Тема занятия |
Лексическая тема |
Грамматический строй речи |
Языковой анализ и синтез |
||||
2 ч. |
Уточнение артикуляции гласных звуков первого ряда: а, о, у, ы, э. |
Осень. Признаки осени. |
Подбор прилагательных к существительным (осенний лист, солнечное утро, пасмурный день, голые деревья, жёлтые листья, грязные дорожки, большие лужи); по цвету (красный лист, зелёная ель, белая берёза);величине (большое дерево, невысокий куст). Противопоставление по признакам «длинный - короткий», «большой - маленький», «тонкий - толстый». Подбор слов-действий (шагаю под дождём, прыгаю по лужам, бегаю по грязным дорожкам, поднимаю и собираю опавшие листья). Образование глаголов с приставками (шёл – пошёл - перешёл- ушёл - дошёл). Подбор родственных слов с слову «дождь»- дождевик, дождичек. Предлоги: по, под, за, на, с, за. Составление предложений по сюжетным и предметным картинкам. Составление схемы предложений. |
Определение гласного звука в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков в словах. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений по сюжетной картинке «Осень». Количество предложений в тексте. |
||||
2 ч. |
Уточнение артикуляции гласных звуков второго ряда: е, ё, и, ю. |
Части тела и лица (спина, плечо, виски, брови, кисть, ресницы, веки). |
Образование мн числа существительных (бровь - брови). Употребление имён сущ. в форме винительного падежа и согласование прилагательного с существительныи в роде, числе и падеже (костлявая кисть). Образование формы родительного падежа существительных (не стало ресниц). Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (плечико). Подбор прилагательных к существительным по вкусу (широкая спина). Составление предложений по сюжетным и предметным картинкам. Составление схемы предложений. Предлоги: за, под, на, в, из, с. Множественное число существительных (брови). Родительный, творительный и предложный падежи. Многозначность слова «кисть». Согласование существительных с притяжательными местоимениями: мой, моя, мои.
|
Определение гласного звука в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков в словах. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений по сюжетной картинке «Как выглядит моя мама». |
||||
2 ч. |
Е-О. |
Хлеб. |
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (хлеб - хлебушек, булка - булочка). Образование относительных прилагательных (продукты из муки - мучные). Образование существительных в разных падежах: -Р.п. мн.ч. (если много зерна - будет много хлеба). -Т.п. мн.ч. (Я буду есть с хлебом. Иду из магазина с булкой). -П.п ед.ч.и мн.ч. (Рассказать сказку о каравае, булочке и сухариках). Образование однокоренных слов (хлеб - хлебный, хлебница, хлебороб, хлебопекарня). Образование глаголов с помощью приставок (печь - испечь, -за, -на, -вы; месить- за, -вы, -на. Образование срав. степени прилагательных (булочка мягче сухарика. Печенье слаще хлеба). |
Выделение гласных звуков «О-Е» на фоне слов. Определение места звука в слове, количества звуков и последовательности. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с гласными «О-Е». Количество слов в предложении. Составить предложение из слов, данных в беспорядке: красна, пирогами, изба. Придумать предложение со словом «булочка» и определить место этого слова в предложении. Составление текста из 3-5 предложений по сюжетной картинке «Как к нам хлеб пришёл». Количество предложений в тексте.
|
||||
2 ч. |
А-Я. |
Ягоды. |
Образование мн числа существительных «один- много»: (земляника - земляники). Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах: -Р.п. мн.ч. (Много рябины, но нет ни одной сливы). -Т.п. мн.ч. (Можно наесться малиной, земляникой). -Д.п ед.ч.и мн.ч. (Подойди к ягодам в магазине). Согласование числ- х с существительными в роде, числе и падеже (одна слива - пять слив). Образование глаголов с помощью приставок (копать- вы, -за, -от. Образование сложных слов путём соединения двух корней (кисло-сладкий вкус, красно-жёлтый бочок). Подбор прилагательных к существительным по цвету: красная- малина, клубника, земляника; чёрная- смородина, черника, жёлтая- костяника, смородина. Подбор прилагательных по вкусовым качествам: ягода- сладкая, кислая, вкусная. Образование относительных прилагательных: рябиновое варенье, сливовое варенье. Подбор родственных слов к слову «ягода». Образование названий людей от рода их занятий(ягоды- ягодник). Предлоги: из, под, в, около, за, с, на. Составление предложений с однородными членамипо сюжетным и предметным картинкам. Составление схемы предложений. Наречия: ягоды близко. Уточнение формы винительного падежа- упр. «что ты возьмёшь с собой в лес?»- корзинку, нож, ведро. Образование уменьшительно- ласкательной формы существительного (ягода- ягодка). |
Выделение гласных звуков «А- Я» на фоне слов: черника, земляника, костяника, рябина. Определение места звука в слове, количества звуков и последовательности. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с гласными «А- Я». Количество слов в предложении. Составить предложение из слов, данных в беспорядке: клубника, гряде, на, растёт.. Придумать предложение со словами «корзинка», «ведро» и определить место этих слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений по сюжетной картинке «В лес за ягодами». Количество предложений в тексте.
|
||||
2 ч. |
Ы-И. |
Деревья (лиственница, ивы, берёзы, осины, древесина, лист, шишка, серёжки). |
Образование прил- х от существительных (осина- осиновый). Образование прил- х от словосочетаний (день с солнцем- солнечный). Подбор родственных слов (лист, лес). Многозначность слова «лист», «игла». Согласование существительных с прилагательными (ива- невысокая). Образ-е мн. числа существительных (рябина- рябины). Согласование существительных, числит, наречий. и местоимений (одно, много, моя). Р.п (предлог «в»); В.п (предлог «с»). Т.п. (предлог «под», «на», «между», «к», «от», «за», «из-за»). Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (рябина- рябинка).
|
Определение гласных «Ы-И» в словах: шишки, осины; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с гласными «Ы-И». Придумать предложение со словом «ивы» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений по предметным картинкам«Деревья в разные времена года». Количество предложений в тексте. |
||||
2 ч. |
Э-Ю. |
Мой город (бассейн- душ, плавательные дорожки); (музей- выставки, репродукции, экспонаты); (стадион- футбольное поле, кассы, трибуны). |
Образование имён существительных во множественном числе: игра с мячом «один- много» (бассейны, музеи). Согласование числ- х с сущ- ми в роде, числе и падеже (один экспонат, два экспоната, пять экспонатов). Образование сложных слов (много людей- многолюдно, много этажей- многоэтажный). Составление предложений по сюжетным картинкам. Образование относительных прилагательных: город в Заполярье- заполярный. Образование срав. степени прил- х (У Даши трёхэтажный дом, а у Вани ещё выше). |
Определение гласных «Э-Ю» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с гласными «Э-Ю». Придумать предложение со словом «многолюдно» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «День рождения города». Количество предложений в тексте. |
||||
2 ч. |
У-Ю. |
Северный край (тюлень, якуты). |
Активизация словаря признаков: край- вьюжный, холодный, снежный, северный, переменчивый. Активизация словаря наречий: (на севере- холодно, бело). Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах: -Р.п. (В нашем краю много тюленей). -П.п (Я рассказываю об якутах). Согласование числ- х с сущ- ми в роде, числе и падеже (один тюлень, пять тюленей).Образование однокоренных слов (полюс- полярник, полярный). Образование срав. степени прил- х (Чем севернее, тем холоднее). |
Определение гласных «У-Ю» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с гласными «У-Ю». Придумать предложение со словом «ТЮЛЕНЬ» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Край, в котором я живу». Количество предложений в тексте. |
||||
2 ч. |
Ё-Ю(различение по акустико-артикуляционному признаку). |
Транспорт. |
Предлоги: на, в, у, около, под, из- под. Согласование числ- х с сущ- ми в роде, числе и падеже (один катер, два катера, пять катеров). Образование однокоренных слов (летать- полёт, лётчик, взлётная полоса). Образование глаголов с помощью приставок (плыть- переплыть, заплыть, выплыть, уплыть, отплыть, подплыть). Образование срав. степени прил- х (путешествовать поездом медленнее, чем самолётом). Образование относительных прилагательных: (автомобильные шины из резины- резиновые; кабина из металла- металлическая; фара из стекла- стеклянная). |
Определение гласных «Ё-Ю» в словах: стюардесса, механик, водитель; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с гласными «ё-ю». Придумать предложение со словом «стюардесса» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Как я путешествовал». Количество предложений в тексте. |
||||
2 ч. |
Буква «ь». Обозначение мягкости согласных с помощью «ь» знака (в конце и середине слова). |
Дикие животные (зверь, медведь, олень, тюлень, лось, хорь, рысь, льдина, рычать, прыгать, питаться, грызть, нападать, защищать и т.д). |
Подбор прилагательных к существительным (бурый медведь, рыжая рысь, пятнистый олень). Образование существительных с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят: игра «найди маму» (белка-бельчонок, волчица-волчонок, лиса-лисенок). Составление предложений c опорой на картинки. Согласование сущ-го с числительным: (у меня пять лисят, десять медвежат, семь ежат). Употребление существительных в форме творительного падежа: (Я угощу медведя мёдом, малиной. Я угощу белку орешками, грибами). Составление сложноподчинённых предложений (Дети спрятались за кустами, потому что на поляну вышел лось). Подбор антонимов:(Медведь большой, а хорь маленький). Предлоги: на, под, в, около, из, к, из-за, с, у, от. Подбор родственных слов «хорь». Дид. игра «один-много»: (зверь-зверьки). Подбор слов-действий (медведь рычит, спит;рысь прыгает, нападает). |
Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Местоположение звука в словах. Придумать предложение со словом «рысь» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Расскажи о животном». Количество предложений в тексте. |
||||
2 ч. |
Разделительный «ь» знак. |
Дикие животные (зверь, медведь, олень, тюлень, лось, хорь, рысь, льдина, рычать, прыгать, питаться, грызть, нападать, защищать и т.д). |
Образование притяжательных прилагательных (лисья нора, волчья лапа, медвежья шкура). |
Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Местоположение звука в словах. Придумать предложение со словом «олень» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Опиши животного». Количество предложений в тексте. |
||||
1 ч |
Уточнение артикуляции согласных звуков (с)-(с). Характеристика звуков, положение органов артикуляции. |
|
||||||
1 ч |
Уточнение артикуляции согласных звуков (з)-(з). Характеристика звуков, положение органов артикуляции. |
|
||||||
2 ч. |
С-З. |
Предметы быта. |
Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах: -Р.п. (Дома много электроприборов. У нас нет телевизора, пылесоса, подставки). -П.п (Мама рассказала о новом пылесосе). -Т.п. (Мама пользуется мясорубкой, миксерами). Согласование числ- х с сущ- ми в роде, числе и падеже (один миксер, два миксера). Образование сложных слов (пылесос, кофеварка). Предлоги: из, из- под, из- за, на, в, у, к, около. Образование глаголов с помощью приставок (стирать- вы, -про, -за; тереть- вы, -про,- за). Образование срав. степени прил- х (Из печки каша вкуснее, чем из микроволновой печи. Пылесос собирает пыль быстрее, чем веник).
|
Определение согласных«С-З» в словах: пылесос, мясорубка, телевизор; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах. Деление слов на слоги: телевизор, миксер. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «с-з». Придумать предложение со словом «миксер» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Как нам помогают бытовые приборы». Количество предложений в тексте. |
|
|||
1 ч |
Уточнение артикуляции согласных звуков (Ш)-(Ш). Характеристика звуков, положение органов артикуляции. |
|
||||||
1 ч |
Уточнение артикуляции согласных звуков (Ж)-(Ж). Характеристика звуков, положение органов артикуляции. |
|
||||||
2 ч. |
Ш-Ж. |
Зима. Признаки зимы(снежинка, стужа, шуба, мешок, лыжи, шапка, шарф). |
Согласование прил-х с сущ-ми в форме единственного числа И.п.дид.игра «снеговик»-рисуем снеговика (красный нос, чёрные глазки, зелёное ведро). Согласование существительных с прилагательным «снежный» (снежное утро, снежный день). Различение и употребление простых предлогов (сюжетная картинка): сядет тот, у кого дети стоят на горке, едут с горки, под горкой, поднимаются на гору. Составление предложений по картинкам (различение признаков осени и зимы). Подбор прилагательных к существительным (снежок- белый, искристый, пушистый и т.д.). Сложные слова (снегопад, гололёд). Звонкие и глухие согласные в начале и на конце слова: пурга, сугроб, покрывать, поземка, снегопад, снежная баба. Подбор родственных слов к словам «шуба, лыжи». Подбор слов-действий к сущ «снежки»-лепим, кидаем и т.д. |
Определение согласных «Ш-Ж» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах. Деление слов на слоги: снежинка, шапка. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «Ш-Ж». Придумать предложение со словом «СНЕЖКИ» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Зима». Количество предложений в тексте. |
|
|||
1 ч. |
Уточнение артикуляции согласных звуков (Д) -(Д). Характеристика звуков, положение органов артикуляции. |
|
||||||
1 ч |
Уточнение артикуляции согласных звуков (Т) -(Т). Характеристика звуков, положение органов артикуляции. |
|
||||||
2 ч. |
Д-Т. |
Зимующие птицы (птица, хвост, дрозд, летать, клевать, прыгать, тетерев, дятел). |
Образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа: «Кого не стало» (дятла, дрозда, тетерева). Образование и использование существительных в форме единственного и множественного числа И.п.: игра «Один-два» (дятел летит- дятлы летят). Составление предложений по сюжетным картинкам (Дрозд сидит на дереве, Дятел летит к кормушке, Тетерев клюёт рябину.). Согласование сущ с числительными (два дятла, пять тетеревов). Подбор прил к сущ. (дрозд красивый, дятел белогрудый). Образование глаголов с приставками (клевать, заклевать; лететь, перелететь, залететь, недолететь, улететь). Подбор родственных слов к словам «птицы, хвост». Изменение глагола по временам: дрозд летит, летел, улетел. Образование глаголов третьего лица (дятел трещит- дятлы трещат). Предлоги: в (в гнезде), у (у гнезда), около (около людей), о (о дрозде), под, за (деревом), между (листьев). Сложные слова (белогрудый, красногрудый). Звонкие и глухие согласные в начале и на конце слова: хвост, дрозд, тетерев. |
Игра «телефон» -деление слов на слоги (произношу и хлопаю по слогам слова «те-те-рев, дя-тел, дрозд»-дети по очереди произносят слова и хлопают на каждый слог). Местоположение звуков в словах. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «д-т». Придумать предложение со словом «дрозд» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Зимующие птицы». Количество предложений в тексте. |
|
|||
1 ч |
Уточнение артикуляции согласных звуков (В)-(В). Характеристика звуков, положение органов артикуляции. |
|
||||||
1 ч. |
Уточнение артикуляции согласных звуков (Ф)-(Ф). Характеристика звуков, положение органов артикуляции. |
|
||||||
2 ч. |
В-Ф. |
Одежда (футболка, сарафан, гольфы, свитер, рукав, воротник). |
Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах: -Р.п. (Много у девочек платьев). -П.п (Девочки в сарафанах, мальчики в футболках). -Т.п. (Мы с мамой поедем в магазин за гольфами). Образование существительных в уменьшительно- ласкательными суффиксами (сарафан- сарафанчик). Согласование числ- х с сущ- ми в роде, числе и падеже (пять футболок). Предлоги: на, под, к, в. Образование однокоренных слов (рукав). Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного (мама шьёт сарафан, а Аня уже сшила). Образование срав. степени прил- х (кофта короче платья). |
Определение согласных«В-Ф» в словах: футболка, сарафан; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «в-ф». Придумать предложение со словом «воротник» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Моя любимая одежда». Количество предложений в тексте. |
|
|||
1 ч. |
Уточнение артикуляции согласных звуков (Г)-(Г). Характеристика звуков, положение органов артикуляции. |
|
||||||
1 ч. |
Уточнение артикуляции согласных звуков (К)-(К). Характеристика звуков, положение органов артикуляции. |
|
||||||
2 ч. |
Г-К. |
Грибы (сыроежка, подберёзовик, подосиновик, желчный гриб). |
Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах: -Р.п. (не видно подберезовиков). -П.п (Рассказать о сыроежках). -Т.п. Согласование числ- х с сущ- ми в роде, числе и падеже (три подосиновика). Образование срав. степени прил- х (У Даши много сыроежек, а у меня ещё больше). Подбор прилагательных к сущ-м (гнилой гриб). Игра «один- много». Предлоги: на, под, к, в. Родственные слова «гриб». Образование относительных прилагательных (грибной суп). |
Определение согласных«Г-К» в словах,кичества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «г-к». Придумать предложение со словом «сыроежка». Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «В ЛЕС ЗА ГРИБАМИ». |
|
|||
1 ч. |
Уточнение артикуляции согласных звуков (П)-(П). Характеристика звуков, положение органов артикуляции. |
|
||||||
1 ч. |
Уточнение артикуляции согласных звуков (Б)-(Б). Характеристика звуков, положение органов артикуляции. |
|
||||||
2 ч. |
П-Б |
Головные уборы (панама, шляпа, берет, платок, бейсболка). |
Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах: -Р.п. (В магазине много платков, шляпок, косынок). -П.п (Я буду гулять в берете, косынке, панаме). -Т.п. (Мы пойдём в магазин за шляпой, кепкой). Согласование числ- х с сущ- ми в роде, числе и падеже (один берет- два берета). Образование однокоренных слов (шляпа- шляпка, шляпница, шляпный магазин). Образование глаголов с приставками (кроить- скроить, выкроить, перекроить; носить- переносить, доносить, заносить, уносить). Образование относительных прилагательных (панама из ситца- ситцевая, платок из шёлка- шёлковый, кепка из джинсовой ткани- джинсовая, зимняя шапка из меха- меховая).
|
Определение согласных«П-Б» в словах: КЕПКА, БЕЙСБОЛКА; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «П-Б». Придумать предложение со словом «ШЛЯПА» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Какие головные уборы я ношу». Количество предложений в тексте. |
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
2 ч. |
Б-Д. |
Фрукты (банан, дыня, яблоко, мандарин). |
Образование существительных ед. и мн. числа (яблоко- яблоки). Образование существительных в уменьшительно- ласкательными суффиксами (яблоко- яблочко). Дифференциация глаголов ед. и мн. числа (мама- варит, готовит, режет, чистит; дети- собирают, едят, помогают). Согласование прил- х с сущ- ми в роде, числе и падеже (спелое яблоко, сладкий мандарин, жёлтая дыня). Предлоги: на, в, за, с, около, у. Образование однокоренных слов «яблоко». Образование срав. степени прил- х (У Оли яблоко сладкое, а у меня ещё слаще). Активизация словаря наречий (вкусно, много). Активизация глагольного словаря (созревать, убирать, расти, мыть). Обогащение словаря признаков (спелый, сладкий, круглый, большой и т.д.). |
Определение согласных «Б-Д» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «Б-Д». Придумать предложение со словом «дыня» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Мой любимый фрукт». Количество предложений в тексте. |
|
|||
2 ч. |
К-Г-Х. |
Овощи (лук, хрен, горох, огурец, картофель, капуста). |
Образование существительных ед. и мн. числа (огурец- огурцы). Образование существительных в уменьшительно- ласкательными суффиксами (лук- лучок). Дифференциация глаголов ед. и мн. числа (мама- режет, чистит, моет, стряпает; дети- едят, помогают, говорят «спасибо»). Согласование прил- х с сущ- ми в роде, числе и падеже (спелый помидор, большая капуста, жареный кабачок, маленькие огурчики). Предлоги: на, в, за, с, под. Образование однокоренных слов «яблоко». Образование срав. степени прил- х (У Оли яблоко сладкое, а у меня ещё слаще). Активизация словаря наречий (вкусно, много). Активизация глагольного словаря (созревать, убирать, расти, мыть). Обогащение словаря признаков (спелый, сладкий, круглый, большой и т.д.). |
Определение согласных «К-Г-Х» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «К-Г-Х». Придумать предложение со словом «КАРТОФЕЛЬ» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Любимый овощ». Количество предложений в тексте. |
|
|||
2 ч. |
С-Ш. |
Домашние животные. |
Образование формы множественного числа имён существительных: игра «Один- много». Согласование прил-х. с сущ-ми. в роде (собака- маленькая, белая, ушастая, ; лошадь- большая, коричневая, пятнистая). Образование существительных с суффиксами: - енок, - ок, игра «У кого кто?» (у кошки котёнок, у собаки щенок). Образование существительных. в косвенных падежах: игра «Кого не стало?»: (не стало лошади). Предлоги: на, за, у, перед, под, около, в. Сравнительная степень имён прилагательных: игра «У кого лучше»: (моя кошка пушистая, а у меня самая пушистая). Родственные слова: «лошадь». Образование глаголов с различными приставками: «лает» (залает), бежит (убежит, добежит). Дательный падеж единственное число: игра «Кому чего?»: (собаке- кость, кошке- рыбку, лошади- овёс). Родительный падеж ед.число имён существительных. : игра «Чей хвост?». Образование притяжательных прилагательных: (кошачий хвост). Составление предложений по сюжетной картинке. Сложные слова: длинноногое, парнокопытное). |
Определение согласных «с-ш» в словах; количества звуков в словах. Игра «Кто как подаёт голос». Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «с-ш». Игра «Кто лишний?»: (кошка, собака, лиса, корова). Придумать предложение со словом «свинья» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Котёнок». Количество предложений в тексте. |
|
|||
2 ч. |
З-Ж. |
Профессии (железнодорожник, зубной врач, художник, газовщик). |
Образование формы множественного числа имён существительных: игра «Один- много». Согласование прил-х. с сущ-ми. в роде (высокий художник). Образование существительных. в косвенных падежах: игра «Кого не стало?»: (газовщика). Предлоги: на, за, у, перед, около, в. Дательный падеж единственное число: игра «Кому чего?»: (врачу- шприц). Составление предложений по сюжетной картинке. Согласование числ. с прил (три художника). Образование притяжательных прил- х (врачебные). Родительный, творительный и предложный падежи. |
Определение согласных «з-ж» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «з-ж». Придумать предложение со словом «газовщик».Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Кем я хочу стать». |
|
|||
2 ч. |
С-Щ. |
Рыбы (лещ, судак, селедка, щука, сайра). |
Образование существительных в уменьшительно- ласкательными суффиксами (селёдочка). Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах: -Р.п. (Много зубов у щуки). -П.п (Дети рассказывают о соме). -Т.п. (Чищу рыбу ножиком). Образование относительных прил- х (суп из рыбы- рыбный суп). Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида (поймал щуку, поймаю щуку). Предлоги: в, из, на, у, с. |
Определение согласных «С-Щ» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать предложение со словом «щука» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «На рыбалке». Количество предложений в тексте. |
|
|||
1 ч. |
Ч-Щ |
Весна. Перелётные птицы. (Скворец, ласточка, согревать, клёст, работящий, стая, туловище, носить, строить, согревать). |
Образование формы множественного числа имён существительных: игра «Один- много»: (скворцы, ласточки). Образование существительных. с суффиксом –ат, - ят: игра с мячом «У кого кто» (скворец- скворчата, ласточка- ласточата). Составление предложений по сюжетной картинке. Предлоги: на, у, над, в, под, с, из. Упр. «Кто, где поселится» (ласточка поселится под крышей). Подбор прил-х. к сущ-м: (ласточка проворная, легкокрылая). Образование сложных слов: длинношеий, коротконогий и т.д. Родственные слова «скворец». Подбор слов- действий «ласточки»: (летели, глядели, садились, клевали, пели). Определение рода и числа прилагательного: (важный скворец- м.р, ед.ч; отчаянная ласточка- ж.р, ед.ч.). Правописание суффиксов чк, чн, щн: (хищный клёст, красивая ласточка, дачные скворцы). Дифференциация глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени: (ласточки прилетели, ласточки улетели, улетят). |
Определение согласных «Ч-Щ» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «Ч-Щ». Придумать предложение со словом «ЛАСТОЧКА» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Скворечник». Количество предложений в тексте. |
|
|||
1 ч. |
Ц-Ч. |
Первые весенние цветы (мать- и – мачеха, цветок, ветреница, колокольчик, цвести, первоцвет). |
Согласование числительных с сущ-ми: (пять цветов, три колокольчика). Предлоги: на, у, под, около, над, в. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (листик- листочек, бутон- бутончик, стебель- стебелечек). Образование формы множественного числа имён существительных: игра «Один- много» (цветочки, листочки, колокольчики, первоцветы). Подбор слов- действий «цветы» (растут, цветут, пахнут, раскрываются, вянут). Образование глаголов с различными приставками: (вянут- завянут, повянут; цвести- зацвести, расцвести). Подбор родственных слов: «цветок». Дифференциация глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени: (мать- и мачеха растёт, росла, выросла).Согласование наречия «много» и сущ-го: (много первоцвета). Составление предложений по сюжетной картинке. Подбор прил-х. к сущ-м:(колокольчик фиолетовый, первоцвет зелёный). |
Определение согласных «ц-ч» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «ц-ч». Придумать предложение со словом «первоцвет» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Любимые весенние цветы». Количество предложений в тексте. |
|
|||
2 ч. |
С-Ц. |
Весна. Приметы весны (солнце, капель, ручьи, лужи, ласточки, деревце, лужица и т.д). |
Подбор прил-х. к сущ-м: (какое солнце?- яркое, ласточки?- красивые, листочек- клейкий, почка- липкая). Составление предложений по сюжетной картинке. Предлоги: на, под, над, по, с. Подбор слов- действий- упр. «Кто, что делает»: солнышко(светит, греет, блестит, сверкает); ласточка (летает, строит гнездо, выводит птенцов), ручеёк (течёт, блестит, журчит). Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лужа-лужица, дерево-деревце). Подбор родственных слов: «дерево». |
Определение согласных «с-ц» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «с-ц». Придумать предложение со словом «ласточка» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Весна». Количество предложений в тексте. |
|
|||
2 ч. |
Р-Л |
Обитатели океана (кальмар, коралл, краб, креветка, морской слон, морская черепаха). |
Образование существительных ед. и мн. числа в разных падежах: -Р.п. (В воде много крабов). -П.п (Дети рассказывают о кораллах). -Т.п. (морской слон питается рыбёшкой). Д.п. (Обитателям океана нужна чистая вода). Согласование числ- х с сущ- ми в роде, числе и падеже (три черепахи). Предлоги: в, за, с, под, из-под. Образование однокоренных слов «краб». Образование притяжательных прил- х (салат из крабов- крабовый салат). Согласование существительных с прил- м (маленькая медуза). Расширение глагольного словаря «Кто как передвигается?». Составление предложений по сюжетной картинке. |
Определение согласных «Р-Л» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «Р-Л». Придумать предложение со словом «коралл». Количество слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений «Как я видел медузу?» |
|
|||