Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б.
Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:deti @deti. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________2010 года

Директор школы: ___________________

Ивахненко А.И.

Рабочая программа

коррекционно-логопедической работы с группой учащихся с дисграфией, обусловленной нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознавания

2010/11 учебный год

 

 

 

 

Учителя-логопеда

Лупиловой А.Е.

 

 


 

Программа логопедической работы с учащимися 4 класса с дисграфией, обусловленной  нарушениями языкового анализа и синтеза и фонемного распознавания

 

Состав группы: Кравцов Анатолий

Соколов Дмитрий

Режим работы: 3 часа

Всего: 84 часа

Дети данной группы имеют недостаточную сформированность языкового анализа и синтеза, а также сниженное фонематическое восприятие, что проявляется в следующих нарушениях.

I.                    Нарушение фонематического компонента речевой системы.

1.                 Недостаточная сформированность фонематических процессов. Вследствие этого дети на письме допускают следующие ошибки:

а) смешение согласных по звонкости-глухости (з-с, д-т);

б) обозначение мягкости согласных буквой «ь», гласными  II ряда;

в) замены букв, сходных акустическим и артикуляционным признакам (о-а, у-о, а-я, у-ю, о-е, т-к, ц-ч, ш-щ);

II.      Нарушение языкового анализа и синтеза. Вследствие этого выявляются следующие ошибки:

1.                 Нарушение границ предложений.

2.                 нарушение границ слов (слитное написание предлогов со словами, раздельное написание слов).

3.                 Пропуск букв.

4.                 Неправильное деление слов на слоги.

     III.   Недостаточная сформированность лексико-грамматического компонента речи.

1.                 Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен. Дети испытывают трудности в подборе слов, построении предложений, оформлении их.

2.                 Грамматический строй недостаточно сформирован. Как в устной, так и письменной речи присутствуют аграмматизмы в согласованиях, управлениях. Дети не знают значений многих предлогов.

      IV. Психологические особенности детей данной группы.

1.                 Неустойчивое внимание.

2.                 Недостаточная наблюдательность к языковым явлениям.

3.                 Недостаточная способность к запоминанию, преимущественно словесного материала.

4.                 Недостаточное развитие самоконтроля.

5.                 Затруднено слуховое и зрительное восприятие речевого материала.


 

Перспективное планирование
с группой учащихся с дисграфией на фоне нарушения языкового анализа и синтеза и фонемного распознавания.

 

Количество часов

Тема занятия

Лексическая тема

Грамматический строй речи

Языковой анализ и синтез

3 ч.

Уточнение артикуляции гласных звуков первого ряда: а, о, у, ы, э.

Осень. Признаки осени.

Подбор прилагательных к существительным (осенний лист, солнечное утро, пасмурный день, голые деревья, жёлтые листья, грязные дорожки, большие лужи);по цвету (красный лист, зелёная ель, белая берёза);величине (большое дерево, невысокий куст). Противопоставление по признакам «длинный- короткий», «большой- маленький», «тонкий- толстый».

Подбор слов-действий (шагаю под дождём, прыгаю по лужам, бегаю по грязным дорожкам, поднимаю и собираю опавшие листья). Образование глаголов с приставками (шёл- пошёл- перешёл- ушёл- дошёл).

Подбор родственных слов с слову «дождь»- дождевик, дождичек.

Предлоги: по, под, за, на, с, за.

Составление предложений по сюжетным и предметным картинкам. Составление схемы предложений.

Определение гласного звука в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога.

Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений по сюжетной картинке «Осень». Количество предложений в тексте.

3 ч.

Уточнение артикуляции гласных звуков второго ряда: е, ё, и, ю, я.

Одежда (юбка, брюки, пижама, джинсы, свитер, майка).

Образование мн числа сущ-х (юбка- юбки).

Употребление имён сущ в форме винительного падежа и согласование прилагательного жёлтый с сущ-ми в роде, числе и падеже (жёлтая майка).

Образование формы родительного падежа существительных (не стало свитра).

Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (брючки, юбочка).

Подбор прилагательных к существительным по вкусу (новые джинсы). Образование относительных прилагательных: (свитер из шерсти- шерстяной).

Подбор родственных слов «брюки».

Предложный падеж (джинсы висят в шифанере).

Словосочетание наречия много и существительного: «много юбок» Составление предложений по сюжетным и предметным картинкам. Составление схемы предложений.

Предлоги: за, под, на, в, из.

Множественное число существительных (джинсы).

 

Определение гласного звука в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога.

Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений по сюжетной картинке «в магазине одежды». Количество предложений в тексте.

Дифференциация гласных звуков 1 и 2 ряда. Твёрдость и мягкость согласных на письме.

3 ч.

А-Я.

Семья (мама, папа, бабушка, дедушка, тётя, дядя).

Образование уменьшительно- ласкательных форм сущ- го (мамулечка). Образование сущ- х в разных падежах :

- Р.п. (Мама любит бабушку).

- Д.п.(Дедушка читает книгу).

- Т.п (Муж и жена гордятся своими детьми).

- П.п. (Дочка заботится о брате).

 Предлоги: с,о. Подбор прил- х к сущ- м (мама- ласковая, заботливая, добрая). Согласование с притяжательными местоимениями: МОЙ, МОИ, МОЯ. Сравнит. степень прил-х  (старший- старше). Сложные слова (черноволосая).

 

Выделение гласных звуков «а- я» на фоне слов. Определение места звука в слове, количества звуков и последовательности. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с гласными «а- я». Количество слов в предложении. Составить предложение из слов, данных в беспорядке: Придумать предложение со словом «тётя» и определить место этого слова в предложении. Составление текста из 3-5 предложений по сюжетной картинке «семейный праздник». Количество предложений в тексте.

 

 

3 ч.

О-Е.

Осень. Ягоды и грибы.

Образование мн числа сущ-х «один- много»: (лисичка-лисички, сыроежка, подберёзовик, подосиновик).

Образование формы родительного падежа имён существительных мужского и женского рода (не стало подберёзовика). Подбор прилагательных к существительным по цвету: красная- малина, клубника, земляника; чёрная- смородина, черника, жёлтая- костяника, смородина. Подбор прилагательных по вкусовым качествам: гриб- солёный, ягода- сладкая, кислая, вкусная. Образование относительных прилагательных : грибной дождь, рябиновое варенье, грибной суп.

Упр. «назови гриб» (под осиной- подосиновик).

Подбор родственных слов к словам «гриб, ягода».

Образование названий людей от рода их занятий(грибы собирает грибник, ягоды- ягодник.

Предлоги: из, под, в, около, за.

Составление предложений по сюжетным и предметным картинкам. Составление схемы предложений.

Наречия: ягоды близко, а грибы далеко.

Уточнение формы винительного падежа- упр. «что ты возьмёшь с собой в лес?»- корзинку, нож, ведро.

Образование уменьшительно- ласкательной формы существительного (гриб- грибочек, ягода- ягодка).

Выделение гласных звуков «о- е» на фоне слов: черника, .подберёзовик, подосиновик, земляника. Определение места звука в слове, количества звуков и последовательности. Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с гласными «о- е». Количество слов в предложении. Составить предложение из слов, данных в беспорядке: клубника, гряде, на, растёт.. Придумать предложение со словами «корзинка», «ведро» и определить место этих слов в предложении. Составление текста из 3-5 предложений по сюжетной картинке «В лес за грибами и ягодами». Количество предложений в тексте.

 

 

3 ч.

Э- Ё.

Осенние деревья.

Родительный падеж: упр. «чьи это листья?»- ели, берёзы, ивы, осины (по предметным картинкам).

Предлоги: на, с, к, от, у, под, около, возле.

Придумать второе слово: акация, шиповник- кусты, сосна, верба- деревья.

Подбор прилагательных, обозначающих высоту (дуб- высокий, малина- низкая). Образование прилагательных от существительных с помощью суффиксов: дерево- деревянный, берёза- берёзовый, дуб- дубовый).

Согласование существительных мужского рода с прилагательными в ед и мн числе (красный лист- красные листья, зелёный, жёлтый).

Составление предложений: подлежащие- сказуемое- обстоятельство места (В лесу растёт много деревьев и кустарников).

Подбор родственных слов к слову «дерево».

Образ. множ. числа существительных: дуб- дубы.

Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида (Деревья растут в лесу. Деревья вырастут в лесу).

Подбор глаголов с разными приставками к слову «растёт»- вырастет, подрастёт.

Определение гласных «Э-Ё» в словах: ёлка, эвкалипт; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с гласными «э-ё».

Придумать предложение со словом «осина» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений по сюжетной картинке «Осенний лес». Количество предложений в тексте.

3 ч.

У-Ю.

Имена (Юра, Люба, Ульяна, Шура).

Образование имён существительных во множественном числе: игра с мячом «один- много» Образование существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (Любочка).

Образование форм родительного и винительного падежей имён существительных (У Любы синяя рубашка).

Игра с мячом «большой- маленький»: образование имён существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (Любочка, Юрочка). родительного падежа существительных множественного числа : игра «у меня нет…»: у Юры  нет носков).

Согласование прилагательных с существительными: (высокая Люба). Предлоги: для, в, на, без, у, с, из.

Составление предложений по сюжетным картинкам.

Определение гласных «у-ю» овах:; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с гласными «у-ю

Придумать предложение со словом «Юра определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений по сюжетной картинке «Школьная перемена».

3 ч.

Ы-И.

Обувь. (Шлёпанцы, туфли, ботинки, унты, кроссовки).

Образование имён существительных во множественном числе: игра с мячом «один- много»: (ботинки, туфли, сапоги, валенки). Образование формы родительного падежа имён существительных: игра «Что без чего?» (Чего не хватает у ботинок?- шнурков).

Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже: (зелёные ботинки, серые туфли, красные шлёпанцы, чёрные унты, коричневые унты; красные ботинки, зелёные ботинки).

Образование имён существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами (туфельки, тапочки, шлёпочки, ботиночки).

Предлоги: в, на, около, под).

Образование относительных прилагательных (туфли из кожи- кожаные).

Согласование существительных со словом «пара».

Упр. «кому что нужно?» : (кроссовки- спортсмену, тапки- бабушке, пинетки- ребёнку). Составление предложений по сюжетным картинкам.

Определение гласных «Ы-И» в словах :шлёпанцы, унты, туфли; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги: ке-ды, бо-ты. Выделение ударного слога. Придумать слоги с гласными «ы-и».

Придумать предложение со словом «кеды» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Одежда, которая мне нравится». Количество предложений в тексте.

3 ч.

Ё-Ю(различение по акустико-артикуляционному признаку).

Домашние птицы.

Образование сущ-х с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят: игра «найди маму птенцам» (перепёлка-перепелёнок, перепелята, индюк-индюшонок, индюшата; курица-цыплёнок, цыплята, гусь-гусёнок, гусята). Согласование сущ-го с числительным: три утёнка, четыре цыплёнка, пять гусят. Образование сущ-х с уменьшительно-ласкательными суффиксами (игра с мячом «назови ласково»): петух-петушок, индюк-индючок, курица-курочка, утка-уточка, гусь-гусёк. Образование прилагательных от сущ-х (перепёлка-перепелиный-перепелиные). Подбор прилагательных к существительным (клюв-красный, перья-серые, лапы-красные). Образование сущ-х и прил-х мн числа. Предлоги: на, в, около, к, из, из-под, из-за. Составление предложений по сюжетным картинкам. Подбор родственных слов «индюк».

Определение гласных «Ё-Ю» в словах индюк, перепёлка; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги: перепёлка, индюк. Выделение ударного слога. Придумать слоги с гласными «ё-ю».

Придумать предложение со словом «индюк» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Птичий двор». Количество предложений в тексте.

3 ч.

Буква «ь». Обозначение мягкости согласных с помощью «ь» знака (в конце и середине слова).

Дикие животные (зверь, медведь, олень, тюлень, лось, хорь, рысь, льдина, рычать, прыгать, питаться, грызть, нападать, защищать и т.д).

Подбор прилагательных к существительным (бурый медведь, рыжая рысь, пятнистый олень). Образование сущ-х с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят: игра «найди маму» (белка-бельчонок, волчица-волчонок, лиса-лисенок). Составление предложений c опорой на картинки. Согласование сущ-го с числительным: (у меня пять лисят, десять медвежат, семь ежат). Употребление существительных в форме творительного падежа: (Я угощу медведя мёдом, малиной. Я угощу белку орешками, грибами). Составление сложноподчинённых предложений (Дети спрятались за кустами, потому что на поляну вышел лось). Подбор антонимов:(Медведь большой, а хорь маленький).

Предлоги: на, под, в, около, из, к, из-за, с, у, от. Подбор родственных слов «хорь». Дид. игра «один-много»: (зверь-зверьки). Подбор слов-действий (медведь рычит, спит;рысь прыгает, нападает).

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Местоположение звука в словах. Придумать предложение со словом «рысь» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Расскажи о животном». Количество предложений в тексте.

3 ч.

Разделительный «ь» знак.

Дикие животные (зверь, медведь, олень, тюлень, лось, хорь, рысь, льдина, рычать, прыгать, питаться, грызть, нападать, защищать и т.д).

Образование притяжательных прилагательных (лисья нора, волчья лапа, медвежья шкура).

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Местоположение звука в словах. Придумать предложение со словом «олень» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Опиши животного». Количество предложений в тексте.

Дифференциация согласных.

Звонкие и глухие согласные.

1 ч.

Уточнение артикуляции согласных звуков (с)-(с). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

2 ч.

Уточнение артикуляции согласных звуков (з)-(з). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

3 ч.

С-З.

Дом (забор, изба, замок, малосемейный, стены, столовая, сад.

Подбор прилагательных к сущ-м: (забор высокий). Согласование сущ-х с числительными: (одна изба). Предлоги: на, в, около, перед, после, за, в, к, с, из, между.. Составление предложений по сюжетным картинкам. Образование прилагательных от сущ-х (столовая- столовый). Образование уменьшительно-ласкательных форм сущ-го: (избушка). Родственные слова «сад». Согласование сущ-х с прил- ми (вторая изба). Р. п, П.п.

Определение согласных«С-З» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги: собака, коза. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «с-з».

Придумать предложение со словом «дом»определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Мой дом».

1 ч.

Уточнение артикуляции согласных звуков (Б)-(Б). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

2 ч.

Уточнение артикуляции согласных звуков (П)-(П). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

3 ч.

П-Б.

Зима. Признаки зимы(снежинка, вьюга, гололёд, сугроб, пурга, кружиться, снегопад). .

Согласование прил-х с сущ-ми в форме единственного числа И.п.дид.игра «снеговик»-рисуем снеговика (красный нос, чёрные глазки, зелёное ведро). Согласование существительных с прилагательным «снежный» (снежное утро, снежный день). Различение и употребление простых предлогов (сюжетная картинка): сядет тот, у кого дети стоят на горке, едут с горки, под горкой, поднимаются на гору. Составление предложений по картинкам (различение признаков осени и зимы). Подбор прилагательных к существительным (снег- белый, искристый, пушистый и т.д.). Сложные слова (снегопад, гололёд). Звонкие и глухие согласные в начале и на конце слова: пурга, сугроб, покрывать, поземка, снегопад, снежная баба. Подбор родственных слов к словам «зима, снег». Подбор слов-действий к сущ «снежки»-лепим, кидаем и т.д.

Определение согласных«П-Б» в словах: пурга, сугроб, снегопад; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги: снегопад, пурга. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «п-б».

Придумать предложение со словом «въюга» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Зима». Количество предложений в тексте.

1 ч.

Уточнение артикуляции согласных звуков (Д) -(Д). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

2 ч.

Уточнение артикуляции согласных звуков (Т) -(Т). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

3 ч.

Д-Т.

Зимующие птицы (птица, хвост, дрозд, летать, клевать, прыгать, тетерев, дятел).

Образование и использование существительных в форме единственного числа родительного падежа: «Кого не стало» (дятла, дрозда, тетерева). Образование и использование существительных в форме единственного и множественного числа И.п.: игра «Один-два» (дятел летит- дятлы летят). Составление предложений по сюжетным картинкам (Дрозд сидит на дереве, Дятел летит к кормушке, Тетерев клюёт рябину.). Согласование сущ с числительными (два дятла, пять тетеревов). Подбор прил к сущ. (дрозд красивый, дятел белогрудый). Образование глаголов с приставками (клевать, заклевать; лететь, перелететь, залететь, недолететь, улететь). Подбор родственных слов к словам «птицы, хвост». Изменение глагола по временам: дрозд летит, летел, улетел. Образование глаголов третьего лица (дятел трещит- дятлы трещат). Предлоги: в (в гнезде), у (у гнезда), около (около людей), о (о дрозде), под, за (деревом), между (листьев). Сложные слова (белогрудый, красногрудый). Звонкие и глухие согласные в начале и на конце слова: хвост, дрозд, тетерев.

Игра «телефон» -деление слов на слоги (произношу и хлопаю по слогам слова «те-те-рев, дя-тел, дрозд»-дети по очереди произносят слова и хлопают на каждый слог). Местоположение звуков в словах. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «д-т».

Придумать предложение со словом «дрозд» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Зимующие птицы». Количество предложений в тексте.

1 ч.

Уточнение артикуляции согласных звуков (В)-(В). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

2 ч.

Уточнение артикуляции согласных звуков (Ф)-(Ф). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

3 ч.

В-Ф.

Мебель (кровать, шкаф, диван).

Образование имён существительных во множественном числе (кровати, шкафы, диваны). Образование прил. из сущ.игра «из чего сделано» (шкаф из дерева- деревянный). Образование уменьшительно-ласкательных форм сущ-го (шкаф-шкафчик, диван-диванчик). Подбор прил к сущ. (кровать- большая, шкаф- высокий). Предлоги: на, в, около, перед, после, с, у, к). Подбор слов- действий к сущ-м «кровать, диван»: лежать, спать, отдыхать, сидеть. Игра «отбери картинки в два столбика»: (различение рода сущ- го: кровать- ж.р.; шкаф- м.р). Составление предложений по сюжетным картинкам. Звонкие и глухие согласные в середине и конце слова. Упр. «Что для чего», составление сложноподчинённых предложений: (диван нужен для того. чтобы сидеть). Подбор родственных слов «кровать». Образование формы родительного падежа имён сущ-х: игра «Чего не хватает?» (чего не хватает у стола?- ножки; у кровати- спинки, у шкафа- полки). Согласование прил. с сущ . в И.п. ед.ч. : зелёный диван, красная кроватка).

Определение согласных«В-Ф» в словах: кровать, диван,шкаф; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «в-ф».

Придумать предложение со словом «шкаф» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Мой любимый диван». Количество предложений в тексте.

1 ч.

Уточнение артикуляции согласных звуков (Г)-(Г). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

2 ч.

Уточнение артикуляции согласных звуков (К)-(К). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

3 ч.

Г-К.

Посуда (чашка, чайник, кастрюля, ложка, графин, гриль, горшок).

Образование имён существительных во множественном числе (графин-графины, кастрюля- кастрюли). Согласование прил. с сущ-ми в форме И.п. и Р.п. ед числа: игра «что изменилось» (Что на столе?- зелёный графин. Чего не стало?- красного чайника). Согласование прил. сущ. женского и мужского рода (У меня жёлтая чашка и синий графин). Суффиксальный способ словообразования (ложка- ложечка, тарелка- тарелочка). Образование формы родительного падежа имён сущ-х: игра «Чего не хватает?» (чего не хватает у чайника-носика, у вазы- ножки, у графина- ручки). Многозначные слова: носик, ручка, ножка. Предлоги: для, из, в, между, около, возле. Подбор прил. к сущ. (кастрюля из железа- железная, графин из стекла- стеклянный). Упр. «Что для чего?»: составление сложноподчинённых предложений: (Сковорода нужна для того, чтобы жарить). Склонение выражений: «резать ножом картошку», «мешать ложкой фарш». Подбор слов-действий: «для чего нужна ложка?- мешать, есть; графин- наливать, пить; кастрюля- варить, накладывать. Звонкие и глухие согласные в начале и конце слова- графин, чайник.

Определение согласных«Г-К» в словах: кастрюля, горшок; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «г-к».

Придумать предложение со словом «ложка» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Что у меня есть на кухне». Количество предложений в тексте.

1 ч.

Уточнение артикуляции согласных звуков (Ж)-(Ж). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

2 ч.

Уточнение артикуляции согласных звуков (Ш)-(Ш). Характеристика звуков, положение органов артикуляции.

2 ч.

Ж-Ш.

Профессии (шофер, журналист, дорожник, швея, монтажник, журнал).

Образование формы имён сущ-х. в В.п. Игра «кто чем занимается», картинки: (Это швея. Она шьёт одежду.). Согласование числительных и прил-х. с сущ-ми. в роде, числе и падеже (Швея сшила четыре красных юбки. Монтажник починил две зелёных машины.). Образование имён сущ-х. в форме Р.п.- игра «Чего нет?»: (Чего нет у шофёра?- стекла; у швеи?- иглы.). Образование имён сущ-х. в форме Т.п.- игра с мячом «Чем управляет?»: (Шофёр управляет чем?- машиной.).

Предлоги: в, на, около, перед, под, над, после, по, для. Подбор прилагательных к сущ- м. (журналист- умный, швея- внимательная). Спряжение выражения: «Учиться кроить и шить». Подбор родственных слов: «дорожник». Упр. «Кто, чем занимается?», «Кто, где работает?», «Что кому нужно?». Составление предложений по сюжетной картинке. Звонкие и глухие согласные в начале и середине слова.

Определение согласных«Ж-Ш» в словах: монтажник, дорожник ; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «ж-ш».

Придумать предложение со словом «швея» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Расскажи о профессии шофёра». Количество предложений в тексте.

Дифференциация согласных звуков по акустико-артикуляционному сходству.

3 ч.

С-Ш.

Домашние животные весной (собака, пёс, кошка, лошадь, свинья, смешной).

Образование формы множественного числа имён существительных: игра «Один- много». Согласование прил-х. с сущ-ми. в роде (собака- маленькая, белая, ушастая, ; лошадь- большая, коричневая, пятнистая). Образование существительных с суффиксами: - енок, - ок, игра «У кого кто?» (у кошки котёнок, у собаки щенок). Образование сущ-х. в косвенных падежах: игра «Кого не стало?»: (не стало лошади). Предлоги: на, за, у, перед, под, около, в. Сравнительная степень имён прилагательных: игра «У кого лучше»: (моя кошка пушистая, а у меня самая пушистая). Родственные слова: «лошадь». Образование глаголов с различными приставками: «лает» (залает), бежит (убежит, добежит). Дательный падеж единственное число: игра «Кому чего?»: (собаке- кость, кошке- рыбку, лошади- овёс). Родительный падеж ед.число имён сущ-х. : игра «Чей хвост?». Образование притяжательных прилагательных: (кошачий хвост). Составление предложений по сюжетной картинке. Сложные слова: длинноногое, парнокопытное).

Определение согласных «с-ш» в словах; количества звуков в словах. Игра «Кто как подаёт голос». Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «с-ш». Игра «Кто лишний?»: (кошка, собака, лиса, корова).

Придумать предложение со словом «свинья» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Котёнок». Количество предложений в тексте.

3 ч.

З-Ж.

Дикие животные весной (заяц, ёж, змея, животное, медвежонок).

Образование формы множественного числа имён существительных: игра «Один- много». Согласование прил-х. с сущ-ми. в роде (заяц- ушастый, белый, пушистый, ёж- колючий). Образование существительных с суффиксами: -ат, - ят «У кого кто?» (ёж- ежата). Образование сущ-х. в косвенных падежах: игра «Кого не стало?»: (не стало змеи). Предлоги: на, за, у, перед, под, около, в. Родственные слова: «животное». Дательный падеж единственное число: игра «Кому чего?»: (зайцу- морковку, ежу- яблоко). Родительный падеж ед.число имён сущ-х. : игра «Чей хвост?». Образование притяжательных прилагательных: (заячий хвост). Составление предложений по сюжетной картинке. Образование существительных с суффиксами: - енок, - онок- игра «Найдём детёнышей»: (Я вижу медвежонка, ежонка, зайчонка). Употребление сущ-х. в косвенных падежах и сущ-х. с суффиксами – онок, - енок(Медведь и медвежонок коричневые). Предлоги: за, в, на, по, под, из- за, из- под. Образование существительных с суффиксами – иц, - их, : (ёж- ежиха, заяц- зайчиха, медведь- медведица). Подбор однокоренных слов «заяц» (игра с мячом). Подбор прил- х. к сущ- м. (какая змея?- гладкая, чёрная). Игра «Кто как передвигается».

Определение согласных «з-ж» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «з-ж». Игра «Кто лишний?»: (заяц, змея, лиса). Придумать предложение со словом «медведь» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Колючий ёж». Количество предложений в тексте.

3 ч.

С-Ц.

Весна. Приметы весны (солнце, капель, ручьи, лужи, ласточки, деревце, лужица и т.д).

Подбор прил-х. к сущ-м: (какое солнце?- яркое, ласточки?- красивые, листочек- клейкий, почка- липкая). Составление предложений по сюжетной картинке. Предлоги: на, под, над, по, с. Подбор слов- действий- упр. «Кто, что делает»: солнышко(светит, греет, блестит, сверкает); ласточка (летает, строит гнездо, выводит птенцов), ручеёк (течёт, блестит, журчит). Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (лужа-лужица, дерево-деревце). Подбор родственных слов: «дерево».

Определение согласных «с-ц» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «с-ц».

Придумать предложение со словом «ласточка» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Весна». Количество предложений в тексте.

3 ч.

Ц-Ч.

Первые весенние цветы (мать- и – мачеха, цветок, ветреница, колокольчик, цвести, первоцвет).

Согласование числительных с сущ-ми: (пять цветов, три колокольчика). Предлоги: на, у, под, около, над, в. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (листик- листочек, бутон- бутончик, стебель- стебелечек). Образование формы множественного числа имён существительных: игра «Один- много» (цветочки, листочки, колокольчики, первоцветы). Подбор слов- действий «цветы» (растут, цветут, пахнут, раскрываются, вянут). Образование глаголов с различными приставками: (вянут- завянут, повянут; цвести- зацвести, расцвести). Подбор родственных слов: «цветок». Дифференциация глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени: (мать- и мачеха растёт, росла, выросла).Согласование наречия «много» и сущ-го: (много первоцвета). Составление предложений по сюжетной картинке. Подбор прил-х. к сущ-м:(колокольчик фиолетовый, первоцвет зелёный).

Определение согласных «ц-ч» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «ц-ч».

Придумать предложение со словом «первоцвет» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Любимые весенние цветы». Количество предложений в тексте.

3 ч.

С-Щ.

Весна. Перелётные птицы. (Скворец, ласточка, согревать, клёст, работящий, стая, туловище, носить, строить, согревать).

Образование формы множественного числа имён существительных: игра «Один- много»: (скворцы, ласточки). Образование сущ-х. с суффиксом –ат, - ят: игра с мячом «У кого кто» (скворец- скворчата, ласточка- ласточата). Составление предложений по сюжетной картинке. Предлоги: на, у, над, в, под, с, из. Упр. «Кто, где поселится» (ласточка поселится под крышей). Подбор прил-х. к сущ-м: (ласточка проворная, легкокрылая). Образование сложных слов: длинношеий, коротконогий и т.д. Родственные слова «скворец». Подбор слов- действий «ласточки»: (летели, глядели, садились, клевали, пели). Определение рода и числа прилагательного: (важный скворец- м.р, ед.ч; отчаянная ласточка- ж.р, ед.ч.). Правописание суффиксов чк, чн, щн: (хищный клёст, красивая ласточка, дачные скворцы). Дифференциация глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени: (ласточки прилетели, ласточки улетели, улетят).

Определение согласных «с-щ» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать слоги с согласными «с-щ».

Придумать предложение со словом «скворец» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Скворечник». Количество предложений в тексте.

3 ч.

Р-Л.

Рыбы. (Рыбка, карась, лещ, карп, скумбрия, ёрш, ряска, туловище, плавники, водоросли, улитка, плавать, ловить, прятаться, проворный, красивый).

Предлоги: по, над, у, в. Образование сущ-х. мн.числа (карась- караси, лещ- лещи). Подбор прилагательных к сущ-м (ёрш- хищный). Составление предложений по сюжетным картинкам. Согласование сущ. и числит.(два карпа, три ерша). Образование глаголов с приставками «плыть» (переплыть, заплыть, недоплыть, уплыть). Родственные слова «рыбка». Образование прил-х от сущ- х (рыба- рыбный, камень- каменный). Образование существительных с суффиксами: ик (карась- карасик, лещ- лещик). Определение рода и числа существительных (карась- м.р., ед.ч., скумбрия- ж.р, ед.ч.). Словоизменение глагола по временам: (карп плыл, плывёт, уплывёт).

Определение согласных «р-л» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков, их количество и последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать предложение со словом «улитка» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Кот- рыбак». Количество предложений в тексте.

3 ч.

Ч-Щ

Бытовая техника (чайник, электрическая щётка, телефон, магнитофон, холодильник, стиральная машина).

Предлоги: от (от чайника), без (без щётки), на (на кухне), в (в комнате). Образование сущ-х. мн.числа (чайники, щётки). Упр. «Что где стоит». Подбор прилагательных к существительным (чайник горячий). Образование глаголов от сущ-х. (пылесос- пылесосит). Составление сложноподчинённых предложений (чтобы пить чай, нужен чайник). Сложные слова (электричество, электроприборы, электрик). Упр. «Кто что чем делает» (Мама гладит утюгом платье). Образование сложных слов от словосочетаний (пыль сосёт- пылесос). Родственные слова «чайник». Составление предложений по сюжетным картинкам.

Деление слов на слоги. Местоположение звука в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Как я убираю комнату». Количество предложений в тексте.

3 ч.

Б-Д

Лето. Цветы на лугу. (Одуванчик, бутон, подснежник, белый, стебель, дождь).

Согласование сущ. и прил- х. в роде и числе в И.п.(Одуванчик белый). Предлоги: в, на, по, от, у. Составление предложений по сюжетным картинкам. Дифференциация ед. и мн. числа сущ- х (одуванчик- одуванчики). Винительный падеж сущ-го: «Что я вижу на лугу» (подснежник, одуванчик). Подбор прилагательных к существительным: (одуванчик какой?- пушистый). Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида (одуванчик цветёт, одуванчик отцвёл). Образование уменьшительно- ласкательных форм сущ- го (подснежник- подснежничек). Образование глаголов с приставками (цветёт-зацвёл, отцвёл). Родственные слова «цветы». Родительный падеж существительных множественного и единственного числа (Букет из белых подснежников). Упр. «Где растут цветы».

Определение согласных «б-д» в словах; количества звуков в словах. Местоположение звуков,последовательность в словах.

Деление слов на слоги. Выделение ударного слога. Придумать предложение со словом «одуванчик» и определить место слова в предложении. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «Цветы на лугу». Количество предложений в тексте.

3 ч.

К-Г-Х

Насекомые (комар, муха, жук, крылья, хвостик, бабочка, кузнечик, стрекоза),

Винительный, творительный, предложный падежи. Предлоги: в, на, по, под, над, у, с, к. Подбор прилагательных к существительным (стрекоза- беззаботная). Игра с мячом «Один- много». Согласование сущ. и числит.(два кузнечика, три комара). Употребление существительных в форме родительного падежа- игра «Чего не стало?» (не стало кузнечика). Игра «Чего нет?» (У бабочки нет крыльев). Составление предложений по сюжетным картинкам.

Деление слов на слоги. Местоположение звука в словах. Выделение ударного слога. Количество слов в предложении.

Составление текста из 3-5 предложений «На полянке». Количество предложений в тексте.