Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Переславль-Залесская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:

deti @ deti. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________20­­___ года

Директор школы: ___________________

 

 

Рабочая программа

логоритмических занятий с группой учащихся группы«Особый ребёнок» (2-й год обучения)

с системными нарушениями речи умеренной степени

с алалическими и дизартрическим компонентами

______ учебный год

 

 

 

Учителя-логопеда

_______

Состав группы:

Режим работы: 1 раз в неделю.

Всего: 30 часов.

Программа рассчитана на детей, испытывающих трудности в самостоятельной речи, в виде патологического замедления темпа и ритма за счёт патологического преобладания процессов торможения над процессами возбуждения в коре головного мозга, что проявляется в:

-замедление темпа внешней и внутренней речи;

-замедленный темп общей моторики и психических процессов;

-монотонности голоса;

-в расстройстве речевого внимания;

-в быстром утомлении;

-нарушение речевого развития (нарушение грамматического строя речи, бедность словаря).

- замедленности всех движений;

-общей заторможенности, вялости, слабости;

-нарушение фонематического восприятия;

- слабости мышц артикуляционного аппарата.

В результате проведённых занятий в 2008- 09 году дети стали более раскованы. Занятия по логоритмике очень полезны данной категории детей и им нравятся.

-стал чувствовать темп и ритм музыкального произведения;

-улучшились результаты по слуховому восприятию.

- удалось выработать диафрагмальное дыхание;

- улучшился голос (хорошо поёт слоговые попевки).

Дальнейшая работа.

-работа над переключаемостью движений, внимания;

-развитие слухового восприятия и внимания;

-формирование быстрых и чётких движений в процессе речи;

 

-убыстрение речевых реакций;

 

-убыстрение темпа внутренней речи (работа над воображением при действии внешних раздражителей различного           темпа и ритма;

 

-развитие выразительных форм речи;

 

-развитие общей и мелкой моторики;

 

- развитие артикуляционной моторики и мимических мышц лица;

 

- развитие фонематического восприятия;

 

- развитие умения слушать и подстраиваться под темп и ритм музыки.

 

Для … предстоит работа над выработкой диафрагмального дыхания и чёткости движений (у него большая проблема с опорно- двигательным аппаратом).

Для … больше уделить внимания голосу, темпу, ритму и развитию слухового восприятия, т.к. она в основном ориентируется на окружающих.

Для … работа над всеми компонентами.

Перспективное планирование

Кол-во часов

Звук и буква

Лексическая тема

Виды работ

1ч

И

«Дважды два- четыре». Школа.

  1. Развитие арт. моторики (комплекс артикуляционных упражнений).
  2. Ролевое стих-е: «школа».
  3. Развитие ритма. Упр. «Веселые ладошки»- на тихую музыку дети хлопают в ладоши тихо, на громкую-громко. Дых. Упр «дует ветер». Дует ветерок «в-в-в»- произносится тихо, сильный ветер «в-в-в»- произносится громко.
  4. Развитие переключаемости движений под музыку (при звучании громкой музыки, дети идут вперёд ритмическим шагом, координируя движение рук и ног, при звучании второй части, исполняемой тихо- дети движутся на носках назад, положив руки на пояс).
  5. Развитие ритма. Упр. «Веселые ладошки»- на тихую музыку дети хлопают в ладоши тихо, на громкую-громко.

 

 

А.

«Летняя симфония». Ягоды. Черника, земляника, костяника, слива, арбузы, клубника и т.д.

  1. Развитие внимания. Упр. «Сбор ягод» (руки вытянуты, ноги на ширине плеч, пальцы левой руки изображают решето, упирающиеся в левый бок. Правая рука свободна. Во время звучания 1 и 2 тактов, дети делают приседание, одновременно правой рукой срывают ягоду, на 3, 4 такт дети кладут ягоды в решето.
  2. Развитие слухового внимания (игра с мячом)- ловить мяч, если в слове есть звук «а». Упр. «Тропинка за ягодами» (с началом музыки дети начинают движение по кругу, пока не прекратится музыка. Далее, на слово «Тропинка»- участники становятся друг за другом, кладут руки на плечи впереди стоящего, на слово «Кочки»- приседают, положив руки на голову.
  3. Пальчиковая гимнастика «Считаем пальцы» (можешь пальцы сосчитать: 1, 2, 3, 4, 5. 1, 2, 3, 4, 5- 10 пальцев, пара рук- вот твоё богатство, друг.
  4. Развитие арт. моторики (улыбочка, трубочка, чередование, лопаточка, «лошадка» и т.д).
  5. Развитие речевого дыхания (кончики пальцев соединяются, «срывают ягоды» и дети ритмично произносят текст (по сухой, лесной дорожке- топ- топ- топ- топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек весь в иголках серый ёжик. Ищет ягодки, грибочки для сыночка и для дочки).
  6. Пение слоговых попевок «Солнышко».
  7. Пение песни «За ягодами».
  8. Развитие диафрагмального дыхания: пение «а» с повышением и понижением голоса с движением рук.
  9. Развитие чувства ритма: 3 шага, на 4 хлопок- бубен.

У

«Летняя симфония». Деревья.

Предметный словарь Яблоня, слива, берёза, сосна, растение, лиственница, ива, рябина, ветка, древесина, листва, шишка, хвоя. Глагольный словарь: расти, собирать.

Словарь признаков: смешанный, дряхлый и т.д.

 

  1. Ходьба по кругу под марш, по окончании останавливаются перед стульям.
  2. Вокальное «приветствие» -«споём- здрав-ствуй-те» (показываю «лесенку»).
  3. Дыхательно- артикуляционный тренинг: «Ветер, ветер» (у весны ветер ласковый- тихая музыка, у зимы- холодный- громкая музыка).
  4. Игрогимнастика «Ветер и ветерок» (дети показывают, как ветерок качает ветки деревьев).
  5. Пальчиковая гимнастика «Деревья» (друг от друга деревья росли далеко, только корни деревьев однажды сплелись, будто дерева два навсегда обнялись).
  6. Ролевое стих-е: «Лесные подарки» (лес гостям сердечно рад, угощает он ребят, Ваню- земляникой, Танечку черникой, Машеньку- орешком, Петю- сыроежкой).
  7. Игры на развитие речевого слуха (Дети ходят по лесу под музыку, как только музыка кончается, они должны сесть на место).
  8. Игры на развитие фонем восприятия (дети ходят вокруг своих мест, при назывании «дерева» -останавливаются).
  9. Развитие арт. моторики ( под музыку дети открывают рот широко «А», без музыки «Я»).
  10. Развитие физиологического дыхания (дети держат в руках листок: под музыку поднимают руки вперёд, на сильную долю такта –дуют, на следующие такты поворачиваются вправо, влево, в конце- приседают),
  11. Развитие речевого дыхания (сближают пальцы правой и левой руки и ритмично произносят текст).Солнышко цветам помогает расти. Солнышку нужно поярче светить! К солнышку тянется стебелёк и за листком вырастает листок. Вот и прекрасный цветок распустился. Солнце и дождик и руки мои. Вместе цветку подрасти помогли!
  12. Развитие голоса «АУ» под тихую музыку с закрытыми глазами ищут друг друга.

А-У.

«Летняя симфония».Грибы. Опята, подосиновик, подберёзовик, маслёнок, мухомор.

  1. Развитие арт. моторики  «Эхо» (Под медленную музыку дети ходят по лесу и собирают грибы. Один уходит в один конец зала, другой- в противоположный. Музыка становится громкой. Первый ребёнок кричит «АУ», второй отвечает тихо «АУ». Потом дети встречаются и идут под марш из леса домой.
  2. Развитие фонематического слуха «Кто внимательный?» (Дети идут под музыку по кругу, педагог называет звуки «О,Е, А, У, Р, К, Т», дети хлопком выделяют «О, Е». При назывании нужного слова «грибы»- дети приседают.
  3. Ролевое стих-е: «Осенью в лесу» (Заходи в осенний лес! Много здесь вокруг чудес! Вот берёзки золотые стоят, под берёзками грибочки на нас глядят- в корзинку прыгнуть хотят!)
  4. Развитие голоса «АУ» под тихую музыку с закрытыми глазами ищут друг друга.
  5. Дыхательно- артикуляционный тренинг:
  6. Игры на развитие речевого слуха (Дети ходят по лесу под музыку, как только музыка кончается, они должны сесть на место).

 

О

«Путешествие кленового листочка».Ч.1. (Признаки осени).

Дождь, куртка, брюки, холод, листья ит.д.

  1. Игрогимнастика «Разноцветная игра» (после дождя появилась радуга. Педагог раздаёт детям игрушки, а они выполняют танец).
  2. Развитие слухового внимания «Дождик» (Звучит мелодия «прогулка»- дети гуляют по залу, мелодия «пляска»- дети пляшут, мелодия «дождик»- дети смотрят вверх и поднимают ладони).
  3. Ролевое стих-е: «Осенняя прогулка» (если мы идём гулять, зонт с собою нужно брать.Осенью от дождика спрячемся под зонтиком).
  4. Развитие арт. моторики (трубочка, улыбочка, чередование, надувание щёк и т.д.).
  5. Дых. Упр. «Певец» (сделать глубокий вдох, руки подняты к верху. Задержать дыхание. Выдохнуть открытым сильным звуком У-У-У, медленно при этом опуская руки. Тоже самое с «ю».)
  6. Развитие способности изменять характер движения в зависимости от изменения контрастов музыки, переключаемость движений (при звучании громкой музыки дети идут вперёд ритмичным шагом, при звучании тихой музыки – дети движутся на носках назад, положив руки на пояс).

Е

«Лягушка путешественница». (Перелётные птицы).

  1. Ролевое стих-е: «Птички». Птички полетели (дети выполняют упр. «птичка»), крыльями махали, на деревья сели (поднимают руки вверх, пальцы широко расставлены), вместе отдыхали (вытягивают перед собой руки со сцепленными в «замок» пальцами).
  2. Развитие слухового внимания. Упр «Домик для птиц». (Дети двигаются в рассыпную под марш. При остановки музыки дети останавливаются, присаживаются на корточки, поднимают руки вверх «домиком»).
  3. Дых. Упр «Соседи» (Поднять вверх правую руку, опустить ее на плечо своему соседу справа. Вспомнить, как его зовут. Снова сделать глубокий вдох через нос, поднять руки через стороны вверх. Наклониться вправо, выдохнуть, произнести на выдохе имя своего соседа.
  4. Развитие арт. моторики (комплекс артикуляционных упражнений).
  5. Развитие мелкой моторики. «Тетери». (Как за нашим за двором стоит чашка с творогом. Прилетели две тетери, поклевали- улетели, на лугу зелёном сели- показывать руками полукруги, затем взмахивать руками, постукивать пальчиками по столу, снова взмахивать руками и положить руки на стол).

О-Е.

«Путешествие кленового листочка».Ч.2. (Признаки осени).

Дождик, ветер, холод, лужи, перчатки, сапоги.

  1. Игрогимнастика «Ветер и ветерок» (дети берут в руки прутики, поднимают руки вверх и качают ими, выполняя наклоны корпуса с небольшой амплитудой. Под громкую музыку «налетел сильный ветер, а под тихую лёгкий.
  2. Ролевое стих-е: «Зонтик для мышонка» (Под листьями дождик застучал. Мышонок быстро гриб сорвал и спрятался под ним у пня. Хороший зонтик для меня!).
  3.  Развитие арт. моторики (трубочка, улыбочка, чередование, надувание щёк и т.д.).
  4. Дых. упр. «Певец» (сделать глубокий вдох, руки подняты к верху. Задержать дыхание. Выдохнуть открытым сильным звуком и-и-и, медленно при этом опуская руки. Тоже самое с «е».).
  5. Развитие способности передавать образные движения «Собираем листья» (двигаться под музыку неторопливым, спокойным шагом, передавая спокойный хар- р музыки).
  6. Развитие мышечных ощущений «Солнышко и тучка». Передать разницу ощущений действиями (солнышко зашло за тучку- мы сожмёмся в комочек и задержим дыхание на вдохе, солнышко вышло- расслабимся на выдохе).

П

Сказка «Чиполлино и его друзья». (Овощи.).

  1. Арт. упр. «Пузырь» (Дети становятся в круг под музыку. «Надуваем пузыри». Дети надувают щёки, как пузырь, и произносят при этом: «Фу-у», и взявшись за руки, идут от центра спиной, образуя большой круг. Педагог говорит «Лопнул пузырь»- дети бегут к центру круга со звуком «Ш».
  2. Дых. Упр «Знакомство» (Сидя в кругу, сделать глубокий вдох, руки поднимите через стороны вверх, соедините ладони и задержите дыхание. Выдохните медленно, через рот, наклоняясь вперёд и опуская руки вниз, положите ладони на пол).
  3. Развитие ритмичности и выразительности звучания текста и движений детей. («Огуречик, огуречик, не ходи на тот конечик»- дети продвигаются по направлению к «ловишке»; «там мышка живёт»- дети продолжают движение мягким пружинным шагом, грозя пальчиком «ловишке»; «тебе хвостик отгрызёт!»- дети разбегаются).
  4. Развитие внимания «назови овощи». Дети сидят на ковре по кругу, называют овощи и при этом перекатывают мяч через круг другому.
  5. Развитие чувства ритма: «ходьба обычная и на носках» (педагог предлагает детям на громкую музыку двигаться бодрым маршевым шагом, а на тихую- на носочках).
  6.  Развитие арт. моторики (трубочка, улыбочка, чередование, надувание щёк и т.д.).
  7. Ролевое стих-е: «Репка». Расти большая репка (дети приседают и медленно поднимаются). Вырастай крепкая (сжимают и разжимают кулачки обеих рук. Сладкая да белая (вып. упражнение замок, несколько раз сжимая и разжимая пальцы). Чтоб детвора поела! (хлопают в ладоши).

 

В

Сказка «Чиполлино и его друзья». (Фрукты).

  1. Игры на чёткое проговаривание согласных «Поезд с арбузами (Дети перебрасывают мяч друг другу, а затем под круговые движения рук говорят: «ЛУ-ЛУ!». Поезд движется по кругу под музыку, с прекращ музыки движение заканчивается. Дети произносят «Р-Р-Р!». Начинается выгрузка арбузов с теми же движениями, что и при погрузке).
  2.  Развитие внимания «назови фрукты». Дети стоят по кругу, педагог в середине круга с мячом. Педагог бросает мяч ребёнку, называя при этом фрукт, ребёнок бросает мяч педагогу, классифицируя предмет: шиповник – это ягода.
  3. Развитие чувства ритма: «ходьба обычная и на носках» (педагог предлагает детям на громкую музыку двигаться бодрым маршевым шагом, а на тихую- на носочках).
  4. Развитие арт. моторики (трубочка, улыбочка, чередование, надувание щёк и т.д.).
  5. Ролевое стих-е: «Яблоко». Яблочко из сада (дети вып упр «шарик»), ёж в нору принёс (выполняют упр «ёжик», сложив ладони шариком, поворачивая их из стороны в сторону), ежихе приподнёс (упр. «Ёжик», а затем «поднос».
  6. Дых. Упр «Знакомство» (Сидя в кругу, сделать глубокий вдох, руки поднимите через стороны вверх, соедините ладони и задержите дыхание. Выдохните медленно, через рот, наклоняясь вперёд и опуская руки вниз, положите ладони на пол).

 

С

«Как поспорили волк и пёс». (Домашние животные и их детёныши).

  1. Дыхательно- артикуляционный тренинг «Загадочная трубочка». (Дети встают в пары. Один ребёнок дует в трубочку на протянутую ладонь другого, стоящего с закрытыми глазами. Струя воздуха движется по ладони в любом направлении, затем ребёнок открывает глаза и воссоздает движение воздуха пальцем по ладони партнёра).
  2. Пальчиковая гимнастика «Козочка» (Шёл старик дорогою, нашел козу безрогою. Давай, коза, попрыгаем, ножками подрыгаем. А коза бодается, а старик ругается- идти пальцами по столу, показывать рога, постучать пальчиками по столу, снова показать рога, погрозить пальчиками).
  3. Эмоционально- волевой тренинг «на солнышке». Дети лежат на полу. «Закройте глазки и представьте себе, что вы маленькие котята, греет солнышко, вам хорошо, всё тело расслаблено. Вдруг появилась туча и котятам стало холодно и они спрятали свои передние и задние лапки).
  4. Под громкую музыку дети изображают злую, дикую кошку, а под тихую- добрую, ласковую.
  5. Упр. «лошадки»- движение по кругу под музыку.
  6. Ролевое стих-е: «Котята». Шесть котят пушистой кошки, научились есть из плошки (дети вып. упр. «кошка»; если дашь им каши манной (вып. упр. «ковшик»); всё съедят быстрее мамы! (хлопают в ладоши, показывают как котята ласкают из миски).
  7. Развитие арт. моторики (комплекс артикуляционных упражнений).

 

Ш

«Солнечный луч в ноябре». (Дикие животные).

  1. Ролевое стих-е: «Зайчик». По ровненькой дорожке шагают наши ножки (дети ходят друг за другом, руки на поясе), по пням, по кочкам, по камушкам, по камушкам (прыгают с продвижением вперёд), в ямку- бух (приседают), а в ямке заинька сидит (округляют ладони, соединив большие пальцы у груди, а остальные с внешней стороны), и ушами шевелит )вып. упр. «зайчик».
  2. Развитие слухового внимания. Педагог называет животное, а дети выполняют соответствующие движение: «Зайчики», «Лошадки», «Мишки», «Кошечка».
  3. Развитие внимания «назови животное ». Дети сидят на ковре по кругу, называют дикое животное и при этом перекатывают мяч через круг другому.
  4. Развитие подражательных движений (у мишки дом большой- дети поднимаются на носках, руки тянут вверх, у зайки дом маленький- дети присаживаются на корточки, руки опускают к полу, мишка наш пошёл домой- шагают как мишки, переваливаясь, а за ним и заинька- прыгают на двух ногах).
  5. Развитие переключаемости движений под музыку (при звучании громкой музыки, дети идут вперёд ритмическим шагом, координируя движение рук и ног, при звучании второй части, исполняемой тихо- дети движутся на носках назад, положив руки на пояс).
  6. Развитие арт. моторики (комплекс артикуляционных упражнений).
  7. Дыхательно- артикуляционный тренинг «Шапка для размышлений». Педагог дает инструкцию: «Сделай глубокий вдох через нос Мягко заверните уши от верхней точки до мочек «наденьте шапку». Задержите дыхание. Выдохните через рот с открытым сильным звуком «а». Отпустите уши- «снимите шапку». Задержите дыхание и т.д.
  8. Разв. внимания «Назови детёныша». Дети встают в круг, педагог по середине. Педагог бросает мяч и называет животное, а ребёнок- детёныша.

С-Ш

«Спутники зимы». (Признаки зимы).

  1. Развитие чувства ритма «Пробеги и простучи». Дети встают в круг, берутся за руки. На первую часть бегают по кругу, взявшись за руки, на вторую- приседают на корточки.
  2. Дых упр «Снежинки летят»- длительно дуть на снежинки.
  3. Развитие арт. моторики (комплекс артикуляционных упражнений).
  4. Ролевое стих-е: «Снег». Снег сегодня шёл с утра(упр снег), Рада снегу детвора (хлопать в ладоши), снег на ветках, на дорожках (поднять руки вверх), на носах и на ладошках (дотронуться до носа, показать ладошки).
  5. Развитие способности имитировать движения, развитие чувства ритма и координации. (Дети изображают лыжников под муз. сопровождение).
  6. Развитие памяти: педагог показывает детям несколько раз серию движений для рук и ног, сопровождая счётом.
  7. Развитие мимики. Педагог рассказывает детям историю и предлагает показать, как радовался мальчик, когда выпал снег.

Ы

«Путешествие по зимнему лесу», (Дикие животные).

  1. Дых упр «Весёлый зоосад». Выполняется сидя в кругу. «Сделай глубокий вдох носом, задержи дыхание, на одном выдохе назови понравившееся животное.
  2. Научить передавать средствами мимики, особенности образа по представлению. «Театр зверей» (Каждый ребёнок должен изобразить то или иное животное, подражая его повадкам).
  3. Развитие арт. моторики (комплекс артикуляционных упражнений).
  4. Подвижная игра под музыку «Белые медведи» (Намечается место, где будут жить белые медведи. Со словами педагога «медведи идут на охоту»- они бегут, стараясь кого- нибудь поймать).
  5. Развитие ритма. «Ходьба с хлопками на сильную долю». Упр. вып. под музыку, дети идут в колонне, делая хлопок на первую четверть каждого такта.
  6. Синхронизация речи и движений «У оленя дом большой». (У оленя дом большой, он глядит в свое окно. Зайка по лесу бежит и в окно стучит. Тук, тук, дверь открой! Там в лесу охотник злой! Зайка, зайка не зевай! Лапу мне скорей давай.
  7. Разв. мелкой моторики. «Черепашка».(Черепашка, черепашка в панцире живёт. Высунет головку, обратно уберет. Положить кулаки на стол, затем высунуть указательные пальцы, затем убрать обратно).

Г

«Птичья кладовая». (Зимующие птицы).

  1. Дых. Упр «Сова». Сжать правой рукой левое плечо. Голову повернуть влево и посмотреть назад через плечо. Развести с силой плечи. Сделать глубокий вдох через нос, задержать дыхание, медленно с силой выдохнуть через рот.
  2. Подвижная игра «Сова». Водящий садится на стул и спит. Педагог дает сигналы «День или ночь». «На день»- птицы летают по полянке (дети бегают, машут руками), «на ночь»- птицы засыпают, дети останавливаются и не шевелятся. В это время сова вылетает на охоту и того, кто пошевелится она уносит в свое гнездо.
  1. Развитие арт. моторики (комплекс артикуляционных упражнений).
  1. Разв. мелкой моторики «Голуби». Голуби, голуби(упр птичка), 1, 2, 3 (счит пальчики), прилетели голуби- сизари (упр «птичка» с движением ладоней влево- вправо).
  2. Развитие способности к распределению внимания «противоположные движения». На начало каждого такта дети вып против- е движ- я: одна ширенга приседает, другая поднимается на носки.
  3. Развитие темпа и ритма. «Ходьба». С началом звучания музыки идут ритмичным шагом, постепенно ускоряется темп музыки- дети переходят на быструю ходьбу, затем бег на носочках, положив руки на пояс. При замедлении темпа- дети снова переходят на ходьбу чётким маршевым шагом, затем на замедленную ходьбу и останавливаются.

Ч

«В пещере Людоеда». (Посуда).

  1. Ходьба по кругу под марш, по окончании останавливаются перед стульям.
  2. Вокальное «приветствие» -«споём- здрав-ствуй-те» (показываю «лесенку»).
  3. Дыхательно- артикуляционный тренинг: согнуть руки перед грудью в локтях, вдохнуть глубоко, через нос- руки медленно растягиваются, задержать на несколько секунд дыхание, вдохнуть через рот со звуком «а-а-а», руки возвращаются в исходное положение.
  4. Пальчиковая гимнастика «Помощники» (Наши руки были в мыле. Мы посуду сами мыли, мы посуду мыли сами, помогали нашей маме- выполнять вращательные движения руками, потирая кулачок о кулачок, затем разжать кулачки и показать ладошки).
  5. Игры на развитие фонем восприятия (дети ходят вокруг своих мест, при назывании «посуды» -останавливаются).
  6. Развитие ритма и координации движений «Попрыгаем и похлопаем» (дети выполняют ритмичные прыжки на двух ногах, одновременно хлопая в ладоши. Ритмичность хлопков и прыжков соответствует ритму музыки).

 

Х

«Какие бывают гости». (Продукты питания).

  1. Развитие ритма и координации движений «Ходьба с хлопками и лёгкий бег» (дети шагают по кругу, ритмично хлопая на каждый шаг, со сменой музыки разбегаются в рассыпную легким бегом).
  2. Ролевое стих-е: «В МАГАЗИНЕ». Мы пришли в магазин. Мы купили торт один (ходьба на месте, вытягивание вперед слегка согнутых в локтях рук, сцепив их перед собой, показывают один палец). Плюшек- две, ватрушек- три (Хлопать в ладоши 2 раза и показывать 2 пальца, затем 3). А киви купили сразу четыре! (вертеть кулаками и показывать 4 пальца).
  3. Развитие арт. моторики (комплекс артикуляционных упражнений).
  4. Дых. Упр «Соседи» (Поднять вверх правую руку, опустить ее на плечо своему соседу справа. Вспомнить, как его зовут. Снова сделать глубокий вдох через нос, поднять руки через стороны вверх. Наклониться вправо, выдохнуть, произнести на выдохе имя своего соседа).
  5. Развитие праксиса позы «Запомни свою позу». Дети стоят в кругу, каждый ребенок должен встать в какую- нибудь позу и запомнить её (мешать тесто), когда зазвучит музыка все дети разбегаются.
  6. Раз. мимики «Солёный чай». Педагог рассказывает историю и предлагает детям передать выражение лица мальчика, когда он попробовал солёный чай.

Б

«Волшебное кольцо». (Игрушки).

  1. Разв. мелкой моторики. «Хозяйка». Кукле кашу я сварю: в миску молочка налью, положу туда крупу и поставлю на плиту. Будет каша хороша! Кушай кукла не спеша.(имитировать движения по тексту: мешать кашу, наливать молоко, насыпать крупу, ставить на плиту. На последние строчки- хлопать ладонями, погрозить указательным пальцем).
  2. Развитие ритма. Упр. «Веселые ладошки»- на тихую музыку дети хлопают в ладоши тихо, на громкую-громко.
  3. Развитие быстроты реакции «Ходьба с остановкой». (Дети стоят друг за другом на расстоянии одного шага, идут под музыку ритмичным шагом вдоль стен зала, координируя движение рук и ног. При неожиданной остановке музыки дети должны прекратить движение и стоять неподвижно).
  4. Развитие выразительности эмоций. Стих-е А. Барто «Таня».
  5. Развитие арт. моторики (комплекс артикуляционных упражнений).
  6. Развитие ритмичности движений с пением. Колыбельная песенка. Дети держат в руках куклу, под музыку подпевая «баю- баю», ребёнок делает два баюкающих движения и передает куклу другому.
  7. Дых. упр. «Свечи» (сделать глубокий вдох через нос, поднимая руки через стороны вверх, задержать дыхание. Выдохните через рот, вытянув губы трубочкой, как бы задувая три свечи9выдох тремя порциями).

Ц

Сказка «Гадкий утёнок». (Домашние птицы).

  1. Упр. «Гуси» (дети машут крыльями, клюют, шипят, гогочут, летят и т.д.)
  2. Развитие арт. моторики (комплекс артикуляционных упражнений).
  3. Разв. мелкой моторики. «Гусь». Где ладошка? Тут? Тут! На ладошке пруд? Пруд. Палец большой- гусь молодой. Указательный- поймал. Средний- гуся ощипал. Этот палец- печь топил. Этот палец- суп варил. (Отвести руки за спину, показать ладошку, правая рука посередине левой ладошки обводит круг. Загибать по очереди пальцы, начиная с большого).
  4. Разв. внимания «Назови детёныша». Дети встают в круг, педагог по середине. Педагог бросает мяч и называет дом птицу, а ребёнок- детёныша.
  5. Дых. упр. «Струна». Лечь на спину, сделать глубокий вдох через нос, надуть живот и вытянуться всем телом, потянуться пятками вперед, вытянуть руки за голову, задержать дыхание как можно дольше. Выдохнуть медленно. Развитие ритма и координации движений «Ходьба с хлопками и лёгкий бег» (дети шагают по кругу, ритмично хлопая на каждый шаг, со сменой музыки разбегаются в рассыпную легким бегом).

 

К

«Марья искусница», (Одежда).

  1. Ролевое стих-е: «Мы шьём». Иголка, иголка, шей быстрей (дети имитируютдвижение руки с иглой при шитье), мы шьем одежду для друзей (хлопают в ладоши), Матрёшку, мишку, куклу Ладу (считают пальчики), оденем в новые наряды (приседают и встают с лёгкими поворотами вправо- влево).
  2. Развитие наблюдательности и памяти. «Вот так позы» (Дети принимают разные позы. Водящий ребёнок, посмотрев должен запомнить их и воспроизвести).
  3. Развитие арт. моторики (комплекс артикуляционных упражнений).
  4. Разв. мелкой моторики «Шили». Мы сегодня шили, шили, наши пальчики устали, наши пальчики встряхнём, рисовать опять начнём. (Имитировать шитьё, плавно поднимать руки перед собой, встряхивать кистями, снова имитировать шитьё).
  5. Развитие темпа и ритма.»Попрыгаем и похлопаем». (Дети выполняют ритмичные движения на двух ногах, одновременно хлопая в ладоши. Ритмичность прыжков с хлопками соответствует ритму музыки).

Л

«Сказка старого башмачка». (Обувь).

  1. Развитие арт. моторики (комплекс артикуляционных упражнений).
  2. Ролевое стих-е: «Зайка». Зайка, заинька, косой (упр зайчик), что ж ты бегаешь босой? (подскоки поочерёдно на одной и другой ноге). Подожди меня в лесу (поднять руки вверх с широко расставленными пальцами), я ботинки принесу (наклониться и касаться пальцами носков ног).
  3. Развитие ритма. Упр. «Веселые ладошки»- на тихую музыку дети хлопают в ладоши тихо, на громкую-громко.
  4. Релаксационное упр «Факиры». (Дети садятся на пол, скрестив ноги по турецки, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, глаза закрыты).
  5. Дых упр. «Знакомство». Сделать глубокий вдох, руки при этом медленно поднять через стороны вверх, соединить ладони и задержать дыхание. Выдох через рот, наклоняясь вперёд и опуская руки вниз, положив ладони на пол. Потом сделать глубокий вдох через рот, поднять руки и задержать дыхание. Выдохнуть, опустив руки вниз, наклоняясь в круг, произнести на выдохе своё имя.

 

Н

«Сказка старого башмачка». ( Головные уборы).

1. Развитие арт. моторики (комплекс артикуляционных упражнений).

2. Ролевое стих-е: «Шляпка для Лили». Девочке Лили шляпку подарили (хлопать в ладоши, согнутые в локтях руки со сцепленными в замок пальцами поднимают над головой). На шляпке у Лили ленточка с лилией (выполнять волнообразные движения сверху- вниз, упр «цветок»).

3. Развитие просодики. «Ходьба». (Дети идут под музыку на полных ступнях, носках, пятках, наружных сводах стопы. Направления ходьбы и хар- р музыки меняются. В такт ходьбе дети говорят: «Мы проверили осанку и свели лопатки. Мы походим на носках, мы идём на пятках. Мы идём как все ребята и как мишка косолапый».

4. Дых. упр. «Струна». Лечь на спину, сделать глубокий вдох через нос, надуть живот и вытянуться всем телом, потянуться пятками вперед, вытянуть руки за голову, задержать дыхание как можно дольше. Выдохнуть медленно. Развитие ритма и координации движений «Ходьба с хлопками и лёгкий бег» (дети шагают по кругу, ритмично хлопая на каждый шаг, со сменой. Развитие ритма. «Ходьба с хлопками на сильную долю». Упр. вып. под музыку, дети идут в колонне, делая хлопок на первую четверть каждого такта.

5.Развитие ритма и координации движений «Попрыгаем и похлопаем» (дети выполняют ритмичные прыжки на двух ногах, одновременно хлопая в ладоши. Ритмичность хлопков и прыжков соответствует ритму музыки).

 

Д

«Что всего дороже». (Семья).

  1. Ролевое стих-е: «Моя семья». Этот пальчик- дедушка, этот пальчик- бабушка, этот пальчик- папа, этот пальчик- мама, этот пальчик- наш малыш, зовут его Ванечка. Пальчики сжимаю я- это вся моя семья! (Дети загибают поочерёдно пальцы, сжимают и разжимают пальцы, переплетенные в «замок»).
  2. Разв дыхания. Детям предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, прокатить по парте круглый карандаш.
  3. Развитие арт. моторики (комплекс артикуляционных упражнений).
  4. Игра «Не опоздай домой». (на 1-4 такты- дети бегут в разных направлениях, на 5-6 такты- стоят на месте, хлопают в ладоши, на 7-8- бегут на свои места, чтобы успеть сесть на стулья с последним аккордом.
  5. Релаксация «Отдых на берегу моря». (Звучит спокойная музыка).
  6. Развитие ритма и координации движений «Ходьба с хлопками и лёгкий бег» (дети шагают по кругу, ритмично хлопая на каждый шаг, со сменой музыки разбегаются в рассыпную легким бегом).

 

 

М

Сказка «Мамы всякие важны». (Профессии).

  1. Ролевое стих-е: «Пусть не сердятся родители- дети грозят указательным пальцем, что измажутся строители- отряхивают с одежды пыль, потому что тот, кто строит- удары кулак о кулак, тот чего- нибудь да стоит- хлопают в ладоши».
  2. Развитие арт. моторики (комплекс артикуляционных упражнений).
  3. Дых упр. «Знакомство». Сделать глубокий вдох, руки при этом медленно поднять через стороны вверх, соединить ладони и задержать дыхание. Выдох через рот, наклоняясь вперёд и опуская руки вниз, положив ладони на пол. Потом сделать глубокий вдох через рот, поднять руки и задержать дыхание. Выдохнуть, опустив руки вниз, наклоняясь в круг, произнести на выдохе своё имя.
  4. Развитие наблюдательности и памяти. «Вот так позы» (Дети принимают разные позы. Водящий ребёнок, посмотрев должен запомнить их и воспроизвести).
  5. Развитие ритма «Ходьба с хлопками и лёгкий бег». (Дети шагают по кругу, ритмично хлопая на каждый шаг, со сменой музыки разбегаются врассыпную лёгким бегом).

Т

«Вчера и сегодня». (Транспорт).

  1. Ролевое стих-е: «Поезд». Еле-еле, еле- еле от вокзала поезд едет (дети встают друг за другом), средь лесов и средь полей мчится поезд всё быстрей (двигаются сначала медленно, постепенно убыстряя темп ходьбы).
  2. Разв. общей моторики. «Поезд». Дети имитируют стук колёс, работу рычагов- руки, согнутые в локтевых суставах, поезд выпускает пар, дает гудок.
  3. Ходьба по кругу под марш, по окончании останавливаются перед стульям.
  4. Дых. Упр «Соседи» (Поднять вверх правую руку, опустить ее на плечо своему соседу справа. Вспомнить, как его зовут. Снова сделать глубокий вдох через нос, поднять руки через стороны вверх. Наклониться вправо, выдохнуть, произнести на выдохе имя своего соседа).
  5. Развитие переключаемости движений под музыку (при звучании громкой музыки, дети идут вперёд ритмическим шагом, координируя движение рук и ног, при звучании второй части, исполняемой тихо- дети движутся на носках назад, положив руки на пояс).

 

Ч-Ц

«Путешествие капельки». (Признаки весны).

  1. Ролевое стих-е: «Пришла весна». Ушла зима, пришла весна, нас очень радует она! (ходьба на месте, хлопки в ладоши). Небо синеет и солнышко греет (сводят и разводят руки над головой). Подснежник цветёт и трава зеленеет (упр. «цветок»).
  2. Развитие слухо- речевой памяти. «Запомни свое место». Дети распределяются по залу, каждый запоминает свое место. Под лёгкую музыку дети разбегаются, с окончанием музыки должны вернуться на свои места.
  3. Развитие ритмичности движений. «Пружинки». Под тихую музыку дети выполняют полуприседания, а под громкую- поднимаются на носки, не сгибая колен.
  4. Дых. Упр «дует ветер». Дует ветерок «в-в-в»- произносится тихо, сильный ветер «в-в-в»- произносится громко.
  5. Развитие ритма «Ходьба с хлопками и лёгкий бег». (Дети шагают по кругу, ритмично хлопая на каждый шаг, со сменой музыки разбегаются врассыпную лёгким бегом).

 

С-З

«Комариные советы». (Насекомые).

  1. Развитие дыхания. «Бабочки». По сигналу логопеда: «дуть на бабочек», вырезанных из бумаги, дети дуют.
  2. Развитие плавности и ритмичности движений. «Большие крылья». На 1-3 такты-дети плавно поднимают руки в стороны и вверх,4-6- опускают в стороны и вниз, до конца музыки повторяют эти движения.
  3. Развитие ритмичности движений. «Пружинки». Под тихую музыку дети выполняют полуприседания, а под громкую- поднимаются на носки, не сгибая колен.
  4. Развитие арт. моторики (комплекс артикуляционных упражнений).
  5. Ролевое стих-е: «Пчёлка и цветы». Села пчелка на цветок (приседание, упр «цветок»), опустила хоботок (садиться на корточки и слегка вытягивать руки вперед, опуская указательные пальцы вниз), розы, ландыши, ромашки (упр цветок), кормят пчёлку и букашку (хлопать в ладоши), пчёлка в улей нектар несёт, нам с тобой готовит мёд (бег по кругу, сложив ладони «бабочкой»).

Ф.

«Карнавал звуков». (Лето).

  1. Развитие арт. моторики (комплекс артикуляционных упражнений).
  2. Ролевое стих-е: «Цветы».
  3. Развитие ритма. Упр. «Веселые ладошки»- на тихую музыку дети хлопают в ладоши тихо, на громкую-громко.
  4. Релаксационное упр «Факиры». (Дети садятся на пол, скрестив ноги по турецки, руки на коленях, кисти свисают вниз, спина и шея расслаблены, голова опущена, глаза закрыты).
  5. Дых упр. «Знакомство». Сделать глубокий вдох, руки при этом медленно поднять через стороны вверх, соединить ладони и задержать дыхание. Выдох через рот, наклоняясь вперёд и опуская руки вниз, положив ладони на пол. Потом сделать глубокий вдох через рот, поднять руки и задержать дыхание. Выдохнуть, опустив руки вниз, наклоняясь в круг, произнести на выдохе своё имя.