Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б.
Телефоны: (8-08535) 3-29-03, 3-29-04. Электронная почта: deti@deti.pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________2010 года

Директор школы: ___________________

Ивахненко А.И.

 

 

 

Рабочая программа

логопедических занятий с группой учащихся 4  класса

с системным недоразвитием речи умеренной степени

2010/11 учебный год

 

 

Учителя-логопеда

Солдатовой Т.В.


 

Пояснительная записка

Состав группы:

Баранников Дмитрий

Шишов Павел

Люзин  Андрей

Режим работы:

Занятия: 3 раза в неделю

Всего: 84 часа.

 

Характеристика группы:

Дети данной группы испытывают стойкие трудности в усвоении школьной программы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной речевой деятельностью.

Звукопроизношение.

      Дефектное произношение звуков (р, р, л). В связной речи наблюдается «смазанное» произношение.

Слоговая структура.

      Нарушена звукослоговая структура многосложных слов.

Анализ и синтез.

     Недостаточно развит анализ и синтез. Умеренно сниженное фонематическое восприятие, приводящее к ошибкам в различении на слух звонких и глухих, твердых и мягких согласных.

Многочисленные фонематические и кинетические замены.

Чтение и письмо.

Чтение побуквенное, послоговое, медленное, с ошибками (кинестетическими, фонематическими). Понимание прочитанного в пределах 3-4 предложений сохранно. С трудом заучивают наизусть. Пересказывают с опорой на картинно- графический план.

Пишут под диктовку короткие слова. Списывают с печатного шрифта слова, предложения.

Лексико-грамматический строй.

   Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неравномерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и по акустическому свойству).

   Грамматический строй недостаточно сформирован. Дети не знают значения многих предлогов, не употребляют их в связной речи.    Присутствуют аграмматизмы в согласованиях, управлениях.

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

в) недостаточное развитие связной речи.

   Психологические особенности.

  1. Неустойчивое внимание.
  2. Недостаточное развитие способности к переключению.
  3. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
  4. Недостаточная наблюдательность  по отношению к языковым явлениям.
  5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
  6. Недостаточное развитие самоконтроля в области языковых явлений.
  7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

 

 

Основные направления работы.

 

I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.

   а) постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи. Закрепление знаний о способах образования звуков, особенностях их произнесения.

   б) дифференциация звуков на слух и в произношении.

 в) формирование звукослоговой структуры слов различной сложности.

II. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов с различной слоговой структурой. Развитие языкового анализа и синтеза (работа с предложениями,  текстами).

 

III. Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:

- развитие качественной характеристики лексических средств;

- выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;

- развитие внимания и интереса к слову;

- развитие умения выделять и правильно называть существенные признаки.

 

IV. Формирование морфологической и синтаксической стороны речи.

 

V. Развитие диалогической и монологической форм речи.

 

VI. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к совершенствованию речевых умений:

- устойчивости внимания;

- наблюдательности;

- способности к запоминанию;

- способности к переключению;

- навыков и приемов самоконтроля;

- познавательной активности;

- произвольности общения и поведения.

 

VII. Формирование коммуникативных навыков, адекватных ситуации.


 

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий

 

 

Кол-во часов

Звук и буква

Лексика

Лексико-грамматические категории

Связное высказывание

1 ч.  Гласные первого ряда: а, о, у, ы, э. Уточнение артикуляции звуков. Составление предложений по картинкам.

1 ч. Гласные первого ряда: я, ё, ю, и, е. Уточнение артикуляции звуков. Составление предложений по картинкам.

2

а-я

Осень. Признаки осени.

Листопад. Отлет птиц.

Похолодание.

  • Согласование существительных с прилагательными (яркое солнце).
  • Предложно-падежное управление: с. в, на, за. 
  • Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей (дерево – деревья – деревьев).
  • Подобрать антонимы к словам (тепло – холодно).
  • Игра с мячом «Назови ласково», «Один – много».

1. Загадки-описания.

2. Сравнительно-описательные рассказы

 

2

о-ё

Цветы на клумбах: астра, георгин, бархатцы, петуния, цальвия.

  • Согласование существительных с прилагательными.
  • Предлоги: в, на, из, под, над, для. Подбор прилагательных к существительным
  • Упражнение «для чего нам нужен…»
  • Составление сложноподчиненных предложений.

Загадки-описания.

Сравнительно-описательные рассказы

Описательный рассказ

2

у-ю

овощи

  • Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (помидор – помидорчик, лук – лучок), прилагательных (красный – красненький).
  • Образование относительных прилагательных (картофель – картофельный).
  • Согласование данных прилагательных с существительными в роде, числе  и падеже. Составление словосочетаний (капуста круглая, огурец хрустящий).
  • Составление сложных предложений с союзом

Загадки.

Сравнительно-описательные рассказы

2

ы-и

фрукты

  • Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (яблоко-яблочко), прилагательных (желтое – желтенькое).
  • Образование множественного числа Существительных в именительном и родительном (лимон – лимоны – много лимонов).
  • Согласование данных прилагательных с существительными в роде, числе  и падеже. Составление словосочетаний (яблоко круглое, яблоко хрустящее).
  • Составление сложных предложений с союзом «а» (яблоко сладкое, а лимон кислый).
  • Согласование прилагательных и существительных в единственном и множественном числах (яблоко красное – яблоки красные).
  • Образование относительных прилагательных.

Составление рассказа по картинке «Девочка потерялась» (из 2, 3 фраз с опорой на вопросы).

Загадки.

Сравнительно-описательные рассказы

1 час. Уточнение артикуляции звука М – М. Характеристика звука, положение органов артикуляции.

1 час. Уточнение артикуляции звука Н -Н. Характеристика звука, положение органов артикуляции.

4

м-н

Дикие животные: ёж, белка, медведь, лось, кабан, бобер, лиса, волк.

  • Образование уменьшительной формы существительного (заяц – зайчишка)
  • образование И.п. и Р. п. множественного числа существительных (волк – волки - много волков)
  • Образование существительных с суффиксом –ищ (волк – волчище)
  • Образование притяжательных прилагательных (лисий, лисья)
  • Упражнения на выявление четвертого лишнего предмета
  • Кто как передвигается
  • Телефон
  • Запомни ряд картинок
  • Что изменилось
  • согласование существительных и глаголов в числе
  • согласование существительных и прилагательных в роде, числе.

составление описательного рассказа о диком животном по опорной схеме.

Загадки.

Составление предложений с однородными сказуемыми.

Составление предложений с однородными подлежащими.

1 час. Уточнение артикуляции звука Л – Л. Характеристика звука, положение органов артикуляции.

4

м-н-л

Домашние животные.

  • Образование уменьшительной формы существительного (заяц – зайчишка)
  • образование И.п. и Р. п. множественного числа существительных (волк – волки - много волков)
  • согласование существительных и глаголов в числе (собака лает – собаки лают)
  • согласование существительных и прилагательных в роде, числе.
  • Упражнения на выявление четвертого лишнего предмета
  • Кто как передвигается
  • Телефон
  • Запомни ряд картинок
  • Что изменилось

составление описательного рассказа о димашнем животном по опорной схеме.

Загадки.

Составление предложений с однородными сказуемыми.

Составление предложений с однородными подлежащими.

1 час. Уточнение артикуляции звука Р – Р. Характеристика звука, положение органов артикуляции.

4

л-р

Новый год

  • Образование уменьшительной формы существительного
  • Образование И.п. и Р. п. множественного числа существительных
  • согласование существительных и прилагательных в роде, числе.
  • Упражнения на выявление четвертого лишнего предмета
  • Запомни ряд картинок
  • Что изменилось

составление рассказа по картинке «На новогоднем празднике»

1час.  Уточнение артикуляции звука С – С. Характеристика звука, положение органов артикуляции.

1 час.  Уточнение артикуляции звука З – З. Характеристика звука, положение органов артикуляции.

4

с-з

Зима. Признаки зимы.

  • Подобрать эпитеты к словам
  • О чем можно сказать? (хрустит, морозный)
  • Образование уменьшительной формы существительного
  • Образование И.п. и Р. п. множественного числа существительных
  • Употребление предлогов

составление рассказа по картинке.

Загадки

1 час.  Уточнение артикуляции звука Ш – Ш. Характеристика звука, положение органов артикуляции.

1 час.  Уточнение артикуляции звука Ж – Ж. Характеристика звука, положение органов артикуляции.

4

ш-ж

Перелетные птицы

  • Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
  • Образование сложных прилагательных (белобокая сорока).
  • Образование приставочных глаголов (улетел, прилетел,…).
  • Согласование числительных с существительными.
  • Согласование притяжательных местоимений с существительными (мой, моя, мое).
  • предлоги: в, на, с, со, из, под, около.

Загадки. Описательные рассказы. Составление рассказа по картинно-графическому плану.

4

с-ш

Зимующие птицы

  • Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
  • Образование сложных прилагательных (белобокая сорока).
  • Образование приставочных глаголов (улетел, прилетел,…).
  • Согласование числительных с существительными.
  • Согласование притяжательных местоимений с существительными (мой, моя, мое).
  • предлоги: в, на, с, со, из, под, около.

Загадки. Описательные рассказы. Составление рассказа по картинно-графическому плану

1 час. Уточнение артикуляции звука Б – Б. Характеристика звука, положение органов артикуляции.

1 час.  Уточнение артикуляции звука П – П. Характеристика звука, положение органов артикуляции.

4

п-б

Одежда

  • Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. (рубашка – рубашки – рубашек).
  • Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (юбка – юбочка).
  • Образование прилагательных от существительных (платье из ситца – ситцевое).
  • Образование притяжательных местоимений и прилагательных (Это чья кофта? – Моя кофта. – Как зовут девочку? – Таня. _Значит кофта чья? – Танина.)
  • Согласование числительных с существительными.
  • Подбор слов-антонимов (длинный рукав – короткий рукав).
  • Согласование прилагательных с существительными (про что можно сказать: красивая, …)

Игра «В магазине». «Уложим куклу спать» «Большая стирка». Развитие связной речи Повторение за логопедом рассказа-описания о кукле

1 час.  Уточнение артикуляции звука К – К. Характеристика звука, положение органов артикуляции.

1 час.  Уточнение артикуляции звука Г – Г. Характеристика звука, положение органов артикуляции.

4

к-г

Семейные праздники: 23 февраля

8 марта

  • Подбор слов-антонимов
  • Согласование числительных с существительными
  • Игра «Сосчитай»
  • Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных
  • Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей
  • Игра «Красивые слова о маме»

Составление рассказа .

1 час.   Уточнение артикуляции звука Т – Т. Характеристика звука, положение органов артикуляции.

1 час.   Уточнение артикуляции звука Д – Д. Характеристика звука, положение органов артикуляции.

4

т-д

Весна

  • Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей (лужа – лужи – луж).
  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ручей – ручеек).
  • Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
  • Подбор слов-антонимов (тепло – холодно).

Загадки-описания. Описательные рассказы. Составление рассказа по картинно-графическому плану.

4

т-н

Мебель

  • Образование существительных единственного и  множественного числа именительного и родительного падежей.
  • Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
  • Согласование числительных с существительными.
  • Образование прилагательных от существительных (кровать из дерева - …).
  • Согласование прилагательных с существительными.
  • Подбор слов-антонимов.
  • предлоги: в, на, за, под, над, между, около.

 

Загадки-описания. Рассказ по теме «Моя комната». Рассказ по теме «Сказка о любом предмете мебели».

1 час.  Уточнение артикуляции звука В – В. Характеристика звука, положение органов артикуляции.

1 час.  Уточнение артикуляции звука Ф – Ф. Характеристика звука, положение органов артикуляции.

4

в-ф

Посуда

  • Образование существительных единственного и  множественного числа именительного и родительного падежей.
  • Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
  • Образование прилагательных от существительных.
  • Согласование числительных с существительными.
  • Согласование существительных с притяжательными местоимениями: моя, мое, мои.
  • Предлоги: в, на, из, со, около, между.

Загадки – описания. Описательные рассказы Тема:  Зачем нужна посуда.. Тема: Накроем стол.

4

щ-с

Рыбы

  • Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
  • Согласование числительных с существительными.
  • Употребление предлогов

Загадки. Составление предложений с предлогами. Описательные рассказы. Составление рассказа по картине.

4

ч-щ

Насекомые

  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  • Образование сложных слов (разноцветные бабочки).
  • Согласование числительных с существительными.

Загадки. Составление предложений с предлогами. Описательные рассказы. Составление рассказа по картине.

4

ш-щ

Город, село, деревня. Дорожное движение

  • Родительный, винительный, творительный, предложный, дательный падежи. Предлоги: в, на, без. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами (дом – домик – домище). Образование сложных слов: многоэтажный, двухэтажный, одноэтажный. Название профессий от занятий (вставляет стекло – стекольщик, кладет кирпичи – каменщик).

.Загадки-описания.

Описательные рассказы (по картинно-графическому плану).

Сравнительно-описательные рассказы (многоэтажный дом и деревянный дом).

 

  • Обобщающий урок 1 час