Государственное образовательное
учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская
специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат
№3
Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской
обл., ул. Магистральная, д. 43, 43а, 43б.
Телефоны: (8-08535) 3-29-03, 3-29-04. Электронная почта:
deti@deti.pereslavl.ru
________________________________________________________________________
Утверждена приказом директора
школы:
№______ от «___»________2010 года
Директор школы:
___________________
Ивахненко А.И.
Рабочая программа
логопедических занятий с
группой учащихся 4 класса
с системным недоразвитием речи
умеренной степени
2010/11 учебный год
Учителя-логопеда
Солдатовой Т.В.
Пояснительная записка
Состав группы:
Баранников Дмитрий
Шишов Павел
Люзин Андрей
Режим работы:
Занятия: 3 раза в неделю
Всего: 84 часа.
Характеристика группы:
Дети данной группы испытывают стойкие
трудности в усвоении школьной программы вследствие недостаточной
сформированности речевой функции и психологических предпосылок к
овладению полноценной речевой деятельностью.
Звукопроизношение.
Дефектное произношение звуков (р, р,
л). В связной речи наблюдается «смазанное» произношение.
Слоговая структура.
Нарушена звукослоговая структура
многосложных слов.
Анализ и синтез.
Недостаточно развит анализ и синтез.
Умеренно сниженное фонематическое восприятие, приводящее к
ошибкам в различении на слух звонких и глухих, твердых и мягких
согласных.
Многочисленные фонематические и
кинетические замены.
Чтение и письмо.
Чтение побуквенное, послоговое, медленное,
с ошибками (кинестетическими, фонематическими). Понимание
прочитанного в пределах 3-4 предложений сохранно. С трудом
заучивают наизусть. Пересказывают с опорой на картинно-
графический план.
Пишут под диктовку короткие слова.
Списывают с печатного шрифта слова, предложения.
Лексико-грамматический
строй.
Лексический запас ограничен рамками
обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен
(неравномерное расширение или сужение значений слов; ошибки в
употреблении слов; смешение по смыслу и по акустическому
свойству).
Грамматический строй недостаточно
сформирован. Дети не знают значения многих предлогов, не
употребляют их в связной речи. Присутствуют аграмматизмы в
согласованиях, управлениях.
а) недостаточное понимание учебных заданий,
указаний, инструкций учителя;
б) трудности формирования и формулирования
собственных мыслей в процессе учебной работы;
в) недостаточное развитие связной речи.
Психологические особенности.
- Неустойчивое внимание.
- Недостаточное развитие способности к
переключению.
- Недостаточное развитие
словесно-логического мышления.
- Недостаточная наблюдательность по
отношению к языковым явлениям.
- Недостаточная способность к
запоминанию преимущественно словесного материала.
- Недостаточное развитие самоконтроля в
области языковых явлений.
- Недостаточная сформированность
произвольности в общении и деятельности.
Основные направления работы.
I. Развитие
звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о
звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов
и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.
а) постановка или уточнение звуков и
закрепление их в речи. Закрепление знаний о способах образования
звуков, особенностях их произнесения.
б) дифференциация звуков на слух и в
произношении.
в) формирование звукослоговой структуры
слов различной сложности.
II.
Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов с
различной слоговой структурой. Развитие языкового анализа и
синтеза (работа с предложениями, текстами).
III. Уточнение,
обогащение и активизация лексического запаса в процессе
нормализации звуковой стороны речи:
- развитие качественной характеристики
лексических средств;
- выработка умения правильно сочетать слова
по смыслу;
- развитие внимания и интереса к слову;
- развитие умения выделять и правильно
называть существенные признаки.
IV. Формирование
морфологической и синтаксической стороны речи.
V. Развитие
диалогической и монологической форм речи.
VI. Развитие и
совершенствование психологических предпосылок к
совершенствованию речевых умений:
- устойчивости внимания;
- наблюдательности;
- способности к запоминанию;
- способности к переключению;
- навыков и приемов самоконтроля;
- познавательной активности;
- произвольности общения и поведения.
VII. Формирование
коммуникативных навыков, адекватных ситуации.
Календарно-тематическое планирование логопедических занятий
Кол-во часов |
Звук и буква |
Лексика |
Лексико-грамматические категории |
Связное высказывание |
1 ч. Гласные первого ряда: а, о,
у, ы, э. Уточнение артикуляции звуков. Составление
предложений по картинкам. |
1 ч. Гласные первого ряда: я, ё, ю,
и, е. Уточнение артикуляции звуков. Составление
предложений по картинкам. |
2 |
а-я |
Осень. Признаки осени.
Листопад. Отлет птиц.
Похолодание. |
- Согласование существительных с
прилагательными (яркое солнце).
- Предложно-падежное управление:
с. в, на, за.
- Образование существительных
множественного числа именительного и родительного
падежей (дерево – деревья – деревьев).
- Подобрать антонимы к словам
(тепло – холодно).
- Игра с мячом «Назови ласково»,
«Один – много».
|
1. Загадки-описания.
2. Сравнительно-описательные
рассказы
|
2 |
о-ё |
Цветы на клумбах: астра, георгин,
бархатцы, петуния, цальвия. |
- Согласование существительных с
прилагательными.
- Предлоги: в, на, из, под, над,
для. Подбор прилагательных к существительным
- Упражнение «для чего нам
нужен…»
- Составление сложноподчиненных
предложений.
|
Загадки-описания.
Сравнительно-описательные рассказы
Описательный рассказ |
2 |
у-ю |
овощи |
- Образование
уменьшительно-ласкательной формы существительных
(помидор – помидорчик, лук – лучок), прилагательных
(красный – красненький).
- Образование относительных
прилагательных (картофель – картофельный).
- Согласование данных
прилагательных с существительными в роде, числе и
падеже. Составление словосочетаний (капуста круглая,
огурец хрустящий).
- Составление сложных
предложений с союзом
|
Загадки.
Сравнительно-описательные рассказы |
2 |
ы-и |
фрукты |
- Образование
уменьшительно-ласкательной формы существительных (яблоко-яблочко),
прилагательных (желтое – желтенькое).
- Образование множественного
числа Существительных в именительном и родительном (лимон
– лимоны – много лимонов).
- Согласование данных
прилагательных с существительными в роде, числе и
падеже. Составление словосочетаний (яблоко круглое,
яблоко хрустящее).
- Составление сложных
предложений с союзом «а» (яблоко сладкое, а лимон
кислый).
- Согласование прилагательных и
существительных в единственном и множественном
числах (яблоко красное – яблоки красные).
- Образование относительных
прилагательных.
|
Составление рассказа по картинке «Девочка
потерялась» (из 2, 3 фраз с опорой на вопросы).
Загадки.
Сравнительно-описательные рассказы |
1 час. Уточнение артикуляции звука
М – М. Характеристика звука, положение органов
артикуляции. |
1 час. Уточнение артикуляции звука
Н -Н. Характеристика звука, положение органов
артикуляции. |
4 |
м-н |
Дикие животные: ёж, белка, медведь,
лось, кабан, бобер, лиса, волк. |
- Образование уменьшительной
формы существительного (заяц – зайчишка)
- образование И.п. и Р. п.
множественного числа существительных (волк – волки -
много волков)
- Образование существительных с
суффиксом –ищ (волк – волчище)
- Образование притяжательных
прилагательных (лисий, лисья)
- Упражнения на выявление
четвертого лишнего предмета
- Кто как передвигается
- Телефон
- Запомни ряд картинок
- Что изменилось
- согласование существительных и
глаголов в числе
- согласование существительных и
прилагательных в роде, числе.
|
составление описательного рассказа
о диком животном по опорной схеме.
Загадки.
Составление предложений с
однородными сказуемыми.
Составление предложений с
однородными подлежащими. |
1 час. Уточнение артикуляции звука
Л – Л. Характеристика звука, положение органов
артикуляции. |
4 |
м-н-л |
Домашние животные. |
- Образование уменьшительной
формы существительного (заяц – зайчишка)
- образование И.п. и Р. п.
множественного числа существительных (волк – волки -
много волков)
- согласование существительных и
глаголов в числе (собака лает – собаки лают)
- согласование существительных и
прилагательных в роде, числе.
- Упражнения на выявление
четвертого лишнего предмета
- Кто как передвигается
- Телефон
- Запомни ряд картинок
- Что изменилось
|
составление описательного рассказа
о димашнем животном по опорной схеме.
Загадки.
Составление предложений с
однородными сказуемыми.
Составление предложений с
однородными подлежащими. |
1 час. Уточнение артикуляции звука
Р – Р. Характеристика звука, положение органов
артикуляции. |
4 |
л-р |
Новый год |
- Образование уменьшительной
формы существительного
- Образование И.п. и Р. п.
множественного числа существительных
- согласование существительных и
прилагательных в роде, числе.
- Упражнения на выявление
четвертого лишнего предмета
- Запомни ряд картинок
- Что изменилось
|
составление рассказа по картинке «На
новогоднем празднике» |
1час. Уточнение артикуляции звука
С – С. Характеристика звука, положение органов
артикуляции. |
1 час. Уточнение артикуляции звука
З – З. Характеристика звука, положение органов
артикуляции. |
4 |
с-з |
Зима. Признаки зимы. |
- Подобрать эпитеты к словам
- О чем можно сказать? (хрустит,
морозный)
- Образование уменьшительной
формы существительного
- Образование И.п. и Р. п.
множественного числа существительных
- Употребление предлогов
|
составление рассказа по картинке.
Загадки |
1 час. Уточнение артикуляции звука
Ш – Ш. Характеристика звука, положение органов
артикуляции. |
1 час. Уточнение артикуляции звука
Ж – Ж. Характеристика звука, положение органов
артикуляции. |
4 |
ш-ж |
Перелетные птицы |
- Образование существительных
множественного числа именительного и родительного
падежей.
- Образование сложных
прилагательных (белобокая сорока).
- Образование приставочных
глаголов (улетел, прилетел,…).
- Согласование числительных с
существительными.
- Согласование притяжательных
местоимений с существительными (мой, моя, мое).
- предлоги: в, на, с, со, из,
под, около.
|
Загадки. Описательные рассказы.
Составление рассказа по картинно-графическому плану. |
4 |
с-ш |
Зимующие птицы |
- Образование существительных
множественного числа именительного и родительного
падежей.
- Образование сложных
прилагательных (белобокая сорока).
- Образование приставочных
глаголов (улетел, прилетел,…).
- Согласование числительных с
существительными.
- Согласование притяжательных
местоимений с существительными (мой, моя, мое).
- предлоги: в, на, с, со, из,
под, около.
|
Загадки. Описательные рассказы.
Составление рассказа по картинно-графическому плану |
1 час. Уточнение артикуляции звука
Б – Б. Характеристика звука, положение органов
артикуляции. |
1 час. Уточнение артикуляции звука
П – П. Характеристика звука, положение органов
артикуляции. |
4 |
п-б |
Одежда |
- Образование существительных
множественного числа именительного и родительного
падежей. (рубашка – рубашки – рубашек).
- Образование
уменьшительно-ласкательной формы существительных
(юбка – юбочка).
- Образование прилагательных от
существительных (платье из ситца – ситцевое).
- Образование притяжательных
местоимений и прилагательных (Это чья кофта? – Моя
кофта. – Как зовут девочку? – Таня. _Значит кофта
чья? – Танина.)
- Согласование числительных с
существительными.
- Подбор слов-антонимов (длинный
рукав – короткий рукав).
- Согласование прилагательных с
существительными (про что можно сказать: красивая,
…)
|
Игра «В магазине». «Уложим куклу
спать» «Большая стирка». Развитие связной речи
Повторение за логопедом рассказа-описания о кукле |
1 час. Уточнение артикуляции звука
К – К. Характеристика звука, положение органов
артикуляции. |
1 час. Уточнение артикуляции звука
Г – Г. Характеристика звука, положение органов
артикуляции. |
4 |
к-г |
Семейные праздники: 23 февраля
8 марта |
- Подбор слов-антонимов
- Согласование числительных с
существительными
- Игра «Сосчитай»
- Образование
уменьшительно-ласкательной формы существительных
- Образование существительных
множественного числа именительного и родительного
падежей
- Игра «Красивые слова о маме»
|
Составление рассказа . |
1 час. Уточнение артикуляции
звука Т – Т. Характеристика звука, положение органов
артикуляции. |
1 час. Уточнение артикуляции
звука Д – Д. Характеристика звука, положение органов
артикуляции. |
4 |
т-д |
Весна |
- Образование существительных
множественного числа именительного и родительного
падежей (лужа – лужи – луж).
- Образование существительных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами (ручей –
ручеек).
- Согласование прилагательных с
существительными в роде и числе.
- Подбор слов-антонимов (тепло –
холодно).
|
Загадки-описания. Описательные
рассказы. Составление рассказа по картинно-графическому
плану. |
4 |
т-н |
Мебель |
- Образование существительных
единственного и множественного числа именительного
и родительного падежей.
- Образование
уменьшительно-ласкательной формы существительных.
- Согласование числительных с
существительными.
- Образование прилагательных от
существительных (кровать из дерева - …).
- Согласование прилагательных с
существительными.
- Подбор слов-антонимов.
- предлоги: в, на, за, под, над,
между, около.
|
Загадки-описания. Рассказ по теме
«Моя комната». Рассказ по теме «Сказка о любом предмете
мебели». |
1 час. Уточнение артикуляции звука
В – В. Характеристика звука, положение органов
артикуляции. |
1 час. Уточнение артикуляции звука
Ф – Ф. Характеристика звука, положение органов
артикуляции. |
4 |
в-ф |
Посуда |
- Образование существительных
единственного и множественного числа именительного
и родительного падежей.
- Образование
уменьшительно-ласкательной формы существительных.
- Образование прилагательных от
существительных.
- Согласование числительных с
существительными.
- Согласование существительных с
притяжательными местоимениями: моя, мое, мои.
- Предлоги: в, на, из, со,
около, между.
|
Загадки – описания. Описательные
рассказы Тема: Зачем нужна посуда.. Тема: Накроем стол.
|
4 |
щ-с |
Рыбы |
- Образование
уменьшительно-ласкательной формы существительных.
- Согласование числительных с
существительными.
- Употребление предлогов
|
Загадки. Составление предложений с
предлогами. Описательные рассказы. Составление рассказа
по картине. |
4 |
ч-щ |
Насекомые |
- Образование существительных с
уменьшительно-ласкательными суффиксами.
- Образование сложных слов
(разноцветные бабочки).
- Согласование числительных с
существительными.
|
Загадки. Составление предложений с
предлогами. Описательные рассказы. Составление рассказа
по картине. |
4 |
ш-щ |
Город, село, деревня. Дорожное
движение |
- Родительный, винительный,
творительный, предложный, дательный падежи.
Предлоги: в, на, без. Образование существительных с
уменьшительно-ласкательными и увеличительными
суффиксами (дом – домик – домище). Образование
сложных слов: многоэтажный, двухэтажный,
одноэтажный. Название профессий от занятий
(вставляет стекло – стекольщик, кладет кирпичи –
каменщик).
|
.Загадки-описания.
Описательные рассказы (по
картинно-графическому плану).
Сравнительно-описательные рассказы
(многоэтажный дом и деревянный дом).
|
|
|