Государственное образовательное
учреждение Ярославской области
|
Кол-во часов |
Звук и буква |
Лексика |
Лексико-грамматические категории |
Связное высказывание |
||
2 ч. Гласные первого ряда: а, о, у, ы, э. Уточнение артикуляции звуков. Составление предложений по картинкам. |
||||||
2 ч. Гласные первого ряда: я, ё, ю, и, е. Уточнение артикуляции звуков. Составление предложений по картинкам. |
||||||
2 |
а-я |
Осень. Признаки осени. Листопад. Отлет птиц. Похолодание. |
|
1.Загадки-описния. 2.Сравнительно-описательные рассказы
|
||
2 |
о-ё |
Лес. Деревья. Существительные: лес, роща; дерево, берёза, дуб, осина, клён, орешник, липа, рябина, ольха, тополь, ива; ель, ёлка, сосна, пихта и т.д.; корни, ствол, кора, ветки, листья, почки; земля, лес, хвоя, иголки; ягоды, грибы; кусты. Признаки: лиственные, хвойные (деревья); лиственный, хвойный, смешанный, дремучий, светлый, летний, осенний, зимний, весенний (лес); берёзовый, осиновый и т.д.; зелёный, жёлтый, красный, бурый, чёрный (цвет). Действия: расти, цвести, распускаться, желтеть, опадать; ломать, пилить, охранять, собирать, гулять.
|
|
Загадки-описания. Сравнительно-описательные рассказы Описательный рассказ |
||
2 |
у-ю |
Овощи Существительные: овощ; морковь, картофель, репка, редька, редиска, свёкла, лук, чеснок - овощи, у которых мы едим то, что растёт в земле (корешки); помидор, патиссон, кабачок, огурец, перец, тыква, укроп, петрушка, салат, горох, бобы, фасоль, баклажаны, капуста - овощи, у которых мы едим то, что растёт над землёй (вершки); огород, земля, посадка, полив, грядка, вода; салат, щи, пища. Действия: сажать, сеять, поливать, рыхлить, растить, расти, созревать, собирать, мыть, чистить, резать, солить, варить, жарить, готовить, есть.
|
|
Загадки. Сравнительно-описательные рассказы |
||
2 |
[ы]-[и] |
Фрукты Существительные: фрукт, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос; сад, урожай; дерево, ветки; вода, полив; компот, варенье, сок и т.д. Признаки: кислый, сладкий, сочный (на вкус); зелёный, красный, жёлтый, оранжевый (цвет); круглая, овальная, треугольная (форма); гладкая, шершавая, мягкая, твёрдая (поверхность); фруктовый (-ая, -ое), яблочный (-ая, -ое) и т.д.
|
|
Составление рассказа по картинке «Девочка потерялась» (из 2, 3 фраз с опорой на вопросы). Загадки. Сравнительно-описательные рассказы |
||
3 |
[м]-[н] |
Дикие животные средней полосы Существительные: животное, олень, олениха, оленёнок, оленята; заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата; лось лосиха, лосёнок, лосята; ёж, ежиха, ежонок, ежата; кабан, кабаниха, кабанёнок, кабанята; белка, бельчонок, бельчата; мышь, мышонок, мышата; лось, лосиха, лосёнок, лосята; волк, волчица, волчонок, волчата; лиса, лис, лисёнок, лисята; медведь, медведица, медвежонок, медвежата; лес, поле, нора, дупло, берлога, логово. Признаки: млекопитающие, травоядный, хищный, злой, опасный, пугливый, беззащитный, красивый гордый, спокойный, сильный, слабый, дикий. Действия: жить, охотиться, грызть, убивать, жевать, нападать, спасаться, убегать, догонять.
|
|
составление описательного рассказа о диком животном по опорной схеме. Загадки. Составление предложений с однородными сказуемыми. Составление предложений с однородными подлежащими. |
||
2 |
Уточнение артикуляции звука[ Л] – [Л].
[м]-[н]-[л] |
Домашние животные. Существительные: животное, лошадь, конь, жеребёнок, жеребята; корова, бык, телёнок, телята; овца, баран, ягнёнок, коза, козёл, козлёнок, козлята; свинья, боров, поросёнок, поросята; собака, пёс, щенок, щенята; кошка, кот, котёнок, котята; голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), рога, шерсть, хвост; дом, человек, польза; шерсть, мясо, молоко, кожа. Признаки: травоядные, млекопитающие, домашние, нужные, полезные, добрые. Действия: заводить, кормить, ухаживать, охранять, любить, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, лаять, мяукать.
|
|
составление описательного рассказа о димашнем животном по опорной схеме. Загадки. Составление предложений с однородными сказуемыми. Составление предложений с однородными подлежащими. |
||
2 |
Уточнение артикуляции звука[ Р]– [ Р]
[Л]-[р] |
Дикие животные юга и севера Существительные: животное, жираф, слон, кенгуру, тигр, лев, белый медведь, песец, тюлень, носорог, бегемот, верблюд, зебра, дикобраз; Африка, Австралия, джунгли, пустыня, север, льды. Признаки: южные, северные, дикие, хищные, травоядные.
|
|
составление рассказа по картинке |
||
3 |
Уточнение артикуляции звуков[С] – [С], [З]-[З] [с]-[з] |
Зима. Признаки зимы. |
|
составление рассказа по картинке. Загадки |
||
2 |
Уточнение артикуляции звука [ц].
[С]-[з]-[ц] |
Домашние и дикие птицы. Существительные: птица, петух, курица, цыплёнок; селезень, утка, утёнок; индюк, индюшка, индюшонок; гусь, гусыня, гусёнок; дом, человек, голова, клюв, две лапы, крылья, перья; зерно, семечки, крошки; птенцы; яйца, перья, мясо; курятник, насест, озеро. Признаки: домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, перелетные, зимующие. Действия: выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, клевать; кукарекать, кудахтать, крякать, гоготать.
|
|
Загадки. Описательные рассказы. Составление рассказа по картинно-графическому плану |
||
3 |
Уточнение артикуляции звука[ Ш] ,[Ж]
[Ш]-[ж] |
Человек Существительные: человек, мужчина, женщина, ребёнок; части тела, голова, туловище, спина, живот, руки, ноги, шея, ладони, ступни, пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), глаза, волосы, рот, нос, уши, язык, зубы; вкус, зрение, слух, обоняние, голос, речь. Признаки: взрослый, детский, высокий - низкий, умный - глупый, добрый - злой, смелый - трусливый, трудолюбивый - ленивый, здоровый - больной и т.д., левая - правая (руки). Действия: дышать, чувствовать, смотреть, видеть, слушать, слышать, нюхать, говорить.
|
|
Загадки. Описательные рассказы. Составление рассказа по картинно-графическому плану. |
||
2 |
[с]-[ш] |
Дом, улица, город Существительные: Россия, столица, город - Москва; район, округ; улица, переулок, проезд, бульвар, проспект, площадь, шоссе; парк, сквер; здание, театр, музей, цирк, кинотеатр, стадион, магазин, достопримечательности (Кремль, Большой театр и т. д.), фонтан; транспорт (подробно рассматривается в следующей теме), дорога; детская площадка, детский сад, школа; дом, этаж, квартира, балкон, окна, стены, двери и т.д.; горожане, москвичи. Признаки: большой, чистый, красивый, многолюдный (город); просторная, шумная (улица); одноэтажные, многоэтажные (дома). Действия: строить, возводить (здания); убирать, чистить (улицы); гулять, прогуливаться, осматривать (достопримечательности).
|
|
Загадки Сравнительно-описательные рассказы (многоэтажный дом и деревянный дом).
|
||
3 |
Уточнение артикуляции звука [Б] – [Б], [П]-[П].
[П]-[б] |
Транспорт Существительные: транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричка, метро, самолёт, автомобиль, грузовик, скорая помощь, милицейская машина, пожарная машина, поливочная машина, вертолёт; колёса, кузов, кабина, двери, сиденья, руль, крылья, вагон, штурвал, рельсы, провода, «рожки»; светофор, улица, перекрёсток, дорога, земля, вода, воздух; груз, пассажир, работа; водитель, шофёр, пилот, капитан, машинист. Признаки: пассажирский, грузовой, легковой, служебный, наземный, подземный, воздушный, водный, железнодорожный, спортивный. Действия: ездить, летать, плавать, перевозить, возить, ждать, садиться, выходить (и их приставочные образования: приехать, уехать, отъехать).
|
|
Загадки. Описательные рассказы. Составление рассказа по картинно-графическому плану |
||
3 |
. Уточнение артикуляции звуков [к]-[к], [г]-[г].
[к]-[г] |
Квартира, мебель Существительные: мебель, стол (крышка, ножки), стул (ножки, сиденье, спинка), шкаф (стенки, дверцы, дно, ножки), кровать (ножки, спинки, матрас), диван, кресло, сервант, табуретка, тумбочка, трюмо; дерево, пластмасса, обивка и т.д.; кухня, коридор, кабинет. Признаки: деревянный, пластмассовый, металлический, стеклянный, плюшевый, велюровый; мягкий, твёрдый, удобный; кухонный, столовый и т.д.; платяной (шкаф), обеденный (стол);, столовая, гостиная, детская, спальная, ванная (комнаты). Действия: сидеть, лежать, есть, ставить, натирать, мыть, выбивать, спать.
|
|
Рассказ по теме «Моя комната». Рассказ по теме «Сказка о любом предмете мебели». |
||
3 |
Уточнение артикуляции звука [т]-[т], [д]-[д].
[т]-[д] |
Посуда Существительные: посуда, чайник (носик, ручка, донышко, крышка), чашка, блюдце, тарелка, кофейник, кастрюля, сковорода, половник, ложка, вилка, стакан и т.д.; хлебница, сахарница, солонка, маслёнка, сухарница, перечница, соусник; кухня, столовая, гостиная; чай, кофе, суп; завтрак, обед, ужин, полдник; утро, день, вечер; вода, заварка; раковина; повар. Признаки: столовая, кухонная, чайная, кофейная (посуда), столовые (приборы); утренний, дневной, вечерний, обеденный; горячий, холодный; стеклянный, глиняный, керамический, деревянный, пластмассовый, фарфоровый, алюминиевый. Действия: готовить, заваривать, наливать, пить, есть, варить, жарить, мыть, вытирать, разбивать.
|
|
Загадки-описания. Составление рассказа по картинно-графическому плану. Описательные рассказы Тема: Зачем нужна посуда.. Тема: Накроем стол. |
||
2 |
[Т]-[н] |
Одежда Существительные: одежда; бельё, майка, трусы, носки, колготки; брюки, рубашка, платье, юбка, кофта, свитер и т.д.; пальто, куртка, плащ, щуба и т.д.; варежки, рукавицы, перчатки; детали одежды - рукава, воротник, манжеты, карман, пуговицы, молния, завязки, оборки, кнопки, пояс, штанины; зима, весна, лето, осень, погода, мороз, жара, сырость и т.д., сезон; ткачиха, швея, портной. Признаки: нижняя, верхняя, спортивная, зимняя, летняя, осенне-весенняя, сезонная (одежда). Действия: шить, вышивать, зашивать, подшивать, вшивать, пришивать, одевать, надевать, снимать, застёгивать, расстёгивать, носить, покупать и т.д.
|
|
Загадки-описания. |
||
3 |
Уточнение артикуляции звука [в]-[в], [ф]-[ф].
[В]-[ф] |
Обувь Существительные: обувь, туфли, ботинки, сандалии, босоножки, тапочки, сапоги, валенки, галоши, кроссовки и т.д.; подошва, шнурки, носок, каблук, ремешки; ноги; зима, лето, осень и т.д. Признаки: летняя, зимняя, осенне-весенняя, сезонная; женская, мужская, детская; спортивная; резиновая, кожаная и т.д. Действия: обувать, обуваться, разуваться, носить, покупать, ремонтировать, промокать.
|
|
Загадки – описания. Описательные рассказы |
||
4 |
[Щ]-[с] |
Головные уборы Существительные: шапка, кепка, платок, пилотка, ушанка, бескозырка, шляпа, шляпка, панама, панамка, фуражка, берет; голова, уши. Признаки: головные; зимние, летние, осенне-весенние, сезонные; вязаные, кожаные, меховые; тёплые, лёгкие. Действия: одевать, надевать, снимать, завязывать, застёгивать, защищать.
|
|
Загадки. Составление предложений с предлогами. Описательные рассказы. Составление рассказа по картине. |
||
4 |
[Ч]-[щ] |
Профессии Существительные: профессия, работа; учитель, уборщица, художник, врач, повар, продавец, кассир, шофёр, водитель, машинист, кондуктор, пилот, строитель, маляр, штукатур, военный, логопед, танцор, спортсмен, певец, дворник, инженер и т.д. Признаки: нужный, полезный, необходимый, тяжёлый, интересный, весёлый, опасный и т.д. Действия: знать, чем занимаются люди каждой профессии: учитель — учит детей, повар - готовит еду, строитель - строит дома и т.д.
|
|
Загадки. Составление предложений с предлогами. Описательные рассказы. Составление рассказа по картине. |
||
4 |
[ш]-[щ] |
Продукты питания Существительные: продукты; холодильник; масло, молоко, сыр, кефир, сметана; мясо, колбаса, сосиски, сардельки, котлеты; рыба, птица (курица, индюшка и т.д.), хлеб, булки, баранки, сухари; овощи, фрукты; специи, соль, перец, сахар; крупы (рис, пшено, гречка, манка), вермишель, макароны, бакалея; продавец, магазин. Признаки: продуктовый, молочный, мясной, рыбный, хлебный, мучной, растительный (продукт), кондитерские (изделия). Действия: покупать, хранить, продавать, изготавливать, готовить.
|
|
.Загадки-описания. Описательные рассказы (по картинно-графическому плану). Сравнительно-описательные рассказы (многоэтажный дом и деревянный дом).
|
||
|
||||||