Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б.
Телефоны: (8-08535) 3-29-03, 3-29-04. Электронная почта:deti @ deti. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________2010 года

Директор школы: ___________________

Ивахненко А.И.

 

 

 

Рабочая программа

логопедических занятий с группой учащихся 4-6б класса

с системным недоразвитием речи умеренной степени

2010/11 учебный год

 

 

Учителя-логопеда

Солдатовой Т.В.


 

Пояснительная записка.

Состав группы:

Зайцев Иван

Пришвин  Игорь

Вербицкий Алексей

Чакрян Никита

 

Режим работы:

Занятия: 2 раза в неделю

Всего: 56 часов

 

Характеристика группы:

Дети данной группы испытывают стойкие трудности в усвоении школьной программы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной речевой деятельностью.

Звукопроизношение.

      Дефектное произношение звуков (р, р, л). В связной речи наблюдается «смазанное» произношение.

Слоговая структура.

      Нарушена звукослоговая структура многосложных слов.

Анализ и синтез.

     Недостаточно развит анализ и синтез. Умеренно сниженное фонематическое восприятие, приводящее к ошибкам в различении на слух звонких и глухих, твердых и мягких согласных.

Многочисленные фонематические и кинетические замены.

Чтение и письмо.

Чтение побуквенное, послоговое, медленное, с ошибками (кинестетическими, фонематическими). Понимание прочитанного в пределах 3-4 предложений сохранно. С трудом заучивают наизусть. Пересказывают с опорой на картинно- графический план.

Пишут под диктовку короткие слова. Списывают с печатного шрифта слова, предложения.

Лексико – грамматический строй.

   Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неравномерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и по акустическому свойству).

   Грамматический строй недостаточно сформирован. Дети не знают значения многих предлогов, не употребляют их в связной речи.    Присутствуют аграмматизмы в согласованиях, управлениях.

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

в) недостаточное развитие связной речи.

   Психологические особенности.

  1. Неустойчивое внимание.
  2. Недостаточное развитие способности к переключению.
  3. Недостаточное развитие словесно-логического мышления.
  4. Недостаточная наблюдательность  по отношению к языковым явлениям.
  5. Недостаточная способность к запоминанию преимущественно словесного материала.
  6. Недостаточное развитие самоконтроля в области языковых явлений.
  7. Недостаточная сформированность произвольности в общении и деятельности.

 

Основные направления работы:

 

I. Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза звукослогового состава слова.

   а) постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи. Закрепление знаний о способах образования звуков, особенностях их произнесения.

   б) дифференциация звуков на слух и в произношении.

 в) формирование звукослоговой структуры слов различной сложности.

II. Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов с различной слоговой структурой. Развитие языкового анализа и синтеза (работа с предложениями,  текстами).

 

III. Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:

- развитие качественной характеристики лексических средств;

- выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;

- развитие внимания и интереса к слову;

- развитие умения выделять и правильно называть существенные признаки.

 

IV. Формирование морфологической и синтаксической стороны речи.

 

V. Развитие диалогической и монологической форм речи.

 

VI. Развитие и совершенствование психологических предпосылок к совершенствованию речевых умений:

- устойчивости внимания;

- наблюдательности;

- способности к запоминанию;

- способности к переключению;

- навыков и приемов самоконтроля;

- познавательной активности;

- произвольности общения и поведения.

 

VII. Формирование коммуникативных навыков, адекватных ситуации.


 

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий

 

Кол-во часов

Звук и буква

Лексика

Лексико-грамматические категории

Связное высказывание

2 ч. Гласные первого ряда: а, о, у, ы, э. Уточнение артикуляции звуков. Составление предложений по картинкам.

2 ч. Гласные первого ряда: я, ё, ю, и, е. Уточнение артикуляции звуков. Составление предложений по картинкам.

2

а-я

Осень. Признаки осени.

Листопад. Отлет птиц.

Похолодание.

  • Согласование существительных с прилагательными (яркое солнце).
  • Предложно-падежное управление: с. в, на, за. 
  • Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей (дерево – деревья – деревьев).
  • Подобрать антонимы к словам (тепло – холодно).
  • Игра с мячом «Назови ласково», «Один – много».

1.Загадки-описния.

2.Сравнительно-описательные рассказы

 

2

о-ё

Лес. Деревья.

Существительные: лес, роща; дерево, берёза, дуб, осина, клён, орешник, липа, рябина, ольха, тополь, ива; ель, ёлка, сосна, пихта и т.д.; корни, ствол, кора, ветки, листья, почки; земля, лес, хвоя, иголки; яго­ды, грибы; кусты.

Признаки: лиственные, хвойные (деревья); лиственный, хвойный, смешанный, дремучий, светлый, лет­ний, осенний, зимний, весенний (лес); берёзовый, осиновый и т.д.; зелёный, жёлтый, красный, бурый, чёрный (цвет).

Действия: расти, цвести, распускаться, желтеть, опадать; ломать, пилить, охранять, собирать, гулять.

 

 

  • Согласование существительных с прилагательными.
  • Предлоги: в, на, из, под, над, для. Подбор прилагательных к существительным
  • Составление относительных прилагательных
  • Составление сложноподчиненных предложений.

Загадки-описания.

 Сравнительно-описательные рассказы

Описательный рассказ

2

у-ю

Овощи

 Существительные: овощ; морковь, картофель, репка, редька, редиска, свёкла, лук, чеснок - овощи, у которых мы едим то, что растёт в земле (корешки); помидор, патиссон, кабачок, огурец, перец, тыква, укроп, петрушка, салат, горох, бобы, фасоль, баклажаны, капуста - овощи, у которых мы едим то, что растёт над землёй (вершки); огород, земля, посадка, полив, грядка, вода; салат, щи, пища. Действия: сажать, сеять, поливать, рыхлить, растить, расти, созревать, собирать, мыть, чистить, резать, солить, варить, жарить, готовить, есть.

 

 

  • Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (помидор – помидорчик, лук – лучок), прилагательных (красный – красненький).
  • Образование относительных прилагательных (картофель – картофельный).
  • Согласование данных прилагательных с существительными в роде, числе  и падеже. Составление словосочетаний (капуста круглая, огурец хрустящий).
  • Составление сложных предложений с союзом

Загадки.

Сравнительно-описательные рассказы

2

[ы]-[и]

Фрукты

Существительные: фрукт, яблоко, груша, лимон, апельсин, мандарин, персик, абрикос; сад, урожай; де­рево, ветки; вода, полив; компот, варенье, сок и т.д.

Признаки: кислый, сладкий, сочный (на вкус); зелёный, красный, жёлтый, оранжевый (цвет); круглая, овальная, треугольная (форма); гладкая, шершавая, мягкая, твёрдая (поверхность); фруктовый (-ая, -ое), яблочный (-ая, -ое) и т.д.

 

  • Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (яблоко-яблочко), прилагательных (желтое – желтенькое).
  • Образование множественного числа Существительных в именительном и родительном (лимон – лимоны – много лимонов).
  • Согласование данных прилагательных с существительными в роде, числе  и падеже. Составление словосочетаний (яблоко круглое, яблоко хрустящее).
  • Составление сложных предложений с союзом «а» (яблоко сладкое, а лимон кислый).
  • Согласование прилагательных и существительных в единственном и множественном числах (яблоко красное – яблоки красные).
  • Образование относительных прилагательных.

Составление рассказа по картинке «Девочка потерялась» (из 2, 3 фраз с опорой на вопросы).

Загадки.

Сравнительно-описательные рассказы

3

[м]-[н]

Дикие животные средней полосы

Существительные: животное, олень, олениха, оленёнок, оленята; заяц, зайчиха, зайчонок, зайчата; лось лосиха, лосёнок, лосята; ёж, ежиха, ежонок, ежата; кабан, кабаниха, кабанёнок, кабанята; белка, бельчонок, бельчата; мышь, мышонок, мышата; лось, лосиха, лосёнок, лосята; волк, волчица, волчонок, волчата; лиса, лис, лисёнок, лисята; медведь, медведица, медвежонок, медвежата; лес, поле, нора, дупло, берлога, логово.

Признаки: млекопитающие, травоядный, хищный, злой, опасный, пугливый, беззащитный, красивый гордый, спокойный, сильный, слабый, дикий.

Действия: жить, охотиться, грызть, убивать, жевать, нападать, спасаться, убегать, догонять.

 

  • Образование уменьшительной формы существительного (заяц – зайчишка)
  • образование И.п. и Р. п. множественного числа существительных (волк – волки - много волков)
  • Образование существительных с суффиксом –ищ (волк – волчище)
  • Образование притяжательных прилагательных (лисий, лисья)
  • Упражнения на выявление четвертого лишнего предмета
  • Кто как передвигается
  • Телефон
  • Запомни ряд картинок
  • Что изменилось
  • согласование существительных и глаголов в числе
  • согласование существительных и прилагательных в роде, числе.

составление описательного рассказа о диком животном по опорной схеме.

Загадки.

Составление предложений с однородными сказуемыми.

Составление предложений с однородными подлежащими.

2

Уточнение артикуляции звука[ Л] – [Л].

 

[м]-[н]-[л]

Домашние животные.

Существительные: животное, лошадь, конь, жеребёнок, жеребята; корова, бык, телёнок, телята; овца, баран, ягнёнок, коза, козёл, козлёнок, козлята; свинья, боров, поросёнок, поросята; собака, пёс, щенок, щенята; кошка, кот, котёнок, котята; голова, морда, уши, тело, четыре лапы (ноги), рога, шерсть, хвост; дом, человек, польза; шерсть, мясо, молоко, кожа.

Признаки: травоядные, млекопитающие, домашние, нужные, полезные, добрые.

Действия: заводить, кормить, ухаживать, охранять, любить, ржать, мычать, блеять, мекать, хрюкать, ла­ять, мяукать.

 

  • Образование уменьшительной формы существительного (заяц – зайчишка)
  • образование И.п. и Р. п. множественного числа существительных (волк – волки - много волков)
  • согласование существительных и глаголов в числе (собака лает – собаки лают)
  • согласование существительных и прилагательных в роде, числе.
  • Упражнения на выявление четвертого лишнего предмета
  • Кто как передвигается
  • Телефон
  • Запомни ряд картинок
  • Что изменилось

составление описательного рассказа о димашнем животном по опорной схеме.

Загадки.

Составление предложений с однородными сказуемыми.

Составление предложений с однородными подлежащими.

2

Уточнение артикуляции звука[ Р]–    [ Р]

 

[Л]-[р]

Дикие животные юга и севера

Существительные: животное, жираф, слон, кенгуру, тигр, лев, белый медведь, песец, тюлень, носорог, бе­гемот, верблюд, зебра, дикобраз; Африка, Австралия, джунгли, пустыня, север, льды.

Признаки: южные, северные, дикие, хищные, травоядные.

 

  • Образование уменьшительной формы существительного
  • Образование И.п. и Р. п. множественного числа существительных
  • согласование существительных и прилагательных в роде, числе.
  • Упражнения на выявление четвертого лишнего предмета
  • Запомни ряд картинок
  • Что изменилось

составление рассказа по картинке

3

Уточнение артикуляции звуков[С] – [С], [З]-[З]

[с]-[з]

Зима. Признаки зимы.

  • Подобрать эпитеты к словам
  • О чем можно сказать? (хрустит, морозный)
  • Образование уменьшительной формы существительного
  • Образование И.п. и Р. п. множественного числа существительных
  • Употребление предлогов

составление рассказа по картинке.

Загадки

2

Уточнение артикуляции звука [ц].

 

[С]-[з]-[ц]

Домашние и дикие птицы.

Существительные: птица, петух, курица, цыплёнок; селезень, утка, утёнок; индюк, индюшка, индюшо­нок; гусь, гусыня, гусёнок; дом, человек, голова, клюв, две лапы, крылья, перья; зерно, семечки, крошки; птенцы; яйца, перья, мясо; курятник, насест, озеро.

Признаки: домашние, водоплавающие, летающие, нелетающие, перелетные, зимующие.

Действия: выращивать, ухаживать, высиживать, вылупляться, оберегать, клевать; кукарекать, кудахтать, крякать, гоготать.

 

  • Упражнения на выявление четвертого лишнего предмета
  • согласование существительных и прилагательных в роде, числе.
  • Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей

Загадки. Описательные рассказы. Составление рассказа по картинно-графическому плану

3

Уточнение артикуляции звука[ Ш] ,[Ж]

 

[Ш]-[ж]

Человек

Существительные: человек, мужчина, женщина, ребёнок; части тела, голова, туловище, спина, живот, руки, ноги, шея, ладони, ступни, пальцы (большой, указательный, средний, безымянный, мизинец), глаза, воло­сы, рот, нос, уши, язык, зубы; вкус, зрение, слух, обоняние, голос, речь.

Признаки: взрослый, детский, высокий - низкий, умный - глупый, добрый - злой, смелый - трусливый, тру­долюбивый - ленивый, здоровый - больной и т.д., левая - правая (руки).

Действия: дышать, чувствовать, смотреть, видеть, слушать, слышать, нюхать, говорить.

 

  • Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
  • Образование антонимов.
  • Образование приставочных глаголов (улетел, прилетел,…).
  • Согласование числительных с существительными.
  • Согласование притяжательных местоимений с существительными (мой, моя, мое).
  • предлоги: в, на, с, со, из, под, около.

Загадки. Описательные рассказы. Составление рассказа по картинно-графическому плану.

2

[с]-[ш]

Дом, улица, город

Существительные: Россия, столица, город - Москва; район, округ; улица, переулок, проезд, бульвар, про­спект, площадь, шоссе; парк, сквер; здание, театр, музей, цирк, кинотеатр, стадион, магазин, достопримеча­тельности (Кремль, Большой театр и т. д.), фонтан; транспорт (подробно рассматривается в следую­щей теме), дорога; детская площадка, детский сад, школа; дом, этаж, квартира, балкон, окна, стены, двери и т.д.; горожане, москвичи.

Признаки: большой, чистый, красивый, многолюдный (город); просторная, шумная (улица); одноэтажные, многоэтажные (дома).

Действия: строить, возводить (здания); убирать, чистить (улицы); гулять, прогуливаться, осматривать (до­стопримечательности).

 

  • Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
  • Образование сложных прилагательных.
  • Согласование числительных с существительными.
  • Согласование притяжательных местоимений с существительными (мой, моя, мое).
  • предлоги: в, на, с, со, из, под, около.

Загадки

Сравнительно-описательные рассказы (многоэтажный дом и деревянный дом).

 

3

 Уточнение артикуляции звука [Б] – [Б], [П]-[П].

 

[П]-[б]

Транспорт

Существительные: транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, поезд, электричка, метро, самолёт, автомобиль, гру­зовик, скорая помощь, милицейская машина, пожарная машина, поливочная машина, вертолёт; колёса, кузов, ка­бина, двери, сиденья, руль, крылья, вагон, штурвал, рельсы, провода, «рожки»; светофор, улица, перекрёсток, до­рога, земля, вода, воздух; груз, пассажир, работа; водитель, шофёр, пилот, капитан, машинист.

Признаки: пассажирский, грузовой, легковой, служебный, наземный, подземный, воздушный, водный, же­лезнодорожный, спортивный.

Действия: ездить, летать, плавать, перевозить, возить, ждать, садиться, выходить их приставочные об­разования: приехать, уехать, отъехать).

 

  • Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей
  • Образование прилагательных от существительных
  • Согласование числительных с существительными.
  • Согласование прилагательных с существительными

Загадки. Описательные рассказы. Составление рассказа по картинно-графическому плану

3

. Уточнение артикуляции звуков [к]-[к], [г]-[г].

 

[к]-[г]

Квартира, мебель

Существительные: мебель, стол (крышка, ножки), стул (ножки, сиденье, спинка), шкаф (стенки, дверцы,

дно, ножки), кровать (ножки, спинки, матрас), диван, кресло, сервант, табуретка, тумбочка, трюмо; дерево, пластмасса, обивка и т.д.; кухня, коридор, кабинет.

Признаки: деревянный, пластмассовый, металлический, стеклянный, плюшевый, велюровый; мягкий, твёр­дый, удобный; кухонный, столовый и т.д.; платяной (шкаф), обеденный (стол);, столовая, гостиная, детская, спальная, ванная (комнаты).

Действия: сидеть, лежать, есть, ставить, натирать, мыть, выбивать, спать.

 

  • Подбор слов-антонимов
  • Согласование числительных с существительными
  • Игра «Сосчитай»
  • Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных
  • Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей

 

Рассказ по теме «Моя комната». Рассказ по теме «Сказка о любом предмете мебели».

3

 Уточнение артикуляции звука [т]-[т], [д]-[д].

 

[т]-[д]

Посуда

Существительные: посуда, чайник (носик, ручка, донышко, крышка), чашка, блюдце, тарелка, кофейник, ка­стрюля, сковорода, половник, ложка, вилка, стакан и т.д.; хлебница, сахарница, солонка, маслёнка, сухарни­ца, перечница, соусник; кухня, столовая, гостиная; чай, кофе, суп; завтрак, обед, ужин, полдник; утро, день, вечер; вода, заварка; раковина; повар.

Признаки: столовая, кухонная, чайная, кофейная (посуда), столовые (приборы); утренний, дневной, вечер­ний, обеденный; горячий, холодный; стеклянный, глиняный, керамический, деревянный, пластмассовый, фарфоровый, алюминиевый.

Действия: готовить, заваривать, наливать, пить, есть, варить, жарить, мыть, вытирать, разбивать.

 

  • Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей (лужа – лужи – луж).
  • Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами
  • Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.
  • Подбор слов-антонимов

Загадки-описания. Составление рассказа по картинно-графическому плану. Описательные рассказы Тема:  Зачем нужна посуда.. Тема: Накроем стол.

2

[Т]-[н]

Одежда

Существительные: одежда; бельё, майка, трусы, носки, колготки; брюки, рубашка, платье, юбка, кофта, свитер и т.д.; пальто, куртка, плащ, щуба и т.д.; варежки, рукавицы, перчатки; детали одежды - рукава, воротник, ман­жеты, карман, пуговицы, молния, завязки, оборки, кнопки, пояс, штанины; зима, весна, лето, осень, погода, мо­роз, жара, сырость и т.д., сезон; ткачиха, швея, портной.

Признаки: нижняя, верхняя, спортивная, зимняя, летняя, осенне-весенняя, сезонная (одежда).

Действия: шить, вышивать, зашивать, подшивать, вшивать, пришивать, одевать, надевать, снимать, застёги­вать, расстёгивать, носить, покупать и т.д.

 

  • Образование существительных единственного и  множественного числа именительного и родительного падежей.
  • Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
  • Согласование числительных с существительными.
  • Образование прилагательных от существительных
  • Согласование прилагательных с существительными.
  • Подбор слов-антонимов.
  • предлоги: в, на, за, под, над, между, около.

 

Загадки-описания.

3

 Уточнение артикуляции звука [в]-[в], [ф]-[ф].

 

[В]-[ф]

Обувь

Существительные: обувь, туфли, ботинки, сандалии, босоножки, тапочки, сапоги, валенки, галоши, кроссов­ки и т.д.; подошва, шнурки, носок, каблук, ремешки; ноги; зима, лето, осень и т.д.

Признаки: летняя, зимняя, осенне-весенняя, сезонная; женская, мужская, детская; спортивная; резиновая, ко­жаная и т.д.

Действия: обувать, обуваться, разуваться, носить, покупать, ремонтировать, промокать.

 

  • Образование существительных единственного и  множественного числа именительного и родительного падежей.
  • Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
  • Образование прилагательных от существительных.
  • Согласование числительных с существительными.
  • Согласование существительных с притяжательными местоимениями: моя, мое, мои.
  • Предлоги: в, на, из, со, около, между.

Загадки – описания. Описательные рассказы

4

[Щ]-[с]

Головные уборы

Существительные: шапка, кепка, платок, пилотка, ушанка, бескозырка, шляпа, шляпка, панама, панамка, фу­ражка, берет; голова, уши.

Признаки: головные; зимние, летние, осенне-весенние, сезонные; вязаные, кожаные, меховые; тёплые, лёгкие.

Действия: одевать, надевать, снимать, завязывать, застёгивать, защищать.

 

  • Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.
  • Согласование числительных с существительными.
  • Употребление предлогов

Загадки. Составление предложений с предлогами. Описательные рассказы. Составление рассказа по картине.

4

[Ч]-[щ]

Профессии

Существительные: профессия, работа; учитель, уборщица, художник, врач, повар, продавец, кассир, шофёр, водитель, машинист, кондуктор, пилот, строитель, маляр, штукатур, военный, логопед, тан­цор, спортсмен, певец, дворник, инженер и т.д.

Признаки: нужный, полезный, необходимый, тяжёлый, интересный, весёлый, опасный и т.д.

Действия: знать, чем занимаются люди каждой профессии: учитель — учит детей, повар - готовит еду,

строитель - строит дома и т.д.

 

  • Образование существительных с помощью суффиксов.
  • Образование сложных слов
  • Образование существительных единственного и  множественного числа именительного и родительного падежей.

 

Загадки. Составление предложений с предлогами. Описательные рассказы. Составление рассказа по картине.

4

[ш]-[щ]

Продукты питания

Существительные: продукты; холодильник; масло, молоко, сыр, кефир, сметана; мясо, колбаса, сосиски, сардель­ки, котлеты; рыба, птица (курица, индюшка и т.д.), хлеб, булки, баранки, сухари; овощи, фрукты; специи, соль, пе­рец, сахар; крупы (рис, пшено, гречка, манка), вермишель, макароны, бакалея; продавец, магазин.

Признаки: продуктовый, молочный, мясной, рыбный, хлебный, мучной, растительный (продукт), кондитер­ские (изделия).

Действия: покупать, хранить, продавать, изготавливать, готовить.

 

  • Родительный, винительный, творительный, предложный, дательный падежи. Предлоги: в, на, без. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными и увеличительными суффиксами (дом – домик – домище). Образование сложных слов: многоэтажный, двухэтажный, одноэтажный. Название профессий от занятий (вставляет стекло – стекольщик, кладет кирпичи – каменщик).

.Загадки-описания.

Описательные рассказы (по картинно-графическому плану).

Сравнительно-описательные рассказы (многоэтажный дом и деревянный дом).

 

  • Обобщающий урок 1 час