Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б.
Телефоны: (8-08535) 3-29-03, 3-29-04. Электронная почта:deti @ deti. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________2009 года

Директор школы: ___________________

Ивахненко А.И.

 

 

Рабочая программа

логопедических занятий с учащимися 1 класса,

имеющими системное недоразвитие речи умеренной степени

 с алалическими расстройствами (1-й год обучения)

2010/11 учебный год

 

 

 

Учителя-логопеда

Лупиловой А.Е.


 

Состав группы: Кириллов Алексей

Констатинов Сергей

 

Режим работы: 3 раза в неделю.

Всего: 84 часа.

 

Характеристика группы.

У детей данной группы возникли стойкие трудности в усвоении программы 1 класса, вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной речевой деятельностью.

1. Фонетическая сторона речи.

Кириллов Алексей: звуки (ш, щ)- заменяет на (с); (ж) заменяет на (з); (р, рь), - отсутствуют; (л) - двугубный.

Констатинов Сергей: межзубный сигматизм (с, з, ш, ж)

2. Звукослоговая структура.

Б) У детей данной группы имеют место упрощения слоговой структуры слов, перестановки звуков, слогов, пропуск букв и слогов, наращение слоговой структуры.

3. Нарушен мелодико- интонационный компонент речи, трудности в использовании интонационных средств общения (основных интонационных рисунков).

4. Недостаточная сформированность фонематических процессов.

Умеренно сниженное фонематическое восприятие, приводящее к ошибкам в различении на слух звонких и глухих (з-ж, д-т, ч~щ, к-г,), твердых и мягких согласных, а также звуков сходных по акустическим признакам (т-к, х-ф др.).

Дети с помощью и не всегда верно выделяет звук в ряду других звуков, ориентируется на окружающих. Повторяет слоговые ряды с оппозиционными фонемами, состоящими из 2 слогов, чаще с ошибками.

5. Дети данной группы не владеют навыками чтения и письма. Констатинов С. знает некоторые буквы, иногда их путает; самостоятельно может написать некоторые буквы.

6. Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы.

А) Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (отсутствие многих обобщений, неравномерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и по акустическому свойству).

Б) Грамматический строй недостаточно сформирован. Хуже всех по грамматическим категориям Кириллов А. Сережа допускает меньше ошибок, но в целом уровень словообразования и словоизменения низкий. Дети не знают значения многих предлогов, не употребляют их в связной речи.

7. Коммуникативные навыки и связное высказывание сформированы недостаточно. Констатинов С. составляет предложение по картинке из 3 слов, порядок верный, Кириллов А. предложение не составляет. Рассказ не составляют, нужны постоянные наводящие вопросы и контроль.

8. Психологические особенности.

1.  Неустойчивое внимание.

2.              Недостаточное развитие способности к переключению.

3.              Недостаточное развитие словесно-логического мышления.

 

Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а)  недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной
работы;

 

 

Работа с детьми данной группы основывается на:

1)  развитие внимания, слуховой и зрительной памяти, мышления;

2)  развитие моторных функций;

3)  развитие сенсорики;

4)  развитие звуковой стороны речи;

5)  развитие фонематических процессов;

6)  развитие слогового анализа и синтеза;

7)  обогащение и расширение словаря;

8)  развитие навыков словообразования и словоизменения;

9)  работе над предложением, его структурой;

10)  развитие графо - моторных навыков;

11)  развитие коммуникативных умений и навыков;

12)  развитие связной речи.

13)  Развитие и совершенствование психологических предпосылок к совершенствованию
речевых умений:

-  устойчивости внимания;

-  наблюдательности;

-  способности к запоминанию;

-  способности к переключению;

-  навыков и приемов самоконтроля;

-  познавательной активности;

-  произвольности общения и поведения.


 

Перспективное планирование с группой учащихся с системными нарушениями речи умеренной степени первый обучения.

Кол-во  ча­сов

Закреп­ление артик. укладов

Лексика

Формирование
 лексико-грамматических категорий

Связное высказывание

Развитие коммуникативных навыков

Активный словарь

3 ч.

«А».

Цвета.

Образование уменьшительно- ласкательной формы прил- х (красненький). Согласованию сущ-го. и числительного в роде, числе, падеже (три оранжевых карандаша). Множественное число существительных(синий карандаш- синие карандаши). Согласованию сущ-го. и прил- го (оранжевый кубик, красная лента, красное солнышко). Употребление предложно- падежных конструкций.

1. Формирование простого предложения по схеме: какого цвета этот карандаш?

2. Описательные рассказ про радугу.

3. Повторение за логопедом рассказа из двух предложений (Это кубик. Он красный).

 

1. Ситуация «В универмаге покупаем цветные карандаши, цветную бумагу, пластилин», (постановка вопросов и ответы на них).

2. Беседа по картине «В магазине одежды» (развитие диалогической речи).

Красный, оранжевый, малиновый и т.д.

3 ч.

Дифференциация А-У.

Осень. Признаки осени.

Согласование сущ-х. мужского рода с прил-ми. в ед. и мн. числе (Желтый лист- жёлтые листья). Образование сущ- х с уменьшительно- ласкательными суффиксами - игра с мячом «Назови ласково» (Лист- листочек, дождь- дождик). Игра с мячом  Подбор прилагательных к существительным (лист- осенний). Подбор существительных к прилагательным «осенний» (дождь, ветер, воздух). Образование качественных прилагательных (дождь- дождливый). Значение выражений: «дрожит, как осиновый лист», Многозначность слова «лист». Предлоги: с, на, в. Винительный, творительный и предложный падежи. Согласование сущ-х с местоимениями (моё солнышко, мой листик, моя шапочка).

1. Загадки- описания.

2.Описательные рассказы.

3.Сравнительно- описательные рассказы по сюжетным картинкам (пасмурное утро, хороший солнечный день).

4. Составление рассказа по серии предметных картинок.

5. Составление рассказа по сюжетной картинке «Осень».

6. Формирование сложноподчинённого предложения с союзом «потому что» (На картине осень, потому что на ней есть жёлтые листья).

1. Беседа по картине «Ранняя осень».

2. Ответы на вопросы:

-Какое осенью солнышко? (тусклое).

-Что происходит осенью с травой и листочками? (желтеют, опадают).

-Куда улетают птицы? (В тёплые края).

3. Ситуация «Я промок под дождём в лесу».

4. Рассказ «Что я особенно люблю осенью».

Холод, дождь, солнце, небо, листопад, зонт, природа, сапоги, сырость.

3 ч.

О.

Одежда.

Предлоги: на, в, с. Родительный, творительный, предложный падежи. Подбор прилагательных к сущ-м (тёплые брюки). Составление предложений по сюжетным картинкам. Образование множественного числа имён сущ-х. (юбка- юбки). Образование имён сущ-х с уменьшительно- ласкательными суффиксами (брюки- брючки). Согласование сущ-х с местоимениями (мои брюки).

1. Закрепления навыка построения простого предложения путём перечисления различной одежды (Что ты наденешь летом, зимой?).

2 Устное сочинение «Какую одежду я люблю носить?».

4. Загадки- описания об одежде.

 

1. Ответы на вопросы.

2. Ситуация «В магазине одежды». Использование речевых шаблонов: Сколько стоит?

- Какой размер?

-Заверните, пожалуйста.

Юбка, брюки и т.д.

3 ч.

Дифференциация «О»-«А»

Школьные принадлежности.

Образование уменьшительно- ласкательных форм существительного (резинка- резиночка). Обогащение словаря наречий (пишу чисто, аккуратно). Антонимы: (циркуль- длинный, короткий). Образование сущ-х. в разных падежах:

-Р.п мн.ч.(надо подточить пять карандашей).

-Т.п. ед и мн числа (Пойду в магазин за карандашами).

Образование относительных прилагательных (Сашины чернила). Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида (Пишу предложение. Написал предложение). Употребление предлогов: на (на листе), в (в тетради), из (из пеналу), у (у тетради), под (под книгой), по (по листу).

1. Составление рассказа о какой- либо школьной принадлежности (о цветных карандашах):

-Что это? (форма).

-Из чего они сделаны?

-Для чего они нужны?

-Что надо сделать, если карандаши сломались?

2. Загадки- описания.

3. Составление рассказа- описания о двух разных по цвету и форме карандашах.

1. Ответы на вопросы.

2. Ситуация «В книжном магазине». Использование речевых шаблонов.

Циркуль, карандаши, ручки, линейка, стиральная резинка и др.

3 ч.

И.

Части тела и лица.

Различение форм ед. и мн. числа имён сущ-х. (губа- губы). Р.п. сущ- х. (не видно ресниц). Т.п. (жуём зубами). П.п. (рассказать о спине). Согласование числительных с сущ- ми в роде, числе и падеже (две подошвы). Сложные прилагательные (голубоглазый, длинноволосый). Многозначность (нос, кисть, коса, язык). Предлоги: к, на, в, у. Подбор прилагательных к сущ-м (зубы- белые). Образование прилагательных от существительных (зубной врач, зубная паста, глазная мазь). Согласование существительных с притяжательными местоимениями: МОЙ, МОЯ, МОИ.

1. Загадки- описания.

2. Описательные рассказы.

3.Сравнительо- описательные рассказы.

4. Составление рассказа по сюжетной картинке «У зубного врача».

5. Инсценировка «Про носы и языки».

1. Составление рассказа- описания о лице человека по плану (себя, подругу, маму):

-Форма лица.

-Цвет глаз.

-Длина волос.

-Цвет волос.

-Форма губ, бровей, носа, ушей.

2. Ситуация «В больнице». Шаблоны:

-Запишите меня к врачу.

-На какое время вы меня записали?

-Какой кабинет?

Ситуация «Вызов врача на дом».

Губы, подошвы, волосы, зубы.

3 ч.

Ы.

Деревья.

 

Образование прил- х от существительных (осина- осиновый). Образование прил- х от словосочетаний (день с солнцем- солнечный). Подбор родственных слов (лист, лес). Многозначность слова «лист», «игла». Согласование сущ- х с прил –ми (ива- невысокая). Образ-е мн. числа сущ-х (рябина- рябины). Согласование сущ- х, числит, наречий. и местоимений (одно, много, моя).

Р.п (предлог «в»);

В.п (предлог «с»).

Т.п. (предлог «под», «на», «между», «к», «от», «за», «из-за»). Образование сущ- х с уменьшительно- ласкательными суффиксами (рябина- рябинка).

 

1. Описательный рассказ об иве.

2. Сравнительно- описательный рассказ (рябина- вишня).

1.Ответы на вопросы:

-Как семечко превратилось в дерево?

- Зачем нужны деревья?

- Как вести себя в лесу?

 

Растение, лиственница, ива, рябина, древесина, лист, листва, серёжки, шишка.

 

3 ч.

Диффер И-Й.

Продукты.

Активизация глагольного словаря (жарят, едя, пьют). Относительные прилагательные (продукты из муки- мучные). Родительный падеж сущ- го (В магазине много яиц). Творительный падеж (Я буду есть яичницу с хлебом). Предлоги: над, под, в, на. Образование глаголов с помощью приставок (жарят- пожарить, нажарить). Подбор прилагательных к существительным (горячая каша). Родственные слова «яйцо». Согласование числительных с сущ- ми в роде, числе и падеже (одно яйцо). Образ- е сущ- х с уменьшительно- ласкательным суффиксом (яйцо- яичко).

1. Загадки- описания.

2. Составление рассказа по данным словам.

3. Составление рассказа о том, что можно подать на завтрак, обед, ужин.

4. Сравнительно- описательные рассказы (одуванчик- мать- и –мачеха).

5. Придумывание конца рассказа.

1. Ответы на вопросы.

2. Ситуация «В продуктовом магазине».

Яблоко, яйца, яичница, ячневая каша.

3 ч.

Дифференциация Ы-И

Профессии.

Образование глаголов с помощью приставок: (работать- отработать, заработать, выработать, переработать). Согласование числительных с сущ- ми в роде, числе и падеже (три учительницы). Образование притягательных прилагательных (учительские). Предлоги: на, в. Упр. «Кому что нужно» (учителю- указка, лётчику- самолёт). Упр. «Кто, что делает и где работает?» (учитель- учит в школе). Составление предложений по сюжетной картинке. Игра с мячом «Один- много» (лётчик- лётчики). Родственные слова «учитель». Образование сущ-х. в разных падежах:

-Р.п. (в школе много учителей).

-Т.п. (учитель работает с тетрадями).

-П.п. (ученики рассказали о любимых воспитателях, логопедах). Согласование числительных с сущ- ми в роде, числе и падеже (один учитель). Образование притяжательных прилагательных (плотницкие, воспитательские, хирургические, педагогические).

 

1. Загадки- описания.

2. Составление рассказа по данным словам.

3. Составление рассказа- описания.

4. Составление рассказа «кем я хочу стать и почему?».

1. Ответы на вопросы.

2. Беседа о профессии учителя.

Учитель, логопед, лётчик, продавец, мед. сестра, шофер.

3 ч.

Э

Дикие животные.

Образование сущ- х с уменьшительно- ласкательными суффиксами (хомяк- хомячок). Согласование сущ-х. с прил-ми. (хитрый хорь). Игра с мячом «Один- много» - образование множественного числа имён сущ-х. (хомяк- хомяки). Родительный, дательный, предложный падежи. Предлоги: по, о, от, из, у. Дифференциация глаголов ед. и мн. числа: (хорь- прыгает, играет; хори- прыгают, играют).

1. Игра- драматизация прозаического текста.

2. Загадки- описания.

3.Описательные рассказы (кто это? Его размер, окраска? Где он живёт?).

4.Сравнительно- описательные рассказы (хорь- хомяк).

1. Узнавание животных по описанию.

2. Рассказ по сюжетным картинкам.

3. Ответы на вопросы логопеда:

- Где живёт хорь, хомяк?

-Чем они питаются?

-Что они употребляют в пищу?

-Чем они полезны или вредны человеку?

Хомяк, хорь, выхухоль, ходить и т.д.

3 ч.

 Дифференциация гласных

Домашние животные.

Родительный (игра «у меня нет..»-мышей), винительный, творительный, предложный падежи. Игра с мячом «Один- много» - образование множественного числа имён сущ-х. (кошка- кошки). Образование имён сущ-х с уменьшительно- ласкательными суффиксами- игра «Большой- маленький» (лошадь- лошадка). Согласование сущ-х. с прил-ми: (рыжая лошадь). Предлоги: на, в, под, за. Образование притяжательных прилагательных (лапа- кошачья). Дифференциация глаголов ед. и мн. числа: (кошка- прыгает, играет; кошки- прыгают, играют).

1 Загадки- описания.

3.Описательные рассказы:

-кто это? Его размер, цвет. Где он живёт? Чем питается?

4.Сравнительно- описательные рассказы(лошадь- зебра).

5. Заучивание народных потешек по теме.

1. Игра «На скотном дворе».

2. Постановка вопросов и ответы на них – игра «Третий лишний» (кошка, лошадь, жираф)

4. Беседа по сюжетной картинке «В деревне на лугу».

Кошка, лошадь, мышка, пушистая.

3 ч.

 Н

Зимующие птицы.

Образование родительного падежа единственного числа существительных – игра «Кого не стало? (снегиря, сороки). Образование множественного числа имён сущ-х игра «Один- два» (сороки). Составление предложений по сюжетным картинкам. Винительный падеж сущ-го – упр «Вспоминай- ка» (Каких птиц вы видели первыми?-). Согласование сущ- х с числительными (три совы). Предлоги: в (гнезде), у (гнезда), около, по (дереву), под (деревом). Дательный (вороне), предложный падежи. Подбор прилагательных к сущ-м. Объяснение выражений «ловить ворон», «как ворона» (многозначность слов). Родственные слова «СНЕГИРЬ».

1. Игра- драматизация стихотворного текста.

2. Повторение рассказа- описания о сороке после логопеда со зрительной опорой.

3. Сравнительно- описательные рассказы (сорока- ворона, голубь- снегирь).

4. Составление рассказов по сюжетной картинке «Как люди подкармливают птиц зимой».

1. Беседа по картинке «У кормушки».

2. Отгадывание птиц по описанию- игра «Угадай о какой птице я говорю».

3. Ситуация «Я увидел птичку с больной лапкой».

Снегирь, ворона, сорока, сова.

3 ч.

М.

Головные уборы.

Образование сущ- х ед. и мн. числа в разных падежах:

-Р.п. (В магазине много шляпок, косынок).

-П.п (Я буду гулять в косынке,).

-Т.п. (Мы пойдём в магазин за шляпой). Согласование числ- х с сущ- ми в роде, числе и падеже (три шляпы). Образование однокоренных слов (шляпа- шляпка, шляпница, шляпный магазин). Образование глаголов с приставками (кроить- скроить, выкроить, перекроить; носить- переносить, доносить, заносить, уносить). Образование относительных прилагательных (косок из ситца- ситцевый, шапка из меха- меховая).

1 Загадки- описания.

2.Описательные рассказы:

-Какой формы головной убор?

-Из чего он сделан?

-Для чего он?

-Как за ним ухаживать? 3.Сравнительно- описательные рассказы (платок- косынка).

4. Дополнение рассказа логопеда словами.

  1. Постановка вопросов и ответы на них.
  2. Ситуация «в магазине головных уборов» (использование речевых шаблонов).
  3. Рассказать о том, какие головные уборы я ношу?

Шапка, косок, ушанка и др.

 

3 ч.

В

Новый год.

Активизация глагольного словаря: (наряжать, украшать, веселиться, петь, танцевать). Активизация словаря признаков: (шарик- стеклянный, круглый, блестящий). Активизация наречий (на празднике шумно, весело, дружно). Образование множественного числа имён сущ-х. (конфета- конфеты). Родительный падеж –(Много игрушек, подарков). Образование имён сущ-х. с уменьшительно- ласкательными суффиксами (игрушка- игрушечка). Согласование сущ-х с местоимениями (мои подарки). Согласование сущ-х с числит. в роде, числе и падеже (одна Снегурочка- две Снегурочки). Образование однокоренных слов (ёлка). Предлоги: под, из- под. Образование сложных слов (снегокат).

  1. Заучивание стихотворений к новогоднему утреннику.
  2. Составление рассказа о ёлочной игрушке по плану:

- Что это за игрушка?

-Какая она?

-Из чего сделана?

-Кто её смастерил и как?

-Что ею украшают?

3. Составление рассказа «Как мы ёлочку наряжали».

1. Игры- театрализации.

2. Постановка вопросов и ответы на них.

3. Загадки описания, составляемые детьми по картинкам.

4. Ситуация «На новогодней ёлке».

 

Утренник, шарик, новогодняя игрушка, подарки, конфеты, ёлка, Снегурочка.

3 ч.

Т

Зима. Рождество.

Активизация глагольного словаря: СНЕГ- ложится, сверкает. Образование качественных прилагательных (снег- белый, сверкающий, мягкий). Активизация словаря наречий: (на улице морозно, хмуро, темно). Образование множественного числа имён сущ-х. (буран- бураны). Родительный падеж –(Зимой много ветра, штормов, снега). Творительный падеж (Зима приходит с вьюгами, метелями, морозами). Предложный падеж (Зимой дети вспоминают о лыжах, горках, коньках). Образование имён сущ-х. с уменьшительно- ласкательными суффиксами (ветерок- ветерочек). Согласование сущ-х с местоимениями (мои коньки). Согласование сущ-х с числит. в роде, числе и падеже (одна Снегурочка- две Снегурочки). Образование однокоренных слов (ветер). Предлоги: над, под, на, в. Образование глаголов с помощью приставок (заметает- сметает, умчится, примчится). Образование сложных слов (снегокат, снегопад).

1.Составление предложений по данным словам:

-день морозный;

-пошёл с санками;

-Ваня гулять.

2. Составление рассказа- описания по картинке с изображением зимнего пейзажа.

3. Сравнительно- описательные рассказы о двух временах года (зима- осень).

1.Постановка вопросов и ответы на них.

2. Загадки описания, составляемые детьми по картинкам.

3. Беседа по картинке о признаках зимы и зимних развлечениях.

4 Ситуация «На снежной горке».

Бураны, град, полярная ночь, северное сияние, Снегурочка, Дед Мороз, Снегурочка, ветер, шторм.

3 ч.

Д

Части тела.

Предлоги: на, в, у. Образование множественного числа имён сущ-х. (глаз- глаза). Определение рода существительного (лоб- м.р, ед.ч.). Подбор прилагательных к сущ-м (волосы- русые). Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже (голубые глаза). Составление сложноподчинённых предложений (чтобы вымыть волосы, нужен шампунь). Образование имён сущ-х с уменьшительно- ласкательными суффиксами (палец- пальчик). Согласование сущ-х с местоимениями (моё туловище).

1. Загадки- описания.

2.Описательные рассказы.

3.Сравнительно- описательные рассказы (пальцы на руках и ногах).

 

1. Ответы на вопросы полным предложением:

-Какие у тебя глаза?

-Какие у тебя волосы7

Пересказ получившегося рассказа.

2. Описательный рассказ о своей маме.

Лицо, туловище, голова, пальцы, лоб, глаза, колени, локти, волосы.

3 ч.

Т-Д

Обувь.

Родительный падеж –(сломались молнии у сапог). Творительный падеж (пойдём в магазин за валенками). Предложный падеж (я пойду гулять в кроссовках). Образование относ. прил-х (обувь для взрослых- взрослая). Согласование сущ-х с числит. в роде, числе и падеже (одна пара сандалий). Однокоренные слова «валенки». Образование глаголов с помощью приставок (развязать, привязать, завязать). Сравнит. степень прил- х (сапоги тяжелее валенок).

1. Загадки- описания.

2.Описательные рассказы (какая она? Из чего сделана? Какие у неё детали? Как ухаживать за обувью?).

3.Сравнительно- описательные рассказы (валенки- сапоги).

 

1. Ответы на вопросы полным предложением.

2. Ситуация в обувном магазине.

Кроссовки, сандалии, валенки, шлёпанцы, каблук, шнурок, стелька, молния, резинка.

3 ч.

К.

Туалетные принадлежности.

Предлоги: из, на (полке), в (шкафу). Образование множественного числа имён сущ-х. (мыльница- мыльницы). Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже (махровое полотенце). Родительный падеж –(в бане нет мыльниц). Творительный падеж (руки намыливаю мылом). Образование имён сущ-х. с уменьшительно- ласкательными суффиксами –пеночка. Составление предложений по сюжетным картинкам. ). Образование относительных прилагательных (полотенце для мамы- мамино полотенце). Подбор антонимов (полотенце: длинное- короткое, чистое- грязное). Образование качественных прилагательных (полотенце- пушистое, мягкое, маленькое, красивое). Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида: (мою лицо, вымыл лицо).

1. Составление предложений из трёх слов по сюжетным картинкам.

2. Составление рассказа- описания о какой- либо туалетной принадлежности, например о расческе:

- Что это?

- Из чего она сделана?

- Какая она?

- Для чего она нужна?

- Что надо делать, чтобы расчёска была чистой?

4. Сравнительно- описательные рассказы о двух разных по цвету и форме расчёсках.

1.Постановка вопросов и ответы на них.

2. Загадки описания, составляемые детьми по картинкам.

3. Беседа по картинке «В ванной комнате».

Мыльница, полотенце, пена, ванна, пениться.

3 ч.

Г.

Сад. Фрукты.

Активизация словаря признаков: (цвет, форма). Активизация наречий (вкусно, полезно). Лото «Один- много»: (виноград- винограда). Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже (душистый виноград). Образование имён сущ-х. с уменьшительно- ласкательными суффиксами- игра с мячом «Назови ласково» (слива- сливка). Родительный, винительный, предложный падежи. Предлоги: из (из сливы), в (банке), на (дереве), под, с (корзина с виноградом). Подбор прилагательных к сущ-м (виноград- овальный, ароматный). Согласование с притяжательными местоимениями: МОЙ, МОЯ, МОЁ. Образование относительных прилагательных (компот из сливы- сливовый). Согласование сущ-го. и числит. (три авокадо). Образование глаголов с помощью приставок (копать- выкапывать, закапывать, откапывать. Образование сложных слов, путём соединения двух корней (кисло- сладкий вкус, красно- жёлтый бочок).

1. Упр. «Узнай фрукт» (описание).

2. Загадки- описания.

3.Описательные рассказы по плану:

-Что это?

-Цвет, форма, вкус, размер.

-Где это растёт?

-Что из этого можно приготовить?

4.Сравнительно- описательные рассказы.

5. Составление рассказов по сюжетным картинкам «Наш сад».

1. Беседа по плакату «Что растёт в моём саду?».

2. Классификация фруктов по месту произрастания (виноград на дереве, дыня на грядке).

3. Составление простых предложений по вопросам логопеда с опорой на картинку (начните ответ со слова «это»).

4. Игра «Угощайся» (Оля угощайся- съешь апельсин, виноград).

5. Ситуация «На продуктовом рынке». Использование речевых шаблонов:

-Сколько стоит?

-Взвесьте мне, пожалуйста…

Сливы, авокадо, киви, вишня, виноград, вишнёвое варенье, виноградное вино, вкусно, выше.

3 ч.

К-Г

Огород. Овощи.

Подбор слов- действий к существ. «овощи» (соберём, накопаем, срежем, нарвём). Лото «Один- много»: (помидор- помидоры). Родительный, винительный, предложный падежи. Образование имён сущ-х. с уменьшительно- ласкательными суффиксами (помидорчик, салатик). Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже (красный перец). Предлоги: из (из помидор), в (банке), на (гряде), под, с (корзина с луком). Подбор прилагательных к сущ-м (помидор- круглый, мясистый). Образование относительных прилагательных (салат из капусты- капустный салат). Согласование сущ-го. и числит. (три килограмма помидор). Согласование с притяжательными местоимениями: МОЙ, МОЯ, МОЁ. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида: (собирают- собирали). Образование глаголов с приставками (прополоть, переполоть, выполоть). Образование имён сущ-х. с уменьшительно- ласкательными суффиксами (чашка- чашечка, кувшин- кувшинчик).

1. Отгадывание загадок об овощах. 2.Описательные рассказы по плану:

-Что это?

-Цвет, форма, вкус, размер.

-Где это растёт?

-Что из этого можно приготовить?

- Где его можно купить?

4.Сравнительо- описательные рассказы.

5. Составление рассказов по сюжетным картинкам «Наш огород».

1.Беседа (рассматривание овощей).

2. Составление простых предложений по вопросам логопеда с опорой на картинку (начните ответ со слова «это»).

4. Игра «Угощайся» (Оля угощайся- съешь помидор, огурец).

5. Ситуация «В овощном магазине». Использование речевых шаблонов:

-Сколько стоит?

-Взвесьте мне, пожалуйста…

Сладкий перец, помидор, острый перец, репа, цветная капуста, капуста, лук репчатый.

3 ч.

Л.

Домашние птицы.

Активизация словаря признаков: (курица- пёстрая, суетливая, неугомонная). Активизация наречий (птенцы пищат- громко, жалобно). Образование сущ-х. с суффиксами – онок, - енок, -ат, -ят –«Найди маму» (курица- цыплёнок, цыплята). Согласование сущ. с числительным (три цыплёнка). Предлоги: на, в, около, с. Игра  с мячом «Назови ласково» (курица- курочка). Подбор родственных слов «курица», «индюк», «гусь». Подбор прилагательных к сущ-м (цыплёнок- пушистый, желтый). Образование притяжательных прилагательных (куриная лапа). Сложные слова: «птичница», «птицефабрика». Значение выражений: «Пишет, как курица лапой», «получил гуся». Образование сущ- х ед. и мн числа Родительного и Творительного падежей. Однокоренные слова «клюв». Сложные слова «белоголовая».

1. Загадки- описания.

2.Описательные рассказы (о курице, о петухе):

-Кто это?

-Размер птицы.

-Цвет пуха?

-Части её тела.

-Чем она питается?

-Где живёт?

3.Сравнительно- описательные рассказы (утка- курица).

4. Рассказ «На птичьем дворе».

5. Составление рассказа по набору слов.

 

1. Игра «Птичий двор»- беседа (картинки):

2. Чтение стихотворения В.

Берестова «Курица с цыплятами»:

Куд- куда? Куд- куда? Ну- ка, ну- ка все сюда! Ну- ка к маме под крыло! Куд- куда вас понесло?

3. Ситуация «Петушиные бои».

Курица, цыплёнок, птичница, птицеферма, птицефабрика.

3 ч.

Р.

Дикие птицы.

Образование сущ-х. с суффиксами –ат, -ят- игра с мячом «У кого кто?» (голубь- голубята). Составление предложений по сюжетной картинке. Предлоги: на (гнезде), у (скворечника), над (рекою), с, из в (скворечнике), из, из- за. Упр. «Кто где поселится» (голубь поселится на крыше). Подбор прилагательных к сущ-м (грач- драчливый). Образование сложных слов «длинноногий», «коротконогий». Антонимы (грустный- весёлый). Родственные слова (снегирь). Родительный падеж (в лесу много…), дательный (насыпали корм голубю), предложный (папа рассказал о снегире). Образование притяжательных прилагательных (голубиный). Согласование сущ. с числительным (три грача). Образование глаголов с помощью приставок (лететь- улететь, перелететь, вылететь, залететь, отлететь).

1. Загадки- описания.

2.Описательные рассказы о граче по наводящим вопросам (Какого они цвета? Что значит работящие? Какие у них лапы и клюв? Какие птенцы у них? Части туловища? Где живёт? Чем питается? и т.д).

3.Сравнительно- описательные рассказы (грач- аист,).

4. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Скворечник».

1. Беседа по картине «Грачи прилетели» (ответы на вопросы).

2. Ситуация «Друг принёс голубя с перебитой лапкой».

Грач, голубь, снегирь, глаза, гнездо.

3 ч.

С

Посуда. Столовые приборы.

Различение форм ед. и мн. числа имён сущ-х. (чашка- чашки). Согласование сущ. с прил. в форме И и Р. падежей ед.числа (зелёный чайник. Чего не стало? Зелёного чайника). Сложноподчинённые предложения (чайник нужен для того, чтобы в нём заваривать чай). Родительный падеж сущ- го –игра «Чего не хватает?» (у чашки ручки). Винительный и предложный падежи. Предлоги: для (молочника) из (чайника), в (чашке). Подбор прилагательных к сущ-м (кувшинчик- стеклянный). Для чего нужна чашка (пить). Образование сущ- х с уменьшительно- ласкательными суффиксами (блюдечко, чашечка). Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже (маленькая чашечка). Согласование с притяжательными местоимениями: МОЙ, МОЯ, МОЁ.

1. Загадки- описания, обучение составлению загадок- описаний по образцу со зрительной опорой.

2.Описательный рассказ о чайнике:

-Размер чайника.

-Цвет и форма чайника.

-Как им пользоваться?

3.Сравнительно- описательные рассказы (кружка- чашка).

Ситуация «В магазине посуды»:

-Мне нужен большой чайник.

-Покажите мне эти чашки.

-Сколько стоит кувшинчик?

Чашка, чайник, кувшинчик, стаканчик, молочник, блюдечко.

3 ч.

З.

Мебель.

Сложноподчинённые предложения (стул нужен для того, чтобы сидеть). Предлоги: на, под, в (кровать), из (стол из дерева), без (стул без ножки), над , за (столом), из- под, из- за. Подбор прилагательных к сущ-м (кровать большая). Сложные слова (подлокотник). Лото «Подбери пару»: (стол- столы). Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. Согласование сущ. с прил. в форме И падежа ед.числа (зелёный стул). Образование относительного прилагательного из существительного «Из чего сделано?» (стол из дерева- деревянный). Согласование сущ. с числительным (три стула). Образование притяжательного прилагательного (стол для письма- письменный). Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида (мастерит- смастерил, пилит- выпилил, прибивает- прибил). Образование сравнительной степени прил- х (кровать- шире дивана).

1. Загадки- описания.

2. Рассказ -описание о стуле. 3.Сравнительно- описательные рассказы (стул- кресло, стул- табуретка, кресло- диван).

4. Расставим мебель (расположение предметов на рисунке комнаты).

5. Составление рассказа по заданным словам.

6. Придумывание конца рассказа.

1. Игра «Много мебели в квартире»- беседа.

2. Опиши мебель своего класса.

3. «»Как я убрал в комнате».

Стенка, стол, стулья, гостиная, кровать, подлокотник, детская мебель.

3 ч.

Ц.

Транспорт.

Подбор слов- действий «автобус» (ездить, перевозить, останавливаться, сигналить, гнать). Образование глаголов с различными приставками (едет- переедет, заедет, уедет). Согласование сущ. с прил.(красный автобус). Дательный (давай подойдём к этому троллейбусу), родительный (путешествовать можно..) , творительный (путешествовать можно) и предложный падежи. Предлоги: к, у, из, на, в. Упр. «Что к чему прибывает?» (автобус на станцию). Сложные слова (двухколёсный, пассажирский). Согласование сущ. с числительным (три автобуса).

1. Загадки- описания.

2. Рассказ –описание (что это? Какой он? Как передвигается? К какому виду относится?). 3.Сравнительно- описательные рассказы (автобус- троллейбус).

4. Составление рассказа по сюжетной картинке «На автобусной станции».

5. Составление рассказа по заданным словам.

 

1. Беседа по картине «Транспорт».

2. Ситуация «Лопнуло колесо».

3. Расскажи, куда ты ездил и на чём?

Автобус, троллейбус, кабина, турбины.

3 ч.

С-З

Дом.

 

Подбор родственных слов (изба). Согласование сущ- х с прил –ми (большой балкон). Образ-е мн. числа сущ-х (забор- заборы). Согласование сущ- х, числит, наречий. и местоимений (один балкон, много, моя).

Р.п (предлог «у», «из»)

П.п. (предлог «в», «на»)

Образование сущ- х с уменьшительно- ласкательными суффиксами (пол- полик).

 

1. Описательный рассказ.

2. Сравнительно- описательный рассказ (многоэтажное здание- деревянная изба).

3. Объясни значение выражений «строить воздушные замки», «как за каменной стеной».

 

1.Ответы на вопросы:

-Как попасть домой, если заблудился?

-Зачем человеку дом?

2 Ситуация «в доме прорвало водопровод».

 

Балкон, пол, потолок, забор, изба, спальня.

3 ч.

С-Ц

Рыбы.

Предлоги: по, над, у, в, за. Расширение глагольного словаря- игра с мячом «Кто как передвигается?» (лещ- плавает, змея- ползает, лягушка- прыгает). Подбор прилагательных к сущ-м (щука- хищная). Согласование сущ. с прил.(Я поймал маленького леща). Составление предложений по сюжетной картинке. Образование сущ-х. мн. числа (лещ- лещи). Образование притяжательных прилагательных (суп из рыбы- рыбный суп). Родственные слова «хищник».

1. Загадки- описания.

2. Рассказ –описание. 3.Сравнительо- описательные рассказы (щука- лещ).

4. Инсценировка произведения «Премудрый пескарь».

1. Беседа о рыбках, которых ты знаешь.

2. Постановка вопросов и ответы на них по предметным картинкам:

-Кто нарисован на картинке?

-Для чего рыбе нужны хвост и плавники?

-Что расположено на голове у рыбки?

-Для чего ей нужны жабры?

-Чем покрыто её тело?

Игра «Что изменилось?» (убрать несколько картинок с изображением рыб, а дети по очереди рассказывают, что изменилось?).

Ситуация «В рыбном магазине». Использование речевого шаблона: «Мне нужна …(щука)».

Лещ, щука, хищник, туловище, зубищи.

3 ч.

З-Ц.

Грибы.

Игра с мячом «Один- много» (сыроежка- сыроежки). Образование сущ-х. в

-Р.п – игра «Чего не стало?»; В.п, Т.п. Составление предложений по сюжетной картинке. Предлоги: в (в лесу), на (на полянке), у (у берёзы), за (за грибами), для (для грибов), под (под осиной), между (между деревьев). Образование относительных прилагательных (суп из грибов – грибной суп). Многозначность слов: ножка, шляпка. Подбор родственных слов «гриб».

1. Загадки- описания.

2.Описательный рассказ по вопросам логопеда:

-Вы узнали эти грибы?

-Какая шляпка у белого гриба?

-А ножка?

-Что из него можно сделать?

3.Сравнительно- описательные рассказы (желчный гриб- мухомор).

4. Составление рассказа по сюжетной картинке «В лесу».

1. Рассматривание картины « Грибы в лесу» и предметных картинок по теме- беседа.

2. «В лесу». Постановка вопросов:

-Что нашла?

-Много у тебя грибов?

3. Ситуация «Потерялись в лесу».

4. «Что можно приготовить из грибов?»

 

Сыроежка, желчный гриб, ножка, жарить.

3 ч.

Ш

Весна. Цветы. (садовые, комнатные).

Согласование существительных с прилагательными (Нежный фикус). Предлоги: в, на, из, под, над, из- под. Различение форм ед. и мн. числа имён сущ-х. (фиалка- фиалки). Образование качественных прилагательных (красивые, цветные, яркие, зеленеющие, стройные). Антонимы (высокий василёк, низкая фиалка). Активизация глагольного словаря (растёт, питается, расцветает, вянет). Активизация словаря наречий (высоко, низко, глубоко, красиво). Родительный падеж сущ- го (В поле много цветов). Дательный падеж (Стволу и листьям нужно питание). Творительный падеж (Цветы поливают водой). Предложный падеж (Дети рассказывают о любимых цветах: фиалках, фикусах). Согласование числительных с сущ- ми в роде, числе и падеже (три фиалки). Родственные слова «цветок». Образование относительных прилагательных (лист фиалки- фиалковый лист). Уточнение понятия «вверх- вниз» (корень- ствол). Подбор прилагательных к существительным (фиалка- голубая). Упр.

«Где растут цветы».

1. Беседа о первоцветах с опорой на картинки.

2. Рассказывание стих- я «Март».

3. Составление рассказа о васильке.

4. Описательные рассказы (по картинно- графическому плану).

5. Сравнительно- описательные рассказы (василёк- фиалка).

1. Угадай, о каком цветке я говорю.

2. Расскажи о своём любимом цветке.

3. Ситуация «Я пришёл на День Рождения с букетом цветов».

4. Ситуация «В цветочном магазине» (использование речевых шаблонов).

фикус, фиалка, фиолетовый.