Государственное образовательное
учреждение Ярославской области
|
Кол-во часов |
Закрепление артик. укладов |
Лексика |
Формирование |
Связное высказывание |
Развитие коммуникативных навыков |
Активный словарь |
3 ч. |
«А». |
Цвета. |
Образование уменьшительно- ласкательной формы прил- х (красненький). Согласованию сущ-го. и числительного в роде, числе, падеже (три оранжевых карандаша). Множественное число существительных(синий карандаш- синие карандаши). Согласованию сущ-го. и прил- го (оранжевый кубик, красная лента, красное солнышко). Употребление предложно- падежных конструкций. |
1. Формирование простого предложения по схеме: какого цвета этот карандаш? 2. Описательные рассказ про радугу. 3. Повторение за логопедом рассказа из двух предложений (Это кубик. Он красный).
|
1. Ситуация «В универмаге покупаем цветные карандаши, цветную бумагу, пластилин», (постановка вопросов и ответы на них). 2. Беседа по картине «В магазине одежды» (развитие диалогической речи). |
Красный, оранжевый, малиновый и т.д. |
3 ч. |
Дифференциация А-У. |
Осень. Признаки осени. |
Согласование сущ-х. мужского рода с прил-ми. в ед. и мн. числе (Желтый лист- жёлтые листья). Образование сущ- х с уменьшительно- ласкательными суффиксами - игра с мячом «Назови ласково» (Лист- листочек, дождь- дождик). Игра с мячом Подбор прилагательных к существительным (лист- осенний). Подбор существительных к прилагательным «осенний» (дождь, ветер, воздух). Образование качественных прилагательных (дождь- дождливый). Значение выражений: «дрожит, как осиновый лист», Многозначность слова «лист». Предлоги: с, на, в. Винительный, творительный и предложный падежи. Согласование сущ-х с местоимениями (моё солнышко, мой листик, моя шапочка). |
1. Загадки- описания. 2.Описательные рассказы. 3.Сравнительно- описательные рассказы по сюжетным картинкам (пасмурное утро, хороший солнечный день). 4. Составление рассказа по серии предметных картинок. 5. Составление рассказа по сюжетной картинке «Осень». 6. Формирование сложноподчинённого предложения с союзом «потому что» (На картине осень, потому что на ней есть жёлтые листья). |
1. Беседа по картине «Ранняя осень». 2. Ответы на вопросы: -Какое осенью солнышко? (тусклое). -Что происходит осенью с травой и листочками? (желтеют, опадают). -Куда улетают птицы? (В тёплые края). 3. Ситуация «Я промок под дождём в лесу». 4. Рассказ «Что я особенно люблю осенью». |
Холод, дождь, солнце, небо, листопад, зонт, природа, сапоги, сырость. |
3 ч. |
О. |
Одежда. |
Предлоги: на, в, с. Родительный, творительный, предложный падежи. Подбор прилагательных к сущ-м (тёплые брюки). Составление предложений по сюжетным картинкам. Образование множественного числа имён сущ-х. (юбка- юбки). Образование имён сущ-х с уменьшительно- ласкательными суффиксами (брюки- брючки). Согласование сущ-х с местоимениями (мои брюки). |
1. Закрепления навыка построения простого предложения путём перечисления различной одежды (Что ты наденешь летом, зимой?). 2 Устное сочинение «Какую одежду я люблю носить?». 4. Загадки- описания об одежде.
|
1. Ответы на вопросы. 2. Ситуация «В магазине одежды». Использование речевых шаблонов: Сколько стоит? - Какой размер? -Заверните, пожалуйста. |
Юбка, брюки и т.д. |
3 ч. |
Дифференциация «О»-«А» |
Школьные принадлежности. |
Образование уменьшительно- ласкательных форм существительного (резинка- резиночка). Обогащение словаря наречий (пишу чисто, аккуратно). Антонимы: (циркуль- длинный, короткий). Образование сущ-х. в разных падежах: -Р.п мн.ч.(надо подточить пять карандашей). -Т.п. ед и мн числа (Пойду в магазин за карандашами). Образование относительных прилагательных (Сашины чернила). Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида (Пишу предложение. Написал предложение). Употребление предлогов: на (на листе), в (в тетради), из (из пеналу), у (у тетради), под (под книгой), по (по листу). |
1. Составление рассказа о какой- либо школьной принадлежности (о цветных карандашах): -Что это? (форма). -Из чего они сделаны? -Для чего они нужны? -Что надо сделать, если карандаши сломались? 2. Загадки- описания. 3. Составление рассказа- описания о двух разных по цвету и форме карандашах. |
1. Ответы на вопросы. 2. Ситуация «В книжном магазине». Использование речевых шаблонов. |
Циркуль, карандаши, ручки, линейка, стиральная резинка и др. |
3 ч. |
И. |
Части тела и лица. |
Различение форм ед. и мн. числа имён сущ-х. (губа- губы). Р.п. сущ- х. (не видно ресниц). Т.п. (жуём зубами). П.п. (рассказать о спине). Согласование числительных с сущ- ми в роде, числе и падеже (две подошвы). Сложные прилагательные (голубоглазый, длинноволосый). Многозначность (нос, кисть, коса, язык). Предлоги: к, на, в, у. Подбор прилагательных к сущ-м (зубы- белые). Образование прилагательных от существительных (зубной врач, зубная паста, глазная мазь). Согласование существительных с притяжательными местоимениями: МОЙ, МОЯ, МОИ. |
1. Загадки- описания. 2. Описательные рассказы. 3.Сравнительо- описательные рассказы. 4. Составление рассказа по сюжетной картинке «У зубного врача». 5. Инсценировка «Про носы и языки». |
1. Составление рассказа- описания о лице человека по плану (себя, подругу, маму): -Форма лица. -Цвет глаз. -Длина волос. -Цвет волос. -Форма губ, бровей, носа, ушей. 2. Ситуация «В больнице». Шаблоны: -Запишите меня к врачу. -На какое время вы меня записали? -Какой кабинет? Ситуация «Вызов врача на дом». |
Губы, подошвы, волосы, зубы. |
3 ч. |
Ы. |
Деревья.
|
Образование прил- х от существительных (осина- осиновый). Образование прил- х от словосочетаний (день с солнцем- солнечный). Подбор родственных слов (лист, лес). Многозначность слова «лист», «игла». Согласование сущ- х с прил –ми (ива- невысокая). Образ-е мн. числа сущ-х (рябина- рябины). Согласование сущ- х, числит, наречий. и местоимений (одно, много, моя). Р.п (предлог «в»); В.п (предлог «с»). Т.п. (предлог «под», «на», «между», «к», «от», «за», «из-за»). Образование сущ- х с уменьшительно- ласкательными суффиксами (рябина- рябинка).
|
1. Описательный рассказ об иве. 2. Сравнительно- описательный рассказ (рябина- вишня). |
1.Ответы на вопросы: -Как семечко превратилось в дерево? - Зачем нужны деревья? - Как вести себя в лесу?
|
Растение, лиственница, ива, рябина, древесина, лист, листва, серёжки, шишка.
|
3 ч. |
Диффер И-Й. |
Продукты. |
Активизация глагольного словаря (жарят, едя, пьют). Относительные прилагательные (продукты из муки- мучные). Родительный падеж сущ- го (В магазине много яиц). Творительный падеж (Я буду есть яичницу с хлебом). Предлоги: над, под, в, на. Образование глаголов с помощью приставок (жарят- пожарить, нажарить). Подбор прилагательных к существительным (горячая каша). Родственные слова «яйцо». Согласование числительных с сущ- ми в роде, числе и падеже (одно яйцо). Образ- е сущ- х с уменьшительно- ласкательным суффиксом (яйцо- яичко). |
1. Загадки- описания. 2. Составление рассказа по данным словам. 3. Составление рассказа о том, что можно подать на завтрак, обед, ужин. 4. Сравнительно- описательные рассказы (одуванчик- мать- и –мачеха). 5. Придумывание конца рассказа. |
1. Ответы на вопросы. 2. Ситуация «В продуктовом магазине». |
Яблоко, яйца, яичница, ячневая каша. |
3 ч. |
Дифференциация Ы-И |
Профессии. |
Образование глаголов с помощью приставок: (работать- отработать, заработать, выработать, переработать). Согласование числительных с сущ- ми в роде, числе и падеже (три учительницы). Образование притягательных прилагательных (учительские). Предлоги: на, в. Упр. «Кому что нужно» (учителю- указка, лётчику- самолёт). Упр. «Кто, что делает и где работает?» (учитель- учит в школе). Составление предложений по сюжетной картинке. Игра с мячом «Один- много» (лётчик- лётчики). Родственные слова «учитель». Образование сущ-х. в разных падежах: -Р.п. (в школе много учителей). -Т.п. (учитель работает с тетрадями). -П.п. (ученики рассказали о любимых воспитателях, логопедах). Согласование числительных с сущ- ми в роде, числе и падеже (один учитель). Образование притяжательных прилагательных (плотницкие, воспитательские, хирургические, педагогические).
|
1. Загадки- описания. 2. Составление рассказа по данным словам. 3. Составление рассказа- описания. 4. Составление рассказа «кем я хочу стать и почему?». |
1. Ответы на вопросы. 2. Беседа о профессии учителя. |
Учитель, логопед, лётчик, продавец, мед. сестра, шофер. |
3 ч. |
Э |
Дикие животные. |
Образование сущ- х с уменьшительно- ласкательными суффиксами (хомяк- хомячок). Согласование сущ-х. с прил-ми. (хитрый хорь). Игра с мячом «Один- много» - образование множественного числа имён сущ-х. (хомяк- хомяки). Родительный, дательный, предложный падежи. Предлоги: по, о, от, из, у. Дифференциация глаголов ед. и мн. числа: (хорь- прыгает, играет; хори- прыгают, играют). |
1. Игра- драматизация прозаического текста. 2. Загадки- описания. 3.Описательные рассказы (кто это? Его размер, окраска? Где он живёт?). 4.Сравнительно- описательные рассказы (хорь- хомяк). |
1. Узнавание животных по описанию. 2. Рассказ по сюжетным картинкам. 3. Ответы на вопросы логопеда: - Где живёт хорь, хомяк? -Чем они питаются? -Что они употребляют в пищу? -Чем они полезны или вредны человеку? |
Хомяк, хорь, выхухоль, ходить и т.д. |
3 ч. |
Дифференциация гласных |
Домашние животные. |
Родительный (игра «у меня нет..»-мышей), винительный, творительный, предложный падежи. Игра с мячом «Один- много» - образование множественного числа имён сущ-х. (кошка- кошки). Образование имён сущ-х с уменьшительно- ласкательными суффиксами- игра «Большой- маленький» (лошадь- лошадка). Согласование сущ-х. с прил-ми: (рыжая лошадь). Предлоги: на, в, под, за. Образование притяжательных прилагательных (лапа- кошачья). Дифференциация глаголов ед. и мн. числа: (кошка- прыгает, играет; кошки- прыгают, играют). |
1 Загадки- описания. 3.Описательные рассказы: -кто это? Его размер, цвет. Где он живёт? Чем питается? 4.Сравнительно- описательные рассказы(лошадь- зебра). 5. Заучивание народных потешек по теме. |
1. Игра «На скотном дворе». 2. Постановка вопросов и ответы на них – игра «Третий лишний» (кошка, лошадь, жираф) 4. Беседа по сюжетной картинке «В деревне на лугу». |
Кошка, лошадь, мышка, пушистая. |
3 ч. |
Н |
Зимующие птицы. |
Образование родительного падежа единственного числа существительных – игра «Кого не стало? (снегиря, сороки). Образование множественного числа имён сущ-х игра «Один- два» (сороки). Составление предложений по сюжетным картинкам. Винительный падеж сущ-го – упр «Вспоминай- ка» (Каких птиц вы видели первыми?-). Согласование сущ- х с числительными (три совы). Предлоги: в (гнезде), у (гнезда), около, по (дереву), под (деревом). Дательный (вороне), предложный падежи. Подбор прилагательных к сущ-м. Объяснение выражений «ловить ворон», «как ворона» (многозначность слов). Родственные слова «СНЕГИРЬ». |
1. Игра- драматизация стихотворного текста. 2. Повторение рассказа- описания о сороке после логопеда со зрительной опорой. 3. Сравнительно- описательные рассказы (сорока- ворона, голубь- снегирь). 4. Составление рассказов по сюжетной картинке «Как люди подкармливают птиц зимой». |
1. Беседа по картинке «У кормушки». 2. Отгадывание птиц по описанию- игра «Угадай о какой птице я говорю». 3. Ситуация «Я увидел птичку с больной лапкой». |
Снегирь, ворона, сорока, сова. |
3 ч. |
М. |
Головные уборы. |
Образование сущ- х ед. и мн. числа в разных падежах: -Р.п. (В магазине много шляпок, косынок). -П.п (Я буду гулять в косынке,). -Т.п. (Мы пойдём в магазин за шляпой). Согласование числ- х с сущ- ми в роде, числе и падеже (три шляпы). Образование однокоренных слов (шляпа- шляпка, шляпница, шляпный магазин). Образование глаголов с приставками (кроить- скроить, выкроить, перекроить; носить- переносить, доносить, заносить, уносить). Образование относительных прилагательных (косок из ситца- ситцевый, шапка из меха- меховая). |
1 Загадки- описания. 2.Описательные рассказы: -Какой формы головной убор? -Из чего он сделан? -Для чего он? -Как за ним ухаживать? 3.Сравнительно- описательные рассказы (платок- косынка). 4. Дополнение рассказа логопеда словами. |
|
Шапка, косок, ушанка и др.
|
3 ч. |
В |
Новый год. |
Активизация глагольного словаря: (наряжать, украшать, веселиться, петь, танцевать). Активизация словаря признаков: (шарик- стеклянный, круглый, блестящий). Активизация наречий (на празднике шумно, весело, дружно). Образование множественного числа имён сущ-х. (конфета- конфеты). Родительный падеж –(Много игрушек, подарков). Образование имён сущ-х. с уменьшительно- ласкательными суффиксами (игрушка- игрушечка). Согласование сущ-х с местоимениями (мои подарки). Согласование сущ-х с числит. в роде, числе и падеже (одна Снегурочка- две Снегурочки). Образование однокоренных слов (ёлка). Предлоги: под, из- под. Образование сложных слов (снегокат). |
- Что это за игрушка? -Какая она? -Из чего сделана? -Кто её смастерил и как? -Что ею украшают? 3. Составление рассказа «Как мы ёлочку наряжали». |
1. Игры- театрализации. 2. Постановка вопросов и ответы на них. 3. Загадки описания, составляемые детьми по картинкам. 4. Ситуация «На новогодней ёлке».
|
Утренник, шарик, новогодняя игрушка, подарки, конфеты, ёлка, Снегурочка. |
3 ч. |
Т |
Зима. Рождество. |
Активизация глагольного словаря: СНЕГ- ложится, сверкает. Образование качественных прилагательных (снег- белый, сверкающий, мягкий). Активизация словаря наречий: (на улице морозно, хмуро, темно). Образование множественного числа имён сущ-х. (буран- бураны). Родительный падеж –(Зимой много ветра, штормов, снега). Творительный падеж (Зима приходит с вьюгами, метелями, морозами). Предложный падеж (Зимой дети вспоминают о лыжах, горках, коньках). Образование имён сущ-х. с уменьшительно- ласкательными суффиксами (ветерок- ветерочек). Согласование сущ-х с местоимениями (мои коньки). Согласование сущ-х с числит. в роде, числе и падеже (одна Снегурочка- две Снегурочки). Образование однокоренных слов (ветер). Предлоги: над, под, на, в. Образование глаголов с помощью приставок (заметает- сметает, умчится, примчится). Образование сложных слов (снегокат, снегопад). |
1.Составление предложений по данным словам: -день морозный; -пошёл с санками; -Ваня гулять. 2. Составление рассказа- описания по картинке с изображением зимнего пейзажа. 3. Сравнительно- описательные рассказы о двух временах года (зима- осень). |
1.Постановка вопросов и ответы на них. 2. Загадки описания, составляемые детьми по картинкам. 3. Беседа по картинке о признаках зимы и зимних развлечениях. 4 Ситуация «На снежной горке». |
Бураны, град, полярная ночь, северное сияние, Снегурочка, Дед Мороз, Снегурочка, ветер, шторм. |
3 ч. |
Д |
Части тела. |
Предлоги: на, в, у. Образование множественного числа имён сущ-х. (глаз- глаза). Определение рода существительного (лоб- м.р, ед.ч.). Подбор прилагательных к сущ-м (волосы- русые). Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже (голубые глаза). Составление сложноподчинённых предложений (чтобы вымыть волосы, нужен шампунь). Образование имён сущ-х с уменьшительно- ласкательными суффиксами (палец- пальчик). Согласование сущ-х с местоимениями (моё туловище). |
1. Загадки- описания. 2.Описательные рассказы. 3.Сравнительно- описательные рассказы (пальцы на руках и ногах).
|
1. Ответы на вопросы полным предложением: -Какие у тебя глаза? -Какие у тебя волосы7 Пересказ получившегося рассказа. 2. Описательный рассказ о своей маме. |
Лицо, туловище, голова, пальцы, лоб, глаза, колени, локти, волосы. |
3 ч. |
Т-Д |
Обувь. |
Родительный падеж –(сломались молнии у сапог). Творительный падеж (пойдём в магазин за валенками). Предложный падеж (я пойду гулять в кроссовках). Образование относ. прил-х (обувь для взрослых- взрослая). Согласование сущ-х с числит. в роде, числе и падеже (одна пара сандалий). Однокоренные слова «валенки». Образование глаголов с помощью приставок (развязать, привязать, завязать). Сравнит. степень прил- х (сапоги тяжелее валенок). |
1. Загадки- описания. 2.Описательные рассказы (какая она? Из чего сделана? Какие у неё детали? Как ухаживать за обувью?). 3.Сравнительно- описательные рассказы (валенки- сапоги).
|
1. Ответы на вопросы полным предложением. 2. Ситуация в обувном магазине. |
Кроссовки, сандалии, валенки, шлёпанцы, каблук, шнурок, стелька, молния, резинка. |
3 ч. |
К. |
Туалетные принадлежности. |
Предлоги: из, на (полке), в (шкафу). Образование множественного числа имён сущ-х. (мыльница- мыльницы). Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже (махровое полотенце). Родительный падеж –(в бане нет мыльниц). Творительный падеж (руки намыливаю мылом). Образование имён сущ-х. с уменьшительно- ласкательными суффиксами –пеночка. Составление предложений по сюжетным картинкам. ). Образование относительных прилагательных (полотенце для мамы- мамино полотенце). Подбор антонимов (полотенце: длинное- короткое, чистое- грязное). Образование качественных прилагательных (полотенце- пушистое, мягкое, маленькое, красивое). Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида: (мою лицо, вымыл лицо). |
1. Составление предложений из трёх слов по сюжетным картинкам. 2. Составление рассказа- описания о какой- либо туалетной принадлежности, например о расческе: - Что это? - Из чего она сделана? - Какая она? - Для чего она нужна? - Что надо делать, чтобы расчёска была чистой? 4. Сравнительно- описательные рассказы о двух разных по цвету и форме расчёсках. |
1.Постановка вопросов и ответы на них. 2. Загадки описания, составляемые детьми по картинкам. 3. Беседа по картинке «В ванной комнате». |
Мыльница, полотенце, пена, ванна, пениться. |
3 ч. |
Г. |
Сад. Фрукты. |
Активизация словаря признаков: (цвет, форма). Активизация наречий (вкусно, полезно). Лото «Один- много»: (виноград- винограда). Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже (душистый виноград). Образование имён сущ-х. с уменьшительно- ласкательными суффиксами- игра с мячом «Назови ласково» (слива- сливка). Родительный, винительный, предложный падежи. Предлоги: из (из сливы), в (банке), на (дереве), под, с (корзина с виноградом). Подбор прилагательных к сущ-м (виноград- овальный, ароматный). Согласование с притяжательными местоимениями: МОЙ, МОЯ, МОЁ. Образование относительных прилагательных (компот из сливы- сливовый). Согласование сущ-го. и числит. (три авокадо). Образование глаголов с помощью приставок (копать- выкапывать, закапывать, откапывать. Образование сложных слов, путём соединения двух корней (кисло- сладкий вкус, красно- жёлтый бочок). |
1. Упр. «Узнай фрукт» (описание). 2. Загадки- описания. 3.Описательные рассказы по плану: -Что это? -Цвет, форма, вкус, размер. -Где это растёт? -Что из этого можно приготовить? 4.Сравнительно- описательные рассказы. 5. Составление рассказов по сюжетным картинкам «Наш сад». |
1. Беседа по плакату «Что растёт в моём саду?». 2. Классификация фруктов по месту произрастания (виноград на дереве, дыня на грядке). 3. Составление простых предложений по вопросам логопеда с опорой на картинку (начните ответ со слова «это»). 4. Игра «Угощайся» (Оля угощайся- съешь апельсин, виноград). 5. Ситуация «На продуктовом рынке». Использование речевых шаблонов: -Сколько стоит? -Взвесьте мне, пожалуйста… |
Сливы, авокадо, киви, вишня, виноград, вишнёвое варенье, виноградное вино, вкусно, выше. |
3 ч. |
К-Г |
Огород. Овощи. |
Подбор слов- действий к существ. «овощи» (соберём, накопаем, срежем, нарвём). Лото «Один- много»: (помидор- помидоры). Родительный, винительный, предложный падежи. Образование имён сущ-х. с уменьшительно- ласкательными суффиксами (помидорчик, салатик). Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже (красный перец). Предлоги: из (из помидор), в (банке), на (гряде), под, с (корзина с луком). Подбор прилагательных к сущ-м (помидор- круглый, мясистый). Образование относительных прилагательных (салат из капусты- капустный салат). Согласование сущ-го. и числит. (три килограмма помидор). Согласование с притяжательными местоимениями: МОЙ, МОЯ, МОЁ. Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида: (собирают- собирали). Образование глаголов с приставками (прополоть, переполоть, выполоть). Образование имён сущ-х. с уменьшительно- ласкательными суффиксами (чашка- чашечка, кувшин- кувшинчик). |
1. Отгадывание загадок об овощах. 2.Описательные рассказы по плану: -Что это? -Цвет, форма, вкус, размер. -Где это растёт? -Что из этого можно приготовить? - Где его можно купить? 4.Сравнительо- описательные рассказы. 5. Составление рассказов по сюжетным картинкам «Наш огород». |
1.Беседа (рассматривание овощей). 2. Составление простых предложений по вопросам логопеда с опорой на картинку (начните ответ со слова «это»). 4. Игра «Угощайся» (Оля угощайся- съешь помидор, огурец). 5. Ситуация «В овощном магазине». Использование речевых шаблонов: -Сколько стоит? -Взвесьте мне, пожалуйста… |
Сладкий перец, помидор, острый перец, репа, цветная капуста, капуста, лук репчатый. |
3 ч. |
Л. |
Домашние птицы. |
Активизация словаря признаков: (курица- пёстрая, суетливая, неугомонная). Активизация наречий (птенцы пищат- громко, жалобно). Образование сущ-х. с суффиксами – онок, - енок, -ат, -ят –«Найди маму» (курица- цыплёнок, цыплята). Согласование сущ. с числительным (три цыплёнка). Предлоги: на, в, около, с. Игра с мячом «Назови ласково» (курица- курочка). Подбор родственных слов «курица», «индюк», «гусь». Подбор прилагательных к сущ-м (цыплёнок- пушистый, желтый). Образование притяжательных прилагательных (куриная лапа). Сложные слова: «птичница», «птицефабрика». Значение выражений: «Пишет, как курица лапой», «получил гуся». Образование сущ- х ед. и мн числа Родительного и Творительного падежей. Однокоренные слова «клюв». Сложные слова «белоголовая». |
1. Загадки- описания. 2.Описательные рассказы (о курице, о петухе): -Кто это? -Размер птицы. -Цвет пуха? -Части её тела. -Чем она питается? -Где живёт? 3.Сравнительно- описательные рассказы (утка- курица). 4. Рассказ «На птичьем дворе». 5. Составление рассказа по набору слов.
|
1. Игра «Птичий двор»- беседа (картинки): 2. Чтение стихотворения В. Берестова «Курица с цыплятами»: Куд- куда? Куд- куда? Ну- ка, ну- ка все сюда! Ну- ка к маме под крыло! Куд- куда вас понесло? 3. Ситуация «Петушиные бои». |
Курица, цыплёнок, птичница, птицеферма, птицефабрика. |
3 ч. |
Р. |
Дикие птицы. |
Образование сущ-х. с суффиксами –ат, -ят- игра с мячом «У кого кто?» (голубь- голубята). Составление предложений по сюжетной картинке. Предлоги: на (гнезде), у (скворечника), над (рекою), с, из в (скворечнике), из, из- за. Упр. «Кто где поселится» (голубь поселится на крыше). Подбор прилагательных к сущ-м (грач- драчливый). Образование сложных слов «длинноногий», «коротконогий». Антонимы (грустный- весёлый). Родственные слова (снегирь). Родительный падеж (в лесу много…), дательный (насыпали корм голубю), предложный (папа рассказал о снегире). Образование притяжательных прилагательных (голубиный). Согласование сущ. с числительным (три грача). Образование глаголов с помощью приставок (лететь- улететь, перелететь, вылететь, залететь, отлететь). |
1. Загадки- описания. 2.Описательные рассказы о граче по наводящим вопросам (Какого они цвета? Что значит работящие? Какие у них лапы и клюв? Какие птенцы у них? Части туловища? Где живёт? Чем питается? и т.д). 3.Сравнительно- описательные рассказы (грач- аист,). 4. Составление рассказа по серии сюжетных картин «Скворечник». |
1. Беседа по картине «Грачи прилетели» (ответы на вопросы). 2. Ситуация «Друг принёс голубя с перебитой лапкой». |
Грач, голубь, снегирь, глаза, гнездо. |
3 ч. |
С |
Посуда. Столовые приборы. |
Различение форм ед. и мн. числа имён сущ-х. (чашка- чашки). Согласование сущ. с прил. в форме И и Р. падежей ед.числа (зелёный чайник. Чего не стало? Зелёного чайника). Сложноподчинённые предложения (чайник нужен для того, чтобы в нём заваривать чай). Родительный падеж сущ- го –игра «Чего не хватает?» (у чашки ручки). Винительный и предложный падежи. Предлоги: для (молочника) из (чайника), в (чашке). Подбор прилагательных к сущ-м (кувшинчик- стеклянный). Для чего нужна чашка (пить). Образование сущ- х с уменьшительно- ласкательными суффиксами (блюдечко, чашечка). Согласование сущ. с прил. в роде, числе и падеже (маленькая чашечка). Согласование с притяжательными местоимениями: МОЙ, МОЯ, МОЁ. |
1. Загадки- описания, обучение составлению загадок- описаний по образцу со зрительной опорой. 2.Описательный рассказ о чайнике: -Размер чайника. -Цвет и форма чайника. -Как им пользоваться? 3.Сравнительно- описательные рассказы (кружка- чашка). |
Ситуация «В магазине посуды»: -Мне нужен большой чайник. -Покажите мне эти чашки. -Сколько стоит кувшинчик? |
Чашка, чайник, кувшинчик, стаканчик, молочник, блюдечко. |
3 ч. |
З. |
Мебель. |
Сложноподчинённые предложения (стул нужен для того, чтобы сидеть). Предлоги: на, под, в (кровать), из (стол из дерева), без (стул без ножки), над , за (столом), из- под, из- за. Подбор прилагательных к сущ-м (кровать большая). Сложные слова (подлокотник). Лото «Подбери пару»: (стол- столы). Родительный, дательный, творительный, предложный падежи. Согласование сущ. с прил. в форме И падежа ед.числа (зелёный стул). Образование относительного прилагательного из существительного «Из чего сделано?» (стол из дерева- деревянный). Согласование сущ. с числительным (три стула). Образование притяжательного прилагательного (стол для письма- письменный). Дифференциация глаголов совершенного и несовершенного вида (мастерит- смастерил, пилит- выпилил, прибивает- прибил). Образование сравнительной степени прил- х (кровать- шире дивана). |
1. Загадки- описания. 2. Рассказ -описание о стуле. 3.Сравнительно- описательные рассказы (стул- кресло, стул- табуретка, кресло- диван). 4. Расставим мебель (расположение предметов на рисунке комнаты). 5. Составление рассказа по заданным словам. 6. Придумывание конца рассказа. |
1. Игра «Много мебели в квартире»- беседа. 2. Опиши мебель своего класса. 3. «»Как я убрал в комнате». |
Стенка, стол, стулья, гостиная, кровать, подлокотник, детская мебель. |
3 ч. |
Ц. |
Транспорт. |
Подбор слов- действий «автобус» (ездить, перевозить, останавливаться, сигналить, гнать). Образование глаголов с различными приставками (едет- переедет, заедет, уедет). Согласование сущ. с прил.(красный автобус). Дательный (давай подойдём к этому троллейбусу), родительный (путешествовать можно..) , творительный (путешествовать можно) и предложный падежи. Предлоги: к, у, из, на, в. Упр. «Что к чему прибывает?» (автобус на станцию). Сложные слова (двухколёсный, пассажирский). Согласование сущ. с числительным (три автобуса). |
1. Загадки- описания. 2. Рассказ –описание (что это? Какой он? Как передвигается? К какому виду относится?). 3.Сравнительно- описательные рассказы (автобус- троллейбус). 4. Составление рассказа по сюжетной картинке «На автобусной станции». 5. Составление рассказа по заданным словам.
|
1. Беседа по картине «Транспорт». 2. Ситуация «Лопнуло колесо». 3. Расскажи, куда ты ездил и на чём? |
Автобус, троллейбус, кабина, турбины. |
3 ч. |
С-З |
Дом.
|
Подбор родственных слов (изба). Согласование сущ- х с прил –ми (большой балкон). Образ-е мн. числа сущ-х (забор- заборы). Согласование сущ- х, числит, наречий. и местоимений (один балкон, много, моя). Р.п (предлог «у», «из») П.п. (предлог «в», «на») Образование сущ- х с уменьшительно- ласкательными суффиксами (пол- полик).
|
1. Описательный рассказ. 2. Сравнительно- описательный рассказ (многоэтажное здание- деревянная изба). 3. Объясни значение выражений «строить воздушные замки», «как за каменной стеной».
|
1.Ответы на вопросы: -Как попасть домой, если заблудился? -Зачем человеку дом? 2 Ситуация «в доме прорвало водопровод».
|
Балкон, пол, потолок, забор, изба, спальня. |
3 ч. |
С-Ц |
Рыбы. |
Предлоги: по, над, у, в, за. Расширение глагольного словаря- игра с мячом «Кто как передвигается?» (лещ- плавает, змея- ползает, лягушка- прыгает). Подбор прилагательных к сущ-м (щука- хищная). Согласование сущ. с прил.(Я поймал маленького леща). Составление предложений по сюжетной картинке. Образование сущ-х. мн. числа (лещ- лещи). Образование притяжательных прилагательных (суп из рыбы- рыбный суп). Родственные слова «хищник». |
1. Загадки- описания. 2. Рассказ –описание. 3.Сравнительо- описательные рассказы (щука- лещ). 4. Инсценировка произведения «Премудрый пескарь». |
1. Беседа о рыбках, которых ты знаешь. 2. Постановка вопросов и ответы на них по предметным картинкам: -Кто нарисован на картинке? -Для чего рыбе нужны хвост и плавники? -Что расположено на голове у рыбки? -Для чего ей нужны жабры? -Чем покрыто её тело? Игра «Что изменилось?» (убрать несколько картинок с изображением рыб, а дети по очереди рассказывают, что изменилось?). Ситуация «В рыбном магазине». Использование речевого шаблона: «Мне нужна …(щука)». |
Лещ, щука, хищник, туловище, зубищи. |
3 ч. |
З-Ц. |
Грибы. |
Игра с мячом «Один- много» (сыроежка- сыроежки). Образование сущ-х. в -Р.п – игра «Чего не стало?»; В.п, Т.п. Составление предложений по сюжетной картинке. Предлоги: в (в лесу), на (на полянке), у (у берёзы), за (за грибами), для (для грибов), под (под осиной), между (между деревьев). Образование относительных прилагательных (суп из грибов – грибной суп). Многозначность слов: ножка, шляпка. Подбор родственных слов «гриб». |
1. Загадки- описания. 2.Описательный рассказ по вопросам логопеда: -Вы узнали эти грибы? -Какая шляпка у белого гриба? -А ножка? -Что из него можно сделать? 3.Сравнительно- описательные рассказы (желчный гриб- мухомор). 4. Составление рассказа по сюжетной картинке «В лесу». |
1. Рассматривание картины « Грибы в лесу» и предметных картинок по теме- беседа. 2. «В лесу». Постановка вопросов: -Что нашла? -Много у тебя грибов? 3. Ситуация «Потерялись в лесу». 4. «Что можно приготовить из грибов?»
|
Сыроежка, желчный гриб, ножка, жарить. |
3 ч. |
Ш |
Весна. Цветы. (садовые, комнатные). |
Согласование существительных с прилагательными (Нежный фикус). Предлоги: в, на, из, под, над, из- под. Различение форм ед. и мн. числа имён сущ-х. (фиалка- фиалки). Образование качественных прилагательных (красивые, цветные, яркие, зеленеющие, стройные). Антонимы (высокий василёк, низкая фиалка). Активизация глагольного словаря (растёт, питается, расцветает, вянет). Активизация словаря наречий (высоко, низко, глубоко, красиво). Родительный падеж сущ- го (В поле много цветов). Дательный падеж (Стволу и листьям нужно питание). Творительный падеж (Цветы поливают водой). Предложный падеж (Дети рассказывают о любимых цветах: фиалках, фикусах). Согласование числительных с сущ- ми в роде, числе и падеже (три фиалки). Родственные слова «цветок». Образование относительных прилагательных (лист фиалки- фиалковый лист). Уточнение понятия «вверх- вниз» (корень- ствол). Подбор прилагательных к существительным (фиалка- голубая). Упр. «Где растут цветы». |
1. Беседа о первоцветах с опорой на картинки. 2. Рассказывание стих- я «Март». 3. Составление рассказа о васильке. 4. Описательные рассказы (по картинно- графическому плану). 5. Сравнительно- описательные рассказы (василёк- фиалка). |
1. Угадай, о каком цветке я говорю. 2. Расскажи о своём любимом цветке. 3. Ситуация «Я пришёл на День Рождения с букетом цветов». 4. Ситуация «В цветочном магазине» (использование речевых шаблонов). |
фикус, фиалка, фиолетовый. |