Государственное образовательное
учреждение Ярославской области
|
Часы |
Звуки и буквы |
Лексика |
Лексико-грамматический строй |
Связное высказывание |
|||||
3 |
Уточнение артикуляции звуков а,у
А-У |
«Фрукты» (персик, слива, абрикос, апельсин, лимон, и др.) |
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (яблоко-яблочко), прилагательных (желтое – желтенькое). Образование множественного числа существительных в именительном и родительном (лимон – лимоны – много лимонов). Согласование данных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Составление словосочетаний (яблоко круглое, яблоко хрустящее). Составление сложных предложений с союзом «а» (яблоко сладкое, а лимон кислый). Согласование прилагательных и существительных в единственном и множественном числах (яблоко красное – яблоки красные). Образование относительных прилагательных. |
Составление рассказа по картинке (из 2, 3 фраз с опорой на вопросы). Загадки. Сравнительно-описательные рассказы Договаривание предложений по картинкам (Им. и В. падежи ед. ч. сущ.). |
|||||
3 |
Уточнение артикуляции звука о.
О-У |
«Овощи» (огурец, репа, редис, помидор, перец, картофель) |
Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (помидор – помидорчик, лук – лучок), прилагательных (красный – красненький). Образование относительных прилагательных (картофель – картофельный). Согласование данных прилагательных с существительными в роде, числе и падеже. Составление словосочетаний (капуста круглая, огурец хрустящий). Составление сложных предложений с союзом |
Загадки. Сравнительно-описательные рассказы Игра «четвертый лишний», «запомни, повтори». |
|||||
3 |
А-О |
«Осень» Грибы и ягоды. (Грибы, ягоды, корзина, лукошко, подберезовик, подосиновик, поганка, мухомор, боровик и т.д.) |
Образование существительных с уменьшительно –ласкательными суффиксами (малина – малинка, гриб – грибок). Образование прилагательных от существительных (компот из черники – черничный) Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. предлоги: на, в, с, под, за. Подбор слов – антонимов (у белого гриба ножка толстая, а у подберезовика – тонкая) Согласование существительных множественного числа родительного падежа (Мы собрали много подосиновиков, …). |
Ситуация – Подарим подарки Ане и Оле. Загадки. Сравнительно-описательные рассказы |
|||||
3 |
А-Я |
Домашние животные. Детеныши домашних животных. |
1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. 2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 3. Образование сложных прилагательных (У коровы длинный хвост. Какова корова? – длиннохвостая). 4. Образование притяжательных прилагательных (конура собаки. – Чья конура? – собачья) 5. Образование существительных с помощью суффикса –ищ (нос – носище). 6. Образование слов-антонимов. 7.Согласование числительных с существительными. 8. предлоги: в, у, за, около, между. |
1.Загадки-описания. 2.Сравнительно-описательные рассказы.
|
|||||
3 |
У-Ю |
Осень. Поздняя осень. |
1. Согласование существительных с прилагательными (яркое солнце). 2. Предложно-падежное управление: с. в, на, за. 3. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей (дерево – деревья – деревьев). 4. Подобрать антонимы к словам (тепло – холодно). Игра с мячом «Назови ласково», «Один – много». |
1.Загадки-описания. 2.Сравнительно-описательные рассказы
|
|||||
3 |
О-Ё |
Дикие животные. Детеныши диких животных. |
1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей (волк – волки – волков). 2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (белка – белочка). 3. Образование сложных прилагательных (длиннохвостая, …) 4. Образование притяжательных прилагательных (лисья). 5. Образование существительных с помощью суффикса –ищ (нос – носище). 6. Подбор слов-антонимов (у лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост). 7. Согласование числительных с существительными. 8. предлоги: на, с, вокруг, между, около. |
1.Загадки-описания. 2.Сравнительно-описательные рассказы
|
|||||
3 |
Уточнение артикуляции звуков и, ы.
И-Ы |
Части лица и тела. |
1. Образование существительных множественного числа. 2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 3. Подбор слов-антонимов 4. Согласование числительных с существительными. 5. предлоги: на, в, за, между, около.
|
1.Загадки-описания. 2.Сравнительно-описательные рассказы
|
|||||
1ч. Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (М), (М). Согласование с притяжением местоимения: мой, моя, моё, мои. Игра «чего не стало», «что изменилось». |
|||||||||
1ч. Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (н), (н). Предлог на. Договаривание предложений с предлогом на. Имена людей. Игра «чего не стало», «телефон». Составление рассказа о семье по сюжетной картинке. |
|||||||||
3 |
М-Н |
«Насекомые» (оса, пчела, шмель, жук, муравей, кузнечик, муха, комар, бабочка, стрекоза).
|
1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. 2. Образование сложных слов (разноцветные бабочки). 3. Согласование числительных с существительными. |
1.Загадки-описания. 2.Описательные рассказы. 3. Сравнительно-описательные рассказы (пчела-оса; муха-комар). 4.Инсценировка «Как кузнечик помогал слабым». 5.Пересказ рассказа по картинно-графическому плану . |
|||||
1ч. Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (л), (л). Определение звука в слове. Родительный падеж существительных. Игра «чего не хватает». Ответы на вопросы. Предлог около. |
|||||||||
2 |
М-Н-Л |
Домашние птицы |
1. Образование существительных единственного и множественного числа в именительных и родительных падежах . 2. Образование существительных с уменьшительно –ласкательными суффиксами). 3. Образование прилагательных от существительных . 4. Согласование притяжательных местоимений с существительными . 5. Согласование числительных с существительными. 6. Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа . 7. Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа . |
Составление предложений по картинке. Загадки. |
|||||
1 час Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (с), (с). |
|||||||||
1 час Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (з), (з). |
|||||||||
3 |
С-З |
Зимующие птицы |
1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. 2. Образование сложных прилагательных (белобокая сорока). 3. Образование приставочных глаголов (улетел, прилетел,…). 4. Согласование числительных с существительными. 5. Согласование притяжательных местоимений с существительными (мой, моя, мое). 6. предлоги: в, на, с, со, из, под, около. |
1.Загадки – описания. 2.Описательные рассказы. 3.Сравнительно – описательные рассказы (ворона – сорока, снегирь – воробей).
|
|||||
1 час Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (к), (к). |
|||||||||
1 час Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (г), (г). |
|||||||||
3 |
К-Г |
Зима. Признаки зимы (пурга, сугроб, снежинка, гололед, вьюга, покрывать, кружиться, поземка, гололед, снегопад) |
О чем можно сказать? – хрустит, висят, замерзли. |
1.Загадки – описания. 2.Описательные рассказы. 3.Сравнительно – описательные рассказы 4. Составление рассказа по сюжетной картине «Зима». |
|||||
1 час Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (т), (т). |
|||||||||
1 час Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (д), (д). |
|||||||||
3 |
Т-Д |
Зима. Зимние развлечения. |
Родительный, дательный, предложный падежи. Предлоги: НА, В, ПО, С. Составление предложений по сюжетным картинкам «Скажи, кто, что делает» (кидают, катают, съезжают и т.д.) Речедвигательная игра с мячом «Снежки». Р.и. «а сегодня у зимы новоселье». |
1.Загадки – описания. 2.Описательные рассказы. 3.Сравнительно – описательные рассказы 4. Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние развлечения». |
|||||
1 час Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (п), (п). |
|||||||||
1 час Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (б), (б). |
|||||||||
3 |
П-Б |
Продукты (Рыба, колбаса, лапша, бульон, суп, хлеб, батон, буханка, баранка, бублик, бутерброд, повар, пельмени, пюре, пироги) |
1. Предлоги: из (из мяса), с (с колбасой), в (в холодильнике), на (на молоке). 2. Образование относительных прилагательных (бульон из мяса – мясной бульон, из рыбы – рыбный). 3. Составление словосочетаний со словом «нет» (в магазине нет котлет). 4. Родительный падеж сущ. 5. Подбор прилагательных к существительным. (колбаса – вареная). 6. Множественное число существительных. 7. Речедвигательное упражнение «Я пеку, пеку, пеку». |
1.Загадки – описания. 2.Описательные рассказы. 3.Сравнительно – описательные рассказы (батон – буханка, колбаса – сосиски, баранка - бублик) 4.Составим меню на целый день. |
|||||
1 час Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (ш), (ш). |
|||||||||
1 час Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (ж), (ж). |
|||||||||
3
|
Ш-Ж |
Посуда. Столовые приборы. (Ложка, нож, поварешка, чашка, крышка, кружка, ковш, кувшин, ужин, жарить, тушить, кушать, мешать) |
1. Образование существительных единственного и множественного числа именительного и родительного падежей. 2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных. 3. Образование прилагательных от существительных. 4. Согласование числительных с существительными. 5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями: моя, мое, мои. Предлоги: в, на, из, со, около, между.
|
1.Загадки – описания. 2.Описательные рассказы. 3.Сравнительно – описательные рассказы (кружка – чашка, тарелка – миска) 4.Составление рассказа «Подготовка к празднику». |
|||||
1 час Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (в), (в). |
|||||||||
1 час Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (ф), (ф). |
|||||||||
3 |
В-Ф |
Электроприборы (Телефон, магнитофон, фен, пылесос, холодильник, утюг, электроплита, лампа, стиральная машина, телевизор, вентилятор). |
Родительный, винительный, творительный предложный падежи. Деление слов на слоги. Упр. «Что чем делают?» (пылесосом – пылесосят). Образование сложных слов от словосочетаний (пыль сосет – пылесос, холод дает – холодильник и т.д.) Трудные слова «электричество, электрик». Многозначность слова «вилка» |
1.Загадки-описания. 2.Описательные рассказы. 3.Сравнительно-описательные рассказы (веник – пылесос, свеча – лампочка). 4.Расскажи, какие у тебя дома есть электроприборы. 5.Ситуация «В магазине электроприборов». 6.Составление рассказов по сюжетным картинам. |
|||||
3 |
С-Ш |
Обувь (Подошва, стелька, шнурки, ремешок, замша, застежка, кроссовки и др.) |
|
1.Загадки – описания. 2.Описательные рассказы. 3.Сравнительно – описательные рассказы (валенки – сапоги, туфли – босоножки, кеды – кроссовки) |
|||||
3 |
З-Ж |
Одежда (пижама, пиджак, манжет, кожа, замша, варежки и др.) |
1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. (рубашка – рубашки – рубашек). 2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (юбка – юбочка). 3. Образование прилагательных от существительных (платье из ситца – ситцевое). 4. Образование притяжательных местоимений и прилагательных (Это чья кофта? – Моя кофта. – Как зовут девочку? – Таня. _Значит кофта чья? – Танина.) 5. Согласование числительных с существительными. 6. Подбор слов-антонимов (длинный рукав – короткий рукав). 7. Согласование прилагательных с существительными (про что можно сказать: красивая, …) |
1.Загадки – описания. 2.Описательные рассказы по картинно – графическому плану. 3.Сравнительно – описательные рассказы. 4.Ситуация «В магазине одежды». 5.Составление рассказо по сюжетным картинкам. |
|||||
1 час Уточнение артикуляции звука. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (ч). |
|||||||||
2 |
Ч-Т |
Профессии (Учитель, учительница, летчик, трубач, скрипач, почтальон, переводчик, пасечник и т.д.) |
1. Подбор признаков к предмету. 2. Узнавание предмета по признаку. 3. Согласование прилагательных с существительными. 4. Образование множественного числа существительных. 5. Согласование числительных, местоимений с существительными. 6. Предложно-падежное управление: в, на, из |
1.Загадки – описания. 2.Описательные рассказы. 3.Сравнительно – описательные рассказы. 4.Составление рассказов о профессиях по картинно – схематичному плану.
|
|||||
1 час Уточнение артикуляции звука. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (ц). |
|||||||||
2 |
Ц-С |
Весна. Приметы весны. (Солнце, капель, ручьи, лужи, листочки, деревце, лужица, и т.д.) |
Подбор слов-антонимов (тепло – холодно). |
1.Загадки – описания. 2.Описательные рассказы. 3.Сравнительно – описательные рассказы 4.Составление рассказа по сюж. картине «Весна» 5.Срставление рассказа по серии сюж. картин «Весна». |
|||||
3 |
Ч-Ц-С |
Весна. Перелетные птицы |
Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе. Подбор слов-антонимов. |
1.Загадки – описания. 2.Описательные рассказы. 3.Сравнительно – описательные рассказы (грач – скворец, цапля – ласточка). 4.Составление рассказа по серии сюжетных картин «Скворечник». |
|||||
1 час Уточнение артикуляции звука. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (щ). |
|||||||||
3 |
Щ-С |
Рыбы (лещ, карась, селедка, щука, и др.) |
Родительный, винительный, творительный, предложный, дательный падежи. Предлоги: В, НА. Р. и. «Жил да был один налим». |
1.Загадки – описания. 2.Описательные рассказы по картинно – графическому плану. 3.Сравнительно – описательные рассказы. 4.Инсценировка «Как плотвичка чуть не погибла». 5.Составление рассказа по сюжетной картинке «На рыбалке». |
|||||
3 |
Ш-Щ |
Инструменты (Клещи, щипцы, шило, ушко и др.) Профессии (каменщик, стекольщик, штукатур и др.) |
Родительный, творительный, дательный падежи. Упр. «Кому что нужно», «Что чем делают». Подбор слов – признаков и слов – действий. |
1.Загадки – описания. 2.Описательные рассказы. 3.Сравнительно – описательные рассказы. 4.Пересказ рассказа «Работа в саду». 5.Составление рассказа по сюжетной картинке. |
|||||
3 |
Ч-Щ |
Музыкальные инструменты, профессии» (барабан, труба, скрипка, пианино, барабанщик, трубач, скрипач). |
Родительный, творительный, дательный падежи. Упр. «Кому что нужно», «Что чем делают». Подбор слов – признаков и слов – действий. |
Загадки – описания. 2.Описательные рассказы по картинно – графическому плану. 3.Сравнительно – описательные рассказы (дудочка – труба и др.)
|
|||||