Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б.
Телефоны: (8-08535) 3-29-03, 3-29-04. Электронная почта:deti @ deti. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________2010 года

Директор школы: ___________________

Ивахненко А.И.

 

 

 

Рабочая программа

логопедических занятий с группой учащихся 6б, 7  классов

с системным недоразвитием речи умеренной степени

2010/11 учебный год

 

 

Учителя-логопеда

Солдатовой Т.В.


 

Состав группы:

Кравцов Евгений

Наумов Алексей

Степанова Виктория

Режим работы:

Занятия: 3 раза в неделю

Всего: 84 часа.

 

Характеристика группы:

Звукопроизношение:

Постановка звуков р, р, л,п,щ.

В связной речи наблюдается «смазанное» произношение. Имеют место упущения начальных звуков, предлогов, упрощение слоговой структуры слов, перестановки звуков, слогов, персеверации, антиципации.

Недостаточная сформированность фонематических процессов.

     а) недостаточная сформированность предпосылок к спонтанному развитию навыков анализа и синтеза звукового состава слова;

     б) умеренно сниженное фонематическое восприятие, приводящее к ошибкам в различении на слух звонких и глухих , твердых и мягких согласных, а также звуков сходных по акустическим признакам.

в) трудности в овладении письмом и чтением.

Нарушение лексико-грамматического компонента речевой системы.

      1.Лексический запас ограничен рамками обиходно-бытовой тематики, качественно неполноценен (неравномерное расширение или сужение значений слов; ошибки в употреблении слов; смешение по смыслу и по акустическому свойству).

      2.Грамматический строй недостаточно сформирован. Дети не знают значения многих предлогов, не употребляют их в связной речи. Присутствуют аграмматизмы в согласованиях, управлениях. Отсутствуют сложные синтаксические конструкции.

      Вследствие этого у детей данной категории наблюдается:

а) недостаточное понимание учебных заданий, указаний, инструкций учителя;

б) трудности овладения учебными понятиями, терминами;

в) трудности формирования и формулирования собственных мыслей в процессе учебной работы;

г) недостаточное развитие связной речи.


 

 

Основные направления работы.

 Развитие звуковой стороны речи. Формирование полноценных представлений о звуковом составе слова на базе развития фонематических процессов и навыков анализа и синтеза слогозвукового состава слова.

   а) постановка или уточнение звуков и закрепление их в речи. Закрепление знаний о способах образования звуков, особенностях их произнесения.

   б) дифференциация звуков на слух и в произношении.

   в) формирование звукослоговой структуры слов различной сложности.

Совершенствование навыков звукобуквенного анализа слов с различной слоговой структурой. Развитие языкового анализа и синтеза (работа с предложениями, имеющими различные синтаксические структуры, текстами).

Уточнение, обогащение и активизация лексического запаса в процессе нормализации звуковой стороны речи:

- развитие качественной характеристики лексических средств;

- выработка умения правильно сочетать слова по смыслу;

- развитие внимания и интереса к слову;

- развитие умения выделять и правильно называть существенные признаки.

 Формирование морфологической и синтаксической стороны речи.

 Развитие диалогической и монологической форм речи.


 

Календарно-тематическое планирование логопедических занятий

 

 

Ча­сы

Звуки

и

буквы

Лексика

Лексико-грамматический строй

Связное

высказывание

3

Уточнение артикуляции звуков а,у

 

А-У

«Фрукты»

(персик, слива, абрикос, апельсин, лимон, и др.)

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (яблоко-яблочко), прилагательных (желтое – желтенькое).

Образование множественного числа существительных в именительном и родительном (лимон – лимоны – много лимонов).

Согласование данных прилагательных с существительными в роде, числе  и падеже. Составление словосочетаний (яблоко круглое, яблоко хрустящее).

Составление сложных предложений с союзом «а» (яблоко сладкое, а лимон кислый).

Согласование прилагательных и существительных в единственном и множественном числах (яблоко красное – яблоки красные).

Образование относительных прилагательных.

Составление рассказа по картинке (из 2, 3 фраз с опорой на вопросы).

Загадки.

Сравнительно-описательные рассказы

Договаривание предложений по картинкам (Им. и В. падежи ед. ч. сущ.).

3

Уточнение артикуляции звука о.

 

О-У

«Овощи» (огурец, репа, редис, помидор, перец, картофель)

Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (помидор – помидорчик, лук – лучок), прилагательных (красный – красненький).

Образование относительных прилагательных (картофель – картофельный).

Согласование данных прилагательных с существительными в роде, числе  и падеже. Составление словосочетаний (капуста круглая, огурец хрустящий).

Составление сложных предложений с союзом

Загадки.

Сравнительно-описательные рассказы

Игра «четвертый лишний», «запомни, повтори».

3

А-О

«Осень» Грибы и ягоды.

(Грибы, ягоды, корзина, лукошко, подберезовик, подосиновик, поганка, мухомор, боровик и т.д.)

Образование существительных  с уменьшительно –ласкательными  суффиксами (малина – малинка, гриб – грибок).

 Образование прилагательных от существительных (компот из черники – черничный)

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

 предлоги: на, в, с, под, за.

 Подбор слов – антонимов (у белого гриба ножка толстая, а у подберезовика – тонкая)

 Согласование существительных множественного числа родительного падежа (Мы собрали много подосиновиков, …).

Ситуация – Подарим подарки Ане и Оле.

Загадки.

Сравнительно-описательные рассказы

3

А-Я

Домашние животные. Детеныши домашних животных.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

3. Образование сложных прилагательных (У коровы длинный хвост. Какова корова? – длиннохвостая).

4. Образование притяжательных прилагательных (конура собаки. – Чья конура? – собачья)

 5. Образование существительных с помощью суффикса –ищ (нос – носище).

6. Образование слов-антонимов.

7.Согласование числительных с существительными.

8. предлоги: в, у, за, около, между.

1.Загадки-описания.

2.Сравнительно-описательные рассказы.

 

3

У-Ю

Осень. Поздняя осень.

1. Согласование существительных с прилагательными (яркое солнце).

2. Предложно-падежное управление: с. в, на, за. 

3. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей (дерево – деревья – деревьев).

4. Подобрать антонимы к словам (тепло – холодно).

 Игра с мячом «Назови ласково», «Один – много».

1.Загадки-описания.

2.Сравнительно-описательные рассказы

 

3

О-Ё

Дикие животные. Детеныши диких животных.

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей (волк – волки – волков).

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (белка – белочка).

3. Образование сложных прилагательных (длиннохвостая, …)

4. Образование притяжательных прилагательных (лисья).

5. Образование существительных с помощью суффикса –ищ (нос – носище).

6. Подбор слов-антонимов (у лисы длинный хвост, а у зайца короткий хвост).

7. Согласование числительных с существительными.

8. предлоги: на, с, вокруг, между, около.

1.Загадки-описания.

2.Сравнительно-описательные рассказы

 

3

Уточнение артикуляции звуков и, ы.

 

И-Ы

Части лица и тела.

1. Образование существительных множественного числа.

2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

3. Подбор слов-антонимов

4. Согласование числительных с существительными.

5. предлоги: на, в, за, между, около.

 

1.Загадки-описания.

2.Сравнительно-описательные рассказы

 

1ч. Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (М), (М). Согласование с притяжением местоимения: мой, моя, моё, мои. Игра «чего не стало», «что изменилось».

1ч. Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (н), (н). Предлог на. Договаривание предложений с предлогом на. Имена людей. Игра «чего не стало», «телефон».

Составление рассказа о семье по сюжетной картинке.

3

М-Н

«Насекомые»

(оса, пчела, шмель, жук, муравей, кузнечик, муха, комар, бабочка, стрекоза).

 

1. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

2. Образование сложных слов (разноцветные бабочки).

3. Согласование числительных с существительными.

1.Загадки-описания.

2.Описательные рассказы.

3. Сравнительно-описательные рассказы (пчела-оса; муха-комар).

4.Инсценировка «Как кузнечик помогал слабым».

5.Пересказ рассказа по картинно-графическому плану .

1ч. Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (л), (л).  Определение звука в слове. Родительный падеж  существительных. Игра «чего не хватает». Ответы на вопросы. Предлог около.

2

М-Н-Л

Домашние птицы

1. Образование существительных единственного и множественного числа в именительных и родительных падежах .

2. Образование существительных  с уменьшительно –ласкательными  суффиксами).

3. Образование прилагательных от существительных .

4. Согласование притяжательных местоимений с существительными .

5. Согласование числительных с существительными.

6. Согласование прилагательных с существительными в родительном падеже единственного и множественного числа .

7. Согласование существительных с глаголами единственного и множественного числа .

Составление предложений по картинке.

Загадки.

1 час   Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (с), (с).

1 час   Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (з), (з).

3

С-З

Зимующие птицы

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

2. Образование сложных прилагательных (белобокая сорока).

3. Образование приставочных глаголов (улетел, прилетел,…).

4. Согласование числительных с существительными.

5. Согласование притяжательных местоимений с существительными (мой, моя, мое).

6. предлоги: в, на, с, со, из, под, около.

1.Загадки – описания.

2.Описательные рассказы.

3.Сравнительно – описательные рассказы (ворона – сорока, снегирь – воробей).

 

1 час   Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (к), (к).

1 час   Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (г), (г).

3

К-Г

Зима. Признаки зимы (пурга, сугроб, снежинка, гололед, вьюга, покрывать, кружиться, поземка, гололед, снегопад)

  1. Подбор эпитетов к словам (снег – какой? – белый, холодный…)
  2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
  3. образование множественного числа существительных родительного падежа со словами: санки, лыжи, коньки (снег – много чего? – снега).
  4. предлоги: в, на.
  5. Изменить слово так, чтобы слово отвечало на вопрос – какой, какая, какое, какие.

О чем можно сказать? – хрустит, висят, замерзли.

1.Загадки – описания.

2.Описательные рассказы.

3.Сравнительно – описательные рассказы

4. Составление рассказа по сюжетной картине «Зима».

1 час   Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (т), (т).

1 час   Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (д), (д).

3

Т-Д

Зима. Зимние развлечения.

Родительный, дательный, предложный падежи.

 Предлоги: НА, В, ПО, С.

 Составление предложений по сюжетным картинкам «Скажи, кто, что делает» (кидают, катают, съезжают и т.д.) Речедвигательная игра с мячом «Снежки».

Р.и. «а сегодня у зимы новоселье».

1.Загадки – описания.

2.Описательные рассказы.

3.Сравнительно – описательные рассказы

4. Составление рассказа по сюжетной картине «Зимние развлечения».

1 час   Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (п), (п).

1 час   Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (б), (б).

3

П-Б

Продукты

(Рыба, колбаса, лапша, бульон, суп, хлеб, батон, буханка, баранка, бублик, бутерброд, повар, пельмени, пюре, пироги)

1. Предлоги: из (из мяса), с (с колбасой), в (в холодильнике), на (на молоке).

2. Образование относительных прилагательных (бульон из мяса – мясной бульон, из рыбы – рыбный).

3. Составление словосочетаний со словом «нет» (в магазине нет котлет).

4. Родительный падеж сущ.

5. Подбор прилагательных к существительным. (колбаса – вареная).

6. Множественное число существительных.

7.  Речедвигательное  упражнение  «Я пеку, пеку, пеку».

1.Загадки – описания.

2.Описательные рассказы.

3.Сравнительно – описательные рассказы (батон – буханка, колбаса – сосиски, баранка - бублик)

4.Составим меню на целый день.

1 час   Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (ш), (ш).

1 час   Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (ж), (ж).

3

 

Ш-Ж

Посуда. Столовые приборы.

(Ложка, нож, поварешка, чашка, крышка, кружка, ковш, кувшин, ужин, жарить, тушить, кушать, мешать)

1. Образование существительных единственного и  множественного числа именительного и родительного падежей.

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

3. Образование прилагательных от существительных.

4. Согласование числительных с существительными.

5. Согласование существительных с притяжательными местоимениями: моя, мое, мои.

Предлоги: в, на, из, со, около, между.

 

1.Загадки – описания.

2.Описательные рассказы.

3.Сравнительно – описательные рассказы (кружка – чашка, тарелка – миска)

4.Составление рассказа «Подготовка к празднику».

1 час   Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (в), (в).

1 час   Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (ф), (ф).

3

В-Ф

Электроприборы

(Телефон, магнитофон, фен, пылесос, холодильник, утюг, электроплита, лампа, стиральная машина, телевизор, вентилятор).

Родительный, винительный, творительный предложный падежи.

Деление слов на слоги.

Упр. «Что чем делают?» (пылесосом – пылесосят). Образование сложных слов от словосочетаний (пыль сосет – пылесос, холод дает – холодильник и т.д.) Трудные слова «электричество, электрик». Многозначность слова «вилка»

1.Загадки-описания.

2.Описательные рассказы.

3.Сравнительно-описательные рассказы (веник – пылесос, свеча – лампочка).

4.Расскажи, какие у тебя дома есть электроприборы.

5.Ситуация «В магазине электроприборов».

6.Составление рассказов по сюжетным картинам.

3

С-Ш

Обувь

(Подошва, стелька, шнурки, ремешок, замша, застежка, кроссовки и др.)

  1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей  (туфля – туфли – туфель).
  2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (туфли – туфельки)
  3. Согласование числительных с существительными.
  4. Подбор слов-антонимов(высокие сапоги – низкие сапоги).
  5. Согласование прилагательных с существительными (про что можно сказать: красивая, …)

 

1.Загадки – описания.

2.Описательные рассказы.

3.Сравнительно – описательные рассказы (валенки – сапоги, туфли – босоножки, кеды – кроссовки)

3

З-Ж

Одежда (пижама, пиджак, манжет, кожа, замша, варежки и др.)

1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей. (рубашка – рубашки – рубашек).

2. Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных (юбка – юбочка).

3. Образование прилагательных от существительных (платье из ситца – ситцевое).

4. Образование притяжательных местоимений и прилагательных (Это чья кофта? – Моя кофта. – Как зовут девочку? – Таня. _Значит кофта чья? – Танина.)

5. Согласование числительных с существительными.

6. Подбор слов-антонимов (длинный рукав – короткий рукав).

7. Согласование прилагательных с существительными (про что можно сказать: красивая, …)

1.Загадки – описания.

2.Описательные рассказы по картинно – графическому плану.

3.Сравнительно – описательные рассказы.

4.Ситуация «В магазине одежды».

5.Составление рассказо по сюжетным картинкам.

1 час   Уточнение артикуляции звука. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (ч).

2

Ч-Т

Профессии (Учитель, учительница, летчик, трубач, скрипач, почтальон, переводчик, пасечник и т.д.)

1. Подбор признаков к предмету.

2.  Узнавание предмета по признаку.

3. Согласование прилагательных с существительными.

4.  Образование множественного числа существительных.

5. Согласование числительных,  местоимений с существительными.

6.  Предложно-падежное управление: в, на, из

1.Загадки – описания.

2.Описательные рассказы.

3.Сравнительно – описательные рассказы.

4.Составление рассказов о профессиях по картинно – схематичному плану.

 

1 час   Уточнение артикуляции звука. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (ц).

2

Ц-С

Весна. Приметы весны.

(Солнце, капель, ручьи, лужи, листочки, деревце, лужица, и т.д.)

  1. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей (лужа – лужи – луж).
  2. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (ручей – ручеек).
  3. Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Подбор слов-антонимов (тепло – холодно).

1.Загадки – описания.

2.Описательные рассказы.

3.Сравнительно – описательные рассказы

4.Составление рассказа по сюж. картине «Весна»

5.Срставление рассказа по серии сюж. картин «Весна».

3

Ч-Ц-С

Весна. Перелетные птицы

Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Согласование прилагательных с существительными в роде и числе.

Подбор слов-антонимов.

1.Загадки – описания.

2.Описательные рассказы.

3.Сравнительно – описательные рассказы (грач – скворец, цапля – ласточка).

4.Составление рассказа по серии сюжетных картин «Скворечник».

1 час   Уточнение артикуляции звука. Характеристика звуков, положение органов артикуляции (щ).

3

Щ-С

Рыбы (лещ, карась, селедка, щука, и др.)

Родительный, винительный, творительный, предложный,

дательный падежи.

Предлоги: В, НА.

Р. и. «Жил да был один налим».

1.Загадки – описания.

2.Описательные рассказы по картинно – графическому плану.

3.Сравнительно – описательные рассказы.

4.Инсценировка «Как плотвичка чуть не погибла».

5.Составление рассказа по сюжетной картинке «На рыбалке».

3

Ш-Щ

Инструменты (Клещи, щипцы, шило, ушко и др.) Профессии (каменщик, стекольщик, штукатур и др.)

Родительный,  творительный, дательный падежи.

Упр. «Кому что нужно», «Что чем делают».

Подбор слов – признаков и слов – действий.

1.Загадки – описания.

2.Описательные рассказы.

3.Сравнительно – описательные рассказы.

4.Пересказ рассказа «Работа в саду».

5.Составление рассказа по сюжетной картинке.

3

Ч-Щ

Музыкальные инструменты, профессии»

(барабан, труба, скрипка, пианино, барабанщик, трубач, скрипач).

Родительный,  творительный, дательный падежи.

Упр. «Кому что нужно», «Что чем делают».

Подбор слов – признаков и слов – действий.

Загадки – описания.

2.Описательные рассказы по картинно – графическому плану.

3.Сравнительно – описательные рассказы (дудочка – труба и др.)