Адрес: 152025 г.
Переславль-Залесский Ярославской обл.,
ул. Магистральная, д. 43, 43а,
43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:
________________________________________________________________________
Утверждена приказом директора школы:
№______ от «___»________20_____ года
Директор школы: ___________________
учебного курса «Основы безопасности
жизнедеятельности»
в
5-9 классах
______________ учебный год
Учителя ______________
Пояснительная записка
Рабочая
программа факультативного курса О.Б.Ж. разработана на основе авторской программы одноименного
курса, составленной преподавателем О.Б.Ж. высшей квалификационной категории Тишкиным
С.И.
По
структуре и содержанию никаких изменений нет. В программу внесены изменения в
часах в связи с изменением учебного плана для 5 – 9 классов. Программа
рассчитана на 17 часов в год, занятия проводятся 1 раз в 2 недели.
Используемый
учебно-методический комплект: учебные пособия для учащихся 4 – 9 классов
общеобразовательных школ (авторы: Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И.
Широкова.)
Требования к уровню подготовки учащихся
В конце 5 класса учащиеся должны знать:
-
какие чрезвычайные ситуации возможны в квартире, в
городе;
-
правила безопасного поведения на улице, в доме,
подъезде;
-
правила поведения в чрезвычайных ситуациях;
-
причины дорожно-транспортных происшествий;
-
как оказать помощь при ДТП.
Учащиеся должны уметь:
-
правильно действовать в опасных и чрезвычайных
ситуациях, в ситуациях криминогенного характера, в ситуациях, связанных с
нарушением экологического равновесия;
-
одевать и снимать противогаз;
-
переходить улицу, соблюдая правила дорожного движения;
-
оказывать первую помощь при кровотечении.
В конце 6 класса учащиеся должны знать:
-
правила поведения человека в условиях вынужденного
автономного существования в природе;
-
средства коллективной защиты и правила пользования ими;
-
правила дорожного движения;
-
правила оказания ПМП в природных условиях.
Учащиеся должны уметь:
-
находить стороны горизонта по различным приметам;
-
правильно действовать по сигналам ГО;
-
соблюдать ПДД;
-
оказать помощь в природных условиях.
В конце 7 класса учащиеся должны знать:
-
чрезвычайные ситуации природного происхождения и
способы защиты при ЧС;
-
правила езды на велосипеде;
-
что такое здоровье, какие факторы на него влияют;
-
виды кровотечений.
Учащиеся должны уметь:
-
правильно действовать при ЧС природного происхождения;
-
соблюдать правила езды для велосипедистов;
-
оказать ПМП при кровотечениях.
В конце 8 класса учащиеся должны знать:
-
причины пожаров и взрывов;
-
характеристику СДЯВ;
-
дорожные знаки и их назначение;
-
виды травм и их особенности;
-
какие факторы окружающей среды влияют на человека;
-
правила ухода и содержания домашних животных.
Учащиеся должны уметь:
-
правильно действовать при пожаре;
-
определять тип действия СДЯВ;
-
распознавать дорожные знаки и действовать согласно их
назначению;
-
накладывать повязку при ранах;
-
оказывать ПМП при переломах;
-
уберечься от укусов животных.
В конце 9 класса учащиеся должны знать:
-
способы оказания ПМП при различных ранениях;
-
причины детского травматизма;
-
основы здорового образа жизни;
-
основы подготовки к воинской службе;
-
сигналы оповещения ГО;
-
поражающие факторы ядерного взрыва;
-
характеристику ОВ.
Учащиеся должны уметь:
-
оказать ПП при травме;
-
рассказать о размещении и быте военнослужащего;
-
пользоваться противогазом;
-
действовать по сигналам ГО;
-
рассказать об оказании ПП при радиационном поражении и
поражении ОВ.
№ |
Наименование разделов и
тем занятий |
Всего часов |
Из них |
Дата |
||
лабораторные и практические |
контрольные и диагностические
материалы |
экскурсии |
|
|||
I четверть |
||||||
1.
1 |
«Город
как источник опасности» |
1 |
|
|
|
|
2.
|
«Чрезвычайные
ситуации аварийного характера в жилище» |
2 |
|
|
|
|
3.
|
«Чрезвычайные
ситуации криминогенного характера» |
2 |
|
|
|
|
Итого за I четверть – 5 часов |
||||||
II
четверть |
||||||
1.
|
«Чрезвычайные
ситуации криминогенного характера» |
1 |
|
|
|
|
2.
|
«Чрезвычайные
ситуации, связанные с нарушением экологического равновесия в местах
проживания» |
3 |
|
|
|
|
Итого за II четверть – 4 часа |
||||||
III четверть |
||||||
1.
|
«Чрезвычайные
ситуации, связанные с нарушением экологического равновесия в местах
проживания» |
1 |
|
|
|
|
2.
|
«Действия
учащихся в чрезвычайных ситуациях» |
2 |
|
|
|
|
3.
|
«Безопасность
движения» |
2 |
«Переход
улицы» |
|
|
|
Итого за III четверть – 5 часов |
||||||
IV четверть |
||||||
1.
|
«Оказание
доврачебной помощи при ДТП» |
4 |
1. «Наложение повязки при
вывихах» 2. «Наложение шины при
переломе» |
|
|
|
Итого за IV
четверть – 4 часа |
||||||
Итого за год – 18 часов |
№ |
Наименование разделов и
тем занятий |
Всего часов |
Из них |
Дата |
||
лабораторные и практические |
контрольные и диагностические
материалы |
экскурсии |
|
|||
I четверть |
||||||
1. 1 |
«Автономное
существование человека в природе» |
4 |
|
|
|
|
Итого за I четверть – 4 часа |
||||||
II
четверть |
||||||
1.
|
«Автономное
существование человека в природе» |
3 |
|
|
|
|
Итого за II четверть – 3 часа |
||||||
III четверть |
||||||
1.
|
«Средства
коллективной защиты и правила пользования ими» |
1 |
«Действия по сигналам оповещения
(эвакуация из здания)» |
|
|
|
2.
|
«Безопасность
движения» |
2 |
|
|
|
|
3.
|
«Правила
оказания первой медицинской помощи в природных условиях» |
2 |
|
|
|
|
Итого за III четверть – 5 часов |
||||||
IV четверть |
||||||
1.
|
«Правила
оказания первой медицинской помощи в природных условиях» |
4 |
1.
«Наложение повязки при вывихах» 2.
«Наложение шины при переломах |
|
|
|
Итого за IV
четверть – 4 часа |
||||||
Итого за год – 16 часов |
№ |
Наименование разделов и
тем занятий |
Всего часов |
Из них |
Дата |
||
лабораторные и практические |
контрольные и диагностические
материалы |
экскурсии |
|
|||
I четверть |
||||||
4.
1 |
«Чрезвычайные
ситуации природного происхождения. Защита населения.» |
5 |
|
|
|
|
Итого за I четверть – 5 часов |
||||||
II
четверть |
||||||
1.
|
«Безопасность
движения» |
4 |
|
|
|
|
2.
|
«Понятие
о здоровье и факторы на него влияющие» |
1 |
«Выполнение части утреннего туалета» |
|
|
|
Итого за II четверть – 5 часов |
||||||
III четверть |
||||||
1.
|
«Понятие
о здоровье и факторы на него влияющие» |
5 |
1.
«Установка настольной
лампы на рабочем месте» 2.
«Проведение закаливания (обтирание)» |
|
|
|
Итого за III четверть – 5 часов |
||||||
IV четверть |
||||||
1.
|
«Виды
кровотечений и оказание первой помощи» |
3 |
1.
«Наложение повязок» 2.
«Наложе-ние шин» |
|
|
|
Итого за IV
четверть – 3 часа |
||||||
Итого за год – 18 часов |
№ |
Наименование разделов и
тем занятий |
Всего часов |
Из них |
Дата |
||
лабораторные и практические |
контрольные и диагностические
материалы |
экскурсии |
|
|||
I четверть |
||||||
1. 1 |
«Пожары
и взрывы» |
4 |
|
|
|
|
Итого за I четверть – 4 часа |
||||||
II
четверть |
||||||
1.
|
«Безопасность
движения» |
3 |
«Изучение дорожных знаков на улице» |
|
|
|
Итого за II четверть – 3 часа |
||||||
III четверть |
||||||
1.
|
«Основы
медицинских знаний и охрана здоровья» |
5 |
1.
«Наложение шин на нижние конечности» 2.
«Наложение шин на верхние
конечности» 3.
«Наложение повязки на
грудь» |
|
|
|
Итого за III четверть – 5 часов |
||||||
IV четверть |
||||||
1.
|
«Окружающая
среда» |
2 |
|
|
|
|
2.
|
«Природа» |
1 |
|
|
|
|
3.
|
«Домашние
животные» |
1 |
|
|
|
|
Итого за IV
четверть – 4 часа |
||||||
Итого за год – 16 часов |
№ |
Наименование разделов и
тем занятий |
Всего часов |
Из них |
Дата |
||
лабораторные и практические |
контрольные и диагностические
материалы |
экскурсии |
|
|||
I четверть |
||||||
1. 1 |
«Основы
медицинских знаний» |
3 |
1.
«Наложение повязок» 2.
«Наложение шин» 3.
«Наложение жгута» |
|
|
|
2. |
«Предупреждение
травматизма» |
2 |
|
|
|
|
Итого за I четверть – 5 часов |
||||||
II
четверть |
||||||
1.
|
«Основы
здорового образа жизни» |
4 |
|
|
|
|
Итого за II четверть – 4 часа |
||||||
III четверть |
||||||
1.
|
«Основы
подготовки к военной службе»» |
2 |
«Элементы строевой подготовки» |
|
|
|
2.
|
«Гражданская
оборона. Защита населения от последствий
чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»» |
3 |
«Правила пользования
противогазом» |
|
|
|
Итого за III четверть – 5 часов |
||||||
IV четверть |
||||||
1.
|
«Радиационные
поражения»» |
1 |
|
|
|
|
2.
|
«Поражения
отравляющими веществами» |
3 |
«Устройства и правила надевания
противогаза» |
|
|
|
Итого за IV
четверть – 4 часа |
||||||
Итого за год – 18 часов |
Поурочное
планировании занятий ОБЖ в 5-9 классах
|
№/п. |
Тема урока |
Что должны знать
учащиеся |
Что должны уметь учащиеся |
Методический материал |
ТСО |
Межпредметные связи |
Словарная работа |
|
|
5 класс I четверть
– 5 часов. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Вводная беседа. Город как источник опасности. Вводный инструктаж по охране труда. |
Особенности города как среды обитания человека. Зоны повышенной опасности
человека. |
Правильно действовать в зонах повышенной опасности. |
Схемы порядка, вызовы соответствующей службы. |
Видеомагнитофон. |
СБО. Русский язык. Чтение. Математика. |
Службы пожарные, правопорядка, газа, охрана здоровья. |
|
|
Тема: Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище – 2 час. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Дом, в котором мы живем. Правила пожарной безопасности и поведения
при пожаре. |
Какие опасные ситуации возможны
в квартире, их причины и последствия. Правила поведения при пожаре. |
Правильно и быстро действовать в опасных ситуациях. |
Номера служб спасения и правила их вызова, стихи, загадки. |
|
Чтение. Математика. География. СБО. |
Безопасность, опасные ситуации, пожар, взрыв газа, затопление. |
|
2. |
Затопление квартиры. |
Основные причины затопления квартиры, правила поведения при
затоплении. |
Правильно действовать в случае затопления жилища. |
Схема действия в случае затопления жилища. |
Видеомагнитофон. Последствия затопления. |
Естествознание. Чтение. География. СБО. |
Затопление. |
|
|
Тема: Чрезвычайные ситуации криминогенного характера – 2 час. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Опасные ситуации на улице. |
Правила безопасного поведения на улице (во время гололеда, на тонком
льду, в толпе, с животными). |
Уметь правильно вести себя в опасной ситуации. |
Информация из газет и журналов, правила поведения «Если тонкий лед». |
|
Естествознание. Чтение. Русский язык. |
Гололед, толпа, опасная
ситуация. |
|
2. |
Ситуации криминогенного характера в доме, подъезде. |
|
|
|
|
|
|
|
|
II четверть
– 4 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Ситуации криминогенного характера на улице |
Опасные места на улице, опасное время суток, правила поведения на
улице при встрече с незнакомыми людьми. |
Избегать возникновения опасных ситуаций на улице, домогательств со
стороны злоумышленников. |
тесты |
Диск «Самооборона» |
Чтение. Русский язык. |
Преступник, опасная зона. |
|
|
Тема: Чрезвычайные ситуации, связанные с нарушением экологического
равновесия в местах проживания – 4 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Загрязнение воды, правила очистки воды. |
Влияние загрязненной воды на наш организм. |
Очищать воду в домашних условиях. |
|
|
Естествознание. |
Фильтр, вымораживание, отстаивание, загрязнение. |
|
2. |
Загрязнение воздуха и почвы. |
Влияние загрязнения воздуха на наш организм. |
Применять правила очистки воздуха в домашних условиях. |
Тест, сведения из газет и журналов об экологической обстановке в городе. |
Видеофильм «Аварии и взрывы». |
География. Естествознание. Чтение. |
Почва, воздух, вредные вещества. |
|
3. |
Недоброкачественные продукты питания - источник опасности для
здоровья. |
Знать условия хранения продуктов питания, сроки хранения. |
Уметь определять качество продуктов, составлять рацион питания. |
Тест, схемы предприятий города с АХОВ. |
|
СБО. Естествознание. |
Недоброкачественный. |
|
|
III четверть
– 5 часов. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Что нужно знать о препаратах бытовой химии. Чрезвычайные ситуации на
территории области и города. |
Знать классификацию товаров бытовой химии, условия хранения и применения.
Предприятия города с АХОВ. |
Уметь пользоваться препаратами бытовой химии, действовать в чрезвычайных
ситуациях. |
Схемы предприятий города с АХОВ. |
Видеофильм «Криминогенная обстановка в городе» |
Чтение. СБО. Естествознание. |
Тюбик, баллончик, бытовая химия. |
|
|
Тема: Действия учащихся в чрезвычайных ситуациях – 2 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Наводнения. |
Знать, что такое стихийное бедствие, бедствия производственного
характера. |
Уметь вести себя при наводнении. Уметь проводить мероприятия при
наводнении. |
Видеофильм, иллюстрации. |
Видеофильм «Наводнение» |
География. Естествознание. |
Наводнение. Стихийное бедствие. |
|
2. |
Снегопады. |
Знать, какой вред наносят снежные заносы, как вести себя в случае снежных заносов. |
Уметь соблюдать правила поведения во время снегопада, в зонах риска. |
Иллюстрации. |
Видеофильм «Снегопады» |
География. Естествознание. |
Снегопад, занос. |
|
|
Тема: Безопасность движения – 2 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Причины ДТП, движение транспортных средств. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Пользование пассажирским
транспортом. |
Знать причины ДТП, такие транспортные средства существуют, правила
движения для транспортных средств. Знать правила передвижения группой и в колонне. Правила поведения в
пассажирском транспорте. |
Уметь применять меры личной безопасности. Уметь правильно переходить улицу по сигналу светофора. |
Статистика из сводок ДТП. Настольная игра. |
Видеофильм «ДТП» Видеофильм «ПДД» |
Чтение. Развитие речи. Чтение. Развитие речи. Математика. |
ДТП, авария. Колонна, группа. |
|
2. |
Практическое занятие: переход улицы. Игра зачет «Знаешь ли ты ПДД» |
Знать правила перехода улицы по сигналу светофора. |
Уметь пользоваться пассажирским транспортом. |
Игра: «Знаешь ли ты ПДД» |
|
Чтение. |
Светофор, переход улицы, перекресток. |
|
|
IV четверть
– 4 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема: Оказание доврачебной помощи при ДТП – 4 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Характерные виды травм при ДТП. |
Знать характерные виды травм при ДТП. |
Уметь оказать ПМП пострадавшему. |
Таблицы. |
Видеофильм «Улица полна неожиданностей» |
Чтение. Биология. География. |
Травма, дорожно-транспортное происшествие. |
|
2. |
Кровотечения и методы их остановки. |
Виды кровотечений. |
Уметь оказать первую помощь при кровотечении. |
Таблица. |
Видеофильм «Кровотечения» |
Естествознание. |
Артерия, венозное капиллярное кровотечение. |
|
3. |
Первая помощь при остановке дыхания и сердца. |
Знать правила искусственного дыхания и непрямого массажа сердца. |
Уметь оказывать ПМП при остановке дыхания и сердца. |
Набор медицинских средств для оказания ПМП при различных травмах. |
Видеофильм «Вывихи, переломы, ушибы» |
Естествознание. |
Остановка дыхания, массаж сердца. |
|
4. |
Практическое занятие: «Наложение повязки и шины при вывихах и переломах» |
Знать правила наложения повязок и шин. |
Уметь накладывать повязки и шины. |
Математика. Естествознание. |
Повязка, шина, перелом, вывих, ушиб. |
||
|
|
6 класс I четверть
– 4 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Повторный инструктаж по ОТ на рабочем месте. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема: Автономное существование человека в природе – 8 часов. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Если вы заблудились в лесу. |
Знать правила поведения если остались одни в лесу. |
Уметь правильно действовать в условиях автономного существования,
пользоваться простыми средствами сигнализации. |
Схема № 1 стр. 43. Примеры экстремальных ситуаций, тест стр. 62, 97. |
Диск «Автономное существование» |
География. Естествознание. |
Автономное существование. Сигнал экстренных ситуаций. |
|
2. |
Как построить временное жилье и организовать временный лагерь. |
Знать правила выбора места для временного жилища и способы его изготовления. |
Уметь выбрать вид временного жилья, сохранить его жизнеспособным. |
Тесты стр. 67, дидактический материал стр. 62-74. |
Видеофильм «Временное жилище, его устройство». |
Естествознание. География. |
Лагерь, шалаш, навес, иглу. |
|
3. |
Пути преодоления страха и стрессового состояния. |
Как избежать паники, как заставить себя не бояться. |
Контролировать свое поведение,
чувства. Аутотренинг. |
Правила поведения «Если остался
один». |
Диск «Автономное существование» |
Естествознание. География. |
Аутотренинг, стресс, страх. |
|
4. |
Добыча пищи, воды. |
Знать способы добычи пищи, воды в условиях автономного существования. |
Найти еду и питье без риска отравления. |
Иллюстрации, загадки о ядовитых и не ядовитых грибах и растениях. |
Диск «Автономное существование» |
Естествознание. География. Чтение. |
Добыча, охота, рыбная ловля, дичь. |
|
|
Средства сигнализации. |
Знать средства подачи сигнала. |
Найти способ подачи сигнала. |
Иллюстрации, виды сигналов. |
|
Русский язык. |
Сигнал SOS. |
|
|
II четверть
– 4 часа |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Определение сторон горизонта по солнцу, луне и звездам. |
Правила нахождения сторон света по солнцу, луне и звездам. |
Уметь определить стороны горизонта по солнцу, луне, звездам. |
«Детская энциклопедия» (созвездия), иллюстрации. |
|
География. Русский язык. История. Чтение. |
Стороны горизонта, созвездие. |
|
2. |
Определение сторон света по часам, растениям и особенности обитания
животных и насекомых. |
Знать правила нахождения сторон света. |
Уметь определить стороны горизонта по растениям, особенности
поведения животных. |
Детская энциклопедия. |
Диск «Автономное |
Естествознание. География. Математика. |
Растения, стороны горизонта. |
|
3. |
Определение сторон света по рельефу, местности, почве и снегу. |
Правила нахождения сторон горизонта по рельефу, местности, снегу и
почве. |
Уметь применить знания. |
Иллюстрации, загадки. |
существование» |
Естествознание. География. Математика. |
Рельеф, почва, направление ветра. |
|
4. |
Проверочная работа «Определение своего местонахождения» |
Знать правила определения своего местонахождения. |
Уметь находить признаки для определения своего местонахождения. |
Тесты стр. 66. |
|
Естествознание. География. Математика. |
Понятия по теме |
|
|
III четверть
– 5 часов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема: Средства коллективной защиты и правила пользования ими – 1 час. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Укрытие населения в защитных сооружениях и действия по сигналам
оповещения ГО. |
Устройство и оборудование убежищ, типы убежищ. Правила действия по
сигналам ГО. |
Уметь правильно вести себя в убежищах и действовать по сигналам ГО. |
Иллюстрации. |
Видеофильм «Защита населения от АХОВ» |
Чтение. Развитие речи. |
Воздушная тревога, убежище, сигнал «Внимание всем!» |
|
|
Тема: Безопасность движения – 2 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
ПДД зоны улиц и дорог. Дорожная грамота. |
Знать, почему нужно соблюдать ПДД. Основные понятия и причины
безопасности дорожного движения. |
Уметь соблюдать ПДД и знать опасные места на улицах города. |
ПДД |
Видеофильм |
Чтение. Развитие речи. |
Движение, перекресток, пешеход. |
|
2. |
Обязанности пассажиров и пешеходов. |
Знать обязанности пассажиров и пешеходов. |
Уметь правильно вести себя на улицах и в пассажирском транспорте. |
Таблицы, иллюстрации. |
Видеофильм |
Чтение. Развитие речи. |
Пассажир, транспортное средство. |
|
|
Тема: Правила оказания ПМП в природных условиях – 2 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Отравления. Лекарственные растения и препараты из них. |
Причины возникновения отравлений. Правила оказания первой помощи, лекарственные
растения, меры предосторожности. |
Уметь определять симптомы отравления, оказать первую помощь, выбрать
лекарственные растения. |
Иллюстрации. |
|
|
Отравления, лекарственные растения, промывание желудка. |
|
2. |
Отморожения. |
Причины возникновения отморожения и их признаки. |
Уметь оказать п5рвую помощь. |
Таблицы, иллюстрации. |
|
|
Отморожения. |
|
|
IV четверть
– 5 часов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема: Правила оказания ПМП в природных условиях – 5 часов. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Оказание ПМП при ссадинах и порезах, при заболеваниях и повреждениях
глаз. |
Правила оказания ПМП, какие повреждения бываю. |
Оказать ПМП: положить повязку и обработать ссадину. |
Таблицы (ранения), средства оказания ПМП тест стр. 82-83 |
Видеофильм «Травмы в быту» |
Естествознание. Чтение. Развитие речи. |
Порез, ссадина, перевязочный материал. |
|
2. |
Оказание ПМП при укусах насекомых, змей, животных. |
Знать последствия укусов насекомых, змей и животных и как оказать
ПМП. |
Уметь обработать рану (укус). |
Тест стр. 86-87, таблица,
иллюстрации, вырезки из газет. |
|
Естествознание. Чтение. Развитие речи. |
Укус, бешенство, энцефалитный клещ. |
|
3. |
Оказание ПМП при солнечных и тепловых ударах, обмороках, поражениях
молнией. |
Знать признаки солнечного удара, обморока, поражения молнией. |
Уметь оказать первую доврачебную помощь. |
Тест стр. 233. |
Видеофильм «Оказание ПМП при травмах» |
Естествознание. География. |
Солнечный удар, тепловой удар, обморок, молния. |
|
4. |
Первая помощь утопающему. |
Знать приемы спасения утопающего, правила поведения на водоемах. |
Уметь оказать первую помощь утопающему. |
|
Видеофильм «Спасение утопающих» |
Естествознание. Физкультура. |
Утопающий, искусственное дыхание. |
|
|
Практическое занятие: наложение шин при различных видах переломов. |
Знать правила наложения шин при переломах. |
Уметь наложить шину при помощи подручных средств. |
Таблица «ПП при переломах» |
Видеофильм «ПМП при переломах» |
Естествознание. Чтение. Развитие речи. |
Перелом (открытый, закрытый), шина. |
|
|
7 класс I четверть
– 5 часов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Повторный инструктаж по ОТ на рабочем месте. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема: Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Защита населения
– 4 часа |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Происхождения и последствия землетрясений, защита и действия населения
при землетрясениях. |
Знать причины возникновения землетрясений и правила действия при землетрясениях. |
Уметь правильно действовать при угрозе землетрясения. |
Дидактические материалы тесты стр. 109-112. |
Видеофильм «Землетрясения» |
География. Чтение. Русский язык. |
Землетрясение, толчки, сейсмография. |
|
2. |
Оползни, сели и отвалы. Защита населения при угрозе селей, обвалов и
оползней. |
Знать причины возникновения стихийных бедствий и правила выживания
при них. |
Уметь различать стихийные бедствия и правильно действовать для спасения. |
Тесты стр. 113-116 |
Видеофильм «Сели, обвалы» |
География. Естествознание. Чтение. Русский язык. |
Сели, обвалы, оползни. |
|
3. |
Ураганы, бури и смерчи. Защита населения при угрозе бурь, смерчей и
ураганов. |
Знать характерные особенности этих стихийных бедствий. Правила
поведения во время стихийных бедствий. |
Уметь распознать эти стихийные бедствия, правильно действовать при
угрозе возникновения. |
Тесты стр. 116-121 |
Видеофильм «Ураганы, бури, смерчи» |
География. Естествознание. Русский язык. |
Ураганы, бури, смерчи. |
|
4. |
Наводнения, цунами и защита населения при их угрозе. |
Знать причины возникновения этих стихийных бедствий. Как спастись от
их последствий. |
Уметь действовать при наводнениях и цунами. |
Тесты стр. 121-127 |
Видеофильм «Наводнения» |
География. Чтение. Русский язык. История. |
Наводнения, цунами. |
|
5. |
Лесные и торфяные пожары. Защита населения. |
Знать виды лесных пожаров и их характерные особенности. Причины
возникновения пожаров. |
Уметь предупреждать возникновение лесных пожаров и правила действия
при них. |
Стр. 127-130 |
Видеофильм «Пожары» |
География. Естествознание. Развитие речи. |
Лесной, верховой, низовой. |
|
|
II четверть
– 4 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема: Безопасность движения – 4 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Велосипед – история создания. Как выбрать велосипед и научиться
ездить. |
Знать историю появления велосипеда, как правильно поободрать
велосипед. |
Уметь рассказать, как правильно выбрать велосипед. |
Иллюстрации, загадки о транспортных средствах. |
|
История. Математика. Чтение. |
Велосипед. |
|
2. |
Правила езды на велосипеде по проезжей части. |
Знать правила езды на велосипеде. |
Уметь соблюдать ПДД на велосипеде. |
ПДД, иллюстрированные дорожные знаки. |
Видеофильм |
Русский язык. Чтение. |
ПДД, проезжая часть. |
|
3. |
Устройство и снаряжение велосипеда. Проверка технического состояния
велосипеда. |
Знать, как снарядить велосипед, проверить исправность. |
Уметь исправлять неполадки. |
Иллюстрации, вырезки из газет, журналов. |
|
Русский язык. Чтение. |
Снаряжения, устройство. |
|
4. |
Правила маневра на велосипеде. |
Знать правила выполнения маневров. ПДД для велосипедистов. |
Уметь соблюдать ПДД, маневрировать. |
Тесты стр. 105, ПДД – 7 кл. |
|
Русский язык. Чтение. |
ПДД, маневр. |
|
|
Проверочная работа: как вы знаете ПДД для велосипедистов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
III четверть
– 5 часов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема: Понятие о здоровье и факторы на него влияющие – 5 часов. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Режим дня. Режим учебы и отдыха. |
Знать значение режима дня и необходимость его соблюдения. |
Уметь соблюдать режим дня. |
«Режим дня» (уч-к). Тест стр. 150-151 |
|
Математика. Чтение. Развитие речи. |
Режим дня, режим учебы. |
|
2. |
Движение и образ жизни. Закаливание. |
Знать, что входит в понятие «Образ жизни». Значение движения в жизни
человека. Способы и приемы закаливания. |
Уметь организовывать достаточный двигательный режим, применять приемы
закаливания. |
Тест стр. 207. |
Видеофильм «Здоровый образ жизни» |
Физкультура. Естествознание. |
Образ жизни, закаливание. |
|
3. |
Как сохранить зубы здоровыми. Как сохранить зрение. |
Знать, как правильно ухаживать за глазами, за зубами. |
Уметь правильно пользоваться зубной щеткой, соблюдать правила для
сохранения зрения. |
Учебник (4-5 кл.), упражнения для глаз. |
|
Естествознание. Чтение. Развитие речи. |
Кариес, зубная щетка, паста, дальнозоркость, близорукость. |
|
4. |
Что такое личная гигиена. |
Знать, что входит в понятие «личная гигиена» |
Уметь соблюдать правила ухода за своим телом, санитарно-гигиени-ческие
формы. |
Учебник (4-5 кл.), тест стр. 91-98. |
Видеофильм «Здоровый образ жизни» |
Естествознание. Чтение. Развитие речи. |
Гигиена, уход, чистота. |
|
5. |
Здоровье и факторы на него влияющие. Что такое полноценное питание. |
Какие факторы вредно влияют на здоровье, какие продукты необходимы
организму. |
Уметь исключать вредные факторы из образа жизни, укрепление здоровья. |
Дидактическое пособие стр. 151-152. |
|
Физкультура. Естествознание. |
Факторы, здоровьеукрепление. |
|
|
IV четверть
– 4 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема: Виды кровотечений и оказание первой помощи – 4 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Артериальное, венозное, капиллярное кровотечение. |
Знать признаки и виды кровотечений. |
Уметь определять вид кровотечения. |
Таблица «Виды кровотечений» |
|
Чтение. Развитие речи. Биология. |
Сосуды, аорта, вена, кровотечение. |
|
2. |
Кровотечения из носа, уха, зубной лунки. |
Знать причины возникновения кровотечений из носа, уха, зубной лунки. |
Уметь оказать ПМП при кровотечениях из носа, уха, зубной лунки. |
Учебник (4-5 кл.), тест стр. 47. |
Видеофильм «Виды кровотечений» |
Биология. Чтение. |
Зубная лунка. |
|
3. |
Стандартные и подручные средства защиты. ПМП при кровотечениях. |
Знать необходимые средства для оказания ПМП при кровотечениях. |
Уметь применять средства защиты при кровотечениях. |
Таблица «Подручные и стандартные средства защиты», тест стр. 82-83. |
|
Биология. Чтение. Математика. |
Бинты, салфетки, перевязочный материал, подручные средства. |
|
4. |
Практическое занятие :наложение повязок и шин. |
Знать способы и правила наложения повязок и шин. |
Уметь наложить повязку на конечности. |
Таблицы, тест стр. 140-143. |
|
Естествознание. Математика. Развитие речи. |
Повязка, бинт. |
|
|
8 класс I четверть
– 4 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Повторный инструктаж по ОТ на рабочем месте. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема: Пожары и взрывы. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Огонь – друг или враг. Классификация пожаров. |
Знать причины возникновения пожаров, происхождение огня, какие бывают
пожары. |
Уметь рассказать о полезных и вредных свойствах огня. Уметь правильно
действовать во время пожара. |
Таблица «Классификация пожаров», тест стр. 131, 160-161. Правила
действия во время пожара. |
Видеофильм «Пожары» |
Естествознание. История. Чтение. Русский язык. |
Огонь, пожар внутренний, наружный, скрытый. |
|
2. |
Классификация взрывов. СДЯВ разрушающего действия. |
Знать, что такое взрыв и какие виды взрывов бывают. Характеристику
СДЯВ разрушающего действия. |
Уметь правильно действовать во время взрыва. |
|
|
Химия. География. Чтение. Русский язык. |
Взрыв, СДЯВ. |
|
3. |
СДЯВ прижигающего и общетоксического действия. |
Знать характеристику СДЯВ прижигающего и общетоксического действия. |
Уметь определять тип действия ЯВ, способы оказания |
Таблицы Характеристика СДЯВ» |
Видеофильм «Защита населения от СДЯВ», «СДЯВ их характеристика и ПМП» |
Химия. География. Чтение. Русский язык. |
|
|
4. |
СДЯВ наркотического действия. Радиационные аварии. |
Знать характеристику СДЯВ наркотического действия. Причины возникновения
радиационных аварий. |
ПП и средства защиты. |
|
|
География. Чтение. Русский язык. |
Аварии, радиации. |
|
|
II четверть
– 4 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема: Безопасность движения – 4 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Причины возникновения детского травматизма. Дорожные знаки. |
Знать причины возникновения детского травматизма. |
Избежать возникновения травмы. |
ПДД, таблицы, сведения из газет. |
Видеофильм «Травмы» |
Чтение. Развитие речи. |
Дорожный травматизм, дорожные знаки. |
|
2. |
Предупреждающие и запрещающие знаки. |
Знать вид, назначение, форму, цвет, место установки действующих знаков. |
Уметь находить и правильно действовать в соответствии с предупреждающими
и запрещающими знаками. |
Таблицы «Дорожные знаки» |
|
Чтение. Русский язык. Геометрия. Изо. |
Предупреждающие, запрещающие знаки. |
|
3. |
Информационно-указательные и знаки приоритета. |
Знать функциональные признаки и назначение информационно-указательных
и знаков приоритета. |
Уметь находить их в черте города. |
Образцы знаков. |
|
Математика. Геометрия. Изо. Развитие речи. Чтение. |
Информационно-указательные, знаки приоритета. |
|
4. |
Предписывающие знаки и знаки сервиса. |
Знать назначение знаков, форму, расцветку, место установки. |
Уметь распознавать знаки и действовать согласно их назначению. |
Образцы дорожных знаков. |
|
Геометрия. Изо. Чтение. Русский язык. |
Предписывающие, знаки сервиса. |
|
|
III четверть
– 5 часов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема: Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Раны. Опасности, связанные с загрязнением ран и меры их предупреждения. |
Знать виды ран, причины опасности, связанные с ранениями. |
Уметь оказать ПМП. |
Таблица. |
Видеофильм « ПМП при |
Биология. Развитие речи. Чтение. |
Инфекция, колотая рана, рубленая рана, ушибы. |
|
2. |
Правила наложения повязок и подручные средства защиты. |
Знать виды повязок, средства, необходимые для перевязки. |
Уметь найти перевязочный материал в домашних условиях. |
Тест стр. 140-145, Таблица «Стандартные и подручные средства защиты». |
различных видах травм». |
Развитие речи. Чтение. Естествознание. |
Стандартные и подручные средства защиты |
|
3. |
Ушибы, растяжения, вывихи, переломы. Первая помощь при травмах. |
Знать причины различных видов травм, признаки и правила оказания
помощи. |
Уметь оказать первую помощь. |
|
|
Развитие речи. Естествознание. |
|
|
4. |
Сотрясение мозга, травмы груди и живота. Первая помощь при травмах. |
Признаки сотрясения, признаки травм груди и живота. |
Уметь оказать ПМП и доставить пострадавшего в мед. Учреждение. |
Медицинские средства оказания ПМП при различных травмах. Учебник ОБЖ
(4-5 кл, 6-8 кл.) |
Видеофильм «ПМП при травмах» |
Естествознание. Развитие речи. Чтение. |
|
|
5. |
Транспортировка пострадавших. Массовые травмы. |
Знать средства и и правила транспортировки. Причины, вызывающие массовые
травмы. |
Уметь носить носилки, владеть способами безносилочного переноса |
|
|
География. |
|
|
|
IV четверть
– 4 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема: Окружающая среда – 2 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Наш дом – Земля. Факторы окружающей среды, влияющие на жизнедеятельность
человека. |
Знать, какие факторы окружающей среды влияют на человека. |
Уметь объяснить, как влияет каждый фактор. |
Иллюстрированная карта, художественное слово. |
|
История. География. |
Земля, биосфера, техносфера, фактор. |
|
2. |
Что такое экология? Взаимодействие человека с окружающей средой. |
Знать, что входит в понятие «экология», источники загрязнения
окружающей среды. |
Уметь определять участки нарушения экологического равновесия. |
Тесты стр. 175-180, страницы из газет, журналов. |
|
География. Биология. |
Экология, экологическое равновесие. |
|
|
Тема: Природа – 1 час. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Экстремальные природные условия и человек. Ориентирование на местности. |
Нать, как природные условия действуют на человека и способы
ориентирования на местности. |
Уметь защитить себя от вредных воздействий природных условий,
ориентироваться в экстремальных ситуациях. |
Тесты стр. 175-180, классные часы, тест стр. 66. |
Диск на ПК «Ориентирование на местности» фрагмент. |
Естествознание. География. История. Развитие речи. |
Экстремальный, ориентирование. |
|
|
Тема: Домашние животные – 1 час. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Вы хотите завести (домашнего) четвероногого друга? Как уберечься от
укусов животных. |
Знать правила ухода и содержания домашних животных, как вести себя
при встрече с животными. |
Уметь ухаживать за животными, уберечься от укусов животных. |
Иллюстрации, знакомство с интересными факторами из газет, журналов. |
|
Естествознание. Развитие речи. Чтение. |
Уход, содержание, агрессия, укус, бешенство. |
|
|
9 класс I четверть
– 4 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема: Основы медицинских знаний – 3 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Помощь при ранениях. Виды ран. Наложение повязок. |
Знать, как оказать ПМП при ранениях. |
Уметь выполнить повязку, оказать ПП при ранениях. |
|
|
|
Рана, виды ран. |
|
2. |
Помощь при переломах, ушибах, вывихах, ожогах и обморожениях с практической
обработкой. |
Знать признаки переломов, ушибов и вывихов, ожогов и обморожений, причины
их возникновения. |
Уметь оказать ПП при ожогах и обморожениях, переломах, ушибах, вывихах. |
Тесты стр. 143-145, стр. 87-89. |
Видеофильм «Оказание ПП при переломах, ожогах, отравлении СДЯВ» |
Чтение. Русский язык. |
Ушиб, перелом, вывих, ожог, обморожение. |
|
3. |
ПМП при шоке, поражении СДЯВ. Табельные средства для оказания ПМП.
Наложение жгута. |
Причины, приводящие к шоку, признаки шока, общие сведения о СДЯВ, их
действие на организм. Содержание АИ-1 и ИПП. |
Уметь отличать состояние шока, различать СДЯВ и их действие на организм.
Пользоваться АИ-1 и ИПП. |
Тест стр. 194-202, стр. 58 таблица СДЯВ. |
|
|
Шок, СДЯВ, аптечка, индивидуальный противохимический пакет. |
|
|
Тема: Предупреждение травматизма – 1 |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Травмы в школе, травмы в быту. Прверочная работа: обобщение и систематизация знаний по теме. |
Причины возникновения травм в быту в школе. |
Уметь избегать возникновения травм. |
Тест стр. 231-236. |
Видеофильм «ПМП при травмах в быту» |
Русский язык. СБО. Труд. Чтение. |
Травма. |
|
|
II четверть
– 4 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема: Основы здорового образа жизни. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Основное понятие о здоровье и здоровом образе жизни. Факторы влияющие
на здоровье человека. |
Знать смысл понятия «здоровье», какие факторы влияют на здоровье. |
Уметь определять свою группу здоровья и факторы для своего здоровья. |
Тест стр. 244-245. |
|
Физкультура. Естествознание. |
Здоровье, фактор. |
|
2. |
Анатомо-физиологические особенности подросткового периода. Роль
двигательной активности и закаливания для организма. |
Знать физиологию особенностей своего организма, значение движения в
жизни человека и способы закаливания. |
Уметь организовать свою двигательную нагрузку, правильно проводить
закаливающие процедуры. |
Тест стр. 52-54, стр. 207-210. |
|
Этика. Анатомия. Физкультура. Анатомия. |
Наследственность, стресс, закаливание, нагрузка. |
|
3. |
Основы рационального питания. Качество пищевых продуктов. |
Знать основы правильного питания, как определить качество продуктов,
необходимые витамины для организма. |
Уметь соблюдать режим питания, определять качество продуктов. |
Тест стр. 94-98. |
|
СБО. Естествознание. Чтение. |
Диета, качество продуктов. |
|
4. |
Личная гигиена подростка. Режим учебы и отдыха подростка. |
Знать правила личной гигиены. |
Следить за своим внешним видом. |
Стр. 150-151, вопросы стр. 256. |
|
СБО. Русский язык. Чтение. |
Гигиена, режим. |
|
|
III четверть
– 5 часов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема: основы подготовки к военной службе – 2 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Военнослужащие, их права и обязанности. |
Знать основные права и обязанности военнослужащих. |
Уметь рассказать о права и обязанности военнослужащих. |
|
Видеофильм. |
История. Чтение. Развитие речи. |
Солдат, воинская обязанность. |
|
2. |
Размещение и быт военнослужащих. |
Знать общие положения о размещении военнослужащих, как распределяется
режим дня военнослужащих. |
Уметь рассказать о размещении и быте военнослужащих. |
Устав военнослужащих. |
Видеофильм «Солдаты» фрагменты. |
История. География. Чтение. Развитие речи. |
Солдат, воинская обязанность, рота, поверка, казарма. |
|
|
Тема: Гражданская оборона. Защита населения от ЧС мирного и военного
времени – 3 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Оповещение населения. При оповещении действия населения. |
Знать сигналы оповещения, средства оповещения. |
Уметь действовать по сигналам ГО. |
Тест стр. 27-28, стр. 123. |
Диск на ПК «Средства защиты кожи |
История. Чтение. Развитие речи. Физкультура. |
Сигнал «Внимание всем!» |
|
2. |
Средства защиты органов дыхания. |
Знать, как защитить органы дыхания в ЧС, устройство противогаза ГП –
5. |
Уметь надевать и снимать противогаз. |
Стр. 28-30, таблица «Правила пользования противогазом» |
и органов дыхания в условиях
ЧС военного и |
Естествознание. История. Физкультура. |
Противогаз, шлем, газовый патрон ГП – 7В. |
|
3. |
Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты кожи. |
Знать, как можно защитить кожу от воздействия химических отравляющих
веществ. Устройство АИ, ПХП назначение
препаратов, находящихся в АИ. |
Уметь рассказать о средствах защиты кожи, какие препараты содержаться
в АИ и для чего нужен ПХП. |
Таблица, тесты стр. 28-30. |
мирного времени». |
История. География. Чтение. Развитие речи. |
Общевойсковой защитный костюм, АИ, ПХП. |
|
|
IV четверть
– 5 часов. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Тема: Радиационные поражения. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Радиационные поражения и ПП при них. |
Знать признаки радиационного поражения. |
Уметь рассказать, как защитить себя от радиации. |
Тест стр. 172-173, учебник 9 кл. «Радиационные поражения» |
Видеофильм «Радиационные поражения» |
История. География. Чтение. |
Радиация, лучевая болезнь, радиоактивный фон. |
|
|
Тема: Поражения отравляющими веществами – 4 часа. |
|
|
|
|
|
|
|
1. |
Поражения ОВ, нервно-паралитического и кожно-нарывного действия. |
Знать признаки ОВ нервно-паралитического и кожно-нарывного действия. |
Уметь определить тип ОВ по симптомам и признакам. |
|
Видеофильм |
История. География. Развитие речи. |
ОВ, зарин, замон, иприт. |
|
2. |
Поражения ОВ общеядовитого действия (синильная кислота, хлорциан). |
Знать признаки ОВ общеядовитого действия и их действие на организм. |
|
Таблицы с 1 по 7 «Отравляющие |
«Отравляющие вещества», диск на ПК «Химиче- |
История. География. Развитие речи. |
Синильная кислота, хлорциан. |
|
3. |
Поражение ОВ удушающего и слезоточивого действия (фосин, хлорпикрин). |
Знать особенности действия на организм ОВ удушающего и слезоточивого
действия |
Уметь рассказать с помощью таблиц особенности действия ОВ и определить
тип ОВ по их признакам и симптомам. |
вещества» |
ское оружие» |
История. География. Развитие речи. |
Фосин, хлорпикрин. |
|
4. |
Поражение ОВ психохимического действия (диэтиламид). |
Знать особенности действия на организм ОВ психохимического действия |
|
|
|
История. География. Развитие речи. |
Диэтиламид. |