Государственное образовательное учреждение Ярославской области

Переславль-Залесская

специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б. Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:

deti @deti. pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________20_____ года

Директор школы: ___________________

 

 

Рабочая программа

учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

 в 5-9 классах

______________ учебный год

 

 

 

 

 

Учителя ______________

 

 

 

 

 


Пояснительная записка

            Рабочая программа факультативного курса О.Б.Ж. разработана на  основе авторской программы одноименного курса, составленной преподавателем О.Б.Ж. высшей квалификационной категории Тишкиным С.И.

            По структуре и содержанию никаких изменений нет. В программу внесены изменения в часах в связи с изменением учебного плана для 5 – 9 классов. Программа рассчитана на 17 часов в год, занятия проводятся 1 раз в 2 недели.

            Используемый учебно-методический комплект: учебные пособия для учащихся 4 – 9 классов общеобразовательных школ (авторы: Е.Л. Вишневская, Н.К. Барсукова, Т.И. Широкова.)

Требования к уровню подготовки учащихся

В конце 5 класса учащиеся должны знать:

-         какие чрезвычайные ситуации возможны в квартире, в городе;

-         правила безопасного поведения на улице, в доме, подъезде;

-         правила поведения в чрезвычайных ситуациях;

-         причины дорожно-транспортных происшествий;

-         как оказать помощь при ДТП.

Учащиеся должны уметь:

-         правильно действовать в опасных и чрезвычайных ситуациях, в ситуациях криминогенного характера, в ситуациях, связанных с нарушением экологического равновесия;

-         одевать и снимать противогаз;

-         переходить улицу, соблюдая правила дорожного движения;

-         оказывать первую помощь при кровотечении.

 

 

В конце 6 класса учащиеся должны знать:

-         правила поведения человека в условиях вынужденного автономного существования в природе;

-         средства коллективной защиты и правила пользования ими;

-         правила дорожного движения;

-         правила оказания ПМП в природных условиях.

Учащиеся должны уметь:

-         находить стороны горизонта по различным приметам;

-         правильно действовать по сигналам ГО;

-         соблюдать ПДД;

-         оказать помощь в природных условиях.

 

 

В конце 7 класса учащиеся должны знать:

-         чрезвычайные ситуации природного происхождения и способы защиты при ЧС;

-         правила езды на велосипеде;

-         что такое здоровье, какие факторы на него влияют;

-         виды кровотечений.

Учащиеся должны уметь:

-         правильно действовать при ЧС природного происхождения;

-         соблюдать правила езды для велосипедистов;

-         оказать ПМП при кровотечениях.

 

 

В конце 8 класса учащиеся должны знать:

-         причины пожаров и взрывов;

-         характеристику СДЯВ;

-         дорожные знаки и их назначение;

-         виды травм и их особенности;

-         какие факторы окружающей среды влияют на человека;

-         правила ухода и содержания домашних животных.

Учащиеся должны уметь:

-         правильно действовать при пожаре;

-         определять тип действия СДЯВ;

-         распознавать дорожные знаки и действовать согласно их назначению;

-         накладывать повязку при ранах;

-         оказывать ПМП при переломах;

-         уберечься от укусов животных.

 

 

В конце 9 класса учащиеся должны знать:

-         способы оказания ПМП при различных ранениях;

-         причины детского травматизма;

-         основы здорового образа жизни;

-         основы подготовки к воинской службе;

-         сигналы оповещения ГО;

-         поражающие факторы ядерного взрыва;

-         характеристику ОВ.

Учащиеся должны уметь:

-         оказать ПП при травме;

-         рассказать о размещении и быте военнослужащего;

-         пользоваться противогазом;

-         действовать по сигналам ГО;

-         рассказать об оказании ПП при радиационном поражении и поражении ОВ.


Тематическое планирование

5 класс

 

Наименование разделов и тем занятий

Всего часов

Из них

Дата

лабораторные и практические

контрольные и диагностические материалы

экскурсии

 

I  четверть

1.       1

«Город как источник опасности»

1

 

 

 

 

2.        

«Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище»

2

 

 

 

 

3.        

«Чрезвычайные ситуации криминогенного характера»

2

 

 

 

 

           Итого за I четверть –  5 часов

II четверть

1.        

«Чрезвычайные ситуации криминогенного характера»

1

 

 

 

 

2.        

«Чрезвычайные ситуации, связанные с нарушением экологического равновесия в местах проживания»

3

 

 

 

 

            Итого за II четверть – 4 часа

III четверть

1.        

«Чрезвычайные ситуации, связанные с нарушением экологического равновесия в местах проживания»

1

 

 

 

 

2.        

«Действия учащихся в чрезвычайных ситуациях»

2

 

 

 

 

3.        

«Безопасность движения»

2

«Переход улицы»

 

 

 

            Итого за III четверть – 5 часов

IV четверть

1.        

«Оказание доврачебной помощи при ДТП»

4

1. «Наложение повязки при вывихах»

2. «Наложение шины при переломе»

 

 

 

           Итого за IV четверть – 4 часа

           Итого за  год  – 18 часов

6 класс

 

Наименование разделов и тем занятий

Всего часов

Из них

Дата

лабораторные и практические

контрольные и диагностические материалы

экскурсии

 

I четверть

1.   1

«Автономное существование человека в природе»

4

 

 

 

 

           Итого за I четверть –  4 часа

II четверть

1.    

«Автономное существование человека в природе»

3

 

 

 

 

            Итого за II четверть – 3 часа

III четверть

1.    

«Средства коллективной защиты и правила пользования ими»

1

«Действия по сигналам оповещения (эвакуация из здания)»

 

 

 

2.    

«Безопасность движения»

2

 

 

 

 

3.    

«Правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях»

2

 

 

 

 

            Итого за III четверть – 5 часов

IV четверть

1.    

«Правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях»

4

1.    «Наложение повязки при вывихах»

2.    «Наложение шины при переломах

 

 

 

           Итого за IV четверть – 4 часа

           Итого за  год  – 16 часов

7 класс

 

Наименование разделов и тем занятий

Всего часов

Из них

Дата

лабораторные и практические

контрольные и диагностические материалы

экскурсии

 

I  четверть

4.       1

«Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Защита населения.»

5

 

 

 

 

           Итого за I четверть –  5 часов

II четверть

1.        

«Безопасность движения»

4

 

 

 

 

2.        

«Понятие о здоровье и факторы на него влияющие»

1

«Выполнение части утреннего туалета»

 

 

 

 

            Итого за II четверть – 5 часов

III четверть

1.    

«Понятие о здоровье и факторы на него влияющие»

5

1.    «Установка настольной лампы на рабочем месте»

2.    «Проведение закаливания (обтирание)»

 

 

 

            Итого за III четверть – 5 часов

IV четверть

1.        

«Виды кровотечений и оказание первой помощи»

3

1.    «Наложение повязок»

2.    «Наложе-ние шин»    

 

 

 

           Итого за IV четверть – 3 часа

           Итого за  год  – 18 часов

8 класс

 

Наименование разделов и тем занятий

Всего часов

Из них

Дата

лабораторные и практические

контрольные и диагностические материалы

экскурсии

 

I  четверть

1.   1

«Пожары и взрывы»

4

 

 

 

 

           Итого за I четверть –  4 часа

II четверть

1.    

«Безопасность движения»

3

«Изучение дорожных знаков на улице»

 

 

 

            Итого за II четверть – 3 часа

III четверть

1.    

«Основы медицинских знаний и охрана здоровья»

5

1.  «Наложение шин на нижние конечности»

2.  «Наложение шин на верхние конечности»

3.  «Наложение повязки на грудь»

 

 

 

            Итого за III четверть – 5 часов

IV четверть

1.    

«Окружающая среда»

2

 

 

 

 

2.    

«Природа»

1

 

 

 

 

3.    

«Домашние животные»

1

 

 

 

 

           Итого за IV четверть – 4 часа

           Итого за  год  – 16 часов

9 класс

 

Наименование разделов и тем занятий

Всего часов

Из них

Дата

лабораторные и практические

контрольные и диагностические материалы

экскурсии

 

I  четверть

1.   1

«Основы медицинских знаний»

3

1.    «Наложение повязок»

2.    «Наложение шин»

3.    «Наложение жгута»

 

 

 

2.    

«Предупреждение травматизма»

2

 

 

 

 

           Итого за I четверть –  5 часов

II четверть

1.    

«Основы здорового образа жизни»

4

 

 

 

 

            Итого за II четверть – 4 часа

III четверть

1.        

«Основы подготовки к военной службе»»

2

«Элементы строевой подготовки»

 

 

 

2.        

«Гражданская оборона. Защита населения от последствий  чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени»»

3

«Правила пользования противогазом»

 

 

 

            Итого за III четверть – 5 часов

IV четверть

1.    

«Радиационные поражения»»

1

 

 

 

 

2.    

«Поражения отравляющими веществами»

3

«Устройства и правила надевания противогаза»

 

 

 

           Итого за IV четверть – 4 часа

           Итого за  год  – 18 часов

Поурочное планировании занятий ОБЖ в 5-9 классах

 

№/п.

Тема урока

Что должны знать учащиеся

Что должны уметь учащиеся

Методический материал

ТСО

Межпредметные связи

Словарная работа

 

 

5 класс 

I четверть – 5 часов.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Вводная беседа.

Город как источник опасности. Вводный инструктаж по охране труда.

Особенности города как среды обитания человека. Зоны повышенной опасности человека.

Правильно действовать в зонах повышенной опасности.

Схемы порядка, вызовы соответствующей службы.

Видеомагнитофон.

СБО.

 Русский язык. Чтение.

 Математика.

Службы пожарные, правопорядка, газа, охрана здоровья.

 

 

Тема: Чрезвычайные ситуации аварийного характера в жилище – 2 час.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Дом, в котором мы живем. Правила пожарной безопасности и поведения при пожаре.

Какие опасные ситуации возможны  в квартире, их причины и последствия. Правила поведения при пожаре.

Правильно и быстро действовать в опасных ситуациях.

Номера служб спасения и правила их вызова, стихи, загадки.

 

Чтение.

 Математика.

География.

СБО.

Безопасность, опасные ситуации, пожар, взрыв газа, затопление.

 

2.

Затопление квартиры.

Основные причины затопления квартиры, правила поведения при затоплении.

Правильно действовать в случае затопления жилища.

Схема действия в случае затопления жилища.

Видеомагнитофон. Последствия затопления.

Естествознание.

Чтение.

География.

СБО.

Затопление.

 

 

Тема: Чрезвычайные ситуации криминогенного характера – 2 час.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Опасные ситуации на улице.

Правила безопасного поведения на улице (во время гололеда, на тонком льду, в толпе, с животными).

Уметь правильно вести себя в опасной ситуации.

Информация из газет и журналов, правила поведения «Если тонкий лед».

 

Естествознание.

Чтение.

Русский язык.

 Гололед, толпа, опасная ситуация.

 

2.

Ситуации криминогенного характера в доме, подъезде.

 

 

 

 

 

 

 

 

II четверть – 4 часа.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Ситуации криминогенного характера на улице

Опасные места на улице, опасное время суток, правила поведения на улице при встрече с незнакомыми людьми.

Избегать возникновения опасных ситуаций на улице, домогательств со стороны  злоумышленников.

тесты

Диск «Самооборона»

Чтение.

Русский язык.

Преступник, опасная зона.

 

 

Тема: Чрезвычайные ситуации, связанные с нарушением экологического равновесия в местах проживания – 4 часа.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Загрязнение воды, правила очистки воды.

Влияние загрязненной воды на наш организм.

Очищать воду в домашних условиях.

 

 

Естествознание.

Фильтр, вымораживание, отстаивание, загрязнение.

 

2.

Загрязнение воздуха и почвы.

Влияние загрязнения воздуха на наш организм.

Применять правила очистки воздуха в домашних условиях.

Тест, сведения из газет и журналов об экологической обстановке в городе.

Видеофильм «Аварии и взрывы».

География.

Естествознание.

Чтение.

Почва, воздух, вредные вещества.

 

3.

Недоброкачественные продукты питания - источник опасности для здоровья.

Знать условия хранения продуктов питания, сроки хранения.

Уметь определять качество продуктов, составлять рацион питания.

Тест, схемы предприятий города с АХОВ.

 

СБО.

Естествознание.

Недоброкачественный.

 

 

 

III четверть – 5 часов.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Что нужно знать о препаратах бытовой химии. Чрезвычайные ситуации на территории области и города.

Знать классификацию товаров бытовой химии, условия хранения и применения. Предприятия города с АХОВ.

Уметь пользоваться препаратами бытовой химии, действовать в чрезвычайных ситуациях.

Схемы предприятий города с АХОВ.

Видеофильм «Криминогенная обстановка в городе»

Чтение.

СБО.

Естествознание.

Тюбик, баллончик, бытовая химия.

 

 

Тема: Действия учащихся в чрезвычайных ситуациях – 2 часа.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Наводнения.

Знать, что такое стихийное бедствие, бедствия производственного характера.

Уметь вести себя при наводнении. Уметь проводить мероприятия при наводнении.

Видеофильм, иллюстрации.

Видеофильм «Наводнение»

География.

Естествознание.

Наводнение.

Стихийное бедствие.

 

2.

Снегопады.

Знать, какой вред наносят снежные заносы, как вести себя   в случае снежных заносов.

Уметь соблюдать правила поведения во время снегопада, в зонах риска.

Иллюстрации.

Видеофильм «Снегопады»

 

География.

Естествознание.

Снегопад, занос.

 

 

Тема: Безопасность движения – 2 часа.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Причины ДТП, движение транспортных средств.

 

 

 

 

 

Движение пешеходов по улицам и дорогам. Пользование пассажирским транспортом.

Знать причины ДТП, такие транспортные средства существуют, правила движения для транспортных средств.

 

Знать правила передвижения группой и в колонне. Правила поведения в пассажирском транспорте.

Уметь применять меры личной безопасности.

 

 

 

 

Уметь правильно переходить улицу по сигналу светофора.

Статистика из сводок ДТП.

 

 

 

 

 

 Настольная игра.

Видеофильм «ДТП»

 

 

 

 

 

Видеофильм «ПДД»

Чтение.

Развитие речи.

 

 

 

 

Чтение.

Развитие речи.

Математика.

ДТП, авария.

 

 

 

 

 

 

Колонна, группа.

 

2.

Практическое занятие: переход улицы. Игра зачет «Знаешь ли ты ПДД»

Знать правила перехода улицы по сигналу светофора.

Уметь пользоваться пассажирским транспортом.

Игра: «Знаешь ли ты ПДД»

 

Чтение.

 

Светофор, переход улицы, перекресток.

 

 

IV четверть – 4 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Оказание доврачебной помощи при ДТП – 4 часа.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Характерные виды травм при ДТП.

Знать характерные виды травм при ДТП.

Уметь оказать ПМП пострадавшему.

Таблицы.

Видеофильм «Улица полна неожиданностей»

Чтение.

Биология.

География.

 

Травма, дорожно-транспортное происшествие.

 

2.

Кровотечения и методы их остановки.

Виды кровотечений.

Уметь оказать первую помощь при кровотечении.

Таблица.

Видеофильм «Кровотечения»

Естествознание.

Артерия, венозное капиллярное кровотечение.

 

3.

Первая помощь при остановке дыхания и сердца.

Знать правила искусственного дыхания и непрямого массажа сердца.

Уметь оказывать ПМП при остановке дыхания и сердца.

 

Набор медицинских средств для оказания ПМП при различных травмах.

 

Видеофильм «Вывихи, переломы, ушибы»

Естествознание.

Остановка дыхания, массаж сердца.

 

4.

Практическое занятие: «Наложение повязки и шины при вывихах и переломах»

Знать правила наложения повязок и шин.

Уметь накладывать повязки и шины.

Математика.

Естествознание.

Повязка, шина, перелом, вывих, ушиб.

 

 

6 класс

I четверть – 4 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторный инструктаж по ОТ на рабочем месте.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Автономное существование человека в природе – 8 часов.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Если вы заблудились в лесу.

Знать правила поведения если остались одни в лесу.

Уметь правильно действовать в условиях автономного существования, пользоваться простыми средствами сигнализации.

Схема № 1 стр. 43. Примеры экстремальных ситуаций, тест стр. 62, 97.

Диск «Автономное существование»

География.

Естествознание.

Автономное существование. Сигнал экстренных ситуаций.

 

2.

Как построить временное жилье и организовать временный лагерь.

Знать правила выбора места для временного жилища и способы его изготовления.

Уметь выбрать вид временного жилья, сохранить его жизнеспособным.

Тесты стр. 67, дидактический материал стр. 62-74.

Видеофильм «Временное жилище, его устройство».

Естествознание.

 География.

 

Лагерь, шалаш, навес, иглу.

 

3.

Пути преодоления страха и стрессового состояния.

 

 

 

 

Как избежать паники, как заставить себя не бояться.

 

 

 

Контролировать свое поведение, чувства. Аутотренинг.

 

 

Правила поведения «Если остался один».

 

 

 

Диск «Автономное существование»

Естествознание.

 География.

 

 

 

Аутотренинг, стресс, страх.

 

 

 

 

 

4.

Добыча пищи, воды.

Знать способы добычи пищи, воды в условиях автономного существования.

Найти еду и питье без риска отравления.

Иллюстрации, загадки о ядовитых  и не ядовитых грибах и растениях.

 

 

Диск «Автономное существование»

 

Естествознание.

География. Чтение.

Добыча, охота, рыбная ловля, дичь.

 

 

Средства сигнализации.

Знать средства подачи сигнала.

Найти способ подачи сигнала.

Иллюстрации, виды сигналов.

 

Русский язык.

Сигнал SOS.

 

 

II четверть – 4 часа

 

 

 

 

 

 

 

1.

Определение сторон горизонта по солнцу, луне и звездам.

Правила нахождения сторон света по солнцу, луне и звездам.

Уметь определить стороны горизонта по солнцу, луне, звездам.

«Детская энциклопедия» (созвездия), иллюстрации.

 

География.

Русский язык.

История.

Чтение.

Стороны горизонта, созвездие.

 

2.

Определение сторон света по часам, растениям и особенности обитания животных и насекомых.

Знать правила нахождения сторон света.

Уметь определить стороны горизонта по растениям, особенности поведения животных.

Детская энциклопедия.

 

 

 

Диск «Автономное

Естествознание.

 География.

Математика.

Растения, стороны горизонта.

 

 

3.

Определение сторон света по рельефу, местности, почве и снегу.

Правила нахождения сторон горизонта по рельефу, местности, снегу и почве.

Уметь применить знания.

Иллюстрации, загадки.

существование»

Естествознание.

 География.

Математика.

Рельеф, почва, направление ветра.

 

4.

Проверочная работа «Определение своего местонахождения»

Знать правила определения своего местонахождения.

Уметь находить признаки для определения своего местонахождения.

Тесты стр. 66.

 

Естествознание.

 География.

Математика.

Понятия по теме

 

 

III четверть – 5 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Средства коллективной защиты и правила пользования ими – 1 час.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Укрытие населения в защитных сооружениях и действия по сигналам оповещения ГО.

Устройство и оборудование убежищ, типы убежищ. Правила действия по сигналам ГО.

Уметь правильно вести себя в убежищах и действовать по сигналам ГО.

Иллюстрации.

Видеофильм «Защита населения от АХОВ»

Чтение.

Развитие речи.

Воздушная тревога, убежище, сигнал «Внимание всем!»

 

 

Тема: Безопасность движения – 2 часа.

 

 

 

 

 

 

 

1.

ПДД зоны улиц и дорог. Дорожная грамота.

Знать, почему нужно соблюдать ПДД. Основные понятия и причины безопасности дорожного движения.

Уметь соблюдать ПДД и знать опасные места на улицах города.

ПДД

Видеофильм

Чтение.

Развитие речи.

Движение, перекресток, пешеход.

 

2.

Обязанности пассажиров и пешеходов.

Знать обязанности пассажиров и пешеходов.

Уметь правильно вести себя на улицах и в пассажирском транспорте.

Таблицы, иллюстрации.

Видеофильм

Чтение.

Развитие речи.

Пассажир, транспортное средство.

 

 

Тема: Правила оказания ПМП в природных условиях – 2 часа.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Отравления. Лекарственные растения и препараты из них.

Причины возникновения отравлений. Правила оказания первой помощи, лекарственные растения, меры предосторожности.

Уметь определять симптомы отравления, оказать первую помощь, выбрать лекарственные растения.

Иллюстрации.

 

 

Отравления, лекарственные растения, промывание желудка.

 

2.

Отморожения.

Причины возникновения отморожения и их признаки.

Уметь оказать п5рвую помощь.

Таблицы, иллюстрации.

 

 

Отморожения.

 

 

IV четверть – 5 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Правила оказания ПМП в природных условиях – 5 часов.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Оказание ПМП при ссадинах и порезах, при заболеваниях и повреждениях глаз.

Правила оказания ПМП, какие повреждения бываю.

Оказать ПМП: положить повязку и обработать ссадину.

Таблицы (ранения), средства оказания ПМП тест  стр. 82-83

Видеофильм «Травмы в быту»

Естествознание.

Чтение.

Развитие речи.

Порез, ссадина, перевязочный материал.

 

2.

Оказание ПМП при укусах насекомых, змей, животных.

Знать последствия укусов насекомых, змей и животных и как оказать ПМП.

Уметь обработать рану (укус).

Тест  стр. 86-87, таблица, иллюстрации, вырезки из газет.

 

Естествознание.

Чтение. Развитие речи.

Укус, бешенство, энцефалитный клещ.

 

3.

Оказание ПМП при солнечных и тепловых ударах, обмороках, поражениях молнией.

Знать признаки солнечного удара, обморока, поражения молнией.

Уметь оказать первую доврачебную помощь.

Тест стр. 233.

Видеофильм «Оказание ПМП при травмах»

Естествознание.

География.

Солнечный удар, тепловой удар, обморок, молния.

 

4.

Первая помощь утопающему.

Знать приемы спасения утопающего, правила поведения на водоемах.

Уметь оказать первую помощь утопающему.

 

Видеофильм «Спасение утопающих»

Естествознание.

Физкультура.

 

Утопающий, искусственное дыхание.

 

 

Практическое занятие: наложение шин при различных видах переломов.

Знать правила наложения шин при переломах.

Уметь наложить шину при помощи подручных средств.

Таблица «ПП при переломах»

Видеофильм «ПМП при переломах»

Естествознание.

Чтение.

Развитие речи.

Перелом (открытый, закрытый), шина.

 

 

7 класс

I четверть – 5 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторный инструктаж по ОТ на рабочем месте.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Чрезвычайные ситуации природного происхождения. Защита населения – 4 часа

 

 

 

 

 

 

 

1.

Происхождения и последствия землетрясений, защита и действия населения при землетрясениях.

Знать причины возникновения землетрясений и правила действия при землетрясениях.

Уметь правильно действовать при угрозе землетрясения.

Дидактические материалы тесты стр. 109-112.

Видеофильм «Землетрясения»

География. Чтение.

Русский язык.

Землетрясение, толчки, сейсмография.

 

2.

Оползни, сели и отвалы. Защита населения при угрозе селей, обвалов и оползней.

Знать причины возникновения стихийных бедствий и правила выживания при них.

Уметь различать стихийные бедствия и правильно действовать для спасения.

Тесты   стр. 113-116

Видеофильм «Сели, обвалы»

География. Естествознание.

Чтение.

Русский язык.

Сели, обвалы, оползни.

 

3.

Ураганы, бури и смерчи. Защита населения при угрозе бурь, смерчей и ураганов.

Знать характерные особенности этих стихийных бедствий. Правила поведения во время стихийных бедствий.

Уметь распознать эти стихийные бедствия, правильно действовать при угрозе возникновения.

Тесты   стр. 116-121

Видеофильм «Ураганы, бури, смерчи»

География. Естествознание.

Русский язык.

Ураганы, бури, смерчи.

 

4.

Наводнения, цунами и защита населения при их угрозе.

Знать причины возникновения этих стихийных бедствий. Как спастись от их последствий.

Уметь действовать при наводнениях и цунами.

Тесты стр. 121-127

Видеофильм «Наводнения»

География. Чтение.

Русский язык.

История.

Наводнения, цунами.

 

5.

Лесные и торфяные пожары. Защита населения.

Знать виды лесных пожаров и их характерные особенности. Причины возникновения пожаров.

Уметь предупреждать возникновение лесных пожаров и правила действия при них.

Стр. 127-130

Видеофильм «Пожары»

География. Естествознание.

Развитие речи.

 

Лесной, верховой, низовой.

 

 

II четверть – 4 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Безопасность движения – 4 часа.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Велосипед – история создания. Как выбрать велосипед и научиться ездить.

Знать историю появления велосипеда, как правильно поободрать велосипед.

Уметь рассказать, как правильно выбрать велосипед.

Иллюстрации, загадки о транспортных средствах.

 

История.

Математика.

Чтение.

Велосипед.

 

2.

Правила езды на велосипеде по проезжей части.

Знать правила езды на велосипеде.

Уметь соблюдать ПДД на велосипеде.

ПДД, иллюстрированные дорожные знаки.

Видеофильм

Русский язык.

Чтение.

ПДД, проезжая часть.

 

3.

Устройство и снаряжение велосипеда. Проверка технического состояния велосипеда.

Знать, как снарядить велосипед, проверить исправность.

Уметь исправлять неполадки.

Иллюстрации, вырезки из газет, журналов.

 

Русский язык.

Чтение.

Снаряжения, устройство.

 

4.

Правила маневра на велосипеде.

Знать правила выполнения маневров. ПДД для велосипедистов.

Уметь соблюдать ПДД, маневрировать.

Тесты стр. 105, ПДД – 7 кл.

 

Русский язык.

Чтение.

ПДД, маневр.

 

 

Проверочная работа: как вы знаете ПДД для велосипедистов.

 

 

 

 

 

 

 

 

III четверть – 5 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Понятие о здоровье и факторы на него влияющие – 5 часов.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Режим дня. Режим учебы и отдыха.

Знать значение режима дня и необходимость его соблюдения.

Уметь соблюдать режим дня.

«Режим дня»   (уч-к).

Тест стр. 150-151

 

 

Математика.

Чтение.

Развитие речи.

Режим дня, режим учебы.

 

2.

Движение и образ жизни. Закаливание.

Знать, что входит в понятие «Образ жизни». Значение движения в жизни человека. Способы и приемы закаливания.

Уметь организовывать достаточный двигательный режим, применять приемы закаливания.

Тест  стр. 207.

 

Видеофильм «Здоровый

образ жизни»

Физкультура.

Естествознание.

Образ жизни, закаливание.

 

3.

Как сохранить зубы здоровыми. Как сохранить зрение.

Знать, как правильно ухаживать за глазами, за зубами.

Уметь правильно пользоваться зубной щеткой, соблюдать правила для сохранения зрения.

Учебник (4-5 кл.),

упражнения для глаз.

 

Естествознание.

Чтение.

Развитие речи.

Кариес, зубная щетка, паста, дальнозоркость, близорукость.

 

4.

Что такое личная гигиена.

Знать, что входит в понятие «личная гигиена»

Уметь соблюдать правила ухода за своим телом, санитарно-гигиени-ческие формы.

Учебник (4-5 кл.),

тест стр. 91-98.

 

 

Видеофильм «Здоровый

образ жизни»

Естествознание.

Чтение.

Развитие речи.

Гигиена, уход, чистота.

 

5.

Здоровье и факторы на него влияющие. Что такое полноценное питание.

Какие факторы вредно влияют на здоровье, какие продукты необходимы организму.

Уметь исключать вредные факторы из образа жизни, укрепление здоровья.

Дидактическое пособие стр. 151-152.

 

Физкультура.

Естествознание.

Факторы, здоровьеукрепление.

 

 

IV четверть – 4 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Виды кровотечений и оказание первой помощи – 4 часа.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Артериальное, венозное, капиллярное кровотечение.

Знать признаки и виды кровотечений.

Уметь определять вид кровотечения.

Таблица «Виды кровотечений»

 

Чтение.

Развитие речи.

Биология.

Сосуды, аорта, вена, кровотечение.

 

2.

Кровотечения из носа, уха, зубной лунки.

Знать причины возникновения кровотечений из носа, уха, зубной лунки.

Уметь оказать ПМП при кровотечениях из носа, уха, зубной лунки.

Учебник (4-5 кл.),

тест стр. 47.

 

Видеофильм «Виды кровотечений»

Биология. Чтение.

Зубная лунка.

 

3.

Стандартные и подручные средства защиты. ПМП при кровотечениях.

Знать необходимые средства для оказания ПМП при кровотечениях.

Уметь применять средства защиты при кровотечениях.

Таблица «Подручные и стандартные средства защиты», тест стр. 82-83.

 

Биология. Чтение.

Математика.

Бинты, салфетки, перевязочный материал, подручные средства.

 

4.

Практическое занятие :наложение повязок и шин.

Знать способы и правила наложения повязок и шин.

Уметь наложить повязку на конечности.

Таблицы, тест стр. 140-143.

 

Естествознание.

Математика.

Развитие речи.

Повязка, бинт.

 

 

8 класс

I четверть – 4 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Повторный инструктаж по ОТ на рабочем месте.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Пожары и взрывы.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Огонь – друг или враг. Классификация пожаров.

Знать причины возникновения пожаров, происхождение огня, какие бывают пожары.

Уметь рассказать о полезных и вредных свойствах огня. Уметь правильно действовать во время пожара.

Таблица «Классификация пожаров», тест стр. 131, 160-161. Правила действия во время пожара.

Видеофильм «Пожары»

Естествознание.

История.

Чтение.

Русский язык.

Огонь, пожар внутренний, наружный, скрытый.

 

2.

Классификация взрывов. СДЯВ разрушающего действия.

Знать, что такое взрыв и какие виды взрывов бывают. Характеристику СДЯВ разрушающего действия.

Уметь правильно действовать во время взрыва.

 

 

 

 

 

 

Химия.

География.

Чтение.

Русский язык.

Взрыв, СДЯВ.

 

3.

СДЯВ прижигающего и общетоксического действия.

Знать характеристику СДЯВ прижигающего и общетоксического действия.

 

 

 

 

 

Уметь определять тип действия ЯВ, способы оказания

 

 

Таблицы Характеристика СДЯВ»

Видеофильм «Защита населения от СДЯВ», «СДЯВ их характеристика и ПМП»

Химия.

География.

Чтение.

Русский язык.

 

 

4.

СДЯВ наркотического действия. Радиационные аварии.

Знать характеристику СДЯВ наркотического действия. Причины возникновения радиационных аварий.

ПП и средства защиты.

 

 

География.

Чтение.

Русский язык.

Аварии, радиации.

 

 

II четверть – 4 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Безопасность движения – 4 часа.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Причины возникновения детского травматизма. Дорожные знаки.

Знать причины возникновения детского травматизма.

Избежать возникновения травмы.

ПДД, таблицы, сведения из газет.

Видеофильм «Травмы»

Чтение.

Развитие речи.

Дорожный травматизм, дорожные знаки.

 

2.

Предупреждающие и запрещающие знаки.

Знать вид, назначение, форму, цвет, место установки действующих знаков.

Уметь находить и правильно действовать в соответствии с предупреждающими и запрещающими знаками.

Таблицы «Дорожные знаки»

 

Чтение.

Русский язык.

Геометрия.

Изо.

Предупреждающие, запрещающие знаки.

 

3.

Информационно-указательные и знаки приоритета.

Знать функциональные признаки и назначение информационно-указательных и знаков приоритета.

Уметь находить их в черте города.

Образцы знаков.

 

Математика.

Геометрия.

Изо.

Развитие речи.

Чтение.

Информационно-указательные, знаки приоритета.

 

4.

Предписывающие знаки и знаки сервиса.

Знать назначение знаков, форму, расцветку, место установки.

Уметь распознавать знаки и действовать согласно их назначению.

Образцы дорожных знаков.

 

Геометрия.

Изо.

Чтение.

Русский язык.

Предписывающие, знаки сервиса.

 

 

III четверть – 5 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Раны. Опасности, связанные с загрязнением ран и меры их предупреждения.

Знать виды ран, причины опасности, связанные с ранениями.

Уметь оказать ПМП.

Таблица.

 

 

Видеофильм « ПМП при

Биология.

Развитие речи.

Чтение.

Инфекция, колотая рана, рубленая рана, ушибы.

 

2.

Правила наложения повязок и подручные средства защиты.

Знать виды повязок, средства, необходимые для перевязки.

Уметь найти перевязочный материал в домашних условиях.

Тест стр. 140-145,

Таблица «Стандартные и подручные средства защиты».

различных видах травм».

Развитие речи.

Чтение.

Естествознание.

Стандартные и подручные средства защиты

 

3.

Ушибы, растяжения, вывихи, переломы. Первая помощь при травмах.

Знать причины различных видов травм, признаки и правила оказания помощи.

Уметь оказать первую помощь.

 

 

Развитие речи.

Естествознание.

 

 

4.

Сотрясение мозга, травмы груди и живота. Первая помощь при травмах.

Признаки сотрясения, признаки травм груди и живота.

Уметь оказать ПМП и доставить пострадавшего в мед. Учреждение.

Медицинские средства оказания ПМП при различных травмах. Учебник ОБЖ (4-5 кл, 6-8 кл.)

Видеофильм «ПМП при травмах»

Естествознание.

Развитие речи.

Чтение.

 

 

5.

Транспортировка пострадавших. Массовые травмы.

Знать средства и и правила транспортировки. Причины, вызывающие массовые травмы.

Уметь носить носилки, владеть способами безносилочного переноса

 

 

География.

 

 

 

IV четверть – 4 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Окружающая среда – 2 часа.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Наш дом – Земля. Факторы окружающей среды, влияющие на жизнедеятельность человека.

Знать, какие факторы окружающей среды влияют на человека.

Уметь объяснить, как влияет каждый фактор.

Иллюстрированная карта, художественное слово.

 

История.

География.

Земля, биосфера, техносфера, фактор.

 

2.

Что такое экология? Взаимодействие человека с окружающей средой.

Знать, что входит в понятие «экология», источники загрязнения окружающей среды.

Уметь определять участки нарушения экологического равновесия.

Тесты стр. 175-180, страницы из газет, журналов.

 

География.

Биология.

Экология, экологическое равновесие.

 

 

Тема: Природа – 1 час.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Экстремальные природные условия и человек. Ориентирование на местности.

Нать, как природные условия действуют на человека и способы ориентирования на местности.

Уметь защитить себя от вредных воздействий природных условий, ориентироваться в экстремальных ситуациях.

Тесты стр. 175-180, классные часы, тест стр. 66.

Диск на ПК «Ориентирование на местности» фрагмент.

Естествознание.

География.

История.

Развитие речи.

 

 Экстремальный, ориентирование.

 

 

Тема: Домашние животные – 1 час.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Вы хотите завести (домашнего) четвероногого друга? Как уберечься от укусов животных.

Знать правила ухода и содержания домашних животных, как вести себя при встрече с животными.

Уметь ухаживать за животными, уберечься от укусов животных.

Иллюстрации, знакомство с интересными факторами из газет, журналов.

 

Естествознание.

Развитие речи.

Чтение.

Уход, содержание, агрессия, укус, бешенство.

 

 

9 класс

I четверть – 4 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Основы медицинских знаний – 3 часа.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Помощь при ранениях. Виды ран. Наложение повязок.

Знать, как оказать ПМП при ранениях.

Уметь выполнить повязку, оказать ПП при ранениях.

 

 

 

Рана, виды ран.

 

2.

Помощь при переломах, ушибах, вывихах, ожогах и обморожениях с практической обработкой.

Знать признаки переломов, ушибов и вывихов, ожогов и обморожений, причины их возникновения.

Уметь оказать ПП при ожогах и обморожениях, переломах, ушибах, вывихах.

Тесты стр. 143-145, стр. 87-89.

Видеофильм «Оказание ПП при переломах, ожогах, отравлении СДЯВ»

Чтение.

Русский  язык.

Ушиб, перелом, вывих, ожог, обморожение.

 

3.

ПМП при шоке, поражении СДЯВ. Табельные средства для оказания ПМП. Наложение жгута.

Причины, приводящие к шоку, признаки шока, общие сведения о СДЯВ, их действие на организм. Содержание АИ-1 и ИПП.

Уметь отличать состояние шока, различать СДЯВ и их действие на организм. Пользоваться АИ-1 и ИПП.

Тест стр. 194-202, стр. 58 таблица СДЯВ.

 

 

Шок, СДЯВ, аптечка, индивидуальный противохимический пакет.

 

 

Тема: Предупреждение травматизма – 1

 

 

 

 

 

 

 

1.

Травмы в школе, травмы в быту.

Прверочная работа: обобщение и систематизация знаний по теме.

Причины возникновения травм в быту в школе.

Уметь избегать возникновения травм.

Тест стр. 231-236.

Видеофильм «ПМП при травмах в быту»

Русский язык.

СБО.

Труд.

Чтение.

Травма.

 

 

II четверть – 4 часа.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Основы здорового образа жизни.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Основное понятие о здоровье и здоровом образе жизни. Факторы влияющие на здоровье человека.

Знать смысл понятия «здоровье», какие факторы влияют на здоровье.

Уметь определять свою группу здоровья и факторы для своего здоровья.

Тест стр. 244-245.

 

Физкультура.

Естествознание.

Здоровье, фактор.

 

2.

Анатомо-физиологические особенности подросткового периода. Роль двигательной активности и закаливания для организма.

Знать физиологию особенностей своего организма, значение движения в жизни человека и способы закаливания.

Уметь организовать свою двигательную нагрузку, правильно проводить закаливающие процедуры.

Тест стр. 52-54, стр. 207-210.

 

Этика.

Анатомия. Физкультура.

Анатомия.

 

Наследственность, стресс, закаливание, нагрузка.

 

3.

Основы рационального питания. Качество пищевых продуктов.

Знать основы правильного питания, как определить качество продуктов, необходимые витамины для организма.

Уметь соблюдать режим питания, определять качество продуктов.

Тест стр. 94-98.

 

СБО.

Естествознание.

Чтение.

Диета, качество продуктов.

 

4.

Личная гигиена подростка. Режим учебы и отдыха подростка.

Знать правила личной гигиены.

Следить за своим внешним видом.

Стр. 150-151, вопросы стр. 256.

 

СБО.

Русский язык.

Чтение.

Гигиена, режим.

 

 

III четверть – 5 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: основы подготовки к военной службе – 2 часа.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Военнослужащие, их права и обязанности.

Знать основные права и обязанности военнослужащих.

Уметь рассказать о права и обязанности военнослужащих.

 

Видеофильм.

История.

Чтение.

Развитие речи.

Солдат, воинская обязанность.

 

2.

Размещение и быт военнослужащих.

Знать общие положения о размещении военнослужащих, как распределяется режим дня военнослужащих.

Уметь рассказать о размещении и быте военнослужащих.

Устав военнослужащих.

Видеофильм «Солдаты» фрагменты.

История.

География.

Чтение.

Развитие речи.

Солдат, воинская обязанность, рота, поверка, казарма.

 

 

Тема: Гражданская оборона. Защита населения от ЧС мирного и военного времени – 3 часа.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Оповещение населения. При оповещении действия населения.

Знать сигналы оповещения, средства оповещения.

Уметь действовать по сигналам ГО.

Тест стр. 27-28, стр. 123.

 

 

 

 

Диск на ПК «Средства защиты кожи

История.

Чтение.

Развитие речи.

Физкультура.

Сигнал «Внимание всем!»

 

2.

Средства защиты органов дыхания.

Знать, как защитить органы дыхания в ЧС, устройство противогаза ГП – 5.

Уметь надевать и снимать противогаз.

Стр. 28-30, таблица «Правила пользования противогазом»

 и органов дыхания в условиях ЧС военного и

Естествознание.

История.

Физкультура.

Противогаз, шлем, газовый патрон ГП – 7В.

 

3.

Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты кожи.

Знать, как можно защитить кожу от воздействия химических отравляющих веществ. Устройство АИ, ПХП  назначение препаратов, находящихся в АИ.

Уметь рассказать о средствах защиты кожи, какие препараты содержаться в АИ и для чего нужен ПХП.

Таблица, тесты стр. 28-30.

мирного времени».

История.

География.

Чтение.

Развитие речи.

 

Общевойсковой защитный костюм, АИ, ПХП.

 

 

IV четверть – 5 часов.

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Радиационные поражения.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Радиационные поражения и ПП при них.

Знать признаки радиационного поражения.

Уметь рассказать, как защитить себя от радиации.

Тест стр. 172-173, учебник 9 кл. «Радиационные поражения»

Видеофильм «Радиационные поражения»

История.

География.

Чтение.

 

Радиация, лучевая болезнь, радиоактивный фон.

 

 

Тема: Поражения отравляющими веществами – 4 часа.

 

 

 

 

 

 

 

1.

Поражения ОВ, нервно-паралитического и кожно-нарывного действия.

Знать признаки ОВ нервно-паралитического и кожно-нарывного действия.

Уметь определить тип ОВ по симптомам и признакам.

 

 

 

 

 

Видеофильм

История.

География.

Развитие речи.

ОВ, зарин, замон, иприт.

 

2.

Поражения ОВ общеядовитого действия (синильная кислота, хлорциан).

Знать признаки ОВ общеядовитого действия и их действие на организм.

 

 

 

Таблицы с 1 по 7 «Отравляющие

«Отравляющие вещества», диск на ПК «Химиче-

История.

География.

Развитие речи.

Синильная кислота, хлорциан.

 

3.

Поражение ОВ удушающего и слезоточивого действия (фосин, хлорпикрин).

Знать особенности действия на организм ОВ удушающего и слезоточивого действия

Уметь рассказать с помощью таблиц особенности действия ОВ и определить тип ОВ по их признакам и симптомам.

вещества»

ское оружие»

История.

География.

Развитие речи.

Фосин, хлорпикрин.

 

4.

Поражение ОВ психохимического действия (диэтиламид).

Знать особенности действия на организм ОВ психохимического действия

 

 

 

История.

География.

Развитие речи.

Диэтиламид.