ГОУ ЯО
Переславль-Залесская
специальная
(коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат
№3
Принята на педсовете
Протокол №_____
от «_____» _____________200___г.
Утверждена приказом № ___
от «___» ______________200____ г.
Директор школы __________________
А.И. Ивахненко
2008 год
РАЗДЕЛЫ
1.
Основные идеи воспитательной работы,
цели, задачи, основные принципы.
2.
Направления воспитательной работы.
3.
Психолого-педагогическое особенности
младших школьников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Требования к построению
воспитательной работы в 1-4 классах.
4.
Психолого-педагогическое особенности
младших подростков специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Требования к построению
воспитательной работы в 5-7 классах.
5.
Психолого-педагогическое особенности
старших подростков специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Требования к построению
воспитательной работы в 8-9 классах.
6.
Организация воспитательной работы.
7.
Формы, методы и средства
воспитательной работы
8.
Критерии оценки состояния и
эффективности воспитательной системы
9.
Обеспечение реализации концепции
воспитательной работы.
1.
Основные идеи воспитательной работы, цели, задачи,
принципы
По утверждению Э. Канта: «Человек может стать
человеком только через воспитание. Он есть то, что делает из него воспитание».
«Воспитание есть направленное социальное
взаимодействие, в основе которого лежит намерение оказывать другому человеку
помощь и поддержку в его развитии и в реализации его возможностей в настоящей
жизни» (О. Шпек). Воспитание детей с умственной отсталостью ориентируется на
общие воспитательные требования, ценности и нормы. Специфика педагогической
помощи учитывает особые индивидуальные потребности и возможности, а также
социальные условия и требования, имея целью реальное улучшение общей жизненной
ситуации. Существует необходимость системной социально-педагогической помощи
умственно отсталым лицам в течение длительного периода жизни, а иногда и
пожизненно. Этическими законами, на основе которых должна строиться помощь
лицам с проблемами развития, являются известные издревле заповеди:
-
Не причиняй
никому вреда.
- Помоги каждому, сколько можешь.
В процессе воспитания должна обеспечиваться собственная
активность умственно отсталого ребёнка в окружающем, доступном для него, мире.
Развитие мышления и способности к действию у ребёнка с ограниченными
возможностями позволяет ему построить собственную картину мира.
Воспитание умственно отсталого ребёнка в силу его
большей зависимости требует педагогической ответственности, которая должна
отражаться во всех планах и действиях педагога. Учебно-воспитательные цели
должны отвечать психофизическим особенностям умственно отсталых детей, а также
должны быть связаны с настоящими и будущими потребностями в социализации,
возможностями жизни в обществе. Важным условием результативности является соучастие
в воспитании детей всех педагогов, специалистов и родителей умственно отсталого
ребёнка.
Важными идеями
для организации воспитательной работы являются:
- становление личности происходит в процессе
социализации;
- возможность преодоления недостаточности, благодаря
коррекционно-развивающей работе и социальному приспособлению;
- повышение уровня самостоятельности и личностной
независимости через реализацию деятельностного подхода;
- единство законов нормального и аномального развития;
- социогенез высших психических функций.
Для понимания содержания воспитательной работы важно
определить некоторые существенные понятия, одним из которых является
социализация как процесс и результат социального развития человека. По
определению И.С. Кона, социализация – совокупность всех социальных и
психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему
знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать качестве полноправного члена общества. В
процессе социализации личность выступает как субъект и объект общественных
отношений. А.В. Петровский выделяет три стадии развития личности в процессе
социализации: адаптацию, индивидуализацию и интеграцию.
На стадии адаптации, которая обычно совпадает с
периодом детства, человек выступает как объект общественных отношений. На этой
стадии происходит вхождение в мир людей: овладение некоторыми знаковыми
системами, созданными человечеством, нормами и правилами поведения, социальными
ролями, усвоение различных форм деятельности. Человек, собственно, обучается
быть личностью.
На стадии индивидуализации происходит некоторое
обособление индивида, вызванное потребностью персонализации. Здесь личность –
субъект общественных отношений. Человек, уже усвоивший определённые культурные
нормы общества, способен проявить себя как уникальная индивидуальность,
создавая нечто новое, в чём проявляется его личность. Речь идёт о процессе
реализации своего Я, самопроявлении как индивидуальности и личности.
Интеграция предполагает достижение определённого
баланса между человеком и обществом. Человек находит тот оптимальный вариант
жизнедеятельности, который способствует процессу его самореализации в обществе,
а также принятию человеком меняющихся
норм общества.
В процессе социализации осуществляется динамика
пассивной и активной позиции индивида. Пассивной – когда он усваивает нормы и
служит объектом социальных отношений; активной – когда он воспроизводит
социальный опыт и выступает как субъект социальных отношений; активно-пассивный
– когда он способен интегрировать субъект-объектные отношения. Этот тройной
цикл может повторяться на протяжении жизни много раз и связан с необходимостью
ресоциализации индивида в меняющемся мире.
Под развитием личности понимается формирование
социального качества индивида в результате его социализации и воспитания. Ядром
личности является Я-концепция. Я-концепция – это совокупность всех
представлений индивида о себе, сопряжённая с их оценкой. В Я-концепции принято
выделять три вида установок: убеждения, эмоциональное отношение к убеждениям,
реакции, которые могут проявляться в поведении (когнитивная,
эмоционально-оценочная и поведенческая составляющие). Когнитивная составляющая
совпадает с образом Я, эмоционально-оценочная - с самооценкой, поведенческая –
с потенциальными поведенческими реакциями, вызванными образом Я и самооценкой. Положительная
Я-концепция определяется тремя факторами: твёрдой убеждённостью в импонировании
другим людям, уверенностью в способности к тому или иному виду деятельности,
чувством собственной значимости. Я-концепция возникает на основе взаимодействия
с окружающей средой, в особенности с социумом. В процессе социализации
удовлетворяется потребность в позитивном отношении со стороны окружающих. Опыт,
который усваивает индивид, должен согласовываться с его самовосприятием. Дезадаптация
может быть результатом попыток оградить сложившуюся Я-концепцию от угрозы
столкновения с таким опытом, который с ней не согласуется.
Высшие психические функции также формируются в
процессе социального развития человека.
Поскольку умственно отсталый ребёнок развивается по
тем же законам, что и обычный ребёнок, то при построении воспитательной работы
целесообразно учитывать особенности возраста, не забывая о возможности
расхождения фактического и психологического возраста. Реальной опорой для
построения работы с данным ребёнком должны стать представления об
онтогенетических закономерностях развития высших психических функций и
личности.
Построение воспитательной работы возможно на основе социокультурной концепции
возрастного развития, авторами которой являются Л.С. Выготский и его ученики
(Д.Б. Эльконин, Лисина и др.)
Вот как определяет периоды и стадии детского развития
Д.Б. Эльконин:
Раннее детство |
Детство |
Отрочество |
|||
Младенчество |
Ранний возраст |
Дошкольный возраст |
Младший школьный возраст |
Подростковый возраст |
Ранняя юность |
М-П |
О-Т |
М-П |
О-Т |
М-П |
О-Т |
Кризис новорождённости |
Кризис 1 года |
Кризис 3 лет |
Кризис 7 лет |
Кризис 11-12 лет |
Кризис 15 лет |
М-П – мотивационно-потребностная сфера личности
О-Т – операционно-техническая сфера личности
Критерии возраста:
1.
Социальная
ситуация развития. Это та система отношений, в которую вступает ребёнок, и то,
как он в этой системе ориентируется.
2.
Ведущая
деятельность (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин)
- деятельность, выполнение которой определяет возникновение и
формирование основных психологических новообразований человека на данной
ступени развития его личности.
3.
Основные
новообразования развития.
4.
Кризисы –
переломные точки детского развития, отделяющие один возраст от другого.
Д.Б.Эльконина по-новому объясняет содержание кризисов
развития. 3 года и 11 лет – кризисы отношений, вслед за ними возникает
ориентация в человеческих отношениях; 1 год, 7 лет, 15 лет – кризисы
мировоззрения, которые открывают ориентацию в мире вещей.
На основе изложенных теоретических идей поставлены
следующие цели и задачи воспитательной работы специального (коррекционного)
образовательного учреждения VIII вида.
Цели воспитательной работы:
1 уровень. Максимально возможное развитие личности
учащихся с целью достижения их позитивной социальной интеграции.
2 уровень. Создание коррекционно-развивающей среды,
способствующей личностному развитию учащихся,
преодолению недостаточности.
Задачи воспитательной работы 1 уровня:
- выявление сильных и слабых сторон в психофизическом
и личностном развитии учащегося, воспитанников;
- выстраивание системы коррекционно-развивающей работы
в соответствии с возможностями и особенностями развития учащихся,
воспитанников;
- способствование овладению учащимися, воспитанниками
различными доступными видами деятельности в соответствии с психофизическими
особенностями: учеба, игра, общение, труд;
- развитие социально-коммуникативных навыков учащихся,
воспитанников;
-
обогащение
представлении об окружающей действительности и построение индивидуальной
картины мира, не противоречащей реальности;
-
формирование
умения выдерживать психофизическое напряжение и конфликты интересов в различных
видах деятельности и ситуациях;
-
овладение
социальными ролями;
-
развитие
Я-концепции;
-
формирование
образа жизни и жизненных понятий, которые могут сделать существование имеющим
смысл.
Задачи
воспитательной работы 2 уровня:
- обеспечение эмоционального и операционального включения учащихся в совместную со взрослым (педагогом) деятельность;
- создание психологической и физической безопасности и поддержание собственной активности учащихся;
- создание условий для формирования навыков, необходимых в жизни (личный уход, хозяйственно-бытовые дела, правила социального взаимодействия, физические способности, занятия творчеством, речевое развитие, познавательная деятельность, трудовая и профессиональная подготовка);
- включение в различные социальные группы (игровые, учебные, рабочие группы, группы свободного времени).
2.
Направления и
принципы воспитательной работы.
Основными направлениями воспитательной работы,
исходя из целей и задач, являются:
- диагностическая работа (выявление психофизических
особенностей ребёнка, его интересов и возможностей, степени овладения
различными видами деятельности, условий семейного воспитания и социального
окружения);
- коррекционно-развивающая работа (формирование
навыков познавательной деятельности, формирование и совершенствование базовых
школьных навыков: чтения, письма, счёта; формирование картины мира, в основном
соответствующей современным научным представлениям);
- социально-педагогическая работа (работа с семьёй,
социумом для нормализации межличностных отношений, ситуации воспитания, защиты
прав ребёнка, деятельность по включению ребёнка в разные социальные группы и
социально значимые виды деятельности; социально-бытовая ориентировка, развитие
коммуникативных навыков, правил безопасного поведения в быту; трудовое
воспитание, выбор профессии);
- способствование личностному развитию учащегося,
воспитанника (нравственно-этическое, патриотическое, правовое, эстетическое,
работа над формированием позитивной Я-концепции, самопонимание и саморегуляция,
закрепление правильных поведенческих стеретипов);
- физкультурно-оздоровительная работа (своевременная
медицинская помощь, общая физическая подготовка, занятия спортом, соблюдение
санитарных норм и правил при организации учебной деятельности, досуга).
Принципы
организации воспитательной работы:
1)
индивидуализация
воспитательной работы (уч1т особенностей учащихся, воспитанников);
2)
активность
учащихся, воспитанников (взаимодействие с окружающим миром);
3)
целостность
педагогического процесса;
4)
структурированность
деятельности;
5)
практическая
направленность;
6)
коммуникативная
направленность;
7)
доступность
предлагаемых требований и видов деятельности;
8)
социальная
мотивация деятельности.
3.
Психолого-педагогическое особенности младших
школьников специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Требования к построению воспитательной работы в
1-4 классах.
Непосредственность в поведении, трудности концентрации внимания, низкий уровень произвольности деятельности. Первичная картина мира, этические и эстетические представления, преодоление непосредственных импульсов, настойчивость. Возникновение произвольного поведения. Возникновение сознания своего ограниченного места в системе отношений с взрослым.
Особенности: недостаток спонтанной активности, сенсорная, моторная и когнитивная недостаточность, ограниченность опыта и информации, расстройства поведения, межличностно-аффективные проблемы.
Три линии развития, которые, по данным специалистов возрастной психологии, отмечаются к началу школьного обучения:
- линия формирования произвольного поведения;
- линия овладения средствами и эталонами познавательной деятельности;
- линия перехода от эгоцентризма к децентрации.
Новая структура социальных отношений. Система ;ребёнок-взрослый» дифференцируется на две группы отношений: «ребёнок – учитель», «ребёнок – родитель». Система «»ребёнок-учитель» начинает определять отношения ребёнка к родителям и отношения ребёнка к детям. Система «ребёнок-учитель» становится центром жизни ребёнка, отношением «Ребёнок-общество». В учителе воплощены требования общества. В школе с самого начала должна быть построена система чётко определённых отношений, основанных на принятых правилах. В школе закон общий для всех.
Проблемы формирования познавательной мотивации. Парадокс учебной деятельности стоит в том, что, усваивая знания, ребёнок сам ничего в этих знаниях не изменяет. Предметом изменений в учебной деятельности впервые становится сам ребёнок, осуществляющий эту деятельность. Учебная деятельность требует рефлексии: «чем я был» и «чем я стал». Оценка собственных изменений – собственный предмет учебной деятельности. Через оценку происходит выделение себя как предмета изменений в учебной деятельности. Учебная деятельность направлена не на результат, а на выделение способа его усвоения. На начальных этапах учебная деятельность осуществляется в форме совместной деятельности учителя и ученика. Сначала всё находится в руках учителя и учитель «действует руками ученика». Процесс развития учебной деятельности – это процесс передачи от учителя к ученику отдельных её звеньев. «Психологическая природа человека представляет собой совокупность человеческих отношений, перенесённых внутрь и ставших функциями личности и формами её структуры» (Л.С. Выготский). Взаимные отношения при распределении деятельности и взаимном обмене способами действий составляют психологическую основу и являются движущей силой развития собственной активности индивида.
Необходимость делового общения со сверстниками: Ж. Пиаже утверждал, что такие качества, как критичность, терпимость, умение вставать на точку зрения другого, развиваются только при общении детей между собой. При общении со взрослым происходит неизбежное разделение функций: взрослый ставит цели, контролирует и оценивает действия ребёнка. Без взрослого ребёнок не может освоить новое действие, но при соучастии взрослого не может полностью освоить действие, поскольку некоторые компоненты действия так и остаются за взрослым. Учитель передаёт весь операциональный состав действия, но остаётся держателем смыслов и целей. При кооперации со сверстниками ситуация равноправного общения даёт опыт контрольно-оценочных действий и высказываний.
Учебная деятельность и дидактическая игра. В дидактической игре выделяется отдельная учебная задача. При переходе от дошкольного возраста к младшему школьному возрастает значение игры с достижением известного результата. Происходит переход от игр в плане внешних действий к играм в плане воображения. Формы игровой деятельности позволяют сделать смысл вещей более явным для ребёнка.
Участие детей в трудовой деятельности оказывает существенное влияние на процесс усвоения знаний. Учёба сама по себе не может сформировать нравственные качества. Лучшим условием для их формирования является труд, который позволяет достичь определённого результата.
Изменения в познавательной деятельности в сторону формирования произвольности деятельности. Формирование приёмов запоминания, учить наблюдению за объектом, его рассматриванию.
- Использование дидактических игр для активизации познавательной активности.
- Совместное с детьми планирование занятий и
подведение итогов.
- Использование наглядного материала и практических действий, их сопровождение словесными объяснениями.
- Подмечать примеры хорошего и плохого поведения. Фиксировать внимание детей на образцах положительного поведения.
- Развитие самооценки поведения.
- Развитие осознания собственных действий в игровой и учебной деятельности с целью установления связи между прошлыми, настоящими и будущими действиями ребёнка, выделения цели деятельности средств её достижения, поощрение внешней речи учащихся как этапа овладения планированием своей деятельности.
- Способствовать выделению и осознанию собственных
состояний и переживаний ребёнка, а также
переживаний других детей.
- Ставить ребёнка в ситуацию сознательного выбора,
побуждать к принятию самостоятельных решений.
- Специальная организация взрослым совместной
деятельности детей, совместное планирование предстоящей деятельности.
- Использовать беседы о прожитом дне («устный
дневник»), планирование дел на завтра.
- Жизнь детей нужно насыщать событиями, обогащать
новыми впечатлениями.
- Обогащение и расширение конкретно-чувственного опыта
учащихся (экскурсии, увеличение числа и разнообразия предметов, с которыми
ребёнок может активно иметь дело).
- Использование занимательных и игровых форм.
- Занятия изобразительной деятельностью, ручным
трудом, словесным творчеством для развития воображения.
- Восприятие сказок. Сопереживание, мысленное
содействие герою произведения сходно с ролью, которую берёт на себя ребёнок в
игре. Всякая сказка – это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в
круг таких отношений, которых ребёнок в реальной жизни может не замечать.
- Формирование операционального отношения к трудностям
(анализ, чего я не умею, чтобы сделать это).
- Организация элементарного труда. Установление
отношений реальной взаимопомощи, координации действий, распределения
обязанностей.
- Формирование игровой деятельности учащихся.
Использование развивающих и коррекционных игр следующих типов: дидактические,
ролевые, развивающие, сюжетные, игры-драматизации, игры с правилами.
Способствование свободной игре детей. Начинать работу с игр-манипуляций.
- Формирование навыков поведения в конфликтных
ситуациях.
- Подчинение и соблюдение правил. За выполнением
правил лежит система социальных отношений между ребёнком и взрослым. Сначала
правила выполнятся в присутствии взрослого, затем с опорой на предмет,
замещающий взрослого, и, наконец, правило становится внутренним.
- Переход от эгоцентризма к децентрации.
- Овладение средствами и эталонами познания.
4.
Психолого-педагогическое особенности младших
подростков специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Требования к построению воспитательной работы в
5-7 классах.
Психические симптомы негативной фазы раннего подросткового
возраста – необузданность, драчливость, отсутствие авторитетов, низкий уровень
развития ценностных ориентиров. Отличительными чертами является повышенная
чувствительность, раздражительность, беспокойство, легко возбудимое состояние,
«физическое и психическое недомогание», капризы. Подростки неудовлетворенны
собой, их неудовлетворённость переносится на окружающий мир. Часто отмечается
ненависть к себе и враждебность к окружающему миру, непослушание, занятие
запрещёнными делами обладает в этот период особой притягательной силой.
Подросток чувствует себя одиноким, чужим и непонятным в окружающей его жизни
взрослых и сверстников. Обычные способы поведения – «пассивная меланхолия» и
«агрессивная самозащита» (Ш. Бюлер). Окончание негативной фазы характеризуется
завершением телесного созревания.
Положительные проявления на негативной фазе –
стремление к деятельности, мечтательное обожание, сексуально неосознанные
любовные порывы.
Во всех симптомах просматривается вопрос «Кто я?»
Центральное новообразование данного возраста – возникновение представления о
себе как «не о ребёнке», потребности в признании его взрослости окружающими.
Проявления взрослости (Т.В. Драгунова):
- Подражание внешним признакам взрослости (курение,
игра в карты, употребление алкоголя, особый лексикон, стремление к взрослой
моде в одежде и причёске, косметика, украшения, приёмы кокетства, способы
отдыха, развлечений, ухаживания – в основе подобных проявлений лежит «низкая
культура досуга».
- Равнение подростков-мальчиков на качества «настоящего
мужчины» (сила, смелость, мужество, воля, верность в дружбе, занятия спортом)
- Социальная зрелость (сотрудничество ребёнка и
взрослого в разных видах деятельности, где подросток занимает место помощника
взрослого).
- Интеллектуальная взрослость. Стремление подростка
что-то знать и уметь по-настоящему.
Общение со сверстниками – ведущий тип деятельности.
Освоение норм социального поведения, норм морали. Усвоение ребёнком
нравственного образца происходит тогда, когда он совершает реальные
нравственные поступки в значимых для
него ситуациях.
- Стимулирование процесса рефлексии, самопознания.
- Развитие автономности представлений подростка о
себе, их относительной независимости от суждений и оценок окружающих.
- Педагог должен удерживать два способа отношения к
воспитаннику: подход к подростку как к личности в целом, который всегда должен
основываться на безусловном восприятии ребёнка как уникального, неповторимого и
уже поэтому прекрасного существа; и множественные конкретные оценки, которые
могут быть любыми – положительными или отрицательными, отдельных его действий,
черт характера, достижений: в объективности и определённости подобных оценок
подросток остро нуждается.
- Раннее начало профориентационной работы. Знакомство
с содержанием профессиональной деятельности людей. Активизация самопознания в
связи с выбором профессии.
- Развитие системы потребностей и идеального плана.
- Полоролевое воспитание – наблюдение за поведением
мужчин и женщин, общение с младшими детьми. Разновозрастные отряды.
- Оптимизация общения. Перегрузка общением
воспитанников школы-интерната. Развитие навыков саморегуляции, создание условий
для реализации потребности побыть одному.
5.
Психолого-педагогическое особенности старших
подростков специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида. Требования к построению воспитательной работы в
8-9 классах.
Позитивный период подросткового возраста начинается с
того, что перед подростком открываются новые источники радости. Могут
отмечаться разочарования, тягостность повседневных обязанностей, мысли о
профессии, выбор системы ценностей, мировоззренческие изменения.
Девочки склонны к ведению личных дневников, писанию
писем, стихосложению, мечтательности.
Поиск друзей, потребность в друге больше характерны
для мальчиков.
Развитие линии симпатия-дружба. Определение позиции в
социальной группе.
Реакции эмансипации от взрослых. Амбивалетность
переживаний. Зависимость от «значимого другого». Опасности социальных девиаций.
Выбор профессии, подготовка к ней, занятия спортом, творчеством, участие
в общественных организациях, любовная игра (кокетство, мечтательное поклонение
и пр.) Психосексуальное становление личности.
Формирование личности, определение жизненной
перспективы. Значение формального мышления. Процессы самопознания и
самоопределения.
Референтные группы.
Спонтанные и формальные группы. Спонтанные группы можно разделить на
просоциальные, асоциальные и антисоциальные.
Просоциальные отличаются широтой диапазона совместной деятельности и
обсуждаемых вопросов, высоким нравственным уровнем личных взаимоотношений,
способствуют развитию у своих членов положительных социально-нравственных
качеств. Асоциальные компании формируются на базе совместных развлечений.
Межличностные контакты, будучи эмоционально значимыми, ограничены по содержанию
и поэтому поверхностны. Антисоциальные компании связаны с развлечением и
общением, но в основе лежит деятельность, направленная во вред обществу:
пьянство, хулиганство, правонарушения. Юношеская тяга к коллективности
вырождается в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с
группой и её лидером, в неумение и нежелание сознательно взвесить и оценить
частные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и
нравственных критериев. Негативизм – конформизм.
Формирование жизненных планов – процесс конкретизации
и дифференциации целей и мотивов социального и этического порядка (кем быть? –
профессиональное самоопределение; каким быть? – моральное самоопределение).
Предметом размышления становится не только конечный результат, но и способы его
достижения, путь, по которому намерен следовать человек, и те объективные и
субъективные ресурсы, которые ему для этого понадобятся.
Профессиональное самоопределение проходит несколько
этапов: детская игра, в ходе которой ребёнок принимает на себя разные профессиональные
роли и «проигрывает» отдельные элементы связанного с ними поведения;
подростковая фантазия, когда подросток видит себя в мечтах представителем той
или иной привлекательной для него профессии; предварительный выбор, когда
разные виды деятельности сортируются и оцениваются сначала с точки зрения
интересов подростка, затем с точки зрения его способностей, наконец, с точки
зрения его системы ценностей.
- Усвоение новых социальных ролей. Предусмотреть
расширение круга общения и видов деятельности.
- Опосредованность педагогического воздействия.
Организация системы деятельности группы, в которую включен подросток (семья,
класс).
- Значимость авторитетных личностей.
- Работа над самопониманием и полоролевой
идентификацией.
- Проведение профориентационной работы с учётом
индивидуального стиля личности.
- Развитие Я-концепции, её ценностной составляющей.
- Формирование морального сознания.
Три этапа нравственно-этического развития (Л.
Колберг):
- доморальный (ребёнок выполняет установленные
правила, исходя из эгоистических соображений);
- конвенциональная мораль (ориентирование на внешние
нормы поведения);
- автономная мораль (ориентация на внутреннюю,
автономную систему принципов).
6.
Организация воспитательной работы.
Требования к педагогу, работающему в специальном
(коррекционном) образовательном учреждении:
- открытость для контакта;
- эмпатия (способность чувствовать внутренний мир
другого человека);
- умение слушатьдругого;
- уважение, признание, толерантность по отношению к
другому, его принятие;
- позитивный настрой (уверенность, способная вызвать
надежду и мужество);
- понятная и приглашающая к разговору речь;
- стремление создать атмосферу объективности и
доверительности;
- готовность уделять время другому;
- стремление создать атмосферу объективности и
доверительности;
- готовность к пересмотру собственных (неверных)
суждений, признанию собственных границ и в случае необходимости к привлечению
или рекомендации другого специалиста;
- относительная твёрдость в позиции (профессиональной
и этической) и одновременно открытость и готовность к приспособлению.
Правила организации жизнедеятельности учащихся,
воспитанников в школе-интернате:
- нормальный дневной ритм;
- локальные перемены в течение дня (различные места
для разных занятий);
- ощущение естественного ритма года (праздники,
каникулы, поездки и пр.);
- как можно более нормальный ход жизни (знакомство с
окружающим миром, маленькие группы для совместной деятельности и общения, малая
сменяемость персонала, как
Формы,
методы и средства воспитательной работы
7.
Критерии оценки состояния и эффективности
воспитательной системы
8.
Обеспечение реализации концепции воспитательной
работы.
Литература
1.
Андриенко Е.В.
Социальная психология. М., «Академия», 2000
2.
Бернс Р. Развитие
Я-концепции и воспитание.
3.
Выготский Л.С.
История развития высших психических функций. СС, т. 3.
4.
Выготский Л.С.
Дефектология и учение о развитии и воспитании ненормального ребёнка. СС, т.5
5.
Кон И.С.
Психология старшеклассника. М., «Просвещение», 1982.
6.
Обухова Л.Ф.
Детская психология: теории, факты, проблемы. М., «Тривола», 1995.
7.
Шпек О. Люди с
умственной отсталостью. Обучение и воспитание. М., «Академия», 2003