ГОУ ЯО Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

 

Образовательная программа

государственного образовательного учреждения Ярославской области Переславль-Залесской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната №3

 

Утверждена на заседании

педагогического совета

протокол № ___________

от «___» ___________20____г.

Председатель педсовета

 

 

Директор школы А.И. Ивахненко

 

 г.  Переславль-Залесский,

 

Содержание

1. Цели и задачи образовательного учреждения. Уровни реализуемых образовательных программ. 

с. 3-6

2. Структура и особенности организации образовательного процесса         

с. 6-10

3. Характеристика учебного плана образовательного учреждения

с. 10- 12

4. Использование программно-методических комплектов

с. 12

5. Требования к рабочим программам по учебным предметам, коррекционно-развивающим курсам и перспективным планам воспитательной работы        

С  с. 12-13

6. Результаты освоения образовательной программы. Контроль освоения обучающимися образовательной программы.

с. 13-14

7. Ресурсное обеспечение реализации образовательной программы

с. 14-15

 

Приложения:

1. Базисные учебные планы СКОУ VIII вида (I и II варианты)

2. Учебный план на текущий учебный год.

3. Календарный учебный график на текущий год.

4. Рабочие программы по учебным предметам.

5. Рабочие программы коррекционно-развивающей работы с обучающимися

6. Рабочие программы воспитательной работы

7. Рабочие программы факультативных занятий и групп дополнительного образования.

8. Характеристика материально-техническая обеспеченность образовательного процесса.

9. Картотека учебников.

10. Требования к результатам формирования жизненной компетенции.

 

Раздел 1. Общие положения.

Цели и задачи образовательного учреждения      

ГОУ ЯО Переславль-Залесская СКШИ является звеном региональной  системы образования Ярославской области и  обеспечивает реализацию конституционных прав детей с ограниченными возможностями здоровья школьного возраста на получение специального образования, соответствующего их психофизическим возможностям. Образовательный процесс в ОУ строится  на основе закона «Об образовании в Российской Федерции», типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, федеральных государственных образовательных стандартах для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья  (при их наличии) и другими нормативными актами Российской Федерации и Ярославской области, касающихся организации образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Обучение в ГОУ ЯО Переславль-Залесской СКШИ №3 организуется по примерным программам, рекомендованным (допущенным) Министерством образования и науки для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, а также в соответствии с федеральными специальными образовательными стандартами (при наличии). Обучение может быть организовано по индивидуальным  учебным планам и адаптированной образовательной программе. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение организуется на дому или в медицинских организациях.  

«Адаптированная образовательная программа – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учётом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц»  (ст. 2 ФЗ РФ от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

Вариант формы обучения и программы должен соответствовать возможностям обучающегося с ограниченными возможностями здоровья, а также учитывать рекомендации специалистов.

Обучение по программе СКОУ VIII вида является нецензовым, так как не сопоставимо с уровнем основного и среднего общего образования, предусматривает значительное сокращение «академического» компонента и специфическое расширение компонента жизненной компетенции. Для детей с выраженными и/ или сложными нарушениями предусмотрено обучение по индивидуальным образовательным программа, в которых «академический» компонент редуцируется до полезных и доступных ребёнку академических знаний, и максимально расширяется область развития его жизненной компетенции. Накопление доступных навыков коммуникации, социально-бытовой адаптации готовит обучающегося с ОВЗ к, насколько возможно, активной жизни в семье и социуме.

Важной задачей ОУ является соблюдение основных принципов государственной политики в сфере образования:

- обеспечение права каждого человека на образование;

-гуманистический характер образования, приоритет жизни и здоровья человека, прав и свобод личности, свободного развития личности, воспитание взаимоуважения, трудолюбия, гражданственности, патриотизма, ответственности, правовой культуры, бережного отношения к природе и окружающей среде, рационального природопользования;

- предоставление педагогическим работникам свободы в выборе форм обучения методов обучения и воспитания; (ст. 3; ФЗ РФ от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

В образовательном учреждении создаются необходимые условия для получения качественного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, для коррекции нарушений развития и социальной адаптации, оказания коррекционной помощи на основе специальных педагогических подходов и наиболее подходящих методов и способов общения. Деятельность образовательного учреждения способствует  умственному, личностному, социальному развитию этих лиц.

Основные виды услуг, которые осуществляет образовательное учреждение:

«Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» (ст. 2 ФЗ РФ от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (ст. 2 ФЗ РФ от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

«Присмотр и уход за детьми – комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня» (ст. 2 ФЗ РФ от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). Данный вид деятельности сопутствует образовательному процессу и способствует решению отдельных воспитательных задач, формированию жизненных компетенций в сфере самообслуживания и самообеспечения.

Образовательная деятельность в ОУ осуществляется на русском языке.

К обучающимся относятся (ст. 33 ФЗ РФ от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»):

«воспитанники – лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;

учащиеся – лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы»  (ст. 33 ФЗ РФ от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Образовательная программа составляется с учётом психофизических особенностей детей, образовательной программы начального или основного общего образования, а также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида (ст.72 ФЗ РФ от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

Цель образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья – введение в культуру ребёнка, по разным причинам выпадающего из образовательного пространства (цит. по Л.С. Выготскому). Развитие такого ребёнка в контексте культурных ценностей открывает ему возможность осмысления собственного существования, задаёт ориентиры для реализации личных устремлений, учит брать на себя посильную ответственность за близких, занять активную жизненную позицию в сообществе людей.  Специальное образование должно помочь обучающемуся овладеть полезными, практически применимыми знаниями, умениями и навыками, достичь максимально доступного ему уровня жизненной компетенции, освоить необходимые формы социального поведения в семье и гражданском обществе.

Направленность образовательных программ:

Образовательные программы, реализуемые в школе, направлены:

-  на формирование жизненно необходимых знаний, умений и навыков (практическая направленность обучения);

-  на коррекцию интеллектуальных, речевых, эмоциональных нарушений у детей;

-  на всестороннюю педагогическую поддержку детей с нарушениями развития;

-  на осуществление дифференцированного подхода в обучении;

-  на воспитание положительных черт характера, нравственных норм поведения учащихся;

-  на подготовку воспитанников к непосредственному включению в жизнь, в посильную трудовую деятельность в условиях современной экономики;

-  на подготовку учащихся к продолжению образования в условиях специальных (для выпускников школы 8 вида) или общих (для выпускников классов выравнивания) групп начального трудового обучения;

-  на обеспечение гражданского, нравственного, трудового, эстетического и физического воспитания;

-  на достижение учащимися того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим  для их успешной социальной адаптации.

Направления коррекционной работы по формированию жизненных компетенций обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:

-   развитие адекватных представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности вступать в коммуникацию с окружающими;

-  овладение социально-бытовыми умениями, используемыми в повседневной жизни;

-   овладение навыками коммуникации;

-  дифференциация и осмысление картины мира и её пространственно-временная организация;

-  осмысление своего социального окружения и освоение соотвествующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.

-  обеспечение условий для обучения и воспитания учащихся, в соответствии с их возможностями, особенностями развития, интересами и состоянием здоровья;

-          проведение коррекционно-развивающей работы в соответствии со структурой нарушения у того или иного ребенка, выявленной в процессе диагностической работы;

-          организация здоровьеразвивающей работы в школе;

-           осуществление индивидуального и дифференцированного подхода в соответствии с особенностями психофизического развития учащихся;

-          создание условий для профессионального выбора учащихся с учетом особенностей психического развития и здоровья учащихся, их интересов и интересов их родителей (законных представителей), потребности городского сообщества в рабочих кадрах,

-  освоение программ по общеобразовательным предметам, направленным на достижение учащимися того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации;

-  создание основы трудовой и общеобразовательной подготовки для последующего освоения программ начального профессионального образования или  продолжения трудового обучения в специальных группах  учреждений начального профессионального обучения или учебно-производственного комбината, а также для трудоустройства по специальностям, обучение которым было организовано в школе;

-  освоение  специальных коррекционных программ, направленных на достижение самостоятельности детей в бытовой жизни, социализации и адаптации выпускников;

-  обеспечение программ дополнительного образования, способствующих решению коррекционно-развивающих задач,  раскрытию творческих возможностей детей, создающих благоприятные условия для повышения социальной и трудовой подготовленности выпускников.

Уровни реализуемых образовательных программ

- программы СКОУ VIII вида (в новой редакции закона «Об образовании в Российской Федерации» - адаптированные  программы основного образования);

- адаптированные программы СКОУ VIII вида (в новой редакции закона «Об образовании в Российской Федерации» - индивидуальные программы основного образования).

Обучение ведётся на русском языке.

По окончании 9 класса обучающиеся сдают экзамен по трудовому обучению и получают документ установленного образца об окончании  специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Раздел 2.   Структура и особенности организации образовательного процесса

Образовательный процесс включает в себя обучение, воспитание, коррекционно-развивающую работу, оздоровительную деятельность.

Процесс обучения включает уроки и внеурочные занятия, направленные на формирование академических и социально-бытовых компетенций, строится по учебному плану специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII вида, с учётом примерных программ, предназначенных для СКОУ VIII вида. Обучение осуществляют учителя разных специальностей.

Образовательная программа обучающихся с ОВЗ включают предметные области, которые перечислены в учебном плане, но каждая содержательная область включает два компонента; «академической» и «жизненной компетенции». Для повышения жизненной компетенции при изучении русского языка большое внимание уделяется речевой практике,  математики – практике применения математических знаний, естествознания – практике взаимодействия с окружающим миром, обществознания – практике личного взаимодействия с людьми близкого и дальнего социального окружения, искусства – практике художественных ремёсел, трудового обучения – практике трудового производства и создания общественно значимых материальных ценностей, физической культуры  - практике здорового образа жизни, физического самосовершенствования. «Академический» компонент рассматривается в структуре образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья как накопление потенциальных возможностей для их активной реализации в настоящем и будущем. При этом предполагается, что обучающийся впоследствии сможет самостоятельно выбрать из накопленного нужные ему знания, умения и навыки для личного, профессионального и социального развития. «Академический» компонент как бы обращён в будущее.

Компонент «жизненной компетенции» рассматривается как овладение знаниями, умениями и навыками, уже сейчас необходимыми ребёнку в обыденной жизни, соответственно связан с настоящим. Лишь постепенное усложнение социальной среды может стимулировать развитие жизненной компетенции. 

При реализации образовательных программ могут использоваться дистанционные образовательные технологии, соответствующие психофизическим возможностям обучающихся, электронное обучение

«Обучение – целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» (ст. 2 ФЗ РФ от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Воспитание осуществляется не только на уроках как важный, но побочный эффект обучения, но и в целенаправленной педагогической деятельности воспитателей.  Воспитательная работа учреждения строится в соответствии с концепцией и программой воспитательной работы учреждения.

«Воспитание – деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства» (ст. 2 ФЗ РФ от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

В образовательном учреждении также осуществляется присмотр и уход за детьми, что частично входит в функциональные обязанности воспитателей.

«Присмотр и уход за детьми – комплекс мер по организации питания и хозяйственно-бытового обслуживания детей, обеспечению соблюдения ими личной гигиены и режима дня» (ст. 2 ФЗ РФ от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

Коррекционно-развивающая работа в образовательном учреждении носит не только фронтальный, но и дифференцированный и индивидуальный характер. С этой целью проводятся групповые и индивидуальные коррекционно-логопедические и психологические занятия.

Организация образовательного процесса в ГОУ ЯО Переславль-Залесской СКШИ №3 предполагает фронтальную коррекционно-развивающую направленность обучения и воспитания, проведение социально-трудовой подготовки в урочное и внеурочное время, укрепление здоровья учащихся, воспитывающий характер обучения и его практическую направленность.

С 1 класса в школе предусматривается дифференциальный и индивидуальный подход в обучении. Для учащихся с наиболее выраженными или сложными нарушениями предусматривается составление  индивидуальных программ психолого-педагогической и социально-правовой поддержки. В школе предпринимается как внутригрупповая, так и внешняя дифференциация, для чего открываются группы «Особый ребенок». Программы обучения в группах «Особый ребенок» составляются школой на основе программы, рекомендованной Министерством образования РФ, и утверждаются школьным МППК, выполняющим функции школьного методического совета.

В 1 классе в течение полугодия отметки учащимся не выставляются. Результат продвижения учащихся в обучении определяется на основе анализа их продуктивной деятельности. В группах «Особый ребенок» отметки начинают выставляться по степени овладения детьми навыками учебной деятельности. Сроки определяются для каждой группы школьным медико-психолого-педагогическим консилиумом.

Предусматривается проведение подгрупповых и индивидуальных коррекционно-развивающих занятий:

1-7 классы (логопедические занятия по преодолению речевых нарушений);

1-4 классы школы 8 вида (ЛФК или оздоровительной физкультуры, развитие психомоторики и сенсорных процессов или игротерапии, занятий игровой деятельностью.

Группы для занятий ЛФК и логопедические группы комплектуются с учётом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, с учетом медицинских рекомендаций, условий, созданных в образовательном учреждении, и с целью оптимизации образовательного процесса.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня.

С 5 класса вводятся факультативные занятия в соответствии с потребностями учащихся и возможностями педагогического коллектива школы. Факультативные часы могут быть распределены на коррекционные занятия по логопедии, на развитие речи, на такие предметы, как элементы физики и химии в быту, на изучение истории и культуры родного края, на производительный труд по профилю трудового обучения, дополнительно на профессионально-трудовое обучение, изучение других предметов. Факультативные занятия проводятся с классом или небольшими группами учащихся для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и более свободной ориентировки в современном обществе и быту.

Для занятий по профессионально-трудовому обучению и СБО учащиеся делятся на две группы. Комплектование групп осуществляется с учётом познавательных, психофизических особенностей учащихся и рекомендаций врача.

Используются следующие формы учебных занятий: уроки, практические занятия, игровые занятия, работа над творческими проектами.

В школе обучение организовано по четвертям.

В процессе обучения используются специфические методы обучения, оптимальное сочетание словесных, наглядных и практических методов. К урокам и занятиям предъявляются общепедагогические требования:

-          обеспечивать воспитывающий характер обучения;

-          сообщать научно достоверные и доступные данные в пределах, обозначенных программой;

-          развивать мышление и речь учащихся;

-          обеспечивать подготовку к самостоятельному (в доступных пределах) приобретению знаний.

и методические требования:

-          соответствовать возрастным особенностям учащихся по содержанию и эмоциональному воздействию;

-          иметь четкое структурное членение, выделение выводов, важнейших положений, ключевых понятий;

-          содержать достаточное количество иллюстративного материала, облегчающего восприятие, понимание и запоминание учебного материала;

-          включать задания, стимулирующие развитие возможно большей самостоятельности при решении поставленных задач и формирование умений пользоваться имеющимися знаниями.

С целью реализации коррекционной направленности образования необходимо использовать:

-          поэтапное распределение материала и аналитико-синтетический спооб его преподнесения с целью отработки каждого элемента и обеспечения целостного восприятия;

-          опора на ранее усвоенные знания, умения и навыки и имеющийся практический опыт;

-          выявление причинно-следственных связей и закономерностей;

-          акцент на главное при краткости и простоте формулирования правил и выводов;

-          достаточное количество практических упражнений для усвоения и повторения учебного материала;

-          включение изучаемого материала в различные виды упражнений;

- включение для заданий разной степени сложности для самостоятельной работы. Домашние задания для учащихся, как правило, носят репродуктивный, тренировочный и практический характер.

При обучении детей с ограниченными возможностями здоровья применяются специальные методы обучения и воспитания, специальные учебники, учебные пособия и дидактические материалы, технические средства обучения, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий (ст. 73 ФЗ РФ от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Образовательная программа учреждения, кроме основной специальной общеобразовательной программы, включает комплекс воспитательных, коррекционно-развивающих программ, проведение культурно-массовых мероприятий с обучающимися. В воспитательную программу учреждения входят следующие направления работы: «Я и окружающий мир», «Я и моё здоровье», «Я среди людей», «Своими руками творим красоту», «В мире профессий», «Учимся вести свой дом». Трудовое воспитание осуществляется в учебных мастерских, на пришкольном участке, общественно полезный труд может организовываться на предприятиях, учреждения и организациях по договорённости с ними.

Важными идеями для организации воспитательной работы являются:

- становление личности происходит в процессе социализации;

- возможность преодоления недостаточности, благодаря коррекционно-развивающей работе и социальному приспособлению;

- повышение уровня самостоятельности и личностной независимости через реализацию деятельностного подхода;

- единство законов нормального и аномального развития;

- социогенез высших психических функций.

Цели воспитательной работы:

1 уровень. Максимально возможное развитие личности учащихся с целью достижения их позитивной социальной интеграции.

2 уровень. Создание коррекционно-развивающей среды, способствующей личностному развитию учащихся,  преодолению недостаточности.

Задачи воспитательной работы 1 уровня:

- выявление сильных и слабых сторон в психофизическом и личностном развитии учащегося, воспитанников;

- выстраивание системы коррекционно-развивающей работы в соответствии с возможностями и особенностями развития учащихся, воспитанников;

- способствование овладению учащимися, воспитанниками различными доступными видами деятельности в соответствии с психофизическими особенностями: учеба, игра, общение, труд;

- развитие социально-коммуникативных навыков учащихся, воспитанников;

-   обогащение представлении об окружающей действительности и построение индивидуальной картины мира, не противоречащей реальности;

-   формирование умения выдерживать психофизическое напряжение и конфликты интересов в различных видах деятельности и ситуациях;

-   овладение социальными ролями;

-   развитие Я-концепции;

-   формирование образа жизни и жизненных понятий, которые могут сделать существование имеющим смысл.

Задачи воспитательной работы 2 уровня:

-   обеспечение эмоционального и операционального включения учащихся в совместную со взрослым (педагогом) деятельность;

-   создание  психологической и физической безопасности и поддержание собственной активности учащихся;

-   создание условий для формирования навыков, необходимых в жизни (личный уход, хозяйственно-бытовые дела, правила социального взаимодействия, физические способности, занятия творчеством, речевое развитие, познавательная деятельность, трудовая и профессиональная подготовка);

-   включение в различные социальные группы (игровые, учебные, рабочие группы, группы свободного времени).

 

Программа коррекционно-развивающей работы образовательного учреждения включает:

- фронтальную направленность коррекционно-развивающей работы;

- групповые и индивидуальные коррекционно-логопедические занятия, занятия лечебной физкультурой или оздоровительной физкультурой, занятия по развитию психомоторики и сенсомоторных процессов или игротерапию (занятия игровой деятельностью).

Направления коррекционно-развивающей работы:

- преодоление или компенсация когнитивных, речевых, двигательных недостатков;

- профилактика и преодоление эмоционально-поведенческих трудностей;

- развитие социальных компетенций обучающихся.

Специфика интеллектуального и личностного недоразвития обучающихся требует направленной коррекции не только учебной деятельности, не менее важно развитие коммуникативных умений, навыков содержательного взаимодействия со сверстниками и взрослыми, регуляции эмоциональных, нравственно-поведенческих и других свойств психики.

Помимо обучения и воспитания ОУ осуществляет психолого-педагогическое сопровождение обучающихся, под которым понимается «реализация комплекса воспитательных, развивающих, коррекционных, медицинских мероприятий и мер, направленных на:

- интеллектуальное, физическое, эмоциональное развитие воспитанников;

- приобретение воспитанниками необходимых для дальнейшей самостоятельной жизни навыков и компетенций, освоение ими норм и способов социального поведения;

- сохранение и укрепление здоровья воспитанников;

- компенсацию дефицитов семейного воспитания;

- организацию досуга воспитанников.

Раздел 3. Характеристика учебного плана образовательного учреждения

ГОУ ЯО Переславль-Залесская СКШИ №3 работает по учебным планам, которые составляет самостоятельно, опираясь на базисные учебные планы СКОУ VIII вида (I и II вариант).

«Учебный план – документ, который определяет перечень, трудоёмкость, последовательность и распределение по периодам обучения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), практики, иных видов учебной деятельности, и, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, формы промежуточной аттестации обучающихся» (ст. 2 ФЗ РФ от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Базисный учебный план для обучающихся СКОУ VIII вида (I вариант) предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации. В учреждении может функционировать подготовительный (0-й) класс при наличии обучающихся с низким уровнем подготовленности к обучению даже в специальных условиях или обучающихся с диагнозом, требующим уточнения.

В 1-4 классах осуществляется начальный этап обучения, на котором общеобразовательная подготовка сочетается с коррекционной и пропедевтической работой.

В 5-9 классах продолжается обучение по общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучения, также включаются специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия. К коррекционным занятиям в 1-4 классах относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности,  ритмика, в 5-9 классах – социально-бытовая ориентировка (СБО). К индивидуальным и групповым коррекционным занятиям относятся логопедические занятия, ЛФК, занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями. В 3-5 классах предусмотрены часы по выбору. В 5-9 классах выделяются часы на факультативные занятия, предусматривается трудовая практика по профилю обучения.

«Практика – вид учебной деятельности. Направленной на формирование, закрепление, развитие практических навыков и компетенции в процессе выполнения определённых видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью» (ст. 2 ФЗ РФ от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»).

Летняя трудовая практика в 5-7 классах в течение 10 дней, 8-9 классах в течение 20 дней по окончании учебного года или в том же объёме в течение года при продлении срока обучения на базе школьных мастерских.

В СКОУ VIII вида  могут создаваться профессиональные классы или профессиональные курсы. В такие классы могут направляться умственно отсталые подростки, которые в силу своих психофизических особенностей не смогут по окончании девятилетней школы работать  в условиях современного производства или продолжать образование в ПУ.

Для занятий по трудовому обучению  и СБО обучающиеся 4-9 и 10-12 классов делятся на 2 группы.

Факультативные занятия проводятся небольшими группами обучающихся для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе и быту.

Базисный план (II вариант) включает 3 части: федеральный, региональный и школьный компонент. В федеральную (инвариативную) часть включены образовательные области и соответствующие им учебные предметы, наиболее важные для развития и коррекции познавательной деятельности обучающихся. В этой части особое место отведено развитию связной устной и письменной речи, усвоению элементарных основ математики.

В региональной части наряду с предметами, отражающими специфику того или иного региона Российской Федерации, такими  как история, искусство, физическое воспитание, география, большой объём часов заложен на профильный труд, который по направленности содержания следует разрабатывать на основе местных ресурсов, перспектив самостоятельной жизнедеятельности выпускников учреждения.

Трудовое обучение занимает значительное место в учебном процессе СКОУ VIII вида и в 6-9 классах преобразуется в доступный обучающимся профильный (полипрофильный) труд.

В школьном компоненте представлены коррекционные технологии для преодоления (компенсации) специфических нарушений у обучающихся: ЛФК, ритмика, логопедическая коррекция. Для развития эмоциональных, нравственно-поведенческих, коммуникативных умений рекомендуется игра и игротерапия (1-4 классы), психологический практикум (7-12 классы), а также факультативы содержание которых разрабатывается педагогическим коллективом при участии психолога, социального педагога, других специалистов.

Для усиления коррекционного воздействия на личностное развитие обучающихся в учебный план введены новые предметы: устная (разговорная) речь (0-4 классы), живой мир (0-4 классы), природоведение (5 класс), мир истории (6 класс), домоводство (5-12 классы), деловое и творческое письмо (10-12 классы), экономический практикум (10—12 классы), этика (7-12 классы).

Для детей с умеренной умственной отсталостью, сложными дефектами могут разрабатываться иные учебные планы, в которых приоритетное место займут такие предметы, которые будут способствовать развитию речи, игровой деятельности, навыков самообслуживания, социального поведения, доступных видов труда.

По медицинским показаниям, для отдельных обучающихся может быть изменён порядок посещения образовательного учреждения или организовано обучение на дому. В таких случаях составляется индивидуальный учебный план с учётом рекомендуемой Министерством образования и науки недельной нагрузки для обучающихся на дому.

 «Индивидуальный учебный план – учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с учётом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» (ст. 2 ФЗ РФ от 29.12.2012 г №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»)

Раздел 4. Использование программно-методических комплектов

Для организации обучения в образовательном учреждении используются примерные программы СКОУ VIII вида, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, а также учебники, включённые в Федеральный перечень. Образовательное учреждение придерживается преемственности в использовании программно-методических комплектов с 1 по 9 класс, своевременно приобретает учебники, рабочие тетради, методические пособия, которых ходят в состав комплектов.

Раздел 5. Требования к рабочим программам по учебным предметам, коррекционно-развивающим курсам и перспективным планам воспитательной работы

Разработка и утверждение рабочих программ являются  правом и обязанностью образовательного учреждения. Рабочие программы составляются на базе примерных программ, которые рекомендует Министерство образования и науки, либо на основе авторской программы, если она прошла экспертизу и апробацию в установленном порядке.

Рабочая программа составляется  учителем-предметником по учебному предмету и рассчитана, как правило, на учебный год или ступень обучения.

Рабочие программы представляются на утверждение руководителю образовательного учреждения в начале учебного года. Руководитель вправе провести экспертизу рабочих программ непосредственно в образовательном учреждении или с привлечением внешних экспертов на соответствие требованиям государственного стандарта.

Рабочие программы утверждаются приказом руководителя образовательного учреждения. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям. Руководитель накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока.

Структура рабочей программы учителя может быть следующей:

- Титульный лист.

- Пояснительнная записка

- Календарно-тематический план или тематическое и поурочное планирование с перечнем контрольных, лабораторных, практических работ и экскурсий.

- Требования к уровню подготовки обучающихся.

Титульный лист должен содержать:

- Наименование образовательного учреждения

- Название курса, для изучения которого написана программа.

- Указание класса (группы)

- Гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения).

В тексте пояснительной записки следует указать, на основе какой конкретной программы (примерной, авторской) разработана программа, внесённые изменения в примерную (авторскую) программу и их обоснование, используемый учебно-методический комплект, количество часов, на которое рассчитана программа.

В календарно-тематическом плане должны быть отражены темы курса и отдельных уроков, последовательность и количество часов, отводимое на их изучение. Допускается составление отдельно тематического и поурочного планирования.

В требованиях к уровню подготовки обучающихся следует отразить требования по рубрикам «знать/понимать», «уметь», «использовать знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни».

В рабочей программе приводится описание ожидаемых результатов, которое должно включать взаимовлияние «академических» и «жизненных» компетенций:

- что обучающийся должен знать и уметь на данной ступени образования;

- что из полученных знаний и умений он может и должен применять на практике;

- насколько активно, адекватно и самостоятельно он их применяет.

Программы коррекционно-развивающей работы должны содержать пояснительную записку, в которой указывается направленность программы, количество часов, ожидаемые результаты, приводится тематическое планирование.

Программы воспитательной работы содержат характеристику класса, социальный паспорт класса, пояснительную записку к каждому разделу программы и требования к результатам деятельности. Далее приводится календарно-тематическое планирование воспитательных занятия (указывается дата проведения, направление работы и тема занятия, его форма).

Программы учитывают особенности познавательной деятельности умственно отсталых детей. Они направлены на личностное развитие учащихся, способствуют их умственному развитию, обеспечивают гражданское, нравственное, трудовое, эстетическое и физическое воспитание. Программы содержат материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, трудовых навыков, который необходим им для социальной адаптации.

Раздел 6. Результаты освоения образовательной программы. Контроль освоения обучающимися образовательной программы.

Выпускники Переславской СКШИ в идеальном варианте должны быть

-          максимально подготовленными к самостоятельной жизни,

-          иметь достаточный уровень социального развития для благоприятной адаптации к жизненным ситуациям,

-          владеть навыками саморегуляции и самоорганизации,

-          обладать положительными нравственными качествами,

-          уметь трудиться, заниматься различными видами продуктивной деятельности,

-     иметь начальный уровень профессионально – трудовой подготовки,

-          ценить материальную и духовную  культуру, созданную человечеством,

-          иметь элементарные навыки общения и взаимодействия с окружающими,

-          владеть обязательным минимумом общеобразовательных программ для продолжения обучения  в учреждениях начального и среднего (для некоторых выпускников школы 7 вида) профессионального образования или овладения профессией в процессе курсовой подготовки или индивидуального обучения;

-          уметь выполнять простые виды хозяйственно-бытового труда, иметь элементарные социально-экономические представления;

-          владеть основами правовой грамотности;

-   вести здоровый образ жизни

Контроль освоения образовательных программ обучения предусматривает промежуточную и итоговую аттестацию обучающихся. Промежуточная аттестация проводится по итогам учебной четверти, начиная со второго полугодия 1 класса. При проведении промежуточной аттестации учитываются текущие отметки обучающихся, проводятся четвертные  контрольные работы  за четверть (во 2-9 классах - математика, письмо и развитие речи; в 5-9 классах – профессионально-трудовое (трудовое) обучение, диагностика навыков чтения (второе полугодие), тестирование по обществоведческим и естественнонаучным предметам. Итоговая аттестация за учебный год проводится на основе четвертных отметок. Итоговая аттестация за девятилетний курс обучения в СКОУ VIII вида проводится с учётом четвертных отметок, а по профессионально-трудовому (трудовому) проводится в форме собеседования (экзамена), состоящего из двух частей: теоретической и практической. Выпускникам, успешно прошедшим итоговую аттестацию выдаётся документ об окончании специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Оценка должна носит индивидуализированный и качественный характер. Достижения обучающегося соотносятся не только с определяемыми программой результатами работой, но и личным продвижением учащегося. Кроме того отметка должна учитывать два компонента: академических знаний, умений и навыков и социальной компентентности, связанной с областью практического применения ЗУН в социальной практике.

В конце учебного года проводится мониторинг усвоения учебных программ по общеобразовательным предметам, в котором экспертом выступает учитель.

Для оценки результатов жизненной компетенции обучающегося используется метод экспертной группы, в которую входят участники образовательного процесса, тесно контактирующие с ребёнком (подростком). Задачей экспертной группы является выработка согласованной  оценки достижений обучающегося по следующим позициям:

- адекватность представлений о собственных возможностях и ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

- способность вступать в коммуникацию со взрослыми по вопросам медицинского сопровождения и создания специальных условий для пребывания в школе, своих нуждах, правах и обязанностях в организации обучения;

- владение социально-бытовыми умениями в повседневной жизни;

- владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

- осмысление и дифференциация картины мира, её пространственно-временной организации;

- осмысление социального окружения, своего места в нём, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей (см. приложение №7)

Показателями качества реализации воспитательной программы образовательного учреждения являются:

- доля воспитанников, освоивших программы воспитательной работы;

- доля обучающихся, принявших участие в смотрах, конкурсах, соревнования;

- достижения воспитанников в  различных видах деятельности;

- жизнеустройство выпускников.

Раздел 7. Ресурсное обеспечение реализации образовательной программы

Для образовательного процесса имеются оборудованные учебные кабинеты, классные комнаты, мастерские, кабинет психолога, логопедический кабинет, спортивный зал и спортивная площадка.  Для обучающихся предоставляется помещение для приёма пищи, сна, комнаты для занятий, медицинский кабинет. Территория образовательного учреждения, помещения, оборудование и оснащение должны соответствовать санитарным нормам и правилам, требованиям пожарной безопасности и охраны труда.

1)      Кадровое обеспечение

ОУ должно быть укомплектовано педагогическими кадрами, имеющими соответствующее профессиональное образование.

2)      Финансово-экономическое обеспечение образовательного процесса производится в соответствии с планом финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утверждённой Учредителем.

3)                      Материально-техническое обеспечение включает следующие направления деятельности образовательного учреждения:

- организация пространства;

- организация временного режима обучения;

- организация рабочего места ученика;

- технические средства обучения;

- специальные учебники, рабочие тетради, дидактические материалы, отвечающие особым образовательным потребностям.

- доступ педагогов к организационной технике для подготовки необходимых индивидуализированных материалов для обучения;

-  наличие электронной библиотеки;

- использование дистанционного консультативного сервиса;

-  предоставление возможности обмена информацией между участниками образовательного процесса

4) Программно-методическое обеспечение образовательной программы.

В образовательном учреждении имеется библиотека, в которой есть в наличии учебники, художественная, научно-популярная, методическая, периодическая литература, энциклопедии, словари. Имеется доступ к информационным ресурсам сети Интернет и локальной сети образовательного учреждения. Образовательное учреждение имеет официальный сайт, на котором размещаются материалы, связанные с реализацией образовательной программы учреждения.

Учебники и учебные пособия приобретаются из  Федерального перечня учебников, рекомендованных и допущенных  к использованию в СКОУ VIII вида.  Разработка методического обеспечения образовательного процесса в специальной (коррекционной) школе-интернате  ведётся в соответствии с планом школы.