Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б.
Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:deti@deti.pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________2010 года

Директор школы: ___________________

Ивахненко А.И.

 

Рабочая программа

учебного курса «Чтение и развитие речи» в 7б классе

2011/12 учебный год

 

 Учителя-дефектолога

Головкиной Т.М.


 

Пояснительная записка

Рабочая программа курса чтения и развития речи в 7б классе СКОУ VIII вида составлена в соответствии с программой специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида 5-9 классах и учебником чтения для групп «Особый ребёнок» (автор-составитель Головкина Т.М.)

Программа рассчитана на 102 часа в год, на 3 часа в неделю.

Основные задачи уроков чтения:

- совершенствование навыков чтения (правильности, беглости, сознательности, выразительности);

- совершенствование навыков активного слушания читаемых произведений;

- воспитание интереса к чтению.

На уроках чтения решаются и коррекционно-развивающие задачи, а именно:

- формирование мыслительных операций и действий;

- развитие памяти;

- активизация познавательной деятельности;

- развитие коммуникативной функции речи;

- развитие эмоционально-волевой сферы;

- расширение круга интересов;

- воспитание нравственных качеств обучающихся.

В целях развития речи проводится работа по:

-  активизации словаря,

-  уточнению звукопроизношения,

-  формированию фразовой речи,

-  формированию диалогической речи,

-  развитию навыков связного высказывания несложной структуры.

На уроках используются следующие виды работы с текстом:

- Разбор текста по вопросам.

- Выделение темы и идеи произведения, соотнесение того или другого с заглавием текста (с помощью учителя).

- Прогнозирование событий с опорой на заглавие и иллюстрации.

- Выделение частей текста в соответствии с данным планом (с помощью учителя).

- Озаглавливание частей текста (с помощью учителя) после коллективного их выделения.

- Полный и частичный пересказ по данному коллективно составленному плану.

- Чтение по ролям и драматизация диалогов.

- Оценка характера героев, подбор фактов, подтверждающих эту оценку (с помощью учителя).

- Выделение и объяснение непонятных слов и выражений (с помощью учителя, с опорой на наглядный материал).

- Самостоятельное чтение доступных по содержанию детских книг.

 

Виды деятельности на уроках:

- предметно-практическая,

- наблюдения,

- драматизация.

Основные требования к умениям учащихся.

- правильно читать доступный текст вслух целыми словами и по слогам.

- отвечать на вопросы  по тексту;

- объяснять значение слов и выражений, опираясь на собственный опыт и контекст;

- находить в тексте ответы на поставленные вопросы;

- находить в тексте подписи к иллюстрациям;

- читать тексты выразительно по ролям;

- составлять предложения и короткие высказывания по иллюстрациям;

- пересказывать текст по плану, по серии сюжетных картинок, по ролям;

- оценивать поступки героев, давать им краткую характеристику с использованием опорных слов, выражений и плана;

- читать внеклассную литературу под наблюдением учителя, воспитателя;

- знать наизусть 4-5 стихотворений и выразительно декламировать их перед классом.

 

Тематическое планирование уроков

Количество часов

Материал для внеклассного чтения

Заучивание наизусть

1. Начинаем учиться…

6 ч

 

Я. Аким. Где ты ходишь, осень?

2. Круглый год. Лето.

4 ч

В. Драгунский о детях и для детей.

 

3. Круглый год. Осень.

10 ч

 

А. Твардовский. Лес осенью

4. О труде и трудолюбии

15 ч

Е. Пермяк. История вещей.

 

5. Круглый год. Зима

6 ч

 

Я. Аким Первый снег

6. Народное творчество

16 ч

Народные сказки

Волшебные сказки

 

7. Поразмышляем вместе

16 ч

Чему учат рассказы В. Осеевой и стихотворения А. Барто.

 

8. Круглый год. Весна.

9 ч

Рассказы И. Соколова-Микитова «Картины природы».

И. Никитин. Полюбуйся: весна наступает…

А. Фет. Я пришёл к тебе с приветом

9. Люби всё живое

20 ч

Внеклассное чтение. Е. Сладков. О чём рассказывают птицы и звери.

 

Итого

102

7 ч

5 стихотворений

 

 

Поурочное планирование «Чтение и развитие речи» в 7б классе (группа «Особый ребёнок») – 102 ч

 

Дата

Программный материал для изучения

Работа по развитию связной речи

Формирование навыков чтения

Контрольно-диагностический материал

Начинаем учиться…

1.

 

Я. Аким. Где ты ходишь, осень?

Ответы на вопросы. Составление высказывания  на тему: «Любимое время года»

Заучивание наизусть. Выразительное чтение.

 

2.

 

С. Баруздин. Как Алёше учиться надоело.  I часть.

Ответы на вопросы. Оценка поступков героя рассказа.

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Чтение наизусть стихотворения Я. Акима «Где ты ходишь, осень?»

3.

 

С. Баруздин. Как Алёше учиться надоело.  II часть.

Ответы на вопросы. Оценка поступков героя рассказа. Составление связного высказывания по сюжетной картинке.

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

4.

 

С. Георгиев. Ёжик. I часть.

Ответы на вопросы. Составление связного высказывания по сюжетной картинке. Пересказ по ролям. Уточнения словаря по теме «Признаки весны и лета».

Чтение по ролям.  Выборочное чтение.

Чтение по ролям.

5.

 

С. Георгиев. Ёжик. II часть.

Уточнения словаря по теме «Признаки осени». Пересказ по данному плану. Составление связного высказывания по сюжетной картинке.

Чтение по ролям.  Выборочное чтение. Деление текста на части.

Пересказ по ролям.

6.

 

С. Георгиев. Ёжик. III часть.

Ответы на вопросы. Составление связного высказывания по сюжетной картинке. Пересказ по ролям. Уточнения словаря по теме «Признаки осени и зимы».

Чтение по ролям.  Выборочное чтение. Деление текста на части по данному плану.

Пересказ по плану.

Круглый год. Лето.

7.

 

Г. Скребицкий. Июнь.

Активизация словаря по темам «Кустарники», «Ягоды», « Грибы», «Приметы лета». Объяснение фразеологизмов. Ответы на вопросы. Пересказ по плану и опорным картинкам (словам).

Выборочное чтение. Деление текста на части. Составление плана. Выбор опорных слов и словосочетаний.

Чтение по ролям.

8.

 

М. Пришвин. Золотой луг.

Ответы на вопросы. Работа над переносным значением слов.  Использование сравнений в тексте. Составление высказывания по сюжетной картинке. Словесное рисование.

Выборочное чтение.

Пересказ по плану и опорным картинкам.

9.

 

И. Суриков. Ярко солнце светит…

Словесное рисование. Рассуждение (умение приводить доказательства). Работа над художественными приёмами (олицетворение, эпитеты).

Выразительное чтение. Работа над темпом и логическими ударениями. Заучивание наизусть.

Ответы на вопросы по тексту.

10.

 

Внеклассное чтение.

Ответы на вопросы. Связные высказывания по сюжетным картинкам.

В. Драгунский о детях и для детей.

 

Круглый год. Осень.

11.

 

По К. Ушинскому. Осень.

Активизация знаний учащихся по теме «Признаки осени». Работа над художественными средствами языка (эпитеты, олицетворения, синонимические замены, сравнения).

Деление текста на части по данному плану. Сокращение каждой части текста, выделение главного.

Чтение наизусть стихотворения И. Сурикова «Ярко солнце светит…»

12.

 

Г. Граубин. Почему желтеют листья.

Ответы на вопросы. Построение суждений, дополнение суждений аргументами. Обогащение словаря. Усвоение понятия  «хлорофилл», «пигмент». Составление высказывания по иллюстрациям.

Выборочное чтение. Чтение подписей к иллюстрациям.

Чтение текста по частям, согласно плану. Краткий пересказ по плану.

13.

 

Н. Сладков Кто куда. I часть.

Уточнение словаря по теме «Птицы». Работа над синонимами (глаголы речи, звучания). Составление высказывания по иллюстрации. Толкование значений слов с использованием текста.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Ответы на вопросы. Краткий пересказ по иллюстрациям.

14.

 

Н. Сладков. Кто куда. II часть.

Уточнение словаря по темам «Птицы», «Грызуны», «Хищники». Расширение словаря глаголов речи. Усвоение понятий «экватор», «юг».

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Чтение по ролям.

15.

 

А. Твардовский. Лес осенью

Работа над художественными средствами языка. Уточнение представлений по теме «Приметы осени». Составление связного высказывания на тему «Лес осенью».

Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

Чтение по ролям. Ответы на вопросы по тексту.

16.

 

Е. Карпович. Как Медведь к зиме готовился. I часть.

Составление пересказа по серии картинок. Словесное рисование иллюстрации, которой не достаёт к данному тексту.

Выразительное чтение. Чтение по ролям.

Чтение наизусть А. Твардовского «Лес осенью».

17.

 

Е. Карпович. Как Медведь к зиме готовился. II часть.

Составление пересказа по серии картинок. Словесное рисование иллюстрации, которой не достаёт к данному тексту. Пересказ по ролям.

Выразительное чтение. Чтение по ролям.

Чтение по ролям.

18.

 

Г. Граубин. Почему деревья сбрасывают листья. I часть.

Ответы на вопросы. Объяснение, как работают листья летом.

Выборочное чтение. Чтение с ответами на вопросы к каждому абзацу.

Пересказ по ролям.

19.

 

Г. Граубин. Почему деревья сбрасывают листья. II часть

Ответы на вопросы. Сравнение листьев с органами человека (по выполняемой работе). Построение суждений по данным вопросам.

Выборочное чтение. Объяснительное чтение.

Ответы на вопросы.

20.

 

Обобщающий урок по теме «Круглый год. Осень».

Пересказ по плану, по серии сюжетных картинок, по иллюстрациям. Ответы на вопросы.

Выборочное чтение. Чтение наизусть.

Ответы на вопросы.

О труде и трудолюбии

21.

 

По Ю. Ермолаеву. Страшный мостик.

Пересказ, близко к тексту. Составление продолжения рассказа.

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

 

22.

 

В. Осеева. Сыновья.

Оценка событий, поступков героев. Пересказ, близко к тексту.

Чтение по ролям.

Пересказ с составлением концовки рассказа.

23.

 

И. Крылов. Стрекоза и Муравей.

Ответы на вопросы. Составление рассказа о событиях, которые описаны в басне. Составление высказывания по иллюстрации.

Выборочное чтение. Выразительное чтение. Чтение по ролям.

Пересказ, близко к тексту.

24.

 

И. Крылов. Трудолюбивый медведь.

Работа над синонимическими заменами слов, выражений, в т.ч. фразеологических оборотов. Использование слов в противоположном значении для выражения иронии (насмешки). Ответы на вопросы. Составление рассказа о событиях, которые описаны в басне. Составление высказывания по иллюстрации.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Чтение по ролям

25.

 

Ю. Беляев. Щекота и Дремота. I часть.

Характеристика героев и оценка их поступков. Словесное рисование картинок к каждой части.

Деление текста на части. Выборочное чтение.

Чтение с выполнением заданий.

26.

 

Ю. Беляев. Щекота и Дремота. II часть.

Ответы на вопросы. Работа с фразеологизмами. Выборочный пересказ. Описание работы Степана. Понятие о волшебных помощниках и препятствиях.

Деление на части по данному плану.

Пересказ по плану.

27.

 

Ю. Беляев. Щекота и Дремота. III часть.

Работа с фразеологизмами, сравнениями.

Выборочный пересказ. Ответы на вопросы. Оценка поступков и характеров героев.

Деление текста на части, составление плана.

Пересказ по плану.

28.

 

В. Бочарников. Катин куст. I часть.

Использование имён собственных и их значение в речи. Активизация словаря по теме «Грибы».

Чтение по ролям.

Пересказ по плану.

29.

 

В. Бочарников. Катин куст. II часть.

Ответы на вопросы. Составление высказывания по картинке с использованием авторской лексики.

Деление текста на части. Составление плана.

Чтение по ролям.

30.

 

Д. Родари. Чем пахнут ремёсла.

Активизация словаря по теме «Профессии». Составление предложений по иллюстрациям с использованием лексики стихотворения.  Использование противопоставления в тексте. Словесное рисование.

Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Пересказ по плану.

31.

 

Д. Родари. Какого цвета ремёсла.

 

Активизация словаря по теме «Профессии». Составление предложений по иллюстрациям с использованием лексики стихотворения.  Использование противопоставления в тексте. Словесное рисование.

Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Выразительное чтение.

32.

 

Б. Костин. Три лопаты. I часть.

Ответы на вопросы. Сравнение трёх лопат и трёх обитателей дома. Реальные события и использование сказочных приёмов (олицетворение).

Выборочное чтение.

Выразительное чтение.

33.

 

Б. Костин. Три лопаты. II часть.

Ответы на вопросы. Словесное рисование. Пересказ  близко к тексту

Деление текста на части по плану. Выборочное чтение.

Выборочное чтение.

34.

 

Обобщающий урок по теме «О труде и трудолюбии».

Работа с пословицами. Пересказ по плану. Составление высказываний по сюжетным картинкам. Участие в диалоге.

Выборочное чтение. Выразительное чтение. Чтение по ролям.

Пересказ по данному плану.

35.

 

Внеклассное чтение. Е. Пермяк. История вещей.

Ответы на вопросы. Отгадывание загадок.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Умение ориентироваться в книге.

Круглый год. Зима

36.

 

Я. Аким. Первый снег.

Оценка настроения стихотворения. Ответы на вопросы. Работа над художественными средствами стихотворения. Словесное рисование.

Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

 

37.

 

Н. Сладков. Суд над декабрём.

Ответы на вопросы. Уточнение словаря по темам «Животные», «Животные зимой». Составление высказываний о признаках зимы с опорой на текст.  Что сказочного в этом рассказе.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Чтение наизусть стихотворения Я. Аким «Первый снег».

38.

 

Г. Граубин. Как живёт дерево зимой

Ответы на вопросы. Описание опытов. Составление высказывание по иллюстрации.

Выборочное чтение. Чтение с объяснением.

Чтение по ролям.

39.

 

Н. Сладков. Курорт «Сосулька».

Уточнение словаря по теме «Перелётные, кочующие и зимующие птицы». Ответы на вопросы с использование авторской лексики.

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Ответы на вопросы по содержанию текста.

40.

 

Н. Некрасов «…Не ветер бушует над бором…»

Работа над художественными средствами языка: олицетворение, сравнение, устаревшая лексика.

Выборочное чтение. Выразительное чтение (соблюдение пауз, темпа, выражение торжественности).

Чтение по ролям

41.

 

Обобщающий урок по теме «Круглый год. Зима».

Участие в диалоге. Работа с загадками. Составление высказываний по сюжетным картинкам. Пересказ по ролям и по данному плану.

Чтение наизусть. Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Выразительное чтение.

Народное творчество

42.

 

Госпожа Метелица (немецкая народная сказка). Падчерица.

Ответы на вопросы. Составление суждения (приведение доказательств). Составление высказываний по сюжетным картинкам. Пересказ близко к тексту.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

 

43.

 

Госпожа Метелица (немецкая народная сказка). Ленивица.

Ответы на вопросы. Составление суждения (приведение доказательств). Составление высказываний по сюжетным картинкам. Пересказ близко к тексту.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Чтение по ролям.

44.

 

Госпожа Метелица (немецкая народная сказка). Сравнение падчерицы и ленивицы.

Сравнение поступков и характера  падчерицы и ленивицы. Составление рассуждений. Вознаграждении и наказание, испытания в сказках.

Выборочное чтение. Деление текста на части. Составление плана.

Чтение по ролям.

45.

 

Морозко (русская народная сказка). I часть.

Характеристика героев. Пересказ близко к тексту. Составление высказывания по сюжетной картинке.

Выборочное чтение.

Пересказ по плану и опорным словам.

46.

 

Морозко (русская народная сказка).

Сравнение поведения МОрозко и мороза из стихотворения Н. Некрасова «Не ветер бушует над бором..» Составление высказывания по сюжетной картинке. Выборочный пересказ.

Выразительное чтение. Чтение по ролям.

Пересказ близко к тексту.

47.

 

Морозко (русская народная сказка). III часть.

Составление рассуждения (приведение доказательств). Составление высказывания по иллюстрации. Пересказ близко к тексту.

Выборочное чтение. Выразительнее чтение. Чтение по ролям.

Чтение по ролям

48.

 

Морозко (русская народная сказка). IV часть.

Понятие о награде и наказании. Волшебство сказки. Составление высказывания по иллюстрации. Пересказ по ролям.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Пересказ по ролям.

49.

 

Сравнение сказок «Госпожа Метелица» и «Морозко»

Участие в диалоге. Ответы на вопросы. Выборочный пересказ. Рассуждения. Сравнение поступков и характеров героев сказок по данному плану.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Пересказ по плану.

50.

 

Как у бабушки козёл… (русская народная сказка)

Приведение доказательств насмешливости сказки. Составление высказываний по иллюстрациям. Ответы на вопросы.

Выразительное чтение сказки (темп, выражение эмоций).

Пересказ одной из сказок (по выбору)

51.

 

Про бурого мишку и мышку-вертушку» (латышская сказка)

Заголовок, выражающий основную мысль. Составление плана. Пересказ по плану. Составление высказываний по иллюстрациям.

Деление текста на части. Выборочное чтение.

Выразительное чтение

52.

 

Ёжик и Лиса (русская народная сказка). I часть.

Ответы на вопросы. Составление высказываний по иллюстрации.

Выразительное чтение. Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Пересказ по плану.

53.

 

Ёжик и Лиса (русская народная сказка). II часть.

Ответы на вопросы. Составление высказываний по иллюстрации. Пересказ по ролям. Сравнение со сказкой «Два жадных медвежонка»

Выразительное чтение. Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Чтение по ролям.

54.

 

Внеклассное чтение «Народные сказки»

Ответы на вопросы. Высказывания по иллюстрациям к сказкам.

Выборочное чтение

Пересказ по ролям.

55.

 

Обобщающий урок по теме «Народное творчество»

Участие в диалоге. Выборочный пересказ. Составление высказываний по иллюстрациям.

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

 

56.

 

Внеклассное чтение. Волшебные сказки.

Участие в диалоге. Выборочный пересказ. Составление высказываний по иллюстрациям.

Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Иллюстрации к сказкам. Выборочный пересказ.

Поразмышляем вместе

57.

 

В. Осеева. Бабка. I часть.

Ответы на вопросы. Выборочный пересказ. Оценка взаимоотношений людей.

Выборочное чтение. Деление текста на части. Составление плана.

 

58.

 

В. Осеева. Бабка. II часть.

Ответы на вопросы. Выборочный пересказ. Толкование пословиц, поговорок. Работа над переносным значением слов.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Пересказ по плану.

59.

 

В. Осеева. Бабка. III часть.

Ответы на вопросы. Оценка взаимоотношений людей. Характеристика героев рассказа.

Выборочное чтение. Деление текста на части. Составление плана. Чтение по ролям.

Чтение по ролям

60.

 

В. Осеева. Бабка. IV часть.

Составление высказываний по иллюстрациям. Оценка событий и поступков героев, их взаимоотношений.

Выборочное чтение. Деление текста на части. Составление плана.

Пересказ по плану.

61.

 

А. Барто. Разлука.

Объяснение заголовка стихотворения. Оценка настроения героев и их взаимоотношений. Ответы на вопросы. Связное высказывание по иллюстрациям и сюжету стихотворения.

Выборочное чтение. Выразительное чтение (темп, громкость, настроение).

Пересказ по плану.

62.

 

Б. Емельянов. Мамины руки.

Переносное значение слов. Толкование фразеологизмов. Оценка поступков героев рассказа. Краткий пересказ. Составление высказываний по иллюстрациям.

Выборочное чтение. Чтение по ролям. Деление текста на части. Составление плана.

Выразительное чтение

63

 

Бр. Гримм. Маленькие человечки.

Ответы на вопросы. Пересказ с опорой на сюжетные картинки. Мораль сказки (основная мысль). Работа с пословицами.

Выборочное чтение. Деление текста на части. Составление плана.

Краткий пересказ по плану и опорным словам.

64.

 

По Г.-Х. Андерсену. Гадкий утёнок. I часть.

Ответы на вопросы. Расширение словарного запаса. Озаглавливание текста. Краткий пересказ с опорой на иллюстрации. Составление высказываний по иллюстрациям.

Чтение по ролям. Выборочное чтение.

Пересказ сказки по плану.

65.

 

По Г.-Х. Андерсену. Гадкий утёнок. II часть.

Оценка событий. Описание и характеристика гадкого утёнка.

Чтение по ролям. Выборочное чтение

Пересказ I части.

66.

 

По Г.-Х. Андерсену. Гадкий утёнок. III часть.

Основная мысль сказки. Ответы на вопросы. Оценка событий и характеров героев сказки.

Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Пересказ II части.

67.

 

А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. I часть.

Работа над устаревшей лексикой. Характеристика речи старик, старухи, рыбки, отражение в речи их характера.

Выборочное чтение. Выразительное чтение. Чтение по ролям.

Пересказ III части.

68.

 

А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке.  II часть.

Описание моря, его изменений. Толкование фразеологизмов и устаревшей лексики.

Выразительное чтение. Чтение по ролям.

Чтение по ролям.

69.

 

А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. III  часть.

Ответы на вопросы. Составление высказываний по иллюстрациям. Работа над фразеологизмами и устаревшей лексикой.

Выразительное чтение. Чтение по ролям.

Чтение по ролям.

70.

 

А. Пушкин. Сказка о рыбаке и рыбке. IV часть.

Работа над фразеологизмами и устаревшей лексикой. Характеристика поступков героев сказки. Основная мысль сказки. Слова, характеризующие героев. Словесное рисование

Выразительное чтение. Чтение по ролям.

Чтение по ролям

71.

 

Обобщающий урок по теме «Поразмышляем вместе»

Выборочный пересказ. Пересказ по плану. Составление высказываний по иллюстрациям. Участие в диалоге.

Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выразительное чтение.

Чтение по ролям. Иллюстрации к сказке.

72.

 

Внеклассное чтение. Чему учат рассказы В. Осеевой и стихотворения А. Барто.

Участие в диалоге. Пересказ по ролям.

Умение ориентироваться в книге. Выборочное чтение.

 

Круглый год. Весна.

73.

 

Н. Сладков. Медведь и Солнце.

Активизация знаний учащихся по теме «Приметы весны». Ответы на вопросы. Глаголы речи. Пересказ по ролям.

Выразительное чтение. Чтение по ролям.

 

74.

 

Г. Граубин. Почему весенние морозы страшнее зимних

Формирование понятий «морозостойкость», «закалка». Сравнение. Ответы на вопросы. Рассуждение (приведение доказательств).

Работа со сносками, дополнительной информацией. Выборочное чтение.

Чтение по ролям. Пересказ по ролям.

75.

 

И. Никитин. Полюбуйся: весна наступает…

Работа над художественными средствами языка (метафора, сравнение). Ответы на вопросы. Описание иллюстрации. Определение настроения стихотворения.

Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

Ответы на вопросы.

76.

 

В. Бианки. Игры и пляски.

Уточнение представлений учащихся о поведении птиц весной. Определение настроения рассказа. Составление высказываний по иллюстрациям. Пересказ близко к тексту.

 Выборочное чтение. Чтение многосложных слов.

Чтение наизусть стихотворения И. Никитина «Полюбуйся: весна наступает…»

77.

 

А. Фет. Я пришёл к тебе с приветом…

Работа над метафорами, олицетворениями. Словесное рисование. Определение настроения стихотворения.

Выразительное чтение. Заучивание наизусть.

Пересказ близко к тексту.

78.

 

Н. Некрасов Дедушка Мазай и зайцы.

Оценка поступков дедушки Мазая. Работа над устаревшей лексикой. Ответы на вопросы. Составление высказывания по иллюстрации.

Выразительное чтение. Выборочное чтение.

Чтение наизусть стихотворения А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом…»

79.

 

Н. Некрасов Дедушка Мазай и зайцы. II часть.

Описание дедушки Мазая по опорным словам и плану. Ответы на вопросы. Составление высказывания по иллюстрации.

Выразительное чтение. Выборочное чтение.

Выразительное чтение.

80.

 

Н. Сладков. Зимние долги.

Составление рассказа о пользе, которую приносят птицы людям.

Чтение по ролям. Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Выразительное чтение.

81.

 

Обобщающий урок по тем «Круглый год. Весна»

Пересказ по ролям.

Чтение наизусть. Выборочное чтение. Чтение по ролям.

Чтение по ролям.

82.

 

Внеклассное чтение. Рассказы И. Соколова-Микитова «Картины природы».

Выборочный пересказ. Составление высказываний по иллюстрациям. Словесное рисование.

Ориентировка в книге. Выборочное чтение.

Иллюстрации к прочитанным рассказам.

Люби всё живое

83.

 

М. Пришвин. Ёж. I часть.

Ответы на вопросы. Высказывания по иллюстрациям. Пересказ близко к тексту.

Выборочное чтение. Деление текста на части, составление плана.

 

84.

 

М. Пришвин. Ёж. II часть.

Ответы на вопросы. Высказывания по иллюстрациям. Пересказ близко к тексту.

Выборочное чтение. Деление текста на части, составление плана.

Пересказ по плану.

85.

 

Е. Чарушин. Томка и корова.

Описание Томки по опорным словам и данному плану. Определение характера рассказа (серьёзный или шуточный). Высказывания по иллюстрациям.

Выборочное чтение. 

Пересказ по плану.

86.

 

К. Ушинский. Кукушечка. Дятел.

Пересказ близко к тексту. Реальное и сказочное  в рассказах. Работа над художественными средствами языка. Составление рассказа по аналогии о  воробье (с использованием плана и опорных слов)

Выборочное чтение.  Выразительное чтение.

Описание Томки по плану и опорным словам.

87.

 

А. Барков. Яшка. I часть.

Описание скворца по опорным словам. Ответы на вопросы. Пересказ по плану.

Выборочное чтение. Деление текста на части, составление плана.

Пересказ близко к тексту.

88.

 

А. Барков. Яшка. II часть

Ответы на вопросы. Пересказ по плану. Описание скворца по плану. Выражение отношения к прочитанным рассказам о птицах.

Выборочное чтение. Деление текста на части, составление плана.

Пересказ по плану.

89.

 

А. Толстой. Полкан. I часть.

Ответы на вопросы. Толкование устаревшей лексики.  Оценка настроения рассказа. Словесное рисование.

Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Пересказ по плану. Описание по плану.

90.

 

А. Толстой. Полкан. II часть

Ответы на вопросы. Толкование устаревшей лексики.  Составление рассказа по аналогии «Сон кошки Мурки».

Выборочное чтение. Выразительное чтение.

Пересказ близко к тексту.

91.

 

К. Паустовский. Кот Ворюга. I часть.

Ответы на вопросы.  Глаголы движения. Пересказ сжатый.

Выборочное чтение.

Выборочные пересказ «Сон Полкана». Рассказывание «Сон кошки Мурки».

92.

 

К. Паустовский. Кот Ворюга. II часть

Описание внешнего вида и повадок кота.

Ответы на вопросы.

Выборочное чтение.

Сжаты пересказ.

93.

 

К. Паустовский. Кот Ворюга. III  часть.

Оценка событий, изменений в повадках кота. Ответы на вопросы. Подбор клички для кота. Составление высказываний по иллюстрациям.

Выборочное чтение.

Выборочный пересказ «Описание кота»

94.

 

С. Орлов. Жеребёнок

Отношение автора к жеребёнку. Определение настроения стихотворения.

Рассказ об описанных в стихотворении событиях.

Выразительное чтение.

Ответы на вопросы.

95.

 

К. Паустовский. Заячьи лапы. I часть.

Оценка событий и характеров героев. Описание зайца (выборочный пересказ). Пересказ по плану. Составление высказываний по иллюстрациям.

Выборочное чтение. Чтение по ролям. Деление  текста на части по плану.

Выразительное чтение

96.

 

К. Паустовский. Заячьи лапы. II часть

Описание погоды с использованием авторской лексики. Пересказ по плану. Составление высказываний по иллюстрациям.

Выборочное чтение. Чтение по ролям. Деление  текста на части по плану.

Пересказ по плану. Чтение по ролям.

97.

 

К. Паустовский. Заячьи лапы. III  часть.

Описание ночи. Ответы на вопросы. Пересказ по плану. Составление высказываний по иллюстрациям.

Выборочное чтение. Деление  текста на части по плану.

Пересказ по плану.

98.

 

К. Паустовский. Заячьи лапы. IV часть.

Выборочный пересказ (лесной пожар, заяц-спаситель). Пересказ по плану. Восстановление последовательности событий. Озаглавливание текста.

Выборочный пересказ. Деление текста на части по плану.

Пересказ по плану.

99.

 

Обобщающий урок по теме «Люби всё живое»

Участие в диалоге. Выборочный пересказ. Пересказ по плану. Составление высказываний по иллюстрациям.

Выразительное чтение. Чтение по ролям.

Пересказ с последовательной передачей событий рассказа.

100.

 

Внеклассное чтение. Е. Сладков. О чём рассказывают птицы и звери.

Участие в диалоге. Выборочный пересказ. Пересказ по ролям. Составление высказываний по иллюстрациям. Словесное рисование.

Выразительное чтение. Чтение по ролям.

Отзыв о рассказе (по выбору).

101.

 

Урок выразительного чтения.

Ответы на вопросы. Оценка настроения. Составление высказываний по иллюстрациям. Словесное рисование.

Выразительное чтение стихотворений наизусть.

Чтение наизусть стихотворений (по программе 7 класса)

102.

 

Обобщающий урок «По страницам прочитанных сказок, рассказов, басен и стихотворений»

Участие в диалоге. Составление высказываний по иллюстрациям. Выборочный пересказ. Составление высказывания по впечатлениям.

Выборочное чтение. Чтение по ролям. Выразительное чтение.

Степень усвоения содержания произведений по программе 7 класса.