Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул. Магистральная, д. 43, 43а, 43б.
Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта: deti@deti.pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________2011 года

Директор школы: ___________________

Ивахненко А.И.

 

Рабочая программа

по обучению грамоте группы «Особый ребёнок»

(1, 2-й год обучения)

2011/12 учебный год

 

Учителя Головкиной Т.М.

 

Пояснительная записка

 

Ведущим принципом построения  программы является практическая и коррекционная направленность обучения. Главным принципам, объединяющим и организующим все разделы программы, является развитие речи.

Поскольку в группы «Особый ребенок» поступают со значительно выраженными нарушениями интеллектуальной и речевой деятельности, кроме того, некоторые учащиеся имеют грубые нейродинамические и эмоциональные расстройства, то  задачами уроков обучения грамоте являются:

- повысить уровень общего и речевого развития учащихся;

- формировать нравственные качества личности школьников;

- способствовать развитию самостоятельности учащихся, формированию социальных навыков поведения;

- научить слушать доступные художественные тексты и осмысливать их содержание;

- научить некоторых детей послоговому плавному чтению или глобальному узнаванию ограниченного повседневной необходимостью круга слов;

- выработать умение писать предложения, короткие тексты, копируя образец, или при побуквенном проговаривании и по следам звуко-буквенного анализа.

Сроки пропедевтического и букварного периодов значительно увеличиваются по сравнению со сроками обучения учащихся с легкой умственной отсталостью.

Длительное время учащиеся не воспринимают инструкций, с трудом включаются в произвольную деятельности на очень короткий период, не осмысливают происходящее вокруг них. На первых порах обучения некоторые, наиболее тяжелые ученики, не выделяют из окружающей среды и учителя. Требуется время для того, чтобы дети поняли элементарные формы общения учитель-ученик в процессе обучения. Важно научить детей слушать учителя, отвечать на вопросы, дожидаться своей очереди в работе по кругу, по цепочке, слышать ответы одноклассников.  Много внимания следует обращать на развитие целенаправленности деятельности.

Поскольку структура нарушений у большинства детей сложна, то приходится решать многочисленные корекционно-развивающие задачи. На первых этапах обучения необходимо развивать базисные для формирования учебных знаний, умений и навыков, в том числе чтения и письма, процессы:

общую, мелкую и артикуляционную моторику,

зрительное и слуховое восприятие,

зрительно-моторную, зрительно-слуховую координацию,

пространственный гнозис,

сукцессивные и симультанные способы восприятия информации,

слухоречевую и зрительную память, конструктивный праксис,

переключаемость и концентрацию внимания,

 повышение общей активности ориентировочной деятельности.

Большое внимание уделяется развитию речи учащихся, её импрессивной и экспрессивной стороны. С первых дней в школе проводится работа по активизации собственной речи учащихся, формированию коммуникативных умений, практическому овладению грамматическим строем речи, речевым высказыванием. Уточняется и обогащается словарь учащихся. Акцент делается на усвоение семантики речи, развитие её когнитивной функции.

Программа обучения грамоте состоит из двух периодов: добукварного  и букварного. Букварный период  делится на 4 этапа. Обучение грамоте ведется звуковым аналитико-синтетическим методом. При формировании навыка чтения частично используются приемы слогового метода обучения чтению (формирование оперативнызх единиц чтения по А.Н. Корневу) и глобальное обучение чтению (узнавание слов «в лицо»).

Букварный период.  В этот период проводится работа над формированием звуко-буквенного анализа и синтеза как основы овладения чтением и письмом. Материалом для обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, слова, предложения, короткие тексты.

В основном, сохраняется порядок изучения звуков, букв и слоговых структур, принятый в специальных (коррекционных) учреждениях 8 вида. Раньше букв л, р вводятся п, т, и, к, что трудное для слогослияния,  но проще для произношения. Для увеличения  количества слов, доступных для чтения и ознакомления с их значением, в опережающем порядке вводятся гласные и, е. Сохраняются подходы к  овладению звуко-буквенным и слоговым анализом и синтезом.

Усвоение звука предполагает выделение его из речи, и отчётливое произношение, различение в сочетаниях с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков.  Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей её формы, изучение состава буквы (элементов и их расположения), сравнения с другими, ранее изученными буквами.  Важным моментом является соотнесение звука и буквы. Много внимания уделяется конструированию буквы, печатанью буквы, слогов, слов, предложений с нею.

Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), обратные слоги, после этого прямые слоги, требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, закрытые слоги и после них слоги со стечением согласных.

Основным методом обучения чтению является чтение по следам анализа.

По мере изучения слоговых структур расширяется круг слов для чтения и ознакомления, постепенно усложняется и их структура (от слов, состоящих из одного слога или двух однотипных слогов, до слов, содержащих три-четыре разных по структуре слога).

В процессе чтения и письма большое внимание уделяется пониманию смысла речевого  материала, с которым работают дети. Этой цели подчиняется не только работа со словом, предложением, текстом, но и со звуком, слогом. Дети учатся воспринимать букву и слог как часть, кусочек слова и трансформировать их в слово.

При обучении учащихся групп «Особый ребенок» осуществляется иной подход к обучению письму, который не предполагает соблюдение параллельности в усвоении букв на уроках чтения и письма. При таком подходе отмечается тенденция к опережающему обучению чтению. Необходимость разведения процессов обучения чтению и письму обусловлена различной психологической структурой этих процессов, с одной стороны, и рядом особенностей умственно отсталых учащихся, которые  осложняют овладение чтением и письмом, с другой стороны. Замена безотрывного письма печатаньем даёт возможность нацелить интеллектуальные усилия ребёнка на формирование навыка послогового чтения и звуко-буквенного анализа при письме, исключив целый ряд трудностей, связанных с необходимостью усвоения от двух до четырех образов одной буквы (берём во внимание и заглавную букву) и постоянного перекодирования одного образа в другой. Кроме того, введение печатанья вместо письма позволяет детям воспроизводить достаточно сложные по содержанию слова, предложения и даже тексты. Грубое недоразвитие процессов, лежащих в основе моторного компонента навыка письма, значительно затрудняет процесс овладения письменным шрифтом и ставит под сомнение целесообразность обучения письменному шрифту наиболее тяжелых детей.

Подбирая разнообразные методы, приёмы, виды работы, составляя отдельные упражнения, учитель должен помнить о том, что общее психологическое развитие и коррекция отдельных сторон психики каждого ученика  в значительной мере определяются способами специального педагогического воздействия. В течение букварного периода продолжается работа по решению коррекционно-развивающих задач, которые были определены для пропедевтического периода.

В течение учебного года учащиеся группы «Особый ребёнок» (1, 2 год обучения) знакомятся со следующими звуками и соответствующими буквами: а, у, о, и, х, м, п, т. Дети учатся выделять звуки в начале слова (гласные под ударением), в конце слова (согласные и гласные под ударением), учатся устанавливать звуко-буквенную последовательность в буквосочетания (ау, уа, иа). В обратных и прямых слогах (ГС, СГ), а также односложны и двусложных словах с изученными слоговыми структурами. Учатся опознавать буквы, слоги, слова, предложения, соотносить их с соответствующими картинками.

 

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

- слушать обращённую к ним речь и следовать простым инструкциям;

- выполнять правила учащихся на уроке;

- соблюдать последовательность выполнения действий по указаниям и показу учителя;

- называть изученные буквы;

- печатать изученные буквы;

- соотносить звукоподражания, слоги и картинки, ассоциированные по смыслу со звукоподражениями, выраженными слогами, буквосочетаниями;

- рассказывать стихотворения о буквах с опорой на картинку;

- слушать рассказывание сказок с опорой на картинки;

- участвовать в коллективном рассказывании, драматизациях сказок;

- использовать в речи (предложения, короткие высказывания).

 

Поурочное  планирование учебного материала в группе «Особый ребёнок» (1, 2-й год обучения)

в 2011/2012 учебном году (136 часов)

№№

Раздел

Чтение

Коррекционно-развивающие упражнения

Развитие речи

Контроль знаний

1.

Введение

Давайте знакомится

Следование просьбам учителя, включение в общие игры в кругу, умение сидеть за партой и выполнять задания.

Называние себя и одноклассников по имени, имя и отчество учителя.

Следование инструкциям, уровень произвольности, наличие речи и степень владения ею.

2.

 

Игрушки и школьные вещи

Раскрашивание готовых изображений, лепка.

Называние предметов и их изображений.

Степень владения карандащом (захват, соблюдение направления штрихов). Навыки работы с пластилином.

3.

Звук и буква Аа

Звукоподражания: а-а-а.

Манипуляция мягкими игрушками (укачивание). Рисование вертикальных и горизонтальных линий. Складывание картинок, разрезанных на 2 части.

Пение колыбельной.

Слушание сказки «Колобок»

Степень произвольности при выполнении заданий.

4.

 

Звук в начале слова «астра»

Аппликация из готовых деталей, раскрашивание, рисование цветка по образцу.

Звукоподражания. Называния цветов. Основные цвета.

Расположение деталей в пространстве, соблюдение контура при закрашивании.

5.

 

Звук а в начале слова «аист»

Лепка из пластилина. Раскрашивание «Аист».

Называние птицы - аист.  Звукоподражания. Колыбельная Стихотворение о букве а.

Лепка «колбасок» из пластилина.

6.

 

Звук в начале слова «Аня»

Раскрашивание одежды в красный цвет. Складывание картинки, разрезанной на 2 и 3 части.

Звукоподражания. Узнавание красного цвета. Колыбельная.

Выбор мелка красного цвета.

7.

 

Звук и буква А.

Конструирование буквы А из полосок. Лепка буквы а. Раскрашивание буквы а. Красный цвет.

Звукоподражания. Заучивание стихотворения о букве. Называния цвета.

Навыки конструирования и лепки.

8.

 

Звук и буква А в конце слова «лиса».

Печатанье буквы А по точкам и произвольно. Раскрашивание контурного изображения лисы. Складывание картинки из 3 частей. Лепка лисы.

Называние лисы и её детёнышей (лиса, лисята). Оранжевый цвет. Слушание сказки «Заюшкина избушка».

Навыки печатанья по точкам.

9.

 

Звук и буква а в конце слова «коза».

Печатанье буквы а. Конструирование из палочек буквы А. Обводка контурного изображения козы. Складывание картинки из 3-х частей.

Называние «коза», «козлята». Звукоподражания (ме). Слушание сказки «Волк и семеро козлят».

Обводка контура, узнавание буквы А.

10.

 

Звук и буква а. Чтение рядов буквы с а с учётом количества.

Конструирование буквы А, печатанье. Раскрашивание картинки «Коза и козлята». Аппликация из пластилина «Коза».

Стихотворение о букве А. Называние картинок предметов, в названиях которых  есть звук а в начале или конце слова. Звукоподражания.

Называние буквы А в соответствии с количеством.

11.

 

Узнавание буквы а среди других букв.

Подчёркивание буквы а, раскрашивание по контуру красным цветом. Выкладывание буквы А из мозаики.

Звукоподражания. Чтение стихотворения наизусть. Слушание сказки «Колобок».

Узнавание буквы среди других.

12.

 

Страница с буквой А (обобщение).

Складывание картинок, разрезанных на 2-4 части. Печатанье буквы. Раскрашивание контурного изображения буквы А красным цветом.

Называние предметов, изображённых на букварной странице. Слушание рассказа о козе (презентация). Стихотворение о букве а. Колыбельная.

Называние картинок и буквы А.

13.

Звук и буква Уу

Звук у. Звукоподражание: у-у-у.

Конструирование паровозика из готовых деталей.

Звукоподражания. Заучивание песни «Голубой вагон».

Конструирование по данному образцу.

14.

 

Звук у в начале слова утка.

Раскрашивание картинки «Утка». Лепка из пластилина утёнка. Коричневый и жёлтый цвет.

Заучивание стихотворения «Устала утка на пруду В. Лунина.

Произношение звука у.

15.

 

Звук и буква у.

Конструирование буквы у из полосок. Лепка буквы у. Раскрашивание буквы У. Красный цвет.

Слушание сказки «Три медведя» Звукоподражания «Как воет волк?».

Конструирование буквы у из полосок.

16.

 

Звук и буква у в начале слова «уши»

Дорисовывание ушей у животных. Печатанье буквы у по точкам. Выкладывание буквы У из мозаики.

Ответы на вопросы «Чьи уши?» (использование формы родительного падежа существительных и образование притяжательных прилагательных).

Формообразование (рисование ушей  определённой формы и размера).

17.

 

Звук и буква у в начале слова «Уля»

Раскрашивание одежды девочки (синий и красный цвета). Дорисовывание шарика. Рисование узоров на шарфике (вертикальные линии). Печатанье буквы у.

Чтение стихотворения наизусть. Звукоподражания. Имена детей (называние).

Печатанье букву У.

18.

 

Различение звука и буквы а и у в именах Аня, Уля.

Раскрашивание одежды (синий, красный цвет). Лепка букв А, У.

Имена девочек. Стихотворения о буква А и У.

Лепка букв А и У из «колбасок».

19.

 

Различение звука и буквы а-у в словах аист, утка.

Складывание картинок, разрезанных на 2-4 части.  Конструирование букв А-у из полосок. Раскрашивание аиста (красный цвет), утки (оранжевый и коричневый).

Названия птиц. Обобщающее понятии «птицы». Слушание рассказ по серии картинок «Утка и утята» (презентация).

Конструирование бук А, У.

20.

 

Различение звука и буквы а-у в словах уши, астра.

Конструирование из готовых форм по данному образцу «Кот», «Заяц». Раскрашивание букв А, У (красный цвет).

Звукоподражания. Называния предметов на картинках.

Пространственное расположение деталей аппликации.

21.

 

Различение букв а-у на карточках.

Раскрашивание букв А, У. Конструирование букв из палочек.

Звукоподражания. Стихотворения о буквах.  Слушание сказки «Лягушка-путешественница» (По А. Гаршину)

Называние букв А, У.

22.

 

Называние букв а, у с учётом их количества.

Лепка букв А и У. Аппликация из пластилина «Утка». Прохождение дорожек из букв А и У (ориентировка в пространстве).

Слушание сказки. Составление фраз к сюжетным картинкам (фрагментам сказки «Лягушка-путешественница»).

Называние букв А, у с учётом их количества.

23.

 

В гости к Ане. Птичий двор: Утки.

Конструирование букв А и У из полосок. Лепка утки и утят.

Называние картинок. Пение. Слушание рассказа о деревне и птичьем дворе с рассматриванием иллюстраций (презентация).

Называние букв А и У.

24.

 

В гости к Уле. Лесная сторожка: лесные звери.

Раскрашивание букв У и А. Аппликация «Лесные звери».

Называние зверей и их детёнышей. Слушание рассказа о лесной сторожке и работе лесника (презентация).

Соблюдение контура при раскрашивании букв.

25.

 

Подарки Уле и Ане.

Изготовление бус (нанизывание на проволоку крупных бусин). Изготовление цветов из проволочного конструктора. Печатанье букв У и А.

Повторение фразы: «Уля (Аня), я дарю тебе бусы (цветок)»

Называние букв по их количеству.

26.

 

Слушание сказки «Три медведя»

Складывание картинки, разрезанной на 4 части. Раскрашивание медведя (коричневый цвет). Выделение буквы а в слове «Маша».

Слушание сказки. Называние предметов на сюжетных картинках. Звукоподражания (рычание Мишутки, аукается Маша)

Узнавание букв А и У.

27.

 

Составление буквосочетания ау.

Складывание разрезной картинки. Раскрашивание буквосочетания АУ. Аппликация из платилина «Земляничка».

Звукоподражания. Составление предложений по сюжетным картинкам к сказке «Три медведя». Называние ягод (земляника, малина)

Называние букв по порядку А, У, раздельно и слитно.

28.

 

Слушание сказки «Алёнушка и Лиса»

Печатанье буквосочетания АУ по точкам. Раскрашивание картинки «Летний лес» с аппликацией «Алёнушка» (зелёный цвет).

Слушание сказки. Звукоподражание. Понятие о лете.

Соблюдение контуров предметов при раскрашивании.

29.

 

Чтение буквосочетания ау.

Лепка буквосочетания ау.  Аппликация «Лесные зверик» (по сказке «Алёнушка и Лиса»).

Называние зверей. Договоривание фраз из сказки за учителем.

Чтение буквосочетания ау.

30.

 

Слушание сказки «Маша и медведь»

Раскрашивание картинки «Осенний лес» (жёлтый цвет), аппликация «Грибы» (понятие больщой – маленький)

Слушание сказки. Коллективная декламация присказок. Называние предметов на картинках.

Пространственное расположение деталей аппликации.

31.

 

Повторение изученных букв.

Конструирование букв А и У из полосок. Складывание разрезных картинок из 3 и 4 частей. Лепка ягод и грибов из пластилина.

Называние картинок. Звукоподражания. Стихотворения о буквах.

Называние бука А, У. Чтение буквосочетания АУ.

32.

 

Путешествие по лесной дорожке.

Прохождение дорожек. Обводка деревьев по трафарету. Раскрашивание. Аппликация готовых форм зверей.

Называние зверей, птиц, цвета (зелёный, коричневый, белый, оранжевый).

Чтение букв по их количеству, отрывистое и слитное произношение букв.

33.

 

Анализ и чтение буквосочетания уа.

Рисование мяча для малыша. Раскрашивание буквосочетания уа.

Называние картинок. Звукоподражание: УА.

Чтение буквосочетания УА.

34.

Звук и буква Хх

Звук и буква х.

Конструирование буквы Х. Изготовление вертушки из готовых деталей.

Звукоподражание: х-х-х (девочка греет ручки). Стихотворение о букве х.

Называние буквы Х.

35.

 

Выделение звука х в слове хурма. Узнавание буквы х среди  других букв.

Лепка хурмы. Печатанье буквы х по точкам. Раскрашивание хурмы (зелёный и оранжевый цвет).

Расширение словаря по теме «Фрукты».

Печатанье буквы Х по точкам.

36.

 

Выделение звука х в слове хомяк. Буква х.

Раскрашивание хомяка (коричневый и жёлтый цвет). Аппликация «Колос». Лепка буквы Х из пластилина. Подчёркивание буквы х среди других букв.

Слушание сказки «Хомяк-молчун»

Узнавание букв среди других.

37.

 

Выделение звука и буквы х в слове хлеб.

Рисование батона и буханки (жёлтый и коричневый цвет).  Аппликация из пластилина «Колос».

Слушание рассказа «Как хлеб на стол приходит» (презентация).

Называние изученных букв.

38.

 

Выделение звука и буквы х в слове петух.

Раскрашивание петуха. Печатанье буквы х в рамке.

Заучивание стихотворения «Два петуха». Составление предложений по сюжетным картинкам сказки «Хомяк-молчун».

Называние изученных букв.

39.

 

Составление и чтение слога ах.

Раскрашивание слога ах. Печатанье слога на картинке «Подарок». Складывание картинки, разрезанной на части. Изготовление бус.

Выражение восхищения, удивления с помощью междометия «Ах!»

Заучивание стихотворения В. Орлова «Тихо, тихо…»

Называние буквосочетаний ау, уа и слога ах.

40.

 

Составление и чтение слога ух.

Раскрашивание и печатанье слога ух. Складывание картинки, разрезанной на 3-4 части. Рисование горки и снежинок.

Составление предложений по сюжетной картинке «На горке»

Чтение (называние) буквосочетаний ау, уа, слогов ах, ух.

41.

 

Сравнение слогов ах и ух.

Раскрашивание и печатанье слогов. Приклеивание аппликаций.

Звукоподражания. Произношение слогов с определённым эмоциональным настроем (по подражанию)

Чтение (называние) слогов ах, ух.

42.

 

Сравнение слога ух и буквосочетания уа.

Прохождение «дорожек». Составление буквосочетания и слога из букв.

Звукоподражания. Повторение чистоговорок.

Чтение (называние) слога ух и буквосочетания уа.

43.

 

Сравнение слога ах и буквосочетания ау.

Аппликация «Грибы» из пластилина», Раскрашивание филина. Печатанье.

Звукоподражания. Эмоциональная окрашенность звукоподражаний. Совместное рассказывание сказки «Алёнушка и Лиса»

Чтение слога ах и буквосочетания ау.

44.

 

Сравнение и чтение буквосочетаний и слогов ах, ух, ау, уа.

Прохождение «дорожек». Раскрашивание сюжетной картинки «Зима».

Звукоподражания. Чистоговорки. Повторение заученных стихотворений. Совместное рассказывание сказки «Заюшкина избушка» (с опорой на сюжетные картинки – презентация).

Чтение слогов и буквосочетаний

45.

 

Составление слога ха.

Раскрашивание и печатанье слога ха. Складывание разрезных картинок. Раскрашивание. Лепка зайца из пластилина.

Слушание сказки «Заяц Хваста»

Чтение слога ха.

46.

 

Составление слога ху

Раскрашивание и печатанье слога ху. Раскрашивание филина.

Звукоподражания (Как ухает филин? Ух-ху-уху-ух-ху-ху) Составление предложений по сюжетным картинкам по сказке.

Чтение слога ху.

47.

 

Сравнение слогов ах и ха.

Изготовление подарка. Складывание разрезной картинки. Раскрашивание смеющихся героев мультфильмов. Печатанье слогов – подписей к картинкам (ах, ха)

Диалог «Дарим подарок». Повторение заученных стихотворений.

Чтение слогов ах, ха с учётом количества.

48.

 

Сравнение слогов ух и ху.

Рисование филина по образцу (коричневый цвет). Аппликация из пластилина (хурма). Печатанье слогов – подписей к картинкам (ух, ху)

Стихотворение «Два петуха» - чтение наизусть.

Чтение слогов ух, ху с учётом количества.

49.

 

Сравнение и чтение слогов ах, ух.

Печатанье подписей к картинкам (ах, ух). Дорисовывание деталей предмета.

Рассказывание сказки «Хомяк-молчун».

Чтение слогов ах, ух с учётом количества.

50.

 

Сравнение и чтение слогов ха, ху.

Аппликация из пластилина «Петухи».

Стихотворение «Петухи». Рассказывание сказки «Заяц Хваста».

Чтение слогов ха, ху с учётом их количества.

51.

 

Чтение буквосочетаний и слогов с изученными буквами

Аппликация «Хлебные колосья». Печатанье изученных букв.

Поездка в деревню (по полю, по лесу, в самой деревне). Называние растений, животных птиц.

Называние изученных букв, чтение буквосочетаний и слогов.

52.

Звук и буква Оо

Звук и буква О.

Раскрашивание буквы о. Конструирование из проволочного конструктора.

Звукоподражание (Как девочка жалуется на больной зуб? О – о –о). Диалог «У стоматолога».

Стихотворение о букве о.

Называние буквы о.

53.

 

Выделение звука и буквы о в слове обруч.

Рисование и раскрашивание обруча. Лепка буквы о из пластилина. Обводка буквы о по штриховым линиям.

Составление предложений о занятиях физкультурой по сюжетным картинкам.

Узнавание буквы о среди других букв.

54.

 

Выделение звука и буквы о в слове ослик.

Печатанье буквы о. Раскрашивание ослика (серый цвет). Складывание сюжетной картинки, разрезанной на несколько частей. Выкладывание ряда картинок по слову (аппликация).

Заучивание стихотворения Г. Сапгира «Ослик в кустах осу отыскал». Чтение сказки Г. Юдина «Ослиный огород».

Называние буквы о с учётом количества в ряду.

55.

 

Выделение  звука и буквы о в слове овцы.

Раскрашивание овец. Складывание предметной картинки из 3 частей. Аппликация «Кудряшки у барашка» (использование ниток).

Рассказывание сказки «Ослиный огород» с опорой на картинки. Расширение словаря по теме «Домашние животные» Презентация «Овцы».

Называние гласных букв с учётом их количества и чередования.

56.

 

Выделение звука и буквы о в слове Оля.

Упражнение «Одень куклу».

Называние предметов одежды, частей тела.

Называние гласных букв с учётом их количества и чередования.

57.

 

Составление и чтение слога ох.

Складывание разрезной картинки. Раскрашивание слога. Печатанье слога.

Сравнение людей по возрасту: старый – молодой. Стихотворение Ю. Тувима «Однажды хозяйка с базара пришла»

Чтение (называние) слога ох.

58.

 

Составление и чтение слога хо.

Раскрашивание слога хо. Печатанье. Аппликация «Удивительное дерево».

В. Орлов «Тихо-тихо». Уточнение и расширения словаря по теме «Семья»

Чтение (называние) слога хо.

59.

 

Сравнение и чтение слогов ах, ох, ух.

Печатанье слогов, составление из букв. Прохождение «дорожек».

Звукоподражания. Эмоционально окрашенные возгласы.

Чтение (называние) слогов ах, ох, ух.

60.

 

Сравнение и чтение слогов ха, хо, ху.

Раскрашивание изображений предметов: хурма, хомяк, хата. Выделение слогов в слове.

Называние предметов. Стихотворение «Петухи». Уточнение словаря по теме «Домашние птицы».

Чтение (называние)слогов ха, хо, ху.

61.

 

Чтение буквосочетаний и слогов с изученными буквами.

Выделение первого звука в слове, обозначение его буквой. Аппликация «С какой буквы начинается слово». Раскрашивание предметов.

Драматизация стихотворения Ю. Тувима «Однажды хозяйка с базара пришла» Активизация словаря по теме «Овощи».

Чтение (называние) слогов - ах, ха, ох, хо, ух, ху; буквосочетаний - ау, уа.

62.

Звук и буква Мм

Звук и буква м.

Складывание разрезной картинки. Раскрашивание буквы. Аппликация «Маша» (дополнение фрагментов).

Сказка «Маша и Медведь»

Звукоподражание. Заучивание стихотворения о букве м.

Называние буквы М.

63..

 

Выделение звука и буквы м в слове мышка.

Раскрашивание и рисование мышки. Конструирование буквы М из полосок.

С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» (слушание).

Выделение буквы М среди других букв.

64.

 

Выделение звука и буквы  м в слове дом.

Конструирование домика. Аппликация «Волшебный дом». Конструирование букв М из счётных палочек.

С. Маршак «Сказка об умном мышонке» (слушание).

Выделение буквы м среди других букв.

65.

 

Составление и чтение слога ам

Рисование (конфета). Моделировании конфеты. Раскрашивание слога ам. Печатанье.

Договаривание чистоговорок.

С. Маршак «Сказка о глупом мышонке» (совместное рассказывание по сюжетным картинкам)

Чтение (называние) слога ам.

66.

 

Составление и чтение слога ом

Рисование дома. Раскрашивание и печатанье слога ом.

Рассказывание сказки «Машенька и медведь». Договаривание чистоговорок.

Чтение (называние) слога ом.

67.

 

Составление и чтение слога ум.

Конструирование трактора. Раскрашивание и печатанье слога ум.

Слушание сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк». Договаривание чистоговорки.

Чтение (называние) слога ум.

68.

 

Сравнение и чтение слогов ам, ом, ум.

Складывание разрезной сюжетной картинки. Прохождение «дорожек». Печатанье слогов.

Договаривание чистоговорок. С. Маршка «Сказка об умном мышонке» (совместное рассказывание по сюжетным картинкам)

Чтение (называние слогов) ам, ом, ум.

69.

 

Сравнение и чтение слогов ам – ах, ом – ох, ум – ух.

Прохождение «дорожек». Печатанье. Конструирование. Раскрашивание.

Рассказывание сказки «Лисичка-сестричка и Серый Волк».

Чтение (называние) слогов ам, ах, ух, ум, ом, ох.

70.

 

Составление и чтение слога ма.

Сюжетная картинка «Маша и медведь» (раскрашивание). Печатанье слога.

Э. Успенский «Всё в порядке» (слушание). Договаривание чистоговорок.

Чтение (называние) слога ма.

71.

 

Сравнение и чтение слогов ам и ма.

Прохождение «дорожек». Раскрашивание. Рисование.

Э. Успенский «Всё в порядке» (драматизация).

Чтение (называние) слогов ам, ма.

72.

 

Составление и чтение слога му

Аппликация «Мухомор». Шнуровка. Печатанье слога му.

Белый и красный цвет.

Договаривание чистоговорки. Активизация словаря по теме: домашние животные. Игра «Кто как голос подаёт»

Чтение (называние) слогов му..

73.

 

Сравнение и чтение слогов ум и му.

Складывание картинки, разрезанной на части (корова). Раскрашивание. Прохождение «дорожек».

Домашние животные. Чистоговорки. Слушание сказки «Крошечка-Хаврошечка».

Чтение (называние) слогов ум, му.

74.

 

Составление и чтение слога мо.

Моделирование и рисование (эскимо). Печатанье слога.

Чистоговорка. Уточнение представлений «Что делают из молока».  Рассказывание сказки «Крошечка-Хаврошечка» по сюжетным картинкам.

Чтение (называние) слога мо.

75.

 

Сравнение и чтение слогов ом и мо.

Аппликации (дом, эскимо). Прохождение «дорожек», печатанье слогов. Коричневый цвет.

Г. Юдин «Поэты» (слушание).

Чтение (называние) слогов ом, мо.

76.

 

Сравнение и чтение слогов ма, мо, му.

Раскрашивание, аппликация. Печатанье слогов.

Сказка «Лисичка-сестричка и Серый Волк» (драматизация).

Чтение (называние) слогов ма, мо, му.

77.

 

Сравнение и чтение слогов ма – ха, мо – хо, му – ху.

Дорисовывание деталей предметов. Раскрашивание слогов.

Чистоговорки. Стихотворения о буква. Сказка «Крошечка-Хаврошечка» (рассказывание).

Чтение (называние слогов: мА, ха, мо, хо, му, ху.

 

78.

 

Чтение слогов с изученными буквами.

Раскрашивание и конструирование изученных букв. Прохождение «дорожек».

Выделение первого звука в слове. Обозначение его буквой. Рассказывание сказки Г. Юдина «Поэты».

Чтение (называние) слогов: ам, ма ом, мо, ум, му, ух, ху, ох, хо,ух, ху, ах, ха; буквосочетаний: ау, уа.

79.

 

Составление и чтение слова мох.

Аппликация «Мох и клюква» Печатанье слова.

Анализ последовательности звуков в слове структуры СГС. Составление предложения со словом. Драматизация сказки Г. Юдина «Поэты»

Чтение (называние) слога мо, слова мох.

80.

 

Составление и чтение слова мама.

Складывание  сюжетной картинки, разрезанной на части. Печатанье слова.

Анализ и последовательность звуков и букв в слове структуры СГСГ. Драматизация стихотворения Э. Успенского «Мама приходит с работы».

Чтение (называние) слога ма, слова мама.

81.

 

Составление и чтение слова ухо.

Раскрашивание. Дорисовывание ухо у разных зверей. Печатанье слова.

Анализ и последовательность звуков и букв в слове структуры ГСГ. Драматизация стихотворения В. Орлова «Тихо, тихо…»

Чтение (называние) слога хо, слова ухо.

82.

 

Составление и чтение слова уха.

Складывание разрезанной на части сюжетной картинки. Рисование удочки, костра, котелка. Печатанье слова.

Анализ и последовательность звуков и букв в слове структуры ГСГ Слушание сказки В. Сутеева «Кот-рыбак».

Чтение (называние) слога ха, слова уха.

83.

 

Составление и чтение слова муха.

Рисование мухи. Печатанье слова. Чёрный цвет.

Анализ и последовательность звуков и букв в слове структуры СГСГ. Составление предложений со словом муха (с использованием предлогов) «Где муха?» Активизация словаря по темем «Насекомые»

Чтение (называние) слогов му, ха и слова муха.

84.

 

Чтение слогов и слов с изученными буквами.

Аппликация. Раскрашивание букв.

Сравнение слов ухо – уха, уха – муха.

Рассказывание сказки «Крошечка-Хаврошечка»

Чтение (называние) слогов и слов.

85.

Звук и буква Ии.

Звук и буква и.

Конструирование, лепка буквы И. Раскрашивание.

Стихотворение о букве и. Звукоподражание.

Называние изученных букв.

86.

 

Выделение звука и буквы и в слове Ира.

Раскрашивание «Одежда для Иры. Печатанье буквы И.

Активизация словаря по теме «Одежда»

Выделение буквы и среди других букв.

87.

 

Выделение звука и буквы и в слове ива.

Рисование дерева. Аппликация «Ива над речкой». Печатанье буквы И. Зелёный и коричневый увет.

Активизация словаря по теме «Деревья». Слушание сказки «Как коза избушку построила»

Называние гласных букв.

88.

 

Выделение звука и буквы и в слове иглы.

Рисование иголки. Раскрашивание хвои у ели и сосны. Зелёный цвет.

Активизация словаря по теме «Деревья». Рассказывание сказки «Как коза избушку построила»

Чтение рядов гласных букв с учётом последовательности.

89.

 

Выделение звука и буквы в слове иволга.

Раскрашивание иволги. Печатанье буквы. Жёлтый цвет.

Активизация словаря по теме «Птицы». Звукоподражания («Кто как голос подаёт?»)

Чтение рядов гласных букв с учётом их последовательности и количества.

90.

 

Составление и чтение буквосочетания иа.

Складывание картинки, разрезанной на части. Раскрашивание ослика. Серый цвет. Аппликация.

Активизация словаря по теме «Домашние животные». Звукоподражания («Кто как голос подаёт?»)

Заучивание стихотворения «В доме кончилась вода».

Чтение (называние) буквосочетания иа.

91.

 

Составление и чтение слогов им, их.

Прохождение «дорожек». Печатанье слогов.

Анализ обратных слогов. Заканчивание предложений местоимениями им, их. Чистоговорки.

Чтение (называние) слогов им, их.

92.

 

Составление и чтение слогов ми, хи.

Раскрашивание и аппликация (медведь, лиса). Коричневый и оранжевый цвет.

Анализ прямых слогов. Чистоговорки. Рассказывание сказки «Как коза избушку построила».

Чтение (называние) слогов ми, хи.

93.

 

Сравнение и чтение слогов им – ми, их – хи.

Складывание картинок, разрезанных на части. Печатанье.

Сравнение прямых и обратных слогов.  Составление предложений. Называние предметов (деревья, домашние и дикие животные, птицы).

Чтение (называние слогов им, ми, их, хи.

94.

 

Чтение слогов с изученными буквами.

Конструирование букв из полосок и палочек.

Стихи о буквах (повторение).

Выделение первого звука в слове. Драматизация сказки «Как коза избушку построила».

Чтение (называние слогов) с изученными буквами.

95.

Звук и буква Пп

Звук и буква П п

Конструирование, лепка, раскрашивание буквы П.

Звукоподражание. Стихотворение о букве П.

Называние буквы П.

96.

 

Выделение звука и буквы в слове Паша.

Раскрашивание одежды для Паши. Упражнение «Одень куклу».

Активизация словаря по теме «Одежда»

Выделение звука и буквы П в начале слова

97.

 

Выделение звука и буквы п в слове подушка.

Рисование. Прямоугольник. Квадрат. Чередование элементов (аппликация).

Активизация словаря по теме «Постельные принадлежности». Пение колыбельной.

Выделение буквы П среди других букв.

98.

 

Выделение звука и буквы п в слове павлин.

Раскрашивание павлина. Складывание картинки, разрезанной на части.

Активизация словаря по теме «Птицы»

Называние изученных букв.

99.

 

Выделение звука и буквы п в слове палец, пальцы.

Обводка кисти руки.

Называние пальцев.

Называние изученных букв.

100

 

Составление и чтение слогов ап, оп, уп

Складывание картинки, разрезанной на части. Печатанье слогов.

Активизация словаря по теме «Цирк».

Чтение слогов ап, оп, уп.

101.

 

Составление и чтение слогов па, по, пу.

Печатанье слогов. Раскрашивание картинок (пони, лапа).

Слушание сказки «Пых». Договаривание чистоговорок.

Чтение (называние) слогов па, по, пу.

102.

 

Составление и чтение слога пи.

Лепка (цыплёнок). Печатанье слога пи.

Называние детёнышей домашних птиц. Рассказывание сказки «Пых» по серии картинок.

Чтение слога пи.

103.

 

Составление и чтение слова Пух.

Раскрашивание картинки (Пух). Печатанье слова.

Слушание отрывка из сказки «Винни-Пух»

Чтение (называние) слова Пух, слога пу.

104.

 

Составление и чтение слова Пим.

Складывание картинки, разрезанной на части. Дорисовывание картинки «Клоун».  Печатанье слова.

Рассказывание сказки «Пых». Активизация словаря по теме «Цирк».

Чтение (называние) слога пи, слова – Пим.

105.

 

Составление и чтение слова папа.

Раскрашивание картинки. Печатанье слова. Изготовление подарка для папы (аппликация).

Активизация словаря по теме «Семья», «Родственные отношения».

Чтение (называние) слога па, слова – папа.

106.

 

Чтение слогов с изученными буквами.

Печатанье слогов. Лепка букв.

Стихотворения о буквах. Чистоговорки.

Чтение (называние) слогов с изученными буквами.

107.

 

Чтение и сравнение слов Пух, мох, муха.

Раскрашивание, аппликация, печатанье слов.

Активизация словаря по теме «Насекомые», «Лес». Пение песенок Винни-Пуха.

Чтение (называние) слов: Пух, муха, мох.

108

 

Чтение и сравнение слов папа, мама.

Складывание картинки, разрезанной на несколько частей. Изготовление бус для мамы. Печатанье слов.

Активизация словаря по теме «Семья».

Чтение (называние) слов мама, папа.

109.

Звук и буква Тт.

Звук и буква т.

Конструирование, лепка, раскрашивание буквы Т.

Звукоподражание. Стихотворение о букве Т.

Называние буквы Т.

110.

 

Выделение звука и буквы т в слове топор.

Рисование.  Печатанье буквы Т. Упражнения в штриховке.

Слушание сказки «Теремок». Составление предложений «Кто какой голос подаёт». Называние животных и их действий.

Выделение звука в начале слова. Соотнесения звука Т с буквой.

111.

 

Выделение звука и буквы т в слове лист.

Обводка трафарета. Раскрашивание. Упражнения в штриховке.

Рассказывание сказки теремок по сюжетным картинкам. Называние деревьев. Ответы на вопросы «От какого дерева лист?» (подбор)

Выделение согласного звука в конце слова. Соотнесения звука и буквы Т.

112.

 

Выделение звука и буквы т в слове торт.

Рисование. Лепка из солёного теста.

Рассказывание сказки (театр на столе). Называние кондитерских изделий.

Узнавание звука и буквы Т среди других звуков и букв.

113.

 

Составление и чтение слога ат

Раскрашивание с соблюдением контуров.

Повторение чистоговорки.  Называние детских игрушек.

Составление и чтение (называние) слога ат.

114.

 

Составление и чтение слога та.

Раскрашивание сюжетной картинки «Танец»

Чистоговорки. Составление предложений по сюжетным картинкам.

Составление и чтение (называние) слога та.

115.

 

Сравнение слогов ат, та.

Конструирование букв. Штриховка.

Чистоговорки. Составление предложений по предметным и сюжетным картинкам.

Чтение (называние) слогов  ат, та.

116.

 

Составление и чтение слога от.

Конструирование кота из геометрических фигур. Рисование кота.

Чистоговорка. Слушание сказки «Лиса, Кот и Дрозд».

Составление и чтение (называние) слога от.

117.

 

Составление и чтение слога то.

Аппликация (карточка лото).

Чистоговорка.  Рассказывание сказки «Лиса, Кот и Дрозд» по сюжетным картинкам.

Составление и чтение (называние) слога то.

 

118.

 

Сравнение слогов  от и то.

Конструирование букв. Штриховка.

Чистоговорки.  Рассказывание сказки «Лиса, Кот и Дрозд»

Чтение (называние) слогов от, то.

119.

 

Составление и чтение слога ут.

Аппликация из пластилина «Утка».

Чистоговорка. Драматизация сказки «Лиса, Кот и Дрозд»

Составление и чтение (называние) слога ут.

 

120.

 

Составление и чтение слога ту.

Конструирование «Паровоза» из готовых форм.

Чистоговорка. Называние предметов обуви. Драматизация сказки «Лиса, Кот и Дрозд»

Составление и чтение (называние) слога ту.

 

121.

 

Сравнение слогов ут и ту.

Конструирование букв. Штриховка.

Чистоговорки. Слушание сказки Г. Юдина «Тимка-телезритель».

Чтение (называние) слогов ут, ту.

122.

 

Составление и чтение слога ит.

Обводка по пунктирным линиям «Кит».

Чистоговорка. Рассказывание сказки Г. Юдина «Тимка-телезритель» по картинному плану.

Составление и чтение (называние) слога ит.

 

123.

 

Составление и чтение слога ти.

Конструирование из геометрических форм «Тигрёнок».

Чистоговорка. Рассказывание сказки Г. Юдина «Тимка-телезритель» по сюжетной картинке.

Составление и чтение (называние) слога ти.

 

124.

 

Сравнение слогов ит и ти.

Рисование тигрёнка и кита.

Чистоговорки. Рассказывание сказки Г. Юдина «Тимка-телезритель»

Чтение (называние) слогов ит, ти.

125.

 

Чтение слогов с буквой т.

Прохождение лабиринтов.

Называние инструментов, деревьев, кондитерских изделий, животных.  Заучивание стихотворения Г. Виеру «Телевизор тигр купил…»

Чтение (называние) слогов т, та, от, то, ут, ту, ит, ти.

126.

 

Чтение слогов с изученными буквами.

Конструирование букв.

Стихотворения об изученных буквах.

Чтение (называние) букв, буквосочетаний, слогов.

127.

 

Составление и чтение слов тут, там.

Прохождение лабиринтов.

Ответы на вопросы «Что там? Что тут?». Уточнение словаря

Чтение (называние) слов там, тут.

128.

 

Составление и чтение слов тот, та, то.

Прохождение лабиринтов «Соедини слово и картинку»

Упражнения в согласование определённого местоимения и существительного. Слушание сказки «Непослушный котёнок»

Чтение (называние) слов та, то, тот.

129

 

Составление и чтение слова том.

Изготовление модели книги из коробки.

Рассказывание сказки «Непослушный котёнок» по серии сюжетных картинок.

Чтение (называние) слова том

130.

 

Составление и чтение слова Тима.

Раскрашивание картинки с выбором определённого цвета.

Рассказывание сказки «Непослушный котёнок» по серии сюжетных картинок. Называние предметов одежды и обуви. Составление предложений по сюжетным картинкам.

Чтение (называние) слова Тима.

131.

 

Составление и чтение слова Тома.

Раскрашивание картинки с выбором определённого цвета.

Драматизация сказки «Непослушный котёнок». Называние предметов одежды и обуви. Составление предложений по сюжетным картинкам.

Чтение (называние) слова Тома.

132.

 

Составление и чтение слова Тата.

Раскрашивание картинки с выбором определённого цвета.

Драматизация сказки «Непослушный котёнок». Называние предметов одежды и обуви. Составление предложений по сюжетным картинкам.

Чтение (называние) слова Тата.

133.

 

Составление и чтение предложений из 2-х слов: Тут мама. Тут папа.

Прохождение  лабиринтов «Соедини слово и картинку». Печатанье слов.

Драматизация сказки «Непослушный котёнок». Называние имён своих родителей.

Чтение (называние) предложений

135.

 

Составление и чтение предложений из двух слов: Тут Тата. Там Тома.

Прохождение  лабиринтов «Соедини слово и картинку». Печатанье слов. Узнавание одноклассников на фотографиях.

Рассказывание сказок «Лиса, Кот и Дрозд», «Непослушный котёнок», Г. Юдина «Тимка-телезритель». Называние имён своих одноклассников.

Чтение (называние) предложений

136.

 

Составление и чтение предложений из двух слов: Тот том. Та уха. То ухо.

Печатанье изученных букв. Конструирование букв.

Составление предложений по сюжетным картинкам. Рассказывание стихотворений о буквах.

Называние букв, чтение (называние) слогов, слов, предложений с изученными буквами