Государственное образовательное учреждение Ярославской области
Переславль-Залесская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №3

Адрес: 152025 г. Переславль-Залесский Ярославской обл.,  ул.  Магистральная, д. 43, 43а, 43б.
Телефоны: (8-08535) 3-29-03,3-29-04. Электронная почта:deti@deti.pereslavl.ru

________________________________________________________________________

 

 

Утверждена приказом директора школы:

№______ от «___»________2011 года

Директор школы: ___________________

Ивахненко А.И.

 

 

 

Рабочая программа

учебного курса «История России» в 7б классе (группа «Особый ребёнок»)

2011/12 учебный год

 

Учителя-дефектолога

Головкиной Т.М.

 

 

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу истории в соответствии с программой «История» И.М. Бгажноковой, Л.В. Смирновой,  опубликованной в сборнике «Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида. 5-9 классы. 2-е издание. М., «Просвещение», 2005), учебником «Мир истории» для 6 класса СКОУ VIII вида авторов – И.М. Бгажноковой, Л.В. Смирновой (Москва, «Просвещение», 2011).

Рабочая программа рассчитана на 68 часов в год, 2 часа – в неделю.

Учащиеся групп «Особый ребёнок» (7-й год обучения) начинают знакомиться  с пропедевтическим курсом «Мир истории» как части представлений об окружающем мире с целью обогащения знаний учащихся о времени, прошлом и настоящем человечества, осознании единства и изменения происходящих исторических событий. Изучая курс «Мир истории», дети овладевают основными понятиями, необходимыми  для дальнейшего изучения истории в 8-9 классах. Курс «Мир истории»  способствует усвоению и накоплению социального опыта, развитию познавательной деятельности учащихся. В курсе обучения дети учатся анализировать, сравнивать, обобщать исторические факты и связывать их с развитием опыта человека с учётом смены цивилизаций на Земле. Изучение курса истории строится на социокультурном, коррекционно-развивающем принципе, принципе доступности, реализации межпредметных связей.  При отборе исторического материала необходимо использовать анализ исторических фактов и событий в интегрированных связях с другими явлениями природы, общества, культуры; необходимо обращаться к чувствам детей, эмоциональным оценкам, нравственным категориям.

Много времени отводится на разделы, посвящённые личной истории человека, месту его проживания, истории бытовых вещей. При изучении этих тем показывается связь бытовой жизни человека и истории человечества.

Структурным принципом построения программы является линейно-концентрический принцип. Он даёт возможность использовать межпредметные связи и обобщать имеющиеся и приобретаемые знания учащихся.

Курс истории разделён на отдельные темы. Для изучения каждой темы отводится определённое количество часов. Для усвоения исторических понятий необходимо тщательно отбирать тексты, иллюстрации, картографические сведения, проводить словарную работу, использовать ИКТ, различные формы опроса и контроля знаний.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся по курсу «Мир истории»

- усвоение наиболее доступных понятий на уровне их понимания и узнавания;

- использование части понятий в активной речи;

- умение последовательно отвечать на вопросы по основным темам, выбирать правильный ответ из ряда предложенных вариантов;

- сформированность основных компонентов учебной деятельности;

- умение слушать учителя;

- использование помощи учителя при выполнении учебных задач, умение самостоятельно исправить ошибки;

- усвоение элементов контроля учебной деятельности ( с помощью памяток, инструкций, опорных схем);

- адекватная реакция на оценку учебных действий.

 

Тематическое планирование уроков «Мир истории» в 7б  классе (68 ч)

№/№

п./п.

Наименование разделов и тем уроков

Всего часов

Из них

Лабораторные и практические

экскурсии

1.

Раздел 1. Введение

28 ч

 

 

Автобиография

Домашний и школьный адрес

Маршрут экскурсии по городу

 

 

Экскурсия «Улицы города».

Ээкскурсия «Достопримечательности родного города»

 

Тема 1. Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас

22 ч

 

 Тема 2. Представление о времени в истории

2 ч

Изготовление ленты времени.

 

Тема 3. Начальные представления об истории

 

4 ч

 

 

2.

Раздел 2.  История Древнего мира

6 ч

Кроссворд

Изготовление иллюстраций с комментариями

 

3.

Раздел 3. История вещей и дел человека

22 ч

Путешествие с фарфором (по карте мира и глобусу).

Экскурсия в краеведческий музей

Путешествие с овощами (по карте мира и глобусу).

Путешествие с шёлком (по карте мира и глобусу)

Сообщения об истории овощей (иллюстрация и текст)

4.

Раздел 4. История человеческого общества

12 ч

Виды искусств (иллюстрации и подписи)

Экскурсия в Музей ремёсел

Раскрашивание на компьютере предметов народных промыслов.

 

Итого

68 ч

 12  работ

 4 экскурсии

Поурочное планирование уроков истории в 7б классе (68 ч)

№ п/п

Дата

Тема урока

Словарь

Практические работы/

Экскурсии

Оборудование, ТСО, наглядность

Контрольно-диагностические материалы

Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ (28 ч)

Тема 1. Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас (22 ч)

 

1.1.

 

 

 

 

Твоё имя. История имени.

Греческий, римский, славянский

Алфавитный список имён

Статья о значении и происхождении имён. Фотографии учащихся.

Собственные имя, отчество, фамилия.

1.2.

 

 

Знаменитые тёзки Игоря и Ивана.

Князь,  царь, крестьянин, интервенция, тёзка

 

Иллюстрации, тексты о князе Игоре, Иване Сусанине.

Значение своего имени.

1.3.

 

Знаменитые тёзки Алексея и Никиты.

Былины, монастыри, святые

Просмотр М\ф

Иллюстрации, тексты о Никите Столпнике. М/ф «Алёша Попович и Тугарин Змей»

Рассказ о подвиге Ивана Сусанина.

1.4.

 

Знаменитые тёзки Ксении и Юлии.

Блаженная, поэт, поэтесса, война.

Чтение стихотворений Ю. Друниной.

Иллюстрация «Ксения Петербургская», портрет поэтессы Юлии Друниной. Биография Ю. Друниной и Ксении Блаженной.

Рассказ о жизни Никиты Столпника.

1.5.

 

Наши фамилии. Откуда они?

Фамилия, семья, предки, потомки.

Алфавитный список фамилий

Текст о значении фамилий одноклассников и их происхождении.

Рассказ о биографии Ксении Блаженной, Юлии Друниной.

1.6.

 

Отчество в имени человека. Семья.

Отец, дедушка, прадедушка.

Определение по полному имени человека имени отца. Схема семьи. Чтение полных имён людей. Называние имени и  отчества дедушек и бабушек.  

Презентация «Моя семья». Карточка «Моя семья» (закончить предложения)

Рассказ о значении своей фамилии.

1.7.

 

Близкие и дальние родственники.

Родственные отношения: родные, двоюродные.

Классификация «Близкие и дальние родственники».

Генеалогическое (родословное) древо (дерево). Фотографии родственников.

Рассказ о своей семье.

1.8.

 

Биография. Даты жизни человека.

Периоды жизни: младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, старость. Дата рождения, смерти.

Составление автобиографии (закончи предложение).

Презентация «Периоды жизни человека». Карточка «Автобиография». Карточки с датами.

Рассказ о родственниках.

1.9.

 

Место, где ты живёшь. Домашний адрес.

Адрес домашний и школьный.

Запись домашнего и школьного адреса.

Презентация «Улицы города». Карта Ярославской области.

Сообщение автобиографии.

1.10.

 

Твои соседи. Правила добрососедства.

Сосед, добрососедство.

Запись в тетрадь правил добрососедства.

Иллюстрации «Дом», «Улица», «Двор».

Знание домашнего адреса и адреса школы.

1.11.

 

Город, в котором мы живём

Название города, достопримечательности, центральные улицы, площади.

Ориентировка в карте-схеме города.

Карта-схема города. Видеофильм «Переславль-Залесский» (путеводитель для туристов).

Рассказ о правилах добрососедства.

1.12.

 

Достопримечательности города Переславля-Залесского.

Называние достопримечательностей и адреса их нахождения.

Ориентировка в карте-схеме города.

Фотографии достопримечательностей. Презентация «Достопримечательности г. Переславля-Залесского» Карта-схема города.

Карточка «Допиши предложения о городе, в котором ты живёшь».

1.13.

 

Улицы родного города.

Называние улиц.

Ориентировка в карте-схеме города.

Экскурсия «Улицы города». Составление маршрута для экскурсии по городу (по выбору учащихся).

Карта-схема города. Презентация «Экскурсия по улицам города» (по материалам экскурсии).

Называние достопримечательностей. Высказывание «Почему я хочу побывать там».

1.14.

 

Наша Родина  - Россия.

Граница, соседние государства (страны). Народы, гражданин, патриот.

Ориентировка в политической карте Евразии. Ориентировка на глобусе.

Глобус. Политическая карта Евразии. Карта России.

Маршрут от дома до школы (называние улиц).

1.15.

 

Как устроено государство.

Конституция, суд, полиция, армия. Президент, Дума, правительство.

Работа с учебник (с.51-54).

Рабочая тетрадь (с. 20, зад. 1)

Карта России

Рабочая тетрадь, с. 16, зад. 1 (малая и большая Родина)

1.16.

 

Символы государства

Гимн, влаг, герб

Раскрашивание государственного флага.  Учебник  (с. 55 – 57)

Изображения флага и герба России. Текст Гимна России.

Задания 3, 4, 5 (учебник с. 54)

1.17.

 

Герб родного города и области.

Герб.

Раскрашивание герба Переславля-Залесского.

Герб Ярославской области, Переславля-Залесского.

Рассказ о гербе, флаге по вопросам учителя.

1.18.

 

Заочная экскурсия по Ярославлю

Область, областной город. Район, районный центр.

Раскрашивание иллюстрации «Набережная реки Волги в Ярославле». Работа с картой Ярославской области.

Герб Ярославля. Презентация «Экскурсия по Ярославлю».

Рассказ о гербе Ярославской области, г. Переславля-Залесского по вопросам учителя.

1.19.

 

Москва – столица России.

Страна, столица. Область, областной центр.

Работа с учебником (с. 59-60).

Рабочая тетрадь с. 21-22 (зад. 1, 2)

Ориентировка на карте России.

Презентация «Экскурсия по Москве»

Карта России.

Ответы на вопросы по иллюстрациям.

1.20.

 

Мы  - жители Земли.

Страна, континент, океан, планета, атмосфера, Солнечная система.

Учебник (с.62-64)

Рабочая тетрадь с.23, зад 1.

 

Схема «Солнечная система».

Рассказ по карточке

1.21. 

 

М.В. Ломоносов – слава России

Знаменитые люди, учёные, даты жизни.

Краткая биография В. Ломоносова.

Составление плана пересказа.

Презентация «М.В. Ломоносов»

Рассказ по карточке.

1.22.

 

Обобщающий урок по теме «Кто мы и где мы живём».

Планета, страна, область, город. Имя, отчество, фамилия. Семья. Государство.

Работа со схемой «Солнечная система», глобусом, картой России.

Глобус, схема «Солнечная система», карта России, схема государственного управления России.

Рассказ о М.В. Ломоносове по плану.

Тема 2. Представление о времени в истории (2 ч)

1.23.

 

Счет лет в истории. Лента времени.

Дата, век, тысячелетие,  лента времени.

Работа с лентой времени,  определить по году век, расставь даты  по порядку.

Лента времени

 

1.24.

 

Историческое время.

Эра, век, тысячелетие.

Учебник, с.77-80. Рабочая тетрадь, с. 28-29 (ззад.2, 5, 6)

Лента времени.

Карточка «Определи век и последовательность событий».

Тема 3. Начальные представления об истории (4 ч)

1.25.

 

 

 

Что изучает история

Прошлое, настоящее, предки, освоение, открытия, события.

Учебник с.84.

Рабочая тетрадь (с.30, зад.1)

Лента времени. Презентация «Что изучает история».

Ответы на вопросы по теме.

1.26.

 

Какие науки помогают истории.

Археология, историческая география, нумизматика, геральдика

Учебник с.85-88.

Рабочая тетрадь с. 30-31 (зад. 1)

Карта «Древнерусское государство в  IХ – Х в. в.», Презентация «Археологические раскопки», «Гербы», «Монеты».

Определение, что такое история.

1.27.

 

Исторические памятники

Вещественные: предметы быта, оружие, орудия труда, здания, скульптуры, рисунки.

Невещественные: язык, обычаи, верования, устное творчество, литература.

 

Учебник с. 90-91

 

Изображения исторических памятников. Презентация «Исторические памятники».

Карточка из рабочей тетради (с. 31, зад. 2).

1.28.

 

Историческая карта.

Стороны горизонта, легенда карты (условные обозначения и цвета), название карты.

Учебник с. 92-94; рабочая тетрадь (с. 34, задание 2).

Карта «Сражение на Куликовом поле»

Карточка 2 из рабочей тетради (с. 33)

Раздел 2.  ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (6 ч)

2.1

 

Первобытный человек. Кто он? Откуда он?

Древнейший человек. Простейшие орудия труда: камень, дубина, палка-копалка.

Учебник с. 100-102

Рабочая тетрадь с. 36-37 (задание 1,2)

Иллюстрации «Первобытные люди»

Ответы на вопросы по исторической карте «Сражение на Куликовом поле»

2.2.

 

Человек умелый и человек разумный.

Орудия труда: топор, копьё,  нож. Каменный век. Добыча огня. Община. Посёлок. Расселение.

Учебник с.102-103, с. 105.

Презентация «Человек умелый и человек разумный»

Описание внешности первобытного человека по плану и иллюстрации. Называние орудий труда и охоты первобытного человека.

2.3.

 

Ледниковый период и изменения образа жизни древних людей.

Климат. Образ жизни.

Учебник с. 107-108.

Презентация «Ледниковый период в истории человечества»

Называние орудий труда и охоты

2.4.

 

Как жили древние охотники, кочевники, собиратели.

Кочевники. Собирательство.

Учебник с. 108-111.

Иллюстрации «Древние охотники», «Древние собиратели».

Ответы на вопросы (с. 108, зад. 2, 3)

2.5.

 

Развитие скотоводства и земледелия у древних людей.

Скотоводство. Земледелие.  Оседлый и кочевой образ жизни.

Учебник с. 113-115.

Презентация «Развитие земледелия и скотоводства в древние времена»

Рабочая тетрадь с. 38-39 (задание 1)

2.6.

 

Обобщающий урок «История Древнего мира»

Ледниковый период. Орудия труда. Способы хозяйства.

Кроссворд (рабочая тетрадь, с. 40).

 

Ответы на вопросы (рабочая тетрадь, стр. 39, задание 1) - устно

Раздел 3. История вещей и дел человека (22 ч)

3.1.

 

Огонь в жизни древнего человека

Природные явления – источники огня (извержение вулкана, молния). Очаг, камин, печь.

Учебник (с. 118-120).

Иллюстрации «Природные явления», «Как древний человек добывал и сохранял огонь»

 

3.2.

 

 Обработка глины. Гончарное дело.

Огонь и глина. Гончар. Гончарное дело. Печь.

Учебник с. 120-122.

Рабочая тетрадь с. 42, задание 1.

Презентация «Гончарное дело».

Коллекция природных материалов.

Ответы на вопросы (учебник, с. 1, 2, 3)

3.3.

 

Медные и оловянные орудия труда

Медь, олово, бронза. Металл, металлургия, кузнец. Бронзовый век.

Учебник с. 124-126.

Коллекция металлов.

Иллюстрации «Металлические изделия», «Кузнецы».

Рабочая тетрадь с. 41, задание 1 – чтение и пересказ.

3.4.

 

Вода – источник жизни. Как её использовал древний человек.

Рыболовство. Водоёмы. Дамбы. Плотины.

Учебник с. 126-127

Рабочая тетрадь с. 44 – стихотворение А.К. Дитрих «Разговор с водой».

Иллюстрации «Орудия древних рыболовов», «Поселения древних людей» (на берегах рек).

Ответы на вопросы учебника с. 126 (задания 1, 2, 3)

3.5.

 

Как люди научились плавать по воде.

Плот, каяк, чёлн,  папирусное судно,  вёсельные лодки, финикийцы.

Учебник с. 127-131.

Презентация «Развитие судоходства». Иллюстрации древних сулов.

Рассказ о значении воды и водоёмов в жизни человека по плану.

3.6.

 

Как развивалось земледелие.

Зерновые культуры. Земледелие. Плодородный почвы.

Учебник с. 131-132.

Коллекция «Зерновые культуры»

Карта мира.

Ответы на вопросы учебника (с. 131,   задания 1, 2, 3, 4)

3.7.

 

Вода и земледелие. Искусственное орошение земли.

Поливное земледелие. Орошение. Богатые и бедные люди. Налоги. Счёт времени. Развитие математики.

Учебник с. 132-133

Презентация «Поливное земледелие и расслоение общества».

Глобус.

Ответы на вопросы (учебник, с. 134, задание 1, 2, 3).

3.8.

 

Законы и культурные традиции в Древнем мире.

Законы, государство, культурные традиции.

Учебник с. 133-134

Презентация «Почитание воды и земли в русском фольклоре»

Рабочая тетрадь, стр. 44 (задание 4)

3.9.

 

Вода как источник энергии.

Каменная ступка, жернова, водяное колесо. Гидротурбины.

Учебник с.134-136

Презентация «Как колесо изменило жизнь человека».

Карта мира. Глобус.

Рассказ по плану «Почитание воды и земли в древней культуре»

3.10.

 

История жилища человека.

Глина, кирпич, мрамор, дерево, бетон, стекло. Архитектура. Домостроение.

Учебник с. 138-140.

Презентация «От пещеры до современного жилья».

Коллекция строительных материалов.

Ответы на вопросы учебника (с. 136, задания 1, 2, 3).

3.11.

 

Как появилась мебель

Трон, сундук, ларь, ложе.

Учебник с. 141-144.

Презентация «История мебели»

Рабочая тетрадь, с. 45, задание 1, 2.

3.12.

 

Как появились каша и хлеб

Климат и питание людей. Дрожжи. Пресный и дрожжевой хлеб.

Учебник с. 144-146.

Загадки о хлебе. Пословицы и поговорки о хлебе.

Коллекция «Зерновые культуры»

Презентация «Как появился хлеб»

Ответы на вопросы учебника (стр. 144, задание 2, 3, 4, 5, 6).

3.13.

 

Откуда появились овощи

 

Учебник с. 147-149. Загадки об овощах. Путешествие с овощами (по карте мира и глобусу).

Лента времени. Карта мира. Глобус.

Рассказ о влиянии климата и природных условий на питание людей.

3.14.

 

История появления посуды. Глиняная посуда.

Керамика, глазурь, фарфор

Учебник с.149-151. Путешествие с фарфором (по карте мира и глобусу).

Коллекция «Строительные материалы». Презентация «Гончарное дело». Лента времени. Карта мира. Глобус

Сообщения о происхождении овощей.

3.15.

 

История появления посуды. Деревянная посуда.

Черпак, солоница, бочка.

 

Учебник с. 151-152.

Презентация «Посуда из древесины и берёсты. Народные промыслы».

Рабочая тетрадь с. 49, задание 1.

3.16.

 

История появления посуды. Стеклянная посуда.

Огонь и стекло. Стеклодувные производства.

Тексты об истории стекла.

Презентация «История и производство стекла».

Коллективный рассказ-описание «Мебель и посуда в русской избе» (по иллюстрации и опорным словам)

3.17.

 

Одежда и обувь древнего человека.

Плетение, прядение, ткачество. Прялка.

Учебник с. 153-154.

Иллюстрации «Одежда древнего человека», «Прялка», «Выделка шкур древним человеком», «Орудия труда древнего человека».

Ответы на вопросы учебника (с. 152, задания 1, 2, 3)

3.18.

 

О прялке и ткацком станке. Одежда из волокон.

Ткацкий станок, хлопок, лён, шёлк. Искусственные волокна.

Учебник с. 155-156.

Презентация «Развитие ткацкого производства».

Рассказ «Что носили люди каменного века» с опорой на иллюстрации.

3.19.

 

История обуви.

Сандалии, сапоги, башмаки, лапти, валенки

Учебник с. 158-159.

Презентация «История обуви»

Ответы на вопросы учебника (с. 157, задание 4, 5, 6)

3.20.

 

Как люди украшали себя

Косметика.

Учебник с. 161-164

Пословицы и поговорки о красоте.

Отрывки из сказок с описанием героев.

Презентация «Как люди украшают себя»

Карточка «Подбери материал, из которого изготовлена эта обувь»

3.21.

 

Что могла рассказать о человеке одежда, дом и посуда.

Знатный человек, простолюдин, крестьянин, воин.

Экскурсия в краеведческий музей.

Учебник с. 157-158,  с. 160.

Презентация «Встречают по одёжке»

Ответы на вопросы учебника (с. 164, задания 1, 2, 4)

3.22.

 

Обобщающий урок по теме «История вещей и дел человека»

 

Определение последовательностей появления в культуре человечества различных бытовых предметов, видов жилья, пищи.

Иллюстрации по теме «История вещей».

Задания «Проверь себя», стр. 166 учебника.

Раздел 4. ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (12 ч)

4.1

 

Сведения о восточных славянах.

Славяне.

Учебник с. 168.

Рабочая тетрадь, с. 54, задание 4.

Карта «Расселение славянских племён». Иллюстрация «Занятия древних славян».

 

4.2

 

Как жили восточные славяне.

Род, община, племенной союз, вече, старейшина, князья.

Учебник с. 1169-171.

Иллюстрация «Славянское городище»

Рабочая тетрадь, стр. 53, задание 1.

4.3.

 

Во что верили восточные славяне.

Язычество.

Учебник с. 171-175

Рабочая тетрадь, с. 55, задание 2, 3.

Презентация «Верования восточных славян»

Ответы на вопросы учебника (с. 171, задания 4, 5, 6, 7)

4.4.

 

Как появились современные религии.

Религия. Христианство. Буддизм. Мусульманство (ислам). Иудаизм.

Учебник с.176 -182

Рабочая  тетрадь с. 57, задание 3.

Иллюстрации «Культовые здания мировых религий, изображения пророков (основателей религии)».

Рабочая тетрадь, задание 1, стр. 55

4.5.

 

Как появилось искусство

Виды искусства. Народное творчество.

Учебник с. 182-184

Рабочая тетрадь с. 57, задание 1.

Презентация «Виды искусства»

Ответы на вопросы учебника (с.182, задания 3, 5, 6).

4.6.

 

Русские народные промыслы.

Народные промыслы.

Экскурсия в Музей ремёсел Учебник с. 184-186.

Презентация «Русские народные промыслы»

Рассказ о наскальных рисунках и скульптурах.

4.7.

 

Что такое народная культура. Её отражение в народном творчестве.

Духовная и материальная культура.

Учебник с. 186.

Рабочая тетрадь с. 58, задание 2.

Слушание народных песен.

Пословицы и поговорки.

Презентация «Сказания, былины и сказки русского народа»

Видеозапись «Народные танцы»

Учебник, с. 187, задание 4, 6.

4.8.

 

Появление письменности.

Пиктография, иероглифы, берестяные грамоты, славянская азбука.

Учебник с.186-190.

Рабочая тетрадь с. 58, задание 1.

Презентация «Житие Кирилла и Мефодия»

Учебник (стр. 187, задание 5)

4.9.

 

Когда появились книги

Бумага, летопись, книгопечатанье.

Учебник с. 191-192.

Загадки и пословицы о книге, грамоте.

Лента времени. Презентация «Начало книгопечатанья на Руси»

Ответы на вопросы учебника (с. 192, задание 1, 2, 3, 4)

4.10.

 

От изобретения колеса – к новым открытиям.

Транспорт, двигатели, освоение космоса, информационные технологии.

Учебник с. 193-195

Рабочая тетрадь с. 59-60.

Лента времени. Презентация «От изобретения колеса – к новым открытиям»

Коллективное сочинение-рассуждение «Зачем нужны книги?»

4.11.

 

Зачем нужно учиться. История школы.

Грамота, наука, техника.

Карточки с текстами об обучении детей в разное историческое время.

Иллюстрации «История школы»

Ответы на вопросы учебника (с. 195, задания 1-6)

4.12.

 

Обобщающий урок «Как менялась жизнь общества»

 

Ответы на вопросы, дополнение предложений. Работа с иллюстрациями.

Иллюстрации. Обобщающая презентация «Мир истории» 9по разделам).

Учебник, «Проверь себя», стр. 203 (задания 1-8).