Государственное образовательное
учреждение Ярославской области
|
№/№ п./п. |
Наименование разделов и тем уроков |
Всего часов |
Из них |
|
Лабораторные и практические |
экскурсии |
|||
1. |
Раздел 1. Введение |
28 ч |
Автобиография Домашний и школьный адрес Маршрут экскурсии по городу |
Экскурсия «Улицы города». Ээкскурсия «Достопримечательности родного города»
|
Тема 1. Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас |
22 ч
|
|||
Тема 2. Представление о времени в истории |
2 ч |
Изготовление ленты времени. |
|
|
Тема 3. Начальные представления об истории
|
4 ч |
|
|
|
2. |
Раздел 2. История Древнего мира |
6 ч |
Кроссворд Изготовление иллюстраций с комментариями |
|
3. |
Раздел 3. История вещей и дел человека |
22 ч |
Путешествие с фарфором (по карте мира и глобусу). |
Экскурсия в краеведческий музей |
Путешествие с овощами (по карте мира и глобусу). |
||||
Путешествие с шёлком (по карте мира и глобусу) |
||||
Сообщения об истории овощей (иллюстрация и текст) |
||||
4. |
Раздел 4. История человеческого общества |
12 ч |
Виды искусств (иллюстрации и подписи) |
Экскурсия в Музей ремёсел |
Раскрашивание на компьютере предметов народных промыслов. |
||||
|
Итого |
68 ч |
12 работ |
4 экскурсии |
Поурочное планирование уроков истории в 7б классе (68 ч)
№ п/п |
Дата |
Тема урока |
Словарь |
Практические работы/ Экскурсии |
Оборудование, ТСО, наглядность |
Контрольно-диагностические материалы |
Раздел 1. ВВЕДЕНИЕ (28 ч) |
||||||
Тема 1. Представление о себе, об окружающих людях, о пространстве вокруг нас (22 ч) |
||||||
1.1.
|
|
Твоё имя. История имени. |
Греческий, римский, славянский |
Алфавитный список имён |
Статья о значении и происхождении имён. Фотографии учащихся. |
Собственные имя, отчество, фамилия. |
1.2.
|
|
Знаменитые тёзки Игоря и Ивана. |
Князь, царь, крестьянин, интервенция, тёзка |
|
Иллюстрации, тексты о князе Игоре, Иване Сусанине. |
Значение своего имени. |
1.3. |
|
Знаменитые тёзки Алексея и Никиты. |
Былины, монастыри, святые |
Просмотр М\ф |
Иллюстрации, тексты о Никите Столпнике. М/ф «Алёша Попович и Тугарин Змей» |
Рассказ о подвиге Ивана Сусанина. |
1.4. |
|
Знаменитые тёзки Ксении и Юлии. |
Блаженная, поэт, поэтесса, война. |
Чтение стихотворений Ю. Друниной. |
Иллюстрация «Ксения Петербургская», портрет поэтессы Юлии Друниной. Биография Ю. Друниной и Ксении Блаженной. |
Рассказ о жизни Никиты Столпника. |
1.5. |
|
Наши фамилии. Откуда они? |
Фамилия, семья, предки, потомки. |
Алфавитный список фамилий |
Текст о значении фамилий одноклассников и их происхождении. |
Рассказ о биографии Ксении Блаженной, Юлии Друниной. |
1.6. |
|
Отчество в имени человека. Семья. |
Отец, дедушка, прадедушка. |
Определение по полному имени человека имени отца. Схема семьи. Чтение полных имён людей. Называние имени и отчества дедушек и бабушек. |
Презентация «Моя семья». Карточка «Моя семья» (закончить предложения) |
Рассказ о значении своей фамилии. |
1.7. |
|
Близкие и дальние родственники. |
Родственные отношения: родные, двоюродные. |
Классификация «Близкие и дальние родственники». |
Генеалогическое (родословное) древо (дерево). Фотографии родственников. |
Рассказ о своей семье. |
1.8. |
|
Биография. Даты жизни человека. |
Периоды жизни: младенчество, детство, юность, молодость, зрелость, старость. Дата рождения, смерти. |
Составление автобиографии (закончи предложение). |
Презентация «Периоды жизни человека». Карточка «Автобиография». Карточки с датами. |
Рассказ о родственниках. |
1.9. |
|
Место, где ты живёшь. Домашний адрес. |
Адрес домашний и школьный. |
Запись домашнего и школьного адреса. |
Презентация «Улицы города». Карта Ярославской области. |
Сообщение автобиографии. |
1.10. |
|
Твои соседи. Правила добрососедства. |
Сосед, добрососедство. |
Запись в тетрадь правил добрососедства. |
Иллюстрации «Дом», «Улица», «Двор». |
Знание домашнего адреса и адреса школы. |
1.11. |
|
Город, в котором мы живём |
Название города, достопримечательности, центральные улицы, площади. |
Ориентировка в карте-схеме города. |
Карта-схема города. Видеофильм «Переславль-Залесский» (путеводитель для туристов). |
Рассказ о правилах добрососедства. |
1.12. |
|
Достопримечательности города Переславля-Залесского. |
Называние достопримечательностей и адреса их нахождения. |
Ориентировка в карте-схеме города. |
Фотографии достопримечательностей. Презентация «Достопримечательности г. Переславля-Залесского» Карта-схема города. |
Карточка «Допиши предложения о городе, в котором ты живёшь». |
1.13. |
|
Улицы родного города. |
Называние улиц. |
Ориентировка в карте-схеме города. Экскурсия «Улицы города». Составление маршрута для экскурсии по городу (по выбору учащихся). |
Карта-схема города. Презентация «Экскурсия по улицам города» (по материалам экскурсии). |
Называние достопримечательностей. Высказывание «Почему я хочу побывать там». |
1.14. |
|
Наша Родина - Россия. |
Граница, соседние государства (страны). Народы, гражданин, патриот. |
Ориентировка в политической карте Евразии. Ориентировка на глобусе. |
Глобус. Политическая карта Евразии. Карта России. |
Маршрут от дома до школы (называние улиц). |
1.15. |
|
Как устроено государство. |
Конституция, суд, полиция, армия. Президент, Дума, правительство. |
Работа с учебник (с.51-54). Рабочая тетрадь (с. 20, зад. 1) |
Карта России |
Рабочая тетрадь, с. 16, зад. 1 (малая и большая Родина) |
1.16. |
|
Символы государства |
Гимн, влаг, герб |
Раскрашивание государственного флага. Учебник (с. 55 – 57) |
Изображения флага и герба России. Текст Гимна России. |
Задания 3, 4, 5 (учебник с. 54) |
1.17. |
|
Герб родного города и области. |
Герб. |
Раскрашивание герба Переславля-Залесского. |
Герб Ярославской области, Переславля-Залесского. |
Рассказ о гербе, флаге по вопросам учителя. |
1.18. |
|
Заочная экскурсия по Ярославлю |
Область, областной город. Район, районный центр. |
Раскрашивание иллюстрации «Набережная реки Волги в Ярославле». Работа с картой Ярославской области. |
Герб Ярославля. Презентация «Экскурсия по Ярославлю». |
Рассказ о гербе Ярославской области, г. Переславля-Залесского по вопросам учителя. |
1.19. |
|
Москва – столица России. |
Страна, столица. Область, областной центр. |
Работа с учебником (с. 59-60). Рабочая тетрадь с. 21-22 (зад. 1, 2) Ориентировка на карте России. |
Презентация «Экскурсия по Москве» Карта России. |
Ответы на вопросы по иллюстрациям. |
1.20. |
|
Мы - жители Земли. |
Страна, континент, океан, планета, атмосфера, Солнечная система. |
Учебник (с.62-64) Рабочая тетрадь с.23, зад 1.
|
Схема «Солнечная система». |
Рассказ по карточке |
1.21. |
|
М.В. Ломоносов – слава России |
Знаменитые люди, учёные, даты жизни. |
Краткая биография В. Ломоносова. Составление плана пересказа. |
Презентация «М.В. Ломоносов» |
Рассказ по карточке. |
1.22. |
|
Обобщающий урок по теме «Кто мы и где мы живём». |
Планета, страна, область, город. Имя, отчество, фамилия. Семья. Государство. |
Работа со схемой «Солнечная система», глобусом, картой России. |
Глобус, схема «Солнечная система», карта России, схема государственного управления России. |
Рассказ о М.В. Ломоносове по плану. |
Тема 2. Представление о времени в истории (2 ч) |
||||||
1.23. |
|
Счет лет в истории. Лента времени. |
Дата, век, тысячелетие, лента времени. |
Работа с лентой времени, определить по году век, расставь даты по порядку. |
Лента времени |
|
1.24. |
|
Историческое время. |
Эра, век, тысячелетие. |
Учебник, с.77-80. Рабочая тетрадь, с. 28-29 (ззад.2, 5, 6) |
Лента времени. |
Карточка «Определи век и последовательность событий». |
Тема 3. Начальные представления об истории (4 ч) |
||||||
1.25. |
|
Что изучает история |
Прошлое, настоящее, предки, освоение, открытия, события. |
Учебник с.84. Рабочая тетрадь (с.30, зад.1) |
Лента времени. Презентация «Что изучает история». |
Ответы на вопросы по теме. |
1.26. |
|
Какие науки помогают истории. |
Археология, историческая география, нумизматика, геральдика |
Учебник с.85-88. Рабочая тетрадь с. 30-31 (зад. 1) |
Карта «Древнерусское государство в IХ – Х в. в.», Презентация «Археологические раскопки», «Гербы», «Монеты». |
Определение, что такое история. |
1.27. |
|
Исторические памятники |
Вещественные: предметы быта, оружие, орудия труда, здания, скульптуры, рисунки. Невещественные: язык, обычаи, верования, устное творчество, литература.
|
Учебник с. 90-91
|
Изображения исторических памятников. Презентация «Исторические памятники». |
Карточка из рабочей тетради (с. 31, зад. 2). |
1.28. |
|
Историческая карта. |
Стороны горизонта, легенда карты (условные обозначения и цвета), название карты. |
Учебник с. 92-94; рабочая тетрадь (с. 34, задание 2). |
Карта «Сражение на Куликовом поле» |
Карточка 2 из рабочей тетради (с. 33) |
Раздел 2. ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА (6 ч) |
||||||
2.1 |
|
Первобытный человек. Кто он? Откуда он? |
Древнейший человек. Простейшие орудия труда: камень, дубина, палка-копалка. |
Учебник с. 100-102 Рабочая тетрадь с. 36-37 (задание 1,2) |
Иллюстрации «Первобытные люди» |
Ответы на вопросы по исторической карте «Сражение на Куликовом поле» |
2.2. |
|
Человек умелый и человек разумный. |
Орудия труда: топор, копьё, нож. Каменный век. Добыча огня. Община. Посёлок. Расселение. |
Учебник с.102-103, с. 105. |
Презентация «Человек умелый и человек разумный» |
Описание внешности первобытного человека по плану и иллюстрации. Называние орудий труда и охоты первобытного человека. |
2.3. |
|
Ледниковый период и изменения образа жизни древних людей. |
Климат. Образ жизни. |
Учебник с. 107-108. |
Презентация «Ледниковый период в истории человечества» |
Называние орудий труда и охоты |
2.4. |
|
Как жили древние охотники, кочевники, собиратели. |
Кочевники. Собирательство. |
Учебник с. 108-111. |
Иллюстрации «Древние охотники», «Древние собиратели». |
Ответы на вопросы (с. 108, зад. 2, 3) |
2.5. |
|
Развитие скотоводства и земледелия у древних людей. |
Скотоводство. Земледелие. Оседлый и кочевой образ жизни. |
Учебник с. 113-115. |
Презентация «Развитие земледелия и скотоводства в древние времена» |
Рабочая тетрадь с. 38-39 (задание 1) |
2.6. |
|
Обобщающий урок «История Древнего мира» |
Ледниковый период. Орудия труда. Способы хозяйства. |
Кроссворд (рабочая тетрадь, с. 40). |
|
Ответы на вопросы (рабочая тетрадь, стр. 39, задание 1) - устно |
Раздел 3. История вещей и дел человека (22 ч) |
||||||
3.1. |
|
Огонь в жизни древнего человека |
Природные явления – источники огня (извержение вулкана, молния). Очаг, камин, печь. |
Учебник (с. 118-120). |
Иллюстрации «Природные явления», «Как древний человек добывал и сохранял огонь» |
|
3.2. |
|
Обработка глины. Гончарное дело. |
Огонь и глина. Гончар. Гончарное дело. Печь. |
Учебник с. 120-122. Рабочая тетрадь с. 42, задание 1. |
Презентация «Гончарное дело». Коллекция природных материалов. |
Ответы на вопросы (учебник, с. 1, 2, 3) |
3.3. |
|
Медные и оловянные орудия труда |
Медь, олово, бронза. Металл, металлургия, кузнец. Бронзовый век. |
Учебник с. 124-126. |
Коллекция металлов. Иллюстрации «Металлические изделия», «Кузнецы». |
Рабочая тетрадь с. 41, задание 1 – чтение и пересказ. |
3.4. |
|
Вода – источник жизни. Как её использовал древний человек. |
Рыболовство. Водоёмы. Дамбы. Плотины. |
Учебник с. 126-127 Рабочая тетрадь с. 44 – стихотворение А.К. Дитрих «Разговор с водой». |
Иллюстрации «Орудия древних рыболовов», «Поселения древних людей» (на берегах рек). |
Ответы на вопросы учебника с. 126 (задания 1, 2, 3) |
3.5. |
|
Как люди научились плавать по воде. |
Плот, каяк, чёлн, папирусное судно, вёсельные лодки, финикийцы. |
Учебник с. 127-131. |
Презентация «Развитие судоходства». Иллюстрации древних сулов. |
Рассказ о значении воды и водоёмов в жизни человека по плану. |
3.6. |
|
Как развивалось земледелие. |
Зерновые культуры. Земледелие. Плодородный почвы. |
Учебник с. 131-132. |
Коллекция «Зерновые культуры» Карта мира. |
Ответы на вопросы учебника (с. 131, задания 1, 2, 3, 4) |
3.7. |
|
Вода и земледелие. Искусственное орошение земли. |
Поливное земледелие. Орошение. Богатые и бедные люди. Налоги. Счёт времени. Развитие математики. |
Учебник с. 132-133 |
Презентация «Поливное земледелие и расслоение общества». Глобус. |
Ответы на вопросы (учебник, с. 134, задание 1, 2, 3). |
3.8. |
|
Законы и культурные традиции в Древнем мире. |
Законы, государство, культурные традиции. |
Учебник с. 133-134 |
Презентация «Почитание воды и земли в русском фольклоре» |
Рабочая тетрадь, стр. 44 (задание 4) |
3.9. |
|
Вода как источник энергии. |
Каменная ступка, жернова, водяное колесо. Гидротурбины. |
Учебник с.134-136 |
Презентация «Как колесо изменило жизнь человека». Карта мира. Глобус. |
Рассказ по плану «Почитание воды и земли в древней культуре» |
3.10. |
|
История жилища человека. |
Глина, кирпич, мрамор, дерево, бетон, стекло. Архитектура. Домостроение. |
Учебник с. 138-140. |
Презентация «От пещеры до современного жилья». Коллекция строительных материалов. |
Ответы на вопросы учебника (с. 136, задания 1, 2, 3). |
3.11. |
|
Как появилась мебель |
Трон, сундук, ларь, ложе. |
Учебник с. 141-144. |
Презентация «История мебели» |
Рабочая тетрадь, с. 45, задание 1, 2. |
3.12. |
|
Как появились каша и хлеб |
Климат и питание людей. Дрожжи. Пресный и дрожжевой хлеб. |
Учебник с. 144-146. Загадки о хлебе. Пословицы и поговорки о хлебе. |
Коллекция «Зерновые культуры» Презентация «Как появился хлеб» |
Ответы на вопросы учебника (стр. 144, задание 2, 3, 4, 5, 6). |
3.13. |
|
Откуда появились овощи |
|
Учебник с. 147-149. Загадки об овощах. Путешествие с овощами (по карте мира и глобусу). |
Лента времени. Карта мира. Глобус. |
Рассказ о влиянии климата и природных условий на питание людей. |
3.14. |
|
История появления посуды. Глиняная посуда. |
Керамика, глазурь, фарфор |
Учебник с.149-151. Путешествие с фарфором (по карте мира и глобусу). |
Коллекция «Строительные материалы». Презентация «Гончарное дело». Лента времени. Карта мира. Глобус |
Сообщения о происхождении овощей. |
3.15. |
|
История появления посуды. Деревянная посуда. |
Черпак, солоница, бочка.
|
Учебник с. 151-152. |
Презентация «Посуда из древесины и берёсты. Народные промыслы». |
Рабочая тетрадь с. 49, задание 1. |
3.16. |
|
История появления посуды. Стеклянная посуда. |
Огонь и стекло. Стеклодувные производства. |
Тексты об истории стекла. |
Презентация «История и производство стекла». |
Коллективный рассказ-описание «Мебель и посуда в русской избе» (по иллюстрации и опорным словам) |
3.17. |
|
Одежда и обувь древнего человека. |
Плетение, прядение, ткачество. Прялка. |
Учебник с. 153-154. |
Иллюстрации «Одежда древнего человека», «Прялка», «Выделка шкур древним человеком», «Орудия труда древнего человека». |
Ответы на вопросы учебника (с. 152, задания 1, 2, 3) |
3.18. |
|
О прялке и ткацком станке. Одежда из волокон. |
Ткацкий станок, хлопок, лён, шёлк. Искусственные волокна. |
Учебник с. 155-156. |
Презентация «Развитие ткацкого производства». |
Рассказ «Что носили люди каменного века» с опорой на иллюстрации. |
3.19. |
|
История обуви. |
Сандалии, сапоги, башмаки, лапти, валенки |
Учебник с. 158-159. |
Презентация «История обуви» |
Ответы на вопросы учебника (с. 157, задание 4, 5, 6) |
3.20. |
|
Как люди украшали себя |
Косметика. |
Учебник с. 161-164 Пословицы и поговорки о красоте. Отрывки из сказок с описанием героев. |
Презентация «Как люди украшают себя» |
Карточка «Подбери материал, из которого изготовлена эта обувь» |
3.21. |
|
Что могла рассказать о человеке одежда, дом и посуда. |
Знатный человек, простолюдин, крестьянин, воин. |
Экскурсия в краеведческий музей. Учебник с. 157-158, с. 160. |
Презентация «Встречают по одёжке» |
Ответы на вопросы учебника (с. 164, задания 1, 2, 4) |
3.22. |
|
Обобщающий урок по теме «История вещей и дел человека» |
|
Определение последовательностей появления в культуре человечества различных бытовых предметов, видов жилья, пищи. |
Иллюстрации по теме «История вещей». |
Задания «Проверь себя», стр. 166 учебника. |
Раздел 4. ИСТОРИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕСТВА (12 ч) |
||||||
4.1 |
|
Сведения о восточных славянах. |
Славяне. |
Учебник с. 168. Рабочая тетрадь, с. 54, задание 4. |
Карта «Расселение славянских племён». Иллюстрация «Занятия древних славян». |
|
4.2 |
|
Как жили восточные славяне. |
Род, община, племенной союз, вече, старейшина, князья. |
Учебник с. 1169-171. |
Иллюстрация «Славянское городище» |
Рабочая тетрадь, стр. 53, задание 1. |
4.3. |
|
Во что верили восточные славяне. |
Язычество. |
Учебник с. 171-175 Рабочая тетрадь, с. 55, задание 2, 3. |
Презентация «Верования восточных славян» |
Ответы на вопросы учебника (с. 171, задания 4, 5, 6, 7) |
4.4. |
|
Как появились современные религии. |
Религия. Христианство. Буддизм. Мусульманство (ислам). Иудаизм. |
Учебник с.176 -182 Рабочая тетрадь с. 57, задание 3. |
Иллюстрации «Культовые здания мировых религий, изображения пророков (основателей религии)». |
Рабочая тетрадь, задание 1, стр. 55 |
4.5. |
|
Как появилось искусство |
Виды искусства. Народное творчество. |
Учебник с. 182-184 Рабочая тетрадь с. 57, задание 1. |
Презентация «Виды искусства» |
Ответы на вопросы учебника (с.182, задания 3, 5, 6). |
4.6. |
|
Русские народные промыслы. |
Народные промыслы. |
Экскурсия в Музей ремёсел Учебник с. 184-186. |
Презентация «Русские народные промыслы» |
Рассказ о наскальных рисунках и скульптурах. |
4.7. |
|
Что такое народная культура. Её отражение в народном творчестве. |
Духовная и материальная культура. |
Учебник с. 186. Рабочая тетрадь с. 58, задание 2. Слушание народных песен. Пословицы и поговорки. |
Презентация «Сказания, былины и сказки русского народа» Видеозапись «Народные танцы» |
Учебник, с. 187, задание 4, 6. |
4.8. |
|
Появление письменности. |
Пиктография, иероглифы, берестяные грамоты, славянская азбука. |
Учебник с.186-190. Рабочая тетрадь с. 58, задание 1. |
Презентация «Житие Кирилла и Мефодия» |
Учебник (стр. 187, задание 5) |
4.9. |
|
Когда появились книги |
Бумага, летопись, книгопечатанье. |
Учебник с. 191-192. Загадки и пословицы о книге, грамоте. |
Лента времени. Презентация «Начало книгопечатанья на Руси» |
Ответы на вопросы учебника (с. 192, задание 1, 2, 3, 4) |
4.10. |
|
От изобретения колеса – к новым открытиям. |
Транспорт, двигатели, освоение космоса, информационные технологии. |
Учебник с. 193-195 Рабочая тетрадь с. 59-60. |
Лента времени. Презентация «От изобретения колеса – к новым открытиям» |
Коллективное сочинение-рассуждение «Зачем нужны книги?» |
4.11. |
|
Зачем нужно учиться. История школы. |
Грамота, наука, техника. |
Карточки с текстами об обучении детей в разное историческое время. |
Иллюстрации «История школы» |
Ответы на вопросы учебника (с. 195, задания 1-6) |
4.12. |
|
Обобщающий урок «Как менялась жизнь общества» |
|
Ответы на вопросы, дополнение предложений. Работа с иллюстрациями. |
Иллюстрации. Обобщающая презентация «Мир истории» 9по разделам). |
Учебник, «Проверь себя», стр. 203 (задания 1-8). |